Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

338 страниц

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

  Скачать PDF

Показать даты введения Admin

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 20.12.10

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ СУДОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

НД N 2-020101-012

Санкт-Петербург

2011

Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу с 1 января 2011 г.

Настоящее издание составлено на основе Правил классификационных освидетельствований судов в эксплуатации издания 2010 г.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ и соответствующие резолюции Международной морской организации.

Правила предназначены для инспекторского состава, экипажей судов и судовладельцев.

ISBN 978-5-89331-141-9

© Российский морской регистр судоходства, 2011


мости, увеличение срока эксплуатации судна или изменение символа класса. Характер переоборудования (существенное/несущественное) определяется Главным управлением PC в каждом случае.

О

2

Если существующее грузовое судно подлежит переоборудованию, которое влияет на уровень его деления на отсеки, следует продемонстрировать, что значение отношения A/R, определяемое для судна после подобного переоборудования, не меньше значения, существовавшего до переоборудования. Однако, в тех случаях, когда значение отношения A/R до переоборудования равно или больше единицы, следует лишь продемонстрировать, что после подобного переоборудования величина А для судна после переоборудования не будет меньше величины R. В контексте настоящего требования «существующее грузовое судно» означает грузовое судно, построенное до 1 февраля 1992 года, независимо от его длины.

Типовые танки, пространства (representative tanks, spaces) — танки, помещения и пространства, которые, как предполагается, отражают состояние других танков, помещений и пространств подобного типа и назначения и имеют аналогичные системы предотвращения коррозии. При выборе типовых танков, помещений и пространств следует принимать во внимание их назначение, данные об условиях предыдущей эксплуатации и ремонтах судна, а также установленные районы с критическими конструкциями и/или сомнительные зоны.

Штатный инспектор (exclusive surveyor) — физическое лицо, заключившее договор найма исключительно в подразделении PC, имеющее необходимую квалификацию, подготовку и уполномоченное выполнять обязанности и виды деятельности, возложенные на него нанимателем, в пределах своего уровня ответственности.

2.2.4 Нефтеналивное судно (Oil tanker).

Словесная характеристика Oil tanker или равноценная ей со знаком (ESP) назначается морским самоходным типам судов, конструкция которых, как правило, включает танки внутри прочного корпуса, и предназначенных, главным образом, для перевозки нефти наливом. Такой тип назначается однокорпусным, двухкорпусным нефтеналивным судам, а также нефтеналивным судам с альтернативной конструкцией, например, со средней (промежуточной) палубой. Типовые сечения мидель-шпангоута приведены на рис. 2.2.4.

Рис. 2.2.4 Типовые сечения мидель-шпангоута нефтеналивного судна

2.2.5 Навалочное судно (Bulk carrier).

Словесная характеристика Bulk carrier или равноценная ей со знаком (ESP) назначается морским самоходным типам судов, конструкция которых, как правило, включает одну палубу, двойное дно, скуловые и бортовые подпалубные танки, однобортную или двубортную конструкцию в пределах грузовой зоны и предназначенных, главным образом, для перевозки сухих грузов навалом. Типовые сечения мидель-шпангоута приведены на рис. 2.2.5.

Т

>—

J

7

2

и.


2.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПОВ СУДОВ, КОТОРЫМ ПРЕДПИСАНЫ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ПО РАСШИРЕННОЙ ПРОГРАММЕ

2.2.1    Освидетельствования по расширенной программе (ESP), предписанные разд. 2 — 7 части III «Дополнительные освидетельствования судов в зависимости от их назначения и материала корпуса», применимы к таким типам судов, как нефтеналивные суда, химовозы и навалочные суда, определения которым даны в указанных разделах.

2.2.2    Для правильного и единого толкования судовладельцами и инспекторами ниже приводятся определения типов судов, которым предписаны ESP.

2.2.3    Требования к расширенному освидетельствованию судов изложены в разд. 2 — 7 части III «Дополнительные освидетельствования судов в зависимости от их назначения и материала корпуса».

Рис. 2.2.5 Типовые сечения мидель-шпангоута навалочного судна

2.2.6 Рудовоз (Ore carrier).

Словесная характеристика Ore carrier или равноценная ей со знаком (ESP) назначается морским самоходным типам судов, конструкция которых, как правило, включает одну палубу, две продольные переборки и двойное дно в пределах


Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации


грузовой зоны и предназначенных, главным образом, для перевозки руды только в центральных грузовых трюмах. Типовые сечения мидель-шпангоута приведены на рис. 2.2.6.


конструкцию в пределах грузовой зоны и предназначенных, главным образом, для перевозки нефти наливом или сухих грузов, включая руду, навалом. Типовые сечения мидель-шпангоута приведены на рис. 2.2.7.3.


г—Л

( ]

Г7П

J

/ ■

Рис. 2.2.6 Типовые сечения мидель-шпангоута рудовоза




Рис. 2.2.7.3 Типовые сечения мидель-шпангоута нефтерудонавалочного судна


2.2.7 Комбинированное судно (Combination carrier).

2.2.7.1    Комбинированное судно (Combination carrier) — общий термин, применяемый к судам, предназначенным для перевозки как нефти наливом, так и сухих грузов навалом. Эти грузы не перевозятся одновременно, за исключением нефтесодержащих смесей, сохраняемых в отстойных танках. Типы судов, приведенные в 2.2.7.2 и 2.2.7.3, должны рассматриваться как комбинированные суда.

2.2.1.2    Словесная характеристика Ore/oil carrier или равноценная ей со знаком (ESP) назначается морским самоходным типам судов, конструкция которых, как правило, включает одну палубу, две продольные переборки и двойное дно в пределах грузовой зоны, и предназначенных, главным образом, для перевозки руды в центральных грузовых трюмах или нефти в центральных грузовых трюмах и бортовых танках. Типовые сечения мидель-шпангоута приведены на рис. 2.2.7.2.


2.2.8 Химовоз (Chemical tanker).

Словесная характеристика Chemical tanker или равноценная ей со знаком (ESP) назначается морским самоходным типам судов, конструкция которых, как правило, включает танки внутри прочного корпуса, и предназначенных, главным образом, для перевозки опасных химических грузов наливом. Такой тип назначается однокорпусным, двухкорпусным химовозам, а также химовозам с альтернативной конструкцией. Типовые сечения мидель-шпангоута приведены на рис. 2.2.8.


1

О

1

1

\

1 1

г т

1

1 1

1__'

1

1____J

Г '1

,,

1—1

1

1 1

1___1

1

1 J

i

1_/

о

___J

: & о о

_

2 О

с-

П о о

Л

Рис. 2.2.8 Типовые сечения мидель-шпангоута химовоза


Рис. 2.2.7.2 Типовые сечения мидель-шпангоута нефтерудовоза

2.2.7.3 Словесная характеристика Oil/bulk/ore ово carrier или равноценная ей со знаком (ESP) назначается морским самоходным типам судов, конструкция которых, как правило, включает одну палубу, двойное дно, скуловые и бортовые подпалубные танки, однобортную или двубортную

2.3 СОКРАЩЕНИЯ

ВРК — винторулевой комплекс.

ГМССБ — Глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности.

ГУР — Главное управление Регистра.

ИКО — иные, чем Регистр, классификационные общества.

ИМО — Международная морская организация.

ИСО — Международная организация по стандартизации.

КИП — контрольно-измерительные приборы и оборудование.


МАКО — Международная ассоциация классификационных обществ.

МАРПОЛ 73/78 — Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. с Протоколом 1978 г. к ней.

МКУБ — Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

МЭК — Международная электротехническая комиссия.

ОТК — орган технического контроля предприятия или лицо, ответственное за качество продукции и работы, выполняемой предприятием.

ОЯТ — отработавшее ядерное топливо — материал, содержащий изотопы урана, тория и/или плутония, которые использовались для поддержания цепной ядерной реакции.

ПТЭ — Правила технической эксплуатации.

Регистр, PC — Российский морской регистр судоходства.

сно — система непрерывного освидетельствования судов.

СОЛАС-74/78 — Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. с Протоколом 1978 г. к ней.

сппт — схема планово-предупредительного технического обслуживания.

ПТ МАКО — процедурное требование МАКО.

УТ МАКО — унифицированное требование МАКО.

3 ВИДЫ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

3.1 При проведении технического наблюдения за судами и холодильными установками в эксплуатации применяются следующие виды классификационных освидетельствований:

.1 первоначальные освидетельствования;

,2 периодические освидетельствования:

.2.1 ежегодное;

.2.2 промежуточное;

.2.3 очередное;

.2.4 освидетельствование подводной части судна;

.2.5 дополнительные освидетельствования судов в зависимости от их назначения и материала корпуса;

.2.6 освидетельствование холодильных установок;

.2.7 освидетельствование по системе непрерывного освидетельствования (СНО);

.2.8 освидетельствование по схеме планово-предупредительного технического обслуживания судов (СППТ);

.2.9 освидетельствование по гармонизированной системе освидетельствования судов;

.3 внеочередные освидетельствования:

.3.1 связанные с приостановкой, восстановлением или снятием класса;

.3.2 связанные с переклассификацией судов;

.3.3 связанные с присвоением, сохранением и снятием класса судов, находящихся в двойном или совместном классе;

.3.4 при выводе судов в отстой и вводе в эксплуатацию после отстоя;

.3.5 в связи с аварийными случаями;

.3.6 в связи с проверкой выполнения ранее выставленных требований;

.4 другие освидетельствования, проводимые:

.4.1 по поручению государственных органов (Морской администрации государства флага, посольства государства флага, органов стандартизации, органов технического надзора за сосудами под давлением и др.);

.4.2 по просьбе компаний (страховых, судоходных, промышленных и др.).

3.2    Периодичность и объем вышеперечисленных освидетельствований приведен в частях II «Периодичность и объемы освидетельствований», III «Дополнительные освидетельствования судов в зависимости от их назначения и материала корпуса» и IV «Освидетельствования холодильных установок».

3.3    Указания по проведению освидетельствований и испытаний корпусных конструкций, деталей и узлов механической установки, рекомендации по выявлению вероятных зон возникновения повышенных износов и/или дефектов приведены в Руководстве и приложениях к нему.

4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

4.1 Освидетельствования проводят квалифицированные инспекторы, обладающие достаточной компетенцией для проведения необходимого освидетельствования. Периодические освидетельствования, как правило, проводятся специалистами по корпусной, механической и электромеханической и радиоспециализациям. В отдельных случаях допускается совмещение специализаций, учитывая квалификацию, опыт инспектора, подготовку его по смежным специальностям и степень сложности предъявляемого судна.

Регистр в своих контрактах с судовладельцами или операторами на выдачу конвенционных или классификационных свидетельств на судно должен указывать, что такая выдача должна быть осущест-


Правша классификационных освидетельствований судов в эксплуатации

влена при условии, что стороны не возражают против доступа инспекторов Комиссии ЕС на борт этого судна в целях проверки выполнения требований Регламента ЕС №391/2009.

4.2    Руководящий предъявлением судна капитан или главный/старший механик должны выделять для помощи инспекторам при освидетельствовании судна своих ответственных помощников, которые отвечают за эксплуатацию и обслуживание предъявляемой части судна, знакомы со всеми неполадками, дефектами и повреждениями, имевшими место за период после предыдущего освидетельствования, и их устранением.

4.3    Для решения вопросов классификации и применения правил в подразделениях PC используются как действующие, так и предыдущие издания правил и других нормативных документов Регистра, стандарты, нормативно-техническая документация по вопросам судоходства и судоремонта.

На суда в эксплуатации распространяются требования той редакции правил, по которой они были построены, если в последующих изданиях правил и бюллетенях дополнений и изменений к правилам, выпущенных после издания правил, не указано иное.

На суда в эксплуатации, впервые классифицируемые Регистром, распространяются требования правил, действовавших на период постройки данного судна, с учетом требований последующих изданий правил, распространяющихся на суда в эксплуатации.

Степень применения вновь изданных правил к судам в эксплуатации при их восстановлении после аварий или в иных подобных случаях, а также при переоборудовании устанавливается Регистром с учетом целесообразности и технической обоснованности в каждом случае.

4.4    Для сокращения продолжительности освидетельствования и его полноценности необходима хорошая подготовка судна судовладельцем:

все помещения судна должны быть доступны для освидетельствования;

все объекты должны быть в исправном, рабочем состоянии, кроме случаев ремонта и аварий;

должны быть, в необходимых случаях, обеспечены доступ, вскрытие и/или демонтаж.

Организации и лица, осуществляющие эксплуатацию, ремонт или переоборудование судов, подлежащих техническому наблюдению Регистра, должны обеспечить инспектору возможность проведения технического наблюдения за всеми ремонтными работами, за изготовлением и испытанием материалов и изделий для судов.

Ответственность за своевременные предъявления судов и объектов наблюдения судна к освидетельствованиям и выполнение в срок требований и

замечаний инспекторов, изложенных в документах Регистра (актах, свидетельствах и др.), лежит на судовладельце и администрации судна. Проведение испытаний, производство замеров и дефектации являются обязанностью судовладельца или завода, выполняющего ремонт.

В случае, если судовладелец не сможет обеспечить одновременное предъявление Регистру всех балластных танков, подлежащих освидетельствованию ежегодно или при промежуточном освидетельствовании, судовладельцем должен быть разработан и согласован с Регистром план-график предъявления всех балластных танков в период предписанных освидетельствований (±3 мес. от назначенной даты ежегодного освидетельствования).

Классификационное свидетельство может быть подтверждено только после освидетельствования всех балластных танков.

4.5    При проведении освидетельствования судовладелец по требованию Регистра должен представить:

.1 документы, выданные и/или одобренные Регистром, в том числе все последние акты освидетельствования судна Регистром или иным классификационным обществом, все информации для капитана и инструкции, связанные с вопросами, регламентируемыми правилами Регистра (прочностью, балластировкой, перевозкой специальных грузов и др.);

.2 судовую техническую документацию — чертежи, схемы, описания, инструкции по эксплуатации, формуляры или паспорта, нормативную и эксплуатационную документацию по судну, механизмам, устройствам;

.3 на все объекты технического наблюдения Регистра (механизмы, котлы, соеуцы под давлением и другое оборудование и снабжение) на судне должны быть предписанные правилами свидетельства о соответствии или заводские документы, а также, в необходимых случаях, надлежащая эксплуатационная и ремонтная документация на изделия.

.4 судовые журналы и другие документы, отражающие эксплуатацию судна и относящихся к компетенции Регистра механизмов, устройств, оборудования, возникавшие с ними неполадки и их устранение. Если судовладелец не может представить техническую документацию в полном объеме, должны быть приняты меры для обеспечения требуемой информации с выполнением, при необходимости, расчетов, испытаний и изготовлением чертежей.

4.6    Для решения вопросов по новым типам судов, механизмов и устройств, а также для принятия решений по особо сложным вопросам, возникающим в процессе ремонта, при изучении


обстоятельств аварий и других случаях, Регистр может привлекать для консультаций специалистов в области судостроения и машиностроения.

4.7    При проведении ремонта, модернизации и эксплуатации судов судовладельцы, проектанты, судостроительные и судоремонтные предприятия обязаны выполнять требования правил Регистра.

4.8    При освидетельствованиях, требующих значительного времени на их проведение, включая рассмотрение технической документации, и испытания механизмов, устройств и судна в целом, судовладелец должен представить на согласование с Регистром план предстоящих предъявлений документов, частей судна и проведения испытаний.

4.9    Судовладельцы, организации и предприятия должны обеспечивать необходимые условия для качественного и безопасного проведения освидетельствований или испытаний объектов. На судах все механизмы, оборудование и приборы должны быть в рабочем состоянии (исключая случаи ремонта и аварий); трапы, рештования и другие устройства для освидетельствования на больших судах должны быть в пригодном для использования состоянии, а также должны быть выполнены все требования техники безопасности, связанные с проводимым освидетельствованием, в частности, при проведении внутренних освидетельствований танков, цистерн, котлов и сосудов под давлением, и при осмотре высокорасположенных конструкций, картеров двигателей и т. п.

4.10 ПОДГОТОВКА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ КОРПУСА СУДНА

4.10.1    Учитывая, что процесс освидетельствования корпуса в объеме очередного является наиболее трудоемким, ниже приводятся требования по подготовке к проведению такого освидетельствования.

При подготовке к проведению ежегодного или промежуточного освидетельствований корпуса следует использовать применимые требования по подготовке к проведению освидетельствования корпуса, изложенные ниже.

4.10.2    До начала очередного освидетельствования судовладельцем должна быть представлена информация о всех имевших место в период предшествующего 5-летнего периода эксплуатации дефектах, износах и повреждениях, представлены журналы технического состояния, судовые технические формуляры, судовые акты, судовой вахтенный журнал и т. п.

4.10.3    Условия для освидетельствования корпусных конструкций.

Корпус судна должен быть подготовлен к проведению освидетельствования, и, одновременно, должны быть обеспечены следующие условия его безопасного проведения:

.1 судовладельцем должны быть предоставлены средства, необходимые для безопасного проведения освидетельствования;

.2 должен быть обеспечен безопасный доступ в танки, трюмы и другие пространства, т. е. в них должна быть проведена дегазация, вентиляция и установлено освещение;

.3 для подготовки к освидетельствованию и замерам толщин, а также для обеспечения возможности детального осмотра все помещения должны быть очищены, в том числе с их поверхностей должна быть удалена вся отслаивающаяся окалина. Помещения должны быть настолько чистыми и сухими, и из них в такой степени должны быть удалены вода, окалина, грязь, остатки нефтепродуктов и т. д., чтобы были видны коррозия, деформация, трещины, повреждения или другие дефекты конструкций. Участки конструкций, по которым судовладельцем уже принято решение о замене, должны быть очищены и освобождены от окалины лишь настолько, чтобы можно было определить границы участков, намеченных для замены;

.4 должно быть обеспечено достаточное освещение, чтобы можно было выявить значительную коррозию, деформации, трещины, повреждения и другие дефекты конструкций;

.5 там, где применено мягкое или полутвердое покрытие, для инспектора должен быть обеспечен безопасный доступ для проверки эффективности этого покрытия и для выполнения оценки состояния внутренних конструкций, которые могут включать места, где покрытие отсутствует. Если безопасный доступ не может быть обеспечен, мягкое или полутвердое покрытие должно быть удалено.

4.10.4    Доступ к конструкциям.

Судовладелец должен обеспечить доступ к объектам освидетельствования, а именно:

.1 для освидетельствования должны быть подготовлены средства, позволяющие инспектору легко и безопасно осмотреть корпус;

.2 для освидетельствования грузовых трюмов и балластных танков должно быть предусмотрено одно или несколько из следующих средств, приемлемых для инспектора:

стационарные леса и проходы через конструкции; временные леса/рештования и проходы через конструкции;


Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации

подъемники и передвижные платформы;

плавучие приборы или плоты;

другие равноценные средства.

4.10.5    Оборудование для освидетельствования.

4.10.5.1    Замеры толщин, как правило, должны проводиться при помощи специального ультразвукового оборудования. По требованию инспектора должна быть подтверждена точность приборов. Замеры толщин должны выполняться организациями, признанными в соответствии с разд. 7. Замеры толщин могут выполняться также инспекторами Регистра при условии наличия у них соответствующих квалификационных свидетельств.

Признание организаций, проводящих замеры толщин на судах валовой вместимостью менее 500 (кроме судов (ESP)), а также на рыболовных судах независимо от валовой вместимости, является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром.

4.10.5.2    По своему усмотрению инспектор может потребовать применения одного или нескольких из следующих методов обнаружения трещин (дефектов):

рентгенографического;

ультразвукового;

магнитопорошкового;

цветного или другого метода неразрушающего контроля.

4.10.6    Освидетельствование в море или на якорной стоянке.

По желанию судовладельца допускается проведение очередного освидетельствования элементов корпуса судна в рейсе или на якорной стоянке. Однако, в этом случае судовой администрацией должны быть обеспечены следующие условия для проведения инспектором необходимых освидетельствований:

.1 освидетельствование в море или на якорной стоянке может быть допущено при условии, что персонал судна окажет инспектору необходимую помощь. Все необходимые меры предосторожности и условия для проведения освидетельствования должны отвечать требованиям 4.10.3 — 4.10.5;

.2 должна быть создана система связи между группой, выполняющей освидетельствование в танке, и должностным лицом, ответственным за проведение работ, находящимся на палубе. В случае использования плавучих приборов или плотов связь должна быть установлена с персоналом, управляющим балластным насосом;

.3 при использовании плавучих приборов или плотов для всех участников работ должно быть предусмотрено соответствующее число спасательных жилетов. Плавучие приборы и плоты должны обладать удовлетворительной остаточной плавучестью даже в случае разрыва одной из камер. Судовладельцем должны быть разработаны меро

приятия по технике безопасности проведения таких освидетельствований;

.4 для проведения освидетельствования танков при помощи плавучих приборов или плотов достаточно решения инспектора, который должен учитывать принятые меры безопасности, в частности, прогноз погоды и поведение судна в условиях умеренного волнения (см. также Рекомендацию 39 МАКО «Руководство по использованию плавучих приборов и плотов для детальных освидетельствований»).

4.11    Требования по срокам направления судовладельцами заявок на освидетельствование судов и организация выполнения этих заявок Регистром приведены в разд. 4 части I «Общие положения» Руководства.

4.12    Инспектор имеет право отказаться от проведения освидетельствования, если судно или объект освидетельствования окажется недостаточно подготовленным к проведению освидетельствования, а при обнаружении дефектов, влияющих на безопасность проведения освидетельствования и/или испытания, обязан отказаться от освидетельствования. При этом на судно должен быть передан акт, объясняющий решение инспектора.

5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СУДНА

5.1    Определение технического состояния корпуса судна, судовых устройств, оборудования и снабжения, механической и холодильной установок, электрического оборудования является основным условием установления годности судна к безопасному плаванию, возможности присвоения, подтверждения, восстановления, возобновления и переназначения класса судна, а также определения объема необходимого ремонта.

5.2    Ответственность за техническое состояние корпуса судна, его механизмов, оборудования, устройств, систем и снабжения, а также за поддержание их в исправном состоянии лежит на судовладельце и администрации судна, которые должны обеспечивать проведение необходимых проверок и осмотров для выявления возможных дефектов и неисправностей. При обнаружении дефектов и неисправностей, влияющих на безопасность судна, администрация судна обязана сообщить об этом представителю Регистра.

5.3    Определение технического состояния объектов наблюдения проводится Регистром путем осмотров, замеров, испытаний и проверок в действии, объем которых устанавливается в соответствующих частях настоящих Правил.


5.4    На судах, длительное время бывших в эксплуатации, проводится подробная дефектация корпуса, устройств, механической и холодильной установок, судового оборудования, электрооборудования для определения их технического состояния. Объем отдельных осмотров, измерений, проверок и испытаний увеличивается в зависимости от возраста судна, проведенных ремонтов и замен.

Дефектация корпуса подразделяется на частичную (обследование ограниченных участков корпуса в пределах отдельных перекрытий или поперечных сечений) и полную (подробное обследование всех элементов корпуса). Частичная дефектация проводится, как правило, на судах возрастом не более 10 лет, полная — на судах возрастом более 15 лет. На чертежах должны быть нанесены толщины, характеристики гофрировок, бухтин и вмятин, сведения о заменах элементов корпуса, а также расположение и протяженность подваренных сварных швов.

Заверенные Регистром результаты дефектации (акт с чертежами растяжек обшивки корпуса, настилов палуб, водонепроницаемых переборок и элементов набора) должны храниться на судне, а их копии — в подразделении PC по наблюдению в эксплуатации.

Замеры толщин элементов корпуса, трубопроводов и судовых устройств, если не выполняются инспектором PC, должны выполняться признанными Регистром или, в отдельных случаях, ИКО — членом МАКО организациями в присутствии инспектора PC. Замеры параметров деформаций и трещин, могут выполняться либо фирмой, которая непосредственно выполняет замеры толщин, либо уполномоченным представителем судовладельца. Результаты дефектации могут быть использованы инспектором при освидетельствовании судна в целом или его частей. В необходимых случаях может быть потребовано устранение выявленных дефектов, что инспектор должен указать в акте освидетельствования.

5.5    Основными дефектами, влияющими на оценку технического состояния объекта наблюдения, являются:

износ — уменьшение прочностных размеров конструкций и деталей или изменение качества материала, происходящее в процессе эксплуатации вследствие коррозии, эрозии, усталости, выработки сопрягающихся частей подвижных соединений, загнивания, появления плесени и прелости (дерева, брезента, растительных канатов и т. п.), применительно к конструкциям корпуса (определение износа — см. приложение 2);

повреждение — изменение формы или нарушение целостности конструкций и деталей, как-то: разрушения, разрывы, изломы, трещины, обрывы, остаточные деформации (вмятины,

погнутости, скручивания, гофры, бухтины) и т. и. применительно к конструкциям корпуса (определение повреждения — см. приложение 2);

неисправность — нарушение надежной работы механизмов и оборудования, как-то: отказ в работе (выход из строя), нарушение регулировки, ненормальная работа двигателей, подшипников и аппаратуры (повышенные вибрации, шум, температура), чрезмерные зазоры в сопряжениях, нарушение правильности показаний приборов и т. п.

5.6    Определение технического состояния объектов наблюдения производится Регистром с использованием норм допускаемых дефектов (износов, повреждений, неисправностей), приведенных в соответствующих главах настоящих Правил, других одобренных нормативных документах, инструкциях по эксплуатации механизмов, устройств и оборудования заводов-изготовителей.

5.7    Величина фактического износа несущих элементов конструкций и деталей устанавливается путем сравнения остаточных размеров с построечными (первоначальными). В необходимых случаях может быть учтено наличие увеличенных построечных размеров элементов по сравнению с требуемыми действующими правилами постройки.

Более подробные рекомендации по определению технического состояния конструкции корпуса изложены в приложении 2.

5.8    При обновлении корпусов судов определение технического состояния их конструкций проводится в соответствии с положениями приложения 2.

5.9    Годное техническое состояние для судов, а также их элементов (конструкций, механизмов, устройств, аппаратуры, предметов снабжения и других объектов технического наблюдения) в эксплуатации, означает, что они находятся в работоспособном техническом состоянии, т. е. способны выполнять заданные им функции, а эксплуатационные износы (повреждения) находятся в пределах, гарантирующих нормальную эксплуатацию на период, назначенный судовыми документами, и нет опасных дефектов, а выявленные дефекты находятся в пределах допустимых норм.

5.10    Если при освидетельствовании обнаружено несоответствие технического состояния судна, его корпуса, судовых устройств, оборудования и снабжения, механической или холодильной установки, электрического оборудования требованиям Правил, судно не признается годным к эксплуатации, и документы, удостоверяющие класс, не выдаются, не подтверждаются и не продлеваются, класс судна приостанавливается до приведения его в соответствие с требованиями Правил или до устранения дефектов и признания технического состояния судна годным.


Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации

В необходимых случаях Классификационное свидетельство, Свидетельство о годности к плаванию или другие документы могут быть с судна изъяты, и администрации судна выдается акт об утрате силы действия этих документов.

5.11    Если при освидетельствовании обнаружены опасные дефекты, являющиеся следствием конструктивных недостатков (например, неправильной конструкции, недостаточной прочности и т. и.), инспектор должен потребовать не только исправления повреждений, но и устранения конструктивных недостатков, следствием которых явились повреждения.

5.12    При наличии дефектов, неисправностей или недостатков, не представляющих явной опасности для безопасности судна, устранение которых в данное время невозможно или затруднительно, выполнение требований правил постройки по просьбе судовладельца может быть отложено до ближайшего планового ремонта или на установленный срок; в необходимых случаях при этом могут быть установлены эксплуатационные ограничения.

Применение эксплуатационных ограничений (по району плавания, условиям погоды, загрузке судна и др.) по причине пониженного технического состояния, эквивалентное признанию судна годным к плаванию с определенными эксплуатационными ограничениями, допускается в качестве исключения на ограниченный срок и при наличии достаточных обоснований.

5.13    Неисправное состояние объектов, установленных на судне сверх обязательного состава, требуемого правилами постройки, не является основанием для признания судна в негодном техническом состоянии; однако, если использование их представляет опасность для плавания судна, охраны человеческой жизни или надежной перевозки грузов, эксплуатация этих объектов должна быть запрещена до приведения их в исправное состояние.

5.14    Если установлены необычно большие износы и повреждения или неисправности необычного характера, должны приниматься все меры к установлению причин появления чрезмерных дефектов с привлечением, при необходимости, технических экспертов и проведением расчетов и испытаний. Кроме определения в этом случае объема ремонта, требуемого для устранения дефектов, должны приниматься меры для предотвращения подобного рода дефектов.

В особо сложных случаях привлекаются специализированные компетентные организации и разрабатываются мероприятия, связанные с конструктивными изменениями.

5.15    Если по результатам освидетельствования обнаружены значительный коррозионный износ или

значительные конструктивные дефекты, которые по мнению инспектора не позволяют дальнейшую эксплуатацию судна, должны быть предприняты меры по их устранению до выхода судна в рейс.

Несмотря на указанное выше, любое повреждение, связанное с износом сверх допустимых пределов (включая вмятины, разрывы, трещины или обширные районы значительных износов сверх допустимых пределов), которое влияет или может повлиять на конструктивную прочность, водонепроницаемость, должно быть срочно и полностью устранено. При этом необходимо обращать особое внимание на следующие объекты технического наблюдения:

шпангоуты бортовой обшивки, соединения их концов или прилегающую обшивку;

палубные конструкции и настил палуб; днищевые конструкции и днищевую обшивку; водонепроницаемые или нефтенепроницаемые переборки;

закрытия люков или комингсы люков.

В портах, где отсутствуют необходимые условия для ремонта, может быть рассмотрен вопрос о разрешении проследовать судну непосредственно в порт, где имеются возможности для ремонта. Для этого может потребоваться разгрузка судна и/или временный ремонт на ограниченный период указанного перехода судна.

6 СУДОВАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

6.1    На судне должна быть техническая документация, перечень которой указан в приложении 1. Эта документация необходима для проверки выполнения технических требований и обеспечения показателей и характеристик, регламентированных правилами постройки, при первоначальном освидетельствовании судна, построенного без технического наблюдения Регистра или компетентного органа по договору с Регистром о взаимном замещении. Перечень включает в себя построечную документацию, обычно выдаваемую на судно после постройки или существенного ремонта, переоборудования, модернизации и замены объектов технического наблюдения.

6.2    Объем требуемой судовой технической документации может быть сокращен при наличии документации классификационных и других органов надзора, а также документации завода-строителя (изготовителя), подтверждающей выполнение требований правил постройки и международных конвенций, качество примененных материалов и выполнения работ, проведение требуемых испытаний объектов и подтверждающей, что


представленная документация включает все необходимые данные для оформления документов Регистра. Объем документов может быть изменен по согласованию с Регистром.

6.3    При изменениях и заменах конструкций корпуса, объектов механической и холодильной установок и оборудования объем представляемой документации должен соответствовать объему произведенных изменений и замен. На всех судах должны быть чертежи растяжек наружной обшивки, настила двойного дна и водонепроницаемых переборок с указанными на них заменами листов обшивки во время предыдущих ремонтов, а также результатами дефектаций.

6.4    Расчеты, необходимые для определения удовлетворения требованиям правил постройки, могут быть потребованы инспектором, если они не содержатся в представленной документации.

6.5    Если судовладелец не может представить какую-либо техническую документацию, предусмотренную перечнем, указанным в 6.1, он должен обеспечить получение инспектором необходимой информации при проведении первоначального освидетельствования с изготовлением, в необходимых случаях, чертежей по натурному обмеру и расчетов. При отсутствии свидетельств о соответствии или других документов, свидетельствующих о проведении требуемых Правилами классификации и постройки морских судов испытаний, объекты должны быть подвергнуты соответствующим испытаниям.

6.6    При переоборудовании или ремонте судна должна быть представлена Регистру для одобрения документация по тем частям корпуса, механизмов и оборудования судна, которые подлежат переоборудованию или восстановлению.

6.7    При установке на судно новых механизмов или устройств, входящих в номенклатуру Регистра, которые существенно отличаются от первоначальных, необходимо предъявить Регистру для одобрения техническую документацию новых установок в объеме, требуемом при первоначальном освидетельствовании судна.

6.8    При предъявлении судна к любому освидетельствованию инспектору, по его требованию, должна предъявляться документация, указанная в 4.5.

6.9    По окончании освидетельствования Регистр выдает документы, подтверждающие выполнение требований Правил (см. разд. 6 части I «Общие положения» Руководства).

7 ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАВЩИКАМ УСЛУГ

7.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

7.1.1    Фирмы, предоставляющие от имени судовладельца или владельца плавучей буровой установки услуги, такие как измерения, испытания, обслуживание систем безопасности и оборудования, результаты которых используются инспекторами Регистра при принятии решений, влияющих на классификацию, должны быть признаны Регистром в соответствии с обязательными процедурами, изложенными в настоящем разделе.

7.1.2    Если такие услуги используются инспекторами при принятии решений, влияющих на возможность проведения работ, выполняемых по поручению Морских администраций, фирмы должны быть признаны Регистром, если это поручено ему соответствующей Морской администрацией государства флага. Для таких услуг Регистр может признать одобрения, выполненные самой Администрацией государства флага или надлежащим образом уполномоченными организациями по поручению Морской администрации государства флага.

7.13 Настоящий раздел устанавливает основные стандарты требуемой квалификации поставщиков услуг.

7.2 ПРИМЕНЕНИЕ

7.2.1    Настоящие требования применяются для признания категорий фирм-поставщиков услуг (поставщики), перечисленных в 7.2.1.1 — 7.2.1.2.

7.2.1.1    Классификационные услуги предоставляют фирмы:

занимающиеся испытаниями на непроницаемость люковых закрытий с помощью ультразвуковой аппаратуры;

проводящие подводные освидетельствования судов и плавучих буровых установок;

занимающиеся осмотром носовых, кормовых, бортовых и внутренних дверей судов типа «ро-ро»;

занимающиеся испытанием систем защитного покрытия в соответствии с требованиями резолюции ИМО MSC.215(82) и процедурного требования МАКО PR34.

7.2.1.2    Услуги, выполняемые по поручению Морских администраций, предоставляют фирмы:

занимающиеся освидетельствованием и техническим обслуживанием противопожарного оборудования и систем;


Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации

занимающиеся обслуживанием надувных спасательных плотов, надувных спасательных жилетов, гидростатических разобщающих устройств, надутых дежурных шлюпок, эвакуационных систем, надувных платформ средств спасания, спасательных шлюпок и спусковых устройств спасательных средств;

занимающиеся обслуживанием и испытанием радиооборудования и АРБ;

занимающиеся проверкой и испытаниями централизованного газосварочного и газорежущего оборудования;

занимающиеся освидетельствованием и обслуживанием автономных дыхательных аппаратов;

занимающиеся ежегодными эксплуатационными испытаниями регистраторов данных рейса (РДР);

занимающиеся освидетельствованием низкорасположенных осветительных систем, в том числе использующих фотолюминесцентные материалы;

занимающиеся измерением уровня звукового давления громкоговорителей системы громкоговорящей связи командного трансляционного устройства и звуковых приборов авральной сигнализации на борту судна;

занимающиеся испытанием систем защитного покрытия в соответствии с требованиями резолюции ИМО MSC.215(82) и процедурного требования МАКО PR34.

7.2.1.3 Организации, специализирующиеся в области добровольной сертификации систем менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ИСО 9001:2000, предоставляют свои услуги в отношении подтверждения соответствия систем менеджмента качества поставщиков, перечисленных в 7.2.1.1 и 7.2.1.2, согласно требованиям 7.3.1 — 7.3.5.

7.2.2 Подробные требования, относящиеся к различным категориям поставщиков, приведены в 7.7. Национальные и/или международные требования могут содержать дополнительные требования. Ссылки на такие национальные и/или международные требования приведены в 7.7.

7.3 ПРОЦЕДУРА ПРИЗНАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

7.3.1 Представление документов.

На рассмотрение Регистру должны быть представлены следующие документы1:

структура компании (например, структура организации и управления, включая дочерние

организации, которые должны быть включены в одобрение/признание);

список назначенных агентов; опыт компании в области предоставляемых услуг; список операторов/техников/инспекторов, имеющих задокументированную подготовку (обучение) и опыт в соответствующей области услуг и квалификацию в соответствии с признанными национальными и международными стандартами, в зависимости от того, что применимо;

описание оборудования, используемого для услуги, на которую запрашивается одобрение;

руководство для операторов по такому оборудованию;

программы обучения для операторов/техников/ инспекторов;

контрольные листы и формы документов для регистрации результатов услуг, упомянутых в 7.1;

руководство по качеству и/или документированные процедуры, разработанные в соответствии с требованиями к системе качества;

подтверждения одобрения/признания другими органами, если таковые имеются;

информация о других видах деятельности, которые могут стать причиной конфликта;

регистрация претензий заказчиков и корректирующих действий, требуемая органами сертификации;

перечень и документация по лицензиям, выданным изготовителем оборудования (там, где это применимо).

7.3.2 Общие требования.

7.3.2.1    Объем признания.

Согласно требованиям 7.3.2.2 — 7.3.2.9 поставщик должен продемонстрировать, что он обладает компетентностью и способами контроля, необходимыми для предоставления услуг, на которые запрашивается признание.

7.3.2.2    Подготовка персонала.

Поставщик несет ответственность за квалификацию и подготовку своего персонала согласно национальным, международным или отраслевым стандартам (в зависимости от того, что применимо). Если таких стандартов не существует, поставщик должен установить стандарты для подготовки и квалификации своего персонала в соответствии с теми функциями, которые должен выполнять каждый из его работников. Персонал должен, кроме того, обладать достаточным опытом и быть знакомым с работой любого необходимого оборудования. Операторы/техники/инспекторы должны иметь, как минимум, 1 год практического обучения на рабочем месте. Там, где невозможно обучение на рабочем месте, разрешается обучение за пределами организации.


СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1    Область распространения........ 6

2    Определения и пояснения........ 6

2.1    Определения, применяемые ко всем судам .    6

2.2    Определения типов судов, которым

предписаны освидетельствования по расширенной программе..........11

2.3    Сокращения............... 12

3    Виды классификационных

освидетельствований.......... 13

4    Обеспечение проведения

освидетельствований.......... 13

4.10    Подготовка и обеспечение безопасного

проведения освидетельствования корпуса судна................... 15

5    Определение технического состояния судна    16

6    Судовая техническая документация .    .    18

7    Требования к поставщикам услуг ...    19

7.1    Общие положения............ 19

7.2    Применение............... 19

7.3    Процедура признания и оформления

документов................ 20

7.4    Оформление Свидетельства о признании.    22

7.5    Информация об изменениях в документированной системе предоставления

услуг................... 22

7.6    Аннулирование признания........ 22

7.7    Специальные требования к различным

категориям поставщиков услуг...... 22

ЧАСТЬ П. ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ОБЪЕМЫ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ 2 3 4

судна, находящегося в двойном или совместном классе............ 119

3.4    Освидетельствования при выводе судов в отстой и вводе в эксплуатацию

после отстоя............... 119

3.5    Освидетельствования судов в связи

с аварийными случаями......... 121

3.6    Изменение символа класса судна,

имеющего класс Регистра........ 122

4    Другие освидетельствования...... 123

4.1    Общие положения............ 123

4.2    Освидетельствования, проводимые

по поручению государственных органов.    123

4.3    Освидетельствования судов, принимаемых в тайм-чартер и сдаваемых

из тайм-чартера............. 123

4.4    Освидетельствования, связанные с подтверждением рекламационных актов. . .    124

4.5    Освидетельствование судов, предназначенных к списанию

из состава действующего флота..... 124

4.6    Освидетельствование судов при смене судовладельца, порта приписки и

названия судна............. 126

4.7    Освидетельствования в связи с обновлением корпусов судов.......... 128

4.8    Проведение предпродажного осмотра

судов.................. 129

4.9    Особый режим освидетельствований . .    129

ЧАСТЬ 111. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВ В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ ИХ НАЗНАЧЕНИЯ И МАТЕРИАЛА КОРПУСА

1    Общие положения........... 131

1.1    Определения.............. 131

1.2    Ремонт................. 132

1.3    Подготовка к освидетельствованию ...    133

Приложение 1.3. Руководство по оценке

технического состояния корпусов судов (ESP) в связи с подготовкой к очередному расширенному освидетельствованию корпуса .    138

1.4    Судовая документация судов (ESP) ...    148

Приложение 1.4. Форма отчета об осмотре,

проведенном судовладельцем...... 148

1.5    Процедуры замеров толщин....... 149

1.6    Процедура признания фирм, выполняющих

замеры толщин конструкций корпуса . .    149

1.7    Требование к проведению освидетельствования судов (ESP) (ПТ МАКО № 20) . .    150

2    Освидетельствования нефтеналивных

и комбинированных судов....... 150

2.1    Общие положения............ 150

2.2    Очередное освидетельствование..... 151

2.3    Ежегодное освидетельствование..... 156

2.4    Промежуточное освидетельствование . .    157

2.5    Подготовка к освидетельствованию ...    158

2.6    Судовая документация.......... 159

2.7    Процедуры замеров толщин....... 159

2.8    Отчетные документы по освидетельствованию

корпуса и оценка освидетельствования .    159

Приложение 2.8. Принципы составления

отчета о состоянии корпуса....... 159


7.3.2.3    Контроль.

Поставщик должен обеспечить контроль за всеми оказываемыми услугами. Ответственное за осуществление контроля лицо должно иметь, как минимум, двухгодичный опыт работы в качестве оператора/техника /инспектора в той области деятельности, на которую поставщик запрашивает одобрение. Если компания состоит только из одного лица, то это лицо должно отвечать квалификационным требованиям, предъявляемым к контролеру.

7.3.2.4    Документы персонала.

Поставщик должен вести документы одобренных операторов/техников/инспекторов. Документы должны содержать информацию относительно возраста, официального образования, подготовки и опыта, необходимого для оказания услуг, на которые запрашивается одобрение.

7.3.2.5    Оборудование и средства.

Поставщик должен иметь необходимое оборудование и средства для оказания соответствующей услуги. Должна вестись документация по оборудованию. Документация должна содержать информацию относительно технического обслуживания и калибровки.

7.3.2.6    Процедуры.

Поставщик должен иметь документированные рабочие процедуры по всем оказываемым услугам.

132.1 Субподрядчики.

Поставщик должен представить информацию относительно соглашений и мероприятий, если для какой-нибудь части услуг используются субподрядчики. Особое внимание должно быть обращено на управление поставщиком качеством последующих действий при таких субподрядах. Субподрядчики, предоставляющие что-либо, кроме субподрядного персонала и оборудования, должны также отвечать требованиям 7.3.2 и 7.3.5.

7.3.2.8 Проверка.

Поставщик должен проводить проверки того, что предоставляемые услуги выполняются в соответствии с одобренными процедурами.

132.9 Отчетность.

Отчет должен составляться в форме, приемлемой для Регистра. Конкретные руководящие указания приведены в 7.7. Отчет должен включать копию Свидетельства о признании.

7.3.3 Проверки поставщика.

После рассмотрения представленных документов и при положительных результатах рассмотрения проводится проверка с тем, чтобы установить, что поставщик имеет надлежащую организацию и руководство в соответствии с представленными документами, и что он может осуществлять услуги, на которые запрашивается признание/выдача Свидетельства о признании.

7.3.4    Условием признания является практическая демонстрация выполнения конкретной услуги, а также надлежащего составления отчетных документов.

7.3.5    Система качества.

7.3.5.1    Поставщик должен иметь документированную систему, распространяющуюся, по крайней мере, на следующее:

кодекс поведения для осуществления соответствующей деятельности;

техническое обслуживание и калибровки оборудования;

программы подготовки для операторов/техни-ков/инспекторов;

контроль и проверку для обеспечения соответствия с рабочими процедурами;

ведение документации и отчетность;

управление качеством дочерних компаний и агентов;

подготовку работ;

периодическую проверку рабочих процедур процессов, претензий, корректирующих действий, а также выдачу, поддержание в действии и управление документами.

Соответствие системы качества требованиям Регистра проверяется согласно «Положению о подтверждении соответствия систем качества организаций-поставщиков РС». При удовлетворительных результатах проверки документированной системы Регистр выдает Свидетельство об одобрении системы качества.

7.3.5.2    Документированная система качества, соответствующая стандартам серии ИСО 9000 самого последнего издания и включающая вышеперечисленные положения, будет считаться приемлемой.

7.3.6    Отношения поставщиков услуг с изготовителями оборудования.

7.3.6.1    Фирма, работающая как станция по обслуживанию оборудования изготовителя (изготовителей) этого оборудования и как поставщик услуги в этой области, должна быть оценена изготовителем (изготовителями) и назначена в качестве агента. Изготовитель должен обеспечить агента соответствующими руководствами, материалами и т. п., а также обеспечить надлежащую подготовку технического персонала агента. Такие поставщики должны получать либо разовые признания, либо признание в соответствии с 7.3.6.2.

7.3.6.2    Если изготовитель оборудования (и поставщик услуги) обращается в Регистр для признания назначенных им агентов и/или дочерних фирм, он (изготовитель) должен иметь систему качества, соответствующую стандартам серии ИСО 9000 самого последнего издания, с эффективным контролем своих агентов/дочерних фирм, а эти


нефтеналивных судов.......... 162

2.9 Критерии продольной прочности корпуса

вания .................. 207

Приложение 5.8. Принципы составления

отчета о состоянии корпуса....... 208

Приложение 2.9-1. Метод выборочных замеров толщин для оценки продольной

прочности и методы ремонта.......163

Приложение 2.9-2. Критерии расчета момента сопротивления миделевого сечения

корпуса судна.............. 164

Приложение 2.9-3. Предел уменьшения минимальной продольной прочности судов в эксплуатации.............. 165

3    Освидетельствования нефтеналивных судов

с двойным корпусом.......... 165

3.1    Общие положения............ 165

3.2    Очередное освидетельствование.....166

3.3    Ежегодное освидетельствование.....172

3.4    Промежуточное освидетельствование    .    .    173

3.5    Подготовка к освидетельствованию ...    175

3.6    Судовая документация..........175

3.7    Процедуры замеров толщин.......175

трюмами №№ 1и2........... 218

Приложение 5.9-3. Руководство по замеру толщин вертикальной гофрированной поперечной водонепроницаемой переборки между грузовыми трюмами №№ 1 и 2 .    220

5.10 Оценка допустимой загрузки грузового трюма № 1 с учетом его затопления (УТ МАКО S22)............. 221

3.8    Отчетные документы по освидетельство

ванию корпуса и оценка освидетельствования .................. 175

Приложение 3.8. Принципы составления

отчета о состоянии корпуса.......175

3.9    Критерии продольной прочности корпуса

нефтеналивных судов..........178

5.11    Оценка аварийной остойчивости при затоплении грузового трюма № 1 (УТ МАКО S23)    223

5.12    Оценка состояния шпангоутов и их концевых

креплений в грузовых трюмах (УТ МАКО S31)    224

Приложение 5.12. Руководство по замеру толщин шпангоутов и шпангоутных книц навалочных судов с одинарными бортами 231

5.13    Оценка устройств крепления люковых закрытий грузовых трюмов (УТ МАКО S30) 233

6 Освидетельствования навалочных судов

Приложение 3.9-1. Метод выборочных замеров толщин для оценки продольной

прочности и методы ремонта.......179

Приложение 3.9-2. Критерии расчета момента сопротивления миделевого

сечения корпуса судна..........180

Приложение 3.9-3. Предел уменьшения

минимальной продольной прочности судов в эксплуатации.............. 181

4    Освидетельствования химовозов ....    181

4.1    Общие положения............ 181

4.2    Очередное освидетельствование.....182

4.3    Ежегодное освидетельствование.....190

4.4    Промежуточное освидетельствование    .    .    191

4.5    Подготовка к освидетельствованию ...    192

4.6    Судовая документация.......... 192

4.7    Процедуры замеров толщин.......192

4.8    Отчетные документы по освидетельствованию

корпуса и оценка освидетельствования.    .    192

Приложение 4.8. Принципы составления

отчета о состоянии корпуса.......193

5    Освидетельствования навалочных судов    .    194

5.1    Общие положения............ 194

5.2    Очередное освидетельствование.....195

закрытий грузовых трюмов (УТ МАКО S30) 249 7 Освидетельствования корпуса определенных

Приложение 5.2-1. Критерии оценки состояния

люковых закрытий и комингсов.....201

Приложение 5.2-2. Сроки соответствия навалочных судов требованиям правил XII/12 и XII/13 Конвенции СОЛАС-74/78 ....    202

5.3    Ежегодное освидетельствование.....202

5.4    Промежуточное освидетельствование    .    .    206

5.5    Подготовка к освидетельствованию .    .    .    207

5.6    Судовая документация..........207

5.7    Процедуры замеров толщин.......207

5.8 Отчетные документы по освидетельствованию корпуса и оценка освидетельство

5.9 Оценка размеров связей поперечной водонепроницаемой гофрированной переборки между грузовыми трюмами №№ 1 и 2 при затопленном грузовом трюме № 1

(УТ МАКО S19)............. 210

Прил ожение 5.9-1. Руководство по оценке возможности перевозки навалочных грузов высокой плотности на существующих навалочных судах в соответствии с требованиями к прочности поперечной переборки между грузовыми

трюмами №№ 1и2........... 217

Приложение 5.9-2. Руководство по

замене/подкреплению поперечной водонепроницаемой переборки с вертикальными гофрами между грузовыми

с двойным корпусом.......... 234

6.1    Общие положения............ 234

6.2    Очередное освидетельствование..... 234

6.3    Ежегодное освидетельствование..... 242

6.4    Промежуточное освидетельствование . .    245

6.5    Подготовка к освидетельствованию . . .    246

6.6    Судовая документация.......... 246

6.7    Процедуры замеров толщин....... 246

6.8    Отчетные документы по освидетельствованию корпуса и оценка освидетельствования 247

Приложение 6.8. Принципы составления

отчета о состоянии корпуса....... 248

6.9    Оценка устройств крепления люковых

типов судов, перевозящих сухие генеральные грузы........... 250

7.1    Общие положения............ 250

7.2    Очередное освидетельствование..... 251

7.3    Ежегодное освидетельствование..... 255

7.4    Промежуточное освидетельствование    .    .    257

7.5    Подготовка к освидетельствованию    .    .    .    258


7.6 Процедуры замеров толщин.......258

8    Освидетельствования газовозов .... 258

8.1    Общие положения............258

8.2    Ежегодное освидетельствование.....259

8.3    Промежуточное освидетельствование . . 262

8.4    Очередное освидетельствование.....264

8.5    Подготовка к освидетельствованию . . . 270

8.6    Процедуры замеров толщин.......270

8.7    Освидетельствования до и после первого

грузового рейса.............270

9    Освидетельствования

пассажирских судов...........271

9.1    Общие положения............271

9.2    Общие требования к освидетельствованию ..................271

9.3    Ежегодное освидетельствование.....271

9.4    Очередное освидетельствование.....272

9.5    Оформление результатов освидетельствований ..................272

10    Освидетельствования судов

специального назначения........272

10.1    Общие положения............272

10.2    Определения и пояснения........272

3.6 Освидетельствование охлаждаемых помещений, отделения холодильных машин, помещений для хранения судовых запасов холодильного

10.3    Освидетельствование...........273

10.4    Документы Регистра...........273

11    Освидетельствования судов, перевозящих

ненавалочные опасные грузы.....273

11.1    Общие положения............273

11.2    Освидетельствование...........273

11.3    Документы Регистра...........274

12    Освидетельствования (удов на пригодность для перевозки незерновых

навалочных грузов...........274

12.1    Общие положения............274

12.2    Освидетельствование...........275

12.3    Документы Регистра...........275

13    Освидетельствования плавучих доков,

стоечных судов и барж.........275

13.1    Общие положения............275

13.2    Освидетельствование корпусов плавучих

доков...................275

14    Освидетельствования корпусов железобетонных судов.............276

14.1    Общие положения............276

14.2    Освидетельствование...........276

14.3    Определение технического состояния железобетонных конструкций корпуса . . 276

15    Освидетельствования корпусов судов

из стеклопластика...........277

15.1    Общие положения............277

16    Освидетельствования судов, перевозящих

упакованное отработавшее ядерное топливо, плутоний и высокорадиоактивные отходы..................277

16.1    Общие положения............277

16.2    Освидетельствование...........277

16.3    Документы Регистра...........277

ЧАСТЬ IV. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ХОЛОДИЛЬНЫХ УСТАНОВОК

1    Общие положения........... 278

1.5    Освидетельствование.......... 278

1.6    Освидетельствование холодильных установок с классом ИКО и холодильных установок

без класса................ 278

1.7    Непрерывное освидетельствование . . .    279

1.8    Восстановление класса......... 279

2    Проведение и объемы периодических

освидетельствований.......... 279

3    Ежегодное освидетельствование ....    282

3.1    Общие положения............ 282

3.2    Освидетельствование механизмов ....    282

3.3    Освидетельствование теплообменных

и других аппаратов и сосудов под давлением, а также охлаждающих устройств ....    282

3.4    Освидетельствование арматуры, трубопроводов и воздухопроводов...... 282

3.5    Освидетельствование контрольно

измерительных приборов, устройств автоматики холодильных установок ...    283

агента, помещений с технологическим оборудованием............. 283

3.7    Проверка в действии.......... 283

3.8    Испытания............... 284

4 Очередное освидетельствование ....    284

4.1    Общие положения............ 284

4.2    Освидетельствование механизмов ....    284

4.3    Освидетельствование теплообменных

аппаратов и сосудов под давлением холодильного агента и охлаждающих устройств................ 284

4.4    Освидетельствование арматуры,

трубопроводов и воздухопроводов. . . .    285

4.5    Освидетельствование контрольно-измери

тельных приборов, аварийно-предупредительной сигнализации и устройств автоматики холодильной установки . . .    285

4.6    Освидетельствование охлаждаемых

помещений, их изоляции, отделения холодильных машин, помещений для хранения запасов холодильного агента, помещений с технологическим оборудованием. ...    285

4.7    Проверка в действии.......... 285

4.8    Испытания............... 286

5    Первоначальное освидетельствование. 286

6    Определение технического состояния .    287

Прил о ж е н и е 1 . Перечень судовой технической

документации.............. 288

Прил о ж е н и е 2 . Инструкция по определению технического состояния, обновлению и ремонту корпусов морских судов . . .    292


ПРАВИЛА КЛАССИФЖАЦИОННЫХ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ СУДОВ В ЭКСПЛУАТАЦИИ

ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1    Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации5 устанавливают виды, объемы и периодичность освидетельствований объектов технического наблюдения судов различного назначения с целью проверки соответствия судов и судовых холодильных установок правилам Российского морского регистра судоходства6 и нормативно-техническим документам для определения возможности присвоения, сохранения и подтверждения класса Регистра согласно их назначению, охраны человеческой жизни на море, обеспечения надежной перевозки пассажиров и грузов, а также для выполнения других функций технического наблюдения, возложенных на Регистр.

1.2    Настоящие Правила применяются Регистром при осуществлении технического наблюдения за судами и судовыми холодильными установками в эксплуатации в целях их классификации и проверки условий сохранения класса. Выполнение классификационных освидетельствований в установленный срок и в надлежащем объеме является необходимым условием нахождения судна и судовой холодильной установки в классе Регистра.

Более подробные указания и рекомендации инспекторскому составу и судовладельцам по организации и методам проведения технического наблюдения изложены в Руководстве по техническому наблюдению за судами в эксплуатации7.

1.3    Настоящие Правила обязательны для всех судовладельцев, организаций, предприятий и лиц, осуществляющих эксплуатацию судов. Указанные организации, предприятия и лица обеспечивают выполнение требований Правил, проведение технического наблюдения Регистра, предъявление инспекторам Регистра необходимой документации и выполнение требований инспекторов Регистра, выставленных по результатам освидетельствований.

1.4    Допустимость отступления от отдельных положений Правил решается Главным управлением Регистра при представлении судовладельцем технического обоснования и мнения подразделений PC по наблюдению в эксплуатации.

1.5    Регистр в своей классификационной деятельности не заменяет предписанной деятельности других органов государственного надзора,

судовладельцев, Морских администраций государства флага и администраций портов.

Требования к поставщикам услуг, результаты которых используются Регистром при освидетельствованиях судов, изложены в разд. 7.

Требования к проверке контрольно-измерительных приборов изложены в разд. 5 части 1 «Общие положения» Руководства.

1.6 За выполненные работы Регистр взимает плату, которая назначается в соответствии с действующей системой ценообразования Регистра. В случае невыполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед Регистром, в том числе по оплате его услуг, Регистр имеет право не присваивать класс или, в случае, когда класс уже присвоен, приостанавливать его действие, либо снимать класс судна, по которому не исполнено или ненадлежаще исполнено обязательство перед Регистром, в том числе по оплате его услуг, и изымать (делать запись о недействительности) выданные Регистром документы. Оплата за освидетельствование производится согласно действующим тарифам по счетам, предъявляемьм Регистром, или в соответствии с договором между судовладельцем или заводом и представительством Регистра. За освидетельствование, проведенное по инициативе представительства, счет не выставляется, однако освидетельствования, связанные с устранением замечаний, выставленных при инициативном освидетельствовании, оплачиваются на общих основаниях.

2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

2.1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ КО ВСЕМ СУДАМ

Аннулирование класса (cancellation of class) — прекращение технического наблюдения Регистра в связи с гибелью судна или его списанием.

Балластный танк (ballast tank) — танк, используемый исключительно для перевозки забортного водяного балласта. Танк двойного борта судна с двойным корпусом рассматривается как отдельный танк, даже если он сообщается с междудонным или другими танками.

Возобновление класса (renewal of class) — подтверждение действия класса судна на новый, как правило, пятилетний классификационный период и выдача Классификационного свидетельства взамен


свидетельства, срок действия которого истек, при положительных результатах очередного освидетельствования судна с классом Регистра.

Возраст судна (age of ship) — промежуток времени (число полных лет) между датой постройки судна и датой на настоящий момент. Возраст судна (или дата постройки) не может быть изменен в результате значительного переоборудования, модернизации или обновления корпуса судна.

Восстановление класса (reinstatement of class) — подтверждение действия класса при положительных результатах внеочередного освидетельствования судна с приостановленным классом после устранения причины, вызвавшей приостановление класса.

Головки воздушных труб (air pipe heads), установленные на открытой палубе — головки, которые находятся выше палубы надводного борта или палуб надстроек.

Головное судно (prototype ship) — судно единичной постройки или первое судно серийной постройки. При постройке серийных судов на разных предприятиях головным считается первое судно серии, построенное на каждом из них. Судно, подвергнутое существенному переоборудованию, следует относить к головным судам.

Груз ОЯТ (INF cargo) — упакованное отработавшее ядерное топливо, плутоний и высокорадиоактивные отходы, перевозимые в качестве груза в соответствии с классом 7 Международного морского кодекса по опасным грузам (карточки 10, 11, 12, 13 или 14).

Грузовая зона (cargo area, cargo length area): для наливных судов (включая нефтеналивные суда и химовозы) — это часть судна, которая включает грузовые танки, отстойные танки и помещения грузовых/балластных насосов, коффердамы, балластные танки и пустые пространства, смежные с грузовыми танками, а также участки палубы по всей длине и ширине той части судна, которая расположена над вышеуказанными пространствами;

для сухогрузных судов (включая навалочные суда и суда для перевозки сухих генеральных грузов) — это часть судна, которая включает все грузовые трюмы и примыкающие районы, включая топливные танки, коффердамы, балластные танки и пустые пространства.

Дата выдачи (date of issue) — дата окончания освидетельствования судна для выдачи соответствующего свидетельства.

Дата освидетельствования (date of survey) — дата, указанная в документах, подтверждающих проведение освидетельствования, в акте (при нескольких актах — дата последнего акта), свидетельстве.

Дата постройки судна (date of build of the ship) — дата фактического окончания технического наблюдения Регистра за постройкой судна и выдачи Классификационного свидетельства, если постройка судна закончена не позднее 6 мес. после спуска судна на воду и не позднее 12 мес., если будет подтверждено, что обеспечивается хорошее техническое состояние корпуса. При несоблюдении вышеперечисленных условий датой постройки судна и присвоения класса является дата спуска судна на воду.

В случае значительного промежутка времени между датой фактического окончания технического наблюдения за постройкой и началом эксплуатации судна может быть дополнительно указана дата приемки судна.

Если в результате переоборудования, модернизации или обновления корпуса судна проведена полная замена или встроена какая-либо значительная часть/ секция корпуса судна (например, носовая или кормовая оконечности, цилиндрическая вставка), могут быть назначены следующие даты:

дата постройки для каждой замененной или встроенной части/секции корпуса;

объем освидетельствований для каждой замененной или встроенной части корпуса, базирующиеся на дате ее постройки;

ежегодные даты освидетельствований замененных или встроенных частей/секций корпуса должны быть назначены такие же, как и для всего судна, т. е. одна ежегодная дата для всего судна в целом.

Двойной класс (double class) — класс судна, классифицированного двумя обществами, не имеющими соглашения о совместном классе. В этом случае одно из классификационных обществ, проводя классификационное освидетельствование судна для подтверждения/возобновления своего класса, действует независимо от второго классификационного общества и в соответствии с требованиями своих правил, как если бы оно действовало в случае классифицирования судна только одним этим обществом.

Детальное освидетельствование (close-up survey) — освидетельствование, при котором детали конструкции находятся в пределах досягаемости для тщательного осмотра инспектором, т.е. обычно в пределах досягаемости рукой.

Допущенные материалы, изделия или технологические процессы (approved materials, products and production processes) — материалы, изделия или технологические процессы, имеющие Свидетельство о типовом одобрении или разрешенные Регистром для применения по назначению без оформления такого Свидетельства.

Ежегодная дата (anniversary date) — день и месяц каждого года, соответствующие дате истечения срока действия Классификационного свидетельства,


Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации


выданного в соответствии с 2.4.1.4.5 — 2.4.1.4.9 части II «Периодичность и объемы освидетельствований».

Значительная коррозия (substantial corrosion) — такая степень коррозии, которая находится в допустимых пределах, но составляет более 75 % этих величин.

Изменение символа класса судна (changing of class notation) — процесс изменения у судна, имеющего класс Регистра, основного символа класса, знаков в символе класса или словесной характеристики в символе класса.

Изъятие документов (withdrawal of documents) — процедура прекращения действия судовых документов, заключающаяся в записи в Акте освидетельствования и, если это возможно, в самом Классификационном свидетельстве о его недействительности (утрате силы действия) с указанием причин изъятия, включая случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств судовладельца/собственника судна перед Регистром, в том числе по оплате его услуг или уплате неустойки. Изъятие документов может, если это возможно, сопровождаться физическим изъятием (изыманием с судна) самого Свидетельства.

Инспекторский осмотр (surveyor’s inspection) — проверка судна, принимаемого в тайм-чартер или сдаваемого из тайм-чартера в соответствии с заявкой фрахтователя.

Нормативно-технические документы (normative-technical documents) — согласованные с Регистром стандарты, одобренные Регистром руководящие технические материалы, технические требования, нормы, методики расчетов, инструкции, руководства и другие документы, устанавливающие конструктивные и технологические нормативы, относящиеся к постройке (изготовлению), ремонту, монтажу, испытаниям и эксплуатации судов, судовых систем, устройств и оборудования, материалов и изделий.

Общее освидетельствование (overall survey) — освидетельствование, предназначенное для заключения об общем состоянии корпуса и определения объема дополнительных детальных освидетельствований.

Оператор (operator) — физическое или юридическое лицо, управляющее судном на основании договора с собственником или судовладельцем.

Освидетельствование (survey) — составная часть технического наблюдения, включающая в себя:

проверку судовых документов и одобренной технической документации, свидетельств о соответствии на материалы и комплектующие изделия;

проверку документов о проведении предусмотренного контроля компетентными лицами или организациями;

осмотр, в том числе, при необходимости, со вскрытием и демонтажем;

проверку замеров, участие в испытаниях, проверку в действии;

проверку технологических процессов; выдачу необходимых документов Регистра или их подтверждение;

в необходимых случаях — клеймение и пломбирование объектов технического наблюдения.

Освидетельствование систем менеджмента качества (survey of quality management system) — проверка системы менеджмента качества с целью определения ее соответствия требованиям заявленного стандарта и оценка ее результативности и способности достичь целей в рамках реализации политики в области качества.

Особые обстоятельства (special circumstances) — повреждение судна; непредвиденная невозможность для инспектора Регистра прибыть на борт судна вследствие ограничений, наложенных Морской администрацией на право доступа на судно или свободного передвижения в районе стоянки судна; непредвиденные задержки судна в порту в связи с невозможностью произвести отгрузку вследствие исключительно продолжительного периода неблагоприятных погодных условий; природные катаклизмы; забастовки; военные действия; большой ремонт или модернизация судна; отстой судна и другие форс-мажорные обстоятельства, учитываемые при выдаче Свидетельства на полный 5-летний срок.

Примечание. Большой (капитальный, восстановительный) ремонт или модернизация — это плановый ремонт, совмещенный с очередным освидетельствованием и требующий, в соответствии с правилами, освидетельствования судна в доке, дефектации судна, замены обшивки или набора, вскрытия и разборки или замены главных механизмов, разработки и предоставления на одобрение Регистру проектной документации по ремонту или существенным изменениям корпуса, механизмов, устройств или оборудования, согласования ремонтной ведомости, предоставления на одобрение программы швартовных и ходовых испытаний.

Длительность большого ремонта, как правило, составляет более 6 мес.

Средний, текущий или доковый ремонт, не отвечающий вышеуказанным требованиям, не рассматривается Регистром как большой ремонт в целях применения определения «особые обстоятельства», за исключением полного ремонта, выполненного для восстановления поврежденных в результате аварийного случая конструкций или механизмов.

Переназначение класса (reassignment of RS Class) — процесс классификации судна, класс Регистра которого был снят, и не имеющего класса


ИКО — члена МАКО более 6 мес. на момент получения письменного обращения на возвращение в класс PC.

Подтверждение класса (confirmation of class) — подтверждение действия класса в Классификационном свидетельстве при положительных результатах ежегодного (промежуточного) освидетельствования.

Полный ремонт (thoroughrepair) — ремонт, выполненный для восстановления поврежденной конструкции в соответствии с требованиями правил постройки до уровня, при котором отпадает необходимость в выставлении любых требований или условий в отношении отремонтированного объекта и техническом наблюдении за ним до следующего периодического освидетельствования, т. е. качество ремонта удовлетворяет требованиям инспектора, и дополнительный ремонт не требуется.

Полутвердое покрытие (semi-hard coating) — покрытие, которое застывает или преобразуется таким образом, чтобы сохранить гибкость и способность предотвращать коррозию, по крайней мере, в течение трех лет. Оно должно быть достаточно твердым для того, чтобы его можно было касаться и ходить по нему, не вызывая значительного снижения его защитных свойств.

Помещения, пространства (spaces) — отдельные отсеки, включая трюмы и танки.

Поперечное сечение (transverse section) — поперечное сечение всех продольных конструктивных элементов, таких как обшивки и настилы, а также основные и рамные продольные связи палуб, бортов, днища, второго дна, продольных переборок и внутренних бортов (включая обшивку и продольные связи наклонных и горизонтальных листов подпалубных, скуловых и бортовых танков), на протяжении длины одного листа вдоль судна. Для судов с поперечной системой набора, поперечное сечение включает примыкающий набор и его концевые соединения в районе поперечных сечений.

Правила нос тройки (Rules for Construction) — Правила классификации и постройки морских судов, а также правила постройки судов других типов, таких как плавучие буровые установки, атомные суда, газовозы и др.

Призна иная организация (competent body) — организация (предприятие), имеющая признание Регистра на выполнение работ (услуг) в соответствии с требованиями PC.

Признание предприятия/фирмы-поставщика услуг (recognition of service supplier) — процедура для получения предприятием/ фирмой-поставщиком услуг признания (одобрения) Регистра для выполнения работ, результаты которых используются Регистром при освидетельствовании судов.

Приостановление класса (suspension of class) — уведомление судовладельца о том, что действие класса судна приостанавливается с даты и по причине, указанным в уведомлении, до момента устранения причины, вызвавшей приостановление действия класса, но не более чем на 6 мес. после даты приостановления класса.

Присвоение класса PC судну в эксплуатации (assignment of RS class to a ship in service) — процесс классификации судна, построенного без наблюдения Регистра и не имеющего класса ИКО — члена МАКО более 6 месяцев на момент получения письменного обращения на классификацию.

Проворачивание механизмов (cranking of machinery) — периодическое приведение в движение ходовых элементов механизмов и оборудования с помощью привода или вручную с прокручиванием не менее одного оборота/цикла и установкой этих элементов в новом положении.

Районы с критическими конструкциями (critical structural areas) — районы, которым на основании расчетов требуется постоянный контроль, либо районы, которые на основании опыта эксплуатации самого судна, подобных или однотипных судов, подвержены образованию трещин, деформаций или коррозии, которые могут повлиять на конструктивную целостность судна.

Система менеджмента качества (quality management system) — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов для разработки политики и целей Регистра и достижения этих целей посредством скоординированной деятельности по руководству и управлению Регистром применительно к качеству. Система менеджмента качества включает в себя организационную структуру, процедуры, процессы и ресурсы, ответственность и полномочия, необходимые для осуществления менеджмента качества.

Система предотвращения коррозии (corrosion prevention system) — обычно, полное твердое защитное покрытие. Твердое защитное покрытие (hard protective coating) — как правило, эпоксидное покрытие или равноценное ему. В качестве альтернативы допустимо применение покрытий других систем, которые не являются ни мягким, ни полутвердым покрытием, при условии, что они наносятся и содержатся в соответствии со спецификацией изготовителя. В части требований, касающихся полутвердых покрытий, такие покрытия, если они уже были нанесены, не должны рассматриваться в качестве условия освобождения от ежегодного внутреннего освидетельствования балластных танков, начиная с ближайшего очередного или промежуточного освидетельст-


Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации

вования на или после 01 июля 2010 года, в зависимости от того, что наступит раньше.

Смена класса (Переклассификация) судна (transfer of class):

—    перевод в класс Регистра судна, имеющего действующий или приостановленный класс ИКО -члена МАКО;

—    перевод в класс Регистра судна, утерявшего класс ИКО — члена МАКО менее чем за 6 мес. до письменного обращения на классификацию;

—    перевод судна из класса Регистра в класс ИКО

-    члена МАКО.

Снятие класса (withdrawal of class) — уведомление судовладельца о том, что класс судна снимается с даты и по причине, указанным в уведомлении, с прекращением технического наблюдения Регистра и прекращением действия Классификационного свидетельства.

Собственник (owner) — физическое или юридическое лицо, которому принадлежит судно на праве собственности, независимо от того, эксплуатирует ли он его сам или передал в доверительное управление или иной вид управления другому лицу на законном основании.

Совместный класс (dual class) — класс судна, классифицированного двумя обществами, имеющими соглашение о совместном классе. В этом случае одно из классификационных обществ, проводя классификационное освидетельствование судна для подтверждения/возобновления своего класса, действует также по поручению другого общества, проводя подтверждение/возобновление второго класса в соответствии с соглашением о совместном классе.

Сомнительные зоны (suspect areas) — районы, в которых обнаружена значительная коррозия, и/или склонные, по мнению инспектора, к интенсивному износу.

Состояние покрытия (coating condition)

—    состояние покрытия, определяемое следующим образом:

хорошее (good) — защищаемая поверхность имеет незначительную коррозию пятнами;

удовлетворительное (fair) — покрытие имеет местные разрушения на кромках ребер жесткости и сварных соединений, и/или защищаемая поверхность имеет незначительную коррозию, охватывающую 20 % или более площади рассматриваемых участков, но менее чем определено для плохого состояния;

плохое (poor) — покрытие имеет общие разрушения, охватывающие 20 % и более площади обследуемых участков, либо защищаемая поверхность имеет твердую окалину (чешуйки) на 10 % или более рассматриваемой площади.

Сохранение класса (retainment of class) — подтверждение действия класса в акте освидетельствования при положительных результатах внеочередного освидетельствования в связи с аварийным случаем или в случае внеочередного освидетельствования, проводимого в связи с заменой документов Регистра по причине изменения флага, судовладельца, порта приписки, названия судна или позывного сигнала.

Специальное рассмотрение (special consideration) (применительно к детальным освидетельствованиям и замерам толщин) — достаточный детальный осмотр и замеры толщин, которые должны быть предприняты для подтверждения действительного общего состояния конструкций под защитным покрытием.

Срочный ремонт (prompt repair) — ремонт, проведенный без задержки во время освидетельствования.

Срочный и полный ремонт (prompt and thorough repair) — постоянный ремонт, проведенный и завершенный во время освидетельствования к удовлетворению инспектора, в результате чего устраняется необходимость внесения каких-либо условий сохранения класса.

Судно в отстое (laid-up ship) — судно с сокращенным экипажем, которое по финансовым или иным причинам временно выведено из эксплуатации с сохранением класса, но техническое состояние которого по результатам проведенного освидетельствования оценивается как годное.

Судно в эксплуатации (ship in service) — судно, находящееся в работе, ремонте, модернизации, обновлении, отстое или консервации, с действующим классом Регистра, на которое выданы документы Регистра, необходимые для его эксплуатации.

Судовая техническая документация (ship technical documentation) — конструкторская и техническая документация на объекты технического наблюдения судна, содержащая необходимые данные для проверки выполнения соответствующих требований Регистра.

Судовладелец (shipowner) — физическое или юридическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником или использует его на ином законном основании.

Существенное переоборудование (significant reequipment) — переоборудование судна, при котором значительно изменяются основные характеристики или конструктивные параметры судна (такие, как весовые характеристики, вместимость, габариты, надводный борт, мощность силовой установки, ледовые усиления и пр.), которые могут повлечь за собой изменение типа, главных размерений, пассажировместимости, грузовмести-


1

Общие требования, касающиеся поставщиков, приведены в 7.3.2, а специальные требования даны в 7.7 в зависимости от конкретного случая.

2

   Первоначальное освидетельствование .    29

1.1    Общие положения............ 29

1.2    Освидетельствования, проводимые для

присвоения впервые класса судну, находившемуся в эксплуатации...... 30

3

   Периодические освидетельствования .    33

2.1    Обобщенный объем периодических освидетельствований судна в табличной форме .    33

2.2    Ежегодное освидетельствование..... 33

2.3    Промежуточное освидетельствование . .    59

2.4    Очередное освидетельствование..... 62

2.5    Освидетельствование подводной части

судна................... ПО

2.6    Система непрерывного освидетельствования

судов................... 113

2.7    Схема планово-предупредительного технического обслуживания механизмов . ...    114

2.8    Схема гармонизированной системы освидетельствования судов ........... 116

4

   Внеочередные освидетельствования . .    116

3.1    Освидетельствования, связанные с приоста

новкой, восстановлением или снятием класса судна............... 116

3.2    Освидетельствования, связанные со сменой

класса судна и присвоением класса Регистра судну в эксплуатации......118

3.3    Освидетельствования, связанные с присвоением, сохранением и снятием класса

5

   В дальнейшем — Правила.

6

   В дальнейшем — Регистр, PC.

7

   В дальнейшем — Руководство.