МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА “ЗНАК ПОЧЕТА” НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ»
ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ПРИ ПОЖАРАХ НА АВТОЦИСТЕРНАХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ И ГОРЮЧИХ ЖИДКОСТЕЙ
Рекомендации
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА “ЗНАК ПОЧЕТА” НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ»
ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ПРИ ПОЖАРАХ НА АВТОЦИСТЕРНАХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ И ГОРЮЧИХ ЖИДКОСТЕЙ
Рекомендации
МОСКВА 2004
Окончание табл.1
Марка бензина |
Плотность, КГ ' м-3 |
Темпе
ратура
вспыш
ки,
°С |
Темпе
ратура
само-
вос-
пламе-
нения,
°С |
Концентрационные пределы распространения пламени, % (об.) |
Мини
мальная
энергия
зажигания,
МДж |
Температурные пределы распространения пламени, * (об.) |
БЭМЗ*,
мм |
Нормальная скорость горения, м • с1 |
Автомобильный стабильный |
798 |
-27 |
370 |
0,96+4,96 |
|
-27+3 |
" |
|
Бензиналки-
лат |
695 |
-20 |
396 |
1,14 |
- |
“ |
- |
- |
БР-1 |
722 |
-17 |
350 |
1,10+5,4 |
0,23 |
-17+10 |
- |
6,45 |
А-66 |
728 |
-39 |
285 |
0,76+5,0 |
0,46 |
-39+-8 |
- |
- |
Бензин гексановой фракции |
673 |
-11 |
269 |
1,33 |
|
|
0,96 |
|
Бензин низкооктановый |
677 |
-45 |
293 |
- |
|
-45+-5 |
“ |
- |
Бензин экстракционный |
|
-28 |
268 |
1,10+6,3 |
“ |
-24+6 |
|
- |
•БЭМЗ - безопасный экспериментальный зазор - характеризует максимальный промежуток, через который пламя не способно распространяться по гаэовоздушной смеси.
Таблица 2 |
|
Значения параметров для дизельных топлив |
Параметры |
А |
|
Л |
ДА |
дз |
дл |
ДС |
|
|
3 |
|
|
|
ГОСТ |
АВТ |
гост |
(аркти- |
ГОСТ |
гост |
гост |
ДТ-1 |
ДТ-2 |
ГОСТ |
С |
Т |
тл |
|
305-82 |
|
305-82 |
ческий) |
4749-73 |
4749-73 |
4749-73 |
|
|
305-82 |
|
|
|
Молярная масса. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КГ • НМОЛЬ'1 |
- |
- |
203,6 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
172,3 |
- |
- |
- |
Плотность, КГ - М~3 |
783 |
866 |
824 |
847 |
815 |
841 |
832 |
916,8 |
921 |
804 |
82-920 |
820-920 |
820-920 |
Температура кипения, °С |
150-322 |
|
246 |
|
185-348 |
198-356 |
|
|
|
209 |
|
|
|
Группа горючести Температура |
ЛВЖ |
ПК |
ПК |
ПК |
ЛВЖ |
ПК |
ПК |
ПК |
ГЖ |
ЛВЖ |
ПК |
ЛВЖ |
ПК |
вспышки, °С Температура воспл.. |
37 |
75 |
65 |
64 |
59 |
65 |
92 |
110 |
110 |
48 |
90 |
40 |
65 |
°С |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
112 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Температура самовоспл., °С Нижний концентрационный предел |
333 |
260 |
210 |
330 |
237 |
225 |
231 |
370 |
350 |
225 |
230 |
- |
- |
распространения пламени, % (об.) Температурные |
- |
- |
0,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0.6 |
- |
- |
- |
пределы распространения пламени, °С: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нижний |
35 |
- |
58 |
57 |
54 |
64 |
76 |
99 |
91 |
43 |
- |
- |
|
верхний |
75 |
- |
108 |
105 |
98 |
пб |
146 |
137 |
155 |
92 |
- |
- |
- |
|
Таблица 3 |
Продукт (ГОСТ, ТУ) |
Суммарная
формула |
Молярная
масса,
КГ • КМОЛЬ"1 |
Температура
вспышки,
°С |
Константы уравнения Антуана |
Температурный интервал значений констант уравнения Антуана, °С |
Теплота сгорания, кДж • кг '* |
А |
В |
сА |
Бензин А-72 (зимний) (ГОСТ 2084-67) |
Q.991 Ни, 108 |
97,2 |
-36 |
4,19500 |
682,876 |
222,066 |
-60-5-85 |
44239 |
Бензин Аи-93 (летний) (ГОСТ 2084-67) |
^7,024 Hi3J06 |
98,2 |
-36 |
4,12311 |
664,976 |
221,695 |
-60-5-95 |
43641 |
Бензин Аи-93 (зимний) (ГОСТ 2084-67) |
Q.911 Н12,168 |
95,3 |
-37 |
4,26511 |
695,019 |
223,220 |
-604-90 |
43641 |
Дизельное топливо «3» (ГОСТ 305-73) |
С 12,343 Н2з,889 |
172,3 |
>+35 |
5,07818 |
1255,73 |
199,523 |
404-210 |
43 590 |
Дизельное топливо «Л» (ГОСТ 305-73) |
Cl4,511 H29,i20 |
203,6 |
>+40 |
5,00109 |
1314,04 |
129,473 |
604-240 |
43419 |
|
Бензины - легковоспламеняющиеся или горючие жидкости, представляющие собой смеси легких углеводородов. Бензины при горении прогреваются в глубину, образуя постоянно возрастающий гомотермический слой. Скорость нарастания прогретого слоя 0,7 м • ч'1, температура прогретого слоя 80—100 ?С, температура пламени 1200 °С. Значения показателей пожаровзрывоопасности приведены в табл. 1 и 3.
Дизельное топливо — легковоспламеняющиеся или горючие жидкости. Показатели пожаровзрывоопасности дизельного топлива различных марок даны в табл. 2.
Автомобильные масла — горючие жидкости. Скорость выгорания автомобильных масел колеблется от 0,028 до 0,04 кг • м'2 • с'1, теплота сгорания не более 45 МДж • кг1.
При крупных проливах ЛВЖ и ГЖ наиболее эффективными средствами тушения являются водопенные и порошковые огнетушащие вещества.
При небольших очагах пожара ЛВЖ и ГЖ допускается также использовать углекислотные огнетушащие вещества.
2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ
Наиболее часто аварийные ситуации на автоцистернах, перевозящих ЛВЖ (или ГЖ), связаны с проливами горючей жидкости. Общим свойством легковоспламеняющихся жидкостей является их способность при утечке разливаться на больших площадях. Площадь пролива ЛВЖ и ГЖ определяется количеством вылитой ro
ll
рючей жидкости, которая соответственно определяет объем образующейся взрывоопасной паровоздушной смеси. Удельную площадь пролива ЛВЖ можно приближенно принять 0,15 м2/л.
Другим опасным сценарием развития аварийной ситуации является тот случай, когда автоцистерна с ЛВЖ (ГЖ) подвергается воздействию очага пожара, в результате чего возможен взрыв автоцистерны с образованием «огненного шара». Подобного рода аварийные ситуации характерны для прицепа-цистерны, когда при разгерметизации одной из цистерн возникает пожар пролива ЛВЖ (ГЖ), а соседняя находится в зоне высокотемпературного воздействия очага горения. В этом случае быстрый нагрев цистерны приводит к кипению жидкой фазы и повышению давления внутри сосуда. Тепловой поток, воздействуя на стенки корпуса цистерны, ведет к ослаблению их первоначальной прочности. Неравномерный прогрев корпуса автоцистерны проводит к ее разрушению и выходу жидкой фазы наружу. В этих условиях пары от мгновенного испарения жидкой фазы воспламеняются и образуется «огненный шар».
При взрыве цистерны с ЛВЖ или ГЖ в очаге пожара возможны сценарии развития аварийной ситуации как с образованием, так и без образования «огненного шара». Согласно статистическим данным, взрыв цистерны с ЛВЖ (ГЖ) происходит, как правило, на 12—24-й мин после воздействия открытого пламени. Диаметр «огненного шара» при взрыве может достигать 50 м. Взрыв автоцистерны сопровождается также образованием ударной волны, способной привести
УДК 614.842.621:66076
Тактика действий подразделений пожарной охраны при пожарах на автоцистернах для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей: Рекомендации. -М.: ВНИИПО, 2004. - 47 с.
Разработаны ФГУ ВНИИПО МЧС России, отделом организации пожаротушения ГУГПС МЧС России, Академией Государственной противопожарной службы.
Согласованы письмом ГУГПС МЧС России от 06.07.2004 г. № 18/8/1821.
© ГУГПС МЧС России, 2004 © ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2004
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие рекомендации развивают положения аналогичной работы, предназначенной для подразделений ГПС [1].
Согласно статистике, за последние годы отмечается рост числа аварий с участием автоцистерн, перевозящих ЛВЖ и ПК. По данным Госкомнефтепродукта, за 2001 год было зарегистрировано в два раза больше аварий с участием автоцистерн, сопровождающихся пожарами, по сравнению с периодом 1999-2000 гг. Рекомендации разработаны на основе результатов научно-исследовательских работ, выполненных ФГУ ВНИИПО МЧС России совместно с Управлением пожаротушения ГУГПС МЧС России; а также опыта ликвидации аварий, сопровождающихся пожарами на вышеуказанных объектах, и зарубежного опыта.
В представленном материале изложены возможные действия личного состава ГПС МЧС России в условиях возникновения аварийных ситуаций при тушении пожара на автоцистерне с ЛВЖ или ГЖ, а также рекомендации по обеспечению охраны труда при пожарах на автоцистернах, служащих для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
3
1. СПЕЦИФИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ АВТОЦИСТЕРН, ПЕРЕВОЗЯЩИХ ЛВЖ И ГЖ
В настоящее время мировое производство автоцистерн превышает 100 тыс. шт. в год. Во всем мире в автоцистернах перевозятся грузы более чем 900 наименований.
Широкому использованию автоцистерн способствовали многие факторы, в том числе:
- интенсивное развитие нефтяной и особенно химической промышленности, обусловившее появление многих продуктов нефтехимии;
- специализация и кооперирование производства как внутри стран, так и в межгосударственных масштабах;
- сокращение перевозок грузов по железной дороге на короткие расстояния;
- разработка методов расчета конструкций из тонкостенных оболочек, а также выпуск большой номенклатуры новых прогрессивных материалов: тонколистовой стали, алюминиевых сплавов с высокими механическими свойствами и неметаллических материалов, позволивших наладить массовый выпуск автоцистерн.
Автоцистерны в зависимости от назначения подразделяются на транспортные и топливораздаточные. Вместимость топливораздаточных автоцистерн может доходить до 60 тыс. л, однако, как правило, на автомобилях и прицепах обычно устанавливаются цистерны по 7— 8 тыс. л, на полуприцепах — свыше 7 тыс. л.
В соответствии с Европейским соглашением о перевозках опасных грузов последние подразделяются на 14 классов, пять из которых относятся к грузам, перевозимым в цистернах: класс Id — сжатые и сжиженные газы; класс Ша - невоспламеняющиеся жидкости; класс Шс — горючие жидкости; класс IVa — токсичные вещества; класс V — агрессивные вещества.
Автоцистерны, перевозящие опасные грузы, должны иметь единые международные отличительные знаки. В соответствии с рекомендациями экономической комиссии стран Европы при ООН (ЕЭК ООН) на передней и задней частях цистерны с опасными грузами нанесен квадрат оранжевого цвета с черной рамкой, внутри которого находятся две черные цифры, первая из которых означает перевозимый продукт, а вторая - его химикофизические свойства. В случае аварийной ситуации необходимо принять достаточные меры по ликвидации происшествия, руководствуясь данными о перевозимом грузе.
Кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы, постоянно занятые на перевозке опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие надписи:
- при перевозке метанола цистерну окрашивают в оранжевый цвет с черной полосой и делают оранжевой краской надпись на обечайке: «Метанол — яд»;
- при перевозке аммиака цвет транспортного средства любой и надпись: «Аммиачная вода. Огнеопасно»;
- при перевозке веществ, выделяющих при взаимодействии с водой горючие газы, транспортное средство окрашивается в синий цвет и наносят надпись: «Огнеопасно»;
- при перевозке самовозгорающихся веществ нижнюю часть цистерны окрашивают в красный цвет, верхнюю -в белый и наносят надпись черного цвета: «Огнеопасно»;
- при перевозке веществ, поддерживающих горение, цистерну окрашивают в желтый цвет и наносят двойную надпись: «Огнеопасно/Едкое вещество»;
- при перевозке едких веществ цистерну окрашивают в желтый цвет с черной полосой на обечайке, на которую наносят надпись желтого цвета: «Едкое вещество».
Наибольший удельный вес в общем объеме перевозок химических веществ приходится на горючесмазочные материалы (бензины различных марок, дизельное топливо и т. д.).
Автоцистерны, используемые при перевозке легковоспламеняющихся жидкостей, согласно ГОСТ 2S478-91 условно подразделяются на три типа:
А — цистерны, оборудованные системой дыхания и предохранительным клапаном - давление срабатывания клапана не превышает 0,25 • 10s Па (0,25 ати) -с огнепреградителем. Конструкция данных цистерн не предусматривает герметичного закрытия, но не допускает вытекания жидкости;
В — цистерны, оборудованные системой дыхания и предохранительным клапаном — давление срабатывания клапана не превышает 1,5 • 10s Па (1,5 ати) - с огне-прярадитеяем;
С — герметично закрывающиеся цистерны, которые отвечают требованиям, предъявляемым при перевозке сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов.
Автоцистерны с наличием ЛВЖ или ГЖ имеют высокую пожарную опасность, что подтверждено крупными инцидентами с их участием. Отличительной особенностью подобного рода аварийных ситуаций является то.
б
что они могут привести к чрезвычайно опасным последствиям: крупным пожарам, зачастую сопровождающимся взрывами, загрязнению окружающей среды и человеческим жертвам.
Для пожаров на автоцистернах характерно проявление в различном сочетании следующих опасных факторов:
- мощного теплового излучения при пожаре пролива горючего, при образовании «огненного шара» и «пожаре-вспышке»;
- избыточного давления во фронте ударной волны при взрыве газопаровоздушной смеси и расширяющихся продуктов сгорания при реализации «пожара-вспышки»;
- осколков, образующихся при разрушении цистерны;
- токсикологического и наркотического действия отдельных видов ЛВЖ и ГЖ, а также продуктов их неполного сгорания.
1.1. Показатели пожаровзрывоопасности наиболее распространенных веществ и материалов, перевозимых автоц истернами
Легковоспламеняющиеся жидкости относятся к опасным грузам класса 3 [2, 3].
Класс 3 — это легковоспламеняющиеся жидкие вещества при максимальной температуре 20 °С, вязкие или жидкие (согласно методу испытаний ASTM D 4359-90), имеют при 50 °С давление пара не более 300 кПа, обладают температурой вспышки не более 61 °С; а также легковоспламеняющиеся жидкости и твердые вещества в расплавленном состоянии с температурой вспышки выше 61 °С, которые перевозятся в горячем состоянии при температуре, равной или превышающей температуру вспышки (исключение составляют легковоспламеняю-
7
щиеся жидкости, перечисленные в других классах в силу своих дополнительных опасных свойств).
Вещества и изделия класса 3 подразделяются на несколько видов:
A. Вещества нетоксичные, некоррозионные с температурой вспышки ниже 23 °С.
B. Вещества нетоксичные с температурой вспышки ниже 23 °С.
C. Вещества коррозионные с температурой вспышки ниже 23 °С.
D. Вещества токсичные, коррозионные с температурой вспышки ниже 23 °С и изделия, содержащие такие вещества.
E. Вещества с небольшой степенью токсичности или коррозионности с температурой вспышки 23-61 °С, включая предельные значения.
F. Вещества и препараты, используемые в качестве пестицидов, с температурой вспышки ниже 23 °С.
G. Вещества с температурой вспышки выше 61 °С, перевозимые в горячем состоянии при температуре, равной температуре вспышки или превышающей ее.
H. Порожняя тара.
В России вещества и изделия класса 3 по температуре вспышки подразделяются на три подкласса: подкласс 3.1 -температура вспышки до -18 °С; подкласс 3.2 - от -18 °С до +23 °С и подкласс 3.3 - от 23 до 61 °С включительно [4J.
На рассматриваемых объектах транспорта, как было отмечено выше, в большом объеме перевозятся бензины различных марок, дизельное топливо и автомобильные масла.
При тушении автоцистерн с наличием ЛВЖ или ГЖ следует учитывать их физико-химические свойства и показатели пожаровзрывоопасности [5, 6]. Некоторые физико-химические свойства бензинов и дизельных топлив приведены в табл. 1-3.
Таблица 1 |
Марка бензина |
Плот
ность,
КГ • М'3 |
Темпе
ратура
вспыш
ки,
°С |
Температура само-вос-пл вменения, °С |
Концентрационные пределы распространения пламени, % (об.) |
Мини
мальная
энергия
зажигания,
МДж |
Температурные пределы распространения пламени, % (об.) |
БЭМЗ*,
мм |
Нормальная скорость горения,
М ■ С'1 |
Авиационный 91/1 IS |
729,5 |
-38 |
435 |
- |
0,41 |
-38+5 |
- |
- |
Авиационный 91/130 этилированный |
736,2 |
-37 |
380 |
0,98+5,48 |
0,30 |
-37+10 |
|
|
Б-70 |
745 |
-34 |
300 |
0,79+5,16 |
0,39 |
-34+4 |
- |
0,44 при
62 °С |
Авиационный нестабильный |
740 |
-44 |
410 |
1,48+8,1 |
|
-44+-16 |
|
|
Авиационный стабильный |
732 |
-37 |
440 |
1,30+8,0 |
|
-37+-17 |
|
|
Автомобильный нестабильный |
806,4 |
-30 |
345 |
0,93+5,1 |
|
-30+-24 |
|
|
|
NO