Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

49 страниц

Купить Рекомендации — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Изложены возможные действия личного состава ГПС МЧС России в условиях возникновения аварийных ситуаций при тушении пожара на автоцистерне с ЛВЖ или ГЖ, а также рекомендации по обеспечению охраны труда при пожарах на автоцистернах, служащих для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Специфика пожарной опасности автоцистерн, перевозящих ЛВЖ и ГЖ

     1.1. Показатели пожаровзрывоопасности наиболее распространенных веществ и материалов, перевозимых автоцистернами

2. Характерные особенности пожаров на автоцистернах

3. Опасные и поражающие факторы пожара и взрыва

4. Планирование боевых действий при тушении пожара на автоцистернах

     4.1. Предварительное планирование боевых действий

     4.2. Требования, предъявляемые к обслуживающему персоналу автотранспортных средств, перевозящих ЛВЖ и ГЖ

     4.3. Требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, перевозящим ЛВЖ и ГЖ

     4.4. Действия водителя в аварийных ситуациях

     4.5. Ведение боевых действий по тушению пожаров на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ)

5. Основные тактические приемы при ликвидации пожара на автоцистерне с ЛВЖ (или ГЖ)

6. Правила охраны труда при тушении пожаров на автоцистернах, служащих для перевозки ЛВЖ или ГЖ

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

06.07.2004ПринятГУГПС МЧС России18/8/1821
РазработанФГУ ВНИИПО МЧС России
ИзданФГУ ВНИИПО МЧС России2004 г.
ИзданГУГПС МЧС России2004 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА “ЗНАК ПОЧЕТА” НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ»

ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ПРИ ПОЖАРАХ НА АВТОЦИСТЕРНАХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ И ГОРЮЧИХ ЖИДКОСТЕЙ

Рекомендации

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА “ЗНАК ПОЧЕТА” НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ»

ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ПРИ ПОЖАРАХ НА АВТОЦИСТЕРНАХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ И ГОРЮЧИХ ЖИДКОСТЕЙ

Рекомендации

МОСКВА 2004

Окончание табл.1

Марка бензина

Плотность, КГ ' м-3

Темпе

ратура

вспыш

ки,

°С

Темпе

ратура

само-

вос-

пламе-

нения,

°С

Концентрационные пределы распространения пламени, % (об.)

Мини

мальная

энергия

зажигания,

МДж

Температурные пределы распространения пламени, * (об.)

БЭМЗ*,

мм

Нормальная скорость горения, м • с1

Автомобильный стабильный

798

-27

370

0,96+4,96

-27+3

"

Бензиналки-

лат

695

-20

396

1,14

-

-

-

БР-1

722

-17

350

1,10+5,4

0,23

-17+10

-

6,45

А-66

728

-39

285

0,76+5,0

0,46

-39+-8

-

-

Бензин гексановой фракции

673

-11

269

1,33

0,96

Бензин низкооктановый

677

-45

293

-

-45+-5

-

Бензин экстракционный

-28

268

1,10+6,3

-24+6

-

•БЭМЗ - безопасный экспериментальный зазор - характеризует максимальный промежуток, через который пламя не способно распространяться по гаэовоздушной смеси.

Таблица 2

Значения параметров для дизельных топлив

Параметры

А

Л

ДА

дз

дл

ДС

3

ГОСТ

АВТ

гост

(аркти-

ГОСТ

гост

гост

ДТ-1

ДТ-2

ГОСТ

С

Т

тл

305-82

305-82

ческий)

4749-73

4749-73

4749-73

305-82

Молярная масса.

КГ • НМОЛЬ'1

-

-

203,6

-

-

-

-

-

-

172,3

-

-

-

Плотность, КГ - М~3

783

866

824

847

815

841

832

916,8

921

804

82-920

820-920

820-920

Температура кипения, °С

150-322

246

185-348

198-356

209

Группа горючести Температура

ЛВЖ

ПК

ПК

ПК

ЛВЖ

ПК

ПК

ПК

ГЖ

ЛВЖ

ПК

ЛВЖ

ПК

вспышки, °С Температура воспл..

37

75

65

64

59

65

92

110

110

48

90

40

65

°С

-

-

-

-

-

-

112

-

-

-

-

-

-

Температура самовоспл., °С Нижний концентрационный предел

333

260

210

330

237

225

231

370

350

225

230

-

-

распространения пламени, % (об.) Температурные

-

-

0,5

-

-

-

-

-

-

0.6

-

-

-

пределы распространения пламени, °С:

нижний

35

-

58

57

54

64

76

99

91

43

-

-

верхний

75

-

108

105

98

пб

146

137

155

92

-

-

-

Таблица 3

Продукт (ГОСТ, ТУ)

Суммарная

формула

Молярная

масса,

КГ • КМОЛЬ"1

Температура

вспышки,

°С

Константы уравнения Антуана

Температурный интервал значений констант уравнения Антуана, °С

Теплота сгорания, кДж • кг '*

А

В

сА

Бензин А-72 (зимний) (ГОСТ 2084-67)

Q.991 Ни, 108

97,2

-36

4,19500

682,876

222,066

-60-5-85

44239

Бензин Аи-93 (летний) (ГОСТ 2084-67)

^7,024 Hi3J06

98,2

-36

4,12311

664,976

221,695

-60-5-95

43641

Бензин Аи-93 (зимний) (ГОСТ 2084-67)

Q.911 Н12,168

95,3

-37

4,26511

695,019

223,220

-604-90

43641

Дизельное топливо «3» (ГОСТ 305-73)

С 12,343 Н2з,889

172,3

>+35

5,07818

1255,73

199,523

404-210

43 590

Дизельное топливо «Л» (ГОСТ 305-73)

Cl4,511 H29,i20

203,6

>+40

5,00109

1314,04

129,473

604-240

43419

Бензины - легковоспламеняющиеся или горючие жидкости, представляющие собой смеси легких углеводородов. Бензины при горении прогреваются в глубину, образуя постоянно возрастающий гомотермический слой. Скорость нарастания прогретого слоя 0,7 м • ч'1, температура прогретого слоя 80—100 ?С, температура пламени 1200 °С. Значения показателей пожаровзрывоопасности приведены в табл. 1 и 3.

Дизельное топливо — легковоспламеняющиеся или горючие жидкости. Показатели пожаровзрывоопасности дизельного топлива различных марок даны в табл. 2.

Автомобильные масла — горючие жидкости. Скорость выгорания автомобильных масел колеблется от 0,028 до 0,04 кг • м'2 • с'1, теплота сгорания не более 45 МДж • кг1.

При крупных проливах ЛВЖ и ГЖ наиболее эффективными средствами тушения являются водопенные и порошковые огнетушащие вещества.

При небольших очагах пожара ЛВЖ и ГЖ допускается также использовать углекислотные огнетушащие вещества.

2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ

Наиболее часто аварийные ситуации на автоцистернах, перевозящих ЛВЖ (или ГЖ), связаны с проливами горючей жидкости. Общим свойством легковоспламеняющихся жидкостей является их способность при утечке разливаться на больших площадях. Площадь пролива ЛВЖ и ГЖ определяется количеством вылитой ro

ll

рючей жидкости, которая соответственно определяет объем образующейся взрывоопасной паровоздушной смеси. Удельную площадь пролива ЛВЖ можно приближенно принять 0,15 м2/л.

Другим опасным сценарием развития аварийной ситуации является тот случай, когда автоцистерна с ЛВЖ (ГЖ) подвергается воздействию очага пожара, в результате чего возможен взрыв автоцистерны с образованием «огненного шара». Подобного рода аварийные ситуации характерны для прицепа-цистерны, когда при разгерметизации одной из цистерн возникает пожар пролива ЛВЖ (ГЖ), а соседняя находится в зоне высокотемпературного воздействия очага горения. В этом случае быстрый нагрев цистерны приводит к кипению жидкой фазы и повышению давления внутри сосуда. Тепловой поток, воздействуя на стенки корпуса цистерны, ведет к ослаблению их первоначальной прочности. Неравномерный прогрев корпуса автоцистерны проводит к ее разрушению и выходу жидкой фазы наружу. В этих условиях пары от мгновенного испарения жидкой фазы воспламеняются и образуется «огненный шар».

При взрыве цистерны с ЛВЖ или ГЖ в очаге пожара возможны сценарии развития аварийной ситуации как с образованием, так и без образования «огненного шара». Согласно статистическим данным, взрыв цистерны с ЛВЖ (ГЖ) происходит, как правило, на 12—24-й мин после воздействия открытого пламени. Диаметр «огненного шара» при взрыве может достигать 50 м. Взрыв автоцистерны сопровождается также образованием ударной волны, способной привести

УДК 614.842.621:66076

Тактика действий подразделений пожарной охраны при пожарах на автоцистернах для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей: Рекомендации. -М.: ВНИИПО, 2004. - 47 с.

Разработаны ФГУ ВНИИПО МЧС России, отделом организации пожаротушения ГУГПС МЧС России, Академией Государственной противопожарной службы.

Согласованы письмом ГУГПС МЧС России от 06.07.2004 г. № 18/8/1821.

© ГУГПС МЧС России, 2004 © ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2004

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие рекомендации развивают положения аналогичной работы, предназначенной для подразделений ГПС [1].

Согласно статистике, за последние годы отмечается рост числа аварий с участием автоцистерн, перевозящих ЛВЖ и ПК. По данным Госкомнефтепродукта, за 2001 год было зарегистрировано в два раза больше аварий с участием автоцистерн, сопровождающихся пожарами, по сравнению с периодом 1999-2000 гг. Рекомендации разработаны на основе результатов научно-исследовательских работ, выполненных ФГУ ВНИИПО МЧС России совместно с Управлением пожаротушения ГУГПС МЧС России; а также опыта ликвидации аварий, сопровождающихся пожарами на вышеуказанных объектах, и зарубежного опыта.

В представленном материале изложены возможные действия личного состава ГПС МЧС России в условиях возникновения аварийных ситуаций при тушении пожара на автоцистерне с ЛВЖ или ГЖ, а также рекомендации по обеспечению охраны труда при пожарах на автоцистернах, служащих для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

3

1. СПЕЦИФИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ АВТОЦИСТЕРН, ПЕРЕВОЗЯЩИХ ЛВЖ И ГЖ

В настоящее время мировое производство автоцистерн превышает 100 тыс. шт. в год. Во всем мире в автоцистернах перевозятся грузы более чем 900 наименований.

Широкому использованию автоцистерн способствовали многие факторы, в том числе:

-    интенсивное развитие нефтяной и особенно химической промышленности, обусловившее появление многих продуктов нефтехимии;

-    специализация и кооперирование производства как внутри стран, так и в межгосударственных масштабах;

-    сокращение перевозок грузов по железной дороге на короткие расстояния;

-    разработка методов расчета конструкций из тонкостенных оболочек, а также выпуск большой номенклатуры новых прогрессивных материалов: тонколистовой стали, алюминиевых сплавов с высокими механическими свойствами и неметаллических материалов, позволивших наладить массовый выпуск автоцистерн.

Автоцистерны в зависимости от назначения подразделяются на транспортные и топливораздаточные. Вместимость топливораздаточных автоцистерн может доходить до 60 тыс. л, однако, как правило, на автомобилях и прицепах обычно устанавливаются цистерны по 7— 8 тыс. л, на полуприцепах — свыше 7 тыс. л.

В соответствии с Европейским соглашением о перевозках опасных грузов последние подразделяются на 14 классов, пять из которых относятся к грузам, перевозимым в цистернах: класс Id — сжатые и сжиженные газы; класс Ша - невоспламеняющиеся жидкости; класс Шс — горючие жидкости; класс IVa — токсичные вещества; класс V — агрессивные вещества.

Автоцистерны, перевозящие опасные грузы, должны иметь единые международные отличительные знаки. В соответствии с рекомендациями экономической комиссии стран Европы при ООН (ЕЭК ООН) на передней и задней частях цистерны с опасными грузами нанесен квадрат оранжевого цвета с черной рамкой, внутри которого находятся две черные цифры, первая из которых означает перевозимый продукт, а вторая - его химикофизические свойства. В случае аварийной ситуации необходимо принять достаточные меры по ликвидации происшествия, руководствуясь данными о перевозимом грузе.

Кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы, постоянно занятые на перевозке опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие надписи:

-    при перевозке метанола цистерну окрашивают в оранжевый цвет с черной полосой и делают оранжевой краской надпись на обечайке: «Метанол — яд»;

-    при перевозке аммиака цвет транспортного средства любой и надпись: «Аммиачная вода. Огнеопасно»;

-    при перевозке веществ, выделяющих при взаимодействии с водой горючие газы, транспортное средство окрашивается в синий цвет и наносят надпись: «Огнеопасно»;

-    при перевозке самовозгорающихся веществ нижнюю часть цистерны окрашивают в красный цвет, верхнюю -в белый и наносят надпись черного цвета: «Огнеопасно»;

-    при перевозке веществ, поддерживающих горение, цистерну окрашивают в желтый цвет и наносят двойную надпись: «Огнеопасно/Едкое вещество»;

-    при перевозке едких веществ цистерну окрашивают в желтый цвет с черной полосой на обечайке, на которую наносят надпись желтого цвета: «Едкое вещество».

Наибольший удельный вес в общем объеме перевозок химических веществ приходится на горючесмазочные материалы (бензины различных марок, дизельное топливо и т. д.).

Автоцистерны, используемые при перевозке легковоспламеняющихся жидкостей, согласно ГОСТ 2S478-91 условно подразделяются на три типа:

А — цистерны, оборудованные системой дыхания и предохранительным клапаном - давление срабатывания клапана не превышает 0,25 • 10s Па (0,25 ати) -с огнепреградителем. Конструкция данных цистерн не предусматривает герметичного закрытия, но не допускает вытекания жидкости;

В — цистерны, оборудованные системой дыхания и предохранительным клапаном — давление срабатывания клапана не превышает 1,5 • 10s Па (1,5 ати) - с огне-прярадитеяем;

С — герметично закрывающиеся цистерны, которые отвечают требованиям, предъявляемым при перевозке сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов.

Автоцистерны с наличием ЛВЖ или ГЖ имеют высокую пожарную опасность, что подтверждено крупными инцидентами с их участием. Отличительной особенностью подобного рода аварийных ситуаций является то.

б

что они могут привести к чрезвычайно опасным последствиям: крупным пожарам, зачастую сопровождающимся взрывами, загрязнению окружающей среды и человеческим жертвам.

Для пожаров на автоцистернах характерно проявление в различном сочетании следующих опасных факторов:

-    мощного теплового излучения при пожаре пролива горючего, при образовании «огненного шара» и «пожаре-вспышке»;

-    избыточного давления во фронте ударной волны при взрыве газопаровоздушной смеси и расширяющихся продуктов сгорания при реализации «пожара-вспышки»;

-    осколков, образующихся при разрушении цистерны;

-    токсикологического и наркотического действия отдельных видов ЛВЖ и ГЖ, а также продуктов их неполного сгорания.

1.1. Показатели пожаровзрывоопасности наиболее распространенных веществ и материалов, перевозимых автоц истернами

Легковоспламеняющиеся жидкости относятся к опасным грузам класса 3 [2, 3].

Класс 3 — это легковоспламеняющиеся жидкие вещества при максимальной температуре 20 °С, вязкие или жидкие (согласно методу испытаний ASTM D 4359-90), имеют при 50 °С давление пара не более 300 кПа, обладают температурой вспышки не более 61 °С; а также легковоспламеняющиеся жидкости и твердые вещества в расплавленном состоянии с температурой вспышки выше 61 °С, которые перевозятся в горячем состоянии при температуре, равной или превышающей температуру вспышки (исключение составляют легковоспламеняю-

7

щиеся жидкости, перечисленные в других классах в силу своих дополнительных опасных свойств).

Вещества и изделия класса 3 подразделяются на несколько видов:

A.    Вещества нетоксичные, некоррозионные с температурой вспышки ниже 23 °С.

B.    Вещества нетоксичные с температурой вспышки ниже 23 °С.

C.    Вещества коррозионные с температурой вспышки ниже 23 °С.

D.    Вещества токсичные, коррозионные с температурой вспышки ниже 23 °С и изделия, содержащие такие вещества.

E.    Вещества с небольшой степенью токсичности или коррозионности с температурой вспышки 23-61 °С, включая предельные значения.

F.    Вещества и препараты, используемые в качестве пестицидов, с температурой вспышки ниже 23 °С.

G.    Вещества с температурой вспышки выше 61 °С, перевозимые в горячем состоянии при температуре, равной температуре вспышки или превышающей ее.

H.    Порожняя тара.

В России вещества и изделия класса 3 по температуре вспышки подразделяются на три подкласса: подкласс 3.1 -температура вспышки до -18 °С; подкласс 3.2 - от -18 °С до +23 °С и подкласс 3.3 - от 23 до 61 °С включительно [4J.

На рассматриваемых объектах транспорта, как было отмечено выше, в большом объеме перевозятся бензины различных марок, дизельное топливо и автомобильные масла.

При тушении автоцистерн с наличием ЛВЖ или ГЖ следует учитывать их физико-химические свойства и показатели пожаровзрывоопасности [5, 6]. Некоторые физико-химические свойства бензинов и дизельных топлив приведены в табл. 1-3.

Таблица 1

Марка бензина

Плот

ность,

КГ • М'3

Темпе

ратура

вспыш

ки,

°С

Температура само-вос-пл вменения, °С

Концентрационные пределы распространения пламени, % (об.)

Мини

мальная

энергия

зажигания,

МДж

Температурные пределы распространения пламени, % (об.)

БЭМЗ*,

мм

Нормальная скорость горения,

М ■ С'1

Авиационный 91/1 IS

729,5

-38

435

-

0,41

-38+5

-

-

Авиационный 91/130 этилированный

736,2

-37

380

0,98+5,48

0,30

-37+10

Б-70

745

-34

300

0,79+5,16

0,39

-34+4

-

0,44 при

62 °С

Авиационный нестабильный

740

-44

410

1,48+8,1

-44+-16

Авиационный стабильный

732

-37

440

1,30+8,0

-37+-17

Автомобильный нестабильный

806,4

-30

345

0,93+5,1

-30+-24

NO