Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

49 страниц

Купить Рекомендации — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Изложены возможные действия личного состава ГПС МЧС России в условиях возникновения аварийных ситуаций при тушении пожара на автоцистерне с ЛВЖ или ГЖ, а также рекомендации по обеспечению охраны труда при пожарах на автоцистернах, служащих для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей

  Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Специфика пожарной опасности автоцистерн, перевозящих ЛВЖ и ГЖ

1.1. Показатели пожаровзрывоопасности наиболее распространенных веществ и материалов, перевозимых автоцистернами

2. Характерные особенности пожаров на автоцистернах

3. Опасные и поражающие факторы пожара и взрыва

4. Планирование боевых действий при тушении пожара на автоцистернах

4.1. Предварительное планирование боевых действий

4.2. Требования, предъявляемые к обслуживающему персоналу автотранспортных средств, перевозящих ЛВЖ и ГЖ

4.3. Требования, предъявляемые к автотранспортным средствам, перевозящим ЛВЖ и ГЖ

4.4. Действия водителя в аварийных ситуациях

4.5. Ведение боевых действий по тушению пожаров на автоцистернах с ЛВЖ (ГЖ)

5. Основные тактические приемы при ликвидации пожара на автоцистерне с ЛВЖ (или ГЖ)

6. Правила охраны труда при тушении пожаров на автоцистернах, служащих для перевозки ЛВЖ или ГЖ

Показать даты введения Admin

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА “ЗНАК ПОЧЕТА” НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ»

ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ПРИ ПОЖАРАХ НА АВТОЦИСТЕРНАХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ И ГОРЮЧИХ ЖИДКОСТЕЙ

Рекомендации

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА “ЗНАК ПОЧЕТА” НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ»

ТАКТИКА ДЕЙСТВИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ПРИ ПОЖАРАХ НА АВТОЦИСТЕРНАХ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ И ГОРЮЧИХ ЖИДКОСТЕЙ

Рекомендации

МОСКВА 2004

Окончание табл.1

Марка бензина

Плотность, КГ ' м-3

Темпе

ратура

вспыш

ки,

°С

Темпе

ратура

само-

вос-

пламе-

нения,

°С

Концентрационные пределы распространения пламени, % (об.)

Мини

мальная

энергия

зажигания,

МДж

Температурные пределы распространения пламени, * (об.)

БЭМЗ*,

мм

Нормальная скорость горения, м • с1

Автомобильный стабильный

798

-27

370

0,96+4,96

-27+3

"

Бензиналки-

лат

695

-20

396

1,14

-

-

-

БР-1

722

-17

350

1,10+5,4

0,23

-17+10

-

6,45

А-66

728

-39

285

0,76+5,0

0,46

-39+-8

-

-

Бензин гексановой фракции

673

-11

269

1,33

0,96

Бензин низкооктановый

677

-45

293

-

-45+-5

-

Бензин экстракционный

-28

268

1,10+6,3

-24+6

-

•БЭМЗ - безопасный экспериментальный зазор - характеризует максимальный промежуток, через который пламя не способно распространяться по гаэовоздушной смеси.

Таблица 2

Значения параметров для дизельных топлив

Параметры

А

Л

ДА

дз

дл

ДС

3

ГОСТ

АВТ

гост

(аркти-

ГОСТ

гост

гост

ДТ-1

ДТ-2

ГОСТ

С

Т

тл

305-82

305-82

ческий)

4749-73

4749-73

4749-73

305-82

Молярная масса.

КГ • НМОЛЬ'1

-

-

203,6

-

-

-

-

-

-

172,3

-

-

-

Плотность, КГ - М~3

783

866

824

847

815

841

832

916,8

921

804

82-920

820-920

820-920

Температура кипения, °С

150-322

246

185-348

198-356

209

Группа горючести Температура

ЛВЖ

ПК

ПК

ПК

ЛВЖ

ПК

ПК

ПК

ГЖ

ЛВЖ

ПК

ЛВЖ

ПК

вспышки, °С Температура воспл..

37

75

65

64

59

65

92

110

110

48

90

40

65

°С

-

-

-

-

-

-

112

-

-

-

-

-

-

Температура самовоспл., °С Нижний концентрационный предел

333

260

210

330

237

225

231

370

350

225

230

-

-

распространения пламени, % (об.) Температурные

-

-

0,5

-

-

-

-

-

-

0.6

-

-

-

пределы распространения пламени, °С:

нижний

35

-

58

57

54

64

76

99

91

43

-

-

верхний

75

-

108

105

98

пб

146

137

155

92

-

-

-

Таблица 3

Продукт (ГОСТ, ТУ)

Суммарная

формула

Молярная

масса,

КГ • КМОЛЬ"1

Температура

вспышки,

°С

Константы уравнения Антуана

Температурный интервал значений констант уравнения Антуана, °С

Теплота сгорания, кДж • кг '*

А

В

сА

Бензин А-72 (зимний) (ГОСТ 2084-67)

Q.991 Ни, 108

97,2

-36

4,19500

682,876

222,066

-60-5-85

44239

Бензин Аи-93 (летний) (ГОСТ 2084-67)

^7,024 Hi3J06

98,2

-36

4,12311

664,976

221,695

-60-5-95

43641

Бензин Аи-93 (зимний) (ГОСТ 2084-67)

Q.911 Н12,168

95,3

-37

4,26511

695,019

223,220

-604-90

43641

Дизельное топливо «3» (ГОСТ 305-73)

С 12,343 Н2з,889

172,3

>+35

5,07818

1255,73

199,523

404-210

43 590

Дизельное топливо «Л» (ГОСТ 305-73)

Cl4,511 H29,i20

203,6

>+40

5,00109

1314,04

129,473

604-240

43419

Бензины - легковоспламеняющиеся или горючие жидкости, представляющие собой смеси легких углеводородов. Бензины при горении прогреваются в глубину, образуя постоянно возрастающий гомотермический слой. Скорость нарастания прогретого слоя 0,7 м • ч'1, температура прогретого слоя 80—100 ?С, температура пламени 1200 °С. Значения показателей пожаровзрывоопасности приведены в табл. 1 и 3.

Дизельное топливо — легковоспламеняющиеся или горючие жидкости. Показатели пожаровзрывоопасности дизельного топлива различных марок даны в табл. 2.

Автомобильные масла — горючие жидкости. Скорость выгорания автомобильных масел колеблется от 0,028 до 0,04 кг • м'2 • с'1, теплота сгорания не более 45 МДж • кг1.

При крупных проливах ЛВЖ и ГЖ наиболее эффективными средствами тушения являются водопенные и порошковые огнетушащие вещества.

При небольших очагах пожара ЛВЖ и ГЖ допускается также использовать углекислотные огнетушащие вещества.

2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЖАРОВ НА АВТОЦИСТЕРНАХ

Наиболее часто аварийные ситуации на автоцистернах, перевозящих ЛВЖ (или ГЖ), связаны с проливами горючей жидкости. Общим свойством легковоспламеняющихся жидкостей является их способность при утечке разливаться на больших площадях. Площадь пролива ЛВЖ и ГЖ определяется количеством вылитой ro

ll

рючей жидкости, которая соответственно определяет объем образующейся взрывоопасной паровоздушной смеси. Удельную площадь пролива ЛВЖ можно приближенно принять 0,15 м2/л.

Другим опасным сценарием развития аварийной ситуации является тот случай, когда автоцистерна с ЛВЖ (ГЖ) подвергается воздействию очага пожара, в результате чего возможен взрыв автоцистерны с образованием «огненного шара». Подобного рода аварийные ситуации характерны для прицепа-цистерны, когда при разгерметизации одной из цистерн возникает пожар пролива ЛВЖ (ГЖ), а соседняя находится в зоне высокотемпературного воздействия очага горения. В этом случае быстрый нагрев цистерны приводит к кипению жидкой фазы и повышению давления внутри сосуда. Тепловой поток, воздействуя на стенки корпуса цистерны, ведет к ослаблению их первоначальной прочности. Неравномерный прогрев корпуса автоцистерны проводит к ее разрушению и выходу жидкой фазы наружу. В этих условиях пары от мгновенного испарения жидкой фазы воспламеняются и образуется «огненный шар».

При взрыве цистерны с ЛВЖ или ГЖ в очаге пожара возможны сценарии развития аварийной ситуации как с образованием, так и без образования «огненного шара». Согласно статистическим данным, взрыв цистерны с ЛВЖ (ГЖ) происходит, как правило, на 12—24-й мин после воздействия открытого пламени. Диаметр «огненного шара» при взрыве может достигать 50 м. Взрыв автоцистерны сопровождается также образованием ударной волны, способной привести

УДК 614.842.621:66076

Тактика действий подразделений пожарной охраны при пожарах на автоцистернах для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей: Рекомендации. -М.: ВНИИПО, 2004. - 47 с.

Разработаны ФГУ ВНИИПО МЧС России, отделом организации пожаротушения ГУГПС МЧС России, Академией Государственной противопожарной службы.

Согласованы письмом ГУГПС МЧС России от 06.07.2004 г. № 18/8/1821.

© ГУГПС МЧС России, 2004 © ФГУ ВНИИПО МЧС России, 2004

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие рекомендации развивают положения аналогичной работы, предназначенной для подразделений ГПС [1].

Согласно статистике, за последние годы отмечается рост числа аварий с участием автоцистерн, перевозящих ЛВЖ и ПК. По данным Госкомнефтепродукта, за 2001 год было зарегистрировано в два раза больше аварий с участием автоцистерн, сопровождающихся пожарами, по сравнению с периодом 1999-2000 гг. Рекомендации разработаны на основе результатов научно-исследовательских работ, выполненных ФГУ ВНИИПО МЧС России совместно с Управлением пожаротушения ГУГПС МЧС России; а также опыта ликвидации аварий, сопровождающихся пожарами на вышеуказанных объектах, и зарубежного опыта.

В представленном материале изложены возможные действия личного состава ГПС МЧС России в условиях возникновения аварийных ситуаций при тушении пожара на автоцистерне с ЛВЖ или ГЖ, а также рекомендации по обеспечению охраны труда при пожарах на автоцистернах, служащих для перевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

3

1. СПЕЦИФИКА ПОЖАРНОЙ ОПАСНОСТИ АВТОЦИСТЕРН, ПЕРЕВОЗЯЩИХ ЛВЖ И ГЖ

В настоящее время мировое производство автоцистерн превышает 100 тыс. шт. в год. Во всем мире в автоцистернах перевозятся грузы более чем 900 наименований.

Широкому использованию автоцистерн способствовали многие факторы, в том числе:

-    интенсивное развитие нефтяной и особенно химической промышленности, обусловившее появление многих продуктов нефтехимии;

-    специализация и кооперирование производства как внутри стран, так и в межгосударственных масштабах;

-    сокращение перевозок грузов по железной дороге на короткие расстояния;

-    разработка методов расчета конструкций из тонкостенных оболочек, а также выпуск большой номенклатуры новых прогрессивных материалов: тонколистовой стали, алюминиевых сплавов с высокими механическими свойствами и неметаллических материалов, позволивших наладить массовый выпуск автоцистерн.

Автоцистерны в зависимости от назначения подразделяются на транспортные и топливораздаточные. Вместимость топливораздаточных автоцистерн может доходить до 60 тыс. л, однако, как правило, на автомобилях и прицепах обычно устанавливаются цистерны по 7— 8 тыс. л, на полуприцепах — свыше 7 тыс. л.

В соответствии с Европейским соглашением о перевозках опасных грузов последние подразделяются на 14 классов, пять из которых относятся к грузам, перевозимым в цистернах: класс Id — сжатые и сжиженные газы; класс Ша - невоспламеняющиеся жидкости; класс Шс — горючие жидкости; класс IVa — токсичные вещества; класс V — агрессивные вещества.

Автоцистерны, перевозящие опасные грузы, должны иметь единые международные отличительные знаки. В соответствии с рекомендациями экономической комиссии стран Европы при ООН (ЕЭК ООН) на передней и задней частях цистерны с опасными грузами нанесен квадрат оранжевого цвета с черной рамкой, внутри которого находятся две черные цифры, первая из которых означает перевозимый продукт, а вторая - его химикофизические свойства. В случае аварийной ситуации необходимо принять достаточные меры по ликвидации происшествия, руководствуясь данными о перевозимом грузе.

Кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и полуприцепы, постоянно занятые на перевозке опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие надписи:

-    при перевозке метанола цистерну окрашивают в оранжевый цвет с черной полосой и делают оранжевой краской надпись на обечайке: «Метанол — яд»;

-    при перевозке аммиака цвет транспортного средства любой и надпись: «Аммиачная вода. Огнеопасно»;

-    при перевозке веществ, выделяющих при взаимодействии с водой горючие газы, транспортное средство окрашивается в синий цвет и наносят надпись: «Огнеопасно»;

-    при перевозке самовозгорающихся веществ нижнюю часть цистерны окрашивают в красный цвет, верхнюю -в белый и наносят надпись черного цвета: «Огнеопасно»;

-    при перевозке веществ, поддерживающих горение, цистерну окрашивают в желтый цвет и наносят двойную надпись: «Огнеопасно/Едкое вещество»;

-    при перевозке едких веществ цистерну окрашивают в желтый цвет с черной полосой на обечайке, на которую наносят надпись желтого цвета: «Едкое вещество».

Наибольший удельный вес в общем объеме перевозок химических веществ приходится на горючесмазочные материалы (бензины различных марок, дизельное топливо и т. д.).

Автоцистерны, используемые при перевозке легковоспламеняющихся жидкостей, согласно ГОСТ 2S478-91 условно подразделяются на три типа:

А — цистерны, оборудованные системой дыхания и предохранительным клапаном - давление срабатывания клапана не превышает 0,25 • 10s Па (0,25 ати) -с огнепреградителем. Конструкция данных цистерн не предусматривает герметичного закрытия, но не допускает вытекания жидкости;

В — цистерны, оборудованные системой дыхания и предохранительным клапаном — давление срабатывания клапана не превышает 1,5 • 10s Па (1,5 ати) - с огне-прярадитеяем;

С — герметично закрывающиеся цистерны, которые отвечают требованиям, предъявляемым при перевозке сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов.

Автоцистерны с наличием ЛВЖ или ГЖ имеют высокую пожарную опасность, что подтверждено крупными инцидентами с их участием. Отличительной особенностью подобного рода аварийных ситуаций является то.

б

что они могут привести к чрезвычайно опасным последствиям: крупным пожарам, зачастую сопровождающимся взрывами, загрязнению окружающей среды и человеческим жертвам.

Для пожаров на автоцистернах характерно проявление в различном сочетании следующих опасных факторов:

-    мощного теплового излучения при пожаре пролива горючего, при образовании «огненного шара» и «пожаре-вспышке»;

-    избыточного давления во фронте ударной волны при взрыве газопаровоздушной смеси и расширяющихся продуктов сгорания при реализации «пожара-вспышки»;

-    осколков, образующихся при разрушении цистерны;

-    токсикологического и наркотического действия отдельных видов ЛВЖ и ГЖ, а также продуктов их неполного сгорания.

1.1. Показатели пожаровзрывоопасности наиболее распространенных веществ и материалов, перевозимых автоц истернами

Легковоспламеняющиеся жидкости относятся к опасным грузам класса 3 [2, 3].

Класс 3 — это легковоспламеняющиеся жидкие вещества при максимальной температуре 20 °С, вязкие или жидкие (согласно методу испытаний ASTM D 4359-90), имеют при 50 °С давление пара не более 300 кПа, обладают температурой вспышки не более 61 °С; а также легковоспламеняющиеся жидкости и твердые вещества в расплавленном состоянии с температурой вспышки выше 61 °С, которые перевозятся в горячем состоянии при температуре, равной или превышающей температуру вспышки (исключение составляют легковоспламеняю-

7

щиеся жидкости, перечисленные в других классах в силу своих дополнительных опасных свойств).

Вещества и изделия класса 3 подразделяются на несколько видов:

A.    Вещества нетоксичные, некоррозионные с температурой вспышки ниже 23 °С.

B.    Вещества нетоксичные с температурой вспышки ниже 23 °С.

C.    Вещества коррозионные с температурой вспышки ниже 23 °С.

D.    Вещества токсичные, коррозионные с температурой вспышки ниже 23 °С и изделия, содержащие такие вещества.

E.    Вещества с небольшой степенью токсичности или коррозионности с температурой вспышки 23-61 °С, включая предельные значения.

F.    Вещества и препараты, используемые в качестве пестицидов, с температурой вспышки ниже 23 °С.

G.    Вещества с температурой вспышки выше 61 °С, перевозимые в горячем состоянии при температуре, равной температуре вспышки или превышающей ее.

H.    Порожняя тара.

В России вещества и изделия класса 3 по температуре вспышки подразделяются на три подкласса: подкласс 3.1 -температура вспышки до -18 °С; подкласс 3.2 - от -18 °С до +23 °С и подкласс 3.3 - от 23 до 61 °С включительно [4J.

На рассматриваемых объектах транспорта, как было отмечено выше, в большом объеме перевозятся бензины различных марок, дизельное топливо и автомобильные масла.

При тушении автоцистерн с наличием ЛВЖ или ГЖ следует учитывать их физико-химические свойства и показатели пожаровзрывоопасности [5, 6]. Некоторые физико-химические свойства бензинов и дизельных топлив приведены в табл. 1-3.

Таблица 1

Марка бензина

Плот

ность,

КГ • М'3

Темпе

ратура

вспыш

ки,

°С

Температура само-вос-пл вменения, °С

Концентрационные пределы распространения пламени, % (об.)

Мини

мальная

энергия

зажигания,

МДж

Температурные пределы распространения пламени, % (об.)

БЭМЗ*,

мм

Нормальная скорость горения,

М ■ С'1

Авиационный 91/1 IS

729,5

-38

435

-

0,41

-38+5

-

-

Авиационный 91/130 этилированный

736,2

-37

380

0,98+5,48

0,30

-37+10

Б-70

745

-34

300

0,79+5,16

0,39

-34+4

-

0,44 при

62 °С

Авиационный нестабильный

740

-44

410

1,48+8,1

-44+-16

Авиационный стабильный

732

-37

440

1,30+8,0

-37+-17

Автомобильный нестабильный

806,4

-30

345

0,93+5,1

-30+-24

NO