Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

29 страниц

Купить Рекомендации — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливают порядок действий работников железнодорожного транспорта по проведению эвакуационно-спасательных работ и тушению пожаров в железнодорожных тоннелях, а также порядок их взаимодействия с подразделениями других министерств и ведомств.

  Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Характеристика и пожарная опасность объекта

3. Особенности организации тушения и спасательных работ при пожаре в железнодорожном тоннеле

4. Тушение пожара в тоннеле

5. Литература

Приложение 1. Форма оперативного журнала штаба аварийно-спасательных работ

Приложение 2. Форма бланков "Разрешение на работу и "Уведомление"

Приложение 3. Методические указания по разработке планов пожаротушения для железнодорожных тоннелей

Показать даты введения Admin

УПРАВЛЕНИЕ ВОЕНИЗИРОВАННОЙ ОХРАНЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЯХ

Москва 1997

УПРАВЛЕНИЕ ВОЕНИЗИРОВАННОЙ ОХРАНЫ

СОГЛАСОВАНО Заместитель начальника Государственной противопожарной службы МВД РФ

В.Т. Кишкурно

5 сентября 1994 г.


УТВЕРЖДАЮ Начальник Управления военизированной охраны МПС РФ

В.В. Тройнин

26 октября 1994 г.

№ ЦУОП-1/73


РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ТУШЕНИЮ ПОЖАРОВ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ТОННЕЛЯХ

Москва 1997

h--►!

Рис. 1. Схема обстановки при развитом пожаре подвижного состава в тоннеле 1 - распределение температур а тоннеле; 2 - аварийный тоннель; 3 - подвижной состав; 1щ - длина зоны действия конвективных потоков; k - длина зоны горения; 1р - длина зоны с температурами выше температур воспламенения материалов ктарной нагрузки; h - длина зоны задымления; 1тв - длина зоны теплового воздействия; Уя - линейная скорость распространения горения

11

удаленностью очага пожара от открытого участка трассы; ограниченностью пространства, задымлением и высокой температурой в зоне боевых действий подразделений;

трудностью доступа к месту проведения работ из-за возможных завалов внутри тоннеля;

привлечением большого количества и сложностью управления подразделениями в подземных сооружениях;

наличием оборудования и кабельных сетей, находящихся под напряжением.

3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУШЕНИЯ И СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПРИ ПОЖАРЕ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТОННЕЛЕ

3.1.    Организация работ по тушению и спасанию определяется комплексом организационных мероприятий, связанных с подготовкой к боевым действиям личного состава подразделений МПС, МВД и других специальных служб региона до возникновения и при возникновении аварийных ситуаций на объектах.

3.2.    До возникновения пожара службами МПС выполняются следующие организационные мероприятия:

разрабатывается порядок передачи информации об опасных свойствах грузов личному составу подразделений, привлекаемых для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ;

создается аварийно-спасательная служба, оснащенная необходимой техникой и средствами связи. Этой службе определяются конкретные задачи;

по решению начальника службы военизированной охраны управления железной дороги разрабатывается план пожаротушения, а также план привлечения дополнительных сил и средств других ведомств. С органами ГПС согласовывается номер выезда подразделений ГПС на пожар в тоннеле;

по согласованию с привлекаемыми для тушения и проведения аварийно-спасательных работ ведомствами, начальником железной дорога устанавливается периодичность проведения совместных учений, но не реже одного раза в год;

определяется порядок контроля служебной деятельности пожарных и аварийно-спасательных подразделений МПС для выявления готовности подразделений к выполнению поставленных задач;

создаются площадки для размещения пожарной техники и пожарного поста у портала (порталов) охраняемого железнодорожного тоннеля и оснащения его резервным пожарно-техническим и аварийно-спасательным вооружением, огнету-шащими средствами.

3.3.    Подразделениями пожарной охраны МПС разрабатывается схема привлечения сил и средств региона для ликвидации аварийных ситуаций. Пример такой схемы представлен на рис. 2.

3.4.    При возникновении пожара организация работ по тушению и спасанию должна быть направлена на обеспечение своевременной эвакуации людей и грузов из опасной зоны.

Проведение данных работ необходимо выполнять с учетом положений документа [3]. Эвакуация должна быть направлена: в сторону встречного вентиляционного потока; вниз по уклону железнодорожного тоннеля; к ближайшему выходу из тоннеля; в параллельную штольню или параллельный тоннель через сбойки.

При эвакуации людей из пассажирского поезда ответственность за сохранность и эвакуацию личных вещей пассажиров возлагается на поездную бригаду.

3.5.    По прибытии подразделений МПС создается штаб аварийно-спасательных работ (АСР) для координации действий подразделений МПС, ГПС и других ведомств по ликвидации пожара и проведению эвакуационно-спасательных работ. Начальником штаба АСР является старший начальник отделения (управления) железной дороги. Типовая схема управления представлена на рис. 3.

3.5.1. В состав штаба АСР входят:

начальник штаба (руководитель по ликвидации аварийных ситуаций);

инженерно-технический персонал МПС;

руководитель тушения пожара (РТП);

начальники привлекаемых подразделений других ведомств.

13


Управление железной дорогн

I нкчс I


- 4


Региональным

центр по ГО я ЧС

*

+

Медицинские

Областная

Региональ

учреждения

медицинская

ным штаб

ж. дорогн

помощь

ВГСЧ

УГПС


Отделение ж.д. (НОД)


Днспетн7|Г НОД пункт II КЧС

Дежурная часть

ЦУСС (ЦППС)

Рис. 2 Схема привлечения сил и средств региона при пожаре в железнодорожном тоннеле:

- - - - ► - передача информации;    -    направление    сил    и средств.


Рис. 3. Схема управления подразделениями при пожаре в железнодорожном тоннеле:

АПК - аварийно-палевая команда; РТП - руководитель тушения пожара; НТ - начальник тыла; КПП - контрольно-пропускной пункт; БУ - боевой участок; ГТОС - грума тыла, освещения и связи; ВПГ - водоподающая группа; РСГ - разведывательноспасательная группа; Н - наблюдатель

УДК 614.842.6:656.2:624.19

Рекомендации по тушению пожаров в железнодорожных тоннелях. - М: МПС, 1997. - 28 с.

Рекомендации разработаны Санкт-Петербургским филиалом ВНИИПО.

Ил. 3, табл. 3, библиогр.: - 5 назв.

Авторы: В.Ф. Бондарев, Э.А. Зычков.

3

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Рекомендации устанавливают порядок действий работников железнодорожного транспорта по проведению эвакуационно-спасательных работ и тушению пожаров в железнодорожных тоннелях, а также порядок их взаимодействия с подразделениями других министерств и ведомств.

1.2.    Ответственность за выполнение требований настоящих Рекомендаций возлагается на:

машинистов 1рузовых, дизель- и электропоездов; начальников рефрижераторных секций, начальников пассажирских поездов;

начальствующий состав пожарных подразделений военизированной охраны МПС;

должностных лиц восстановительных поездов и аварийно-спасательных подразделений;

дежурный обслуживающий персонал тоннеля; проводников, сопровождающих почтово-багажные и специальные вагоны;

лиц, ответственных за организацию и руководство эвакуационно-спасательными работами и тушение пожара.

1.3.    Начальствующий состав Государственной противопожарной службы (ГПС) МВД России выполняет работы по тушению пожаров и связанные с ними первоочередные аварийно-спасательные работы (АСР) под руководством начальника штаба АСР из числа ответственных должностных лиц железной дороги. При этом учитываются требования Соглашения между МВД и МПС Российской Федерации о порядке осуществления государственного пожарного надзора и других полномочий Государственной противопожарной службы МВД России на объектах Министерства путей сообщения Российской Федерации (1994 г.). Все распоряжения начальника штаба АСР фиксируются в оперативном журнале штаба АСР. Форма журнала дана в Приложении 1.

1.4.    Каждый работник железнодорожного транспорта при обнаружении пожара в тоннеле обязан сообщить об этом с указанием точного места дежурному поездному диспетчеру, в центр управления силами и средствами (ЦУСС) гарнизона

4

ГПС, а также принять меры к ликвидации очага пожара имеющимися на объекте средствами пожаротушения и к остановке подвижного состава перед тоннелем.

1.5.    В случае обнаружения пожара при следовании поезда в тоннеле ответственные лица поездной бригады должны принять все меры к выводу поезда из тоннеля и действовать согласно требованиям п. 1.4 инструкции [1].

При пожаре в пассажирском поезде необходимо срочно эвакуировать людей из опасной зоны в соседние вагоны и приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения.

1.6.    При вынужденной остановке пассажирского поезда в тоннеле начальники поездов, проводники вагонов обязаны:

сообщить через машинистов о пожаре дежурному поездному диспетчеру с указанием точного места и количества людей в поезде;

организовать эвакуацию пассажиров из опасной зоны;

приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, задействовать (если имеется) противопожарный водопровод тоннеля.

1.7.    При вынужденной остановке грузового поезда в тоннеле локомотивная бригада обязана:

сообщить о пожаре поездному диспетчеру с указанием точного места и вида грузов в горящем и смежных вагонах;

Произвести расцепку поезда и отвод вагонов на безопасное расстояние;

приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения, задействовать (если имеется) внутренний противопожарный водопровод тоннеля.

1.8.    Поездной диспетчер в случае пожара обязан сообщить об этом в пожарную охрану МПС, ЦУСС гарнизона ГПС, ответственным должностным лицам железной дороги, в органы внутренних дел на ж.-д. транспорте, организовать движение поездов в соответствии с конкретной обстановкой, задействовать комиссию по чрезвычайным ситуациям железной дороги и направить к месту пожара при необходимости восстановительные подразделения МПС.

5

1.9.    Дежурный обслуживающий персонал тоннеля обязан в случае пожара в тоннеле:

включить аварийный режим тоннельной вентиляции (при ее наличии);

подготовить к использованию противопожарное водоснабжение и средства пожаротушения опорного пункта тоннельного сооружения;

определить безопасные пути эвакуации пассажиров из опасной зоны;

приступить к тушению пожара имеющимися средствами; провести предварительную оценку обстановки вблизи портала тоннеля;

не пропускать в тоннель лица, не участвующие в тушении пожара.

1.10.    По прибытии подразделений пожарной охраны лицо, ответственное за руководство тушением пожара и проведение эвакуационно-спасательных работ, обязано сообщить старшему начальнику пожарной охраны, принявшему на себя руководство тушением, все необходимые сведения об обстановке на месте пожара.

1.11.    Допуск личного состава пожарных подразделений для тушения пожаров на подвижном составе в тоннельных сооружениях, находящихся под напряжением, производится только после получения руководителем тушения пожара письменного или по радиосвязи разрешения электромонтера района контактной сети с указанием в нем номера приказа энергодиспетчера и времени снятия напряжения (прил. 2).

Тушение без снятия напряжения допускается только в случае, когда пожар возник внутри вагона и его в начальной стадии можно локализовать и ликвидировать с помощью первичных средств силами поездной бригады.

6

2. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОЖАРНАЯ ОПАСНОСТЬ ОБЪЕКТА

2.1.    Лица, ответственные за организацию АСР, тушение пожара, проведение эвакуационно-спасательных работ, обязаны учитывать изложенные ниже особенности объекта.

2.1.1.    Железнодорожный тоннель представляет собой протяженную подземную выработку, которая характеризуется следующими геометрическими размерами поперечного сечения.

Для однопутного тоннеля:

высота тоннеля от уровня путевого балласта - 6,9-6,2 м;

ширина тоннеля на уровне рабочей зоны (1,5 м) -5,3-6,2 м;

расстояние между боковой стенкой тоннеля и поездом на уровне рабочей зоны - 1,1-1,5 м.

Для двухпутного тоннеля:

высота - 7,9 м;

ширина на уровне рабочей зоны - 9,8 м;

минимальное расстояние между боковой стенкой тоннеля и поездом 1,1 м.

2.1.2.    Максимальные уклоны тоннелей зависят от длины и категории железнодорожной линии, их величины приведены в табл. 1.

Профиль тоннеля может иметь горизонтальные участки длиной до 400 м.

2.1.3.    Ограждающие конструкции тоннелей по пределу огнестойкости не нормированы. Разрушение тоннельной обделки может произойти в начале развитой стадии пожара.

Потеря несущей способности с обрушением свода тоннеля возможна через 4-10 ч после начала пожара.

Таблица 1

Максимальные уклоны тоннелей

Категория

железной

Уклон тоннеля и его длина, м

дорога

до 300 м

до 1000 и

до 3000 м

св. 3000 м

I и II

0,015

0,014

0,013

0,012

III

0,020

0,013

0,017

0,016

7

2.1.4.    В тоннелях через каждые ISO м в шахматном порядке расположены камеры, которые предназначены для хранения ремонтного и противопожарного оборудования. Между ними через 30 м расположены в шахматном порядке ниши, служащие для укрытия людей. Ширина и высота ниш 2 м, глубина 1 м.

2.1.5.    Для тоннелей длиной менее 300 м не предусматривается оснащение средствами противопожарной защиты. Противопожарный водопровод и параллельные штольни сооружаются лишь в тоннелях большой протяженности.

2.1.6.    В тоннелях протяженностью свыше 1000 м предусматривают соединительные сбойки между параллельными однопутными тоннелями, располагаемые через S00-700 м, систему вентиляции с механическим побуждением, а подпор воздуха в параллельную штольню при пожаре - лишь для уникальных тоннелей большой протяженности.

2.1.7.    В тоннелях длиной более 300 м на прямой и ISO м на кривой устраивается искусственное освещение.

Для выполнения ремонтных работ предусматривается местное переносное освещение, подключение которого осуществляется через штепсельные розетки, располагаемые у камер и ниш.

Для подключения ремонтных механизмов к электрической сети через каждые 120-150 м установлены распределительные щиты с напряжением 380/220 В.

2.1.8.    Охраняемые тоннели имеют прямую двухпроводную телефонную связь с ближайшими раздельными пунктами по обе стороны тоннеля. Аппараты управления у обоих порталов и в каждой камере находятся по одной стороне тоннеля.

2.1.9.    Тоннели длиной 300 м и белее на прямых и независимо от длины на кривых участках пути оборудованы автоматической оповестительной и заградительной сигнализацией.

2.1.10.    У порталов тоннеля площадки для размещения пожарной и другой техники не предусмотрены , что затрудняет использование технических средств противопожарной и аварийно-спасательных служб региона.

2.2. При проведении эвакуационно-спасательных работ и тушении пожара лица, участвующие в этих работах, обязаны

учитывать приведенные ниже особенности развития пожара и условия, затрудняющие проведение работ.

2.2.1.    При пожаре остановленного в тоннеле пассажирского поезда критические значения опасных факторов пожара вблизи очага возникают через 4-6 мин в однопутных тоннелях и через 6-8 мин - в двухпутных.

2.2.2.    Параметры развития пожара в тоннеле определяются условиями его вентиляции, свойствами горючих материалов перевозимых грузов и подвижного состава, а также расположением очага пожара (у портала или в средней части тоннеля).

После возникновения очага горения пожар распространяется преимущественно в направлении вентиляционного потока со скоростью, близкой к скорости распространения горения на открытом участке. Увеличение площади пожара происходит до размеров, ограничиваемых воздухообменом. На наклонных участках тоннеля, заполненных продуктами горения, возникает тепловая депрессия (тяга) пожара, способная изменить как количество, так и направление движения воздуха в тоннеле.

2.2.3.    При пожаре твердых горючих материалов площадь пожара после его стабилизации может составить 130-830 м2 для однопутных тоннелей и 500-1300 м2 для двухпутных, распространение зоны горения происходит по мере выгорания пожарной нагрузки со скоростью от 3,5 до 80 мт1. Время развития пожаров до указанных размеров составляет от 30 до 300 мин.

2.2.4.    Среднеобъемные температуры в зоне горения могут достигать:

для твердых горючих материалов - 830 °С;

для горючих жидкостей - 1050 °С

для сжиженных газов - 1150 °С.

Расчетная продолжительность пожара (без тушения) для поезда с грузом твердых горючих материалов составляет:

в однопутном тоннеле - 130-170 ч;

в двухпутном тоннеле - 55-70 ч.

2.2.5.    При развитом пожаре в тоннеле его обстановка характеризуется наличием:

9

зоны горения, площадь которой определяется количеством поступающего в тоннель воздуха;

зоны за очагом пожара (по направлению движения продуктов горения), температуры в которой выше температуры воспламенения материалов пожарной нагрузки. При поступлении воздуха в эту зону происходит возгорание находящихся в ней материалов;

зоны теплового воздействия за очагом пожара с температурой выше критической (> 70 °С);

зоны действия конвективных потоков, распространяющихся от очага пожара навстречу вентиляционному потоку. Температура в этой зоне также выше критической;

зоны задымления, включающей в себя указанные выше зоны и участок тоннеля до выход а продуктов горения в атмосферу.

Длина зоны теплового воздействия за очагом пожара составляет не менее 330 м для однопутного тоннеля и не менее 650 -М для двухпутного тоннеля. Протяженность зоны действия конвективных потоков продуктов горения составляет 50-85 м. Схема обстановки развитого пожара приведена на рис. 1.

2.2.6.    При пожаре подвижного состава с грузом ЛВЖ и ГЖ происходит их растекание вниз по уклону тоннеля на расстояние до 80 и более метров. Площадь горения при этом ограничивается расходом поступающего в зону горения воздуха и достигает величины 60-200 м2 . Возможны также вспышки (взрьюы) скоплений горючих газов и паров в объеме тоннеля.

2.2.7.    Проведение эвакуационно-спасательных работ осложняется:

наличием угрозы людям, возможным возникновением паники и эвакуацией пассажирами принадлежащего им багажа;

неприспособленностью тоннеля для вынужденной эвакуации большого количества пассажиров и значительной протяженностью маршрута эвакуации;

возможным выходом из строя технических средств обеспечения эвакуации (аварийного освещения, вентиляции и др.).

2.2.8.    Проведение работ по тушению осложняется: быстрым распространением огня внутри грузопассажирских вагонов;