Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

179 страниц

Купить Пособие — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Предназначено для психологов, сотрудников органов управления и руководителей подразделений Государственной противопожарной службы МВД России. Могут быть использованы в работе практических психологов других служб органов внутренних дел

 Скачать PDF

Оглавление

Термины и определения

Введение

1. Характеристика профессиональной деятельности пожарных

2. Методы оценки, восстановления и поддержания работоспособности пожарных

     2.1. Методы регуляции психических состояний

     2.2. Экспериментальное обоснование методического комплекса

     2.3. Медико-психологический комплекс

3. Стационарный медико-психологический комплекс

     3.1. Оформление комнаты психологической регуляции

     3.2. Методический комплекс по оценке работоспособности

     3.3. Методика применения медико-психологического комплекса

     3.4. Медико-психологический комплекс по восстановлению и поддержанию работоспособности при боевых действия

Заключение

Литература

Приложение 1. Формулы аутогенной тренировки

Приложение 2. Методика психорегулирующего воздействия "Сенсорелакс" на базе приборов "Цветодин 200 К"

Приложение 3. Рекомендации по приготовлению тонизирующих, антистрессовых и противовосполительных коктейлей и напитков

Приложение 4. Методика "Свободное дыхание"

Приложение 5. Требования к стационарному медико-психологическому восстановительному комплексу

Приложение 6. Перечень оборудования для оснащения комнаты психологической регуляции

Приложение 7. Перечень рекомендуемых приборов для медико-психологического комплекса восстановления и поддержания работоспособности

Приложение 8. Инструкция по пользованию системой "Боеготовность"

Приложение 9.

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанВНИИПО МВД России
ИзданВНИИПО МВД России1998 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА “ЗНАК ПОЧЕТА” НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ

СЛУЖБЫ

199 8

Пособие

МОСКВА

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА “ЗНАК ПОЧЕТА” НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Пособив

МОСКВА 1998

хофизиологическими нагрузками, но может протекать в экстремальных условиях стихийных бедствий и катастроф. Напряженные (экстремальные) ситуации усложняют условия деятельности и их ближайшие последствия нередко проявляются в виде производственно обусловленных негативных психических состояний.

Так, объявление сигнала "Тревога" оказывает сильное влияние на функциональное состояние пожарных. В работах [17, 18] показано, что в первые 25-30 с. после подъема по тревоге частота сердечных сокращений повышается в среднем на 47 ударов в мин, а на пути к месту пожара (аварии или катастрофы) может достигать 150-180 уд./мин [19]. Пожарный не может выполнить работу, если при ее выполнении частота сердцебиений через 5 мин. достигает 180 уд. в мин. и более.

Эмоциональный стресс, возникающий с момента получения сигнала о выезде, длительное время не исчезает и после окончания работы [20]. Исследования показывают, что у пожарных во время работы бывают изменения в памяти, когда сотрудник не в состоянии описать последовательность своих действий. По данным [21] более 70 % пожарных, имеющих стаж работы менее 4 лет, при получении ситала "тревога" испытывают нервно-эмоциональный дискомфорт, а более 50 % сдвигов частоты сердечных сокращений у них связаны с эмоциональным компонентом кардиальной реакции. Отмечается зависимость реагирования на сигнал "тревоги" от обученности: реакция ЧСС у лиц, проходящих первоначальную подготовку, отчетливо дифференцируется в зависимости от реакции опытных пожарных. У опытных пожарных восстановление уровня ЧСС к исходным значениям начинается через 3-5 с после посадки в автомобиль. У пожа-рых, не завершивших периода первоначальной подготовки, уровень ЧСС после объявления ситала «Тревога» и посадки в пожарный автомобиль продолжает увеличиваться до выезда автомобиля из гаража или до отмены ситала 'Тревога" практически в течение 30-40 с. Предварительное оповещение о том, что тревога будет учебной, существенно снижает уровень реакции ЧСС по сравнению с действием ситала в условиях неопределенности. Анализ результатов исследований говорит о весьма высоком эмоциогенном воздействии ситала "Тревога" в условиях неопределенности с одной стороны, а, с другой, - о хорошей тренируемости психофизиологических механизмов к такому сигналу.

11

В работах [22, 23] проведен углубленный профессиографи-ческий анализ деятельности пожарных с выявлением специфики и особенностей формирования и динамики функциональных состояний. Выполнена интегральная оценка условий труда пожарных, охраняющих города и атомные электростанции, выявлены Факторы, оказывающие неблагоприятное влияние на функциональное состояние личного состава. Установлено, что работа по ликвидации пожаров и аварий относится к 5-6 категориям тяжести, вызывающей возникновение дезадаптивных психических состояний. Они отрицательно влияют на эффективность и безопасность труда личного состава ГПС, вызывают нарушения функционирования жизненно важных органов и систем, которые могут иметь в ряде случаев необратимый характер.

В работах, посвященных изучению функциональных состояний персонала ЧАЭС, участвующего в ликвидации последствий катастрофы [24-26], обнаружен феномен постепенности травмирующего влияния стрессогенных факторов. В начальном периоде у обследованных зафиксированы вегетативные проявления стресса при незначительном снижении умственной работоспособности, затем - поражение преимущественно психических познавательных функций с расстройствами психофизиологической адаптации и общим падением работоспособности. Негативное воздействие ведущего психологического фактора угрозы здоровью и жизни пожарных Чернобыльской АЭС в экстремальной ситуации повторной крупной аварии в октябре 1991 г. проявлялось мгновенно, запуская всю гамму стрессового реагирования вплоть до проявления дисстрессов.

Влияние на характер развития дезадаптивных реакций пожарных, как показали аналитические исследования, могут оказывать их индивидуально-личностные особенности, степень обученности и психологической готовности к работе в экстремальных условиях, природные факторы, техническое и медицинское обеспечение, психологический климат и сплоченность коллектива. Обнаружена также связь возникающих психоневротических расстройств и дезадаптивных состояний с интенсивностью стрессогенного воздействия. Такая закономерность определяет объем необходимой потребности в психокоррекционной помощи и ее специфику. Так, если в ситуации переживания умеренного хрони-

ческого стресса преобладают расстройства астенического и ас-теноневротического характера, проявляющиеся в виде повышенной утомляемости, возбудимости, эмоциональной неустойчивости, нарушений сна и падения работоспособности, то в случаях кратковременного, но более мощного стрессогенного воздействия симптоматика возникающих расстройств усугубляется: здесь преобладают прежде всего аффективные нарушения, нередко с выраженной дисфорией, агрессией, подавленностью настроения и даже с суицидальными тенденциями [23].

Во многих работах у ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС, ряда стихийных бедствий и катастроф выделены три основных типа нарушений -астенический, вегетовисцеральный и дистимический [24-26]. Имея различную структуру и временную динамику, эти негативные состояния снижают эффективность и надежность работы, что требует разработки специальных медико-психологических профилактических мероприятий, позволяющих устранять нежелательные последствия [14, 27, 28].

Руководители ГПС в большинстве случаев явно недостаточно интересуются получаемыми на пожарах психическими травмами личного состава [29]. Исследуя причины психических травм, введено понятие "критические происшествия". В их число входят: смерть или увечье пожарного при тушении пожара; смерть или увечье ребенка; ситуация на пожаре, когда невозможен доступ к жертве (особенно когда жертвой является ребенок); ситуация, когда пожарный лично знаком с жертвами; ситуация при спасании, когда жертва получила сильные ожоги, исключающие вероятность выздоровления и др.

Пожарные, перенесшие критические происшествия, испытывают реакцию, названную "стрессом критического происшествия". Стрессовую реакцию на критические происшествия предотвратить практически невозможно, она является характерной особенностью профессии пожарного.

В состоянии стресса критического происшествия пожарный может испытывать ощущение оцепенения, подавленность, нарушение сна, включающие кошмары, ощущение вины, возникают повторные переживания события, семейные проблемы, а также снижается эффективность деятельности. Отмечается, что 50 % пожарных с сильным стрессом критического происшествия ос-

13

тавляют службу в пожарной охране вскоре после того, как пережили травмирующее событие. Каждый пожарный является потенциальной жертвой этого рода стресса. Происшествия, при которых имеют место обширные разрушения и смерть, будут травмировать любого профессионала-пожарного [29, 30].

Важность этой проблемы подтверждается тем, что от 10 до 30 % пожарных, прибывающих для оказания помощи в районы катастроф и стихийных бедствий, в связи с выраженными психогенными реакциями и негативными особенностями индивидуальной адаптации к экстремальным условиям оказываются неспособными к какой-либо деятельности, нередко и сами нуждаются к оказании психологической помощи [31]. Сказанное на первый план выдвигает проблемы психологии труда, которые связаны с применением прогрессивных методов и средств коррекции функционального состояния и повышения работоспособности, разработкой методов профессионального психологического отбора, совершенствованием системы психологической подготовки пожарных к действиям в экстремальных условиях.

Пожары и аварии всегда были и остаются одним из тяжких бедствий. В последние годы обстановка с пожарами, авариями, катастрофами и стихийными бедствиями продолжает ухудшаться. Статистика показывает, что в пожарных подразделениях ежесуточно около 1,5 тыс. раз раздается сигнал тревоги, в течение одного часа в Российской Федерации пожарные более 100 раз выезжают на пожары и аварии, уничтожается огнем огромные материальные ценности. В городе с населением 500 тыс. человек в среднем в течение года по действующей статистической отчетности только на пожарах погибает более 50 человек, не считая погибших от ранений, ожогов и отравлений, полученных на пожарах, через несколько дней пребывания на больничных койках. В среднем на 20 пожарах погибает один человек, при этом в стране в течение ряда лет наблюдается тенденция роста числа пожаров, погибших и травмированных на пожарах и авариях (рис.1).

Тушение пожаров и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий осуществляется в экстремальных условиях, представляющих значительную угрозу для жизни и здоровья. Работа пожарного протекает в постоянно меняющейся обстановке. При этом воздействие неблагоприятных факторов

14


400000

1987    1988    1989    1990    1991    1992    1993    1994    1995    1996    1997

годы

а


15733 14875 15877

I ■!«    | М    |    )    ИМИ    |

1987    1988    1989    1990    1991    1992    1993    1994    1995    1996    1997

годы

б


1987    1988    1989    1990    1991    1992    1993    1994    1995    1996    1997

годы


В


Рис. 1. Динамика числа пожаров (а), погибших (б) и травмированных (в) на пожарах людей за 1987-1997 гг.


2

УДК 614.842.68

Пособие по организации и использованию Медикопсихологического комплекса по оценке и обеспечению работоспособности разработаны на основании экспериментальных и аналитических исследований, выполненных ВНИИПО во исполнение Директивы МВД России Ns 1 от 19.06.96 г., приказов МВД России № 145 от 20.03.96 г., № 67 от 18.02.93 г., № 117 от 25.05.95 г. И по заказу ГУГПС МВД России.

В настоящем пособии подробно описаны методики оценки функционального состояния личного состава и оценки эффективности методов психорегулирующего воздействия. Рекомендован широкий круг методов и средств восстановления и поддержания работоспособности, приведены обучающие программы для их освоения.

При разработке медико-психологического комплекса использован опыт применения кабинетов психологической разгрузки и реабилитационно-оздоровительных центров в Российской Федерации и за рубежом.

Внедрение медико-психологического комплекса в подразделениях Государственной противопожарной службы способствует снижению заболеваемости, травматизма, текучести кадров, нормализации психологического климата коллективов, повышению боеготовности личного состава, социальной защищенности и престижности профессии пожарного.

Предназначено для психологов, сотрудников органов управления и руководителей подразделений Государственной противопожарной службы МВД России. Могут быть использованы в работе практических психологов других служб органов внутренних дер.

Авторы: д-р психол. наук М.И. Марьин, С.И. Ловчан, И.Н. Ефанова, М.В. Леви, кандидат биологических наук Е.В. Бобринев.

Научный редактор: д-р техн. наук Е.А. Мешалкин.

3

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Функциональное состояние, ФС - фон или уровень активности нервной системы, на котором реализуются те или иные поведенческие акты человека. ФС является интегральной характеристикой работы мозга, обозначающей общее состояние множества его структур. Оно зависит от особенностей выполняемой деятельности: значимости мотивов, побуждающих к выполнению конкретной деятельности, величины нагрузки на органы чувств, исходного уровня активности и индивидуальных особенностей нервной системы.

Работоспособность - возможность для индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определённого времени.

Напряженность психическая, НП - состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий, сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха, однако включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определённым образом. По характеру влияния на эффективность деятельности выделяют состояния операциональной и эмоциональной НП. Операциональная НП., в основе которой лежит преобладание мотивов, направляющих процесс деятельности, оказывает мобилизующее влияние на индивида и способствует сохранению высокого уровня работоспособности. Эмоциональная НП. характеризуется выраженной отрицательной эмоциональной окраской поведения, ломкой соотношений мотивов деятельности и приводит к снижению её эффективности и дезорганизации.

Стресс - термин , используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальна, воздействия (стрессоры).

Психогигиена и психопрофилактика - области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчения острых психотравматических реакций.

4

5

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время на практике широко используются различные методы и средства обеспечения профессиональной работоспособности, укрепления здоровья. Среди них реабилитационно-оздоровительные центры, созданные в ряде предприятий министерств и ведомств, занимают особое место. Опыт работы этих центров свидетельствует об их значительном эффекте, который достигается благодаря повышению работоспособности, сокращению потерь рабочего времени из-за болезней и травм, снижению текучести кадров по причине неудовлетворенности условиями труда.

Профессия пожарного специфична. В противоположность представителям многих других профессий пожарный, часто попадая в экстремальные ситуации, почти все время находится в состоянии эмоционального стресса. Кроме того, результаты исследований профессиональной деятельности показывают, что работа на пожарах приводит к снижению функций энергообеспечивающих систем организма, ухудшению психических процессов, прогрессирующему падению работоспособности. У пожарных велика вероятность возникновения нервной, соматической патологии, состояния психической дезадаптации.

Все это вызвало необходимость создания в подразделениях Государственной противопожарной службы (ГПС) кабинетов психологической разгрузки. Эти кабинеты, требования к которым разработаны в 1989 г., содержали ограниченное число методов воздействия на функциональное состояние [1].

6

Однако, важно не только снимать у пожарных эмоциональную напряженность и обеспечивать повышение работоспособности, но и научить их самостоятельно пользоваться различными методами, позволяющими мобилизовать резервные возможности организма в условиях боевых действий.

Это обусловило разработку медико-психологического комплекса, методов оценки, восстановления и поддержания работоспособности пожарных, который является следующим шагом в психологическом обеспечении труда пожарных.

Основными задачами создания медико-психологического комплекса являются:

-    оценка состояния и определение готовности к работе;

-    обучение приемам и методам психической саморегуляции для применения их в экстремальных условиях;

-    обеспечение быстрого восстановления работоспособности, снижение утомляемости;

-    общее оздоровление организма, повышение функциональных возможностей организма, профилактика психосоматических заболеваний;

-    повышение устойчивости к влиянию стрессогенных факторов и снижение отрицательных последствий их воздействия, ускорение процесса адаптации к работе;

-    пропаганда психологических знаний, научно-методическое обеспечение психологической службы.

Функционирование в подразделениях ГПС медико-психологического комплекса будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности, созданию более безопасных условий труда, сохранению здоровья личного состава.

7

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЖАРНЫХ

Психические состояния в психологии труда изучены достаточно широко: дана классификация и описание возможных состояний [2], разработаны теоретические представления о структуре психических состояний в соотношении с функциональными системами организма [3], изучался компонентный состав психических состояний [4].

При содержательной оценке понятий функциональное и психическое состояния делается опор на их субъективную и объективную стороны. Психичёское состояние характеризуется единством переживания и деятельности [3], причем объективная их сторона направлена на внешние проявления эмоционально окрашенных деятельностных характеристик. Неразрывность функциональных и психических состояний обусловлена тем, что субъективность психических состояний - это переживание, а объективность функциональных состояний - это успешность, эффективность деятельности, зависимые от этих переживаний. Функциональное состояние тем самым имеет более объективный смысл, но является частным случаем психического состояния в трудовой деятельности, т. е. между ними имеются родовидовые отношения, в которых в психическом состоянии детерминирует функциональное. Когда в структуре функционального состояния изучаются отношения субъекта к происходящему, то присутствующие в нем эмоциональный и когнитивный компоненты являются составными частями психического состояния. Поэтому в последнее время кроме активационного компонента изучаются именно эмоциональный и когнитивный, т.е. уделяется большее внимание личностному аспекту функционального состояния [5-8].

Авторами [7, 9, 10] введено понятие ведущего функционального состояния работающего - напряженность, а в нем - продуктивную и непродуктивную ее формы. Центральным понятием для дифференциации указанных форм напряженности является понятие "психофизиологической цены" деятельности (если эта цена допустима, то напряженность является продуктивной, т. е. отмобилизовывающей деятельность). Психофизиологическая цена деятельности представляет собой системную характеристику психологического и психофизиологического обеспечения дея-

тельности. Она отражает реакцию функциональной системы на совокупность воздействующих факторов. Причем уровень сфор-мированности профессиональных навыков - одно из важных условий минимизации психофизиологической цены деятельности, поскольку наличие трудового навыка не требует дополнительных затрат энергии на освоение деятельности в ходе работ.

Другие авторы [11, 12] понятие психофизиологическая "цена" деятельности рассматривают в соответствии с различными формами напряженности и их физиологическими компонентами. Напряженность деятельности, как обобщенный показатель ее цены, предлагают рассматривать, наряду с продуктивными показателями, в качестве индикатора соответствия средств и условий, деятельности возможностям человека, а также в качестве основания для прогноза степени его надежности.

С этих позиций напряженность изучается как целостное функциональное состояние, отличное от других, например, утомления, а также как ведущее у работающего человека. При этом качественное своеобразие такого функционального состояния состоит в постоянно меняющемся соотношении его основных компонентов.

К факторам, вызывающим напряженность относятся степень сложности выполняемых задач, информационная нагрузка, физические, санитарно-гигиенические факторы, временные и динамические требования к деятельности.

Распространено мнение, что психическая напряженность -это функциональное или психофизиологическое состояние, при котором повышается уровень активации организма. В определенных допустимых или оптимальных пределах напряженность содействует успешности деятельности наряду с трудовой мотивацией и способностями к ее осуществлению [4]. Однако повышенная психическая напряженность сопряжена с появлением стресса или дистресса [13], при которых снижается качество и надежность деятельности, увеличивается ее физиологическая цена, а работоспособность поддерживается за счет перенапряжения ресурсов организма, зачастую некомпенсируемого. В рамках активационной теории [13-15] напряженность рассматривается как упорядоченный ряд "спокойное состояние" - "оптимальное напряжение" - "стресс" - "дистресс", описывающий U-образную зависимость между результативностью деятельности и допустимым уровнем напряженности организма.

9

Субъективно состояние психической напряженности переживается как раздражительность, усталость, вялость, усилие и т. д. Негативный эмоциональный фон усиливает состояние напряженности, поскольку он приводит к более высокой степени активации, что особенно заметно при большой интеллектуальной нагрузке [15]. Снижение эмоционального тонуса в результате невыраженной потребности или полноты информированности субъекта (например, при монотонных стереотипных действиях) ведет к утрате бдительности, пропуску значимых сигналов, замедлению реакций. Чрезмерно высокий уровень эмоционального напряжения дезорганизует деятельность, провоцирует преждевременные реакции (ложные тревоги) на посторонние, незначимые сигналы, примитивные действия типа слепого поиска методом проб и ошибок[16].

Воздействие напряженной ситуации может влиять на исполнительские функции работника следующим образом:

1)    вызывать резкое понижение организованности поведения (импульсивные, преждевременные и несвоевременные действия), в этом случае дезорганизация поведения может выражаться в утрате сформированных навыков, повторе ответной двигательной реакции, снижении надежности из-за повышения общей чувствительности;

2)    вызывать торможение действий и движений, их замедление вплоть до ступора;

3)    в случае наличия необходимого уровня готовности обусловливать повышение эффективности деятельности (целесообразная активность, четкое восприятие и осмысление осложнений, повышение самоконтроля, совершение адекватных действий). Напряженная ситуация может поражать процессы восприятия и мышления, и, тем самым, обусловливать нарушения приема и переработки информации (пропуск значимых сигналов), а также принятия решения. Самое заметное влияние напряженная ситуация оказывает на эмоции человека: осознание опасности, страх, тревожное состояние, эмоциональная неустойчивость.

Психическая напряженность, по мнению многих исследователей, чаще появляется в "экстремальных ситуациях", когда существует угроза здоровью, жизни или престижу работающего.

Профессиональная деятельность пожарных, в отличие от ряда других профессий, связана не только с повышенными пси-