Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

109 страниц

Купить Методические рекомендации — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации и программно-методический комплекс предназначены для сотрудников групп (лабораторий и отделов) психологического обеспечения пожарно-технических образовательных учреждений МВД России.

  Скачать PDF

Оглавление

Термины и определения

Введение

1. Характеристика профессиональной деятельности начальников караулов и инспекторов ГПС

2. Психологический отбор кандидатов и подготовка специалистов в образовательных учреждениях МВД России

3. Разработка критериев психологического отбора кандидатов в пожарно-технические образовательные учреждения МВД России

3.1. Оценка эффективности учебной деятельности курсантов

3.2. Модели прогнозирования успешности обучения кандидатов

3.3. Методики психологического обследования кандидатов

3.4. Психологические характеристики успешных и неуспешных курсантов

4. Организация и порядок проведения психологического отбора

4.1. Организация и порядок проведения обследования кандидатов

4.2. Инструкция но использованию программного продукта "Институт"

Заключение

Литература

Приложение 1. Тест диагностики межличностных отношений (ДМО)

Приложение 2. Методика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС)

Приложение 3. Метод цветовых выборов (тест Люшера)

Приложение 4. Методика многостороннего исследования личности (вариант MMPI)

Приложение 5. Тест "Мотивационный профиль личности" (МПЛ)

Приложение 6. Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" (МЛО)

Приложение 7. Краткий отборочный тест (КОТ)

Показать даты введения Admin

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАДРОВ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ОРДЕНА "ЗНАК ПОЧЕТА” НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ОБОРОНЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР КАНДИДАТОВ В ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МОСКВА 2000

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

Главное управление кадров и кадровой политики

Главное управление Государственной противопожарной службы

Всероссийский ордена ’’Знак Почета” научно-исследовательский институт противопожарной обороны

СОГЛАСОВАНО    УТВЕРЖДАЮ

Начальник ГУГПС МВД России    Зам.    начальника ГУКиКП МВД России

Е.А. Серебренников    М.Н.    Овсянникова

8 сентября 1999 г.    29    сентября 1999 г.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОТБОР КАНДИДАТОВ В ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

СОГЛАСОВАНО Начальник ГЦПД МВД России Н.И. Мягких

1 сентября 1999 г.

Москва 2000

по делам о пожарах, учет пожаров, противопожарная пропаганда; взаимодействие с другими службами.

Условия деятельности начальника караула связаны с воздействием опасных и вредных факторов пожара во время его тушения, условия деятельности инспектора - с воздействием опасных и вредных факторов в случае, если он несет службу на объекте с вредным производством или привлекается для работы на пожаре.

Организация и режим труда начальника караула - это посменное несение боевого дежурства продолжительностью 24 часа, распорядок дня при этом хотя и регламентирован, но непредсказуем; служба инспектора - ежедневная или посменная, в зависимости от охраняемого объекта, распорядок дня планируется.

Деятельность начальника караула осуществляется посредством технических средств (пожарные автомобили, пожарнотехническое вооружение, огнетушащие средства), а инспектора -посредством заполнения различных форм, документов и т. д.

Деятельность начальника караула носит коллективный характер, особенно проявляющийся при тушении пожаров, а инспектора - индивидуальный характер при большом количестве деловых контактов с другими людьми.

Таким образом, общая коммуникативная функция реализуется у начальника караула внутри коллектива, у инспектора -вовне. Это иллюстрируется тем, что усредненные мотивационные профили личности начальников караулов и инспекторов оказались схожи - для тех и других характерно преобладание мотивов общения и общей активности, отражающих то общее, что свойственно деятельности сотрудников противопожарной службы в целом.

Среди мотивов поступления на службу начальники караулов называют стремление к риску, опасности; пример друзей, знакомых, работающих в ОВД; воинскую службу во внутренних войсках; склонность к военизированной службе; стремление к моральному удовлетворению от работы; возможность иметь льготы, стабильный заработок.

Мотивы поступления на службу инспекторов несколько иные: склонность к военизированной службе; возможность иметь льготы, стабильный заработок; семейная традиция;

и

стремление к активной, разнообразной, живой работе, связанной с общением с людьми.

В предпочитаемых мотивах выбора профессиональной деятельности прослеживаются качества, необходимые для выполнения той или иной деятельности. Так, оперативная деятельность сопряжена с риском, и начальники караулов в 9 раз чаще, чем инспектора, называют мотив “стремление к риску, опасности”. Профилактическая деятельность связана с общением, и инспектора, по сравнению с начальниками караулов, в 4 раза чаще называют мотив “работа, связанная с общением с людьми” и в 2 раза чаще мотив “стремление к активной, живой работе”.

Профессиограмма

Профессионально важные качества сотрудников ГПС составляют целостную структуру, отражающую обобщенные психологические требования данной профессии к личности специалиста. Поэтому при психологическом отборе важно учитывать индивидуальные особенности будущих сотрудников, позволяющие им реализовывать индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

Результаты проведенного исследования показали, что у начальников караулов ведущими являются следующие труппы психологических свойств: волевые качества (3,83 балла), коммуникативные (3,77 балла), мыслительные (3,76 балла) и наблюдательность (3,75 балла). Важность этих групп психологических свойств практически одинаково оценивается экспертами.

У инспекторов ведущими являются коммуникативные качества (4,11 балла), наблюдательность (3,9 балла), внимание (3,79 балла), волевые качества (3,74 балла) и речевые (3,73 балла).

В табл. 1 представлены проранжированные наиболее существенные для успешного выполнения профессиональных обязанностей психологические качества начальников караулов и инспекторов.

12

Таблица 1

Профессионально важные психологические качества, необходимые дни оперативной и профилактической деятельности

Начальники караулов

Но

мер

ранга

Инспектора

Но

мер

ранга

Смелость

1

Профессиональная наблюдательность

1

Способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях

2

Умение вести беседу, спор, диалог, аргументировать, доказывать свою точку зрения

2

Уверенность в себе

3

Умение связанно и логично излагать свои мысли в развернутой форме (доклад, отчет, выступление)

3

Способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации и отсутствии времени на ее осмысление

3

Профессиональная наблюдательность

4

Уверенность в себе

4

Уравновешенность и самообладание при конфликтах

4

Способность к быстродействию в условиях дефицита времени

5

Умение доходчиво довести до слушателя свои мысли и намерения

5

Умение давать четкие, ясные команды, указания

6

Умение вести деловую беседу, переговоры

6

Способность объективно оценивать свои досгиже -ния, силы и возможности

7

Способность к разрешению проблем (своих и чужих)

7

Умение выбирать при наблюдении информацию, необходимую для решения поставленной задачи

7

Способность к длительному сохранению высокой активности

8

Способность к быстрому установлению контактов с новыми людьми

8

13

Окончание табл. 1

Начальники караулов

Но

мер

ранга

Инспектора

Но

мер-

ранта

Умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач

8

Способность разумно со-четать деловые и личные контакты с окружающими

8

Умение выбирать при наблюдении информацию, необходимую для решения поставленной задачи

8

Склонность к риску

9

Умение отстаивать свою точку зрения

9

Умение давать четкие, ясные формулировки при сжатом изложении мысли (при ответах и постановке вопросов)

9

Способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие

9

Умение дать объективную оценку действиям других людей

10

Способность быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологи-ческого состояния и индивидуальных особенностей собеседника

10

Быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление посредством определенных движений

10

Среди профессионально важных качеств начальников караулов и инспекторов есть необходимые для работы тех и других - это профессиональная наблюдательность, уверенность в себе, умение выбирать при наблюдении информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

Наличие одинаковых качеств в двух разных видах деятельности можно объяснить тем, что для выполнения оперативной и профилактической деятельности необходимы коммуникативные функции. Кроме того, они не являются изолиро-

14

ванными друг or друга, поскольку имеют одну цель - обеспечение пожарной безопасности. Поэтому инспектора ПЧ в раде случаев могут выполнять функциональные обязанности начальников караулов, и наоборот.

Личностные особенности начальников караулов и их связь с профессиональной успешностью

Личностные особенности начальников караулов и их связь с профессиональной успешностью представлены в работе [5]. Полученный усредненный профиль начальника караула (усреднение по 200 человек) имеет некоторое возвышение над линией в 50 Т-балов, т. е. все шкалы лежат выше этой линии, даже самые низкие. Подобное возвышение свидетельствует о распространенном в этой профессиональной группе повышенном психологическом дискомфорте.

Профиль можно считать двухфазным, т. к. он объединяет в себе противоположные личностные тенденции, не давая преимуществ ни одной из них, т.е. существует определенная личностная сбалансированность. Это подтверждается общим нулевым наклоном профиля. Средний балл невротической триады (1, 2, 3 ) примерно равен среднему баллу психотической тетрады (6, 7, 8, 9 ). Противоречивость личностных качеств, отражаемых усредненным профилем, заключается в значительном повышении шкал 2 и 4, возвышении шкалы 8, низкой шкале 3 и одновременном наличии самой низкой шкалы профиля 0. Для лиц с высокой шкалой 2 характерны такие личностные качества, как определенная социальная отчужденность ( высокая 8 и низкая 3 согласуются с высокой шкалой 2), сдержанность, осторожность, скромность, застенчивость, замкнутость, и в то же время старательность, сознательность, ответственность. Для этих лиц характерен чрезмерный контроль, замедленный личностный темп, недостаточная уверенность в себе, склонность к беспокойству, сомнения в своих профессиональных достижениях, усталость и недостаток энергии. Эти личностные качества можно назвать сдерживающими.

В значительной мере противоположные качества отражены в высокой шкале 4, соизмеримой по величине со шкалой 2, и низкой нулевой шкале профиля СМИЛ. Высокая шкала 4 яв-

УДК 159.9:614.84.007

Психологический отбор кандидатов в пожарно-технические образовательные учреждения МВД России: Методические рекомендации. - М.: ВНИИПО, 2000. - 108 с.

Рекомендации и программно-методический комплекс разработаны на основе комплексных исследований психологических критериев прогнозирования успешности обучения курсантов. Они предназначены для организации психологического отбора кандидатов в пожарно-технические образовательные учреждения МВД России. Программно-методический комплекс предусматривает тестирование, обработку результатов и подготовку заключения о пригодности кандидатов к обучению.

Рекомендации и программно-методический комплекс предназначены для сотрудников групп (лабораторий и отделов) психологического обеспечения пожарно-технических образовательных учреждений МВД России.

Авторы: д-р психол. наук М.И. Марьин (ГУКиКП МВД России), И.И. Ефанова, канд. биол. наук Е.В. Бобринев, Е.Ю. Галкина, С.И. Лотон (ВНИИПО МВД России), М.И. Поляков (ГУГПС МВД России), д-р мед. наук В.И. Дутов, канд. психол. наук Б.Г. Бовин, Р.А. Дмитриев (АГПС МВД России)

© ВНИИПО МВД России, 2000

3

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Профессиональная пригодность - совокупность и структура психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения общественно значимой эффективности в профессиональном труде. Формируется в процессе труда при наличии положительной профессиональной мотивации.

Профессиональный отбор - система мероприятий, обеспечивающих выявление среди кандидатов лиц, пригодных по состоянию здоровья, физическому развитию, уровню образования, профессиональной подготовленности к тому, чтобы заниматься определенной профессиональной деятельностью.

Психологический отбор кандидатов на учебу - комплекс мероприятий, направленных на качественное комплектование образовательных учреждений слушателями (курсантами) в соответствии с требованиями обучения и последующей профессиональной деятельности.

Профессионально важные психологические качества - совокупность знаний, умений и навыков, социально-психологических, психофизиологических и антропометрических свойств индивида, обеспечивающих высокую вероятность успешности его профессионального становления и деятельности.

Психологический тест - стандартизованное средство определения и сравнения уровня развития социально-психологических, психических и психофизиологических функций у отдельных индивидов.

4

ВВЕДЕНИЕ

Основным источником комплектования органов внутренних дел квалифицированными специалистами являются высшие и средние образовательные учреждения МВД России. Образовательный уровень выпускников зависит не только от эффективно построенного учебного процесса, но и от качественного комплектования образовательных учреждений слушателями и курсантами, а также целенаправленного психологического сопровождения на протяжении всех лет обучения. Выбор наиболее пригодных кандидатов на учебу призван обеспечивать существующий в системе органов внутренних дел многоступенчатый профессиональный отбор.

В общем виде отбор в ОВД представляет собой четыре последовательных этапа: социально-правовой, медицинский, психологический и конкурсно-экзаменационый. И если все другие этапы отбора имеют юридическую базу и методическое обеспечение, то психологический отбор, осуществляемый психологами групп (лабораторий и отделов) психологического обеспечения, находится на этапе своего становления.

Поэтому в сложившейся системе профессионального отбора, в которой кадровые службы нацелены в основном на чистоту анкетных данных кандидата, центры психодиагностики - на выявление нервно-психической патологии, экзаменационные комиссии - на оценку знаний, полученных в общеобразовательной средней школе, роль собственно психологического отбора, несомненно, будет возрастать.

Необходимость разработки и внедрения рекомендаций по психологическому отбору кандидатов продиктована невысокой успеваемостью курсантов, большой отчисляемостью, с одной стороны, а с другой - возрастанием требований к уровню их профессиональной пригодности и односторонностью существующей системы отбора, направленной главным образом на выявление медицинских противопоказаний к данной профессии.

Данные методические рекомендации разработаны по итогам комплексного исследования, в ходе которого были проведены профессиографический анализ деятельности начальни-

5

ков караулов и инспекторов ГПС, получены независимые экспертные оценки успешности обучения курсантов, изучена существующая система профессионального отбора в образовательные учреждения МВД России, выявлены причины отчисления курсантов, осуществлено психологическое обследование курсантов 2,3 и 5 курсов, выделены психологические критерии успешности обучения.

Методические рекомендации и программный продукт подготовлены для практического использования специалистами групп (лабораторий и отделов) психологического обеспечения (далее - ГПО) пожарно-технических образовательных учреждений МВД России для решения ряда задач: оценки психологической готовности кандидатов к обучению в пожарнотехнических образовательных учреждениях МВД России; диагностики индивидуально - психологических, личностных качеств кандидатов и курсантов в целях совершенствования воспитательной работы; подготовки курсантов к последующей службе в системе ГПС МВД России.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНИКОВ КАРАУЛОВ И ИНСПЕКТОРОВ ГПС

Профессиональная деятельность курсантов после окон-чания образовательных учреждений может быть посвящена одному из двух направлений деятельности в системе ГПС - оперативной или профилактической. Большинство выпускников займет соответственно должности начальников караулов или инспекторов.

Должность начальника караула является одной из наиболее массовых среди должностей среднего начальствующего состава подразделений ГПС, а обязанности, исполняемые начальником караула, наиболее характерны для других категорий лиц, занимающихся оперативно-тактической деятельностью, непосредственно имеющих отношение к тушению пожаров и проведению связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ. Деятельность начальников караулов осуществляется, в первую очередь, в соответствии с Уставом службы пожарной охраны и Боевым уставом пожарной охраны [1,2], а также с другими нормативными документами. Начальник караула возглавляет дежурный караул подразделения ГПС, который в зависимости от местных условий может состоять из одного, двух и более отделений.

Набор обязанностей и повседневная деятельность начальников караулов в значительной мере различаются в зависимости от разряда (штатной численности) части, от места ее дислокации (в центре города, в районе с большим количеством взрывопожароопасных объектов или в зоне жилой застройки, на окраине), от назначения части (территориальная, специали-

7

зированная или объектовая). Наибольшее влияние на деятельность начальника караула оказывает последний фактор, поскольку в этом случае наблюдаются различия не только по числу выездов, но и по характеру деятельности - наряду с оперативными в его деятельности большое место занимают профилактические вопросы. Начальник караула объектовой пожарной части в ночное время организует профилактическую работу на охраняемом объекте, ему в этом случае подчинен инженерно-инспекторский состав, что возлагает на него дополнительные функции.

Деятельность начальников караулов пожарных частей связана со значительным физическим и нервно-психическим напряжением, вызванным высокой степенью личного риска, ответственностью за людей и сохранность материальных ценностей, с необходимостью принятия решения в условиях дефицита времени. Кроме того, деятельность начальников караулов протекает в крайне неблагоприятных условиях, характеризующихся повышенной температурой, наличием токсичных веществ в окружающей среде, что, как правило, требует применения средств индивидуальной защиты. Еще одним сильным фактором, способствующим развитию патологических процессов, является нарушение нормального режима сна и бодрствования, возникающее в связи с периодическим круглосуточным дежурством [3].

Суммарное воздействие комплекса неблагоприятных экстремальных факторов повышает вероятность травматизма, возникновения соматической патологии и пограничных нервно-психических расстройств [3].

Деятельность инспектора относится к профилактической, поскольку он является основной единицей в ГПС при осуществлении Госпожнадзора, реализует требования профилактической деятельности.

По специфике подразделений можно выделить инспекторов.

ПЧ городов;

ПЧ (отрядов), дислоцируемых в сельской местности;

объектовых пожарных частей.

Деятельность инспекторов ГПН первых двух групп осуществляется в соответствии с Наставлением [4], которое определяет порядок организации и осуществления должностными лицами ГПС МВД России государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности всеми органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также должностными лицами и всеми гражданами.

Инспектора объектовых ПЧ в своей работе, кроме того, руководствуются Наставлением по организации деятельности объектовых подразделений ГПС МВД России, которое утверждено приказом ГУГПС МВД России от 30 октября 1995 года № 37.

Несмотря на определенную схожесть основных направлений деятельности инспекторов ГПН, в каждой из трех представленных групп имеются свои особенности.

Инспектору городской ПЧ больше приходится заниматься организацией профилактической работы на объектах, характерных только для городской инфраструктуры (метрополитен, электротранспорт и т. д.) и имеющих значительные объемнопланировочные решения (высотные и значительной площади здания). Уровень специальной и общеобразовательной подготовки лиц, с которыми инспектору ГПН приходится решать служебные вопросы, в городе существенно выше, чем в селе. Это накладывает определенный отпечаток на его деятельность.

Инспектор ГПН сельской местности, в отличие от городского, много внимания уделяет созданию и поддержанию необходимого уровня боеготовности ведомственных и добровольных пожарных формирований. Ему чаще и более всесторонне приходится решать вопросы с главами администраций местных органов самоуправления. Специфика работы сельского инспектора ГПН такова, что он затрачивает массу служебного времени для того, чтобы добраться до закрепленных за ним населенных пунктов. На работу инспекторов ГПН сельской местности большой отпечаток накладывает элемент сезонности. Это - уборки урожая, подготовка к стойловому содержанию скота, период ледостава, паводка и т. д.

9

Организация работы инспекторов ГПН объектовых ГГЧ имеет ряд отличий. Это определено их функциональными обязанностями и спецификой охраняемого объекта. Для инспекторов данной труппы характерно глубокое знание технологического процесса и пожарной опасности применяемых в нем веществ и материалов, более скрупулезное взаимодействие с администрацией структурных подразделений охраняемого объекта по непосредственному обеспечению вопросов противопожарной защиты.

Нервно-психическая напряженность труда сотрудников ГПС, осуществляющих государственный пожарный надзор за объектами, зависит от специфики объектов, технологических процессов, опасных и вредных факторов производства и многого другого.

Проведенный анализ показал, что деятельность начальника караула включает в себя оперативно-тактические и организационно-управленческие функции, а инспектора - операторские и информационно-аналитические. Поэтому при психологическом отборе кандидатов в образовательные учреждения МВД России пожарно-технического профиля надо учитывать требования к личности обоих направлений деятельности.

Сравнительный анализ [3] показал, что деятельность начальников караулов и инспекторов различается по своим задачам: тушение пожара и его предупреждение. Это обусловливает различие их основных функций, содержания деятельности, ее условий, организации и режима труда и т. д.

Основные функции начальника караула - это поддержание постоянной боевой готовности караула, руководство тушением пожаров до прибытия старшего начальника; функции инспектора - пожарно-техническое обследование закрепленных объектов, анализ пожарно-профилактической работы, разработка предложений по усилению противопожарной защиты закрепленных объектов.

Содержание деятельности начальников караулов - это тушение пожаров, проведение занятий с личным составом, контроль за техникой, ведение оперативно-служебной документации; инспектора - обследования и проверки, нормативно-техническая работа, административная практика, дознание