Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

57 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила охватывают общие положения по технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений, техническую эксплуатацию гидротехнической и строительной частей гидросооружений механического и электротехнического оборудования, организацию работы и ремонт судоходных гидротехнических сооружений, а так же ремонт их оборудования. Все подразделения Минречфлота РСФСР, обслуживающие судоходные гидротехнические сооружения, а также все организации и учреждения, выполняющие работы на данных сооружениях, обязаны руководствоваться данными Правилами.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Общие положения

I. Задачи эксплуатации, обязанности работников и организационная структура

2. Подготовка персонала

3. Основные принципы организации эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений

4. Ответственность за выполнение «Правил технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений»

5. Техническая документация

6. Порядок приемки гидросооружений в эксплуатацию

     Приемка в эксплуатацию вновь построенных и реконструированных гидросооружений

     Приемка сооружений и оборудования после капитального и текущего ремонтов

7. Техника безопасности

Раздел II. Техническая эксплуатация гидротехнической и строительной частей сооружений

8. Конструкции гидротехнических сооружений

     Бетонные, железобетонные и каменные конструкции шлюзов и плотин

Деревянные сооружения и конструкции

Земляные плотины и дамбы

9. Территория и акватория

10. Производственные и служебные здания

11. Судоходные каналы

12. Аварийные и ремонтные заграждения, трубы и дюкеры

13. Паромные переправы

Раздел III. Техническая эксплуатация механического оборудования

14. Ворота и затворы

15. Приводные механизмы

16. Вспомогательное оборудование

17. Антикоррозионная защита металлоконструкций

Раздел IV. Техническая эксплуатация электротехнического оборудования

18. Электроснабжение и канализация электроэнергии

19. Пульты управления, устройства автоматического управления, защиты и блокировки

20. Навигационная сигнализация, судоходная обстановка и связь

21. Вспомогательные электроприемники

Раздел V. Организация работы судоходных гидротехнических сооружений

22. Надзор за безопасностью и надежностью судоходных гидротехнических сооружений

23. Эксплуатационные операции и управление уровнями бьефов

24. Порядок ввода гидросооружений в эксплуатацию весной и вывода из эксплуатации осенью

25. Пропуск паводка и ледохода

28. Пропуск судов, составов и плотов через судоходные шлюзы

27. Работа гидросооружений в условиях отрицательной температуры наружного воздуха

28. Аварии и неполадки

Раздел VI. Ремонт гидросооружений и их оборудования

29. Состав ремонтных работ и техническая документация

30. Организация выполнения ремонта

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПУТЕЙ И ГИДРОСООРУЖЕНИИ

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

«ТРАНСПОРТ» 1979

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПУТЕЙ И ГИДРОСООРУЖЕНИИ

УТВЕРЖДАЮ Заместитель министра речного флота РСФСР

В. Н. Фомин 24 июля 1978 г.

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1979

иые, энергетические и мелиоративных систем. Правила организации строительства и приемки в эксплуатацию» (СНиП II1-45—76. М., Стройиздат, 1976) и «Правила производства и приемки работ», «Металлические конструкции» (СИиП ИМ8—75. М., Стройиздат, 1975).

6.2. Руководящий эксплуатационный персонал гидросооружения (начальник и старшие специалисты) должен быть назначен не менее чем за год до ввода его в эксплуатацию и должен принимать участие в проведении производственных испытаний и опробований конструкций и оборудования, а также в приемке сооружения в составе рабочих комиссий.

Дежурный и прочий обслуживающий персонал назначается за 1—2 мес до ввода сооружения в эксплуатацию и за этот период проходит производственное обучение и проверку знаний для допуска к самостоятельной работе.

До ввода сооружения в эксплуатацию персонал обязан изучить проект и исполнительную документацию по строительству и монтажу оборудования.

Приемка сооружений и оборудования после капитального и текущего ремонтов

6.3.    Ввод в эксплуатацию судоходного гидросооружения из капитального или текущего ремонта осуществляется по окончании всех ремонтных работ, обеспечивающих нормальную эксплуатацию сооружений в соответствии с «Положением о планово-предупредительном ремонте судоходных гидротехнических сооружений» (М., «Транспорт», 1970).

6.4.    Приемка законченных объектов капитального ремонта производится комиссией, назначенной приказом руководителя организации, утвердившей проектно-сметную документацию. В состав комиссии должны входить представители эксплуатирующей организации, подрядчика (ответственный производитель работ) и проектной организации.

6.5.    Результаты работы приемочной комиссии оформляются актом приемки, в котором приводятся перечень предъявленной документации, краткое описание выполненных работ, оценка их качества, сметная и фактическая стоимость ремонта, а также заключение комиссии.

6.6.    После окончания работ по ремонту электротехнического оборудования дополнительно должна производиться проверка регулировок механизмов положений затворов, блокировок и сигнализации.

6.7.    При ремонтных работах в осушенной камере шлюза после завершения работ в подводной части производится их приемка и оформляется акт на затопление камеры.

6.8.    Работы, выполненные во время текущего ремонта, записываются в ремонтный журнал, а наиболее важные, связанные с ю

заменой отдельных узлов и деталей, — и в паспорт сооружения и оборудования.

6.9. Приемка выполненных работ по текущему ремонту основного электромеханического оборудования осуществляется, как правило, представителями управления канала, в отдельных случаях по согласованию БУП, УК — представителями района гидросооружений (технического участка пути).

Приемка выполняется в присутствии начальника сооружения в соответствии с положениями о ППР.

Приемка работ производится по мере их завершения.

6.Ю. Приемка выполненных работ по текущему ремонту строительной и гидротехнической частей, вспомогательного электромеханического оборудования производится начальником сооружения в соответствии с положениями о ППР.

7. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

7.1.    Начальники и главные инженеры РГС и ТУ, начальники и старшие специалисты гидроузлов (шлюзов) и других сооружений обязаны обеспечивать безопасные условия труда на судоходных гидросооружениях путем систематического осуществления организационных и технических мероприятий в соответствии с действующими положениями.

7.2.    Каждый работник судоходных гидротехнических сооружений должен знать и точно выполнять -в части, касающейся занимаемой должности, «Правила безопасности труда при эксплуатации судоходных гидросооружений».

7.3.    К самостоятельной работе на гидросооружениях допускаются только лица, прошедшие обучение безопасным методам труда и проверку знаний правил безопасности труда.

7.4.    Все рядовые работники гидросооружений должны проходить обучение и инструктаж на рабочем месте в порядке, определенном правилами безопасности труда.

Проведение инструктажа оформляется в личной карточке рабочего.

7.5.    На гидросооружениях должен проводиться систематический контроль за выполнением требований правил безопасности труда при их эксплуатации и ремонте, а также организационно-технические мероприятия по трехступенчатому контролю. Руководители и старшие специалисты подразделений обязаны оказывать также всемерное содействие общественным организациям в проведении контроля за состоянием техники безопасности и производственной санитарии на сооружениях.

7.6.    На каждом самостоятельном гидротехническом сооружении должна быть прошнурованная книга установленной формы для записи замечаний по технике безопасности и производственной санитарии.

И

7.7.    Каждый работник гидросооружений обязан немедленно сообщить вышестоящему начальнику о всех нарушениях правил техники безопасности, представляющих опасность для людей или для целости конструкций и оборудования, а также о всех замеченных им неисправностях частей и конструкций сооружения, оборудования и приспособлений.

7.8.    Работники гидросооружений должны уметь плавать, пользоваться весельной лодкой, знать правила спасения утопающих и уметь оказь№ать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях.

7.9.    Каждое гидросооружение должно быть постоянно укомплектовано исправными защитными, спасательными и противопожарными средствами в соответствии с утвержденными нормами. Эгп средства должны храниться в легкодоступных местах и быть готовыми для использования в любое время.

7.10.    При проведении на гидросооружениях ремонтных или научно-исследовательских работ сторонней организацией под руководством се технического персонала меры по обеспечению безопасных условий труда должны быть определены совместным протоколом, подписанным администрацией сооружения и руководителем работ.

7.11.    Ответственность за случаи производственного травматизма на гидросооружениях несут лица из числа административно-технического персонала, не обеспечившие безопасных условий труда работающих и обучения их безопасным методам работы, а также лица, нарушившие правила техники безопасности и правила технической эксплуатации.

7.12.    По каждому случаю производственного травматизма, а также каждому нарушению правил техники безопасности администрацией подразделения должно быть своевременно проведено тщательное расследование и приняты меры по предотвращению подобных случаев в дальнейшем. Расследование и учет несчастных случаев на гидросооружениях должны производиться в соответствии с правилами безопасности труда.

Раздел II

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЙ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЕЙ СООРУЖЕНИЙ

8. КОНСТРУКЦИИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

Бетонные, железобетонные и каменные конструкции шлюзов и плотин

8.1. Бетонные, железобетонные и каменные конструкции гидросооружений в процессе их эксплуатации должны постоянно удовлетворять предусмотренным проектом требованиям в части:

12

а)    несущей способности (прочности *и устойчивости);

б)    установленного ограничения деформаций;

в)    сопротивляемости образованию трещин;

г)    водонепроницаемости и стойкости против разрушающего воздействия климатических факторов и воды.

8.2.    Бетонные, железобетонные и каменные конструкции гидротехнических сооружений должны содержаться в исправном состоянии и обеспечивать восприятие проектных нагрузок.

8.3.    Подводные и надводные части сооружений необходимо-подвергать периодическим осмотрам по графику, утвержденному БУП, УК.

8.4.    Камеры шлюзов должны периодически осушаться для осмотра и ремонта подводной части.

Периодичность осушения устанавливается БУП или УК и не должна превышать 5 лет.

8.5.    Необходимо вести систематические наблюдения за деформациями, водонепроницаемостью бетона и железобетона, образованием в них трещин, а также за появлением трещин в швах каменной кладки.

При обнаружении недопустимых отклонений от предусмотренных проектом должны быть выявлены причины отклонений и разработаны мероприятия по их устранению. При необходимости к этой работе привлекаются проектные или научно-исследовательские организации.

8.6.    При осмотрах бетонных, железобетонных и каменных конструкций особое внимание следует обращать на состояние: штраб-ного бетона и каменной кладки у закладных частей ворот и затворов, тонкостенных конструкций, бетона и каменной кладки порогов, водобоев, водопроводных галерей; поверхности бетона и швов каменной кладки (появление трещин и каверн, фильтрацию воды через бетон и швы каменной кладки, появление в бетонных конструкциях напластований продуктов выщелачивания, ржавых подтеков и отслоения плит-оболочек), а также на состояние уплотнений (шпонок) температурно-осадочных швов, наличие выхода воды и выноса грунта через эти швы.

8.7.    Высотное положение порогов шлюзов и плотин должно систематически проверяться путем нивелирования специальных марок, установленных на этих частях сооружений.

Сроки проведения обследований устанавливаются БУП или УК.

8.8.    При выявлении фильтрации через штрабной бетон и уменьшении его прочности по сравнению с проектной он должен быть заменен новым.

8.9.    Для определения степени агрессивности воздействия воды на бетон и каменную кладку периодически, в зависимости от местных условий, необходимо производить химический анализ профильтровавшейся воды и воды из верхнего бьефа.

При обнаружении повышенной агрессивности воды по отношению к бетону, в особенности при наличии значительной фильтра-

3—734    13

ции, следует принимать меры к ликвидации или уменьшению ее вредного влияния. Для разработки необходимых мероприятий рекомендуется привлекать проектные или научно-исследовательские организации.

8.10.    В целях предупреждения интенсивного разрушения плит-оболочек следует своевременно восстанавливать заделку швов между ними и ликвидГфовать пустоты за плитами-оболочками.

8.11.    Повреждения поверхности бетонных и железобетонных конструкций следует устранять. Ликвидация крупных повреждений бетона должна производиться по проекту.

8.12.    Углы бетонных конструкций и камерных стен в местах возможного навала судов должны быть скруглены и облицованы металлом или защищены отбойными устройствами.

8.13.    Бетон гидротехнических и строительных конструкций необходимо защищать от попадания на него минеральных масел.

8.14.    В зимнее время около свай и других железобетонных и деревянных конструкций, не рассчитанных на воздействие оплошного ледяного поля, должны поддерживаться майны. Места расположения майи устанавливаются БУП или УК, исходя из конкретных условий.

8.15.    Вода, попадающая на поверхность бетона и каменной кладки, должна свободно отводиться. При наличии .застоя воды следует обеспечивать ее сток путем прокладки сливных труб или придания поверхности бетона необходимого уклона,

8.16.    Шпонки температурно-осадочных и температурных швов судоходных гидротехнических сооружений в процессе эксплуатации при вертикальных и горизонтальных перемещениях отдельных частей сооружения должны обеспечивать защиту от фильтрации воды через швы и не подвергаться разрушению.

8.17.    Необходимо следить за состоянием шпонок температурно-осадочных и температурных швов. При обнаружении фильтрации через шпонку следует тщательно проверить ее состояние, выявить причины фильтрации и устранить их.

Деревянные сооружения и конструкции

8.18.    Деревянные конструкции, являющиеся основанием бетонных, железобетонных и каменных сооружений, должны быть постоянно под водой. Их осушение допускается только по согласованию с УК или БУП.

8.19.    Гребень и сливная часть деревянных плотин (из наклонных ряжей и др.) в летнее время должны быть всегда покрыты слоем переливающейся воды.

8.20.    При необходимости пропуска льда деревянные водопропускные сооружения должны иметь ледорезы и обшивку стен металлическими листами или досками (пластинами) в зоне возможного воздействия льда.

14

Перед деревянными водопропускными сооружениями, находящимися -под напором и не приспособленными для пропуска льда, бревен и карчей, необходимо устанавливать запани (боны).

8.21.    Надводные части деревянных конструкций сооружений должны систематически осматриваться начальником или смотрителем этого сооружения. Подводные части деревянных сооружений следует периодически осматривать водолазами в сроки, установленные графиком, утвержденным начальником БУП или управления канала.

8.22.    При обнаружении смещений лицевых стен ряжей, в зависимости от величины смещений и характеристики грунта загрузки, нужно выполнить работы по предотвращению дальнейших деформаций.

Фильтрация воды через стенки ряжевых конструкций, приводящая к просадкам грунта в ряжах, должна устраняться немедленно.

8.23.    За состоянием глиняной загрузки за шпунтом деревянных флютбетов должно быть установлено систематическое наблюдение.

8.24.    Разрушения деревянных-конструкций отбойных систем, палов, причалов и основных конструкций сооружений должны своевременно устраняться.

Земляные плотины и дамбы

8.25.    Депрессионная поверхность фильтрационного потока в теле сооружения не должна подниматься выше проектной величины и находиться в зоне промерзания грунта.

8.26.    Фильтрация воды через тело сооружения не должна вызывать явлений суффозии (выноЬ частиц грунта).

8.27.    Откосы земляных- сооружений должны содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем сохранение проектной величины заложения их, и иметь исправные крепления, соответствующие фактическим волновым и ледовым нагрузкам.

На откосах плотин и дамб, имеющих экраны, а также на дренажных устройствах не должно быть деревьев и кустарников.

8.28.    Противофильграционные, дренажные и ливнеотводящие устройства должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать* необходимое гашение напора и свободный отвод расчетных расходов воды к водосборникам.

8.29.    На земляных сооружениях — плотинах, дамбах — рекомендуется иметь знаки, отвечающие попикетную длину сооружения, начало и конец закруглений, а также места расположения в теле сооружений понурив, экранов, диафрагм, закрытых дренажей и кабельных, водопроводных и других коммуникаций.

На особо важных земляных плотинах по усмотрению БУП, УК устраивается освещение.

3*    is

8.30.    На земляных сооружениях производятся регулярные наблюдения; за деформациями отдельных частей сооружения, уровнями воды в пьезометрах, фильтрацией через тело и основание, расходом воды через дренажные устройства и разгружающие скважины, состоянием крепления откосов.

8.31.    При повышении депрессионной кривой выше допустимых пределов надлежит выяснить причины этого явления и принять меры по дренированию* соответствующих участков сооружения.

При обнаружении кольматации тела дренажных призм ииа-слоиных дренажей, деформаций и разрушений отдельных: частей закрытых дренажей необходимо устранить указанные дефекты путем переборки, ремонта или усиления.

8.32.    Обнаруженные промоины, оползни, просадки, выпучивания грунта и вымыв его в дренажи, каверны и трещины в теле сооружения, разрушения крепления откосов и ливнеотводящих устройств необходимо ликвидировать и устранять причины их появления.

8.33.    Обнаруженные в теле сооружений ходы землеройных животных должны ликвидироваться Для борьбы с землеройными животными следует привлекать специализированные организации по борьбе с грызунами.

8.34.    При обнаружении застоя воды на гребне или берегах земляных сооружений необходимо организовать отвод воды.

8.35.    Рытье шурфов и котлованов в теле напорных земляных сооружений или в непосредственной близости к ним без проекта, утверждённого БУП, УК, не допускается.

9. ТЕРРИТОРИЯ И АКВАТОРИЯ

9.1.    БУП, УК должны иметь документацию об отводе земельных участков в постоянное пользование для размещения гидротехнических сооружений, оформленную в соответствии с существующим законодательством.

9.2.    Границы территории гидроузла или отдельного сооружен ния должны быть нанесены на планшет, оформлены соответствующей земельной записью и закреплены на местности межевыми знаками.

9.3.    Документация на владение землей должна храниться в архиве БУП, УК, а копия ее — в РГС или ТУ, которые обязаны следить за всеми изменениями в составе земельных участков и оформлять их в установленном порядке.

9.4.    На эксплуатирующемся гидроузле или отдельном гидротехническом сооружении должны быть надлежащим образом выполнены и поддерживаться в исправном состоянии территория (планировка), дороги, мосты, тротуары, пожарные проезды и подъезды, кабельные водопроводные и канализационные коммуникации, наружное освещение, озеленение на территории.

16

9.5.    Территория гидроузла и отдельных гидротехнических со* оружений, расположенных в населенных пунктах или вблизи от них, должна быть ограждена.

Подъездные дороги, по которым не разрешено движение транспорта общего пользования, на границе неогражденного гидроузла или отдельного сооружения должны быть оборудованы шлагбаумами.

9.6.    К началу таяния снега -и паводкового периода вся водосточная сеть должна быть осмотрена и подготовлена к пропуску паводка, напорные канавы и кюветы должны быть очищены от снега, отверстия проходов кабелей, труб, вентиляционных каналов, лежащие ниже уровня паводковых вод, — уплотнены, средства откачки, если таковые предусмотрены в схеме пропуска паводка, — проверены и приведены в готовность.

9.7.    После прохождения паводка территория сооружений и акватория незамедлительно очищаются от мусора.

При выявлении просадок в засыпках сооружений и зданий необходимо устранять причины их появления, а- очаги, просадок засыпать дренирующим грунтом и уплотнить его.

9.8.    На территории гидроузлов и сооружений не должны находиться посторонние предметы, скопления строительных материалов и оборудования, не требующихся для эксплуатационной работы. Возведение построек или коммуникаций на территории гидроузла и связанные с ними работы могут производиться при наличии проекта, утвержденного БУП или управлением канала.

9.9.    Озеленение территории гидроузлов, сооружений и каналов должно производиться путем одерновки и залужения откосов и горизонтальных участков и посадки на последних деревьев и кустарников.

За зелеными насаждениями обеспечиваются- необходимый уход и охрана их от повреждений и уничтожения.

9.10.    Акваторию сооружений необходимо содержать в чистоте, плавающий мусор в зоне действия механизмов и затворов подлежит систематическому вылавливанию и удалению.

Не допускается загрязнение воды смазками и различными веществами, портящими воду.

10. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЗДАНИЯ

10.1. в комплекс производственных и служебных зданий гидроузла или отдельного гидротехнического сооружения входят здания, в которых размещены пульты управления, основное и вспомогательное механическое и электротехническое оборудование сооружений, а также здания мастерских, гаражей складов, санитарно-бытовых устройств и пр.

Техническая характеристика производственных и служебных зданий должна быть внесена в па-спорт соответствующего сооружения.

10.2.    Производственные и служебные здания судоходных гидротехнических сооружений должны содержаться в исправном состоянии, чистоте и соответствовать эксплуатационным требованиям, а также требованиям противопожарной безопасности, безопасности труда и производственной санитарии.

10.3.    За осадками фундаментов зданий и оборудования, если они не расположены на бетонных массивах сооружения* должны вестись наблюдения в соответствии с «Инструкцией по наблюдениям и исследованиям на судоходных гидротехнических сооружениях», ч. I (М., «Транспорт», 1967).

10.4.    При обнаружении трещин в фундаментах и конструкциях зданий необходимо принять меры, обеспечивающие надежность работы фундаментов и конструкций, и установить наблюдение за трещинами при помощи маяков и инструментальных измерений. Стабилизировавшиеся трещины подлежат заделке.

10.5.    При выявлении увлажнения или следов выщелачивания солей на стенах помещений, расположенных ниже уровня засыпки или ниже уровня воды, и при прогрессирующем развитии этих явлений должно быть выполнено дренирование фильтрационных вод и восстановление гидроизоляции стен.

10.6.    Окраску помещений и оборудования следует выполнять в соответствии с требованиями промышленной эстетики на основании разработанных проектов или схем.

Металлические конструкции зданий защищаются от коррозии антикоррозионными покрытиями, возобновляемыми по мере надобности.

10.7.    Фасады зданий в процессе эксплуатации необходимо периодически очищать, промывать или окрашивать в зависимости от материала и характера отделки, а также состояния их поверхностей.

10.8.    Необходимо поддерживать в исправном состоянии герметизирующие разделки стыков панелей и блоков в фасадах из полносборных элементов и заполнять швы в облицовочных плитах цоколей и фасадов зданий.

10.9.    Металлические и рулонные кровли должны иметь организованный водоотвод — наружный или внутренний.

10.10.    За состоянием водостоков, особенно внутренних, следует производить регулярный надзор. Водостоки зданий должны обеспечивать беспрепятственное удаление е кровли талых и дождевых вод при максимальном их поступлении без скопления на крышах.

10.11.    Оконные переплеты помещений оборудуются фрамугами с дистанционными устройствами для открывания и закрывания.

10.12.    Конструкции зданий должны регулярно окрашиваться. В процессе, эксплуатации необходимо систематически выявлять и

18

устранять гниение древесины, ослабление и разрушение отдельных элементов сооружений.

10.13.    Трубопроводы систем отопления, водоснабжения и канализации, расположенные в охлаждаемых местах, надежно утепляются.

10.14.    Канализационные устройства (колодцы, коллекторы, спуски), а также выгребные ямы должны систематически очищаться и промываться.

10.15.    Каждое судоходное гидротехническое сооружение должно быть оборудовано:

а)    раздевалками со шкафами для одежды и помещениями для приема пищи, снабженными кипятильниками и бачками для кипяченой воды;

б)    теплыми помещениями для обогрева работающих па открытом воздухе и устройствами для сушки одежды;

в) санузлами, расположенными (по возможности) в производственных или подсобных помещениях.

И. СУДОХОДНЫЕ КАНАЛЫ

11.1.    На судоходных каналах должны быть обеспечены судоходные габариты пути (глубина, ширина и радиусы закруглений).

11.2.    РГС, ТУ обязаны проводить наблюдения за техническим состоянием каналов и их откосов по графикам, утвержденным ЪУП, УК.

11.3.    Графиками наблюдений за каналом предусматриваются регулярные осмотры, наблюдения за пьезометрической сетью, траление канала, промеры глубин и, в необходимых случаях, водолазные осмотры.

11.4.    При осмотрах каналов необходимо обращать внимание на:

а)    состояние крепления откосов, наличие просадок и разрушений;

б)    явление выноса грунта из-под крепления откосов под действием судовых и ветровых волн;

в)    состояние упорной части откосов;

г)    состояние ливнеотводной сети;

д)    выход грунтовых вод на откосах и оползневые явления.

Результаты осмотра и все выявленные разрушения заносятся

в «Журнал наблюдений за откосами» с приложением схем, зарисовок и т. п.

11.5.    Выявленные разрушения крепления откосов подлежат устранению. Для ликвидации мелких разрушений крепления откосов на канале должны иметься группы рабочих по текущему ремонту, а также запас необходимых материалов.

19

УДК 627.059.1(083.96)


Правила технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений. М., «Транспорт», 1979. 56 с. (Главное управление водных путей и гидросооружений Минречфлота РСФСР).

Правила охватывают общие положения по технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений, техническую эксплуатацию гидротехнической и строительной частей гидросооружений, механического и электротехнического оборудования, организацию работы и ремонт судоходных гидротехнических сооружений, а также ремонт их оборудования.

Все подразделения Минречфлота РСФСР, обслуживающие судоходные гидротехнические сооружения, а также все организации и учреждения, выполняющие работы на данных сооружениях, обязаны руководствоваться настоящими Правилами.

Разработаны коллективом Московского филиала ЛИВТа .в составе ст. инж. И. П. Лысенко, канд. техн. наук В. М. Муравьева и канд. техн. наук Г. Л. Садовского (руководитель работы).


37807-297


049 (01)-79


297-79.3605020000


Министерство речного флота РСФСР, 1979


11.6.    Поверхностный сток воды необходимо сбрасывать через специальную ливнеогводящую систему, которую надлежит содержать в исправ-ном состоянии.

11.7.    На берегах каналов должны сохраняться в исправности геодезические, навигационные и другие знаки, предусмотренные соответствующими правилами.

Н.8. Погрузка с берегов канала, выгрузка на его берега, а также складирование на бечевниках различного рода материалов могут производиться только с разрешения управления канала (бассейнового управления пути), на специально отведенных участках с соблюдением требований безопасности судоходства, сохранности откосов и бечевника.

11.9,    Скорости движения судов по каналам устанавливаются местными правилами дифференцированно в зависимости от типов и размеров судов, живого сечения каналов, принятого типа крепления берегов и его состояния.

11.10.    Судоходные габариты каналов должны поддерживаться посредством дноуглубительных л дноочистительных работ, порядок проведения которых устанавливается БУП или УК.

12. АВАРИЙНЫЕ И РЕМОНТНЫЕ ЗАГРАЖДЕНИЯ,

ТРУБЫ И ДЮКЕРЫ

12.1.    Аварийно-ремонтные заграждения в виде откатных ворот, предназначенные для защиты водохранилищ от опорожнения в случае аварии или ремонта примыкающих к ним сооружений, должны обеспечивать надежное перекрытие пролета при наибольших возможных скоростях течения воды в канале (3— 4 м/с).

12.2.    Ремонтные заграждения из треугольных поворотных рам (Томаса), предназначенные для выключения отдельных участков канала с целью опорожнения и ремонта находящихся на этих участках сооружений, рассчитаны на закрытие пролета в спокойной воде и могут воспринимать двусторонний напор с минимальными потерями воды.

12.3.    Сооружения и механизмы аварийных и ремонтных заграждений необходимо содержать в исправном состоянии и в постоянной готовности к маневрированию.

12.4.    Для обеспечения нормальных судоходных условий в пролете заградительные ворота в открытом состоянии не должны выступать из ниш устоев, а рамы — возвышаться над порогом.

12.5.    По утвержденному БУП, УК графику нужно не реже двух раз в год проверять состояние подводных конструкций заграждений с одновременной очисткой рельсовых путей, ниш и водопроводных галерей от Посторонних предметов и наносов.

20

ПРЕДИСЛОВИЕ

К судоходным гидротехническим сооружениям относятся: шлюзы с подходными каналами, судоходные каналы, плотины, дамбы, водосбросы и водоспуски, паромные переправы, заградительные ворота.

Настоящие Правила издаются взамен ранее действовавших «Правил технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений», утвержденных в 1965 г. Последние переработаны и дополнены с учетом накопленного опыта эксплуатации оборудования и сооружений, а также с учетом новых законодательных актов и постановлений.

В Правилах изложены основные организационные и технические требования к эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений, неуклонное выполнение которых обеспечивает бесперебойный и безопасный судопропуск.

Требования к проектированию, строительству, монтажу и устройству сооружений и электромеханического оборудования в настоящих Правилах изложены кратко, поскольку их содержание применительно к отдельным вопросам рассматривается в действующих директивных документах, в число которых входят: «Правила технической эксплуатации речного транспорта» (М., «Транспорт», 1974); «Положение о планово-предупредительном ремой* те судоходных гидротехнических сооружений» (М., «Транспорт», 1970); «Строительные нормы и правила Госстроя СССР»; «Пра* вила устройства электроустановок» (М., «Энергия», 1964); «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей и правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» (М., Атомиздат, 1976); «Водный кодекс РСФСР» (М., изд-во «Известия Советов депутатов трудящихся СССР», 1972).

С выходом нового издания «Правил технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений» все действующие отраслевые руководящие и инструктивные материалы по вопросам эксплуатации, а также местные эксплуатационные и должностные инструкции должны быть приведены в соответствие с новыми Правилами.

Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ЗАДАЧИ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

1.1.    Задачей технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений является обеспечение надежной и безопасной работы каждого сооружения в соответствии с его назначением путем неуклонного выполнения всех требований настоящих Правил и Положения о планово-предупредительном ремонте судоходных гидротехнических сооружений.

1.2.    Работники гидросооружений, в объеме, необходимом для занимаемой должности, должны:

а)    знать конструкции гидросооружений, их механическое и электротехническое оборудование, правила и инструкции по их эксплуатации;

б)    содержать судоходные гидротехнические сооружения и их механическое и электротехническое оборудование в исправном состоянии, обеспечивающем пропуск судов и плотов в соответствии с установленными нормами времени;

в)    содержать судоходные каналы в безопасном для судоходства состоянии;

г)    производить систематические наблюдения за состоянием сооружений и оборудования согласно инструкциям;

д)    выполнять техническое обслуживание — уход, осмотры, текущий и капитальный ремонт сооружений и их оборудования;

е)    улучшать технико-экономические показатели, повышать производительность труда, снижать расходы по содержанию сооружений;

ж)    внедрять новую технику и передовые методы работ;

з)    поддерживать хороший внешний вид гидротехнических сооружений, а также чистоту и порядок на своих рабочих местах.

1.3.    Общее руководство эксплуатацией судоходных гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Министерства речного флота РСФСР, осуществляется его Главным управлением водных путей и гидросооружений.

Непосредственно руководят эксплуатацией гидротехнических сооружений управления каналов (УК) и бассейновые управления пути (БУП) через свои подразделения: районы гидросооружений (РГС), технические участки пути (ТУ) и гидроузлы.

1.4.    Управления каналов, бассейновые управления пути, районы гидросооружений, технические участки пути и гидроузлы организуются Министерством речного флота РСФСР в установлен-

4

ном порядке в соответствии с типовыми структурами и штатами, с учетом состава сооружений и объемов работ на водных путях.

1.5. Границы управлений каналов и бассейновых управлений пути устанавливаются Министерством речного флота РСФСР, границы районов гидросооружений и технических участков пути— Главным управлением водных путей и гидросооружений Мшгреч-флота РСФСР; границы гидроузлов — БУП и УК.

Эти границы должны быть закреплены на местности постоянными знаками.

2. ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА

2.1.    На всех гидротехнических сооружениях должна проводиться повседневная работа с персоналом, направленная на повышение его производственной квалификации, усиление чувства ответственности за бесперебойную работу сооружения, предупреждение производственного травматизма.

2.2.    Работу с персоналом гидросооружений обязаны организовывать и лично контролировать начальники и главные инженеры РГС, ТУ и гидроузлов (шлюзов).

2.3.    На гидросооружениях осуществляются следующие обязательные формы обучения и повышения производственной квалификации персонала:

а)    курсовое обучение, техническая и экономическая учеба;

б)    индивидуальное обучение для вновь принятых работников;

в)    инструктажи (вводные, первичные и периодические);

г)    противоаварийные тренировки.

2.4.    Лица, принимаемые на работу для обслуживания и ремонта гидротехнических сооружений и их оборудования, должны пройти предварительный медицинский .осмотр в соответствии с утвержденным «Списком профессий, работники которых подлежат предварительным при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам».

2.5.    Каждый работник до назначения его па самостоятельную работу или при переводе его на другую должность обязан пройти производственное обучение на рабочем месте и проверку знаний в объеме, обязательном для данной должности.

Вахтенный (дежурный) персонал судоходных гидросооружений до назначения на самостоятельную или при переводе на дру-гую по профилю дежурного персонала работу обязан пройти в сроки, установленные БУП и УК:

а)    необходимую теоретическую подготовку;

б)    обучение на рабочем месте;

в)    проверку знаний в объеме, обязательном.для данной должности.

После проверки знаний каждый работник из числа вахтенного персонала обязан пройти стажировку по месту работы (дуб-

2—734    5

лирование) под наблюдением и руководством опытного работника— от шести до десяти смен в зависимости от занимаемой должности.

Стажировка работника должна быть оформлена распоряжением по гидроузлу или сооружению.

Последующая периодическая проверка знаний вахтенного персонала и персонала, обслуживающего механическое и электротехническое оборудование, должна проводиться ежегодно перед началом навигации; проверка знаний инженерно-технических работников, нс входящих в состав вахтенного персонала, — раз в два года.

Лица, допустившие нарушение настоящих Правил и Правил безопасности труда (ПБТ), обязаны проходить внеочередную проверку их знаний.

2.6.    Проверка знаний работников судоходных гидротехниче^ ских сооружений должна производиться комиссиями:

а)    для начальников, главных инженеров и заместителей начальников районов гидросооружений и технических участков пути, начальников гидроузлов и сооружений и их заместителей, старших энергетиков и старших механиков — в составе начальника (заместителя) и работников отдела гидросооружений, работника отдела труда и зарплаты (отдела кадров) БУП, УК и представителя профсоюза;

б)    для остальных работников — в составе главного инженера РГС (ТУ), старшего энергетика, старшего механика,^ инженера по технике безопасности, инспектора по кадрам РГС (ТУ) и представителя местной профсоюзной организацйи.

Во всех случаях комиссия должна состоять не менее чем из трех человек, включая председателя.

2.7.    Результаты проверки и оценка знаний правил технической эксплуатации, должностных инструкций и правил безопасности труда должны заноситься в журнал специальной формы, который необходимо хранить соответственно в БУП, УК или РГС, ТУ. Записи в журнале о проверке знаний ПБТ, ПТЭ и инструкций про* изводятся раздельно.

Работникам, прошедшим проверку, выдается удостоверение о проверке знаний, а персоналу, обслуживающему электротехнические установки, кроме того, присваивается квалификационная группа по «Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» (М., Атомиздат, 1976).

Работники, получившие неудовлетворительную оценку, подвер-* гаются повторной проверке в течение ближайшего месяца, но не раньше, чем через две недели.

При получении повторно неудовлетворительной оценки работ-* ники должны переводиться на другую работу, соответствующую их знаниям или присвоенной более низкой квалификационной группе.

6

3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИИ

3.1.    Судоходные гидротехнические сооружения и их оборудование должны соответствовать утвержденной проектной и исполнительной документации и техническим условиям.

Все изменения в конструкциях и оборудовании гидросооружений могут производиться только по разрешению БУП или УК* Внесение в конструкцию судоходного сооружения и его оборудования изменений, влекущих за собой отклонение эксплуатационных качеств сооружения ют установленных в проекте, допускается только по согласованию с Главным управлением водных путей и гидросооружений Минречфлота РСФСР.

3.2.    С целью обеспечения бесперебойной и надежной работы сооружений, их механического и электротехнического оборудования должны осуществляться:'

а)    техническое обслуживание и ремонт в соответствии с «Положением о планово-предупредительном ремонте» и указаниями настоящих Правил; электротехнического оборудования, кроме того, в соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей»;

б)    наблюдения и исследования — в соответствии с «Инструкцией по наблюдениям и исследованиям на судоходных гидротехнических сооружениях» (ч. I—III).

3.3.    Параметры и режимы работы, а также другие конкретные требования к эксплуатации различных сооружений, их конструкциям и оборудованию по согласованию с проектной организацией должны быть указаны в местных эксплуатационных инструкциях, утвержденных БУП или УК.

3.4.    Персонал БУП, УК, РГС и ТУ обязан постоянно проводить работы по улучшению эксплуатационных качеств гидросооружений на основе перспективных планов.

Перспективные планы улучшения технического состояния гидросооружений составляются на основе анализа результатов наблюдений и исследований, а также осмотров сооружений на срок 5 лет и утверждаются Главным управлением водных путей и гидросооружений Минречфлота РСФСР.

3.5.    Все неисправности, выявляемые при эксплуатации сооружения, его механического и электротехнического оборудования, необходимо записывать в «Вахтенный журнал по судопропуску». Неисправности, относящиеся к основному оборудованию и препятствующие судопропуску, должны немедленно устраняться.

3.6.    Ежегодно на всех судоходных гидротехнических сооружениях должен проводиться инспекторский осмотр БУП или УК в порядке,4 установленном Главным управлением водных путей и гидросооружений Минречфлота РСФСР.

2*

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ «ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОХОДНЫХ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ»

4.1.    Знанию настоящих Правил и соблюдение их обязательно для всех работников гидросооружений, ТУ, РГС, БУП и УК, занимающихся эксплуатацией сооружений, в объеме, необходимом для занимаемой должности.

4.2.    Проверка знаний настоящих Правил должна производиться в сроки, указанные в п. 2.5, а также при перемещениях по службе, с изменением рода работ.

4.3.    Контроль за соблюдением «Правил технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений» обязаны ежедневно осуществлять начальники и старшие специалисты гидроузлов и сооружений; начальники, главные инженеры и старшие (главные) специалисты и инженеры РГС, ТУ, БУП и УК — периодически, при посещении сооружений.

4.4.    За нарушение настоящих Правил виновные несут ответственность в зависимости от степени и характера нарушения и вызванных им последствий. Незнание Правил не освобождает виновных от ответственности.

5. ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

5.1.    По каждому эксплуатируемому гидротехническому сооружению должны иметься документы, отражающие его проектные и действительные параметры, произведенные в конструкциях или происшедшие в условиях работы изменения, а также документы, определяющие условия эксплуатации по следующему перечню:

а)    утвержденный технический проект или проектное задание со всеми последующими изменениями (с чертежами, расчетами и пояснительной запиской);

б)    акт Государственной приемочной комиссии;

в)    технический паспорт;

г)    исполнительные чертежи, в том числе чертежи по размещению контрольно-измерительной аппаратуры;

д)    современный генеральный план гидроузла;

е)    инструкция по наблюдениям и исследованиям на судоходных гидротехнических сооружениях (ч. I —III);

ж)    инструкции по эксплуатации гидросооружений и их механического и электротехнического оборудования.

5.2.    Полный комплект всех чертежей и схем сооружения и его оборудования подлежит хранению на гидроузле или шлюзе.

Все изменения в оборудовании и схемах подлежат немедленному внесению в исполнительные чертежи с подтверждением под-* писями ответственных лиц.

6

5.3.    На пульте управления должен находиться комплект исполнительных принципиальных и монтажных схем управления, сигнализации и защиты, а также силовой и осветительной сетей.

Принципиальные схемы электроснабжения, электрических силовых цепей основного оборудования, цепей управления и защиты вывешиваются на видном месте в помещении данной электроустановки, а также прикладываются к соответствующим инструкциям.

5.4.    Оперативные инструкции по управлению процессом шлюзования составляются с учетом местных условий судопропуска, особенностей сооружения, оборудования и схем управления каждого шлюза.

5.5.    Технические инструкции по обслуживанию сооружений и оборудования, а также оперативные и должностные инструкции утверждаются БУП или УК.

5.6.    Все инструкции не реже раза в 5 лет должны пересматриваться с учетом происшедших изменений в оборудовании, схемах управления и защиты, режимах работы сооружения и оборудования, а .также изданных распоряжении и указаний Министерства речного флота РСФСР и Главводпути Минречфлота РСФСР. Если изменений не имеется, то на инструкции делается отметка о том, что она проверена и срок действия се продлен.

5.7.    Все существенные текущие изменения и дополнения должны вноситься в инструкцию (в виде циркуляров) немедленно с доведением их под расписку до сведения работников, для которых знание этих инструкций обязательно.

Внесение изменений в инструкцию подтверждается подписью начальника гидроузла или шлюза со ссылкой на документ, на основании которого это изменение сделано.

5.8.    На каждом сооружении должен быть перечень действующих инструкций с указанием должностей, для которых знание и прохождение проверочных испытаний по знанию инструкций обязательны.

6. ПОРЯДОК ПРИЕМКИ ГИДРОСООРУЖЕНИЙ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

Приемка в эксплуатацию вновь построенных и реконструированных гидросооружений

6.1. Приемку в эксплуатацию вновь построенных и реконструированных гидротехнических сооружений следует производите в соответствии с указаниями действующих СНиП: «Приемка в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений. Основные положения» (СНиП Ш-З—76. М., Строй-издат, 1976), «Технологическое оборудование. Общие правила производства и приемки монтажных работ» (СНиП Ш-Т-31—74. М., Стройиздат, 1974), «Сооружения гидротехнические, транспорт-

9