Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

20 страниц

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила распространяются на все типы морских судов Министерства морского флота и содержат основные требования по защите этих судов и находящихся на них людей и грузов от опасного воздействия статического электричества.

Отсутствует в "Перечне стандартов организаций, руководящих документов и рекомендаций, регулирующих деятельность объектов морского транспорта", по состоянию на 1 февраля 2011 года.

Оглавление

1. Общая часть

2. Определения

3. Требования к конструкции судов всех типов

4. Особые требования к конструкции танкеров

5. Требования к судам, находящимся в эксплуатации и ремонте

Приложение 1 (справочное). Некоторые сведения по электростатике применительно к морским судам

Приложение 2 (справочное). Методические указания по определению электризуемости покрытий из полимерных материалов на судах

Приложение 3 (справочное). Удельное объемное электрическое сопротивление некоторых веществ

Показать даты введения Admin

Страница 1

МИНИСТЕРСТВО

МОРСКОГО

ФЛОТА

ОБЩИЕ

И СПЕЦИАЛЬНЫЕ

ПРАВИЛА

ПЕРЕВОЗКИ

НАЛИВНЫХ

ГРУЗОВ

МОСКВА* 1985

Страница 2

МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА

7-М

ОБЩИЕ

И СПЕЦИАЛЬНЫЕ

ПРАВИЛА

ПЕРЕВОЗКИ

НАЛИВНЫХ

ГРУЗОВ

МОСКВА

В/О «МОРТЕХИНФОРМРЕКЛАМА» 1985

Страница 3

Общие и специальные правила перевозки наливных грузов 7-М. — М: В/О «Мортехннформреклама>, 1985. — 456 с.

Разработаны Центральным научно-исследовательским институтом морского флота (ЦНИИМФ) Черноморский филиал Директор филиала    Л.    Л■ Яловой

Руководитель темы И. П. Горяйнов Ответственные исполнители: В. А. Бо-быр, Н. И. Вивденко, Н. В. Васин. М. П. Зинько. И. П. Корниенко, О. К. Кепинг, Т. В. Кузнецова, А. Ш. Кушнир, Н. И. Коваленко, В. В. Луговенко,

1 И. Г. Потапов . |, Н. И. Плявин.

| Я. Н. Спиридонов |, В. Н. Татаренко

Согласованы Главным управлением перевозок, эксплуатации флота и портов Минморфлота

Начальник    В.    С.    Збаращенко

Внесены    Главным    управлением    перевозок,    эксплуата

ции флота и портов Минморфлота Начальник    В.    С.    Збаращенко

Страница 4

В настоящий сборник включены руководящие нормативные документы по технологии безопасной и сохранной перевозки наливных грузов (нефти и нефтепродуктов, пищевых и химических грузов, сжиженных газов) с учетом изменений и дополнений по состоянию на 1 июля 1985 г., а также другие нормативные документы, регламентирующие работу морского наливного флота. В дальнейшем все изменения и дополнения, касающиеся вошедших в сборник документов, будут публиковаться в Сборниках правил перевозок и тарифов морского транспорта СССР.

Страница 5

ПРАВИЛА

ПО ЗАЩИТЕ ОТ СТАТИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА НА МОРСКИХ СУДАХ

Утверждены Минморфлотом 06.08.73 Приложение к приказу ММФ от 6 августа 1973 г. Л$ 13!

I. Общая часть

1.1.    Настоящие Правила по защите от статического электричества, в дальнейшем именуемые Правила, распространяются на все типы морских судов Министерства морского флота и содержат основные требования по защите этих судов и находящихся на них людей и грузов от опасного воздействия статического электричества.

Примечание. Некоторые сведения по электростатике применительно к морским судам, а также таблицы с характеристиками электризующихся материалов даны в Приложениях № 1. 3, 4. 5, 6. 7, 8, 9.

1.2.    Соблюдение настоящих Правил обязательно при проектировании, постройке, ремонте и эксплуатации морских судов.

1.3.    Технические проекты морских судов должны содержать специальные разделы, предусматривающие мероприятия по защите от статического электричества.

Примечания. 1) Это требование не распространяется на проекты, одобренные до издания настоящих Правил;

2)    Для судов, которые к моменту издания настоящих Правил находятся в постройке, требования Правил применяются по соглашению сторон, указанных в п. 1.4;

3)    Для судов импортной поставки в общем разделе контрактной спецификации должно быть оговорено выполнение требований настоящих Правил.

1.4.    При техническом надзоре за постройкой судна, швартовных, ходовых испытаниях и приемке судна в эксплуатацию аппарат наблюдения, судовая администрация и приемная комиссия обязаны проверить выполнение судостроительным предприятием требований настоящих Правил.

Допустимые отступления от требований Правил для судов, проекты которых были одобрены до издания Правил, устанавливаются Министерством морского флота, Министерством судостроительной промышленности и ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота по согласованному решению.

1.5.    Сроки и объемы выполнения необходимых мероприятий по приведению в соответствие с настоящими Правилами судов, построенных до их издания и находящихся в эксплуатации или ремонте, устанавливаются мароходствами и управлениями морского флота Министерства морского флота по согласованию с технической инспекцией ЦК профсоюза рабочих морского и речного флота.

441

Страница 6

1.6. Судовая администрация обязана строго руководствоваться настоящими Правилами при эксплуатации судна, ремонтных работах, погрузке и выгрузке грузов, топлива и т. п. и требовать от судоремонтных заводов, морских портов и грузовладельцев строгого соблюдения настоящих Правил.

В случае нарушений указанными и другими организациями требований Правил судовая администрация обязана потребовать от них прекращения действий, создающих угрозу судну или находящимся на нем людям и грузам от действия статического электричества. Если судовая администрация не потребовала прекратить указанные действия, она несет ответственность за последствия наряду с организацией, нарушившей требования настоящих Правил.

II. Определения

2.1.    Взрывоопасные помещения или пространства — помещения и пространства, в которых имеются или могут образоваться взрывоопасные концентрации паров, газов или пыли.

2.2.    Заземление — специально выполненное электрическое соединение устройства, механизма или конструкции с корпусом судна.

2.3.    Электростатическое заземление — заземление, при котором сопротивление утечки тока в любой точке при самых неблагоприятных условиях (повышенная сухость воздуха и пр.) не превышает 10б Ом при площади контакта измерительного электрода не более 20 мм2.

Примечание. Это касается главным образом изделий из пластмасс. Металлические конструкции заземляются обычным путем, если установка добавочного солро. тьвления не вызывается какими-либо особыми причинами (взрывобезопасность и пр.).

2.4.    Электризующиеся грузы — все виды грузов, перевозимые на судах (жидкие, сыпучие и пр.), с удельным сопротивлением свыше 106 Ом-см, обладающие способностью при трении, разбрызгивании генерировать и удерживать на себе электростатические заряды.

2.5.    Обозначения:

Термины: «должно», «необходимо», «следует» — обозначают обязательность выполнения требований настоящих Правил.

Термин «рекомендуется» означает, что данное решение является лучшим.

Термин «допускается» означает, что данное решение является удовлетворительным, но не обязательным.

III. Требования к конструкции судов всех типов

3.1.    Настилы палуб в жилых и служебных помещениях рекомендуется выполнять из неэлектризующегося материала.

В случае выполнения настилов из электризующихся пластиков они должны оформляться токопроводящими, например, металлическими рейками, соединенными с корпусом судна и имеющими с ним электрический контакт.

3.2.    Материалы, предназначенные для настила палуб и облицовки переборок, должны проходить испытание на электризуемость в соответствии с «Методическими указаниями по определению электризуе-мости покрытий из полимерных материалов на судах» (Приложение 2).

Для судов, построенных до издания настоящих Правил, рекомендуется для уменьшения электризации судовой мебели, оборудования, обшивки, настилов и др. изделий из пластмасс применять обработку их антиэлектростатнческими составами (например, составом «Антистатик»).

Страница 7

Примечание. Для судов импортной поставки заказчик должен требовать представления сертификатов на неэлектризуемость применяемых для отделки и облицовки материалов.

3.3.    Запрещается использование электризующихся облицовочных материалов на танкерах и во всех взрывоопасных помещениях судов всех типов, а также на всех судах в помещениях, где размещены счетно-решающие устройства и приборы автоматического управления, которые под действием электростатических зарядов могут давать ошибочные решения.

3.4.    Для предотвращения скопления зарядов статического электричества на металлических конструкциях и деталях судна (двери, поручни и т. д.) они должны быть надежно заземлены, если их конструкция не имеет надежного электрического контакта с корпусом судна. Поручни должны выполняться из неэлектризующих полимерных материалов или из дерева.

3.5.    Уменьшение степени электризации облицовочных материалов при эксплуатации достигается поддержанием в судовых помещениях относительной влажности воздуха в пределах максимальных параметров, установленных действующими Санитарными правилами для морских судов СССР.

3.6.    Грузовое устройство судна должно быть изготовлено из электропроводящих материалов и при монтаже заземлено на корпус судна.

3.7.    Все конструкции, предназначенные для перемещения по ним груза (лотки транспортеров, грузовые трубопроводы и пр.), а также судовые системы, по которым перемещаются вещества, способные электризоваться (топливо, масла, хладагенты и т. д.), и механизмы этих систем должны изготовляться из электропроводящих материалов и надежно заземляться.

Указанные конструкции системы на всем своем протяжении должны представлять собой как бы непрерывную электрическую цепь.

3.8.    При проектировании и изготовлении емкостей и систем, предназначенных для жидкого топлива, на судах всех типов должны быть выполнены требования по обеспечению их взрывобезопасности, изложенные в пп. 4.3, 4.4, 4.5 настоящих Правил.

IV. Особые требования к конструкции танкеров

4.1.    При выборе параметров и конструктивного исполнения грузового устройства (напор и производительность грузовых насосов, трубопроводов, конструкций и расположение клинкетов, газоотводная система и т. д.) должна учитываться необходимость предотвращения электризации перемещаемого по трубопроводу груза.

4.2.    Каждый танкер должен иметь стационарно установленный барабан с кабелем достаточной длины, сечением заземляющей жилы не менее 16 мм2, с винтовыми зажимами на концах для соединения корпуса судна с заземлением на берегу или с корпусом другого судна до начала грузовых операций.

Для подключения кабеля заземления на судне должно быть установлено коммутирующее устройство с надписями «Включено», «Выключено».

4.3.    Гибкие шланги, для соединения судового и берегового трубопроводов или других судовых трубопроводов и служащие для перекачки нефтепродуктов должны иметь конструкцию, обеспечивающую стеканне электростатических зарядов с общим сопротивлением 106 Ом.

4.4.    Фланцевые соединения должны иметь гибкие медные перемычки сечением не менее 16 мм2 (выбираются по условиям механической

443

Страница 8

прочности), обеспечивающие электрическое соединение между шлангами.

4.5. Для измерения уровня груза в танках рекомендуется применение стационарных бесконтактных дистанционных уровнемеров.

При отсутствии стационарных уровнемеров должно быть предусмотрено устройство замерных трубок, не доходящих до дна танков на несколько сантиметров, в нескольких местах приваренных к набору корпуса или другими заземленными конструкциями.

Футштоки должны быть изготовлены из материала, исключающего искрообразование при ударах футштока о металл и исключающего скопление на футштоке зарядов статического электричества.

V. Требования к судам, находящимся в эксплуатации и ремонте

5.1.    При эксплуатации емкостей и систем для жидкого топлива на судах всех типов должны соблюдаться требования, изложенные в настоящих Правилах.

5.2.    При производстве большого заводского ремонта администрации пароходства и судна обязаны предусмотреть проведение максимально возможного объема работ, обеспечивающих приведение судна в соответствие с настоящими Правилами.

5.3.    Ответственность за правильную техническую эксплуатацию и исправность устройств, предназначенных для защиты от действия статического электричества, лежит на старшем (главном) механике судна, а по палубным грузовым устройствам и шлангам на танкерах — на старшем помощнике капитана.

5.4.    Старший помощник капитана и старший (главный) механик обязаны обеспечить систематическую проверку сохранности заземления систем, предназначенных для перемещения груза и жидкого топлива. В случае нарушения электрического соединения указанных конструкций с корпусом судна или между собой это соединение должно быть немедленно восстановлено. В частности, необходимо постоянно следить за сохранностью медных перемычек на фланцевых соединениях в грузовых трубопроводах и арматуры и надежностью электрического контакта в местах соединений. Контактные поверхности заземляемых конструкций должны быть металлически чистыми и надежно защищены от коррозии, должно быть предотвращено самоотвинчивание гаек болтовых соединений и обеспечено их антикоррозийное покрытие.

5.5.    Электромеханик нефтеналивного судна или другое лицо из состава экипажа, ответственное за техническую эксплуатацию судового электрооборудования, обязаны систематически контролировать состояние заземляющего кабеля и производить в случае необходимости ремонт. Винтовые зажимы на обоих концах кабеля должны быть в полной исправности и обеспечивать надежный электрический контакт. Изоляция кабеля не должна иметь трещин или других повреждений.

Кабель с поврежденной изоляцией должен быть заменен.

5.6.    Перед выходом из ремонта администрация танкера должна тщательно проверить все соединения, обеспечивающие электрическое заземление грузовых трубопроводов и других конструкций.

Поврежденные соединения должны быть восстановлены заводом до выхода судна из ремонта.

5.7.    Перед началом грузовых операций, до присоединения судового трубопровода к береговому, корпус танкера должен быть надежно электрически соединен с береговым заземляющим устройством с помощью специального заземляющего кабеля. При этом в первую очередь винтовой зажим заземляющего кабеля присоединяется к корпусу судна и выключенному коммутирующему устройству, затем кабель подается

444

Страница 9

на берег и подсоединяется к береговому заземляющему устройству и только после выполнения этих операций должно включаться коммутирующее устройство. Отключение корпуса судна от берегового заземляющего устройства должно производиться в обратном порядке, после окончания грузовых операций и отсоединения судового трубопровода от берегового. При нарушении заземления грузовые операции должны быть прекращены до устранения неполадок.

5.8.    Максимальная скорость движения нефтепродуктов по грузовому трубопроводу при погрузке (выгрузке) не должна превышать 12 м/с. На первом этапе перекачки нефтепродукта, до тех пор, пока уровень нефтепродукта не закроет входное отверстие трубопроводов и нефтепродукт не заполнит весь трубопровод, скорость движения его рекомендуется поддерживать не выше 1 м/с во избежание повышенной электризации трубопровода и груза при быстром перемещении по трубопроводу нефтепродукта в смеси с водой, наличие которой возможно в трубопроводе перед началом грузовых работ.

5.9.    Погрузка в танки и перекачка из одних танков в другие нефтепродуктов 1 и II разрядов должна осуществляться только через грузовые трубопроводы. Запрещается погрузка этих нефтепродуктов, а также заполнение нсдегазированных танков водой через горловину танков.

5.10.    В аварийном положении допускается перекачка нефтепродуктов I и II разрядов из танков в танк по переносному шлангу, но при этом необходимо предварительно его сливной конец опустить в груз, а шланг закрепить, чтобы избежать сильного газообразования и образования опасных зарядов статического электричества.

5.11.    В случаях пропаривания нсдегазированных танков не допускается вводить в танк моечные машины, вентиляторы и другие токопроводящие устройства и предметы'нолного конденсата пара. При этом обязательно заземление корпусов указанных устройств.

5.12.    Гибкие шланги, применяемые для грузовых операций с нефтепродуктами I и II разрядов, должны иметь конструкцию, соответствующую требованиям пп. 4.3 и 4.4 настоящих Правил.

Контроль за соответствием этим требованиям шлангов, принимаемых с берега, лежит на судовой администрации.

5.13.    При перекачке светлых нефтепродуктов с судна на судно с помощью гибких шлангов должно быть обеспечено непрерывное электрическое соединение между грузовыми магистралями обоих судов. При этом необходимо устанавливать медные перемычки фланцевых соединений гибких шлангов между собой и с грузовыми трубопроводами. Корпуса судов должны быть соединены медным заземляющим кабелем.

5.14.    При приеме балласта в недегазированные танки, проведении работ по мойке и дегазации танков и топливных отсеков, пропаривании и промывке грузовых трубопроводов, помимо соблюдения мер противопожарной безопасности на судах Министерства морского флота,, необходимо:

заземлять моечные рукава;

подачу воды, моечного раствора, пара начинать с малой скоростью с целью постепенного смачивания внутренних поверхностей систем и предотвращения чрезмерной электризации сильной струей.

5.15.    Все члены экипажей танкеров, а также лица, занятые на работах по дегазации топливных танков и емкостей, должны носить обувь на кожаной подошве, закрепленной рантом или деревянными (медными) шпильками. На танкере запрещается носить обувь с подошвой, пробитой стальными гвоздями или имеющую стальные подковки (во избежание искрообразования при контакте со стальной палубой и ступенями трапов).

445

Страница 10

5.16.    На танкерах не должны применяться одеяла, занавеси, коврики или другие предметы мягкого инвентаря из синтетических материалов, способные электризоваться, без регулярной обработки их антистатиками. Следует рекомендовать членам экипажей танкеров не пользоваться электризующимся бельем и одеждой.

5.17.    На танкерах в целях предупреждения образования зарядов статического электричества синтетические швартовные канаты перед употреблением должны смачиваться морской (соленой) водой.

Страница 11

ПРИЛОЖЕНИЕ i Справочное

НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО ЭЛЕКТРОСТАТИКЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К МОРСКИМ СУДАМ

В настоящее время с появлением новых сильно электризующихся материалов (синтетические волокна, пленка, пластики и т. д.), а также с повышением технологических скоростей (переработка сыпучих грузов и перекачка по трубам нефтепродуктов и сжиженных газов) статическое электричество представляет серьезную угрозу.

На морских судах при определенных условиях статическое электричество может привести к взрыву смеси легковоспламеняющихся паров с воздухом и пожару.

На человеке может появиться электрический заряд такой величины, что при прикосновении к заземленным предметам, к Другому человеку или предмету, обладающему меньшим потенциалом, происходит разряд, который неблагоприятно отражается на здоровье, увеличивает нервную возбудимость и иногда приводит к шоковому состоянию.

Под статическим электричеством следует понимать электричество, возникшее в результате разрыва контакта, трения между двумя телами (веществами), из которых хотя бы одно является диэлектриком, и других аналогичных причин.

На морских судах электростатические заряды возникают в вентиляционных системах, выполненных из синтетических материалов, на синтетических канатах, при иневмопогрузке и выгрузке сыпучих материалов, при движении нефтепродуктов по трубопроводам, при сливных и наливных операциях, при заполнении или освобождении резервуаров (танков) от нефтепродуктов, при операциях по мойке и дегазации грузовых и топливных отсеков.

Нежелательные и даже опасные потенциалы возникают на людях при ходьбе их по палубам, покрытым синтетическими материалами (линолеум, поливинилхлоридные пластики, ковровые дорожки из синтетических волокон и др ), особенно если обувь имеет синтетическую или резиновую подошву, а также при скольжении рук по поручням из пластика.

Заряды могут также возникать при протирке палуб, облицовок и т. д. тканями из синтетических материалов и при удалении разлитых легковоспламеняющихся жидкостей ветошью, швабрами и щетками из синтетических материалов. При этом возможны воспламенения.

На пассажирских судах основным источником возникновения электростатических зарядов на пассажирах является синтетическое белье, полы и облицовка стен из электризующегося пластика, а также мебель из пластмасс или с обивкой из синтетики.

Основное требование к судам заключается в том, чтобы материалы, применяемые для покрытия палуб и облицовки переборок, не только не электризовались сами, но и обеспечивали бы стекание электростатических зарядов с пассажиров, возникших на ннх по любой причине.

На всех судах, особенно на нефтеналивных (танкерах), наиболее опасные потенциалы статического электричества образуются^

а)    при движении легковоспламеняющейся жидкости (ЛВЖ) по трубопроводам со скоростью, превышающей 1,0 м/с;

б)    при проведении слива-налива, перекачивании и переливании ЛВЖ из сосуда в сосуд, особенно при поступлении ЛВЖ в аппарат, емкость или выливании из емкости, аппарата и трубопровода свободно падающей струей;

447

Страница 12

в)    при движении по трубопроводам и при выходе пара из сопла при пропаривании танков;

г)    при перемешивании веществ в танках и при продувании сжатым воздухом или паром.

Кроме свойств перекачиваемой жидкости, на величину возникающих зарядов при движении нефтепродуктов по трубам влияет как материал труб, так и скорость движения и степень шероховатости труб.

Присутствие в нефтепродуктах даже небольших примесей свободной или связанной воды, воздуха или окислов металлов резко повышает величину зарядов.

Темные нефтепродукты: мазуты, некоторые моторные топлива и сырые нефти, содержащие большое количество примесей, реже аккумулируют в себе опасные электрические заряды.

В то же время, если темные нефтепродукты в своей массе имеют во взвешенном состоянии капельки воды, то в них могут содержаться значительные заряды статического электричества.

Все светлые нефтепродукты: бензин, керосин, дизельное топливо, а также масла, содержащие в себе только следы примесей, являются восприимчивыми к образованию опасных зарядов статического электричества благодаря их относительно низкой проводимости.

Вместе с тем, скорость образования и величина .зарядов в большей степени зависят от вязкости нефтепродуктов: чем больше вязкость, тем меньше насыщенность электричеством.

Статическое электричество может привести к взрыву и пожару, если потенциал поля зарядов достигнет определенной величины, при которой возникает искровой разряд, и если энергия разряда достаточна для воспламенения данной концентрации взрывоопасной смеси (жидкости, пара, порошкообразных веществ и т. п.) с воздухом.

Основными мероприятиями но борьбе с электростатическими зарядами являются:

а)    предотвращение появления электростатических зарядов на нефтепродуктах, материалах, оборудовании и людях;

б)    снижение электрических зарядов до безопасной величины;

в)    предотвращение накопления зарядов в нефтепродуктах и на твердых телах (диэлектриках);

г)    предотвращение образования взрывоопасных концентраций газов в местах возможного появления статического электричества.

Заполнение свободного пространства над жидкостью инертными газами (азотом, углекислым газом или газами с малым содержанием кислорода), выхлопными газами;

д)    нейтрализация зарядов.

Отдельно стоящие на изолированном основании и нс имеющие электрического контакта с корпусом судна емкости и другие металлические конструкции и машины могут быть конденсаторами статического электричества.

Во всех случаях необходимо обеспечить надежное соединение конструкции с металлическим корпусом судна, а для судов с неэлектропроводным корпусом—с заземляющей плитой.

При этом надо учитывать, что заземление не может служить универсальным средством по борьбе со статическим электричеством. Оно обеспечивает отвод зарядов с хорошо проводящих тел. Для твердых или жидких диэлектриков заземление не является достаточно эффективным средством отвода зарядов.

Для снятия зарядов, возникающих при транспортировке по каналам, лоткам и трубам сыпучих неэлсктропроводных материалов, например полистирола, рекомендуется, чтобы движущиеся материалы как можно

Страница 13

чаще или непрерывно соприкасались с заземленными элементами установки.

Если сыпучий неэлектропроводный материал движется по каналам большими массами и не прилегает к заземленным стенам каналов, то в целях приближения заземления к большому количеству частиц рекомендуется металлические каналы выполнять с вмонтированными в дно металлическими штырями-шпильками, или продольными полосами, или же расширить канал настолько, чтобы материал шел тонким слоем. Это допустимо только при малых скоростях движения материала, когда он идет самотеком.

При пневмотранспорте ставить штыри на пути движения материала недопустимо.

Каналы, лотки, трубы рекомендуется оканчивать приваренными к ним тонкими металлическими тросами-отводами, опускающимися в емкости (резервуары, бункера, мешки и т. п.).

Трубо- и каналопроводы, по которым транспортируются сыпучие вещества-диэлектрики, целесообразно заканчивать металлическими решетками (сетками) с частотой ячеек, не препятствующей прохождению гранул. К решеткам привариваются тонкие металлические тросы-отьоды, опускающиеся в емкости. При использовании решеток с отводами, обеспечивающих достаточную эффективность, штыри можно не применять.

Длина тросов должна обеспечивать опускание их до дна заполняемой емкости. Целесообразно, чтобы расстояние между тросами-отводами составляло примерно 10 см по окружности трубы.

Отводы рекомендуется делать из прочного гибкого канатика диаметром 1—2 мм (типа медного антенного канатика), не дающего искры при трении о стальные стенки грузоприемника.

При грузовых операциях с нефтепродуктами начало погрузки должно быть медленным. Это делается не только для того, чтобы предотвратить разрыв шлангов при возможном неправильном перекрытии клинке-тов, но и потому, что вода, находящаяся во взвешенном состоянии в нефтепродуктах, способствует образованию статического электричества. Следует помнить, что в судовом грузовом трубопроводе почти всегда остается какая-то часть воды после промывки трубопровода в балластном переходе. Вода может быть и в береговом трубопроводе после его прокачки или отпотевания.

Поэтому образование зарядов статического электричества происходит в начале погрузки.

29 Заказ tb 194

Страница 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Справочное

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭЛЕКТРИЗУЕМОСТИ ПОКРЫТИЙ ИЗ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА СУДАХ

Составлены на основе «Методических указаний по санитарно-гигиенической оценке полимерных строительных материалов, предназначенных для применения в строительстве жилых и общественных зданий», утвержденных Главным санитарным врачом СССР 3 ноября 1969 года.

Для определения потенциалов статического электричества могут быть применены следующие регистрирующие приборы:    С-50,    С-96,

ИЭЗЛИОТ и другие в зависимости от величины заряда статического электричества.

В протоколе испытания обязательно должно быть отмечено, при помощи какого прибора производились измерения.

Замеры производятся: а) на участке палубы, нс соприкасающемся с подошвой человека (в углу, под кроватью ит. д.),б) на участке палубы, на котором происходит наибольшее движение. Проводится несколько замеров, из которых в дальнейшем вычисляется средняя величина. На этих же участках проводятся повторные замеры после натирания (10-кратным движением) испытуемой поверхности сухой шерстяной тканью.

Критерием для гигиенической оценки статического электричества является: а) Наличие жалоб со стороны команды на заряды статического электричества при нормальной относительной влажности воздуха в помещении, б) напряженность поля статического электричества более 200 В/см у поверхности исследуемого пластика, что соответствует пороговой величине восприятия человеком разрядов статического электричества.

При определении условий, способствующих накоплению в обследуемом помещении на поверхности полимерных материалов зарядов статического электричества, дают соответствующие рекомендации (с увлажнением воздуха до гигиенической нормы путем применения специальных увлажнителей, эффективность которых рекомендуется проверять установкой в помещении гигрографа). Повторное исследование по приведенной выше схеме проводится после проведения рекомендованных мероприятий.

450

Страница 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Справочное

УДЕЛЬНОЕ ОБЪЕМНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ* НЕКОТОРЫХ ВЕЩЕСТВ, Ом-м

1.    Абсорбент А-1..............Ю‘°-—10'*

2.    Абсорбент А-4..............10*

3.    Акрилонитрил..............10*—105

4.    Аммиак...............0,8- 10s

5.    Ангидрид уксусный............Ю4

6.    Ацетон................0,8-10'—7-10*

7.    Бензин Л-66...............10"— 10‘2

8.    Бензин Б-70..............10“—10

9.    Бензин Б-95...............Ю10—10“

10. Бензол................0,2-10й

11. Бутанол................10s

12.    Битумы..............*.    Ю1*_1014

13.    Бутилбензол..............1010—10“

14.    Газовый конденсат............1010—Ю12

15.    Газойль...............б-Ю7

16.    Дизельное топливо.............10е—1010

17.    Додецилбензол..............|0—Ю12

18.    Дихлорэтан...............0.3-10е

19.    Изооктан...............Ю

20.    Изопропиловый спирт............3 10*

21.    Изопропилбензол.............Ю»— Ю1*

22.    Ксилолы...............Ю—10,J

23.    Метанол    ..............4,5.104

24.    Мстил этилкетон .............10»

25.    Монохлорбензол.............10е—10ы

26.    Масло касторовое.............0,7-10»

27.    Масло конденсаторное ...    ........1012

28.    Масло льняное..............0,2-10*

29.    Масло подсолнечное............0,4-10*

30.    Масло хлопковое.............0,2-10*

31.    Масло тунговое..............0,35-10*°

32.    Масло трансформаторное...........10“

33.    Нафталин............".    .    .7-10*

34.    Норм-бутилацетон.............10*

35.    Парафин ...............1010—10‘*

36.    Пироконденсат негидрнрованный.........10“—10'*

37.    Скипидар...............107—10*

38.    Тетрахлорэтан..............10»

39.    Толуол..................1010—10“

40.    Трихлорбензол..............10е—10*

41.    Уксусная кислота.............10е

42.    Уайт-спирит ....    *..........10“—Ю1»

43. Фурфурол.......'........0,65-104

44.    Циклогексан..............1010—Ю

45.    Хлорбензол...............1010—10“

46.    Этилбензол...............1010—10“

47. Этиленгликоль..............0,5-104

48. Этилгексаиол..............3-10»

49.    Этилацетат...............10е—10Т

* Данные об объемном электрическом сопротивлении некоторых веществ взяты из «Правил защиты от статического электричества в производствах химической нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности».

29*    451

Страница 16

СОДЕРЖАНИЕ

Часть I. Общие правила морской перевозки наливных грузов на судах ММФ.

РД 31.11.81.38-82

4

5 0

7

8 9

Часть II. Специальные правила перевозки наливных 1рузов на судах Министерства морского флота

Раздел I. Правила морской перевозки нефти и нефтепродуктов наливом

на танкерах ММФ.

РД 31.11.81.36-81

1.    Обшие положения.....

2.    Предъявление судов под перевозку

3.    Предъявление грузов к перевозке

4.    Прием грузов к перевозке

5.    Перевозка грузов .....

6.    Выдача груза......

1.    Общие положения.................11

2.    Общие требования.................12

3.    Требования к грузовому оборудованию танкера, относящиеся к предотвращению разливов................. 17

4.    Классификация и свойства нефтепродуктов..........18

5.    Обмен информацией перед приходом танкера в порт........20

6.    Подготовка танкера к погрузке.............21

7.    Погрузка у причала................24

8.    Беспричальная погрузка и выгрузка............32

9.    Перегрузка с судна на судно..............33

10.    Совмещение грузовых и балластных операций.........37

11.    Плавание груженого танкера..............38

12.    Подготовка танкера к разгрузке.............40

13.    Выгрузка ...................41

14.    Перевозка нефтепродуктов повышенной токсичности     43

15.    Перевозка нефтепродуктов в таре............46

16.    Проведение балластных операций............48

17.    Предотвращение образования опасных зарядов статического электричества .    51

18.    Применение инертного газа....... 54

19.    Работа в недегаэированном танке.............56

20.    Меры безопасности при мойке и дегазации танков........58

21.    Мойка танков сырой нефтью..............62

22.    Меры пожарной безопасности при ремонтных работах.......64

23.    Общие меры по предупреждению пожаров и борьба с ними.....66

Пршожение I. Рекомендуемое. Способы контроля взрывобезопасного и противопожарного режима па танкерах...........74

Приложение 2. Справочное. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ, выделяемых основными видами жидких грузов, топлива

и инертными газами (по СН245—71)......... 77

Приложение 3. Справочное. Производительность перекачки в зависимости от диаметра трубы и скорости потока в ней.........78

Приложение 4. Справочное. Стандартные образцы письма, Проверочного листа и

Инструкции на случай пожара..........79

Приложение 5. Рекомендуемое. Положение о порядке допуска членов семей моряков на нсдегазированные танкеры.........82

Приложение 6. Справочное. Электрические газоанализаторы горючих газов и паров 83

452

Страница 17

Приложение 7. Рекомендуемое. Инструкция (временная) о мерах пожарной безо* пасности при бункеровке танкера с плавсредств в период прове

дения грузовых операций...........85

Приложение 8. Инструкция по проведению дегазации отстойных танков нефтеналивных судов со смывкамн нефтепродуктов у причалок    нефтегавани    86

Приложение 9. Инструкция (временная) по применению лены средней кратности

на судах при тушении горящих нефтепродуктов.....87

Приложение 10. Рекомендуемое. Типовая программа пожарной подготовки членов

экипажей судов нефтеналивного флота........88

Приложение 11. Рекомендуемое. Программа подготовки экипажей судов ММФ для

работы в противодымных изолирующих противогазах    ....    90

Приложение 12. Справочное. Требования, предъявляемые к береговому грузовому

оборудованию в целях обеспечения безопасности судна . . . . 92 Приложение 13. Справочное. Меры противопожарной защиты на нефтеучастке

порта.................96

Приложение 14. Справочное. Термины и определения, принятые в настоящих Правилах ................. 99

Раздел II. Правила морской перевозки пищевых грузов наливом на танкерах ММФ.

РД 31.11.81.35—81

1.    Общие положения.................102

2.    Требования, предъявляемые к грузу............103

3.    Требования, предъявляемые к судну............—

4.    Подготовка судна к погрузке..............104

5.    Погрузка ....................105

6.    Перевозка груза.................107

7.    Подготовка груза к выгрузке..............108

8.    Выгрузка ...................109

9.    Отбор проб и контроль количества груза...........110

10.    Требования безопасности..............*111

При.южение I. Обязательное. Классификация пищевых и других грузов растительного и животного происхождения, перевозимых наливом .    .115

Приложение 2. Справочное. Транспортные характеристики грузов группы 0.1.1 —

Спирты-ректификаты.............116

При.южение'3. Справочное. Транспортные характеристики грузов группы 0.1.2 —

Спирты коньячные..............117

Приложение 4. Справочное. Транспортные характеристики грузов подкласса 0.2 —

В и но матери алы ..............118

Приложение 5. Справочное. Транспортные характеристики грузов подкласса 0.3 —

Растительные и животные жиры..........119

Приложение 6. Справочное. Транспортные характеристики грузов подкласса 0.4 —

Патоки (мелассы)..............123

Приложение 7. Справочное. Транспортные характеристики грузов подкласса 0.5 —

Вода.................124

Приложение 8. Обязательное. Порядок    отбора    проб груза.......125

1.    Порядок отбора проб коньячных спиртов и вииоматериалов в грузовых

танках (цистернах) судов ............. —

2.    Порядок отбора проб растительных масел и животных жиров в грузовых

танках (цистернах) судов.............126

3.    Порядок отбора проб патоки (мелассы) в грузовых танках (цистернах)

судов...................127

Приложение 9. Обязательное. Порядок    определения количества грузов .    .129

1.    Порядок определения количества коньячных спиртов и вииоматериалов в

грузовых танках (цистернах) судов-виновозов........—

2.    Порядок определения количества растительных масел и животных жиров

в грузовых танках (цистернах) судов..........131

Приложение 10. Справочное. Поправочные коэффициенты для приведения объемов вина, измеренных при различной температуре, к объему при темпе

ратуре 20°С...............134

Приложение 11. Справочное. Таблица для определения массы спирта в одном

декалитре................149

Приложение 12. Справочное. Таблица плотности растворов мелассы (патоки) в зависимости от числа Брике....... ...    150

Приложение 13. Справочное. Зависимость между производительностью перекачки,

диаметром трубы и скоростью жидкости в ней..... 152

При.южение 14. Справочное. Приборы для определения химических веществ в воздухе 153

453

Страница 18

Раздел III. Правила морской перевозки химических грузов наливом.

РД 31.11.81.37—82

1.    Общие положения.................154

2.    Подготовка судна к погрузке..............157

3.    Перевозка...................161

4.    Выгрузка ...................162

5.    Мойка и дегазация танков, балластные операции..... ...    164

6.    Требования безопасности...............167

7.    Меры по предотвращению загрязнения моря..........169

8.    Аварийные меры.................171

Приложение 1. Справочное. Классификация наливных химических грузов по степени опасности для здоровья людей в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 173

Приложение 2. Справочное. Порядок проверки чистоты танков на присутствие следов темных нефтепродуктов, масел, хлоридов и других грузов .    .    175

Приложение 3. Справочное. Перечень шифров зачистных и моечных операций.

применяемых при составлении таблиц технологических процессов мойки грузовых танков     177

Раздел IV. Правила перевозки сжиженных газов наливом специализированными судами-газовозами.

РД 31.11.81.43—S3

1.    Общие положения.................179

2.    Подготовка судна к грузовым операциям..........180

3.    Оадстка, инертизация и дегазация танков и    грузовой    системы.....182

4.    Грузовые операции.................184

5.    Транспортировка сжиженного газа и переход судна    в    балласте ....    187

6.    Меры пожарной безопасности..............—

7.    Требования безопасности...............190

Приложение 1. Обязательное. Термины и определения....... 193

Приложение 2. Справочное. Физико-химические свойства грузов.....195

Приложение 3. Обязательное. Порядок подготовки танков и грузовых систем к наливу сжиженных газов............196

Приложение 4. Справочное. Реакционная способность сжиженных газов    .197

Часть 111. Технические условия морской перевозки (ТУМП) наливных грузов

ТУМП    метанола наливом. РД 31.11.81.05—77     198

ТУМП    акрилонитрила наливом. РД 31.11.81.06—77     209

ТУМП    ксилолов наливом. РД 31.11.81.08—78     219

ТУМП    уксусной кислоты наливом. РД 31.11.81.09—78     231

ТУМП    стирола наливом. РД 31.11.81.10—78     234

ТУМП    фурфурола наливом. РД 31.11.81.11—78     237

Т.УМП    бензола наливом. РД 31.11.81.12—78 ........... 239

ТУМП этиленгликоля наливом. РД 31.11.81.13—78     243

ТУМП дихлорэтана наливом. РД 31.11.81.14—78 .......... 246

ТУМП циклогексана наливом. РД 31.11.81.15—78     249

ТУМП таллового масла наливом. РД 31.11.81.16—78     252

ТУМП суперфосфорноА кислоты наливом. РД 31.11.81.17—78     254

ТУМП додецнлбензола наливом..............258

Карта технологического режима перевозки ацетона наливом. РД 31.11.81.19—79 261 Карта технологического режима перевозки бутанола наливом. РД 31.11.81.20—79 264 Карта    технологических    режимов    перевозки    монохлорбензола    наливом.

РД 31.11.81.21-79 ................. 267

Экспериментальная карта технологических режимов перевозкй абсорбента марки

А-1 наливом. РД 31.11.81.23-79 ............. 270

Карта    технологических    режимов    перевозки    нормбутилацетата    наливом.

РД 31.11.81.24—79 .......... 273

Карта    технологических    режимов    перевозки    изопропилбензола    наливом.

РД 31.11.81.25-79 ................. 276

Карта    технологических    режимов    перевозки    мстилэтилкстона    наливом.

РД 31.11.81.26—79 ................. 278

Карта технологических режимов перевозки толуола наливом. РД 31.11.81.27—79 281 Карта технологических режимов перевозки, абсорбента марки А-4 наливом.

РД 31.11.81.29-80 ................. 284

Карта технологических режимов перевозки пирокондснсата негидрированного

наливом. РД 31.11.81.30—80 .............. 21Ю

Карта технологических режимов перевозки тетрахлорэтана наливом.

РД 31.11.81.31—80 ................. 296

ТУМП высокоочищенного жидкого парафина на танкерах ММФ. РД 31.11.81.32—80 300

454

Страница 19

ТУМП виноматериалов наливом из Аргентины..........

ТУМП изобутилового спирта наливом. РД 31.11.81.39—83    .......

ТУМП изопропилового спирта наливом. РД 31.11.81.40—83 .......

ТУМП диэтилгексанола (изооктилового спирта) наливом. РД 31 11.81.41—83 .

ТУМП газового конденсата наливом. РД 31.11.81.42—83 .    .......

ТУМП аммиака наливом. РД 31.11.81.44—83 ...........

Другие нормативные документы, регламентирующие работу морского наливного флота

Мойка грузовых танков н топливных цистерн танкеров. Типовая технология, технические требования. РТМ 31.2006—78    .........

Порядок и условия сдачи смывок химических грузов, перевозимых наливом на танкерах. Требования к технологическому оборудованию. РД 31.04.16—82 .

Инструкция по учету теплового расширения наливных грузов......

Инструкция по замерам уровня, температуры исфтегруза, крена и дифферента

на танкере...............•    ,

Правила морской перевозки виноматериалов наливом судами Министерства морского флота. РД 31.11.81.03—75    ............

Правила морской перевозки коньячных спиртов наливом судами Министерства морского флота. РД 31.11.81.04—77    ............

Правила перевозки грузов на судах Министерства морского.флота с опломбированием грузовых помещений пломбами грузоотправителей......

Правила сброса с судов вод. загрязненных остатками растительных масел, рыбьего жира и животного (мягкого) жира, перевозимых на судах наливом . Правила по защите от статического электричества на морских судах .    .    .    .

Страница 20

Общие и специальные правила перевозки наливных грузов

Отв. за выпуск И. П. Горяйнов

Редактор Э. И. П е ч е н к и н а Художественный редактор 3. П. Фролова Технический редактор Л. П. Бушева Корректоры Г. Л. Ш у м а н, Г. Е. П о т а п о в а

Сдано в набор 01.02.85 г. Подписано в печать 26.11.85 г. Формат изд. 70ХЮ8/16. Бум. мн. аппар. Гарнитура литературная. Печать высокая. Печ. л. 28.5. Уч.-изд. л. 39,06. Тираж 3600. Изд. № 1877/5-В. Заказ тип. № 194. Цена 2 р. 60 к. В/О «Мортехинформреклама»

125080, Москва, А-80, Волоколамское шоссе, 14

Типография «Моряк», Одесса, ул. Ленина, 26