Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

42 страницы

293.00 ₽

Купить СО 34.20.810 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические указания содержат основные положения по техническому обслуживанию и ремонту переходов воздушных линий электропередачи через водные преграды. Рекомендуются для применения персоналом предприятий электрических сетей, осуществляющим техническое обслуживание и ремонт переходов ВЛ.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Особенности конструктивных решений переходов ВЛ через водные преграды

2. Техническое обслуживание переходов ВЛ

     2.1. Периодичность осмотров измерений и проверок

     2.2. Наиболее характерные неисправности и дефекты на переходах ВЛ

     2.3. Проверка состояния изоляторов

     2.4. Проверка соединений проводов и тросов

     2.5. Измерение сопротивления заземления опор

     2.6. Измерение габаритов и стрел провеса проводов (тросов)

     2.7. Проверка положения опор

3. Допуски и нормы отбраковки

     3.1. Изоляторы

     3.2. Арматура

     3.3. Провода, тросы и их соединения

     3.4. Допустимые расстояния от элементов переходов до поверхности воды, земли

     3.5. Опоры

     3.6. Фундаменты

     3.7. Заземление опор

     3.8. Маркировка и светоограждение перехода

4. Капитальный ремонт переходов

     4.1. Общие положения

     4.2. Окраска металлических опор

     4.3. Смазка грозозащитного троса

     4.4. Замена изоляторов в натяжных и поддерживающих гирляндах на переходных опорах

     4.5. Ремонт проводов и грозозащитных тросов

5. Механизация работ при техническом обслуживании и ремонте переходов ВЛ через водные преграды

6. Охрана переходов ВЛ через водные преграды

7. Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте переходов ВЛ через водные преграды

     7.1. Общие положения

     7.2. Мероприятия по защите персонала, обслуживающего переходы ВЛ 330 кВ и выше переменного тока через водные преграды, от воздействия электрического поля

     7.3. Требования при работах на грозозащитном тросе

     7.4. Меры безопасности при работах на устройствах светоограждения переходных опор

Приложение 1. Формы документации по переходам ВЛ через водные преграды

Приложение 2. Перечень средств малой механизации, приспособлений и устройств для технического обслуживания и ремонта переходов ВЛ 110 кВ и выше через водные преграды

 
Дата введения01.01.1994
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

16.12.1992УтвержденФирма ОРГРЭС
РазработанФирма ОРГРЭС
РазработанУралтехэнерго
РазработанДальтехэнерго
ИзданСПО ОРГРЭС1993 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ПЕРЕХОДОВ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ЧЕРЕЗ ВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ

ОРГРЭС Москва 1993

Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ПЕРЕХОДОВ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ЧЕРЕЗ ВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ

СЛУЖБА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ОРГРЭС Москва    1993

2.3.4. Результаты проверок заносятся в ведомость проверки линейной изоляции (см. приложение 1, форма N? 2).

2.4. Проверка соединений проводов и тросов

2.4.1.    При монтаже провода и тросы должны проверяться на соответствие геометрических размеров проектным данным. В процессе эксплуатации производится визуальный осмотр соединений и при необходимости также проверка геометрических размеров с помощью обычных измерительных инструментов.

2.4.2.    Болтовые соединения подвергаются электрическим испытаниям или измерениям. На линиях, находящихся под напряжением, самым распространенным является измерение значений падения напряжения на соединителе и целом проводе с помощью специальной штанги с измерительной головкой и милливольтметром.

2.5. Измерение сопротивления заземления опор

2.5.1.    Проверка заземляющих устройств производится визуальным осмотром и измерением значений их сопротивлений.

2.5.2.    Измерение сопротивления заземляющих устройств производится с помощью прибора МС.

2.5.3.    Заземляющие устройства, находящиеся в земле, проверяются выборочно, для чего в местах их расположения вскрывается грунт.

2.5.4.    Результаты измерений заносятся в ведомость проверки и измерений сопротивления заземления опор ВЛ (см. приложение 1, форма N? 3).

2.6. Измерение габаритов и стрел провеса проводов (тросов)

2.6.1.    Измерение габаритов и стрел провеса производится в целях проверки соответствия фактических габаритов допустимым.

2.6.2.    Габариты могут измеряться без снятия напряжения с ВЛ с помощью:

геодезического угломерного инструмента (теодолита);

специальных оптических приборов или приспособлений для измерения габаритов под напряжением;

изолирующих шланг, испытанных в соответствии с существующими нормами.

2.6.3.    Со снятием напряжения габариты могут измеряться непосредственно с помощью рулетки и рейки.

2.6.4.    Измерения с помощью геодезических или специальных угломерных инструментов должно производиться р соответствии с

инструкциями по применению указанных приборов.

2.6.5.    При измерениях габаритов и стрел провеса следует обязательно фиксировать температуру окружающего воздуха в момент измерений. Полученные значения путем расчетов или с помощью специальных таблиц приводятся к температуре, при которой получаются максимальные стрелы провеса, т. е. минимальные расстояния до поверхности воды, земли.

2.6.6.    Измерение габаритов не рекомендуется производить при сильном ветре (более 8—10 м/с).

2.6.7.    Результаты измерений габаритов и стрел провеса заносятся в ведомость (см. приложение 1, форма N° 4).

2.6.8.    По габаритам, не удовлетворяющим норме, решается вопрос о сроках и способах приведения их к норме.

2.7. Проверка положения опор

2.7.1.    Отклонения вертикальных и горизонтальных частей опор от нормального положения проверяются геодезическими или другими специальными инструментами.

3. ДОПУСКИ И НОРМЫ ОТБРАКОВКИ

3.1. Изоляторы

3.1.1.    Изоляторы не дожны иметь повреждений стеклянной детали, погнутых и поврежденных пестиков, трещин в шапках, стойкого загрязнения поверхности.

3.1.2.    В гирляндах для крепления проводов и тросов, а в многоцепной гирлянде в каждой цепи гирлянды допускается до 20% дефектных изоляторов.

При большем количестве дефектных изоляторов они должны быть заменены при очередном капитальном ремонте.

3.1.3.    Сцепление изоляторов гирлянд должно быть зафиксировано с помощью замков; замки в изоляторах должны быть расположены по одной прямой входными концами вниз у натяжных гирлянд и в сторону опоры у поддерживающих гирлянд.

3.1.4.    Отклонение поддерживающих гирлянд вдоль перехода ВЛ от проектного положения не должно превышать:

50 мм для ВЛ 35 кВ;

100 мм для ВЛ 110 кВ;

150 мм для ВЛ 150 кВ;

200 мм для ВЛ 220 кВ и выше.

3.2. Арматура

3.2.1.    Все детали сцепной арматуры должны быть зашплинтованы. Пальцы должны быть установлены головкой вверх и иметь навернутую гайку.

3.2.2.    Арматура не должна иметь трещин, раковин, изгибов и повреждений оцинковки.

3.2.3.    Расстояние от гасителя вибрации до натяжного зажима не должно отличаться от проектного значения более чем на ±25 мм.

3.2.4.    Расстояние между дистанционными распорками не должно отличаться от проектного более чем на ±10%.

3.2.5.    Расстояние между разрядными рогами не должно отличаться от проектного значения более чем на ±5 мм.

3.3. Провода, тросы и их соединения

3.3.1.    При обрыве жил верхнего повива допускается уменьшение площади поперечного сечения стальных тросов и проводящей части комбинированных проводов (алюминия в сталеалюминиевых проводах) до:

17 % (обрыв не более четырех проволок) при закреплении оборванных или поврежденных проволок бандажами;

34% при ремонте повреждения с помощью ремонтных зажимов, монтируемых методом опрессования.

При повреждении провода или троса больше указанного, а также при обрыве хотя бы одной проволоки сердечника сталеалюминиевого провода необходимо вырезать поврежденный участок и сделать вставку.

3.3.2.    Диаметр опрессованного зажима провода (троса) не должен превышать диаметра матрицы (по чертежу) более чем на 0,3 мм.

При диаметре зажима после опрессовки, превышающем допустимое значение, зажим подлежит повторной опрессовке.

3.3.3.    Сопротивление участка провода с болтовым соединением при электрических испытаниях не должно более чем в 2 раза превышать сопротивление участка целого провода той же длины.

3.3.4.    Кривизна опрессованного соединительного зажима допускается не более 3% его длины.

3.3.5.    Суммарное количество соединительных зажимов на каждом проводе ь одном пролете не должно превышать трех, в том числе соединительных зажимов — не более двух. Расстояние между соединительными зажимами должно быть не менее 30 м.

3.3.6.    Расстояние от неотклоненных проводов до стоек опор не

должно отличаться от проектного значения более чем на минус 10%.

3.4. Допустимые расстояния от элементов переходов до поверхности воды, земли

3.4.1.    Фактическая стрела провеса проводов (тросов) не должна отличаться от проектной более чем на 5% при условии соблюдения необходимых расстояний до земли, поверхности воды.

3.4.2.    Расстояние от проводов переходов ВЛ до поверхности земли, воды, габарита судов или сплава должны быть в нормальном режиме работы не менее приведенных в табл. 2.

Таблица 2

Наименьшие расстояния по вертикали от нижних проводов ВЛ до поверхности земли, воды, габарита судов или сплава при нормальном режиме работы линии

Расстояние

Наименьшее значение расстояния, м, при напряжении ВЛ, кВ

до 110

150

220

330

500

До поверхности земли:

населенной местности

7,0

7.5

8,0

8.0

8,0

ненаселенной местности

6,0

6.5

7,0

7,5

8,0

труднодоступной местности (болота, топи и т. п.)

5,0

5,5

6,0

6,5

7,0

недоступных склон гор, утесси и т. п.

3,0

3,5

4,0

4,5

5,0

До наибольшего уровня высоких вод судоходных рек, каналов и т. п. при высшей температуре

6,0

6,5

7.0

7,5

8,0

До габарита судов или сплава при наибольшем уровне высоких вод и высшей температуре

2.0

2,5

3,0

3,5

4,0

До наибольшего уровня высоких вод несудоходных и не-сплавных рек, каналов и т. п. при температуре 15'С

3,0

3,5

4,0

4,5

5,0

До уровня льда несудоходных и несплавных рек, каналов и т. п. при температуре -5*С при наличии гололеда

6,0

6,5

7.0

7,5

8.0

3.5. Опоры

3.5.1. Допустимые отклонения опор и их элементов от нормального положения должны быть не более приведенных в табл. 3 и 4.

Таблица 3

Допустимые отклонения положения опор

Наименование отклонения

Допустимое

значение отклонения

Отклонение опоры от вертикальной оси вдоль и поперек линии (отношение значения отклонения верха опоры к ее высоте)

1:200

Отклонение опоры поперек оси линии (выход из створа)

300 мм

Смещение конца траверсы от линии, перпендикулярной к оси ВЛ

100 мм

Таблица 4

Допустимые прогибы элементов опор

Наименование прогиба

Допустимое значение прогиба

Стрела прогиба (кривизна) траверсы Стрела прогиба (кривизна) стойки

1:300 длины траверсы 1:750 длины стойки, но не более 200 мм

Прогиб поясных элементов в пределах панели и элементов решетки в любой плоскости при длине панели (раскоса): от 1 до 2 м св. 2 м и более

Не более 3 мм Не более 5 мм

3.5.2. Уменьшение поперечных сечений расчетных элементов опор в результате коррозии не должно превышать 20% площади элемента.

3.6. Фундаменты

3.6.1. Допустимые отклонения при установке фундаментов приведены в табл. 5.

Таблица 5

Допустимые отклонения при установке фундамента

Наименование отклонения

Допустимое значение отклонения

Разность вертикальных отметок подножников

±200 мм

Глубина заложения фундамента (проверяется по жур-

100 мм от проектного

налам скрытых работ или при вскрытии грунта)

значения

Отклонение от проектных размеров между осями фундаментов

1:250

Отклонение от проектного расстояния по горизонтали между осями анкерных болтов

±10 мм

3.6.2. Уменьшение диаметра анкерных болтов по сравнению с проектом, а также наличие зазоров между пятой опоры и фундаментом не допускаются.

3.7. Заземление опор

3.7.1.    Значение сопротивления заземления опор не должно быть более: 10 Ом при удельном сопротивлении грунта до 100 Ом*м, 15 Ом

—    св. 100 до 500 Ом*м вкл., 20 Ом — св. 500 до 1000 Ом*м вкл., 30 Ом

—    св. 1000 Ом*м.

3.8. Маркировка и светоограждение перехода

3.8.1.    Для дневной маркировки опор переходов ВЛ переходные опоры должны быть окрашены чередующимися полосами красного и белого цвета шириной 8—10 м; первая и последняя полосы должны быть красные.

3.8.2.    В установленное время суток должны гореть все лампы светоограждения опор.

4. КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ПЕРЕХОДОВ

4.1. Общие положения

4.1.1. Капитальный ремонт переходов должен производиться в зависимости от технического состояния отдельных элементов и условий эксплуатации (природные условия, агрессивность атмосферы и грунтовых вод, состояние грунтов и др.) не реже одного раза в 6 лет одновременно с капитальным ремонтом всей ВЛ.

4.1.2.    Капитальный ремонт выполняется за счет ремонтною фонда, предназначенного для всей ВЛ. При капитальном ремонте может производиться замена или усиление деталей опор, замена и ремонт проводов и тросов, замена изоляторов, ремонт фундаментов, окраска опор и другие работы по восстановлению состояния конструкций и ликвидации выявленных дефектов.

4.1.3.    За счет того же фонда выполняются все подготовительные работы по ремонту.

4.1.4.    При капитальном ремонте выполняются следующие виды работ:

на трассе ВЛ:

расчистка трасс и предохранение опор от низовых пожаров; планировка грунта у опор, подсыпка и подтрамбовка грунта у основания опор;

ремонт ледозащитных сооружений опор в поймах рек;

на переходных опорах: окраска металлоконструкций; ремонт фундаментов;

ремонт и замена оттяжек, узлов их крепления;

на проводах и грозозащитных тросах:

установка и замена соединителей, ремонтных зажимов и бандажей;

замена провода (троса) на длине пролета, вырезка и замена дефектных участков провода (троса);

на заземляющих устройствах:

ремонт контуров заземления;

на изолирующих подвесках и арматуре:

замена неисправных изоляторов и элементов сцепной арматуры;

замена распорок;

установка гасителей вибрации;

замена натяжных зажимов и роликовых подвесов;

замена защитных муфт;

специальные работы на переходах: ремонт устройств светоограждения переходных опор; ремонт береговых опознавательных знаков.

4.1.5. Ремонтные работы на переходах должны производиться по инструкциям (типовым, местным) или по технологическим картам, схемам производства работ, утвержденным главным инженером предприятия электрических сетей.

4.1:6. В силу характерных особенностей больших переходов (габаритов переходных опор, значительных протяженностей пролетов и стрел провеса проводов и тросов) при ремонтах, как правило, не могут быть использованы обычные спецмеханизмы (телескопические вышки, гидроподъемники, автобуровые машины и т. д.), применяемые в электрических сетях для работ на ВЛ.

Ремонтные работы на переходах должны производиться либо с опусканием проводов и тросов на лед или воду, либо без опускания — с применением специальных устройств и приспособлений. Устройства и приспособления должны отвечать конкретным условиям и специфическим особенностям того или иного перехода (длина гирлянды, тяжение по проводам, высота опор и др.).

Примерный перечень средств малой механизации, приспособлений и устройств для технического обслуживания и ремонта переходов ВЛ через водные преграды приведен в приложении 2.

В качестве тяговых механизмов при ремонтных работах на переходах используются: трактора, автомашины, лебедки, катера и баржи.

4.1.7. Ниже приводятся особенности производства некоторых видов работ, являющихся первоочередными для поддержания переходов В Л в рабочем состоянии.

4.2. Окраска металлических опор

4.2.1.    Для защиты металлоконструкций опор от коррозии в соответствии со СНиП 2.03.11-85 "Защита строительных конструкций от коррозии” следует применять атмосферостойкие лакокрасочные материалы, аналогичные тем, которыми опоры были окрашены ранее.

4.2.2.    Окраска переходных опор должна осуществляться с учетом дневной светомаркировки — чередующимися полосами шириной 8—10 м, чаще всего красной и белой краской. Нижняя и верхняя полосы окрашиваются в красный цвет.

4.2.3.    Срок службы лакокрасочного покрытия во многом зависит от качества подготовки поверхности перед окраской. На переходных опорах, имеющих большую высоту, единственным приемлемым способом подготовки поверхности является ручная очистка от ржавчи-

ны — металлическими щетками.

4.2.4.    Восстановление покрытия на переходных опорах в процессе эксплуатации следует начинать при разрушении верхних слоев, не допуская разрушения грунтовки и появления очагов коррозии. При такой окраске отпадает необходимость в наиболее трудоемкой операции — очистке от ржавчины.

4.2.5.    Поверхность опор должна быть окрашена нс менее чем в два слоя, так как однослойное покрытие не обеспечивает сплошности покрытия и не может служить достаточной защитой металла от коррозии.

В тех случаях, когда на поверхности металлоконструкций имеются остатки разрушенной осыпающейся старой краски, их необходимо удалить металлическими щетками или грубой ветошью.

4.2.6.    Лакокрасочные материалы могут наноситься на поверхность опоры как кистью, так и распылением. Первый слой рекомендуется наносить кистью. При нанесении первого слоя лакокрасочных материалов необходима тщательная растушевка их по поверхности. Одновременно производится растушевка следов разрушенной старой краски. С этой целью рабочая вязкость материала для первого слоя покрытия должна быть ниже, чем еязкость — для второго слоя.

4.2.7.    Места сопряжений раскосов с поясами должны окрашиваться таким образом, чтобы лакокрасочный материал подтекал в места сочленений.

4.2.8.    Рекомендуемые лакокрасочные материалы и расход материалов в зависимости от способа окраски приведены в табл. 6.

Таблица 6

Расход материалов на покрытие поверхности металлоконструкций в зависимости от способа окраски

Наименование материала

Способ окраски

Расход материала, i7mz

Грунтовка на свинцовом сурике

Киоью

200—250

Грунтоока на железном сурике

Кистью

60-80

Грунтовка на железном сурике

Распылением

91 — 100

Грунтовка цинковыми белилами

Кистью

140—160

Грунтовка № 138

Распылением

200—220

Грунтовка № 138

Кистью

80—100

Краски масляные разных цветов

Кистью

75—180

Краски масляные разных цветов

Распылением

100-200

4.2.9. Опыт эксплуатации показал, что сетевое предприятие не имеет возможности выполнить весь обьем работ по покраске опор из-за недостаточного количества линейного персонала, из-за недостаточного обеспечения лакокрасочными материалами и отсутствия средств малой механизации и приспособлений.

В соответствии с п. 1.5 СНиП Ш-23-76 "Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии" окрасочные работы на переходных опорах и особенно на переходных опорах трубчатой конструкции рекомендуется выполнять с привлечением специализированных организаций или специализированных подразделений строительно-монтажных организаций.

4.3. Смазка грозозащитного троса

4.3.1.    Для защиты от коррозии грозозащитных тросов применяется защитная электротехническая смазка ЗЭС.

4.3.2.    Возобновление покрытия троса смазкой при эксплуатации производится по мере необходимости в зависимости от состояния троса. Ориентировочный срок эффективного действия покрытия вне агрессивных атмосферных сред составляет около 15 лет.

4.3.3.    Для нанесения смазки на грозозащитные тросы на переходах В Л через водные преграды при эксплуатации должны применяться специальные аппараты, удовлетворяющие следующим требованиям:

вместимость бака должна обеспечивать возможность покрытия смазкой троса на длине не менее половины переходного пролета;

бак со смазкой должен располагаться ниже троса, чем обеспечивается устойчивость аппарата при работе;

смазка должна поступать в разъемные муфты под давлением.

4.3.4.    Аппарат для нанесения смазки устанавливается на трос за гасителями вибрации; участок троса от зажима до гасителя вибрации и под гасителями смазывается вручную — кистью.

Схемы установки устройств и приспособлений при смазке грозозащитного троса приведены на рис. 1 и 2.

4.3.5.    Аппарат наполняется смазкой ЗЭС после его установки на тросе.

4.3.6.    Перемещение аппарата в переходном пролете осуществляется с помощью фала, закрепленного одним концом к аппарату, а другим — к любому плавсредству (лодке, катеру и т. д.).

РАЗРАБОТАНО фирмойОРГРЭС

ИСПОЛНИТЕЛИ В. В. Алексеев (фирма ОРГРЭС), О. М. Короткевич (Дальтехэнерго), И. Б. Макаров (Уралтех-энерго)

УТВЕРЖДЕНО фирмой по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС 16.12.1992 г.

Заместитель главного инженера Ф. Л. КОГАН

Формат 60x84/16 Уч.-изд.л 2,2 Тираж 540 экз.

Издат. N» 93131

© СПО ОРГРЭС, 1993

Подписано к печати 27.12.93 Печать офсетная Уел. печ. л. 2,55 Заказ №

Производственная служба передового опыта эксплуатации энергопредприятий ОРГРЭС 105023, Москва, Семеновский пер., д.15 Участок оперативной полиграфии СПО ОРГРЭС 109432, Москва, 2-й Кожуховский проезд, д.29, строение 6 Сверстано на ПЭВМ

ггш

Рис. 1.Схема установки устройств и приспособлений:

1 - горизонтальный трап; 2 - вертикальный трап; 3,4,5 - блоки; 6,7 - канаты; 8 - тележка для передвижения по проводам и тросам; 9 - устройство типа "кнехт" для временного закрепления канатов; 10 - кабестан; ЭМ 1, ЭМ 2, ЭМ 3 - электромонтеры; П - производитель работ

УДК 621.315.1.004.1

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ПЕРЕХОДОВ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ЧЕРЕЗ ВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ

Срок действия установлен с 01.01.94 г. до 01.01.99 г.

Настоящие Методические указания содержат основные положения по техническому обслуживанию и ремонту переходов воздушных линий электропередачи через водные преграды.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов на проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатацию ВЛ напряжением 35 кВ и выше на основе обобщения опыта эксплуатации переходов ВЛ 110 кВ и выше через водные преграды.

Методические указания рекомендуются для применения персоналом предприятий электрических сетей, осуществляющим техническое обслуживание и ремонт переходов ВЛ.

1. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ ПЕРЕХОДОВ ВЛ ЧЕРЕЗ ВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ

1.1.    Переходы ВЛ через водные преграды представляют собой участки линий повышенной надежности, ограниченные с обеих сторон концевыми анкерными опорами.

1.2.    Переходы являются индивидуальными сооружениями; они различаются схемой, конструкцией и высотой опор, исполнением фундаментов, длиной переходных пролетов и другими особенностями.

При сооружении переходов учитываются требования, способствующие повышению надежности всего сооружения: применение усиленной изоляции, увеличенных расстояний между проводами и тросами, многоцепных изолирующих подвесок с креплением к траверсам не менее чем в двух точках, применение стальных канатов в качестве грозозащитных тросов и др.

1.3.    Переходы выполняются в зависимости от ширины водной преграды однопролетными или многопролетными.

Пример условного обозначения перехода:

однопролетный на концевых опорах (К—-К);

трехпролетный на переходных анкерных опорах (К—А—А—К);

многопролетные большие переходы применяются при пересечениях особо широких водных преград — низовий больших рек или водохранилищ; такие переходы могут выполняться на анкерных опорах или с применением анкерных и промежуточных опор (К-П—А-П—П-К).

1.4.    Переходы выполняются одноцепными или двухцепными.

1.5.    Для переходов ВЛ напряжением 35 кВ и выше институтом "Энергосетьпроект" разработаны конструкции стальных переходных анкерных и промежуточных опор, смежных концевых опор и якорей.

1.6.    Переходные опоры представляют собой, как правило, свободностоящие решетчатые конструкции башенного типа квадратного сечения. Опоры высотой до 100 м изготавливаются из уголковой стали, для опор большей высоты применяются трубы.

1.7.    Все переходные опоры независимо от их высоты снабжены лестницами для подъема на них; вертикальные лестницы имеют ограждения. На некоторых переходных опорах, выполненных из труб большого диаметра, лестницы для подъема на опоры находятся внутри труб.

1.8.    Через каждые 20 м по высоте на опорах, как правило, предусмотрены площадки для отдыха.

1.9.    Обследование переходов свидетельствует о том, что даже на опорах высотой более 100 м отсутствуют устройства и приспособления для подъема на опору грузов, хотя в технических проектах отдельных переходов они предусмотрены.

1.10.    В соответствии с действующими Правилами маркировки и светоограждения высотных препятствий на переходных опорах устанавливается защитное светоограждение.

Питание светоограждения осуществляется либо от двух независимых источников питания, либо от одного источника и повышающего трансформатора на 10 или 35 кВ для передачи электроэнергии по тросам к промежуточным опорам.

Сигнальные огни устанавливаются на 4—5 ярусах в зависимости от высоты опоры.

В качестве светильников применяются главным образом специальные лампы накаливания СГ-7 напряжением 220 В, мощностью 130 Вт.

2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПЕРЕХОДОВ ВЛ


2.1. Периодичность осмотров, измерений и проверок

2.1.1. В целях выявления и своевременного устранения возникающих на переходе дефектов производятся их осмотры с периодичностью, указанной в табл. 1.

Таблица 1


Периодичность осмотров, измерений и проверок на переходах ВЛ через водные преграды


Наименование работы


Периодичность


Примечание


1.    Периодический осмотр без подъема на опору

2.    Ночной осмотр

3.    Выборочный осмотр


Не реже одного раза в 6 мес


По мере необходимости

Не реже одного раза в 1 год


По графику, утвержденному главным инженером предприятия электрических сетей

По решению главного инженера

Осмотр производится ИТР предприятия электрических сетей


4. Внеочередной осмотр


5.    Осмотр пролетов перехода ВЛ, на которых производился ремонт

6.    Верховой осмотр


Во время ледохода, разлива, после пляски проводов (тросов), лесных и других пожаров и условий, отличных от нормальных

После каждого ремонта


Не реже одного раза в 3 года


7. Верховая проверка со снятием напряжения, с детальной проверкой подвесной и натяжной арматуры, с выемкой проводов и тросов из поддерживающих зажимов или роликовых подвесов


Не реже одного раза в 10 лет


При совпадении сроков верховых осмотров и верховых проверок они выполняются одновременно После 20 лет эксплуатации верховые проверки производятся 1 раз в 5 лет


8. Проверка состояния стеклянных изоляторов


Не реже одного раза в 6 мес


Проверка выполняется визуально во время осмотров


Продолжение табл. 1

Наименование работы


9.    Проверка состоянии проводов (тросов) и их соединений (кроме болтовых)

10.    Проверка состояния болтовых соединений проводов и тросов

11.    Проверка антикоррозийного покрытия опор

12.    Измерения сопротивления заземления опор с выборочным вскрытием отдельных элементов заземления

13.    Проверка расстояний от проводов до земли, до уровня воды, до пересекаемых объектов и сооружений

14.    Проверка противопожарного состояния трассы в зоне возможных пожаров

15.    Проверка состояния фундаментов опор и якорей

16.    Проверка состояния и подтяжка болтовых соединений и гаек анкерных болтов

17.    Ревизия системы све-тоограждения опор

18.    Плановые осмотры ТП

19.    Внеочередной осмотр ТП

20.    Измерение сопротивления заземляющего устройства ТП 10/0,4 кВ

Не реже одного раза в 5 лет

Не реже одного раза в 5 лет

Не реже одного раза в 3 года

Не реже одного раза в 12 лет, а также при обнаружении на опорах следов перекрытий или разрушений изоляторов электрической дугой

По мере необходимости

Ежегодно весной

Не реже одного раза в год

Один раз в первые два года эксплуатации. В дальнейшем по мере необходимости

По мере необходимости

Один раз в 6 мес

После отключения короткого замыкания на отходящей ВЛ или в ТП

Не реже одного раза в 10 лет

Проверка выполняется визуально во время осмотров

Проверка производится путем электрических измерений. При неудовлетворительных результатах производится ревизия болтового соединения Одновременно с верховым осмотром

Вскрытие грунта производится для осмотра элемен -тов заземлителя, находящегося в земле

После ремонта провода

При осмотрах

При периодических осмотрах

По графику, утвержденному главным инженером По графику, утвержденному главным инженером

Периодичность


Примечание



2.1.3.    Осмотр перехода может производиться пешком с использованием плавсредств (лодок, катеров), вертолетов и др.

Окончание табл, 1

Наименование работы

Периодичность

Примечание

21. Технический осмотр средств РЗА системы све-тоограждения и ТП

'

Производится МС РЗА в соответствии с местными условиями

22. Профилактический контроль средств РЗА

Один раз в 3 года

-

23. Профилактическое восстановление средств РЗА

Один раз в 3 года

2.1.2. Порядок осмотров перехода устанавливается в зависимости от местных условий и утверждается главным инженером предприятия электрических сетей.


2.1.4.    Для проверки крепления гирлянд, соединения изоляторов и арматуры, состояния провода, троса и верхней части опор производятся периодические верховые проверки и осмотры.

2.1.5.    Для регистрации обнаруженных дефектов рекомендуется применять фото- и киноаппаратуру, диктофоны и магнитофоны.

2.1.6.    Данные о дефектах, обнаруженные при осмотрах и проверках, вносятся в листки осмотра (приложение 1, форма N9 1), откуда переносятся в журнал неисправностей, где устанавливаются сроки и способы ликвидации дефектов, а после их устранения — дата устранения.

2.2. Наиболее характерные неисправности и дефекты на переходах ВЛ

2.2.1.    На трассе:

наличие отдельных деревьев, угрожающих падением на провода;

наличие лесной поросли под проводами высотой более 4 м;

перекрытия при прохождении под проводами переходного пролета судов и других плавсредств с габаритами, не обеспечивающими наименьшие расстояния до проводов, предусмотренные проектом;

повреждения при производстве без согласования с электрическими сетями строительных и земляных работ.

2.2.2.    На опорах и фундаментах:

наклон опор вдоль или поперек трассы линии сверх допустимых норм; разворот и перекос траверс;

коррозия деталей опор;

оседание или вспучивание грунта вокруг фундамента, оседание или выпирание фундамента;

подмыв, разрушение фундаментов переходных опор; трещины, сколы бетона и обнажение арматуры наземной части фундаментов;

неплотное прилегание пяты опоры к фундаменту, несоответствие диаметров гаек и анкерных болтов, отсутствие гаек и контргаек на анкерных болтах и болтах, соединяющих отдельные узлы;

наличие на опорах птичьих гнезд и других посторонних предметов;

отсутствие предупредительных плакатов, условных обозначений и нумерации опор.

2.2.3.    На проводах и тросах:

наличие набросов, оборванных и перегоревших проволок, следов перекрытия, вспучивание верхнего повива (фонари);

неправильная регулировка проводов и тросов, отклонение тяже-ния в них от проектного, различное тяжение в тросах;

разрушение защитных муфт и повреждение проводов и тросов под ними на промежуточных переходных опорах с роликовыми подвесами из-за повышенной вибрации проводов и тросов и колебаний опоры;

коррозия тросов;

отсутствие гасителей вибрации на проводах и тросах или их смещение от места установки в пролет.

2.2.4.    В креплениях и соединениях проводов и тросов: неисправность зажимов и соединителей; отсутствие болтов, шайб и гаек;

выход провода (троса) из зажима; неправильный монтаж зажимов;

повреждение проводов и тросов в местах выхода из натяжных зажимов и из лодочек поддерживающих зажимов.

2.2.5.    В изоляторах и арматуре:

механические повреждения шапок изоляторов и разрушенная стеклодеталь изолятора;

повреждение защитных муфт в роликовых подвесах; отклонение распорок от перпендикулярного к проводу положения;

расположение дистанционных распорок на расстояниях, отличных от проектных;

повреждение (перетирание) проводов под кулачками распорок; загрязнение изоляторов;

выползание стержня из шапки изолятора, наличие погнутых стержней изоляторов;

отсутствие замка в изоляторе; коррозия арматуры и шапки изолятора;

трещины в сцепной арматуре, отсутствие гаек и шплинтов, износ поверхности или деформация отдельных деталей арматуры;

повреждения и разрегулировка разрядных рогов, установленных на гирляндах изолирующей подвески тросов.

2.2.6.    В заземлениях опор:

неудовлетворительное, превышающее нормы, сопротивление заземления опор;

обрыв заземляющих проводников;

выступание над поверхностью земли лучей заземления;

разрушение заземлений коррозией;

отсутствие или слабая затяжка болта в месте присоединения заземлителя к опоре.

2.2.7.    В системе светоограждения и маркировке переходных опор:

разрушение маркировочного лакокрасочного покрытия; отсутствие свечения сигнальных огней (из-за перегорания ламп, повреждения кабеля или арматуры, нарушения контактов в местах подсоединения кабеля, повреждения трансформатора или системы автоматического управления светоограждением и пр.);

отсутствие или повреждение колпаков из красного стекла на светильниках.

2.3. Проверка состояния изоляторов

2.3.!. Проверка изоляторов производится в целях своевременной замены дефектных стеклянных изоляторов, выявленных внешним осмотром при обходах и верховых осмотрах и проверках. Отмечаются дефектные изоляторы, имеющие разрушение, загрязнение поверхности стеклодетали, наличие трещин на шапке изолятора.

2.3.2.    Дефектные изоляторы подлежат замене в плановом порядке.

2.3.3.    При выявлении массового количества дефектных изоляторов в лаборатории должны быть проведены типовые проверочные испытания в соответствии с ГОСТ 6490-83Е. При этом определяется качество изоляторов и возможность их дальнейшей эксплуатации.