Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

342 страницы

Купить НД 2-020101-040 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Положения настоящей части «Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов» применяются при техническом наблюдении за постройкой судов, подлежащих техническому наблюдению Регистра. Положения настоящей части могут применяться с учетом особенностей и отличий в процессах постройки судна, присущих стране, в которой Регистр осуществляет техническое наблюдение. Положения настоящей части могут применяться при техническом наблюдении за переоборудованием, модернизацией и ремонтом судов. Требования настоящей части относятся к техническому наблюдению за постройкой судов на предприятиях с установившимся производством.

 Скачать PDF

Настоящее издание Правил подготовлено на основе Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов (2012г.) с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания Правил. С вступлением в силу данных Правил теряют силу Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов издания 2012 года.

Дополнения:

Оглавление

Часть V. Техническое наблюдение за постройкой судов

1 Общие положения

2 Корпус

3 Устройства, оборудование и снабжение

4 Противопожарная защита

5 Механизмы

6 Валопроводы

7 Движители

8 Системы и трубопроводы

9 Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением

10 Электрическое оборудование

11 Холодильные установки

12 Оборудование автоматизации

13 Спасательные средства

14 Сигнальные средства

15 Радиооборудование

16 Навигационное оборудование

17 Устройства по предотвращению загрязнения с судов

18 Швартовные и ходовые испытания

19 Первоначальные освидетельствования судна в процессе его постройки и испытаний с целью оформления и выдачи на судно свидетельств, регламентируемых международными конвенциями Алфавитно-предметный указатель

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 27.06.2013

ПРАВИЛА

ТЕХНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОСТРОЙКОЙ СУДОВ И ИЗГОТОВЛЕНИЕМ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ СУДОВ

Том 3

Часть V

ТЕХНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОСТРОЙКОЙ СУДОВ

НД№ 2-020101-040

Санкт-Петербург

2013

Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу с 1 июля 2013 года.

Настоящее издание Правил подготовлено на основе Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов издания 2012 года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания Правил.

Правила изданы в трех томах, в которые включены следующие части:

Том 1: часть I «Общие положения по техническому наблюдению»;

Часть П «Техническая документация».

Том 2: часть Ш «Техническое наблюдение за изготовлением материалов»;

Часть IV «Техническое наблюдение за изготовлением изделий».

Том 3: часть V «Техническое наблюдение за постройкой судов».

С вступлением в силу данных Правил теряют силу Правила технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов издания 2012 года.

ISBN 978-5-89331-200-3

© Российский морской регистр судоходства, 2013


11


ку, флюсы и др.) должны сопровождаться документами, оговоренными в условиях контракта;

.2 соответствие данных, указанных в свидетельствах и других документах на материалы, требованиям правил и одобренной технической документации применительно к освидетельствуемой конструкции;

.3 соответствие данным свидетельства и/или сертификата поставщика;

.4 соответствие марок материалов требованиям чертежей.

2.2.6.3    Наружный осмотр.

Инспектор проверяет:

.1 соответствие конструкции объекта наблюдения чертежам и технической документации, форму, совмещение, сопряжение и соединение деталей, узлов и других элементов, качество выполнения обработки и другие конструктивные требования;

.2 выполнение требований правил, относящихся к объекту наблюдения;

.3 отсутствие видимых дефектов (в том числе деформаций, трещин и х п.) и отклонений, качество удаления временных монтажных деталей и приспособлений;

.4 соответствие типа соединений и конструктивных элементов сварных швов требованиям чертежей и таблицы сварки, отсутствие видимых недопустимых дефектов сварных швов.

2.2.6.4    Контроль размеров.

Проверяются следующие конструктивные размеры на соответствие указанным в чертежах:

.1 толщина деталей из листового материала;

.2 размеры деталей сварных и катаных балок, книц, ребер, элементов фундаментов, комингсов, шельфов ит. п.;

.3 расстояния между балками набора;

.4 отстояние сварных соединений от балок, концов книц;

.5 разнесение сварных швов;

.6 размеры вырезов, расстояния между ними, их отстояния от кромок деталей и от опор, радиусы скрушений;

.7 скосы балок, притупления, зазоры у торцов;

.8 величины разностенностей, смещений связей и деталей;

.9 прямолинейность связей; углы их присоединения к полотнам и балкам;

.10 величины местных деформаций (выпучин, вмятин, гофров, ребристости полотнища и иных построечных сварочных деформаций), которые должны находиться в допустимых пределах, указанных в технологической документации (см. приложения 1 и 2);

.11 размеры конструктивных элементов сварных швов (ширина шва, форма и высота усиления, катет шва, длина и шаг прерывистых швов);

.12 размеры конструктивных элементов заклепочных швов (ширина перекроя и полок угольника.

шаг заклепочного шва, расстояние между рядами заклепок и от оси заклепок до кромки листа (полки угольника), размеры элементов заклепок и др.).

Замеры должны представляться органом технического контроля верфи и по требованию инспектора могут быть проведены на месте в его присутствии.

2.2.6.5    Неразрушающий контроль сварных швов.

Используются методы неразрушающего контроля

сварных швов, допущенные Регистром к применению и освоенные верфью.

Инспектор должен убедиться в проведении органом технического контроля верфи неразрушающего контроля сварных швов. При этом проверяется следующее:

.1 наличие одобренной схемы контроля сварных швов;

.2 соответствие метода контроля допущенному Регистром для применения на данной верфи и объекте наблюдения;

.3 соответствие количества испытанных участков сварных швов и мест их расположения схеме контроля и указаниям инспектора с учетом дополнительных и контрольных участков;

.4 результаты контроля по документам органа технического контроля верфи.

По требованию инспектора предъявляются для проверки рентгено- и гамма-снимки, бюллетени ультразвукового и других признанных методов контроля; в отдельных случаях может быть потребовано вскрытие шва д ля уточнения характера дефекта

2.2.6.6    Испытания на непроницаемость.

Испытания проводятся согласно 2.12 и приложению 9.

2.2.7 По требованию инспектора верфь должна обеспечить производство замеров по проверочным и контрольным операциям, выполнение контрольных проверок вскрытием и методами неразрушающего контроля и лабораторных проверок, испытаний и анализов, а также технологических проб, необходимых для контроля качества металла и других материалов.

23 ДОКУМЕНТАЦИЯ

2.3.1    При осуществлении технического наблюдения инспектор Регистра руководствуется технической документацией согласно части I «Классификация» правил, перечисленных в 2.1.1, с учетом требований части II «Техническая документация» Правил и 2.2.6.1 настоящей части.

2.3.1.1    Комплект проектной документаций судна в постройке, одобренный Регистром, передается верфью в подразделение PC, а его копии — на участки по месту постройки корпуса.


Правит технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением 'материалов и изделий для судов

2.3.1.2    Рабочая конструкторская, а также технологическая документация, как правило, хранится и обрабатывается в соответствии с правилами ведения чертежного хозяйства на предприятии. Кроме рабочих конструкторских чертежей, предъявляемых по требованию инспектору, ему передаются:

.1 перечень чертежей по корпусной части;

.2 схема разбивки корпуса на секции и блоки с указанием типов конструктивных модулей, если таковые применяются;

.3 принципиальная технология сборки и сварки;

.4 таблица сварки;

.5 рабочий альбом типовых корпусных конструкций;

.6 перечень действующих при постройке корпуса технологических документов;

.7 описание основных технологических процессов;

.8 схема контроля сварных швов.

При модульной постройке судов на участок подразделения передается перечень и описание сборочных единиц с приложением их схем, а также чертежей несущих конструкций, подлежащих освидетельствованию согласно 2.2.3.1.

2.3.1.3    Типовые технологические процессы, регламентируемые Регистром, должны быть им одобрены.

Иные документы, относящиеся к технологическим процессам или затрагивающие объем и методы технического наблюдения Регистра, должны быть представлены подразделению на рассмотрение.

Документы, относящиеся к технологическим процессам и операциям, не подлежащим наблюдению Регистра, согласовываются. Однако, если будет обнаружено, что их применение может привести к нарушению требований правил, верфи должны быть предъявлены соответствующие требования.

В технологических процессах должны быть указаны операции технического контроля, на что инспектор должен обратить особое внимание.

2А ГОЛОВНОЕ СУДНО

2.4.1 Приступая к осуществлению технического наблюдения, инспектор должен тщательно изучить материалы технического проекта, основные технологические документы, рабочие чертежи и другую техническую документацию, относящуюся к постройке корпуса. Все возникшие при этом вопросы должны быть заблаговременно решены. Технологические и другие документы, подлежащие одобрению или согласованию, должны быть им рассмотрены.

Руководствуясь знанием и изучением конкретных производственных условий верфи и опытом наблюдения, инспектор должен оценить подготовленность верфи к постройке корпусов новой серии судов с

учетом их особенностей. При необходимости инспектор подготавливает требования к верфи и через подразделение (участок технического наблюдения) направляет их для исполнения.

Особое внимание следует уделить организации рассмотрения инспектором исправлений и изменений, вносимых в конструкторскую и технологическую документацию проектантом и верфью по опыту постройки головного судна.

2.4.2    Объем и содержание конструкторских и технологических документов по корпусу, представляемых на рассмотрение Регистру и используемых при техническом наблюдении, для головных судов являются такими же, как и для серийных. При необычной конструкции корпуса или отдельных его элементов, либо принципиально новой технологии или использовании новых материалов Регистр оставляет за собой право потребовать дополнительную документацию для обеспечения надлежащего технического наблюдения за постройкой корпуса головного судна.

2.4.3    Основные особенности технического наблюдения за постройкой корпуса головного судна.

2.4.3.1    Освидетельствования по перечню и периодические проверки на головном судне должны осуществляться в большем объеме, чем это практикуется при техническом наблюдении за постройкой корпусов серийных судов на данной верфи. При этом инспектор руководствуется проектно-технической документацией и непосредственно правилами, по которым судно проектировалось. Инспектор контролирует также выполнение конструкторских и технологических нормативов, не регламентированных указанными правилами, но влияющих на выполнение их требований.

2.4.3.2    Объем освидетельствований по корпусу головного судна принимается согласно табл. 2.23.

Осмотры и контрольные операции, осуществляемые при серийной постройке корпусов в процессе периодических проверок, на головном судне могут быть включены в перечень.

2.4.3.3    При модульной постройке проверяется конструктивное соответствие сборочных единиц условиям их использования при монтаже конструктивных модулей и корпуса в целом; объем контроля дополнительных работ, выполняемых на модульных конструкциях при стапельной сборке корпуса (установка дополнительных связей, деталей насыщения, вырезка отверстий и т. п.) и возможное влияние несущих конструкций, не являющихся корпусными, на работоспособность и доступность для освидетельствования основных элементов корпуса.

Инспектор определяет степень выборочное™ и характер выборок, необходимых при осуществлении технического наблюдения за изготовлением сборочных единиц в цехах и при монтаже корпусов судов на стапеле.


13


2.4.3.4    Проверяется выполнение конструктивных требований правил на изготовленных конструкциях для выявления нарушений и отступлений, возникающих при постройке, или ошибок в проектнотехнической документации независимо от факта ее одобрения.

По опыту технического наблюдения за постройкой головного судна перечень эквивалентных замен (см. 3.12 части П «Техническая документация» Правил) должен быть откорректирован.

2.4.3.5    По результатам технического наблюдения при необходимости предъявляются требования по корректировке проектно-технической документации по корпусу. Изменения рабочей документации проводятся в согласованном с Регистром порядке.

2.4.3.6    Контролируется освоение верфью новых для нее конструкций и технологии, а также состояние системы технического контроля верфи с учетом конструктивных особенностей объектов технического наблюдения.

2.4.3.7    При швартовных и ходовых испытаниях должны быть проведены измерения общеходовой и местной вибрации корпуса по программе, одобренной подразделением (см. разд. 18).

2.4.3.8    Перечень объектов технического наблюдения на суда серии корректируется по опыту постройки головного судна.

2.5 КОНТРОЛЬ ПРИМЕНЯЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ

2.5.1    Контролю Регистра подлежит правильность применения материалов корпуса, указанных в разделе «Материалы» Номенклатуры PC в соответствии с одобренным техническим проектом судна

Материалы, применяемые в корпусных конструкциях, должны быть изготовлены под наблюдением Регистра и должны отвечать требованиям части XIII «Материалы» Правил классификации и постройки морских судов.

2.5.2    Подразделению должен быть представлен документ о порядке учета, хранения и использования материалов, принятый на верфи. Этот порядок должен обеспечивать возможность предъявления инспектору свидетельства на металл, из которого изготавливаются детали корпуса на любой стадии его постройки.

Должна быть обеспечена четкая система контроля поступающего на верфь металла, маркировка деталей, в том числе и при использовании металла, не имеющего полистной маркировки при изготовлении. При автоматической машинной маркировке может быть применена система шифров или другие методы.

2.5.3    При освидетельствовании по перечню инспектор проверяет материалы, примененные на

конкретном объекте технического наблюдения, руководствуясь положениями 2.2.6.2.

2.5.4    Соответствие материалов требованиям чертежей и стандартов должно подтверждаться органом технического контроля верфи.

2.5.5    При проведении периодических проверок инспектор проверяет выполнение принятого порядка учета, хранения и использования материалов (см. 2.5.2).

2.5.6    При освидетельствовании по перечню и выполнении периодических проверок инспектор должен убедиться в отсутствии дефектов металла: трещин, расслоений, раковин, пузырей, плен, рванин, вкатанной окалины и др. Для выявления внутренних пороков в обоснованных случаях инспектор может потребовать проверки металла методами неразрушающего контроля или иными методами.

2.5.7    При невозможности идентифицировать материал и обнаружении дефектов, обнаружении несоответствия материала требованиям чертежа, правил и признанных стандартов, отсутствия или недостаточности документов на материал и т. п. инспектор должен не допускать его применения для данной конструкции или допустить исправление дефектов по согласованной технологии и потребовать дополнительных контрольных испытаний и анализов, а также изменения порядка контроля материалов на верфи.

В особых случаях Регистр может потребовать введения входного контроля материала.

Отбор образцов и их контрольные испытания должны проводиться согласно части ХП1 «Материалы» Правил классификации и постройки морских судов.

2.5.8    Перед спуском судна на воду верфь должна передать подразделению ведомость примененных материалов, выполненную по форме, согласованной с подразделением. Орган технического контроля верфи должен подтвердить применение металла в соответствии с проектом.

2.6 ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА

2.6.1    Контролю подлежит принятая на верфи технология обработки металла в части, определяющей качество корпусных конструкций. Инспектор должен убедиться, что методы и результаты обработки металла не могут вызвать ослабления или недопустимых дефектов конструкции.

2.6.2    При периодических проверках инспектор контролирует операции правки проката, его очистки, разметки, маркировки, механической обработки, тепловой резки, правки деталей и гибки. При этом инспектор руководствуется указаниями приложения 3.


2.7 ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛИТЫХ И КОВАНЫХ ДЕТАЛЕЙ КОРПУСА

2.7.1    Техническому наблюдению подлежат штевни, брусковые кили, мортиры и кронштейны гребных валов, дейдвудные трубы и втулки, клюзы якорные, швартовные и буксирные или их части, изготавливаемые из отливок и поковок1.

2.7.2    Отливки и поковки должны быть изготовлены согласно требованиям части XIII «Материалы» Правил классификации и постройки морских судов, а также одобренной технической документации.

2.7.3    Для освидетельствования по перечню изделия должны предъявляться инспектору подготовленными к монтажу в составе корпусной конструкции. Если изделие состоит из частей, соединение их в единое целое должно производиться до приварки к корпусным конструкциям. При невозможности выполнения этого изделия больших размеров изделие может изготавливаться по частям, а размер каждой части должен обеспечить формирование укрупненной секции или блока.

2.7.3.1    Если перечнем предусмотрено, инспектору должен быть предъявлен к освидетельствованию состоящий из частей пробный монтаж объекта наблюдения на проверочной плите, где проверяется центровка, сопряжение и пригонка элементов конструкции и др.

2.7.3.2    При освидетельствовании проводится:

.1 проверка документации согласно 2.2.6.1; кроме того, проверяются документы об испытаниях гидравлических и бросанием, а также термической обработке после сварки, если они предусмотрены;

.2 контроль материала согласно 2.2.62; кроме того, проверяются результаты испытаний механических свойств металла после термической обработки, если она выполнялась;

.3 наружный осмотр согласно 2.2.6.3; при этом следует убедиться в отсутствии видимых дефектов отливок и поковок;

.4 контроль размеров, при котором проверяется соответствие прочных размеров чертежам, выполнение требуемых допусков по местам присоединения к корпусным конструкциям, качество сварных и клепаных соединений согласно 2.2.6.4.11 и 2.2.6.4.12;

.5 неразрушающий контроль сварных швов согласно 22.6.5; если предусмотрено технической документацией или по специальному требованию, проводится такой контроль отливок и поковок;

.6 испытания на герметичность, если предусмотрено чертежом.

2.7.4    При выполнении периодических проверок инспектор должен убедиться в следующем:

.1 отливки и поковки имеют свидетельства и предварительные клейма Регистра;

.2 маркировка и клейма надлежащим образом сохраняются или переносятся;

.3 основные технологические процессы (сварка, термическая обработка, клепка и др.) выполняются в соответствии с согласованной технической документацией;

.4 отбор образцов для испытаний механических свойств проводится согласно части ХП1 «Материалы» Правил классификации и постройки морских судов;

.5 исправление пороков, вскрытых при обработке, производится по одобренной Регистром технологии.

2.8 ИЗГОТОВЛЕНИЕ УЗЛОВ И СЕКЦИЙ

2.8.1    Техническому наблюдению Регистра подлежит изготовление полотнищ, балок набора, в том числе рамного, плоскостных и объемных секцийи отдельных узлов, образующих корпусные конструкции основного корпуса, надстроек и рубок.

2.8.2    Если узлы и секции изготавливаются как изделия по кооперации, а также когда признано необходимым осуществлять их освидетельствование перед монтажом блоков или корпуса на стапеле, они должны быть предъявлены инспектору согласно перечню.

Необходимость такого освидетельствования определяется подразделением с учетом особенностей конструкции и технологии, качества изготовления, степени укрупнения секций и др.

2.8.3    При постройке корпусов серийных судов подразделением может быть признано достаточным ограничиться периодическими осмотрами законченных секций и отдельных узлов без предъявления их инспектору для освидетельствования по перечню. Решение о достаточности периодических осмотров законченных секций и узлов без предъявления их по перечню должно оформляться в письменном виде, утверждаться руководством подразделения PC, ведущего техническое наблюдение за постройкой, и содержать подробное техническое обоснование для принятия такого решения, в том числе ссылки на документы, подтверждающие положительный опыт технического наблюдения за постройкой предыдущих судов. В этом случае их освидетельствование должно проводиться на следующих стадиях постройки корпуса: в составе блоков секций, частей корпуса на предстапельных позициях или в составе корпуса на стапеле.


15


2.8.4    Освидетельствование секций по перечню.

2.8.4.1    Секции, подлежащие освидетельствованию, предъявляются в виде, пригодном для дальнейшего монтажа в блоки на предстательных площадках или на позициях, или непосредственно на стапельном месте. Если укрупнение секций или монтаж блоков секций осуществляется в цехе до подачи на стапельные (предстательные) места, инспектору должны предъявляться укрупненные секции и блоки секций, наблюдение за изготовлением которых осуществляется аналогично наблюдению за секциями. Если цехи верфи изготавливают блоки судна, инспектору предъявляются блоки секций3 с установленным корпусным насыщением, но без иного насыщения, которое может затруднить освидетельствование корпусных конструкций и исправление выявленных дефектов. Одновременно с секциями предъявляются относящиеся к ним забойные узлы и детали.

Иной порядок предъявления должен быть представлен верфью на одобрение подразделению с надлежащим обоснованием.

2.8.4.2    Если при изготовлении секций (блоков, модулей) с целью их унификации не устанавливаются или не выполняются требуемые чертежами отдельные элементы конструкции корпуса, детали корпусного насыщения, вырезы или иное, то это должно быть четко отражено в технологической документации, согласованной с инспектором. Там же указывается, на какой стадии постройки корпуса надлежит выполнить требуемое.

Изложенное обстоятельство должно отмечаться в документе на изготовленную секцию или иным принятым способом с таким расчетом, чтобы орган технического контроля верфи своевременно предъявил, а инспектор проверил выполнение незавершенных работ.

2.8.4.3    Инспектор осуществляет проверку согласно требованиям 2.2, 2.10, 2.8.5.5, а также приложениям 4 и 9.

2.8.5    Периодические проверки.

2.8.5.1    Сборка узлов и секций.

2.8.5.1.1    Общие указания.

2.8.5.1.1.1    Выбор технологической схемы сборки и сварки корпусных конструкций, а также сборочносварочной оснастки является компетенцией верфи, которая должна учитывать соответствующие указания проектанта. Последовательность выполнения работ по сборке должна быть отражена в технологической документации.

Должна обеспечиваться требуемая точность сборки, и должны быть приняты меры к максимально возможному снижению остаточных напряжений в конструкции и получению минимальных сварочных деформаций.

2.8.5.1.1.2    Верфь должна, насколько это возможно и целесообразно, применять механизированные способы сборочно-сварочных работ. Применяемое оборудование, приспособления и оснастка должны обеспечить необходимую точность и качество сборки и сварки.

2.8.5.1.1.3    Технологические процессы по сборке и сварке узлов и конструкций корпуса на автоматизированных и полуавтоматизированных линиях, по назначенной обработке деталей корпуса и т. п. должны быть допущены Регистром. С этой целью на данной верфи должны быть проведены лабораторные и производственные испытания по одобренной программе.

При внедрении автоматизированных и полуавтоматизированных линий по сборке и сварке набора или секций в целом следует обеспечить высокую точность изготовления комплектующих деталей; соответствие усилий, развиваемых прижимами, размерами деталей во избежание недостаточного прижатия или чрезмерных напряжений; достаточное время прижатия, необходимое для остывания сварных швов до температуры не более 500 °С и др. При плазменной резке следует убедиться в отсутствии повышенного насыщения поверхности реза газами (азотом, водородом) во избежание ухудшения качества сварных швов. Должно быть обеспечено надлежащее качество поверхности реза по свободным кромкам.

2.8.5.1.2 Разделка кромок деталей под сварку.

Проверяется соответствие разделки требованиям чертежей и технических условий на сварку, в которых должны указываться конструктивные элементы кромок:

.1 визуально:

правильность формы кромок, подготовленных под сварку;

качество обработки кромок и поверхностей, прилегающих к ним: отсутствие трещин, расслоений, выхватов и т. п.;

совмещение поверхностей или смещение кромок деталей, а также плоскостей и углов в тавровых и угловых соединениях;

чистота свариваемых кромок и поверхностей: отсутствие загрязнений, ржавчины, краски, масла, влаги, окалины, а также защитных покрытий. Последние могут применяться, если доказано отсутствие вредного влияния покрытий на качество сварного шва и их применение допущено Регистром;

правильность расположения прихваток, их число и качество;

.2 измеряются углы и глубина разделки кромок, размер их притупления, положение вершины разделки,


зазор между деталями и между подкладной планкой и деталями. Исправление зазора между деталями производится по согласованию с инспектором.

2.8.5.1.3 Закрепление деталей при сборке.

2.8.5.1.3.1    Применение технологических планок, прихваток, гребенок, скоб, обухов, коротышей и т. п., временных деталей с приваркой их к корпусным конструкциям должно быть сведено к минимуму, а их приварка к кромкам поясков и бульбам балок набора не допускается.

2.8.5.1.3.2    Прихватки, как правило, следует располагать со стороны, противоположной той, с которой начинается сварка. Все некачественно выполненные и имеющие трещины прихватки подлежат обязательному удалению. Перед сваркой прихватки должны зачищаться от шлака.

Устанавливаемые при сборке эластичные крепления не должны препятствовать свободному укорочению сварных соединений в плоскости свариваемых листов, но должны противодействовать образованию угловых деформаций.

2.8.5.1.3.3    Прихватки, приварка эластичных креплений и временных креплений деталей, а также временных подкреплений для создания технологической жесткости, транспортных и кантовочных рымов, обухов, опор и т. п. должны выполняться электродами той же марки, что и сварка самих конструкций. Допускается применение электродов на одну категорию выше. Прихватки и приварка деталей временных креплений должны производиться при таких же условиях, что и сварка (см. 2.8.5.2.6). При выполнении прихваток и приварки временных деталей недопустимы трещины, прожоги и незаделанные кратеры; поры, подрезы и включения допускаются в ограниченных пределах, оговоренных правилами и одобренных нормативно-технической документацией для сварки.

2.8.5.1.3.4    Временные детали должны быть удалены на расчетной палубе (листах и продольном наборе, включая непрерывные продольные комингсы грузовых люков), дншце (листах и продольном наборе), бортах, ширстреке и скуловом поясе (листах и продольном наборе), переборках, ограничивающих цистерны, рамном наборе в танках, конструкциях, расположенных в районах интенсивной вибрации.

Удаление временных деталей может производиться на любой стадии постройки корпуса по усмотрению верфи. Образовавшиеся концентраторы (выхваты и другие повреждения основного металла, остатки металла швов и прихваток и др.) должны быть исправлены заваркой и зачисткой с плавным переходом к основному металлу; при этом возможны утолщения, не превышающие допусков на усиление стыковых сварных швов соответствующих конструкций.

На остальных конструкциях по согласованию с инспектором допускается оставлять временные

детали. При их удалении следует оставлять швы приварки высотой до 10 мм без зачистки, если последняя не оговаривается чертежом.

2.8.5.2 Сварка корпусных конструкций.

2.8.5.2.1    При сварке корпуса надлежит руководствоваться частью XIV «Сварка» Правил классификации и постройки морских судов.

Способы (виды) сварки корпуса должны быть допущены Регистром и освоены верфью. Технологические процессы сварки, применяемые на данной верфи, должны быть одобрены подразделением.

Инспектор должен убедиться, что сварка выполняется в соответствии с одобренным технологическим процессом. При этом нужно учитывать ограничительные условия, если они оговорены в технической документации по способу сварки и в технологическом процессе, в том числе по маркам материалов, толщинам, пространственному положению швов, направлению сварки, температуре наружного воздуха и т. п.

2.8.5.2.2    Сварка узлов и секций должна производиться после приемки органом технического контроля верфи сборки под сварку. Сварка должна выполняться согласно одобренной технической документации на сварку применительно к конкретной конструкции.

В отдельных случаях при изготовлении секций больших размеров может быть допущено параллельное ведение сборки и сварки секций. В этом случае должен быть разработан и одобрен подразделением технологический процесс с разбивкой секции на участки ведения работ и указанием последовательности выполнения сборочно-сварочных операций.

При сварке узлов и секций в первую очередь должны свариваться соединения, вызывающие максимальное укорочение конструкции. При наличии в конструкции стыковых и тавровых соединений в первую очередь должны свариваться стыковые соединения.

При замене полуавтоматической сварки ручной калибры и катеты швов должны быть сохранены. При замене ручной и полуавтоматической сварки на автоматическую однопроходные швы тавровых и угловых соединений без сквозного провара могут иметь расчетные катеты не менее 0,7 первоначального значения. Замена способа сварки должна быть согласована с инспектором.

2.8.5.2.3    Инспектором контролируются сварочные материалы.

Электроды, а также сочетания сварочной проволоки с флюсами или защитными газами для автоматической или полуавтоматической сварки должны быть допущены Регистром. Сварочные материалы должны иметь документы предприятия (изготовителя) причем документ на электроды и сварочную проволоку должен иметь отметку о техническом наблюдении Регистра.


17


Инспектор должен периодически контролировать соответствие защитных газов требованиям стандартов, их давление и расход у сварочных постов.

Качество сварочных материалов должно периодически проверяться верфью контрольной сваркой. Инспектору, по его требованию, верфь представляет документы о качестве сварочных материалов и их проверке.

Выдача материалов и подготовка их к использованию (очистка, просушка и др.) должны контролироваться органом технического контроля верфи.

2.8.5.2.4    При автоматической или полуавтоматической сварке стыковых швов контролируется наличие выводных планок, устанавливаемых по юнцам стыковых швов, или технологических припусков, а также выполнение других мероприятий, предотвращающих повреждение основного металла и шва.

2.8.5.2.5    Сварка должна выполняться сварщиками удостоверенной квалификации, допущенными для выполнения сварки соответствующих конструкций и проверенными согласно 1.3.2 части XIV «Сварка» Правил классификации и постройки морских судов и действующим стандартам. Воздушно-дуговая или газовая строжка корня шва должна выполняться лицами, прошедшими специальное обучение.

2.8.5.2.6    Инспектор должен контролировать соблюдение условий, при которых производится сварка. За ним сохраняется право потребовать от верфи дополнительного контроля качества сварки, выполняющейся при неблагоприятных условиях.

Сварку корпусных конструкций, как правило, следует производить в закрытых отапливаемых помещениях. Сварка на открытых площадках допускается при выполнении требований 2.1.4 части XIV «Сварка» Правил классификации и постройки морских судов. Для отдельных категорий стали и марок электродов при достаточном обосновании Регистром могут быть допущены иные условия сварки при низких температурах.

Воздушно-дуговая и газовая строжка корня шва, выплавка дефектных участков и их заварка (наплавка) должны производиться в условиях, при которых допущена сварка. При понижении температуры окружающего воздуха ниже допущенной сварка должна прекращаться после заполнения разделки кромок с одной стороны соединения и выполнения подварочного шва с другой.

2.8.5.2.7    При выполнении проверок инспектор должен убедиться в отсутствии трещин в шве и околошовной зоне, незаверенных кратеров, протеков металла, незаполнений разделки металлом, шлаковых включений на поверхности шва, свищей, раковин, а также в том, что западания между валиками, седловины, бугристость и чешуйчатость, подрезы, неплавность шва перехода к основному металлу,

поры, смещения и геометрические параметры швов находятся в пределах, допустимых одобренными стандартами и технической документацией.

Если дефекты носят систематический характер, инспектор должен потребовать от верфи устранения причин, их вызывающих, и разработки мероприятий по их устранению.

2.8.5.3    Правка корпусных конструкций.

2.8.5.3.1    Правка корпусных конструкций должна производиться, если общие и местные деформации, возникающие в процессе изготовления, превышают допустимые величины, определенные требованиями технической документации и указанные в приложениях 1 и 2.

Если деформации превышают допустимые, верфь должна выявить причины их образования и принять меры для их предотвращения, представив в подразделение на рассмотрение пред лагаемые мероприятия.

Устранение общих и местных деформаций корпусных конструкций методом правки допускается в тех случаях, когда величина деформаций не превышает пяти значений допуска. При больших величинах деформаций методы исправления конструкции устанавливаются верфью и проектантом по согласованию с Регистром в каждом конкретном случае.

2.8.5.3.2    Методы правки конструкций устанавливаются верфью и согласовываются с подразделением. Правка должна выполняться в соответствии с одобренной технической документацией.

Правка должна производиться до испытания конструкции на непроницаемость. Контролируя состояние конструкции после правки, инспектор убеждается в отсутствии трещин, изломов, вмятин, выбоин, кратеров и оплавления поверхности металла.

По требованию инспектора должны быть проведены контрольные испытания механических свойств материала, подвергшегося правке, а также неразрушающий контроль сварных швов и основного металла

2.8.5.4    Клепка

2.8.5.4.1    При периодических проверках основное внимание следует обращать на подготовку соединяемых элементов под клепку и на процесс клепки.

2.8.5.4.2    Проверяется качество выполнения заклепочных отверстий, их диаметр, расстояние между центрами отверстий, рядами и расстояние от кромок, очистка, сборка под клепку и плотность подгонки прилегающих поверхностей, ширина перекроя, соответствие типа и диаметра заклепок указаниям чертежа Обращается внимание на нагрев стальных заклепок (по цвету каления), а также заклепок из алюминиевых сплавов, если Регистром разрешена клепка горячими заклепками. Проверяется выполнение мероприятия по изоляции одобренным способом склепываемых поверхностей из алюминиевых сплавов. При клепке стальных конструкций по согласованию с инспектором допускается ограни-


ченное число прокладок, если обеспечить пригонку металла к металлу невозможно. В помещениях для перевозки нефтепродуктов прокладки должны быть на металлических сетках. В качестве заполнителей должны применяться составы, не растворяющиеся под воздействием перевозимого груза. Применение «шприцевания» недопустимо.

2.8.5.4.3 Инспектор должен убедиться в том, что клепка производится после окончания сварки, правки и резки. При необходимости сварные соединения могут выполняться после клепки при условии, что клепаный шов расположен на достаточном удалении от них. Барьерные клепаные пазы должны отстоять не ближе 500 мм от сварных швов. На таком же расстоянии от сварных стыков наружной обшивки или клепаных стрингерных угольников (планок) не должны устанавливаться заклепки стыков, пересекающих клепаные пазы. Недостающие заклепки должны клепаться после окончания сварки стыков. Приварка набора и других деталей не должна выполняться на расстоянии менее 250 мм от ближайших заклепок.

2.8.5.5 Испытания секций на непроницаемость.

Как правило, указанные испытания являются предварительными и проводятся верфью. Сварные швы в составе секции испытываются смачиванием керосином. В отдельных случаях испытания секций или конструкций (например, цистерн) могут быть зачтены как окончательные, что подлежит согласованию с инспектором.

Испытания на непроницаемость проводятся согласно 2.12 и приложению 9.

2.9 ЭЛЕМЕНТЫ СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

2.9.1 Инспектор проверяет:

.1 выполнение скругления углов вырезов;

.2 качество поверхности свободных кромок шир-сгречных листов, непрерывных комингсов грузовых люков, горизонтальных листов трапецеидальных коробок, гофрированных переборок, полосовых профилей, применяемых в качестве балок набора, вырезов (особенно вырезов грузовых люков) и т. п.;

.3 исполнение кничных соединений балок набора (соединения встык или внахлестку, наличие фланца или пояска кницы, приварка соединяемых балок друг к другу или ее отсутствие, приварка торцов балок к листам обшивки или настила, допустимый при этом зазор и др., соединение рамных балок);

.4 правильность среза «на ус» поясков и/или стенок балок набора в местах их окончания, а также концов свободных поясков или фланцев книц;

.5 отстояние стыков поясков книц, переходящих в стыки поясков балок набора, от концов книц; угол между поясками книц и балок;

.6 конструктивное выполнение соединений нижних концов шпангоутов со скуловыми кницами или флорами;

.7 расстояние между стыками стенки и пояска у сварных (из листового материала) балок набора;

.8 ширину бракет и ребер жесткости в местах их приварки к пояскам рамных балок;

.9 суммарную высоту вырезов, ослабляющих сечение балок (в том числе рамных связей) и их расположение по длине и высоте балок;

.10 достаточность расстояний от кромок вырезов во флорах и рамных связях до кромок вырезов для прохода балок набора; расположение отверстий в стенках балок;

.11 форму вырезов для прохода балок набора, узлы их крепления в местах прохода через проницаемые конструкции;

.12 скос кромок более толстого из стыкуемых листов;

.13 наличие отверстий для свободного доступа воздуха к воздушным трубам и перетекания жидкости в наборе цистерн (включая цистерны второго дна и танки нефтеналивных судов);

.14 наличие и правильность среза углов книц, стенок профилей и других проницаемых листовых конструкций в местах прохода сварных швов;

.15 расположение лазов в настиле второго дна, вертикальном киле, стрингерах и флорах с учетом их величины, местонахождения, размещения переборок, пиллерсов и т. п., а также обеспечения доступа ко всем конструкциям корпуса;

.16 правильность расположения, число и размеры вырезов в палубах, бортовой и днищевой обшивке, надстройках и рубках, скругление углов и, при необходимости, подкрепления вырезов;

.17 заделку временных технологических вырезов;

.18 наличие ребер жесткости и других деталей, служащих для предотвращения «жестких точек» в обшивке или настиле конструкций, у кромок поясков балок и концов книц в местах прохода или окончания балок (книц), а также в местах соединения обшивки надстроек и рубок с настилом нижележащих палуб.

Особое внимание обращается на районы интенсивной вибрации, а также на непроницаемые конструкции;

.19 непрерывность продольных связей, совпадение связей (в том числе разделенных листом);

.20 плавность изменения размеров и сечений профилей и толщин листов продольных связей, в том числе разделенных поперечными связями, конструктивное оформление их окончания, районы изменения системы набора или прочностных свойств стали;

.21 высоту и крепление карлингсов, вертикального киля и днищевых стрингеров в районах их окончания;


19


.22 закрепление концов продольных балок в местах их окончания на поперечных связях (особенно балок днища и настила второго дна, бортов и продольных переборок нефтеналивных судов, в районах интенсивной вибрации, а также подпалубных балок палуб, на которых перевозятся контейнеры, трейлеры, колесная техника, или палуб, ограничивающих цистерны);

.23 установку фундаментов и подкреплений под оборудование непосредственно на балки набора или наличие надежной связи с ними;

.24 постепенные плавные уменьшения высоты фальшбортов, скуловых килей, полос ватервейса и т. п. деталей в местах, где они прерываются или заканчиваются;

.25 крепление скуловых килей к наружной обшивке (промежуточные элементы, ослабленный шов, вырезы, горизонтальные планки по концам);

.26 выполнение подвижных соединений (у концов надстроек, по фальшбортам, переходным мостикам нефтеналивных судов и т. п.);

.27 расположение сварных швов в районах концентрации напряжений (в местах резкого изменения сечения связей, вырезов и т. п.);

.28 отсутствие скученности сварных швов, пересечения их под острым углом, близкого расположения параллельных швов;

.29 расположение стыков листов обшивки и настилов по отношению к переборкам и рамным связям, параллельным стыкам;

.30 обварку вокруг кромок книц и стенок профилей;

.31 наличие двусторонней сварки по концам балок набора;

.32 наличие двусторонней сварки и сварки с полным проваром и плавным переходом от сварного шва к поверхности детали в районах интенсивной вибрации, а также в нефте- и маслонепроницаемых конструкциях;

.33 наличие приварок с обратной стороны шва при односторонней непрерывной сварке тавровых соединений;

.34 усиление швов в местах соединения бимсов, продольных подпалубных балок, стоек переборок и других балок с поддерживающими их связями (карлингсами, рамными бимсами, шельфами и т. п.);

.35 отсутствие слоистого разрыва в местах, где под влиянием сварки могут возникнуть значительные напряжения в направлении толщины проката;

.36 другие элементы сварных конструкций; при этом должны учитываться особенности конструкции корпуса, качество сборочно-сварочных работ и др.

2.10 ИЗГОТОВЛЕНИЕ БЛОКОВ

2.10.1    Техническому наблюдению подлежит изготовление блоков4 на предстапельных площадках или на стапеле, в том числе на подвижных тележках.

К местам формирования блоков секции и отдельные узлы должны подаваться полностью законченными, принятыми органом технического контроля верфи и, если это предусмотрено перечнем, освидетельствованными Регистром.

Последовательность сборки и сварки конструкций в блоках определяется проектантом и верфью.

2.10.2    При техническом наблюдении за изготовлением блоков следует обращать основное внимание на сборочно-сварочные работы в районах межсекционных соединений, руководствуясь при этом указаниями 2.8.4 и 2.8.5, насколько они применимы в работе по монтажу блоков.

Если блоки входят в сборочные единицы при модульно-агрегатной постройке судна (зональный блок, блок-модуль), должна контролироваться правильность приварки к корпусу несущих конструкций.

2.10.3    К освидетельствованию по перечню блоки предъявляются в законченном виде, пригодном для непосредственного формирования корпуса на стапеле. Предъявление к освидетельствованию блоков судна, имеющих значительный объем насыщения трубопроводами, оборудованием и др., может производиться при достаточном доступе ко всем корпусным конструкциям, подлежащим освидетельствованию . При параллельном ведении корпусных и монтажных работ как исключение может быть допущено двухэтапное предъявление блоков, возможность и объем каждого этапа должны быть согласованы с инспектором и указаны в перечне.

Освидетельствование секций в составе блоков (см. 2.8.3) должно проводиться согласно 2.8.4. Секции, освидетельствованные при изготовлении (см. 2.8.2), должны иметь документы Регистра.

2.10.4    При выполнении периодических проверок инспектор должен убедиться в следующем:

.1 качество монтажа секций, входящих в блоки, обеспечивает непрерывность связей корпуса; стыкование продольных связей корпуса, обеспечивающих общую прочность, должно проверяться с особой тщательностью;

.2 забойные детали и узлы обеспечивают качественный монтаж межсекционных соединений;

.3 секции и забойные узлы и детали имеют достаточные припуски, в местах монтажных соеди-


нений имеются вырезы, позволяющие качественно выполнить стыковые и тавровые сварные швы;

.4 сварка монтажных соединений по наружной обшивке производится сначала с внутренней стороны, а затем, после удаления корня шва, с наружной стороны корпуса; иной порядок или специальные методы сварки должны получить одобрение Регистра;

.5 приняты меры для уменьшения местных сварочных деформаций обшивки и настилов (образования «домиков»).

2.11 ПОСТРОЙКА КОРПУСА НА СТАПЕЛЕ

2.11.1    Метод постройки и способ формирования корпусов судна на стапеле определяются проектантом. Однако, если применены метод и способ, не указанные в 2.1.5, или единичные, или неодобренные технологические процессы, они подлежат специальному рассмотрению Регистром. Может быть применен способ формирования корпуса частями на стапеле с последующим раздельным спуском и стыкованием их на плаву. В любом случае должны быть обеспечены минимальные построечные напряжения в корпусе и отсутствие деформаций, превышающих величины, установленные согласованными стандартами, технологической документацией и указаниями настоящего раздела.

2.11.2    Верфь должна представить подразделению описание технологического процесса формирования корпуса, перечень и схемы монтажных соединений, перечень помещений корпуса с указанием относящихся к ним секций (блоков), перечень помещений, подлежащих испытаниям на непроницаемость, с указанием вида испытаний, схему неразрушающего контроля по корпусу и другие технические материалы, относящиеся к постройке корпуса.

Верфь представляет инспектору акт о закладке судна5 с указанием места и времени закладки.

2.11.3    Секции и блоки должны подаваться на стапель полностью законченными, принятыми органом технического контроля верфи и в случаях, предусмотренных перечнем, освидетельствованными инспектором.

Допустимые отклонения формы и размеров на установку временных подкреплений и деталей, на величину припусков по монтажным кромкам определяются верфью, однако они должны обеспечить надлежащее качество стапельной сборки.

2.11.4 Освидетельствование корпуса по перечню.

2.11.4.1    К освидетельствованию предъявляются помещения (в том числе отсеки, цистерны и т. п.) корпуса согласно перечню и схеме помещений после полного окончания всех работ по сборке, сварке, клепке и правке, а также после установки всех деталей насыщения оборудования и х п., присоединяемых непосредственно к корпусным конструкциям. В пределах одного метра от освидетель-ствуемого помещения конструкции, примыкающие к нему, должны быть также окончательно сварены.

2.11.4.2    Освидетельствование включает в себя проверки всех конструкций корпуса в пределах помещения. Отдельные секции, узлы, а также блоки, входящие в состав помещений (см. 2.8.3), должны быть освидетельствованы согласно 2.8.4.

Если секции или блоки были освидетельствованы инспектором при их изготовлении согласно 2.8.2 или 2.10.3, достаточно убедиться в отсутствии повреждений и других нарушений.

Особенно тщательно должно быть проверено качество монтажных соединений, выполненных на стапеле.

2.11.4.3    Если по условиям производства детали насыщения устанавливаются не полностью, это должно быть указано в технологической документации, одобренной подразделением. Отдельные детали насыщения могут не устанавливаться по согласованию с инспектором, однако отсутствующие детали должны указываться в документе верфи (см. 13.3.3 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил). В своем заключении инспектор называет условия последующего контроля установки недостающих деталей насыщения.

2.11.4.4    После освидетельствования помещения инспектором какие-либо работы, связанные с тепловой резкой, рубкой, сваркой и клепкой, могут производиться только с ведома и согласия инспектора при условии, что они не окажут влияния на прочность или непроницаемость конструкции.

2.11.4.5    Проверка документации осуществляется согласно 2.2.6.1. Должны быть проверены документы на отдельные секции, узлы и блоки, освидетельствованные при изготовлении, проверочно-монтажные данные по установке форштевней и ахтерштевней, кронштейнов гребных валов (см. 2.11.4.7.5), фундаментов под главные механизмы (см. 2.11.4.7.6) и др.

2.11.4.6    Контроль материала осуществляется согласно 22.6.2 с учетом проверок, выполненных ранее при освидетельствовании объектов наблюдения по перечню.


Настоящее издание Правил, по сравнению с предыдущим изданием (2012 г.), содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОСТРОЙКОЙ СУДОВ И ИЗГОТОВЛЕНИЕМ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ СУДОВ

ЧАСТЬ V. ТЕХНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОСТРОЙКОЙ СУДОВ

1.    Глава 2.2: подпункт 2.2.6.1.1 дополнен пояснением требования к технической документации, необходимой для подтверждения закладки судна.

2.    Глава 2.15: в пункте 2.15.1.1 уточнена ссылка.

3.    Раздел 2: текст приложения 9 полностью заменен с учетом Унифицированного требования МАКО S14 (Rev.4 Aug 2012).

4.    Раздел 3: в пунктах 3.4.1,3.6.1,3.7.1,3.7.2,3.9.1,3.10.1,3.12.1,3.13.2,3.14.1 устранена опечатка (ссылка на пункт 3.2.4 заменена ссылкой на пункт 3.2.3).

5.    Глава 4.2: в пункте 4.2.2 термин «отступлений» заменен термином «эквивалентных замен».

6.    Глава 4.3: в пункте 4.3.9.1 уточнены требования к устройству системы углекислотного тушения.

7.    Глава 5.2: в пункте 5.2.12.4.3 уточнены требования к монтажу механизмов с использованием полимерных материалов.

8.    Раздел 5: в приложении в пунктах 1.1.2, 1.1.7 и табл.1.1 уточнены требования к режимам испытаний две на швартовных и ходовых испытаниях судна в соответствии с требованиями Унифицированного требования МАКО М51.

9.    Раздел 6: глава 6.6 и приложение к ней откорректированы по результатам НИР № РС-25/2009.

10.    Глава 8.2: дополнена пунктом 8.2.1.10 с требованием к уплотнительным материалам трубопроводов (с учетом результатов НИР № РС-13/2012).

11.    Глава 12.5: в пункте 12.5.2.1.1 исправлена опечатка.

12.    Глава 13.4: в пункте 13.4.5 уточнено требование к проверке надписей на спасательных жилетах.

13.    Глава 16.3: дополнена новыми пунктами 16.3.4.15 и 16.3.4.16 с учетом резолюций ИМО MSC.282(86), MSC. 128(75), стандарта МЭК 62616.

14.    Раздел 17: в пункты 17.4.11.1,17.4.14,17.6.10.2 и 17.7.2 внесены изменения, учитывающие поправки к Приложениям IV, V и VI к МАРПОЛ в соответствии с резолюциями ИМО МЕРС.115(51), МЕРС.201(62), МЕРС.203(62) и МЕРС.219(63).

15.    Глава 18.3: в пункт 18.3.2 внесено уточнение о форме документа, подтверждающего возможность выхода судна на ходовые испытания.

16.    Глава 19.1: в пункте 19.1.7 внесено изменение в текст примечания 2, учитывающее изменение Унифицированной интерпретации МАКО SC249 (Oct 2011, Corr.l Apr 2012, Rev.l Feb 2013);

пункт 19.1.10.1.3 дополнен примечанием, учитывающим Унифицированную интерпретацию МАКО SC256(June 2012)/MPC100(June 2012).

17.    Глава 19.9: в пунктах 19.9.1.1 и 19.9.3.1 после слов «(пр. 9.1.1» дополнена ссылка «или пр. 9.2.1».

18.    Глава 19.10: в пунктах 19.10.3.2, 19.10.3.3 и 19.10.3.4 уточнена ссылка.

19.    Раздел 19: введена новая глава 19.14 «Первоначальное освидетельствование для оформления Международного свидетельства об энергоэффективности судна (Конвенция МАРПОЛ-73/78)», учитывающая резолюции ИМО МЕРС.203(62), МЕРС.212(63), МЕРС.213(63) и МЕРС.214(63).

Номера существующих глав 19.14 и 19.15 заменены на 19.15 и 19.16 соответственно.

20.    Внесены изменения редакционного характера.

2.11.4.7 Наружный осмотр осуществляется согласно 2.2.6.3, при этом проверяется правильность выполнения элементов сварных конструкций согласно 2.9. Следует также убедиться в следующем:

.1 связи корпуса, в том числе разделенные между собой иными конструкциями, надлежащим образом совмещены, сварные соединения соответствуют требованиям;

.2 деформации обшивки и набора не превышают пределов согласно приложениям 1 и 2. Поверхность обшивки и набора в связи с рихтовкой, нагревом металла, удалением временных деталей и монтажных приспособлений не нарушена;

.3 детали насыщения установлены таким образом, чтобы не нарушались требования правил Регистра в отношении выполнения сварных конструкций и соединений и других требований. Для прокладки трубопроводов и кабелей использованы вырезы, предусмотренные в технической документации. Крепежные детали (шпильки, скобы, подвески, мосты, кнички) приварены не к наружной обшивке, а к балкам набора в местах наименьших напряжений. Например, крючья для рыбинсов, детали несущих конструкций при модульноагрегатной постройке не должны привариваться к обшивке, головкам бульбовых профилей и кромкам поясков балок. Перекройные соединения, во избежание создания очагов распирающей коррозии, должны тщательно обвариваться;

.4 свободные кромки ширстрека не имеют уступов по монтажным стыкам, зубцов, вырезов и т. п., они скруглены, и поверхность их ровная. К ним, как правило, не допускается приварка каких-либо деталей;

.5 форштевни, ахтерштевни и кронштейны гребных валов при установке были проверены по растяжке, диаметральной плоскости и на вертикальность; ахтерштевни и кронштейны, кроме того, выверены относительно оси вала, а рудерпост — на вертикальность осей штырей. Данные о проверке представляются инспектору. Если расточка яблока ахтерштевня и кронштейнов производится на стапеле, то у них и в петлях рудерпоста не должны быть уменьшены прочные размеры; должны быть выдержаны зазоры между ахтерштевнями (или насадкой) и лопастями винта.

Должно быть обеспечено совпадение поперечных ребер (бракет) и продольных жесткостей литых изделий с набором корпуса. При необходимости может быть допущено их смещение или вварка новых элементов для обеспечения перевязки связей. Эти изменения и технология сварки по литью должны быть согласованы с инспектором;

.6 фундаменты под главные механизмы могут быть по согласованию с инспектором предъявлены отдельно от машинного помещения, однако сборочно-сварочные работы в районе фундаментов

должны быть закончены, и проверена установка фундаментов, о чем представляются данные инспектору. Должно быть обеспечено совпадение фундаментных балок с днищевыми стрингерами, поперечных бракет — с флорами.

Пояски (фланцы) бракет и книц не должны привариваться к пояскам продольных фундаментных балок. Сварные соединения в предусмотренных частью II «Корпус» Правил классификации и постройки морских судов случаях должны иметь сплошные двусторонние швы с полным проваром. Допустимые отклонения размеров фундаментов приведены в приложении 7;

.7 фальшборты установлены с выполнением конструктивных мероприятий, обеспечивающих на судах длиной 80 м и более исключение их из общего продольного изгиба корпуса. Элементы фальшборта, как правило, не должны привариваться к ширстреку, а фланцы (пояски) стоек — к настилу палубы. Стойки должны располагаться строго в плоскости бимсов, в них должны быть отверстия для протока воды к шпигатам, под нижними концами стоек не должно быть вырезов в бимсах и зазоров над торцами шпангоутов.

Выполнены скользящие и другие податливые соединения, предусмотренные чертежами, в том числе сминающиеся элементы под стойками у судов, швартующихся в море;

.8 у концов средней надстройки и у удлиненных бака и юта поясья бортовой обшивки, продолженные за надстройку, плавно (по кривой) сведены к ширстреку с удалением притупления. Полоса, подкрепляющая свободную кромку, установлена на расстоянии 50 мм от кромки и срезана «на ус» у нижнего конца. Свободные кромки листа и полосы гладкие, без надрезов, выхватов и уступов. В выступающем листе, как правило, отсутствуют вырезы. Исключение может быть сделано, например, для вварки швартовного клюза. Подобным или иным одобренным способом (например, с применением податливых соединений) выполнены обносы рубок в средней части корпуса, соединяемые с ширстреком;

.9 конструкция углов вырезов грузовых люков и машинно-котельных шахт выполнена надлежащим образом: углы скруглены и в случаях, предусмотренных частью II «Корпус» Правил классификации и постройки морских судов, подкреплены вварными листами или другими способами; палубный настил, заканчивающийся у комингса грузового люка (или шахты машинного помещения), приварен к нему с полным проваром, а если он прорезает комингс, свободные кромки настила внутри люков являются гладкими, и к ним не приварены какие-либо детали; кница, которой заканчивается продольный комингс, не совмещена


СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ V. ТЕХНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОСТРОЙКОЙ СУДОВ

1    Общие положения............ 8

2    Корпус.................. 8

2.1    Общие положения............. 8

2.2    Техническое наблюдение Регистра..... 9

2.3    Документация...............11

2.4    Головное судно............. 12

2.5    Контроль применяемых материалов ...    13

2.6    Обработка металла........... 13

2.7    Изготовление литых и кованых деталей

корпуса................. 14

2.8    Изготовление узлов и секций...... 14

2.9    Элементы сварных конструкций..... 18

2.10    Изготовление блоков.......... 19

2.11    Постройка корпуса на стапеле...... 20

2.12    Испытания корпуса на непроницаемость    23

2.13    Готовность корпуса к спуску на воду .    .    23

2.14    Достройка корпуса........... 25

2.15    Защита корпуса от коррозии, покрытия    .    26

2.16    Твердый балласт............. 28

2.17    Опыт кренования и взвешивания ....    28

2.18    Грузовая марка............. 28

2.19    Корпуса железобетонных судов..... 29

2.20    Определение маневренных характеристик

судов.................. 35

Приложение 1. Допустимые величины стрелок прогиба, бухтин, ребристости (гофрировки), вмятин и «домиков» на листах полотнищ

корпусных конструкций......... 36

Приложение 2. Допустимые величины стрелок прогиба и перекоса набора

корпуса................. 36

Приложение 3. Обработка металла (основные положения по контролю) ....    37

Приложение 4. Допустимые отклонения

при сборке корпуса судна........ 39

Приложение 5. Контроль монтажа корпуса

на стапеле................ 39

Приложение 6. Контроль вырезки отверстий и вварки деталей, узлов и конструкций

в замкнутый контур........... 41

Приложение 7. Допустимые отклонения

от размеров фундаментов........ 42

Приложение 8. Контроль монтажных стыков при постройке корпуса по частям с последующим раздельным спуском .    .    42

Приложение 9. Методы испытаний

сгорания мощностью 55 кВт и более . .    100


водонепроницаемости корпуса...... 43

Приложение 10. Допустимые отклоне-. ния, мм, от размеров корпуса в зависимости от длины судна.........49

Приложение 11. Инструктивные указания

по кренованию судов...........49

Приложение 12. Инструктивные указания

по взвешиванию судов..........67

Приложение 13. Допустимые отклонения при изготовлении и монтаже секций

железобетонных корпусов судов.....69

Приложение 14. Нормы испытаний железобетонных судов и плавсредств на

непроницаемость.............71

Приложение 15. Окончательный инспекционный отчет №_о    подготовке

поверхности к нанесению защитного

покрытия.................73

Приложение 16. Лист согласования

окрасочных работ.............75

3    Устройства, оборудование и снабжение .    77

3.1    Общие положения............77

3.2    Техническое наблюдение Регистра    ....    77

3.3    Документация..............79

3.4    Рулевые устройства............79

3.5    Якорные устройства...........82

3.6    Швартовные устройства.........83

3.7    Буксирные устройства..........84

3.8    Сигнальные мачты............85

3.9    Закрытия отверстий в корпусе,

надстройках и рубках...........85

3.10    Оборудование помещений........85

3.11    Оборудование для крепления

палубного лесного груза.........89

3.12    Тросы стальные, растительные

и синтетические судовые всех назначений    89

3.13    Аварийное снабжение...........89

3.14    Подъемное устройство судовых барж.    . .    89

4    Противопожарная защита........90

4.1    Общие положения............90

4.2    Конструктивная защита..........91

4.3    Системы пожаротушения.........91

4.4    Противопожарное снабжение, запасные части

и инструмент...............95

5    Механизмы...............96

5.1    Общие положения............96

5.2    Общие положения по техническому

наблюдению за монтажом механизмов    . .    96

5.3    Главные двигатели внутреннего сгорания и вспомогательные двигатели внутреннего


5.4    Вспомогательные двигатели внутреннего сгорания мощностью менее 55 кВт . . . 101

5.5    Главные паровые турбины и турбины

электрогенераторов...........102

5.6    Вспомогательные паровые турбины . . . 103

5.7    Газотурбинные двигатели и газовые

турбины для привода электрогенераторов .................103

5.8    Передачи и разобщительные муфты

главных механизмов...........103

5.9    Передачи вспомогательных

механизмов...............103

5.10    Вспомогательные механизмы......104

5.11    Палубные механизмы..........104

5.12    Телеграфы механические........105

5.13    Вентиляторы машинных и других

помещений...............105

5.14    Моторы и насосы гидросистем.....105

5.15    Швартовные испытания.........105

5.16    Ходовые испытания...........110

5.17    Ревизия механизмов и контрольные

испытания................ 110

5


6 Валопроводы.............. 112

6.1    Общие положения............112

6.2    Техническая документация.......113

6.3    Монтаж дейдвудных устройств.....114

6.4    Монтаж и центровка валопроводов ... 115

6.5    Швартовные и ходовые испытания ... 118

6.6    Расчеты и измерения крутильных колебаний

валопроводов судовых пропульсивных установок и агрегатов..........118

Приложение 5. Методические указания по измерению сопротивления изоляции электрического оборудования при

Приложение. Длительность испытаний главных и вспомогательных механизмов на швартовных и ходовых испытаниях .    111

Приложение. Инструкция по оформлению материалов по крутильным колебаниям валопроводов судовых пропульсивных установок и агрегатов..........121

7    Движители............... 126

7.1    Общие положения............ 126

7.2    Техническая документация.......127

7.3    Гребные винты фиксированного шага . . 127

7.4    Гребные винты регулируемого шага и

обслуживающие их системы.......128

7.5    Крыльчатые движители.........128

7.6    Движительные колонки.........128

7.7    Швартовные испытания движителей. . . 128

Приложение 10. Продолжительность проверок и испытаний электрического оборудования при швартовных и ходовых испыта

7.8    Ходовые испытания движителей.....129

8    Системы и трубопроводы.......130

8.1    Общие положения............ 130

8.2    Техническое наблюдение за монтажом

систем и трубопроводов.........131

8.3    Освидетельствование систем

и трубопроводов в процессе швартовных и ходовых испытаний..........138

Приложение. Методические указания по

монтажу гибких соединений...... 142

9    Котлы, теплообменные аппараты

и сосуды под давлением........ 144

9.1    Общие положения........... 144

9.2    Монтаж................. 144

9.3    Внутреннее освидетельствование ....    145

9.4    Гидравлические испытания....... 145

9.5    Паровая проба котла.......... 145

9.6    Швартовные и ходовые испытания

котельных установок.......... 146

9.7    Проверка в действии теплообменных

аппаратов и сосудов под давлением. . .    151

9.8    Оформление документации....... 151

10    Электрическое оборудование..... 152

10.1    Общие положения........... 152

10.2    Техническая документация....... 153

10.3    Освидетельствование электрического

оборудования при монтаже....... 153

10.4 Швартовные и ходовые испытания . . .    154

Приложение 1. Примерный перечень хозяйственного и бытового оборудования................. 159

Приложение 2. Обобщенная таблица минимальных расстояний от электрического оборудования до корпусных конструкций и

соседнего оборудования......... 159

Приложение 3. Методические указания по осмотру электрического оборудования при

постройке судна............ 160

Приложение 4. Методические указания по способам проверки герметизации кабельных проходов и трубопроводов....... 167

постройке судна............ 167

Приложение 6. Методические указания по проведению швартовных испытаний

электрического оборудования...... 169

Приложение 7. Методические указания по проверке качества коммутации электрических

машин................. 185

Приложение 8. Сведения для проверок и испытаний электрического оборудования

судна.................. 186

Приложение 9. Испытание электрической

прочности изоляции.......... 189

ниях судна............... 189

11    Холодильные установки........ 191

11.1    Общие положения........... 191

11.2    Освидетельствование при монтаже ...    193

11.3    Испытания СХУ в действии....... 194


Приложение 1. Условия проведения испытаний классифицируемых СХУ.....196

мостике и вблизи него......... 241

Приложение 4. Рекомендации по установке судовой аппаратуры автоматической идентификационной системы...... 243

Приложение 5. Руководство по установке судового радиолокационного оборудования.............. 248

17    Устройства по предотвращению

загрязнения с судов.......... 251

17.1    Общие положения........... 251

17.2    Техническая документация....... 251

17.3    Техническое наблюдение Регистра ...    251

17.4    Монтаж................. 253

17.5    Гидравлические испытания....... 258

17.6    Проверка в действии.......... 259

17.7    Оформление документации....... 263

18    Швартовные и ходовые испытания. .    264

18.1    Общие положения........... 264

18.2    Швартовные испытания......... 266

18.3    Ходовые испытания........... 267

18.4    Ревизия и контрольный выход..... 268

Приложение 2. Измерение параметров

классифицируемых СХУ........197

Приложение 3. Испытания классифицируемых СХУ с использованием имитационных средств.............. 198

12    Оборудование автоматизации.....201

12.1    Общие положения............201

12.2    Техническая документация.......201

12.3    Освидетельствование в период монтажа. 202

12.4    Освидетельствование в период швартовных

и ходовых испытаний..........202

12.5    Дополнительные указания по испытанию

отдельных систем и устройств автоматизации..............204

12.6    Выдаваемые документы.........210

13    Спасательные средства........210

13.1    Общие положения............210

13.2    Спусковые устройства спасательных/ /дежурных/скоросгных дежурных шлюпок

и плотов.................210

13.3    Спасательные шлюпки и плоты.....212

13.4    Спасательные круги и жилеты......214

13.5    Гидротермокостюмы и индивидуальные

теплозащитные средства.........215

13.6    Линеметательное устройство......215

13.7    Предметы снабжения спасательных

шлюпок.................215

14    Сигнальные средства.........216

14.1    Общие положения............216

14.2 Техническое наблюдение за сигнальными

средствами в период постройки судов . . 216 Приложение 1. Проверка установки

сигнальных средств на судах......217

Приложение 2. Освидетельствование

сигнальных средств в период швартовных и ходовых испытаний судов.......220

15    Радиооборудование...........221

15.1    Общие положения............221

15.2    Техническая документация.......222

15.3    Освидетельствование при установке и

электрическом монтаже.........222

15.4    Освидетельствование в период швартовных

и ходовых испытаний..........223

16    Навигационное оборудование.....231

16.1    Общие положения............231

16.2    Техническая документация и монтаж . . 231

16.3    Освидетельствование в период швартовных

и ходовых испытаний..........232

(Конвенция СОЛАС-74)......... 298

19.5 Первоначальное освидетельствование

для оформления Свидетельства о безопасности пассажирского судна (Конвенция СОЛАС-74)......... 301

Приложение 1. Рекомендации по установке

магнитных компасов...........240

Приложение 2. Рекомендации по определению «безопасного расстояния» для магнитного компаса...........241

Приложение 3. Размещение электрического и электронного оборудования на ходовом

18.5    Особенности технического наблюдения

за испытаниями головных судов ....    268

18.6    Испытания судовых механизмов

и оборудования с использованием имитационных методов и средств. . . .    269

18.7    Измерение вибрации на морских судах .    278

Приложение. Технические требования

к выполнению измерений вибрации

на морских судах............ 279

19    Первоначальные освидетельствования

судна в процессе его постройки и испытаний с целью оформления и выдачи на судно свидетельств, регламентируемых международными конвенциями и кодексами.............. 284

19.1    Общие положения........... 284

19.2    Первоначальное освидетельствование для

оформления Свидетельства о безопасности грузового судна по оборудованию и снабжению (Конвенция CQJIAC-74)...... 286

19.3    Первоначальное освидетельствование

для оформления Свидетельства о безопасности

грузового судна по конструкции

(Конвенция СОЛАС-74)......... 292

19.4    Первоначальное освидетельствование для оформления Свидетельства

о безопасности грузового судна по радиооборудованию


7


19.6    Первоначальное освидетельствование для

оформления Международного свидетельства о грузовой марке или Международного свидетельства об изъятии для грузовой марки (Конвенция МК-66)........314

19.7    Первоначальное освидетельствование для оформления Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью с Дополнением А

или В (Конвенция МАРПОЛ-73/78) ... 315

19.8    Первоначальное освидетельствование для оформления Международного свидетельства о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом (Конвенция МАРПОЛ-73/78). . 319

19.9    Первоначальное освидетельствование для оформления Международного свидетельства о предотвращении загрязнения сточными водами

(Конвенция МАРПОЛ-73/78)...... 320

19.10    Первоначальное освидетельствование

д ля подтверждения выполнения требований предотвращения загрязнения мусором (Конвенция МАРПОЛ-73/78)...... 320

19.11    Первоначальное освидетельствование для оформления Международного свидетельства о годности судна к перевозке опасных химических грузов наливом

(Кодекс МКХ-83)............ 321

19.12    Первоначальное освидетельствование для оформления Международного свидетельства о годности судна

323

к перевозке сжиженных газов наливом (Кодекс МКГ-83)............

326

19.13    Первоначальное освидетельствование для оформления Международного свидетельства о предотвращении загрязнения атмосферы

(Конвенция МАРПОЛ-73/78)......

329

19.14    Первоначальное освидетельствование для оформления Международного свидетельства об энергоэффективности судна (Конвенция Марпол-73/78) ....

330

19.15    Первоначальное освидетельствование для оформления Свидетельства о безопасности судна специального назначения (Кодекс по безопасности судов специального назначения 2008 г.).

19.16    Первоначальное освидетельствование

331

332

в соответствии с Международной конвенцией о контроле за вредными противо-обрастающими системами на судах 2001 (AFS-Конвенция) и Правилом ЕС 782/2003 Европейского парламента и Совета ЕС, 2003 г. (Правило ЕС 782/2003).....

Алфавитно-предметный указатель.......


ЧАСТЬ V. ТЕХНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОСТРОЙКОЙ СУДОВ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1    Положения настоящей части Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов6 применяются при техническом наблюдении за постройкой судов, подлежащих техническому наблюдению Регистра.

1.2    Положения настоящей части могут применяться с учетом особенностей и отличий в процессах постройки судна7, присущих стране, в которой Регистр осуществляет техническое наблюдение.

1.3    Положения настоящей части могут применяться при техническом наблюдении за переоборудованием, модернизацией и ремонтом судов.

1.4    Термины и их определения, сокращения, относящиеся к общей терминологии, приводятся в часш I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил.

1.5    Требования настоящей части относятся к техническому наблюдению за постройкой судов на предприятиях с установившимся производством. В других случаях объем требований устанавливается Регистром в каждом случае отдельно.

1.6    Общие положения по техническому наблюдению изложены в части I «Общие положения по техническому наблюдению», по технической документации — в части П «Техническая документация» Правил.


2 КОРПУС

2.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.1    Положения настоящего раздела применяются при техническом наблюдении за объектами наблюдения, указанными в Правилах классификации и постройки морских судов. Правилах классификации, постройки и оборудования плавучих буровых установок и морских стационарных платформ и Правилах постройки корпусов морских судов и плавучих сооружений с применением железобетона, а также в Номенклатуре PC, приведенной в части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил.

2.1.2    Положения настоящего раздела применяются при техническом наблюдении за постройкой следующих корпусов судов и плавучих сооружений, которые по типу, размерениям, конструкции и примененным материалам соответствуют предусмотренным вышеуказанными правилами:

стальных сварных; из алюминиевых сплавов; железобетонных судов и плавучих доков; плавучих буровых установок.

К корпусам судов и плавучих сооружений, отличающихся по типу, размерениям, конструкции и материалам от регламентируемых вышеуказанными правилами, положения настоящего раздела могут применяться в той мере, в какой это будет признано Регистром целесообразным.

2.1.3    Общие положения по организации технического наблюдения изложены в части I «Общие положения по техническому наблюдению», по технической документации — в части П «Техническая документация» Правил.

2.1.4    Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии, приведены в части П «Корпус» правил, указанных в 2.1.1, а также в части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил. Прочие судостроительные термины соответствуют терминам, принятым в стандартах и в практике технического наблюдения.

2.1.5    В соответству ющих главах настоящего раздела регламентируются порядок, форма и объем технического наблюдения применительно к наиболее распространенным типовым технологическим процессам, принятым при постройке судна секционным, блочным или блочно-секционным методами с фор-


9


мированием корпуса на стапеле8 пирамидальным, островным или блочным способами.

При применении иных методов постройки или внедрении иной технологии, по которым в разделе отсутствуют указания, соответствующие требования должны быть разработаны подразделением, осуществляющим техническое наблюдение, с учетом конкретных условий производства и специфики объекта.

2.1.6 Если объекты технического наблюдения полностью или частично изготавливаются по кооперации и поставляются на верфь, строящую судно, как изделия для корпуса, на них распространяются соответствующие главы настоящего раздела с учетом указаний части IV «Техническое наблюдение за изготовлением изделий» Правил.

2.2 ТЕХНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ РЕГИСТРА

2.2.1    Общие положения по техническому наблюдению PC на верфи9 изложены в разд. 13 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил.

Специальные требования к освидетельствованию корпусов судов, указанных в п. 3 приложения 3 части I «Общие положения по техническому наблюдению», установлены в приложениях 3 и 4 указанной части Правил.

2.2.2    Техническое наблюдение за постройкой корпуса судна осуществляется инспектором Регистра. При установившемся производстве и системе обеспечения качества по усмотрению подразделения могут быть применены другие виды технического наблюдения.

2.2.3    Перечень должен быть разработан верфью и согласован с подразделением10. Перечень составляется на основании табл. 2.2.3 по каждому головному (единичному) судну, а также судам серии (см. 13.3 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил).

2.2.3.1 В перечне указываются объекты технического наблюдения по конструкции корпуса и технологии его постройки: литые или кованые конструкции (либо их части), узлы, плоскостные и объемные секции, укрупненные секции, блоки, корпус в целом или часть его, отдельные отсеки или районы корпуса и др.

Несущие конструкции сборочных единиц не включаются в перечень, за исключением случаев, когда это будет признано целесообразным (по требованию инспектора или по согласованию с ним).

2.2.4    Указания по осуществлению периодических проверок даны в соответствующих главах раздела.

однако они могут быть расширены, исходя из конкретных условий (см. 13.4 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил).

2.2.5    При применении выборочного контроля инспектор определяет характер и число выборок, проб и контрольных проверок, исходя из конкретных условий производства, качества выполнения работ, особенностей и ответственности объекта технического наблюдения и его элементов. В соответствующих главах приведены указания о техническом наблюдении на определенных стадиях постройки корпуса. Однако за инспектором сохраняется право контроля объектов наблюдения вне зависимости от состояния постройки.

2.2.6    При выполнении освидетельствований по перечню инспектор должен руководствоваться требованиями 2.2.6.1 — 2.2.6.6.

2.2.6.1    Проверка технической документации.

До начала освидетельствования инспектору

предъявляются:

.1 комплект одобренной технической документации согласно части I «Классификация» правил, перечисленных в 2.1.1, относящейся к освидетель-ствуемому объекту наблюдения, технологические инструкции, методики, а также стандарты и другие нормативные документы, содержащие сведения для проверки выполнения требований Регистра. Под комплектом одобренной технической документации для закладки судна понимается необходимый ее объем, применимый к конкретному объекту наблюдения. Для оформления Регистром Свидетельства о закладке (форма 3.1.10) и Акта освидетельствования судна (форма 6.3.10), подтверждающих факт закладки судна, достаточным условием считается выполнение требований 2.11.2 и предоставление верфью инспектору PC копии акта верфи о закладке судна с указанием места и времени закладки;

.2 перечень эквивалентных замен и документы, допускающие отступления от чертежей или другой технической документации, согласованные с Регистром;

.3 одобренные изменения, внесенные в рабочую конструкторскую и технологическую документацию;

.4 документы органа технического контроля верфи о готовности объекта наблюдения к предъявлению Регистру.

2.2.6.2    Контроль материала.

При проведении контроля материала проверяется:

.1 наличие свидетельства или заверенных инспектором PC сертификатов поставщика на листовой, полосовой, профильный, сортовой прокат, трубы, на отливки и поковки или литые и кованые изделия. Сварочные материалы (электроды, проволо-



)ения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судо\


1

   При изготовлении указанных объектов наблюдения или их частей из проката техническое наблюдение за ними осуществляется, как за узлами и секциями корпуса.

2

   К секциям могут быть отнесены также блоки секций и модули при их изготовлении в цехах секционной сборки и сварки.

3

Блок секций — часть корпуса, состоящая из нескольких секций без насыщения или с частичным насыщением, в основном корпусным; блок судна — блок секций, но с насыщением его трубопроводами, изоляцией, механизмами.

4

1 Закладкой судна считается установка на стапеле закладной секции при секционной постройке или закладного блока (острова) при блочной (островной) постройке или такая стадия постройки, при которой масса собранной части корпуса составляет не менее 50 т или

5

% расчетной массы всех материалов корпуса, в зависимости от того, что меньше.

6

   В дальнейшем — Правила.

7

   Под судном понимаются также плавучая буровая установка и суда ее обслуживающие, обитаемый подводный аппарат; судовой водолазный комплекс, плавучий кран, плавучий док и другие плавучие сооружения.

8

   Здесь и далее имеется в виду стапельное место любого типа, ще производится формирование корпуса судна,

9

   Верфь — судостроительное предприятие или группа цехов, занимающихся изготовлением корпусных конструкций и постройкой судна.

10

   Здесь и далее под подразделением понимается также участок подразделения на верфи в соответствии с положением об участке.