Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

290 страниц

Купить НД 2-030101-021 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Приложения являются частью «Руководства по техническому наблюдению за ремонтом морских судов» и предназначены для инспекторского состава, судоремонтных предприятий, экипажей судов и судовладельцев в качестве руководства по проведению освидетельствований и испытаний отдельных объектов технического наблюдения Регистра при их ремонте, оформлению отчетных документов Регистра по результатам освидетельствований, инструкций по определению технического состояния, проведению замеров толщин и т. п., техническому наблюдению за ремонтом.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Перечень объектов и работ по корпусной части, подлежащих техническому наблюдению Регистра при ремонте судов

2 Рекомендации по конструктивному оформлению элементов и узлов корпусных конструкций морских судов

3 Инструкция по определению технического состояния, обновлению и ремонту корпусов морских судов

4 Контроль вырезки отверстий и вварки деталей, узлов и конструкций в замкнутый контур

5 Обработка металла: основные положения по контролю

6 Типовая подготовка и типовой ремонт сварных кромок при ручной дуговой сварке стыковых и угловых/тавровых швов

7 Техническое наблюдение за восстановлением корродированных сварных швов наплавкой при ремонте морских судов

8 Назначение минимальных объемов рентгенографического или ультразвукового контроля при проверке качества сварных швов при ремонте корпусных конструкций.

9 Техническое наблюдение за ремонтом конструкций с трещинами с использованием сварки

10 Ремонт корпусных конструкций морских судов

11 Особенности технического наблюдения за ремонтом элементов рулевых устройств

12 Инструкция по техническому наблюдению за дуговой наплавкой стальных деталей судовых тел вращения при изготовлении и ремонте

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 17.02.05

ПРМОЖЕНМ

К РУКОВОДСТВУ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ ЗА РЕМОНТОМ МОРСКИХ СУДОВ

НД No 2-030101-021

Санкт-Петербург

2005

Настоящие Приложения являются частью Руководства по техническому наблюдению за ремонтом морских судов и предназначены для инспекторского состава, судоремонтных предприятий, экипажей судов и судовладельцев в качестве руководства по проведению освидетельствований и испытаний отдельных объектов технического наблюдения Регистра при их ремонте, оформлению отчетных документов Регистра по результатам освидетельствований, инструкций по определению технического состояния, проведению замеров толщин и т. и., техническому наблюдению за ремонтом.

ISBN 5-89331-048-9

Приложения публикуются отдельной книгой.

© Российский морской регистр судоходства, 2005

Рис. 1.1.12-1 Жесткие точки:

1 — жесткая точка; 2 — трещина; 3 — стойка (шпангоут); 4 — настил палубы; 5 — стенка кингстонного ящика; 6 — переборка; 7 — стенка коридора; 8 — стенка выгородки; 9 — продольная подпалубная балка;

10 — бортовой стрингер; 11 —стенка цепного ящика; 12 — пастил второго дпа; 13 — непроницаемый флор


1.1.13    При точечном опирании стенок конструкций или конструктивных элементов (например, переборок или балок) на конструкции или конструктивные элементы, расположенные в другой плоскости (ножевые опоры), следует предусматривать конструктивные мероприятия с целью изменения точечного характера передачи нагрузки на линейный (рис. 1.1.13).

O'Q

а

s'

15

Рис. 1.1.12-2 Ножевые опоры:

2 — трещина; 6 — переборка;

14 — горизонтальная балка переборки; 15 — ножевая опора; 16 — лобовая стенка рубки; 17— переборка под палубой

1.1.14    Все вырезы должны иметь хорошо скругленные углы, гладкие кромки и располагаться вне участков с высокой концентрацией напряжений. Как правило, вырезы должны быть ориентированы большей стороной вдоль балки. Следует учитывать влияние вырезов в стенках рамных балок на устойчивость и прочность балки при изгибе и срезе.

1.2 КОНСТРУКЦИЯ БАЛОК ОСНОВНОГО И РАМНОГО НАБОРА

1.2.1    Соотношения элементов поперечного сечения балки.

1.2.1.1    Соотношения размеров элементов поперечного сечения балки h/s и bn/s должны

Приложения к Руководству по техническому наблюдению за ремонтом морских судов

Рис. 1.1.13 Исключение жестких точек (я), смягчение жестких точек при ремонте (б) и исключение ножевых опор (Ь)\

1 — жесткая точка; 2 — продольная подпалубная балка (или бимс); 3 — кница (неправильно);

4 — кница, доведенная до жесткой связи;

5 — шпангоут (стойка переборки);

6 — борт (переборка); 7 — ребро жесткости;

8 — гофрированная переборка; 9 — горизонтальная рама;

10 — кница устойчивости; 11 — жесткая точка;

12 — накладной лист (дублер); 13 — платформа;

14 —разгружающая кница; 15 — продольная переборка;

16 — ножевая опора

1.2.1.2    Между толщинами пояска и стенки должно быть, как правило, выдержано соотношение s„/s ^ 3. Толщина стенки балки должна приниматься не менее минимальной толщины, предписываемой для конкретной конструкции.

1.2.2    Симметричные и несимметричные профили.

1.2.2.1    Рекомендуется применять балки основного и рамного набора с симметричным профилем поперечного сечения.

1.2.2.2    Балки полосового профиля могут применяться, в частности, в качестве продольного набора верхних расчетных палуб крупнотоннажных судов (сухогрузных с большим раскрытием палуб, навалочников, наливных и т.п.), когда желательно уменьшение толщины листов палубного настила. Балки полосового профиля, обеспечивая требуемые из условий прочности момент сопротивления и устойчивость при общем продольном изгибе корпуса, имеют большую площадь поперечного сечения, чем катаные и сварные балки фасонного профиля. Это позволяет соответственно уменьшить площадь поперечного сечения (т.е. толщину) листов настила палубы. При этом существенно упрощается конструкция узла прохода продольных балок полосового профиля через рамные бимсы и поперечные переборки (рис. 1.2.2.2).


обеспечивать устойчивость стенки и пояска (рис. 1.2.1.1).

СИ


:

Чистота свободных кромок полосовых элементов после газовой резки должна отвечать требованиям соответствующих нормативных документов. В противном случае требуется зачистка свободных кромок

1.2.2.3    Использование симметричных поло-собульбов ограничивается требованиями к минимальным толщинам стенок балок в цистернах и грузовых танках наливных судов и бортового набора на судах ледового плавания.

1.2.2.4    При использовании несимметричных профилей (в частности тавровых или угольников) следует учитывать их склонность к закручиванию (потере устойчивости плоской формы изгиба), что обусловливает необходимость установки достаточного числа опор, препятствующих закручиванию;


13


разносящих связей, струн и т.п. (рис. 1.2.2.4, а и б). Конструкцию (см. рис. 1.2.2.4, б) не применяют для непроницаемых конструкций и в районах интенсивной вибрации из-за возможности появления трещин в обшивке у концов книц.

При применении несимметричных тавровых профилей с выступающей стенкой (рис. 1.2.2.4, в) свободная кромка стенки должна отвечать требованиям, предъявляемым к свободным кромкам балок полосового профиля (см. 1.2.2.2). Особое внимание следует обращать на качество стыковых швов стенки, выходящих на ее свободную кромку.

Серьезные трудности конструктивно-технологического характера представляет выполнение узла с изменением высоты балки (рис. 1.2.2.4, г), где в месте значительной концентрации напряжений от изменения высоты стенки и направления пояска в одном сечении располагаются стык пояска и стык стенки, выходящий на свободную кромку.

Рис. 1.2.2.4 Подкрепление, препятствующее закручиванию несимметричных профилей, и узлы их соединения:

1 — бракета с фланцем или профиль;

2 — струна (полоса, пруток); 3 — зачистить

Конструкция (рис. 1.2.2.4, д) характеризуется высокой концентрацией напряжений в свободной кромке пояска у притупления кницы. В этом месте возможно появление трещин, распространяющихся по стенке балки. Варианты (см. рис. 1.2.2.4, г и д) не рекомендуются. Для этих узлов рекомендуются конструкции, подобные приведенным на рис. 1.2.2.4, е и ж.

1.2.3 Подкрепление рамных балок.

1.2.3.1    С целью обеспечения устойчивости при изгибе и сдвиге рамные балки должны быть подкреплены ребрами жесткости и кницами (бракегами). Расположение ребер жесткости но стснкс балки (параллельно пояску балки или нормально к нему) и расстояния между ребрами жесткости принимаются с учетом высоты и толщины стенки балки, степени ее напряженности и конструкции соединения с поддерживаемыми основными балками набора (если они имеются).

1.2.3.2    Конны ребер жесткости, нормальных к свободному пояску рамной балки, как правило, не требуется приваривать к нему.

Для районов скругленных угловых соединений поясков рамных балок или изменения высоты балок может быть потребована приварка концов ребер жесткости к свободному пояску балки.

Равным образом концы ребер жесткости могут быть срезаны «на ус» у наружной обшивки, настила палуб и второго дна, обшивки переборок, если не предусматривается соединение концов ребер жесткости с балками основного набора, поддерживаемыми рамной балкой.

1.2.3.3    Для обеспечения устойчивости плоской формы изгиба рамных балок должны устанавливаться кницы (браксты) по стснкс балки, в дальнейшем именуемые кницами устойчивости (рис. 1.2.3.3, а). Кницы устойчивости следует предусматривать, как правило, с одной стороны балки. Для рамных балок несимметричного профиля или устанавливаемых под углом к обшивке более 100° (или, соответственно, метшим 80°) может быть потребовано уменьшение расстояния между кницами.

Во всяком случае кницы устойчивости следует устанавливать у концов книц, закрепляющих рамные балки, в местах действия сосредоточенных усилий (например, у распорок), в районах скругленных угловых соединений рамных балок или изменения их высоты (рис. 1.2.3.3, б — г).

1.2.4 Отфланцованные профили.

1.2.4.1 Отфланцованные профили должны иметь соотношения размеров элементов поперечного сечения, указанные в 1.2.1. При этом отношение ширины фланца к его толщине может быть увеличено до 6/х< 30, если предусматривается Г-образная форма фланца (рис. 1.2.4.1). Как правило, минимальный внутренний радиус загиба R> 3.v.


Приложения к Руководству по техническому наблюдению за ремонтом морских судов

а-а

1 — малая кница; 2— кница устойчивости; 3 — применить по й — а; 4 — полный провар; 5 — применить по г) — д


1.2.4.2 При решении вопроса о применении отфланцованных профилей вместо сварных составных тавровых в корпусных конструкциях необходимо учитывать положения 1.2.4.2.1 — 1.2.4.2.3.

1.2.4.2.1    Отфланцованные профили имеют меньшие значения удельного момента сопротивления со = W2,3/S ( W — момент сопротивления, S — площадь поперечного сечения профиля), чем сварные составные тавровые профили.

1.2.4.2.2    Отфланцованные профили, равнопрочные в пределах упругих деформаций сварным составным несимметричным профилям, при действии возможных в условиях эксплуатации перегрузок оказываются менее прочными.

1.2.4.2.3    Использование отфланцованных профилей существенно усложняет узлы корпуса. В частности, при соединении находящихся в одной плоскости фланцев балок (например, рамных бимсов с карлингсами при одинаковой их высоте). Как следует из рис. 1.2.4.1, а и б, надежность такого узла при расчетных нагрузках вызывает сомнения: прочность разрезаемого профиля едва ли восстанавливается в месте приварки его фланца к местам сгиба Г-образного непрерывного профиля, так как выполнение такой конструкции связано с необходимостью высокой точности при подгонке

15


стенки разрезаемого профиля по форме сгиба фланца непрерывной связи и установкой заделки малого размера. Обеспечить надлежащее качество при выполнении указанных мероприятий затруднительно.

Следует также учитывать наложение при сварке большого объема наплавленного металла на место загиба (т.е. район наклепа) и связанную с этим опасность появления трещин. При закреплении отфланцованных профилей на опорах при помощи книц (рис. 1.2.4.2.3, а) надежность соединения ниже, чем в узлах с катаными или сварными составными тавровыми профилями: установка кницы в плоскости стенки (рис. 1.2.4.2.3, б) связана с наплавкой при сварке большого количества металла на место загиба (см. выше). Указанное в полной мере относится и к соединениям внахлестку (рис. 1.2.4.2.3, в). При установке кницы с отступом от места загиба (т.е. вне плоскости стенки — рис. 1.2.4.2.3, г) снижаются жесткость и прочность соединения. Варианты, приведенные на рис. 1.2.4.2.3, б и в, не рекомендуются.

Рис. 1.2.4.2.3


1.2.5 Конструкции в местах изменения сечения и/или излома нейтральной оси балки.

1.2.5.1    Изменение высоты балки или излом ее нейтральной оси обусловливают концентрацию напряжений. Для снижения уровня концентрации напряжений следует выполнять конструктивные мероприятия, перечисленные в 1.2.5.2 — 1.2.5.7.

1.2.5.2    При различной высоте балок и/или различных размерах поясков должен быть обеспечен плавный переход от одних размеров к другим. Изменение ширины пояска следует выполнять на участке длиной 1ц^4(Ьп2 — бш), где Ьп — ширина пояска или бульба (см. рис. 1.2.1.1) каждой из соединяемых балок. Изменение высоты продольных балок должно предусматриваться на участке длиной

4(7*2 — 7*i) (рис. 1.2.5.2, а). Указанная длина может быть уменьшена до 1с^Ъ{]г2 — h\) для балок составного таврового профиля, если у сломов пояска будут установлены ребра жесткости согласно рис. 1.2.5.2, б.

Рекомендуется располагать слом пояска на жесткой связи перпендикулярнош направления.

Для районов И и III (см. 1.1.2) и балок поперечною набора по согласованию с Регистром допускается уменьшение длины переходною участка

до 1С^2(7*2 — 7?i) при установке ребер жесткости у сломов пояска согласно рис. 1.2.5.2, б.

1.2.5.3    Стыки пояска и стенки должны быть разнесены (рис. 1.2.5.2, а и г).

1.2.5.4    В районе / (см. 1.1.2) при изломе нейтральной оси продольной балки более 5° слом балки следует предусматривать на жесткой связи в виде переборки или рамною бимса (рис. 1.2.5.2, в),

1.2.5.5    Излом стенки и пояска балки в плоскости, нормальной к плоскости ее стенки, должен предусматриваться на жестких связях поперечного направления (например, продольных балок — на рамных бимсах и поперечных переборках, шпангоутов — на бортовых стрингерах, платформах, палубах).

Угол слома а, как правило, не должен превышать

15°.

1.2.5.6    Изменение толщины пояска балки должно быть плавным (см. также 1.1.3 и 1.1.6).

1.2.5.7    Изменение высоты или излом нейтральной оси балок не рекомендуется предусматривать у монтажных стыков.

Указанное не относится к случаю, когда монтажный стык расположен у жесткой связи (см., например, рис. 1.2.5.2, е).


Приложения к Руководству по техническому наблюдению за ремонтом морских судов


1.2.6 Вырезы в стенках балок.

1.2.6.1 Все вырезы в стенках балок основного и рамного набора (для доступа, перетока жидкости и воздуха, прохода сварных швов и балок другого направления, а также трубопроводов, каналов вентиляции и кабельных трасс, облегчающие и т.п.) должны соответствовать требованиям 1.1.13 и располагаться на достаточном удалении от опор балки и мест приложения сосредоточенных усилий (пиллерсов, опор фундаментов и пр.). Вырезы для облегчения и доступа следует располагать в районе нейтральной оси балки. При этом размеры вырезов должны быть минимальными.


Следует учитывать влияние вырезов в стенках рамных балок на устойчивость и прочность этих балок при изгибе и срезе.

1.2.6.2 Форма и максимальные размеры вырезов для облегчения и доступа в балках рамного набора двойного дна, двойного борта, переборок коффер-дамного типа, вырезов в балках рамного набора одинарного дна, палуб, бортов, переборок для прохода трубопроводов, каналов вентиляции и кабельных трасс должны приниматься в соответствии с табл. 1.2.6.2.

При 0,25 <b/h ^ 0,6 (где Ъ — высота выреза; h — высота стенки балки) вырезы считаются большими.

Таблица 1.2.6.2


Форма и расположение вырезов в стенках


6


R


или г


а    Область

применения


R


а

г_

т1

—+---j

г*5

( L ,



Не более

0,25 6


Не менее В балках 0,5 6    набора

вне районов, указанных

в 1.2.6.3 и 1.2.6.4


Не более 0,5 6


Не более 2,06


Не более Не более

0,56    0,86


Не более

0,46


Не более

6


0,56


0,5/


Не более 0,256


Не менее двух толщин стенки или 20 мм, что больше


6    То    же


6    То    же


Не менее 2R


Не менее I


В бимсах, карлингсах, шпангоутах и стойках переборок


То же


1.2.6.3 Должны быть подкреплены и/или компенсированы с целью обеспечения требуемых прочности и устойчивости при изгибе и сдвиге большие вырезы, предусматриваемые в рамных балках: .1 днищевого набора — в районе 0,25/, от носового перпендикуляра, а также в пределах заштрихованных участков перекрытий (рис. 1.2.6.3.1) вне указанного района;

Рис. 1.2.6.3.1 Районы подкрепления и/или компенсации больших вырезов в стенках рамных балок днищевого набора: a-Lu > S„; б -L„ < В„;

Z,,,, Ви — длина и ширина перекрытия;

1 — продольная переборка (борт или карлингс);

2 — поперечная переборка (пиллерс)

.2 бортового набора — в районах усилений для плавания во льдах или для швартовки в море, а также бортового набора в других районах на участках длиной 0,25 пролета балки от опор;

.3 набора палуб, поперечных и продольных переборок на участках длиной 0,25 пролета балок от опор.

1.2.6.4    Во всех случаях подкрепление и компенсация больших вырезов в рамных балках необходимы, если вырезы располагаются:

.1 в районе опорных сечений — внутри участка длиной 1,5 высоты балки в каждую сторону от опоры или ближе чем на 0,5 высоты балки от конца кницы, закрепляющей балку;

.2 в районе излома пояска или нейтральной оси балки — на участке длиной, равной высоте балки в каждую сторону от места излома;

.3 в районе установки фундаментов под главные двигатели — во флорах.

1.2.6.5    При выборе размеров и формы вырезов в стенках рамных балок для прохода балок основного набора следует обеспечивать возможно более низкий коэффициент концентрации напряжений в стснкс рамной балки без существенного снижения расчетной площади поперечного сечения стенки.

Рис. 1.2.6.8

1.2.6.6    Вырезы в рамных балках для прохода балок основного набора должны быть компенсированы установкой заделок (проницаемых соединительных элементов) для передачи усилий от балок основного набора на балки рамного набора:

.1 на участках длиной, равной 1,5 высоты балки в каждую сторону от опоры, но не менее чем до ссчсния, отстоящего на 0,5 высоты балки от конца кницы, закрепляющей балку;

.2 во флорах (у обшивки у днища) — в районе 0,25L от носового перпендикуляра;

.3 в рамных шпангоутах и бортовых стрингерах — в районах усилений для плавания во льдах или швартовки в морс;

.4 в районе излома пояска или нейтральной оси балки на участке длиной, равной 0,5 высоты балки в каждую сторону от места излома.

Вырезы для прохода основных балок набора при высоте более 500 мм должны быть подкреплены вдоль свободных кромок вырезов.

1.2.6.7    Вырезы круглой формы диаметром d ^ 0,1 h Qi — высота стенки рамной балки) могут располагаться в любом сечении по длине балки без установки подкреплений; при этом расстояние между смежными вырезами должно быть не менее диаметра меньшего из вырезов.

1.2.6.8    В наборе цистерн (включая цистерны второго дна и грузовые танки танкеров) должны быть предусмотрены отверстия, обеспечивающие свободный доступ воздуха к воздушным трубам и перетекание жидкости (рис. 1.2.6.8, а).

Длина выреза, измеренная по обшивке (настилу), нс должна превышать указанной в 1.3.4.5, а высота — 0,25 высоты балки. В продольных балках расчетной палубы и днища указанные вырезы рекомендуется выполнять эллиптической формы с отстоянием от настила или днищевой обшивки на расстояние, достаточное для выполнения автоматической сварки балок с настилом или обшивкой (рис. 1.2.6.8, 6).

Я2.


В районах интенсивной вибрации рекомендуется не доводить вырезы до обшивки (настила), предусматривая вырезы по типам I и II (рис. 1.2.6.8, в).

п)    А ,    .

5Ь_.    .    In

Рис. 1.2.6.12.1

Рис. 1.2.6.9

S    S1

1.2.6.9 С учетом действующих напряжений может быть потребована частичная или полная компенсация вырезов в стенке рамной балки. Оценку степени ослабления сечения вырезами следует производить с учетом рис. 1.2.6.9. При а < ЫЪ расчетное сечение принимается проходящим через оба выреза.

1.2.6.10    Во всех случаях расстояние между кромками смежных вырезов должно быть не менее высоты (диаметра) меньшего из вырезов или 10.? (s — толщина стенки балки) в зависимости от того, что больше.

1.2.6.11    Подкрепление вырезов, как правило, выполняется установкой:

.1 пояска, имеющего размеры 1 (к х .у ($• — толщина стенки балки) — по кромке выреза;

.2 пояска (комингса), имеющего размеры Ю.у I х л'| (,$'| ^ 1,25.$; .у — толщина стенки балки) — на расстоянии 20 мм от кромки выреза;

.3 ребер жесткости — на расстоянии не менее толщины стенки балки — от кромок выреза.

Стыки поясков, подкрепляющих вырез, должны располагаться на прямолинейном участке выреза.

Стыковые швы стенок рамных балок следует располагать на расстоянии не менее 100 мм от кромки выреза.

h.

Швы не должны выходить на кромки не подкрепленных пояском вырезов. В противном случае шов у кромки выреза должен быть зачищен.

Концы ребер жесткости должны привариваться к ближайшим ребрам жесткости стенки (см. 1.2.3.1) или доводиться до опорного контура подкрепляемой пластины стенки и могут быть срезаны «на ус», если это допустимо из условий нагружения (отсутствуют значительные гидродинамические нагрузки, интенсивная вибрация). Размеры ребер жесткости должны соответствовать требованиям Правил.

1.2.6.12 Компенсация выреза может выполняться: .1 увеличением высоты балки в районе выреза (рис. 1.2.6.12.1);

.2 увеличением толщины стенки балки в районе выреза (рис. 1.2.6.12.2);

.3 установкой заделок (вырезы для прохода балок основного набора).

1.2.7 Конструктивно-технологические требования.

1.2.7.1    Изменение ширины или толщины пояска балки должно выполняться плавным (см. 1.2.5).

1.2.7.2    Вырезы в свободном пояске балки, как правило, не допускаются.

По специальному согласованию с Регистром могут быть допущены конструкции применительно к рис. 1.2.7.2. При этом r^0,lb\    +    6Z>[.

/

1,

г

L=J

II

X"

и*

Рис. 1.2.7.2

1.2.7.3 В местах окончания балок набора пояски и/или стенки последних (в зависимости от конструкции узла) следует срезать у концов «на ус» на длине, равной 1,5 ширины пояска или 1,5 высоты


стенки соответственно. При этом на свободном конце следует оставлять нсскошснный торцовый участок (притупление), равный для пояска утроенной толщине стенки, а для стенки — 10 — 15 мм.

1.2.7.4 В местах соединения со связями другого направления концы стенок балок набора должны быть срезаны (рис. 1.2.7.4).

Рекомендуется выполнять указанные вырезы по дуге окружности. В районах интенсивной вибрации выполнение вырезов по дуге окружности является обязательным.

продольные переборки) и, в частности, положения балок по длине и высоте корпуса судна.

1.3.1.4 Кницы, соединяющие продольные балки с поперечными переборками, должны устанавливаться с обеих сторон переборки в одной плоскости.

Рекомендуется установка одной непрерывной кницы (рис. 1.3.1.4), ввариваемой в соответствующую прорезь в листе переборки. При этом в районе / (см. 1.1.2) торцы продольных балок у судов длиной

80 м (см. 1.1.3) следует приваривать к поперечным переборкам.

19





1.3.1.5    Стыковые соединения балок (пояски и стенки) должны выполняться с обеспечением полного провара по сечению и располагаться (особенно монтажные стыки) в местах, где нормальные напряжения от поперечной нагрузки незначительны.

Рекомендуется располагать стыки балок под кницами, бракстами и подобными конструкциями на расстоянии не менее высоты балки от кромки указанных элементов.

1.3.1.6    Если обеспечение качественной сварки стыков балок (в частности монтажных стыков) затруднительно, может был. допущена конструкция с установкой подкрепляющего элемента (рис. 1.3.1.6). Подкрепляющий элемент может приниматься из профиля или полосы (бруска) при обеспечении в сечении по стыку момента сопротивления не менее чем у балки вне района установки подкрепляющего элемента. Высота элемента должна быть минимальной

А


Рис. 1.2.7.4


1.3 СОЕДИНЕНИЯ БАЛОК ОСНОВНОГО И РАМНОГО НАБОРА

1.3.1    Соединения балок основного набора.

1.3.1.1    Соединения балок основного набора должны выполняться в соответствии с Правилами.

1.3.1.2    Для снижения коэффициента концентрации напряжений у концов книц могут быть использованы (например, в районах интенсивной вибрации) кницы со скругленной свободной кромкой или «смягченными» концами (рис. 1.3.1.2). При этом размер кницы с должен быть увеличен по сравнению с предписываемым. Правилами для удовлетворения требования к высоте кницы h.




Рис. 1.3.1.6

Усиление стыков балок установки подкрепляющих элементов: а — правильно (1\ >2,5/ц, /2>8Ь); 6, в — неправильно


Рис. 1.3.1.2

1.3.1.3 Конструкция и размеры элементов узла соединений продольных балок с поперечными переборками, на которых они разрезаются (см. также 1.1.1.3), выбираются в зависимости от условий нагружения (палуба, борта, днище,



Приложения к Руководству по техническому наблюдению


За ремонтом морских судов


из условия качественного выполнения приварки, В месте стыка пояски (булъбы) соединяемых балок должны быть срезаны по ширине до стенки (стыкуется лишь стенка). Длина подкрепляющего элемента должна быть не менее /$*86 + 56 ь где Ь — ширина пояска (бульба) балки; h\ — высота подкрепляющего элемента.

Высота подкрепляющего элемента у его концов на участке длиной 2,56 L должна плавно уменьшаться до притупления, минимально необходимого для обеспечения качественной сварки.

1.3.2 Соединения балок рамного набора.

1.3.2.1 Соединения балок рамного набора следует выполнять встык (рис. 1.3.2.1) (см. также 1.3.2.9).




Рис. 1.3.2Л



1.3.2.2    Для книц, соединяющих балки рамного набора, наличие пояска (или фланца) является обязательным.

1.3.2.3    При наличии смягчения концов кницы (см. рис. 1.3.2Л, в) размеры кницы должны определяться без учета смягчения (72^6, где 6 — высота меньшей рамной балки).

1.3.2.4    Если свободные пояски книц переходят в пояски балок рамного набора (см. рис. 1.3.2.1, а, б), радиус скругления свободного пояска в варианте (б) должен быть не менее 10snп — толщина пояска).

1.3.2.5    Приставные кницы (см. рис. 1.3.2.1, в — е) должны иметь толщину не менее толщины более тонкой из соединяемых балок, при этом может быть потребовано местное утолщение книц у их концов (см. рис. 1.3.2Л, в, е).

1.3.2.6    По согласованию с Регистром размеры свободного пояска могут быть уменьшены при установке параллельно свободному пояску ребра жесткости.

1.3.2.7    В зависимости от размеров и конфигурации книц должны быть предусмотрены дополнительные подкрепления книц ребрами жесткости и бракетами (рис. 1.3.2.7).


1.3.2.8    Свободные концы поясков или фланцев книц следует срезать «на ус» на длине, равной, как правило, трем ширинам пояска (считая от стенки кницы) или фланца. Размер притупления должен приниматься не более трех толщин стенки или 40 мм, в зависимости от того, что меньше.

1.3.2.9    Бескничные соединения балок набора допускаются при подтверждении расчетом достаточной прочности соединения при изгибе и срезе. В узле соединения должны быть обеспечены сохранение эффективности свободных поясков соединяемых балок (рис. 1,3.2.9) и высокое качество выполнения работ (отсутствие разностенности, обеспечение провара и плавного вогнутого очертания сварных швов).




Рис. 1.3.2.9


СОДЕРЖАНИЕ

7

Техническое наблюдение за восстановлением корродированных сварных швов

4

8

наплавкой при ремонте морских судов. . Назначение минимальных объемов рентгенографического или ультразвукового конт-

172

9

роля при проверке качества сварных швов

при ремонте корпусных конструкций. . .

175

9

Техническое наблюдение за ремонтом

89

10

конструкций с трещинами с использованием сварки ...............

Ремонт корпусных конструкций морских

177

160

11

судов ..................

Особенности технического наблюдения за

179

161

ремонтом элементов рулевых устройств .

264

12

Инструкция по техническому наблюдению за дуговой наплавкой стальных деталей

судовых тел вращения при изготовлении и

163

ремонте.................

278

1    Перечень объектов и работ по корпусной части, подлежащих техническому наблюдению Регистра при ремонте судов. . . .

2    Рекомендации по конструктивному офор

млению элементов и узлов корпусных конструкций морских судов.......

3    Инструкция по определению технического

состояния, обновлению и ремонту корпусов морских судов.........

4    Контроль вырезки отверстий и вварки

деталей, узлов и конструкций в замкнутый контур..................

5    Обработка металла: основные положения

по контролю...............

6    Типовая подготовка и типовой ремонт

сварных кромок при ручной дуговой сварке стыковых и угловых/тавровых швов...................

1.3.2.10 Стыковые соединения расположенных в одной плоскости поясков пересекающихся балок рамного набора следует выполнять применительно к рис. 1.3.2.10. Узел I должен применяться в районах интенсивной вибрации (например, в кормовой оконечности), в соединениях рамных бимсов с карлингсами на накатных судах и для расчетной палубы в районе средней части длины судна при Г| < 0,77.

А-А

Рис. 1.3.2.10


Рис. 1.33.2


Рекомендуется применение этого узла для переборок цистерн и танков, а также трюмов, в которые принимается балласт, для одинарного дна в носовой оконечности при осадке носом в балласте, меньшей 0,03 5L.

Узлы II и III применяются с целью повышения прочности соединения рамных балок. В частности, узлы // и /// рекомендуются для соединения поясков рамных шпангоутов и бортовых стрингеров на судах с усилениями для плавания во льдах.

В остальных случаях (например, для соединения поясков днищевых стрингеров и флоров, карлингсов и рамных бимсов, рамных шпангоутов и бортовых стрингеров и т.п.) используется узел IV

1.3.3 Требования к соединениям балок, разрезающихся на связях другого направления.

1.3.3.1    Балки, разрезающиеся на связях другого направления, должны находиться в одной плоскости. Несовпадение плоскостей (разностейность) должно быть не более 0,5 толщины разрезаемой балки. Если непрерывность этих балок обеспечивается непосредственной приваркой к связи, на которой они разрезаются, толщина углового шва должна определяться в зависимости от толщины разрезаемой балки или сварка должна выполняться с обеспечением полного провара.

1.3.3.2    При выполнении прорези лишь в пояске (бульбе) балки (стенка балки не разрезается, рис. 1.3.3.2), в случае, когда прорезь в пояске обваривается по периметру угловым швом, необходим расчет прочности соединения с учетом того, что площадь расчетного сечения сварного шва меньше площади поперечного сечения пояска (бульба), а допускаемые напряжения при изгибе (растяжении—сжатии) принимаются для сварного соединения без полного провара (ТдОП 0,57сТдОП).

1.3.3.3 Если толщины соединяемых деталей (например, стенки продольной балки и стенки флора) отличаются более чем в 1,5 раза, толщину углового шва следует определять исходя из конкретных условий нагружения рассматриваемого узла.

1.3.4 Конструкции узлов соединения балок основного набора с поддерживающими их балками рамного набора.

1.3.4.1    Усилия от балок основного набора передаются на балки рамного набора как через соединительные элементы (заделки, ребра жесткости, кницы) или непосредственно через сварной шов при приварке стенки балки к кромке выреза в раме, так и через обшивку (настил). Часть усилия, передаваемая через обшивку на участке выреза, тем больше, чем более податливы указанные соединительные элементы.

Следует стремиться к передаче возможно большей части усилия через соединительные элементы или непосредственно на балку рамного набора.

1.3.4.2    Соединение балок основного набора с поддерживающими их балками рамного набора осуществляется одним из следующих способов (рис. 1.3.4.2):

.1 непосредственной приваркой с одной или двух сторон к кромке выреза в стенке балки рамного набора (рис. 1.3.4.2, а, б). При приварке стенки балки с одной стороны рекомендуется устанавливать балки согласно рис. 1.3.4.2, и;

.2 через заделки, устанавливаемые с одной или двух сторон стенки балок основного набора (рис. 1.3.4.2, в, г). При установке заделок с одной стороны


Приложения к Руководству по техническому наблюдению за ремонтом морских судов

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ И РАБОТ ПО КОРПУСНОЙ ЧАСТИ, ПОДЛЕЖАЩИХ ТЕХНИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ РЕГИСТРА
ПРИ РЕМОНТЕ СУДОВ

1.    Перечень на основании Правил PC устанавливает объекты и работы, подлежащие наблюдению Регистра при ремонте, предписанные при наблюдении за освидетельствованиями и испытаниями, их порядок.

2.    Перечень может быть изменен при техническом наблюдении за ремонтом устройств, механизмов, оборудования и систем принципиально новой конструкции.

3.    Пояснения.

Проверка технической документации — проверка наличия одобренной (согласованной) технической документации, относящейся к освидетельствуемому объекту наблюдения (рабочие чертежи, технологические процессы, технические условия на ремонт, стандарты и другие нормативно-технические документы), документов ОТК (акт ОТК, журнал операционного контроля и т.п.) на предъявляемую продукцию/работу, подтверждающих соответствие объекта наблюдения одобренной технической документации, квалификационных документов сварщиков, операторов.

Контроль материала —проверка наличия сертификатов Регистра и клеймения в случаях, предусмотренных Перечнем объектов наблюдения Регистра и/или других документов на материал и маркировки, соответствие материала одобренной документации.

Наружный осмотр — проверка соответствия детали, изделия, конструкции технической документации, отсутствия наружных дефектов, характер и размеры которых превышают допустимые.

Контроль размеров — проверкараз-меров, отклонения формы и расположения поверхностей детали, изделия и конструкции по документам ОТК (карты обмеров, зазоров и т.п.). В необходимых случаях и по требованию инспектора замеры могут быть выполнены на месте и в его присутствии.

Неразрушающий контроль —проверка результатов неразрушающего контроля, выполненных аккредитованной лабораторией.

Испытания — проверка материала, детали, изделия, конструкции, устройства на герметичность и непроницаемость; прочностных характеристик — пробным грузом, бросанием, на растяжение, гидравлическим давлением; заданных характеристик и параметров (швартовные и ходовые испытания).

Проверка в действии — проверка в работе механизмов, устройств, оборудования и систем по прямому назначению после их испытания по одобренной Регистром программе или согласно другим действующим документам, а также приемки ОТК.

4.    Результаты промежуточных приемок, а также окончательная приемка продукции/работ оформляются документами о качестве принятой на предприятии и согласованной с Регистром формы, заверенными инспектором Регистра.

5.    Сокращения.

ИЛ — испытательная лаборатория;

ОТК — отдел технического контроля;

PC — Российский морской регистр судоходства;

ТД — техническая документация.


Перечень объектов и работ по корпусной части, подлежащих техническому наблюдению Регистра

при ремонте судов


1. Корпус

п/п

Объекты, процессы, подлежащие наблюдению Регистра

Проверка ТД

Контроль

материалов

Наружный осмотр и контроль размеров (в т.ч. до и после сварки)

Неразрушающий

контроль

Испытание на непроницаемость

Проверка зазоров между кромками

лопастей и насадки

Подготовка поверхности под балласт

Контроль

взвешивания

1.1

Замена листов наружной обшивки и конструкций.

+

+

+

+

+

+

образующих непроницаемый контур с набором, палуб и

платформ, второго дна, водонепроницаемых переборок и

цистерн, надстроек и рубок. Технологические вырезы

1.2

Ремонт корпусных конструкций с применением наклад-

+

+

+

+

ных листов

1.3

Правка вмятин по корпусу, подкрепление корпусных

+

+

+

+

+1)

конструкций

1.4

Заварка спускных и контрольных отверстий

+

+

+1}

+

1.5

Ремонт дефектных сварных швов

+

+

+

+

+

1.6

Ремонт и изготовление фундаментов под главные механиз-

+

+

+

+2>

+3>

-

-

мы и котлы, вспомогательные механизмы, оборудование и

устройства, входящие в «Номенклатуру РС»

1.7

Неповоротные насадки

+

+

+

+

+

+

1.8

Штевни, брусковые кили, дейдвудные трубы, якорные.

+

+

+

+

+3>

швартовные и буксирные клюзы

1.9

Испытания цистерн

+

+

+

+

+

1.10

Защитные покрытия балластных и грузовых танков,

+

окраска постов управления, жилых и служебных поме-

щений, противообрастающие покрытия корпуса супца

1.11

Грузовые марки

+

+

1.12

Твердый балласт

+

+

+

2. Устройства, оборудование и снабжение


п/п

Объекты, процессы, подлежащие наблюдению Регистра

Проверка ТД

Контроль

материалов

Наружный осмотр и контроль размеров (в т.ч. до и после сварки)

Неразрушающий

контроль

Контроль монтажа и размещения

Швартовные и ходовые испытания

2.1

Рулевые устройства

+

+

+

2.1.1

Баллеры, включая их фланцы, съемный рудерпост, румпель,

+

+

+

+

+

сектор, штыри

2.1.2

Перо руля, поворотная насадка

+

+

+

+

+

2.1.3

Подшипники (втулки) баллера, рудерпоста, штырей пера руля, насадки

+

+

+

+

2.1.4

Детали соединения баллера с пером руля, насадкой, рудерпоста с

ахтерпггевнем

+

+

+

+

2.1.5

Ограничители перекладки пера руля, поворотной насадки

+

+

+

+

Монтаж рулевого устройства


2.1.6


1.    Контроль соосности подшипников рулевого устройства, баллера с пером руля (насадкой)

2.    Проверка качества пригонки «на краску» присоединительных поверхностей фланца баллера, пера руля, насадки съемного рудерпоста

3.    Проверка качества пригонки «на краску» конусов штырей и баллеров, съемного рудерпоста по посадочным местам в ахтерштевне, петлях пера руля, насадки

4.    Проверка качества обработки отверстий под призонные болты во фланцевых соединениях

5.    Проверка посадки и крепления штырей, болтов фланцевых соединений, их стопорение

6.    Проверка качества пригонки «на краску» упорного гребня упорного подшипника баллера

7.    Монтаж упорного подшипника баллера

8.    Непроницаемость уплотнений баллера

9.    Контроль зазоров в подшипниках и петлях, между лопастями гребного винта и насадкой, ограничение подъема пера руля насадки

10.    Проверка усилия и углов перекладки пера руля (насадки)


п/п

Объекты, процессы, подлежащие наблюдению Регистра

Проверка ТД

Контроль

материалов

Наружный осмотр и контроль размеров (в т.ч. до и после сварки)

Неразрушающий

контроль

Испытание

на непроницаемость

(герметичность)

Испытание

бросанием

Испытание пробной нагрузкой

Монтаж и

размещение на судне

Проверка в действии

Швартовные и ходовые испытания

2.2

Якорные устройства

2.2.1

Якоря

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.2.2

Цепи якорные и детали их соединения

+

+

+

+

+

+

+

+

2.2.3

Стопоры якорные

+

+

+

+

+

+

+

2.2.4

Устройство для крепления и отдачи

+

+

+

+

+

+

коренного конца якорной цепи

2.2.5

Якорные клюзы

+

+

+

+

+

+

+

-

2.3

Швартовные устройства

+

+

+

2.3.1

Кнехты, утки, киповые планки, роульсы и стопоры, клюзы

+

+

+

+

+

2.4

Буксирное устройство

2.4.1

Буксирные гаки и устройства отдачи буксирного троса

+

+

+

+

+

+

+

2.4.2

Битенги, кнехты, киповые планки, клюзы, роульсы, канифас-блоки, буксирные дуги

+

+

+

+

+

2.5

Сигнальные мачты

2.5.1

Мачты, металлический и деревянный

+

+

+

+

-

-

+

рангоут, несъемные детали

2.5.2

Детали съемного стоячего такелажа

+

+

+

2.6

Устройства и закрытия отверстий в корпусе, надстройках и рубке

2.6.1

Иллюминаторы

1. Проверка ТД

бортовые и палубные,

2. Контроль материалов

окна рубочные

3. Наружный осмотр и контроль размеров до и после сварки

4. Неразрушающий контроль

Люки (сходные, световые, вентиля-

5. Проверка:

ционные)

5.1 кромок уплотнительных буртов

и прокладок

5.2 прилегания прокладок и совпадение буртов с серединой уплотнительных прокладок в

Лацпорты, двери наружные в

закрытом состоянии

надстройках и рубках

5.3 глубины вдавливания в задраенном положении

6. Проверка в действии

Крышки грузовых люков

7. Испытание на

непроницаемость

2.6.3

Двери в переборках деления судна на

7.1 Проверка ТД

отсеки (скользящего типа)

7.2 Контроль материалов

7.3 Наружный осмотр и контроль размеров до и после сварки

7.4 Проверка качества пригонки «на краску»

7.5 Проверка в действии

7.6 Испытание на непроницаемость

2.7

Оборудование помещений

2.7.1

Настил, рыбинсы, обшивка

+

+

2.7.2

Трапы наклонные и вертикальные

+

+

2.7.3

Ограждение леерное, мостики переходные, фальшборт

+

+

3. Противопожарная защита

3.1.

Защита конструктивная

3.1.1

Переборки, палубы, подволоки про-

+

+

+

тивопожарные

3.1.2

Двери противопожарные

+

+

+

+

+

3.1.3

Заслонки противопожарные систем

+

+

+

+

вентиляции

3.1.4

Плавкие вставки

+

+

4. Спасательные средства

п/п

Объекты, процессы, подлежащие наблюдению Регистра

Проверка ТД

Контроль

материалов

Наружный осмотр и контроль размеров (в т.ч. до и после сварки)

Неразрушающий

контроль

Наружный осмотр и проверка монтажа

Испытания на прочность и непроницаемость корпуса

Испытания на непроницаемость воздушных ящиков

Статические и динамические испытания

Испытания пробной нагрузкой

4.1

Шлюпки спасательные

+

+

+

+

+

+

+

4.2

Спусковые устройства

+

+

+

4.3

Подвески, стопоры, направляющие шкивы, талрепы

+

+

+

-

+

4.4

Лопари шлюпбалок

+

+

+

+

+

+

5. Сигнальные средства


п/п


Объекты, процессы, подлежащие наблюдению Регистра


&

со

о

&

1=1


ч

0

1


X

я

&

2

5 §


Я

&

&

Я


«3

§

н

я

зЯ

о

S

Ч

СО

а

аЗ

&

со

Си

со

о

О

&

Си

Я

Я


5.1


5.2


Фонари сигнально-отличительные и сигнально-проблесковые Звуковые сигнальные средства


6. Грузоподъемные устройства

п/п

Объекты, процессы, подлежащие наблюдению Регистра

Проверка ТД

Контроль материалов

Наружный осмотр и контроль размеров (в т.ч. до и после сварки)

Неразрушающий

контроль

Испытания на герметичность

Монтаж и размещение

Испытания пробной нагрузкой

6.1

Грузоподъемное устройство в сборе

+

+

+

+

+

6.2

Металлоконструкции с постоянно установ-

+

+

+

+

+

+

+

ленными несъемными деталями

6.3

Несъемные детали (обухи, вертлюги,

+

+

+

+

+

+

башмаки, вилки, бугели, врезные шкивы и др.)

6.4

Заменяемые детали (блоки, гаки, скобы,

+

+

+

+

+

+

вертлюги, треугольные планки)

6.5

Такелаж

+

+

+

+

+

7. Материалы


7.1.

7.1.1

7.1.2


7.1.3


7.1.4


7.1.5


7.1.6


Поковки из чёрных и цветных металлов

Корпус судна:

штевни, брусковые кили, кронштейны валопроводов Рулевое устройство: баллеры перо руля

поворотные насадки съёмные рудерпосты штыри рулей и поворотных насадок Якорное и швартовное устройства:

якорные и швартовные цепи, комплектующие их изделия якоря

Буксирное устройство: буксирные гаки

буксирные дуги с деталями их крепления к корпусу Рулевые приводы:

румпель, сектор главного и вспомогательного приводов вал приводной Брашпили, шпили, швартовные и буксирные лебёдки: валы приводные, промежуточные, грузовые


1.    Проверка ТД

2.    Контроль материалов и термообработки

3.    Неразрушающий контроль

4.    Испытания

5.    Наружный осмотр, проверка размеров и клеймения


7.2

Отливки из чёрных и цветных металлов

7.2.1

Корпус судна:

штевни, брусковые кили, кронштейны валопроводов

7.2.2

Рулевое устройство: перо руля

поворотные насадки

7.2.3

Якорное и швартовное устройства: якоря

якорные и швартовные цепи, комплектующие их изделия

7.2.4

Рулевые приводы:

румпель, сектор главного и вспомогательного приводов

^По требованию инспектора PC.

2) Для фундаментов под главные механизмы и котлы.

3) В предусмотренных случаях.

9


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОНСТРУКТИВНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ И УЗЛОВ КОРПУСНЫХ КОНСТРУКЦИЙ МОРСКИХ СУДОВ

1

Общие рекомендации...........

9

2.6

Второстепенные переборки (опорные вы-

1.1

Основные положения...........

9

городки), шахты, платформы.......

63

1.2

Конструкция балок основного и рамного

2.7

Надстройки, рубки, фальшборты.....

64

набора ...................

И

2.8

Фундаменты................

74

1.3

Соединения балок основного и рамного

2.9

Конструкции в районах интенсивной вибрации

77

набора ..................

19

3

Учет характера нагружения и уровня

1.4

Вырезы в палубах, бортах и продольных

напряженности при выборе варианта

переборках................

24

конструктивного оформления узла.....

82

1.5

Сварные соединения...........

30

3.1

Расчетные зависимости оценки работо-

2

Требования к отдельным конструкциям .

31

способности узлов пересечения балок

2.1

Наружная обшивка............

31

судового набора ..............

82

2.2

Днищевой набор............

34

3.2

Эффективные коэффициенты кон-

2.3

Бортовой набор .............

43

центрации напряжений в основных узлах

2.4

Палубы .................

50

корпусных конструкций..........

83

2.5

Переборки ................

58


СОДЕРЖАНИЕ

1 ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1.1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.1    При проектировании конструкций корпуса необходимо обеспечивать эффективное участие продольных и поперечных связей корпуса в восприятии расчетных нагрузок. Связи должны быть устойчивыми, участки с высокой концентрацией напряжений (жесткие точки, ножевые опоры, разностенность, резкие изменения размеров связей и т.п.), а также места, где возможен слоистый разрыв, следует исключать с помощью конструктивно-технологических мероприятий.

1.1.2    При оценке уровня и характера напряженности отдельных конструкций и узлов корпуса следует руководствоваться рис. 1.1.2, а, где указан район действия:

/ — наибольших нормальных напряжений при общем изгибе корпуса;

II    — наибольших касательных напряжений при общем изгибе корпуса;

III    — пониженных напряжений при общем изгибе корпуса;

IV    — значительных динамических нагрузок;

V    — вибрационных нагрузок.

В зависимости от конкретных условий расположение и протяженность районов могут быть уточнены.

Из расчетного сечения связей исключаются участки (неэффективные зоны) применительно к рис. 1.1.2, б.

Рис. 1.1.2

1.1.3 Основные продольные связи корпуса (расчетная палуба, днище, второе дно, участки бортов и продольных переборок в районе (I — 1.1.2) должны быть непрерывными. При L > 150 м или р <0,77 (р — см. 1.1.4.3 части П «Корпус»


Приложения к Руководству по техническому наблюдению за ремонтом морских судов


Правил классификации и постройки морских судов1) продольные балки в районе I должны проходить, не разрезаясь через поперечные связи.

В районе I не допускается изменение толщин листов настила (обшивки) и сечений продольных балок, системы набора расчетной палубы, днища, второго дна, а также бортов и продольных переборок на 0,Ш от расчетной палубы и днища (D — высота борта судна).

В остальных районах корпуса изменения толщины листов, формы или размеров сечений продольных балок должны выполняться плавными в соответствии с допускаемыми Правилами изменениями момента сопротивления поперечного сечения корпуса.

Изменение по длине судна толщин листов настила (обшивки), сечений продольных балок и системы набора расчетной палубы, днища, второго дна, а также бортов и продольных переборок на 0,1 D от расчетной палубы и днища не должно предусматриваться на участках изменения предела текучести стали.

В одном поперечном сечении корпуса при переходе от продольной системы набора к поперечной могут одновременно заканчиваться не более 7з продольных балок по палубе или днищу.

1.1.4    Сломы второго дна и расчетной палубы следует располагать на жестких поперечных связях (поперечных переборках, сплошных флорах, рамных бимсах). Сломы продольных переборок должны располагаться на поперечных переборках, а кар-лингсов, днищевых стрингеров, продольных балок — соответственно на рамных бимсах, поперечных переборках и сплошных флорах.

1.1.5    Переход от одной высоты продольной связи (рамы, балки) к другой должен быть плавным и выполняться на поперечных связях (переборках, рамах) с установкой книц или в виде переходного по высоте участка между поперечными связями.

1.1.6    Разница толщин у стыкуемых в одной плоскости листов не должна превышать 30% толщины более толстого из соединяемых листов или 5 мм, в зависимости от того, что меньше. Указанное не относится к пазам, а также к утолщенным листам, устанавливаемым в углах вырезов грузовых люков, вырезов в бортах, у концов надстроек, под якорными клюзами и т.п.

Во всех случаях кромки более толстого листа должны быть скошены в соответствии со стандартами, а при отсутствии стандартов — по согласованию с Регистром.

1.1.7    В районах окончания продольных связей следует обеспечивать плавное изменение их сечений наряду с другими мероприятиями (см., например,

*В дальнейшем — Правила.

1.5.1.13), способствующими снижению концентрации напряжений.

1.1.8    Уменьшение высоты продольных балок рамного набора расчетной палубы и днища (кар-лингсов, вертикального киля и днищевых стрингеров) в местах их окончания должно предусматриваться на длине не менее 1,5 высоты связи. Концы связи должны доводиться до ближайшей поперечной балки и соединяться с ней.

1.1.9    Продольные балки в местах их окончания должны закрепляться кницами на поперечных связях (рис. 1.1.9).

Рис. 1.1.9

1.1.10 Длина е не подкрепленного набором участка настила или обшивки (между концом балки и ближайшей связью перпендикулярного к балке направления, в районе вырезов для перетоков и т.п. — см. пис. 1.1.9 и 1.1.101 должна быть возможно меньшей.

1.1.11    На участках окончания привариваемых к корпусу фальшбортов, скуловых килей, привальных брусьев, полос ватервейса и подобных деталей высота их должна постоянно уменьшаться на длине, не меньшей 1,5 высоты этих связей, при минимальном притуплении концов (15 — 20 мм), если не предусматриваются более жесткие требования в соответствующих главах.

1.1.12    В местах прохода балок (книц) через непроницаемые конструкции должны быть предусмотрены ребра жесткости и подобные детали, предотвращающие образование жестких точек у поясьев балок или вершин книц (рис. 1.1.12-1 и 1.1.12-2). Указанное относится к узлам окончания балок у непроницаемых конструкций и у проницаемых конструкций, расположенных в районах интенсивной вибрации.