Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

117 страниц

623.00 ₽

Купить НД 2-030101-025 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководство по применению положений Технического кодекса по контролю выбросов окислов азота из судовых дизельных двигателей устанавливает правила освидетельствования главных и вспомогательных судовых дизельных двигателей на соответствие международным нормам выбросов окислов азота (NOх) при их изготовлении на заводах-изготовителях и в процессе эксплуатации на судах.

 Скачать PDF

Оглавление

Аббревиатуры, условные обозначения и символы

1 Общие положения

     1.1 Назначение

     1.2 Область применения

     1.3 Определения и пояснения

2 Освидетельствование судовых дизельных двигателей на заводе-изготовителе

     2.1 Правила освидетельствования судовых дизельных двигателей на заводе-изготовителе

     2.2 Техническая документация

3 Применение концепций семейства или группы судовых дизельных двигателей на заводе-изготовителе

     3.1 Общие положения

     3.2 Техническая документация

     3.3 Правила применения концепции семейства судовых дизельных двигателей

     3.4 Правила применения концепции группы судовых дизельных двигателей

4 Техническое наблюдение за проведением испытаний судовых дизельных двигателей на заводе-изготовителе на соответствие нормам выбросов Noх

     4.1 Общие положения

     4.2 Условия проведения испытаний

     4.3 Топливо для испытаний

     4.4 Контролируемые параметры

     4.5 Определение расхода отработавших газов

     4.6 Допустимые погрешности измерений контролируемых параметров

     4.7 Анализаторы для определения концентраций газовых компонентов

     4.8 Периодичность калибровки приборов

     4.9 Проведение испытаний

     4.10 Отчет об испытаниях

     4.11 Данные для вычисления выбросов

     4.12 Расчет выбросов

5 Освидетельствования дизельных двигателей на судне

     5.1 Виды и методы освидетельствований

     5.2 Правила освидетельствований двигателя на судне

     5.3 Процедуры проверки уровня выбросов Noх на судне

6 Освидетельствование дизельных двигателей на судне на соответствие нормам выбросов Noх

     6.1 Объекты и методы освидетельствования

     6.2 Метод сверки параметров двигателя

     6.3 Метод упрощенных измерений

     6.4 Метод непосредственных измерений и мониторинга

7 Освидетельствование существующего двигателя

Приложение 1. Нормы выбросов NOх и испытательные циклы

Приложение 2. Технический файл (унифицированная форма, разработанная Регистром)

Приложение 3. Отчет об испытаниях (образец формы)

Приложение 4. Технические требования к анализаторам, правила их эксплуатации и калибровки

Приложение 5. Допустимые погрешности измерений контролируемых параметров

Приложение 6. Схемы освидетельствования судовых дизельных двигателей

Приложение 7. Перечень проверок для метода сверки параметров двигателя

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 28.05.10

РУКОВОДСТВО

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО КОДЕКСА ПО КОНТРОЛЮ ВЫБРОСОВ ОКИСЛОВ АЗОТА ИЗ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

НД N2-030101-025

Сан кт-Петербург 2010

Руководство по применению положений Технического кодекса по контролю выбросов окислов азота из судовых дизельных двигателей устанавливает правила освидетельствования главных и вспомогательных судовых дизельных двигателей на соответствие международным нормам выбросов окислов азота (NOx) при их изготовлении на заводах-изготовителях и в процессе эксплуатации на судах.

Настоящее Руководство разработано на основе Руководства по освидетельствованию судовых дизелей в соответствии с Техническим кодексом по контролю выбросов окислов азота из судовых дизелей издания 2007 г с учетом требований вышеуказанного Технического кодекса издания 2008 г, принятого резолюцией ИМО МЕРС Л 77(58) 10 октября 2008 г и вступающего в силу 1 июля 2010 г, а также пересмотренного Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ 73/78, принятого резолюцией ИМО МЕРС Л 76(58) 10 октября 2008 г, вступающего в силу 1 июля 2010 г.

При подготовке к переизданию также учтены:

предложения филиалов PC на основе опыта применения ранее изданных руководств по NOx при освидетельствовании дизельных двигателей;

унифицированный Технический файл, разработанный Регистром.

Ранее изданное Руководство по освидетельствованию судовых дизелей в соответствии с Техническим кодексом по контролю выбросов окислов азота из судовых дизелей издания 2007 г. теряет силу с момента выхода из печати настоящего Руководства.

ISBN 978-5-89331-114-3 © Российский морской регистр судоходства, 2010

струкции распределительного вала, профиля кулаков вала топливного насоса высокого давления; изменение комплектации и регулировок системы впрыска топлива; изменение конструкции впускной (или выпускной) системы; изменение формы камеры сгорания, угла опережения впрыска топлива, атакже другие изменения, влияющие на выбросы NOx. Установка ранее освидетельствованного одобренного средства в соответствии с правилом

13.7.1.1 или освидетельствование в соответствии с правилом 13.7.1.2 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ 73/78 не считается значительной модификацией для целей применения правила 13.2 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ 73/78.

Существующий двигатель - двигатель, подпадающий под действие правила 13.7 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ 73/78.

Технический файл выбросов судового двигателя -документ, содержащий детальную опись компонентов, регулировок и рабочих параметров, которые существенно влияют на выбросы NOx, составленный в соответствии с требованиями 2.1.11.

Технический файл одобренного средства - документ, в котором описываются одобренное средство и способы его освидетельствования.

Удельный средневзвешенный выброс N О - масса NOx, выбрасываемых в атмосферу с ОГ, приходящаяся на 1 кВт * ч эффективной работы двигателя при совершении им одного из испытательных циклов, соответствующих его назначению (вычисляется по формуле (4.12.1.1-1).

Условия на судне означают, что судовой дизельный двигатель:

Л установлен на борту судна и соединен с приводимым им оборудованием;

.2 работает для выполнения задач этого оборудования.

Установленный двигатель - судовой дизельный двигатель, который установлен или предназначен к установке на судне, включая переносной вспомогательный судовой дизельный двигатель, только в том случае, если его система заправки топливом, охлаждения или выпуска отработавших газов является неотъемлемой частью судна. Настоящее определение включает судовой дизельный двигатель, который используется для дополнения или усиления установленной мощности судна и предназначен быть неотъемлемой частью судна.

Эффективная мощность - наблюдаемая мощность, измеренная на коленчатом вале или его эквиваленте при оснащении судового двигателя только стандартным вспомогательным оборудованием, необходимым для его работы на испытательном стенде.

11

2 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ЗАВОДЕ-ИЗГОТОВИТЕЛЕ

2.1 ПРАВИЛА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ЗАВОДЕ-ИЗГОТОВИТЕЛЕ

2ЛЛ Освидетельствование судового двигателя на заводе-изготовителе должна осуществляться в объеме, достаточном для доказательства того, что его конструкция, оборудование и регулировки обеспечивают выбросы NOв пределах установленных норм, представленных в приложении 1. Если эта проверка подтверждает соответствие. Регистр выдает Международное свидетельство EIAPP.

2Л.2 Стендовые испытания двигателя с целью его освидетельствования проводятся в соответствии с требованиями разд. 4. Испытания проводятся или для каждого отдельного двигателя, или только для базового двигателя семейства или группы двигателей. Концепции семейства или группы судовых двигателей изложены в разд. 3 и могут применяться для серийно выпускаемых двигателей по выбору изготовителя и с одобрения Регистра.

2.1.3 Для Регистра процедура освидетельствования судового двигателя и выдачи Международного свидетельства EIAPP заключается в проверке того, что:

Л проведены испытания судового двигателя изготовителем на испытательном стенде;

.2 испытанный судовой двигатель соответствует нормам выбросов NOx;

.3 выбранный базовый судовой двигатель - характерный представитель семейства или группы (см. 3.3.9 и 3.4.7), если применение этих концепций одобрено Регистром.

2Л.4 Если освидетельствование судовых двигателей выполнено с применением концепции семейства или группы (см. разд. 3), то Международное свидетельство EIAPP должно быть выдано в соответствии с процедурами, установленными Регистром базовому судовому двигателю, и соответственно прилагается к каждому двигателю, производимому в рамках семейства/группы.

2Л.5 Если судовой двигатель для судна флага России произведен за ее пределами, то Регистр может признать Международное свидетельство EIAPP, выданное администрацией страны, где изготовлен двигатель, с полным приложением документов, предусмотренных Техническим кодексом по NOx.

2Л.6 Функциональная схема процедуры освидетельствования судовых двигателей на заводе-изготовителе и выдачи Международного свидетельства EIAPP приведена на рис. 1 приложения 6. В случае освидетельствования

двигателя, который не соответствует схеме, приведенной на этом рисунке, положения разд. 2 являются приоритетными.

2.1.7    Если судовой двигатель не может быть освидетельствован на испытательном стенде вследствие ею размеров, конструкции или режима поставки, то его изготовитель, судовладелец или судостроитель могут запросить Регистр о проведении испытаний на борту судна. Заявитель должен продемонстрировать при этом, что испытания на судне полностью удовлетворяют всем требованиям к проведению стендовых испытаний, установленных в разд. 4. Такая процедура освидетельствования может быть признана для одного двигателя или для группы, представленной базовым судовым двигателем, но не признается для освидетельствования семейства судовых двигателей.

2.1.8    Согласно положениям 2.1.1 и 2.1.6 положительным результатом освидетельствования двигателя на заводе-изготовителе является выдача Регистром Международного свидетельства EIAPP с обязательными дополнениями (сведения о конструкции. Технический файл выбросов судового двигателя и информация о средствах контроля в объеме не меньшем, чем в образце приложения 2). Свидетельство и дополнения к нему заполняются на русском и английском языках.

2.1.9    Для судовых двигателей, получившихМеждународное свидетельство EIAPP и не подвергнутых существенным перерегулировкам или конструктивным изменениям после установки на судне, положения действующего Международного свидетельства EIAPP будут достаточны для подтверждения соответствия нормам выбросов NOx при последующих освидетельствованиях.

2.1.10    Каждый судовой двигатель, отвечающий требованиям настоящего Руководства, должен быть снабжен Техническим файлом выбросов судового двигателя. Технический файл выбросов судового двигателя должен быть разработан изготовителем двигателя, одобрен Регистром и должен находиться на судне в течение всего срока его службы.

2.1.11    Технический файл выбросов судового двигателя должен содержать, по меньшей мере, следующую информацию;

.1 идентификацию компонентов, регулировок и рабочих параметров дизельного двигателя, влияющих на выбросы NOx;

.2 указание диапазонов допустимых регулировок дизельного двигателя, его узлов и агрегатов;

.3 полную опись связанных с выбросами показателей дизельного двигателя, включая номинальные частоту вращения и мощность;

.4 сведения о средствах контроля для подтверждения соответствия нормам выбросов NOx при последующих освидетельствованиях двигателя на борту судна;

13

.5 копию отчета об испытаниях на стенде завода-изготовителя по форме приложения 3;

.6 при использовании концепции семейства или группы дизельных двигателей - указания и ограничения по ее применению;

.7 идентификацию запасных частей двигателя, которые конструктивно отвечают действующим техническим условиям изготовителя;

.8 Международное свидетельство EIAPP, когда это применимо;

.9 технические данные, идентификацию оборудования по снижению выбросов NOx (если таковое имеется), инструкцию по его эксплуатации и порядок проверки его работы.

2.1.12    Норма выбросов NOx, взятая из правила 13 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ 73/78, и действительное значение удельного средневзвешенного выброса NOx, полученное при освидетельствовании судового двигателя, должны быть внесены в Международное свидетельство EIAPP.

2.1.13    Если результаты технического наблюдения за проведением испытаний судового двигателя показывают, что он не соответствует нормам выбросов NOx, то может быть установлено оборудование, обеспечивающее снижение NOx или очистку ОГ. Такое оборудование должно признаваться как составная часть судового двигателя, и его наличие должно быть зафиксировано в Техническом файле выбросов судового двигателя. Для получения Международного свидетельства EIAPP с дополнительно установленным оборудованием должно проводиться повторное испытание дизельного двигателя на соответствие нормам выбросов NOx. Наличие оборудования для снижения NOx должно быть зафиксировано в Международном свидетельстве EIAPP наравне с другими особенностями двигателя. Технический файл выбросов судового двигателя должен содержать сведения о средствах контроля нормальной работы этого оборудования.

2.2 ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

2.2.1 Для получения Международного свидетельства EIAPP изготовитель двигателя направляет Регистру заявку, к которой прилагаются;

.1 отчет о результатах стендовых испытаний судового двигателя по форме приложения 3;

.2 Технический файл выбросов судового двигателя, в соответствии с 2.1.11;

.3 документация, в соответствии с 3.2, на одобрение Регистром семейства или группы судовых дизельных двигателей, если изготовитель применяет одну из этих концепций.

На основании рассмотрения поданной заявки и при соблюдении норм выбросов NOx Регистр выдает Международное свидетельство EIAPP с Дополнением (формы 2.4.40 и 2.4.41).

3 ПРИМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИЙ СЕМЕЙСТВА ИЛИ ГРУППЫ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ НА ЗАВОДЕ-ИЗГОТОВИТЕЛЕ

3.1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1.1    Во избежание технического наблюдения за проведением испытаний на соответствие нормам выбросов NOx каждого судового дизельного двигателя в отдельности на заводе-изготовителе может быть принята одна из двух концепций:

концепция семейства двигателей по ГОСТ Р ИСО 8178-7;

концепция группы двигателей по ГОСТ Р ИСО 8178-8.

3.1.2    Концепция семейства двигателей по ГОСТ Р ИСО 8178-7 может применяться к любым серийно выпускаемым судовым двигателям, конструкция которых обеспечивает подобные характеристики выбросов NOx, и которые при установке на судне не требуют конструктивных изменений или регулировок, способных повлиять на выбросы NOx.

3.1.3    Концепция группы двигателей по ГОСТ Р ИСО 8178-8 может применяться к главным судовым дизельным двигателям мелкосерийного производства с подобной конструкцией, которые могут потребовать незначительных настроек и конструктивных изменений при установке на судне. Обычно это мощные главные судовые двигатели.

3.1.4    Первоначально изготовитель двигателя может на свое усмотрение определить, следует ли применить к двигателям концепцию семейства или группы двигателей. В целом, вид применения концепции должен основываться на том, будут ли двигатели модифицированы после стендовых испытаний, и в какой степени.

3.2 ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

3.2.1 Заявка на освидетельствование судового дизельного двигателя в рамках семейства или группы подается в Регистр с приложением к ней предварительного Технического файла выбросов судового двигателя, содержащего информацию, достаточную для доказательства того, что концепция се-

мейства или группы может быть применена (см. 3.3, 3.4). Предварительный Технический файл выбросов судового двигателя составляется в соответствии с 2.1.11 и должен содержать всю требуемую информацию, кроме результатов стендовых испытаний для выдачи Международного свидетельства EIAPP.

3.2.2 Для судового двигателя, к которому применена концепция семейства или группы, необходима документация, достаточная для определения соответствия нормам выбросов NOx методом сверки параметров на судне.

3.3 ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ СЕМЕЙСТВА СУДОВЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

3.3.1    Применение концепции семейства позволяет уменьшить число судовых дизельных двигателей, подвергаемых испытаниям на заводе -изготовителе, сохраняя при этом гарантию того, что все члены семейства соответствуют нормам выбросов NOx. При этом семейство судовых двигателей с подобными конструкцией и характеристиками выбросов должно быть представлено базовым судовым двигателем.

3.3.2    Концепция семейства может охватывать серийные судовые двигатели, не подлежащие при установке на борту конструктивным изменениям.

3.3.3    Базовый судовой двигатель семейства должен обладать такими особенностями, которые, по сравнению с другими двигателями семейства, обеспечивают наибольший уровень выбросов NOx.

3.3.4    На основании анализа результатов испытаний изготовитель может предложить перечень судовых дизельных двигателей - членов семейства и указать, какой из них создает наибольшие выбросы NOx и какой должен быть отобран для освидетельствования в качестве базового.

3.3.5    Регистр должен рассмотреть предложения изготовителя по выбору базового судового двигателя для освидетельствования и одобрить этот двигатель, либо предложить другой базовый судовой двигатель с целью обеспечения гарантии того, что все семейство соответствует нормам выбросов NOx.

3.3.6    Концепция семейства допускает регулировки как двигателя, так и его элементов, но только в пределах допусков, установленных изготовителем и зафиксированных в Техническом файле выбросов судового двигателя. Элемент не считается регулируемым, если он опломбирован изготовителем перед проведением освидетельствования.

3.3.7    Для согласования концепции семейства изготовитель должен представить Регистру доказательства того, что на предприятии проводились не-

обходимые испытания для применения этой концепции и выбора базового двигателя семейства, а также документально подтвердить стабильность технологии изготовления продукции. Необходимые испытания должны, как минимум, содержать результаты измерений влияния на выбросы NOx всех основных компонентов регулировок и рабочих параметров в зависимости от нагрузки двигателя. Эти испытания допускается проводить на исследовательских экспериментальных двигателях.

3.3.8 До одобрения семейства двигателей Регистр должен принять необходимые меры для проверки того, что предприняты надлежащие действия по обеспечению эффективного контроля за соответствием производственным требованиям. Эти меры могут включать (но не ограничиваться ими):

.1 связи между особо важными компонентами в отношении NOx или идентификационными номерами, предложенными для семейства двигателей, и номерами чертежей (и состояние их пересмотра, если применимо) этих компонентов;

.2 средства, с помощью которых Регистр сможет во время освидетельствования проверить, что чертежи, использованные для производства особо важных компонентов в отношении NOx, соответствуют чертежам, разработанным в качестве определяющих семейство двигателей;

.3 меры по контролю за пересмотром чертежей. Если изготовитель предложит пересмотр чертежей особо важных компонентов в отношении NOx, определяющих семейство двигателей, в течение всего срока эксплуатации двигателя, то будет необходимо убедиться, что система соответствия производственным требованиям имеет процедуры, которые должны быть приняты для случаев, в которых такой пересмотр повлияет или не повлияет на выбросы N0 . Эти процедуры должны охватывать присвоение номеров чертежам, влияние на маркировочные знаки особо важных компонентов в отношении NOx и положение о предоставлении пересмотренных чертежей Регистру, отвечающему за первоначальное одобрение семейства двигателей; если этот пересмотр может повлиять на выбросы NOx, должны быть указаны средства, принимаемые для оценки или проверки рабочих характеристик по сравнению с рабочими характеристиками базового двигателя, вместе с последующими действиями, предпринимаемыми в отношении информирования Регистра, и, если необходимо, объявлением нового базового двигателя до введения этих модификаций в эксплуатацию;

.4 выполнение процедур, обеспечивающих поставку для освидетельствованного двигателя любых запасных частей для особо важных компонентов в отношении NOx, которые должны быть указаны, как приведено в одобрен-

17

ном Техническом файле, и поэтому должны разрабатываться в соответствии с чертежами, определяющими семейство двигателей; или .5 эквивалентные меры, одобренные Регистром.

3.3.9 Принципы отбора семейства судовых двигателей.

3.3.9.1    Семейство судовых двигателей объединяется общностью основных конструктивных признаков, оказывающих влияние на выбросы NOx.

3.3.9.2    Изготовитель несет ответственность за правильный выбор признаков, объединяющих двигатели в семейство, из имеющейся номенклатуры. Для всех двигателей в рамках семейства должны быть общими следующие основные признаки (без детализации):

.1 тактность;

.2 охлаждающая среда (воздух, вода, масло);

.3 рабочий объем цилиндра;

.4 число и расположение цилиндров;

.5 наличие и способ наддува;

.6 тип топлива (легкое, тяжелое, двух видов);

.7 камера сгорания (открытая, разделенная);

.8 клапаны и окна, конфигурация и количество (в крышке, в стенке цилиндра);

.9 тип топливной системы:

раздельная (насос - трубопровод - форсунка),

рядный насос,

распределительная,

насос-форсунка,

газовый клапан;

.10 прочие особенности: рециркуляция ОГ, впрыск воды, эмульсии, наддув воздуха,

система охлавдения наддувочного воздуха, очистка ОГ,

восстановительный катализатор, окислительный катализатор, термический реактор, сажевый фильтр.

3.3.9.3    Если имеются другие признаки и особенности, способные существенно повлиять на выбросы NOx, то такие особенности должны быть выявлены и учтены при объединении двигателей в семейство.

3.3.10    Принципы выбора базового двигателя семейства.

3.3.10.1    Метод выбора базового двигателя для определения выбросов NOx должен быть предложен изготовителем и одобрен Регистром. Метод должен основываться на выборе двигателя, особенности и характеристики которого, известные из экспериментов, создают наиболее высокий удельный средневзвешенный выброс NOx, г/кВт-ч. Допускается выбор нескольких двигателей для представления семейства.

3.3.10.2    Выбор базового двигателя для контроля выбросов NOx должен основываться на следующих критериях (процесс выбора должен учитывать также сочетание этих основных критериев):

.1 главный критерий выбора - наивысшая скорость подачи топлива (по углу поворота коленчатого вала);

.2 дополнительные критерии выбора - более низкое давление наддува и большая скорость нарастания давления по углу поворота коленчатого вала в процессе сгорания топлива {d id).

3.3.10.3    Если двигатели, входящие в состав семейства, обладают другими признаками, способными существенно повлиять на выбросы NOx, то такие признаки должны быть учтены при выборе базового двигателя семейства.

3.3.11    Освидетельствование семейства судовых двигателей.

3.3.11.1    Документация на семейство судовых двигателей должна включать подготовленный изготовителем и одобренный Регистром перечень всех двигателей (и их технических условий), признанных единым семейством, с указанием ограничений в условиях их работы, комплектации и пределов регулирования.

3.3.11.2    По результатам стендовых испытаний базовому двигателю семейства должно быть выдано Международное свидетельство EIAPP, которое удостоверяет, что базовый двигатель соответствует нормам выбросов NOx.

3.3.11.3    Если базовый судовой двигатель семейства соответствовал всем критериям (см. 3.3.10.2), и подтверждается его соответствие нормам выбросов NOx, то результаты испытаний должны вноситься в Международные свидетельства EIAPP, выданные всем двигателям семейства.

3.3.11.4    Если два или более классификационных общества согласны признавать Международные свидетельства EIAPP друг друга, то все семейство судовых двигателей, освидетельствованное одним из этих обществ, должно быть признано другим, о чем делается запись в соглашении между этими обществами. Международное свидетельство, выпускаемое в соответствии с таким соглашением, должно быть признано как безусловное доказательство того, что все двигатели, включенные в Международное свидетельство EIAPP

19

на семейство, соответствуют требованиям норм выбросов NOx. В дальнейших доказательствах соответствия нормам выбросов нет необходимости, если установленный на судне двигатель не претерпел конструктивных изменений, а регулировки находятся в пределах, разрешенных Техническим файлом выбросов базового судового двигателя.

3.3.11.5 Если базовый двигатель семейства освидетельствован изготовителем в соответствии с альтернативным стандартом или по испытательным циклам, отличающимся от приведенных в приложении 1, то изготовитель должен доказать Регистру, что удельный средневзвешенный выброс NOx, полученный в результате этих испытаний, также соответствует нормам, как и в случае применения установленной настоящим Руководством испытательной процедуры. При этих условиях Регистр вправе выдать Международное свидетельство EIAPP

3.4 ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ГРУППЫ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

3.4.1    Концепция группы судовых дизельных двигателей в основном распространяется на главные судовые двигатели, выпускаемые малыми сериями. Обычно они требуют незначительных регулировок или конструктивных изменений при установке на судне для соответствия условиям эксплуатации. Однако эти изменения и регулировки не должны приводить к превышению норм выбросов NOx.

3.4.2    Концепция группы применяется с целью сокращения объема освидетельствования для получения Международного свидетельства EIAPP.

3.4.3    Как правило, концепция группы может быть применена к любому типу двигателей, имеющих одинаковые конструктивные особенности, указанные в 3.4.5. При этом допускаются регулировки или конструктивные изменения после завершения технического наблюдения за проведением испытаний на стенде в пределах и объеме, установленном изготовителем. Число двигателей в группе и выбор базового двигателя должны быть одобрены Регистром.

3.4.4    Заявка на применение концепции группы двигателей при их освидетельствовании, поданная изготовителем, должна быть рассмотрена Регистром. Если судовладелец при технической поддержке изготовителя двигателя или без нее решает произвести конструктивные изменения на ряде подобных двигателей, находящихся в эксплуатации, то он также может подать заявку на применение концепции группы при освидетельствовании этих двигателей.

Если заявку на освидетельствование двигателя подает сторона, не являющаяся изготовителем двигателей, то заявитель одобрения двигателя прини-

СОДЕРЖАНИЕ

Аббревиатуры, условные обозначения и символы...........................................5

1    Общие положения....................................................................................7

1.1    Назначение..................................................................................................7

1.2    Область применения..................................................................................7

1.3    Определения и пояснения.........................................................................8

2    Освидетельствование судовых дизельных двигателей

на заводе-изготовителе..........................................................................12

2.1    Правила освидетельствования судовых дизельных двигателей

на заводе-изготовителе............................................................................12

2.2    Техническая документация.....................................................................14

3    Применение концепций семейства или группы судовых

дизельных двигателей на заводе-изготовителе................................15

3.1    Общие положения....................................................................................15

3.2    Т ехническая документация.....................................................................15

3.3    Правила применения концепции семейства судовых

дизельных двигателей..............................................................................16

3.4    Правила применения концепции группы судовых

дизельных двигателей..............................................................................20

4    Техническое наблюдение за проведением испытаний судовых

дизельных двигателей на заводе-изготовителе на соответствие нормам выбросов NOx...........................................................................23

4.1    Общие положения....................................................................................23

4.2    Условия проведения испытаний.............................................................24

4.3    Топливо для испытаний...........................................................................28

4.4    Контролируемые параметры...................................................................28

4.5    Определение расхода отработавших газов............................................29

4.6    Допустимые погрешности измерений контролируемых

параметров...............................................................................................31

4.7    Анализаторы для определения концентраций газовых

компонентов..............................................................................................31

4.8    Периодичность калибровки приборов...................................................32

4.9    Проведение испытаний...........................................................................32

4.10    Отчет об испытаниях...............................................................................35

4.11    Данные для вычисления выбросов.........................................................35

4.12    Расчет выбросов.......................................................................................35

5    Освидетельствования дизельных двигателей на судне.................36

3

мает на себя ответственность изготовителя двигателей, как указано где-либо в настоящем Руководстве.

3.4.5    До первоначального одобрения группы двигателей, представленных двигателями серийного производства. Регистр должен принять необходимые меры для проверки того, что предприняты надлежащие действия по обеспечению эффективного контроля соответствия производственным требованиям. Требования 3.3.8 применяются к настоящей главе в той мере, в какой это целесообразно и практически возможно. Это требование может быть не обязательно для групп двигателей, образованных с целью модификации двигателей на судне после выдачи Свидетельства EIAPP.

3.4.6    Принципы отбора группы судовых двигателей.

3.4.6.1    Группа судовых двигателей может быть определена общими конструктивными признаками, дополняющими признаки семейства по 3.3.9.2.

3.4.6.2    Для двигателей, объединенных в группу, должны быть общими следующие дополнительные конструктивные признаки, существенно влияющие на характеристики выбросов NOx:

.1 диаметр и ход поршня;

.2 тип и конструктивные особенности систем наддува и выпуска ОГ (постоянного давления, импульсная);

.3 наличие и конструкция охладителя наддувочного воздуха;

.4 конструктивные особенности камеры сгорания, влияющие на выбросы N0 ;

X5

.5 конструктивные особенности топливной системы, плунжера и профиля кулака вала ТНВД, распылителя форсунки;

.6 максимальная (номинальная) цилиндровая мощность при максимальной (номинальной) частоте вращения.

Допустимый диапазон снижения номинальных параметров двигателей в составе группы должен быть заявлен изготовителем и одобрен Регистром.

3.4.6.3    Если не все признаки, перечисленные в 3.4.6.2, являются общими для двигателей группы, то они не могут рассматриваться как группа. Однако группа может быть признана при отсутствии общности по одному из признаков или условий, если изготовитель двигателей или судовладелец сумеет доказать Регистру, что такое разобщение не приведет к превышению норм выбросов NOx для всех двигателей данной группы.

3.4.7    Допустимые регулировки или конструктивные изменения двигателей, освидетельствуемых в рамках группы.

3.4.7.1 При освидетельствовании двигателей в рамках группы после испытаний базового двигателя на стенде допускаются незначительные регули-

21

5.1    Виды и методы освидетельствований....................................................36

5.2    Правила освидетельствований двигателя на судне..............................38

5.3    Процедуры проверки уровня выбросов NOx на судне..........................40

6    Освидетельствование дизельных двигателей на судне

на соответствие нормам выбросов NOx.............................................41

6.1    Объекты и методы освидетельствования...............................................41

6.2    Метод сверки параметров двигателя......................................................42

6.3    Метод упрощенных измерений...............................................................44

6.4    Метод непосредственных измерений и мониторинга..........................48

7    Освидетельствование существующего двигателя...........................49

Приложение 1. Нормы выбросов NOx и испытательные циклы...........50

Приложение 2. Технический файл (унифицированная форма,

разработанная Регистром).......................................................................54

Приложение 3. Отчет об испытаниях (образец формы).........................87

Приложение 4. Технические требования к анализаторам, правила

их эксплуатации и калибровки...............................................................92

Приложение 5. Допустимые погрешности измерений

контролируемых параметров ...............................................................108

Приложение 6. Схемы освидетельствования судовых дизельных

двигателей (см. 2.1.6 и 5.2.11 Руководства).........................................111

Приложение 7. Перечень проверок для метода сверки

параметров двигателя............................................................................114

4

АББРЕВИАТУРЫ, УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ И СИМВОЛЫ

В табл. 1-3 приведены аббревиатуры, условные обозначения и символы, использованные в Руководстве по применению положений Технического кодекса по контролю выбросов окислов азота из судовых дизельных двигателей1.

Таблица 1

Символы химических компонентов выбросов двигателя

Условное обозначение

Наименование

Условное обозначение

Наименование

с3н8

Пропан

NO

X

Окислы азота

NO

Окись азота

нс

Углеводороды

СО

Окись углерода

о,

Кислород

no2

Двуокись азота

н2о

Вода

со2

Двуокись углерода

Таблица 2

Аббревиатуры анализаторов для измерения газообразных выбросов двигателя

Аббревиатура

Термин

Аббревиатура

Термин

хлд

X емилю мине с це нтный

НПИД

Нагреваемый пламенно

(CLD)

детектор

(HFID)

ионизационный детектор

эхд

Электрохимиче ский

НДИК

Недисперсный инфракрасный

(ECS)

датчик

(NDIR)

детектор

пид

Пламенно

ПМД

Парамагнитный детектор

(FID)

ионизационный детектор

(PMD)

ФДИК

Инфракрасный детектор

УФД

Ультрафиолетовый детектор

(FTIR)

с преобразованием Фурье

(UVD)

НХЛД

Нагреваемый хемилюми

оцд

Датчик на основе двуокиси

(HCFD)

несцентный детектор

(ZRDO)

циркония

Таблица 3

Символы и условные обозначения терминов, используемых в формулах для метода

Символ

Термин

Размерность

1

2

3

сопс

EAF

г. '

Ffcb

Ffh

Концентрация

Фактор избытка воздуха (кг сухого воздуха на кг топлива)

То же, в эталонных условиях Лабораторный атмосферный фактор

Коэффициент состава топлива для расчета углеродного баланса Коэффициент состава топлива для пересчета концентраций при переходе отработавших газов из сухого во влажное состояние

млн-1; об. % кг/кг кг/кг

1 В дальнейшем - Руководство.

5

1

2

3

Ffd

Коэффициент состава топлива для расчета расхода сухих отработавших гатов

-

Ffw

То же, для расчета расхода влажных отработавших газов

-

^'airw

Массовый расход всасываемого влажного воздуха

кг/ч

^AIRD

То же, сухого воздуха

кг/ч

/-1

^EXHW

Массовый расход влажных отработавших газов

кг/ч

^FUEL

Массовый расход топлива

кг/ч

GAS

X

Удельный средневзвешенный выброс NOx

г/кВт-ч

vRtF

Эталонное значение абсолютной влажности (10,71 г/кг; для расчета NOx и поправочного коэффициента на влажность)

г/кг

H

Абсолютная влажность всасываемого воздуха

г/кг

HTCRAT

Отношение водород/углерод

моль/моль

i

Индекс индивидуального режима

-

y-

^HDIES

Поправочный коэффициент для NOx на влажность воздуха

-

Коэффициент пересчета для всасываемого атмосферного воздуха при переходе из сухого во влажное состояние

То же, для неразбавленных отработавших газов при измерении их состава

L

Процентное отношение крутящего момента к его максимальному значению при частоте вращения режима испытаний

%

Массовый выброс загрязняющего вещества

г/ч

P

a

Давление насыщенных водяных паров во всасываемом воздухе

кПа

pB

Полное барометрическое давление

кПа

p

s

Давление сухого воздуха (атмосферного)

кПа

p

Мощность тормозная, нескорректированная по ИСО 3046

кВт

PAuX

Заявленная мощность вспомогательных механизмов, устанавливаемых только для испытаний, но не требующихся на борту судна

кВт

P,

Максимальная измеренная или заявленная мощность при частоте вращения в условиях испытаний на стенде

кВт

R

a

Относительная влажность всасываемого воздуха

%

S

Показание нагружающего устройства

кВт

T

a

Абсолютная температура всасываемого воздуха

К

T

1 Dd

Абсолютная температура точки росы

К

T

sc

Температура воздуха за охладителем

К

T ,

ref

Эталонная температура (для воздуха на сгорание - 298 К)

К

T

SCRef

Эталонная температура воздуха за охладителем

К

V

AIRD

Объемный расход всасываемого сухого воздуха

м3

V

AIRW

То же, влажного воздуха

м3

V

EXHD

Объемный расход сухих отработавших газов

м3

V

EXHW

То же влажных газов

м3

Весовой коэффициент режима

-

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 НАЗНАЧЕНИЕ

1.1.1    Настоящее Руководство устанавливает порядок, методы и объем освидетельствования Российским морским регистром судоходства1 судовых дизельных двигателей на соответствие их международным нормам выбросов окислов азота (NOx). Техническое наблюдение за судовыми дизельными двигателями охватывает как процесс их изготовления на заводах-изготовителях, так и эксплуатацию двигателей на судах. Нормы выбросов NOx установлены правилом 13 Приложения VI к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г, измененной Протоколом 1978 г к ней2 и приведены в приложении 1 к Руководству. При положительных результатах освидетельствования Регистром выдается Международное свидетельство по предотвращению загрязнения атмосферы двигателем (EIAPP) с Дополнением (формы 2.4.40 и 2.4.41).

1.1.2    Требования настоящего Руководства соответствуют Техническому кодексу по контролю выбросов окислов азота из судовых дизельных двигателей3, принятому 10 октября 2008 года резолюцией ИМО МЕРС. 177(58).

1.2 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.2.1    Руководство применяется;

.1 к двигателям мощностью более 130 кВт, установленным на судне;

.2 к двигателям мощностью более 130 кВт, которые подверглись «существенному переоборудованию» 1 января 2000 г. или после этой даты, за исключением случаев, когда продемонстрировано, что такой двигатель является идентичной заменой двигателя, который он заменяет.

1.2.2    Руководство не распространяется;

.1 на аварийные дизельные двигатели;

.2 дизельные двигатели спасательных шлюпок;

.3 дизельные двигатели, приводящие оборудование, используемое исключительно в аварийных ситуациях;

1    В дальнейшем - Регистр.

2    В дальнейшем - Конвенция МАРПОЛ 73/78.

3    В дальнейшем - Технический кодекс по NOx.

7

.4 дизельные двигатели, установленные на судах, занятых в рейсах исключительно в пределах вод, находящихся под юрисдикцией государства, под флагом которого судно имеет право плавать, при условии, что такие двигатели подпадают под альтернативный контроль выбросов NOx, установленный Регистром.

1.3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

Администрация - правительство государства, под юрисдикцией которого действует судно (см. статью 2(5) Конвенции МАРПОЛ 73/78).

Базовый судовой дизельный двигатель для определения выбросов NOx- судовой дизельный двигатель, обладающий совокупностью характерных признаков семейства или группы (см. 3.3 и 3.4), имеющий наибольшие выбросы NOx.

Весовой коэффициент режима и с п ыт ан и й (Л^)-услов-ная величина, отражающая статистическую долю времени работы дизельного двигателя данного назначения в эксплуатации на данном режиме и принятая международным стандартом ИСО 8178. Значения WF приведены в табл. 2.2, 2.4, 2.5 и 2.6 приложения 1.

Влажные отработавшие газы - отработавшие газы1, влаш-содержание которых соответствует полному составу продуктов сгорания топлива.

Влажный воздух - атмосферный воздух, используемый для сгорания топлива, влагосодержание которого соответствует атмосферным условиям во время проведения испытаний.

Выбросы NOx - массаNOx, поступающих в атмосферу с ОГ в единицу времени.

Журнал регистрации параметров судового дизельного двигателя - документ для записи всех изменений параметров дизельного двигателя, включая компоненты и регулировки, которые могут влиять на выбросы NOx.

Изготовитель двигателя - юридическое лицо, которое обратилось с заявкой на освидетельствование двигателя.

Испытательный цикл - совокупность фиксированных по частоте вращения и мощности режимов работы дизельного двигателя на стенде.

устанавливаемых в соответствии с его назначением и реализуемых в процессе испытаний (см. приложение 1), для вычисления удельного средневзвешенного выброса NOx.

Компоненты - запасные части, которые влияют на характеристику выброса NOx и идентифицированы их конструкцией (номером).

Концентрация окислов азота NOx (приведенных к N О 7) - объемная доля в отработавших газах всех окислов азота, которую они занимали бы при трансформировании в эквивалентный объем двуокиси азота NO?, в об. %.

Международное свидетельство EIAPP -Международное свидетельство по предотвращению загрязнения атмосферы двигателем.

Международное свидетельство IAPP - Международное свидетельство о предотвращении загрязнения атмосферы.

Номинальная мощность - максимальная длительная эффективная мощность, указанная в фирменной маркировке и Техническом файле выбросов судового двигателя.

Номинальная частота вращения - частота вращения коленчатого вала в минуту, при которой достигается номинальная мощность, указанная в фирменной маркировке и Техническом файле выбросов судового дизельного двигателя.

Одобренное средство - средство для конкретного двигателя или диапазона двигателей, которое, будучи применено к двигателю, обеспечит соответствие двигателя применимому пределу NOx, как подробно изложено в правиле 13.7 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ 73/78. Одобренными средствами могут быть необходимые регулировки двигателя или установка комплекта оборудования для модернизации двигателя.

Окислы азота - смесь различных окислов азота, образовавшихся в процессе горения топлива в цилиндре двигателя, обозначаемая символом N0 .

X

Отработавшие газы - смесь продуктов полного сгорания топлива, избыточного воздуха и различных микропримесей (как газообразных, так и в виде жидких и твердых частиц), поступающая из цилиндров дизельного двигателя в его выпускную систему и далее в атмосферу.

Процедуры проверки выбросов NOx на судне - процедуры, которые должны быть использованы при первоначальном или периодическом освидетельствованиях для проверки соответствия требованиям настоящего Руководства, определяемые изготовителем дизельного двигателя и одобренные Регистром.

9

Рабочие параметры - параметры работы судового двигателя из машинного журнала, которые влияют на характеристику выброса NOx и зависят от нагрузки.

Регулировки - состояние (настройка) регулируемых элементов, влияющих на характеристику выброса NOx в пределах допусков, разрешенных Техническим файлом выбросов судового двигателя.

Судовой дизельный двигатель - поршневой дизельный двигатель внутреннего сгорания, работающий на жидком или на двух видах топлива (по газодизельному циклу), подчиняющийся правилу 13 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ 73/78, включая форсирующую компаундную систему, если таковая применяется.

Если предполагается обычная работа двигателя на газовом топливе, т. е. в основном на газовом топливе и лишь малом количестве вспомогательного жидкого топлива, требования правила 13 Приложения VI к Конвенции МАРПОЛ 73/78 должны выполняться только для этого режима работы. Предоставляется изъятие в отношении работы на чистом жидком топливе в результате ограниченной подачи газа в случаях неисправностей для выполнения рейса в следующий соответствующий порт с целью устранения неисправности.

Сухие отработавшие газы (О Г) - ОГ, влаго содержание которых меньше или соответствует равновесному при Т = 298 К и атмосферном давлении 101,3 кПа.

Сухой воздух - атмосферный воздух, используемый для сгорания топлива, в котором отсутствуют пары воды.

Существенные конструктивные изменения в судовом дизельном двигателе означают:

.1 для двигателей, установленных на судах, киль которых заложен, или которые находились в подобной стадии постройки 1 января 2000 г. или после этой даты, - изменения, которые могут стать потенциальной причиной превышения нормы выбросов NOx, указанной в приложении 1. Обычные замены компонентов запасными частями по спецификации Технического файла выбросов судового двигателя (см. 2.1.11), которые не изменяют характеристик выбросов, не считаются существенными конструктивными изменениями независимо от того, одна или более частей заменены;

.2 для двигателей, установленных на судах, киль которых заложен, или которые находились в подобной стадии постройки до 1 января 2000 г., - изменения, которые при модернизации двигателей после 1 января 2000 г. могут привести к превышению нормы выбросов NOx, указанной в приложении 1. Характерными примерами таких изменений могут служить: изменение кон-

1

В дальнейшем - ОГ.