Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

90 страниц

495.00 ₽

Купить НД 2-030101-026 — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Положения настоящего Руководства применяются при освидетельствованиях судов и судового оборудования на соответствие требованиям приложений к МАРПОЛ 73/78 и резолюций ИМО с учетом унифицированных интерпретаций ИМО и МАКО.

  Скачать PDF

Оглавление

Часть I. Положения по техническому наблюдению

1 Общие положения

2 Освидетельствования

3 Техническая документация

Часть II. Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения нефтью

1 Определения и пояснения

2 Виды и объем освидетельствований

3 Требования МАРПОЛ 73/78 к нефтеналивным судам

4 Расчет условных повреждений корпуса нефтеналивных судов и предполагаемого вылива нефти

5 Сепараторы на 15 млн

6 Сигнализаторы на 15 млн

7 Устройство автоматического прекращения сброса

8 Система автоматического замера, регистрации и управления сбросом нефти

9 Приборы для определения границы раздела «нефть-вода»

10 Системы перекачки, сдачи и сброса нефтесодержащих смесей

11 Сборные танки

12 Другие средства для удаления нефтяных остатков (шлама)

13 Защита топливных танков судов

14 Применение требований Приложения 1 к МАРПОЛ 73/78 к ПБУ, МСП и ПНК

15 Применение требований Приложения 1 к МАРПОЛ 73/78 к нефтеналивным судам валовой вместимостью менее 150 и иным судам валовой вместимостью менее 400 во всех районах

Часть III. Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом

1 Определения и пояснения

2 Виды и объем освидетельствований

3 Конструкции судов для перевозки вредных жидких веществ наливом

4 Требования нормативных документов к оборудованию судов для перевозки вредных жидких веществ наливом

5 Перевозка растительных масел

6 Требования нормативных документов к оборудованию судов, не являющихся химовозами

Часть IV. Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения сточными водами

1 Определения и пояснения

2 Виды и объем освидетельствований

3 Оборудование для сбора, хранения, обработки и сброса сточных вод

4 Контрольно-измерительные устройства

5 Применение требований Приложения IV к МАРПОЛ 73/78 к судам, не совершающим международных рейсов

Часть V. Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения мусором

1 Общие положения

2 Оборудование и устройства для сбора, хранения и переработки мусора

Часть VI. Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы8

1 Общие положения

2 Контроль за выбросами с судов

3 Требования нормативных документов к ПБУ МСП и ПНК

Показать даты введения Admin

РОССИЙСКИЙ МОРСК1Й РЕГИСТР СУД1Х1ДСТКА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 15.11.10

РУКОВОДСТВО

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ 73/78

НД N2-030101-026

Санкт-Петербург

2010

Руководство по применению положений Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г, измененной протоколом 1978 г к ней, (МАРПОЛ 73/78) утверждено в соответствии с действующим положением и вступает в силу с 1 декабря 2010 года.

Настоящее Руководство составлено на основе положений Приложений I, II, IV, V и VI к МАРПОЛ 73/78 с учетом поправок, резолюций, циркуляров и унифицированных интерпретаций ИМО и МАКО, а также с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

Руководство предназначено для инспекторского состава, экипажей судов и судовладельцев.

ISBN 978-5-89331-125-9 © Российский морской регистр судоходства, 2010

или замена были произведены качественно, что применяемый материал и результаты такого ремонта или замены во всех отношениях удовлетворительны, и что судно во всех отношениях отвечает применимым к нему требованиям.

2.1.2    В части предотвращения загрязнения вредными жидкими веществами, перевозимыми наливом, каждое судно, перевозящее эти вещества, подлежит перечисленным ниже освидетельствованиям:

.1 первоначальному освидетельствованию в соответствии с 2.1Л Л;

.2 очередному (для возобновления свидетельства) освидетельствованию в соответствии с 2.1 Л .2, за исключением тех случаев, когда применимы правила 10.2, 10.5, 10.6 или 10.7 Приложения II к МАРПОЛ 73/78;

.3 промежуточному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.3;

.4 ежегодному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.4, чтобы удостовериться, что конструкция, оборудование, системы, устройства и материалы содержатся в соответствии с пунктом 3 правила 8 Приложения II к МАРПОЛ 73/78;

.5 внеочередному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.5, в зависимости от обстоятельств, которое должно проводиться в ходе ремонта в результате обследований, предписанных в пункте 3.3 правила 8 Приложения II к МАРПОЛ 73/78.

2.1.3    В части предотвращения загрязнения сточными водами каждое судно, совершающее международные рейсы, валовой вместимостью 400 и более, а также каждое судно, совершающее международные рейсы, валовой вместимостью менее 400, на котором разрешена перевозка более 15 человек, в соответствии с правилом 4 Приложения IV к МАРПОЛ 73/78 подлежит перечисленным ниже освидетельствованиям:

.1 первоначальному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.1 в объеме требований, предъявляемых к судну в соответствии с Приложением IV к МАРПОЛ 73/78;

.2 очередному (для возобновления свидетельства) освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.2, за исключением тех случаев, когда применимы правила 8.2, 8.5, 8.6 или 8.7 Приложения IV к МАРПОЛ 73/78;

.3 внеочередному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.5.

2.1.4    В части предотвращения загрязнения мусором каждое судно подлежит освидетельствованиям в соответствии с 2.1.1.1, 2.1.1.2, 2.1.1.4 и 2.1.1.5.

2.1.5    В части предотвращения загрязнения атмосферы каждое судно валовой вместимостью 400 и более, а также кавдая ПБУ, МСП и каждый ПНК подлежат перечисленным ниже освидетельствованиям в соответствии с Резолюцией МЕР С. 13 2(53):

.1 первоначальному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1Л;

.2 очередному (для возобновления свидетельства) освидетельствованию через промежутки времени, не превышающие 5-ти лет, за исключением тех случаев, когда применимы правила 9.2, 9.5, 9.6 или 9.7 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78. Это освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что конструкция, оборудование, системы, устройства и материалы судна полностью удовлетворяют применимым к ним требованиям;

.3 промежуточному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.3;

.4 ежегодному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.4, чтобы удостовериться, что конструкция, оборудование, системы, устройства и материалы содержатся в соответствии с пунктом 4 правила 5 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78;

.5 внеочередному освидетельствованию в соответствии с 2.1.1.5, в зависимости от обстоятельств, которое должно производиться в ходе ремонта в результате обследований, предписанных в пункте 4 правила 5 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78.

2.1.6 В части предотвращения загрязнения атмосферы двигателем каждый двигатель, на который распространяются требования правила 13 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78, подлежит перечисленным ниже освидетельствованиям:

.1 первичному освидетельствованию на заводе-изготовителе в соответствии с Техническим кодексом по NOx и разработанным на его основе Руководством по применению положений Технического кодекса по контролю выбросов окислов азота из судовых дизельных двигателей;

.2 после монтажа на судне каждый двигатель, имеющий Международное свидетельство по предотвращению загрязнения атмосферы двигателем (форма 2.4.40) с Дополнением (форма 2.4.41), должен быть подвергнут первоначальному освидетельствованию до его ввода в эксплуатацию. Результат этого освидетельствования является основанием (в части выполнения требований правила 13 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78) для выдачи Международного свидетельства о предотвращении загрязнения атмосферы (форма 2.4.6) при первоначальном освидетельствовании судна на соответствие Приложению VI к МАРПОЛ 73/78;

.3 очередным, промежуточным и ежегодным освидетельствованиям, которые проводятся как часть освидетельствований судна, требуемых правилом 5 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78, для того, чтобы убедится, что двигатель продолжает полностью удовлетворять положениям правила 13 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78 и Технического кодекса по NOx.

2.1.7 После проведения любого вышеуказанного освидетельствования не допускается производить без санкции Регистра никакие изменения в конструкции, оборудовании, системах, устройствах и материалах, подлежащих освидетельствованиям.

2.2 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

2.2.1 Объем освидетельствований и интервалы между ними приведены в табл. 2.2.1. Освидетельствования, указанные в пункте 1 табл. 2.2.1, проводятся с учетом соответствующей Унифицированной интерпретации МАКО МРС96 (Apr. 2009), изложенной в Приложении к Правилам классификации и постройки морских судов «Унифицированные интерпретации Международной ассоциации классификационных обществ» (публикуется в электронном виде отдельным изданием).

Таблица 2.2.1

Условные обозначения:

О - осмотр с обеспечением, при необходимости, доступа, вскрытия или демонтажа;

С - наружный осмотр;

М - замеры износов, зазоров, сопротивления изоляции и т. п.;

Н - испытания давлением (гидравлические, пневматические);

Р - проверка в действии механизмов, оборудования и устройств, их наружный осмотр;

Е - проверка наличия действующих документов и/или клейм о поверке контрольных приборов соответствующими компетентными органами, если они подлежат таковой.

Объект освидетельствования

Освидетельствование судна

первоначальное

ежегодное

промежуточное

очередное

1

2

3

4

5

6

1 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения нефтью

1.1

Танки (изолированного балласта, отстойные, грузо

ОН

ОМН

вые, топливные, сборные нефтяных остатков (шлама)

и нефтесодержащих льяльных вод)

1.2

Система мойки танков сырой нефтью

ОНР

Р

Р

ОНР

1.3

Сепаратор на 15 млн'1

ОР1

Р1

Р1

ОМНР1

1.4

Сигнализатор на 15 млн'1

ЕМР

МР

МР

ЕМР

1.5

Устройство автоматического прекращения сброса

ОР

Р

Р

ОР

13

Продолжение табл. 2.2.1

1

2

3

4

5

6

1.6

Стандартное сливное соединение

С

С

С

С

1.7

Система автоматического замера, регистрации и управления сбросом балластных и промывочных вод

ОМР

МР

МР

ОМР

1.8

Прибор для определения содержания нефти

ЕМР

МР

МР

ЕМР

1.9

Приборы для определения границы раздела «нефть-вода» в отстойных танках

ЕМР

МР

МР

ЕМР

1.10

Система перекачки и сдачи нефтесодержащих льяль-

ОНР

р

р

ОНР

ных вод

1.11

Система перекачки, сдачи и сброса нефтяных остатков (шлама)

ОНР

р

р

ОНР

1.12

Контрольно-измерительные приборы

Е

Е

Е

Е

2 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения вредными жидкими ве-

ществами, перевозимыми наливом

2.1

Танки (изолированного балласта, отстойные, грузовые)

ОН

ОМН

2.2

Насосы, трубопроводы, устройства для выгрузки груза и обеспечения зачистки танков

ОР

Р

Р

ОМР

2.3

Вентиляционное оборудование для удаления остатков

ОМР

Р

Р

ОМР

груза

2.4

Оборудование для мойки танков

ОНР

Р

Р

ОНР

2.5

Контрольно-измерительные приборы

Е

Е

Е

Е

3 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения сточными водами

3.1

Установка для обработки сточных вод

ОР2

ОМР2

3.2

Система для измельчения и обеззараживания сточ

ОР

ОМР

ных вод

3.3

Сборные цистерны

О

ОМ

3.4

Система сдачи и сброса сточных вод

ОР

ОР

3.5

Стандартное сливное соединение

С

С

3.6

Контрольно-измерительные приборы

Е

Е

4 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения мусором

4.1

Установка для сжигания мусора (инсинератор)

ОР

Р

Р

ОМР

4.2

Устройства для обработки мусора

ОР

Р

ОР

4.3

Устройства для сбора мусора

С

С

С

4.4

Контрольно-измерительные приборы

Е

Е

Е

5 Оборудование и устройства по предотвращению загрязнения атмосферы

5.1

Двигатели, на которые распространяется правило 13 Приложения VI к МАР ПОЛ 73/78

ОМР

ОМ

ОМ

ОМ

5.2

Устройства для перевода работы двигателей на низко

ОР

Р

Р

ОР

сернистое топливо

1

2

3

4

5

6

5.3

Система очистки выхлопных газов для уменьшения выбросов SOx

ОМР

Р

Р

ОМР

5.4

Одобренное средство для обеспечения соответствия двигателя применимому пределу выбросов NOx

ОМР

Р

Р

ОМР

5.5

Система сбора паров летучих органических соединений

ОР

Р

Р

ОР

5.6

Инсинераторы

ОМР

Р

Р

ОМР

5.7

Контрольно-измерительные приборы

Е

Е

Е

Е

1    При ежегодных освидетельствованиях судов под флагом РФ предоставляются результаты анализа проб, проведенного признанной лабораторией. При первоначальном и очередных освидетельствованиях судов под любым флагом отбор проб производится в присутствии инспектора Регистра с последующим предоставлением результатов анализа проб, произведенного признанной лабораторией.

2    При первоначальном и очередных освидетельствованиях судов под флагом РФ представляется заключение органов государственного санитарного надзора о соответствии установок требованиям Приложения IV к МАРПОЛ 73/78.

2.3 ВЫДАВАЕМЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

2.3Л По поручению администраций и по результатам первоначальных освидетельствований судов или освидетельствований для возобновления свидетельств, а также первичных освидетельствований двигателей Регистр выдает следующие документы:

Л Международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью (форма 2.4.5) каждому нефтеналивному судну валовой вместимостью 150 и более с Дополнением (форма 2.4.26) и каждому иному судну валовой вместимостью 400 и более с Дополнением (форма 2.4.20), которые совершают рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других сторон МАРПОЛ 73/78;

.2 Международное свидетельство о предотвращении загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом (форма 2.4.7) каждому судну, предназначенному для перевозки вредных жидких веществ наливом (за исключением веществ, перечисленных в главе 17 Кодекса МХК) и совершающему рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других сторон МАРПОЛ 73/78;

.3 Международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами (форма 2.4.9) каждому судну валовой вместимостью 400 и более и каждому судну валовой вместимостью менее 400, на котором раз-

15

решена перевозка более 15 человек, которые совершают рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других сторон МАРПОЛ 73/78;

.4 Свидетельство о соответствии оборудования и устройств судна требованиям Приложения V к МАРПОЛ 73/78 (форма 2.4Л5) каждому судну, совершающему рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других сторон МАРПОЛ 73/78;

.5 Международное свидетельство о предотвращении загрязнения атмосферы (форма 2.4.6) с Дополнением (форма 2.4.23) каждому судну валовой вместимостью 400 и более, совершающему рейсы в порты или к удаленным от берега терминалам, находящимся под юрисдикцией других сторон МАРПОЛ 73/78;

.6 Международное свидетельство по предотвращению загрязнения атмосферы двигателем (форма 2.4.40) с Дополнением (форма 2.4.41) каждому двигателю, на который распространяются требования правила 13 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78, и установленному на судне, которое совершает международные рейсы, вне зависимости от валовой вместимости судна на весь срок эксплуатации этого двигателя.

3 ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

3.1 При первоначальных освидетельствованиях судов на соответствие требованиям МАРПОЛ 73/78 должна быть проведена проверка наличия на судне всей требуемой документации в соответствии с 19.7.5, 19.7.6, 19.8.3, 19.9.3, 19.10.3 и 19.13.3 части V «Техническое наблюдение за постройкой судов» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов (в зависимости от того, что применимо).

В дополнение к вышеуказанному на судне также необходимо проверить наличие следующей документации;

Л одобренной документации по эксплуатационным методам и балластировке для нефтеналивных судов со специальной балластировкой (если применимо);

.2 Инструкции пользователя системы быстрого доступа к компьютеризированным береговым программам расчета остойчивости в поврежденном состоянии и остаточной конструктивной прочности. Договора с береговым центром выполнения расчетов аварийной остойчивости и остаточной конструктивной прочности, а также копии Свидетельства о соответствии пред-

приятия (форма 7.1.27) этого берегового центра (для нефтеналивных судов дедвейтом 5000 т и более);

.3 Журнала озоноразрушающих веществ (если применимо);

.4 одобренного Руководства по эксплуатации системы очистки выхлопных газов для уменьшения выбросов SOx (схема А) (если применимо);

.5 одобренного Руководства по эксплуатации системы очистки выхлопных газов для уменьшения выбросов SOx (схема В) (если применимо);

.6 копии Свидетельства о соответствии выбросов SOx/ Свидетельства об одобрении устройства систем очистки выхлопных газов (форма 2.4.42) (если применимо);

.7 одобренного Руководства по мониторингу выбросов SOx на судне (если применимо);

.8 одобренного Плана соответствия району ограничения выбросов SOx (при использовании системы очистки выхлопных газов для уменьшения выбросов SOx);

.9 процедуры выполнения операции по подготовке судовой топливной системы для работы на низко сернистом топливе с содержанием серы в соответствии с правилом 14.4 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78 при входе в район контроля выбросов SOx и соответствующего судового журнала для регистрации количества низко сернистого топлива в каждом танке, а также даты, времени и местонахождения судна в момент завершения вышеуказанной операции;

.10 Плана управления летучими органическими соединениями (для нефтеналивных судов, перевозящих сырую нефть, если применимо);

.11 Инструкции по эксплуатации системы выдачи паров груза (для нефтеналивных судов, если применимо);

.12 одобренного Плана операций по перекачиванию нефтяного груза с судна на судно (для нефтеналивных судов с 1 января 2011 года, если применимо);

.13 программы и результатов испытаний для определения количества остатков в грузовых танках, насосах и присоединенных трубопроводах судов, на которых допускается перевозка вредных жидких веществ наливом.

3.2 При очередных, ежегодных и промежуточных освидетельствованиях судов на соответствие требованиям МАРПОЛ 73/78 должна быть проведена проверка наличия на судне документации в соответствии с 3.1, а также следующей документации;

.1 Удостоверения соответствия согласно положениям системы оценки состояния (СОС) (для нефтеналивных судов, если применимо);

17

.2 полного комплекта актов предыдущих освидетельствований, включая результаты замеров размеров связей корпуса, записи о проведенных ремонтах, а также Акта освидетельствования нефтеналивного судна в рамках системы оценки состояния (СОС);

.3 журналов регистрации параметров судовых двигателей, подпадающих под требования Технического кодекса по NOx;

.4 накладных на поставку бункерного топлива.

18

ЧАСТЬ II. КОНСТРУКЦИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ И УСТРОЙСТВА СУДОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НЕФТЬЮ

1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.1 В настоящей части приняты следующие определения и пояснения.

Бортовой танк - любой танк, примыкающий к бортовой обшивке судна.

Водоизмещение судна порожнем - водоизмещение судна в метрических тоннах без груза, топлива, смазочных масел, балластной, пресной и котельной питательной воды в танках, расходных материалов, продовольствия, а также экипажа, пассажиров и их багажа.

Дедвейт (DW) - разность между водоизмещением судна по грузовую ватерлинию, соответствующую назначенному летнему надводному борту в воде с плотностью 1,025 т/м3, и водоизмещением порожнем.

Длина (L) - длина, равная 96 % полной длины судна по ватерлинии, проходящей на высоте, отмеренной от верхней кромки киля и равной 85 % наименьшей теоретической высоты борта, или длина судна от передней кромки форштевня до оси бал л ер а руля по той же ватерлинии, если эта длина больше. На судах, спроектированных с дифферентом, ватерлиния, по которой измеряется их длина, должна быть параллельна конструктивной ватерлинии. Длина (L) измеряется в метрах.

Ежегодная дата - день и месяц каждого года, которые будут соответствовать дате истечения срока действия Международного свидетельства о предотвращении загрязнения нефтью.

Жидкое топливо- тяжелые дистилляты или остатки сырой нефти, или смеси таких материалов, предназначенные для использования в качестве топлива для производства теплоты или энергии, качество которых эквивалентно спецификациям, приемлемым для ИМО.

Значительное переоборудование - переоборудование судна:

которое существенно изменяет размерения или грузовместимость судна; или

которое изменяет тип судна; или

цель которого, по мнению Администрации, заключается в значительном продлении срока службы судна; или

19

которое изменяет судно иным образом, но в такой степени, что, если бы оно являлось новым судном, оно подпадало бы под действие соответствующих положений МАРПОЛ 73/78, не применимых к нему как к существующему судну.

Несмотря на положения данного определения:

переоборудование нефтеналивного судна дедвейтом 20 ООО т и более, поставленного 1 июня 1982 года или до этой даты, как оно определено в правиле 1.28.3 Приложения I к МАРПОЛ 73/78, которое выполняется для того, чтобы судно отвечало требованиям правила 18 указанного Приложения, не рассматривается как значительное для целей указанного Приложения;

переоборудование нефтеналивного судна, поставленного до 6 июля 1996 года, как оно определено в правиле 1.28.5 Приложения! кМАРПОЛ 73/78, которое выполняется для того, чтобы судно отвечало требованиям правила 19 или правила 20 указанного Приложения, не рассматривается как значительное для целей указанного Приложения;

изменения или модификации, требуемые для перемещения существующего ПНК (FPSO, FPO или FSO) на другой участок, не рассматриваются как значительное переоборудование для целей Приложения I к МАРПОЛ 73/78.

Изолированный балласт - балластная вода, принятая в танк, который полностью отделен от грузовой и топливной систем и предназначен только для перевозки балласта либо балласта или грузов, не являющихся нефтью или вредными жидкими веществами.

Комбинированное судно - судно, предназначенное для перевозки или нефти наливом, или твердых грузов навалом.

Мгновенная интенсивность сброса нефти - интенсивность сброса нефти в литрах в час в любой момент, деленная на скорость судна в узлах в тот же момент (определение не применимо к FPSO/FSO в месте эксплуатации, поскольку это определение применяется, когда судно находится в пути).

Мидель судна - середина длины судна L.

Нефтеналивное судно - судно, построенное или приспособленное главным образом для перевозки нефти наливом в своих грузовых помещениях. Нефтеналивным судном также является комбинированное судно и любое «наливное судно для перевозки вредных жидких веществ», определение которому дано в части III «Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом», и любой газовоз, который определен в правиле 3.20 главы II-1 Конвенции СОЛАС 1974 года (с поправками), если он перевозит в

СОДЕРЖАНИЕ

Часть I. Положения по техническому наблюдению.................................7

1    Общие положения.............................................................................7

1.1    Область применения.........................................................................7

1.2    Определения и пояснения................................................................8

2    Освидетельствования......................................................................10

2.1    Виды освидетельствований............................................................10

2.2    Объем освидетельствований..........................................................13

2.3    Выдаваемые свидетельства............................................................15

3    Техническая документация............................................................16

Часть II. Конструкция, оборудование и устройства судов

по предотвращению загрязнения нефтью................................19

1    Определения и пояснения..............................................................19

2    Виды и объем освидетельствований.............................................26

3    Требования МАРПОЛ 73/78 к нефтеналивным судам.................27

3.1    Танки изолированного балласта....................................................27

3.2    Отстойные танки.............................................................................29

3.3    Грузовые танки................................................................................30

3.4    Система мойки танков сырой нефтью...........................................31

3.5    Требования Приложения I к МАРПОЛ 73/78

к двойному корпусу нефтеналивных судов..................................31

4    Расчет условных повреждений корпуса

нефтеналивных судов и предполагаемого вылива нефти............33

5    Сепараторы на 15 млн'1...................................................................34

5.1    Общие положения...........................................................................34

5.2    Технические требования нормативных доку ментов....................34

6    Сигнализаторы на 15 млн'1.............................................................38

6.1    Общие положения...........................................................................38

6.2    Технические требования нормативных доку ментов....................38

7    Устройство автоматического прекращения сброса......................40

8    Система автоматического замера, регистрации и управления

сбросом нефти.................................................................................40

8.1    Общие положения...........................................................................40

8.2    Технические требования нормативных доку ментов....................41

8.3    Прибор для определения содержания нефти................................42

9    Приборы для определения границы раздела «нефть-вода»........43

3

качестве груза или части груза нефть наливом (FPSO и FSO в данное определение не включаются).

Нефтеналивное судно для перевозки сырой нефти - нефтеналивное судно, занятое в перевозке сырой нефти.

Нефтеналивное судно категории 1 - нефтеналивное судно дедвейтом 20000 т и более, перевозящее в качестве груза сырую нефть, жидкое топливо, тяжелое дизельное топливо или смазочное масло; и дедвейтом 30000 т и более, перевозящее нефть, иную чем указанная выше, который не отвечает требованиям относительно нефтеналивных судов, поставленных после 1 июня 1982 года, определение которым дано ниже.

Нефтеналивное судно категории 2 - нефтеналивное судно дедвейтом 20000 т и более, перевозящее в качестве груза сырую нефть, жидкое топливо, тяжелое дизельное топливо или смазочное масло; и дедвейтом 30000 т и более, перевозящее нефть, иную чем указанная выше, который отвечает требованиям относительно нефтеналивных судов, поставленных после 1 июня 1982 года, определение которым дано ниже.

Нефтеналивное судно категории 3 - нефтеналивное судно дедвейтом 5000 т и более, но менее, чем указано выше для нефтеналивных судов категории 1 или 2.

Нефтеналивное судно, поставленное 1 июня 1 982 года или до этой д ат ы - нефтеналивное судно:

контракт на постройку которого заключен 1 июня 1979 года или до этой даты; или

киль которого заложен, или которое находилось в подобной стадии постройки 1 января 1980 года или до этой даты при отсутствии контракта на его постройку; или

поставка которого осуществлена 1 июня 1982 года или до этой даты; или которое подверглось значительному переоборудованию на дату заключения контракта или начала строительных работ или окончания этих работ, или до этих дат, соответствующих вышеуказанным датам при постройке соответственно.

Нефтеналивное судно, поставленное после 1 июня 1982 года - нефтеналивное судно:

контракт на постройку которого заключен после 1 июня 1979 года; или киль которого заложен, или которое находилось в подобной стадии постройки после 1 января 1980 года при отсутствии контракта на его постройку; или

поставка которого осуществлена после 1 июня 1982 года; или

21

10    Системы перекачки, сдачи и сброса

нефтесодержащих смесей..............................................................44

10.1    Общие положения...........................................................................44

10.2    Требования нормативных документов к системам перекачки,

сдачи и сброса нефтесодержащих смесей....................................44

11    Сборные танки.................................................................................47

11.1    Танки нефтесодержащих льяльных вод........................................47

11.2    Танки нефтяных остатков (шлама)................................................47

11.3    Конструкция и оборудование сборных танков.............................50

12    Другие средства для удаления нефтяных

остатков (шлама).............................................................................51

13    Защита топливных танков судов....................................................52

13.1    Определения и пояснения..............................................................52

13.2    Требования нормативных документов к топливным танкам

и их трубопроводам.........................................................................52

14    Применение требований Приложения I к МАРПОЛ 73/78

кПЬУ МСП иПНК.........................................................................55

15    Применение требований Приложения I к МАРПОЛ 73/78 к нефтеналивным судам валовой вместимостью менее 150 и иным судам валовой вместимостью менее 400

во всех районах................................................................................56

Часть III. Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом............................................58

1    Определения и пояснения..............................................................58

2    Виды и объем освидетельствований.............................................59

3    Конструкции судов для перевозки вредных жидких веществ

наливом............................................................................................60

3.1    Общие положения...........................................................................60

4    Требования нормативных документов к оборудованию судов

для перевозки вредных жидких веществ наливом.......................60

4.1    Оборудование системы вентиляции..............................................60

4.2    Оборудование для мойки танков...................................................61

4.3    Системы удаления остатков вредных жидких веществ...............62

4.4    Грузовые системы...........................................................................62

4.5    Расположение подводного сливного отверстия............................62

4.6    Размер подводного сливного отверстия........................................63

4.7    Отстойные танки.............................................................................63

4

5    Перевозка растительных масел......................................................63

6    Требования нормативных документов к оборудованию судов,

не являющихся химовозами...........................................................64

6.1    Общие положения...........................................................................64

6.2    Конструкция и оборудование судов, предназначенных

для перевозки вредных жидких веществ наливом.......................66

Часть IV. Оборудование и устройства судов по предотвращению

загрязнения сточными водами...................................................68

1    Определения и пояснения..............................................................68

2    Виды и объем освидетельствований.............................................69

3    Оборудование для сбора, хранения, обработки и сброса

сточных вод......................................................................................69

3.1    Общие положения...........................................................................69

3.2    Сборные цистерны..........................................................................70

3.3    Установки для обработки сточных вод.........................................70

3.4    Системы для измельчения и обеззараживания сточных вод.......71

3.5    Оборудование для удаления сточных вод.....................................71

4    Контрольно-измерительные устройства.......................................73

5    Применение требований Приложения IV к МАРПОЛ 73/78

к судам, не совершающим международных рейсов.....................73

Часть V. Оборудование и устройства судов по предотвращению

загрязнения мусором....................................................................74

1    О бщие положения...........................................................................74

1.1    Область распространения...............................................................74

1.2    Определения и пояснения..............................................................74

1.3    Объем технического наблюдения..................................................74

2    Оборудование и устройства для сбора, хранения

и переработки мусора.....................................................................75

2.1    Общие положения...........................................................................75

2.2    Устройства для сбора и хранения мусора.....................................75

2.3    Устройства для измельчения и прессования мусора....................76

2.4    Инсинераторы..................................................................................76

Часть VI. Оборудование и устройства судов по предотвращению

загрязнения атмосферы...............................................................78

1    Общие положения...........................................................................78

1.1    Область распространения...............................................................78

1.2    Определения и пояснения..............................................................78

1.3    Освидетельствования и объем технического наблюдения..........80

5

2    Контроль за выбросами с судов.....................................................81

2.1    Озоноразрушающие вещества.......................................................81

2.2    Окислы азота (NOx).........................................................................82

2.3    Окислы серы (SOx)..........................................................................86

2.4    Летучие органические соединения................................................88

2.5    Сжигание на судне..........................................................................89

3    Требования нормативных документов к ПБУ, МСП и ПНК.......89

6

ЧАСТЬ I. ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ НАБЛЮДЕНИЮ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1ЛЛ Положения настоящего Руководства применяются при освидетельствованиях судов и судового оборудования на соответствие требованиям приложений к МАРПОЛ 73/78 и резолюций ИМО с учетом унифицированных интерпретаций ИМО и МАКО.

1Л.2 Требования Приложения I к МАРПОЛ 73/78 (часть II «Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения нефтью»), если специально не предусмотрено иное, применяются ко всем судам, как указано в правиле 2 Приложения I к МАРПОЛ 73/78.

1Л.З Требования Приложения II к МАРПОЛ 73/78 (часть III «Конструкция, оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения при перевозке вредных жидких веществ наливом»), если специально не предусмотрено иное, применяются ко всем судам, на которых допускается перевозка вредных жидких веществ наливом, как указано в правиле 2 Приложения II к МАРПОЛ 73/78.

1Л.4 Требования Приложения IV к МАРПОЛ 73/78 (часть IV «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения сточными водами») применяются к следующим судам, совершающим международные рейсы, как указано в правиле 2 Приложения IV к МАРПОЛ 73/78:

.1 новым судам валовой вместимостью 400 и более;

.2 новым судам валовой вместимостью менее 400, на которых допускается перевозка людей в количестве более 15 человек;

.3 существующим судам валовой вместимостью 400 и более через пять лет после вступления в силу Приложения IV к МАРПОЛ 73/78, то есть после 27 сентября 2008 года;

.4 существующим судам валовой вместимостью менее 400, на которых допускается перевозка людей в количестве более 15 человек, через пять лет после вступления в силу Приложения IV к МАРПОЛ 73/78, то есть после 27 сентября 2008 года.

Администрация должна обеспечить, чтобы существующие суда, указанные в 1.1.4.3 и 1.1.4.4, кили которых заложены, или которые находились в по-

7

добной стадии постройки до 2 октября 1983 года, оборудовались, насколько это практически осуществимо, для выполнения требований по сбросу сточных вод в соответствии с правилом 11 Приложения IV к МАРПОЛ 73/78.

1.1.5    Требования Приложения V к МАРПОЛ 73/78 (часть V «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения мусором»), если специально не предусмотрено иное, применяются ко всем судам, как указано в правиле 2 Приложения V к МАРПОЛ 73/78.

1.1.6    Требования пересмотренного Приложения VI к МАРПОЛ 73/78, принятого Резолюцией МЕРС. 176(58) (часть VI «Оборудование и устройства судов по предотвращению загрязнения атмосферы»), если специально не предусмотрено иное в правилах 3, 5, 6, 13, 15, 16 и 18 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78, применяются ко всем судам, как указано в правиле 1 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78, и к каждому судовому дизельному двигателю с выходной мощностью более 130 кВт, как указано в правиле 13 Приложения VI к МАРПОЛ 73/78.

1.1.7    В соответствии со статьей 4 МАРПОЛ 73/78 любое нарушение требований этой Конвенции, где бы оно не происходило, в том числе в месте, находящемся под юрисдикцией стороны Конвенции, включая территориальные моря, запрещается.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 В настоящем Руководстве приняты следующие определения и пояснения.

Администрация - правительство государства, под юрисдикцией которого действует судно. По отношению к судну, которому дано право плавания под флагом какого-либо государства. Администрацией является правительство этого государства.

Валовая вместимость - вместимость судна, рассчитанная в соответствии с положениями Приложения 1 к Международной конвенции по обмеру судов 1969 г. или в соответствии с положениями другой конвенции, которая вступит в силу вместо вышеуказанной конвенции.

И М О - Международная морская организация.

Кодекс МКХ- Международный кодекс постройки и оборудования судов, перевозящих опасные химические грузы наливом.

МАРПОЛ 73/78 - Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., измененная Протоколами 1978 г. и 1997 г. к ней, с учетом поправок, принятых Комитетом по защите морской среды ИМО.

Морская плавучая буровая установка (ПБУ) - судно, способное производить буровые работы и/или осуществлять добычу ресурсов, находящихся под дном моря, например, нефти, газа, серы или соли.

Морская стационарная платформа (МСП)- морское нефтегазопромысловое сооружение, состоящее из верхнего строения и опорного основания, зафиксированное на все время использования на грунте и являющееся объектом обустройства морских месторождений нефти и газа.

Плавучий    нефтегазодобывающий    комплекс

(ПНК/FPU) - самоходное или несамоходное плавучее морское сооружение, включая:

плавучие сооружения для добычи, подготовки, хранения и отгрузки углеводородов (FPSO);

плавучие сооружения для добычи, подготовки и отгрузки углеводородов (FPO);

плавучие хранилища (FSO); морские одноточечные причалы (SPM).

Подобная стадия постройки - стадия, на которой: начато строительство, которое можно отождествить с определенным судном; и

начата сборка этого судна, причем масса использованного материала составляет не меньше 50 т или один процент расчетной массы материала всех корпусных конструкций, в зависимости от того, что меньше.

Сброс -любой сброс с судна вредных веществ или стоков, содержащих такие вещества, какими бы причинами он ни вызывался, включая любую утечку, слив, удаление, разлив, протекание, откачку, выделение или опорожнение. Сбросом не считается:

сброс в значении, предусмотренном Конвенцией по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.; или

выброс вредных веществ, происходящий непосредственно вследствие разведки, разработки и связанных с ними процессов обработки в море минеральных ресурсов морского дна; или

выброс вредных веществ для проведения правомерных научных исследований по уменьшению или ограничению загрязнения.

Судно - эксплуатируемое в морской среде плавучее средство любого типа, включая суда на подводных крыльях, на воздушной подушке, подводные суда, а также ПБУ, МСП и ПНК.

Технический кодекс по NOx - Технический кодекс по контролю за выбросами окислов азота из судовых дизельных двигателей.

9

2 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

2.1 ВИДЫ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

2.1.1 В части предотвращения загрязнения нефтью каждое нефтеналивное судно валовой вместимостью 150 и более и каждое иное судно валовой вместимостью 400 и более, подлежат перечисленным ниже освидетельствованиям :

.1 первоначальному освидетельствованию перед вводом судна в эксплуатацию или перед первичной выдачей соответствующего свидетельства, которое включает полный осмотр конструкции, оборудования, систем, устройств и материалов в объеме требований, предъявляемых к судну в соответствии с Приложением I к МАРПОЛ 73/78, чтобы удостовериться, что судно соответствует применимым к нему требованиям;

.2 очередному (для возобновления свидетельства) освидетельствованию через промежутки времени, не превышающие 5-ти лет, за исключением тех случаев, когда применимы правила 10.2, 10.5, 10.6 или 10.7 Приложения I к МАРПОЛ 73/78. Это освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что конструкция, оборудование, системы, устройства и материалы судна полностью удовлетворяют применимым к нему требованиям;

.3 промежуточному освидетельствованию в пределах 3-х месяцев до или после второй ежегодной даты или в пределах 3-х месяцев до или после третьей ежегодной даты свидетельства, которое проводится вместо одного из ежегодных освидетельствований, указанных в 2.1.1.4. Это освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что оборудование и устройства и связанные с ними системы судна полностью удовлетворяют применимым к ним требованиям и находятся в хорошем рабочем состоянии;

.4 ежегодному освидетельствованию в пределах 3-х месяцев до или после каждой ежегодной даты свидетельства, включая общую проверку конструкции, оборудования, систем, устройств и материалов судна, чтобы удостовериться, что они содержатся в соответствии с пунктами 4.1 и 4.2 правила 6 Приложения I к МАРПОЛ 73/78 и продолжают удовлетворять условиям эксплуатации, для которых судно предназначено;

.5 внеочередному освидетельствованию, в зависимости от обстоятельств, которое должно проводиться в ходе ремонта в результате обследований, предписанных в пункте 4.3 правила 6 Приложения I кМАРПОЛ 73/78, или каждый раз, когда производится какой-либо серьезный ремонт или замена. Освидетельствование проводится, чтобы удостовериться, что необходимый ремонт