Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

65 страниц

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Изложены порядок донесения и первичного оформления документов, порядок служебного расследования пожаров, порядок определения ущерба от пожара и их учет; рассмотрена ответственность сторон за причиненный материальный ущерб.

  Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Порядок донесения и первичного оформления документов о пожаре

3. Порядок служебного расследования.пожаров

4. Определение ущерба от пожара

5. Учет пострадавших на пожаре

6. Оформление и порядок рассмотрения материалов служебного расследования пожаров

7. Учет пожаров

8. Контроль за учетом пожаров

9. Ответственность за причиненный пожаром материальный ущерб

Приложение: 1. Телефонограмма

Приложение: 2. Акт о пожаре

Приложение: 3. Методика заполнения и кодирования статистического листка

Приложение: 4. Акт служебного расследования пожара

Приложение: 5. Основные термины и определения

Приложение: 6. Методика установления причин пожаров на железнодорожном транспорте

Показать даты введения Admin

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ВОЕНИЗИРОВАННОЙ ОХРАНЫ

ПУО

130

ИНСТРУКЦИЯ ПО СЛУЖЕБНОМУ РАССЛЕДОВАНИЮ, УЧЕТУ ПОЖАРОВ И ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ НИХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

ТРАНСПОРТ” 1994

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ВОЕНИЗИРОВАННОЙ ОХРАНЫ

Согласовано:

Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД России 07.12.92


Утверждаю:

Первый заместитель министра путей сообщения Российской Федерации 17.12.92


ЩО

130

ИНСТРУКЦИЯ ПО СЛУЖЕБНОМУ РАССЛЕДОВАНИЮ, УЧЕТУ ПОЖАРОВ Й ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ НИХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

МОСКВА "ТРАНСПОРТ” 1994

3.9.    При расследовании пожаров, происшедших в грузовых и автономных рефрижераторных вагонах, рефрижераторных секциях, в работе комиссий обязательно должны участвовать представители причастных служб железной дороги и отделов отделения железной дороги, а в период гарантийного срока (кроме пожаров в грузовых вагонах) — представители вагоноремонтных заводов (ПО "Вагонреммаш”). При расследовании случаев пожара в грузовом подвижном составе должны учитываться требования Инструкции по актово-претензионной работе на железных дорогах.

3.10.    По всем случаям пожаров, происшедшим на стационарных объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта, находящихся в ведении МПС, но расположенных не на территории железных дорог, органами государственного пожарного надзора проводится доследственная проверка в объеме, предусмотренном уголовно-процессуальными актами.

3.11.    Для участия в работе комиссий по расследованию пожаров, указанных в п. 3.8,3.9 настоящей Инструкции, руководители железных дорог, ответственных за пожар, а также заводов и предприятий МПС на основании оперативного донесения с места происшествия имеют право командировать своих представителей.

3.12.    Пожары, возникшие в результате крушения, схода с рельсов подвижного состава или нарушения технологии маневровой работы, расследуются в порядке, установленном соответствующими указаниями МПС. При необходимости к материалу расследования причин пожара прилагается заключение ответственного работника пожарной охраны железной дороги о причинах возникновения пожара, характера его развития и эффективности принятых мер по тушению.

3.13.    Расследование пожаров в подвижном составе и контейнерах с грузом, не принятым к перевозке, а также при состоявшейся перевозке (груз сдан отправителю, получателю) производится соответствующими представителями министерств, ведомств и других организаций, с участием при необходимости представителей служб (отделов) и пожарной охраны железной дороги (террито-

риально) на предмет возмещения ущерба за поврежденный подвижной состав.

3.14.    Расследование случая пожара должно быть закончено в пятидневный срок с момента его возникновения. В некоторых' случаях, если этого требуют обстоятельства, срок расследования может быть продлен, но не более чем на 15 дней ПО COrAacohO-HUtO с. У Ё>0

3.15.    О пожарах, происшедших на ооъектах и в подвижном составе от предполагаемых поджогов, и в случаях, сопровождавшихся человеческими жертвами, руководители предприятий, организаций, отделения и управления железной дороги должны немедленно поставить в известность руководителей органов внутренних дел на транспорте и прокуратуры для организации выезда на место происшествия оперативно-следственной-

"РУНПЫ^ ОП {*2 JL £А£ ни£ УшгР£в от ложа га.

«Пункт 4.1. Материальным ушеро от пожаров на подвижном составе и стационарных объектах железнодорожного транспорта определяется только величиной прямых физических потерь независимо от степени его возмещения.

Материальный ущерб от пожара - стоимостное выражение уничтоженных и поврежденных материальных ценностей, затрат на тушение и ликвидацию последствий пожара, в том числе на восстановление объекта.

Материальный ущерб от пожара состоит нз прямого и косвенного ущерба.

В прямой материальный ущерб от пожара включается ущерб, нанесенный недвижимости, основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу граждан, ценным бумагам.»;

«Пункт 4.2. Прямой материальный ущерб от пожара определяется на основании документов бухгалтерской отчетности объединений, предприятий, учреждений, организаций, на которых произошел пожар, сведений страховых организации, выписок из решений судебных органов, документов собственников личного имущества. Если имущество застраховано в нескольких страховых организациях, на учет берется общая выплаченная сумма.»;

«Пункт 4.3. Объединения, предприятия, организации, учреждения, на объектах (подвижном составе) которых произошел пожар, страховые организации, независимо от форм собственности, обязаны представлять в вышестоящие организации железнодорожного гранспорта документы, подтверждающие величину причиненного пожаром материального ущерба.»;

«Пункт 4.4. Прямой материальный ущерб в результате ужготоження или повреждения пожаром основных фондов определяется по остаточной стоимости с учетом последней переоценки за вычетом стоимости остатков.

Материальный ущерб в результате уничтожения пожаром основных фондов на стадиях незавершенного капитального строительства и капитального ремонта рассчитывается исходя из объема выполненных работ. »;

«Пункт 4.5. Материальный ущерб в результате уничтожения (повреждения) пожаром оборотных средств определяется путем исключения из стоимости материальных ценностей по ценам учета на момент пожара стоимости материальных ценностей, оставшихся после него.

Стоимость продукции собственного производства, в том числе находящейся па стадии незавершенного производства, определяются исходя из ее первичной стоимости и затрат на ее обработку, произведенных до момента пожара. Готовая продукция, сырье, материалы и другие материальные ценности (включая малоценные и быстро изнашивающиеся предметы) находящиеся на складах (базах), оцениваются по оптовым, закупочным ценам с учетом транспортных н заготовительно-складских расходов, накладных расходов н норм естественном убыли на момент пожара, а в розничной торговле - по розничным ценам.»;

«Пункт 4.6. Материальный ущерб в результате уничтожения (повреждения) пожаром личного имущества граждан определяются на основе документов собственника, по застрахованному имуществу - на основе данных страховых организаций по расчетной сумме ущерба исходя из розничных цен, действующих на момент страхования (перестрахованная), за вычетом стоимости оставшегося имущества, годного к дальнейшему использованию, а при отсутствии указанных документов - в порядке, устанавливаемом Государственной противопожарной службой МВД России.»;

«Пункт 4.7. В случае уничтожения ценных бумаг, денежных знаков учитывается материальный ущерб, равный их номинальной стоимости.»;

«Пункт 4.3. В случае применения материального ущерба в иностранной валюте он учитывается в денежных знаках Российской Федерации по курсу Центрального банка России на момент ее реализации.»;

«Пункт 4.9. Нс берется на учет материальный ущерб, нанесенный в результате пожара иностранной собственности, кроме случаев возмещения его железной дорогой пли другим объединением железнодорожного транспорта.»;

«Пункт 4.10. В случае уничтожения (повреждения) пожаром одновременно нескольких видов собственности, ущерб учитывается отдельно по каждому виду собственности.»;

«Пункт 4.11. Материальный ущерб от утраты (уничтожения) грузов при пожаре устанавливается согласно предъявленным получателем документам »;

«Пункт 4Л2. Материальный ущерб от пожара, происшедшего но причине крушения, аварии, случаев брака в работе учитывается только в части ущерба от пожара. В отчетность КНО - I включаются убытки, выплаченные по претензиям грузоотправителей, в связи с утратой, порчей грузов при пожаре.»;

12

«Пункт 4.13. Материальный ущерб от пожара, происшедшего по причине взрыва, учитывается только в части ущерба от пожара. Размер ущерба устанавливается в каждом случае комиссией с участием представителя пожарной охраны.»;

«Пункт 4.14. Если к моменту составления акта о пожаре точная сумма ущерба не установлена, то в акте должна быть указана ориентировочная стоимость уничтоженных и поврежденных материальных ценностей при пожаре, а при окончательном подсчете к материалу расследования прилагается справка бухгалтерии предприятия, учреждения или товарной экспертизы.».

5. УЧЕТ ПОСТРАДАВШИХ НА ПОЖАРЕ

«Пункт 5.1. Регистрация и учет случаев гибели н травмирования людей на пожаре проводится в организациях, учреждениях и предприятиях железнодорожного лранспорта по месту происшествия.

Учет пострадавших на пожаре осуществляется на основании сведений, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности в соответствии с Инструкцией о порядке государственного статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации.»;

«Пункт 5.2. Пострадавшим при пожаре считается лицо, погибшее пли травмированное на пожаре.

Погибшим при пожаре признается лиио, смерть которого наступила непосредственно на месте пожара или в течении трех месяцев (90) дней со дня происшествия от телесных повреждений (травм) полученных вследствие воздействия опасных факторов пожара, а также вторичных проявлений опасных факторов пожара.

Травмированным при пожаре признается лицо, получившее телесное повреждение от воздействия опасных факторов пожара, а также вторичных проявлений опасных факторов пожара.»;

«Пункт 5.3. Медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать п органы, подразделения н ответственным работникам железнодорожного транспорта о пострадавших ил пожаре лицах, обратившихся или доставленных для оказания медицинском помощи, а также об умерших от травм, пол\ченных на пожаре п по запросам должностных лиц, проводящим расследование (проверку) по пожару выдавать документы, подтверждающие факт смерти или травмирования лиц на пожаре.».

13

6. ОФОРМЛЕНИЕ И ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРОВ

6.1.    Результат служебного расследования пожаров оформляют актом, в котором фиксируют обстоятельства возникновения пожара с учетом требований настоящей Инструкции (приложение 4). На основании заключения о причине пожара, данных о материальном ущербе и других сведений в акте делаются выводы о виновности причастных лиц и даются рекомендации о конкретных организационных и технических мероприятиях по предупреждению пожаров в дальнейшем.

6.2.    При пожарах в подвижном составе с грузами в акте должны быть предельно четко сформулированы выявленные входе расследования нарушения, допущенные грузоотправителем (станцией погрузки), которые могли прямо или косвенно способствовать возникновению пожара. В акте обязательно должна быть сделана ссылка на соответствующие пункты (параграфы), статьи документов, регламентирующие ответственность сторон за сохранность грузов при железнодорожных перевозках, а также указаны нарушения производства поездной и маневровой работы, если они способствовали возникновению пожара. Отражается также состояние искрогасительных и шлакозаливательных приборов на паровозах, выхлопного тракта, дренажных устройств и искрогасителей на тепловозах (при их наличии), если имелась причинная связь с возникновением пожара.

6.3.    Акт составляют в четырех экземплярах и подписывают все лица, принимавшие участие в работе комиссии, производившей служебное расследование. При необходимости число экземпляров акта может быть увеличено путем снятия копий.

6.4.    Если при определении причин возникновения пожара или других обстоятельств у членов комиссии имеются разногласия, то в акте должно быть отражено особое мнение лиц, их высказавших. Подпись этих лиц обязательна.

6.5.    К акту служебного расследования пожара прилагаются объяснения

причастных к пожару лиц, заключение о причине пожара, справку бухгалтерии о причиненном ущербе или заключение комиссии по определению материального ущерба при пожарах в вагонах (контейнерах) с грузами, технический акт о состоянии подвижного состава после пожара, копии перевозочных документов, справку гидрометеослужбы о погодных условиях в день пожара в данном районе, схемы, фотографии, при необходимости акт о результатах реостатных испытаний выхлопных трактов локомотива, а также другие документы и материалы, подтверждающие правильность выводов комиссии. С целью изучения    динамики    пожара, оценки    эффективности пожарно

профилактической работы на объекте пожара и действий пожарных подразделений по его тушению к материалам расследования крупных пожаров прилагается описание пожара, составляемые по форме рекомендуемой УВО МПС.

6.6.    Материалы расследования случаев пожаров в зависимости от их размеров и последствий рассматривают на оперативных совещаниях у руководителей предприятий, учреждений, организаций железнодорожного транспорта, отделений и управлений железных дорог. Наиболее характерные случаи пожаров, в частности причинившие значительный ущерб, повлекший за собой нарушение ритмичной работы предприятия и особо тяжелые последствия, независимо от рассмотрения на местах могут также рассматриваться на специальном совещании в УВО МПС, с участием руководителей соответствующих управлений МПС и вызовом при необходимости представителей железных дорог или других предприятий, на которых произошел пожар

Пожары, происшедшие в пассажирских вагонах, на локомотивах и моторвагонном подвижном составе подлежат рассмотрению в соответствующих управлениях МПС с участием представителей пожарной охраны УВО МПС, с вызовом при необходимости руководителей отделений и управлений железных дорог.

О результатах рассмотрения таких случаев пожаров начальник УВО МПС совместно с начальниками причастных управлений МПС докладывают руководству МПС.

6.7.    Оперативное совещание устанавливает правильность выводов комиссии, производившей расследование, решает вопрос об ответственности причастных лиц за допущенный пожар и причиненный ущерб, непринятие необходимых мер к своевременному вызову пожарных подразделений, отправлению и проследованию пожарных поездов и другие причины, препятствующие успешному тушению пожара. На основании материалов расследования определяет степень ответственности за возникновение и последствия пожара железной дороги, грузоотправителя и арендатора, а также разрабатывает конкретный комплекс необходимых мероприятий по предупреждению подобных случаев, и устанавливает порядок контроля за их выполнением. Материалы оперативного совещания оформляет служба, в хозяйстве которой был допущен пожар.

6.8.    Если оперативное совещание установило, что служебное расследование проведено некачественно, а выводы комиссии о причинах возникновения пожара недостаточно обоснованы, начальник отделения железной дороги, начальник железной дороги и другие руководители предприятий и организаций или Министерства путей сообщения могут назначить повторное расследование.

6.9.

“Материалы служебного расследования случаев пожара в пассажирских поездах (вагонах) н другом подвижном составе, повлекших гибель «(или) травмирование людей, а также крупных пожаров на стационарных объектах и а подвижном составе с материальным ущербом более 2,5 тысяч минимального размера оплаты труда, службы военизированной охраны железных дорог представляют в Управление военизированной охраны МПС а течение 15 дней после ликвидации пожара. Соответствующие службы дорог представляют материалы в департаменты (управления) МПС по подчиненности независимо от последствий пожара”.

6.10.

“Материалы служебного расследования пожаров на стационарных объектах хранятся:

•с суммой >шерба до I тыс. минимального размера оплаты труда в отрядах военизированной охраны;

* с суммой ущерба от I тыс. до 2,5 тыс. минимальных размеров оплаты труда - а службах военизированной охраны.*4.

16

в службах военизированной охраны, если сумма ущерба более 1,0 млн. р.

Материалы служебного расследования по остальным пожарам хранятся в службах военизированной охраны железных дорог и могут быть направлены в Управление военизированной охраны МПС порядком, установленным в п. 6.9 настоящей Инструкции.

6.11. Необходимые данные о всех случаях пожаров должны быть изложены в приложении к статистическим листкам, направленным в Управление военизированной охраны МПС порядком, установленным в п. 2.4 и приложении 3 настоящей Инструкции.

7. УЧЕТ ПОЖАРОВ

7.1.    Учет пожаров ведут:

пожарные и стрелково-пожарные подразделения военизированной охраны МПС;

отряды военизированной охраны МПС;

службы военизированной охраны МнС;

Управление военизированной охраны МПС;

предприятия, организации, службы (отделы) железных дорог, отраслевые йм.(управления) МПС.    с

7.2.    Учету подлежат все случаи пожаров, происшедшие на объектах и в подвижном составе МПС,

(кроме случаев, указанных в п. 1.4).

7.3.    Не поллежат учету и включению в Государственную статистическую от-

четность (Форма jVyl) пожары:

происшедшие па обьектах и полвмжном составе собственности международных организации, иностранных юридических и физических лиц, независимо от наступивших для них последствий;

происшедшее на объектах и подвижном составе принадлежности других министерств и ведомств России, юридических н физических лиц, независимо от наступивших для них последствий;

d жилом фонде предприятий и организаций МЛ С расположенном за полосой отвода, профнлактнруемом органами Государственной противопожарной службы МВД России, а так же на других объектах МПС расположенных вне земель железных дорог если они не включены в перечень объектов подлежа-

щлх противопожарному обследованию ;

в грузовых вагонах и контейнерах, происшедшие на подъездных путях грузоотправителя (получателя), а также в местах общего пользования, если груз не принят к перевозке (не оформлены перевозочные документы;,

в случае, когда груз слан получателю (отправителю), т.е. раскредитоваи.

Указанные пожары должны учитываться соответствующими министерствами и ведомствами.

Пожары происшедшие на объектах и, подвижном составе iVfTlC, арендованном различными коммерческими структурами, учитываются порядком определенным в договорах на аренду.

Пожары происшедшие на объектах МПС расположенных вне земель железнодорожного транспорта расследуются порядком определенным настоящей инструкцией.».

Пункт 7.4. изложить в следующей редакции:

«Перечисленные в п. 1.4. настоящей Инструкции случаи подлежат учету, если они привели к травмированию, гибели людей (за исключением покушения на самоубийство и самоубийства путем самосожжения) либо уничтожению, повреждению материальных ценностей.

Перечисленные в п. 7.3. настоящей Инструкции гюжары подлежат учету, если они привели к уничтожению и (или) повреждению материальных ценностей железнодорожного транспорта.».

7.5.    Пожары на локомотивах, моторвагонном подвижном составе, в пассажирских вагонах, в рефрижераторных секциях, вагонах-ресторанах, вагонах с видеосалонами и другом подвижном составе учитываются по месту их приписки, если не установлена вина железной дороги, на которой произошел пожар, или других организаций (предприятий).

Материалы служебного расследования таких пожаров (п. 7.5) в сроки, определенные в п. 3.14, направляются в службы военизированной охраны ответственных железных дорог.

7.6.    Пожары в грузовом подвижном составе (контейнерах), в автономных рефрижераторных вагонах учитываются по месту их возникновения.

7.7.    Материальная ответственность за утрату груза и подвижного состава при пожаре определяется претензионным порядком.

Служба военизированной охраны железной дороги, на объекте которой произошел пожар, в 15-дневный срок обязана отослать в службу военизированной охраны железной дороги погрузки один экземпляр материала служебного расследования пожара для принятия соответствующих мер.

7.8.    Пожары, возникающие в результате нарушения безопасности движения в поездной и маневровой работе (крушения, аварии, брака в работе), учитывают на дороге

происшествия соответствующие ^шл^рашмгН и управления МПС порядком, установленным Министерством* путей сообщения для данного вида нарушения безопасности движения поездов.

В подразделениях военизированной охраны и в Управлении военизированной охраны МПС эти пожары и убыток от них также учитываются.

В государственную статистическую отчетность эти пожары и убытки от них включаются в порядке, предусмотренном п. 4.10 и п. 7.8 настоящей Инструкции.

7.9.    Учет пожаров в пожарных подразделениях, отрядах ведется в соответствии с установленными МПС формами отчетности.

7.10.    Службы военизированной охраны железных дорог в определенные сроки представляют в Управление военизированной охраны МПС отчеты о проделанной работе по предотвращению пожаров и принимаемых мерах по обеспечению пожарной безопасности объектов и подвижного состава по установленной форме.

ном транспорте и материалушх убытках от них смцс&арГ.

НО представляются начальниками железных Aopof'fобъединений, концернов в Управление военизированной охраны МПС до 10 числа месяца, следующего за отчетным' периодом по установленной форме.

Управление военизированной охраны МПС обобщенные данные о пожарах на подвижном составе железнодорожного транспорта и убытках от них установленным порядком направляет в    -

QjUjncflt Jx%& РФ

'7.12. Пожары, происшедшие на объектах и в подвиж


7.11.    Сводные данные о пожарах на железнодорож

ном составе железнодорожного транспорта, оперативно учитываются за соответствующим управлением,

Ш МПС, в ведении которого находятся данные объекты, подвижной состав или технические средства, из-за неисправности которых возник пожар, кроме случаев, когда причиной пожара явилось внешнее воздействие от взрыва, огня, распространившегося с другого объекта.

7.13. Пожары в подвижном составе с грузами и в контейнерах, происшедшие в результате нарушения

19

УДК 614.84:656.2

Инструкция по служебному расследованию, учету пожаров и последствий от них на железнодорожном транспорте/МПС РФ.

Упр. военизированной охраны. — М.: Транспорт, 1994. 63 с.

Изложены порядок донесения и первичного оформления документов, порядок служебного расследования пожаров, порядок определения ущерба от пожара и их учет; рассмотрена ответственность сторон за причиненный материальный ущерб.

Табл.2

Инструкция разработана Управлением военизированной охраны МПС, Сетевой нормативно-исследовательской станцией УВО МПС в соответствии с Инструкцией по государственному учету пожаров и последствий от них в Российской Федерации, согласованной с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, министерствами экономики, финансов и здравоохранения Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие в 1992 г. приказом МВД России от 24.03.92 г. № 85.

В разработке инструкции принимали участие М. С. Белан, В. П. Аксютин, В. И. Сергеев.

Ответственный за выпуск Н. В. Балицкий. Редактор Е. С. Столкова.

Выпущено по заказу Министерства путей сообщения РФ

© Управление военизированной охраны МПС РФ, 1994

правил перевозок грузов, государственного стандарта на тару и упаковку грузов, а также технических условий на погрузку и крепление грузов учитываются за соответствующим управлением МПС, контролирующим выполнение указанных документов или управлением МПС, работники подведомственных служб которого допустили нарушение.

7.14.    Пожары в грузовом подвижном составе, возникшие в результате его технической неисправности, учитываются за соответствующим£&ЛаРт/ц, 'управлением) МПС, осуществляющим ремонт и обслуживание вагонного парка.

7.15.    Пожары, происшедшие в подвижном составе, находящемся на путях предприятия, завода в ожидании ремонта, в ремонте или после производства ремонтных работ, независимо от причины пожара учитываются за соответствующим |^/7о/>7С1/м.'управлением) МПС, в ведении которого находится этот завод (предприятие).

7.16.    Пожары, возникшие в результате крушения поезда, аварии и случаев брака в работе, нарушения безопасности движения в поездной и маневоовой работе учитываются за соответствующим Р7а/ОАПС, службой которого допущены эти нарушения.

7.17.    Управление военизированной охраны ежеквартально направляет статистические данные о пожарах в соответствующее управление МПС, на объекте которого допущен пожар.

8. КОНТРОЛЬ ЗА УЧЕТОМ ПОЖАРОВ

8.1.    Контроль достоверности учета пожаров в главных управлениях, управлениях МПС и службах военизированной охраны железных дорог осуществляет Управление военизированной охраны МПС, а на предприятиях, в организациях и учреждениях железных дорог — подразделения военизированной охраны.

8.2.    Ответственность за полноту учета пожаров и пострадавших при этом лиц, причиненного ущерба, а также за своевременность и достоверность представляемых

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящая инструкция устанавливает обязательный для всех предприятий, организаций и учреждений железнодорожного транспорта Российской Федерации порядок служебного расследования, учета пожаров и пострадавших при этом лиц, а также порядок определения нанесенного ущерба и ответственности за данный ущерб.

1.2.    Служебное расследование пожаров на стационарных объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта производится независимо от размеров и последствий пожара для установления причин его возникновения и развития, определения материального ущерба, эффективности мер, принятых во время тушения пожара, выявления степени ответственности виновных и должностных лиц, допустивших нарушение правил пожарной безопасности.

1.3.    Учет числа пожаров и их последствий производится с целью анализа обстоятельств их возникновения, и принятия решения в соответствии с законодательными актами, прогнозирования кризисных явлений на транспорте, разработки предупреждающих пожар мероприятий, своевременного реагирования на складывающуюся обстановку и проведения профилактической работы, направленной на обеспечение безопасности людей, сохранности материальных ценностей и создание условий для успешного тушения пожаров.

1.4.    • Пожар - неконтролируемое горение вне специально предназначенною для этого места, приводящие к социальному и Гили) материальному ущербу.

К пожарам не относятся:

•случаи горения, обусловленные спецификой технологического процесса производства (заложенные в технологический регламент пли в другую техническую документацию ) или условиями работы промышленных установок и агрегатов,

• случаи горения, как результат обработки предметов огнем, теплом пли иным (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения дрчгих качественных характеристик ( сушка, варка, глажение, копчение, жарение, плавление и др.).

взрывы, вспышки и разряды статистического электричества,

случаи коротких замыканий эл.сетей в эл.оборудовании, бытовых и промышленных эл.приборах.

горение отходов и мусора на открытых территориях, а также сухой травы, тополиного пуха, торфа на газонах, пожнивных остатков, стерни.

Покушение на самоубийство и самоубийства путем самосожжения, не приведшее к гибели или травмированию других людей.

1.5. В соответствии с Положением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и технического характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 13.09.96г.№1094 чрезвычайные ситуации ( к которым также относятся крупные пожары) подразделяются на Локальные- в результате которых пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс.минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

Местные- в результате которых пострадало более 10 ,но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, ноне более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1тыс. но не более 5тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Территориальные- в результате которых пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составил свыше 5тыс. , но не более 0,5 млн. минимальных размеров труда на день возникновения чрезвычайной ситуации.

Региональные- в результате пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5млн. но не более 5млн. минимальных размеров труда на день возникновения чрезвычайной ситуации.

Федеральные- в результате которых пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляег свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения-чрезвычайной ситуации.

2. Порядок донесения и первичного оформления документов о пожаре

2.1 Руководители предприятий, учреждений, организаций, начальники станций, на объектах которых произошел пожар, независимо от места расположения объекта, обязаны сообщать о случившемся начальнику отряда ( дежурному по отряду), в ближайшее пожарное подразделение военизированной охраны МПС по месту дислокации объекта, дежурному по отделению железной дороги, а также в вышестоящий орган по принадлежности.

Начальник отряда (дежурный по отряду), дежурный по отделению дороги немедленно докладывают о пожаре по подчиненности - начальнику службы военизированной охраны железной дороги и диспетчеру центрального пункта пожарной связи(ДЦППС), начальнику отделения дороги и дежурному по управлению дороги, которые после уточнения обстановки докладывает о пожаре начальнику железной дороги, ставят в известность начальников соответствующих служб, областные, республиканские органы Государственной противопожарной службы (ГПС) МВД Российской Федерации.

При возникновении аварийной ситуации с опасными грузами, сопровождающийся пожаром, руководитель предприятия в соответствии с Правилами безопасности и порядком ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам вызывает на ликвидацию последствий аварии специалистов грузоотправителей или формирований гражданской обороны.

2.2 Первичное донесение о пожаре в Министерство путей сообщения должно быть представлено в течение 2ч. с момента его обнаружения.

2.2.1.    Начальник железной дороги докладывает министру путей сообщения Российской Федерации о пожарах в пассажирских поездах, повлекших за собой гибель и травмирование людей, а также о пожарах, вызвавших длительный перерыв в движении поездов или значительный материальный ущерб.

2.2.2.    Начальник службы военизированной охраны железной дороги докладывает в Управление военизированной охраны МПС о всех случаях пожаров на объектах и в подвижном составе железнодорожного транспорта.

О всех пожарах в пригородных и пассажирских поездах независимо от последствий, а также других случаях, не относящихся согласно п.1.4. Инструкции к пожарам, но повлекшим за собой сбой в движении поездов в рабочее время докладывает лично начальник службы (заместители-начальнику Управления ВО МПС, а в его отсутствие заместителю, с последующей передачей полной информации через диспетчерский аппарат согласно п.п. 2.2., 2.3. настоящей Инструкции, а в нерабочее время диспетчер службы- диспетчеру УВО МПС.

УВО обеспечивает передачу информации о пожарах в пассажирских поездах, повлекших гибель и травмирование людей, длительный перерыв в движении или значительный материальный ущерб заместителю Министра, в непосредственном ведении которого находится Департамент по безопасности движения и экологии, Главному диспетчеру МПС, а так же заместителю Министра в ведении которого находится Управление ВО МПС.

Дежурный по Департаменту^ безопасности движения и экологии сообщает полученную информацию (если она относится к чрезвычайной ситуации) в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2.2.3.    Начальник завода. Руководители других организаций, концернов, ассоциаций и предприятий, подчиненных МПС, и начальники причастных служб (отделов) железной дороги докладывают в соответствующие по подчиненности управления МПС РФ о всех случаях пожаров на подведомственных им объектах.

2.2.4.    В первичном донесении о пожаре должны быть указаны обстоятельства возникновения пожара, установленные на данное время.

2.3.    После    уточнения    обстоятельств,    но    не    позднее    24ч.    со времени

обнаружения пожара, начальник службы ВО железной .дороги обязан сообщить в УВО МПС данные о пожаре по установленной форме ХУ-23, приведенной в положении 1.

В эти же сроки начальник станции, в границах которой обнаружен пожар и производилось его тушение (а при нахождении горящего подвижного состава на перегоне — начальникстанции, отправившей поезд, даетте-леграфное уведомление:

при пожаре в груженых вагонах, контейнерах, принадлежащих МПС, а также в арендованном подвижном составе и подвижном составе, не являющемся собственностью МПС — станциям отправления и назначения, начальнику службы грузовой и коммерческой работы и службы военизированной охраны своей железной дороги, железной дороги погрузки и в копии Я)е*ьарла.ш*с'у грузовой и коммерческой работы МПС;

при пожаре в пассажирских вагонах, рефрижераторных секциях, на локомотивах и моторвагонном подвижном составе начальник поезда или лицо, сопровождающее подвижной состав, передает телеграфное уведомление руководителю депо (участка,, дирекции) соответствующих служб военизированной охраны железной дороги приписки подвижного состава, а копии — в соответ-ствующий^мо^т (Управление) и Управление военизированной охраны МПС.

2.4. О каждом случае пожара в течение суток после его ликвидации комиссия, возглавляемая руководителем тушения пожара или сотрудником органа, подразделения упо МВД республики в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД края, области, города, составляет акт о пожаре (не менее чем в двух экземплярах) по форме ХУ-25 (приложение 2). В состав комиссии могут быть включены представители милиции, страховых обществ (компаний), общественных организаций и другие заинтересованные лица. Акт о пожаре, на-тушение которого пожарные подразделения не вызывались и сообщение о нем поступило от потерпевших, органов милиции, страховых обществ (компаний) или из других источников, необходимо составить в течение 2 сут с момента поступления информации о пожаре.

О каждом случае пожара служба военизированной охраны составляет статистический листок формы ХУ-24, который направляется в Управление военизиро-

6

ванной охраны МПС не позднее 10 дней с момента ликвидации пожара.

Порядок заполнения и кодирования статистического листка приведен в приложении 3.

2.5. Руководитель тушения пожара, начальник пожарного подразделения железной дороги, принимавший участие в тушении пожара или обслуживающий данный участок (объект) до прибытия комиссии, назначенной для служебного расследования, совместно с руководителем предприятия, учреждения или организации, а также другими работниками железнодорожного транспорта обязаны принять меры к обеспечению сохранности материальных ценностей, вещественных доказательств и других материалов, характеризующих обстановку возникновения, развития и тушения пожара.

3. ПОРЯДОК СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРОВ

3.1.    Все случаи пожаров, происшедшие на' объектах и в подвижном составе, расследуют комиссии, назначаемые соответственно руководителями объектов, предприятий, управлений и отделений железных дорог или Министерства путей сообщения РФ.

Служебное расследование производится сразу же после получения извещения о пожаре. Состав комиссии зависит от суммы материального ущерба и других последствий.

3.1.1. При ущербе до 250    ,комиссию возглавляет руководитель предприятия, учреждения, организации или его заместитель (при пожарах на подведомственных им предприятиях). В работе комиссии принимают участие начальники соответствующих отделов отделения железной дороги, старший инструктор по пожарной профилактике или начальник пожарного (стрелково-пожарного) подразделения железной дороги и соответствующие специалисту^

3.1.2.    При ущербе 2Ь0нмот — Itък.ННоТ комиссию возглавляет начальник отделения железной дороги (его

7

заместитель) и участвуют начальник отряда военизированной охраны, руководители и специалисты соответствующих отделов отделения железной дороги.

3.1.3.    При ущербеТты*— 2,5tw. МРОТ ко миссию возглавляет начальник соответствующей службы железной дороги (руководитель предприятия, организации), в хозяйстве которого произошел пожар. В работе комиссии участвуют начальник службы военизированной охраны железной дороги (его заместитель), руководители и специалисты соответствующих отделов управлений железной дороги.

3.1.4.    При ущербе свыше2,5тые.МР0^или при пожарах, повлекших тяжелые последствия, длительный перерыв в движении поездов, нарушение ритмичной работы предприятия, комиссию возглавляет начальник железной дороги или его заместитель (председатель комиссии). В работе комиссии участвуют начальники соответствующих служб, включая военизированную охрану, железной дороги.

Во всех случаях порчи, повреждения или утраты груза в вагоне вследствие пожара в работе комиссии должны принимать участие представители службы грузовой и коммерческой работы (отдела, отделения дороги, станции).

При пожарах в грузовых вагонах, следуемых в сопровождении проводников, в работе комиссии могут принимать участие представители грузоотправителя (грузополучателя).

3.2.    В состав комиссии для служебного расследова

ния пожаров могут быть включены представители органов и подразделений пожарной охраны УВД (ОВД) на транспорте или территориальных органов и подразделений Г П С И Ъ*№    ^    Российской    Федера

ции, ГУВД, УВД краев, областей и городов. В случае необходимости приглашаются представители страховых обществ (компаний) и другие заинтересованные лица.

3.3.    Пожар, повлекший наиболее крупный материальный ущерб, относящийся к чрезвычайной ситуации на транспорте или нарушивший эксплуатационную работу участков железной дороги, должна расследовать

комиссия, назначаемая руководителями Министерства путей сообщения РФ.

Порядок отнесения пожара к чрезвычайной ситуации на железнодорожном транспорте определяет НЧг НКСТ£рсг0О    Российской    Федерации по делам

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

3.4.    Пожар на предприятии и в организации, непосредственно подчиненной МПС РФ, независимо от причи-ненного материального ущерба расследует комиссия во главе с руководителем или заместителем руководителя этой организации, предприятия с участием представителя пожарной охраны железной дороги (территориально).

3.5.    Пожар, происшедший на объекте нетранспортной организации, находящейся на территории железной дороги, расследует соответствующая ведомственная комиссия с привлечением при необходимости работников пожарной охраны и соответствующих отделов служб дороги.

3.6.    К расследованию лесных пожаров, а также пожаров хлебных массивов и торфяных разработок, если предполагается, что они возникли по вине железной дороги, привлекают руководителей отрядов, служб военизированной охраны и представителей соответствующих служб железнодорожного транспорта.

3.7.    Пожар на подвижном составе, возникший на одной железной дороге, но обнаруженный при следовании состава по другой дороге, расследуют при участии представителей железной дороги, на которой возник пожар.

3.8.    Пожары на локомотивах, моторвагонном подвижном составе и в пассажирских вагонах расследуют на месте происшествия. В расследовании обязательно должны принимать участие руководители соответствующих служб железной дороги, на участке которой произошел пожар, и дороги приписки, а в период гарантийного срока — представители локомотиворемонтных и вагоноремонтных заводов.

Пожары на локомотивах, моторвагонном подвижном составе, эксплуатирующихся не на железной дороге приписки, расследуют совместно соответствующие представители двух железных дорог.

9