Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

106 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе приведены принципы формирования интерьера основных помещений детских дошкольных учреждений (яслей-садов). Интерьер рассматривается с точки зрения архитектурно-планировочных особенностей оборудования, приемов искусственного освещения, цветового решения, использования типовых и декоративных элементов интерьера, отделочных материалов. Для специалистов, работающих в области проектирования, строительства и эксплуатации зданий яслей-садов.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

Глава 1. Современные требования к комплексному решению интерьеров

     Современные типы зданий яслей-садов

     Особенности эксплуатации основных помещений дошкольных учреждений

     Общие принципы организации интерьера основных помещений

Глава 2. Формирование пространственной среды помещений различного назначения

     Принципы функционального зонирования в помещениях детских дошкольных учреждений

     Масштабность оборудования и предметов внутреннего убранства как художественное средство выразительности интерьера.

     Приемы трансформации помещений универсального назначения

Глава 3. Рекомендации по вопросам искусственного освещения и цветового решения интерьера

     Приемы искусственного освещения и осветительные приборы

     Цветовое решение основных помещений детских дошкольных учреждений

     Отделочные материалы

Глава 4. Декоративное оформление помещений

     Общие требования к проектированию и изготовлению типовых и декоративных элементов

     Требования к проектированию отдельных типовых и декоративных элементов интерьеров детских дошкольных учреждений.

Глава 5. Оборудование основных помещений детских яслей-садов

     Номенклатура мебельного оборудования

     Основные требования, предъявляемые к проектированию и изготовлению детской мебели

     Основные принципы проектирования мебели для детских дошкольных учреждений

Список литературы

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя при Госстрое СССР
ИзданСтройиздат1982 г.
УтвержденЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя

Пособие


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ типового И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШКОЛ, ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ, СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИИ (ЦНИИЭП УЧЕБНЫХ ЗДАНИИ) ГОСГРАЖДАНСТРОЯ

ПОСОБИЕ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНТЕРЬЕРА ДЕТСКИХ ЯСЛЕЙ-САДОВ

МОСКВА СТРОЙИЗДАТ1982

a

Рис. 3. Экспериментальный проект базовых яслей-сада на 330 мест

а — план 1-го этажа; 6 — план 2-го этажа; 1 — приемная; 2 — раздевальная; 3 — иг-ральная-столовая; 4 *— спальня-веранда; 5 — групповая; 6 — буфетная; 7 — туалетная; 8 — вестибюль-гардероб; У — комната занятий и отдыха; 10 — комната администрации и методиста; 11 — зал разминки; 12 — бассейн; 13 — душевые; 14 — медицинская комната; 15 —комната тренера; 16 — комната для музыкальных и гимнастических занятий; 17 — спорткл адовая; 18 — кухня с раздаточной; 19 — кладовая сухих продуктов, 20 — кладовая овощей; 21 — стиральная-разборочная; 22 — сушильная-гладильная; 53 — комната чистого белья; 24 — методический кабинет; 25 — комната персонала; 26 — кабинет заведующей; 27 — изолятор; 28 — электрощитовая; 29 — хранение санок и

колясок

Рис. 4. Экспериментальный проект базовых яслей-сада на 330 мест. Общий вид

реждений можно разделить в соответствии с функциональным назначением на несколько групп; основные, общевоспитательные, служебно-бытовые, пищеблок, постирочная (рис. 5).

Среди общего числа помещений детских дошкольных учреждений основными являются помещения, непосредственно предназначенные для детей. Эти помещения различаются по составу и площадям в зависимости от того, для детей какого возраста они предназначены,

В табл. 2 приводятся данные возрастного состава детей в дошкольных учреждениях различной вместимости.

1.13.    Для каждой группы детей в дошкольном учреждении предусмотрен ряд помещений, образующих групповую ячейку. Для группы детей ясельного возраста предназначены следующие помещения: приемная, играль-ная-столовая, спальня-веранда, буфетная комната, туалетные; для группы детей дошкольного возраста — раздевальная комната, групповая, спальня* буфетная комната, туалетные (рис. 6).

1.14.    Характер обслуживания детей и проведение учебно-воспитательных процессов в детском дошкольном учреждении имеют специфические особенности в каждой группе и зависят от возраста детей, объединенных в группу, и длительности их пребывания в дошкольном учреждении.

1.15.    Приемные и раздевальные помещения имеют большое психологическое значение, так как в этих помещениях дети расстаются со своими родителями и в сопровождении воспитателя или самостоятельно отправляются в групповую комнату.

По функциональному использованию эти помещения можно разделить на две группы: 1) приемные комнаты для групп, содержащих детей ясельного возраста (от 2 мес до 2 лет), которые предназначаются для приема и выдачи детей родителям, ежедневного осмотра детей и регистрации их перед, приемом в группу, переодевания, хранения верхней одежды детей, персонала и матерей, кормления детей грудного возраста; 2) приемные помещения для детей в возрасте от 2 до 3 лет и раздевальные помещения для детей в возрасте от 3 до 7 лет предназначаются для приема и выдачи детей родителям, самостоятельного переодевания детей, хранения верхней одежды детей и персонала.

11

Рис. 5. Классификация помещений детских дошкольных учреждений

Таблица 2

Вместимость

Количество

1

j Количество

яслей-садов

групп

детей а

Деление детей по возрасту

группе

А. Ясли

25

1

10

С 2 мес до 3 лет

50

1

25(10-(-15)

С 2 мес до 3 лет

90

1

20

С 2 мес до 1,5 лет

1

20

С 1,5 до 3 лет

140

1

20

С 2 мес до 1,5 лет

1

20

С 1,5 до 3 лет

1

20

С 2 мес до 1 года

160

1

20

С 1 года до 2 лет

1

20

С 2 до 3 лет

L

20

С 2 мес до 1 года

280

1

20

С 1 года до 2 лет

2

20

С 2 до 3 лет

2

20

С 2 мес до 1 года

320

2

20

С 1 года до 2 лет

2

20

С 2 до 3 лет

1

10

С 2 мес до 3 лет

25—50

или

или

или

1

25(10+15)

С 2 мес до 3 лет

1

25(10+15)

С 2 мес до 3 лет

50—95

или

или

или

1

25(10+15)

С 2 мес до 2 лет

1

20

С 2 до 3 лет

L

20

С 2 мес до 1,5 лет

1

20

С 1,5 до 3 лет

90—180

или

или

или

1

20

С 2 мес до 1 года

1

20

С 1 года до 2 лет

2

20

С 2 до 3 лет

Б. Детский сад

!

25 j

1

15

С 3 до 7 лет

50 1

i

1

25

С 3 до 7 лет

\

I

25

С 3 до 5 лет

90 |

\

1

25

С 5 до 7 лет

13

Продолжение табл. 2

Вместимость

Количество

Количество

Деление детей по возрасту

яслей-садов

групп

детей в

группе

1

25

С 3 до 4 лет

1

25

С 4 до 5 лет

J 40

1

25

С 5 до 6 лет

1

25

С 6 до 7 лет

1

25

С 3 до 4 лет

1

25

С 4 до 5 лет

160

1

25

С 5 до 6 лет

1

25

С 6 до 7 лет

2

25

С 3 до 4 лет

2

25

С 4 до 5 лет

280

2

25

С 5 до 6 лет

2

25

С 6 до 7 лет

2

25

С 3 до 4 лет

2

25

С 4 до 5 лет

320

2

25

С 5 до 6 лет

2

25

С 6 до 7 лет

I

15

С 3 до 7 лет

25—50

или

или

или

1

25

С 3 до 7 лет

1

25

С 3 до 7 лет

50—95

или

или

или

1

25

С 3 до 5 лет

1

25

С 5 до 7 лет

1

25

С 3 до 5 лет

1

25

С 5 до 7 лет

90—180

или

или

или

1

25

С 3 до 4 лет

1

25

С 4 до 5 лет

1

25

С 5 до 6 лет

1

25

С 6 до 7 лет

14

Групповая ячейка яслей


Групповая

ячейка

детского

сада


Приемная


игральная-

столовая


Спальня-

веранда


Зал для музыкальных и гимнастических занятий


Раздеваль

ная


Группо

вая


Спальня


Бусретная


Туалетная


Буфетная


Туалетная


Рис, 6. Структура основных помещений дошкольных учреждений


Рис. 7. Организация сна детей в групповой комнате

В функциональном отношении приемные и раздевальные помещения должны отвечать следующим основным требованиям:

обеспечивать свободную коммуникацию, выполняя роль нейтральной территории, соединяющей отдельные помещения групповой ячейки (спальню, игральную-столовую или групповую, туалетную), со свободным выходом

наружу;

выполнять роль гардероба, где хранится верхняя одежда детей и обслуживающего персонала и верхняя одежда матерей (в яслях).

1.16. Основными помещениями в групповых ячейках являются играль-

ные-столовые и групповые комнаты.

Сложность формирования интерьеров этих помещений заключается в

большом диапазоне их функций.

Игральные-столовые используются для игр, дидактических и физкультурных занятий с детьми, их питания, а в группах, содержащих грудных

детей, и для медицинского осмотра.

Групповые комнаты предназначаются для игр, занятий и питания детей.

Игральные-столовые и групповые имеют ряд дополнительных помещений. Это в первую очередь буфетное помещение, предназначенное для хранения и мытья посуды, продуктов питания, раздачи пищи. Буфетные могут представлять собой самостоятельные помещения, примыкающие к групповой или игральной-столовой, или быть в виде ниши, расположенной в тех же

помещениях.

В детских дошкольных учреждениях, рассчитанных на дневное пребывание детей и построенных по старым проектам, при групповых комнатах предусмотрены так называемые кроватные помещения, предназначенные для хранения кроватей и постельных принадлежностей. Эти помещения также могут быть изолированными, но обязательно вблизи групповой, или находиться непосредственно в групповой комнате. Во втором случае площадь групповой комнаты соответственно увеличивается. Интерьер игральных-столовых и групповых помещений должен обеспечивать простор для движений, так как значительную часть времени дети проводят в игре, предусматривать благоприятные условия для проведения занятий с детьми, их литания и

обслуживания.

Совмещение большого количества функций в одном помещении создает большие трудности для учебно-воспитательной работы и требует четкого и рационального решения интерьеров этих помещений.

1.17.    В соответствии с существующими нормами в детских дошкольных учреждениях для сна детей должны быть предусмотрены отдельные спальные помещения. Однако в детских учреждениях с дневным пребыванием, построенных по старым проектам, послеобеденный сон детей проводится в групповой комнате (рис 7).

1.18.    Состав туалетных помещений в детском дошкольном учреждении меняется в зависимости от принадлежности к определенной возрастной группе детей.

В яслях туалетные комнаты состоят из одного помещения, в детском саду санитарный узел объединяет два помещения — умывальную и туалетную.

1.19.    В детских дошкольных учреждениях средней и большой вместимости имеются залы для музыкальных и гимнастических занятий, предназначенные для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Это помещение используется для проведения гимнастических и музыкальных занятий, проведения праздничных выступлений детей. Зал в дошкольном учреждении играет до некоторой степени роль разгрузочного помещения для групповых во время ненастной погоды, когда пользование дворовым участком затруднено.

Общие принципы организации интерьера основных помещений

1.20.    Понятие «интерьер» (interieur — франц.) обозначает разумную организацию внутреннего пространства, созданного человеком для своего обитания и жизнедеятельности. Решение интерьера подразумевает его функциональную и эстетическую организацию в неразрывном и органическом единстве между собой.

1.21.    Интерьер как важная составная часть архитектуры зданий оказывает большое воздействие на деятельность человека.

Интерьер существенно воздействует на психологический и эмоциональный настрой человека, формирует его вкус, организует его поведение.

В основе разработки интерьеров лежит сложная композиционная деятельность, включающая в себя: функциональное зонирование пространства всего здания и отдельных его помещений; художественное осмысление архитектурно-пространственной структуры и конструктивного решения здания; разработку цветовой композиции, естественного и искусственного освещения помещений, их декоративное оформление и многое другое. Таким образом, формирование интерьеров является весьма сложной профессиональной деятельностью, охватывающей широкий круг вопросов.

1.22.    Каждый тип зданий характеризует определенная специфика в организации интерьеров. Она зависит от архитектурно-планировочной структуры здания, характера потребностей его обитателей, реальных условий строительства, уровня научно-технического прогресса, экономических возможностей на данном этапе строительства и ряда других факторов.

1.23.    Решение интерьеров отражает материальные и духовные потребности общества. В частности, для интерьеров детских дошкольных учреждений должно быть характерно стремление максимально удовлетворить потребности общества во всестороннем развитии и воспитании (физическом, умственном, нравственном и эстетическом) детей дошкольного возраста.

1.24.    Следует учитывать, что детские дошкольные учреждения относятся к объектам наиболее массового строительства. На их возведение, оборудование и художественное оформление государство ежегодно расходует огромные средства. Поэтому при разработке, формировании и преобразовании интерьеров следует использовать такие материалы, оборудование, мебель и художественные средства, которые при экономичном расходовании денежных и материальных затрат обеспечивают максимум функционального и эстетического эффекта.

17

1.25.    Формирование интерьеров дошкольных учреждений является сложной многоаспектной проблемой. В ней соединяются социально-педагогические, экономические и архитектурно-художественные требования. Решение архитектурно-художественных задач не может быть понято в отрыве от социально-педагогических требований и учета реальных экономических возможностей данного этапа строительства.

Повышенная требовательность к формированию интерьеров дошкольных учреждений вполне оправдана, так как речь идет о создании полноценной по своей организации и художественно осмысленной среды, в которой происходит наиболее активный процесс формирования личности детей, и, в частности, становление их вкусов и эстетических представлений.

1.26.    Художественное своеобразие общественных зданий, как правило, связано с наличием характерных элементов выразительности. Они присутствуют и в экстерьер ах, и в интерьерах. Например, для железнодорожных вокзалов таким элементом экстерьера долгое время служила башня с часами, для театров — портик с атрибутами театральных масок, а в интерьере — художественно оформленные портал и эффектный занавес. К сожалению, за подавляющим большинством учебно-воспитательных зданий еще не закреплены какие-либо особые средства художественной выразительности. Это обедняет художественный облик экстерьеров и интерьеров. Поэтому необходимо разработать особые и в то же время органично присущие этим объектам средства художественной выразительности. Это поможет становлению художественного образа этих зданий и выразительности их интерьеров.

К27. С первых лет жизни ребенка надо заботиться о том, чтобы среда общественных учреждений привлекала его к себе. Для этого необходимо четко видеть существенные отличия интерьеров дошкольных учреждений от интерьеров домашней среды, так как для большинства ребят детсадовского возраста характерно ежедневное пребывание и в домашних условиях, и в среде дошкольных учреждений. Постоянная смена среды пребывания порождает у них невольное их сопоставление.

1.28.    Среда дошкольных учреждений (интерьера в том числе) целиком и полностью предназначена для детей и к нему приспособлена. В домашних условиях, наоборот, большинство предметов и помещений предназначено для взрослых. Порой даже пользование такими обыденными предметами, как, например, обеденный стол, для ребенка бывает затруднено из-за несоответствия размеров и требует для этого специальных «адаптеров». Одним из характерных примеров такого «адаптера» является, например, широко распространенный комбинированный стул и стол.

Преимущественная ориентация домашней среды на взрослых, а не на детей приводит к тому, что ребенок осваивает ее не сразу, а постепенно — в процессе своего развития и накопления жизненного опыта. Таким образом, «мир для них» (взрослых) он постепенно и частями превращает в «мир для себя». Следовательно, своеобразие домашней обстановки ( с позиций ребенка) заключается в своей неполной открытости: многие ее вещи и даже целые помещения как бы хранят в себе до поры до времени какие-то непонятные для ребенка смыслы (тайны), которые он должен постепенно постигнуть.

В дошкольных учреждениях у большинства помещений и предметов скрытого от детей содержания нет: весь интерьер детских групповых помещений и вся их обстановка предназначены для детей, здесь все открыто и, как правило, полностью понятно. В силу этого качества интерьер дошкольных учреждений очень быстро осваивается детьми и становится для них малоинтересным. В результате предметно-пространственная среда этих учреждений меньше побуждает их развитие, меньше будоражит детскую любознательность. Поэтому при решении интерьеров дошкольных учреждений необходимо стремиться всячески избегать однозначности и примитивности в решении предметного окружения. Это требует тщательной функциональной и эстетической проработки помещений дошкольных учреждений.

1.29.    Внутренняя планировка детских дошкольных помещений зависит от функционального их назначения, количества и возраста детей, пользующихся помещением одновременно.

18

Таблица 3

Ростовые группы (размер, см)

п.п.

Наименование

70—79

80-89

90-99

100—115

115—130

130-145

1

Рост без обуви

75,3

83,8

93,1

106,6

120,6

137

2

Высота от пола до линии

57,5

63,8

71,1

84

97,4

113

3

плеч

Поперечный размер тела на уровне плеч

21

23,1

24,5

25,8

28,3

31,9

4

Окружность головы

50,4

51,7

52,6

5

Высота от пола до вытянутой вверх руки

81

88,5

101,6

123,2

142,3

178,2

6

Длина руки

26

30,2

34,4

45,1

55,5

65,2

7

Длина предплечья с кистью

18

20,5

22,8

26,8

31,1

36,3

8

Длина плеча

8

9,7

11,6

18,5

24,6

28,9

9

Длина ноги

45

51

57,9

66,7

137,9

90,4

10

Ширина стопы

.—

66

6,8

7,2

11

Длина стопы

15

17,9

19,2

12

Передне-задний размер грудной клетки

15

15

15,9

15,9

16

18,5

13

Высота от пола до локтя стоя

45

50,4

56,7

65,3

74,3

84,5

14

Высота от пола до линии глаз

66,6

74,4

82,9

96,1

110,9

128

15

Высота от сиденья до линии глаз

38

41,6

44,3

48,8

54,5

61,9

16

Длина голени со стопой до колена

22

25,2

29,6

33,6

38,9

45,3

17

Длина бедра до подколенной ямки

18

20,1

23,1

27,3

31,5

35,8

18

Длина бедра до колена

23

25,8

28,3

28,3

33,1

39

19

Высота гребня подвздошной кости от сиденья

11

11,6

12,6

14,1

16

18,3

20

Высота поясничного изгиба

13

14,3

15,5

17

19,2

21,3

21

Высота угла лопаток от сиденья

22

24,5

25,7

27,2

30,6

33,9

22

Рост сидя

47

51

54,5

59,4

64,2

71,9

23

Высота от сиденья до линии плеч

29

31

33,1

36,3

41

46,9

24

Высота от сиденья до локтя, прижатого к телу

15

15,4

16

16

16,4

18,4

25

Расстояние между расставленными локтями

22

33,1

36,6

43,5

49,4

53,6

26

Ширина таза

17

18,5

20,4

21,9

24

27,5

19

Рекомендовано к изданию решением научно-технического совета ЦНИИЭП учебных зданий.

Пособие по проектированию интерьера детских яслей-садов/ Центр н.-и. и проект, ин-т типового и экспериментального проектирования школ, дошкольных учреждений, средних и высших учебных заведений Госгражданстроя при Госстрое СССР.—М.: Стройиздат, 1982.—120 с.

Приведены принципы формирования интерьера основных помещений детских дошкольных учреждений (яслей-садов). Интерьер рассматривается с точки зрения архитектурно-планировочных особенностей оборудования, приемов искусственного освещения, цветового решения, использования типовых и декоративных элементов интерьера, отделочных материалов.

Для специалистов, работающих в области проектирования, строительства и эксплуатации зданий яслей-садов.

1^4902010000—305

“ 047(01 )-82 ~

Табл. 14, ил. 148.

Инструкт.-нормат., И вып.—125—-81

@ Стройиздат, 1982

a

г-

_£Ц_d&W ft

^60,

Ь

Шд цоод :

fe ft

}года{40 3 год a J 4-5 [ Ягода! 60 7 лет 45 7 лет 60 7 лег 90

hJ;.

т. т ни

Згода [4 7 лет 6'

5[ Ц 3rosaj49l

0 7лет 40 7 лег 45

|55J_ [701 (701 Згода |30|

7 лет 35

Ы М 1Ш т 1Ш 3гад1й0.

7лет 50 7 лет 40-65

smuL&jiM#

| 120 №

1 UJO 1 JJL1L4 Ц00.

fo Oh &

| poo J 15OJ4JOI i-20--

_JL A

1 МО

ier ' 4J04

Згода [ 70 [    Згода)    60    (

7 лет 60    7    лет    70

Рис. 8. Эргономические данные

а —работа на горизонтальных и вертикальных плоскостях в положении лежа и верти-кальных плоскостях в положении стоя; 6 — работа в положении сидя; в — проходы

Принципы объемно-пространственного решения основных помещений детских дошкольных учреждений заключаются в следующем:

для правильной организации учебно-воспитательных и рабочих процессов в дошкольном учреждении каждое помещение должно быть разделено в соответствии с основными рабочими процессами на определенные функциональные зоны, оборудованные соответствующей мебелью;

площади отдельных функциональных зон должны обязательно отвечать физиологической и анатомической структуре тела ребенка и взрослого человека (рис. 8). На табл. 3 указаны основные антропометрические показатели детей дошкольного возраста, на табл. 4 — антропометрические данные взрослого человека;

ПРЕДИСЛОВИЕ

Большое значение для правильной организации жизни и воспитания детей в дошкольном учреждении имеют общее архитектурно-планировочное решение детских помещений, организация внутреннего пространства здания, гигиенически рациональное оборудование.

В интерьере, как организованном пространстве, должны быть созданы благоприятные условия для воспитания детей, их гармоничного физического и духовного развития.

В массовом строительстве уровень решения интерьеров и оборудования детских дошкольных учреждений до сих пор остается крайне низким и положительные примеры еще малочисленны. Совершенствование интерьеров детских учреждений продолжает оставаться актуальной проблемой.

До настоящего времени специальных изданий или монографий, посвященных проблеме проектирования интерьеров детских дошкольных учреждений, в отечественной литературе не было.

Тесная связь вопросов организации учебно-воспитательных процессов с архитектурно-планировочными решениями помещений, их оборудованием, освещением и декоративным убранством требует всестороннего рассмотрения проблемы проектирования интерьеров детских дошкольных учреждений.

Целью данного пособия является разработка рекомендаций по вопросам комплексного решения интерьеров основных помещений детских дошкольных учреждений, направленных на совершенствование проектирования и строительства зданий детских учреждений, повышение эстетического и комфортного уровня их интерьеров.

В данном пособии рассматриваются вопросы организации интерьеров следующих помещений детских яслей-садов; приемных и раздевальных, иг-ральных-столовых и групповых комнат, спален и спален-веранд, залов для музыкальных и гимнастических занятий, туалетных, рекреаций, буфетных помещений.

Пособие предназначается для архитекторов, художников-конструкторов, работающих в области проектирования интерьеров дошкольных учреждений, а также заведующих и педагогов детских учреждений, студентов художественных и педагогических вузов.

Пособие не претендует на исчерпывающее изложение всех вопросов, связанных с проектированием интерьеров детских учреждений.

Данная работа является первой попыткой обобщить опыт и существующий справочный материал по вопросам проектирования мебели и оборудования, а также организации внутреннего пространства основных помещений дошкольных учреждений.

Пособие разработали: канд. искусствоведения О. А. Барханова — Предисловие; Особенности эксплуатации основных помещений дошкольных учреждений; Функциональные, педагогические и эстетические требования, предъявляемые к интерьеру детских помещений; Формирование пространственной среды помещений различного назначения; Цветовое решение основных помещений детских дошкольных учреждений; Декоративное оформление помещений; Оборудование основных помещений; канд. арх. Ю. П. Филенков, канд. искусствоведения О. А. Барханова — Общие принципы организации интерьера основных помещений; канд. арх. Н. Н. Щетинина — Современные типы зданий яслей-садов; арх. Г. Б. Маркизова — Приемы искусственного освещения и осветительные приборы; инж. Н. М. Браиловская — Отделочные материалы; арх. Н. В. Михеева — графическое оформление.

ГЛАВА 1

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЛЕКСНОМУ РЕШЕНИЮ ИНТЕРЬЕРОВ

Современные типы зданий яслей-садов

1.1. Детские дошкольные учреждения являются объектами наиболее массового строительства общественных зданий. В целом по стране ежегодно строится 3—3,5 тыс. зданий яслей-садов, сооружение которых осуществляется в основном по типовым проектам. К началу 1980 г. в целом по стране детскими дошкольными учреждениями был обеспечен 41 % детей дошкольного возраста, в городах — 54%, в сельской местности — 23%.

1.2.    Построение сети детских дошкольных учреждений неразрывно связано с жилой застройкой. Действующими нормами главы СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов регламентируется размещение яслей-садов в жилой застройке на обособленных участках, изолированных от улиц с интенсивным движением транспорта, с радиусом обслуживания не более 300 м. Общая площадь участка яслей-сада принимается из расчета 35—40 м2 на одного ребенка

В последующие годы наряду с размещением яслей-садов общего типа при жилых группах получат распространение базовые ясли-сады и детские дошкольные центры, строящиеся в микрорайоне и обслуживающие детей из нескольких яслей-садов, расположенных в радиусе пешеходной доступности, а также детские учреждения в составе жилых комплексов с повышенным уровнем обслуживания. Базовые учреждения будут иметь более расширенный состав помещений, включающий плавательный бассейн, зрительный зал, изостудию, игротеку и т. п., предназначенных для периодического использования всеми дошкольниками, проживающими в микрорайоне. В дальнейшем получит развитие комплексная организация сети дошкольных учреждений с включением специализированных учреждений для воспитания детей с нарушением физического и умственного развития (слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата), санаторно-оздоровительных учреждений для детей с ослабленным здоровьем после перенесенных заболеваний и загородных учреждений отдыха.

1.3.    Совершенствование зданий яслей-садов заключается в расширении номенклатуры типов дошкольных учреждений, повышении комфорта зданий путем расширения состава и площадей помещений в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, улучшения микроклимата помещений, отделки, мебели, технологического и санитарно-технического оборудования.

1.4.    В настоящее время в практике массового строительства применяются объединенные здания яслей-садов универсального назначения, которые в зависимости от потребности в конкретных условиях могут использоваться для дневного или круглосуточного пребывания детей. Вместимость учреждений определяется количеством и соотношением ясельных и дошкольных групп. Нормативное количество детей в группах представлено в табл. 1

1.5.    Для строительства в городах и сельских населенных пунктах применяются здания различной вместимости от 1 группы (25 мест) до крупных комплексов на 24—26 групп (560—640 мест). Наиболее распространенными типами для строительства в городах являются ясли-сады на 6, 7, 12 и 14 групп (соответственно 140, 160, 280 и 320 мест). За последние годы наметилась тенденция укрупнения учреждений, наиболее массовыми в строительстве стали ясли-сады на 280 мест, в которых имеется 4 группы детей ясельного возраста и 8 дошкольных групп. Объединенные учреждения укрупненной вместимости обеспечивают значительные преимущества перед строившимися в предшествующие годы мелкими зданиями яслей и детских садов. В них осуществляется преемственность воспитания детей, обеспечивается более высокий уровень комфорта, они более экономичны в строительстве и

4

Таблица 1

Г руппы

Возраст

Количество мест в группе

1. Ясельные: а) младшая

(первая группа раннего возрас

От 2 мес до I года

15

та)*

б)    средняя

(вторая группа раннего возраста)*

в)    старшая

(первая младшая группа)*

От 1 до 2 лет

20

От 2 до 3 лет

20

2. Дошкольные: а) младшая

(вторая младшая группа)*

От 3 до 4 лет

25

б) средняя

От 4 до 5 лет

25

в) старшая

От 5 до 6 лет

25

г) подготовительная

От 6 до 7 лет

25

* В скобках даны названия групп по .Программе воспитания в детском саду", утвержденной Министерством просвещения РСФСР.

эксплуатации. Наряду с этим укрупненные здания в большей степени отвечают современным градостроительным условиям, позволяя избегать излишнего дублирования однотипных учреждений и помещений в них.

В настоящее время для строительства в городах, и особенно в городах-новостройках, применяются и более крупные типы зданий яслей-садов на 320 мест—14 групп. В этих зданиях имеются дополнительные помещения для двух ясельных групп, в том числе одной группы детей раннего ясельного возраста (до 1 года). По проектам яслей-садов на 320 мест выстроено много зданий в гг. Тольятти, Набережные Челны и др.

Комплексы зданий яслей-садов на 560 и 640 мест состоят из 5 корпусов: 2 корпусов с группами детей ясельного возраста на 80 или 120 мест каждый, 2 корпусов с дошкольными группами на 200 мест каждый и общего административно-хозяйственного блока. Преимуществами крупных комплексов являются централизация процессов приготовления пищи и стирки белья, административного управления. Кроме того, применение комплексов обеспечивает на 10—12% экономию земельной территории за счет объединения проездов и хозяйственных площадок, что чрезвычайно важно в условиях современных городов.

В сельской местности применяются преимущественно типовые проекты яслей-садов на 4 и 6 групп, т. е. 90 и 140 мест. Более мелкие типы на 1 и 2 группы строятся как самостоятельные здания, так и объединенные в одном здании с начальной школой на 40 или 80 учащихся. Однако и в сельской местности, там, где имеются крупные хозяйства, все более широкое применение получают здания на 12 групп — 280 мест.

1.6. Проекты зданий детских яслей-садов разрабатываются строго в соответствии с главой СНиП II-64-80 «Детские дошкольные учреждения», в которой регламентируются требования к генеральным планам, объемно-планировочным и конструктивным решениям, инженерному оборудованию зданий.

Детские ясли-сады проектируются главным образом в виде отдельно стоящих зданий или комплексов зданий. В условиях затесненной многоэтажной жилой застройки допускается пристраивать здания к торцам жилых домов при отсутствии на торцах окон жилых квартир.

5

Здания яслей-садов проектируются в один-два этажа с высотой 3 м от пола до потолка. В последние годы заметно расширяется практика строительства трехэтажных зданий, которые применяются в условиях сложного рельефа местности, затесненной сложившейся городской застройки, сложных грунтовых условий, а также в городах-новостройках с повышенным процентом дошкольников в общей численности населения.

Объемно-планировочное решение зданий детских яслей-садов принимается с учетом их функционального назначения, вместимости, а также климатических и других местных условий.

Помещения, предназначенные для детей ясельного возраста, размещаются, как правило, на первом этаже с самостоятельным входом с участка. Разрешается устройство общего входа для двух групп ясельного возраста при расположении их на втором этаже, а также в зданиях, проектируемых для Крайнего Севера. Для дошкольных групп может быть один вход на 4 группы.

В существующих зданиях дошкольных учреждений наиболее распространенными типами групповых ячеек являются: ячейки с шириной корпуса 12 м с угловым или односторонним освещением групповой (игральной), имеющие ориентацию по странам света Ю, В, Ю—В (Ю—3 при угловом освещении) ; ячейки с шириной корпуса 9 м с двусторонним освещением групповой (игральной), имеющие практически неограниченную ориентацию по странам света.

В зданиях яслей-садов вместимостью от 4 до 8 групп предусматривается зал для музыкальных и гимнастических занятий площадью 75 м2, в зданиях от 8 до 12 групп — площадью 100 м2, в зданиях на 12 групп и более предусматриваются два раздельных зала для музыкальных и гимнастических занятий общей площадью 150 м2 (100+50, или 75X2). В крупных типах учреждений с двумя залами допускается их объединение с помощью раздвижной перегородки, при этом на случай раздельной эксплуатации перегородка должна быть звуконепроницаемой.

Более широкий состав общевоспитательных помещений (СНиП 11-64-80 «Детские дошкольные учреждения») предусматривается в комплексах яслей-садов на 24—26 групп. Помимо двух залов в них допускается проектировать игротеку площадью 54 м2, комнату для занятий по развитию речи с применением ТСО площадью 36 м2, комнату изотворчества и ручного труда такой же площади. В будущем эти помещения будут предусматриваться и в учреждениях на 12—14 групп, что связано с повышением уровня учебно-воспитательной работы с дошкольниками и необходимостью проведения занятий с детьми старшей и подготовительной групп в специально оборудованных помещениях, оснащенных современными техническими средствами обучения.

1.7. В правильном физическом развитии и формировании организма детей важное место занимают занятия плаванием в дошкольном возрасте. Проектирование и строительство плавательных бассейнов в дошкольных учреждениях постепенно все прочнее и шире входит в практику массового строительства. Прежде всего это касается районов Крайнего Севера. Недостаток солнца и естественного светц, ограниченность двигательной активности детей требуют создания в зданиях яслей-садов дополнительных комфортных условий, обеспечивающих компенсацию суровых природно-климатических условий и преодоление гиподинамии. Наиболее радикально это решается путем устройства в зданиях плавательных бассейнов. Действующими нормами (СНиП П-64-80 «Детские дошкольные учреждения») разрешается в зданиях, проектируемых для 1 а, 1 б и 1 г климатических подрайонов, с количеством 12 групп и более проектировать плавательные бассейны с ванной 3X7 м. Площадь зала с ванной в этом случае составляет 50 м2, и при нем предусматриваются раздевальная (14 м2), две душевые, уборные, комнаты медсестры и тренера. В будущем при бассейне будет проектироваться искусственный пляж с оборудованием для игр детей, во время которых с помощью специальных эритемных ламп они будут получать ультрафиолетовые лучи.

Бассейны в дошкольных учреждениях строятся не только на Крайнем Севере, но также и в средней полосе, и в южных районах страны. Однако если на Севере их сооружение возможно в каждом учреждении на 6 групп и более, то в остальных районах, учитывая высокую единовременную и эксплуатационную стоимость бассейнов, рациональным является строительство более крупных бассейнов на несколько дошкольных учреждений. Такие бассейны с ванной 12,5X6 м могут размещаться в базовых яслях-садах, дошкольных центрах или в специальных блоках. Они рассчитываются на занятие одновременно одной дошкольной группы в течение 30 мин. За день такой бассейн может обслуживать 9 дошкольных групп, а в неделю — 54 группы. При условии занятия каждой группы два раза в неделю его смогут посещать дети 6 дошкольных учреждений, размещаемых в пределах 500 м от бассейна. Укрупнение бассейна позволит поднять и его уровень. При нем будут предусматриваться вестибюль с гардеробом, зал подготовительных занятий, раздевальные для мальчиков и девочек с туалетными и душевыми, методический кабинет-класс и служебные помещения. Когда на базе бассейна будет создан дошкольный центр, там уже возможно будет разместить игротеку площадью 54 м2, зрительный зал на 125 мест с кинопроекционной, логопедический кабинет, изостудию и другие дополнительные помещения.

1.8.    Важное значение при проектировании зданий яслей-садов имеет правильная организация естественного освещения и в особенности в помещениях с длительным пребыванием детей (игральных-столовых, групповых, залах, специальных комнатах для занятий). В основных помещениях пребывания детей коэффициент естественного освещения составляет 1,5%, что обеспечивается при соотношении площади оконных проемов к площади по-ла !/з- Освещение вторым светом допускается в помещениях туалетных, а также в приемных и раздевальных, проектируемых для Крайнего Севера. Верхним светом могут быть освещены игротеки, бассейны, залы для музыкальных и гимнастических занятий (за исключением районов Крайнего Севера), верхним и боковым светом—комнаты для занятий изотворчеством.

1.9.    Большое значение имеют природно-климатические особенности нашей страны. Выше уже указывалось на ряд особенностей зданий Крайнего Севера, которые выражаются в расширении состава, площадей отдельных помещений. Наряду с этим имеются и особенности объемно-планировочного решения. Здания для Крайнего Севера проектируются более компактными с минимальным количеством входов. В них предусматриваются специальные прогулочные веранды, где в период особо низких зимних температур дети могли бы гулять, а в районах с сильными ветрами и снегопадами предусматривается возможность присоединения яслей-садов к жилью отапливаемыми переходами.

Природно-климатические условия южных районов находят отражение главным образом в объемно-планировочном решении зданий. В этих районах допускается между основными группами помещений открытая связь или связь с помощью галерей. Для улучшения микроклимата применяются солнцезащитные устройства, а также средства затенения территории озеленением, в том числе и вертикальными малыми архитектурными формами^, средствами обводнения.

1.10.    Для обеспечения потребностей массового строительства в настоящее время действует свыше 100 типовых проектов яслей-садов, различающихся по вместимости, конструктивному решению, природно-климатическим и геологическим условиям строительства. На рис. 1 и 2 приведен перспективный проект яслей-сада на 330 мест для последующего этапа строительства. Здание яслей-сада представляет собой пластичный одно-двухэтажный объем, состоящий из 8 блоков, объединенных центральной частью. На первом этаже в блоках размещаются 4 ясельные и 4 дошкольные группы. Ясельные группы имеют самостоятельные входы с участка. Их групповые площадки приближены к зданию, и непосредственно к приемной примыкает навес, оборудованный для дневного сна детей. В центральной части—пищеблок, построчная, медицинские помещения. На втором этаже — 6 дошколь-

7

Ряс. 1. Экспериментальный проект яслей-сада на 330 мест для последующего этапа строительства

а — план 2-го этажа; б — план 1-го этажа; / — приемная; 2 — спальня-веранда; 3 — иг ральная-столовая; 4 — туалетная; 5 — буфетная; 6 — групповая; 7 — спальня; В — разде вальная; 9 — кухня; 10 — стирал ьная-разборочная: 11 — сушильная-гладильня; 12 — комната чистого белья; 73 — комната персонала; И — медицинская комната:    75    —    нзоля-

тор; 16— хозяйственная кладовая; 17— зал музыкальных занятий; 18 — зал гимнастических занятий; 19 — методический кабинет; 20 — комната для занятий с техническими средствами обучения; 21 — комната ИЗО; 22 — кабинет заведующей; 23 — венткамера.

24 — электрощнтоаая; 25 — тепловой пункт; 26 — навес

в

Рис. 2* Экспериментальный проект яслей-сада на 330 мест для последующего этапа строительства. Общий вид (фото с макета)

ных групп. Они располагаются вокруг центрального ядра, где размещаются два раздельных зала для музыкальных и гимнастических занятий. Зал для гимнастических занятий имеет форму квадрата и угловое освещение. Зал для музыкальных занятий решен с верхним светом и подсветом через витраж из коридора. В зале предусмотрен небольшой амфитеатр. Рядом с залами размещаются комната для изотворчества и комната для занятий по развитию речи с применением ТСО. В них предусмотрено совмещение бокового и верхнего света.

На рис. 3 и 4 показан проект базовых яслей-сада на 330 мест. Помимо необходимого для данной вместимости набора помещений в нем предусмотрен плавательный бассейн, рассчитанный на посещение детей из других яслей-садов. Бассейн размещается в центре здания с самостоятельным входом. При бассейне имеются гардероб, зал подготовительных занятий, раздевальни для мальчиков и девочек, медицинские и тренерские помещения. После занятий плаванием дети некоторое время находятся в комнате отдыха, где предусмотрены тихие игры. Объемно-планировочное решение здания обеспечивает независимость эксплуатации собственно яслей-сада и блока с плавательным бассейном.

Особенности эксплуатации основных помещений дошкольных учреждений

1.11.    Для создания полноценной архитектуры здания детского дошкольного учреждения проектировщику необходимо знание основных функциональных процессов, происходящих в каждом помещении, знание некоторых основ педагогики и медицины.

1.12.    Назначение помещения — наиболее важный фактор, определяющий внутреннее содержание интерьера. Все помещения детских дошкольных уч-

9