Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

266 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

 
Добавлен в базу01.09.2013
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

СП

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СВОД ПРАВИЛ

МЕТРОПОЛИТЕНЫ

Актуализированная редакция

СНиП 32-02-2003

Издание официальное

Москва 2012

ПРЕДИСЛОВИЕ

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. №858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил»

Сведения о своде правил

1    ИСПОЛНИТЕЛЬ - ОАО «МЕТРОГИПРОТРАНС»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3    ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики

4    УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской

Федерации (Минрегион России) от _ №     и    введен    в

действие с_

5    ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агенством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

II

территориях со сложными инженерно-геологическими условиями привлекаются специализированные и научно-исследовательские организаций. Выполнение инженерногеологических изысканий без программы изысканий не допускается.

4.1.3 Инженерно-геологические изыскания для разработки предпроектной документации

4.1.3.1    Инженерно-геологические изыскания на этапе разработки предпроектной документации проводятся в объёме, достаточном для оценки инженерно-геологических условий всех вариантов трассы проектируемого сооружения.

4.1.3.2    Проведение инженерно-геологических изысканий на этом этапе должно обеспечивать составление инженерно-геологических карт-схем и разрезов в масштабе 1:5000 - 1:10000 (в соответствии с техническим заданием заказчика) на основе использования имеющихся геологических, гидрогеологических и других материалов требуемого масштаба, а также дешифрирования аэро- и космоматериалов, при максимальном использовании материалов инженерно-геологических изысканий прошлых лет.

4.1.3.3    В случае недостаточности данных проводить изыскания на стадии предпроектной документации в соответствии с СП 11-105-97 [2].

4.1.4 Инженерно-геологические изыскания для разработки проектной документации.

4.1.4.1    На этом этапе изыскания проводить с целью определения и детализации инженерно-геологических условий и уточнения инженерно-геологической обстановки.

4.1.4.2    Инженерно-геологические изыскания на этапе разработки проектной документации проводятся в объёме, необходимом для комплексного изучения инженерногеологических условий выбранной трассы и прогнозных изменений в период строительства с детальностью, достаточной для:

-    выбора оптимального варианта положения трассы в плане и по глубине заложения;

-    выбора видов конструкций и способов производства работ, позволяющих вести строительство с минимальным воздействием на окружающую геологическую среду и поверхностную инфраструктуру;

-    проектирования перегонных тоннелей, станций, наклонных эскалаторных тоннелей, стволов шахт, других подземных и надземных сооружений.

4.1.4.3    В состав изысканий должны входить следующие основные работы:

-    сбор, обобщение и анализ архивных инженерно-геологических материалов;

-    рекогносцировка местности вдоль трассы;

-    плановая разбивка, планово - высотная привязка и скважин;

-    -проходка разведочных выработок;

-    опробование грунтов и подземных вод;

-    полевые исследования грунтов;

-    опытно-фильтрационные работы;

-    геофизические исследования;

-    лабораторные исследования грунтов и химического состава подземных вод;

-    камеральная обработка результатов изысканий и составление отчёта.

Для районов с неблагоприятными инженерно-геологическими условиями следует проводить целевые научно-исследовательские работы с привлечением специализированных организаций.

Примерные расстояния между скважинами по трассе при выполнении изысканий для стадии проектная документация должны соответствовать таблице 4.1.

Таблица 4.1

Категория сложности

Примерное расстояние между скважинами по трассе, м

геологических условий

Глубокое

Мелкое заложение

по СП-11-105 [2]

заложение

Открытый способ строительства

Закрытый способ строительства

I

200-250

(300)

150-200

100-120 (200)

II

80-120 (200)

100-150

80-100(150)

III

50-100

50-100

Менее 80 м*

Примечание: В таблице не учтены объёмы бурения для опытно-фильтрационных работ, гидрогеологического мониторинга, инженерно-геологических изысканий на участках строительства стволов шахт, станций, инженерно-геологических аномалий в виде тектонических разломов, погребённых речных долин и участков распространения специфических грунтов. В скобках приведены расстояния между скважинами для I и II категорий сложности при использовании тоннелепроходческих комплексов. Для детально изученных территорий расстояния между скважинами допускается увеличивать на 10-15% для I и II категорий сложности условий.

* расстояния между скважинами уточняются в процессе проведения изысканий

4.1.4.4    В результате проведения изысканий и исследований устанавливать и оценивать:

-    геологическое строение (генезис, стратиграфическая принадлежность, залегание, формы избирательной эрозии, состав и состояние пород), геоморфологические, тектонические и неотектонические условия;

-    гидрогеологические условия;

-    геологические процессы и явления;

-    складчатые и разрывные нарушения, трещиноватость пород;

-    микросейсмическое районирование;

-    геокриологические условия;

-    физико-механические свойства грунтов;

-    агрессивность подземных вод и грунтов.

4.1.4.5    При проведении изысканий особое внимание обращать на выявление:

-    зон ослабленных грунтов в массиве, прослоев пластичных глин и водонасыщенных песчано-глинистых отложений, специфических грунтов, сильно разрушенных скальных грунтов;

-    зон с высокими фильтрационными свойствами грунтов и высокими гидростатическими напорами;

-    грунтов и подземных вод с высокой степенью агрессивности к материалам строительных конструкций.

При выявлении неблагоприятных для строительства зон устанавливать границы их распространения, интенсивность развития, степень влияния на условия строительства и работу сооружения.

4.1.4.6    Показатель степени нарушенности скальных грунтов по методу RQD (отношение суммы ненарушенных кусков керна длиной 10 см и более к длине исследуемого интервала скважины, %) рекомендуется принимать по таблице 4.2.

Таблица 4.2.

Величина RQD

Состояние грунта

90-100

Ненарушенное

45-90

Незначительно нарушенное

50-75

Слабо нарушенное

25-50

Сильно нарушенное

0-25

Весьма сильно нарушенное

4.1.4.7 Скважины, пробуренные в процессе изысканий, подлежат обязательной

6

ликвидации с тампонированием ствола скважины в соответствии с техническими условиями на ликвидацию скважин.

Акты на тампонирование скважин с указанием способа тампонажа выпускаются отдельным отчётом.

4.1.4.8    При попадании разведочных скважин в сечение проектируемых выработок глубокого заложения или на расстояние менее 10 м от контура сооружения акты на тампонаж, координаты скважин направляются в строительную организацию для составления специального проекта производства работ в зоне расположения скважин. Глубина разведочных скважин должна превышать глубину заложения подошвы тоннеля на 10-15 м ниже лотка проектируемого тоннеля.

4.1.4.9    Обязательным является выполнение геофизических исследований. Выбор вида геофизических исследований определять в соответствии с поставленными задачами, плотностью городской застройки, а также с наличием и уровнем помех, возникающих от движения транспорта (шум, вибрация), воздействия электрических установок. Результаты геофизических исследований увязываются с данными других исследований и отражаются в отчёте.

4.1.4.10    Гидрогеологические исследования обеспечивают получение исходных данных для определения водопритоков в строящихся сооружениях, размеров будущих депрессионных воронок, способа выполнения строительных работ, оценки возможного барражирования от воздействия строящихся сооружений, направления и скорости движения грунтовых вод, гидростатического давления на обделку, температуры, химического состава и агрессивности подземных вод к материалу конструкции сооружений. С этой целью проводятся опытные наливы, откачки, геофизические исследования, расчеты.

4.1.4.11    В случае необходимости определения свойств песчано-глинистых грунтов в зоне взаимодействия геологической среды с сооружениями проводятся полевые исследования свойств грунтов (статическое и динамическое зондирование, прессиометрические и штамповые испытания).

4.1.4.12    Комплекс лабораторных исследований физико-механических свойств грунтов проводить в соответствии с СП 11-105-97 [2], в случае необходимости получения дополнительной информации по отдельному заданию проводятся специальные исследования свойств грунтов.

4.1.4.13    По итогам проведенных изысканий и исследований составляется технический отчет, состав и содержание которого должны соответствовать требованиям СНиП 11-02-96. В заключении отчета должны быть сформулированы рекомендации по инженерно-геологическим условиям проходки тоннелей и предложения о необходимости последующих изысканий, рекомендации по проектированию.

4.1.5 Инженерно-геологические изыскания для разработки рабочей документации.

4.1.5.1    Инженерно-геологические изыскания на стадии рабочей документации проводятся с целью детализации сведений об инженерно-геологических условиях, уточнения инженерно-геологической обстановки на участках применения специальных методов работ, подготовки мониторинга геологической среды.

4.1.5.2    В состав изысканий должны входить следующие основные работы:

-    сбор, обобщение и анализ инженерно-геологических материалов;

-    рекогносцировка местности вдоль трассы;

-    плановая разбивка, плановая и высотная привязка и скважин;

-    проходка разведочных выработок;

-    опробование грунтов и подземных вод;

-    полевые исследования грунтов;

-    опытно-фильтрационные работы;

-    геофизические исследования;

7

-    лабораторные исследования грунтов и химического состава подземных вод;

-    камеральная обработка результатов изысканий и составление отчёта.

В районах развития неблагоприятных инженерно-геологических процессов, при необходимости, рекомендуется проводить научно-исследовательские работы с привлечением специализированных организаций.

4.1.5.3    В результате изысканий и исследований небходимо детализировать:

-    геологическое строение (условия залегания, состав пород), геоморфологию, тектонику, неотектонику;

-    гидрогеологические условия;

-    геологические процессы и явления;

-    складчатые и разрывные нарушения, трещиноватость пород;

-    геокриологические условия;

-    физико-механические свойства грунтов;

-    агрессивность подземных вод и грунтов;

-    температуру подземных вод и грунтов.

4.1.5.4    Примерные расстояния между скважинами по трассе для стадии рабочей документации с учетом скважин, пробуренных на стадии разработки проектной документации, должны соответствовать таблице 4.3.

Таблица 4.3

Категория сложности инженерногеологических условий

Примерное расстояние между скважинами по трассе, м

Глубокое заложение

Мелкое заложение

Открытый способ строительства

Закрытый способ строительства

I

100-150(200)

80-100

50-80 (120)

II

50-100(150)

50-80

30-50 (100)

Ш

30-60

30-50

Менее 30*

Пр имечание: В таблице не учтены объёмы бурения для опытно-фильтрационных работ, гидрогеологического мониторинга, инженерно-геологических изысканий на участках строительства стволов шахт, станций, инженерно-геологических аномалий в виде тектонических разломов, погребенных речных долин и участков распространения специфических грунтов. В скобках приведены расстояния между скважинами для I и II категорий сложности при использовании тоннелепроходческих комплексов. Для территорий детально изученных расстояния между скважинами можно увеличивать на 10 -15% для I и II категорий сложности.

* расстояния между скважинами уточняются в процессе проведения изысканий_

4.1.5.5    Скважины, пробуренные в процессе изысканий, подлежат обязательной ликвидации с тампонированием ствола скважины в соответствии с техническими условиями на ликвидацию скважин.

Акты на тампонирование скважин с указанием способа тампонажа выпускаются отдельным отчётом.

4.1.5.6    При попадании разведочных скважин в сечение проектируемых выработок глубокого заложения или на расстояние менее 10 м от контура сооружения акты на тампонаж, координаты скважин направляются в строительную организацию для составления специального проекта производства работ в зоне расположения скважин. Глубина разведочных скважин должна превышать глубину заложения подошвы тоннеля на 10-15м.

4.1.5.7    Обязательным является выполнение геофизических исследований. Выбор вида геофизических исследований определять в соответствии с поставленными задачами, плотностью городской застройки, а также с наличием и уровнем помех, возникающих от движения транспорта (шум, вибрация), воздействия электрических установок. Результаты геофизических исследований увязываются с данными других исследований и отражаются в отчёте.

8

4.1.5.8    Гидрогеологические исследования обеспечивают получение исходных данных для определения водопритоков в строящихся сооружениях, размеров будущих депрессионных воронок, способа выполнения строительных работ, оценки возможного барражирования от воздействия строящихся сооружений, гидростатического давления на обделку, определение температуры, химического состава и агрессивности подземных вод к материалу конструкции сооружений. С этой целью проводятся опытные наливы, откачки, геофизические исследования, расчеты.

4.1.5.9    В случае необходимости определения свойств песчано-глинистых грунтов в зоне взаимодействия геологической среды с сооружениям проводятся полевые исследования свойств грунтов (статическое и динамическое зондирование, прессиометрические и штамповые испытания).

4.1.5.10    Комплекс лабораторных исследований физико-механических свойств грунтов проводить в соответствии с СП 11-105-97 [2], в случае необходимости получения дополнительной информации по отдельному заданию проводятся специальные исследования свойств грунтов.

4.1.5.11    По итогам проведенных изысканий и исследований составляется технический отчет, состав и содержание которого должны соответствовать требованиям СП 11-105-97 [2], включающий текстовую и графическую части. В заключении отчета должны быть сформулированы рекомендации по проектированию.

4.1.6 Инженерно-геологические изыскания в период строительства и эксплуатации.

4.1.6.1 Инженерно-геологические изыскания в период строительства и эксплуатации должны предоставлять материалы о состоянии и изменениях компонентов геологической среды в сфере ее взаимодействия с тоннелями на основании СНиП 11-02.

4.1.6.2    В период строительства следует устанавливать соответствие инженерногеологических условий, принятых в проектной и рабочей документации, фактическим, на основе обследования инженерно-геологической обстановки при проходке тоннелей, шахт, котлованов и других выработок для оперативного решения вопросов по увязке полученных данных с производством строительных работ.

4.1.6.3    Результаты инженерно-геологических изысканий в период строительства следует представлять в соответствии с требованиями СНиП 11 -02 в виде технического отчета, в котором должны быть отражены результаты анализов грунтов, грунтовых вод, геофизических исследований и стационарных наблюдений с приложением зарисовок в масштабе от 1:20 до 1:100. Инженерно-геологическую документацию и наблюдения в тоннелях и котлованах следует выполнять в соответствии с требованиями ведомственных нормативных документов.

4.1.6.4    При выполнении инженерно-геологических изысканий для проектирования реконструкций станций проводить инженерно-геологические изысканий по отдельному техническому заданию и программе с учетом особенностей сооружений.

4.1.6.5    В период эксплуатации метрополитенов следует осуществлять локальный мониторинг за отдельными компонентами геологической среды на основе сети наблюдательных пунктов для наблюдений за развитием опасных инженерногеологических процессов, деформациями зданий, земной поверхности. Локальный мониторинг следует осуществлять по программе с применением геодезических и геофизических методов, зондирования и контрольно-измерительной аппаратуры, установленной в несущих конструкциях тоннелей и расположенных в сфере взаимодействия зданий и сооружений, а также на участках развития геологических и инженерно-геологических процессов.

4.2 Инженерно-геодезические изыскания

4.2.1 Инженерно-геодезические изыскания должны обеспечивать получение топографо-геодезических материалов и данных о ситуации, рельефе местности (в том

9

числе дна водотоков, водоемов и акваторий), существующих зданиях и сооружениях (наземных, подземных) и других элементах планировки, необходимых для комплексной оценки природных и техногенных условий по проектируемой трассе линии, обоснования проектирования, строительства и эксплуатации метрополитена.

4.2.2    Основные исходные данные для производства работ, задачи изысканий, требования к точности, достоверности и полноте топографо-геодезических материалов устанавливать в техническом задании.

4.2.3    Геодезические приборы, используемые для изысканий, должны быть аттестованы и поверены в соответствии с требованиями нормативных документов Г осстандарта России.

4.2.4    Изыскания на стадии разработки проектной документации проводить по всем вариантам проектируемых трасс.

В состав работ должны входить:

-    сбор и анализ топографических (инженерно-топографических) карт и планов в масштабах 1:500-1:2000, фотопланов (аэро- и космофотопланов), землеустроительных и лесоустроительных планов, материалов изысканий прошлых лет по развитию опорных геодезических сетей, земельного, градостроительного и иных кадастров;

-    обследование пунктов государственной геодезической опорной сети и выполнение сгущения или развития ее в случае необходимости;

- обновление топографических карт и планов, если они не соответствуют современному состоянию ситуации, рельефа местности и расположения подземных коммуникаций;

-    создание съемочного обоснования и выполнение топографической съемки в случае отсутствия необходимых топографических материалов;

-    промеры глубин на реках и водоемах, нивелирование поверхности дна водотоков и составление продольного профиля на исследуемом участке реки и поперечных профилей по промерным створам;

-    геодезические работы при изучении опасных природных и техноприродных процессов (карст, склоновые процессы, переработка берегов рек, морей, озер и водохранилищ, а также в случаях подрабатывания и подтопления территории);

-    изучение материалов по деформациям оснований зданий и сооружений на земной поверхности, происшедшим до начала строительства;

-    рекогносцировочное обследование вариантов трассы и мест расположения сооружений при необходимости визуальных осмотров с целью дополнительной проверки достоверности имеющихся материалов.

Изыскания на стадии разработки проекта должны обеспечивать составление:

-    уточненного ситуационного плана в масштабах 1:2000 - 1:500 с указанием на нем существующих и проектируемых внешних коммуникаций, инженерных сетей;

-    проекта инженерной подготовки строительных площадок с указанием существующих и подлежащих сносу зданий и сооружений;

-    чертежей плана линии и вертикальной планировки территории;

-    природоохранных мероприятий;

-    материалов геодезического обеспечения строительства.

4.2.5    Ширину полосы съемки вдоль трассы устанавливать с учетом полосы отвода для строительства и природных условий местности, производства инженерно-геологических изысканий и градостроительной ситуации.

4.2.6    Предпроектные проработки проводить по топографическим картам и аэроснимкам в масштабе 1:25000 или плана в масштабе 1:10000. На сложных участках использовать топографическую съемку в масштабах 1:5000-1:2000.

4.2.7    Технический отчет составлять в следующем составе:

10

-    общие сведения о физико-географических и геологических особенностях района работ, о топографо-геодезической изученности района изысканий;

-    схемы созданной геодезической планово-высотной основы, картограмма топографо-геодезической изученности по трассе строительства, абрисы закрепленных пунктов геодезической планово-высотной основы, а также каталоги их координат и высот;

-    планы подземных сооружений;

- планы и продольные профили по вариантам трасс (по согласованию с заказчиком последние могут не составляться);

-    графики наблюдений за оседаниями и деформациями сооружений, земной поверхности;

- сведения о методике и технологии выполненных работ, о проведении технического контроля и приемке работ;

-    заключение о результатах работ;

-    схемы расположения геологических выработок или выкопировок с карты, каталог координат и высот.

4.2.8    Изыскания на стадии разработки рабочей документации должны обеспечить получение дополнительных топографо-геодезических материалов и данных для доработки генерального плана трассы, уточнения и детализации проектных решений.

В состав изысканий входят:

-    анализ и доработка материалов, выполненных на предшествующих стадиях проектирования;

-    рекогносцировочное обследование участков трассы и сооружений вдоль проектируемой трассы линии;

-    полевое трассирование (вынос трассы в натуру);

-    планово-высотная привязка трассы к пунктам государственной (опорной) геодезической сети;

-    топографическая съемка полосы местности вдоль трассы (съемка текущих изменений при наличии планов) в масштабах 1:1000-1:500, на сложных участках в масштабе 1:200, досъемка переходов, пересечений и вновь появившихся (после уточнений для разработки проекта) инженерных коммуникаций;

-    привязка геолого-разведочных скважин, выработок, геофизических и других точек инженерных изысканий;

-    инструментальные наблюдения за оседаниями и деформациями зданий, сооружений и земной поверхности до начала строительства;

-    составление и размножение инженерно-топографических планов;

-    геодезическое обеспечение других видов изысканий;

-    составление технического отчета.

4.2.9    В состав изысканий для обеспечения строительно-монтажных работ входят:

-    определение проектного положения объекта строительства на местности и в подземных горных выработках;

-    создание опорной планово-высотной геодезической разбивочной сети для строительства на поверхности и в подземных горных выработках;

-    создание планово-высотных сетей сгущения и подходных сетей вдоль трассы;

-    геодезическо-маркшейдерское обеспечение строительства в соответствии с проектной документацией;

-    наблюдения за осадками и деформациями зданий и сооружений на поверхности и подземных сооружений, в том числе при выполнении локального мониторинга, за опасными природными и техноприродными процессами;

-    геодезическо-маркшейдерские работы по определению в натуре скрытых подземных сооружений при строительстве, ремонтных и других работах;

11

-    составление исполнительных чертежей подземных и наземных сооружений и другой технической документации.

4.3 Инженерно-экологические изыскания

4.3.1    Инженерно-экологические изыскания (ИЭИ) выполняются для подготовки проектной документации строительства (реконструкции) объектов метрополитена. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения ИЭИ.

4.3.2    К работам в рамках ИЭИ привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.

4.3.3    ИЭИ для подготовки проектной документации строительства (реконструкции) выполняются для оценки современного состояния окружающей природной среды и прогноза ее возможных изменений, обусловленных влиянием проектируемого объекта.

4.3.4    Инженерно-экологические изыскания проводятся с целью:

-    получения материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство (реконструкция) объектов метрополитена, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду;

-    получения материалов, необходимых для разработки мероприятий по охране окружающей среды, направленных на предотвращение, минимизацию или ликвидацию нежелательных экологических последствий.

4.3.5    Инженерно-экологические изыскания проводятся на основании заключаемого между заказчиком и исполнителем договора, к которому прилагаются техническое задание и программа выполнения инженерно-экологических изысканий.

4.3.6    Заказчик и исполнитель определяют состав работ, осуществляемых в ходе ИЭИ, их объем и метод выполнения с учетом специфики соответствующих территорий и расположенных на них земельных участков.

4.3.7    При подготовке программы и технического задания ИЭИ должны быть учтены как природные и техногенные особенности территории, так и специфика проектируемого объекта метрополитена.

4.3.8    Программа и техническое задание инженерно-экологических изысканий разрабатывается согласно СП 11-102-97 [3].

4.3.9    Инженерно-экологические изыскания для строительства должны проводиться

в три этапа:    подготовительный,    полевые    исследования, камеральная обработка

материалов.

На подготовительном этапе осуществляется сбор и анализ фондовых и опубликованных материалов и данных о состоянии природной среды, предполевое дешифрирование, поиск объектов-аналогов, функционирующих в сходных природных условиях.

На основании технического задания в состав полевых исследований могут быть включены:

-    маршрутные наблюдения с покомпонентным описанием природной среды и ландшафтов в целом, состояния наземных и водных экосистем, источников и признаков загрязнения;

-    эколого-гидрогеологические исследования;

-    почвенные исследования;

-    геоэкологическое опробование и оценка загрязненности атмосферного воздуха, почв, грунтов, поверхностных и подземных вод;

-    исследование и оценка радиационной обстановки;

-    газогеохимические исследования;

-    исследование и оценка физических воздействий;

-    изучение растительности и животного мира;

-    социально-экономические исследования;

12

-    санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования;

-    стационарные наблюдения (экологический мониторинг).

Геоэкологическое опробование почв, грунтов и подземных вод целесообразно проводить в увязке с инженерно-геологическими изысканиями.

На этапе камеральной обработки материалов проводятся химико-аналитические и другие лабораторные исследования, анализ полученных данных, разработка прогнозов и рекомендаций, составляется технический отчет.

4.3.10    Отчетная документация о выполнении инженерных изысканий (технический отчет) должна содержать текстовую и графическую части, а также приложения (в текстовой, графической и цифровой формах).

4.3.11    При оформлении технического отчета руководствоваться положениями СНиП 11-02.

5 ПРОЕКТИРОВАНИЕ

5.1 Пропускная и провозная способность

5.1.1    Пропускную способность линии следует принимать не более 40 пар поездов в

час.

Для расчетов устройств электроснабжения пропускную способность линии следует увеличивать на 10 %.

5.1.2    Максимальное число вагонов в поезде необходимо определять для каждого периода эксплуатации.

5.1.3    Пропускную и провозную способность линии на периоды эксплуатации определять в зависимости от расчетного числа пассажиров в поезде на перегоне, наиболее загруженном в часы максимальных перевозок (часы пик).

При определении размеров движения на линии в часы пик (число пар поездов в час и число вагонов в поезде) вместимость вагонов принимать из расчета, что все места для сидения заняты пассажирами и на 1 м2 свободной площади пола пассажирского салона размещается 4,5 стоящих пассажира.

5.1.4    Пропускную способность линии, поперечные размеры проходов на участках пути движения пассажиров, число входов, эскалаторов, контрольно-пропускных пунктов, касс и кассовых автоматов определять расчетом по величине 15-минутного пассажирского потока в часы пик.

Пропускную способность участков пути принимать по таблице 5.1.1.

Таблица 5.1.1

Участок пути

Ширина пути, м

Пропускная способность, чел/ч, не

менее

Горизонтальный путь: одностороннее движение

1,0

4000

двустороннее движение

1,0

3400

Дверной проем

0,8

3200

Касса с автоматизированным рабочим местом кассира (АРМ КБ)

*

Контрольный пункт:

**

автоматический на входе

0,6

то же, на выходе

0,6

2500

Эскалатор

1,0

8200

Лестница:

одностороннее движение вверх

1,0

3000

то же, вниз

1,0

3500

Участок пути

Ширина пути, м

Пропускная способность, чел/ч, не менее

двустороннее движение вверх и вниз

1,0

3200

Примечание:

*    Пропускную способность уточнять по Техническим условиям на применяемую конструкцию АКП;

*    * пропускная способность зависит от пропускной способности технологического оборудования АСОП и от применяемых видов средств оплаты проезда.

Величину 15-минутного пассажирского потока рассчитывать по максимальному пассажирскому потоку, ожидаемому в час пик, с учетом коэффициентов неравномерности их распределения в течение одного часа:

а)    для пересадочных и временно конечных станций, для станций, расположенных вблизи железнодорожных и автобусных вокзалов и стадионов, в местах пересечения значительного количества линий городского транспорта, транспортно-пересадочных узлов, сосредоточения предприятий и учреждений -1.4;

б)    для остальных станций - 1.2.

5.1.5 Пропускная способность смежных участков пути движения пассажирских потоков на станции или переходе между станциями должна быть одинакова.

На участках пути, являющихся путями эвакуации наружу или на смежную станцию, сужение поперечных размеров проходов не рекомендуется.

При наличии участков пути движения пассажирских потоков с разной пропускной способностью определяющим является участок с минимальным значением пропускной способности.

5.2 План и продольный профиль

5.2.1    При сопряжении прямых участков линии радиусы круговых кривых в плане должны быть не менее, м:

а)    на главных и станционных путях - 600;

б)    на соединительных путях - 150.

В трудных условиях величины радиусов могут быть уменьшены соответственно до 300 и 100 м.

5.2.2    Минимальную глубину заложения подземных сооружений следует принимать с учетом защиты верха строительных конструкций от промерзания, а также возможности устройства дорожного покрытия.

5.2.3    Расстояние от поверхности земли до верха конструкций подземной станции должно быть не менее толщины дорожного покрытия и теплоизоляционного слоя.

Над перегонными тоннелями, на участках пересечения магистральных улиц и дорог это расстояние принимать, как правило, не менее 3 м. В остальных местах допускается уменьшение расстояния при условии защиты тоннелей от промерзания и возможности устройства над ними дорожного покрытия.

5.2.4    Стрелочные переводы размещать на прямых участках пути с уклоном не более 5 %о; в трудных условиях - с уклоном не более 10 %о. Расстояние от начальных точек кривых в плане, а также от вертикальных кривых в профиле до центра стрелочного перевода - не менее 20 м. Расстояние от центра стрелочного перевода до начала платформы станции - не менее 25 м. Стрелочные переводы и перекрёстные съезды не должны располагаться на стыках пролётных строений.

5.2.5    Прямые и кривые участки главного пути в плане радиусом 2000 м и менее, а также составные круговые кривые разных радиусов сопрягать посредством переходных кривых, длины которых принимать по таблице 5.2.1.

14

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ......................................................................................................................II

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................VI

1    ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ...................................................................................................1

2    НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ..............1

3    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.........................................................................................................1

4    ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ............................................................................................4

4.1    Инженерно-геологические изыскания...........................................................................4

4.2    Инженерно-геодезические изыскания...........................................................................9

4.3    Инженерно-экологические изыскания.........................................................................12

5    ПРОЕКТИРОВАНИЕ...........................................................................................................13

5 .1 Пропускная и провозная способность.........................................................................13

5.2    План и продольный профиль.......................................................................................14

5.3    Станции.........................................................................................................................17

5.4    Перегонные и соединительные тоннели, притоннельные сооружения, объекты

городской инфраструктуры................................................................................................22

5.5    Доступность метрополитена для инвалидов и маломобильных групп населения.....24

5.5.1    Общие положения..................................................................................................24

5.5.2    Входы и пути движения.........................................................................................24

5.5.3    Лестницы и пандусы...............................................................................................25

5.5.4    Лифты и подъемники.............................................................................................25

5.6    Строительные конструкции.........................................................................................26

5.6.1    Основные несущие конструкции...........................................................................26

5.6.2    Материалы..............................................................................................................27

5.6.3    Обделки и гидроизоляция......................................................................................28

5.6.4    Нагрузки и воздействия..........................................................................................32

5.6.5    Расчеты конструкций подземных сооружений.....................................................39

5.7    Путь и контактный рельс.............................................................................................42

5.7.1    Путь.........................................................................................................................42

5.7.2    Контактный рельс...................................................................................................47

5.8    Вентиляция, теплоснабжение, отопление, сжатый воздух.........................................49

5.8.1    Общие положения..................................................................................................49

5.8.2    Вентиляция.............................................................................................................51

5.8.3    Теплоснабжение.....................................................................................................62

5.8.4    Отопление...............................................................................................................62

5.8.5    Сжатый воздух........................................................................................................64

5.9    Водоснабжение, водоотвод, канализация....................................................................64

5.9.1    Водоснабжение.......................................................................................................64

5.9.2    Водоотвод...............................................................................................................67

5.9.3    Канализация............................................................................................................69

5.9.4    Трубопроводы.........................................................................................................70

5.10    Электроснабжение......................................................................................................70

5.10.1    Общие положения.................................................................................................70

5.10.2    Электрические расчеты. Заземление...................................................................72

5.10.3    Подстанции...........................................................................................................74

5.10.4    Тяговая сеть..........................................................................................................75

5.10.5    Электромеханические установки.........................................................................78

5.10.6    Освещение.............................................................................................................79

5.10.7    Кабельная сеть......................................................................................................83

5.11    Управление электроустановками...............................................................................85

5.12    Автоматика и телемеханика управления движением поездов (АТДП)....................88

5.13    Средства связи............................................................................................................93

5.14    Размещение эксплуатационного персонала...............................................................96

5.15    Электро депо................................................................................................................97

III

Таблица 5.2.1

Г лавные пути

Соединительные пути

Радиус кривой, м

Возвышение наружного рельса, мм

Длина переходной кривой, м

Скорость движения поездов, км/ч, при непогашенном ускорении, м/с2

Радиус кривой, м

Возвышение наружного рельса, мм

Длина переходной кривой, м

Скорость движения поездов, км/ч, при непогашенном ускорении, м/с2

-0,4

0

+0,4

0

+0,7

3000

-

-

-

-

125

600

-

0-60

-

75

2000

10

20-30

-

40

110

500

-

0-60

-

65

1500

20

20-40

-

50

100

400

-

0-60

-

60

1200

40

20-50

-

60

100

350

-

0-60

-

55

1000

60

30-70

-

70

100

300

-

0-60

-

50

800

80

40-80

30

70

95

250

-

0-60

-

45

600

100

50-80

40

70

90

200

10

0-60

10

45

500

120

60-60

45

70

85

175

30

0-60

20

45

400

120

60-80

40

60

75

150

40

0-60

20

45

350

120

60-80

40

60

70

125

70

0-60

25

45

300

120

60-80

35

55

65

100

110

0-60

30

45

Примечания

1.    Переходные кривые разбиваются по радиоидальной спирали.

2.    На главных путях при возможности принимать большие значения переходных кривых.

3.    В трудных условиях на главных путях длины переходных кривых и величины возвышения наружного рельса определять расчетом.

5.2.6    На кривых участках пути, за исключением станционных путей в пределах постоянных служебных платформ, стрелочных переводов и съездов, путей в границах платформ станций, укладку наружного рельса предусматривать с возвышением над внутренним рельсом.

Возвышение наружного рельса в тоннелях и на закрытых наземных участках предусматривать путем поднятия наружного рельса на половину требуемой величины возвышения и опускания на ту же величину внутреннего рельса, на открытых наземных участках - путем поднятия наружного рельса на полную величину требуемого возвышения.

При расположении кривой частично в тоннеле и на открытом наземном участке возвышение наружного рельса устраивается так же, как на кривых, расположенных в тоннелях.

Отвод возвышения наружного рельса предусматривать на протяжении переходной кривой, а при отсутствии переходной кривой - на круговой кривой и на прямом участке, примыкающем к круговой кривой, по расчету.

Уклон отвода возвышения наружного рельса принимать не более 2 %о на обе нити, для трудных условий - 3 %о.

Величина возвышения наружного рельса приведена в таблице 5.2.1.

5.2.7    Смежные круговые кривые на главных путях допускается сопрягать без переходных кривых при условии

1

1

Ж

1500

где R1 и R2 - радиусы первой и второй кривых.

15

5.15.1    Здания и сооружения............................................................................................97

5.15.2    Путь и контактный рельс...................................................................................101

5.15.3    Электроснабжение..............................................................................................105

5.15.4    Управление движением поездов. Автоматика и телемеханика движения

поездов...........................................................................................................................107

5.15.5    Связь....................................................................................................................108

5.16    Пожарная безопасность............................................................................................109

5.16.1    Строительные конструкции и материалы..........................................................109

5.16.2    Категории помещений и сооружений по взрывопожарной и пожарной

опасности.......................................................................................................................112

5.16.3    Водоснабжение...................................................................................................112

5.16.4    Автоматические установки обнаружения и тушения пожара, средства

оповещения о пожаре и управления эвакуацией.........................................................114

5.16.5    В ентиляция и противодымная защита..........................................................117

5.16.6    Эвакуация людей...........................................................................................120

5.16.7    Электроснабжение, управление....................................................................123

5.17    Санитарно-гигиеническое обеспечение...................................................................124

5.17.1    Общие положения...............................................................................................124

5.17.2    Линии метрополитена........................................................................................124

5.17.3    Электродепо, производственные и административные здания........................127

5.17.4    Радиационная безопасность...............................................................................128

5.18    Охрана окружающей среды......................................................................................129

5.18.1    Атмосферный воздух..........................................................................................129

5.18.2    Водные объекты..................................................................................................129

5.18.3    Сохранение памятников истории и культуры...................................................130

5.18.4    Геологическая среда...........................................................................................131

5.18.5    Почвы..................................................................................................................131

5.18.6    Твердые отходы..................................................................................................132

5.19    Защита городских сооружений от шума, вибрации и блуждающих токов............132

5.19.1    Защита от шума и вибраций...............................................................................132

5.19.2    Защита от блуждающих токов...........................................................................133

5.20    Защита конструкций от воздействия агрессивных сред.........................................133

5.21    Защита сооружений и устройств метрополитенов от коррозии блуждающими

токами................................................................................................................................137

5.22    Охранные и антитеррористические мероприятия...................................................139

5.23    Административно-производственные здания.........................................................140

5.24    Организация строительства......................................................................................141

5.25    Промышленная безопасность...................................................................................142

5.26    Технические и охранные зоны.................................................................................143

6 СТРОИТЕЛЬСТВО............................................................................................................144

6.1    Общие положения.......................................................................................................144

6.2    Организационно-технологическая подготовка..........................................................144

6.3    Геодезическо-маркшейдерское обеспечение.............................................................144

6.3.1    Планово-высотная сеть на поверхности..............................................................144

6.3.2    Ориентирование подземной планово-высотной сети.........................................146

6.3 .4 Геодезическое и маркшейдерское обеспечение строительно-монтажных работ


6.3.3    Планово-высотная сеть в подземных выработках...............................................147

........................................................................................................................................148

6.3.5    Укладка постоянного пути...................................................................................152

6.3.6    Наблюдения за осадками земной поверхности, деформациями зданий и

подземных сооружений.................................................................................................153

6.3.7    Исполнительная маркшейдерская документация................................................154

6.4 Инженерно-геологическое обеспечение....................................................................155

6.4.1 Общие положения................................................................................................155

IV

6.4.2    Состав работ при строительстве сооружений закрытым способом...................156

6.4.3    Состав работ при строительстве сооружений открытым способом...................160

6.4.4    Локальный мониторинг окружающей среды и приро дно-технических систем 160

6.4.5    Камеральная обработка результатов инженерно-геологических работ.............161

6.5    Открытый способ работ.............................................................................................161

6.5.1    Общие положения................................................................................................161

6.5.2    Земляные работы, крепление котлованов и траншей, подготовка оснований

сооружений....................................................................................................................161

6.5.3    Возведение несущих конструкций из сборного железобетона...........................163

6.5.4    Возведение несущих конструкций из монолитного железобетона....................163

6.5.5    Обратная засыпка котлованов..............................................................................163

6.6    Закрытый способ работ..............................................................................................164

6.6.1    Общие положения................................................................................................164

6.6.2    Сооружение стволов шахт....................................................................................164

6.6.3    Сооружение перегонных тоннелей......................................................................166

6.6.4    Сооружение станций............................................................................................167

6.6.5    Сооружение эскалаторных тоннелей...................................................................168

6.7    Специальные методы работ.......................................................................................169

6.7.1    Водопонижение....................................................................................................169

6.7.2    Искусственное замораживание грунтов..............................................................170

6.7.3    Инъекционное закрепление грунтов....................................................................172

6.8    Строительные площадки............................................................................................182

6.9    Верхнее строение пути и контактный рельс..............................................................184

6.10    Монтаж оборудования..............................................................................................185

6.10.1    Подготовка к производству работ......................................................................185

6.10.2    Монтажные работы.............................................................................................186

6.10.3    Индивидуальные испытания оборудования......................................................187

6.11    Санитарно-гигиеническое обеспечение...................................................................189

7 ПРИЕМКА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ....................................................................................190

7.1    Общие положения.......................................................................................................190

7.2    Приемочные комиссии...............................................................................................191

7.3    Контроль качества, приемка строительных работ и сооружений.............................192

7.4    Пусконаладочные работы.....................................................................................195

7.5    Приемка объектов строительства в эксплуатацию..............................................196

Приложение 2А Нормативные ссылки и инструктивные материалы...............................198

Приложение 2Б Термины и определения, сокращения.....................................................206

Приложение ЗА Система управления работой станции (сурс).........................................213

Приложение 5.13А Виды и абоненты оперативно-технологических связей....................217

Приложение 5.14А Производственные помещения на уровне платформы станции.......221

Приложение 5.16А Перечень помещений и сооружений с указанием категорий по

взрывопожарной и пожарной опасности и классов пожароопасных зон...........................222

Приложение 6А Допустимые отклонения фактических размеров сборных обделок от

проектного положения..........................................................................................................231

Приложение 7А Перечень документации, предъявляемой при приемке объектов

строительства метрополитена в эксплуатацию ..................................................................239

ПриложениЕ 7Б Акт рабочей комиссии о готовности законченного строительством

объекта..................................................................................................................................243

Приложение 7В Акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию

законченного строительством объекта................................................................................247

Приложение 7Е Паспорт линии..........................................................................................253

V

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий свод правил составлен с целью повышения уровня безопасности пассажиров метрополитена, сохранности материальных ценностей, повышения эксплуатационной надежности метрополитена в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Учитывались также требования Федерального закона от 22 июля 2006 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и сводов правил системы противопожарной защиты.

Свод правил содержит нормы по проектированию новых и реконструируемых метрополитенов, в том числе трассирование линий, размещение и объемно-планировочные решения станционных комплексов, локомотивных депо, административно-бытовых зданий, расчет и конструирование несущих и внутренних конструкций станций, перегонных тоннелей, систем управления движением поездов, работой станций и системами энергомеханических и электротехнических устройств и сооружений, строительство метрополитенов и приемку их в эксплуатацию.

Работа выполнена коллективом ОАО «Метрогипротранс» (Абрамсон В.М., Минц А.М., Земельман А.М., Авдеев А.А., Рядчиков А.Н., Дорман И Я., Исаев А.Г., Шумаков Н.И., Александрова Е.И., Арефьева Г.И., Борисова С.В., Быкова С.А., Власова О.В., Власюк В.Р., Волкова Н.Г., Гусев Ф.В., Жуков В .Г., Касаткин А.Г., Кемеж С.Н., Кесарев А.И., Кирик М.В., Королев Е.Г., Лавров Д.Б., Лысенкова Л.А., Морозов П.В., Насибов А.М., Павлов П.Д., Перова Г.М., Родина М.А., Ромадина Л.В., Савельева Д.Е., Савельева О.В., Сергеев В.В., Силуянов В.И., Солодкова Е.М., Сорокина Е.Л., Тверской Д.Д., Тран В.Б., Тремасов Д.Н., Федорова М.П., Филиппов В.З., Харламов А.И., Почечуев В.В., Казанская Е. А.).

при участии:

ОАО «Ленметрогипротранс» (Алферова Н.В.. Бойцов Д.А., Бородина Л.А., Ворончихин Ю.И., Данилов А.И., Домбровский Ю.А., Захаров Г.Р., Левина Е.К., Марков В.А., Навольская М.Э., Нагорный С.Я., Соловьева М.Г., Титов Ю.Н., Фадеева В.Б., Шабанова В.В),

ГУП «Московский метрополитен» (Бабушкин Н.Ф.),

Тоннельная Ассоциация России (Синицкий Г.М., Касапов Р.И.),

ООО «Инжтоннельгеодезия» (Шерифов Н.А., Михайлов А.А., Старостенко

Я. И.),

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» (Филиал на метрополитене) (Стовбур Н.Н., Дубровская Т.А., Свижевский В.А.),

НИЦ ТМ ОАО "ЦНИИС" (Меркин В.Е., Щекудов Е.В., Гарбер В. А., Смирнова Г.О., Малый И.М., Иванова Н.М., Чеботаев В.В ),

ОАО "Московский метрострой" (Яцков Б.И ),

ОАО «Институт «Казгражданпроект»(Устинова Н.П.),

ЗАО "ИГИТ (Пашкин Е.М.),

ЗАО «НИЦ ИРЭБ» (Белов В.В.),

СПб ФВНИИПО МЧС России (Голиков АД, Агеев ПН)

VI

СВОД ПРАВИЛ

МЕТРОПОЛИТЕНЫ

Subways

Дата введения

1    ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие нормы распространяются на инженерные изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию и приемку в эксплуатацию новых сооружений и устройств метрополитенов.

2    НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

В настоящих нормах использованы нормативные и инструктивные ссылки, рекомендательная литература (Приложение 2А), термины и сокращения (Приложение 2Б).

Пр имечание:

При использовании ссылок на нормативные документы целесообразно проверить их действие в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому указателю «Национальные стандарты», который публикуется по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям текущего года. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящими нормами следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ЗЛ Метрополитены в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации относятся к особо опасным и техническим сложным объектам при проектировании, строительстве и реконструкции которых следует предусматривать:

-    технические решения, обеспечивающие безаварийный процесс строительства и эксплуатации сооружений;

-    применение современных материалов, оборудования, изделий, соответствующих стандартам и другим нормативным документам Российской Федерации, а также применение материалов, оборудования и изделий, изготовленных по зарубежным нормам и стандартам, имеющих сертификаты соответствия и технические свидетельства Российской Федерации;

-    индустриализацию строительства на базе современных средств комплексной механизации и автоматизации строительного производства, а также применение типовых конструкций и узлов оборудования и аппаратуры, отвечающих мировым стандартам;

-    технические средства, объемно-планировочные решения подземных сооружений и условия эксплуатации, обеспечивающие пожарную безопасность и безопасность движения поездов, безопасность пассажиров при нахождении во всех пассажирских помещениях станционных комплексов и подвижном составе;

1

-    технические решения, обеспечивающие выполнение требований санитарных норм и правил, правил охраны труда рабочих и служащих в периоды строительства и эксплуатации;

-    максимальную механизацию и автоматизацию процессов эксплуатации, повышение комфорта проезда пассажиров, повышение производительности труда персонала, соблюдение принципов эргономики и технической эстетики;

-    мероприятия по охране окружающей среды, памятников истории и культуры.

-    мероприятия, обеспечивающие необходимый уровень доступности в зданиях и сооружениях, связанных с перевозкой пассажиров всех категорий.

3.2    Линии метрополитена следует проектировать на основе Комплексной схемы развития всех видов городского транспорта, утвержденной схемы развития метрополитена, отражающей направление, протяженность, места расположения станций, электродепо, административных зданий и производственных предприятий, соединения с путями общей сети железных дорог.

3.3    Линии метрополитена следует проектировать, как правило, подземными мелкого и глубокого заложения. При пересечении водных преград, в незаселенных местах, вдоль линий железных дорог и т.п. возможно предусматривать наземные или надземные участки в галереях закрытого типа, а также открытые наземные и надземные участки линий.

3.4    Прокладка участков линий мелкого заложения, сооружаемых открытым способом, на землях заповедников, заказников, ботанических садов, дендрологических парков, лесопарков и в охранных зонах памятников истории и культуры не допускается.

3.5    Для обеспечения строительства участков линий мелкого заложения необходимо предусматривать технические зоны шириной не менее 40 м. Возведение зданий в технической зоне до окончания строительства сооружений метрополитена не допускается.

3.6    Прокладку подземных коммуникаций, посадку кустарника и устройство газонов в технической зоне, а также застройку территории шириной 30 м с обеих сторон от границ технической зоны следует предусматривать по согласованию с организацией, проектирующей метрополитен.

3.7    Пересечение линий метрополитена между собой и с линиями других видов транспорта следует предусматривать в разных уровнях.

Линию метрополитена необходимо соединять

-    с одной или двумя пересекающими ее линиями однопутной соединительной веткой;

-    с электродепо на этой линии двухпутной соединительной веткой.

3.8    На каждой линии метрополитена следует предусматривать автономное движение поездов. В сложных транспортных узлах допускается предусматривать соединения между линиями и организацию маршрутного движения поездов.

3.9    Линии метрополитена следует проектировать двухпутными с правосторонним движением поездов.

3.10    Первая линия метрополитена должна иметь соединение с путями общей сети железных дорог. При увеличении сети метрополитена на каждые 50 км следует предусматривать при необходимости, дополнительные соединения с путями общей сети железных дорог.

3.11    Станции следует предусматривать в центрах пассажироформирующих нагрузок территорий, вблизи железнодорожных, автобусных и речных вокзалов и других объектов массового посещения города.

3.12    Трассу линии в плане и профиле назначать исходя из размещения станций в пассажирообразующих узлах, минимальных затрат времени пассажиров на поездку, применения наиболее экономичного продольного профиля по расходу электроэнергии, а также с учетом инженерно-геологических, геоморфологических, гидрологических условий и коррозионной активности среды.

2

3.13    На каждой линии необходимо предусматривать электродепо, тупики и пункт технического обслуживания подвижного состава.

3.14    На линии при длине до 20 км (в двухпутном исчислении) должно сооружаться одно электродепо, при длине линии более 20 км и свыше 40 км - соответственно второе и третье электродепо.

Допускается использование одного электродепо для двух линий с однотипным подвижным составом в течение первого периода эксплуатации второй линии.

3.15    На линии через 5-8 км предусматривать тупик за станцией. Длину тупика принимать с учетом необходимого числа составов на линии при максимальных размерах движения. При необходимости возможно устройство оборота поездов перед станцией с учетом отстоя поездов на главных путях.

На первом пусковом участке линии протяженностью до 20 км в одном из тупиков предусматривать пункт технического обслуживания подвижного состава с производственными и санитарно-бытовыми помещениями.

При протяженности линии свыше 20 км второй ПТО размещать за станцией, которая в качестве конечной будет эксплуатироваться более 5 лет. В дальнейшем число ПТО на линии определять расчетом.

У станции, вблизи которой предусматривается строительство электродепо, ПТО не размещается.

3.16    Ночной отстой составов предусматривать в электродепо и на станционных путях линии. Комнаты ночного отдыха локомотивных бригад располагать, как правило, в наземных зданиях или в наземных вестибюлях (павильонах) станций (не ниже уровня кассового зала). При невозможности такого размещения в сложившейся городской застройке, допускается располагать комнаты ночного отдыха в подземных вестибюлях не ниже уровня кассового зала с соблюдением санитарных норм для спальных помещений.

3.17    При расстоянии между торцами платформ соседних станций 3500 м и более в средней части перегона следует предусматривать дополнительный выход для эвакуации пассажиров из тоннеля на поверхность или зону коллективной защиты пассажиров.

3.18    При проектировании линий метрополитена предусматривать возможность ввода их в эксплуатацию отдельными участками.

3.19    Основные параметры сооружений и устройств линии, обеспечивающие ее провозную и пропускную способность, следует устанавливать по максимальным расчетным пассажирским потокам в следующие периоды эксплуатации линии:

а)    первый период - с первого по десятый годы;

б)    второй период - с десятого по двадцатый годы;

в)    третий период - расчетный срок (более 20 лет).

3.20    Конструкция входов в подземные сооружения должна исключать возможность поступления в них вод при паводках и наводнениях с вероятностью превышения высшего уровня вод 1 раз в 300 лет.

3.21    На линиях метрополитена следует предусматривать мероприятия по защите помещений станций, а также зданий, расположенных вдоль трассы, от шума и вибрации, возникающих при движении поездов, работе эскалаторов и других установок метрополитена.

3.22    В метрополитене должны предусматриваться дополнительные сооружения и устройства, позволяющие использовать его как защитное сооружение в соответствии с СП-32-106-2004 [1].

Пр имечание:

При проектировании новых участков линий метрополитена в сложившейся городской застройке, в которой имеются укрытия гражданской обороны, допускается по согласованию с администрацией региона и территориальным органом МЧС не проектировать в метрополитене устройства ГО.

3.23    Для размещения административно-управленческого и эксплуатационного персонала, диспетчерских служб, ремонтно-монтажных, медицинских и других

3

специализированных подразделений следует предусматривать наземные здания.

Подразделения персонала, непосредственно связанные с обслуживанием линии, следует располагать на станциях.

3.24    Торговые зоны, павильоны и другие объекты попутного обслуживания пассажиров в сооружениях метрополитена не допускается размещать ниже уровня кассового зала вестибюля станции.

Указанные объекты не должны ограничивать зоны прохода и обслуживания пассажиров и отрицательно воздействовать на технологию обслуживания метрополитена.

3.25    Внедрение новых технических решений и новой техники в области строительства и эксплуатации метрополитенов, не отраженных в нормативных документах, может выполняться первоначально в экспериментальном порядке при соответствующем научном сопровождении, согласовании с надзорными органами и с последующей, при необходимости, корректировкой проектной документации.

3.26    При проектировании, строительстве и реконструкции станций следует предусматривать безбарьерную среду для маломобильных групп населения.

3.27    На линиях метрополитена предусматривать единую автоматизированную систему оплаты проезда и контроля прохода пассажиров на станции, автоматизированное управление движением поездов, эскалаторами и другими производственными установками из диспетчерских пунктов линий и станций.

Управление работой станций предусматривать с применением СУРС согласно Приложению 3.

Диспетчерские пункты линий должны состоять из отраслевых ДП: управления движением поездов, электроснабжения, эскалаторов, электромеханических устройств, а также ДП охраны общественного порядка и безопасности, пожарной безопасности.

ДП оборудуются автоматизированными рабочими местами, системами телеуправления и необходимыми видами диспетчерских связей на современной элементной базе.

3.28    На метрополитене рекомендуется предусматривать Центр эпидемиологического санитарного надзора, поликлинику и загородный профилакторий санаторного типа.

4 ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ

4.1 Инженерно-геологические изыскания

4.1.1    Инженерно-геологические изыскания проводят на этапах разработки предпроектной документации, проектной документации, рабочей документации и в период строительства и эксплуатации сооружений.

Соотношение объёмов работ по этапам должно составлять: предпроектная документация - 10-20%, проектная документация - 70-80%, рабочая документация - 10-20%.

4.1.2    На каждый этап изысканий составляется техническое задание и программа инженерно-геологических изысканий. Техническое задание на выполнение инженерногеологических изысканий должно содержать данные о расположении и длине трассы, включая её варианты, глубине заложения тоннелей, размещении станций, вестибюльных павильонов и других сооружений, а также данные о техногенных нагрузках на геологическую среду.

Программа изысканий устанавливает состав и объёмы инженерно-геологических изысканий в зависимости от особенностей проектируемого сооружения, стадии изысканий, степени изученности территории, категории сложности инженерногеологических условий и технологии проходки. Категория сложности инженерногеологических условий устанавливается по СП 11-105-97 [2]. При необходимости к составлению технического задания и программы инженерно-геологических изысканий на

4