Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

65 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают основные требования охраны труда при производстве работ по содержанию, защите и воспроизводству лесонасаждений работниками путевого хозяйства железных дорог - филиалов ОАО "РЖД"

 Скачать PDF

 
Дата введения01.04.2008
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Организации:

21.12.2007УтвержденОАО РЖД2404р
РазработанЦП ОАО РЖД
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РЖД

*

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЯЧЭСС1/11/1СК1/1Е ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРСЭПЛ» СОАО «РЖД»)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

« 21 „ декабря 2007 г. Москва    М*    2404р

Об утверждении Правил по охране труда при производстве работ в защитных лесонасаждениях железных дорог - филиалов ОАО «РЖД»

В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда:

1.    Утвердить и ввести в действие с 1 апреля 2008 г. прилагаемые Правила по охране труда при производстве работ в защитных лесонасаждениях железных дорог - филиалов ОАО «РЖД».

2.    Начальникам железных дорог:

довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;

обеспечить в установленном порядке тиражирование и изучение Правил, утвержденных настоящим распоряжением.

Первый вице-президент ОАО «РЖД»


В.Н.Морозов



УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением ОАО «РЖД» от 21.12.07№ 2404р

Правила по охране труда при производстве работ в защитных лесонасаждениях железных дорог - филиалов ОАО «РЖД»

I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1.    Настоящие Правила разработаны на основе Правил по охране груда при производстве работ по защитным лесным насаждениям на железнодорожном транспорте, межотраслевых правил по охране труда и иных нормативных документов, содержащих требования охраны труда. Правила устанавливают основные требования охраны труда при производстве работ по содержанию, защите и воспроизводству лесонасаждений работниками путевого хозяйства железных дорог -филиалов ОАО «РЖД».

Действие настоящих Правил распространяется на работников дистанции защитных лесонасаждений (далее - дистанция), других структурных подразделений путевого хозяйства железных дорог.

1.2.    Руководитель дистанции должен обеспечить безопасные условия и охрану труда, правильно организовать труд работников в соответствии с требованиями, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами об охране труда, ГОСТ 12.3.002, стандартами Системы стандартов безопасности труда и настоящими Правилами. Перечень нормативных правовых и нормативных технических документов, на которые в тексте Правил даны ссылки, приведен в приложении № 1 к настоящим Правилам.

1.3.    При эксплуатации в дистанции оборудования, транспортных средств, проведении производственных процессов, применении материалов и методов работ, для которых требования безопасного производства работ не предусмотрены настоящими Правилами, следует соблюдать требования нормативных правовых и нормативных технических документов, утвержденных в установленном порядке.

1.4.    При производстве работ на работников могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы, установленные ГОСТ 12.0.003:

движущийся железнодорожный подвижной состав, транспортные средства, машины и механизмы;

повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования;

расположенные вдоль заднего или бокового борта, должны иметь прочные спинки. Бортовые замки должны быть закрыты и надежно закреплены. Для посадки и высадки работников автомобиль должен быть оборудован стационарной или съемной лестницей со стороны заднего борта. Внутри кузова должно быть освещение, медицинская аптечка. На заднем борту должен быть закреплен знак ограничения скорости 60 км/ч.

Вне кабины, в месте, доступном для находящихся в кузове работников, должен быть установлен легкосъемный огнетушитель емкостью не менее 2 литров.

2.3.1.2.    Перевозить работников в грузовом автомобиле должны водители, имеющие удостоверение на право управления транспортным средством категорий "С" и "Д".

2.3.1.3.    Автомобиль должен проходить государственный технический осмотр в установленные сроки. Талон о прохождении указанного осмотра должен быть закреплен в правом нижнем углу ветрового стекла. Водитель транспортного средства перед выездом с места стоянки должен убедиться в исправности рулевого управления, тормозов, световых сигналов, а также оборудования для перевозки людей. При наличии неисправностей эксплуатация автомобиля запрещается.

2.3.1.4.    Ответственность за исправность и выпуск автомобиля для перевозки работников, оформление путевых документов возлагается на главного механика, начальника мастерских либо другое должностное лицо, назначенное приказом руководителя дистанции*

2.3.1.5.    Не реже одного раза в месяц главный механик либо другое должностное лицо, назначенное приказом руководителя организации должен проверять техническое состояние автомобиля, находящегося в эксплуатации.

2.3.1.6.    Должностным лицам, ответственным за техническое

состояние    и эксплуатацию транспортных    средств, запрещается

допускать    к    управлению    транспортными    средствами водителей,

находящихся в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием

лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящим под угрозу безопасность движения.

2.3.2. Требования охраны труда при перевозке работников

2.3.2.1. Движение автомобилей при перевозке работников к месту работ и обратно, а также в пределах фронта работ должно производиться по маршрутам, разработанным руководителем дистанции. Отклонения от маршрута допускаются только в связи с закрытием или ремонтом дорог на маршруте следования или по другим обоснованным причинам с разрешения руководителя дистанции.

2.3.2.2.    Количество перевозимых людей должно соответствовать числу посадочных мест. Стоять и передвигаться в кузове грузового автомобиля во время его движения запрещается. Перед поездкой водитель должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки, размещения и поведения во время движения автомобиля.

Для соблюдения порядка в кузове во время движения автомобиля руководитель работ назначает старшего группы из числа мастеров (бригадиров).

Если перевозка людей осуществляется несколькими автомобилями, должен быть назначен старший по перевозке всех работающих, которому обязаны подчиняться не только пассажиры, но и водители всех автомобилей.

2.3.2.3.    Посадка и высадка людей должны осуществляться только при полной остановке автомобиля по лестницам, оборудованным поручнями.

Начинать движение автомобиля водитель должен при обеспечении безопасной перевозки пассажиров.

2.3.2.4.    Для связи старшего группы с водителем во время движения используются звонки, световые и звуковые сигналы.

2.3.2.5.    Во время движения двери автобусов, борта грузовых автомобилей должны быть надежно закрыты и заперты типовыми засовами, крючками или другими запорами.

2.3.2.6.    Скорость движения при перевозке людей в кузове грузового автомобиля не должна превышать 60 км/ч.

При возникновении препятствия или опасности для движения, а также при движении в неблагоприятных погодных условиях - снегопад, гололед, туман, ливень - водитель должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

2.3.2.7.    Перед пересечением железной дороги по неохраняемому переезду, не оборудованному автоматической сигнализацией, в условиях плохой видимости (менее 800 м) водитель обязан остановить автомобиль, не доезжая 10 м до крайнего рельса, высадить людей, переехать по переезду через железнодорожные пути и вновь произвести посадку людей.

2.4. Требования охраны труда при проходе работников к месту работ в зоне железнодорожных путей

2.4.1. Перед выходом на работу руководитель работ (мастер, бригадир) обязан:

проверить наличие сигнальных принадлежностей и защитных приспособлений;

провести целевой инструктаж о маршруте прохода к месту работ, безопасных приемах выполнения работ.

Сигнал о приближении поезда или команду руководителя работ об отходе от пути на безопасное расстояние или в заранее определенное место является обязательным для исполнения для всех работников, за невыполнение которого они несут ответственность.

2.4.2.    Проход от места сбора на место работ и обратно должен осуществляться в стороне от пути или по обочине земляного полотна под наблюдением руководителя работ или специально выделенного лица.

Проход к месту работ и обратно в пределах станции должен осуществляться с учетом местных условий по маршрутам служебного прохода с соблюдением требований инструкции по охране труда дистанции.

2.4.3.    При приближении поезда или другой движущейся единицы руководитель работ должен заблаговременно отвести рабочих в сторону от пути при скорости поездов до 140 км/ч на расстояние не менее 2 м от крайнего рельса, при скорости 141-160 км/ч - на расстояние не менее 4 м, при скорости 161-200 км/ч - на расстояние не менее 5. м.

При работе путеукладчика, электробалластера, уборочной машины, рельсосварочного поезда и других машин тяжелого типа руководитель работ должен отвести рабочих в сторону от пути на расстояние не менее 5 м, путевого струга - не менее 10 м, машин, оборудованных щебнеочистительными устройствами, двухпутных и роторных снегоочистителей — не менее 5 м в сторону, противоположную выбросу снега, льда, засорителей, однопутных снегоочистителей — не менее 25м.

2.4.4.    При невозможности пройти в стороне от пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время заносов и в других случаях) проход по пути может быть допущен с принятием следующих мер предосторожности:

на двух путном участке следует идти навстречу движению поездов в установленном направлении (правильному движению);

руководитель работ обязан предупредить рабочих об особой осторожности и следить, чтобы они шли по одному друг за другом или по два человека в ряду, не допуская отставания;

руководитель работ должен находиться сзади группы, ограждая ее сигналами остановки: днем - развернутым красным флагом, а ночью -фонарем с красным огнем. Впереди группы должен идти специально выделенный и проинструктированный работник, ограждающий группу сигналами остановки;

в условиях плохой видимости (в крутых кривых, глубоких выемках, в лесной или застроенной местности, а также в темное время, в туман, метель и других случаях) руководитель работ обязан, кроме того, выделить двух сигналистов, один из которых должен следовать впереди, а другой сзади группы на расстоянии зрительной связи, но так, чтобы приближающийся

поезд был виден им на расстоянии не ближе 500 м от идущей группы, и своевременно оповещать ее звуком рожка о приближении поезда. Сигналисты должны идти с развернутыми красными флагами (ночью с фонарями с красным огнем) и ограждать идущую группу рабочих до тех пор, пока они не сойдут с пути. В случаях, если группа своевременно не сошла с пути, сигналист обязан сойти с пути от приближающегося поезда не ближе чем за 400 м и продолжать подавить сигналы остановки. В случаях, если сигналист не виден руководителю работ на расстоянии более 500 м, должны выделяться промежуточные сигналисты.

На многопутных участках и перегонах, оборудованных двухсторонней автоблокировкой для определения направления движения поездов следует ориентироваться по показаниям светофоров.

III. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТ

3.1. Общие требования

3.1.1.    Все лесохозяйственные работы должны проводиться в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ, Правил санитарной безопасности в лесах, Санитарных правил в лесах Российской Федерации, Правил пожарной безопасности в лесах и других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов ОАО «РЖД».

3.1.2.    Лесохозяйственные работы необходимо организовывать и выполнять в соответствии с технологической картой, утвержденной руководителем дистанции. Технологическая карта должна устанавливать порядок и способ ведения работ, а также включать схему участка, на которой указывают границы участка, пути подхода к нему, опасные для работы места, размещение транспорта, предупредительных знаков.

3.1.3.    Не допускается проводить лесохозяйственные работы в равнинной местности при скорости ветра свыше 11 м/с, горных условиях -свыше 8,5 м/с. Работы должны быть прекращены во время ливневого дождя, при грозе, сильном снегопаде и густом тумане (при видимости менее 50 м), а также ночное время суток.

3.1.4.    При проведении работ, в которых заняты два и более работников, назначается старший.

3.1.5.    Площадь, предназначенная для проведения работ, должна быть заранее обследована и подготовлена. При рубках ухода необходимо произвести приземление опасных деревьев и разметку волоков.

3.1.6.    В равнинной местности территория места валки на расстоянии двойной высоты древостоя, но не менее 50 м, является опасной зоной. В

горных условиях опасной зоной является расстояние не менее 60 м от места валки.

При уклоне более 15 ° опасная зона распространяется вдоль склона до подошвы горы.

При выполнении других операций, кроме валки деревьев, опасная зона поперек склона составляет не менее 30 м.

В опасной зоне не разрешается производить другие работы. На границах опасной зоны должны быть установлены переносные запрещающие знаки с надписью «Проход, проезд запрещен! Валка леса!».

Ответственность за правильное обозначение опасных зон возлагается на непосредственного руководителя работ.

При появлении людей в опасной зоне работы должны быть прекращены и приняты меры к выводу людей из опасной зоны.

3.1.7.    При выполнении работ группами переход работников с одного места на другое разрешается только руководителем работ.

3.1.8.    К управлению лесохозяйственных машинами, оборудованием и моторным инструментом допускаются работники, прошедшие специальное обучение и имеющие удостоверение на право управления машиной данной конструкции.

Машина (оборудование, моторный инструмент) должны быть закреплены персонально за каждым работником приказом по дистанции. Временная передача машины другому работнику оформляется соответствующим письменным распоряжением руководителя работ с проведением дополнительного инструктажа.

3.1.9.    При работе машино-тракторных агрегатов должна быть обеспечена безопасность обслуживающего персонала.

3.1.10.    При одновременной работе двух машин и более на одном склоне расстояние между ними по склону должно быть менее 60 м, а по горизонтали не менее 30 м. Работа на склоне на одной вертикали не разрешается.

3.1.11.    Движущиеся части машины (карданные цепные, зубчатые передачи, фрезы и др.), с которыми не исключена возможность соприкосновения работников, должны иметь ограждения, обеспечивающие безопасность работ.

Рабочие органы (клинья, лемехи, диски и др.) должны иметь конструкцию, обеспечивающую их самоочистку, а также удобную и безопасную их очистку с помощью инструмента и приспособлений.

Рабочие органы машин необходимо очищать от растительных остатков и земли после остановки двигателя и фиксации рабочих органов машины на земле или специальной подставке специальными приспособлениями (чистиками).

3.1.12.    Прицепку и навеску оборудования следует производить с применением подъемных приспособлений, гарантирующих безопасное выполнение этих операций.

3.1.13.    При работе лесохозяйственных машин (агрегатов) необходимо обеспечить:

отсутствие в зоне работы камней, металлических предметов, шпал и

т.д.;

отсутствие работников на навесных орудиях и рядом с ними при их подъеме и опускании;

двухстороннюю сигнализацию (механическую, звуковую, световую) между трактористом и работником на машине;

разворот машины (агрегата) в местах, где нет препятствий, мешающих его выполнению;

отсутствие работников в опасной зоне машин с активными рабочими органами (фрезы, кусторезы и т.д.);

движение машины при преодолении препятствия только на первой передаче, переезд через поваленные деревья под прямым углом, через небольшие углубления под углом 15-20°С к оси движения агрегата;

сооружение прочных настилов для переезда через рвы и канавы;

перевод навесного (прицепного) оборудования в транспортное положение при преодолении препятствий и разворотах машины с дополнительной фиксацией его при переездах с одного участка на другой.

3.1.14.    При регулировке и замене навесного и прицепного оборудования трактор необходимо установить на ровной площадке, навесное оборудование опустить на землю и исключить самопроизвольное движение трактора и оборудования.

3.1.15.    При проезде по искусственным сооружениям (мостам, дамбам, плотинам) необходимо по дорожному знаку проверить соответствие разрешающей грузоподъемности сооружения массе транспортируемого агрегата и визуально убедиться в исправности искусственного сооружения. При необходимости следует получить письменное разрешение соответствующих организаций.

3.1.16.    При работе тракторного ямокопателя необходимо иметь разрешение на проведение земляных работ от предприятий, ведающих электрическими и водоканализационными коммуникациями, проходящими через рабочую зону, а также получить от предприятий, ведающих этими коммуникациями, данные об их расположении в рабочей зоне и выдать расписку о получении указанных сведений.

3.1.17.    Нахождение посторонних лиц на участке проведения работ не допускается.

3.1.18.    После завершения работ автомобили, тракторы и другие транспортные средства должны быть установлены на временное хранение в гаражи или под навесы на специально оборудованные открытые площадки.

3.2. Требования охраны труда при рубках ухода в лесонасаждениях

3.2.1. Общие требования

3.2.1.1.    При рубках ухода в лесонасаждениях необходимо руководствоваться Основными положениями по рубкам ухода в лесах России и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД».

3.2.1.2.    До начала работ руководитель работ должен определить объем лесохозяйственных работ и выбрать для каждой площадки технологический процесс производства с учетом результатов натурного осмотра.

Если лесонасаждения примыкают к железнодорожному пути, линии связи, устройствам автоблокировки или контактной линии, разрабатывают такой порядок валки деревьев, который исключает падение деревьев в сторону указанных технических сооружений. Планируемые работы должны быть согласованы с причастным структурным подразделением железной дороги. Приступать к работе следует после получения письменного разрешения от причастного структурного подразделения.

3.2.1.3.    Организационное руководство и контроль за проведением рубок ухода осуществляет непосредственный руководитель работ (мастер, бригадир).

3.2.1.4.    Рубки ухода в лесонасаждениях должны проводить бригады в составе не менее 2 человек, один из которых назначается старшим.

3.2.1.5.    Все работники, занятые на валке леса, должны быть обеспечены защитными касками, при необходимости - наушниками, защитными очками или щитками.

3.2.1.7.    На территории опасной зоны во время валки деревьев не разрешается расчищать снег вокруг деревьев, обрубать сучья, чокеровать, трелевать, сжигать сучья и выполнять другие работы.

3.2.1.8.    Валку деревьев необходимо производить не менее двумя работниками (вальщиком и его помощником).

3.2.1.9 Работники, выполняющие подготовку лесонасаждений, должны быть специально обучены безопасным методам и приемам работы и оснащены вспомогательными средствами.

3.2.1.10. При эксплуатации ручного моторного инструмента не допускается:

нахождение работников в радиусе работы инструмента равным двойной высоте спиливаемых деревьев и кустарников;

производить заправку топливом и смазочными материалами, мелкий ремонт, а также очищать рабочий орган при работающем двигателе;

использовать в качестве топлива этилированный бензин;

переходить от дерева к дереву с движущимся (вращающимся) рабочим органом;

курить и заправлять топливом вблизи открытого огня;

работать при подтекании топлива.

3.2.1.11. При эксплуатации ручной бензомоторной пилы производить смену пильной цепи или ее натяжение, вынимать зажатую в резе шину следует при неработающем двигателе.

3.2.2. Требования охраны труда при ручной н механизированной валке деревьев н срезке кустарников

3.2.2.1.    Ручную и механизированную валку леса и срезку кустарников необходимо производить с применением исправных машин, механизмов и инструментов в соответствии с руководством по их эксплуатации.

3.2.2.2.    Перед началом валки дерева необходимо срезать вокруг дерева в радиусе 0,7 м мешающий валке кустарник, а также на расстояние 3 м под углом 60 ° в направлении, противоположном падению дерева, подготовить пути отхода работников, а зимой расчистить или утоптать снег.

3.2.2.3.    При валке деревьев необходимо выполнять следующие требования безопасности:

использовать гидроклнн, гидродомкрат, валочную вилку, лопатку, клин и другие валочные приспособления. Использование гидроклина и иных валочных приспособлений, кроме валочной вилки, при приземлении опасных деревьев запрещается;

делать подпил с той стороны, в которую намечено валить дерево, подпиливать дерево с двух сторон или по окружности не разрешается;

подпиливать прямостоящие деревья на глубину 1/4-1/3 диаметра в месте спиливания, деревья с наклоном в сторону валки 1/3 диаметра, деревья с углом наклона не более 5 ° в противоположную сторону 1/5-1/4 диаметра;

выполнять нижнюю плоскость подпила перпендикулярно оси дерева. При этом верхний рез подпила должен образовывать с нижней плоскостью угол 30-40 ° или быть параллельным нижней плоскости подпила и отстоять от нее на расстоянии 1/8 диаметра дерева в месте спиливания;

спиливать дерево перпендикулярно его оси в пределах верхнего реза и выше нижней плоскости подпила не менее, чем на 2 см;

оставлять недопил у здоровых деревьев диаметром до 40 см -2 см, от 40 до 60 см-3 см, от 61 и выше - 4 см. У деревьев, имеющих напенную гниль, недопил увеличивать на 2 см. Валить деревья без недопила не разрешается;

у деревьев, имеющих боковой наклон ствола или кроны по отношению к направлению валки, недопил должен иметь форму клина, вершина которого обращена в сторону наклона;

валить деревья, имеющие наклон более 5° , в сторону их наклона, за исключением случаев валки деревьев на площадках с уклоном более 15°, когда деревья валят вниз по склону под углом 30-45° к волоку.

3.2.2.4.    Капы и наплывы со стороны подпила должны опиливаться, глубина подпила считается без их учета.

3.2.2.5.    При валке деревьев диаметром более 1 м подпил должен выполняться двумя параллельными резами. Для корпуса редуктора пилы выпиливают ниши. Во избежание сколов следует применять бандажи. Способы валки крупномерных деревьев применительно к конкретным условиям должны быть указаны в технологической карте.

3.2.2.6.    Валка деревьев на стену леса не разрешается. Валка деревьев должна выполняться в просветы между соседними деревьями. Просвет должен быть не менее ширины той части кроны, которая при приземлении спиленного дерева будет падать в этот просвет.

3.2.2.7.    Валка деревьев в темное время суток не разрешается.

3.2.2.8.    Не допускается оставлять недопиленные, подрубленные или зависшие в процессе валки деревья.

3.2.2.9.    На каменистых и лавиноопасных склонах валка деревьев запрещается.

3.2.2.10.    Не допускается сбивание одного или нескольких подпиленных деревьев другим деревом.

3.2.2.11. О зависании дерева следует немедленно поставить в известность руководителя работ. До его прихода валка деревьев в радиусе 50 м от зависшего дерева должна быть прекращена.

Снимать зависшее дерево разрешается только в присутствии и под наблюдением руководителя работ. Способ снятия зависшего дерева выбирает руководитель работ.

3.2.2.12.    Снимать зависшие деревья следует трактором или лебедкой с расстояния не менее 35 м.

Для снятия зависшего дерева канат или веревку укрепляют на комлевой части и в зависимости от конкретных условий стаскивают под углом или вдоль оси зависшего дерева.

3.2.2.13.    Зависшие деревья разрешается снимать:

рычагами (аншпугами) - перемещением комля дерева в сторону от

себя;

воротом - закреплением за комель зависшего дерева одного конца каната (веревки) и наматыванием другого при помощи рычага на ствол растущего дерева с расстояния от конца зависшего дерева не менее 5 м;

кондаком - вращением зависшего дерева вокруг его оси.

3.2.2.14.    При снятии зависшего дерева не разрешается:

спиливать дерево, на которое опирается зависшее, или обрубать сучья, на которые оно опирается;

отпиливать чураки от комля зависшего дерева;

сбивать зависшее дерево валкой на него другого дерева;

подрубать корни, комель или пень зависшего дерева;

снимать трактором зависшее дерево одновременно с набором пачки деревьев или хлыстов;

снимать зависшее дерево захватом или манипулятором трелевочного трактора.

3.2.2.15.    При разработке ветровально-буреломных лесосек и горельников, а также при санитарных рубках необходимо соблюдать следующие требования:

валить деревья в сторону основного направления ветровала с учетом рельефа местности, захламленности лесосеки, способа и средства трелевки; убрать перед началом валки деревьев зависшие сучья и вершины; валить в первую очередь наиболее опасные деревья и сломы; не допускать валку неотделившегося слома, вершина которого находится на земле, без предварительной проверки прочности соединения слома с комлевой частью дерева;

валить наклоненные деревья с поврежденной корневой системой в сторону их наклона;

обвязать пятью витками пеньковой веревки или бандажом дерево, имеющее трещины от комля к вершине, до начала валки, после чего валить;

разбирать завалы ветровальных деревьев тракторами или лебедками с расстояния не менее 35 м;

валить вместе со сломом дерево, имеющее неотделившийся слом на высоте более 1 м от земли, если сломанная вершинная часть его прочно соединена с комлевой частью. Закрепить канат трактора (лебедки) перед валкой такого дерева на его комлевой части, сделать подпил без захода под сломанную или зависшую часть дерева и пропил с оставлением недопила на 2 см больше нормального;

приземлять такие деревья следует трактором (лебедкой); перед снятием зависших деревьев определить в каждом конкретном случае характер их зависания и способ приземления (валки). Если зависшее дерево полностью отломилось от комлевой части и опирается на землю, его снимают трактором (лебедкой). Если зависшее дерево имеет слом, не отделившийся от комлевой части, то подпиливают дерево с боковой стороны, пропиливают с оставлением недопила шириной 4-6 см, после чего дерево валят трактором (лебедкой) в сторону подпила.

При наличии нескольких зависших деревьев каждое из них снимают отдельно.

3.2.2.16.    У выкорчеванных и лежащих на земле деревьев ствол отпиливают от корневой системы после укрепления корневой глыбы специальным упором. Первый рез делают сверху на глубину не менее 1/2 диаметра, а второй - снизу на расстоянии 2-3 см от плоскости первого реза (ближе к комлю). После отделения от ствола корневой глыбы ее трактором (лебедкой) ставят в исходное положение (пнем вверх). Ствол от неотделившегося слома на высоте до 1 м отпиливают также, как описано выше. В этом случае под ствол дерева укладывают подкладки.

3.2.2.17.    При производстве работ не допускается:

повышенная или пониженная температура, повышенная влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;

повышенные уровни шума и вибрации на рабочем месте; повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности заготовок, инструментов и оборудования;

расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (при обрезке крон деревьев);

химические вещества, проникающие в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки (при работе с пестицидами, минеральными удобрениями, уборке бытового мусора);

биологические (при укусах насекомых и животных); физические перегрузки при выполнении работ стоя или при перемещении тяжестей вручную;

нервно-психические перегрузки при выполнении работ вблизи железнодорожных путей и на высоте.

1.5.    Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны не должно превышать предельно допустимых концентраций и уровней воздействия, установленных гигиеническими нормативами ГН 2.2.5.1313-03, ГН 2.2.5.2240-07 и ГОСТ 12.1.005.

1.6.    Уровни шума и вибрации на рабочих местах не должны превышать норм, установленных ГОСТ 12.1.003, ГОСТ 12.1.012, СН 2.2.4/2.1.8.562, СН 2.2.4/2.1.8.566.

1.7.    Освещенность рабочих мест в производственных помещениях, на открытых площадках дистанции должна соответствовать требованиям СНиП 23-05, ОСТ 32.120 и Отраслевым нормам естественного и совмещенного освещения производственных предприятий железнодорожного транспорта.

1.8.    Предельная норма перемещения грузов вручную по горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать норм, установленных Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса и Нормами предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, в том числе при переноске тяжестей допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза в течение рабочей смены не должна превышать для мужчин 15 кг, для женщин 7 кг, а при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) для мужчин - 30 кг, для женщин - 10 кг.

Допускается поднимать и перемещать грузы большей массы вдвоем, но с учетом того, чтобы нагрузка на каждого работника не превышала норм, установленных соответствующими нормативными документами.

Предельно допустимые нагрузки для работников, не достигших возраста восемнадцати лет, должны соответствовать Нормам предельно

начинать работу в густых зарослях. Работу следует начинать с менее заросшего места;

спиливать крупные деревья до вырубки в направлении их вероятного падения назначенных в рубку более мелких деревьев;

сгибать деревья и кустарники до сильного напряжения, срезать (рубить) их с выпуклой стороны;

срезать кустарники и тонкие деревья, пилить (рубить) древесину, не видя рабочего органа инструмента, и если на пути его движения находятся кусты, подрост, ветви и другая растительность;

подтаскивать древесину, вбивая в нее топор.

3.2.2.18.    При работе на тракторе с навесными механизмами (дисковым кусторезом, дисковой маятниковой пилой, кусторезом - измельчителем и др.) следует соблюдать требования инструкции по эксплуатации на данный механизм.

3.2.2.19.    При работе тракторного агрегата с дисковой пилой необходимо наезжать на ряды спиливаемых деревьев или кустарников при номинальных оборотах двигателя. Включать и выключать вал отбора мощности трактора следует без рывков, на малых оборотах двигателя.

Выборочное срезание деревьев диаметром 12-20 см производится с остановкой агрегата, а тонкомерных - без остановки.

3.2.2.20.    При изменении направления движения кустореза-измельчителя и приведения его в транспортное или рабочее положение следует выключить вал отбора мощности.

3.2.2.21.    При эксплуатации мотокустореза необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

использовать при валке деревьев и срезке кустарников вершиной вперед левый сектор пилы кустореза, а при валке вершиной назад - правый; срезать деревья и кустарники под углом; снимать зависшее дерево, срезая его ниже слома; пилить деревья диаметром до 4 см всем свободным сектором пилы. При затягивании стволиков под защитный кожух заглушить кусторез и освободить пилу, вращая диск в противоположном рабочему движению направлении;

прикреплять кусторез к плечевому ремню при перемещении с работающим двигателем.

Не разрешается работа кусторезом со снятым защитным кожухом.

3.2.2.22.    Эксплуатация кустореза-осветлителя не допускается:

при наличии на пути работы препятствий, мешающих устойчивой и безопасной работе агрегата;

при наличии деревьев с максимальным диаметром более, чем это рекомендуется для данного агрегата, а также на уклонах, превышающих статическую устойчивость агрегата;

допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную согласно приложению № 2 настоящих Правил.

1.9.    Женщины и работники, не достигшие возраста восемнадцати лет, не должны допускаться к работам, приведенным в Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, и Перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет.

1.10.    Работники дистанции должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. № 90, приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. № 83, Положением о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на железнодорожном транспорте.

Начальник дистанции должен осуществлять контроль за своевременностью прохождения медицинских осмотров работниками дистанции.

При проведении работ в районах, зараженных клещевым энцефалитом, работникам заблаговременно должны делаться прививки против него.

1.11.    Обучение по охране труда, проверка знаний требований охраны труда работников дистанции, все виды инструктажей по охране труда (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой) и стажировка должны проводиться в соответствии с ГОСТ 12.0.004, Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций и Положением об организации обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

С работниками дистанции должен проводиться противопожарный инструктаж. Руководитель дистанции своим приказом должен установить перечень должностных лиц, на которых возлагается проведение противопожарного инструктажа и занятий по программе пожарнотехнического минимума. Назначенные лица должны пройти противопожарную подготовку.

1.12.    Работодатель обязан обеспечивать обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве.

1.13.    В дистанциях должны быть оборудованы кабинеты (уголки) охраны труда в соответствии с Рекомендациями по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда и Положением о кабинете охраны труда на предприятиях железнодорожного транспорта.

1.14.    Обучение, проверка знаний по электробезопасности и допуск работников, связанных с обслуживанием и эксплуатацией электроустановок,

должны осуществляться в соответствии с Правилами устройства электроустановок (ПУЭ), Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, Межотраслевыми правилами по охране труда (правилами безопасности) при эксплуатации электроустановок, Положением об организации обучения и проверки знаний по электробезопасности работников ОАО «РЖД» и Положением о проверке знаний ответственных за электрохозяйство ОАО «Российские железные дороги», его филиалов и структурных подразделений.

1.15.    Организация безопасного обслуживания электроустановок в дистанции возлагается на работника из числа административно-технического персонала, ответственного за электрохозяйство.

1.16.    При эксплуатации автомобилей, тракторов и других транспортных средств необходимо соблюдать требования Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) и Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте.

1.17.    К работе на автомобилях, тракторах, трелевочной лебедке и других транспортных средствах допускаются работники дистанции, имеющие соответствующие удостоверения на право управления этими транспортными средствами.

Перед выездом на линию водители автотранспортных средств проходят предрейсовый медицинский осмотр при наличии медицинских учреждений в местах базирования.

1.18.    Руководитель дистанции обязан обеспечить разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного органа инструкций по охране труда для работника дистанции, исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы и с учетом местных условий. Указанные инструкции разрабатываются и пересматриваются на основе настоящих Правил и в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, типовыми инструкциями по охране труда.

1.19.    Руководитель производственного подразделения дистанции должен иметь в наличии комплект действующих, утвержденных в установленном порядке, инструкций по охране труда для работников, занятых в подразделении, по всем профессиям (должностям) и видам выполняемых работ. Копии инструкций должны быть выданы работникам с указанием в журнале регистрации даты их выдачи или вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином доступном для работников месте.

1.20.    При работах на высоте следует соблюдать требования Межотраслевых правил по охране труда при работе на высоте.

1.21.    Контроль за состоянием охраны труда и соблюдением настоящих Правил должен осуществляться в соответствии с Положением об

организации контроля за состоянием охраны труда в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги».

1.22.    Для обеспечения пожарной безопасности и взрывобезопасности производственных процессов следует соблюдать требования ГОСТ 12.1.004ГОСТ 12.1.010, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации и Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

1.23.    Для производственных помещений и зданий дистанции должны быть определены категории по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с НГГБ 105-03, СНиП 31-03 и ВНТП 05-97.

1.24.    При выборе и установке электрооборудования в помещениях и на открытых площадках дистанции должны быть определены классы взрывоопасных и пожароопасных зон в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок.

1.25.    Средства пожарной сигнализации и средства пожаротушения для различных производственных помещений дистанции должны соответствовать определенной категории по взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности и требованиям Норм оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения.

Использование пожарного оборудования и инвентаря для хозяйственных нужд не допускается.

В дистанции должны быть разработаны, утверждены в установленном порядке и вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации на случай пожара или аварийной ситуации.

1.26.    Необходимое количество первичных средств пожаротушения определяет руководитель дистанции в соответствии с Нормами оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения.

1.27.    На территориях и в помещениях дистанции, а также в местах производства работ должны быть установлены знаки безопасности, дорожные знаки в соответствии с ГОСТ 12.4.026, ГОСТ 10807 и Положением о знаках безопасности на объектах железнодорожного транспорта.

1.28.    Для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов все работники дистанции должны быть обеспечены соответствующими сертифицированными видами специальной одежды (далее - спецодежда), специальной обувью (далее - спецобувь) и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) в соответствии с типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ.

1.29.    Выдача, хранение и пользование специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ должны осуществляться в соответствии с Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также Положением

о порядке обеспечения работников железных дорог-филиалов ОАО «РЖД» и функциональных филиалов ОАО «РЖД» средствами индивидуальной защиты, контроля за их качеством, содержания, эксплуатации и ухода.

Спецодежда, спецобувь и другие СИЗ должны быть исправны и соответствовать размеру и росту работника, которому они выдаются.

1.30.    Выбор конкретных типов СИЗ должен проводиться в зависимости от вида работ и применяемых веществ и материалов.

СИЗ, выдаваемые индивидуально, должны находиться во время работы у работника или на его рабочем месте. Применяемые СИЗ должны быть проверены и испытаны в установленном порядке.

Работники дистанции, пользующиеся СИЗ, должны быть проинструктированы о правилах пользования этими средствами и способах проверки их исправности.

1.31.    Выбор СИЗ следует определять в зависимости от уровня загрязнения воздушной среды и поверхностей токсичными веществами, интенсивности шума, вибрации, степени опасности поражения работников электрическим током, микроклимата на рабочем месте и характера выполняемой работы.

Работники, подвергающиеся воздействию высоких уровней шума, должны быть обеспечены СИЗ органов слуха (противошумными наушниками, вкладышами). СИЗ органов слуха следует выбирать в зависимости от частотного спектра шума на рабочем месте.

1.32.    Работники, занятые на работах, связанных с загрязнением, должны обеспечиваться смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с Нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядком и условиями их выдачи и рекомендациями по использованию смывающих и обезвреживающих средств для работников основных профессий структурных подразделений ОАО «РЖД».

1.33.    Работники, занятые на работах в районах распространения гнуса, комаров, мошки и других кровососущих насекомых, должны быть обеспечены защитными средствами от укусов - репеллентами и противомоскитными сетками. При работе в районах эндемичных по клещевому энцифалиту, дополнительно к основной спецодежде, работникам должен выдаваться костюм по ТУ 8572-001-01124323.

Применяемые репелленты должны иметь санитарно-эпидемиологические заключения, выданные в установленном порядке.

1.34.    При выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях все работники, независимо от должности и профессии, должны быть одеты в сигнальные жилеты со световозвращающими полосами.

1.35.    При работах по валке леса, на высоте, в зоне выполнения погрузочно-разгрузочных работ с использованием грузоподъемных механизмов, работники дистанции обязаны носить защитные каски.

1.36.    При работах, связанных с применением пестицидов и агрохимикатов, работники должны быть снабжены спецодеждой и другими СИЗ в соответствии с Гигиеническими требованиями к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов.

1.37.    Руководитель дистанции обязан обеспечить правильное хранение, использование, сушку, химическую чистку, дезинфекцию, стирку и ремонт спецодежды в установленные сроки.

Организация работ, связанная с химической чисткой, стиркой СИЗ и других изделий, должна соответствовать Межотраслевым правилам по охране труда при химической чистке, стирке.

1.38.    Перед сдачей в ремонт СИЗ должны подвергаться дезинфекции, чистке и стирке.

1.39.    Перед каждым применением СИЗ работник должен проверить его исправность, отсутствие внешних повреждений, загрязнения, срок годности (по штампу^.

Пользоваться СИЗ с истекшими сроками годности запрещается.

1.40.    Работники, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и ремонт телескопических вышек (гидроподъемников), грузоподъемных механизмов, сосудов, работающих под давлением и других опасных производственных объектов, должны проходить обучение, аттестацию и проверку знаний в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

1.41.    Общая продолжительность рабочего времени, времени начала и окончания работы, продолжительность обеденного перерыва, периодичность и длительность внутрисменных перерывов устанавливаются в соответствии правилами внутреннего трудового распорядка для работников дистанции, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.42.    Руководитель дистанции не должен допускать к исполнению обязанностей работников, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. Работников, обнаруженных в таком состоянии, немедленно отстраняют от работы и удаляют с мест производства работ.

1.43.    Руководители и работники дистанции, допустившие нарушение требований нормативных правовых актов по охране труда и пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ РАБОТНИКОВ К МЕСТУ РАБОТ ЖЕЛЕЗНОДОРЖНЫМ И АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

2.1. Общие положения

2.1.1.    При расстоянии свыше 3 км от места сбора работников до места работ руководитель дистанции должен установить порядок доставки работников к месту работ и обратно и согласовать его с руководителем отделения железной дороги, а при отсутствии отделения с руководителем -железной дороги.

Перевозка работников к месту работ и обратно может осуществляться как железнодорожным транспортом - пассажирскими поездами дальнего, местного, пригородного сообщения, так и автомобильным - автобусами, грузовыми автомобилями, оборудованными под перевозку людей.

2.1.2.    Перевозка работников должна осуществляться в соответствии с правилами пользования пассажирскими и пригородными поездами и Правилами дорожного движения Российской Федерации.

2.1.3.    Перевозку работников к месту работы необходимо осуществлять под руководством старшего группы - руководителя работ (мастера, бригадира) назначенного распоряжением (приказом) руководителя дистанции.

2.1.4.    Все транспортные средства должны быть технически исправными, оборудованными для перевозки людей. В них должны быть предусмотрены средства связи старшего группы с водителем транспортного средства.

На транспортных средствах совместная перевозка работников и горюче-смазочных материалов не допускается.

При перевозке инструмента одновременно с работниками размещать его следует в специально отведенном для этой цели закрытом месте.

При совместной перевозке работников и ручного моторного инструмента (бензопилы, кустореза, газонокосилки) курить в кузове автомобиля запрещается.

2.1.5.    Проезд в кузове грузового автомобиля, не оборудованного для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим для его получения, при условии, что они обеспечены местом, расположенным ниже уровня бортов.

2.1.6.    Запрещается перевозка работников на открытом подвижном составе, автомобилях-самосвалах, автомобилях-цистернах, грузовых прицепах (полуприцепах) и тракторах, а также на всех других транспортных средствах, не приспособленных для этой цели.

2.1.7.    Посадка и высадка работников, погрузка и выгрузка инструмента должна осуществляться только при полной остановке

поезда, транспортного средства под руководством и наблюдением старшего группы. По окончании посадки, высадки работников старший группы должен дать сигналом, установленным инструкцией по сигнализации на железных дорогах, разрешение машинисту на приведение в движение поезда, а водителю автомобиля условным сигналом. Порядок связи старшего группы с машинистом локомотива, водителем автомобиля должен быть предусмотрен в инструкции по охране труда дистанции.

2.2.    Требования охраны труда при перевозке работников к месту работ и обратно пассажирскими поездами дальнего, местного и

пригородного сообщения

2.2.1.    На участках обращения пассажирских поездов дальнего, местного и пригородного сообщения для доставки работников к месту работ и обратно на период производства работ приказом по отделению железной дороги, а при отсутствии отделения - по железной дороге, или путем выдачи предупреждений на поезда должны быть установлены остановки продолжительностью 2-3 мин для посадки и высадки работников.

2.2.2.    При проезде в поезде старший группы должен обеспечить:

безопасную посадку и высадку работников из вагона;

безопасное размещение работников в вагоне и должный порядок в пути следования;

организацию погрузки выгрузки инструмента и материалов;

пожарную безопасность.

2.2.3.    Посадка и высадка работников из вагонов на двухпутных перегонах должна производиться только с полевой стороны. Порядок посадки и высадки на многопутных перегонах и на железнодорожных станциях (далее - станциях) устанавливается инструкцией по организации работ дистанции.

2.3.    Требования охраны труда при перевозке работников к месту

работ и обратно автомобильным транспортом

2.3.1 Требования охраны труда при подготовке автотранспорта

2.3.1.1. Перевозка работников к месту работ и обратно должна выполняться автобусами, грузовыми автомобилями, оборудованными для перевозки людей.

Грузовой автомобиль с бортовой платформой должен быть оборудован тентом или другим устройством, защищающим перевозимых работников от атмосферных воздействий, сиденьями, закрепленными на высоте 0,3-0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. Сиденья,