Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

41 страница

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ содержит основные методические положения по проектированию производственных норм на механизированные строительные и монтажные процессы расчетно-аналитическим методом с использованием формул производительности строительных и дорожных машин, а также по определению часовой эксплуатационной производительности машин и использованию для этих целей паспортных показателей. Для работников нормативно-исследовательских, проектных и проектно-технологических организаций министерств и ведомств.

  Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Определение технической производительности машины

3. Порядок определения коэффициента производительных затрат машинного времени

4. Порядок определения коэффициента приведения .

5. Проектирование норм

6. Использование коэффициента приведения для проверки норм

Приложение 1. Формулы для определения часовой технической производительности основных видов строительных машин

Приложение 2. Сбор материалов для составления формулы технической производительности машины

Приложение 3. Расчет коэффициента приведения по паспортным данным машины (условный пример)

Приложение 4. Пример проектирования норм на механизированный процесс разработки грунта II группы в котлованах в отвал одноковшовым экскаватором-драглайном Э-10011Д с емкостью ковша (со сплошной режущей кромкой) 1 м3

Приложение 5. Пример проектирования норм расчетно-аналитическим методом на механизированный процесс укладки асфальтобетонной среднезернистой смеси слоем 3-6 см асфальтоукладчиком Д-699

Приложение 6. Пример проектирования норм расчетно-аналитическим методом на монтаж металлоконструкций в сборе на опорах с помощью крана КС-4361

Приложение 7. Проверка действующих норм с помощью коэффициента приведения

Показать даты введения Admin

ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР

Руководство

по проектированию норм

на механизированные строительно-монтажные работы расчетноаналитическим методом

Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт труда в строительстве (ВНИПИ труда в строительстве) Госстроя СССР

РУКОВОДСТВО

по проектированию норм

на механизированные строительно-монтажные работы расчетноаналитическим методом

Москва Стройиздат 1980

Коэффициент производительных затрат определяется при проектировании норм машинного времени для пересчета технической производительности машины на эксплуатационную, а также для учета характера работы машин в зависимости от принципа их действия.

3.2.    По принципу действия различают строительные машины цикличного и непрерывного (иецикличного) действия.

3.3.    Формулой технической производительности машины определяется количество продукции за 1 ч цикличной работы для машин цикличного действия и за 1 ч непрерывной работы для машин нецикличного действия при максимально возможной их загрузке. При этом для машин цикличного действия учитывается работа под полной нагрузкой, под обоснованно неполной нагрузкой и цикличная обоснованная работа машины вхолостую. Нецикличная работа машины и регламентированные перерывы не учитываются. Для машины нецикличного действия учитывается работа под полной нагрузкой и обоснованно неполной нагрузкой. Обоснованная работа вхолостую и регламентированные перерывы не учитываются.

3.4.    Время нецикличной работы ('для машин цикличного действия), время обоснованной работы вхолостую (для машин нецикличного действия) и регламентированные перерывы (для машин обоих принципов действия) учитываются при проектировании эксплуатационной производительности машины коэффициентом производительных затрат /C,T.V Результаты многолетних нормативных наблюдений показывают, что числовая величина этого коэффициента для различных машин устойчиво сохраняется на уровне 0,7—0,8. Поэтому для определения эксплуатационной производительности машины при проектировании норм расчетно-аналитическим методом рекомендуется принимать числовую величину /С„.3 в пределах 0,7—0,8 по усмотрению разработчика норм.

В исключительных случаях, когда наличие нормативных материалов на аналогичные механизированные процессы показывает устойчивый обоснованный показатель /Сп.з меньше 0,7, его размеры следует принимать по этим данным, но не менее 0,6. Пониженный показатель /Сп.з может иметь место для машин несерийного

10

производства, а также для машин, занятых в строительно-монтажных процессах, оптимальная организация которых требует перерывов более 20% нормируемых затрат времени. Использование при проектировании норм значения /Сп.э менее 0,7 должно быть обосновано соответствующими материалами.

3.5. При необходимости значение коэффициента К „.а может уточняться на основе нормативных материалов, имеющихся для аналогичного вида машин (процессов), по формуле

„    100—(Яр.п+Ярнх)

*"-3=    ioo ’    (4)

где Прп — величина времени регламентированных перерывов в работе машины в процентах от баланса нормируемых затрат;

/7рНХ—величина времени нецикличной работы машины (для машины цикличного действия— /7рн) или времени обоснованной работы вхолостую (для машины нецикличного действия — Ярх ) в процентах от нормируемых затрат.

При этом учитываются следующие положения:

а)    время регламентированных перерывов, связанных с техническим уходом за машиной, проектируется с учетом периодичности соответствующих операций, установленной правилами или инструкцией по эксплуатации машины. Продолжительность операций, выполняемых один раз в несколько смен, учитывается в части, приходящейся на одну смену;

б)    перерывы, связанные с процессом работы, можно считать обоснованными только в тех случаях, когда использование машины на другой работе или в другом месте невозможно или нецелесообразно из-за незначительной продолжительности перерыва;

в)    величину перерывов, связанных с отдыхом и личными надобностями рабочих (отдых машинистов, отдых рабочих, работающих вручную при машине, личные надобности рабочих), следует определять раздельно по группам работающих и причинам перерыва.

Основой проектирования величины этих перерывов является нормативная величина затрат времени на отдых и личные надобности всех рабочих, участвующих в выполнении нормируемого процесса, определяемая в соответствии с общепринятой методикой технического нормирования. При этом величина перерывов в работе машины должна быть меньше суммы длительности отдыха звена рабочих и машинистов за счет полного или час-

11

тичного совмещения времени их отдыха и совмещения его с моментами перерывов в работе машины по дру-гим причинам.

При определении проектной величины перерывов в работе машины в связи с отдыхом машинистов возможны следующие варианты:

для машины, управляемой одним машинистом, проектная величина перерыва в ее работе точно соответствует величине норматива времени на отдых машиниста;

для машины, управляемой звеном машинистов (машинист и помощник машиниста), — при их одновременном отдыхе проектная величина перерыва принимается равной нормативу времени на отдых машиниста; при отдыхе в разное время проектная величина перерыва в работе машины принимается в размере 5% нормируемых затрат времени.

Проектирование величины перерывов в работе машины в связи с отдыхом звена рабочих, работающих при машине, должно производиться с учетом возможности совмещения отдыха рабочих звена и машинистов. При этом если величины нормативов на отдых звена рабочих и звена машинистов равны, то проектная величина перерыва в работе машины принимается равной этой величине. Если величина норматива на отдых звена рабочих больше соответствующего норматива для машинистов, то проектная величина перерыва в работе машины, вызванного отдыхом рабочих, принимается равной величине норматива на отдых этого звена рабочих;

г) при определении общей величины перерывов, связанных с процессом работы и отдыхом рабочих, необходимо предусматривать их возможное совмещение. В этом случае, если норматив на отдых машинистов равен или меньше величины перерыва в связи с процессом работы, проектная величина перерыва в связи с отдыхом машинистов принимается в размере 5%. Если норматив на отдых больше величины перерыва в связи с процессом работы, проектная величина перерыва, связанного с отдыхом машинистов, равна их разнице (но не менее 5%).

4. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ПРИВЕДЕНИЯ

4.1. При проектировании обобщенных норм влияние ряда производственных факторов, заложенных в норма-

12

ли процесса, учитывается усреднение). Для механизированных процессов такие факторы связаны с организационно-технологическими условиями выполнения процесса. Учет этих факторов при проектировании норм на механизированные процессы расчетно-аналитическим методом осуществляется с помощью коэффициента приведения.

4.2. Назначение этого коэффициента заключается в приведении величины расчетной эксплуатационной производительности, учитывающей только регламентированные перерывы, к нормативной, учитывающей влияние всех производственных факторов усредненно. Коэффициент приведения устанавливается, исходя из следующих основных положений:

а)    уровень усреднения организационно-технологических условий выполнения процесса одинаков для аналогичных машин. При этом под аналогичными (сравнимыми с точки зрения нормирования трудовых процессов) машинами следует понимать различные марки машин одного вида (назначения), одинакового типоразмера. Для новых моделей машин, отличающихся от уже применяемых в строительстве коренными усовершенствованиями или более обширной областью применения, аналоги среди существующих машин с позиции нормирования механизированных процессов отсутствуют;

б)    уровень усреднения, учитываемый коэффициентом приведения, для применяемой в строительстве машины-аналога может быть перенесен и на новую модель машины при проектировании норм на новый процесс;

в)    машина-аналог для новой модели машины устанавливается на основании имеющихся нормалей на аналогичные процессы в ЕНиР, ВНиР или ТНиР.

Величина коэффициента приведения определяется по формуле

/С„рив-—->    (5)

“э.а

где /7н,а — часовая нормативная эксплуатационная производительность машины-аналога, найденная по формуле

^н.а“~Т7    *    (б)

** пр.м.а

Ивр.м.а — норма машинного времени для машины-аналога в ЕНиР, ВНиР или ТНиР;

Пэ.а —часовая расчетная эксплуатационная производительность машины-аналога, определяемая по формуле

13

(7)

Пг.ш — техническая производительность машины-аналога (значение устанавливается в соответствии с положениями разд. 2 настоящего Руководства);

Кпл.а — коэффициент производительных затрат времени машины-аналога (значение устанавливается в соответствии с положениями разд. 3 настоящего Руководства).

Подставляя в формулу (5) значение ее составляющих, получаем общий вид формулы определения коэффициента приведения

(8)

где Па — величина паспортного показателя, характеризующего производительность машины, указывается в ее техническом паспорте;

Н п— величина аналогичного нормативного показателя, предусмотренная действующими нормами.

4.3. Иногда в сборниках производственных норм приводят значения показателей работы машины, характеризующих ее производительность (продолжительность цикла или число циклов в единицу времени и т. п.). В этом случае значение коэффициента приведения можно определить по формуле

(9а)

(96)

4.4.    Числовая величина коэффициента приведения,

полученная в результате расчета по формулам (8), (9а), (96), должна находиться в пределах 1    ^0,48.

4.5.    При определении числовой величины коэффициента приведения необходимо учитывать следующее.

и (96).


1. Величина коэффициента приведения может быть меньше или равна 1, что вытекает из формул (5), (9а)

При получении коэффициента приведения равном 1 нормативная производительность машины достигает оптимальной величины, т. е. Яи<а9гЯ и ЯПП. Это становится возможным при наилучшем состоянии машины, высоком мастерстве машинистов, полном освоении машины на производстве и высоком уровне организации труда и производства.

2. При получении величины коэффициента приведе-

14

ния меньше минимально допускаемого (К,|рив <0,48) в расчет принимается Кпря8 =0,48.

3.    Величина коэффициента приведения может быть использована в качестве одного из показателей уровня организации производства и труда при выполнении конкретного механизированного процесса, а также показателя использования производительности машин в производственных условиях.

Примеры определения коэффициента приведения наложены в приложениях 3—6.

4.    В случае отсутствия в сборниках ЕНиР, ВНиР или ТНиР машины-аналога или трудностей в нахождении паспортных данных машины-аналога для новой модели машины величина коэффициента приведения для расчета норм может быть принята равной 0,48.

5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ НОРМ

5.1. Проектирование норм на основе использования формул производительности машин осуществляется по следующим этапам.

1.    Организация исследовательской группы.

2.    Ознакомление со справочной, технической литературой и технической документацией.

3.    Проектирование нормали процесса.

4.    Расчленение процесса на составные элементы и выбор главного измерителя процесса.

5.    Определение технической производительности машины.

6.    Определение коэффициента производительных затрат машинного времени.

7.    Определение коэффициента приведения.

8.    Расчет норм машинного времени.

9.    Проектирование состава исполнителей.

10.    Расчет норм затрат труда для рабочих, управляющих машиной, и звена рабочих, работающих вручную при машине.

11.    Проектирование проекта параграфа норм.

12.    Проверка проекта параграфа норм в производственных условиях путем проведения нормативных наблюдений.

13.    Оформление пояснительной записки с параграфом норм.

5.2. Этапы 1—4, 11, 12 выполняются в соответствии с

15

методикой технического нормирования так же, как и при проектировании норм расчетно-исследовательским методом.

5.3.    Этапы 5—7 выполняются в соответствии с положениями, изложенными в разд. 2, 3 и 4 настоящего Руководства.

1

Я вр.м-

н

1


(10)

К пряв

5.4.    Этап 8. Нормы машинного времени //вр.м рассчитывают по формуле

Ят А^п.а

5.5.    Этап 9. Количество рабочих, необходимых для управления машиной, указывается в инструкции по эксплуатации данной машины и обусловливается дополнительными требованиями соблюдения правил техники безопасности.

Установление квалификационных разрядов машинистам осуществляется в соответствии с Единым тарифноквалификационным справочником работ и профессии рабочих отраслей народного хозяйства.

Состав звена рабочих, работающих вручную при машине, должен обеспечивать достижение машиной нормативной эксплуатационной производительности; рациональное число исполнителей с учетом требований к технологии, качеству продукции и технике безопасности.

Проектирование звена рабочих, работающих вручную при машине, производят на основе имеющихся материалов по составу звеньев в сборниках производственных норм для аналогичного механизированного процесса с учетом требований инструкций по технической эксплуатации новой модели машины. При этом состав звена анализируется, проверяется его соответствие требованиям новой технологии и организации труда и при необходимости вносятся соответствующие изменения.

Квалификационная корректировка звена рабочих производится в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих отраслей народного хозяйства.

(">

(12)

5.6.    Этап 10. Расчет норм затрат труда для звена рабочих, управляющих машиной, Я.м , и для звена рабочих, работающих вручную при машине, Язт , осуществляется по формулам:

Н зт.м—Я вр.м ям;

Я зт=Я вр.н Лр,

где п м, Лр— соответственно число машинистов и рабочих в звене, работающих вручную при машине.

5.7.    Этап 13. Все расчеты и обоснование к проекту параграфа норм приводятся в пояснительной записке с приложением необходимых материалов.

Пояснительная записка состоит из десяти разделов.

I.    Вводная часть.

II.    Проектирование нормали процесса.

III.    Определение технической производительности машины.

IV.    Определение коэффициента производительных затрат машинного времени.

V.    Определение коэффициента приведения.

VI.    Расчет норм машинного времени.

VII.    Проектирование состава исполнителей.

VIII.    Расчет норм затрат труда рабочих.

IX.    Проектирование проекта параграфа норм.

X.    Заключение (указываются результаты проверки проекта параграфа норм в производственных условиях путем проведения нормативных наблюдений).

5.8.    Примеры проектирования норм расчетно-аналитическим методом на механизированные процессы приведены в прил. 4—6.

6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ПРИВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ НОРМ

6.1.    Коэффициент приведения, применяемый при проектировании производственных норм на механизированные процессы расчетно-аналитическим методом, может быть использован также для проверки норм, запроектированных ранее расчетно-исследовательским методом.

6.2.    Проверка норм с помощью коэффициента приведения осуществляется в следующем порядке.

По формуле (3) и в соответствии с положениями разд. 2 и 3 определяют расчетную эксплуатационную производительность машины /7е.

На основе имеющихся норм машинного времени рассчитывают нормативную эксплуатационную производительность машины Лнш используя формулу (1):

По формуле (5) находят значение коэффициента при ведения.

17

6.3. Полученные значения коэффициента приведения сравнивают с минимально и максимально допустимыми значениями Дприв , указанными в разд. 4. Рассчитанный коэффициент приведения должен находиться в пределах допустимых значений, т. е. \^Кпрт ^=0,48.

Если значение /Сприп получилось меньше 0,48, режим работы запроектирован неоправданно заниженным. Если же значение Кприв больше I, режим работы машины запроектирован нереальным.

В том и в другом случае нормы следует пересмотреть, обратив внимание на достоверность нормативных данных и значения коэффициента использования машины по времени.

Пример проверки норм с применением коэффициента приведения изложен в прил. 7.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Формулы для определения часовой технической производительности основных видов строительных машин


1. Одноковшовые экскаваторы


Лп


ШОдКп


/ц Кр Лра Кп Л*гр


, M-V4,


0)

где ? — геометрическая емкость ковша, м3 (принимается по паспорту машин);

*ц —продолжительность цикла, с, указанная в паспорте, для условий предусмотренных паспортом:


для прямой лопаты для обратной лопаты для драглайна


—    грунт IV группы, с погрузкой в транспорт при угле поворота 90°;

—    грунт IV группы при работе в отвал с поворотом на 90°;

—    грунт III группы при работе в отвал с поворотом на 135°;


К н — коэффициент наполнения ковша разрыхленным грунтом (определяется по табл. 1);

К р — коэффициент разрыхления грунта (определяется по табл. 1): К ра — коэффициент влияния способа разработки грунта на продолжительность цикла:


для прямой —при работе в транспорт — 1, при работе в лопаты    отвал дрз =■    0,8;

для обратной —при работе в отвал Кps = I; в транспорт

лопаты и    /Ср3 =*= 1,25;

драглайна

К и—коэффициент влияния угла поворота экскаватора на продолжительность цикла:

для прямой    —при угле    поворота    90°    (паспортные условия)

и обратной    К п=1; для    углов    поворота    110°,    135°, 150°    и


1 Если в паспорте продолжительность цикла приводится для других условий, следует путем пересчета определять продолжительность цикла для указанных условий. Например, в паспорте написано: продолжительность цикла при работе в отвал с поворотом на 90° в грунтах IV группы 15 с. Пересчитываем на продолжительность

15

цикла при работе с погрузкой в транспортные средства    с

0,о

(0,8 — коэффициент К з. учитывающий влияние способа разработки грунта). Для расчета по формуле (1) следует принять *ц=« 19 с.

При разработке грунта в траншеях и котлованах объемом до 300 м3 или до 3000 м3 при совмещении со строительно-монтажными работами, а для экскаваторов-обратная лопата также при разработке в траншеях под многонитевые трубопроводы с полками в разных горизонтах и с разными уклонами продолжительность цикла умножать для экскаваторов-драглайнов на 1,2; для экскаваторов — обратная лопата на 1,1.


19


УДК 69.002.5:658.531

Рекомендовано к изданию Ученым советом ВНИИ И труда в строительстве Госстроя СССР

Руководство по проектированию норм на механизированные строительно-монтажные работы расчетно-аналитическим методом/ВНИПИ труда в стр-ве Госстроя СССР. — М.: Строй-издат, 1980. — 40 с.

Содержит основные методические положения по проектированию производственных норм на механизированные строительные и монтажные процессы расчетно-аналитическим методом о использованием формул производительности строительных и дорожных машин, а также по определению часовой эксплуатационной производительности машин и использованию для этих целей паспортных показателей.

Для работников нормативно-исследовательских, проектных и проектно-технологических организаций министерств и ведомств.

Табл. 11.

047(01)—80


Р 30213 359, _ Инструкт .и0рмат>< и вып. - 23-80. 3201010000

© Стройиздат, 1980

лопаты    180°    значения    коэффициента    соответственно    рав

ны 1,1; 1,2; 1,3 и 1,5;

для драг-    —при угле поворота 135° (паспортные условия)

лайна    Кп“ 1; для углов поворота 90°, 110°, 150° и 180°

значения /Си соответственно равны 0,8; 0,9; 1,1 и 1,25;

/Сгр—коэффициент учета влияния рода грунта на продолжительность цикла, определяется по табл. 1.

Таблица 1

Группы грунтов

Обозначение коэффициента

I

11

Ш

IV

V

VI

к„

1

0,97

0,95

0,9

0,85

0,8

/Ср

1.1

1,2

1,25

1,35

1,45

1,5

к ГР (для лопаты)

0.5

0,6

0,75

1

1,2

1.5

гр

(для драглайна)

0.7

0,8

1

1,3

1,6

2

2. Многоковшовые экскаваторы

а)    цепные

3,6 a vK Кн

П'=-*    *грАГрэ,    мз/ч,    (2)

* /\р

где q — емкость ковша, л (принимается по паспорту); t — шаг ковшей, м (принимается по паспорту);

v к—скорость движения ковшовой цепи, м/с (принимается по пас-порту);

—    коэффициент наполнения ковша разрыхленным грунтом (определяется по табл. 1);

К р — коэффициент разрыхления грунта (определяется по табл. 1); /СГр — коэффициент учета влияния рода грунта: для грунтов I группы равен I, II группы — 0,87, III группы — 0,67, IV группы — 0,5; Kps — коэффициент влияния способа разработки грунта: при работе в отвал равен 1, при работе в транспорт 0,8;

б)    с бесковшовьт (скребковым) рабочим органом

Ят=3600 bc Ас vK— /СГР АГрз. м^/ч,    (3)

/Ср

где Ьс — ширина скребка, м (принимается по паспорту);

—    высота скребка, м (принимается по паспорту);

—    скорость движения ковшовой цепи, м/с (принимается по паспорту);

Кн—коэффициент наполнения, определяется в зависимости от угла наклона рабочей цепи к горизонту: 25° — 0,74; 38° — 0,58; 55° — 0,32; К —коэффициент разрыхления грунта (определяется по табл. 1);

Кгр и /Срз— аналогично цепному экскаватору;

20

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее Руководство содержит основные методические положения по проектированию производственных норм на механизированные строительные и монтажные процессы расчетно-аналитическим методом.

При разработке Руководства использованы «Основные методические положения по нормированию труда рабочих в народном хозяйстве» НИИ труда Госкомтруда СССР, «Руководство по техническому нормированию труда рабочих в строительстве» ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР, «Основы методики технического нормирования труда в строительстве» (выпуски 1—9) НИИЭС Госстроя СССР и литература по механизации строительно-монтажных работ.

Учтены предложения и замечания ЦНОТ Минтяж-строя СССР, ЦНОТ Минпромстроя СССР, отдела нормирования труда Института организации, механизации и технической помощи строительству Минстроя СССР, Центра Энергостройтруд Минэнерго СССР, ЦНИБМин-монтажспецстроя СССР, института Оргтрансстрой Мин-трансстроя, ЦНОТ Нефтегазстройтруд Миннефтегазпро-ма, института Союзоргтехводстрой Минводхоза СССР, ЦРНИС Минсельстроя РСФСР, ЦНИС Минавтодора РСФСР, ЦНИБ Мосстроя, ЦНИБ Моспромстроя, ЦНИБ Главмособлстроя, ЦНИС Росколхозстройобъединения. треста Ленинградоргстрой, НИС Главволговятскстроя Минстроя СССР.

В Руководстве учтены материалы экспериментального внедрения в нормативно-исследовательских организациях Минстроя СССР, Минэнерго СССР, Минмонтаж-спецстроя СССР и Минводхоза СССР.

Разработано отделом нормирования и оплаты труда ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР (автор ст. науч. сотр. Р. С. Бекерман, в подготовке приложений принимала участие инженер Н. В. Уралова).

Замечания и предложения просьба направлять по адресу: 107078, Москва Б-78, ул. Новая Басманная, 23. ВНИПИ труда в строительстве.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Расчетно-аналитический метод проектирования производственных норм на механизированные процессы базируется на использовании разработок в области механизации строительно-монтажных работ и предусматривает применение существующих расчетных формул определения часовой производительности строительных и дорожных машин. Для использования этих формул в техническом нормировании вводятся дополнительные термины и понятия.

1.2.    Паспортные показатели работы машины — числовые и описательные характеристики параметров работы машины, косвенно характеризующие ее производительность, устанавливаемые на основе полигонных испытаний в расчетных условиях работы машины (продолжительность цикла или число циклов в единицу времени; скорость движения рабочего органа машины и др.).

Паспортные показатели указываются в техническом паспорте машины и служат исходной величиной для определения ее технической производительности.

1.3.    Техническая производительность — количество продукции, которое может выполнить машина за 1 ч непрерывной работы в условиях наиболее совершенной организации механизированного процесса, управляемая рабочими, овладевшими передовыми приемами и методами работы. Техническая производительность определяется величиной основных параметров машины и рассчитывается применительно к конкретным условиям работы машины при ее полной загрузке, т. е. без учета перерывов любого рода. Техническая производительность учитывает влияние переменных факторов, отражающих характер и условия работы машины (степень использования грузоподъемности, высоту подъема груза, угол поворота стрелы и т. д. — для кранов; степень наполнения ковша, группу грунта, высоту забоя и т. д. — для экскаватора и т. п.).

Величина технической производительности рассчитывается по определенным для каждого вида машин формулам, включающим в общем случае паспортные параметры и систему коэффициентов, учитывающих влияние вышеназванных переменных факторов.

На основе технической производительности определяется часовая, сменная, суточная, месячная, кварталь-

4

ная или годовая эксплуатационная производительность машины.

1.4.    Для целей нормирования труда используется часовая эксплуатационная производительность.

Часовая эксплуатационная производительность — количество продукции, которое может выполнить машина, управляемая рабочими соответствующей квалификации, за час времени ее использования при правильной организации нормируемого процесса и эксплуатации машины, с учетом влияния переменных факторов, отражающих организационно-технические и технологические условия ее работы, а также неизбежных перерывов, вызываемых правилами эксплуатации машины, технологией и организацией нормируемого процесса.

Часовая эксплуатационная производительность подразделяется на расчетную и нормативную.

Величина часовой расчетной эксплуатационной производительности определяется на основе формул технической производительности машины с учетом неизбежных перерывов в течение смены.

В реальных производственных условиях на величину производительности машины оказывают влияние не только перерывы в ее работе, но и организационно-технологические условия выполнения механизированного процесса, которые при проектировании норм усредняются одной нормалью в пределах принятой в нормировании точности расчетов норм. При этом усреднению подвергаются различные схемы организации производства, физические свойства разрабатываемого (обрабатываемого) материала, скорости движения рабочего органа машины и т. п.

Величина эксплуатационной производительности, определяемая с учетом неизбежных перерывов в течение смены и указанного выше усреднения организационно-технологических условий выполнения процесса, называется нормативной эксплуатационной производительностью.

Величина часовой нормативной эксплуатационной производительности машины используется для проектирования норм расчетно-аналитическим методом.

6

1.5.    На механизированные процессы предусматривается разработка норм машинного времени; затрат труда рабочих, управляющих машиной; затрат труда рабочих, работающих вручную при машине.

2-697

1.6. В зависимости от характера участия рабочих в механизированном процессе принята следующая классификация строительных и дорожных машин:

I    группа — машины, непосредственно производящие строительную продукцию под управлением машинистов (экскаваторы, бульдозеры, скреперы, катки и т. п.);

II    группа — машины, занятые в производстве строительной продукции под управлением машинистов с участием звена (или бригады) рабочих, работающих вручную при машине (асфальтоукладчики, растворосмесите-ли, краны и т. п.).

При проектировании производственных норм руководствуются следующими основными методическими положениями:

на процессы, выполняемые машинами I группы, устанавливаются нормы машинного времени и нормы затрат труда для машинистов, управляющих машиной. Нормы проектируются расчетно-аналитическим методом на основе применения формул производительности машин. Количественный состав рабочих регламентируется правилами эксплуатации машин. При управлении машиной одним машинистом численные значения норм машинного времени и затрат труда совпадают;

на процессы, выполняемые при помощи машин II группы, устанавливаются нормы машинного времени, нормы затрат труда для машинистов, управляющих машиной, и звена рабочих, выполняющих работу вручную при машине. Нормы машинного времени и нормы затрат труда для машинистов, управляющих машиной, проектируются расчетно-аналитическим методом на основе применения формул производительности машин. Нормы затрат труда для звена рабочих, выполняющих работу вручную при машине, устанавливаются:

расчетно-аналитическим методом — если время выполнения процесса определяется только продолжительностью работы машины; сочетанием расчетно-исследовательского и расчетно-аналитического методов — если время выполнения процесса определяется продолжительностью работы как машины, так и звена рабочих, работающих вручную при машине. В этом случае элементы процессов, продолжительность которых зависит только от машины, проектируются расчетно-аналитическим методом на основе применения формул производительности машины. Остальные элементы процесса, продолжитель-

ность которых зависит от звена рабочих, выполняющих работу вручную при машине, должны проектироваться на основе имеющихся нормативных данных или данных, получаемых путем проведения ограниченного количества нормативных наблюдений.

1.7.    Нормаль строительно-монтажного процесса при проектировании норм расчетно-аналитическим методом устанавливается на основе изучения технической литературы и соответствующих справочных пособий.

1.8.    Особое значение для нормирования механизированного процесса имеет учет факторов влияния, вызываемых:

правилами эксплуатации машины;

технологией механизированного процесса;

организацией выполнения механизированного процесса;

мастерством машинистов.

Первые три группы факторов оказывают влияние на продолжительность перерывов в работе машины и обоснованной холостой, нецикличной работы. Влияние остальных факторов отражается на продолжительности работы машины под полной нагрузкой. Влияние организационно-технологических условий выполнения процесса сказывается не только на величине перерывов, но и на времени работы машины под полной нагрузкой.

При проектировании норм расчетно-аналитическим методом влияние указанных факторов учитывается соответствующими коэффициентами.

О)

1.9.    Определение величины нормы машинного времени Явр.м расчетно-аналитическим методом производится по формуле

Яврп »

где Пи —часовая нормативная эксплуатационная производительность машины, которая рассчитывается для усредненных производственных условий выполнения процесса по формуле:

(2)

где П — часовая техническая производительность машины, определяемая для оптимальных условий выполнения процесса на основе положений, приведенных в разд. 2 настоящего Руководства;

Кп.з —коэффициент производительных затрат машинного времени, характеризующий их долю в нормируемых затратах времени использования машины. Величина Кп.з определяется на основе положа ний, приведенных в разд. 3 настоящего Руководства;

7

/Сирве — коэффициент приведения оптимальных условий выполнения процесса к усредненным производственным. Определяется на основе положений, приведенных в разд. 4 настоящего Руководства.

Произведение часовой технической производительности машины на коэффициент производительных затрат дает величину часовой расчетной эксплуатационной производительности машины П9

П9—Пу Ки.з •    (3)

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ МАШИНЫ

2.1. Для расчета величины технической производительности машины в специальной литературе по проектированию машин и механизации строительно-монтажных работ приводятся соответствующие формулы для каждого вида машин. Учитывая расхождения в указанных формулах для одного и того же вида машин с целью их использования в разработке производственных норм на основные виды строительных и дорожных машин, в Руководстве приводятся обобщенные формулы (см. прил. 1). Составление обобщенных формул производилось на основе отбора и анализа формул из различных технических и литературных источников. Для машин, не указанных в прил. 1, получение обобщенных формул технической производительности рекомендуется осуществлять в следующем порядке:

изучаются организационно-технические условия выполнения нормируемого процесса и проектируется его нормаль;

используется справочная, техническая и другая литература по механизации данного вида работ, а также изучается техническая документация по данному виду машин (инструкции, паспорта и т. п.);

определяется номенклатура наиболее существенных факторов влияния на величину производительности машины. При выборе этих факторов следует исходить из условий производства процесса, предусмотренных нормалью, и сопоставления их с условиями, для которых приводится значение паспортного показателя, характеризующего производительность машины;

осуществляется отбор формул часовой технической производительности данного вида машин из различных технических источников по форме, приведенной в прил. 2;

проводится анализ их составляющих. При этом отбор формул должен производиться в первую очередь из официальных нормативных документов, инструкций и справочников, утвержденных пособий для инженеров-проек-тировщиков, учебников для вузов и т. п.;

производятся сопоставление отобранных формул между собой и оценка каждой с точки зрения полноты учета факторов влияния. Для этой цели все формулы должны быть приведены к сопоставимому виду: иметь один и тот же измеритель и в общем виде содержать обозначения параметров, паспортных показателей работы машины и коэффициентов, учитывающих влияние различных факторов на продолжительность процесса. Сопоставлением набора коэффициентов с номенклатурой факторов влияния выбирается основная формула — наиболее полная по составу;

проектируется обобщенная формула технической производительности машины путем добавления в основную формулу недостающих коэффициентов из других формул;

определяются значения входящих в обобщенную формулу параметров и коэффициентов. При этом оптимальные значения коэффициентов принимаются на основе сопоставления, анализа и экспертной оценки их значений из различных технических источников;

производится расчет величины технической производительности машины по запроектированной обобщенной формуле.

3. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ МАШИННОГО ВРЕМЕНИ

3.1. Коэффициент производительных затрат машинного времени — число, показывающее, какую часть нормируемых затрат составляет оперативная работа.

При проектировании норм учитывают только нормируемые затраты времени, к которым относятся работа по заданию (под полной нагрузкой; под обоснованно неполной нагрузкой; обоснованная вхолостую; обоснованная нецикличная); регламентированные перерывы (перерывы, связанные с техническим уходом за машиной, с процессом работы, отдыхом и личными надобностями рабочих)*

9