Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

26 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция устанавливает основные требования охраны труда для слесарей, занятых ремонто и обслуживанием санитарно-технических систем пассажирских вагонов и производственно-технических помещений

 Скачать PDF

 
Дата введения01.06.2008
Добавлен в базу05.05.2017
Актуализация01.01.2021

Организации:

16.01.2008УтвержденОАО РЖД43р
ИзданОАО РЖД2008 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26

рж.о

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «POCCI/II/IGKI/IE ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

(ОАО «РЖД»)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

« з» января 2008 г    гч/Тосквэ    rsje    _

Об утверждении Инструкции по охране труда для слесарей санитарнотехнических систем оборудования пассажирских вагонов н производственно-технических помещений пассажирского хозяйства

В целях обеспечения безопасных условий и охраны труда слесарей санитарно-технических систем оборудования пассажирских вагонов и производственно-технических помещений:

1.    Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2008 г. прилагаемую Инструкцию по охране труда для слесарей санитарно-технических систем оборудования пассажирских вагонов и производственно-технических помещений пассажирского хозяйства (далее - Инструкция).

2.    Генеральному директору Федеральной пассажирской дирекции Шатаеву В.Н., начальникам железных дорог:

а)    довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников;

б)    обеспечить в установленном порядке тиражирование и изучение Инструкции, утвержденной настоящим распоряжением.

Вице-президент ОАО «РЖД»

УТВЕРЖДЕНА распоряжением ОАО «РЖД» от « 16 » января 2008 г. № 43р

ИНСТРУКЦИЯ по охране труда

для слесарей санитарно-технических систем оборудования пассажирских вагонов и производственно-технических помещений

Ручки клещей и ручных ножниц должны быть гладкими, без вмятин, зазубрин и заусенцев. С внутренней стороны должен быть упор, предотвращающий сдавливание пальцев рук.

Губки тисков должны быть параллельны, иметь насечку и обеспечивать надежный зажим обрабатываемых изделий.

2.5.    Электрический инструмент должен выдаваться только лицам, прошедшим инструктаж, знающим правила обращения с ним и имеющим соответствующую группу по электробезопасности. При получении электроинструмента, следует осмотреть его и проверить на холостом ходу.

При внешнем осмотре проверить и убедиться в том. что:

—    отсутствуют трещины и другие повреждения на корпусе;

—    исправен кабель (шнур), его защитные трубки и штепсельные вилки;

—    вставной инструмент (сверла, отвертки, ключи и т.п.) правильно заточен, не имеет трещин, выбоин, заусенцев и прочих дефектов;

—    абразивный круг на шлифовальной машине надежно огражден защитным кожухом (запрещена эксплуатация кругов, не имеющих отметок об испытании)

2.6.    На холостом ходу проверить:

—    четкость работы пускового устройства (выключателя);

—    нет ли повышенного шума, стука и вибрации.

Неисправный электроинструмент должен быть заменен на исправный.

2.7.    Перед использованием приставных лестниц или лестниц-стремянок следует проверить наличие на их тетивах инвентарного номера, даты следующего испытания, на тетивах — наличие резиновых наконечников (шипов) и стяжек, на ступенях и тетивах — отсутствие сколов и трещин.

Также следует проверить устройства, предотвращающие возможность сдвига и опрокидывания их при работе. На нижних концах приставных лестниц и стремянок должны быть оковки с острыми наконечниками для установки на земле. При использовании лестниц и стремянок на гладких опорных поверхностях (паркет, металл, плитка, бетон и др.) на них должны быть надеты башмаки из резины или другого нескользкого материала.

Верхние концы лестниц, приставляемых к трубам, должны быть снабжены специальными крюками-захватами, предотвращающими падение лестницы от случайных толчков. Стремянки должны быть снабжены приспособлениями (крюками, цепями), не позволяющими им самопроизвольно раздвигаться во время работы с ними.

Запрещается применять лестницы с истекшим сроком испытания, сбитые гвоздями, без скрепления тетив стяжками и врезки ступенек в тетивы.

Длина приставных лестниц должна быть не более 5 м.

2.8.    Работы повышенной опасности на сетях водоснабжения и канализации выполняются по наряду-допуску. Направляемая к месту работы бригада должна получить наряд-допуск и иметь при себе:

—    лямочный предохранительный пояс с веревкой, проверенный на разрыв нагрузкой 225 кг, на бирках прикрепленных к веревке и поясу, должны быть указаны сроки проведения очередного испытания, длина веревки должна быть больше глубины колодца на 2 м;

—    изолирующий противогаз со шлангом длиной на 2 м больше глубины колодца, но общей длиной не более 12 м, не допускается замена изолирующего противогаза фильтрующим;

—    газоанализатор;

—    аккумуляторный фонарь во взрывоопасном исполнении напряжением не более 12 В, запрещается замена аккумуляторного фонаря какими-либо источником света с открытым огнем;

—    ручной вентилятор (воздуходувка);

10

—    оградительные переносные знаки;

—    крючки и ломы для открывания крышек колодцев;

—    переносную аптечку, укомплектованную медикаментами и перевязочными материалами в наборе.

2.9.    Перед выполнением работ по монтажу и демонтажу санитарно-технических систем и трубопроводов необходимо снять давление и слить воду.

2.10.    Обо всех обнаруженных неисправностях и недостатках сообщить мастеру (бригадиру) и не приступать к работе до их устранения.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1.    Общие требования

3.1.1.    Все работы в вагонах на железнодорожных путях должны проводиться при условии ограждения подвижного состава и обеспечения безопасных условий работы.

3.1.2.    Во время работы с использованием различного вида оборудования соблюдать требования безопасности, изложенные в эксплуатационной документации завода-изготовителя оборудования.

3.1.3.    Не использовать для сидения случайные предметы, оборудование.

3.1.4.    Запрещается:

—    заходить за ограждения опасных зон;

—    снимать и перемещать ограждения опасных зон;

—    выполнение работ вблизи электрических приборов и других токоведущих частей, находящихся под напряжением.

3.1.5.    При выполнении работ слесарь обязан:

—    обеспечить периодическое проветривание помещения, а при недостаточном проветривании - включение принудительной приточно-вытяжной вентиляции при применении материалов, содержащих вредные вещества, и при сварочных работах. При не обеспечении должного вентилирования воздуха рабочей зоны применять соответствующие средства индивидуальной защиты органов дыхания;

—    производить работы в замкнутых или труднодоступных пространствах (помещениях) при условии оснащения рабочего места вытяжной вентиляцией; наличия не менее двух проемов (люков) для вентиляции и эвакуации людей; наличия двух наблюдающих, находящихся вне замкнутого пространства и обеспечивающих при необходимости эвакуацию работающих при помощи веревки, закрепленной за лямочный пояс. Между работающими внутри замкнутых пространств и наблюдающими следует поддерживать постоянную связь (звуковую, световую, с применением каната).

3.2. Требования охраны труда при перемещении санитарно-технических приборов

3.2.1.    При переноске тяжестей допустимая масса поднимаемого и перемещаемого груза в течение рабочей смены не должна превышать для мужчин 15 кг, для женщин 7 кг, а при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) — для мужчин 30 кг, для женщин 10 кг.

3.2.2.    При переноске тяжестей на расстояние до 25 м для мужчин допускается максимальная нагрузка 50 кг.

3.2.3.    Если масса груза превышает 50 кг, но не более 80 кг, то переноска груза допускается при условии, что подъем (снятие) груза производится с помощью других работников.

3.2.4.    Длинномерные грузы должны переноситься на одноименных плечах (правых или левых). Поднимать и опускать длинномерный груз необходимо по команде руководителя работ.

11

3.3. Требования к содержанию рабочих мест

3.3.1.    Рабочие места и подходы к ним, проходы между оборудованием, следует содержать в чистоте, не допуская загромождения их запасными частями, излишними запасами сырья, инвентарем, порожней тарой, деталями и прочими предметами.

3.3.2.    Обтирочный материал необходимо складывать в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками.

3.3.3.    Детали и инструмент размещать так, чтобы работа с ними не вызывала лишних движений.

Детали, запчасти и материалы укладывать на стеллажи, обеспечивая свободные проходы и исключая возможность их раскатывания и падения.

3.3.4.    Трубы, детали и трубные заготовки нельзя прислонять к стене, они должны быть уложены горизонтально.

3.3.4.    Запрещается сдувать мусор с рабочего места и оборудования или очищать одежду сжатым воздухом.

3.4.    Требования охраны труда при работе с ручным слесарным инструментом

3.4.1.    Использование напильников, шаберов, отверток без рукояток и бандажных колец на них или с плохо закрепленными рукоятками не допускается.

При обработке деталей напильником, шабером скопившуюся стружку убирать щеткой.

3.4.2.    Работа зубилом, крсйцмейселем и другим подобным инструментом должна выполняться в очках.

Рабочая зона при этом должна быть ограждена.

3.4.3.    Не допускается отвертывание гаек и болтов ключами больших размеров с применением металлических прокладок, а также удлинение ключей с помощью труб и других предметов (пользуйтесь гаечными ключами с удлиненными ручками).

Запрещается отворачивать гайки при помощи зубила и молотка.

3.4.4.    Ручные рычажные ножницы должны быть надежно закреплены на специальных стойках, верстаках и оборудованы прижимами на верхнем подвижном ноже, амортизатором дтя смягчения удара ножедержателя и противовесом, удерживающим верхний подвижный нож в безопасном положении.

Перед резанием металла ручной ножовкой отрегулировать натяжение ножовочного полотна.

3.4.5.    При работе на верстаке:

—    верстак должен быть установлен строго горизонтально, а стол обит листовой сталью и должен иметь защитную сетку высотой 1м по всей длине верстака;

—    поверхность верстака должна быть гладкой, без выбоин и заусенцев и должна содержаться в чистоте и порядке;

—    тиски должны быть прочно закреплены на верстаке таким образом, чтобы их губки находились на уровне локтя работающего;

—    губки тисков не должны иметь сколов и выбоин;

—    обрабатываемую деталь необходимо прочно закреплять в тисках;

—    расстояние между осями тисков должно быть не менее 1 м;

—    поданные на обработку и обработанные детали необходимо укладывать устойчиво на подкладках в специальную тару или на стеллажи.

3.4.6.    При работе строительно-монтажным пистолетом, перед началом пристрелок необходимо убедиться, что в опасной зоне, где могут вылетать дюбеля и осколки материалов, нет людей и выставлены защитные ограждения.

3.4.7.    Перед началом работы с паяльной лампой следует проверить наличие инвентарного номера лампы, залить в бачок лампы горючее, предназначенное для данной лампы, не более 3/4 ее емкости, завернуть заливную пробку лампы плотно до отказа.

12

Запрещается заливать горючее в горящую лампу н перекачивать бачок лампы воздухом.

При обнаружении недостаточной тяги горючего, пропуске газа через резьбу горелки, течи горючего и других неисправностях следует немедленно прекратить работу и заменить паяльную лампу в кладовой.

3.4.8. Не разрешается производить работу на уровне лица.

3.5. Требования охраны труда при работе с электроинструментом

3.5.1.    Ручной электроинструмент и переносные светильники должны подключаться на напряжение не более 42 В.

В случае невозможности обеспечить подключение инструмента на напряжение до 42 В допускается использование электроинструмента с напряжением до 220 В включительно при наличии устройств защитного отключения или наружного заземления корпуса электроинструмента с использованием защитных средств (коврики, диэлектрические перчатки).

Присоединение к электрической сети должно производиться при помощи штепсельных соединений, имеющих заземляющий контакт.

3.5.2.    Кабели и электропровода для защиты от излома или истирания оболочек должны заводиться в электроинструмент и переносные светильники через эластичную трубку, закрепленную в корпусной детали и выступающую наружу на длину не менее пяти диаметров.

При работе кабель должен быть защищен от случайного повреждения (например, подвешен).

Запрещается непосредственное соприкосновение кабеля с горячими, влажными и загрязненными нефтепродуктами поверхностями, а также его перекручивание и натягивание.

3.5.3.    При заклинивании сверла на выходе из отверстия, снятии напряжения в сети или другой внезапной остановке электроинструмента, а также при каждом перерыве в работе и при переходе с одного рабочего места на другое электроинструмент необходимо отключать от электросети.

3.5.4.    Работу с элсктрошлифовальной машинкой следует выполнять в защитных очках или надевать защитный щиток нз оргстекла.

3.5.5.    Запрещается работа в рукавицах со сверлильными и другими вращающимися инструментами.

3.5.6.    Запрещается сверлить, шлифовать, затачивать детали, находящиеся в свободно подвешенном состоянии, или удерживать их руками.

3.5.7.    Переносные светильники должны иметь закрепленную на рукоятке защитную сетку и крючок для подвески. Токоведущие части патрона и цоколя лампы должны быть недоступны для прикосновения.

3.5.8.    При работе с электроинструментом на высоте необходимо пользоваться площадками, снабженными перилами. Работать, стоя на лестнице, запрещается.

3.5.9.    При работе с электроинструментом слесарям запрещается:

—    ремонтировать электроинструмент, токоподводящие кабели, штепсельные соединения;

—    касаться вращающихся частей электроинструмента;

—    удалять руками с электроинструмента стружку или опилки во время его работы или до полной остановки вращающихся частей;

—    передавать электроинструмент лицам, не прошедшим инструктаж, и без разрешения мастера (бригадира);

—    работать на открытых площадках во время дождя и снегопада.

С инструментом следует обращаться бережно, не подвергать его ударам, перегрузкам во время работы, воздействию грязи, влаги и нефтепродуктов.

13

3.5.10.    Регулировать и заменять рабочую часть электроинструмента следует в отключенном состоянии.

3.5.11.    При обнаружении неисправностей электроинструмента работа с ним должна быть прокрашена.

3.6.    Требования охраны труда при сварочных работах

3.6.1.    Слесарь, работающий вместе со сварщиком или выполняющий работы рядом со сварщиком, должен быть в спецодежде, спецобуви и применять такие же средства индивидуальной защиты и предохранительные приспособления, как и сварщик, а также выполнять все его указания.

3.6.2.    Слесарь, работающий вместе со сварщиком или выполняющий ремонтные работы, должен знать, что:

—    для предупреждения воздействия лучей сварочной дуги места проведения сварочных работ должны быть ограждены переносными ширмами, щитками или специальными занавесками высотой не менее 1.8 м (которые должны быть изготовлены из несгораемых материалов);

—    нельзя производить сварочные работы вблизи легковоспламеняющихся и огнеопасных материалов, а также на расстоянии менее 5 метром от свежеокрашенных поверхностей;

—    при производстве сварочных работ на высоте, леса или подмости с которых проводятся работы, должны иметь ограждение и быть покрыты листами железа или асбеста, чтобы падающий расплавленный металл не мог вызвать пожара или ожога людей, а также вблизи места производства работ должны быть установлены первичные средства пожаротушения (огнетушитель, емкость с водой, ящик с песком).

3.6.3.    При появлении боли в глазах слесарь, присутствующий при выполнении сварочных работ, должен немедленно обратиться к врачу.

3.7.    Требования охраны труда при работе на высоте

3.7.1.    К работам на высоте допускается специально обученный персонал, прошедший целевой инструктаж непосредственно перед выполнением работ.

3.7.2.    Работы на крыше вагона следует производить с передвижных (стационарных) площадок или на специальном рабочем месте, оборудованном тросом для крепления предохранительного пояса.

Производство работ на крыше вагона должно производиться двумя работниками под наблюдением мастера (бригадира). Один непосредственно выполняет ремонтные работы, а другой — вспомогательные и подстраховывает первого. 3.7.3. Подниматься на крышу вагона слесарь должен только по исправной вагонной лестнице. Ступени вагонной лестницы должны быть строго в горизонтальном положении, на тетиве должны отсутствовать погнутости и изломы. Запрещается пользоваться мокрой, обледенелой, свежевыкрашенной лестницей. На электрифицированных участках пути подниматься на крышу вагона можно только после снятия напряжения в контактной сети и установки заземляющих устройств.

Перед подъемом на крышу вагона по лестнице слесарь должен надеть и застегнуть предохранительный пояс, к боковому креплению пояса закрепить страховочную веревку, (длина веревки не должна превышать 2 м). Находясь на первой тетиве вагонной лестницы, слесарь должен закрепить карабином страховочную веревку за верхнюю тетиву лестницы на высоту вытянутой руки. Далее по мере подъема по лестнице слесарь должен перестегивать карабин на следующую верхнюю тетиву. При подъеме на крышу вагона слесарь обязан закрепить страховочную веревку за скобу люка крыши вагона.

По окончанию работ спускаться с крыши вагона, соблюдая те же меры безопасности, что и при подъеме на крышу вагона, но в обратном порядке. После спуска лестницу закрепить и опломбировать.

14

3.7.4.    К работе на крыше следует приступать только при отсутствии на ней снега, льда и воды.

3.7.5.    При работе на вагоне нельзя оставлять инструмент на краю крыши или на выступах рамы и кузова.

3.7.6.    Сбрасывание с крыши вагона деталей может производиться только при условии ограждения мест их падения и под наблюдением выделенного из бригады работника.

3.7.7.    При работе на приставной лестнице, внизу должен находиться второй работник в защитной каске, страхующий слесаря, находящегося на лестнице.

3.7.8.    При работе на лестнице и лестнице-стремянке запрещается:

—    работать с приставной лестницы, стоя на ступеньке, находящейся на расстоянии менее 1 м от верхнего ее конца;

—    устанавливать приставные лестницы пол углом более 75 градусов к горизонтали, без дополнительного крепления верхней части;

—    работать с двух верхних ступенек стремянки, не имеющей перил или упоров;

—    находиться на ступеньках приставной лестницы или стремянки более, чем одному человеку;

—    поднимать и опускать груз по приставной лестнице и оставлять на ней инструмент;

—    работать около или над движущими (вращающимися) механизмами, машинами, транспортерами.

3.7.9.    При отвинчивании резьбовых соединений, стоя на приставной лестнице, движение ключа направлять от себя.

3.7.10.    Обслуживание труб и приборов санитарно-технических систем на высоте более 1,5 метра разрешается с лесов и подмостей, установленных на прочную основу. Устанавливать подмости на случайные опоры (бочки, кирпичи, трубы, нагревательные приборы и т.д.) не разрешается. После монтажа и ремонта систем проверить плотность резьбовых и болтовых соединений.

3.7.11.    При работе на высоте переносить слесарный инструмент необходимо в сумках, подсумках, закрепленных на предохранительном поясе.

3.7.12.    Не допускается производить сварочные работы, работы с применением электрифицированного инструмента с приставных переносных лестниц и стремянок.

Выполнение таких работ следует производить с лесов, подмостей, стремянок с верхними площадками, имеющими перильное ограждение, с люлек, вышек, подъемников.

3.8. Требования охраны труда при техническом обслуживании и ремонте санитарно-технических систем вагона

3.8.1.    При снятии сливных труб систем водоснабжения и отопления под вагоном необходимо убедиться в том, что трубы находятся без жидкости. При этом необходимо находиться сбоку от снимаемых труб.

3.8.2.    При обнаружении признаков замораживания трубопроводов, унитазов, сливных труб, умывальных чаш, кранов и вентилей их отогревание необходимо производить только горячей водой из сети отопления. Запрещается отогревание производить факелом или горячим углем. При пользовании грелкой надеть руказицы и выполнять работы в два лица. Сливные трубы вагона разрешается отогревать только внутри вагона.

3.8.3.    Промывать кипятильник следует раствором установленной рецептуры. При работе с агрессивными растворами необходимо пользоваться резиновым фартуком, резиновыми перчатками, защитными очками.

3.8.4.    Испытывать на функционирование кипятильники, котлы отопления, титаны, водяные баки и трубы следует только в наполненном водой состоянии и с не нарушенной герметичностью.

15

1.    Общие требования охраны труда    3

2.    Требования охраны труда перед началом работы    8

3.    Требования охраны труда во время работы    11

4.    Требования охраны труда в аварийных ситуациях    20

5.    Требования охраны труда по окончании работы    24

2

Настоящая Инструкция разработана на основе Трудового кодекса Российской Федерации, Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта, утвержденных МПС России 20 ноября 2002 г. Хя ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02, других нормативных документов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда для слесарей, занятых ремонтом и обслуживанием санитарно-технических систем пассажирских вагонов и производственнотехнических помещений.

На основе настоящей Инструкции, эксплуатационной и ремонтной документации изготовителей санитарно-технических систем и технологического оборудования, используемого при ремонте и обслуживании санитарно-технических систем, с учетом местных условий труда должны быть разработаны инструкции для конкретного рабочего места слесаря или вида выполняемой им работы.

1. Общие требования охраны труда

1.1.    К работе по техническому обслуживанию и ремонту санитарно-технических систем оборудования пассажирских вагонов и производственно-технических помещений (далее — слесарь) допускаются лица, достигшие возраста 18 лет. прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, инструктаж по пожарной безопасности, профессиональное обучение, соответствующее характеру работы, стажировку и проверку знаний по охране труда и электробезопасности.

Не позднее одного месяца после приема на работу слесарь должен пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

При выполнении дополнительных обязанностей по сварочным работам, работам на высоте и другим работам необходимо пройти специальное обучение и проверку знаний по правилам технической эксплуатации применяемых механизмов, охране труда и пожарной безопасности и иметь соответствующие удостоверения.

К обслуживанию и ремонту комплекта оборудования экологически чистого туалета допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и инструктаж по охране труда на рабочем месте.

1.2.    В процессе работы слесарь должен проходить:

—    повторные, не реже одного раза в три месяца, и при необходимости внеплановые и целевые инструктажи по охране труда;

—    периодические медицинские осмотры в установленном порядке;

—    очередную (один раз в два года), и при необходимости внеочередную проверку знаний требований охраны труда;

—    периодическое, не реже одного раза в год. обучение по оказанию первой помощи пострадавшим;

—    проверку знаний по электробезопасности один раз в год.

1.3.    Слесарь должен иметь II группу по электробезопасности.

1.4.    Слесарь должен знать:

—    действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;

—    методы и средства зашиты от опасных и вредных производственных факторов и предупреждения несчастных случаев, профессиональных заболеваний;

3

—    требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте санитарнотехнического оборудования;

— устройство вагона в объеме, необходимом для выполнения своих профессиональных обязанностей;

—    технологический процесс подготовки составов вагонов в рейс в объеме выполняемой работы;

—    видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава;

—    место хранения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

1.5.    Слесарь должен:

—    выполнять только входящую в его обязанности или порученную руководителем работ (бригадиром) работу;

—    не перепоручать свою работу другим лицам;

—    применять безопасные приемы выполнения работ;

—    применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, инвентарь, приспособления; использовать их только для тех работ, для которых они предназначены;

—    содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приспособления, инвентарь, а также специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты (далее — СИЗ);

—    выполнять команды и распоряжения руководителя работ (бригадира);

—    выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, громкоговорящей связи, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, кранов, водителями транспортных средств и другими работниками железнодорожного транспорта;

—    быть предельно внимательным в местах движения транспорта, проходить по территории депо и железнодорожной станции (далее — станции) по установленным маршрутам, пешеходным дорожкам, проходам и переходам;

—    уметь оказывать первую помощь пострадавшим;

—    знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.

Слесарь обязан соблюдать требования правил внутреннего трудового распорядка, установленных режимов труда и отдыха и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или специально отведенных для этого комнатах, имеющих соответствующее оборудование. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом.

При работе на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения охлаждения и обморожения осмотрщик и слесарь должны использовать предусмотренные перерывы в работе для обогрева в зависимости от температуры наружного воздуха и скорости движения ветра.

Не допускается присутствие на рабочем месте посторонних лиц, запрещается находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

1.6.    В процессе работы на слесаря могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

—    движущийся подвижной состав и транспортные средства;

—    повышенный уровень шума на рабочем месте;

—    повышенный уровень вибрации;

4

—    повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

—    недостаточная освещенность рабочей зоны;

—    повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

—    повышенная или пониженная влажность воздуха;

—    повышенная или пониженная подвижность воздуха;

—    физические перегрузки;

—    повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

1.7. Слесарь, в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций федерального железнодорожного транспорта, должен обеспечиваться следующими средствами индивидуальной защиты:

—    костюм хлопчатобумажный с водоотталкивающей пропиткой — 1 на год;

—    рукавицы комбинированные — 12 пар на год;

—    ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве — 1 пара на год.

Зимой дополнительно:

—    теплозащитный костюм — по поясам;

—    валенки — по поясам ;

—    галоши на валенки — I пара на 2 года.

В IV и особом поясах взамен теплозащитного костюма:

—    полушубок — 1 на 4 года;

—    куртка на >тепляющей прокладке — 1 на 1,5 года;

—    брюки на утепляющей прокладке— 1 на 1,5 года.

При выполнении работ по гидравлической опрессовке труб, радиаторов и резервуаров должен обеспечиваться следующей специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты:

—    костюмом хлопчатобумажным с водоотталкивающей пропиткой — 1 на год;

—    фартуком прорезиненным — дежурный;

—    сапогами резиновыми — 1 пара на год;

—    рукавицами комбинированными — 6 пар на год.

При выполнении работ по ремонту канализационной сети и ассенизаторских устройств:

—    костюм брезентовый — 1 на 1,5 года;

—    сапоги резиновые — 1 пара на год;

—    рукавицы комбинированные — 6 пар на год;

—    перчатки резиновые — дежурные;

—    противогаз шланговый — дежурный;

На наружных работах зимой дополнительно:

—    куртка на утепляющей прокладке — по поясам;

—    брюки на утепляющей прокладке — по поясам.

При производстве работ с выходом на железнодорожные пути, слесарь должен обеспечиваться сигнальным жилетом со световозвращающими полосами, ношение которого на путях обязательно.

При необходимости, по условиям выполнения отдельных работ, слесарь должен обеспечиваться защитной каской, защитными очками, предохранительным поясом и другими средствами индивидуальной защиты.

Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафчиках в гардеробной. Уносить спецодежду за пределы предприятия запрещается.

Слесарь обязан следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафчики в чистоте и порядке.

5

1.8.    Слесарь должен знать сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре, а также знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения. Курить следует только в отведенных и приспособленных для этого местах.

Запрещается:

—    хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

—    применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы и прочее);

—    подходить с открытым огнем к газосварочному аппарату, газовым баллонам, аккумуляторным ящикам, легковоспламеняющимся жидкостям, материалам и окрасочным камерам;

—    прикасаться к кислородным баллонам руками, загрязненными маслом;

—    пользоваться электронагревательными приборами в местах, не оборудованных для этих целей;

—    оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы;

—    применять временную, неисправную электропроводку и неисправные электроприборы;

—    допускать скопления горючего мусора в производственных помещениях и на рабочих местах;

—    загромождать пути эвакуации, проходы и двери мусором, посторонними вещами.

Следует контролировать выполнение требований пожарной безопасности другими работниками.

1.9.    В случае получения травмы или заболевания слесарь должен прекратить работу, поставить в известность руководителя (бригадира) и обратиться за помощью в ближайшее медицинское учреждение.

При травмировании других работников слесарь обязан оказать при необходимости первую помощь пострадавшему и без промедления сообщить об этом руководителю (бригадиру).

Слесарь обязан известить руководителя (бригадира): о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, неисправности оборудования, инвентаря, средств пожаротушения, а также нарушении настоящей Инструкции.

1.10.    При нахождении на железнодорожных путях слесарь обязан соблюдать следующие требования:

—    к месту работы и обратно проходить по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход";

—    при переходе путей на территории железнодорожных станций необходимо пользоваться тоннелями, пешеходными мостами и настилами;

—    при отсутствии специальных проходов переходить железнодорожные пути следует под прямым углом, предварительно убедившись, что на пересекаемых путях в этом месте нет приближающегося на опасном расстоянии железнодорожного подвижного состава (далее - подвижного состава);

—    проходить вдоль железнодорожных путей только по обочине земляного полотна на расстоянии не менее 2,5 м от крайнего рельса или посередине широкого междупутья, обращая внимание на движущийся подвижной состав по смежным путям, смотреть под ноги, так как в междупутье могут быть предельные столбики, канавы и другие препятствия;

—    при прохождении группой по междупутью идти по одному друг за другом;

—    переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами вагонов или переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки, а также в отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава;

6

—    сходить с переходной площадки вагона держась та поручни, предварительно осмотрев место схода;

—    обходить группы вагонов или локомотивов, стоящих на железнодорожном пути, на расстоянии нс менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

— проходить между расцепленными вагонами при расстоянии между автосцепками не менее 10 м;

—    обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

—    транспортировать запасные части, материалы и другие грузы через пути по транспортным или совмещенным тоннелям, при их отсутствии - по эстакадам или наземным поперечным настилам.

Запрещается:

— переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом;

—    подлезать иод подвижной состав и перелезать через автосцепку при переходе через путь;

—    подниматься на крышу подвижного состава, находящегося под контактным проводом;

—    садиться на подножки локомотива и вагонов и сходить с них во время движения;

—    находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям;

—    переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков;

—    переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов и крестовин, а также вагонных замедлителей механизированных или автоматизированных сортировочных горок;

—    становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком, в желоба на стрелочном переводе и на концы железобетонных шпал;

—    становиться или садиться на рельсы, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные устройства;

—    находиться в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава;

—    находиться под поднятым и перемещаемым грузом;

—    ходить внутри колеи и по концам шпал.

Выходя на железнодорожный путь из помещений, а также из-за зданий, которые затрудняют видимость железнодорожного пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза нс привыкнут к темноте.

При приближении подвижного состава необходимо отойти на обочину пути на безопасное расстояние или широкое междупутье и стоя дождаться проезда (остановки) подвижного состава. После этого продолжить проход.

Необходимо быть внимательным при нахождении на железнодорожных путях при недостаточной видимости (туман, снегопад) и гололеде, а также зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов.

1.11. Запрещается:

—    прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим легкодоступным токоведущим частям;

—    наступать на электрические провода и кабели;

—    самостоятельно ремонтировать и регулировать электрооборудование.

При нахождении на электрифицированных участках железных дорог запрещается:

—    выполнять ремонтные работы, приближаясь самим или с помощью применяемых приспособлений к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;

—    приближаться и прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они или не касаются земли или заземленных конструкций;

—    подниматься на крышу вагона, находиться на ней или выполнять какие-либо работы до снятия напряжения и заземления проводов контактной сети, расположенных над составом и получения распоряжения руководителя работ.

Слесарь, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, обязан немедленно сообщить об этом руководству или на ближайший дежурный пункт района контактной сети или района электроснабжения, дежурному по станции, энергодиспетчеру или поездному диспетчеру.

До прибытия ремонтной бригады необходимо оградить опасное место любыми подручными средствами и следить за тем, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние ближе 8 м. В случае, если оборванные провода или другие элементы контактной сети выходят из габарита приближения строений к пути и могут быть задеты при проходе поезда, это место необходимо оградить сигналами остановки согласно требованиям Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, как место препятствия.

В случае попадания в зону "шаговых напряжений" необходимо ее покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, и не торопясь, выходить из опасной зоны передвижением ног не более чем на длину ступни или прыжками.

1.12.    При обнаружении нарушений требований настоящей Инструкции, неисправностей оборудования, инструмента, защитных приспособлений, СИЗ и пожаротушения, а также о ситуациях создающих опасность для жизни людей или являющихся предпосылкой к аварии, слесарь должен без промедления сообщать об этом руководителю (бригадиру), а в его отсутствие — вышестоящему руководителю и немедленно принять меры по их устранению.

1.13.    Слесарь, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы слесарь должен надеть полагающуюся ему спецодежду, спецобувь, а при работе на железнодорожных путях — сигнальный жилет, привести их в порядок:

—    застегнуть на пуговицы обшлага рукавов;

—    заправить свободные концы одежды так, чтобы она не свисала.

Закрепленные за слесарем специальная одежда и другие средства индивидуальной

защиты должны быть подобраны по размеру и росту. Не допускается носить спецодежду расстегнутой и с подвернутыми рукавами.

Спецодежда должна быть исправна и не сковывать движения. Обувь должна быть на прочной подошве. Головной убор не должен препятствовать прохождению звуковых сигналов.

Спецодежду и спецобувь слесарь не должен снимать в течение всего рабочего времени.

Необходимо подготовить и проверить исправность СИЗ, необходимых для проведения порученной работы.

8

Очки защитные, каска защитная, рукавицы, респираторы, противогазы нс должны иметь механических повреждений, перчатки диэлектрические - загрязнения, увлажнения и механических повреждений (в том числе проколов, выявляемых путем скручивания перчаток в сторону пальцев). Кроме этого, на перчатках диэлектрических должна быть проверена дата их испытаний.

Диэлектрические перчатки и предохранительные пояса должны проходить соответствующие периодические испытания.

Металлические детали предохранительного пояса не должны иметь трещин, раковин, надрывов и заусенцев. Карабин стропа (фала) предохранительного пояса должен иметь предохранительное устройство, исключающее случайное раскрытие карабина, и обеспечивать быстрое и надежное закрепление и открепление его одной рукой при надетой утепленной рукавице (перчатке). Замок и предохранительное устройство карабина должны закрываться автоматически.

2.2.    Перед работой в помещении слесарь должен проверить работу вытяжной вентиляции и местного освещения.

Слесарь не должен приступать к выполнению работы при следующих нарушениях требований безопасности:

—    неисправности технологической оснастки, средств зашиты, при которых нс допускается их применение;

—    загроможденное™ или недостаточной освещенности рабочих мест и подходов к ним.

Обнаруженные нарушения должны быть устранены собственными силами, а при невозможности сделать это слесарь обязан прекратить работы и сообщить своему руководителю работ.

2.3.    Слесарь должен осмотреть рабочее место, привести его в порядок, убрать посторонние детали, не используемые в работе приспособления и инструмент, проверить наличие на стеллажах и ремонтных установках запасных частей и материалов.

Неисправный инструмент и приспособления должны быть заменены на исправные.

Инструмент на рабочем месте следует располагать так, чтобы исключалась возможность его скатывания или падения.

Инструмент следует носить в специальной сумке (ящике).

2.4.    Подготовленный к работе инструмент должен удовлетворять следующим требованиям.

Бойки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность, без сколов и выбоин, расклепов, трещин и заусенцев.

Рукоятки молотков, кувалд и другого инструмента должны быть гладкими и прочно закреплены.

Напильники, шаберы и отвертки должны быть прочно закреплены в деревянных рукоятках, не имеющих сколов и трещин, и снабженных металлическими бандажными кольцами.

Зубила, крейцмейсели, бородки, обжимки и керны должны быть длиной не менее 150 мм. Они нс должны иметь трещин, плен, волосовин, сбитых или сношенных ударных частей и заусенцев на боковых гранях. Затылочная часть инструментов должна быть гладкой, без трещин, заусенцев и наклепов. На рабочем конце не должно быть повреждений.

Губки ключей должны быть строго параллельны и не закатаны. Размеры зева гаечных ключей должны соответствовать размерам гаек и головок болтов. Размеры зева ключей не должны превышать размеров гаек и болтов более чем на 5%.

Используемые при работе ломы и монтажки должны быть гладкими, без заусенцев, трещин и наклепов.

9