Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

97 страниц

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе рассматриваются вопросы типологии и проектирования зданий общественных центров для промышленных и транспортных поселков, а также для поселков смешанного функционального типа, когда функции промышленного производства или транспортные функции дополняются функциями организационно-хозяйственного управления и культурно-бытового обслуживания соподчиненных населенных мест.

Оглавление

Введение

1. Общие положения

2. Градостроительные основы формирования общественных центров поселков

   Общественный центр поселка как элемент единой системы культурно-бытового обслуживания

   Состав учреждений и предприятий общественных центров

   Размещение общественного центра в структуре поселка

3. Типы зданий общественных центров поселков

   Объединение учреждений в здания общественных центров

   Функциональная структура зданий общественных центров

   Композиционные приемы решения комплексов зданий центров

   Перспективные направления типового проектирования зданий общественных центров

4. Технико-экономическая оценка общественных центров поселков городского типа

   Методика технико-экономической оценки

   Выбор наиболее экономичных проектов

Приложение 1. Основные характеристики и параметры поселков - центров обслуживания в системах группового расселения

Приложение 2. Дифференциация норм расчета сети учреждений, предприятий и сооружений обслуживания в поселках городского типа

Приложение 3. Рекомендуемый состав учреждений комплексов общественных центров поселков городского типа

Приложение 4. Номенклатура типов зданий, формирующих общественные центры поселков городского типа

Приложение 5. Примерный состав и площади помещений комплексов зданий общественных центров поселков городского типа

Приложение 6. Технико-экономическая оценка экспериментального проекта комплекса кооперированных зданий общественного центра поселка на 9 тыс. жителей

Показать даты введения Admin

Страница 1

ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя

Рекомендации

по проектированию

комплексов

общественных

центров

поселков

городского типа

Страница 2

Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и

экспериментального проектирования школ, дошкольных учреждений, средних и высших учебных заведений (ЦНИИЭП учебных зданий) Госгражданстроя

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ

КОМПЛЕКСОВ

ОБЩЕСТВЕННЫХ

ЦЕНТРОВ

ПОСЕЛКОВ

ГОРОДСКОГО ТИПА

Москва Стройиздат1984

Страница 3

УДК 711.Б51+72Б.19/.2

Рекомендовалы к изданию решением Научно-технического совета ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя.

Рекомендации по проектированию комплексов общественных центров поселков юродского типа /ЦНИИЭП учебных зданий. — М.: Стройиздат, 198*4.— 9i5 с.

Приведены градостроительные основы формирования общественных центров поселков в сложившихся и формирующихся системах группового расселения, рекомендации по определению состава и вместимости учреждений и предприятий центра, по его размещению в структуре поселка. Рассмотрены принципы кооперирования учреждений в укрупненные комплексы обслуживания, функциональная и объемно-планировочные структуры зданий и комплексов, композиционные приемы решения кооперированных зданий, методы проектирования кооперированных и блокированных комплексов центров. Даны рекомендации по технико-экономической оценке и выбору наиболее экономичных проектов комплексов общественных центров.

Для градостроителей и архитекторов, занимающихся типологией и проектированием зданий общественных центров малых городских поселений.

Табл. 10, ил. 27.

4902030000—774 047(01)—84

Инструк.-иормат., 18 вып. — 166—88

(g) Стройиздат, 1984

Страница 4

ВВЕДЕНИЕ

Дальнейшее повышение уровня культурно-бытового обслуживания трудящихся сопряжено со значительным увеличением масштабов строительства общественных зданий и сооружений не только в городах, но и в поселках городского типа. В составе городских поселений поселки городского типа занимают значительное место. Общее количество поселков городского типа и 4i елейность проживающего в них населения постоянно растут как на базе промышленного развития страны, так и на базе преобразования наиболее перспективных сельских населенных мест.

В этих условиях типовое проектирование массовых общественных зданий для поселков является главным направлением в строительстве. Однако имеющиеся типовые проекты не всегда соответствуют предъявляемым требованиям: здания, построенные по этим проектам, как правило, малы по вместимости, не обеспечивают комплексности обслуживания, архитектурной цельности и выразительности ансамбля общественного центра, не экономичны в строительстве и эксплуатации.

В поселках в связи с небольшой численностью населения нс представляется возможным создать все необходимые жителям учреждения обслуживания. Проблема улучшения культурно-бытового обеспечения жителей малых населенных мест может быть решена только на базе организации межселенных систем обслуживания в формирующихся системах расселения, когда города и поселки разного народнохозяйственного профиля, а также размещаемые в них учреждения обслуживания рассматриваются как взаимосвязанные элементы. В течение последнего десятилетия научные и проектноэкспериментальные работы по этой проблеме велись в институтах: ЦНИИП градостроительства, КиевНИИП градостроительства, ЦНИИЭП учебных зданий, ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и туристских комплексов, ЦНИИЭП Граждансельстрой, КиевЗНИИЭП и других. Общее направление научных и проектных поисков в этой области — концентрация учреждений и предприятий культурно-бытового назначения в общественных центрах поселков, укрупнение зданий, их кооперирование и блокировка.

В настоящее время наметился переход от экспериментального проектирования и единичного строительства укрупненных зданий центров поселков к типовому проектированию с последующим внедрением в практику массового строительства. Так, в общесоюзную «Номенклатуру типов общественных зданий для городского и сельского строительства для типового проектирования на период 1981 — 1985 гг.» включены кооперированные здания общественных центров сельских поселков, торговые центры для применения в поселках городского типа с населением до 16 тыс. жителей и отдельные коопе-

Страница 5

руроваиные эданяя учреждений >я сооружений культуры й спорта.

Настоящие Рекомендации разработаны ЦНИИЭП учебных эдакий (архит. Г. П. Гикало — разделы 1—3; инж. Л. А. Некротова — раздел 4).

Цель Рекомендаций — способствовать внедрению в практику проектирования рациональных типов зданий, формирующих •бще-ственные центры поселков городского типа, что обеспечит комплексность и высокое качество обслуживания населения при эффективном расходовании средств на строительство и эксплуатацию.

В Рекомендациях использованы в качестве примеров проекты отдельных зданий и комплексов общественных центров, разработанные в ЦНИИЭП учебных зданий, ЦНИИЭП Граждансельстрое, ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и туристских комплексов, КиевЗНИИЭГ/, Гипротеатре* Институте сооружений культуры (ГДР) и другою институтах в 1970—1930 гг.

Страница 6

. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Рекомендации разработаны применительно к обычным условиям строительства IB климатического подрайона и II и III климатических районов. При строительстве в климатических подрайонах IA, 1Б, 1Г и IV климатическом районе необходимо учитывать особые условия строительства.

1.2.    В Рекомендациях рассматриваются проблемы формирования центров в поселках с населением от 2 до 20 тыс. жителей в каждом, хотя численность населения и находится в пределах от 1 до 50 тыс. чел.

1.3.    Поселки с населением до 2 тыс. жителей в каждом представляют в основном группу поселений переходного типа от сельского к городскому и имеют с первым больше общего (по структуре застройки, организации обслуживания, темпам роста, укладу жизни, благоустройству и т. п.), чем со вторым. Доля таких поселков в общем количестве поселков городского типа :окращается.

Поселки с населением от 20 до 50 тыс. жителей в каждом немногочисленны по сравнению с количеством малых городов с той же численностью населения и схожи с ними по градостроительным признакам и проблемам.

В связи с этим формирование центров поселков городского тига с населением до 2 и свыше 20 тыс. жителей целесообразно решать по аналогии с центрами сельских населенных пунктов или малых городов соответствующей величины.

1.4.    В Рекомендациях рассматриваются вопросы типологии и проектирования зданий общественных центров для промышленных и транспортных поселков, а также для поселков смешанного функционального типа, когда функции промышленного производства или транспортные функции дополняются функциями организационно-хозяйственного управления и культурно-бытового обслуживания соподчиненных населенных мест.

Рекомендации не распространяются на проектирование комплексов центров для курортных и научных поселков и для поселков — районных центров.

1.5.    Рекомендации распространяются на следующие виды учреждений и предприятий общественного обслуживания, сэсредотачивае-мые в центрах поселков: торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания; спортивные сооружения; зрелищные н культурно-просветительные (клубы, Дома культуры, кинотеатры, библиотеки); административные.

Общеобразовательные школы, средние специальные учебные заведения, профтехучилища, учебные комбинаты, лечебко-профнлгктк-ческие учреждения, а также предприятия производственного и вспомогательного назначения, предназначенные для обслуживания сети предприятий торговли, общественного питания и бытозого обслужи-

Страница 7

вания (склады, фабрики-заготовочные, фабрики-химчистки и т. п.), рассматриваются лишь в связи с организацией системы обслуживания в масштабе районной планировки и размещением сетей учреждений разных видов обслуживания на селитебной территории поселка.

2. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ ПОСЕЛКОВ

Общественный центр поселка как элемент единой системы культурно-бытового обслуживания

2.1.    Общественный центр представляет собой часть селитебной зоны Поселка, в которой учреждения и сооружения культуры, просвещения, спорта, администрации и связи, предприятия торговли, общественного питания и коммунально-бытового назначения в отличие от рассредоточенного размещения сконцентрированы вместе и образуют многофункциональный центр административного и хозяйственного управления, общественно-культурной жизни и торговобытового обслуживания жителей поселка и тяготеющих к нему населенных пунктов. Общественный центр имеет большое градостроительное значение как комплекс важнейших объектов, формирующих архитектурный ансамбль поселка.

2.2.    Общественный центр поселка по составу и вместимости учреждений, их размещению и архитектурно-пространственной организации взаимосвязан с сетью культурно-бытовых учреждений и предприятий, обслуживающих жителей группы населенных мест района, и тем самым является элементом. единой системы общественного обслуживания, которая закладывается в проекте районной планировки.

2.3.    Важнейшими требованиями к организации единой системы культурно-бытового обслуживания с учетом взаимосвязи населенных мест и градостроительных образований в общей системе расселения являются:

предоставление населению максимальных удобств при пользовании сетью учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания в пределах допустимых радиусов обслуживания или установленных затрат времени на культурно-бытовые поездки;

обеспечение высокого уровня обслуживания с учетом роста потребности населения и последующего развития городов и поселков;

предоставление равного обслуживания населению независимо от размеров населенных мест и создание условий для ликвидации культурно-бытовых различий между городом и деревней;

создание условий для повышения архитектурно«художественных

Страница 8

качеств и разнообразия застройки с учетом специфики населенных мест;

повышение эффективности использования капитальных вложений.

2.4. Основные принципы построения единой системы культурно-бытового обслуживания с учетом указанных требований следующие: формирование системы в масштабе административного района — исходной территориальной единицы, являющейся составной частью системы обслуживания более высокого уровня (областной, краевой, республиканской);

функционально взаимосвязанное размещение различных видов кулыгурно-бытовых учреждений в городах, поселках и сельских населенных пунктах — центрах различных ступеней обслуживания в расчете на удовлетворение потребностей жителей центра и населенных пунктов в зоне его влияния;

типизация зданий культурно-бытового обслуживания на основе единого ряда расчетных величин поселков и населения в зонах их влияния;

формирование общественных центров с преимущественным и первоочередным применением укрупненных (кооперированных и блокированных) зданий.

2.6.    Выбор населенных пунктов — центров определенных ступеней обслуживания производится, как правило, при составлении проектов районной планировки в зависимости от следующих основных факторов:

численности населения поселка;

роли поселка в системе расселения; его народнохозяйственного и административного значения;

характера и интенсивности межселенных трудовых и культурно-бытовых связей;

величины зоны влияния поселка, количества и величины тяготеющих к поселку населенных пунктов;

удаленности поселка от более крупных населенных мест; наличия сохраняемых на перспективу общественных зданий; перспективы развития поселка.

2.6.    Типизация зданий, формирующих общественные центры сельских населенных пунктов и поселков городского типа, основывается на следующем унифицированном ряде расчетных величин малых населенных мест с числом жителей: 250 (от 200 до 300), 500 (от 400 до 700), ЮОО (от 800 до 1400), 2000 (от -1500 до 2500), 3500 (от 2600 до 4000), 6000 (от 5000 до 7000), 9000 (от 8000 до 10000), 12000 (от 11 000 до 13000), *16OOQ (от 14 ООО1 до 18000), 22 000 (от 19 000 до 25000).

2.7.    В районах с густой сетью городских поселений, тесным и устойчивым характером производственных, хозяйственных, трудовых и бытовых связей между поселениями разной величины и функциональных типов поселки играют соподчиненную роль в отношении

Страница 9

близлежащих городов с более развитыми производством и сферой обслуживания. Значительная часть населения таких тяготеющих поселков-спутников совершает ежедневные трудовые или периодические культурно-бытовые поездки в соседние города.

В системах сельского расселения на поселки городского типа ложится важная функция связующего звена между городом и селом в процессе перестройки хозяйственной и социальной структур сельской местности. Преимущественно в сельскохозяйственных районах поселки городского типа часто выполняют функцию районных административных центров, организующих административное управление районов, хозяйственное и культурно-бытовое обслуживание сельского населения. Поселки выступают также и центрами местных систем и подсистем расселения, выполняя функции повседневного и периодического обслуживания группы сельских населенных мест.

В районах нового промышленного освоения промышленные и транспортные поселки часто образуют целые отраслевые системы поселений с иерархической структурой тяготения и соподчинения, когда наиболее крупные поселки выполняют роль местных или районных центров по отношению к сети меньших тяготеющих поселков.

Для малоосвоенных в хозяйственном отношении районов с небольшой плотностью заселения и редхой сетью дорог наиболее часты обособленные, автономные поселки, значительно удаленные ог других поселений.

2.8. Поселки в соответствии с л. 2.7 по своим функциям и характеру культурно-бытовых связей с городами и другими населенными пунктами в различных системах расселения можно условно подразделить на четыре основные группы:

тяготеющие, расположенные в зоне ЗЮ—бО-минутной транспортной доступности от более крупных поселков или городов;

автономные, расположенные вне зоны 30—60-минутной доступности от больших поселков и городов;

местные центры — наиболее крупные поселки в местных системах и подсистемах группового расселения, в зоне влияния которых (ограниченной 30—60-минутной транспортной доступностью) имеются один или несколько тяготеющих поселков;

районные центры административных районов — центры систем преимущественно сельского расселения; границы зон культурно-бытового влияния райцентров ограничиваются 60—<120-минутной транспортной доступностью. В районах с большой территорией и неразвитым транспортом для обслуживания удаленных от райцентра поселений целесообразно организовать подрайонные центры культурно-бытового обслуживания, зоны влияния которых ограничиваются теми же параметрами, что и районных центров.

Характер межселенных связей поселка и его роль в системе расселения, границы зоны культурно-бытового влияния, количество и

8—

Страница 10

величина тяготеющих к нему поселков, существующий в них уровень обслуживания и сохраняемый на перспективу фонд общественных зданий определяются по данным проекта районной планировки.

2.9.    Численность населения, проживающего в зонах влияния поселков городского типа, выполняющих функции местных центров, колеблется в широких пределах: она может быть и меньше населения местного центра, и превышать его в б раз (в радиусе 30-минутной транспортной доступности при высокой плотности заселения) и дажеув 9 раз (в радиусе 60-минутной транспортной доступности). Однако для типизации зданий, формирующих центры поселков городского типа, следует учитывать соотношение численности населения местных центров*и населения тяготеющих х ним поселков в пределах от 1 :0,5 до 1:3 как наиболее характерное и распространенное соотношение в существующих и перспективных формах расселения. При большей численности населения тяготеющих к местному центру поселков состав и вместимость учреждений, формирующих комплекс его общественного центра, будут отличаться от типового решения.

2.10.    Группа городских поселков в целом более динамична в своем росте, чем сельские населенные пункты и малые города той же величины, так как значительная часть поселков имеет своей базой крупные промышленные предприятия с долговременной перспективой развития.

По темпам роста населения поселки городского типа могут быть подразделены на четыре группы:

I    — поселки комплексного развития с темпами роста, превышающими средние темпы роста поселков страны, что приводит к превращению поселка в малый город, имеющий дальнейшие перспективы роста;

II — поселки ограниченного развития с темпами роста не выше средних темпов роста поселков страны, что, как правило, не обеспечивает перерастание поселка в город;

III— поселки со стабильной численностью населения (прирост населения не превышает убыли за счет миграции);

IV — поселки, теряющие население.

Поселки каждой группы требуют особого подхода в решении вопросов их планировочной организации, формировании системы центров, в определении объемов нового строительства на различных этапах развития (преимущественно в поселках I и II групп) и задач по реконструкции, являющихся основными в поселках III и IV групп.

2.11.    В тяготеющих поселках организовываются центры обслуживания (комплексы культурно-бытовых учреждений и предприятий)

I ступени, предназначенные для повседневного обслуживания населения в зоне 30-минутной пешеходкой доступности.

—Q—

Страница 11

В наиболее перспективных поселках — автономных и местных центрах сосредоточиваются комплексы учреждений и предприятий, формирующих центры обслуживания II ступени, которые рассчитываются на удовлетворение повседневных и периодических культурно-бытовых потребностей жителей этих поселков и периодических потребностей населения, проживающего в радиусе до 60-минутной транспортной доступности.

В поселках — центрах административных районов концентрируется комплекс учреждений и предприятий III ступени: повседневного, периодического и частично эпизодического обслуживания; учреждения эпизодического обслуживания рассчитываются на население всего района в пределах 120-минутной транопоргной доступности.

2.12.    Для группы населенных пунктов, расположенной за пределами 120-минутной транспортной доступности от районного центра (в случаях сильно вытянутой формы или очень большой территории района) в одном из поселков (имеющем благоприятные перспективы развития и хорошую связь с другими населенными пунктами), следует предусмотреть комплекс учреждений и предприятий III ступени, т. е. организовать подцеитр III ступени с радиусом транспортной доступности до 60—120 мин.

2.13.    Основные характеристики центров обслуживания в различных системах расселения, влияющие на определение типов зданий общественных центров поселков с учетом «Руководства по проектированию системь! культурно-бытового обслуживания в сельской местности»* приведены в прил. 1.

2.14.    Для расчета сети культурно-бытовых учреждений и предприятий центров обслуживания различных ступеней на первую очередь и . расчетный срок следует принимать нормы главы СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.

Общую норму расчета рекомендуется дифференцировать по ступеням (центром) обслуживания исходя из функциональных особенностей отдельных видов обслуживания, частоты посещений, оптимальной вместимости и экономической целесообразности организации центров.

Дифференциация расчетных нормативов главы 60 части II СНиП приведена в прил. 2. Допускается уточнение дифференциации с учетом местных условий»

2.15.    Расчет вместимости учреждений, предприятий и сооружений центров обслуживания различных ступеней производится по формулам (1)—(3) с учетом собственного и тяготеющего населения поселков и дифференцированных расчетных показателей, приведенных в прил. 2.

Общая вместимость учреждений каждого вида обслуживания в центрах различных ступеней (Mi, Ми, Мш) рассчитывается по формулам:

Страница 12

для центров I ступени (тяготеющих поселков) —

Mi = Ki ri{\

(1)

для центров II ступени (автономных «поселков и местных центров)—

для центров III ступени (районных и подрайонных центров) —

где Kit Кц , /СИ1— численность населения центров обслуживания соответственно I ,11 и III ступеней в радиусе 30 мПд; К'и — численность населения тяготеющих поселков в зоне влияния центра обслуживания II ступени в радиусе 30—60 мТд; Л[п—численность населения поселков в зоне влияния III ступени в радиусе до 120 мТд; пи п2, я3 — дифференцированные нормы для расчета вместимости учреждений.

Таким образом, при организации единой системы культурно-бытового обслуживания в тяготеющих и автономных поселках, а также в поселках — местных центрах используется только часть общей расчетной нормы, а полная норма реализуется только в масштабе районной планировки.

2.16. Первоочередные объекты культурно-бытового строительства целесообразно размещать в центрах обслуживания II и III ступеней (в местных и районных центрах). Особенно важно строгое соблюдение этого принципа в начальный период развития- (или в период коренной реконструкции) системы расселения. Это позволит уменьшить вероятность ошибок в размещении общественных зданий и исключить распыление средств на мелкие объекты; даст возможность в короткое время поднять количественный и качественный уровень обслуживания жителей поселков и сельских населенных пунктов при наименьших затратах на строительство и эксплуатацию объектов.

2.17. Существенной особенностью поселков является повышенное влияние пешеходных связей на формирование их планировочной структуры. Внутрипоселковый общественный транспорт имеет место только в тех случаях, когда средний радиус доступности мест приложения труда превышает 1—1,5 км. Общественный транспорт в поселках не может обеспечить достаточную частоту движения и сравнимую с городскими условиями экономическую эффективность при относительно небольших объемах перевозок пассажиров и сравнительно коротких маршрутах. Частично функции внутрипоселкового

(2)

М = Кш («I + п2 ■+■ лз)+ К'и п2 + К п3,

Состав учреждений и предприятий общественных центров

Страница 13

транспорта выполняет иногда внешний транспорт районного или межрайонного значения.

Поэтому большинство новых поселков промышленного типа имеет компактную форму плана. Вытянутая конфигурация плана встречается значительно реже, в основном при наличии естественных или искусственных преград развитию территории поселка. Расчлененная форма .плана не характерна для новых поселков, однако имеет место в случаях административного слияния нескольких близ-расположснпых небольших поселков или сел. При компактном плане и нормативных плотностях застройки радиус доступности общественного центра поселков до 10 тыс. жителей включительно находится в пределах 500 м, а в поселках с большим населением не превышает 700—800 м.

2.18.    В поселках с населением свыше 10 тыс. жителей для удаленных от центра жилых образований целесообразно организовать подцентр повседневного обслуживания с радиусом доступности до 500 м. Наконец, в крупных поселках с расчлененным планом наиболее целесообразно организовать повседневное обслуживание в центрах микрорайонов или жилых групп (рис. 1).

2.19.    Учреждения и предприятия обслуживания, рекомендуемые для включения в состав общественных центров поселков с учетом их роли в системе расселения, приведены в прил. 3.

2.20.    На формирование сети учреждений центров поселков большое влияние оказывает характер градообразующей базы. В поселках добывающей промышленности в состав учреждений центра могут быть включены заводоуправления, лаборатории и конструкторские бюро горомиредприятий, техникумы и профтехучилища. В поселках отдыха, туризма, науки возникает необходимость в увеличении вместимости, а иногда и состава учреждений общепоселково-го центра с учетом обслуживания временно проживающего населения.

2.21.    В зоне общественного центра поселка в общем случае рекомендуется следующая группировка элементов (зданий и участков), составляющих центр:

комплекс административных и хозяйственных учреждений, здания общественных организаций, учреждения связи;

комплекс культурно-просветительных учреждений (клуб или Дом культуры, кинотеатр, библиотека, Дом пионеров и пр..);

комплекс предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания;

жилая застройка (в основном здания гостиничного типа для молодежи и малосемейных);

сооружения для массовых мероприятий (т.рибу-ны, эстрады, сооружения для рекламы и монументальной пропаганды).

В центрах поселков с населением до 10 тыс. жителей целесообразны меньшая дифференциация функциональных зон и совмеще-

— 12—

Страница 14

Рис. 1. Организация общественных центров в зависимости от величины и планировочной структуры поселков

а — единый общественный центр в поселках с населением до 10 тыс. жителей с компактной территорией; б — главный общественный центр и дополнительный центр повседневного обслуживания с радиусом 400 м н поселках с населением свыше 10 тыс. жителей и с вытянутой конфигурацией плана; « — система общественных центров в крупных поселках с расчлененной планировочной структурой; / — обществснкь й центр поселка; 2 — дополнительный центр повседневного обслуживания (общественный центр микоо^ейона или жилого комплекса); 5—жилая застройка

и

г~

I---

□ ш

О п

I

)

Рис. 2. Формирование общественных центров в поселках с различной перспективой развития и роста населения

а —в поселках ограниченного развития (ожидаемый прирост населения нс превышает 4—6 тыс. жителей) общественный центр формируется в I очередь строительства, во II очередь формируется дополнительный центр повседневного обслуживания; б — в поселках с перспективой роста населения до 20—25 тыс. чел. общественный центр строится в I очередь, во II очередь предусматривается развитие центра на резервируемой территории и дополнительно строятся центры новых жилых комплексов; в — в поселках с перспективой роста населения свыше 25 тыс. жителей в I очередь строятся Центры повседневного обслуживания жилых комплексов, общемоселковый (городской) центр формируется во II очередь на резервируемой территории; / — общепоселковый центр I очереди строительства; 2 — общепоселковый центр II очереди строительства; 3, 4 — центры повседневного обслуживания соответственно I и II очередей строительства; 5, 6 — жилая застройка соответственно I и II очередей строительства

—13-

Страница 15

нйе в пределах единой общественной зоны зданий и сооружений различного назначения.

2.22.    Этапы формирования сети учреждений, составляющих общественные центры развивающихся поселков, должны соответствовать очередям строительства поселков с учетом величины и темпов прироста населения. Для различных условий можно рекомендовать два основных метода формирования и развития сети учреждений (рис. 2):

в поселках ограниченного развития — первоочередное строительство общепоселкового центра с выделением из его состава на последующих этапах строительства части учреждений повседневного обслуживания и размещением их в новых жилых комплексах; возведение на резервной территории центра зданий для недостающих учреждений обслуживания;

в поселках комплексного развития, имеющих перcneemray быстрого преобразования в малый (или средний) город, — строительство в массивах первоочередной застройки центров повседневного обслуживания (временно принимающих на себя отдельные функции общепоселкового центра) и возведение на второй очереди строительства общегородского центра на резервируемой территории.

Размещение общественного центра в структуре поселка

2.23.    Размещение общественного центра в планировочной структуре поселка определяется спецификой его функциональных связей, размерами и конфигурацией территории посе.лка, народнохозяйственным профилем поселка, местными природными условиями.

Небольшие размеры большинства поселков городского типа оказывают существенное влияние на функциональную организацию их территории. В поселках с населением до 10 тыс. чел. некоторые функции не получают развития, достаточного для выделения соответствующих им территорий в отдельные зоны. В этом случае территория поселков может быть дифференцирована на селитебную и производственную (промышленную) зоны.

2.24.    Для малых и средних поселков характерно эксцентричное размещение общественного центра, пограничное по отношению к жилой застройке (рис. 3, а—в). Небольшие размеры жилой территории обеспечивают 5—йО-минутную пешеходную доступность общественного центра (радиус обслуживания в пределах 500 м) из любой точки поселка.

В промышленных поселках с компактной территорией и безвредным производством общественный центр целесообразно сместить к промышленной зоне или даже разместить на стыке между селитебной зоной и производством. Рационален также приам смещения центра к природному парку, реке, озеру или другому водоему, что

Страница 16

усилит значение центра за счет ландшафтных факторов и ийдиви-дуализирует его пространственное решение.

Вполне оправданным представляется и прием смещения центра к въезду в поселок, транспортному узлу с сооружениями внешнего транспорта.

Характерной особенностью малого поселка является то, что в его центре сосредоточиваются (или размещаются на смежном участке) почти все общественные здания поселка, в том числе те, которые в больших поселках или городах входят в состав других зон, например, общеобразовательные школы, поликлиники и амбулатории.

2.26.    В поселках с населением свыше 10 тыс. жителей (особенно в местных и районных центрах) возможности функциональной дифференциации территории возрастают. В общем случае целесообразно выделение следующих зон:

жилой, предназначенной также для размещения участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и культурно-бытовых учреждений повседневного пользования;

зоны общественного центра;

общепоселковой зоны отдыха, включающей парк, спортивный комплекс, пляжи на берегу водоема и пр.;

промышленной зоны;

коммунально-складской зоны и зоны внешнего транспорта.

2.26.    При проектировании общественных центров крупных поселков следует ориентироваться преимущественно на пешеходные связи центра с другими функциональными зонами. С этой целью необходимо предусмотреть систему пешеходных путей — аллей и бульваров, раздельную от сети автотранспортных подъездов. Совмещение пешеходных и транспортных путей возможно только на второстепенных направлениях. Недопустимо во всех случаях транзитное движение транспорта по главной улице — части общественного центра. Главную улицу (по крайней мере в пределах центра) целесообразно полностью предоставить пешеходам либо предусмотреть только местное движение автотранспорта. Доступ автотранспорта к центру желательно организовать по периферии его территории.

2.27.    Одним из важнейших требований, определяющих положение центра в структуре крупного поселка, является организация его кратчайшей связи с зоной внешнего транспорта, что обеспечит паи-лучшие условия для межссленных трудовых и культурно-бытовых поездок населения, для включения поселка в структуру формирую* щейся системы расселения. В крупных железнодорожных поселках, где станция и расположенные рядом подсобные производства являются основными местами приложения труда населения, целесообразно объединение общественного центра с транспортным узлом в составе авто- и железнодорожного вокзала, автостоянок и гостиницы (рис. 3, г).

2.28.    В больших поселках с увеличением территории и усложне-

—15—

Страница 17

Страница 18

янем аланировочной структуры общественный центр чаще всего размещается среди жилой застройки в центральной ее части, чтобы обеспечить одинаковую доступность учреждений и предприятий, сосредоточенных в центре поселка (рис. 3, е). Радиус обслуживания центров больших поселков увеличивается до 700—800 м и более, в связи с чем часть учреждений повседневного обслуживания размещается на периферии жилой территории. Эти учреждения объединяются в кошмексы центров структурных жилых образований — жилых групп, микрорайонов.

2.29.    Рациональная организация общественного обслуживания населения больших поселков (особенно местных и районных центров) предполагает уже проектирование взаимосвязанной системы центров с распределением функций между ними. В поселках с развитой промышленностью может потребоваться создание специализированного центра промышленной зоны, функционально и композиционно связанного с главным (межселенным) общественным центром. В центре промышленного района могут быть размещены административные и хозяйственные учреждения промышленных . предприятий, техникумы и профтехучилища, предприятия общественного питания, торговли и бытового обслуживания повседневного пользования, а также спортивные площадки.

2.30.    Вероятность значительного непредвиденного развития, присущая промышленным поселкам, предопределяет необходимость обеапечить дальнейший территориальный рост не только жилой и промышленной зон поселка, но и зоны его центра. При проектировании генерального плана поселка следует определить местоположение и территорию центра для первой очереди строительства, направление развития центра и зарезервировать территорию для последующего строительства. Для развивающихся поселков более целесообразен «линейный» центр, нежели «островной», замкнутый жилой застройкой.

2.31.    Желательна тесная планировочная связь общественного

Рис. 3. Размещение общественных центров в промышленных посел ках городского типа

а — смещение общественного центра к предзаводской площади (поселок на 2000 жителей); б—смещение общественного центра к парку и водоему (поселок на 2000 жителей); в—смещение общественного центра к въезду в поселок (поселок на 6000 жителей); г—главный и дополнительный центры на главной планировочной оси поселка с выходом к автовокзалу (поселок на 12 тыс. жителей); д — общественный центр у въезда в поселок как система площадей и сходящихся к ним жилых улиц (поселок на 13 тыс жителей); е — общественный центр на пересечении главных улиц поселка, связанный с системой центров микрорайонов (поселок на 18 тыс. жителей с перспективой дальнейшего роста населения; / — жилая территория; 2 —территория промышленных предприятий; 3—территория общественного центра; 4—общественный центр микрорайона; б — участок общеобразовательной школы; 6 — коммунальная зона; 7 —больница; 8 —автовокзал межгородских сообщений

*—'17—

Страница 19

Дейтра поселков с зоной отдыха. Непосредственно к центру Могут примыкать участки главных спортивных сооружений и территория парка с отдельными учреждениями зоны отдыха. Если парк представляет собой как бы часть общественного центра и связан с ним единым архитектурно-планировочным замыслом, то с ним целесообразно увязать в композиционном отношении группу культурно-просветительных учреждений и часть предприятий общественного питания.

При проектировании новых поселков особое внимание следует уделять местным природным условиям — характеру рельефа, наличию реки или водоема, лесного массива, которые в значительной степени определяют положение центра. Выбором наиболее выгодного в ландшафтном и композиционном отношении местоположения центра, подчеркивающего его общественное значение (возвышенная территория, излучина реки с зелеными насаждениями и т. п.), может быть оправдано даже его менее оптимальное по остальным факторам размещение в плане поселка.

2.32. В поселках — центрах туризма, преобразованных из маленьких городков или сельских поселений, в которых имеются исторические или архитектурные памятники, проектируемый или реконструируемый центр следует размещать смежно с районом сохраняемой застройки. Такое соседство (при единой планировочной организации центра и исторической застройки) подчеркнет ес значение и вместе с тем обеспечит центру поселка индивидуальный и самобытный характер. Размещение новых общественных зданий среди существующей застройки не должно нарушать сложившийся характер исторической части поселка.

3. ТИПЫ ЗДАНИЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕНТРОВ ПОСЕЛКОВ

Объединение учреждений в здания общественных центров

3.1. В комплексе зданий и сооружений общественного центра поселка учреждения и предприятия обслуживания могут размещаться как независимо, изолированно друг от друга, так и в органичном единстве — с общими для нескольких учреждений помещениями. В поселках городского типа с небольшой по сравнению с городами численностью населения и относительно короткими сроками формирования системы обслуживания комплексы общественных центров, состоящие из кооперированных зданий, обладают несомненными преимуществами (в комплексности и удобстве обслуживания населения, в большей приспособленности к изменению условий экс-

«—18—

Страница 20

йлуйтаций и форы обслуживания, в дельности архитектурного pfr шепия, экономичности строительства и эксплуатации) перед комплексами, состоящими из специализированных зданий. При этом чем больше степень объединения учреждений, тем больше эффект кооперирования, тем более гибко, многообразно можно использовать помещения и здание в целом, отодвигая сроки его функционального старения.

Однако, объединяя в один комплекс учреждения разных видов обслуживания, необходимо учитывать и различную ведомственную подчиненность этих учреждений. При проектировании зданий общественных центров следует стремиться сочетать преимущества органичного объединения групп помещений с возможностью автономной эксплуатации учреждений различной ведомственной подчиненности. Степень кооперирования определяется конкретными условиями строительства и эксплуатации.

3.2.    При формировании комплексов общественных центров поселков необходимо учитывать следующие основные принципы кооперирования учреждений и предприятий, соблюдение которых особенно важно при типизации зданий:

комплексность обслуживания населения с объединением учреждений одной ступени обслуживания;

укрупнение учреждений до оптимальной вместимости, рассчитанной на одинаковые контингенты населения;

функциональную общность объединяемых учреждений;

технологическую общность учреждений;

особенности режима совместной и раздельной эксплуатации зданий; .

общность объемно-планировочных и конструктивных параметров элементов здания.

3.3.    Объединение учреждений по принципу комплексности обслуживания значительно сокращает время, затрачиваемое населением на хозяйственно-бытовые нужды, и создает дополнительные удобства. Такое объединение позволяет изменять состав учреждений и назначение отдельных групп помещений, а также, в зависимости ог меняющихся потребностей и условий эксплуатации, интенсивнее использовать общие помещения для посетителей центра.

Комплексность обслуживания предполагает необходимость связи учреждений между собой. Наиболее тесно могут быть взаимосвязаны учреждения, имеющие функциональную однородность, в которых посетители обычно бывают одновременно или последовательно при одном посещении центра, например: продовольственный магазин и магазин кулинарии и полуфабрикатов; клубные помещения, танцевальный зал и кафе; приемные пункты прачечной, химчистки и ремонта одежды; отделение связи и сберегательная касса. Такая функциональная взаимосвязь обусловливает органичное объединение общих помещений в пределах однородной группы учреждений.