Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

161 страница

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе освещены вопросы охраны наиболее важных компонентов окружающей природной среды, рассматриваемые в схемах и проектах районной планировки. Основное внимание уделено целям, задачам и составу и последовательности решения средозащитных проблем, а также методическим особенностям разработки природоохранительных разделов районной планировки. Документ содержит сведения по оценке социально-экономической эффективности средозащитных мероприятий.

Оглавление

Введение

1. Общие положения

2. Общая экологическая характеристика района

3. Природная характеристика района

4. Охрана атмосферного воздуха

5. Охрана поверхностных и подземных вод

6. Охрана почвенно-растительного покрова и восстановление нарушенных земель

7.Улучшение санитарно-гигиенических и эпидемиологических условий

8. Охрана окружающей среды от воздействия шума, электромагнитных колебаний, теплового загрязнения и радиации

9. Охрана животного мира

10. Сохранение и улучшение ландшафта

11. Охрана памятников истории и культуры

12. Охрана растительности и формирование системы зеленых насаждений

13. Формирование системы охраняемых природных территорий

14. Инженерно-экологическое зонирование и комплексная схема охраны окружающей среды

15. Эффективность природоохранных мероприятий

Приложения 1 - 59

Показать даты введения Admin

Страница 1

ЦНИИП градостроительства Госгражданстроя

Рекомендации

по охране

окружающей среды в районной планировке

Страница 2

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ (ЦНИИП ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА) ГОСГРАЖДАНСГРОЯ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКЕ

2-е издание

Москва Стройиздат 1986

Страница 3

УДК 711.2 504.06

Рекомендовало к изданию решением секции районной планировки Научно-технического совета ЦНИИП градостроительства Гос-гражданстроя

Рекомендации по» охране окружающей среды в районной планнров-ке/ЦНИИП градостроительства -2-е нзд — М# Стройиздат, I98G — 160 с

Освещены вопросы охраны наиболее важных компонентов окружающей природной среды, рассматриваемые в схемах и проектах районной планировки Основное внимание уделено целям, задачам, составу и последовательности решения средозащитных проблем, а также методическим особенностям разработки природоохранительных разделов районной планировки Содержат сведения по оценке социально-экономической эффективности средозащитных мероприятий

1-е издание выщло в 1980 году под названием «Руководство по охране окружающей среды в районной планировке»

Для научных работников и проектировщиков проектных и науч но-исследовательских организаций, работающих в области районной планировки и градостроительства Табл 50, ил 6

Разработаны ЦНИИП градостроительства Госгражданстроя (докт геогр наук Б Б Прохоров — 3,7, канд геогр. наук Ю Л. Мазуров— 1, 5, 13, 14, 15, кандидаты техн наук В В Владимиров — введение, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, И. В Лазарева — 6, канд архит А П Вергунов—10, архитекторы М Я Вильнер—10, А А Дадашев — 14, Н Г Зарандия— 11, ■£Н Сотскова— 14, инженеры Е В Андреева-^ 8, В А Боас — 5, \И Н Грибенкина\ — 12, И. Б Жарова — 8, Ю. С Захаров — 13, 14, ТА Кононова — 6,' В В Кононов — 6, 14, ME Кулешова — 9, С В Кулинская — 4, В И Липчанский — 2, Я К Русокомский — 11, А. К Соловьевой, Н Т Курочкина—14, при участии Госстроя РСФСР (инженеры В П Жалниц, В П Перекатов), Ивановского государственного университета (канд. биол наук Н'-П Шилов)

Составители В В Владимиров и Ю Л Мазуров

4902030000—236    .    ,    л    л

Р --Инструкт.-нормат, I вып. — 116—86

047(01)—86

© Стройиздат, 1986

Страница 4

ВВЕДЕНИЕ

Развитие науки и техники, рост населения, расширение процесса урбанизации с особой остротой ставят проблему охраны окружающей среды. Вопросы взаимодействия природы и общества приобрели первостепенное значение, и задачи сохранения природной среды стали глобальными задачами человечества.

Намечается расширение работ по защите почв от ветровой и водной эрозии, мелиорации, превращению загрязнения воздуха, воды, почвенно-растительного покрова, озеленению населенных мест.

Верховными Советами всех союзных республик приняты республиканские законы по охране природы, в которых подчеркивается, что охрана природы является делом всего народа. Статья 67 Конституции СССР гласит: «Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять еа богатства:»1.

На XXVII съезде КПСС было особо указано, что по мере развития народного хозяйства, роста городов и промышленных центров все больше средств потребуется для сохранения окружающей среды.

Важную роль в решении организационных вопросов охраны окружающей среды призвано сыграть постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 декабря 1978 г. № 984 «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов*. В постановлении отмечается, что министерства и ведомства СССР, советы министров союзных республик несут полную ответственность за сохранение природной среды, рациональное использование и планомерное воспроизводство природных ресурсов, своевременное проведение природоохранных мероприятий. На Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды возлагается обязанность по наблюдению и контролю за состоянием окружающей природной среды, уровнем и источниками ее загрязнения, а также по проведению экологической экспертизы различных схем размещения объектов производственного и непроизводственного назначения. Особо важным для территориального планирования и проектирования являются положения этого постановления о необходимости и порядке разработки, согласования и утверждения территориальных комплексных схем охраны природы — основных предплановых документов, в задачи которых входит определение комплексных мероприятий по охране природы, предупреждению загрязнения и деградации окружающей природной среды.

1 Конституция СССР. — М: Политиздат, 1977; с. 25.

1* Зак. 105

3

Страница 5

Охрана окружающей среды в СССР осуществляется комплексно мерами различного характера — научно-технического, санитарно-гигиенического, организационно-хозяйственного, культурно-воспитательного, а также мерами правового характера, т е путем законодательного регулирования режима использования природных благ с учетом их бережного расходования и восстановления Важным инструментом охраны окружающей среды является районная планировка как метод эффективного и взаимоувязанного размещения всех видов строительства на территории того или иного района

Под окружающей средой в районной планировке понимают совокупность природных, практически неизмененных антропогенной деятельностью, значительно измененных в результате такой деятельности и искусственно созданных материальных элементов, в окружении которых и в процессе взаимодействия с которыми происходит жизнедеятельность людей в том или ином районе

Поскольку в процессе жизнедеятельности человек больше всего изменяет природные компоненты среды — воздух, воду, почвы, растительность, животный мир, главным объектом окружающей среды выступает природная ее составляющая, а также памятники истории н материальной культуры, не выполняющие, как правило, утилитарных функций и проблема охраны которых может рассматриваться близкой к проблеме охраны природной среды

Роль районной планировки в охране окружающей среды заключается главным образом в разработке мероприятий по охране основных природных компонентов — воды, атмосферного воздуха, почвенно-растительного покрова, животного мира в первую очередь на основе предложений по планировочной организации территории, поэтому задачи районной планировки в этой области тесно связаны с задачами по функциональному зонированию, инженерной подготовке территории района, с мелиорацией, орошением, озеленением местности В рамках районной планировки, как комплекса техникоэкономических, планировочных и инженерных мероприятий, охрана природы становится широкой задачей, связанной с размещением производительных сил, расселением, организацией массового отдыха людей

Многообразие условий в нашей стране делает практически невозможным использование унифицированной, стандартной методики для разработки вопросов охраны окружающей среды в различных по природно-экономическим н таксономическим характеристикам района Многие природные зоны и типы хозяйственного освоения заслуживают того, чтобы применительно к ним была разработана конкретная методика решения природоохранных проблем, конечно в рамках единого методологического подхода Тем не менее можно сформулировать ряд наиболее важных общих организационных прии-

Страница 6

ципов, обеспечивающих достаточно целостный и системный подход к разработке мероприятий по охране окружающей среды на территории всей страны:

а)    целесообразно разрабатывать эти мероприятия применительно к разным территориальным уровням, поскольку состав проблем, детальность проработки отдельных вопросов и возможности их реализации различны на каждом из этих уровней. Необходимо выделить по меньшей мере три таких уровня:

макротерриторнальный (страна, крупные ее регионы, крупные союзные республики, бассейны больших рек, горные страны и т. д.);

мезотерриторнальный (союзные республики, не имеющие областного деления, области, края, АССР и их части, крупные городские агломерации, промышленные, курортные и другие районы);

микротерриториальный (отдельные города и узлы сосредоточенного строительства);

б)    на макротерриториальном уровне в сложившейся ситуации целесообразно разрабатывать самостоятельные комплексные территориальные схемы охраны природы, которые наряду и в совокупности со схемами развития и размещения производительных сил и региональными схемами расселения могут явиться основными научно-, проектными документами, регулирующими территориальное развитие, решение социально-экономических и экологических вопросов на обширных территориях. Главные экономические, социальные и экологические цели этих трех основных схем должны быть увязаны между собой и в ряде случаев выступать как необходимые ограничения. В будущем, вероятно, целесообразно все эти виды научно-проектных работ интегрировать в единую региональную схему экономического и социального развития и охраны природы той или иной обширной территории, что будет способствовать не только наиболее полной увязке отраслевого и территориального планирования, но и правильному выбору стратегий экономического, социального и экологического развития крупных регионов. На макротерриториальном уровне особое внимание должно быть уделено экологическому макрозонированию страны, выявлению кумулятивных эффектов от реализации крупных народнохозяйственных программ (переброска части стока сибирских рек в Среднюю Азию или строительство БАМ и др.), экологическому обоснованию режимов хозяйственного использования и совершенствования опорного природного каркаса обширных территорий, установлению эколого-градостроительных ограничений в крупных городских агломерациях и т. д. На этом территориальном уровне должны преобладать общегеографнческие и общеэкологичес* кие подходы и методы;

в)    вопросы, входящие в компетенцию комплексных территориальных схем охраны природы на мезотерриториальном и микротеррито-

б

Страница 7

риальном уровнях, целесообразно разрабатывать в составе схем и проектов районной планировки и генеральных планов городов как крупный раздел этих документов (конечно сильно модернизированный и структурно соответствующий целям, намечаемым в комплексных схемах охраны природы). В пользу такого подхода свидетельствуют следующие соображения:

разработка комплексных схем охраны природы потребует большой работы по анализу территории, природных ресурсов, составлению гипотезы развития хозяйства, инфраструктуры и т. д., что в настоящее время достаточно полно делается на данном территориальном уровне именно в схемах и проектах районной планировки и в генеральных планах городов. Совмещение или, в крайнем случае, одновременная разработка и увязка этих важнейших документов позволит не только более обоснованно решить вопросы развития природной и антропогенной составляющих того или иного района или города, но и сэкономить значительные средства за счет того, что можно будет избежать ненужного дублирования;

в настоящее время в стране работают коллективы, имеющие большой опыт в разработке территориальных проектов и в частности районной планировки и генеральных планов городов. Чтобы создать соответствующие институты, подготовить кадры и т. д. потребовался не один десяток лет. Развернуть в широких масштабах работы по составлению самостоятельных схем охраны природы и охватить ими все области, АССР, края и их части в сравнительно короткие сроки нереально;

на мезотерриториальном уровне главное внимание должно уделяться экологическим обоснованиям масштабов развития производства, расселения, покомпонентному и комплексному анализу и прогнозу природной среды, оптимизации территориальной структуры хозяйства и расселения. На этом уровне представляется правильным примерно равное долевое участие всех основных подходов — обще-географнческого, общеэкологического, инженерно-технологического, гигиенического и градостроительно-планировочного;

на микротерриториальном уровне главное внимание следует уделять не только широкому спектру вопросов, связанных с планировочными особенностями поселений, но и со спецификой тех или иных промышленных производств, с различиями в природных условиях, углубленному подходу к изучению прямых и обратных связей человека и окружающей среды в условиях прогрессирующей урбанизации. Доминирующими подходами при этом должны быть гигиенический, •инженерно-технологический и планировочный;

г) в особых случаях (сильно уязвимые в экологическом отношении районы типа КАТЭКа, Донбасса, Кузбасса, многомиллионных городских агломераций и т. д.) необходимо составление специальных

6

Страница 8

комплексных территориальных схем охраны природы на мезотеррито* риальном и даже на микротерриториальном уровнях. Такие районы следует выявлять в соответствующих схемах более высокого территориального уровня и число их должно быть не. слишком большим. В этих районах защита природной среды должна стать главным в стратегии, и в тактике их развития;

д) разработка природоохранных разделов в отраслевых территориальных схемах должна исходить из методологии и методики экологических подходов комплексных схем охраны природы соответствующих территориальных уровней. При этом следует учитывать сильные прямые и обратные связи между комплексными схемами охраны природы, схемами и проектами районной планировки и другими видами территориального проектирования. С одной стороны, природоохранные разделы отраслевых схем должны конкретизировать предложения схем охраны природы и природоохранных разделов районной планировки в специфических условиях развития той или иной отрасли на той или иной территории, а с другой, при разработке комплексных схем охраны природы необходимо использовать результаты, полученные в рамках всех видов территориального проектирования. В связи с этим при разработке методической литературы по схемам охраны природы различных уровней целесообразно рассмотреть перечень экологических требований к наиболее крупным отраслевым и комплексным территориальным проектам на всех уровнях. В данном случае это сделано применительно к уровню и требованиям районной планировки. В большинстве схем и проектов районной планировки, разрабатываемых в настоящее время, экологические требования, интересы охраны природы учитываются недостаточно. Предложения по охране окружающей среды в основном замыкаются в рамках санитарно-гигиенических мероприятий и не охватывают важнейших аспектов экологической проблемы. А между тем все большие масштабы воздействия промышленности, сельского хозяйства и других отраслей хозяйства на природную среду выдвигают разработку природоохранных мероприятий в число главных задач районной планировки.

Одной из наиболее ведущих целей районной планировки на современном этапе се развития должно стать создание условий для сохранения экологического равновесия в том или ином районе при одновременном рациональном использовании его материальных, природных, трудовых и других ресурсов. Под экологическим равновесием в районной планировке понимают такое динамическое состояние природной среды района, при котором может быть обеспечена саморегуляция и воспроизводство основных ее компонентов — атмосферного воздуха, водных ресурсов, почвенного покрова, растительности, животного мира.

7

Страница 9

В соответствии с целью работы структура Рекомендаций построена таким образом, чтобы вначале раскрыть общие особенности разработки раздела в целом (см. разд. 1, 2), затем остановиться на наиболее важных частных задачах охраны отдельных компонентов окружающей среды (см. разд. 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13) и затем снова вернуться к окружающей среде района в целом, рассмотрев наиболее важные аспекты инженерно-экологического зонирования, комплексную схему охраны окружающей среды района — объекта районной планировки и вопросы эффективности природоохранных мероприятий (см. разд. 14, 15).

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Целью Рекомендаций в схемах и проектах районной планировки является разработка предложений по охране основных компонентов окружающей среды на рассматриваемой территории — атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительности и животного мира; по улучшению санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических условий; обогащению ландшафта. Все это должно способствовать сохранению экологического равновесия и эффективному развитию и функционированию всех отраслей хозяйства рассматриваемого района в пределах первой очереди, расчетного срока и в более далекой перспективе.

~ 1.2. При разработке природоохранных разделов необходимо исходить из Программы КПСС, решений съездов КПСС и Пленумов ЦК КПСС и руководствоваться Генеральной схемой развития и размещения производительных сил и Генеральной схемой расселения на территории СССР, схемами развития отдельных отраслей народного хозяйства, схемами развития и размещения производительных сил по союзным, республиканским и экономическим районам СССР, региональными схемами расселения, пятилетними планами развития народного хозяйства СССР, схемами охраны природы и рационального использования природных ресурсов в отдельных регионах страны, постановлениями Совета Министров СССР и советов министров союзных республик по вопросам развития народного хозяйства, строительства крупных народнохозяйственных объектов, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов; плановыми и статистическими данными о современном состоянии и перспективах развития хозяйства района и охране его природной среды.

Особое внимание должно быть уделено постановлениям ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов (см. прил. 1).

8

Страница 10

1.3 В дополнение к перечисленным документам необходимо использовать:

материалы органов санитарно-эпидемиологической службы; материалы Гоокомгидромета;

материалы специализированных научно-исследовательских и про? ектных институтов Союзгипролесхоз, Гидропроект, Гипрозем, Гипро-водхоз и других организаций;

•материалы научных конференций и совещаний, посвященных вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов страны, ее отдельных республик и регионов;

проектные, архивные, литературные материалы, освещающие вопроси развития данной административной единицы — области, республики, края, района, проблемы охраны природы, памятников материальной культуры.

1.4.    Разработку следует производить, в соответствии с ВСН 38-82 и «Руководством по составлению схем и проектов районной планировки» с учетом санитарно-гигиенических и природоохранных требований, предъявляемых к проектированию промышленных и сельскохозяйственных предприятий, трасс железных и автомобильных дорог, инженерных сетей и сооружений, городов, поселков городского типа и сельских населенных мест (см. прил. 2). Все проектные проработки должны учитывать перспективы научно-технического и социального прогресса, передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

1.5.    Рекомендации состоят из следующих разделов, разработка которых должна вестись параллельно и в тесной взаимной увязке:

общая экологическая характеристика района; природная характеристика района; охрана атмосферного воздуха; охрана поверхностных и подземных вод; охрана почвенно-растительного покрова и восстановление нарушенных земель;

улучшение санитарно-гигиенических и эпидемиологических условий;

охрана окружающей среды от воздействия шума, электромагнитных колебаний, теплового загрязнения и радиации (как правило, выполняется только в проектах районной планировки); охрана животного мира;

сохранение и улучшение ландшафта (как правило, только в проектах районной планировки);

охрана памятников истории и культуры;

9

Страница 11

охрана растительности и формирование системы зеленых насаждений;

формирование системы охраняемых* природных территории; инженерно-экологическое зонирование и комплексная схема охраны окружающей среды;

эффективность мероприятий по охране окружающей среды.

1.6.    Раздел в целом должен разрабатываться в определенной последовательности и включать следующие аналитические, прогностические и синтезирующие этапы:

характеристику современного состояния вопросов, перечислен' ных в п. 1.5;

выявление имеющихся диспропорций и недостатков в состоянии окружающей среды района в целом и ее отдельных компонентов, а также в использовании природных ресурсов;

прогноз состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов в соответствии с намечаемыми перспективами экономического и социального развития района;

разработку схемы инженерно-экологического зонирования территории района и выявление проблемных ситуации, возникающих в той или иной его части;

разработку конкретных мероприятий по охране окружающей среды, определение сроков проведения и ориентировочных капиталовложений на их реализацию, а также отраслей и ведомств, ответственных за их осуществление;

составление комплексной схемы охраны окружающей среды и окончательную увязку проектных предложений с остальными разделами схемы или проокта районной планировки.

1.7.    Анализ окружающей среды (характеристика современного состояния, выявление имеющихся диспропорций и недостатков) должен быть основан на анализе природных условий, ресурсов, хозяйства и территории рассматриваемого района и включать определение так называемых инженерно-экологических характеристик, покомпонентный анализ количественного, качественного и санитарно-гигиенического состояния важнейших составляющих окружающей среды, а также выявление имеющихся диспропорций и недостатков в отношениях между природной и антропогенной составляющими района. Результаты анализа должны служить исходной базой для определения основных направлений планомерного преобразования и улучшения окружающей среды района.

1 8 В задачи прогнозирования окружающей среды входит определение ожидаемого состояния природной среды в перспективе в соответствии с конструктивными задачами схемы или проекта районной планировки Критериями решения таких задач должны быть соответствующие стандарты по охране окружающей среды,

10

Страница 12

санитарно-гигиенические и другие нормативы. Весьма важно учитывать при прогнозировании не только возможные в перспективе достижения в области санитарной техники, технологии и экономики, связанные с научно-техническим и социальным прогрессом, но и менее оптимистичные варианты, дающие возможность более гибко подойти к принятию планировочных решений.

1.9.    Синтезирующий этап разработки вопросов охраны окружающей среды включает инженерно^экологическое зонирование, выявление проблемных ситуаций и ареалов, обоснование комплекса конкретных мероприятий (гигиенических, технологических, инженерных, биологических, планировочных и организационных) по охране окружающей среды и принятие соответствующих решений, составление комплексной схемы охраны окружающей среды при полной ее увязке с другими разделами схемы или проекта районной планировки, а также определение ориентировочных капиталовложений на природоохранные мероприятия и их эффективности.

1.10.    Подходы к разработке и методика разработки отдельных подразделов по охране окружающей среды в схемах и проектах районной планировки в целом аналогичны. Однако детальность рассмотрения тех или иных вопросов и их графическое отображение должны иметь весьма существенные различия. Так, в схемах районной планировки в соответствии с основными задачами их разработки даются предложения по стратегии природоохранной деятельности и основные направления охраны окружающей среды в пределах данной области (края, АССР). При этом ряд разделов не выполняются вообще или выполняются по сокращенной программе. Графические материалы раздела в зависимости от величины рассматриваемой территории разрабатываются в масштабе 1:300000— 1:500000. А уже в проектах районной планировки стратегия охраны природы, принятая для соответствующей области (края, АССР), конкретизируется в систему мероприятий по охране окружающей среды, которые в ряде случаев (сравнительно небольшая территория района, наличие особо острых проблемных ситуаций и т. д.) даются в разрезе наиболее крупных промышленных комплексов, отдельных зон отдыха и т. д. Графические материалы раздела в зависимости от величины внутриобластного (внутрикраевого, внутриреспубликан-ского, административного) района выполняются в масштабе 1:100000 — 1:300000.

Наиболее существенные особенности выполнения раздела «Охра на окружающей среды» в схемах и проектах районной планировка изложены ниже в соответствующих разделах и содержатся в прил. 3.

1.11.    Все вопросы охраны окружающей среды необходимо разрабатывать параллельно с другими разделами схемы или проекта

11

Страница 13

районной планировки и стремиться к тому, чтобы отдельные этапы раздела, рассмотренные в п» 1.6, соответствовали бы по времени их разработки аналогичным этапам работы над схемой или проектом районной планировки в целом. Так, например, хпр .ктернстика современного состояния окружающей среды должна проводиться параллельно анализу территории п современного состояния хозяйства, расселения, инженерно-технической инфраструктуры; схема инженерно-экологического зонирования должна быть составлена до завершения схемы функционального зонирования территории; комплексная схема окружающей среды должна быть готова к моменту начала работы над проектным планом и т. д. (см. прил. 3).

1.12. Во всех случаях к разработке отдельных разделов следует привлекать специалистов соответствующего профиля — врачей-гиги-енистов, ландшафтоведов, биологов, охотоведов, технологов в области различных производств, экономистов и др.

2. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА

2.1.    Цель общей экологической характеристики состоит в том, чтобы вскрыть состояние окружающей среды района, в общих чертах сопоставить ее с состоянием окружающей среды смежных районов и экономического района в целом, а также определить общие экологические параметры района — инженерно-экологические характеристики и индексы.

2.2.    Сравнительная характеристика состояния окружающей среды — объекта районной планировки должна включать рассмотрение следующих вопросов:

общее состояние окружающей среды района в результате воздействия на нее сложившейся системы хозяйства, природопользования, расселения, использования территории в целом;

сопоставление антропогенных нагрузок и их влияние на природную среду (плотность населения, уровень развития промышленного и сельскохозяйственного производства, степень токсичности промышленности и сельского хозяйства и т. д.) со средними показателями по области, краю, республике (в проектах районной планировки) или экономическому району СССР (в схемах районной планировки);

краткую характеристику влияния на окружающую среду рассматриваемого района смежных территорий;

определение наиболее важных проблем охраны окружающей среды, что во многом должно обусловить приоритет и детальность последующей разработки отдельных разделов.

2.3.    Инженерно-экологические характеристики: демографическая емкость, репродуктивная способность, геохимическая активность и экологическая емкость территории являются предельно общими, но

Страница 14

весьма важными показателями экологической ситуации в районе, имеющими между собой тесные взаимосвязи. Эти характеристики должны служить необходимой исходной базой для анализа и прогнозирования состояния всех основных компонентов природной среды, а также общими экологическими ограничениями при определении перспективных параметров хозяйственного развития района, численности его населения и в конечном итоге влиять на характер намечаемых мероприятий по охране окружающей среды.

2.4.    Результаты комплексной оценки территории и природных ресурсов в сопоставлении с общими нормативами потребностей народнохозяйственного комплекса и населения района в площадях для промышленного и гражданского строительства. В воде, рекреационных ресурсах и продуктах пригородного сельского хозяйства позволяют выявить ориентировочную демографическую емкость того или иного района в свете современных представлений о возможности и целесообразности освоения тех или иных территорий, эксплуатации водных ресурсов, использования лесов и водоемов в целях отдыха, а также о возможных масштабах развития природного сельского хозяйства.

Демографическая емкость или пороговая демографическая емкость территории — это то максимальное число жителей района, которое может быть размещено в его границах при условии обеспечения наиболее важных повседневных потребностей населения за счет ресурсов рассматриваемой территории с учетом необходимости сохранения экологического равновесия. Как правило, определять демографическую емкость следует лишь в проектах районной планировки, хотя и в схемах районной планировки сравнительно небольших по территории, развитых в промышленном отношении областей это может быть тоже целесообразным. Во всех случаях устанавливать демографическую емкость необходимо, когда перспективная плотность населения области или района превышает 50—60 чел. на 1 км2.

2.5.    При определении демографической емкости по наличию территорий, пригодных для промышленного и гражданского строительства, в расчет следует принимать площадки, выявленные в результате комплексной оценки территории.

Демографическая емкость по наличию территорий, пригодных для промышленного и гражданского строительства, составит

п

Д 1=2 Т/. 1000/Н.

/=1

где Д| — частная демографическая емкость территории, чел.; Т< — 1-я территория, получившая наивысшую оценку, га; Н — ориентировочная потребность в территории 1 тыс. жителей в зависимости

Страница 15

от характера производственной базы района, составляющая 20— 30 га.

В ряде случаев целесообразно определение, емкости территории дифференцированно для промышленности и населения. Особенно это необходимо и больших по территории, но плотно заселенных районах, а также в тех случаях, когда оценка территории проводится дифференцированно для промышленного и гражданского строительства. Чаще всего демографическая емкость по наличию пригодных для строительства территорий бывает наибольшей. Однако в ряде случаев (в зонах орошаемого земледелия, в горных районах и т. д.) именно она может оказаться лимитирующей и обусловить демографическую емкость районов.

2.6. Определение демографической емкости территории по обеспеченности водными ресурсами производится по наличию ресурсов поверхностных и подземных вод

Д ~ Д2 -f* Дз»

где Д — общая демографическая емкость территории по водным ресурсам, чел; Д2— частная демографическая емкость территории по по. всрхностным водам, чел; Дз — частная демографическая емкость территории по подземным водам, чел.

Емкость территории по поверхностным вода*м определяется по формуле

п

дг = 2 (РК- юоо)/р,

/=1

где Р—сумма расходов воды в водотоках, которую можно изъять для данной территории, исходя из общего водохозяйственного баланса водосборных бассейнов водотоков, м3/сут; р — нормативная водообеспеченность 1 тыс. жителей, Ма/сут1; /( — коэффициент, учитывающий необходимость разбавления сточных вод (на реках южного стока /(=0.25, на реках северного стока /(=0,1).

Емкость территории по подземным водам составляет

п

д» =    2этР-1000/ро.

/*= 1

где Дз — частная демографическая емкость территории по подземным водам, чел.; Э — эксплуатационный модуль подземного стока, измеряемый в мзу(сут-км)1 2; Тр — территория района проектирования, км2; р0 — специальный норматив водоснабжения 1 тыс. жителей (в особых условиях р0 — 40 ма/Ьут).

2.7. При определении демографической емкости территории по наличию рекреационных ресурсов ориентировочно принимается, что

1 Принимается в зависимости от характера предполагаемого развития района (1000—2000 м3/сут).

14

Страница 16

численность отдыхающих в «пиковый» период составляет 40% населения района, которое в местностях с умеренным климатом (лесная, лесостепная зоны) распределяется следующим образом в лесу— 75%, у воды—25%, а в районах с жарким, сухим климатом— наоборот в лесу — 26%, у воды — 75%4 Таким образом, емкость территории по условиям организации отдыха в лесу составит

Д4 = ТрЛ 0,5 1000/100НМ, где Д4 — частная демографическая емкость территории, чел, ТР — территория района, га; Л —лесистость района, %; 0,5 — коэффициент, учитывающий необходимость организации зеленых зон городов (здесь приведено среднее значение коэффициента применительно к средней полосе РСФСР, в других районах страны он может существенно меняться); Н — ориентировочный норматив потребности 1 тыс жителей в рекреационных территориях, км2 (при средней допустимой рекреационной нагрузке 5 чел на 1 га леса этот норматив составляет 2 км2, в других случаях он будет иным), М — коэффициент, учитывающий распределение отдыхающих в лесу и у воды (для районов с умеренным климатом М = 0,3, для районов с жарким климатом М = 0,1)

Емкость территории по данному фактору можно определить, используя вместо Тр и Л значение Т2 — величину территорий, отнесенных в результате комплексной оценки к категории «благоприятные» и «ограниченно благоприятные» по условиям организации отдыха По условиям организации отдыха у воды емкость территории определяется по формуле

Дб = 2ВС 1000/0,5 Мх, где Д5—частная демографическая емкость территории, чел, В — длина водотоков, пригодных для купания, км, С — коэффициент, учитывающий возможность организации пляжей (в районах лесной и лесостепной зон С = 0,5, в районах степной зоны С=0,3); 0,5— ориентировочный норматив потребности 1000 жителей в пляжах, км, Mj — коэффициент, учитывающий распределение отдыхающих в лесу и у воды (для районов с умеренным климатом М=0,1—0,15, а для районов с жарким, сухим климатом М=0,3—0,4)

2 8 Определение демографической емкости территории по условиям организации пригородной сельскохозяйственной базы определяется с учетом возможности выделения земель, на которых предполагается организовать пригородное сельское ходяйство (при условиях сохранения необходимой пропорциональности в севообороте), а также с учетом целесообразности производства значительной части

1 В специфических условиях безводных и безлесных районов необходимо использовать ориентировочные нормативы, основанные на учете особенностей организации отдыха в этих районах.

15

Страница 17

малотрансиортабсльных скоропортящихся продуктов на территории рассматриваемого района. Таким образом, демографическая емкость территории по данному фактору определяется по формуле

Д* = Т*Е-1000/П,

где Дб — частная демографическая емкость территории, чел; Т2 — территории, включенные-по результатам комплексной оценки в категории «благоприятные» и «ограниченно благоприятные» для сельского хозяйства, га; Е — коэффициент, учитывающий возможность использования сельскохозяйственных земель под пригородную базу (этот коэффициент может существенно изменяться в зависимости от конкретных условий от 0,1 до 1,0, чаще всего составляя в районах средней полосы 0,2—0,3); П — ориентировочный показатель, отражающий потребность I тыс. жителей района в землях пригородной сельскохозяйственной базы, га (может также -меняться в широких пределах чаше всего от 500 до 2000, в зависимости от агро-экономических характеристик территории).

2.9.    Частные демографические емкости района (по территории, по воде, рекреационным ресурсам, пригородной сельскохозяйственной базе) следует сопоставить между собой и в качестве окончательного показателя демографической омкости территории района принять наименьшее значение.

2.10.    Репродуктивной способностью территории в районной планировке называется способность территории какого-либо района — объекта районной планировки воспроизводить основные элементы окружающей природной среды — атмосферный кислород, воду, почвенно-растительный покров.

Определение репродуктивной способности того или иного района основано на комплексной оценке и балансе территории района и достигается благодаря возможности установить продуктивность отдельных растительных сообществ, участков местности и т. д.

2.11.    Применительно к атмосферному кислороду репродуктивная способность территории может быть определена, исходя из биологической продуктивности (ежегодного производства органического вещества) представленных в районе растительных сообществ, коэффициента перехода от биологической продуктивности к свободному кислороду, а также из соотношения различных растительных сообществ района. В общем виде продуктивность по кислороду можно определить по формуле

п

Пк = 2 С/ ТКи /=)

где Пк — продуктивность территории по кислороду, т; С< — ежегодное производство органического вещества i-м растительным со-

Страница 18

обществом, т/га‘; Т—территория, занимаемая данным растительным сообществом, га; К\ — коэффициент перехода, равный 1,45.

2.12. Применительно к водным ресурсам (поверхностным водам) репродуктивная способность определяется на основе модуля поверхностного стока данного участка территории и коэффициента, учитывающего неравномерность стока в зависимости от лесистости, вертикальной и горизонтальной расчлененности территории и из соотношения в районе участков с различным модулем поверхностного стока. В общем виде продуктивность территории по воде может быть определена по формуле

где По — продуктивность территории по воде, м3; Т» — территория, занимаемая участками с данным модулем поверхностного стока, га; А,— модуль поверхностного стока данного участка, л/м*; Кг— коэффициент неравномерности (в зависимости от конкретных условий может быть принят 0,1—1„0).

Применительно к подземным водам определение продуктивности территории производится аналогично, с учетом коэффициентов фильтрации и возможного отбора воды из подземных источников.

2.13. Применительно к почвенно-растительному покрову репродуктивная способность может быть определена лишь косвенно (по степени эродированности, распаханности, залесенности, а также биохимической активности территории), поскольку почвообразование — процесс весьма протяженный во времени. Однако восстановление растительного покрова реально может планироваться уже в течение расчетного срока, так как многие породы лиственных деревьев к 25—30 годам достигают значительной высоты и биологической продуктивности. В общем виде продуктивность почвенного покрова можно определять по формуле

где Пп — продуктивность территории по почве, м3; Т*—t-й участок данной почвенной разности, га; К9 — коэффициент эродированности

4 Ежегодное производство органического вещества различными участками земной поверхности неодинаково и колеблется в пределах от 0,1 т/га в пустынных до 250—300 т/га в вечнозеленых тропических лесах. Соответственно и воспроизводство кислорода на территории планеты весьма различно и весьма ориентировочно может быть оценено следующими показателями, т кислорода с 1 га территории в год: смешанный лес (в среднем) — 10—15; пашня — 5—6; пастбища — 4—5; тундра —1—2; океан —1; пустыня и арктические тундры —1—2; хорошо-озелененные города г-0,8—1 и т. д.

п

пв = 2 Т/Я/(2,

17

Страница 19

(в зависимости от конкретных условий он может быть равным 0,1 — 1,0); В —время почвообразования на х-м участке территории, лет. Точно так же репродуктивная способность территории по растительности составит

п

Пр = 2 с,т„

/=1

где ПР —продуктивность территории по растительной массе, т; С« — ежегодная продуктивность одного га х-го растительного сообщества, т; Т, — территория, занимаемая f-м сообществам, га.

2.14.    Важное значение для установления возможных масштабов промышленного развития районов имеет определение индекса репродукции, т. е. отношения показателей репродуктивной способности территории к показателям фактического или перспективного потребления основных составляющих биосферы. При индексе репродукции, равном I, можно говорить о сбалансированном потреблении того или иного компонента природной среды. Индекс репродукции менее 1 характеризует район как неблагоприятный, и в этих случаях необходимо предусматривать меры для восстановления экологического равновесия в районе. Эти меры могут быть весьма разнообразны: сдерживание промышенного развития, повышение лесистости района, проведение комплекса различных природовосстановительных мероприятий.

2.15.    Большое значение при обосновании режима хозяйственного и экологического использования территории наряду с объективными результатами ее комплексной оценки, анализа планировочной структуры и других характеристик имеет исследование геохимической активности территории, т. е. способности территории перерабатывать н выводить продукты техногенеза — минеральные и органические загрязнения, попадающие в атмосферный воздух, воду и почву со стоками и выбросами промышленных и энергетических предприятий, транспорта, жилищно-коммунального соктора.

2.16.    Геохимическую активность территории в первую очередь определяют следующие процессы:

интенсивность превращения органических и минеральных веществ в почвах и на их поверхности;

интенсивность превращения химических веществ в атмосфере;

интенсивность выноса техногенных элементов воздушными и водными потоками за пределы соответствующих ландшафтно-геохимических систем.

2.17.    Интенсивность превращения органических и минеральных веществ в почвах и на их поверхности определяется отношением запаса подстилки к наземному опаду с учетом поступающего количества энергии,

18

Страница 20

Интенсивность превращения химических веществ в атмосфере зависит в основном от количества поступающей ультрафиолетовой радиации и от дополнительного источника энергии — грозовых разрядов. В результате воздействия солнечной энергии на продукты техногенеза последние интенсивно окисляются и значительно быстрее удаляются из атмосферы. В процессе самоочищения атмосферы не менее важную роль играют интенсивность выноса техногенных элементов и рассеивание их воздушными потоками. Следовательно, определяющими в этом процессе будут также вероятность штилей и преобладающие скорости ветра. Вынос продуктов техногенеза за пределы ландшафтно-геохимической системы в значительной степени происходит также посредством водных потоков При этом основным показателем интенсивности удаления продуктов техногенеза является величина среднегодового стока.

2.18.    Для учета влияния геохимической активности на функциональное зонирование территории важно выявить порайонные различия в характеристиках территорий более низкого ранга. Это тем более важно, если учесть, что разные виды техногенеза будут вызывать различные реакции со стороны тех или иных конкретных территорий. При этом главными факторами, определяющими общую геохимическую обстановку в функциональных зонах, выступают кислотно-щелочные и окислительно-восстановительные условия в открытых водах и почвах. В резко восстановительной обстановке, так же как и в щелочной, миграционная способность химических элементов уменьшается, н таким образом создается перенасыщение локальных участков продуктами техногенеза. В кислых средах миграционная способность, а следовательно, и рассеивание техногенных элементов увеличивается, что способствует очищению окружающей среды от вредных стоков и выбросов.

2.19.    Поскольку в настоящее время еще не выявлены количественные параметры геохимической активности при выделении благоприятных и неблагоприятных участков следует пользоваться районами— аналогами. При помощи методики профессора М. А. Глазов-ской можно достаточно точно сопоставлять между собой-ландшафтногеохимические системы и получать результаты, которые весьма достоверно характеризуют относительную геохимическую активность территории. Значение относительной геохимической активности территории ориентировочно можно установить по следующей формуле

п

Агх = 21т' И/ К и7'д и; и; и"'.

/«=1

где Агх — коэффциент относительной геохимической активности рассматриваемой территории; Т< — i-й участок территории, га; — коэффициент интенсивности превращения органических и минераль-

19