Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

68 страниц

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ содержит в систематизированном виде основные положения по разработке цен франко-строительная площадка на местные строительные материалы и изделия, предназначенные для расчетов за поставки материалов и определения сметных цен на материалы.

Оглавление

1. Общие положения

2. Методические основы разработки цен франко-строительная площадка на местные строительные материалы и железобетонные изделия

3. Принципы и порядок применения цен франко-строительная площадка при расчетах за поставки местных строительных материалов и изделий

4. Методы определения цен франко-строительная площадка на комплексы материалов и изделий на здание (сооружение)

5. Организация работы по подготовке к переходу на систему цен ФСП в области (республике)

6. Эффективность применения системы цен франко-строительная площадка и методы ее оценки

Приложение 1. Порядок оформления платежных документов при расчетах за поставки местных материалов и изделий по ценам ФСП и формы кредитования затрат, связанных с осуществлением поставок

Приложение 2. Порядок учета в планах подрядных организаций изменений размера расходов по доставке местных материалов и изделий от предприятий до строительных площадок в связи с переходом на расчеты по ценам ФСП в период между общими пересмотрами сметных норм и цен

Приложение 3. Принципы и порядок нормирования оборотных средств сбытовых организаций, осуществляющих поставки местных материалов и изделий по ценам ФСП

Показать даты введения Admin

Страница 1

Рекомендации

по разработке и применению цен

франко-строительная

площадка

на местные

строительные

материалы,

изделия

и конструкции

Страница 2

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ СТРОИТЕЛЬСТВА (НИИЭС) ГОССТРОЯ СССР

Рекомендации

по разработке и применению цен

франко -строительная

площадка

на местные

строительные

материалы,

изделия

и конструкции

Москва Стройиздат 1985

Страница 3

УДК 691:338.5

Рекомендовано к изданию решением Научно-технического совета НИИЭС Госстроя СССР.

Рекомендации по разработке и применению цен франко-строительная площадка на местные строительные материалы, изделия и конструкции/НИИЭС. — М.: Стройиздат, 1985.-68 с.

Содержат в систематизированном виде основные положения по разработке цен франко-строительная площадка на местные строительные материалы и изделия, предназначенные для расчетов за поставки материалов и определения сметных цен на материалы. Изложены принципы функционирования механизма цен франко-строительная площадка на современном этапе развития строительства и его материально-технической базы. Определены особенности разработки цен франко-строительная площадка на комплекты изделий на здание (сооружение, этап работ). Рассмот-рены вопросы организации подготовительных работ к переходу на систему цен франко-строительная площадка в области (крае, республике).

Для инженерно-технических работников строительных, проект-ных и научно-исследовательских организаций.

Табл. 14, ил.3.

Рекомендации разработаны Отделом сметных цен на материалы, изделия и конструкции НИИЭС Госстроя СССР (канд. техн. наук Г. М. Хайкин, инженеры Л. Н. Желнина, В. А. Пуйта).

Р__320 НИ 0000J5J 9

047 (01)-85

Инструкт.-нормат., 11 вып. - 39-84

(С) Стройиздат, 1985

Страница 4

1. общие положения

1.1.    Цены франко-строительная площадка (ФСП) на местные строительные материалы и железобетонные и бетонные изделия используются для расчетов за поставки материалов и изделий при составлении сметных, цен на материалы, учитываемых в сметах на строительство. В ценах ФСП помимо оптовых цен промышленности, предусмотренных прейскурантами оптовых цен, утвержденными Госкомитетом цен Совета Министров СССР и госкомитетами цен совета министров союзных республик, учтены расходы по доставке материалов и изделий от предприятий (заводов, карьеров) до приобъектных складов строительных площадок, усредненные для определенной территории (область, край, автономная республика, союзная республика, нс имеющая областного деления).

1.2.    Принцип расчетов за поставки местных строительных материалов и железобетонных и бетонных изделий* по ценам ФСП состоит в следующем: предприятия (заводы, карьеры) реализуют продукцию по оптовым ценам промышленности (франко-склад-предприятия, франко-транспортные средства на территории предприятия и т.п.) и оплачивают транспортным организациям расходы по доставке местных материалов и изделий на приобъектные склады строительных площадок по действующим тарифам на перевозки грузов исходя из фактических расстояний их транспортировки. Эти расходы возмещает предприятиям сбытовая (комплектующая) ** ор ганизация, по нарядам (графикам поставки) которой соответствующая продукция доставляется на строительные объекты. Строительно-монтажные организации оплачивают сбытовой организации стоимость поставленной продукции по ценам франко-строительная площадка. Разница между расходами по доставке местных материалов и изделий на фактические расстояния и усредненными транспортными затратами, принятыми в ценах ФСП, сосредоточивается в сбытовой организации.

1.3.    В результате использования при расчетах за поставки местных материалов и изделий цен ФСП в каждой строительно-монтажной организации независимо от удаленности района строительства от предприятий (заводов, карьеров) обеспечивается полное соответствие издержек, связанных с транспортировкой материалов и изделий, средствам на указанные цели, предусмотренным в сметах на строительство.

1.4.    Применение для расчетов за поставки местных материалов и изделий цен ФСП способствует рациональному укрупнению районов (зон), имеющих единые сметные цены. Существенно упрощается работа, связанная с разработкой сметно-нормативной документации, осуществлением расчетов, оформлением расчетных документов и т.п. Значительно расширяются возможности применения вычислительной техники для обработки сметно-нормативной и бухгалтерской документации.

1.5.    Участие в расчетах за поставки местных материалов и изделий создаст у сбытовой организации прямую экономическую заинтересованность в выборе оптимальных вариантов прикрепления потребителей к

4 В дальнейшем изложении - ,,местные материалы и изделия”.

** То же,,.сбытовая организация”.

3

Страница 5

предприятиям-изготовителям и снижении на этой основе транспортных расходов. Располагая информацией, с одной стороны, об объемах и ассортименте производства местных материалов и изделий, и, с другой-об объемах и номенклатуре их потребления и будучи экономически заинтересованной в сокращении расходов по доставке продукции на строительные площадки, сбытовая ор!,анизация значительно эффективнее, чем отдельные поставщики и потребители, может определять рациональные схемы транспортировки материалов с учетом интересов не только отдельных заводов, карьеров и строек, но и хозяйственных интересов области (края, автономной республики, союзной республики, нс имеющей областного деления)* в целом.

Создаются реальные предпосылки для широкого использования математических методов и ЭВМ в целях оптимизации производства, сбыта, поставок и потребления местных' материалов и изделий.

1.6.    Сосредоточение в сбытовой организации фактических расходов по доставке местных материалов и изделий от предприятий (заводов, карьеров) до строительных объектов позволяет систематически накапливать и постоянно обновлять информацию об уровне действительных расходов по транспортировке отдельных видов железобетонных изделий, кирпича, нерудных и других местных строительных материалов в каждой области. Тем самым создается надежная основа для повышения достоверности транспортных схем, предусмотренных в ценах ФСП, и проведения необходимых организационно-технических мероприятий, обеспечивающих постоянное сокращение транспортных расходов.

Использование информации сбытовых организаций при очередном пересмотре сметных норм и цен позволит существенно сократить объем работы по сбору исходных данных об условиях и расстояниях доставки мест ных материалов и изделий и повышения достоверности уровня транспорт^ пых затрат, учитываемых в составе сметных цен на указанные материалы.

1.7.    Экономически^ смысл применения цен франко-строительная площадка, используемых лля расчетов за поставки местных материалов и из-делиЙ и при составлении сметных цен, учитываемых в сметах на строительство, определяется значением этих цен в:

укреплении хозяйственного расчета подрядных организаций на основе обеспечения устойчивого соответствия издержек строительных организаций по доставке материалов на строительные площадки сметным затратам на эти цели;

установлении рациональных хозяйственных связей и устранении излишне дальних, встречных и других экономически необоснованных перевозок продукции;

совершенствовании ценообразования в строительстве путем рационального укрупнения районов и зон, имеющих единые сметные цены на мест ные материалы и изделия;

создании условий, при которых гарантируется в районах потребления единая цена на продукцию, имеющую одинаковую потребительную стоимость, что способствует отражению в центх народнохозяйственной эффективности производства и потребления продукции.

В настоящее время система цен ФСП действует в Латвийской ССР, Эстонской ССР, Молдавской ССР, Узбекской ССР. Армянской ССР и Московской обл.

*В дальнейшем изложении - „область (республика)”.

Страница 6

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЦЕН ФРАНКО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА НА МЕСТНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ

ИЗДЕЛИЯ

Основные понятия и назначение цен франко-строительная площадка

2.1.    Цены франко-строительная площадка (ФСП) на местные материалы и изделия определяют нормативный размер затрат на производство единицы продукции и ее доставку потребителям, расположенным на территории области (республики).

Цены ФСП включают оптовые цены промышленности и расходы по доставке материалов от предприятий-изготовителсй до приобъектного склада строительной площадки, усредненные по зоне (области, краю, автономной республике, союзной республике, не имеющей областного деления).

Зги цены устанавливаются: для всех местных материалов и изделий, за исключением щебня, песка, гравия и других насыпных материалов -франко-транспортные средства у приобъектного склада строительной площадки; для щебня, песка, гравия и других насыпных материалов - франко-приобъектный склад строительной площадки.

2.2.    Цены ФСП применяются для расчетов за поставки местных материалов и изделий в системе „двух прейскурантов": потребители оплачивают стоимость поставленных материалов по ценам ФСП, а предприятия реализуют продукцию по действующим оптовым ценам промышленности.

2.3.    К местным материалам и изделиям, на которые разрабатываются цены ФСП, относятся:

железобетонные конструкции и изделия; бетонные изделия; гипсобетонные плиты и панели; гипсовые плиты; кирпич строительный (керамический, силикатный и др.); черепица; щебень (каменный, кирпичный туфовый и др.); гравий; песок (речной, горный и др.); гравийно-песчаная смесь; камень (бутовый, ракушечный и др.).

Этот перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен другими местными материалами и изделиями применительно к конкретным условиям их производства и потребления в области (республике).

2.4.    Сбытовая организация обеспечивает централизованные поставки местных материалов и изделий по ценам ФСП строительно-монтажным организациям и другим потребителям, расположенным на территории области (республики), вне зависимости от их ведомственного подчинения, по номенклатуре и в объемах, предусмотренными утвержденными планами распределения.

Утверждение планов распределения местных материалов и изделий и определение лимитов по министерствам (ведомствам)-потребителям производится в установленном порядке облпланом (Госпланом республики) на основании утвержденных титульных списков капитального строительства в соответствии с установленными нормами расхода материальных ресурсов.

При осуществлении поставок местных материалов и изделий, не предусмотренных планами распределения, вопрос о применении при расчетах цен ФСП решается организацией, в подчинении которой находится изготовитель и потребитель продукции (поставки нерудных материалов, вырабатываемых карьерами министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог союзной республики, строительными организациями этого министерства и т.п.).

При завозе местных материалов и изделий из других областей (республик) цены ФСП применяются для расчетов за поставки в тех случаях, когда такие поставки предусмотрены утвержденными материальными баланса-ми производства и потребления продукции для области (республики), на территории которой находятся потребители местных материалов и изделий.

Страница 7

Номенклатура материалов, по которой разрабатываются цены франко-строительная площадка

2.5.    Цены ФСП разрабатываются по номенклатуре местных материалов и изделий, предусмотренной прейскурантами оптовых цен, с учетом принятых в них технических и товароведческих характеристик. Дифференциация цен ФСП в зависимости от потребительских свойств и качества местных материалов и изделий создает необходимые предпосылки для осуществления хозрасчетного принципа: оплата потребителем стоимости поставленной продукции по цене, учитывающей марку, типоразмер, сорт материала и изделия.

При разработке цен ФСП надлежит учитывать номеклатурные особенности прейскурантов оптовых цен. По местным строительным материалам (кирпич, щебень, песок и др.) цены ФСП разрабатываются, как правило, в полном соответствии с номенклатурой материалов, предусмотренной прейскурантами оптовых цен.

Так, цены ФСП на кирпич керамический, кирпич силикатный определяются для каждой марки и сорта кирпича, предусмотренных прейскурантом и изготовляемых на предприятии области (республики).

Цены ФСП на железобетонные изделия составляются, как правило, на измеритель ,,одно изделие”.

2.6.    Цены ФСП разрабатываются на железобетонные изделия, выпускаемые предприятиями области (республики) в соответствии с ГОСТами, каталогами унифицированных изделий, альбомами индустриальных изделий, типовыми проектами и другой технической документацией, утвержденной в установленном порядке. При этом на изделия, предусмотренные ГОСТами или каталогами унифицированных изделий, на которые оптовые цены установлены в Прейскуранте 06-08 на измеритель „одна штука”, цены ФСП разрабатываются для конкретных марок изделий, учтенных указанным прейскурантом.

На изделия, оптовые цепы для которых в Прейскуранте 06-08 установлены на другие измерители - м , м3, цены ФСП разрабатываются по перечню типоразмеров (марок) изделий, выпускаемых предприятиям области (республики) в соответствии с утвержденной технической документацией (альбомы индустриальных изделий, типовые проекты и др).

2.7.    В случаях когда предприятия области (республики) выпускают изделия, намеченные к снятию с производства (в связи с истечением срока действия типового проекта или по другой аналогичной причине), цены ФСП разрабатываются по номенклатуре изделий, предусмотренной проектом и реально изготовляемой на предприятиях области (республики). При этом срок действия цен ФСП на указанные изделия должен быть увязан с периодом, в течение которого в установленном порядке разрешен их выпуск (например, до износа форм).

Структура цены франко-строительная площадка

2.8.    Формула цены ФСП имеет следующий вид

♦ Зт + Г + С,    (1)

где Uq _ оптовая цена промышленности; 3j — затраты на тару и реквизит при транспортировке грузов; Г - расходы по доставке материалов от пред-нриятий-изготовитслсй до приобъектного склада строительной площадки; С - расходы, связанные с участием сбытовой организации в осуществлении поставок материалов по ценам ФСП.

2.9.    При составлении цен ФСП учитываются оптовые цены, предусмотренные прейскурантами оптовых цен на местные материалы и изделия. Поо

6

Страница 8

кольну цены ФСП на железобетонные изделия устанавливаются на измеритель „одно изделие”, необходимым этапом в калькулировании цен ФСП является определение оптовых цен на этот измеритель. Для изделий, на которые оптовые цены даны в Прейскуранте 06-08 на измеритель ,рдна штука'*, при разработке цен ФСП принимаются непосредственно оптовые цены прейскуранта. Для изделий, на которые оптовые цены даны в Прейскуранте 06-08 на измеритель м^, м, при разработке цен ФСП принимаются оптовые цены прейскуранта, которые приводятся к измерителю "одно изделие” на основе соответствующих данных о параметрах (размерах) изделия.

Для изделий, на которые оптовые цены даны в Прейскуранте 06-08 на измеритель мл определение оптовой цены ”на изделие” при разработке цен ФСП производится путем добавления к ней стоимости арматуры, монтажных петель, закладных и анкерных деталей, а также затрат на их металлизацию.

В случае когда степень заводской готовности и вид заводской отделки изделий отличаются от характеристик, предусмотренных оптовой ценой, установленной на измеритель „одно изделие”, надбавки (скидки) к цене ФСП применяются при расчетах за поставки материалов в порядке и размерах, предусмотренных Прейскурантом 06-08.

Надбавки (скидки), обусловленные различиями в качестве и виде отделки поверхности изделий, могут учитываться непосредственно в составе оптовой цены, калькулируемой при разработке цен ФСП.

В технической части сборника, содержащего цены ФСП, должны быть приведены данные о составе затрат, учтенных при калькулировании оптовой цены на измеритель „одно изделие*’, а также указания о применении надбавок (скидок) к ценам ФСП для случаев, когда технические характеристики изделий отличаются от характеристик, принятых в ценах ФСП.

2.10.    Затраты на тару и реквизит при транспортировке грузов исчисляются при разработке цен ФСП по сметным ценам, предусмотренным разделом 2а части 1 Сборника сметных цен на перевозки грузов для строительства.

2.11.    При определении величины затрат, связанных с участием сбытовой организации в осуществлении поставок материалов по ценам ФСП, следует учитывать размер средств, установленный сметой на ее содержание, который зависит от объема товарооборота по ценам ФСП, структуры поставок — штучные и комплектные поставки, числа предприятий-изготовите-лей и потребителей и т.п. При этом необходимо принимать во внимание долю работы, которая связана с осуществлением поставок по ценам ФСП, в общем объеме оптовой реализации продукции сбытовой организации (по численности работающих, фонду заработной платы и т.п.).

На величину указанных расходов, включаемую в цены ФСП, соответственно уменьшается сумма заготовительно-складских расходов, получаемых строительно-монтажными организациями - потребителями местных материалов и изделий, так как размер заготовительно-складских оасходов в составе сметной цены остается неизменным.

Размер расходов, связанных с участием сбытовой организации в поставках материалов по ценам ФСП, составил: в Латвийской ССР и Эстонской ССР - 0,5 % затрат на материалы, включая их транспортировку до приобъектного склада; в Московской области - 0,6 %; в Узбекской ССР — 0,3 %. Размер этих расходов, включаемый в цены ФСП, представляет собой сумму средств, перераспределяемую между строительно-монтажными и сбытовыми организациями в целях обеспечения наиболее эффективного продвижения продукции до потребителей.

2.12.    Расходы по транспортировке материалов, учитываемые в составе цены ФСП, определяют нормативный размер затрат по доставке единицы местных материалов (изделий) от предприятий-изготовителей до приобъектных складов строительных площадок.

Расходы по доставке местных материалов и изделий должны приниматься в размерах, определенных в калькуляциях транспортных расхо-

7

Страница 9

дов, принятых при разработке новых сметных цен*, за исключением затрат на разгрузку материалов на приобъектном складе строительной площадки. Если транспортная схема учитывает отдельные виды затрат, которые несет строительная организация, то указанные затраты возмещаются ей в размерах, определяемых по согласованию сторон.

2.13.    Строительно-монтажные организации оплачивают стоимость поставленных им местных материалов и изделий по ценам ФСП во всех случаях, когда продукция доставлена до приобъектного склада строительной площадки.

В случае когда сбытовая организация не обеспечила централизованную доставку продукции, предусмотренную планом распределения и нарядом на поставку, до приобъектного склада строительной площадки, и продукция была доставлена до приобъектного склада строительной площадки транспортом потребителя или за его счет („самовывоз продукции”), строительно-монтажная организация оплачивает стоимость материалов по ценам ФСП и одновременно предъявляет поставщику счет на возмещение понесенных затрат исходя из фактических условий и расстояний перевозки материалов. При определении величины указанных затрат следует руководствоваться требованиями, содержащимися в нормативных документах, определяющих технологические условия транспортировки строительных грузов (не допускается перевозка кирпича на самосвалах итл.).

При смешанных перевозках (железнодорожно-автомобильных, речным и автомобильным транспортом), когда сбытовая организация обеспечивает централизованную доставку массовых грузов лишь до станции (порта) назначения общего пользования, а перегрузка продукции на автомобильный транспорт и ее доставка до приобъектного склада строительной площадки осуществлена транспортом потребителя или за его счет, строительно-монтажная организация может рассчитываться с поставщиком за поставленные материалы по одному из следующих способов:

по ценам ФСП с одновременным предъявлением счетов на возмещение понесенных затрат от станции (порта) назначения в порядке, аналогичном изложенному выше (при ,,самовывозе” продукции);

по ценам ФСП с применением специально разработанных скидок к ним, учитывающим средства на покрытие расходов строительно-монтажных организаций, связанных с перегрузкой материалов в автотранспорт и доставкой до приобъектного склада строительной площадки.

Выбор одного из указанных выше способов расчета за поставки местных материалов и изделий определяется договором (особыми условиями) на поставку продукции.

Порядок разработки цен ФСП и способы определения элементов цены ФСП различаются в зависимости от того, вводятся эти цены при общем пересмотре сметных норм и цен или в период между такими пересмотрами, то есть в условиях, когда продолжают действовать ранее утвержденные сметные нормы и цены.

Порядок определения цен франко-строительная площадка при общем пересмотре сметных норм и цен

2.14.    Цены ФСП рекомендуется устанавливать, как правило, едиными для области (республики).

#См. „Указания о порядке проведения работы по определению исходных данных об условиях и расстояния поставки местных строительных материалов, изделий и конструкций для их учета в новых сметных ценах” приложение к письму Госстроя СССР от 18 сентября 1979 г. № ВИ - 4695-4 и „Указания о порядке разработки новых сметных цен на строительные материалы, изделия и конструкции”, утвержденные Госстроем СССР 27 февраля 1981 г. № 31-Д.

8

Страница 10

Районирование цен ФСП по такому принципу в наибольшей степени обеспечивает их приближение к региональному уровню общественной стоимости местных материалов и изделий, производство и сбыт которых носит преимущественно областной (республиканский) характер.

2.15.    При разработке цен ФСП, вводимых в действие при общем пересмотре сметных норм и цен, следует учитывать оптовые цены промышленности, тарифы на грузовые перевозки и другие исходные нормативы, подлежащие отражению, согласно решениям директивных органов во вновь вводимых в действие сметных нормах и ценах.

Так, ш)И разработке цен ФСП в Латвийской ССР, Эстонской ССР, Узбекской CvP, Молдавской ССР, Московской обл. и других районах страны, вводимых в действие одновременно с новыми сметными ценами с 1 января 1984 г., должны быть учтены оптовые цены и тарифы, действующие с 1 января 1982 г.

2.16.    Расходы по доставке материалов до приобъектных складов строительных площадок определяются при разработке цен ФСП как средневзвешенные для области (республики).

Работа по определению исходных данных об условиях и расстояниях поставки местных материалов строительству складывается из нескольких этапов и предусматривает: установление строительных кустов на территории области (республики); определение потребности в местных материалах по каждому строительному кусту, а также источников покрытия пот ребности; составление балансовых расчетов производства и потребления местных материалов; разработку транспортных схем с учетом реально сложившихся условий и расстояний поставки местных материалов-

При установлении строительных кустов следует учитывать строительство (реконструкцию) предприятий, зданий, сооружений, осуществляемое в настоящее время и намечаемое на перспективу.

Строительные кусты следует устанавливать раздельно для промышленно-гражданского строительства и для строительства в сельской местности, осуществляемого организациями Министерства сельского строительства СССР.

Расчет потребности в местных материалах следует выполнять с использованием показателей расхода материалов на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ, определенных по области (республике) и данных об объеме строительно-монтажных работ по строительным кустам.

Показатели расхода местных материалов на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ (за исключением нерудных) определяются по отчетным данным (форма 2-сн) с учетом перспективы, а по нерудным материалам - согласно плану материально-технического снабжения строительных организаций с учетом перспективы. Показатели расхода местных материалов определяются отдельно для промышленно-гражданского строительства и строительства в сельской местности.

При определении источников покрытия потребности в местных материалах надлежит учесть перспективу развития материально-технической базы строительства в области (республике). По предприятиям (заводам, карьерам), которые принимаются в качестве источников покрытия потребности в местных материалах, следует определить суммарный объем производства и исключить из него потребность для предприятий строительной индустрии.

При определении источников покрытия потребности в нерудных материалах следует учитывать карьеры, зарегистрированные в качестве государственных предприятий, а также карьеры, находящиеся на строительном балансе, с которых в установленном порядке планируются поставки материалов, соответствующих ГОСТам (техническим условиям).

На основании данных о потребности в местных материалах и источниках покрытия указанной потребности разрабатываются балансовые расчеты производства и потребления по каждому виду материалов. При этом надлежит использовать в качестве контрольных показателей данные материальных балансов и планов распределения, утвержденных гор-, обл-, и

Страница 11

крайпланами автономных и союзных республик, республиканскими министерствами и ведомствами.

На основе полученных данных разрабатываются транспортные схемы, которые учитывают условия доставки материалов с использованием различных видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, речной) и расстояния перевозки материалов до пунктов их потребления. Данные об источниках получения местных материалов, а также о долях поставок, которые приходятся на отдельные предприятия и строительные кусты, принимаются на основании балансовых расчетов.

Расстояния перевозки местных материалов определяются как средневзвешенные по строительному кусту. Транспортные схемы должны бьггь запроектированы реальными и экономичными.

На основании данных, приведенных в транспортных схемах, по строительным кустам должны быть составлены калькуляции транспортных расходов по строительным кустам. Исчисленные в указанном выше порядке гранспортные расходы взвешиваются в целом для области (республики) отдельно - для промышленно-гражданского строительства и строительства в сельских районах.

2.17.    В случае когда в области (республике) функционирует система централизованных поставок местных материалов и изделий по ценам ФСП„ однако в связи с общим пересмотром сметных норм и цен появляется необходимость пересоставить цены ФСП, чтобы учесть новые оптовые цены и тарифы, размер расходов но доставке материалов при разработке цен ФСП определяется на основе данных, аккумулированных в сбытовой организации и характеризующих реально сложившиеся условия и расстояния поставки местных материалов и изделий в динамике за ряд лет.

При необходимости в указанные данные вносятся коррективы с тем, чтобы учесть показатели перспективных планов развития и размещения народного хозяйства области (республики).

2.18.    Для упрощения расчетов строительно-монтажных организаций с поставщиками материалов при осуществлении централизованных поставок в условиях смешанных перевозок (железнодорожный и автомобильный, речной и автомобильный транспорт и др.) рекомендуется применение специально разработанных скидок к ценам ФСП (см. п. 2.13).

Величина скидок определяется по согласованию со сбытовыми организациями для зон или в отдельных случаях для административных пунктов, подрядных организаций, СМУ, ПМК исходя из условий и расстояний перевозки местных материалов и изделий в указанные пункты от станций (портов) назначения, принятых при составлении транспортных калькуляций, которые учтены в ценах ФСП и сметных ценах.

Разработка скидок к ценам ФСП осуществляется в тех районах, где широко практикуются смешанные перевозки местных материалов и изделий, однако станции (порты) общего пользования недостаточно приспособлены для осуществления перевалочных операций ввиду отсутствия необходимого оборудования.

2.19.    Для районов, характеризующихся развитой сетью прирельсовых (припортовых) складов, подведомственных строительно-монтажным организациям, а также районов, где станции (порты) общего пользования недостаточно приспособлены для осуществления необходимого оборудования, целесообразно при общем пересмотре сметных норм и цен наряду с ценами франко-строительная площадка разрабатывать на отдельные материалы цены франко-станция (порт) назначения общего пользования (ФСН).

Цены ФСН разрабатываются в этом случае на материалы (песок, щебень, гравий и др.), для которых характерна структура поставок как непосредственно на строительные площадки, так и на прирельсовые (припортовые) склады строительно-монтажных организаций.

Материалы, поступающие на прирельсовые (припортовые) склады, нередко длительное время находятся на этих складах, прежде чем они доставляются к месту потребления на строительные площадки. Этим определяет^ с я целесообразность разработки на них как цен ФСП, так и цен ФСН, при-

10

Страница 12

чем в основу каждого из этих видов цен должны быть положены самостоятельные транспортные схемы.

2.20. Цены ФСП, разрабатываемые при общем пересмотре сметных норм и цен, составляют основу сметных цен, используемых для определения сметной стоимости строительства и расчетов за выполненные строительно-монтажные работы.

Формула сметной цены Цс, составленной на основе цены ФСП //фу. имеет следующий вид

#с-#фу+3+Л    (2)

где 3 - заготовительно-складские расходы строительно-монтажной организации, определяемые как разность между суммой этих расходов по действующему сметному нормативу и размером расходов, связанных с участием сбытовой организации в поставках материалов и учтенных в цене ФСП; Р — затраты по разгрузке материалов на приобъектном складе строительной площадки. Буквенный символ ”у”в первом члене формулы обозначает, что для составления сметной цены принята цена ФСП на разновидность (марку, сорт) материала, соответствующую усредненной технической характеристике, предусмотренной главой СНиП . 1У-4-82.

Так, при разработке сметной цены на кирпич керамический принимается цена ФСП на кирпич марки 100 сорт 1; при разработке сметной цены на кирпич силикатный -- цена ФСП на кирпич марки 125 сорт 1 и тл.

2.21. Цены ФСП, разработанные при общем пересмотре сметных норм и цен и введенные в действие одновременно со сметными ценами, остаются стабильными в течение всего периода действия сметных цен. Этот принцип, реализация которого создает необходимые предпосылки для обеспечения хозрасчетной деятельности строительно-монтажных организаций, означает, что цены ФСП являются, как правило, неизменными до очередного пересмотра сметных норм и цен независимо от изменений в условиях и расстояниях перевозки материалов, а также текущих изменений оптовых цен промыиЛтенности и тарифов на грузовые перевозки.

Изменения в условиях и расстояниях перевозки местных материалов й изделий по сравнению с исходными данными, принятыми при разработке цен ФСП, являются объектом финансового планирования деятельности сбытовых организаций и обеспечивают действие механизма их экономического стимулирования в установлении и постоянном обновлении транспортноэкономических связей в области (республике).

Текущие изменения оптовых цен промышленности и тарифов на грузовые перевозки по сравнению с оптовыми ценами и тарифами, принятыми при разработке цен ФСП, также учитываются обычно финансовым планом сбытовой организации, осуществляющей поставки местных материалов и изделий по ценам ФСП. В случае понижения оптовых цен и тарифов величина прибыли, планируемой сбытовой организации, повышается в размерах, учитывающих объем поставок местных материалов и изделий по ценам ФСП; в рлучае повышения оптовых цен и тарифов величина прибыли, планируемой сбытовой организации, соответственно понижается. В результате обеспечивается стабильность уровня издержек строительно-монтажных организаций и нейтрализация влияния условий производства, складывающихся вне сферы строительного производства (изменения оптовых цен на потребляемые материалы и изделия и тарифов на получаемые со стороны услуги) и нс зависящих от строительно-монтажных организаций,

В условиях применения неизменных сметных цен стабильность ценообразующих факторов, влияющих на издержки строительно-монтажных организаций, создает необходимые предпосылки для обеспечения сопоставимости затрат и результатов в строительном производстве и обоснованной оценки его эффективности.

Сосредоточение данных о текущих изменениях оптовых цен промышленности и тарифов на грузовые перевозки в сбытовой организации способствует также достоверному определению величины этих изменений, основанному не на усредненных расчетных данных, характеризующих объемы

11

Страница 13

производства и потребления продукции по многочисленным предприятиям и организациям-потребителям* как это имеет место до перехода на систему цен ФСП, а на базе достоверной информации, содержащейся в документах бухгалтерского учета сбытовой организации.

Стабильность цен ФСП в условиях проведения текущих изменений оптовых цен и тарифов и учет указанных изменений в финансовом плане сбытовой организации могут быть обеспечены во всех случаях, когда указанные изменения не достигают значительных размеров.

В отдельных случаях, когда происходят текущие изменения оптовых цен и тарифов в значительных размерах, особенно при их повышении, по* является необходимость пересмотра цен ФСП с тем, чтобы учесть в них новые оптовые цены и тарифы.

Поскольку сметные цены на местные материалы и изделия остаются неизменными, разница между оптовыми ценами и тарифами, принятыми во вновь разработанных ценах ФСП, и оптовыми ценами и тарифами, предусмотренными сметными ценами, учитывается в этом случае в установленном порядке планом прибыли (заданием по снижению себестоимости строительно-монтажных работ) подрядных организаций.

Пересмотр цен ФСП в связи с текущими изменениями оптовых цен и тарифов следует рассмаривать как исключение из общего правила, в связи с чем такой пересмотр может осуществляться лишь по решению облисполкома (крайисполкома, Совета Министров союзной республики).

Особенности разработки цен франко-строительная площадка в период между общими пересмотрами сметных норм и цен

2.22.    При разработке цен ФСП в период между общими пересмотрами сметных норм и цен, то есть в условиях, когда продолжают действовать ут-вержденные ранее сметные цены, следует учитывать в ценах ФСП рптовые цены промышленности, тарифы на грузовые перевозки и другие нормативы, действующие на дату, с которой вводятся цены ФСП. Эта особенность разработки цен ФСП обусловлена тем, что текущие изменения оптовых цен и тарифов, если они имеют место после введения в действие сметных цен и до перехода на систему цен ФСП, должны регулироваться в установленном порядке финансовыми планами строительно-монтажных организаций.

2.23.    В случае когда оптовая цена в составе сметной цены установлена как средневзвешенная оптовых цен нескольких областей (с учетом поставок материалов из районов, имеющих различные оптовые цены), в составе цены ФСП оптовая цена также должна определяться исходя из размеров усреднения, принятых в сметной цене.

2.24.    Условия и расстояния поставки местных материалов и изделий при разработке цен ФСП принимаются в соответствии с данными, предусмотренными действующими сметными ценами. При этом если тарифы на грузовые перевозки на дату введения цен ФСП не изменились по сравнению с тарифами, учтенными при разработке сметных цен, транспортные расходы в ценах ФСП принимаются в размерах, предусмотренных сметными ценами.

Если в указанный период введены новые тарифы на грузовые перевозки, калькуляции транспортных расходов, принятые в сметных ценах, подлежат соответствующей корректировке на величину изменения тарифов. Однако данные об условиях и расстояниях поставки местных материалов и изделий от предприятий до приобъектных складов строительных площадок, учтенные указанными калькуляциями, остаются неизменными.

2.25.    Таким образом, методы разработки цен ФСП, вводимых в действ вие в период между общими пересмотрами сметных норм и цен, характеризуются существенными особенностями.

Они предусматривают, во-первых, учет в ценах ФСП оптовых цен промышленности и тарифов на грузовые перевозки, действующих на дату, с которой вводятся цены ФСП; во-вторых, отражение в ценах ФСП условий

12

Страница 14

и расстояний перевозки местных материалов и изделий от предприятий до приобъектных складов строительных площадок, принятых в сметных ценах.

Такой подход к составлению цен ФСП обусловлен необходимостью реализации принципиального методического требования, составляющего существо механизма функционирования этих цен: обеспечить соответствие издержек строительно-монтажных организаций по доставке материалов на стройки средством, предусмотренным на эти цели в сметах на строительство, Одновременно отражается специфика действующего порядка учета текущих изменений оптовых цен промышленности и тарифов на грузовые перевозки, регулируемых финансовыми планами строительно-монтажных организаций.

2.26.    Использование цен ФСП при расчетах за поставки материалов создает необходимые предпосылки для рационального укрупнения районов (зон) их действия.

Вновь образованная укрупненная зона объединяет несколько зон, принятых в сборниках сметных цен на местные материалы и изделия, и представляет сооой район, в пределах которого применяются единые цены ФСП, используемые для расчетов между сбытовой организацией и строительномонтажными организациями, осуществляющими строительство на территории укрупненной зоны, за поставленные материалы и изделия.

Сметные цены, предусмотренные действующими сборниками для районов, входящих в состав вновь образованной зоны, укрупнению не подлежат и используются для определения сметной стоимости строительства и расчетов за выполненные строительно-монтажные работы в прежнем порядке. При этом разница между уровнем транспортных затрат в составе цен ФСП по укрупненной зоне и уровнем транспортных затрат в составе смет-ных цен по районам, входящим в ее состав, регулируются планом прибыли (заданием по снижению себестоимости строительно-монтажных работ).

Расчет показателей для учета указанной разницы производится с использованием специально разработанных коэффициентов, установленных дифференцированно для каждого района, входящего в состав укрупненной зоны. Такой порядок введения новой системы цен не требует пересмотра сметной документации и обеспечивает эффективное решение большинства экономических целей и задач, связанных с ее применением (стабилизация транспортных издержек подрядных организаций по укрупненным зонам и укрепление на этой основе их хозяйственного расчета, обеспечение экономического стимулирования сбытовых организаций в сокращении расходов по доставке материалов, значительное упрощение системы* четов за поставки материалов).

2.27.    Разработка цен франко-строительная площадка в условиях, когда они вводятся в период между общими пересмотрами сметных норм и цен, включает три основные стадии.

На первой стадии выполняются расчеты с целью определения варианта наиболее рационального укрупнения районов (зон), принятых в действующих каталогах сметных цен.

На второй стадии, после того как определен такой вариант, устанавливается размер транспортных расходов, учитываемый в ценах ФСП для вновь образованной укрупненной зоны.

На третьей стадии определяются величины коэффициентов, отражающих отношение уровня сметной стоимости строительно-монтажных работ, определенного по сметным ценам районов (зон), принятых в действующих сборниках сметных цен, к уровню сметной стоимости работ вновь образованной укрупненной зоны в целом.

При выполнении вариантных расчетов укрупнения районов (зон), принятых в действующих сборниках сметных цен, следует исходить из необходимости обеспечения учета в ценах ФСП реальных условий производства, сбыта, поставок и потребления местных материалов и изделий в области (союзной республике). Этот методический принцип является общим для всех областей (республик), в которых вводятся цены ФСП. Вместе с тем мера укрупнения районов (зон), принятых в действующих сборниках сметных цен, не обязательно должна быть одинаковой в различных облас-

Страница 15

тях (республиках), поскольку она зависит во многом от особенностей существующего зонирования сметных цен и определяется объективными условиями развития строительства и его материально-технической базы в различных районах страны.

2.28.    На основе выполненных расчетов должен быть определен наиболее рациональный вариант укрупнения районов (зон), принятых в действующих сборниках сметных цен. При этом необходимо исходить из целесообразности обеспечения минимальных размеров отклонений уровня сметной стоимости строительно-монтажных работ по укрупненной зоне в целом от уровня сметной стоимости работ, определенного по действующим сметным ценам в районах (зонах) области (республики), входящих в состав укрупненной зоны.

В случае когда поставки отдельных групп местных материалов и изделий по ценам ФСП (сборный железобетон, кирпич и другие стеновые материалы, нерудные материалы) выполняются несколькими сбытовыми организациями в области (республике), рациональным следует признать такой вариант зонирования, при котором были бы минимальными не только размеры отклонений в уровне сметных затрат по всем местным материалам и изделиям, но и по их основным группам применительно к намечаемой в области (республике) структуре поставок. Такой подход к укрупнению районов (зон) должен создать необходимые условия, обеспечивающие соответствие расходной и доходной частей баланса сбытовых организаций при установлении их плановых показателей.

2.29.    Вариантные расчеты укрупнения зон выполняются с использованием набора местных материалов и изделий на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ. Для этого:

а)    принимаются показатели среднего расхода материалов и изделий на 1 млн- руб. сметной стоимостиработ, учтенные в расчетах сметных цен. При переходе на систему цен ФСП в 1985-1990 гг. эти показатели следует принимать по данным проектных институтов, разрабатывавших сборники сметных цен 1984 г.;

б)    показатели среднего расхода материалов и изделий, принятые в расчетах сметных цен 1984 г., должны быть уточнены путем приведения их к уровню сметных норм и цен 1984 г. Для этого указанные показатели следует уменьшить на величину индекса, отражающего повышение уровня сметной стоимости строительно-монтажных работ в области (республике) с 1 января 1984 г. в связи с введением новых сметных норм и цен;

в)    уточненные показатели среднего расхода материалов в случае необходимости могут дополнительно корректироваться для того, чтобы учесть реальные условия производства и потребления местных материалов и изделий в области (республике). Для этой цели могут быть использованы данные об объемах производства и потребления местных материалов и изделий, принятых в планах производства и распределения, утвержденных советами министров союзных республик, облисполкомами, министерствами, ведомствами и главными управлениями по строительству, а также в материальных балансах, утвержденных по областям (республикам). Могут быть использованы материалы статистической отчетности (форма 2-сн и др.). Вопрос о необходимости корректировки показателей среднего расхода материалов на 1 млн. руб. сметной стоимости строительно-монтажных работ решается областной (республиканской) междуведомственной комиссией;

г)    количество наборов местных материалов и изделий (содержащих специфицированные позиции ресурсов), предназначенных для выполнения настоящих расчетов в области (республике), определяется в зависимости от способа зонирования, принятого в действующих сборниках сметных цен.

В случае когда в области (республике) сметные цены установлены отдельно для зон промышленно-гражданского строительства и зон строительства в сельских районах, рекомендуется использовать наборы местных материалов и изделий для каждой группы зон, то есть два набора. Если же в области (республике) сметные цены установлены без деления на зоны промышленно-гражданского строительства и строительства в сельских райо-

14

Страница 16

нах, для выполнения вариантных расчетов зонирования может быть использован один набор.

На основе уточненных в изложеннйм выше порядке показателей расхода сметных материалов и изделий на 1 млн. руб. сметной стоимости работ определяется размер затрат на указанные материалы по сметным ценам каждой зоны, а затем средний размер этих затрат на 1 млн. руб. смет-ной стоимости строительно-монтажных работ по области (республике) в целом. Отклонения между средним размером затрат на материалы и раздой зоне отражают различия в уровне зональных смет в уровне зональных

В результате всестороннего рассмотрения и анализа данных, характеризующих указанные различия, выполняются последовательно вариантные расчеты объединения районов (зон), принятых в действующих сборниках сметных цен, в укрупненные зоны. Например, действующим сборником сметных цен области предусмотрено девять зон промышленно-гражданского строительства. При выполнении вариантных расчетов первоначально образуются три укрупненные зоны: зона А - включающая 1,1 и 3-ю зоны, зона Б - включающая 4,-5 и 9-ю зоны; зона В — включающая 6-и 7-ю зоны.

Определяются размеры отклонений между уровнем сметных затрат на местные материалы и изделия, исчисленных по действующим зональным сметным ценам, и средневзвешенным уровнем затрат на местные материалы и изделия по каждой укрупненной зоне, и проводится анализ полученных данных.

Далее выполняются расчеты по второму, третьему и другим вариантам, каждый из которых предусматривает последовательное изменение количества вновь образуемых укрупненных зон и сочетания входящих в их состав районов (зон), принятых в действующих сборниках сметных цен.

Следует проявить творческий подход при выборе способов объединения районов (зон), предусмотренных сборниками сметных цен, и образования укрупненных зон, имея в виду необходимость установления такого варианта зонирования, при котором были бы минимальными указанные выше отклонения.

На основе всестороннего рассмотрения результатов выполненных расчетов и анализа полученных данных должен быть определен наиболее рациональный вариант образования укрупненных зон.

По каждому району (зоне), входящему в состав вновь образованной укрупненной зоны, определяется величина коэффициента, отражающего различие между уровнем сметной стоимости строительно-монтажных работ, исчисленной по районным (зональным) сметным ценам, и уровнем сметной стоимости работ по укрупненной зоне в целом.

2.30. После определения наиболее рационального варианта образования укрупненных зон должен быть определен размер транспортных расходов, учитываемый в ценах ФСП для каждой укрупненной зоны. Этот размер исчисляется по каждому виду местных материалов и изделий как средневзвешенная величина транспортных расходов, принятых в действующих сметных ценах по районам (зонам), входящим в состав укрупненной зоны, за год, на который намечено введение цен ФСП.

Размер транспортных расходов, учитываемый в цене ФСП, определяется по формуле

T*J,4ST2<i2 + T3<i3+...+ Tn<in,

где Г, , Т2, 7з »•••* Ъь “ размер транспортных расходов, предусмотренный действующими районными (зональными) сметными ценами соответ-ственно в 1, 2, 3, .... п-й зонах области;    £3,...» <fn- доля

соответственно 1, 2, 3, ... п -й зоны (по объему строительно-монтажных работ в области).

Для определения величин Ту , Тг , 7j ,..., Тп рекомендуется фор-МУЛа    ~(Цо‘0,02    +    Р    ^02)

Г. *

L

1,02

п.

где Ц0 — оптовая цена промышленности; Тс; -транспортно-заготовительные расходы, предусмотренные в районной (зональной) сметной цене

15

Страница 17

соответствующей зоны; Р - расходы по разгрузке материалов на приобъектном складе строительной площадки, учтенные в транспортной калькуляции сметной цены; 0,02 — размер застоеительно-складских расходов в составе сметной цены.

2.31. В случае когда в период действия областных цен ФСП вносятся в установленном порядке изменения в существующее административное деление и образуется новая административная единица - область (край) цены ФСП должны бьггь скорректированы. При этом возможны два основных варианта: Г. Вновь образованная область (край) включает целиком территорию одного или нескольких районов (зон), по которым разрабатывались сметные цены и которые были включены в укрупненные зоны при переходе на систему цен ФСП в составе прежней области (края). И. Вновь образованная область (край) включает часть территории одного или нескольких районов (зон), по которым разрабатывались сметные цены и которые были включены в укрупненные зоны при переходе на систему цен ФСП в составе прежней области (края).

При первом варианте цены ФСП для вновь образованной области (края) составляются в порядке, изложенном выше, причем определение цен ФСП для укрупненной зоны в новой области производится с использованием данных, принятых в сметных ценах, разработанных для районов (зон), территории которых целиком вошли в состав вновь образованной области (края).

В этом случае должны быть переработаны цены ФСП для области (края), из состава которых целиком выделены районы (зоны), с образованием на их территории новой области (края), имея в виду необходимость исключения из учета в ранее действовавших ценах ФСП данных по районам (зонам), включенным во вновь образованную область (край).

При втором варианте цены ФСП для вновь образованной области (края) составляются в следующем порядке. Определение цен ФСП для укрупненной зоны в новой области производится с использованием данных, принятых в сметных ценах, разработанных для районов (зон), территории которых частично вошли в состав вновь образованной области (края). Однако при этом не допускается дробление районных (зональных) цен: исходные данные принимаются в неизменном виде так, как они предусмотрены районными (зональными) сметными ценами.

Цены ФСП для области (края), из состава которой выделена частично территория районов (зон), образующая новую область (край), в этом случае нс перерабатываются, то есть нс допускается дробление исходных данных, принятых в сметных ценах, на более мелкие территориальные образования чем районы (зоны).

В случае когда при образовании новой области (края) имеет место сочетание I и II вариантов, то есть территория одних районов (зон) переходит в состав новой области (края) целиком, а территория других районов (зон) - частично, при решении вопросов о порядке разработки цен ФСП для новой области (края) следует руководствоваться положениями, изложенными выше.

Пример (данные условные). В составе Курской обл. действуют сметные цены, установленные для 1-, 2-, 3- и 4-го районов. При переходе на систему цен ФСП была образована укрупненная зона, включающая четыре указанных района.

Транспортные расходы в сметных ценах на тыс. шт. кирпича составляют: 1-й район - 4 руб., 2-Й район - 4,2 руб., 3-й район - 4,5 руб., 4-й район -4,7 руб.

Доли районов в области по объему строительно-монтажных работ соответственно равны 40, 30, 20 и 10 %.

Средний размер транспортных расходов в составе областной цены ФСП составляет: 4 • 0,4 + 4,2 • 0,3 + 4,5 • 0,2 + 4,7 - 0,1 » 4,2 руб.

В связи с изменением административного деления образовалась новая область.

Т вариант. Вновь образованная область включает целиком территорию 3- и 4-го районов Курской обл. В этом случае цены ФСП разрабатываются

Страница 18

заново как для вновь образованной области, так и для Курской обл.

Для вновь образованной области в цене ФСП на кирпич размер транспортных расходов составит: 4,5 • 0,66 + 4,7 * 0,33 * 4,52 руб.

Для Курской обл. в цене ФСП на кирпич размер транспортных расходов составит: 4 • 0,57 + 4,2 * 0,43=4,09 руб.

if вариант. Вновь образованная область включает лишь часть территории 3-и 4-го районов Курской обл В этом случае цены ФСП разрабатываются для вновь образованной области и остаются без изменения в Курской обл.

Для вновь образованной области в цене ФСП на кирпич размер транспортных расходов определяется по данным, принятым в сметных ценах 4-и 5-й зон, без их дробления, и составит 4,52 руб.

2.32.    При переходе на расчеты за поставки местных материалов и изделий по ценам ФСП в период между общими пересмотрами сметных норм и цен не всегда может быть обеспечена наиболее рациональная степень укрупнения зон, т.е. установление цен ФСП, единых для области (республики).

Факторами, затрудняющими образование таких зон, являются сложившийся уровень сметных цен, установленных во многих случаях для измельченных районов, и основанная на них система стоимостных показателей производственно-хозяйственной деятельности подрядных организаций. В связи с этим при образовании укрупненных зон в их состав включаются районы, по которым уровень сметных цен на местные материалы и изделия колеблется, как правило, в пределах, обеспечивающих регулирование разниц (плюсовых и минусовых) финансовым планом подрядных организаций (2.26).

Так, если при переходе на цены ФСП в Московской обл. в 1974 г. указанные цены были разработаны едиными для области (сметные цены 1969 г. дифференцированы для трех зон и дополнительно двух районов, а всего* в области, следовательно, пять зон, отличающихся уровнем сметных цен), то в Армянской ССР цены ФСП были разработаны для трех укрупненных зон (сметные цены 1969 г. установлены для 12 зон).

В Молдавской ССР сметная стоимость строительно-монтажных работ исчислялась по каталогу единичных расценок и сметных цен, установленных исходя из условий строительства в Кишиневе, и для каждого района республики были определены две поправки к сметной стоимости работ, учитывающие различия в условиях и расстояних поставки материалов (одна - для организаций Минстроя республики, вторая - для организаций Минсельстроя республики), всего 60 поправок и, следовательно, столько же уровней сметных цен. Цены фСП были разработаны для трех укрупненных зон Молдавской ССР: Кишинев, южная часть республики и остальная территория.

В Узбекской ССР сметные цены были установлены по 30 зонам промышленно-гражданского строительства и 26 зонам строительства в сельских районах, а всего - по 56 зонам. Цены ФСП были разработаны едиными для каждой области, отдельно по укрупненным областным зонам промышленно-гражданского строительства и зонам строительства в сельских районах.

2.33.    Цены ФСП, введенные в действие в период между общими пересмотрами сметных норм и цен, остаются, как правило, неизменными впредь до очередного пересмотра сметных норм и цен. Порядок и способы учета текущих изменений оптовых цен промышленности и тарифов на грузовые перевозки, происшедших после введения в действие цен ФСП, аналогичны изложенным выше (п. 2.21).

2.34.    При разработке цен ФСП в период между общими пересмотрами сметных норм и цен порядок определения нормативов, используемых для расчетов за поставки местных материалов и изделий при смешанных перевозках, отличается некоторыми особенностями.

Величины скидок к ценам ФСП могут определяться либо в том же порядке, что и при разработке цен ФСП, вводимых в действие при общем пересмотре сметных норм и цен (см. п. 2.18), либо в упрощенном порядке.

17

Страница 19

Упрощенный порядок предусматривает определение величин скидок по зонам промышленно-гражданского строительства и зонам строительств ва в сельских районах, принятым в действующих сборниках сметных цен, без их дифференциации по городам, рабочим поселкам, административным районам, а также строительным кустам сосредоточенного строительства и стройкам.

Способ установления размера скидок к ценам ФСП определяется в этом случае по согласованию со строительными министерствами (ведомством), организации которого осуществляют строительство в области (республике).

Разработка наряду с ценами ФСП (франко-строительная площадка) цен ФСН (франко-станция-порт назначения) в условиях, когда цены ФСП вводятся в действие в период между общими пересмотрами сметных норм и цен, не допускается.

Порядок составления сборников цен франко-строительная площадка и их утверждения

2.35.    При составлении сборников, содержащих цены ФСП, рекомендуется использовать формы Л и Б.

2.36.    Структура сборника должна обеспечивать простоту и удобство при пользовании им.

Примерное построение сборника:

Г. Основные положения.

И. Техническая часть (общая).

14. Цены франко-строительная площадка:

1.    Кирпич, черепица, камень и другие материалы.

2.    Щебень, гравий, песок и другие нерудные материалы.

3.    Сборные бетонные изделия.

4.    Сборные железобетонные изделия.

5....

В Основных положениях излагаются условия осуществления поставок местных материалов и изделий но ценам ФСП, Принятые в данной области (республике) и в том числе указывается, на какую сбытовую организацию возложены поставки материалов по ценам ФСП. В случае когда поставки местных материалов и изделий возложены на две или более сбытовые организации, приводится перечень групп материалов, поставляемых каждой из них, или отмечается принцип распределения между ними объемов и номенклатуры поставок. Должны быть освещены также другие связанные с применением цен ФСП вопросы, обусловленные спецификой их разработки в данной области, республике (круг организаций-потребителей, на которые распространяется действие цен ФСП, порядок применения надбавок и скидок к ценам ФСП и др).

Техническая часть (общая) должна содержать перечень разделов, помещенных в сборнике, с указанием прейскурантов оптовых цен, которые бьь ли использованы при разработке цен ФСП.

В ней надлежит изложить порядок разработки цен ФСП и, в частности, принятые способы районирования, порядок усреднения при составлении цен ФСП исходных показателей - оптовых цен, расходов по доставке местных материалов и изделий, размеров затрат, связанных с участием сбытовой организации в осуществлении поставок по ценам ФСП, которые учтены в этих ценах.

Каждый раздел сборника цен также должен иметь техническую часть, В ней следует указать на особенности поставки каждой группы материалов по ценам ФСП (например, поставка кирпича в контейнерах и на поддонах, черепицы - на прокладках из реек или досок). В технической части раздела „Железобетонные изделия” следует привести детальные данные о принятых в ценах ФСП характеристиках качества отделки и степени заводской готовности изделий.

Должен быть регламентирован порядок внесения изменений в цены ФСП для случаев, когда реальные условия поставки отличаются от условий,

18

Страница 20

принятых в ценах ФСП (например, при поставке кирпича без контейнеров и поддонов), или качественные характеристики изделий отличаются от характеристик, принятых в ценах ФСП. При этом надлежит руководствоваться указаниями, содержащимися в ГОСТах, технических условиях, .Положении о поставках продукции производственно-технического назначения” и других нормативных документах, а также положениями настоящих Методических рекомендаций.

2.37. Сборники цен разрабатываются по форме А - на местные строительные материалы, по форме Б - на железобетонные и бетонные изделия.

Ниже приводятся примеры построения сборника по форме А и по форме Б.

Форма А

Материалы

ГОСТ

Прейску-

Едини-

Масса

Оптовая

Цена

Сметная

или

рант on-

ца из-

еди-

цена

ФСП,

цена,

руб.

ТУ

товых

цен

мере-

рения

нкцы

изме

ре

ния^

про

мыт*

цен

ности

франко-

завод,

руб.

руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

Кирпич керамический, 250x120x65 мм, марки:

200 ГОСТ 06-13-01

тыс.

3,75 68-10

81-10

150 530-

шт.

62-90

75-9*0'

125 80

57-60

70-60

100

52-40

65-40

75

47-20

60- Z0

При введении цен ФСП в период между общими пересмотрами сметных норм и цен графы 8 в форме А и 23 в форме Б не заполняются.

2.38. Цены ФСП разрабатываются теми проектными организациями в областях (республиках), на которые возлагается при пересмотре сметных норм и цен сбор исходных данных об условиях и расстояниях поставки местных материалов и изданий, учитываемых в районных (зональных) сметных ценах.

Цены ФСП должны быть представлены разработавшей их проектной организацией на рассмотрение Междуведомственной комиссии при облисполкоме (крайисполкоме. Совете Министров автономной, союзной республики) . Они подлежат согласованию со сбытовой организацией, на которую возложена поставка местных материалов и изделий по этим ценам, а также в условиях, когда переход на цены ФСП осуществляется в период между общими пересмотрами сметных норм и цен, с республиканскими строительными министерствами (главными управлениями по строительству, объединениями, трестами).

Цены ФСП утверждаются облисполкомом Совета депутатов трудящихся (крайисполкомом, Советом Министров автономной республики. Советом Министров союзной республики или по его поручению Госстроем союзной республики) не позднее 1 июля года, предшествующего введению в действие этих цен.

3-214

19