Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

73 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ предназначены для инженерно-технических работников строительных министерств и ведомств, центров НОТ, а также для работников строительно-монтажных организаций, занимающихся научной организацией труда.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Планирование внедрения мероприятий по научной организации труда

     Общие положения

     Содержание планов внедрения мероприятий по научной организации труда

     Этапы разработки планов внедрения мероприятий по научной организации труда

2. Учет и отчетность о внедрении мероприятий по научной организации труда

     Внедрение мероприятий по НОТ

     Учет внедрения мероприятий до НОТ

     Отчетность строительно-монтажных организаций о внедрении мероприятий по НОТ

3. Определение объемов внедрения мероприятий по НОТ

4. Оценка экономической эффективности мероприятий по НОТ

     Основные принципы определения экономической эффективности мероприятий по НОТ

     Расчет годового экономического эффекта

     Отражение показателей экономической эффективности мероприятий по НОТ в планах и отчетах

5. Материальное стимулирование внедрения мероприятий по НОТ

6. Примеры расчетов экономической эффективности мероприятий по научной организации труда

Приложение 1. Форма 13. Внедрение научной организации труда

Приложение 2. Приложение 2 к форме 13. Сводные данные экономической эффективности от внедрения мероприятий по научной организации труда (по строительству)

Приложение 3. Форма 10 пит. Внедрение научной организации труда

Приложение 4. Форма 10 пнт-Iп. Сводные данные экономической эффективности от внедрения мероприятий по научной организации труда

Приложение 5. План внедрения мероприятий по научной организации труда на год

Приложение 6. План организационно-технических мероприятий по обеспечению внедрения мероприятий по научной организации труда в строительно-монтажной организации

Приложение 7. Нормативы повышения производительности труда в результате внедрения мероприятий по НОТ

Приложение 8. Акт о внедрении мероприятий по научной организации труда

Приложение 9. Учет объемов внедрения и сокращения затрат труда в результате внедрения комплекта карт трудовых процессов на возведение крупнопанельных жилых домов серии 1-515/9 (ККТ-4.1-2)

Приложение 10. Учет внедрения аккордной оплаты труда (нормированных заданий)

Приложение 11. Учет внедрения нормативов численности рабочих. Повременщиков (линейного персонала и работников аппарата управления)

Приложение 12. Указания по расчету среднесписочной численности рабочих по формам оплаты труда

Приложение 13. Усредненные коэффициенты при производстве работ в зимних условиях

Приложение 14. Нормативы повышения заработной платы на каждый процент прироста производительности труда в результате внедрения мероприятий по научной организации труда

Приложение 15. Нормативы годовой экономии затрат по заработной плате в расчете на одного условно высвобождаемого работника, тыс. руб.

Приложение 16. Нормативы годовой экономии условно-постоянных расходов в расчете на одного условно высвобождаемого работника, тыс., руб.

 
Дата введения01.01.2019
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2019

Этот документ находится в:

Организации:

17.02.1983УтвержденВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР
ИзданСтройиздат1983 г.
РазработанВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР

Рекомендации


по разработке планов и оценке экономической эффективности мероприятий по научной организации труда в строительстве

Москва 1983

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕ ЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (ВНИПИ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ)

ГОССТРОЯ СССР

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ И ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Москва Стройиздат 1983

рекомендуется разработку годовых планов внедрения мероприятий по НОТ осуществлять по форме, приведенной в прил. 5. В годовом плане детально конкретизируются планируемые мероприятия, указываются объекты внедрения и объемы работ в натуральных показателях. Например, в годовом плане перечисляются конкретные комплекты карт (отдельные карты) трудовых процессов, по каждому виду t работ намечаются объекты внедрения и на основе этого устанавливаются объемы работ в натуральных показателях.

1.32.    В целях повышения эффективности работы по научной организации труда рекомендуется разрабатывать план материально-технического, нормативного и методического обеспечения (см. прил.

6), в котором отражаются следующие вопросы:

организация обеспечения рабочих мест нормокомплектами, средствами малой механизации, эффективным инструментом, приспособлениями;

разработка калькуляций затрат труда;

подготовка документации для перевода рабочих на нормированные задания, внедрение нормативов численности;

проведение фотографии рабочего дня;

проведение школ передовых методов труда и т. д.

1.33.    В низовых строительно-монтажных организациях помимо годового плана внедрения мероприятий по НОТ могут разрабатываться объектные и бригадные планы НОТ1.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПЛАНОВ ВНЕДРЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

1.34.    Руководствуясь контрольными цифрами по основным показателям на предстоящую пятилетку, полученным от Госплана СССР, строительные министерства и ведомства разрабатывают контрольные цифры по внедрению мероприятий по НОТ и через республиканские министерства (главные, территориальные управления строительства, строителбно-монтажные объединения и тресты) доводят их до низовых организаций.

1.35.    Контрольные цифры по мероприятиям по НОТ разрабатываются по двум показателям: объему внедрения мероприятий и приросту производительности труда.

1.36.    Исходными материалами для разработки контрольных цифр по внедрению мероприятий по НОТ на пятилетку являются:

намечаемый контрольными цифрами Госплана СССР прирост производительности труда в целом по министерству или ведомству;

перечень важнейших мероприятий НОТ народнохозяйственного и отраслевого значения;

ожидаемый объем внедрения на начало планируемой пятилетки по мероприятиям, имеющим народнохозяйственное и отраслевое значение;

анализ динамики роста объемов внедрения и эффективности применения мероприятий по НОТ по годам предплановой пятилетки;

сведения о научно-исследовательских, нормативных и проектных работах по совершенствованию организации труда, законченных в предплановой пятилетке, а также о работах, намечаемых к разработке в планируемой пятилетке;

материалы отраслевой и межотраслевой информации о внедрении передового опыта в области научной организации труда;

результаты исследований и проверок состояния организации труда и практики внедрения мероприятий по НОТ, выполненных в предплановой пятилетке институтами, трестами Оргтехстрой и нормативно-исследовательскими организациями.

1.37, Разработка контрольных цифр осуществляется в такой послед овательносгги:

а)    определяется прирост производительности труда за счет мероприятий НОТ (Ля) по формуле

#„ =*77-а,    (I)

где Л — намечаемый прирост производительности труда за счет всех факторов в целом, %;

а—доля прироста производительности труда, которая должна быть обеспечена за счет внедрения мероприятий по НОТ; устанавливается министерством нлн ведомством, а при доведении контрольных вада-ний до низовых строительных организаций — вышестоящей организацией;

б)    определяется относительное уменьшение численности работников, которое должно быть обеспечено в результате внедрения мероприятий по МОТ (*/у1), по формуле

Ч9 пн

yv. = -ToЬ~.    <2>

где Чр — численность работников на строительно-монтажных работах и в подсобных производствах в планируемом периоде, чел.; определяется с учетом роста объемов строительно-монтажных работ и намечаемого прироста производительности труда;

11

в)    намечаются относительные объемы внедрения (dni) мероприятий НОТ народнохозяйственного и отраслевого значеиия по годам пятилетки исходя из ожидаемых объемов внедрения на конец предплановой пятилетки (d^i) и возможного их увеличения. При оценке возможного расширения объемов внедрения следует учитывать материально-техническое и нормативно-методическое обеспечение планируемых мероприятий;

2* Зак. 3

г) определяется относительное уменьшение численности работников по каждому мероприятию народнохозяйственного и отраслевого значения (Уу<) в результате намечаемого увеличения объемов внедрения. Относительное уменьшение численности работников рассчитывается по годам пятилетки нарастающим итогом, начиная с первого года плана:

и Чш    Пи

у‘ ” 100-100 + de,    *    {    ’

где 4ui —численность в планируемом году работников той категории, на которую может быть распространено i-e мероприятие, чел.; dai — намечаемая контрольными цифрами доля охвата работников t-м мероприятием в планируемом году от общей численности работников той категории, на которую может быть распространено данное мероприятие;

d6i — ожидаемая доля охвата работников f-м мероприятием в последнем году предплановой пятилетки;

/7Т< — планируемый прирост производительности труда в результате внедрения i-ro мероприятия, %; определяется на основании достигнутых результатов в предыдущие годы при отсутствии фактических данных может приниматься по нормативам, приведенным в прил, 7.

Пример. Определить относительное уменьшение численности ра-бочих-сдельщиков на строительно-монтажных работах в результате увеличения объемов внедрения карт трудовых процессов, если их применение способствует повышению производительности труда в среднем на /7Т* = 10%. Доля рабочих, охваченных картами трудовых процессов, в последнем году предплановой пятилетки составит dei = 0,25 численности рабочих-сделыциков на строительно-монтажных работах. Контрольными цифрами намечается довести долю охвата рабочих картами трудовых процессов до dn<=0,35.

Численность рабочих-сдельщиков на строительно-монтажных работах в планируемом году ожидается УП1 = 2О0 тыс. чел.

200 000 (0,35 — 0,25) 10 100 + 0,25.10


= 1951


чел.;


По формуле (3) определяется относительное уменьшение численности рабочих в результате увеличения количества рабочих, охваченных картами трудовых процессов:

д) намеченные контрольными цифрами объемы внедрения по годам пятилетки должны обеспечивать прогнозируемый прирост производительности труда за счет внедрения мероприятий по НОТ. Для этого делается проверочный расчет:

/■я

2 v100

(4)

_i_

100 — 6

12

где п — количество мероприятий отраслевого и народнохозяйственного значения, предусмотренных в пятилетнем плане; б —намечаемая доля прироста производительности труда в результате внедрения мероприятий, входящих в раздел III, %.

Относительное уменьшение численности работников в результате намечаемых контрольными цифрами объемов внедрения должно обеспечить прирост производительности труда, прогнозируемый за счет факторов научной организации труда за пятилетку в целом и па каждый год пятилетки по - оценке нарастающим итогом.

1.38.    На основании полученных контрольных цифр по внедрению мероприятий по НОТ строительно-монтажные тресты совместо с низовыми организациями разрабатывают проект пятилетнего плана внедрения мероприятий по НОТ в целом по тресту.

В пятилетием плане внедрения мероприятий по НОТ треста могут выделяться задания низовым строительно-монтажным организациям, входящим в его состав.

Пятилетние планы НОТ также разрабатывают строительно-монтажные управления или другие строительные организации, наделенные правами социалистического предприятия.

При разработке проекта пятилетнего плана НОТ используются следующие исходные материалы:

контрольные цифры, намеченные вышестоящей организацией, включая контрольные цифры по внедрению мероприятий по НОТ;

основные направления развития строительно-монтажных организаций на планируемый период;

результаты анализа организации труда и внедрения важнейших мероприятий НОТ за годы предплановой пятилетки, проводимого с целью выявления резервов роста производительности труда, возможности расширения объемов внедрения мероприятий по НОТ, повышения эффективности их применения;

сведения о научно-исследовательских, нормативных и проектных работах по совершенствованию организации труда, рекомендуемых к внедрению вышестоящими организациями.

1.39.    Министерства и ведомства на основе проектов планов, представленных строительно-монтажными объединениями и трестами, составляют проект пятилетнего плана по отрасли. При представлении отраслевого проекта плана в Госплан СССР, Госкомтруд СССР и Госстрой СССР в форме 13 отражаются только мероприятия народнохозяйственного значения с указанием объемов внедрения нарастающим итогом по годам пятилетки. В прил. 2 к форме 13 приводятся с разбивкой по годам пятилетки по каждому мероприятию народнохозяйственного значения прирост объемов внедрения по сравнению с предыдущим годом и показатели экономической эффективности. Мероприятия отраслевого значения не расшифровываются, и по ним даются только суммарные показатели экономической эффективности (одной строкой). Отдельно приводятся суммарные показатели экономической эффективности по мероприятии, планируемым низовыми

строительно-монтажными организациями (см. прил. 1 и 2).

1.40.    На основе представленных проектов планов НОТ Госплан-СССР совместно с Госстроем СССР и Госкомтрудом СССР утверждают важнейшие задания по внедрению мероприятий по НОТ. Министерства н ведомства распределяют утвержденные задания по подчиненным подразделениям и доводят их до строительно-монтажных трестов. Строительно-монтажные тресты и низовые организации в соответствии с утвержденными заданиями уточняют показатели, предусмотренные проектом, дорабатывают и утверждают пятилетний план внедрения мероприятий по научной организации труда.

1.41.    Годовые планы внедрения мероприятий по НОТ разрабатываются на основе пятилетних планов.

Разработка годовых планов внедрения мероприятий по НОТ начинается в низовых строительно-монтажных организациях и трестах.

При составлении годовых планов на основе развертывания социалистического соревнования и использования производственных резервов строительно-монтажные организации разрабатывают встречные планы внедрения мероприятий по НОТ, превышающие задания пятилетнего плана, установленные на соответствующий год. Показатели объемов внедрения и экономической эффективности годовых планов должны быть не ниже уровня, предусмотренного в пятилетием плане на соответствующий год.

1.42.    Исходными материалами для разработки годового плана внедрения мероприятий по НОТ являются;

пятилетние планы внедрения мероприятий по НОТ с расчетами экономической эффективности;

сведения о рекомендуемых к внедрению научно-исследовательских, нормативных и проектных разработках;

планы проведения школ передового опыта и повышения квалификации;

сведения о выделении средств малой механизации, инструмента и инвентаря, приспособлений, спецодежды, бытовых помещений, оборудования и т. д.;

утвержденная проектно-сметная документация, включая рабочие чертежи и проекты производства работ, а при отсутствии утвержденной документации — сведения о технических и конструктивных решениях, методах и сроках производства работ по аналогичным построенным или строящимся объектам;

сведения о состоянии работ по переходящим объектам к началу планируемого периода;

графики движения бригад по объектам;

калькуляции затрат труда и заработной платы, а также производственные нормы затрат труда;

показатели статистической отчетности строительно-монтажных организаций;

сведения оперативной отчетности и анализа трудовых показателей, имеющиеся в организации;

ранее разработанные и изданные карты трудовых процессов строительного производства и технологические карты;

нормативы экономической эффективности внедрения мероприятий по научной организации труда;

предложения работников строительно-монтажных организаций в части совершенствования организации, нормирования, оплаты н улучшения условий труда, социалистического соревнования и повышения творческой активности работников.

1.43.    Строительно-монтажные тресты и объединения обобщают проекты годовых планов НОТ низовых организации и представляют их в министерство или ведомство по формам 10 пнт и прил. 1 к форме 10 пнт.

1.44.    Министерства и ведомства составляют проекты годовых планов НОТ в целом по отрасли и направляют их в Госплан СССР. Госкомтруд СССР и Госстрой СССР для утверждения.

1.45.    Министерства и ведомства распределяют утвержденные годовые задания по подчиненным подразделениям и доводят их до низовых строительно-монтажных организаций. Низовые строительномонтажные организации уточняют проект годового плана внедрения мероприятий по НОТ по всей номенклатуре мероприятий, объектам и объемам внедрения, показателям экономической эффективности и утверждают его.

2. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ О ВНЕДРЕНИИ МЕРОПРИЯТИИ ПО НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

ВНЕДРЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО НОТ

2.1. Внедрению мероприятий по НОТ предшествует подготовительная работа по материально-техническому обеспечению, разработке нормативной базы и созданию организационных условий бесперебойного функционирования запланированных мероприятий по НОТ.

Подготовительные работы выполняются до начала работ на объекте.

В процессе подготовительной работы решаются следующие вопросы;

доводятся до непосредственных исполнителей планы внедрения мероприятий по НОТ;

осуществляется укомплектование бригад инвентарем, инструментом, приспособлениями;

на строительной площадке возводятся необходимые бытовые помещения, оборудуются зоны складирования;

проводится разъяснительная работа с рабочими о целях, задачах и методах внедрения мероприятий по НОТ;

15

осуществляется комплектование бригад рациональным численным и профессионально-квалификационным составом;

выдаются аккордные наряды-задания.

2.2.    На объекте, где внедряются мероприятия по НОТ, организуется творческая инициативная группа, в состав которой входят начальник участка или производитель работ (председатель), линейные инженерно-технические работники, бригадиры и передовые рабочие.

В процессе внедрения мероприятий по НОТ творческие инициативные группы систематически рассматривают ход их выполнения. При решении наиболее сложных вопросов администрация и профсоюзная организация оказывают всестороннюю помощь творческим инициативным группам.

2.3.    Персональная ответственность за внедрение мероприятий НОТ возлагается на главных инженеров низовых строительно-монтажных организаций. Повседневную практическую работу по внедрению мероприятий по НОТ ведут работники всех структурных подразделений треста и низовых строительно-монтажных организаций в соответствии со своими функциональными обязанностями и должностными инструкциями.

2.4.    По окончании работ бригадой на объекте внедрение мероприятий по НОТ оформляется актом, в котором указываются краткая характеристика мероприятий, период, объект и объемы внедрения, показатели экономической эффективности (см. прил. 8).

УЧЕТ ВНЕДРЕНИЯ МЕРОПРИЯТИИ ПО НОТ

2.5.    С целью накопления необходимой информации для детального анализа состояния организации труда и повышения достоверности статистической отчетности [форма 19-т (НОТ)-строй] в низовых строительно-монтажных организациях осуществляется систематический учет внедренных мероприятий.

2.6.    Систематический учет внедренных мероприятий НОТ должен отражать данные, необходимые для определения объемов внедрения и показателей экономической эффективности. В первую очередь организуется оперативный учет внедрения мероприятий НОТ народнохозяйственного и отраслевого значения.

2.7. В настоящем разделе содержатся рекомендации по организации оперативного учета внедренных мероприятий народнохозяйственного значения. Для мероприятий отраслевого значения и мероприятий, планируемых низовыми строительно-монтажными организациями, формы, по которым осуществляется учет, разрабатываются министерством, ведомством или непосредственно на местах.

2.8. Исходными материалами для ведения оперативного учета внедренных мероприятий являются: приказы и распоряжения по строительно-монтажной организации, производственные наряды, нормы затрат труда, нормативы численности и нормативы обслуживания, акты

16

о внедрении мероприятий, нормативные наблюдения, карты трудовых процессов строительного производства и другая документация.

2.9. Учет внедрения карт (комплекта карт) трудовых процессов (КТП, ККТП) осуществляется по форме прил. 9. В каждой форме ведется учет внедрения только одной карты (одного комплекта карт) трудовых пррцессов. Сведения о результатах внедрения КТП заносятся в форму после окончания на объекте работ, выполняемых с применением карт трудовых процессов, иа основе актов внедрения.

Затраты труда до и после внедрения карт трудовых процессов (графы 4 и 5 прил. 9) устанавливаются на основании нормативных наблюдений. В случае отсутствия нормативных наблюдений затраты труда принимаются по данным карт трудовых процессов или производственным нормам. При внедрении комплекта карт трудовых процессов затраты труда устанавливаются следующим образом:

до применения ККТП — по нормативной трудоемкости работ, вошедших в комплект карт трудовых процессов, которая выбирается из калькуляции к аккордному наряду и корректируется с учетом достигнутого уровня выполнения норм выработки до внедрения ККТП;

после внедрения ККТП затраты труда рассчитываются путем умножения трудоемкости, предусмотренной по каждой карте трудовых процессов, входящей в комплект, на объем работ, учтенный по данному процессу в калькуляции, и корректируются с учетом уровня выполнения норм выработки, установленных в ККТП.

Уровень выполнения норм выработки до и после внедрения комплекта карт трудовых процессов определяется выборочно по кругу процессов, учтенных в комплекте, на основании нормативных наблюдений.

Если карта трудовых процессов применяется более одного года, затраты труда до ее внедрения принимаются по данным первого года, в котором она начала использоваться в работе. Показатели граф 6 и 7 прил. 9 определяются расчетным путем и суммируются в целом за годч

2.10. Учет внедрения аккордной оплаты труда и нормированных заданий осуществляется ежемесячно по форме прил. 10 на основании принятых и закрытых в установленном порядке аккордных нарядов или нормированных заданий. Заполнение формы осуществляется ежемесячно. Показатели граф 3—7 суммируются отдельно за каждый месяц н нарастающем итогом с начала года. Средний уровень выполнения норм выработки (<Уе. %) (графа 8) за месяц или за период с начала года определяется по формуле

(5)

где ВЯт Вф — нормативные и фактические затраты труда на выполненные работы по аккордным нарядам за месяц или период с начала года, чел.-ч. Если срок окончания работ по заданию переходит на

17

следующий год, трудоемкость (графы 3—5) и зарплата (графы б и 7) показываются исходя из фактически выполненных объемов работ в отчетном году. В следующем году после закрытия аккордного наряда (нормированного задания) из общей трудоемкости и заработной платы вычитаются показатели, учтенные в предыдущем году.

Учет внедрения аккордной оплаты труда и нормированных заданий рабочих-повременщиков осуществляется раздельно.

2.11. Учет внедрения нормативов численности рабочих-повременщиков, линейных инженерно-технических работников н работников аппарата управления осуществляется по форме прнл. 11 на основании приказов и распоряжений низовой строительно-монтажной организации, штатных расписаний и нормативов численности. Если нормативы численности внедрены в предыдущие годы, в отчетном году продолжительность применения нормативов (графа 6) принимается 12 мес.

Показатели граф 7 и 8 определяются расчетным путем и суммируются в целом за год.

Учет внедрения нормативов численности рабочих-повременшиков и нормативов численности инженерно-технических работников и работников аппарата управления осуществляется раздельно.

ОТЧЕТНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ О ВНЕДРЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО НОТ

2.12.    Строительно-монтажные организации по окончании года отчитываются о внедрении мероприятий по НОТ по форме 19-т (НОТ)-строй «Отчет строительно-монтажной организации о внедрении научной организации труда рабочих, ИТР и служащих».

2.13.    Составление годового отчета осуществляется в соответствии с указаниями «Инструкции о порядке составления годового отчета по капитальному строительству*. Ежегодно эта инструкция переиздается, н в нее могут вноситься дополнения и изменения.

2.14.    Годовой отчет о внедрении мероприятий по НОТ направляется в статистические органы по месту нахождения строительно-монтажной организации и в вышестоящую организацию цо подчиненности.

В отчете, направляемом в статистические органы, содержатся показатели, характеризующие объемы внедрения и эффективность применения каждого мероприятия народнохозяйственного значения. По мероприятиям отраслевого значения в отчете отражаются суммарные показатели экономической эффективности по основным направлениям НОТ, предусмотренным в форме 19-т(НОТ)-строй. Мероприятия, внедряемые по плану низовой строительно-монтажной организации, в отчете не расшифровываются, а показатели экономической эффективности от их применения показываются суммарно одной строкой.

В отчете, направляемом в вышестоящую организацию, дополнительно расшифровываются мероприятия отраслевого значения и по каждому из них приводятся объемы внедрения и достигнутые пока-

затели экономической эффективности. К отчету, направляемому в вышестоящую организацию, прилагается пояснительная записка, в которой указывается, что обеспечило внедрение мероприятий по НОТ помимо экономической эффективности, каковы социальные результаты применения этих мероприятий. В пояснительной записке приводится описание мероприятий, внедренных в отчетном году по плану низовой строительно-монтажной организации с расчетом показателей экономической эффективности.

2.15.    Отчет о внедрении мероприятий по НОТ составляется на основании документов первичного учета, актов о внедрении (см. прил. 8) и данных оперативного учета (см. прил. 9—И), данных бухгалтерского учета фактических затрат по бригадам, объектам, этапам работ, приказов и распоряжений низовой строительно-монтажной организации, показателей других форм статистической отчетности.

В отчет включаются все внедренные мероприятия, предусмотренные планом и осуществленные сверх плана.

2.16.    В годовом отчете отражается среднегодовая численность работников, охваченных мероприятиями по НОТ в текущем и предыдущем годах, а также прирост среднегодовой численности работников, охваченных мероприятиями по НОТ в отчетном году, по сравнению с предыдущим годом.

Показатели экономической эффективности рассчитываются на прирост объемов внедрения*    В расчетах должен учитываться

относительный прирост объемов внедрения на 1 тыс. руб. строительно-монтажных работ, выполняемых организацией.

2.17.    При составлении отчета по форме Ю-т(НОТ-строй ис

пользуются показатели, содержащиеся в других формах стастисти-ческой отчетности. Так, состав и структура    себестоимости строи

тельно-монтажных работ при расчете экономии условно-постоянных расходов определяются по данным формы 2-с «Отчет о себестоимости строительных и монтажных работ>; средняя заработная плата работников по категориям персонала может рассчитываться по данным формы 3-т (годовая) «Отчет о выполнении плана по труду в строительстве»; количество отработанных часов (дней) в году в среднем одним рабочим определяется по данным формы 3-т ( за IV квартал); относительное уменьшение численности рабочих-повремен-щиков в результате расширения сферы нормирования их труда должно соответствовать данным, приводимым в отчете формы 4-т «Отчет о выполнении норм выработки и состоянии нормирования труда в строительстве», а доля рабочих-сдельщиков, охваченных аккордной оплатой труда (d&i %), должна примерно соответствовать удельному весу зарплаты, начисленной по аккордным нарядам, которая определяется по данным формы 3-т (годовая):

d. «    ЮО.    (6)

19

УДК 69.003:658.367(НОТ)

Рекомендованы к изданию решением секции организации труда в строительстве ученого совета ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР.

Рекомендации по разработке планов и оценке экономической эффективности мероприятий по научной организации труда в строите л ьстве/Всесоюз. н.-и. и проект, ин-т труда в стр-ве Госстроя СССР. — М. : Стройиздат, 1983. — 80 с.

Содержат вопросы по научной организации труда в cтpoиfeльcт-ве. Излагается порядок разработки планов внедрения мероприятий по НОТ на всех уровнях управления строительством, включая обоснование контрольных цифр по внедрению научной организации труда для подготовки пятилетних планов* даются рекомендации по организации в низовых строительно-монтажных организациях оперативного учета применения мероприятий НОТ.

Приводятся формы годовых и пятилетних планов внедрения мероприятий по НОТ, а также рекомендуемые формы оперативного учета, экономические нормативы для планирования и оценки экономической эффективности применения мероприятий по НОТ.

Для инженерно-технических работников строительных министерств и ведомств, центров НОТ, а также для работников строительно-монтажных организаций, занимающихся научной организацией труда.

Табл. 24.

3201010000—377 ______

р -инструкт.-нормат.,    II    вып. — 64—82

047(01)—83

© Строй из дат, 1983

где 3 а—сумма заработной платы, начисленная по аккордным нарядам с правом и без права на премию, но данным формы 3-т (годовая), тыс. руб.;

Зп — премия, начисленная по аккордным нарядам, по данным формы 3-т (годовая), тыс. руб.;

За.о — сумма заработной платы, начисленная по сдельным расценкам, по данным формы 3-т (годовая), тыс. руб.

2.18.    Для сопоставления плановых и отчетных данных в форме 19-т (НОТ)-строй отражаются планируемые .показатели прироста объемов внедрения (среднегодовой численности работников, охваченных мероприятием) и относительного уменьшения численности работников.

2.19.    Распределение в годовом отчете внедренных мероприятий по разделам и направлениям НОТ осуществляется в соответствии с положениями, изложенными в подразделе «Содержание планов внедрения мероприятий по научной организации труда» настоящих Рекомендаций. При этом должна быть обеспечена сравнимость плановых и отчетных показателей по каждому мероприятию и направлению НОТ.

2.20.    По мероприятиям, срок окончания внедрения которых переходит на следующий год, в отчете показываются затраты на внедрение, среднегодовая численность работников, охваченных мероприятием, и показатели экономической эффективности, достигнутые от его применения в отчетном году. Если показатели экономической эффективности в отчетном году определить невозможно, они включаются в отчет по окончании внедрения мероприятия.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ ВНЕДРЕНИЯ МЕРОПРИЯТИИ
ПО НОТ

3.1.    В строительстве установлен единый на всех уровнях управления производством и для всех мероприятий по НОТ показатель объемов внедрения — среднегодовая численность работников, охваченных мероприятиями по НОТ.

Этот показатель позволяет устанавливать и распределять по подчиненным организациям контрольные цифры по внедрению мероприятий по НОТ, обеспечивает преемственность и стыковку планов на всех уровнях управления строительством, предоставляет возможность сопоставлять и анализировать отчетные данные строительно-монтажных организаций, министерств и ведомств.

3.2.    Среднегодовая численность работников, охваченных мероприятиями НОТ, рассчитывается при разработке планов и составлении отчетов о внедрении мероприятий по НОТ.

При разработке планов определяются ожидаемая среднегодовая численность работников, охваченных мероприятием по НОТ в пред-

ВВЕДЕНИЕ

В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года» подчеркивается возрастающая роль интенсивных факторов в повышении эффективности общественного, производства. Важное место в этой группе факторов принадлежит внедрению научной организации труда.

Эффективность внедрения мероприятий по научной организации труда (НОТ) в значительной степени зависит от качества планирования: сбалансированности и реальности планов, достоверности и полноты отчетной документации, обоснованности ожидаемых показателей социальной и экономической эффективности.

Настоящие Рекомендации отражают происшедшие в одиннадцатой пятилетке изменения в планировании и внедрении мероприятий НОТ, учитывают опыт планирования мероприятий научной организации труда при разработке пятилетних и годовых планов в строительно-монтажных организациях, министерствах и ведомствах.

Порядок и методы планирования внедрения мероприятий по НОТ, изложенные в настоящей работе соответствуют основным принципам плановой работы в народном хозяйстве, предусмотренным в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. № 695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства, и качества работы».

Рекомендации разработаны ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР (канд. техн. наук И. А. Сухачевым, канд, экон. наук Ю. В. Лукьяновым, инж. Л. 3. Серебряной при участии инж. О. И. Пи-таниной).

Замечания и предложения просьба направлять по адресу: 107078, Москва, Новая Басманная, 21, ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР,

1. ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    План внедрения мероприятий по научной организации труда (НОТ) является составной частью плана экономического и социального развития народного хозяйства (отрасли, организации).

3

1.2.    Разработка и внедрение планов НОТ осуществляются с целью улучшения условий труда, обеспечения дальнейшего роста его производительности, повышения эффективности строительного производства на основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта.

i*(0,5) Зак. 3

1.3.    При планировании и внедрении мероприятий по НОТ решается комплекс взаимосвязанных производственно-хозяйственных и социально-экономических! задач, направленных на:

эффективное использование материальных и трудовых ресурсов;

повышение производительности труда;

улучшение качества строительно-монтажных работ;

повышение содержательности и привлекательности труда;

сохранение здоровья и повышение работоспособности трудящихся;

воспитание сознательного отношения к труду как первой потребности в жизни человека;

сокращение текучести кадров.

1.4.    Планирование внедрения мероприятий по улучшению организации труда осуществляется комплексно по всем направлениям НОТ и во взаимосвязи с мероприятиями, направленными на совершенствование организации производства и управления.

1.5.    Планирование научной организации труда ведется по перспективной программе, обеспечивающей связь пятилетних и текущих планов, а также непрерывность установления заданий на смежные плановые периоды — пятилетку, год, квартал.

1.6.    Основной формой планирования внедрения научной организации труда являются пятилетние планы, входящие в состав проекта основных направлений экономического и социального развития СССР на 10 лет.

Пятнлетние планы составляются исходя из программных устано-вок по вопросам социального и экономического развития страны и комплексной программы научно-технического прогресса, разрабатываемой на 20 лет (по пятилеткам).

1.7.    На основе пятилетиях составляются годовые планы внедрения мероприятий НОТ, в которых уточняются и конкретизируются задания, предусмотренные в пятилетием плане, с учетом уровня их выполнения за прошедший период, достижений науки и техники и передового опыта.

1.8.    Пятилетние и годовые планы внедрения мероприятий по НОТ разрабатываются на всех уровнях управления строительным производством.

Е зависимости от уровня разработки различают государственный план, отраслевой план и план низовой строительно-монтажной организации.

СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНОВ ВНЕДРЕНИЯ МЕРОПРИЯТИИ ПО НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

1.9. В планах НОТ в зависимости от эффективности и возможного масштаба применения все мероприятия группируются по разделам:

I    — мероприятия народнохозяйственного значения;

II    — мероприятия отраслевого значения;

4

Ill — мероприятия, имеющие важное значение для конкретной ни-зовой строительно-монтажной организации.

МО. Перечень мероприятий народнохозяйственного значения в государственном плане утверждается на каждую пятилетку Госпланом СССР совместно с Госкомтрудом СССР и Госстроем СССР. В государственный план включаются мероприятия, внедрение которых обеспечивает наибольшую эффективность строительного производства и осуществляется во всех строительно-монтажных организациях.

Ml. В одиннадцатой пятилетке в государственном плане (раздел I) по строительству предусмотрены следующие мероприятия:

внедрение карт трудовых процессов строительного производства; внедрение технически обоснованных нормированных заданий и нормативов численности рабочих-повременщиков;

внедрение передовых форм организации труда на основе аккордных заданий с оплатой за конечные результаты работы, включая бригадный подряд;

внедрение нормативов численности линейного персонала и работников аппарата    управления.

М2. Мероприятие «Внедрение карт трудовых процессов строительного производства» предусматривает организацию труда рабочих (численный и профессионально-квалификационный составы бригады или звена, применяемые инструмент, инвентарь, приспособления, средства малой    механизации    и    организационной    оснастки, исполь

зуемые методы и приемы труда, распределение обязанностей среди исполнителей, технологическую последовательность    выполнения ра

бочих операций и т. п.) в соответствии с содержащимися в них рекомендациями.

В целях повышения эффективности строительного производства рекомендуется внедрять не отдельные карты трудовых процессов. (КТП), а комплекты карт по видам работ (ККТП), осуществляемым бригадой на объекте.

Допускается    планировать    по    государственному    плану внедрение

комплекта карт (карту) трудовых процессов и в тех случаях, когда применяемые средства малой механизации, инструмент, приспособления и организационная оснастка не полностью соответствуют рекомендациям, содержащимся в КТП, однако остальные элементы, связанные с совершенствованием организации труда, будут полностью внедряться и их применение обеспечит повышение производительности труда.

Если из рекомендаций, изложенных в КТП, предусматривается внедрить только отдельные положения, направленные на улучшение организации труда (например, передовые приемы и методы труда, или рациональный численный и профессионалыю-.'квалификационный состав рабочих и т. п.), то они планируются как отдельные мероприятия по соответствующим направлениям НОТ отраслевого плана или плана низовой строительно-монтажной организации.

5

1.13.    Мероприятие «Внедрение технически обоснованных нормированных заданий и нормативов численности рабочих-повременщи-ков» предполагает расширение сферы нормирования труда рабочих-повременщиков путем внедрения нормативов численности, разрабатываемых методами технического нормирования, а также путем перевода данной категории рабочих на нормированные задания, устанавливаемые на основе технически обоснованных норм затрат труда.

1.14.    Мероприятие «Внедрение передовых форм организации труда на основе аккордных заданий с оплатой за конечные результаты работы, включая бригадный подряд» предусматривает применение аккордной оплаты труда рабочих в соответствии с «Положением об аккордной оплате труда в строительстве», утвержденным Госстроем СССР, Госкомтрудом СССР и ВЦСПС.

В целях повышения эффективности аккордной оплаты труда ее следует применять на основе совершенствования организации труда, внедрения рациональных форм разделения и кооперации труда, создания укрупненных бригад конечной продукции, расширения бригадного хозрасчета.

В планах НОТ при планировании даниогог мероприятия учитывается эффект, который может быть получен только от применения аккордной оплаты труда, независимо от того, в каких бригадах предусматривается ее внедрение: хозрасчетных, комплексных, специализированных и т„ д.

Эффективность, достигаемая за счет других факторов повышения производительности труда в указанных бригадах, отражается в соответствующих направлениях плана НОТ или других разделах плана экономического и социального развития. Так, эффективность от создания укрупненных бригад конечной продукции отражается в .плане внедрения мероприятий НОТ в направлении «Совершенствование разделения и кооперации труда», а от внедрения бригадного подряда — в разделе «Совершенствование управления народным хозяйством» плана экономического и социального развития.

1.15.    Мероприятие «Внедрение нормативов численности линейного персонала и работников аппарата управления» предполагает установление численности инженерно-технических работников в соответствии с нормативами численности, утвержденными министерством или ведомством.

1.16.    Перечень мероприятий по научной организации труда отраслевого значения (раздел II) устанавливает каждое министерство и ведомство. В него включаются мероприятия, имеющие важное значение для строительно-монтажных организаций данного министерства и ведомства. В течение пятилетки при составлении годовых планов министерство или ведомство может уточнять и дополнять перечень мероприятий НОТ отраслевого значения.

1.17.    В раздел III включаются мероприятия, имеющие важное значение для низовой строительно-монтажной организации и не уч-

тенные в разделах I и II. Мероприятия III раздела группируются по тем же направлениям НОТ, что и мероприятия отраслевого значения.

1.18.    Мероприятия отраслевого значения и мероприятия, имеющие важное значение для низовой строительно-монтажной организации, группируются по следующим направлениям НОТ:

совершенствование организации и обслуживания рабочих мест;

совершенствование разделения и кооперации труда;

внедрение передовых приемов и методов труда;

совершенствование нормирования труда;

улучшение условий труда;

мероприятия по другим направлениям НОТ.

1.19.    К направлению «Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест» относятся мероприятия, направленные на укомплектованность бригад (рабочих мест) нормокомплектами или отдельными видами ручного инструмента, инвентаря, приспособлений, организационной оснастки, необходимыми для производительного и качественного выполнения работ, использование средств связи для координации деятельности отдельных рабочих, звеньев и смежных бригад, а также мероприятия, способствующие улучшению обеспеченности рабочих мест предметами труда, электроэнергией и другими видами производственных услуг.

1.20.    К направлению «Совершествование разделения и кооперации труда относятся мероприятия по внедрению таких форм организации труда, которые в наибольшей степени соответствуют современной технике, технологии, культурно-техническому уровню рабочих и создают условия для непрерывного роста производительности труда.

По данному направлению планируются:

комплектование профессионально-квалификационного состава бригад в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой выполняемых работ;

совмещение профессий; создание сквозных бригад;

включение в состав бригады машинистов строительных машин; создание укрупненных бригад конечной продукции и др.

1.21.    В направление «Внедрение передовых приемов и методов труда» включаются мероприятия по распространению наиболее эффективных приемов и методов организации труда, освещенных в различных информационных изданиях и периодической печати, а также изучаемых в школах передового опыта.

1.22.    Направление «Совершенствование нормирования труда» предусматривает мероприятия по внедрению новых, технически обоснованных норм затрат труда взамен устаревших п опытно-статистических, а также установление норм на новые разновидности строительно-мбнтажных процессов.

1.23.    Направление «Улучшение условий труда» охватывает меро*

7

приятия, направленные на сокращение случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний, устранение неблаго* приятного воздействия окружающей среды на здоровье работника, увеличение длительности фазы повышенной работоспособности в течение смены и периода активной деятельности в жизни трудящихся.

По данному направлению планируются:

внедрение научно обоснованных режимов труда и отдыха;

улучшение санитарно-бытового обслуживания путем обеспечения рабочих на объекте комфортабельными бытовыми помещениями, питьевой водой, сушилками и т. д„;

обеспечение удобной, прочной и эстетически оформленной спецодеждой;

обеспечение надежными средствами индивидуальной защиты и приспособлениями;

обеспечение горячим питанием работников на объектах;

обеспечение психофизиологических, санитарно-гигиенических и эстетических требований, установленных действующими нормами (снижение уровня шума и вибрации, запыленности и загазованности воздуха; улучшение освещенности рабочих мест; создание температуры, близкой к оптимальной; эстетическое оформление помещений, рабочих мест, строительных машин, производственного оборудования и т. д.).

1.24.    Мероприятия по другим направлениям НОТ включают мероприятия, связанные с непрерывным ростом квалификации работников, укреплением трудовой дисциплины, стимулированием повышения эффективности работы, развитием социалистического соревнования и др.

1.25.    Рекомендации по улучшению организации и обслуживания рабочих мест, разделению и кооперации труда, применению передовых приемов и методов труда, совершенствованию нормирования труда, осуществляемые при внедрении КТП, учитываются по мероприятию «Внедрение карт трудовых процессов строительного производства» и отдельно не планируются.

1.26. При внедрении комплекса мероприятий НОТ, когда невозможно определить эффект по каждому мероприятию отдельно, в плане показывается суммарный эффект один раз по мероприятию народнохозяйственного значения. Если в комплексе внедряемых мероприятий мероприятия народнохозяйственного значения отсутствуют, эффект отражается по одному из мероприятий отраслевого значения.

1.27.    Эффект от применения средств механизации, новых эффективных материалов и конструкций, которые предусмотрены в картах трудовых процессов, или других мероприятий по научной организации труда отражается в соответствующих разделах плана экономического и социального развития.

1.28. Если применение научной организации труда планируется одновременно (комплексно) с внедрением новой техники, прогрессив-

ной технологии или механизацией производства и выделить эффект, обеспечиваемый мероприятиями по НОТ, не представляется возможным, в плане внедрения мероприятий по НОТ отражается суммарный эффект с ссылкой на раздел плана экономического и социального развития, в котором учитывается аналогичный эффект, с тем чтобы при определении эффективности в целом по строительно-монтажной организации не допустить повторного счета.

1.29.    Разработка планов внедрения мероприятий по ПОТ на всех уровнях управления строительным производством осуществляется по формам, устанавливаемым Госпланом СССР. Пятнлетние планы составляются по форме 13 «Внедрение научной организации труда* (см. прил. 1) и прил. 2 к этой форме «Сводные данные экономической эффективности от внедрения мероприятий по научной организации труда (по строительству)* (см. прил. 2).

Годовые планы составляются по форме 10 пнт «Внедрение научной организации труда» (см. прил. 3) и прил. 1 к форме 10 пнт «Расчет экономической эффективности от внедрения мероприятий по научной организации труда» (см. прил. 4).

1.30.    Пятилетние и годовые планы на различных уровнях управления строительным производством различаются степенью конкретизации планируемых мероприятий.

Государственный план (формы 13 и 10 пнт) содержит задание по объемам внедрения мероприятий народнохозяйственного значения. В сводных данных экономической эффективности внедрения мероприятий по НОТ (прил. 2 к форме 13 и прил. 1 к форме 10 пнт) отражаются показатели экономической эффективности по всем мероприятиям народнохозяйственного значения и одной строкой (суммарно) отдельно по мероприятиям отраслевого значения и мероприятиям, планируемым низовыми строительно-монтажными организациями.

В отраслевом плане (формы 13 и 10 пнт) добавляются задания по внедрению мероприятий отраслевого значения. В сводных данных экономической эффективности внедрения мероприятий по НОТ (прил. 2 к форме 13 и прил. 1 к форме 10 пнт) дополнительно расшифровываются мероприятия отраслевого значения, которые группируются по основным направлениям НОТ, и по каждому из них отражаются показатели экономической эффективности.

В пятилетием плане строитель но-монтажного треста (форма 13) устанавливаются дополнительно задания по объемам внедрения отдельных важных мероприятий раздела III. В прил. 2 к форме 13 отражаются показатели экономической эффективности от их применения. В годовом плане строительно-монтажного треста (форма 10 пнт) перечисляются все мероприятия, включенные в план текущего года с расчетами показателей экономической эффективности от их внедрения (прил. 1 к форме 10 пнт).

9

1.31.    На уровне низовых строительно-монтажных организаций

2 Зак. 3

1

О разработке объектных и бригадных планов НОТ см. Руководство по разработке и внедрению, объектных планов НОТ, М., СтроЙиз-дат, 1980; Руководство по разработке и внедрению бригадных планов НОТ. М., Стройиадат, 1978.