Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

32 страницы

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе изложен метод расчета уровней звука на примагистральной территории застройки, методы определения снижения уровней звука с увеличением расстояния от источника шума, вследствие влияния покрытия территории, поглощения звука в воздухе, затухания звука в полосах зеленых насаждений; описаны методы расчета акустической эффективности экранов различной формы и толщины, даны рекомендации по их проектированию.

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Порядок расчета требуемого снижения транспортного шума на селитебной территории

3. Определение снижения уровня звука с увеличением расстояния от источника шума, вследствие влияния покрытия территории и поглощения звука в воздухе

4. Определение снижения уровня звука экранами

5. Определение снижения уровня звука вследствие влияния других факторов внешней среды

6. Рекомендации по проектированию экранов

Приложение. Пример расчета

Показать даты введения Admin

Страница 1

Руководство

по расчету и проектированию средств защиты застройки от транспортного шума

Страница 2

научно-исследовательский- институт

СТРОИТЕЛЬНОЙ ФИЗИКИ (НИИСФ) ГОССТРОЯ СССР

РУКОВОДСТВО

по расчету и проектированию средств защиты застройки от транспортного шума

Москва Стройвздат 1982

Страница 3

Рекомсндонано к изданию секцией строительной акустики Лг? 5 НТС НИИСФ Госстроя СССР

Руководство по расчету и проектированию средств защиты застройки от транспортного шума/НИИ строит, физики Госстроя СССР. — М.: Стройиздат, 1982 —31 с.

Изложен метод расчета уровней звука на примагистральной территории застройки, методы определения снижения уровней звука с увеличением расстояния от источника шума, вследствие влияния покрытия территории, поглощения звука в воздухе, затухания звука в полосах зеленых насаждений; описаны методы расчета акустической эффективности экранов различной формы и толщины, даны рекомендации по их проектированию.

Для инженерно-технических работников проектных и строительных организаций.

Табл. G, ил. 15.

3403000000—378 047(01)—82    ИнстРУМ>В©рм*Т., II вып. — 134—81

© Стройиздат, 1982

Страница 4

ПРЕДИСЛОВИЕ

Руководство разработано к главе СНиП II-12-77 «Защита от шума» и содержит методы расчета снижения транспортного шума на селитебной территории городов и других населенных пунктов строительно-акустическими средствами, а также рекомендации по их проектированию.

В Руководстве нс рассматриваются методы расчета снижения шума средств воздушного транспорта, а также вопросы защиты от шума средствами звукоизоляции и градостроительными методами.

Руководство разработано НИИСФ Госстроя СССР (д-р техн. наук Г. Л. Осипов, канд. техн. наук В. Е. Коробков) при участии МИСИ им. В. В. Куйбышева Минвуза СССР (канд. техн. наук И. А. Шишкин), МНИИТЭП Мосгорисполкома (инж. Э. М. Лалаев, инж. А. С. Прохода), ЦНИИП градостроительства Госгражданстроя (канд. техн. наук Б. Г. Прутков), ТбилЗНИИЭП Госгражданстроя (инж. В. Ш. Буадзе), ДИСИ Минвуза УССР (канд. техн. наук Е. П. Самойлюк), МНИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана Минздрава РСФСР (канд. мед. наук И. Л. Карагодина).

При разработке Руководства использованы материалы, полученные в ходе советско-датского сотрудничества по проблемам охраны окружающей среды по теме «Изучение проблем контроля шума в городских и промышленных районах» (проф. Ф. Ингерслев, инж. И. Краг).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    При разработке проектов генеральных планов городов и детальной планировки их районов необходимо в первую очередь предусматривать градостроительные меры снижения транспортного шума в жилой застройке, в том числе расположение транспортных магистралей в планировочной структуре города, исходя из максимального ограничения распространения шума, функциональное зонирование территории застройки с учетом назначения зданий и требуемой в них степени акустического комфорта, применение планировочных и объемно-пространственных решений застройки, использующих шумозащитные качества городской среды и др. Выполнение этих мероприятии в некоторых случаях позволит обойтись без специальных строительно-акустических мероприятии по защите от шума, а в других случаях снизить затраты па их проведение.

1.2.    Выбор тех или иных средств зашиты от шума, определение необходимости и целесообразности их применения следует производить на основе расчета уровней звука на селитебной территории и определения требуемого их снижения.

1.3.    Наиболее эффективными строительно-акустическими средствами снижения транспортного шума на селитебной территории городов и других населенных пунктов являются экраны, размещаемые между источниками шума н объектами защиты от шума. Экранами могут служить придорожные подпорные, ограждающие и специальные защитные стенки, а также искусственные элементы рельефа местности, а именно: земляные кавальеры, насыпи, выемки.

3

Страница 5

Экранами могут служить также здании, и помещениях которых допускаются уровни звука более 50 дБА (здания предприятий бытового обслуживания населения, торговли, общественного питания, коммунальных предприятий и др ), жилые и общественные здания с усиленной звукоизоляцией наружных ограждающих конструкций и с централизованными или индивидуальными устройствами приточной вентиляции, совмещенными с глушителями шума, а также жилые здания, в которых со стороны источников шума расположены окна подсобных помещений и не более чем одной жилой комнаты многокомнатных квартир.

1.4.    При решении планировочной и объемно-пространственной композиции застройки следует учитывать также экранирующие свойства естественных элементов рельефа местности.

1.5.    Обоснование технических решений, обеспечивающих необходимое снижение транспортного шума, должно входить в соответствующий раздел проектов планировки и застройки жилых районов и микрорайонов.

2. ПОРЯДОК РАСЧЕТА

ТРЕБУЕМОГО СНИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА НА СЕЛИТЕБНОЙ ТЕРРИТОРИИ

2.1.    Для расчета требуемого снижения транспортного шума на селитебной территории и проектирования средств защиты от него застройки необходимы следующие исходные материалы:

а)    проект вертикальной планировки территории жилого района или микрорайона с привязкой существующих (опорных) и проектируемых зданий и с указанием их этажности и назначения;

б)    вертикальная планировка и поперечные профили улиц и дорог с указанием продольных уклонов и типа дорожного покрытия проезжей части;

в)    характеристики движения и состава транспортных потоков (интенсивность движения в обоих направлениях, ед/ч, средневзвешенная или средняя скорость движения, км/ч, доля числа грузовых и общественных транспортных средств от общего числа транспортных средств в потоке) на магистральных улицах и дорогах, а также на жилых улицах с систематическим движением транспорта с интенсивностью нс менее 100 ед/ч;

г)    интенсивность движения потоков железнодорожных поездов, пар/ч, с выделением числа пар пассажирских, грузовых и электропоездов и указанием скорости их движения;

д)    роза ветров по их повторяемости и силе на данной местности.

2.2.    Акустический расчет состоит из следующих этапов:

а)    выявление источников шума и определение их шумовых характеристик;

б)    выбор расчетных точек;

в)    разбивка территории застройки на учгстки, отличающиеся но условиям распространения шума;

г)    определение уровнен звука в расчетных точках;

д)    определение допустимых уровней звука в расчетных точках;

е)    определение требуемого снижения уровней звука в расчетных точках.

Для обеспечения требуемого снижения уровней звука выбирают в зависимости от конкретных условий наиболее целесообразные и

Страница 6

экономичные средства зашиты от шума и производят их расчет и проектирование.

2.3.    Основными источниками шума на застраиваемом участке являются транспортные потоки с интенсивностью движения не менее 100 ед/ч и потоки железнодорожных поездов на улицах и дорогах, ограничивающих или пересекающих его территорию.

2.4.    Акустический расчет проводится в эквивалентных уровнях звука, дБА. Шумовую характеристику транспортных потоков — эквивалентный уровень звука £лэкв, дБА, на расстоянии 7,5 м от оси первой полосы движения транспортных средств следует определять по «Руководству по разработке карт шума улично-дорожной сети городов» (М., Стройнздат, 1980).

Шумовую характеристику потоков железнодорожных поездов — эквивалентный уровень звука £лояо, дБА, на расстоянии 7,5 м от оси колеи, ближней к расчетной точке, следует определять по главе СНиП 11-12-77 «Зашита от шума».

2.5.    Расчетные точки на площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, на площадках детских дошкольных учреждений, на участках школ следует намечать на ближайшей к источнику шума границе площадок на высоте 1,5 м от уровня поверхности площадок. Если площадка частично находится в зоне звуковой теми экрана, а частично в зоне попадания прямых звуковых лучей, то расчетная точка должна находиться вне зоны звуковой тени.

2.6.    Расчетные точки на территориях, непосредственно прилегающих к жилым домам, зданиям больниц и санаториев, следует намечать на расстоянии 2 м от ограждающих конструкций защищаемого от шума здания на уровне середины окна верхнего этажа.

Если защищаемое от шума здание частично находится в зоне звуковой тени, а частично в зоне попадания прямых звуковых лучей, то расчетная точка должна находиться вне зоны звуковой тени.

Если защищаемое от шума здание расположено на расстоянии менее 50 м от края проезжей части и находится частично или полностью в зоне попадания прямых звуковых лучей, то должна намечаться дополнительная расчетная точка на уровне середины окна первого этажа.

2.7.    Разбивка территории застройки на отдельные участки, отличающиеся по условиям распространения шума, производится в следующих случаях:

а)    между источником шума и расчетной точкой расположены какие-либо экраны;

б)    шум в расчетную точку поступает с двух или более улиц или дорог;

в)    улица или дорога в пределах застраиваемого участка изменяет свое направление.

В этих случаях из расчетной точки на плане застраиваемого участка проводят лучи через края экранов, через точки пересечении улиц или дорог, а также через вершины углов поворота улиц или дорог до пересечения с осью первой полосы движения транспортных средств (рис. 1).

2.8.    Уровни звука LArcft, дБА, в расчетных точках на площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, на площадках детских дошкольных учреждений, на участках школ следует определять по формуле

£A«,,= IOIg 210°-иЛ/,

/-1

О)

5

Страница 7

"■4

Рис. 1. Примеры разбивки примагистральной территории застройки на участки, отличающиеся по условиям распространения шума

где L\i — уровень звука, дБА, в расчетной точке от /-го экранированного (LAi9НР) или неэкранирован-*    кого (Lai с в) участка улицы или дороги;

*0    100.1/.а/    — суммарный уровень звука, дБА, в расчетной

/-1    точке, определяемый по табл. 1.

Сложение уровней звука по табл. 1 производят последовательно, начиная с максимального в следующем порядке:

I) вычисляют разность двух складываемых уровней звука;

6

Страница 8

Таблица 1

Разность двух складываемых уровней звука, дБА

0

1

2

3

4

5

G

7

8

9

10

15

20

Добанка к более высокому из двух складываемых уровней звука, дБА

3,0

2,5

2,0

1,8.

1.5

1,2

1,0

0,8

0,6

0,5

0.4

0,2

0

2)    определяют добавку к более высокому из двух складываемых уровней звука по табл. 1 в зависимости от полученной разности этих уровней звука;

3)    производят сложение полученной добавки и более высокого нз двух складываемых уровней звука;

4)    аналогичные действия производят с полученной суммой двух уровней и третьим уровнем и т. д.

2.9.    Уровень звука Lai с в, дБА, в расчетной точке от /-го неэкра-ннрованного участка улицы или дороги следует определять по формуле

/ св = экп — Д^А рас — Д^-А мок — Д^-А воз Д^-А зел Д^А

(2)

где Але*в—шумовая характеристика транспортного потока или потока железнодорожных поездов, дБА;

Д^лрас —снижение уровня звука, дБА, в зависимости от расстояния между источником шума и расчетной точкой, определяемое по разд. 3 настоящего Руководства;

Д^лпок —снижение уровня звука, дБА, вследствие влияния покрытия территории, определяемое по разд. 3 настоящего Руководства;

Д^авоз—снижение уровня звука, дБА, вследствие затухания звука в воздухе, определяемое по разд. 3 настоящего Руководства;

Д^Аэел — снижение уровня звука, дБА, полосами зеленых насаждений, определяемое по разд. 5 настоящего Руководства;

ДLAai—снижение уровня звука, дБА, вследствие ограничения угла видимости улицы или дороги из расчетной точки, определяемое по разд. 5 настоящего Руководства.

2.10.    Уровень звука LKi экр, дБА, в расчетной точке от /-го экранированного участка улицы или дороги следует определять по формуле

^-А / экр ^ ^А экв — Д^А рас Д^А/ экр Д£ Диок — Д^А зел —

—' ДДа воз"“~ДДа О/»    (3)

ГДе L>aэкв, Д^Арас» ДДАпок» Д^-Аооз, ДА\.э*л, AL\ai — те же, что и

в формуле (2);

ДДаокр — снижение уровня звука, дБА, i-м экраном, определяемое по разд. 4 настоящего Руководства.

2.11.    Уровни звука Lлтерг, дБА, в расчетных точках на территориях, непосредственно прилегающих к жилым домам, зданиям больниц и санаториев (в 2 м от ограждающих конструкций), следует определять по формуле

7

Страница 9

тер* ** тер 4* Д^А отр»

(4)

где ^ат*р — та же, что и к формуле (1);

Л^аотр — поправка, дБА, учитывающая вклад звуковой энергия, отраженной от ограждающих конструкций зданий, А&лотр = 3 дБА.

2.12. Допустимые эквивалентные уровни звука £л«<в. доа., дБА, на селитебной территории городов и других населенных пунктов следует принимать по табл. 2.

Таблица 2

Назначение территории

Время суток, ч

Допустимые эквивалентные уровни звука L.

А экн. доп дВА

Территории, непосредственно при.те-

С 7 до 23

45

тающие к зданиям больниц и сана-

С 23 до 7

35

ториев

Территории внутри микрорайонов и

С 7 до 23

55

групп жилых домов, непосредственно

С 23 до 7

45

прилегающие к жилым домам Территории в 2 м от ограждающих

С 7 до 23

65

конструкций жилых домов, обращен-

С 23 до 7

55

ных в сторону источников шума Площадки отдыха микрорайонов и

С 7 до 23

45

групп жилых домов

С 23 до 7

45

Площадки детских дошкольных уч-

С 7 до 23

45

реждений и участки школ

С 23 до 7

45

I

to

2.13. Требуемое снижение уровней звука Д^лтер.тр, дБА, в расчетных точках на селитебной территории следует определять по формуле

Д^А тер.тр = ^А тер — ^*А экп.доп»    (3)

еде £-лтер —та же, что в формуле (I);

La экв.до* —допустимый эквивалентный уровень звука, дБ Л

8

Страница 10

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ЗВУКА С УВЕЛИЧЕНИЕМ РАССТОЯНИЯ ОТ ИСТОЧНИКА ШУМА ВСЛЕДСТВИЕ ВЛИЯНИЯ ПОКРЫТИЯ ТЕРРИТОРИИ И ПОГЛОЩЕНИЯ ЗВУКА В ВОЗДУХЕ

3.1. Снижение уровня звука в зависимости от расстояния между источником шума и расчетной точкой ДЕлрас, дБА, следует определить по формуле (6) или по рис. 2

Д^А рас “ Ю    *    (б)

Го

/А»Г ~^0U

Рис. 2. График для определения снижения уровня звука в зависимости от расстояния между источником шума и расчетной точкой и от разности их высот

где гп — кратчайшее расстояние, м, между расчетной точкой (РТ) и акустическим центром источника шума (ИШ), определяемое по формуле (7) или графически на поперечном профиле улицы или дороги и прилегающей территории застройки (рис. 3); акустический центр транспортных потоков и потоков железнодорожных поездов, при этом следует располагать по оси ближней к расчетной точке полосы (колеи) движения транспортных средств на высоте 1 м от уровня поверхности проезжей части улицы или дороги (головки рельса);

Го кратчайшее расстояние, м, между базисной точкой, в которой определена шумовая характеристика источника, и акустическим центром источника шума, г0 = 7,5 м

гп — *[/"•$$ + (hpr — лш)2>    (7)

где 5П — длина проекции расстояния гп на отражающую плоскость, м (см. рис. 3);

9

Страница 11

Рис. 3. Поперечные профили транспортных магистралей и прилегающих участков при различном расположении проезжей части относительно уровня поверхности территории

Ьрт — высота расчетной точки над отражающей плоскостью, м; Ллш — высота акустического центра источника шума над отражающей плоскостью, м.

3.2. Снижение уровня звука вследствие влияния акустически мягкого покрытия территории (рыхлый грунт, трава и др.) А^лиок» дБА, следует определять по формуле (8) или по рис. 4.

Страница 12

Рис. 4. Номограмма для определения снижения уровня звука вследствие его затухания над акустически мягким покрытием территории при свободном распространении звуковых волн

где

(8)

где d — расчетное расстояние, м (рис. 5), определяемое по формуле d = SI cos 45° « 1,4 S\ величины hpr, ham и S те же, что

в формуле (7).

Формула (8) действительна при а > 1. При о < 1 МАаоя = 0. Величина ALauon* дБА, по номограмме определяется в следующем порядке:

И

Страница 13

1) из точки на оси абсцисс, соответствующей расчетному расстоянию dt м, проводится линия, параллельная наклонным линиям нижней части номограммы до пересечения с горизонтальной линией, соответствующей высоте акустического центра источника шума Ииш% м, над отражающей плоскостью, отложенной на оси ординат нижней части номограммы;

Рис. 5. Схемы для определения расчетных расстояний

2)    из точки пересечения этих линий проводят вертикальную линию до пересечения с горизонтальной линией, соответствующей высоте расчетной точки Лят, м, над отражающей плоскостью, отложенной на оси ординат верхней части номограммы;

3)    если полученная точка пересечения совпала с какой-либо наклонной линией верхней части номограммы, то величина AI-лпок, дБЛ, принимается равной значению, соответствующему этой наклонной линии.

Если полученная точка пересечения оказалась между двумя наклонными линиями верхней части номограммы, то величина Д£дпок,

12

Страница 14

дБА, определяется интерполяцией значений, соотпетствуюших этим наклонным линиям.

Так, например, при d = 170 м, Ляш — 0,5 м и Лрг = 2 м Арапок = 8,2 дБА (см. рис 4).

Номограмму рис. 4 можно использовать при высоте источника шума над отражающей поверхностью не более 1,5 м. В случаях, когда транспортная магистраль расположена на насыпи или эстакаде, снижение уровня звука вследствие влияния покрытия территории следует рассчитывать по формуле (8).

При распространении шума над акустически жестким покрытием территорий (плотный грунт, асфальт, бетон, вода и др.) его влиянием можно пренебречь Д/.лиок = 0.

3.3. Снижение уровня звука вследствие поглощения звука в воздухе Л£аи.>я, дБ А, следует определять по формуле

.     ЦвозГ    п

^Апоз- 1(Ю    ,

(9)

где аВоз — коэффициент поглощения звука в воздухе в дБА/100 м, «вов = 0.5 дБА; гп —та же, что в формуле (6).

4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ЗВУКА ЭКРАНАМИ

4.1. Снижение уровня звука экраном-стенкой А7,Аекр. ст., дБА, следует определять по кривым рис. 6 в зависимости от разности длин путей звукового луча б, м, и вида источника шума.

Разность длин путей звукового луча б, м, в соответствии с расчетными схемами экранов, приведенными на рис. 7, следует определять по формуле

Ъ=(а+Ь)-с,    (10)

где а —- кратчайшее расстояние, м, между акустическим центром источника шума и верхней кромкой экрана; акустический центр транспортных потоков и потоков железнодорожных поездов при этом следует располагать по оси дальней от расчетной точки полосы (колеи) движения транспортных средств на высоте 1 м от уровня поверхности проезжей части улицы или дороги (головки рельса); b — кратчайшее расстояние, м, между расчетной точкой и верхней кромкой экрана; с — кратчайшее расстояние, м, между акустическим центром источника шума и расчетной точкой.

Расстояния а, b п с следует определять с точностью до сотых долей метра по формулам:

1~У s] + (ASKp — hHuif:

(И)

b = |/ si + (Лэхр"~ Нгт)2>

(12)

= ]/(Si+S2)2 + (*„—ЛИ11|)2,

(13)

13

Страница 15

Рис. 6. Графики для определения снижения уровня звука экраном-стенкой

I — транспортные потоки; 2 — железнодорожные поезда

Рис. 7. Расчетные схемы для определения снижения уровня звука экра-нами

о — стенка;    б—в    *—

здание;    г—д    — на

сыпь; е—выемка

14

Страница 16

где -Si — длина проекции расстояния а на горизонтальную плоскость, м;

S2 — длина проекции расстояния Ь на горизонтальную плоскость, м;

Лэкр — высота экрана, м;

Ilnur и /|рг — те же, что в формуле (7).

Если поверхности проезжей части улицы или дороги и прилегающей территории расположены на разных уровнях, то в формулах (И) — (13) вместо величин Лист, hPT и Локр следует подставлять отметки уровней акустического центра источника шума И пт. расчетной точки НрТ и верха экрана ЯЭКр, полученные из проекта вертикальной планировки территории застройки.

Для ориентировочных расчетов величины а, b, с можно определять графически по вычепченной в одинаковом горизонтальном и вертикальном масштабе схеме расположения акустического центра источника шума, экрана и расчетной точки в вертикальной плоскости, перпендикулярной плоскости экрана (см. рис. 7, а).

4.2. Снижение уровня звука экраном-зданием Д^лвкр. *д., дБА, следует определять по формуле

Д£а экр* зд — Д£а экр. ст + Д£ат,    04)

где Д^лэкр. ст — снижение уровня звука экраном-стенкой, дБА, определяемое согласно п. 4.1 настоящего Руководства;

Д£ат —дополнительное снижение уровня звука экраном-зданием, дБА, в зависимости от толщины здания w, м, определяемое по номограммам рис. 8.

Величина А£лэкр. ст, дБА, определяется для экрана-стенки в плоскости дворового фасада здания (см. рис. 7, б). Источником шума при этом является мнимый источник ПШ'. Для нахождения местоположения акустического центра мнимого источника шума из вершины экрана-стенки в плоскости дворового фасада следует провести линию, параллельную линии, соединяющей действительный источник шума с вершиной экрана-стенки в плоскости уличного фасада. Из акустического центра действительного источника шума ИШ следует провести линию, параллельную линии, соединяющей расчетную точку с вершиной экрана-стенки в плоскости дворового фасада. Точка пересечения проведенных линий будет являться акустическим центром мнимого источника шума.

Величины а, b и с в формуле (10) следует определять по формулам:

а — | (*^1 -f-w)2 +(ЯзкР—(15) *= 1^4 +("эКр-яРГ)2;    пб)

с = ]/ (Si + w + S2)-> + (Нрт-Ниш,)2,    (17)

где Si — кратчайшее расстояние, м, между акустическим центром мнимого источника шума ИШ' и уличным фасадом здания в горизонтальной плоскости;

52 — кратчайшее расстояние, м, между расчетной точкой и дворовым фасадом здания в горизонтальной плоскости;

15

Страница 17

Ниш'% HPr и Нокр —отметки уровней акустического центра

мнимого источника шума ИШ\ расчетной точки и верха экрана-здания, м; w — толщина здания, м.

Величина Д£дт, дБА, определяется в следующем порядке:

1)    определяют углы 0s и 0к в градусах в соответствии с рис. 7, б по вычерченной в одинаковом горизонтальном и вертикальном масштабе схеме расположения акустического центра действительного источника шума, экрана-здания и расчетной точки в вертикальной плоскости, перпендикулярной плоскости экрана;

2)    определяют расчетный показатель К по номограмме рис. 8, а в зависимости от углов 0з и 0л в градусах. Так, например, при 0s =115® и Ол = 150° К = 6,4;

3)    определяют дополнительное снижение уровня звука экраном-зданием, дБА, по номограмме рис. 8, б в зависимости от толщины здания ?7», м и расчетного показателя К. Так, например, при w = 4 м и К = = 6,4 Д^лт = 6 дБА.

При расположении расчетной точки выше экрана-здания (см. рис. 7, в) снижение уровня звука Д7.ЛЭКР. зд следует определять по п. 4.1 настоящего Руководства для экрана-стенки в плоскости уличного фасада здания.

4.3. Снижение уровня звука

ЭКраНОМ-НаСЫПЬЮ Д^Аэир. нас» дБ А, следует определять по формуле

22

20

18

10

/4

12

10

8

/

А

’А

А

Г /

А

А

А

'(А

у/

А

s

1

и

k=W к-9 к=8

к??

к=б

Hs5

к=ъ

к--г

k*i

0,5 I 2 Ь 8 16 У2 C'f

Рис. 8. Номограммы для определения дополнительного снижения уровня звука экраном большой толщины а — расчетный показатель; б — дополнительное снижение уровня звука экраном-зданием

Д^А экр.нас — Д^А жр.эя— Д^Ар»

(18)

где Д^лэкр. зд—снижение уровня звука, дБА, экраном большой толщины, определяемое по п. 4.2 настоящего Руководства;

Д£лР — поправка, дБА, определяемая и зависимости от значения внешнего угла р* в градусах (см. рис. 7, г) по табл. 3.

16

Страница 18

Таблица 3

Внешний угол (5,, град

210

225

240

255

Поправка Д/,Ар. дБА

6

5

3

1

Для определения параметров, необходимых для расчета величины Д/,лэ,<р эд, следует вписать в сечение насыпи фигуру прямоугольного сечения, как это показано и а рис. 7, г.

При расположении расчетной точки выше экрана-насыпи (см. рис. 7, д) снижение уровня звука Д/<Аакр.нас следует определить согласно и. 4.1 настоящего Руководства для экрана-стенки в передней плоскости фигуры прямоугольного сечения (см. рис. 7, г) с поправкой ДLa Р в соответствии с табл. 3.

4.4. Снижение уровня звука экраном-выемкой Д/^лэкр. в., дБА, следует определять по формуле

Д^А экр.в = Д^А экр.ст — Д^Ар»    09)

где Д/'Лэкр. ст —снижение уровня звука, дБА, экраном-стенкой, определяемое по п. 4.1 настоящего Руководства; величина ALaP та же, что в формуле (18).

Схема для расчета снижения уровня звука экраном-выемкой приведена на рис. 7, е.

4.5. Снижение или повышение уровня звука вследствие влияния покрытия территории Арапок при наличии экранов между источником шума и расчетной точкой следует определять соответственно по формулам (20) — (22) или по номограмме рис. 9 при акустически мягком покрытии территории и по формулам (24) — (25) или по номограмме рис. 10 при акустически жестком покрытии территории:

Д£ащ,к^5(1 — г)    oig2~)    "Рм    а»|;    t20)

Д^А пок ~ 1* lg о при 0,3<а<1;    (21)

ДДа пок = — 2г + А г lg при 0,1 <а<0,3;    (22)

Д^ Анок “ 0 ПРИ а<°’!’ где г — параметр, определяемый по формуле

г

Д^А экр — 5 ^

13    ’

(23)

Д£лэхр-_ снижение уровня звука экраном, дБА, определяемое согласно пп. 4.1—4.4 настоящего Руководства; при А^аэнр ^ 18 дЬА z — 1;

4

0 ~ трт

17

Страница 19

rfj = d2-10 °'ЭА«Р:

^—расчетное расстояние, м (рис. 5), определяемое по формуле d2 = Sa/cos 45° « 1,4 S2', величины пРТ, Лэкр и S2 те же, что в формулах (И) — (13);

Рис. 9. Номограмма для определения снижения уровня звука вследствие его затухания над акустически мягким покрытием территории при распространении звуковых воли за экраном

Д^Апок = — 3*lg<j —2г при 0,2<о<10;

Д^А рок — — 5z при <х>10;

Д^А мок — О при а<0,2.

18

(24)

(25)

Страница 20

Величина ALauok, дБА, по номограмме рис. 9 определяется в

следующем порядке:

1)    из точки на оси абсцисс, соответствующей расчетному расстоянию d2, м, проводится линия, параллельная наклонным линиям нижней части номограммы до пересечения с горизонтальной линией, соответствующей высоте экрана Лэкр, м, отложенной на оси ординат нижней части номограммы;

2)    из точки пересечения этих линий проводится вертикальная линия до пересечения с горизонтальной линией, соответствующей

Ьрт>м ALAnl)KJ5A о -г -2i -зг -иг

Рис. 10. Номограмма для определения повышения уровня звука вследствие его отражения от акустически жесткого покрытия территории за экраном

высоте расчетной точки Ляг, м, над отражающей плоскостью, отложенной на оси ординат верхней части номограммы;

3) если полученная точка пересечения совпала с какой-либо наклонной линией верхней части номограммы, то величина Д^лпок, дБА, принимается равной значению, соответствующему этой наклонной линии.

Так, например, при d2=170 м, Локр = 3 м и Лрг = 2 м

Д^Аиок = 0.

Если полученная точка пересечения оказалась между двумя наклонными линиями верхней части номограммы, то величина ДДлпок определяется интерполяцией значений, соответствующих этим наклонным линиям.

Величина ЛДлпок, дБА, по номограмме рис. 10 определяется в следующем порядке:

1) из точки на оси абцисс, соответствующей расчетному расстоянию d2, м, проводится вертикальная линия до пересечения с горизонтальной линией, соответствующей высоте расчетной точки Лрт, м, над отражающей плоскостью, отложенной но оси ординат;

19