МИНИСТЕРСТВО НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВНИИСПТнефть
КАТАЛОГ ТИПОВЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ РЕМОНТА ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ
Уфа 1985
МИНИСТЕРСТВО НЕФТЯНОЙ ПРОШШЛЕННОСТИ
ЗСЕСОШНЫй НАУЧНО-ИССЩОВАТЕЛЬСШ ИНСТИТУТ ПО СБОРУ, ПОДГОТОВКЕ И ТРАНСПОРТУ НЖШ И НЕФТЕПРОДУКТОВ (ВНИИСПТнефть)
КАТАЛОГ ТИПОВЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ РЕМОНТА ПОДВОДНЫХ ПЕРЕХОДОВ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ
1985
16. Смонтировать в передней части протаскиваемого трубопровода оголовок с отверстиями
17. Произвести расстановку машин и механизмов согласно технологической схеме {рис. 2)
лебедка для протаскивания ; кран-трубоукладчик
сварочный яг-
18. Прикрепить основной (тяговый) трое к оголовку протаскиваемого трубопровода
19. Протащить первую плеть протаскиваемого трубопровода
20. Приварить к первой вторую плеть протаскиваемого трубопровода с контролем стыка; повторить процесс протаскивания
Продолжение табл* I |
3 ! 4 ! |
5 ! 6 |
ны 5р* ;
машинист изоля- |
I |
ционной машины 6р. ; пом.машиниста |
I |
изоляционной машины 5р. ; изолировщик 4р. |
2 |
эл.сварщик 5р. ; подручный 2р.
мастер по АБР |
I
I |
стропальщик 4р. |
I |
машинист ле |
I |
бедки ;
машинист трубоукладчика ор. |
2 |
эл.сварщик 6р* ; группа УПЛ |
1 |
|
Схема расстановки машин и механизмов при ремонте ППМН методом "труба в трубе" |
|
21 о Отрезать оголовок на про
таскиваемом трубопроводе я раструб на кожухе
22 * Провести гидравлическое
испытание проложенного трубопровода (предварительно заглушив концы)
наполнительный и опрессовоч-ный агрегаты ? пружинные манометры
23* Вытеснить воду из межтруб- насосная ного пространства закач- установка кой неагрессивной жидкости
машинист наполнительного агрегата | машинист опрес* совочного агрегата ;
слесарь КИПиА
машинист насос- I ной установки
24* Заглушить межтрубное пространство сальниковыми уплотнениями
сальниковые уплотнения для конструкций "труба в трубе7'
25* Соединить вновь проложенный трубопровод с магистральным
26* Открыть задвижки и заполнить трубопровод нефтью
зл.сварщик 6р* ; X подручные 2р* 2
линейный трубе- I проводчик по распоряжению диспетчера
13
Продолжение табл* I
__I__» г_! 3__> 4__! 5 1 6
27* Засыпать вскрытые участки гидромонитор; гидромониторщик ; I
подводного перехода нефте- бульдозер машинист буль- I
провода дозера 5рв
Примечание, После окончания ремонтных работ на кожухе монтируются датчики давления в межтрубном пространстве для регистрации и контроля технического состояния обоих трубопроводов (в случае повышения давления - нарушена герметизация рабочего нефтепровода; в случае снижения давления - неисправен кожух).
14
Таблица 2
Определение диаметра тягового троса в зависимости от разрывного усилия
Диаметр троса, ш
-у-- у-'-- J............. 1 —---
(Площадь сече* { Расчетная мае* . Разрывное усилие троса (в И) в зависимости от I ния всех про* j са 1000 м сма- j временного сопротивления разрыву проволок при |
|
, — ,
1 гаг 1 |
I -----лГ *
{ кг i ______ |
i 1600
t, г - - - |
j 1700 |
J 1800 |
j 2000 |
I |
! 2 |
! 3 |
i 4 |
! 5 |
! 6 |
! 7 |
5,8 |
15,13 |
136,5 |
19400 |
20600 |
21800 |
23300 |
7.6 |
26,41 |
237,0 |
33800 |
35900 |
36550 |
39600 |
9,2 |
37,94 |
340,5 |
48550 |
51600 |
52550 |
56850 |
10,5 |
51,80 |
465,0 |
66250 |
70400 |
71750 |
77600 |
12,0 |
67,31 |
604,0 |
86000 |
91200 |
93150 |
100500 |
15,0 |
105,02 |
942,0 |
134000 |
142500 |
145500 |
157500 |
16,5 |
127,01 |
1140,0 |
162000 |
172000 |
175500 |
190500 |
18,5 |
151,80 |
1365,0 |
194000 |
206000 |
210000 |
227500 |
21,5 |
206,33 |
1850,0 |
264000 |
280000 |
285500 |
309000 |
23,0 |
236,74 |
2125,0 |
302500 |
321500 |
328000 |
354500 |
26,0 |
303,81 |
2725,0 |
388500 |
412500 |
420500 |
455500 |
30,5 |
420,07 |
3770,0 |
537500 |
571000 |
582000 |
630000 |
33,5 |
508,05 |
4560,0 |
650000 |
690500 |
703500 |
761000 |
36,5 |
604,37 |
5425,0 |
773000 |
820000 |
835000 |
903500 |
39,5 |
712,06 |
6390,0 |
908000 |
965000 |
985500 |
1065000 |
42,5 |
825,32 |
7405,0 |
1055000 |
II20000 |
I140000 |
1235000 |
|
Продолжение табл. 2
I_* 2 ! 3 14*516__J.____7___
,5 946,94 8495,0 I2I0000 1280000 1305000 I4I5000
,5 1076 g 91 9660,0 1375000 1405000 1450000
,5 1361,94 12250,0 1740000 1780000 1835000
Примечание, рассчитывается по формуле:
p n m
ff* * ТУ
где Tp - расчетное тяговое усилие, определяется по графику (рис. 3) /26/ ; п - коэффициент перегрузки (п = 2-1,3) f m - коэффициент условия работы (/п - 1,1) ;
а: - коэффициент однородности для троса (для нового £ =* I, для имеющего
t - коэффициент тросового соединения.
обрывы Af * 0;8) ;
16
График определения величины тягового усилия в зависимости от веса |
ТяСобое усилие нет /ее ем. | |
Докер протаскивается: I - по суше { 0,6); 2 ~ в воде { f « 0,5);
3 - по спусковой дорожке ( ^ а 0,45);
4 - по роликоопорам
Примечание, ц.д, - цена деления; 4 - коэффициент трения
Рис, з
17
3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА РЕМОНТА С ПОДЪЕМОМ УЧАСТКА ТРУБОПРОВОДА НАД ПОВЕРХНОСТЬЮ ВОДЬ* И ЗАМЕНОЙ ДЕФЕКТНОГО УЧАСТКА
Область и условия применения
Схема ремонта с подъемом участка трубопровода над поверхностью воды может быть использовала при плановом и неплановом ремонтах подводных переходов нефтепроводов с дефектами большой протяженности, Использование данной схемы позволяет достичь более качественного ведения работ в сравнении с подводными видами ремонта*
Ремонт Ш1МН с подъемом трубопровода над поверхностью воды может проводиться с помощью плавсредств (рис. 4)* а в зимний период - со льда (рис. 5).
Технологическая карта ремонта приведена в табл. 3.
18
птiптгп!7'} гптгтг)mnп i п ит п птут>/птrr?t /n/fWrrrrrrn
Схема расположения технических средств при ремонте подводного трубопровода с подъемок на поверхность воды
I - трубопровод; Z - буй; 3 - понтон; 4 - плавучие опоры с оттяжками;
5 - плавучий кран; 6 - ремонтная (плавучая) камера; *7 - плавучие площадки* Б - буксирный катер; 9 - водолазный бот; Ю - земснаряд
Рме. 4
19
Схема расстановки оборудования при ремонте со льда с подъемом трубопровода на поверхность
I - подледный якорь; 2 - участок поднимаемого трубопровода; 3 - майна; 4 - подъемный трос; 5 - лебедки-оттяжки; 6 - оттяжки; 7 - опора с блоком; 8 - подъемные лебедки
Рис. 5
"Каталог типовых технологических схем ремонта подводных переходов магистральных нефтепроводов (ППМНГ разработан сотрудниками отдела Ъ 3 института ШйИСЛТнефть.
При разработке Каталога использованы действующие отраслевые нормативно-технические документы по ремонту, контролю за строительством, приемке и зксплуатации подводных переходов магистральных нефтепроводов, строительные нормы и правила, научно-техническая литература. Ответственные исполнители: канд, техн, наук Р.Х,Идрисов, инженер С.В.Зуева,
Исполнитель: Т.А,Страшенко,
Технологическая карта ремонта ШШЙ с подъемом участка трубопровода над поверхностью воды
Таблица 3 |
Наименование операций |
) Оборудование i 1 и ПОИСПОСОб- |
j ления \
-.....i г.................. . . __Ч . |
Материалы |
\
f |
Состав бшга |
|
|
Г
1
t |
профессия |
кол-во чание |раб. j |
|
............. I |
i 2 i |
3 |
Г |
4 |
! 5 j 6 |
|
|
I, Ремонт е подъемом участка трубопровода над поверхностью воды с помощью плавсредств
IЛ. Отключить поврежденную нитку подводного перехода перекрытием задвижек по распоряжению диспетчера |
|
линейный трубопроводчик |
I |
1,2, Определить место утечки нефтепродукта и характер |
прибор для оп |
водолазная |
I |
ределения |
станция; |
|
повреждения |
утечки ? водолазный бот |
речные рабочие 2р. |
2 |
1.3. Разработать грунт в ме |
водолазный бот ; |
водолазная |
I |
сте утечки |
гидромонитор |
станция i гидромонитор-щик 4р. |
|
Х.4« Временно устранить утеч |
водолазный бот $ хомут или муф- |
водолазная |
I |
ку накладкой хомута или |
водолазны^ ин- та |
станция ; |
|
муфты |
струмент; грузоподъемное устройство |
машинист грузоподъемного устройства ; речные рабочие 2р. |
1
2 |
I. ОБЩЕ ПОЛОЖЕНИЯ
IЛ. Настоящий документ предназначен для организаций и предприятий Главтранснефти, осуществляющих эксплуатацию и ремонт подводных переходов магистральных нефтепроводов {ППМЮ.
1.2. Каталог может быть использован цри составлении проекта производства ремонтных работ подводных переходов магистральных нефтепроводов специализированными ремонтными управлениями.
1.3. В Каталоге приведены технологические схемы ремонта, составленные на основании изучения и обобщения отечественного опыта цроизводетва ремонтных работ ШМ1, и характеристики используемых специальных технических средств.
1.4. В Каталог не включены технические характеристики общестроительных машин и механизмов, используемых в процессе ремонтных работ.
1.5. настоящий Каталог определяет;
область и условия применения данной технологической схемы ремонта t
перечень основных технологических операций ;
перечень оборудования, приспособлений и материалов, применяемых в процессе ремонтных работ ;
состав бригад, выполняющих ремонт ШШ.
1.6. Выбор конкретной схемы ремонта определяется следующими основными факторами: состоянием ШШ на момент ремонта, стоимостью ремонтных работ, временем устранения повреждений или ликвидации аварий и ее последствий, наличием необходимого ремонтного оборудования, гидрогеологическими особенностями пересекаемого водоема, метеорологическими условиями к др.
4
1.7. В настоящем Каталоге не приводится технологическая схема ремонта прокладкой новой нитки трубопровода взамен старой, так как практическая реализация данной схемы осуществляется приемами, что и строительство нового подводного трубопровода*
1.8. В Каталоге приведен минимальный количественный состав рабочих, точный состав бригады зависит от конкретных условий ведения ремонтных работ (диаметра трубопровода, требуемой производительности труда, сроков ремонта и т.д.К
1.9* Работы по ремонту подводных переходов нефтепроводов должны осуществляться под наблюдением инженерно-технического работника.
5
2, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА РЕМОНТА ПГШН С МСПОЛЬЗОВАШЕМ КОНСТРУКЦИИ
” ТРУБА В ТРУБЕ”
Область и условия применения
Схема ремонта ПЛМН с использованием конструкции "труба в трубе” монет быть использована для капитального и аварийного ремонтов подводных нефтепроводов, уложенных по радиусу упругого изгиба в соответствии со СНиП Щ-42-80 при отсутствии кривых вставок, элдипсности сечения* вмятин, гофр.
Конструктивное исполнение подводного перехода типа "труба в трубе” показано на рис. I.
Конструкция состоит из кожуха, которым служит отремонтированный дефектный трубопровод, и рабочего трубопровода меньшего диаметра. Пространство между ними заполняется неагрессивной жидкостью (например, водой с ингибитором коррозии).
Технологическая карта ремонта приведена в табл. I.
6
Схема ремонта подводного трубопровода методом "труба в трубе"
I ~ основной магистральный трубопровод; Z ~ дефектный участок;
3 - раструб; 4 - протаскиваемый трубопровод (меньшего диаметра);
5 * оголовок; 6 - тяговый трос; 7 - муфта на дефектном трубопроводе
Рис* I
Таблица I
Технологично кая карта ремонта ШШН с использованием конструкции "труба в трубе"
|
-т---г~ |
|
r~
г |
Состав бригады I |
|
Наименование операции |
j Оборудование и ; 1 приспособления \
1 t
i - f |
Материалы |
!
!
f
... 9 . |
{кол-во!
профессия I рабо-J * чих !
t j |
Примечание |
I |
--L__________g_L |
3 |
1 |
4 ! 5 ! |
e |
Отключить повременную нитку подводного перехода перекрытием задвижек |
|
линейный трубо- I проводчик по распоряжению диспетчера |
Определить место утечки нефти и характер повреждения |
водолазный бот |
водолазная I станция |
Вскрыть дефектный участок нефтепровода |
плавплощадка; передвижная насосная установка со сменными рабочими органами для разработки грунта |
шаишст на- I сосной уста™ новки t
водолазная I станция |
Устранить повреждение трубопровода накладкой хомута (или ь^фты) |
грузоподъемное устройство; водолазный инструмент |
машинист гру- I зоподьешого устройства; водолазная I станция |
5* Вскрыть нефтепровод на береговых участках с отрыгнем горизонтального приямка для укладки плети протаскиваемого трубопровода
экскаватор одноковшовый | бульдозер
6. Произвести врезку отводов на береговых участках нефтепровода
7. Удалить из ремонтируемого нефтепровода перекачиваемый продукт и внутреннюю полость заполнить водой
8. Отрезать дефектную часть нефтепровода от основного на береговых участках и обеспечить возможность протаскивания
Ф. Поместить скребок е кон-* дом вспомогательного троса в ремонтируемый нефтепровод
10* Заварить концевую часть трубопровода и подачей воды через врезанные патрубки осуществить пропуск скребка с одновременным протаскиванием вспомогательного троса
скребок необходимого диаметра
сварочный агрегат ; насосная установка
Продолжение табл; I |
! 3 » 4 ! |
5 1 |
6 |
машинист экскаватора 5р. ; |
I |
|
пом.машиниста экскаватора 4р. ? |
I |
|
машинист бульдозера 5р. |
I |
|
отводы необхо- эл.сварщик 5р. димого диаметра |
I |
|
машинист насосной установки 4р. |
I |
|
еварбдак-резчкк |
I |
|
трос необходи- рабочий; |
I |
|
мого диаметра стропальщик и длины |
Z |
|
эл .сварщик 5р. ; |
I |
|
машинист насосной установки 4р. |
I |
|
|
11. Отрезать концевую часть и приварить раструб на
ремонтируемый трубопровод (кожух)
12. Прикрепить к вспомогательному тросу основной (тяговый трос;
13. Подготовить плети (длиной не более 300 м) на сварочно-монтажной площадке с контролем свариваемых стыков
сварочный эл.сварщик 5р. ; I
агрегат подручные 2р. 2
зажим тросовый трос необходи- стропальщик I
мого диаметра (табл.2)
кран-трубоукладчик ; сварочный агрегат ; внутренний центратор ; машина для зачистки
Момок ;
Л (универсальная передвижная лаоо-раторкя)
комплект труб необходимого диаметра ; сварочные материалы
машинист трубоукладчика ор. ; эл.сварщик ор. ; подручные 2р. ; группа УПЛ
2 Монтажная пло-щадка распола-4 гается и весь 2 процесс протаскивания производится на более низком берегу
14. Испытать водой подготовленный к протаскиванию трубопровод
наполнительный и опрессовочный агрегаты; пружинные манометры
машинист на- 4
полнительного агрегата;
слесарь КШиА I
15* Нанести изоляцию на протаскиваемый трубопровод и установить роликовые опоры
кран-трубо-уклцдчик t очистная машина $
изоляционная
машина
полимерные са-моприклеиваю-щиеся (липкие) ленты; грунтовки для липких лент
машинист трубоукладчика Bp. t машинист очистной машины 6р пом .машиниста очистной маши-