Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

121 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Пособие составлено в развитие и дополнение соответствующих разделов СНиП 32-03-96 "Аэродромы" и содержит указания по проектированию аэродромных покрытий. Пособие предназначено для специалистов по проектированию аэродромов, работников аэродромных служб.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Исходные данные для проектирования

3. Проектирование грунтовых оснований

4. Требования к интервалам. Конструирование покрытий

5. Расчет аэродромных покрытий

Приложение А Теплотехнические расчеты оснований на вечномерзлых грунтах

Приложение Б Определение сжимающих напряжений в грунте от эксплуатационной нагрузки и собственного веса конструкции

Приложение В Расчет оснований на пучинистых грунтах

Приложение Г Определение эквивалентного коэффициента постели

Приложение Д Расчет искусственных оснований под жесткие покрытия из материалов обработанных вяжущим

Приложение Е Расчет сборных покрытий из типовых плит ПАГ под тяжелые нагрузки

Приложение Ж Расчет монолитных слоев усиления сборных покрытий на силовое воздействие опор воздушных судов, расстояний между деформационными швами расширения и общие требования к конструктивным элементам монолитных слоев усиления

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

08.04.2002УтвержденМинистерство обороны РФ
Разработан26 ЦНИИ Минобороны РФ
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ

ПОСОБИЕ

ПО РАСЧЕТУ И КОНСТРУИРОВАНИЮ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ

Москва - 2002 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСОБИЕ

ПО РАСЧЕТУ И КОНСТРУИРОВАНИЮ АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ

УТВЕРЖДЕНО Заместителем начальника строительства и расквартирования войск 08 апреля 2002 г.

Москва - 2002 г.

10

мерзлом и талом состояниях, засоленность грунта, характеристики агрессивности грунтовых вод).

2.5    Для просадочных и набухающих грунтов должны бьпъ установлены характеристики просадочносги (ГОСТ 23161-78), и набухания и усадки (ГОСТ 24143-

80).

2.6    Для засоленных грунтов должно быть определено суммарное содержание солей в процентах от массы: хлоридных, сульфато-хлоридных, сульфатных, хлоридно-сульфатных, содовых.

2.7    По характеристикам местных материалов, предназначенных к использованию для устройства покрытия, изысканиями должны быть установлены:

♦    гранулометрический состав песка, песчано-гравийных и песчанощебеночных смесей;

♦коэффициент фильтрации песка, песчано-гравийных и песчанощебеночных смесей;

♦содержание в песке, ПГС и ПЩС легкорастворимых солей;

♦предел прочности при сжатии исходного скального грунта, предназначенного для приготовления щебня;

♦    морозостойкость гравия и щебня;

♦марка щебня, щебня из гравия и гравия по дробимостн и истираемости.

2.8    При проектировании слоев усиления инженерными изысканиями должны быть установлены:

♦толщина и тип существующего покрытия;

♦категория разрушения существующих жестких покрытий в соответствии с данными таблицы 2.1;

♦марка бетона и процент армирования монолитных железобетонных покрытий или тип плит сборного покрытия;

♦тип основания, его толщина и характеристика материалов.

11

Таблица 2.1

Категория

разрушения

существующих жестких покрытий

Количество плит имеющих разрушения, в %

Шелушение глубокое (более 1 см)

Отколы кромок в местах швов

Сквозные трещины (продольные или поперечные)

Силовые разрушения: отколы углов, паутинообразные сквозные трещины

I

Менее 10

-

-

-

п

10-30

Менее 30

Менее 20

-

ш

Болес 30

30 и более

20-30

Менее 20

IV

Не

нормируется

более 30

20иболее

1    Категорию разрушения устанавливают по признаку, дающему наиболее высокое значение.

2    Сквозные трещины не учшъгоаются, если среднее расстояние между ними более 5 м или они допускаются расчетным предельным состоянием (в монолитных железобетонных покрытиях, продольные трещины в плитах сборных покрытий).

3    Для определения процентного содержания разрушенных плит следует де-фектоватъ:

♦    для ИВПП - среднюю полосу шириной, равной половине ширины ИВПП по всей ее длине;

♦    для РД - ряды плит, подвергающихся воздействию нагрузок от основных опор самолета;

♦    для МС и перронов - всю рабочую площад ь.

3 ПГОЕКТИРОВАНИЕ ГРУНТОВЫХ ОСНОВАНИЙ

3.1    Грунтовые основания аэродромных покрытий проектируют исходя из обеспечения долговременной устойчивости конструкций искусственных покрытий с учетом климатических, гидрогеологических, мерзлотных, грунтовых условий участка строительства.

3.2    Климатические условия характеризуются температурой воздуха и ее колебаниями в течение года, атмосферными осадками, их количеством и распределением в течение года, продолжительностью сезонов года, скоростью ветра и уровнем солнечной радиации. В соответствии с этими факторами территория России разбита на дорожно-климатические зоны (рисунок 3.1).

Доракно-климатичес ие зон и включают в себя следующие 'еогрвфичеохие зоны: I - тундры, лесотундры и северо-восточную честь лы .«ей зоны с распространением вечномерзлых грунте»; И — песо* с избыточным увлажнением грунтов; Ш - лесостепную со значительным увлажнением грунтов • отдельные годы; IV— степную о нвдоетжпмиым увлажнением грунтов; V - пустынную и пустынно-степную с засушливым климатом и распространением засаленный груитое.

Кубань и западную часть Северного Камаза следует относить к Ш дорожно-климатической зоне; Черноморское побережье, предала казские степи, за исключением Кубани и западной части Северного Кавказа следует относить к IV зоне; горные области, расположенные выше 1000 м над уровнем море, е также малоизученные

районы следует относить к той или иной зоне е зависимости от местных природных условий Рисунок XI .— Дорсжно-хлиматичесмие зоны СНГ

13

3.3 Гидрогеологические условия участка характеризуются уровнем грунтовых вод, в том числе верховодки, к моменту начала промерзания грунтов и высотой капиллярного поднятия воды в грунте. Тип гидрогеологических условий может быть определен по таблице 3.1, при этом необходимо учитывать изменение параметров гидрогеологических условий в результате проведения строительных работ по сооружению аэродромных покрытий (вертикальная планировка, устройство по

Тип гидрогеологических условий

Глубина горизонта грунтовых вод к началу промерзания грунта

I

Больше глубины промерзания на:

- 2.0 м - в глинах и суглинках пылеватых -1.5 м - в суглинках песчанистых и супесях пылеватых

-1.0 м - в супесях песчанистых и песках

2

Больше глубины промерзания, но меньше, чем для 1 типа

3

Меньше глубины промерзания

Примечания: 1 Положение уровня грунтовых вод и глубины промерзания должны


крытий, водоотвод, дренаж, устройство капилляропрерывающих слоев основания). Таблица 3.1

определяться с учетом прогноза изменений, возникающих в результате проведения работ по сооружению аэродромных покрытий (вертикальная планировка, водоотвод, дренаж, наличие искусственных оснований и самого покрытия),

2    Глубина промерзания определяется расчетом для открытой оголенной местности по климатическим данным и исчисляется от верха проектируемых покрытий.

3    Глубина горизонта грунтовых вод к началу промерзания грунта исчисляется от верха проектируемого покрытия до уровня грунтовых вод, установленного изысканиями, а при наличии дренажа или других водопонижающнх устройств до верха депрессяояной кривой.

3.4 При строительстве покрытий на участках с I и II типом гидрогеологических условий предусматриваются мероприятия по обеспечению отвода поверхностных вод, стекающих на соседние с покрытиями грунтовые участки летного поля: устройство нагорных канав, грунтовых лотков, поглощающих колодцев и водоот-водяацих канав, а для П типа гидрогеологических условий также устройство дренирующих слоев основания, если грунты основания суглинки, глины или пылеватая супесь.

Минимальная толщина дренирующего слоя основания приведена в таблице 3.2.

14

Таблица 3.2

Грунт основания

Минимальная толщина дренирующего слоя в см для дорожно-климатических зон

I

п

Ш

IV

Глина, суглинок

35

30

20

15

25

25

Суглинок и супесь пылеватые

50

40

зо

15

50

25

20

Примечание - Над чертой для южной части, под чертой для северной части дорожно-климатической зоны.

На участках с 1П типом гидрогеологических условий следует предусмотреть соответствующие инженерные мероприятия (осушение, понижение уровня грунтовых вод, возведение насыпей и др.) с целью приведения имеющихся гидрогеологических условий ко П типу. Если грунты основания не изменяет своих свойств при замачивании (крупнообломочные грунты не содержащие пылеватых и глинистых частиц, пески гравелистые, крупные и средней крупности с содержанием пылеватоглинистых частиц менее 3 %), допускается наличие грунтовых вод выше глубины промерзания.

3.5    Грунтовые условия участка строительства характеризуются видом грунтов, коэффициентом постели (таблица 3.3), характеристиками деформации морозного пучения, просадочности и набухания.

3.6    Мерзлотные (криологические) условия участка характеризуются толщиной деятельного слоя, наличием вечномерзлых грунтов и положением их верхней в нижней границ, температурой грунтов на уровне ее нулевых амплитуд, влажностью, льдистостью и характером включения льда в грунт в условиях естественного залегания.

3.7    Глубина сжимаемой толщи фунтового основания, в пределах которой учитываются состав и свойства грунтов, принимается по таблице 3.4 в зависимости от категории нормативной нагрузки и по таблице 3.5 - в зависимости от нагрузки на одно колесо основной опоры конкретного воздушного судна, а для вечномерзлых грунтов ограничивается расчетной глубиной сезонного оттаивания.

15

Таблица 3*3 Расчетные характеристики грунтов

Грунт

естественного

основания

Тип гидрогеологических

Расчетный коэффициент постели Ks, МН/м3 для дорожно-климатических зон

Модуль упругости Е, МПа, для дорожно-климатических зон

условий

I

II

Ш

IV

V

I

П

Ш

IV

V

Песок граве-

листай, песок крупный

160

160

160

170

180

130

130

130

130

130

Песок средней

1

120

130

140

150

160

100

120

120

120

120

крупности

2

110

120

130

140

150

100

120

120

120

120

Песок

1

70

80

80

90

100

60

100

100

100

100

мелкий

2

60

70

70

80

90

60

100

100

100

100

3

50

60

60

70

80

60

100

100

100

100

Песок

1

40

60

80

100

110

30

50

50

50

50

пылеватый

2

30

50

60

70

80

30

50

50

50

50

3

20

40

50

60

70

30

50

50

50

50

1

40

60

80

100

110

30

39

42

45

45

Супесь

2

30

50

60

70

80

30

37

39

42

45

3

20

40

50

60

70

30

35

39

42

42

Глина,

1

40

50

70

80

90

20

28

34

42

60

суглинок пес

2

30

40

50

60

80

20

24

28

34

42

чанистые

3

20

30

40

50

70

20

21

28

34

34

Супесь и

1

30

40

50

70

80

18

24

28

34

42

суглинок

2

20

30

40

50

60

18

21

24

28

34

пылеватые

3

10

30

30

40

50

18

20

|24

28

34

Примечания 1 Для перевода в кгс/см3 расчетные коэффициенты постели, приведенные в таблице, следует уменьшать в 10 раз, а для перевода в кгс/см2 модули упругости увеличивать в 10 раз

2    Значения коэффициентов постели и модулей упругости грунтов для гидрогеологических условий 3-го типа указаны с учетом приведения их ко 2-му типу путем осушения, понижения уровня подземных вод и других инженерных мероприятий.

3    Приведенные значения коэффициентов постели и модулей упругости грунтов соответствуют естественной плотности их сложения при коэффициенте пористости е, равном 0,5-0,8; при еХ),8 значения коэффициентов следует понижать на 35 %.

4    Значения коэффициентов постели и модулей упругости грунтов (за исключением песчаных) для районов, расположенных восточнее линии, проходящей по Волге и Северной Двине, следует повышать на 20 %.

Таблица 3.4

Категория нормативной нагрузки

В/к»,I

п

ш

IV 1

V

VI

Глубина сжимаемой толщи грунтового основания от верха покрытия, м

6,0

5,0

4,5

4,0

3,0

2,0

В/к* — внекатегорийная нормативная нагрузка.

16

Таблица 3.5

Число колес на основной опоре воздушного судна

Глубина сжимаемой толщи грунтового основания от верха покрытия, м, при нагрузке на одно колесо основной опоры, кН (тс)

250(25)

200(20)

150(15)

100(10)

50(5)

1

5

4,5

4

3

2

2

6

6

5

4,5

4

4 и более

6

6

6

5

5

3.8    Глубину сезонного промерзания df или для вечномерзлых грунтов — оттаивания dt следует определять на основе расчета согласно приложению А.

3.9    Осадки (просадки) грунтов основания, происходящие при производстве земляных работ, а также при дальнейшей консолидации грунтов основания в период эксплуатации покрытия под влиянием природно-климатических факторов, необходимо учитывать, если в грунтовом основании находятся слабые грунты (водонасыщенные глинистые, заторфованные, торф, ил, сапропель), лессовые, засоленные и другие просадочные разновидности, а также вечномерзлые просадоч-ные при оттаивании грунты.

Примечание. К слабым грунтам относятся грунты, модуль упругости которых менее 5 МПа (50 кгс/см2).

3.10    Расчетные значения ожидаемых вертикальных деформаций основания Sd в период эксплуатации покрытия не должны превышать предельных значений su, указанных в таблице 3.6.

Таблица 3.6

Аэродромное покрытие

Предельные значения вертикальных деформаций основания, su, м, для

ивпп

МРД

МС, РД и др.

Жесткое:

бетонное, армобетонное, железобетонное монолитное

0.02

0.03

0.04

железобетонное сборное

0.03

0.04

0.06

Нежесткое

0.03

0.04

0.06

3.11 При проектировании грунтовых оснований следует предусматривать мероприятия по исключению или уменьшению вредного действия природных и эксплуатационных факторов, устранению неблагоприятных свойств грунта под

17

аэродромным покрытием:

устройство специальных слоев искусственного основания (гидроизолирующих, капилляропрерывающих, термоизоляционных);

водозащитные мероприятия на площадках, сложенных грунтами, чувствительными к изменению влажности (соответствующую горизонтальную и вертикальную планировку территории аэродрома, обеспечивающую сток поверхностных вод; устройство водосточно-дренажной сети);

преобразование строительных свойств грунтов основания (уплотнение трамбованием, предварительным замачиванием грунтов; полную или частичную замену грунтов с неудовлетворительными свойствами и др.) на глубину, определяемую расчетом из условия снижения возможной вертикальной деформации основания до допускаемой величины;

укрепление грунтов (химическим, электрохимическим, термическим и другими способами).

Границы специальных слоев основания или грунта с устраненными неблагоприятными свойствами должны отстоять от кромки покрытия не менее чем на 3

м.

3.12 Возвышение поверхности аэродромного покрытия над расчетным уровнем подземных вод следует принимать не менее установленного в таблице 3.7.

Таблица 3.7

Грунт основания (насыпи)

Минимальное возвышение поверхности аэродромного покрытия над уровнем подземных вод, м, в дорожно-климатических зонах

П

ш

IV

V

Песок средней крупности

0,9

0,8

0,7

Песок мелкий, супесь

i,6

1.2

U

1,0

Глина, суглинок, песок и супесь пылеватые

2,3

1,8

1,5

1,3

1

В случаях, когда выполнение настоящих требований технико-экономически нецелесообразно, в грунтовом основании, сооружаемом во П и Ш дорожноклиматических зонах, следует предусматривать устройство капилляропрерываю-

18

щих, а в IV и V дорожно-климатических зонах пщроизолирующих прослоек, верх которых должен располагаться на расстоянии от поверхности покрытия 0,9 м - для II и Ш зон и 0,75 м - для IV я V зон. Низ прослоек должен отстоять от горизонта подземных вод не менее чем на 0,2 м.

Для аэродромов, располагаемых в I дорожно-климатической зоне, в случае отсутствия вечномерзлых грунтов, а также при использовании вечномерзлых грунтов в качестве естественного основания по принципу Ш (п. 3.28) минимальное возвышение поверхности аэродромного по!фытия над уровнем подземных вод надлежит принимать как для П дорожно-климатической зоны.

За расчетный уровень подземных вод надлежит принимать максимально возможный осенний (перед замерзанием) уровень, а в районах, где наблюдаются частые продолжительные оттепели, - максимально возможный весенний уровень подземных вод. При отсутствии необходимых данных за расчетный допускается принимать уровень, определяемый по верхней линии оглеения грунтов.

3.13 Требуемую степень уплотнения грунтов насыпи следует предусматривать исходя из коэффициента уплотнения (отношения наименьшей требуемой плотности к максимальной при стандартном уплотнении), значения которого приведены в таблице 3.8.

Таблица 3.8

1

| Грунт

!

Коэффициент уплотнения п

рунта основания

при аэродромном покрытии

Грунтовой части летного поля и полос безопасности

капитального типа

облегченного типа

I Песок, супесь

0,98/0,95

0,95/0,95

0,90

Суглинок

1,00/0,95

0,98/0,95

0,95

|Глина

1,00/0,98

0,98/0,95

0,95

Примечание - Перед чертой приведены значения коэффициента уплотнения грунта в зоне сезонного промерзания, после черты — ниже границы сезонного промерзания, а также для насыпей, возводимых в IV и V дорожно-климатических зонах.

Если под аэродромным покрытием естественная плотность грунта ниже требуемой, следует предусматривать уплотнение грунта до норм, приведенных в таблице 3.8, на глубину 1,2 м для I-Ш дорожно-климатических зон и 0,8 м - для IV

19

и V зон, считая от поверхности грунтового основания.

3.14    Наибольшая крутизна откосов насыпей должна назначаться из условия обеспечения их устойчивости в зависимости от высоты насыпи и вида грунта.

ОСНОВАНИЯ НА НАБУХАЮЩИХ ГРУНТАХ

3.15    Свойства набухания глинистых грунтов, используемых для основания, следует учитывать, если при замачивании водой или химическими растворами значение их относительного свободного (без нагрузки) набухания €** > 0,04.

Значение относительного набухания (отношение увеличения высоты образца грунта в результате его замачивания водой или другой жидкостью к начальной высоте образца грунта природной влажности) определяется по ГОСТ 24143— 80.

3.16    При проектировании оснований на набухающих грунтах следует предусматривать конструктивные мероприятия, предотвращающие увлажнение природного грунта, а также замену набухающего грунта ненабухающим или устройство насыпи из ненабухающих грунтов таким образом, чтобы верхняя граница набухающих грунтов находилась на глубине от верха аэродромного покрытия, м, не менее:

1,3 — для слабонабухающих грунтов (0,04 <    <    0,08);

1,8— " средненабухающих " (10,08 <€sW< 0,12);

2,3— м сильнонабухающих " (€sw>0,12).

ОСНОВАНИЯ НА ПРОСАДОЧНЫХ ГРУНТАХ

3.17    Просадочные свойства грунтов, используемых в качестве основания, следует учитывать в пределах толщи грунта, где;

суммарное сжимающее напряжение от собственного веса грунта и слоев аэродромного покрытия и эксплуатационной нагрузки превышает начальное просадочное давление psc;

влажность грунта w выше (или может стать выше) начальной просадочной

РАЗРАБОТАНО 26 Центральным научно-исследовательским институтом Министерства обороны Российской Федерации.

Авторский коллектив: кандидат физико-математических наук С. А. Буянов, кандидаты технических наук В, А. Елисин, С. А. Пузатов инженеры О. П. Новосельцев, Ф. В. Юшков.

ВНЕСЕНО Военно-научным комитетом начальника строительства и расквартирования войск Министерства обороны Российской Федерации.

ВВЕДЕНО ВПЕРВЫЕ

Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения МО РФ

20

влажности wsc (минимальной влажности, при которой проявляются просадочные свойства грунта);

относительная просадочность под действием внешней нагрузки > 0,01.

При проектировании оснований, сложенных просадочными грунтами, следует учитывать возможность повышения влажности грунтов, имеющих степень влажности Sr < 0,5, из-за нарушения природных условий испарения вследствие устройства аэродромного покрытия (экранирования поверхности). Конечную влажность грунтов надлежит принимать равной влажности на границе раскатывания wp.

Характеристики просадочных свойств грунтов определяют по ГОСТ 23161-

78.

3.18    Грунтовые условия площадок, сложенных просадочными грунтами, в зависимости от возможности проявления просадки подразделяются на два типа:

I - просадка происходит в пределах сжимаемой толщи грунта (в основном в пределах ее верхней части) от действия эксплуатационной нагрузки, а просадка грунта от собственного веса отсутствует или не превышает 0,05 м;

И - помимо просадки грунта от эксплуатационной нагрузки возможна просадка (преимущественно в нижней части просадочной толщи) от собственного веса грунта, и размер ее превышает 0,05.

3.19    Мероприятия по устранению просадочных свойств грунта должны предусматриваться в зависимости от выполнения условия

tfzp+o, <р,*,    (3.1)

где OzP - вертикальное сжимающее напряжение в грунте от эксплуатационной нагрузки, определяемое по приложению Б;

Gzg - вертикальное сжимающее напряжение от собственного веса грунта и слоев аэродромного покрытия;

psc - начальное просадочное давление (минимальное давление, при котором проявляются просадочные свойства грунта при его полном водонасьпцении), определяемое по ГОСТ 23161-78. Если условие (3) удовлетворено, следует предусматривать уплотнение верхнего слоя просадочного грунта в соответствии с тре-

3


СОДЕРЖАНИЕ


1. Общие положения


4


2. Исходные данные для проектирования


8


3. Проектирование грунтовых оснований..................................... 11

4.    Требования к материалам. Конструирование покрытий................ 28

5. Расчет аэродромных покрытий............................................... 42


Теппотехническтераю вечномерзлых грушах

Определение сжимающих напряжений в грунте от эксплуатационной нагрузки и собственного веса

конструкции................................................

Расчет оснований на пучинистых грунтах...........

Определение эквивалентного коэффициента

постели......................................................

Расчет искусственных оснований под жесткие, покрытия га материалов, обработанных вяжущим. Расчет сборных покрытий из типовых плит ПАГ

под тяжелые нагрузки....................................

Расчет монолитных сдоев усиления сборных покрытий на силовое воздействие опор воздушных судов, расстояний между деформационными швами расширения и общие требования к


66


74

78

83

86

90


конструктивным элементам монолитных слоев усиления.................................................


102


4

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1    Настоящее Пособие составлено в развитие и дополнение соответствующих разделов СНиП 32-03-96 “Аэродромы” и содержит указания по проектированию аэродромных покрытий. Пособие предназначено для специалистов по проектированию аэродромов, работников аэродромных служб.

1.2    Проектирование аэродромных покрытий состоит из двух основных операций:

-    конструирования, то есть выбора материалов различных слоев покрытия, установления количества слоев и их размещения по толщине конструкции, для жестких монолитных покрытий - назначения размеров плит покрытия в плане, вида соединения соседних плит друг с другом и т. п.;

-    расчета, то есть определения необходимой толщины всех слоев покрытия, а для армированных покрытий и определения площади сечения арматуры.

1.3    Аэродромные покрытия по характеру сопротивления действию нагрузок от воздушных судов подразделяются на: жесткие; нежесткие.

1.4    Аэродромные покрытия состоят из следующих конструктивных слоев:

-    собственно покрытия, которое может быть многослойным;

-    искусственного основания;

-    грунтового основания.

1.5    Собственно покрытие может быть:

♦ жесткие покрытия:

-    бетонным, не имеющим армирования:

-    апмобетонным армированным в одном уровне в продольном и поперечном направлениях неналрягаемой арматурой (металлической сеткой, предназначенной для восприятия температурных напряже-ний);

-    железобетонным, армированным в одном или двух уровнях в продольном и поперечном направлениях неналрягаемой арматурой с целью восприятия этой арматурой растягивавших напряжений, возникающих при изгибе покрытия под действием эксплуатационной нагрузки, в котором необходимую площадь сечения арматуры

5

определяют расчетом на прочность н ширину раскрытия трещин;

-    предварительно напряженным «доз^бетонним сборным или монолитным, в материале которого заранее создаются напряжения сжатия с целью увеличения величины растягивающих напряжений, воспринимаемых бетоном до образования трещин;

-    асфальтобетонным на цементобетонном основании;

♦    нежесткие покрытия:

-    из асфальтобетона:

■ из прочных каменных материалов подобранного состава, обработанных органическими вяжущими:

-    из щебеночных и гравийных материалов, грунтов и местных материалов. обработанных неорганическими иди органическими вяжущими;

-    из сборных металлических, пластмассовых или резиновых элементов.

Примечание - В Пособии не рассматривается проектирование монолитных покрытий из предварительно-напряженных железобетонных плит, так как они в настоящее время в отечественной практике не применяются.

1.6    По степени капитальности покрытия разделяются на:

♦    капитальные (жесткие н асфальтобетонные);

♦    облегченные (нежесткие, «роме асфальтобетонных).

В настоящем Пособии изложены вопросы, касающиеся проектирования аэродромных покрытий капитального типа.

1.7    Искусственные основания аэродромных покрытий, могут состоять из одного или нескольких слоев, которые по своему назначению подразделяются на:

-упрочняющие, повышающие несущую способность покрытия;

-дренирующие, отводящие воду из-под покрытия;

-термоизоляпионные. уменьшающие глубину промерзания-оттаивания грунтового основания;

-гидроизолируюдше. предотвращающие проникание поверхностных вод в

6

грунт или воздействие засоленных грунтов на материалы вышележащих слоев покрытия;

-капилляропоерываюшие, предотвращающие проникание грунтовых вод в вышележащие слои;

-противозаиливающие, предотвращающие проникание частиц переувлажненного глинистого или пылеватого грунта в слои крупнопористых материалов.

1.8    Грунтовое основание - это спрофилированный и уплотненный до нормативного значения грунт, на котором располагаются вышележащие конструктивные слои покрытия.

Покрытия могут строиться на участках с обычными и сложными грунтовыми условиями.

К сложным относят участки, имеющие пучинистые, просадочные, набухающие, засоленные, заторфованные, слабые глинистые и вечномерзлые грунты.

1.9    По степени воздействия нагрузок покрытия аэродромов подразделяют на группы участков в соответствии с рисунком 1.1.

Группы участков: А магистральные РД; магистральные пути руления на МС и перронах: концевые участки ИВПП; средняя по ширине часть ИВПП, по которой осуществляется систематическое руление воздушных судов; Б - участки ИВПП, запроектированной по схеме 1, примыкающие к концевым ее участкам; краевые по ширине участки в средней части ИВПП, запроектированной по схеме 2; вспомогательные и соединительные РД, МС. перроны, кроме магистральных путей руления, и другие аналогичные площадки для стоянки воздушных судов, В -средняя часть ИВПП (IW2), запроектированной по схеме 1; Г - краевые по ширине участки в средней части ИВПП (Вщв/4), запроектированной по схеме 1, за исключением примыкающих к соединительным РД; укрепляемые участки, примыкающие к торцам ИВПП, отмостки

Рисунок 1.1 Схемы деления покрытий аэродрома на группы участков: схема 1 - для аэродромов, на которых руление воздушных судов осуществляется по магистральной РД; схема 2 -для аэродромов, на которых руление воздушных судов осуществляется по ИВПП

1.10    Все покрытия проектируются, как правило, на воздействие нормативной нагрузки, представляющей собой нагрузку на четырехколесную условную опору при давлении в шинах колес ра=1.0 МПа. Расстояния между центрами отпечатков в четырехколесной условной опоре равны 70 см между смежными колесами и

7

130 см между рядами колес. Допускается производить расчет на одноколесную нормативную нагрузку. Нормативные нагрузки приведены в таблице 1.L

В соответствии с заданием на проектирование может быть произведен рас

чет аэродромных покрытий на воздействие нагрузок от самолета конкретного типа. Таблица 1.1

Категория

нормативной

нагрузки

Нормативная нагрузка F„ на основную (условную) 4-х колесную опору самолета, кН

Нормативная нагрузка на одноколесную опору, кН

Расчетное число движений

за 20 лет

всутки

В/к

850

-

100000

50

I

700

-

100000

50

п

550

250

100000

50

ш

400

170

200000

100

IV

300

120

200000

100

Примечания 1 Расчетное число движений принимается по таблице при отсутст

вии в задании на проектирование этих данных.

2    Одним движением считается взлет и посадка самолета.

3    При проектировании учебных аэродромов расчетное число движений увеличивается в два раза.

4    Для покрытий отмосток и укрепляемых участков, примыкающих к торцам ИВПП, нормативная нагрузка умножается на коэффициент 0.5,

1.11 Технические решения проектов новых или реконструкции существующих покрытий аэродромов должны приниматься на основе сравнения техникоэкономических показателей вариантов конструкции. Выбранный вариант должен обеспечивать:

♦прочность, устойчивость, ровность я шероховатость покрытая; ♦безопасность и регулярность работы авиации;

♦нормативную долговечность покрытий;

♦прочность и устойчивость грунтового и искусственного оснований; ♦экономное расходование металла и вяжущих материалов в конструкции покрытия;

♦широкое применение местных строительных материалов;

♦возможность дальнейшего расширения и усиления покрытий;

8

♦минимальный срок строительства покрытий при максимальной индуст-риальности и механизации строительных работ;

♦ремонтопригодность конструкции покрытия.

При сравнении вариантов должны быть учтены:

♦класс, назначение и условия эксплуатации аэродрома;

♦предполагаемая интенсивность работы авиации;

♦устойчивость покрытий на воздействия колесной нагрузки и газовых струй от двигателей самолетов.

♦ климатические, инженерно-геологические, гидрогеологические и другие условия района строительства.

2 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

2.1    Для проектирования покрытий необходимо иметь исходные данные по:

♦воздушным судам, взлетно-посадочные операции которых предполагается осуществлять с проектируемого покрытия;

♦местным условиям района строительства (климатическим, инженерногеологическим, гидрогеологическим);

♦    характеристикам местных и привозных материалов, используемых для устройства покрытия.

2.2    В задании на проектирование должна быть выдана величина нормативной нагрузки, а при расчете на воздействие конкретного типа самолетов должны быть заданы:

♦    стояночная нагрузка на основную опору при максимальной и нормальной взлетной массе или расчетной взлетной массе, если она лимитируется;

♦    повторяемость различных взлетных масс для самолетов, которые могут работать с взлетными массами, отличающимися от максимальной и нормальной;

♦    распределение нагрузок между колесами опор;

♦    геометрические характеристики основной опоры с расстоянием между центрами отпечатков шин;

9

♦    давление в шинах;

♦    расчетное число движений самолетов по покрытию до капитального ремонта (при отсутствии данных по сроку службы он принимается равным 20 годам для жестких покрытий и 10 годам для нежестких) и число движений в сутки.

2.3    По условиям места расположения покрытий в результате изысканий должны быть установлены:

♦вид груша (грунтов) естественного основания по ГОСТ 25100-95 с указанием гранулометрического состава н значений влажности в естественном состоянии со, а для глинистых грунтов на границе текучести о>; и раскатывания со^ ♦коэффициент пористости грунтов при естественном залегании е; ♦коэффициент пористости грунтов после стандартного уплотнения до максимальной ПЛОТНОСТИ - вяих.

♦уровень грунтовых вод или верховодки в предморозный период; ♦плотность скелета грунта р<*.

2.4    Для вечномерзлых грунтов в материалах по инженерно-геокриологическим изысканиям должны быть:

♦данные, характеризующие инженерно-геокриологические условия участка (распространение и залегание вечномерзлых грунтов, их состав, сложение, строение и температурный режим, толщина слоя сезонного оттаивания и промерзания, сведения о мерзлотных процессах, о климатических условиях района строительства, сведения о гидрогеологических условиях и заболоченности участка, о мохора-стительном слое н снежном покрове;

♦результаты полевых и лабораторных исследований и испытаний грунтов, включая определения характеристик мерзлых грунтов (суммарная влажность и суммарная льдистостъ, криогенная текстура, степень заполнения объема пор льдом и незамерзшей водой, объемный вес скелета мерзлого грунта, характеристики оттаивающих грунтов, характеристики грунтов для расчета на действие сил морозного пучении, теплофизические характеристики грунтов: температура начала замерзания воды в порах, коэффициент теплопроводности и объемная теплоемкость в