Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

85 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации содержат основные принципы и методику проектирования системы объектов монументальной пропаганды, наглядной агитации, информации и специального благоустройства при решении общеградостроительных задач и при формировании отдельных городских ансамблей. Рассмотрены основные факторы и приемы проектирования, последовательность и особые случаи составления проекта комплексного монументально-декоративного оформления городской среды.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общая часть

2. Основные элементы и средства монументально-декоративного и художественного оформления города

3. Варианты пространственных сочетаний элементов городского оформления

4. Принципы комплексного решения задач художественного и монументально-декоративного оформления города

5. Ландшафтно-пространственный анализ городской территории

6. Анализ интенсивности и характера использования городской территории

7. Анализ размещения памятных и исторических мест на территории города

8. Анализ планированной структуры и тематического зонирования городской системы оформления

9. Генеральная схема комплексного монументально-декоративного и художественного оформления

10. Особые случаи проектирования и реализации генеральной схемы комплексного оформления города

11. Принципы разработки комплексного оформления отдельных городских ансамблей

12. Учет динамики городской среды при проектировании комплексного оформления отдельных городских ансамблей

13. Предпроектный пространственный анализ фрагментов городской среды, подлежащих комплексному монументально-декоративному оформлению

14. Составление проекта комплексного художественного и монументально-декоративного оформления отдельного городского ансамбля

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанМАрхИ
ИзданСтройиздат1986 г.
УтвержденМосковский Ордена Трудового Красного Знамени архитектурный институт (МАрхИ)
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Рекомендации

по проектированию комплексной схемы художественного и монументальнодекоративного оформления города

Московский Ордена Трудового Красного Знамени архитектурный институт (МАрхИ)


РЕКОМЕНДАЦИИ по проектированию комплексной схемы художественного и монументальнодекоративного оформления города

МОСКВА СТРОЙ ИЗ ДАТ 1986

Рис. 3. Установки и устройства наглядной агитации и пропаганды (примеры решений)

Б1 - э страда для массовых представлений в парке; Б2 - газосветные лозунги, стационарная установ ка "Наш советский образ жизни" на площади; БЗ - районная доска Почета; Б4 -вы став ка    ’ ’Образова

ние в СССР” на пе{исходно й улице; БЗ -праздничная установка "Мы строим коммунизм ” в парке



10


Рис. 4. Примеры бытовой и деловой информации

В1 - эмблема "Аэрофлот” на крупной магистрали; В2 - рекламой витрина магазина; ВЗ - реклама кинотеатра, рассчитанная на восприятие с движущегося транс-порта; В4 - информационные стенды у театра, предназначенные для пешеходов

2.10.    Почти все отдельно стоящие формы городского убранства могут взять на себя функции "ориентира" - самостоятельного объекта, концентрирующего на себе внимание, но нс заслоняющего своего окружения (рис. 9, а). "Ориентиры", подчеркивая своей формой и расположением характеристики застройки по периметру площади» практически не мешают ее восприятию. В роли "ориентира" могут выступать самые различные сооружения: памятники, информационные или рекламные установки, фонтаны и т.д.

2.11.    Часто встречающаяся пространственная функция элементов оформления -служить в качестве "экрана", не только привлекая к себе внимание, но и специально заслоняя часть окружающего пространства с главных точек его восприятия (рис. 9,6). "Экранами" могут быть элементы всех групп оформления.

2.12.    При формировании городского пространства оформление может выполнять еще две функции, существенно влияющие на образные характеристики площадки.

1

3-2


Рис. 6. Индивидуальные и повторяющиеся решения монументально-декоративных объектов

а - гранитная ваза на бульваре; б -рекламная установка из типовых конст-руктивных элементов

Первая - ’’монументализация” пространства» фиксация его геометрии, нацеленная на выявление и закрепление архитектурно-художественной темы ансамбля (рис. 10, а). Эту роль обычно берут на себя памятники,скульптурные и хшвописные композиции, специальные элементы благоустройства.

Вторая — декоративная организация пространства, внесение в его среду красочных, живописных, даже "развлекательных’* эффектов и мотивов, далеко не всегда непосредственно связанных с его геометрической структурой. Эту функцию чаще всего выполняют различного рода рекламы, информационные и агитационные уста-новки, хотя могут в подобных целях использоваться и разнообразные декоративно-художественные формы (рис. 10, б).

Следует помнить, что обе функции - стабилизации и оживления ансамбля — не всегда противопоставляются, а в некоторых случаях даже соединяются в одном объекте, например в декоративных парковых композициях.

2.13.    Важной характеристикой городской среды, влияющей на решение монументально-декоративных форм, является ее изменчивость по сезонам и в течение суток.

2.14.    Сезонная нестабильность ведет к изменению характера восприятия оформления - из-за увеличения транспортных и пешеходных потоков в разное время года, из-за смены условий восприятия, появления зелени, снежного покрова и тд. В зависимости от сезона могут измениться сами средства оформления - например, важным видом оформления в теплое время года могут стать цветочные композиции, поверхность акваторий, фонтаны; зимой в палитре декоративных средств могут появиться снежко-ледяные скульптуры и тд.

2.15. О со бенностъю    городского оформления является разный характер его работы и восприятия в различное время суток. Произведения, выразительные при дневном свете - скульптуры, рельефы и пр., могут оказаться вечером в невыгодных условиях без специально разработанного освещения; большинство рекламных и вит-

Рис. 5. Примеры общего и специального благоустройства

Г1 - озеленение городского скверщ Г2 - декоративный водоем в парке; ГЗ -чугунная ограда около общественного здания; Г4 - декоративное мощение тротуара; Г5 - кассовый павильон городского сада; Гб - фонари и скамьи у памятника Н.К. Крупской в Москве

Рис. 7. Мону ментально-декоративные решения, отличающиеся степенью капитальности

а - капитальное благоустройство у входа в городской сад; б - стационарное оборудование детской площадки на бульваре; в - временная эмблема выставки в пар-ке

Рис. 8. Примеры пространственной связи монументально-декоративных произведений с элементами окружающей среды

а - памятник А.С. Грибоедову в Москве - самостоятельное отдельно стоящее произведение, рассчитанное на всесторонний обзор; б - витраж и часы железнодорожных касс, решенные как неотъемлемая часть архитектуры здания

Рис. 9. Примеры композиционно-пространственных функций, выполняемых монументально-декоративными произведениями в городском ансамбле

а - обелиск служит активным пространственным ориентиром, не заслоняющим своего окружения; б - информационные стенды и озеленение экранируют площадку от соседней застройки

15

Рис. 10. Эмоционально-художественные функции монументально-декоративных произведений

а - крупный монумент завершает архитектурную композицию, закрепляет строгий характер площади; б - установка с эмблемой города декоративно обогащает, оживляет пространство привокзального сквера

Рис. 11. Характер восприятия городского пространства в зависимости от времени суток и условий работы элементов оформления

а - улица днем; б -гаже улица при вечернем освещении

ринных установок особенно выразительны именно в вечерние часы, рассчитаны на цветовую и световую насыщенность в темное время суток и играют меньшую роль в убранстве города в дневное время и т.п. (рис. 11).

2.16.    Полноценный учет сезонных и суточных изменений городской среды представляет собой самостоятельный раздел проектной работы, тесно связанный с проблемами определения тематики оформления и проектирования его элементов, и в настоящих Рекомендациях затрагивается только в тех случаях, когда он имеет отношение к вопросам градостроительного уровня.

2.17.    Почти все формы и средства городского оформления могут выполняться в соответствующем градостроительном окружении различную композиционную роль, выступая поодиночке либо составляя определенный взаимосвязанный набор монументально-декоративных и художественных компонентов данного фрагмента городской среды.

Vv‘

Рис. 12. Примеры анализа композиционной роли элементов архитектурно-планировочного ансамбля

1 - доминантные элементы; 2 - акценты; 3 — фоновые элементы ансамбля; а - доминанта формирующегося ансамбля площади нуждается в поддержке проектируемых элементов ее композиции; б -доминирующий в композиции объект следует привести в соответствие с масштабом среды декоративно-художественными средствами; в - сложившийся фрагмент улицы заповедного города требует совершенствования за счет благоустройства


б

1 2 3



2.18.    Обычно выделяют три роли, которые могут играть в композиции городских ансамблей элементы монументально-декоративного и художественного оформления:

доминирующего, главного компонента пространственной структуры;

композиционного акцента ”второго порядка , подчиненного доминанте;

рядовых, ’’фоновых” элементов композиции, составляющих ее ткань и поддерживающих значимость художественных акцентов и доминант ансамбля.

Как известно, в качестве фона, акцентов и доминант выступают не только элементы оформления, но и ландшафтные компоненты, архитектурные сооружения и их детали. Но в любом случае фоновые, рядовые элементы будут в наибольшей степени связаны с основными зрительными свойствами данной среды (цветом, фактурой, ритмом членений), доминанты - в наибольшей степени контрастировать с ними по большинству параметров, выделяясь при этом из общего ряда компонентов ансамбля прежде всего размерами и масштабом, а акценты - выполнять функции гармонизации среды (ритмической и масштабной).

2.19.    Каждый элемент оформления в зависимости от своих параметров и места в общей пространственной композиции может играть роль доминанты - наиболее значительного компонента данной совокупности архитектурно-пространственных, декоративно-художественных и оформительских средств, привлекающей в силу своего размера, выразительности, контраста к окружению основное внимание зрителя, подчиняющий себе все другие компоненты ансамбля. В некоторых случаях эту роль выполняют не самые крупные по размеру объекты. Относительно небольшой памятник, фонтан, рекламная установка, поддержанные общей структурой пространственного и цветового решения, могут стать самым выразительным, главным элементом площадки.

2.20.    Все виды городского оформления могут выступать также в качестве акцентов или рядовых, фоновых компонентов ансамбля. Реклама и витрины магазинов на улице могут образовать ряд декоративных пятен, составляющих в целом фон для уникальных агитационных установок (скульптурных или живописных композиций, специальных площадок отдыха и т.п.), акцентирующих пространственные узлы на магистрали, подчеркивающих архитектурно значимые фрагменты застройки, и тл. Но роли этих средств оформления могут в конкретных условиях перемениться, и акцентами ансамбля станут скопления реклам, а фоновый ритм будет образован элементами благоустройства, декоративными росписями или рельефами.

221. Предварительно оценить значимость данного элемента можно по величине зоны его оптимального восприятия: фоновые, рядовые детали композиции вырази-

17

тельны в пределах 10-20 м, акцентные компоненты хорошо воспринимаются с расстояния 40, 50 м и более, доминанты активно воздействуют на зрителя в пространствах, измеряемых сотнями метров.

Окончательное определение композиционной роли элементов оформления в ансамбле требует профессионального архитектурно-художественного анализа, учитывающего значение доминантных элементов нс только для данной площадки, но и в составе прилегающих отрезков магистрали и других частей города (рис. 12).

3. ВАРИАНТЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СОЧЕТАНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ ГОРОДСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ

3.1.    В зависимости от размера, конкретных характеристик и градостроительного масштаба оформляемого фрагмента городской среды средства оформления могут составить различные варианты сочетаний главных и второстепенных элементов композиции.

3.2.    В градостроительной практике существуют три разновидности архитектурно-планировочных объектов, отмечающих три уровня значимости этих образований в структуре города. Им соответствует тот или иной набор средств оформления, образующих определенные для каждой разновидности функционально-пространственные сочетания.

Примечание. Под архитектурно-планировочным объектом (в дальнейшем -’’объект”, ’’ансамбль”, ’’архитектурный комплекс”, градостроительный узел” и т.п.) в настоящих Рекомендациях понимается относительно самостоятельный фрагмент города - площадь, отрезок улицы, магистрали, планировочный элемент, связанный единством восприятия и требующий согласованного применения мероприятий по монументально-декоративному оформлению.

3.3.    Наибольшее распространение имеют простейшие фрагменты градостроительной среды - объекты III категории (ранга) местного или специального назначения: фрагменты улиц, небольшие площади, курдонеры, дворы общественных зданий и т.п. (рис. 13). Декоративное убранство этих пространств обычно немногословно, однотемно, подчинено их архитектуре, имеет фоновый характер и специализировано по функции (либо одна реклама, либо только благоустройство и т.п.). Иногда монументально-художественные произведения относительно небольшого масштаба (декоративная роспись, памятные доски, фонтаны, рекламы) могут стать художественным акцентом, организующим композицию этого фрагмента городской среды.

3.4.    Улицы и площади 11 категории (ранга) - районного значения обычно собираются из нескольких пространств предыдущего ранга и включают сложную систему оформления, охватывающую четыре группы элементов. Весь набор декоративных форм на такого рода объектах, как правило, подчинен главному элементу пространственной структуры: крупному общественному зданию, памятнику, значительной агитационной установке, входу в сквер и тд. (рис. 14).

3.5.    Самыми сложными и по пространственному решению и по принципам оформления являются объекты 1 категории (ранга) - общегородского значения: главные площади и магистрали города (рис. 15). Составленные из объектов II и III категории, они сочетают все виды декоративно-художественного, идейно-воспитательного и делового оформления и благоустройства. В ансамблях 1 категории система средств оформления обычно подчинена не одному, а целому комплексу взаимосвязанных доминирующих элементов - памятников, пропагандистских установок, информационных устройств. Многоуровневый характер оформления этих пространств его многотемностъ, сложность выбора ведущего элемента в композиции делает декоративно-художественное решение таких площадей и магистралей особенно трудными ответственным,ибо облик именно этих важнейших структурных единиц городской среды и создает в конечном счете образ города.

Рис. 13. Примеры объектов HI категории (местного значения)

А - вход в общественное здание; Б - начало пешеходной гроссы; В - торговый перекресток; Г - мемориальная площадка

(1) - генпланы: I - памятники архитектуры; II - общественные здания; Ш -монументально-декоративные решения и элементы; (2) - аналитические схемы: 1,2- реальные и зрительные границы ансамбля; 3 - функциональные зоны (а -рекреационные; б - распределительные: в - торговые; г — монументальной про-



паганды; д - информационные); 4 - полосы активного движения транспорта; 5 - пространственные акценты и доминанты; 6 - условное г*поле восприятия интерьера ансамбля ”


4-2


19


УДК 72.04+711.01

Рекомендовано к изданию советом Московского ордена Трудового Красного Знамени архитектурного института.

Рекомендации по проектированию комплексной схемы художественного и    монументально-декоративного

оформления города/Моек, архит. ин-т. — М.: Стройиздат, 1986.- 84 с.

Содержат основные принципы и методику проектирования системы объектов монументальной пропаганды, наглядной агитации, информации и специального благоустройства при решении общеградостроительных задач и при формировании отдельных городских ансамблей. Рассмотрены основные факторы и приемы проектирования, последовательность и особые случаи составления проекта комплексного монументально-декоративного оформления городской среды.

Для архитекторов и специалистов, работающих в области градостроительства.

Табл. 10, ил. 43.

Разработано МАрхИ (канд. архит. В.Т. Шимко - руководитель темы, канд. архит. Е.М. Микулина, архит. М.М. Волков) .

4902010000 -W

р-------------Инструкт.-нормат.,    I    вып.    -    58-85

047(01) -56

© Стройиздат. 1986

€Э 8

С

Рис. 14. Примеры площадей 11 категории (районного значения)

А - туристский центр в заповедном городе; Б - мемориал и общественный центр в районе новой застройки; (1) - генпланы; (2) - аналитические схемы; I - памятники архитектуры; II - общественные здания; ///- монументально-декоративные решения; 1.2 - реальные и зрительные границы ансамбля; 2 - функциональные зоны (а - рекреационные; б - распределительные; в - торговые; г - монументальной пропаганды; д - информационные); 4 - полосы активного движения транспорта; 5 - пространственные акценты и доминанты; 6 - то же, ведущие в данной композиции; 7 - условное ”поле восприятия интерьера” М категории; 8 - то же, II категории

1.1.    Комплексная схема художественного и монументально-декоративного оформления города представляет    собой основной документ, регламентирующий долго

срочную градостроительную программу размещения, проектирования и реализации произведений монументально-декоративного искусства, средств наглядной агитации и пропаганды, объектов бытового и делового оформления, элементов специального благоустройства в составе городских ансамблей.

1.2.    Цель составления комплексной схемы оформления - обеспечить условия для создания высокоидейных и художественно полноценных градостроительных ансамблей и комплексов, способствующих идейно-политическому воспитанию трудящихся, совершенствование облика города за счет гармоничного сочетания архитек рфно-градостроительных, идейно-воспитательных и утилитарно-информационных изобразительных решений и средств на всех этапах развития и существования города.

1.3.    Комплексность и высокое качество конечного результата работы предполагают соблюдение следующих основных пложений:

объекты монументальной пропаганды и средства художественного оформления в городской среде воздействуют на зрителя не порознь, а как совокупность взаимно дополняющих друг друга изобразительных компонентов, города, образующих совместно с архитектурной средой его художественный облик;

приемы и способы сочетания различных средств монументальной пропаганды и художественного оформления в единый комплекс в значительной степени зависят от общсградостроитсльной ситуации и характера решений тех фрагментов города, в состав которых они включены;

объекты монументальной пропаганды и средства художественного оформления должны рассматриваться совместно не только в составе отдельных градостроительных ансамблей. Эти объекты в городе составляют общую многоуровневую систему, и все вопросы проектирования и осуществления оформления должны рассматриваться исходя из их места в системе;

система объектов монументальной пропаганды и художественного оформления должна рассматриваться в развитии, и не обособленно, в прямой связи с развитием города в целом и его отдельных элементов;

объекты монументальной пропаганды и средства художественного оформления могут выполнять в городской среде не только свои прямые, идейно-художественные, утилитарные и декоративные функции, но могут за счет своих пространственных характеристик существенно корректировать архитектурно-эстетические качества этой среды;

целесообразный выбор, продуманное размещение, определение пространственных параметров элементов комплексного оформления могут способствовать появлению художественно и композиционно завершенных городских ансамблей на всех этапах развития города.

1.4.    Проблема проектирования и реализации комплексной схемы монументально-декоративного и художественного оформления имеет два аспекта:

выявление и решение идеологических, информационных и утилитарных задач, обобщенных в виде развернутого тематического плана оформления;

создание на этой основе художественно осмысленной пространственной системы городского оформления.

1.5.    Тематические планы комплексного оформления городов составляются местными руководящими органами с привлечением к этой работе городских и общественных организаций, историков, социологов, представителей проектных и научно-исследовательских учреждений и используются как основа задания на проектирование оформления.

3

1.6.    Тсмазичсский план (задание на проектирование оформления) должен содержать:

2-2

данные о границах и размерах городской территории, подлежащей комплексному оформлению;

перечень основных памятных мест, связанных с историко-революционными событиями, культурной и общественной жизнью города, требующих специального оформления;

список крупных событий, связанных с жизнью и историей города и страны, выдающихся общественных деятелей, передовиков и героев труда, участников Октябрьской-революции, гражданской и Великой Отечественной войн, ученых, писателей, художников, память о которых должна быть увековечена в городе;

перечень существующих значительных общественных'зданий, произведений монументального искусства, памятников архитектуры, культуры и истории, которые должны стать органичной частью комплексной схемы;

сведения о проектируемых и строящихся крупных общественных зданиях и произведениях монументального искусства, которые войдут в состав будущей схемы оформления;

пожелание о размещении отдельных памятников и объектов оформления в конкретных местах города;

пожелания о характере оформления отдельных площадей, магистралей и определенных районов города, имеющих специфические особенности (промзоны, зоны отдыха и т.п.).

1.7.    Требования и пожелания тематического плана должны найти отражение в проектных предложениях комплексной схемы оформления города; отдельные положения этого плана могут быть откорректированы при проектировании схемы при соответствующих градостроительных и архитектурно-художественных обоснованиях.

1.8.    Схемы комплексного монументально-декоративного и художественного оформления представляют собой проектный документ, содержащий в основном градостроительные и объемно-планировочные характеристики будущего убранства города, поэтому они должны разрабатываться силами проектных организаций градостроительного профиля, а также различного рода художественными мастерскими с обязательным привлечением архитекторов и градостроителей.

1.9.    Практика проектирования городского оформления выявила три уровня его разработки - оформление всего города в целом, оформление фрагмента города (отдельной площади, магистрали, зоны) и выполнение конкретных элементов оформления. Эти уровни отличаются составом проектных работ, формой проектной документации, профессиональной ориентацией исполнителей (рис. 1).

1.10.    При решении проблем оформления в общегородском масштабе составляется генеральная схема комплексного художественного и монументально-декоративного оформления на основе генплана города. Эта схема определяет роль отдельных градостроительных узлов и магистралей в создании городского облика и регламентирует номенклатуру и тематику важнейших элементов оформления этих узлов в соответствии с общей градостроительной концепцией проекта. Генеральная схема выполняется как особый проектный документ градостроительного характера, основа всей дальнейшей деятельности в области монументально-художественных и декоративных работ в городе. Составление се - самостоятельный этап в проектировании комплекса мероприятий по формированию архитектурно-художественного облика города.

1.11.    Разработка проектов оформления отдельных узлов и магистралей города фиксирует детальный состав и тематику монументально-декоративных сооружений и устройств на данной площадке, их размещение в генеральном плане площади или магистрали и обобщенные пространственные характеристики элементов оформления в увязке с конкретным градостроительным окружением. Эта форма проектно-оформительских работ может охватывать как единичные фрагменты городской среды, так и их сочетания - магистрали, районы, промышленные зоны, парковые территории и т.п. и представляет собой особый вид объемно-планировочного проектирования. Документация, полученная в результате этого этапа работ, служит базой детальной разработки отдельных объектов и установок монументальной пропаганды, наглядной агитации и бытового и информационного оформления.

1.12.    Детальная разработка проектов отдельных сооружений, произведений монументального искусства, агитационных и информационных установок должна вестись на базе предложений проектных документов более высокого уровня. В этой работе помимо архитекторов должны участвовать художники, скульпторы, проектировщики в области городского оборудования и благоустройства.

1.13.    Все три вида проектных работ рекомендуется выполнять в определенной последовательности, зависящей от конкретных задач оформления, от более широких схем (градостроительный уровень) к деталировке (оформление отдельной



Рис. 1. Три уровня проектирования комплексного монументально-декоративного оформления города

1 - система монументально-декоративных решений города; II - комплексное оформление конкретного городского ансамбля; III - проектирование отдельных элементов городского убранства


5


площадки, проект конкретного сооружения или установки). Исключение составляют:

особо крупные уникальные произведения монументального искусства, определяющие общеградостроительные концепции оформления;

объекты городского оборудования (киоски, осветительная арматура, информационные знаки, типовые малые архитектурные формы и т.д.), характеристики которых должны заранее учитываться в проектах оформления конкретных городских ансамблей.

1.14.    Составление материалов комплексной схемы относится к высшим градо

строительным уровням проектирования городского оформления - разработке системы оформления    в масштабе всего города или отдельного городского ансамбля,

поэтому проблемы проектирования отдельных видов и средств оформления в настоящих Рекомендациях освещаются только в тех случаях, когда они затрагивают вопросы градостроительного характера: роль тех или иных объектов оформления в формировании пространства площади, увязка данного объекта с архитектурным окружением и т.д.

1.15.    Проектирование комплексного монументально-декоративного оформления существенно осложняется тем, что средства оформления могут иметь постоянный и временный характер. Это тем более важно, что большинство нуждающихся в оформлении градостроительных объектов находятся в постоянном развитии, требуют достройки либо реконструкции, причем проектная документация, как правило, содержит различные варианты этого развития. Проект оформления должен учитывать, что сложившаяся в данный момент архитектурная концепция рассматриваемого пространства может в ближайшем будущем или в перспективе существенно видоизмениться.

1.16.    Содержание и характер работ по составлению схемы комплексного монументально-декоративного оформления города формируют перечень исходных данных для проектирования (помимо общего задания и тематического плана):

открытые схемы генерального плана города в масштабе 1:5000, 1:10 ООО в зависимости от размеров территории,охваченной проектом, с показом улиц, магистралей и площадей, парковых массивов, акваторий, обобщенного рельефа местности;

фото с натуры или чертежи выдающихся архитектурных сооружений, произведений монументального или декоративного искусства, памятников истории и культуры, выразительных элементов ландшафта; фото подлежащих оформлению в составе схемы фрагментов городской среды с наиболее характерных для восприятия данного фрагмента точек;

сведения о мощности и направлениях транспортного и пешеходного движения на основных магистралях и площадях города, в том числе сведения о туристских маршрутах, размещении стоянок туристского автотранспорта и т.п.;

литература, освещающая особенности и перспективы развития города, его архитектурных ансамблей, описывающая достопримечательности его истории, культуры, революционного прошлого;

каталоги типовых проектных решений и другие проектные материалы, характеризующие используемые в данном городе малые архитектурные формы, элементы благоустройства и делового оформления.

1.17.    Схема комплексного монументально-декоративного и художественного оформления города, опираясь на планировочную структуру города, является самостоятельным документом и нс повторяет генеральный план. Комплексная система оформления нс может охватить абсолютно все структурные элементы города, так как большинство его открытых пространств - улиц, жилых дворов, перекрестков оформляется типовыми средствами, рекламами и витринами магазинов, малыми формами по действующим каталогам проектных решений. Эти пространства образуют общий исходный фон для объектов и узлов, индивиудальяыс особенности которых требуют согласованного решения в составе общегородской системы.

1.18.    Выбор тех фрагментов городской среды, которые подлежат включению в комплексную схему, как и общее решение комплексного монументально-декоративного оформления всего города и этих отдельных фрагментов,определяются объективно, в зависимости от масштаба города, его топографии, значимости данного фрагмента в общегородском ансамбле, его насыщенности существующими памятниками и т.д.

1.19.    Монументально-декоративное оформление города, комплексное формирование его полноценного архитектурно-художественного облика представляет собой длительный, относительно самостоятельный, непрерывный и постоянный процесс. Процесс, в котором разные компоненты градостроительной среды имеют разные сроки существования, разные возможности и длительность осуществления: застройка живет и возводится дольше некоторых форм декорирования города.

6

средств городского оборудования, тогда как некоторые произведения монументального искусства могут надолго пережить рядовые элементы застройки.

1.20.    Комплексное монументально-декоративное оформление является существенным художественным компонентом современного городского интерьера на всех этапах его существования, изменяется вместе с ансамблем, образуя в итоге сложную и развитую систему объектов, гармонично увязанную с градостроительным окружением, поэтому градостроительное проектирование монументально-декоративного оформления не может быть осуществлено за один прием. Оно должно вестись практически постоянно на период существования городской среды.

1.21.    Работа архитекторов, занятых оформлением города, на всех этапах его развития должна тесно увязываться с изменением его жизнедеятельности, динамикой градостроительной структуры и совмещаться с постоянной опережающей работой по улучшению, обновлению городского дизайна - световой и цветовой структуры, оборудования улиц и площадей и т.д.

1.22.    Общественная значимость, большой объем работ, многоуровневый, разносторонний характер проектных задач, непрестанное возникновение проблем, требующих нестандартного решения, непосредственная связь с формированием художественного образа социалистического города - все это делает проектные работы, связанные с оформлением города, самостоятельной и важной областью архитектурной практики, требующей специального внимания и участия как архитектурно-градостроительных организаций, так и общественных и советских органов.

2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И СРЕДСТВА МОНУМЕНТАЛЬНО-ДЕКОРАТИВНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ГОРОДА

2.1, Современное художественное и монументально-декоративное оформление городов осуществляется разнообразными средствами - от художественных произведений до утилитарных форм оборудования, составляющих развитую предметную среду города. Общая номенклатура такого рода средств и элементов включает сотни наименований; большинство их отличается друг от друга функционально, по масштабу, капитальности, степени уникальности, по той роли, которую они призваны играть в конкретных городских ситуациях.

22, Всю совокупность пространственных форм для монументально-декоративного и художественного решения облика города можно условно разделить на четыре группы (А-Г).

A.    Произведения монументально-декоративного искусствах

А1 - крупные памятные знаки, монументы, мемориальные комплексы и сооружения;

А2 - памятники, объемные скульптурные и декоративные композиции;

АЗ - монументально-декоративные живописные панно и рельефы;

А4 - отдельно стоящие декоративные пластические элементы; малые формы;

А5 - памятные доски, мемориальные надписи

£. Установки и устройства наглядной агитации и пропаганды (рис. 3):

Б1 - стационарные и капитальные трибуны и эстрады;

Б2 - крупные капитальные и стационарные агитационно-пропагандистские установки, эмблемы, газосветные лозунги;

БЗ - крупные стационарные и капитальные установки со сменным оформлением, доски Почета, выставки, флагштоки;

Б4 - стационарные установки, рассчитанные на близкое восприятие, витрины, стенды;

Б5 - временное и праздничное оформление, плакаты, портретные установки, флаги, лозунги.

П римечание. Временное (праздничное) оформление представляет собой самостоятельную область декоративно-художественных работ, имеющих специфические связи с архитектурно-градостроительным окружением, поэтому вопросы его проектирования в настоящих Рекомендациях не рассматриваются.

B.    Бытовая деловая информация (рис. 4):

В1 —крупные газосветные установки и эмблемы, электрифицированные установки с бегущими надписями, электротабло;

7


8


B2 - рекламы и витрины магазинов, предприятий общественного питания, кинотеатров и других учреждений общественного обслуживания;

ВЗ - информационные устройства (установки) для автотранспорта;

В4 - информационные устройства (установки) для пешеходов, фотовитрины, стенды;

Г. Общее и специальное благоустройство (рис. 5):

Г1 - газоны, цветники, специальные зеленые насаждения, живые изгороди;

Г2 - бассейны, фонтаны, декоративные водоемы;

ГЗ - декоративное мощение, лестницы, пандусы, подпорные стенки;

Г4 - балюстрады, решетки, ограды;

Г5 - киоски, павильоны, навесы, перголы,остановки транспорта;

Гб -городское оборудование: фонари, урны, скамьи, цветочницы и другие малые архитектурные формы.

2.3.    Каждая из указанных групп включает индивидуальные, разработанные по специальному заданию художественно-декоративные произведения, типовые, индустриально изготовляемые изделия, элементы ограниченного повторного применения и тд. (рис. 6). Большинство объектов группы А относится к уникальным формам, исключение составляют специально повторяющиеся произведение (серия памятных знаков с индивидуальными текстами, серия эмблем, и тл.). В остальных трех группах повторяющиеся и типовые элементы и формы составляют основу, особенно в группах В и Г.

2.4.    Часть элементов во всех группах выполняется капитально в расчете на длительные сроки эксплуатации, часть - рассчитывается на временное применение или имеет сборно-разборную конструкцию, позволяющую менять, перемешать оформление (рис. 7).

В целом степень капитальности в наборе элементов оформления увеличивается по мере перехода от низших, утилитарных групп к высшей - средствам монументальной пропаганды.

2.5.    При составлении схем комплексного оформления города необходимо использовать индивидуальные и типовые формы, как капитальные, так и стационарные и временные устройства, обязательно выявляя в проектной документации уникальные нестандартные элементы и произведения, типовые и повторные установки и элементы и их капитальные или недолгосрочные модификации, которые намечаются в проекте оформления сверх набора, предусмотренного обычным городским благоустройством.

2.6.    В конкретном градостроительном окружении все виды и формы средств монументальной пропаганды и декоративного оформления могут выполнять различные пространственные и композиционные задачи, отвечающие их форме, размеру, степени капитальности, характеру связи со средой.

2.7.    Существуют два принципиальных подхода к компоновке элементов оформления в городском пространстве (рис. 8):

в виде обособленных "круглых*’, не связанных непосредственно с окружающей застройкой сооружений (отдельно стоящие памятники, установки, витрины, стелы и т.п., подлежащие всестороннему обзору);

в форме "пристроенных" или "встроенных" конструкций (рекламы или росписи, закрепленные на стене здания, эмблемы и лозунги, установленные на карнизах, декоративные ограды около зеленых насаждений, фигурное мощение, отражающее планировочное решение площади и т.д.).

2.8.    Отдельно стоящие элементы оформления могут решать специфические для данного ансамбля пространственные задачи, либо преобразуя первоначально заложенные в его комиозищш решения, либо поддерживая их.

2.9.    Элементы "пристроенного” ("встроенного”) типа чаще всего в составе архитектурной композиции выполняют роль декора, подчеркивая художественную структуру того сооружения, с которым они связаны, обогащая заданную основными архитектурными компонентами пространственную концепцию ансамбля.

Рис. 2. Произведения монументально-декоративного искусства (примеры решений)

А1 - монументальный комплекс в честь освоения космоса (Москва); А2 — па-мятник Н.В. Гоголю в Москве; АЗ — монументально-декоративный рельеф на фасаде здания; А4 - декоративная скульптуре на бульваре; AS - памятная доска Ф.Э. Дзержинскому на административном здании