Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

43 страницы

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации содержат методику и исходные данные для расчета годовых режимов работы строительных машин, примеры расчета и возможные годовые режимы для основных строительных машин.

  Скачать PDF

Разработаны к главе СНиП III-1-76 "Организация строительного производства"

Оглавление

1. Общие указания

2. Расчет годового режима работы машин

3. Расчет годовой эксплуатационной производительности машин

4. Показатели оценки использования строительных машин

5. Примерные годовые режимы работы основных строительных машин

Приложение 1. Исходные данные для расчета режимов работы строительных машин

Приложение 2. Примеры расчета годового режима работы и эксплуатационной производительности одноковшовых экскаваторов

Показать даты введения Admin

цнииомтп

Госстроя СССР

Рекомендации

по определению годовых режимов работы и эксплуатационной производительности строительных машин

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.    Общие указания................. 3

2.    Расчет годового режима работы машин....... 3

3.    Расчет годовой эксплуатационной производительности машин ...................... 8

4.    Показатели оценки    использования строительных машин .    9

5.    Примерные годовые режимы работы основных строительных машин................... 10

Приложение L Исходные данные для расчета режимов работы строительных    машин............. 20

Приложение 2. Пример расчета годового режима работы и эксплуатационной производительности одноковшовых экскаваторов ................... 37

ЦНИИОМТП ГОССТРОЯ СССР

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ГОДОВЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ И ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ

МАШИН

Редакция инструктивно-нормативной литературы Зав. редакцией Г. А. Жигачева Редактор М. А. Жарикова Мл. редакторы А. И. Ненашева, Л. И. Месяцева Технические редакторы М. В. Павлова, С. Ю. Титова Корректор Г. А. Кравченко

4. показатели оценки использования

СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН


4.1. Для оценки степени использования парка строительных машин по времени и производительности следует применять следующие показатели.

1.    Коэффициент использования календарного времени (Кк) — отношение количества часов рабочего времени одной среднесписочной машины к продолжительности соответствующего календарного периода в часах

Кк = —,    (10)

• к.ч

где 7*ч — количество часов рабочего времени одной среднесписочной машины. При определении планового коэффициента (/Ск) величину Тя принимают в соответствии с режимом работы, а при определении коэффициента фактического использования календарного времени — по данным отчета;

7'к.ч — количество часов в соответствующем календарном периоде (число дней в календарном периоде, умноженное на 24). Годовое TV*=8760 или 8784 (для високосного года).

2.    Показатель использования машин по времени — отношение фактической продолжительности рабочего времени одной среднесписочной машины (7,ч.факт), ч к продолжительности рабочего времени, установленной режимом работы T4f выраженное в процентах


Т ч.факт

Тч


100


00


3. Коэффициент использования внутрисменного времени — отно-шение количества часов работы машины в течение смены (Гр.См) к общей установленной продолжительности смены (Ясм)


К*


7*p.cM

Ясм


(12)

4. Коэффициент сменности работы машин Кем — определяют в соответствии с рекомендациями п. 2.11, формула (4)

Примечание. При отсутствии фактических данных о сменности работы машин примерный коэффициент сменности на уровне главка, министерства (ведомства) может быть определен исходя из отношения количества часов работы в день (7*р.дВ.) одной среднесписочной машины по данным отчета по форме 1-НТ (строит.) к принятой продолжительности смены Ясм


^ р.ДН.

Асм * “77—•    03)

•"см

5. Показатель выполнения норм выработки машин — отношение фактической эксплуатационной выработки машин за соответствую-

9


щий период времени Яэ.факт к установленной на тот же период норме Яэ.цорм, выраженное в процентах

^э.факт

^э.норм


(14)


К =


100.


4.2. Дополнительными показателями оценки использования машин могут служить данные анализа исполнения режимов работы, полученные путем сравнения фактических затрат времени на перебазировку машин, техническое обслуживание и ремонт машин, потерь рабочего времени в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями и непредвиденными причинами с затратами времени, предусмотренными в режимах работы.

Эти данные используют при расчете режимов работы на последующий планируемый период и разработке мероприятий по улучшению использования машин.

5. ПРИМЕРНЫЕ ГОДОВЫЕ РЕЖИМЫ РАБОТЫ ОСНОВНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

5.1.    Примерные годовые режимы работы строительных машин, приведены в табл. 1—12 и могут быть использованы:

для практических целей планирования и анализа фактического использования машин, только если исходные данные, принятые в основу расчета примерных режимов, соответствуют условиям работы организаций, использующих эти режимы;

в качестве методического пособия для разработки режимов при резком различии исходных данных соответствующей строительной организации и принятых в примерных режимах.

5.2.    За основу расчета примерных режимов работы машин приняты:

двухсменная работа машин при пятидневной рабочей неделе;

продолжительность смены 8,2 ч;

количество выходных и праздничных дней — по календарю;

затраты времени на перебазировку машин по данным отдельных трестов и управлений механизации;

перерывы в работе машин в связи с неблагоприятными метеорологическими причинами — по данным Гидрометеослужбы, приведенным в прил. 1 (см. табл. 7), при этом в режимах работы машин (табл. 1—12) перерывы в работе машин указаны с учетом совмещения с выходными праздничными днями и рассчитанные по формуле (15), приведенной в примеч. к табл. 7 прил. 1.

При расчете примерных режимов перерывы в работе машин по метеорологическим причинам приняты не в среднем по зоне, а применительно к конкретным пунктам. Для экскаваторов, погрузчиков, бульдозеров, кранов стреловых приняты следующие пункты: I зона-^Одесса, II зона—Таллин, III зона—Москва, IV зона — Хабаровск, V зона — Чита, VI зона — Бодайбо; для тракторов с навесным экскаваторными оборудованием вместимостью 0,25 м3; скреперов, автогрейдеров: I зона — Одесса, II зона — Харьков, III зона — Волгоград, IV зона — Казань, V зона — Иркутск; для кранов башенных: I зона — Ташкент, II зона — Минск, III зона — Москва, IV зона — Киров, V зона — Кемерово.

Зоны, приведенные в примерных режимах (I—VI), соответствуют зонам, принятым в Общей части ЕНиР;

10

продолжительность пребывания машин в ремонте и техническом обслуживании определена по формуле (4) на основе нормативов, приведенных в указанных Рекомендациях без учета повышающих и понижающих коэффициентов, предусмотренных в разд. 8 этого документа.

Техническое обслуживание и ремонты машин частично производят в нерабочее время (внесмсниое время, дни отдыха строительной организации), а количество выходных и праздничных дней в режимах подсчитано по календарю, поэтому количество дней, необходимых для технического обслуживания и ремонта по всем машинам, кроме скреперов и автогрейдеров, уменьшено на 5—10%.

По тракторам с навесным экскаваторным оборудованием, скреперам и автогрейдерам, учитывая сезонный характер их использования и возможность проведения ремонтов в межсезонный период, в режимах указана лишь продолжительность технических обслужи-ваний. По этой же причине в режимах не предусмотрено время на доставку этих машин в ремонт и обратно и ожидание ремонта.

Машины, по которым рассчитана продолжительность технического обслуживания и ремонта, указаны в примеч. к табл. 1—2; 4—12.

В табл. 1—12 примерные годовые режимы работы машин приведены (при использовании машин в две смены) с округлением;

по строке таблиц «простои по непредвиденным причинам» учтено содержание резервных машин —в размере 3% календарного времени за вычетом праздничных и выходных дней;

затраты времени на перевозку в ремонт и из ремонта и ожидание ремонта приведены на одну среднесписочную машину из расчета скоростей перевозки на трайлере согласно данным, приведенным в табл. 1 прил. 1, условно принятые расстояния перевозки и затраты времени на погрузку и разгрузку, указаны в табл. 4 прил. 1.

В затратах времени на перевозку машин учтено, что в северных районах машины ремонтируют чаще на собственных базах, а в южных районах отправляют на ремонтные заводы, учтено также, что время работы машин в северных районах меньше, чем в южных, а, следовательно, количество ремонтируемых машин, перевозимых в ремонт, меньше. Поэтому в северных зонах учтены меньшие затраты времени на перевозку машин в ремонт и обратно, чем в южных районах.

Таблица 1

Температурные зоны

Элементы режима работы

I

11

ill

IV

V

VI

Гусеничные экскаваторы с ковшом

вместимостью 0,5—0,65 м3

Количество нерабочих дней в году

В том числе по причинам;

lei

164

164

166

171

187

праздничные и выходные дни

112

112

112

112

112

112

перебазировка машин

5

5

4

4

3

3

11

Продолжение табл, t

Температурные зоны

Элементы режима работы

I

И

111

IV

V

VI

метеорологические

причины

6

9

11

14

20

38

непредвиденные причины

7

7

7

7

7

7

техническое обслуживание и ремонт

27

27

27

26

26

24

доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта

4

4

3

3

3

3

Количество дней работы в году

204

201

201

199

194

178

Среднесуточное время работы, ч

16,4

16,4

16,4

16,4

16,4

16,4

Количество часов рабочего времени в году

3345

3295

3295

3265

3180

2920

Примечания: 1. Продолжительность технического обслуживания и ремонта определена применительно к экскаваторам с механическим приводом с ковшом вместимостью 0,65 м3.

2. Коэффициент перехода от сменного рабочего времени к моточасам принят 0,45.

Таблица 2

Температурные зоны

Элементы режима работ

I

11

111

IV

V

VI

Пневмоколесные экскаваторы с ковшом вместимостью 0,4—0,65 м3

Количество нерабочих дней в году

В том числе по причинам:

164

167

168

171

174

191

праздничные и выходные дни

112

112

112

112

112

112

перебазировка машин

14

14

13

13

12

12

метеорологические

причины

6

9

11

14

20

38

непредвиденные причины

7

7

7

7

7

7

техническое обслуживание и ремонт

21

21

21

21

20

19

доставка в ремонт и обратно, а также ожи

4

4

4

4

3

3

дание ремонта

12

Продолжение табл. 2

Температурные зоны

Элементы режима работы

I

п

III

IV

V

VI

Количество дней работы в году

201

198

197

194

191

174

Среднесуточное время работы, ч

16,4

!6,4

16,4

16,4

16,4

16,4

Количество часов рабочего времени в году

3295

3245

3230

3180

3130

2855

Примечания: 1. Продолжительность технического обслужи* вания и ремонта определена применительно к экскаваторам с гидравлическим приводом с ковшом вместимостью 0,4—0,65 м3.

2. Коэффициент перехода от сменного рабочего времени к моточасам принят 0,52.

Таблица 3

Температурные зоны

Элементы режима работы

I

II

Ш

IV

Тракторы с навесным экскаваторным оборудованием с ковшом вместимостью 0,25 м3

Количество нерабочих дней в году

192

240

246

258

В том числе по причинам:

праздничные и выходные дни

112

112

112

112

перебазировка машин

20

20

19

18

метеорологические причины

47

96

103

117

непредвиденные причины

8

8

8

8

техническое обслуживание

5

4

4

3

Количество дней работы в году

173

125

119

107

Среднесуточное время работы, ч

16,4

16,4

16,4

16,4

Количество часов рабочего времени в году

2835

2050

1950

1755

Примечание. Коэффициент перехода от сменного рабочего времени к моточасам принят 0,41.

13

Таблица 4

Температурные зоны

Элементы режима работы

I

II

III

IV

V

Скреперы

Количество нерабочих дней в году В том числе по причинам: праздничные и выходные дни перебазировка машин метеорологические причины непредвиденные причины техническое обслуживание Количество дней работы в году Среднесуточное время работы, ч Количество часов рабочего времени в году

189

234

239

251

112

112

112

112

6

6

5

4

47

96

103

117

8

8

8

8

16

12

11

10

176

131

126

114

16,4

16,4

16,4

16,4

2890

2150

2065

1870

261

112

4

129

8

8

104

16,4

1705

Примечания: 1. Продолжительность технического обслуживания определена применительно к прицепным скреперам с ковшом вместимостью 8 м3.

% Коэффициент перехода от сменного рабочего времени к моточасам принят 0,74*

Таблица 5

Температурные зоны

Элементы режима работы

I

II

III

IV

V

VI

Бульдозеры

Количество нерабочих дней в году

В том числе по причинам:

157

159

160

162

167

183

праздничные и выходные дни

112

112

112

112

112

112

перебазировка машин

7

7

6

6

5

5

метеорологические

причины

6

9

11

14

20

38

непредвиденные причины

8

8

8

8

8

8

техническое обслуживание и ремонт

20

19

19

19

19

17

доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта

4

4

4

3

3

3

14

Продолжение Табл. 5

Температурные зоны

Элементы режима работы

1

II

Ш

IV

V

VI

Количество дней работы в году

208

206

205

203

198

182

Среднесуточное время работы, ч

16,4

16,4

16,4

16,4

16,4

16,4

Количество часов рабочего времени в году

3410

3380

3360

3330

3250

2985

Примечания: 1. Продолжительность технического обслуживания и ремонта определена применительно к бульдозерам на тракторах класса тяги 10 т.

2. Коэффициент перехода от сменного рабочего времени к моточасам принят 0,44.

Таблица 6

Температурные зоны

Элементы режима работы

I

II

IIIJ

IV

V

Автогрейдеры

Количество нерабочих дней в ГОДУ

В том числе по причинам:

180

227

233

246

258

праздничные и выходные дни

112

112

112

112

112

перебазировка машин

5

5

4

4

4

метеорологические причины

47

96

103

117

129

непредвиденные причины

8

8

8

8

8

техническое обслуживание

8

6

6

5

5

Количество дней работы в году

185

138

132

119

107

Среднесуточное время работы, ч

16,4

16,4

16,4

16,4

16,4

Количество часов рабочего времени в году

3035

2265

2165

1950

1755

Примечания: 1. Годовой режим работы автогрейдеров рассчитан применительно к использованию их на земляных работах.

2.    При использовании автогрейдеров в зимнее время на расчистке дорог и других работах количество часов (дней) рабочего времени соответственно увеличивается.

3.    Продолжительность технического обслуживания и ремонта определена применительно к автогрейдерам среднего типа.

4.    Коэффициент перехода от сменного рабочего времени к моточасам принят 0,45.

15

Температурные зоны

Элементы режима работы

1

II

III

IV

V

VI

Автомобильные краны грузоподъемностью до 10 т

Количество нерабочих дней в году

В том числе по при* чинам:

156

158

159

163

166

182

праздничные и выходные дни

112

112

112

112

112

112

перебазировка машин

12

12

11

12

11

10

метеорологические

причины

6

9

11

14

20

38

непредвиденные причины

8

8

8

8

8

8

техническое обслуживание и ремонт

13

13

13

13

12

11

доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта

5

4

4

4

3

3

Количество дней работы в году

209

207

206

202

199

183

Среднесуточное время работы, ч

16,4

16,4

16,4

16,4

16,4

16,4

Количество часов рабочего времени в году

3430

3395

3380

3310

3265

3000

Примечания: 1. Продолжительность технического обслуживания и ремонта определена применительно к кранам грузоподъемностью 10 т.

2. Коэффициент перехода от сменного рабочего времени к моточасам принят 0,22.

Таблица 8

Температурные зоны

Элементы режима работы

I

II

III

IV

V

VI

Автомобильные краны грузоподъемностью более 10 т

Количество нерабочих дней в году

Б том числе по причинам:

152

154

155

158

161

праздничные и выходные дни

112

112

М2

112

112

перебазировка машин

7

7

6

6

5

Температурные зоны

Элементы режима работы

I

11

III

IV

V

VI

метеорологические

причины

5

8

10

13

19

37

непредвиденные причины

7

7

7

7

7

7

техническое обслуживание и ремонт

16

16

16

16

15

14

доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта

5

4

4

4

3

3

Количество дней работы

213

211

210

207

204

187

в году

Среднесуточное время работы, ч

16,4

16,4

16,4

16,4

16,4

16,4

Количество часов раоо-чего времени в году

3495

3460

3445

3395

3345

3065

Примечания: I. Продолжительность технического обслуживания и ремонта определена применительно к кранам грузоподъемностью 16 т.

2. Коэффициент перехода от сменного рабочего времени к моточасам принят 0,25.


Таблица 9

Температурные зоны

Элементы режима работы

1

II

III

IV

V

VI


Краны на пневмоколесном ходу

Количество нерабочих дней в году

В том числе по причинам:

160

162

163

166

169

праздничные и выходные дни

112

112

112

112

112

перебазировка машин

7

7

6

6

5

метеорологические

причины

6

9

11

14

20

непредвиденные причины

8

8

8

8

8

техническое обслуживание и ремонт

22

22

22

22

21

доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта

5

4

4

4

3

185


112

5

38

8

19

3


17


Температурные зоны

Элементы режима работы

I

I!

ill

IV

V

VI

Количество дней работы в году

205

203

202

199

196

180

Среднесуточное время работы, ч

16.4

16,4

16,4

16,4

16,4

16,4

Количество часов рабочего времени в году

3360

3330

3310

3265

3215

2950

Примечания: 1. Продолжительность технического обслуживания и ремонта определена применительно к кранам грузоподъемностью 25 т.

2. Коэффициент перехода от сменного рабочего времени к моточасам принят 0,33.

Таблица 10

Температурные зоны

Элементы режима работы

I

II

III

IV

V

VI

Гусеничные краны

Количество нерабочих дней в году

В том числе по причинам:

161

163

163

166

169

186

праздничные и выходные дни

112

112

112

112

112

112

перебазировка машин

5

5

4

4

3

3

метеорологические

причины

6

9

11

14

20

38

непредвиденные причины

8

8

8

8

8

8

техническое обслуживание и ремонт

24

23

23

23

22

21

доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта

6

6

5

5

4

4

Количество дней работы в году

204

202

202

199

196

179

Среднесуточное время работы, ч

16,4

16,4

16,4

16,4

16,4

16,4

Количество часов рабочего времени в году

3345

3310

3310

3265

3215

2935

Примечания: 1. Продолжительность технического обслуживания и ремонта определена применительно к кранам грузоподъемностью 25 т.

2. Коэффициент перехода от сменного рабочего времени к моточасам принят 0,33.

18

центральный научно-исследовательский

И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ, МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ (ЦНИИОМТП) ГОССТРОЯ СССР

Рекомендации

по определению годовых режимов работы и эксплуатационной производительности строительных машин

Москва Стройиздат 1982

Таблица 11

Температурные зоны

Элементы режима работы

I

II

Ш

IV

V

VI

Башенные краны

Количество нерабочих дней в году

В том числе по причинам:

166

170

176

177

191

229

праздничные и выходные дни

112

112

112

112

112

112

перебазировка машин

20

20

20

20

20

20

метеорологические

причины

8

12

19

21

36

78

непредвиденные причины

8

8

8

8

8

8

техническое обслуживание и ремонт

13

13

12

12

12

9

доставка в ремонт и обратно, а также ожидание ремонта

5

5

5

4

3

2

Количество дней работы в году

199

195

189

188

174

136

Среднесуточное время работы, ч

16,4

16,4

16,4

16,4

16,4

16,4

Количество часов рабочего времени в году

3265

3200

3100

3085

2855

2230

Примечания: 1. Продолжительность технического обслуживания и ремонта определена применительно к кранам с грузовым моментом 100 т/м.

2. Коэффициент перехода от сменного рабочего времени к моточасам принят 0,4.

Таблица 12

Температурные зоны

Элементы режима работы

I

1!

Ill

IV

V

VI

Одноковшовые погрузчики

Количество нерабочих дней в году

В том числе по при

149

152

153

155

161

чинам:

праздничные и выходные дни

112

112

112

112

112

перебазировка машин

10

10

9

9

8

УДК 69.002.51,004.


Рекомендовано к изданию отделом механизации строительства Госстроя СССР.

Рекомендации по определению годовых режимов работы и эксплуатационной производительности строительных машин/Центр. н.-н. и проект.-эксперим. ин-т организации, механизации и техн. помощи стр-ву Госстроя СССР. — М.: Стройиздат, 1982. — 40 с.

Разработаны к главе СНиП ПЫ-76 «Организация строительного производства» взамен «Методических указаний по определению годовых режимов работы и эксплуатационной производительности строительных машин», утвержденных Госстроем СССР 19 сентября 1968 г, и «Методики расчета плановых показателей использования строительных и дорожных машин по времени и производительности», разработанной ЦНИИОМТП Госстроя СССР.

Содержит методику и исходные данные для расчета годовых режимов работы строительных машин, примеры расчета и возможные годовые режимы для основных строительных машин.

Для инженерно-технических работников, занятых в сфере эксплуатации строительных машин.

Табл. 21.

Разработаны ЦНИИОМТП Госстроя СССР.

Исполнители — В. И, Шафранский (Госстрой СССР), Е. К. Малолетков (ЦНИИОМТП Госстроя СССР).


р


3204010000—325


047(01)—82


Инструкт.-нормат., II вып. — 69—80


© Стройиздат, 1982


I. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1.    Режим работы строительных машин определяет продолжительность рабочего времени и перерывов в работе машин за соответствующий период календарного времени.

Рабочее время машин включает продолжительность выполнения операций технологического процесса производства работ, передвижения машины своим ходом по фронту работ (в пределах одного строительного объекта) или с одного объекта на другой (в пределах строительной площадки), технологических перерывов в работе машин, подготовки машины к работе в начале смены и сдачи ее в конце смены и технического обслуживания машин в течение смены.

1.2.    Разрабатывают годовые, суточные и сменные режимы работы машин. В необходимых случаях режимы могут разрабатываться и на другие периоды календарного времени года.

1.3.    Определение годового режима работы машин предусматривает распределение календарного времени на рабочее время и время, когда машина по тем или иным причинам не работает (техническое обслуживание, ремонт, перемещение с одного объекта на другой, монтаж или демонтаж и др.). В годовом режиме учитываются только целосменные перерывы в работе машин.

Годовой режим работы определяется на среднесписочную машину по каждой группе или каждому виду машин.

Фактическое количество среднесписочных машин определяется в соответствии с указаниями Инструкции о порядке составления и представления отчета о механизации строительства и использовании строительных машин по форме № 1-НТ (строит.), утвержденной ЦСУ СССР.

1.4.    Суточный режим определяет количество смен работы машин в течение суток. Сменность (количество смен) работы определяется как средняя величина на один машино-день (сутки).

2. РАСЧЕТ ГОДОВОГО РЕЖИМА РАБОТЫ МАШИН

2.1.    Годовые режимы работы строительных машин должны разрабатываться применительно к конкретным условиям эксплуатации в организациях, использующих строительные машины (трест или управление механизации, специализированный трест или управление и т. п.).

2.2.    Годовой режим работы машин может быть определен в днях (сутках), сменах и часах рабочего времени.

Расчет годового режима работы машин заключается в определении количества дней (смен, часов):

работы машин в году;

перерывов в работе по различным причинам.

2.3.    Годовой режим использования машины Гда в общем виде может быть представлен следующим выражением:

Т’дн = Д 4- Дп 4* Лир + Дм 4- Д\\ 4- До 4- Дрем*    (О

3

где Д — количество рабочих дней машины в году;

Дв — праздничные и выходные дни;

Дар — время, затрачиваемое на перебазировку машин (время на демонтаж, перевозку и монтаж машин на новом месте работы);

Дм — перерывы в работе, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями, при которых машины не могут работать;

Дв — непредвиденные перерывы в работе машин;

До — время, затрачиваемое на доставку машин на ремонтное предприятие и обратно, а также время ожидания ремонта;

Дрем — время нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте.

2.4.    Количество рабочих дней машины в году определяется путем исключения из календарного времени года дней перерывов в работе машины по всем причинам, т. е.

Д — 365 — (Дв + Дпр "h Дм “I" Дн “Ь До “Ь Дрем)*    (-)

2.5.    Количество праздничных и выходных дней Дв принимается по календарю, а при работе машинистов по скользящему графику — на основании графиков, принятых в данной организации.

2.6.    Количество дней, затрачиваемых на перебазировку машин в течение года (Дпр), определяется на основании данных о количестве и территориальном размещении строящихся объектов, продолжительности их строительства, а также данных о фактическом количестве и продолжительности перебазировок машин за предшествующий отчетный период. При этом учитываются намечаемые на планируемый период изменения структуры работ, количества и размещения объектов и мероприятия, сокращающие продолжительность перебазировки. При определении продолжительности перебазировок машин могут быть использованы данные, приведенные в прнл. I (табл. 1—6).

Примечание. При расчете режимов использования самоходных колесных машин, которые имеют постоянную стоянку на эксплуатационной базе строительной организации, время, затрачиваемое ежедневно на переезды к месту работы и обратно (при расстояниях не более 25—30 км), учитывают в составе сменного лабо-чего времени и в затраты времени на перебазировку не включают.

2.7.    Перерывы в работе машин, связанные с неблагоприятными метеорологическими условиями Дм, определяются на основании данных соответствующих районных управлений Гидрометеослужбы.

Примечание. В табл. 7 прил. 1 приведены данные Гидрометеослужбы по отдельным географическим пунктам о количестве дней в году с неблагоприятными метеорологическими условиями, влияющими на продолжительность рабочего времени машин.

2.8.    В составе годового режима на основании рассмотрения данных о причинах фактических целодневных простоев может быть зарезервировано время на перерывы в работе машин по непредвиденным причинам и содержание резерва машин (Дн), продолжительность которых не должна превышать 3% календарного времени за вычетом праздничных и выходных дней.

2.9.    Время, затрачиваемое на доставку машин на ремонтное предприятие и обратно, а также время ожидания ремонта До опре-

4

деляется на основании данных о фактических затратах времени на эти цели, приходящихся на одну среднесписочную машину с учетом возможного изменения в планируемом периоде количества ремонтов и места их проведения.

2.10.    Время нахождения машины в техническом обслуживании и ремонте Дрен определяется по формуле

„    (Дк    —    Дп)Кс*ЛснРч

Лрем^ , | п Р    '    W

где Дк — количество календарных дней в году;

Дп — сумма дней перерывов в работе машин по всем причинам, кроме перерывов для технического обслуживания и ремонта

(Дв “1" Дпр + Дм Дн И- До)!

/Сем — количество смен (коэффициент сменности) работы в сутки;

Псм — продолжительность смены в часах;

Рч — количество дней нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте в расчете на 1 ч сменного рабочего времени машины.

2.11.    Количество смен работы машины в сутки (коэффициент сменности /Сем) определяется с учетом требований технологии производства работ и фактически достигнутой сменности, учитывающей конкретные условия эксплуатации машин в организации, для которой разрабатываются годовые режимы работы.

2^СМ.М^К^ к


Ксм.р —


(4)


мт


Фактический средний коэффициент сменности для группы (вида) машин рассчитывается исходя из данных первичного учета о количестве машин, работавших с различной сменностью в рабочие дни соответствующего календарного периода времени по следующей формуле:

где Кем.м — коэффициент сменности — количество смен работы отдельных групп машин в день (сутки);

Мц,— среднесписочное количество машин, работавших со сменностью, равной соответствующей величине /Сем;

Гк — количество дней работы данной группы машин с одинаковой сменностью;

М — общее среднесписочное количество работавших машин;

Т — количество дней, отработанных машинами в соответствующем периоде, за который определяется средний коэффициент сменности.

2.12. Тресты и управления механизации при разработке годовых режимов коэффициент сменности на планируемый период должны определять исходя из необходимости:

соблюдения проектов производства работ и технологии строительства ;

обеспечения требований обслуживаемых ими организаций для выполнения работ в установленные сроки—-в увязке со сменностью работы самих строительных организаций;

5

повышения коэффициента сменности в целях лучшего использования строительной техники.

2—12

Увеличение сменности работы машин, предусматриваемое на планируемый период, должно обеспечиваться разработкой и осуществлением необходимых организационно-технических мероприятий*

2.13.    Продолжительность смены в часах Г1Сш принимается согласно режиму, установленному для данной организации в соответствии с действующим законодательством.

2.14.    Количество дней нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте в расчете на 1 ч сменного рабочего времени Рч определяется расчетом по формуле


Рч


S


к«


(5)


где /(тор — количество технических обслуживаний и ремонтов каждого вида машин за один ремонтный цикл;

П — продолжительность одного технического обслуживания и ремонта соответствующего вида машин в рабочих днях;

Цы — продолжительность ремонтного цикла в моточасах;

Кп — коэффициент перехода от сменного рабочего времени к наработке в моточасах.

2.15. Значения величин /(тор, П и Цм принимают по данным Рекомендаций по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин (М., Стройиздат, 1978).

Коэффициент Кп (в указанных Рекомендациях назван коэффициентом внутрисменного использования) определяется по каждой организации, для которой рассчитывают режимы работы машин делением величины наработки машин в часах (моточасах) на продолжительность сменного рабочего времени, в течение которого она была достигнута в машино-часах.

Наработка машин определяется в соответствии с указаниями вышеназванных Рекомендаций. Наработка и сменное рабочее время определяются в расчете на среднесписочную машину данного типоразмера, как среднеарифметические величины фактических данных за базовый период. Для планируемого периода величина Кп может корректироваться исходя из намечаемых мероприятий по улучшению использования машин.

Расчет величины Рч для машин, по которым отсутствуют данные в Рекомендациях, осуществляется на основании показателей, содержащихся в эксплуатационной документации заводов-изготови-телей и фактических сведений по аналогичным машинам.

Если в конкретных условиях эксплуатации фактическая продолжительность нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте меньше, чем это предусмотрено в указанных Рекомендациях, величина Рч должна исчисляться из фактических данных с учетом дальнейшего сокращения затрат времени на техническое обслуживание и ремонт машин за счет совершенствования технологии и организации этих работ.

Для упрощения расчетов при определении количества дней нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте, приходящихся на один час сменного рабочего времени Яч, могут быть использованы данные табл. 8 прил. 1, в которой приведена продолжительность технического обслуживания и ремонта в расчете на один



6


Министерства и ведомства при отсутствии фактических отчетных данных о наработке машин в подведомственных организациях для выполнения укрупненных расчетов по определению продолжительности нахождения машин в техническом обслуживании и ремонте могут пользоваться усредненными значениями коэффициентов (/Си), приведенными в табл. 9 прил. 1.

(6)

2.16. При определении величины Рч на среднесписочную машину для расчета времени нахождения машин в техническом обслужива* нии и ремонте (Дрем) по формуле (3) данные по отдельным типоразмерам машин усредняют расчетом по формуле

Рч.С9- 1(Ю    .

где Рч —время нахождения машины (данный типоразмер) в техническом обслуживании и ремонте в расчете на 1 ч сменного рабочего времени;

Уп — удельный вес машин данного типоразмера в парке, %.

При определении режимов работы для небольшого парка менее 15 одноименных машин затраты времени на текущий и капитальный ремонты рекомендуется определять для каждой машины с учетом фактически отработанного количества часов.

2.17. При определении продолжительности перерывов в работе машин по различным причинам рекомендуется учитывать возможность сокращения их за счет совмещения перерывов во времени.

Дни с неблагоприятными метеорологическими условиями могут совпадать с выходными и праздничными днями. Продолжительность перерывов в работе машин в связи с выходными днями может быть уменьшена за счет введения скользящего графика работы машинистов. Перерывы в работе для технического обслуживания машин могут быть сокращены за счет организации проведения его в выходные дни или в нерабочие смены.

Порядок расчета сокращения продолжительности перерывов в работе машин в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями при совпадении их с выходными и праздничными днями приведен в примечании к табл. 7 прил. 1 и в примере расчета годового режима работы одноковшовых экскаваторов (прил. 2).

2.18. Количество часов рабочего времени машины в течение года 74 определяют умножением числа рабочих дней в году на коэффициент сменности и продолжительность смены в часах

ТЧ = ДКСНПСЧ.    (7)

Количество часов рабочего времени машины в течение года Тч может быть рассчитано и без предварительного определения числа рабочих дней. В этом случае Тч определяется по формуле

(Л* *Д») ^СмЯсМ    Q

* 4    \    А    К    П    Р    ^

I "Г Л СМУ1 СМ* Ч

7

Обозначение величин приведено в п. 2.10.

2*

3. РАСЧЕТ ГОДОВОЙ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ МАШИН

3.1.    Годовая эксплуатационная производительность (выработка) на среднесписочную машину определяется на основании данных годового режима работы машины и ее среднечасовой эксплуатационной производительности по формуле

^э.год “ 7*цН9.ЧКв    (9)

где #8.год — годовая эксплуатационная производительность (выработка) машины;

Тч — количество часов рабочего времени в году;

П 9.ч — среднечасовая эксплуатационная производительность машины;

Кв — коэффициент использования внутрисменного времени.

3.2.    Количество часов рабочего времени в году определяется на основании годового режима, рассчитанного в соответствии с рекомендациями, изложенными в пп. 2.1—2.13.

3.3.    Среднечасовая производительность машины /7Э.Ч при выполнении данного вида работ определяется на основании Единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР) с учетом коэффициентов на условия производства работ (см. Общую часть к ЕНиР).

Примечание. При расчете годовой эксплуатационной производительности машины на принятую единицу основного параметра (1 м3 емкости ковша, 1 т грузоподъемности и т. п.) часовая эксплуатационная производительность (Лэ.час), принятая по ЕНиР, пересчитывается на соответствующую единицу основного параметра машины.

3.4.    Коэффициент использования внутрисменного времени К* определяется на основании данных систематических наблюдений нормативно-исследовательских станций или оперативных данных (сменных рапортов) о внутрисмеиных потерях рабочего времени по организационным причинам, за исключением потерь, входящих в рабочее время машин (см. п. 1.1) и учтенных в сборниках ЕНиР.

3.5.    Среднечасовая производительность среднесписочной машины может быть также определена на основании данных о фактическом количестве часов рабочего времени и выполненном объеме работ за отчетный период. Полученную при этом производительность машины следует корректировать для планируемого периода с учетом намеченных мероприятий по улучшению внутрисменного использования машин.

В этом случае при расчете годовой эксплуатационной производительности по формуле (9) коэффициент внутрисменного использования Кв не учитывается.

При расчете годовой эксплуатационной производительности на планируемый период величину коэффициента фактического внутрисменного использования корректируют с учетом мероприятий по улучшению внутрисменного использования машин.

6