Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

86 страниц

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Содержит основные положения по организации и порядку хранения, выдачи, учету топлива и смазочных материалов и их экономии при эксплуатации строительных и дорожных машин, а также основные положения по охране труда и пожарной безопасности при работе с нефтепродуктами

  Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Хранение, выдача и учет ТСМ

3. Экономия топливосмазочных материалов

4. Сбор отработанных нефтепродуктов

5. Организация и эксплуатация складов ТСМ

6. Организация контроля качества ТСМ

7. Транспортирование ТСМ

8. Техническое обслуживание и ремонт оборудования складов ТСМ

9. Обязанности головных организаций строительных министерств и ведомств по рациональному расходованию ТСМ

10. Поощрение за экономию ТСМ

11. Охрана труда и пожарная безопасность

Приложение 1. Применяемость топлив для строительных машин

Приложение 2. Основные показатели качества ТСМ

Приложение 3. Способы измерения количества топливосмазочных материалов, хранение и выдаче

Приложение 4. Перечень основных форм документов межведомственного применения по приему, хранению, выдаче и отчетности по использованию ТСМ на эксплуатацию строительных и дорожных машин

Приложение 5. Требования к подготовке автоцистерн при заполнении топливом и маслами

Приложение 6. Примерный перечень организационно-технических мероприятий по упорядочению расходования и экономии топливосмазочных материалов при эксплуатации строительно-дорожных машин

Приложение 7. Нормативные материалы по хранению и использованию топлива и смазочных материалов

Показать даты введения Admin

Рекомендации

по хранению, выдаче, учету топлива и смазочных материалов и их экономии при эксплуатации строительных и дорожных машин

ёи

Москва 1986

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ, МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ (ЦНИИОМТП) ГОССТРОЯ СССР

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ХРАНЕНИЮ, ВЫДАЧЕ, УЧЕТУ ТОПЛИВА И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИХ ЭКОНОМИИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДОРОЖНЫХ МАШИН

МОСКВА СТРОИИЗДАТ 1986

максимальная механизация технологических операций, характерных для склада ТСМ (прием, выдача, перекачивание и т. п.);

предотвращение смешивания, загрязнения, обводнения и потерь топлива.

2.29.    Территория, помещения и оборудование складов должны содержаться в надлежащем порядке.

2.30.    Вход и присутствие посторонних лиц на территории и в помещениях склада ТСМ запрещаются.

2.31.    Склад в нерабочее время должен быть под охраной.

2.32.    Склад ТСМ должен иметь паспорт, составленный организацией по установленной форме с отметкой Госнефтеинспекции, Гос-пожарнадзора и Госсанинспекции о разрешении на эксплуатацию склада ТСМ. Разрешение на эксплуатацию склада устанавливается указанными органами на определенный срок (до 5 лет), после чего разрешение необходимо продлить (возобновить).

2.33.    В помещении склада ТСМ должны быть созданы условия для нормальной работы обслуживающего персонала склада в соответствии с санитарными нормами и надлежащего хранения документации.

2.34.    На складе ТСМ организации должна быть следующая документация:

паспорт склада;

инструкция по использованию ТСМ; таблица взаимозаменяемости масел;

таблицы значений плотности топлива в зависимости от изменений температуры;

таблицы переводов объемов в массу топлива; паспорта емкостей и калибровочные таблицы на них; схема расположения емкостей склада с указанием объема, наименования и марки топлива или масла, для которых они предназначены, топливо- и маслораздаточных колонок с указанием их инвентарного обозначения;

формуляры или технические паспорта на установленное на складе оборудование;

журнал учета ремонта и государственной проверки оборудования;

инструкции по общей технике безопасности, пожарной безопасности и мерам безопасности при обращении с этилированным бензином при его приеме, хранении и выдаче; плакаты по технике безопасности; положение о складе ТСМ и должностные инструкции.

Основные из документов вывешиваются на рабочем месте в помещении склада ТСМ.

2.35.    Количество и типы резервуаров и тары, средств перекач-

10

ки и заправки топлив и масел, а также другого оборудования склада определяются табелем оборудования склада ТСМ с учетом обеспечения текущей потребности организации и создания необходимых запасов ТСМ.

2.36.    ТСМ должны храниться на складе в горизонтальных и вертикальных резервуарах. Небольшие партии ТСМ допускается хранить в бочках или мелкой таре, предназначенной для хранения топлива и масел одной марки. Смазки хранят в таре поставщика.

2.37.    На каждом наземном резервуаре должна быть четкая надпись с указанием номера, вместимости и марки ТСМ, для хранения которого резервуар предназначен.

2.38.    Бензин, дизельное топливо, масла моторные, трансмиссионные, специальные, антифриз, тормозные жидкости должны храниться раздельно по маркам. Смешение ТСМ разных марок запрещается.

2.39.    Резервуары для хранения ТСМ в зависимости от способа их установки (подземные, полуподземные, наземные) должны быть оснащены оборудованием (арматурой), руководствуясь правилами по эксплуатации металлических резервуаров для нефтепродуктов и их ремонту (см. прил. 7, п. 8).

Горизонтальные наземные резервуары оборудуют крышкой горловины, замерным люком, огневым предохранителем, дыхательным клапаном, приемо-раздаточной трубой с задвижкой или краном, водогрязеспускной пробкой. На резервуарах для хранения масел дыхательный клапан и огневой предохранитель на крышке горловины могут быть заменены на вентиляционную трубу с фильтрующей набивкой, предотвращающей попадание в резервуар механических примесей.

2.40.    Резервуары для хранения одинаковых сортов ТСМ соединяют единой системой трубопроводов (с коллектором) и вентилями (задвижками). Обвязка резервуарного парка должна исключать возможность смешивания топлива и масел различных марок в процессе их приема, хранения и выдачи. При этом должна быть обеспечена возможность внутрискладских перекачек ТСМ для полного или частичного опорожнения резервуаров.

2.41.    Резервуары и тару заполняют с учетом возможного теплового расширения наливаемых в них ТСМ. Вертикальные и горизонтальные резервуары заполняют на 95 % вместимости, а бочки не доливают на 5—7 см до нижней кромки заливной горловины.

2.42.    На складе ТСМ устанавливают раздаточные резервуары под бензин и дизельное топливо вместимостью 5—25 м3. Из раздаточных резервуаров производят заправку машин с помощью топливораздаточных колонок. Для предохранения от попадания грязи и воды из резервуаров в баки машин при их заправке следует

11

в раздаточных резервуарах устанавливать плавающие топливо-приемники.

2.43.    Каждый резервуар или группу резервуаров при надземном расположении оборудуют металлической лестницей и площадкой у горловины. Наружную поверхность резервуаров окрашивают в белый и другие светлые тона.

2.44.    Надземный резервуарный парк склада ТСМ должен иметь обвалование с ливневой канализацией и бензомаслоуловителем. Топ-лнвомаслораздаточные колонки располагают на специальном заправочном островке, вокруг которого должна быть площадка с твердым покрытием и бензо маслоуловителем, обеспечивающим сбор» ливневых вод и случайно разлитых нефтепродуктов с площадки, которая примыкает к заправочному островку.

2.45.    Резервуары и тара, используемые для хранения ТСМ* должны содержаться в исправном состоянии (не иметь подтеков* отпотин и подобных дефектов), не допускать обводнения (за счет попадания атмосферных осадков, сточных и подпочвенных вод) и загрязнения ТСМ (песком или другими механическими примесями). Сливные и замерные устройства резервуаров кроме момента выполнения технологических операций слива и замера ТСМ должны быть постоянно и герметично закрыты.

2.46.    Ответственность за исправное состояние резервуаров, оборудования и тары для хранения и выдачи ТСМ возлагают на лиц* назначенных приказом по организации.

2.47.    Запрещается эксплуатация резервуаров без наличия калибровочных таблиц, мерных линеек и других мерных средств, а также резервуаров, не оснащенных устройствами слива, запорной и предохранительной арматурой.

2.48.    Для предотвращения смешивания несовместимых ТСМ* хранимых в бочках, торцы бочкотары (постоянно используемой в организации) со стороны пробок окрашивают в разные либо комбинированные цвета и наносят в центре торца бочки масляной краской белого или черного цвета марку ТСМ. В случае бокового расположения пробки окраску и обозначение наносят на оба торца. Окраску приемораздаточного оборудования складов ТСМ (стояки* топливомаслораздаточные колонки и т. п.) рекомендуется производить также в разные цвета с обозначением на них марок выдаваемых ТСМ.

2.49.    Масла, консистентные смазки и специальные жидкости, затаренные в бочки, бидоны и другие емкости, должны храниться в специально оборудованных для этих целей помещениях (масло-склады или кладовые). Бочки при хранении рассортировывают по маркам ТСМ и складируют пробками вверх. При этом у каждой партии устанавливается табличка с наименованием и маркой хра-

12

нимого нефтепродукта. Обозначения на бочках с наименованием ТСМ и весом продукта должны быть направлены в одну сторону, обеспечивая удобное чтение надписей. Расположение бочек и бидонов должно обеспечивать при необходимости возможность регулярного осмотра и удаления их из склада. Металлические бочки должны быть закрыты только металлическими пробками с прокладками.

2.50.    Порожнюю тару из-под нефтепродуктов (бочки, бидоны и пр.) хранят в помещении, под навесом или на открытых площадках отдельно от емкостей с ТСМ. Хранение порожней тары на открытых площадках и на земле без подкладок не допускается. При наличии стеллажей порожнюю тару разрешается хранить не более чем в четыре яруса. Порожние металлические бочки хранятся с завернутыми металлическими пробками, а деревянные бочки — раскупоренными. Перед складированием бочек на хранение они должны быть зачищены (промыты).

2.51.    Резервуары и тара, предназначенные для храпения ТСМ, периодически подвергаются очистке от загрязнений и отложений. Очистке подвергаются также резервуары при смене хранимого ТСМ. Очистка резервуаров и тары производится в соответствии с требованиями ГОСТ 1510-76 с изм.

Лицо, ответственное в соответствии с приказом руководителя организации за техническое состояние складов ТСМ, руководит работами по очистке резервуаров и отвечает за выполнение мероприятий по пожарной безопасности и технике безопасности по правилам производства указанных работ. Одновременно с очисткой производится проверка технического состояния резервуаров и тары. При обнаружении повреждений или других дефектов заполнение резервуаров и тары запрещается до их устранения.

2.52.    Специальные жидкости (антифриз и тормозные) вследствие их токсичности и гигроскопичности должны храниться отдельно от остальных нефтепродуктов в плотно закрытой таре в отдельном помещении склада. Все сливные, наливные и воздушные отверстия в таре пломбируются. Тара со специальными жидкостями и порожняя тара из-под них должна иметь несмываемую надпись «ЯД». Специальные жидкости, бывшие в употреблении, хранятся отдельно от свежих жидкостей.

2.53.    Количество ТСМ, хранящихся в резервуарах, определяют замером метроштоком с последующим вычислением по калибровочным таблицам, составляемым на каждую емкость при сдаче ее в эксплуатацию. Калибровочные таблицы составляются, утверждаются и хранятся согласно положению, утвержденному вышестоящей организацией.

13

2.54.    Количество ТСМ в бочках, бидонах и другой мелкой таре определяют, как правило, весовым методом.

3—il50

2.55.    Снятие фактических остатков топлива и смазочных материалов, хранящихся на складах ТСМ организации, производится на начало каждого месяца комиссией, назначаемой приказом по организации. Комиссия обязана также производить проверки по снятию остатков ТСМ. Снятие фактических остатков производится также при передаче склада ТСМ другому ответственному лицу. Обнаруженные излишки оприходуются, а при недостаче принимается решение руководителя организации в зависимости от причин перерасхода.

Выдача ТСМ и заправка машин

2.56.    Выдача ТСМ для заправки машин и автомобилей производится натурой со склада ТСМ организации или по талонам организации на автозаправочных станциях Главнефтеснаба или по другой форме (на кредитной основе).

2.57.    Выдача топлива натурой на складе ТСМ организации должна производиться только на основании путевого листа, предъявляемого механизатором (водителем) заправщику склада.

В путевом листе установленной формы (типовые межведомственные формы № ЭСМ-2, 4*с, 4-п, 4-м) диспетчером указывается количество горючего в литрах, разрешенного к выдаче. В указанных пределах заправщик отпускает топливо в литрах и записывает это в ведомости учета выдачи топлива и смазочных материалов (заправочная ведомость, лимитно-заборная карта каждого механизатора, раздаточная ведомость № авто-11) в тех же единицах измерения по графам, соответствующим маркам ТСМ, В ведомости должен расписаться механизатор (водитель) за полученные им ТСМ, а в путевом листе — заправщик. Соблюдение правил выдачи ТСМ контролируют лица, назначенные приказом по организации.

2.58.    Выдача масел и смазочных материалов механизаторам (водителям) для заправки и дозаправки машин, как правило, не допускается. Заправку и дозаправку машин маслами и смазочными материалами следует производить при техническом обслуживании машин.

2.59.    Выдача масел и смазочных материалов для технического обслуживания и ремонта машин и технологического оборудования со склада организации производится на основании требований установленной формы (межведомственные формы № М-10, М-10а, М-11) или лимитно-заборных карт, оформленных и подписанных лицами, имеющими право давать разрешение на выдачу ТСМ.

Выдача ТСМ в посуду и способами, не исключающими потери н загрязнение нефтепродуктов, запрещается.

2.60.    Выдача ТСМ со склада организации и их количественное измерение производятся способом, методами и средствами, прошед-

14

шими проверку и допущенными к применению инспекцией Госстандарта.

Для более достоверного учета топлива и масел при выдаче со склада заправщик за время своего дежурства проверяет их плотность и температуру не менее трех раз в смену (в начале, середине и конце смены). Отбор проб для определения плотности топлива производится из выдаваемых емкостей в соответствии с требованиями ГОСТ 2517-80 с изм. «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб». Полученные результаты замеров заправщик заносит в ведомость (журнал отбора проб) произвольной формы с обязательным наличием в ней следующих граф; наименование емкости, из которой выдавалось топливо и брались пробы; наименование продукта; дата взятия пробы, плотность и та температура, которой соответствовала эта плотность, и среднеарифметическая плотность проведенных замеров, принимаемая как плотность отпущенного за смену топлива.

2.61.    Массу отпущенного нефтепродукта, выданного за смену в объемных единицах из одной партии, определяют умножением количества выданного продукта в литрах на среднюю плотность за смену. Массу отпущенного нефтепродукта из разных партий определяют аналогично для каждой партии отдельно, а затем суммц-* руют массу продукта, выданного из каждой партии.

2.62.    Общее количество топлива в литрах, отпущенного со склада ТСМ, на заправку машин организации, оформляемого месячной ведомостью учета выдачи топлива и смазочных материалов, переводится в массу по среднемесячной плотности продукта, определяемой по данным ежедневного замера.

2.63.    Выдача топлива и масел со склада ТСМ в автоцистерны, заправочные агрегаты и агрегаты технического обслуживания для обеспечения ежесменно не возвращающихся на базу машин непосредственно на строительных объектах должна производиться только через приемо-раздаточные стояки, топливо- и маслораздаточные колонки или с помощью мотопомп. Каждый стояк должен быть соединен с приемр-раздаточными резервуарами системой трубопроводов с вентилями и задвижками, позволяющими отпускать топливо из соответствующего резервуара. Приемо-раздаточное оборудование должно быть исправным и укомплектованным в соответствии с инструкцией по его эксплуатации. Не допускается заполнение автоцистерн и механизированных заправочных агрегатов выше тари-ровочной планки во избежание потерь топлива от расширения при нагреве.

2.64.    Заправщики (кладовщики) склада перед выдачей ТСМ в автоцистерны, топливомаслоэаправщики и другие механизированные заправочные агрегаты обязаны проверить отсутствие остатка.

15

ранее перевозимых ТСМ. Проверяют также на этих транспортных средствах исправность заземляющего устройства, наличие огнетушителя и другого пожарного инвентаря. При заполнении ТСМ автоцистерна должна быть заземлена. Отпуск ТСМ прекращают при выявлении течи в средствах выдачи ТСМ или в оборудовании автоцистерны.

2.65.    В баки машин, бочки и мелкую тару топливо отпускают только через раздаточные колонки, имеющие счетчики и раздаточные краны, а топливораздаточные колонки для дизельного топлива — дополнительно фильтры. Заправка машин открытым способом не допускается.

2.66.    Расфасованные в мелкую тару масла и смазки отпускают по массе, указанной на трафарете, с контрольным взвешиванием.

2.67.    Площадка для выдачи ТСМ в бочки, установленные в кузове автомобиля, должна располагаться от резервуарного парка на расстоянии в соответствии с требованиями техники безопасности и иметь твердое покрытие. Во время заполнения бочек двигатель автомобиля должен работать на малых оборотах.

2.68.    Заправщик, отпускающий ТСМ через раздаточные колонки, обязан следить за исправностью и нормальной работой колонок, требовать от водителей и машинистов соблюдения правил заправки машин и пожарной безопасности, периодически проверять правильность работы счетчиков колонок путем контрольного замера отпущенного топлива в калиброванные мерники. Топливо из мерника выдают в баки машин. Слив топлива из мерных емкостен, ведер и другой тары в резервуары запрещается во избежание загрязнения ТСМ в резервуарах.

2.69.    Заправка машин ТСМ на удаленных объектах производится на создаваемых пунктах заправки с помощью передвижных транспортных средств шофером-заправщиком в присутствии машиниста (водителя). Количество ТСМ в объемных единицах, отпущенное в баки машины, машинист (водитель) подтверждает своей подписью в заправочной ведомости, находящейся у шофера-заправ-щшеа. Одновременно количество полученного ТСМ вносится в путевой лист или сменный рапорт машиниста (водителя) за подписью шофера-заправщика.

В некоторых случаях может допускаться заправка машин на объекте в отсутствие машиниста (водителя) на рабочем месте. В этом случае шофер-заправщик обязан произвести замер остатка ТСМ в баках, заправить и внести в заправочную ведомость количество выданных ТСМ, сделать в ней отметку об отсутствии машиниста с указанием времени и поставить свою подпись.

2.70.    Количество выданных на складе организации ТСМ в передвижные заправочные средства для заправки машин на объек-

16

тах выявляется с помощью приборов учета. Выданное количество ТСМ с регистрацией в объемных единицах записывается заправщиком склада в заправочную ведомость подотчета шофера-заправщика или в отдельную книгу с графами, аналогичными заправочной ведомости, и подтверждается подписью шофера-заправщика. Одновременно кладовщик-заправщик выдает шоферу-заправщику общую заправочную ведомость для заправки машин на объектах. Как правило, предварительное оформление (заполнение) общей заправочной ведомости производит диспетчерская служба или производственный отдел организации с указанием наименования, местонахождения, инвентарного номера машины и фамилии машиниста.

2.71.    Шофер-заправщик ежедневно отчитывается перед кладов-щнком-заправщиком по заправочной ведомости о произведенной им выдаче ТСМ. Совместно определенный остаток в емкости топливозаправщика заносится в книгу (заправочную ведомость), в подотчет шоферу-заправщику под расписку (как переходящий остаток) или передается по смене. Возможен также возврат остатка на склад ТСМ.

2.72.    Кладовщик-заправщик в конце смены производит сверку и разноску в карточки учета (лимитно-заборные карты) расхода ТСМ на каждую машину количества нефтепродуктов, выданных на объекте согласно общей заправочной ведомости. В графе «Подпись получателя» указывается, что заправка произведена на объекте (номер ведомости, дата).

Заправочные ведомости с итогами расхода ТСМ за отчетный период (декадный, месячный) скрепляются вместе по участкам, подписываются заведующим складом (старшим кладовщиком) и начальником участка (мастером) по принадлежности машин и передаются в бухгалтерию организации.

2.73.    Выдача топлива по талонам для заправки машин производится на автозаправочных станциях общего назначения Глав-пефтеснаба.

2.74.    Выдача талонов машинисту (водителю) организации для заправки по ним машин производится в таком же порядке, как и выдача топлива в натуре. При этом на соответствующих документах, в том числе и на расходных документах учета ТСМ, делается отметка «Талоны». Заведующий или другое материально ответственное лицо склада ТСМ ведет количественный учет талонов на получение ТСМ в книге или карточках складского учета в порядке, установленном для учета нефтепродуктов.

Запрещается поручать одному и тому же лицу выдачу ТСМ натурой и в талонах.

2.75.    Ответственный за получение с нефтебазы талонов (в дальнейшем — старший раздатчик талинив) имеет право по требованию

17

или накладной, подписанной начальником службы эксплуатации и бухгалтером материального учета, передать под отчет другим, установленным приказом по организации сотрудникам (диспетчерам и другим лицам — в дальнейшем раздатчикам талонов) часть полученных талонов. Эти талоны выдаются машинистам (водителям), работающим в особых условиях (ночная смена, праздничные дни, удаленность от организации) в количестве, достаточном для выполнения установленного нм задания.

2.76.    Раздатчики талонов должны ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) отчитываться перед старшим раздатчиком за полученные и выданные талоны, а старший раздатчик не реже одного раза в пять дней отчитывается перед бухгалтерией организации за израсходованные талоны. Очередное получение талонов производится только после сдачи в бухгалтерию отчета о ранее выданных ему под отчет талонах.

2.77.    Старшим раздатчиком талоны выдаются машинисту (водителю) при наличии у них путевых листов с записью уполномоченным лицом (диспетчером) в строке «Выдать топливо» количества разрешаемого к выдаче топлива согласно сменному заданию. При этом количество выдаваемых талонов определяется с учетом остатка топлива в баке машины.

При длительных командировках определяется необходимое количество топлива, и уже на это количество выдаются талоны с отметкой в путевом листе. По возвращении водитель обязан сдать выдавшему лицу неиспользованные талоны. О возврате талонов делается запись в путевом листе в графе «Сдано» и в ведомости учета ТСМ (раздаточная, лимитно-заборная ведомость), но с изменением ее названия на ведомость возврата талонов. Талоны возврата не сдаются старшим раздатчикам, а записываются бухгалтерией ему в подотчет согласно ведомости возврата и выдаются машинистам (водителям) для последующей заправки.

Лицо, выдающее машинистам (водителям) талоны на топлива по путевым листам, записывает в путевой лист и ведомость учета количество выданного топлива по талонам, номера талонов и расписывается в путевых листах. Машинист (водитель), в свою очередь,, расписывается за полученные талоны в ведомости учета ТСМ.

На каждую марку топлива и масла ведется отдельная ведомость учета их выдачи.

2.78. Ответственный раздатчик талонов обязан проставлять на обратной стороне выдаваемых машинистам (водителям) талонов печать установленного образца с указанием наименования ограниза-ции, ее ведомственной принадлежности и срока действия талона. Просроченные и без печати организации талоны считаются недействительными, и по ним выдача ТСМ не производится. За недоста-

18

чу талонов виновные несут в установленном порядке материальную ответственность из расчета розничной стоимости ТСМ.

Купленные и не использованные организацией единые талоны в течение срока их действия (на основании письма Госснаба СССР, Госбанка СССР и согласования с Министерством финансов СССР от 29 марта 1979 г. № ВК-66-54/06053) обратно нефтесбытовыми организациями не принимаются и их стоимость не возмещается. Неиспользованные организацией единые талоны уничтожаются в установленном порядке в течение 10 дней после окончания срока их действия. До уничтожения талонов выясняются причины неиспользования талонов с целью предотвращения потерь топлива и принятия соответствующих мер к виновным.

2.79.    При выезде машины на объект (линию) механик контрольно-технического пункта КТП или отдела технического контроля ОТК проверяет наличие топлива в баке машины и в разделе путевого листа «Движение топлива» в графе «Остаток при выезде» записывает и удостоверяет своей подписью количество топлива.

По возвращении машины с объекта на базу организации механик КТП замеряет мерной линейкой топливо в баке машины и в разделе путевого листа заполняет графу «Остаток при возвращении» и расписывается под ней.

Периодически производится выборочный контроль правильности оформления и соответствия записей в путевых листах с соблюдением непрерывности учета и регистрации остатков топлива в баках машин. Контроль осуществляется работниками, назначенными приказом по организации.

2.80.    При работе на одной машине нескольких машинистов (водителей) учет расхода топлива каждым из них ведется отдельно, пропорционально времени работы (пробега) машины. При этом в конце рабочей смены должен производиться контроль остатка топлива в баке машины. Допускается при оформлении надлежащим образом документации на выполненный объем работ учитывать расход топлива по единому наряду с равной ответственностью за расход топлива.

2.81.    По договоренности с нефтебазой выдача ТСМ с автозаправочных станций может осуществляться не по единичным талонам, а по заправочным ведомостям (лимитно-заборным картам), которые в этом случае служат документами для расчетов. Может также применяться кредитная система оплаты отпуска ТСМ по кредитным жетонам.

Ведомость (лимитно-заборная карта) ведется на каждую марку нефтепродукта по форме, согласованной с территориальным управлением Госкомнефтепродукта. Машинист (водитель), получивший ТСМ, предъявляет путевой лист для уточнения фамилии получив-

19

Рекомендованы к изданию секцией механовооружения в строительстве Научно-технического совета ЦНИИОМТП Госстроя СССР.

Рекомендации по хранению, выдаче, учету топлива и смазочных материалов и их экономии при эксплуатации строительных и дорожных машин/ЦНИИОМТП.— М.: Стройиздат, 1986.—88 с.

Содержат основные положения по организации , и порядку хранения, выдачи, учету топлива и смазочных материалов и их экономии при эксплуатации строительных и дорожных машин, а также основные положения по охране труда и пожарной безопасности при работе с нефтепродуктами.

Для инженерно-технических работников организаций, занимающихся эксплуатацией строительных и дорожных машин.

Разработаны ЦНИИОМТП Госстроя СССР (кандидаты тех и. наук М. М. Киселев, В. Г. Вердииков|    инженеры А. Б. Иванова,

10. В. Комаров, Н. И. Минский, Г. В. Шалимов).

Табл. 23.

Нормативно-производственное издание ЦНИИОМТП ГОССТРОЯ СССР

Рекомендации по хранению, выдаче, учету топлива и смазочных материалов и их экономии при эксплуатации строительных и дорожных машин

Редакция инструктивно-нормативной литературы

Зля. редакцией Л. Г. Вальян Редактор Л. Д. Дудко Мл. редактор Л. Д. Козлова Тсхн. редактор Г. И. Орлова Корректор Г. Г, Морозовская

Н/К

Сдано в набор 24.02.86. Подписано в печать 29.04.86. Т-08189. Формат 84Х1081/». Бумага тип. № 2. Гарнитура «Литературная». Печать высокая. Уел. печ. л. 4,62. Уел. кр.-отт. 4.83. Уч.-изд. л. 5.59. Тираж 25 000 экз.

Мзд. № XII—1296 Заказ 56 Цена 30 кою.

Стройиздат, 101412, Москва, Каляевская, 23а

Московская типография № 13 ПО «Периодика» ВО «Союзполиграфпром» Госудраственного комитета СССР но делам издательств, полиграфии и книжной торговли

107005, Москва, Б-5, Денисовский пер., дом 30

р 3204010000—628 047(01)—86

Отпечатано в московской типографии № 8 В ГО «Союзучетиздат»

Инструкт.-нормат., 1 вып.— 91-87 © Стройиздат, 1986

шего ТСМ и названия организации, в которой числится машина, расписывается в ведомости.

2.82.    Бесталонная выдача ТСМ на автозаправочных станциях АЗС Главнефтеснаба по кредитным жетонам осуществляется с использованием ЭВМ на АЗС и автоматизированного управления материально-техническим снабжением. Жетон должен иметь кодовые обозначения: номер организации, вид и марку топлива, номер заправочной колонки. Для выдачи ТСМ машинист (водитель) опускает жетон в жетоноприемник, набирает личный номер-код на табло пульта. При этом ЭВМ считывает информацию с жетона » наносит ее на перфоленту, дополнительно указывая, кто и сколько-получил топлива. Ежедневно расшифрованные данные поступают в организацию в качестве счета на выданное топливо.

Учет ТСМ и статистическая отчетность

2.83.    Каждая организация, имеющая на своем балансе машиньгдолжна вести количественный учет ТСМ в объемных и массовых единицах измерения. Учет должен вестись при приеме, хранении и выдаче ТСМ на эксплуатацию машин, а также при сборе отработанных нефтепродуктов.

2.84.    Количество жидких нефтепродуктов определяется путем замера их объема и пересчета в единицы массы либо при упаковке в мелкую тару — взвешиванием. Количество пластичной (консистентной) смазки учитывается только в единицах массы. Для упрощения внутрихозяйственного учета движения при поступлении, хранении, выдаче дизельного топлива допускается учет в объемных единицах.

Способы измерения количества ТСМ, измерительные приборы и меры, рекомендуемые при этом к применению, указаны в прил. 3.

2.85.    При количественном учете ТСМ должны применяться контрольно-измерительные приборы, прошедшие проверку местными органами Госстандарта СССР.

2.86.    В каждой организации — потребителе ТСМ должен вестись учет:

топлива (натурой и талонами) по каждому машинисту (водителю), по каждой машине, по организации в целом. Талоны, не являясь физическим топливом, при учете ТСМ, полученных по счету с нефтебаз Главнефтеснаба, проходят отдельной строкой-субсчетом;

смазочных материалов и специальных жидкостей по предприятию в целом.

Учет топлива и масел по каждой машине и учет топлива по каждому машинисту (водителю) должен вестись в объемных единицах— литрах. Учет консистентных смазок ведется в единицах массы — килограммах, тоннах.

20

1. Общие положения

1.1.    Рекомендации содержат основные положения о порядке хранения, выдачи, учета топлива и смазочных материалов1 и их экономии в организациях, имеющих строительные, дорожные машины и автомобильный транспорт (в дальнейшем — машины).

Рекомендации разработаны с учетом основных положений Инструкции по учету поступления и расходования горючесмазочных материалов и единых талонов на отпуск нефтепродуктов на предприятиях, и организациях, колхозах и совхозах (см. прил, 7, п. 1) и Инструкции о порядке учета талонов на нефтепродукты и отпуска нефтепродуктов по талонам (см. прил. 7, п. 2).

1.2.    Рекомендации предназначены для всех организаций строительных министерств и ведомств, имеющих машины.

1.3.    На основании указанных Рекомендаций строительными министерствами и ведомствами могут быть разработаны ведомственные документы о порядке хранения, выдачи, учета топливосмазочных материалов (п дальнейшем —* ТСМ) и их экономии при эксплуатации машин и сборе отработанных нефтепродуктов.

1.4.    К применению на машинах допускают сорта и марки ТСМ в соответствии с эксплуатационной документацией на машины.

1.5.    При получении новых марок ТСМ ранее применявшиеся масла подлежат дорасходованию по прямому назначению.

1.6.    ТСМ, поступающие на склады организаций, должны быть кондиционными н иметь паспорта, подтверждающие их качество, или соответствующие отметки в сопроводительных товар ио-транспорт-ных документах.

1.7.    При получении, хранении, выдаче ТСМ для эксплуатации машин и при организации сбора, сдачи и использования отработанных масел должен быть организован их учет по количеству и маркам.

1.8.    Качество ТСМ должно систематически контролироваться.

1.9.    Подлежат использованию в первую очередь партии ТСМ более раннего поступления.

1.10.    Запрещаются выдача со склада и применение некондиционных (с отклонениями от ГОСТа пли ТУ) ТСМ. Решение о возможности восстановления их показателей до допустимых и использования по прямому назначению или путях использования искоиди-

1 Под термином «топливо и смазочные материалы» или «топ-лнвосмазочные материалы», а также «нефтепродукты» следует понимать все виды топлива (бензин, дизельное топливо), масел (моторные, трансмиссионные, специальные), консистентные смазки и технические жидкости (тормозные, амортизационные, охлаждающие) „ используемые для эксплуатации машин.

3

ционных ТСМ принимают в организациях лица, на которые возложена обязанность эксплуатации парка машин.

1.11.    Не допускается смещение в резервуарах и таре разных сортов и марок ТСМ. При возможном смешении двух марок одноименного продукта смесь маркируют и используют как марку более низкого качества нефтепродукта по основному параметру.

1.12.    При эксплуатации машин следует экономить ТСМ, не допускать их потерь при транспортировании, хранении, выдаче, заправке.

1.13.    Прием, хранение, выдачу и учет ТСМ на складах, пунктах и постах заправки в организациях производят назначенные приказом по организации материально ответственные лица.

1.14.    Все ТСМ, поступившие в организацию, подлежат расходованию по прямому назначению. Исключение может составлять дизельное топливо, которое можно использовать для отопления и теплоснабжения, если оно выдано нефтеснабжающей организацией в счет фондов на печное — бытовое топливо и в сопроводительных документах сделана соответствующая отметка. Продажа и передача ТСМ другим организациям и частным лицам не допускаются.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 31 июля 1981 г. № 732 «О порядке реализации сверхнормативных и используемых материальных ценностей» (см. СГТ № 22, ст. 126) организации обязаны представлять сведения о наличии (образующихся в процессе выполнения установленного плана) сверхнормативных и неиспользуемых ТСМ вышестоящей организации и территориальному органу системы Госснаба СССР по формам и в сроки, утвержденные ЦСУ СССР.

1.15.    Справочные данные о марках и области применения основных видов свежих ТСМ, используемых организациями при эксплуатации машин, приведены в прил. 1, а основные показатели их качества — в прил. 2. Классификация и регламентированные показатели качества отработанных масел и других нефтепродуктов, которые собираются организациями и сдаются нефтесбытовым базам Госкомнефтепродукта, представлены в прил. 1 и 2.

1.16.    Все организации независимо от величины потребления ТСМ обязаны собирать отработанные нефтепродукты в соответствии с ГОСТ 21046-81 «Отработанные нефтепродукты. Общие технические требования» и сдавать их нефтеобеспечивающим организациям.

2. Хранение, выдача и учет ТСМ Поступлением и прием ТСМ

2.1. Организации, эксплуатирующие машины, получают ТСМ с баз нефтесбытовых организаций натурой или талонами согласно выделенным фондам. Кроме талонов по согласованию с нефтебаза-

4

ми Главнефтеснаба может быть использована другая форма обеспечения организаций ТСМ.

При централизованном обеспечении не позднее чем за 15 дней до начала месяца организации-потребители должны представить неф-теобеснсчивающнм организациям месячную (квартальную) заявку .в трех экземплярах на завоз ТСМ (по декадам и дням) с указанием пунктов назначения.

2.2.    При получении ТСМ натурой доставка их в организацию производится по договору с нефтебазой централизованно или самовывозом.

2.3.    ТСМ, поступающие на склад организации-получателя из железнодорожных цистерн или наливных судов нефтесбытовых организаций, должна принимать комиссия, создаваемая и действующая в соответствии с «Инструкцией о порядке приема продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (см. прил. 7, п. 5) и «Особыми условиями поставки нефтепродуктов потребителям нефтесбытовыми организациями» (см. прил. 7, п. 7).

2.4.    Комиссия вместе с представителем железной дороги (пристани) должна проверить наличие и правильность заполнения отправителем товарно-транспортных документов: товарно-транспортной накладной и паспорта качества на нефтепродукт; соответствие типа и номера цистерны (судна), указанных в накладной, а также проверить, составлялся ли в пути коммерческий акт на фактическое наличие нефтепродукта в цистерне (судне).

2.5.    Комиссия должна проверить состояние (исправность) цистерны — отсутствие трещин, подтеков, наличие прокладок под крышкой горловины, целостность и исправность пломб, четкость оттиска и кем они поставлены. В случае обнаружения неисправностей цистерны комиссия обязана потребовать от начальника станции про верки массы груза и составления коммерческого акта согласно Уставу железных дорог.

2.6.    Фактическое количество и качество нефтепродукта в цистерне определяется после проверки товарно-транспортных документов и состояния цистерны. При недостаче нефтепродукта сверх нормативных потерь в соответствии с Нормами естественной убыли нефти и нефтепродуктов при приеме, отпуске, хранении и транспортировании, утвержденными Госснабом СССР 8 июня 1977 г. № 30, комиссия составляет рекламационный акт.

5

2.7.    При несоответствии фактического номера цистерны с нефтепродуктом, указанным в сопроводительном документе — накладной, нарушении пломб, отсутствии паспорта качества или наличии других оснований (позволяющих утверждать, что поступивший нефтепродукт не соответствует по качеству требованиям ГОСТ или сорту

2—150

и марке в сопроводительных документах) комиссия после осмотра цистерны обязана:

отобрать пробы нефтепродукта из цистерны и передать их для качественного анализа;

определить температуру и плотность нефтепродукта; замерить высоту взлива нефтепродукта и «подтоварной» воды в цистерне;

установить тип цистерны по калибровочным знакам на котле цистерны;

определить по таблице калибровки для данного типа железнодорожной цистерны объем нефтепродукта в цистерне по замеренной высоте взлива;

определить объем подтоварной воды;

определить фактическую массу топлива в цистерне;

определить качество нефтепродукта и составить акт.

Слив этого нефтепродукта производят в защищенный резервуар и не расходуют его до получения результатов анализа.

Отбор проб для анализа производят в соответствии с ГОСТ 2517-80 с изм. «Нефть и нефтепродукты. Метод отбора проб». Определение качества ТСМ и предъявление претензий нефтебазе (при несоответствии количества и качества ТСМ требованиям ГОСТ или ТУ на эти нефтепродукты) производятся в установленном порядке.

2.8.    При отсутствии требуемых ТСМ на нефтебазе, к которой организация прикреплена, территориальное управление Госкомнеф-тепродукта с согласия организации-получателя выдает направление на получение этих нефтепродуктов с другой нефтебазы. В этом случае организация-получатель предъявляет территориальному управлению Госкомнефтепродукта счет на возмещение расходов, связанных с дополнительным пробегом автотранспорта.

2.9.    ТСМ, поставляемые на склад организации-поставщика в автоцистернах и бочках, принимает ответственный за приемку ТСМ (заведующий складом ТСМ, кладовщик склада, заправщик). В случае доставки ТСМ непосредственно с нефтебазы в мастерские, на пункты и участки технического обслуживания машин принимают ТСМ лица, возглавляющие эти производственные участки.

2.10.    Ответственный обязан при приеме каждой партии ТСМ проверить наличие и правильность заполнения нефтебазой сопроводительных товарно-транспортных документов: товарно-транспортной накладной и паспорта качества на ТСМ. Оприходование ТСМ производится на основании сопроводительных документов. Если в товарно-транспортной накладной количество нефтепродукта указано в объемных единицах, то обязательно должны быть указаны температура нефтепродукта в момент замера и*, плотность, при данной

6

температуре. В паспорте качества нефтепродукта кроме марки указываются количественные значения показателей, которые приведены в ГОСТе или ТУ на этот нефтепродукт. Паспорт качества хранится в организации-получателе по месту складирования ТСМ.

2Л. При получении ТСМ с баз нефтесбытоьых организаций самовывозом представитель получающей организации должен иметь доверенность с подписью руководителя и гербовой печатью, лимитированную чековую книжку, а также паспорт на калибровку автоцистерны за подписью уполномоченного Государственного комитета СССР по стандартам, в которую будет осуществляться прием ТСМ. В документах указываются наименование и марка получаемого ТСМ.

2.12.    Ответственный склада организации-получателя после проверки сопроводительных документов прибывшей с нефтебазы автоцистерны с ТСМ удостоверяет, что нефтепродукт доставлен согласно требованию. Затем проверяет объем по тарировочной планке, определяет плотность при данной температуре и массу ТСМ. Массу определяют путем умножения объема ТСМ в цистерне на его плотность. После этого производят слив нефтепродукта.

2.13.    Организация-получатель обязана обеспечить полный слив ТСМ из транспортных средств в резервуары, подготовленные в соответствии с требованиями ГОСТ 1510-76 с изм. «Нефть и нефтепродукты. Упаковка, маркировка, хранение и транспортировка». После окончания слива ответственный за прием ТСМ должен осмотреть опорожненные цистерны.

2.14.    Слив нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо) из железнодорожных цистерн должен осуществляться через нижние сливные устройства (только в случае их неисправности или отсутствия — через верхние люки цистерн).

2.15.    Прием топлива из автоцистерн в резервуары склада ТСМ или стационарных пунктов заправки должен производиться, как правило, с помощью специальных сливных устройств (приемо-раздаточные стояки, оборудованные быстроразъемными муфтами, или другие механизированные средства). Перекачивать и сливать топливо, масла и рабочие жидкости следует по трубопроводам, предварительно освобожденным от остатков ранее перекачиваемых ТСМ. Этилированные и авиационные бензины следует перекачивать по трубопроводам, предназначенным только для них.

2.16.    Слив ТСМ одной марки на остаток продукта другой марки запрещается. Перекачивать или сливать ТСМ одной марки на остаток ТСМ другой марки разрешается только при наличии указания в ГОСТе или ТУ на эти нефтепродукты о возможности их смешивания, от которого качество продукта не ухудшается.

7

2.17.    Поступление и прием на склад потребителя ТСМ в мел-

2*

кой таре поставщика (бочках, бидонах и т. п.) осуществляются в соответствии с требованиями ГОСТ 1510-76 с изм. При этом проверяют чистоту тары, плотность закрытия наливных отверстий и наличие на них пломб, надписей иа торцах бочек и на бирках бидонов по установленному образцу: наименование ТСМ, знак предприятия-поставщика, масса брутто и нетто, дата изготовления нефтепродукта, номер партии и номер стандарта, соответствие марки (сорта) и массы нефтепродукта указанным в сопроводительных документах.

Бочки с кузова автомобиля или платформы прицепа разгружают специальным передвижным грузоподъемным средством или с помощью эстакады. В случае получения ТСМ в таре многократного оборота организация должна сдавать порожнюю одноименную, того же назначения тару. При обмене тары, требующей ремонта, нефтеснабжающая организация взимает стоимость ремонта по утвержденному прейскуранту.

2.18.    После проверки количества и качества поступившего ТСМ согласно сопроводительным документам нефтебазы и полного его слива в емкости организации-получателя ответственный в приеме ТСМ расписывается в товарно-транспортной накладной о получении ТСМ, ставит штамп организации и возвращает ее представителю организации-поставщика (экспедитору, водителю). У ответственного лица склада остаются счет-накладная и паспорт качества доставленных ТСМ. Счет-накладная нефтебазы является основным документом для оприходования полученных ТСМ.

2.19.    При работе машин в командировках и заправке их по фондам других организаций приходным документом на ТСМ являются счета сторонних организаций с приложенными заправочными ведомостями, в которых должна быть подпись машинистов (водителей). Заправочная ведомость должна быть составлена по путевым листам, где указано количество выданного ТСМ с подписью заправщика другой организации.

2.20.    При поступлении (сливе) на склад организации ТСМ с автомобилей, строительных и дорожных машин в случае сдачи в капитальный ремонт или возвращении из командировки с неиспользованным запасом топлива и смазочных материалов нефтепродукты оприходуются на складе путем соответствующей записи в отчетную ведомость и последующей подписи ее лицом, принявшим продукт, и к1адовщиком склада ТСМ.

2.21.    Организации, получающие ТСМ от нефтесбытовых организаций в счет выделенных фондов талонами, обменивают их на автозаправочных станциях Госкомнефтепродукта на соответствующие марки (сорта) ТСМ. Получение талонов осуществляется ответственным лицом, назначенным приказом по организации, в установленном

8

нефтесбытовыми организациями порядке. Как правило, ответственным лицом назначается заведующий складом ТСМ или лицо из службы эксплуатации.

2.22.    Талоны выписываются на нефтебазе по счету-накладной. Размер разового получения талонов в пределах выделенных фондов определяется руководителем организации по согласованию с нефтебазой. В заявке организации на получение талонов следует указывать достоинство талонов, которые необходимы организации.

2.23.    В документах нефтебазы (счет — платежное требование, накладная) указываются:

количество полученных ТСМ по маркам в массовых н объемных единицах;

плотность, при которой производится перерасчет количества ТСМ из объемного в массовое при выдаче талонов;

номера полученных талонов;

стоимость одного литра (килограмма) нефтепродукта;

общая стоимость ТСМ по талонам.

2.24.    Ответственное лицо, назначенное приказом по организации для получения талонов, обязано в день получения их от нефтесбытовой организации сдать талоны с документами (счет — платежное требование, накладная) в бухгалтерию для оприходования и хранения. Документы являются основанием для бухгалтерского учета ТСМ в организации-потребителе,

2.25.    Талоны хранятся, используются и учитываются в организациях в соответствии с действующими инструкциями о порядке выдачи и пользования талонами.

Хранение ТСМ

2.26.    ТСМ должны храниться только на специальных складах ТСМ. Допускается хранение ТСМ на стационарных постах заправки машин на строительных объектах или в мастерских на участках ремонта или технического обслуживания машин.

2.27.    Склады ТСМ, а также помещения, емкости и тара должны соответствовать нормам и техническим условиям проектирования складских помещений и хозяйств для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей СНиП II-106-79 «Склады нефти и нефтепродуктов».

2.28.    Размещение складов ТСМ в организациях должно производиться по согласованию с местным управлением пожарной охраны в установленном порядке.

При сооружении и эксплуатации складов ТСМ в организациях должны быть обеспечены:

соблюдение установленных правил пожарной безопасности;

соблюдение действующих санитарных правил и правил техники безопасности;

9