Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

80 страниц

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе приведена организация моечно-очистных, дефектовочных, комплектовочных и окрасочных работ при капитальном ремонте строительных машин. Даны рекомендации по организации рабочих мест, используемым материалам, оборудованию, оснастке и инструменту, документации, контролю качества работ и требованиям техники безопасности

Оглавление

1. Моечноочистные работы

   Общие положения

   Способы очистки

   Характеристика синтетических моющих средств (СМС)

   Оборудование для очистки

   Трудоемкость моечноочистных работ

   Ориентировочные нормы расхода моющих средств при ремонте строительных машин

   Рекомендации по контролю качества очистки поверхностей строительных машин при капитальном ремонте

   Техника безопасности при выполнении моечноочистных работ

   Рекомендации по очистке сточных вод

2. Дефектовочные работы

   Общие положения

   Средства технологического оснащения

   Контрольно-измерительный инструмент

   Хранение контрольно-измерительных средств

   Трудоемкость дефектовочных работ

   Техника безопасности при выполнении дефектовочных работ

3. Комплектовочные работы

   Общие положения

   Трудоемкость комплектовочных работ

   Рекомендуемое оборудование, инструмент и оснастка

   Состав документации

   Техника безопасности при выполнении комплектовочных работ

4. Работы по получению лакокрасочных покрытий

   Общие положения

   Подготовка поверхности к окрашиванию

   Окрашивание

   Техника безопасности при выполнении работ по получению лакокрасочных покрытий

   Контроль качества лакокрасочных покрытий

   Срок службы лакокрасочного покрытия и гарантии ремонтного предприятия

Приложение 1. Сравнительная моющая способность моющих средств

Приложение 2. Оборудование для моечноочистных работ

Приложение 3. Техническая характеристика установок для ультразвуковой очистки деталей

Приложение 4. Перечень рекомендуемых средств технологического оснащения для выполнения дефектовочных работ основных деталей и сборочных единиц строительных машин

Приложение 5. Перечень рекомендуемых средств контроля и измерений для выполнения дефектовочных работ основных деталей и сборочных единиц строительных машин

Приложение 6. Трудоемкость выполнения дефектовочных работ при ремонте строительных машин

Приложение 7. Порядок проведения селективной подборки деталей

Приложение 8. Трудоемкость выполнения комплектовочных работ

Приложение 9. Перечень средств оснащения комплектовочных работ

Приложение 10. Форма накладной на сдачу деталей в комплектовочный участок

Приложение 11. Форма лимитной карточки

Приложение 12. Форма карточки количественного учета деталей

Приложение 13. Форма комплектовочной ведомости на выдачу деталей с комплектовочного участка . . . .

Приложение 14. Форма инвентаризационного акта

Приложение 15. Форма отчета о движении деталей на комплектовочном участке

Приложение 16. Смывки, способы обработки и режимы удаления старого лакокрасочного покрытия

Приложение 17. Растворы, способы обработки и режимы удаления старого лакокрасочного покрытия . . - .

Приложение 18. Применяемые грунтовки-преобразователи ржавчины и преобразователи ржавчины

Приложение 19. Моющие средства, способы и режимы обезжиривания сборочных единиц и деталей

Приложение 20. Изолирующие материалы и их назначение

Приложение 21. Рекомендуемое оборудование для технологических процессов подготовки и окраски

Приложение 22. Рекомендуемые лакокрасочные материалы (по ОМТРМ 7312-010-78)

Приложение 23. Материалы для разведения эмалей и грунтовок, моющие средства и смывки

Приложение 24. Рекомендуемое оборудование и инструмент для технологических процессов окраски - . . .

Литература

Показать даты введения Admin

Страница 1

ЦНИИОМТИ Госстроя СССР

Рекомендации

по выполнению

моечно-очистных,

дефектовочных,

комп л ектовоч н ых

и окрасочных работ

при капитальном ремонте

строительных машин

Москва 1982

Страница 2

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОРГАНИЗАЦИИ, МЕХАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТРОИТЕЛЬСТВУ (ЦНИИОМТП) ГОССТРОЯ СССР

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

МОЕЧНО-ОЧИСТНЫХ,

ДЕФЕКТОВОЧНЫХ.

КОМПЛЕКТОВОЧНЫХ

И ОКРАСОЧНЫХ РАБОТ

ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ

СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

МОСКВА СТРОИИЗДАТ 1982

Страница 3

УДК #9.002.51.004.87

Рекомендованы к изданию решением секции меха новооружения строительства НТС ЦНИИОМТП.

Рекомендации по выполнению моечно-очнетных, дефсктовочиых, комплектовочных и окрасочных работ при капитальном ремонте строительных машин/ /ЦНИИОМТП. — М.: Стройиздат, 1982. —79 с.

Приведена организация мосчно-очистных, дефекто-вочных, комплектовочных и окрасочных работ при капитальном ремонте строительных машин. Даны рекомендации по организации рабочих мест, используемым материалам, оборудованию, оснастке и инструменту, документации, контролю качества работ и требованиям техники безопасности.

Для инженерно-технических работников, занятых ремонтом строительных машин, разработкой ремонтной документации и проектированием ремонтных предприятий.

Табл. 35, ил. I.

Разработаны: кандидатами техн. наук С. П. Епифановым, В. Г. Бердниковым, М. М. Якунцевым, Г. К. Башковым, инженерами Д. И. Тараном, М. В. Безруковым, Н. М. Мартынихиной (ЦНИИОМТП Госстроя СССР); инженерами В. //. Шафранским, В. П. Кушке* ром и Ю. С. Востриковым (Госстрой СССР); инженерами А. С. Розенсоном, В. И. Пулиным, Я. Э. Апелем, Г. А. Ярцевой (ЦЭКБ СтроЙмехавтоматика ЦНИИОМТП Госстроя СССР); канд. техн. наук Е. Г. Гологорским, инж. А. Е. Куликовым (ПКБ Главэнергостроймехани-зации Минэнерго СССР); инженерами В. В. Рогачом и Н. Ф. Борозной (Гипрооргсельстрой Мннсельстроя СССР); инженерами И. В. Новиковым, Б. И. Брисма-ном (ВКТИ Монтажстроймсханнзация Главстроймеха-низации Минмонтажспецстроя СССР); инженерами Ю. С. Воронцовым, Ю. А. Искрицким, В. И. Дарымовым (Брянский филиал СКБ Газстроймашниа Миинсфтегаз-строя СССР).

Р

8204010000—244 047(01)—82

И негрукг.-корк«т., I вып.—08—81

047(01)—82

© Стройшэдат, 1982

Страница 4

1 МОЕЧНО ОЧИСТНЫЕ РАБОТЫ

Общие положения

1.1.    Строительные машины, их сборочные единицы и детали в процессе капитального ремонта должны быть подвергнуты многостадийной моечно-очистной обработке (в дальнейшем очистке), включающей наружную очистку машины в целом, очистку сборочных единиц и деталей.

1.2.    Очистка должна производиться при температуре окружающего воздуха не ниже плюс 5°С.

1.3.    Качество очистки поверхностей следует определять весовым методом. Взвешиваемый остаток загрязнения снимают с очищенной поверхности протирочным материалом (фипьтровальной бумагой, бумажной салфеткой, белой тканью или ватным тампоном). Протирочный материал взвешивают с точностью до 0,001 г до и после протирания поверхности. Площадь протираемой поверхности должна быть не менее 25% общей площади детали (сборочной единицы). Для крупногабаритных составных частей (рамы, стрелы, задние мосты и т. п.) качество очистки допускается оценивать по 10% площади. Площадь поверхности для определения качества очистки должна быть определена с точностью до 1 см2, а поверхность должна находиться в местах, наиболее трудных для очистки. Для деталей массой до 100 г остаток загрязнения рекомендуется определять сравнением массы оцениваемой детали с массой эталонной детали.

1.4.    Разновидностью весового метода является разработанный ГОСНИТИ метод балльной оценки загрязненности. В зависимости от количества остаточной загрязненности очищенной поверхности присваивают один из баллов по десятибалльной шкале оценки загрязненности поверхности после очистки (табл. 1).

Качество очистки сборочных единиц и деталей строительных машин должно соответствовать не менее чем 3 баллам.

1.5.    Зажиренность и окисленность поверхностей, а также качество обезжиривания и очистки от окислов следует определять в соответствии с требованиями ГОСТ 9.025-74.

Таблица 1

Баллы

Загрязненность поверхности, г/м»

0

50

I

25

2

16

3

12.5

4

10

5

7.5

6

5.5

7

4

8

2.5

9

1

10

0,1

3

Страница 5

Способ очистки

Назначение

Струями высокого давления

кге

(>20 (моииторная)

Струями низкого и средне-кге

го давления (<20-^j|)

(струйная)

Погружением в ванны со статическим положением деталей (сборочных единиц) и активацией очищающей среды

Комбинированный (ванноструйная очистка)

Термохимический (очистка в расплаве солей)

Виброабразивный (галтовка мокрая)

Механический ручной или механизированный (очистка косточковой крошкой)

Гидроабразивный (гидропескоструйный или гидродробеструйный)

Циркуляционный

Ультразвуковой

Наружная очистка машин и сборочных единиц от почвенных и масляно-грязевых отложений Очистка машин, сборочных единиц и деталей от масляно-грязевых и асфальто-смолистых отложений, обезжиривание и пассивирование Наружная очистка малогабаритных машин, сборочных единиц, удаление старой краски, асфальто-смолистых отложений и продуктов коррозии

Очистка сборочных единиц и деталей от старой краски и асфальтосмолистых отложений Очистка деталей двигателей* от накипи и нагара Очистка метизов и мелких деталей от маслянистых загрязнений, продуктов коррозии и старой краски Очистка детачей от нагара

Очистка решетчатых металлоконструкций кранов и экскаваторов от старой краски, продуктов коррозии и масляных загрязнений Очистка системы охлаждения двигателя от накипи, системы смазки и топливных баков—от загрязнений топливно-смазочными материалами

Очистка деталей двигателей (преимущественно распылителей форсунок, клапанов, карбюраторов, фильтров) от асфальто-смолистых отложений и нагара

♦ Рекомендуется к применению при программе ремонта двигателей не менее 5 тыс. шт/год.

4

Страница 6

1.6.    На моечно-очистные работы соответствующих групп деталей и сборочных единиц должны разрабатываться карты технологического процесса очистки в соответствии с ГОСТ 3.1115-79.

1.7.    Способы транспортирования очищаемых деталей и сборочных единиц должны исключать их повреждения.

Сборочные единицы и неразъемные части сборочных единиц (задние мосты тракторов, рамы экскаваторов и кранов и т. п.) рекомендуется к постам очистки и разборки транспортировать заводским транспортом. Детали с постов разборки сборочных единиц в машины для очистки рекомендуется транспортировать с применением подвесных конвейеров, оборудованных специальными захватами для подвешивания деталей и контейнеров с уложенными в них деталями

Выбор способа транспортирования должен основываться на технико-экономических расчетах, производимых с учетом программы ремонта, стоимости оборудования и окупаемости эксплуатационных затрат.

Способы очистки

1.8.    При капитальном ремонте строительных машин рекомендуются следующие способы очистки (табл. 2).

1.9.    Классификация сборочных единиц и деталей, виды загрязнений и рекомендуемые способы очистки приведены в табл. 3.

Характеристика синтетических моющих средств (СМС)

1.10.    Характеристика рекомендуемых моющих средств, их назначение и режимы очистки приведены в табл. 4.

1.11.    Моющая способность моющих средств характеризует качество очистки поверхностей в зависимости от времени очистки. Данные о сравнительной моющей способности моющих средств приведены в прил. 1.

Оборудование для очистки

1.12.    Оборудование для очистки выбирают в зависимости от программы ремонта машин, сборочных единиц и деталей, их габаритных размеров, вида загрязнений, рекомендуемого способа очистки и требовании к качеству очищенных поверхностей.

1.13.    Рекомендуемое оборудование для очистки строительных машин и их составных частей приведено в прил. 2 и 3.

Трудоемкость моечно-очистных работ

1.14.    Трудоемкость моечно-очистных работ для машин-предста-вителей приведена в табл. 5.

Ориентировочные нормы расхода моющих средств при ремонте строительных машин

1.15.    Нормы расхода моющих средств предназначены для примерного определения годовой потребности в материалах на предприятиях, производящих капитальный ремонт строительных машин

1.16.    Ориентировочные нормы расхода моющих и пассивирующих средств в кг на 1 машину по ряду основных видов машин приведены в табл. 6.

1.17.    Фактический расход моющих средств следует определять в зависимости от принятой технологии очистки, конструкции моечной машины, количества очищаемых изделий, степени и характера их загрязнений.

5

Страница 7

п

в

3?

Группы сборочных слиняй Н ДСП.left

Вид эаграммиа

Рекомендуемые способы очиаки н качество очистки по табл. 1

1

Машина в сборе

Почвенные остатки, масло, топливо и продукты их окисления

Струйная, растворами синтетических моющих средств Мониторная водой или пароводяной смесью, не менее чем до 2 баллов

2

Рамы- тележки гусеничного хода в сборе, рамы неповоротные пневмо-колссных экскаваторов и кранов в сборе, задние мосты тракторов в сборе, ковши, задние и передние мосты пневмоколесных кранов и экскаваторов в сборе

Почвенные остатки, масло, топливо и продукты их окисления, старая краска

Струйная, растворами синтетических моющих средств, не менее чем до 4 баллов

3

Рамы поворотные в сборе, двигатели в сборе, лебедки в сборе, реверсивные механизмы, коробки перемены передач, редуктора в сборе, металлоконструкции поворотных и неново-ротных рам. корпуса тележек гусеничных. корпуса задних и передних мостов, редукторов и др.

Масло, топливо и продукты их окисления, старая краска, продукты коррозии

Погружением, струйная или комбинированная в растворах синтетических моющих средств, не менее чем до 4 баллов

4

Стрелы к рукояти экскаваторов, стрелы кранов, двуногая и передняя стойки экскаваторов, порталы кранов

Масла и продукты их окисления, старая краска, продукты коррозии

Гидрозбразивный или струйная в растворах синтетических моющих средств, не менее чем до 6 баллов

Страница 8

10

11

Кабины, кожухи

Масла и продукты их окисления старая краска, продукты коррозии

Детали коробок перемены передач, трансмиссии, лебедок, редукторов, реверсивных механизмов. топливных и масляных насосов, коленчатые и распределительные валы

Масла и продукты их окисления, продукты коррозии

Детали водяных насосов, оодяные радиаторы, водяные патрубки- гильзы цилиндров

Накипь, продукты коррозии

Коллекторы выхлопные, клапаны впускные и выпускные, колеса турбин, поршни дпнгагеля. головки цилиндров

Нагар, накипь, продукты коррозии

Электродвигатели и электрооборудование

Масла и продукты их распада, продукты коррозии, старая краска

Метизы и мелкие детали

Масла и продукты их распада, продукты коррозии, старая крлскл

Детали гидравлической и топливной системы

Охлаждающие и смазочные эмульсии, технологические загрязнения

Погружением иди струйная в растворах синтетических моющих средств или погружением в органических растворителях, не менее чем до 6 баллов

Погружением и растворах синтетических моющих средств. До-чистка механизированная ручным инструментом, не менее чем до 7 баллов

В расплаве солей, нс менее чем до 8 баллов

вой крошкой; не менее чем до 7 баллов

тетнческие моющие средства, не менее чем до Г бтлдов

пассивирующих средств, не менее чем до 9 баллов

Страница 9

Моющее

средство

ТУ

МЛ-51

ТУ 84-228-76

Очистка срелнезагрязнен-ных поверхностей (до 75 г/м»)

МЛ-52

ТУ 84-228-76

Очистка сильно загрязненных поверхностен (свыше 75 г/ы*)

Лабоммд-203

Лабомил-101 МС-6

ТУ 38-10738-80 ТУ 38-10738-80 ТУ 6-15-978-76

То же •

Ш

МС-8

ТУ 6-15-978-76

9

АМ-15

ТУ 824-79

Очистка деталей двигателей от асфальто-смолистых отложений

Т а б д и а а 4

Режич очистки

Способ очисти

концепт-

Р»вня,

Г.'Л

темпер*. ТУР». ‘С

Струйный

15 -30

70—85

Погружением. струйный

.30-35

«5—1С0

(с пеногасителсм)

10-20

70-85

Погружением

25-35

85-100

Струйный

15-30

70—85

Струйный

10-25

70-85

Струнный, погружением

10-20

20-30

70-85

85-100

Погружением с ополаскиванием и растворах тина .МЛ или МС

20-30

Страница 10

Таблица 5

М ашипа*представитель

Масса машины, т

Трудоемкость, чел..ч

Экскаваторы Э-652Б, ЭО-4121

21,5

24,1

Бульдозеры ДЗ-53 или ДЗ-109А

10-12,5

16,2

Краны автомобильные грузоподъемностью до 10 т

8-10

18,6

Экскаваторы пневмоколесные ЭО-4321 или краны пневмоколесные грузоподъемностью до 16 т

20

19.1

Примечания: 1. Трудоемкость моечно-очистных работ указана ориентировочно и может быть использована для укрупненного расчета трудоемкости при создании участков(отделений) очистки

2. Для определения ориентировочной трудоемкости моечноочистных работ при ремонте других конструктивно подобных машин необходимо трудоемкость очистки машины-представителя умножить на коэффициент, равный отношению массы машин к массе машины-представителя.

Таблица 6

Моюшие средства и химикаты

Машины-представители

экскаватор с емкостью ковша 0.65 м*

бульдозер на базе тракторов Т-100М, Т-130

автомобильный кран грузоподъемностью 16 т

двигатель типа ЯМ 3-238

Лабомид-101, МС-6

35

32

32

4

Лабомид-203, МС-8

16

14

14

4

Каустик

28

24

24

1

Нитрит натрия

0.8

0,6

0,6

0.8

АМ-15

1

1

1

1

Рекомендации по контролю качества очистки поверхностей строительных машин при капитальном ремонте

1.18.    При очистке строительных машин и их составных частей контроль качества очистки рекомендуется производить поопераци* ошю. При этом контролируется состав и концентрация очищающей среды, время обработки изделий и качество очистки поверхностей

согласно и. п. 1.3—1.5.

Техника безопасности при выполнении моечно-очистных работ

1.19.    При выполнении моечно-очистных оабот должны соблюдаться общие требования безопасности по ГОСТ 12.3.002-75; должны соблюдаться требования строительных норм и правил, сани-

2 Зак. 107    9

Страница 11

тарных норм проектирования промышленных предприятий, утвержденных Госстроем СССР, санитарные правила организации технологических процессов н гигиенические требования к производственному оборудованию, утвержденные Министерством здравоохранения СССР.

1.20.    Моечно-очистные работы следует выполнять в помещениях, оборудованных принудительной вентиляцией и среда вами пожарной техники по ГОСТ 12.4.009-75. Устройство вентиляции должно соответствовать требованиям строительных норм и правил, утвержденных Госстроем СССР. Требования к чистоте воздуха в рабочей зоне и к работе с вредными веществами — по ГОСТ 12.1.005-76 и ГОСТ 12.1.007-76.

1.21.    Средства индивидуальной защиты производственного персонала должны соответствовать ГОСТ 12 4 011—75 и выдаваться в соответствии с нормами, утвержденными и установленном порядке

1.22.    Оборудование, применяемое при производстве моечно-очистных работ, должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003—74*.

Требования безопасности при эксплуатации установок для ультразвуковой очистки — в соответствии с ГОСТ 12 1 001—75.

Уровень очищающей среды в машинах для очистки погружением после загрузки очищаемых изделии должен быть ниже краев ванны не менее чем на 150—200 мм.

1.23.    При эксплуатации моечных машин необходимо следить за исправностью запоров дверей и плотностью их прилегания в камерных машинах. Открывать двери моечной камеры разрешается не ранее чем через 2 мин после окончания очистки и включения вентиляции.

У конвейерных моечных машин резиновые защитные фартуки не должны иметь повреждений.

1.24.    Загрузка, разгрузка и перемещение очищаемых изделий и (или) контейнеров с ними массой более 20 кг должны производиться как правило с помощью грузоподъемных средств.

1.25.    Работы по обслуживанию и ремонту оборудования для очистки должны производиться при отключенных электроустановках.

1.26.    Спуск загрязненной очищающей среды из емкостей и отстойников моечных машин следует производить после охлаждения ее до температуры не более плюс 50 ®С.

Рекомендации по очистке сточных вод

1.27.    Для очистных работ рекомендуется применение оборотного (с замкнутой водяной цепью) водоснабжения. Очистные сооружения или система очистки моющего раствора могут быть включены в конструкцию каждой моечной машины или подключены к нескольким машинам.

1.28.    Для очистки моющего раствора при ремонте строительных машин рекомендуются системы очистки С 816-355А или С 816-442, разработанные в ПКБ Главэнергостроймеханизацни Минэнерго СССР.

10

Страница 12

2. ДЕФЕКТОВОЧНЫЕ РАБОТЫ

Общие положения

2.1.    Дефектации должны подвергаться все детали и сборочные единицы за исключением тех, которые в соответствии с ОСТ 22-7-73 не допускаются к дальнейшему использованию независимо от их технического состояния (замковые и пружинные шайбы, шплинты, сальники, резиновые манжеты, медно-асбсстовые и неметаллические прокладки).

2.2.    Детали и сборочные единицы должны поступать на дефектацию полностью промытыми или очищенными от всех видов загрязнений и удовлетворять требованиям по качеству очистки, изложенным в разд. 1.

2.3.    Дефектацию, сортировку и маркировку каждой отдельной детали (сборочной единицы) рекомендуется производить в следующей очередности:

дефектация по неисправимым дефектам. Если деталь подлежит выбраковке хотя бы по одному из дефектов, остальные дефекты детали не выявляются, деталь бракуется, маркируется (цвет маркировки — красный);

дефектация детали по исправимым дефектам. Деталь с исправимыми дефектами маркируется (цвет маркировки — зеленый) и направляется на место хранения деталей, подлежащих ремонту (восстановлению);

сортировка и маркировка годной детали. Деталь, признанная годной без ремонта (восстановления), маркируется белым цветом, годная в сопряжении только с новой деталью — синим цветом, деталь для селективной сборки — желтым цветом.

Перечень основных дефектов деталей и сборочных единиц приведен в табл. 7.

Средства технологического оснащения

2.4.    Дефектация деталей п сборочных единиц, кроме крупногабаритных, должна производиться на специальных рабочих местах. Перечень средств технологического оснащения для выполнения дефектовочиых работ приведен в прил. 4.

2.5.    Дефектацию деталей и сборочных единиц гидропривода, топливной аппаратуры, электрооборудования и контрольных приборов (в том числе встроенных средств диагностики технического состояния) рекомендуется производить на отдельных рабочих местах.

2.6.    Дефектацию крупногабаритных деталей н сборочных единиц (корпусных деталей и их соединений, металлоконструкций, баков, капотов, кабин и т. п.) целесообразно осуществлять на рабочих местах разборки ремонтируемой строительной машины.

Контрольно-измерительный инструмент

2.7.    Выявление дефектов и определение величин износа деталей н сборочных единиц должно производиться универсальными или специальными средствами контроля и измерений (универсальными измерительными инструментами, приборами, калибрами, шаблонами н т. д.) в соответствии с техническими условиями на капитальный ремонт или руководствами по капитальному ремонту строительных

2*

11

Страница 13

Таблица 7

Сопряжения, сборочные единицы иди детали

Основные дефекты

Вал—отверстие

Излом (вала)

Изгиб (вала) Скручивание (вала) Трещины (вала)

Задиры

Забоины

Риски

Наволакивание металла Износ по диаметру Овальность

Вал (отверстие)—подшипник

Конусообразность

Износ внутреннего и наружного кольца подшипника по диаметру Износ по диаметру сопряженного с

Шлицевые соединения

подшипником вала или отверстия

Скручивание шлицев

Смятие

Сколы

Шпоночные соединения

Заусенцы

Износ зубьев но толщине Износ впадин по ширине Износ сопрягаемых центрирующих поверхностей Смятие Забоины

Зубчатые зацепления

Износ боковых поверхностей

Обломы

Выкрошивание

Сколы

Червячные передачи

Трещины

Износ зуба по толщине Износ зуба по длине Износ зуба червячного колеса Износ витка червяка Изгиб червяка

Резьбовые соединения

Срыв резьбы Смятие резьбы Вытягивание резьбы Износ резьбы

Заклепочные соединения

Срез (заклепок) Ослабление посадки Смятие

Конические соединения

Задиры

Риски

Износ поверхностей конического сое единения

Корпусные детали

Пробоины

Обломы

12

Страница 14

Сопряжения, сборочные единицы или детали

Основные дефекты

Металлоконструкции (рамы, стрелы, рукояти, рабочие органы—отвалы, ковши, толкающие брусья, ограждения и т. п.)

Изломы

Трещины (в том числе в сварных швах)

Раковины

Коробление плоскостей разъема

Несоосность отверстий

Непараллельность отверстий

Неперпендикулярность отверстий

Погнутости

Прогибы

Скручивание

Пробоины

Обломы

Изломы

Вмятины

Кабины, капоты, крылья, кожухи, крышки

Трещины (в том числе в сварных швах)

Несоосность отверстий

Неперпендикулярность отверстий

Пробоины

Вырывы

Погну гости

Вмятины

Баки

Трещины (в том числе в сварных и паяных швах)

Износ отверстий

Овальность отверстий

Пробоины

Вырывы

Погнутость

Вмятины

Ходовые колеса, опорные и поддерживающие катки, гусеничные ленты

Трещины (в том числе в сварных и паяных швах)

Обломы Изломы Отгиб реборд Трещины

Износ поверхности катания Износ реборд

Барабаны лебедок, шкивы,

блоки

Обломы

Изломы (в ребордах)

Задиры рабочих поверхностей (тормозных и фрикционных шкивов) Смятие канавок

Трещины (в ступицах, дисках или цилиндрической части)

Износ канавок (ручья)

13

Страница 15

Продолжение табл. 7

Сопряжения, сборочные единицы или детали

Основные дефекты

Муфты кулачковые

Обломы

Изломы

Трещины

Износ боковых поверхностей

Цепные передачи

Обрыв (цепей)

Обломы зубьев Выкрошивание Сколы Трещины

Износ зуба по толщине

Шатуны

Излом

Изгиб

Скручивание

Трещины

Головки блоков цилиндров

Коробление

Раковины

Риски

Износ отверстий крепления

Всасывающие и выхлопные

Обломы

коллекторы

Коробление

Трещины

Клапаны впускные и вы-

Раковины

пускные, толкатели

Риски

Износ трущихся поверхностей

Непря молинейиость

Биение

Вентиляторы

Излом лопастей Изгиб лопастей Трещины

Пружины

Излом

Трещины

Раковины

Уменьшение (увеличение) длины Уменьшение упругости

Рычаги, тяги, вилки

Изломы

Обломы

Погнутости

Вмятины

Радиаторы

Изломы

Обломы

Погнутости

Трещины

Диски муфт сцепления,

Обломы

фрикционов, тормозные

Изломы

ленты

Коробление

Выкрошивание

Трещины

Износ

14

Страница 16

Сопряжения, сборочные единицы или детали

Основные дефекты

Крюки

Обломы

Изломы

Трещины

Трубопроводы, шланги

Износ поверхности зева крюка

Разрывы

Погнутости

Вмятины

Трещины

Надрезы

Срыв резьбы Смятие резьбы Износ резьбы

машин. Перечень контрольно-измерительного инструмента для дефектации основных деталей и сборочных единиц строительных машин приведен в прнл. 5.

2.8.    Используемые средства контроля и измерении должны быть поверены; порядок проведения поверок — по ГОСТ 8.002-71.

2.9.    Внешние дефекты деталей и сборочных единиц (трещины, вмятины, пробоины, обрывы и др.) выявляются визуально; дефекты посадок втулок, штифтов и заклепок могут быть определены остукиванием.

2.10.    Ежедневно используемый измерительный инструмент и малогабаритные средства контроля должны храниться на рабочих местах в шкафах или на стеллажах в футлярах (упаковке); места хранения должны быть чистыми и сухими.

Периодически используемые средства измерений и контроля должны храниться в специальном помещении раздельно по своему назначению и должны быть смазаны.

2.11.    В местах хранения не должно быть кислот, щелочей и других химически активных веществ, способных вызвать коррозию или повлиять на качество покрытий.

Относительная влажность воздуха в местах проведения дефектации I! хранения инструмента должна быть в пределах 58— 80%; температура окружающей среды должна быть плюс 20сС±5.

2.12.    Трудоемкость выполнения дефектовочных работ при ремонте строительных машин приведена в прил. 6.

Техника безопасности при выполнении дефектовочных работ

2.13.    Рабочие места по дефектации деталей (сборочных единиц) ремонтируемых строительных машин должны быть оборудованы подъемно-транспортными средствами, расположенными так,

Хранение контрольно-измерительных средств

Трудоемкость дефектовочных работ

15

Страница 17

чтобы полностью исключалась возможность травмирования работающего.

2.14.    Площади рабочих мест при дефектации крупногабаритных детален (сборочных единиц) должны обеспечивать свободный доступ к любым частям детали.

2.15.    При контроле (проверке) упругости пружин рекомендуется использовать специальные съемники, предотвращающие внезапное действие пружин. Контроль (проверка) соосности отверстий корпусных деталей должен производиться с помощью оправок; проверка пальцами рук запрещается.

2.16.    Детали (сборочные единицы), прошедшие дефектацию, должны складываться в специально отведенные для этого места и не загромождать проходы и рабочее место дсфсктоищика.

2.17.    При транспортировании малогабаритных деталей (сборочных единиц) в таре или па тележках с бортами высота их укладки нс должна превышать высоту бортов.

Тара должна быть прочной, рассчитана на необходимую грузоподъемность, иметь надпись о максимальной допустимой нагрузке и периодически подвергаться проверке и испытаниям.

2.18.    Рабочие места по дефектации должны предусматривать общее и локализированное искусственное освещение. Нормы искусственною и естественного освещения принимают в соответствии с главой СНиП II-4-79.

2.19.    Для соблюдения других мер безопасности при выполнении дефсктовочных работ следует руководствоваться требованиями и указаниями системы государственных стандартов безопасности труда, главой СНиП II1-4-80 и нормативно-технической документацией органов Государственного пожарного надзора.

3. КОМПЛЕКТОВОЧНЫЕ РАБОТЫ

Общие положения

3.1.    В состав комплектовочных работ входит;

подбор комплекта деталей по номенклатуре и количеству для каждого сборочного поста;

подбор деталей по ремонтным размерам и размерным группам; слесарная подгонка соединений и выполнение некоторых подготовительных слесарных работ (зачистка заусенцев, нарезание и калибровка резьб, изготовление прокладок и т. п.); раскладка деталей в комплектовочную тару; своевременная подача на сборку комплектов деталей; информирование производственной службы ремонтною предприятия к службы снабжения о расходе и наличии комплектующих деталей;

ведение учета по номенклатуре и количеству деталей, необходимых для выполнения программы ремонта.

3.2.    На комплектовочный участок (пост) поступают детали, годные для дальнейшего использования после дефектации, после восстановления и изготовления, а также детали со склада запасных частей.

Крупногабаритные детали рекомендуется подавать на сборку с мест их дефектации или восстановления (минуя комплектовочный участок).

Страница 18

3.3.    Комплектовочный участок (пост) может входить в состав сборочного участка (цеха) или в состав производственно-диспетчерской службы предприятия (цеха). Комплектовочный участок (пост) должен быть изолирован от других участков цеха, например, сетчатым ограждением. Комплектовочный участок должен иметь транспортные связи с участками дсфектаиии, восстановления и изготовления деталей, а также со складами и участками сборки.

3.4.    Для ритмичной работы по сборке машин комплектовочный участок должен быть обеспечен нормативным запасом деталей.

Исходными данными для расчета нормативного запаса по каждой детали являются:

количество сборочных единиц, подлежащих ремонту за год;

суточный расход деталей;

определенный запас в календарных днях.

Суточный расход деталей определяется по формуле

N

А.К Ф

где

N—суточный расход деталей;

А — количество сборочных единиц, подлежащих ремонту;

К — количество однотипных деталей на одну сборочную единицу;

Ф — число рабочих дней в году.

Нормативный запас деталей на участке определяется по фор

муле

n=N-3,

где п — нормативный запас деталей;

3— определенный запас в календарных днях.

Определенный запас зависит от серийности производства, характера снабжения, а также специфических местных условий.

Для мелкосерийного производства рекомендуется величина определенного запаса 2—10 календарных дней.

З.б. Комплектация деталей сборочной единицы производится с селективной подборкой или без селективной подборки.

Порядок проведения селективной подборки деталей приведен в прил. 7.

Селективная подборка деталей производится с использованием инструмента и приспособлений, применяемых при дефектовочных работах.

При комплектации с селективной подборкой все детали на участок должны поступать через дефектовочный участок.

Подготовительные работы к переходу на селективную подборку сопряжений и разбивка их на группы должны производиться технологическими службами предприятия.

Трудоемкость комплектовочных работ

Трудоемкость выполнения комплектовочных работ при ремонте строительных машин помещена в прил. 8.

Рекомендуемое оборудование, инструмент и оснастка

3.6. Детали на комплектовочном участке (посту) должны размещаться в съемных яшиках стоечных стеллажей.

17

Страница 19

Корпусные детали могут храниться на комплектовочном участке на специально отведенных для этой цели открытых площадках, отмеченных линиями или ограждениями.

Необходимое количество стеллажей, их габариты и размеры секций. определяются величиной нормативного запаса деталей, габаритами и массой деталей.

Все секции стоечных стеллажей должны быть пронумерованы: вертикальные ряды секций в стеллажах должны быть обозначены цифрами, а горизонтальные — буквами. Эти же индексы должны быть проставлены против каждой детали в картотеке комплектовочного участка.

На каждый ящик стоечного стеллажа должна быть прикреплена табличка с названием детали и се номером (шифром) по каталогу детален на изделие.

Рекомендуемые размеры секций стеллажей и ящиков приведены в табл. 8.

Таблица 8

Наименование

Длина, мм

Ширина, мм

Высота, мм

Секция

860

735

G00

Ящик

800

600

400

Детали одной сборочной единицы следует располагать в стеллажах в определенной группе секций.

Каждый ящик стоечного стеллажа должен быть предназначен для определенной группы деталей и в зависимости от количества и размеров деталей разделяться на определенное количество ячеек (табл. 9).

Таблица 9

Размеры ячейки, мм

Количество ячеек в ящике

800x600

1

600x400

2

400 x 300

4

300 x 200

8

200x150

16

15ОХЮ0

32

3.7. Поступление и выдача деталей с комплектовочного участка должны производиться в технологической таре.

Технологическая тара должна соответствовать размерам деталей, быть удобной для транспортирования и обеспечивать возможность размещения се в устойчивые штабели.

18

Страница 20

Конструкторская разработка тары в условиях ремонтного предприятия должна осуществляться в соответствии с ГОСТ 12.3.010—76, ГОСТ 19822-74, ГОСТ 19434-74.

3.8. Перечень рекомендуемых средств оснащения комплектовочных работ приведен в прил 9 Выбор состава оборудования и оснастки участка производится в каждом конкретном случае в зависимости от номенклатуры ремонтируемых машин и программы ремонта.

Состав документации

3.9. При выполнении комплектовочных работ должна использоваться следующая нормативно-техническая документация:

каталог деталей и сборочных единиц машин;

спецификации и ведомости спецификаций (согласно ГОСТ 2.102-68) на сборочные единицы, комплексы и комплекты по всей номенклатуре ремонтируемых машин;

перечень сопряжений по каждой модели машин, которые подлежат селективной подборке, с указанием размерных групп по величине поля допуска.

ЗЛО. Все детали, поступающие на комплектовочный участок, должны сопровождаться соответствующими документами:

восстановленные и вновь изготовленные детали должны оформляться накладными (форма 1, прил. 10) и отправляться на комплектовочный участок вместе с маршрутным листом, в котором должно быть отмечено количество принятых деталей. Маршрутный лист после отправки деталей на сборку направляется в бухгалтерию;

новые детали, полученные со склада запасных частей, должны учитываться по лимитным карточкам (форма 2, прил. 11). В конце месяца лимитные карточки необходимо сверять с аналогичными карточками склада запасных частей.

3.11.    Для оформления перечисленных документов на комплектовочном участке следует заполнять карточку (форма 3, прил. 12) на каждую деталь и хранить ее в картотеке.

3.12.    Выдача комплектов деталей должна осуществляться по комплектовочным ведомостям, которые составляются в двух экземплярах (форма 4, прил. 13). Один экземпляр вместе с комплектом деталей должен направляться на сборочный участок (цех), другой — оставаться на комплектовочном участке.

Снятие остатков наличия деталей на комплектовочном участке необходимо производить каждого первого числа отчетного месяца до начала рабочего дня с составлением инвентаризационного акта (форма 5, прил. 14).

3.13.    Отчет о движении деталей на комплектовочном участке (форма 6, прил. 15) должен быть составлен в двух экземплярах на основании накопительных и комплектовочных ведомостей, а также актов инвентаризации. Одни экземпляр должен быть составлен на комплектовочном участке, другой вместе с документацией, на основании которой он составлен, должен быть направлен в бухгалтерию для проверки и хранения.

3.14.    В конце года после отчета остатки с карточек учета деталей переносятся на новые, а старые направляются в бухгалтерию на хранение.

19