Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

51 страница

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе приводятся основные педагогические требования к УПК, требования к сети и типам зданий УПК, состав и площади помещений, принципы и особенности объемно-планировочной структуры зданий, основные объемно-планировочные элементы, технико-экономические показатели

Оглавление

Введение

1. Общее положения и педагогические требования к межшкольным учебно-производственным комбинатам

2. Сеть и номенклатура типов межшкольных УПК

3. Размещение зданий межшкольных УПК и требования, предъявляемые к земельным участкам

4. Общее требования к проектированию зданий УПК

5. Требования к функциональным группам помещений

   Учебно-производственные помещения

   Учебно-воспитательные помещения

   Административно-хозяйственные и бытовые помещения

   Служебные и бытовые помещения

6. Требования к объемно-планировочной структуре здания

7. Основные архитектурно-планировочные элементы зданий

Приложение 1. Состав и площади помещений блоков для трудового обучения учащихся 8-11-х классов средних общеобразовательных школ

Приложение 2. Состав и площади помещений зданий межшкольных учебно-производственных комбинатов на 6, 10, 15 групп

Приложение 3. Опыт проектирования зданий межшкольных УПК

Показать даты введения Admin

Страница 1

ЦНИИЭП учебных эдакий Госграждаистроя

Рекомендации

по проектированию межшкольных учебно-производственных комбинатов(УПК) городского типа

Страница 2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................. 3

1.    Общие положении и педагогические требования к межшкольным учебно-производственным комбинатам........ 4

2.    Сеть и номенклатура типов межшкольных УПК........ S

3.    Размещение зданий межшкольных УПК и требования,

предъявляемые к земельным участкам............... 12

4.    Общие требования к проектированию зданий УПК....... 14

5.    Требования к функциональным группам помещений.....    14

Учебно-производственные помещения............. 15

Учебно-воспитательные помещения. . .............. 17

Административно-хозяйственные и бытовые    помещения 19

Служебные и бытовые помещения...................... 21

6.    Глебов алия к объемно-планировочной структуре здания ...    25

7.    Основные архитектурно-планировочные элементы зданий

УПК..................................... 36

Приложение 1. Состав и площади помещений блоков для трудового обучения учащихся 8-11-х классов средних общеобразовательных школ ......................... 37

Приложение 2* Состав и площади помещений зданий межшкольных учебно-производственных комбинатов на 6, ГО, 15 групп . Приложение 3. Опыт проектирования зданий межшкольных

ЦНИИЭП учебных зданий Госграж дан строя

РЕКОМЕНДАЦИИ по проектированию м дошкольных учебвочтронэводсгвенных комбинатов (УПК) городского типа

Редакция инструктивно-нормативной литературы Зав. редакцией Л Г. Вальян Редактор В.ЯКолбина Мл.редактор ЛН. Козлова техничоский редактор И.Н. Аксенова Сорректор Е.Р. Герасимюк

«длисано в печать 10.04.84    Т-20131 Форь.    84x108/32

мага офсетная № 2 Набор машинописный Пе*    офсетная

чей. л. 2,52 Уел. кр.-отт. 2,73 Уч.-изд. л. 4,76 '**■•    4000    экз.

vh г?т|

Отрой из дат, 101442, Москва, Каляевская, 23а

ЦИТП, 125878, ГСП, Москва. А-445, ул. Смольная, 22

Страница 3

Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования школ, дошкольных учреждений, средних и высших учебных заведений (ЦНИИЭП учебных зданий) Госгражданстроя

Рекомендации по проектированию м ежшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК) городского типа

МОСКВА СГРОЙИЭДДТ 1984

Страница 4

УДК 727.1.055

Рекомендовано к изданию решением НТО ЦНИИЭП учебных зданий.

Рекомендации по проектированию межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК) городского типа /ЦНИИЭП учебных зданий. — М.: Стройиздат, 1984 . - 52 с.

Межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) в общей системе школ и внешкольных учреждений предназначаются для трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся 8-11-х классов средних общеобразовательных школ.

Приводятся основные педагогические требования к УПК, требования к сети и типам зданий УПК, состав и площади помещений, принципы и особенности объемно-планировочной структуры зданий, основные объемно-планировочные элементы, технико-экономические показатели.

Для архитекторов, проектировщиков, работников народного образования.

Табл.15.

Разработаны кандидатами архитектуры В.И. Степановым и Н.СЛри донов ой, архитекторами НА. Гречковской и А.В. Степановым (ЦНИИЭП учебных зданий).

р 4902010000 _7J3 Инструкт.-нормат, П вып. — 167-83 047(00-84

© Стройиздат, 1984

Страница 5

ВВЕДЕНИЕ

Наше государство ставит перед средней школой важнейшую социальную задачу повышения уровня образования и всестороннего гармоничного воспитания подрастающего поколения. Под этим подразумевается обязательное >1-летнее образование, активное творческое воспитание, профориентация и трудовая подготовка.

8    1974 г. Советом Министров СССР было принято постановление "Об организации

межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся"^ 662 от 23• Од. 74г.).

8 развитие постановлени-,; Министерство просвещения СССР разработало "Типовое положение о межшкольных учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся" (if 18 от 21.02.1975 г.), по которому начали функционировать межшкольные УПК для учащихся 9 * 10-х классов средних общеобразовательных школ.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" и "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы", одобренных апрельским (1934 года) Пленумом ЦК КПСС и первой сессией Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, получили дальнейшее развитие ленинские принципы единой трудовой политехнической школы, намечен решительный поворот к улучшению подготовки нашей страны, к обоснованному выбору профессии.

Техническая насыщенность труда и его интеллектуальное содержание требуют не только высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки рабочего, но и систематического повышения этого уровня в соответствии с объективными переменами в технике и технологии производства, "великое дело - строительство коммунизма невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека. Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соответствующей материально-технической базы"(и* U11 от 29.12.77г./

Успешное решение задач всестороннего развития школьников - будущих строителей коммунистического общества возможно на основе соединения обучения с производительным трудом.

Для выполнения названной социальной задачи в стране непрерывно расширяется сеть общеобразовательных шмол ( сфера обучения), внешкольных учреждений (сфера творческого воспитания), межшкольных учебно-производительных комбинатов, мастерских при школах (сфера политехнического образования, профориентации и производительного труда).

В старших классах школы продолжают обучаться 60-703;; учащихся, закончивших восьмые классы. После окончания средней школы в высшие учебные заведения поступает лишь незначительная часть учащихся, остальные попадают в различные отрасли народного хозяйства. Поэтому в последнее десятилетие особенно остро встал вопрос о целенаправленной трудовой подготовке всего контингента 9 - 10-х классов общеобразовательных школ (около 6 млн. учащихся ) . Так возникла проблема создания специальных межшкольных УПК для учащихся 9 - 10-х (3-11-х) классов.

Задача подведения выпускников вплотную к овладению определенной профессией может быть решена при условии строгой преемственности в трудовом обучении учащихся.

Так, в 1 - /i-х классах дети получают общие элементарные представления о труде в народном хозяйстве. Учащиеся 5 “ 7*х классов по выбору более глубоко знакомятся с элементами производства одной из крупных сфер народного хозяйства: промышленности (технический труд ), сельского хозяйства (сельскохозяйственный труд), сферы обслуживания населения (обслукивающмй труд).

BJ) - 11-х классах углубленная трудовая подготовка осуществляется по принципу отраслевого разделения труда:    металлообработка, электротехника, радиотехника

и т.д. (промышленность), автодело (транспорт) , строительно-монтажные работы (строительство), работы в торговле и общественном питании(сфера обслуживания) и т.п. Такой подход позволяет обеспечить единство действия политехнического принципа и принципа соединения с производительным трудом.

3

Страница 6

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕЖШКОЛЬНЫМ УЧЕБНО ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ КОМБИНАТАМ

КЬ Мсжшкольмые учебно-производственные комбинаты (УПК )предиаэначаотся для трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся Q - ц-х классов средних общеобразовательных школ и профориентационной работы с учащимися 7-х классов.

Основные задами УПК по "Типовому положенно о межшкольных учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся" сводятся к следующему:    осуществление    профессиональной    ориентации    учащихся    с

целью подготовки их к сознательному выбору профессии; обучение учащихся первоначальным навыкам труда го избранной профессии и техническому творчеству.

В мемшкопьмых УПК учащиеся овладевают теорией по избранной ими профессии, приобретают практические навыки и приобщаются к производительному труду.

2. Межшкольные УПК создаются с участием промышленных и сельскохозяйственных предприятий, предприятий сферы обслуживания, государственных и кооперативных организаций.

Общее методическое руководство возлагается на отделы народного образования, а техническое оснащение мастерских и обучение трудовым навыкам учащихся - на промышленность.

Каждое предприятие,участвующее в создании УПК, организует на его материальной базе свой цех по выпуску промышленной продукции и соответствующую профориентацию учащихся.

1«3« Министерством просвещения СССР в УПК предусмотрено обучение учащихся 6-ти наиболее массовым специальностям: металлообработка {слесарное, токарное, фрезерное дело), дерееообарботка, строительное дело, автодело - вождение автомашин, автослесарное дело, радиоэлектроника, электротехника, обработка тканей • массовый пошив, индивидуальный пошив, торговля продовольственными и промышленными товарами, кулинария, техническое черчение, машинопись и основы современного делопроизводства.

I.Ц. Профили трудового обучения на комбинатах определяются исполкомами районных (городских ) Советов депутатов трудящихся и предприятиями (организациями), с учетом текущих и перспективных (в первую очередь местных) потребностей в рабочих кадрах, действительности в практике число специальностей, по которым профориемтмруются учащиеся средних школ, достигает 150.

1.5.    На комбинате создаются:    предприятиями и организациями-учебные цехи,

участки, кабинеты и лаборатории ( для обучения и производительного труда учащихся), заготовительное и инструментальное отделения, склад материалов и готовой продукции и другие вспомогательные службы (для материального обеспечения учебно-производственного процесса); районным городским отделом народного образования - кабинет профориентации.

Предприятия и организации создают необходимые условия для трудового обучения и производительного труда учащихся по определенному профилю (профилям): выделяют оборудование, устанавливают и налаживают его, оснащают учебные цехи, участки, кабинеты, лаборатории приборами, инструментами и приспособлениями.

1.6.    На трудовую подготовку учащихся 3-11- классов выделяется время, отведенное для этого учебным планом, включая производственную практику. Могут быть также использованы часы, отведенные на факультативные занятия.

Трудовое обучение на комбинатах ведется по программам Министерства просвещения СССР, а также по программам, утвержденным министерствами просвещения (народного образования) союзных республик.

1.7.    Производительный труд на комбинате организуется с учетом возраста, пола, а также требований охраны труда и здоровья подростков. Он должен быть тесно связан с трудовым обучением.

Производительный труд школьников на комбинате возможен в период каникул.

1.8.    Трудовой подготовка учащихся в - 11-х классов в городе производится один раз в неделю в соответствии с сеткой учебных часов (А часа в день Jj за сче* практики, факультативов может быть увеличена до шести часов в день. Комбинат работает 5 дней в неделю (так как преподают рабочие, мастера, инструкторы с предприятий, где пятидневная рабочая неделя).

Занятия в городских комбинатах организуются в две-полторы смены ( при четырех часах работы учащихся в день) и в одну смену (при шести часах работы). Учащиеся два часа занимаются в кабинетах теоретических занятий, остальное время - я учебных мастерских и цехах. При двухсменной работе вторая смена начинает обу-

4

Страница 7

Таблица I

Решим работы иежшкольного УПК При четырем часах работы учащихся в день

Деятельность

Часы работы

1

2

3

к

5

&

Занятия в учебных кабинетах, лабораториях

1-я

1-я

Смены 2-я 2-я

Работа в мастерских, цехах

-

-

1 -я

1-я

2-я

2-я

При тести часах работы учащихся в день

Деятельность

Часы работы

1

2

3

5

6

7

9

10

Занятия в учебных кабм- Смены иетах, лабораториях 1-я 1-я - - 2-я 2-я Работа в мастерских,

цехах - - 1-я 1-я 1-я 1-я 2-я 2-я

2-я 2-я

чаться с третьего или пятого урока в кабинетах теоретических занятий ( в день два часа теории и два-четыре часа практики). Эта особенность должна учитываться при расчете вестибюля-гардероба и рекреационных помещений. Наиболее экономичен для организации сети расчет УПК на двухсменные занятия. Режим работы УПК приведен в табл. 1.

I.9. На комбинате создаются учебные группы (бригады) по 25~30 чел. При практическом обучении и производительном труде по металлообработке, сантехнике, электротехнике, машинной обработке древесины, строительном и другим профилям, где Лримсняетси крупногабаритное оборудование, группы (бригады ) делятся пополам. В состав групп могут оходить учащиеся разных школ. В течение дня по педагогическим и методическим соображё.-уям возможна неоднократная передислокация учащихся из кабинетов в мастерские и обратно.

1. IQ. На комбинате с учащимися 8 - 11-х классов проводится работа по техническому творчеству, привлечению их к рационал*3»торсКС>* и изобретательской деятельности, по обучению основам научной организации труда

1.11. Межшкольные учебно-производственные комбинаты являются также центрами профессиональной ориентации учащихся школ района (городами их родителей. Неж-школьные комбинаты совместно со школами и предприятиями (организациями)подготавливают учащихся средних классов к выбору профиля обучения на комбинате. Учащиеся этих классов могут заниматься кружковой работой на базе УПК для правильного выбора профессии в дальнейшем.

2. СЕТЬ И НОМЕНКЛАТУРА ТИЛОВ МЕЖШКОЛЬНЫХ УПК

2-1• Здания меяшкольиых УПК относятся к учреждениям жилого района или города и рассчитываются на группу школ.

Принципы организации единой св»и зданий школ. УПК и внешкольных учреждений показаны на рис- 1.

22• При выборе Типов УПК по вместимости необходимо учитывать всю систему организации Трудового обучения учащихся 8-11-х классов в данном «илом районе (городе): школьте мастерские, учебные цехи предприятий, ПТУ (рис. 2).

2-3- Сравнение различных баз трудового обучения (прил. \) (блок мастерских при каждой школе, блок мастерских на три школы, блок мастерских на два школьных комплекса, здание УПК на 12 школьных зданий, рис. 3). позволяет сделать вывод.

5

Страница 8

■ 1

▲ 2 • 3

СЕЛ

Микрррайон средней школы

Рис. 1. Принципы организации единой сети зданий школ, УПК и внешкольных учреждений

что база дли трудового обучения должна решаться сконцентрированно в учебно-про-иэаодсгвенных комбинатах или при школьных комплексах.

2.Й. Обучение учащихся производится полностью на базе мекшкольиого УПК или по некоторым трудовым профилям, часть учащихся может заниматься на предприятиях.

2.5. При организации сети межшкольных УПК следует руководствоваться следующим

сеть межшкольных УПК в каждом городе проектируется в зависимости от числа населения, учащихся 8-11"X классов и местных условий;

здания межшкольных УПК рассчитываются на обучение примерно 65$ учащихся 3-9’Х классов, и окончивших 9~е    классы    и продолжающих обучение в общеоб

разовательных школах;

учитывается контингент учащихся, проходящих трудовую подготовку в базовых школьных мастерских, учебных цехах на предприятиях;

расчетная наполняемость учебной группы - 30 учащихся (для практических занятий в мастерских группа делится пополам).

Страница 9

Рис. 2. Система трудового обучения учащихся 8 - 11-х классов в городе(250 тыс. жителей)

2.6.    Число учащихся в школах принимается исходя из средней демографии: оно уточняется для каждого конкретного региона строительства.

2.7.    Типы зданий межшкольных УПК выбираются в зависимости от количества населения и числа учащихся старших классов на 1000 жителей, пропускной способности учреждения в неделю, требуемого количества учебных групп и местных условий размещения УПК в городе.

Формула расчета типа здания УПК:

УГ - ..........,

ДС6Т

где УГ - количество учебных групп в УПК;

К - расчетное число, тыс. жителей;

Ш - число детей и подростков школьного возраста 6 - 16 пет на 1000 жителей по демографическим данным;

ВК - число возрастных контингентов школьников;

В - число возрастных контингентов, которые занимаются в УПК;

П - процент учащихся, 8-11-х классов, планируемых на УПК;

Д - количество дней в неделю работы УПК;

С - количество смен в день;

7

Страница 10

Качественная

оценка

BBBBB

в в ввввв

1

Блок

мастер

ских

при

каждой

школе

Блок мастерских на три школы

мастерских на два школьных комплекса

УПК 6 групп на сеть школ

50 ^РУДОВЫХ 7 2 •/ профиля

Ш I

01Ш|

^ |?бМм2|

100

У.

Г71

ТРУДОВЫХ

профиля

ш

•1

100 трудовых •/ профиля

12

is

as

в

►- а О) л с х а х

ос

с}

> *-

« о

«то

л

а.

15га

z S О а.

|||(0.5ra»3)

^§2.5га $><о*споли-

12°

3 ГОНОМ

по эв тоделу

I

>•

U г

Зга

Хс0 С ПОЛИ'

е: гоном по автоделу

Рис. 3. Сопоставление вариантов организации базы трудового обучения

Б - число дней занятий одного учащегося в неделю;

Т - число учащихся в группе.

Ниже приводится пример расчета необходимого количества учебных групп в межшкольных УПК для города на 350 тыс. жителей (условно принято, что все учащиеся 10-11 -х классов будут заниматься в УПК).

1.    Подсчитываем число детей и подростков школьного возраста на город, исходя из местной демографии. Принимаем средние демографические данные - условна. 165 детей и подростков школьного возраста на 1000 жителей (ш).

2.    .Определяем число учащихся на 1000 жителей, которые по возрасту относятся к

В - И-и классам (    • 8К-одимиадцать возрастных контингентов (1 - 11-е классы), В - четыре возрастных "контингента, занимающиеся в У*Ж    11-е    классы).

3.    Считаем, что в 10-х и 11-х классах будут заниматься по 65t числа окончивших 9-е классы.

Страница 11

*t. УПК работает 5 дней в неделю (д), • две смены (с), каждый учащейся занимается раз в неделю (Б X расчетное число учащихся в группе * 30 человек.

5. Подставляем все данные в формулу:

)о.«

уг *~5*<Ъ0-*    W.S{группы)* 16 группы.

Для города с населением 350 тыс. жителей нужно иметь U6 учебных групп в межшкольных УПК. Ориентируясь на утвержденную номенклатуру межшкольных УПЮ, можно применять:

два УПК    на 15 групп ♦    два УПК на    10 групп,

или три    здания УПК на    15 групп,

или три    здания УПК на    10 групп ♦    УПК на 15    групп,

или УПК на 15 групп ♦ два УПК на 10 групп ♦ два УПК на 6 гругп.

При определении типа УПК необходимо учитывать соотношение мужских и женских специальностей, принимая условно равное число девочек и мальчиков.

0cHOBMdW номенклатура типов зданий меншкольных УПК и их характеристики по профнаправлениям приведены в табл. 2.

Таблица 2

Номенклатура типов межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК ^трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся средних общеобразовательных школ

Тип здания по кол-ву

Число

уча

щихся

Пропускная способность

Кол-во потоков уч-ся$ - 11-х

Число жителей в

:пециальмостм, по которым >рганизуется обучение в УПК

Место

нения

приме-

групп в одну смену

а одну

смену

за неделю

классов в школах, которое обслуживает УПК

расчете на УПК (тыс. чел.)

село

город

2*

60

о о

о|о

при ОДНОЙ смене при двух сменах

2

5

1. Трактор; сельскохо-

1

10

зяйстаенные машины и

основы агротехники сельскохозяйственных культур

2. Основы животноводства

6

120 600

1200

180

1800

12

300    1500

3000

10

20

10

20

22.5

1*5

1.

2.

3.

k.

l.

2.

3.

k.

5.

6.

l.

и механизации животноводческих ферм Трактор, сельскохозяйственные машины и основы агротехники сельскохозяйственных культур Основы животноводства ф и механизации животноводческих ферм Деревообработка Обработка тканей Металлообработка -токарное дело Деревообработка Электротехника    О

Строительное дело Обработка тканей Торговое дело Металлооб- 7.Техническое работка -    черчение

слесарное 8. Обработка дело    тканей

О

9

Страница 12

Продолжение табл. 2

Тип зда-

Число

Пропуск-

Кол-во по-

Число

Специальности, по которым

Место

приме-

ИМЯ по

уча-

мая спо-

токов уч-

жите-

эрганизуется обучение в

нения

кол-ву

щихся

собмость

ся 8 ^ И-х

лей в

УПК

групп

в од-

за не-

классов

рас-

село

город

в одну

ну

делю

в школах.

чете

смену

смену

которое

на УПК

обслужи-

(тыс.

вает УПК

чел,)

15

*50    22S0

*500

2. Металлооб

9- Торговое

работка -

дело

токарное

10. Машинопись

дело

и основы

3. Деревооб

современного

работка

делопроиз

*. Строитель

водства

ное дело

5.    Автодело

6.    Электротех

ника

1. Металлооб

10. Обработка

работка -

тканей

слесарное

(массовый

дело

пошив )

2. Металлооб

11. Обработка

работка -

тканей

токарное

(индиви

дело

дуальный

3. Металлооб

пошив)

работка -фрезерное дело

*. Деревообра

ботка

5. Строитель

12. Торговля

ное дело

продо

6. Автодело -

вольст

вождение

венными

автомашин

товарами

7. Автодело -

13. Торговля

слесарное

промыш

дело

ленными

8. Радиоэлек

товарами

троника

1*. Кулинария

9. Электротех

15- Машинопись

ника

и основы современного делопроизводства

* Межшкольмые УПК (для села) иогут работать шесть дней а неделю, в одну смену, а этом случае пропускная способность за неделю УПК на 2 группы - 360 учащихся, УПК на * группы - 720 учащихся; число жителей а расчете на УПК соответственно 6 и 12 тыс. чел.

£ Размещается в сельской местности или в городе.

0 Допускается размещать соответственно в городе или сельской местности.

Страница 13

Специальности

изучение трактора, сельхозмашин. основ агротехники

основы животноводства и механизации ферм

Деревообработка

Обработка тканей

Металлообработка (то-карное дело;

Деревообработка

Электротехника

Строительное дело

Обработка тканей (массовый пошив)

Торговое дело

Металлообработка (слесарное дело)

Автодело

Техническое черчение

Машинопись

металлообработка (Фрезерное дело)

Радиоэлектроника

Автослесарное дело

Обработка тканей (индивидуальный пошив)

Кулинария

Население

Рис. *». Номенклатура типов зданий УПК (при обслуживании 10 - 11-х классов)

Расчетное количество зданий межшкольных УПК для городов различной величины

Таблица 3

Типы городов, тыс. жителей

Тип зданий УПК по расчету

Характеристика зданий УПК

6

10

15

^Количество групп, занимающихся единовременно (тип здания)

1300

3000

4500

4Пропускнал способность за неделю при двух сменах (число учащихся)

45

75

110

4Число жителей в расчете на УПК (тыс. чел.)

Крупнейшие: св. 1000 се. 500

По расчету

до 1000 Крупные: се. 250

6- 1 *« ИЛИ

4-10

до 500 Большие: св. 100

4-8 или

2-6

до 250

4-6 или

2-4

11

Страница 14

Продолжение табл.З

Типы городов, тыс. жителей

Тип зданий УПК по расчету

Характеристика зданий УПК

Средние: св. 50 до 100 Малые до 50

2

2 -С учетом обслу-

района

Таблица *♦

Примерный расчет количества средних общеобразовательных школ, которое может обслужить одно здание УПК

Тип УПК по вместимости

6 групп (180 мест) 10 групп С 300 мест) 15 групп(1»50 мест)

Примерное количество средних общеобразовательных школ на 1296 мест, которое может обслужить одно здание УПК

6

10

15

Для городов приняты типы зданий УПК на 6 групп ( 180 мест) } 10 групп (300 мест)} 15 групп (1<50 мест).

2.10.    Типы зданий на 2, группы предназначены для сельской местности. Тип

здания на Ь группы может приниматься также в малых городах, на 6 групп - в городе и сельской местности. УПК могут блокироваться, например: 2 ♦ 6}    ♦    6    и

размещаться в районных центрах с учетом обслуживания близрасположенных поселков и сельских населенных пунктов.

2.11.    Расчетное количество зданий межшкольных УПК для городов различной величины рекомендуется принимать согласно табл. 3- (Подразделение принято по СНиП П-60-75 "Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов".)

2.12.    Примерное количество средних общеобразовательных школ, которое может обслуживать одно здание при работе в две смены, дано в табл. *».

3. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗДАНИЙ МЕ*ШКОЛЬНЫХ УПК И ТРЕБОВАНИЯ. ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ

3»1. Межшкольные УПК для обеспечения доступности и удобства эксплуатации следует размещать в относительном центре обслуживающей зоны. При этом должна быть удобная и безопасная связь с остановками городского (районного) транспорта, а также возможно более тесная и удобная связь с жилой застройкой (учащиеся УПК приходят заниматься из дома и возвращаются домой).

3-2. Здания межшкольмых УПК, как правило, размещаются самостоятельно, могут размещаться также рядом с одной из школ (баэовой)или находиться в непосредственной близости от ведущего предприятия.

3-3. Радиус обслуживания - не более одночасовой пешеходмо-транспотной доступности.

Примечания: 1. 8 общее время доступности на общественном транспорте включается время на поездку, на подход к остановке общественного транспорта и от остановки к учреждению.

При транспортной доступности радиус обслуживания определяется исходя из средней скорости городского транспорта - 18-20 км/ч.

2. При пешеходной доступности радиус обслуживания определяется исходя из расчетной скорости передвижения школьников старшего возраста - Ь км/ч.

12

Страница 15

Рис. 5- Участок УПК - автополигон а - автополигои: 1 • место для стоянки транспорта; 2•• габаритный дворик; 3 - место разворота без применения заднего кода; 4 - косогор; *- зигзагообразный проезд; 5 - воронка; 7 “ габаритные ворота; 0 -железнодорожные переезд; 5 - ров с колейным мостом;/0-габаритный "тоннель"; 11 ~ холм; 12 “ эстакада; 13 - габаритная "восьмерка'*; /4» - погрузочная площадка; 15- ж.-д. платформа; /6 - "бокс"

<5 - трактородром:    7- площадка ожидания;    исходная линия; 3- маршрут

для начального обучения вождению; 4 -маршрут для обучения преодолению препятствий; 5- проход между столбами; 6 - железнодорожный переезд; 7- яма; в - ворота; 9- холм; /0- габаритная "восьмерка"; //• зигзагообразный проезд;    канава; /3- колейный мост;

74    - бревно; 75- учебное поле

3.^. Расстояние от учебных зданий до красной линии должно быть не менее 15 и от учебных зданий до края проезжей части скоростных и магистральных улиц и дорог не менее 50 и.

3.5» Площадь земельных участков для межшкольных УПК: для УПК на 6 групп - не более 2 га, на 10 и 15 групп - не более 3 га (площадь участка уточняется в зависимости от местных условий).

Примечание. Площадь 3 га - принята при условии организации полигона по автоделу. При отсутствии этой профессии в УПК или возможности организовать практическое обучение вождению при клубах ДОСААФ или других автодромах площадь участка может быть уменьшена на 1 га.

3-6. На земельных участках межшкольных УПК должно быть предусмотрено деление на зоны: учебно-производственную, хозяйственную со складскими сооружениями и гаражом, а также автополигои площадью в 1 га.

3-7• При наличии в межшкольном УПК трудового обучения автоделу на участке должен быть учебный гараж на четыре автомашины (прил. 2»1), размещаемый вне полигона.

На участке УПК допускается строительство учебного тира.

3.8.    Участки УПК озеленяются.

При наличии полигона по автоделу предусматривается защитная полоса зеленых насаждений. Автополигон показан на рис. 5 (архит. Г.И.Наумкин).

3.9.    Полигон автодела и хозяйственную зону не рекомендуется размещать со стороны окон помещений для теоретических занятий.

3.10. На земельных участках должны быть подъезды для пожарных машин к зданию. Проезды и подъезды к зданиям, а также хозяйственная зона должны иметь твердое покрытие.

3.11.    В хозяйственной зоне участка следует предусматривать площадку для мусоросборников. въезд в хозяйственную зону - с улицы.

3-12. Ширина зеленой полосы по границам земельного участке не менее 1,5 м, а со стороны улицы - не менее 6 м. Расстояние от окон учебных помещений до стволов деревьев не менее 10 м, а до кустарников - не менее 5 ж.

Посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами на земельных участках УПК не допускается.

3.13. Земельные участки УПК ограждаются по всему периметру:

а) земельные участки, примыкающие к улицам и проездам, должны ограждаться железобетонными решетчатыми ограждениями или стальной сеткой высотой 1,2 м;

13

Страница 16

б) земельные участки внутри районов окружаются живой изгородью высотой не менее 1,2 и.

3.14. На участках УПК должен предусматриваться отвод дождевых вод.

4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЗДАНИЙ УПК

4.1.    Межикольмые учебно-производственные комбинаты рекомендуется строить преимущественно по типовым проектам в соответствии с приведенной номенклатурой типов зданий ^табл. 2), рассчитанных на подготовку учащихся по 16 наиболее массовым профилям народного хозяйства. Количество трудовых профилен, по которым ведется обучение учащихся в стране, не исчерпывается теми, на которые рассчитаны типовые проекты, поэтому здания УПК должны быть универсальными, позволяющими изменить трудовой профиль при привязке зданий, я зависимости от конкретной потребности.

4.2.    Здания УПК, как правило, следует проектировать компактными, в один * три этажа. Для строительства в стесненных условиях городской застройки или а других неблагоприятных условиях эти здания допускается проектировать четырехэтажными ( за исключением блока мастерских с тяжелым оборудованием^.

4.3» Межшкольные учебно-производственные комбинаты должны размещаться в централизованном или сблокированном здании.

Допускается размещать и в отдельных корпусах, соединенных отапливаемыми переходами .

4.4.    Высота наземных этажей зданий ( от пола до пола вышележащего этажа)-3,3 м- Высота учебно-производственных помещений ( в мастерских, цехах, помещениях для обучения строительным специальностям, для обучения практическим навыкам торговли) должна быть 4,2 м. Высота универсального зала - лекционной аудитории принимается в соответствии с требованиями кинотехнологии.

4.5.    Учебные помещения следует размещать в наземных этажахj в цокольных этажах допускается располагать гардеробные, санитарные узлы, душевые, кладовые и столовые; в подвальных - бойлерные, насосные водопровода и канализации, узлы управления, вентиляционные камеры, камеры для кондиционирования воздуха, кладовые.

4.6.    Учебно-производственные помещения с тяжелым оборудованием следует раз* мещать в первых этажах зданий без подвалов.

4.7.    Рекомендуемая ориентация окон учебных помещений для теоретических занятий по сторонам горизонта ( для U, Щ климатических районов и 1В климатического подрайона) в зданиях межшкольных УПК (кроме кабинета по техническому черчению)* на Ю*В'ЮВ. Для затененных участков допускается свободная ориентация по сторонам горизонта. Для кабинета технического черчения должна приниматься оптимальная ориентация - С, СВ, СЗ, допускается любая, кроме ЮВ и ЮЗ.

4.8.    В помещениях межшкольных учебно-производственных комбинатов должно предусматриваться непосредственное естественное освещение.

Допускается освещение воторым светом или комбинированным только помещений, связанных с кратковременным пребыванием или эпизодическим использованием.

Допускается освещение только искусственным светом универсального зала - лекционной аудитории, кинофотолаборатории, гардеробных, санитарных узлов, душевых, помещений кладовых, киноаппаратных, радиоузлов и дикторских.

4.9.    Основной поток света в учебных помещениях для теоретических занятий предусматривается с левой сторны от учащегося.

4.10.    Проемы оком учебно-производственных помещений, универсального зала-лекционной аудитории оборудуются солнцезащитными устройствами при необходимости устранений слепящего действия от прямой или отраженной блесткости и перегрева при инсоляции.

6. ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ГРУППАМ ПОМЕЩЕНИЙ

5-1• Межшкольный учебно-производственный комбинат должен состоять из трех основных функциональных групп помещений: учебно-промэводственмой, учебно-воспитательной, административно-хозяйственной и бытоеой^рис. б) .

14

Страница 17

66% 167'

are

60 мест

4гр

120 мест

450мест Ц

Типы

12 %20У*

О

Учебно-

произ-

водст-

венные

поме

щения

Учебно- Поме- Рабочая вослита- ще- площадь тельные ния на 1 помете- быта место ния

Рис. 6. Удельное соотношение функциональных групп помещений УПК

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

5.2. К группе учебно-производственных помещений относятся:    помещения    для

учебно-производительного труде ( цехи, мастерские), помещений для теоретических занятий (кабинеты, лаборатории, лаборантские), обслуживающие помещения (склады, гардеробные, душевые).

3.3» Функциональная структура УПК должна предусматривать: разделение учебно-производственных помещений на группы по специальностям; обеспечение удобной связи между помещениями для занятий одной специальностью: цехами или мастерскими с подсобными помещениями и кабинетами для теоретических занятий.

5.**. Мастерские, цехи рассчитываются каждое на 15 учащихся, помещения для теоретических занятий, кабинеты и лаборатории - на 30 учащихся.

5-5- Площади помещений для теоретических занятий учебно-производственных помещений и вспомогательных к ним следует принимать по табл. 5, 6.

3.6. При проектировании предусмотреть возможность перераспределения площадей помещений между учебно-производственными мастерскими в зависимости от местных условий и требований размещения технологического оборудования (универсальное использование).

1S

Страница 18

Таблица g

Помещения для теоретических занятий и учебно-производительного

труда

Помецения

Число учащихся рлощадь, м*

Количество помещений

А. Помецения для теоретических занятий 1. Кабинеты по слесарному, токарному, фрезерному делу, по деревообработке, строительному делу, по изучение правил дорожного движения, радиоэлектронике, электротехнике, обработке тканей, кулинарии, торговому делу, техническому черчению, лаборатория

металловедения

2. Кабинет для теоретических занятий по изучению устройства ма

30

0

72

1

шин по автоделу

3. Лаборантские - комнаты масте

90

1

ров при кабинетах и лабораториях

-

18

1

J». Тренажерная по автоделу

-

18

2

5.    Помещения для специальных швейных машин

6.    Фасовочный цех для обучения

-

18

торговле продовольственными товарами

-

18

ь. Помещения для учебно-производительного 1. Мастерские по токарному,

труда

фрезерному делу 2. Мастерские столярные, помещения для обучения строитель

15

180

2

ным специальностям 3. Мастерские слесарные, автослесарные, по радиоэлектронике, электротехнике, мастерская -практикум по изучению автомобиля, цехи поиива одежды, помещения для обучения навыкам торговли, кабинеты для практических занятий, по техничес

15

135

2

кому черчению

k. Цехи по кулинарии, помещения для обучения машинописи и дело

15

90

2

производству

15

72

2

Примечания: 1. Учебно-производственные помещения: мастерские, цехи по одной специальности допускается проектировать в виде единого помещения, если это оправдано удобством размещения технологического оборудования.

2. Мастерская - практикум по изучению автомобиля, автослесарная мастерская, помецения для обучения навыкам торговли предусматриваются по одному с расчетом, что вторая половина группы занимается соответственно в гаражах и магазинах.

вспомогательные помещения к мастерским и цехам

Таблица 6

Помещения

1.    Йнструмвнтальная по металлообработке, заточной участок

2.    Инструментальная с заточным участком по деревообработке

Площадь, м

Г

77-1 В*

18-2И

2U

Страница 19

Площадь, *1

Помещение

3. Инструментальная по строительному делу    18

Склады заготовительных материалов и готовой    2U

продукции для слесарного, токарного, фрезерного дела

5.    Заготовительный цех со складом материалов    ЭО

для деревообработки

6.    Склад .готовой продукции для деревообработки    2U

7.    Склад заготовительных материалов для строитель-ного дела

8.    Склад заготовительных материалов и готовой про-    18

дукции для радиоэлектроники, электротехники, для индивидуального пошива одежды, массового пошива одежды, подсобные помещения по кулинарии, по торговле продовольственными, промышленными товарами, по техническому черчение, помещение для хранения материалов и оснащения по машинописи и основам современного делопроизводства

9. Комната мастеров и инструкторов по металлоб-работке^

* Пладади помещений принимаются в зависимости от количества трудовых профилей, согласно пр*1л. 2.

^При наличии трудового профиля только по токарному делу - не предусматривается.

УЧЕБНО-ВОСПИТ аТЕЛЪПЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

5.7.    К группе учебно-воспитательных помещений относятся: кабинет для технического черчения (для всех учебных дисциплин}, помещение для технического творчества, кабинет профориентации, библиотека - читальный зал, методический кабинет, умнеерояльный аал - лекционная аудитория и др. помещения, приведенные е табл. 5. Учебно-воспитательными помещениями пользуются асе учащиеся & - Wx классов, занимающиеся в ме«икольных УПК, и, кроме того, учащиеся 7-х классов (профориентационная работа и творческие кружки}.

3.8.    Библиотеки следует проектировать на расчетное количество учащихся единовременная наполняемость в одну смену при норме U0-SQ ед. книжного фонда технической литературы на 1 учащегося. Библиотека зонируется на читальный зал и книгохранилище.

Количество мест в читальном зале следует принимать на 6-ЬХ расчетного числа

учащихся,    2

Площадь читального зала • принимать по норме 2,*4 и на \ место в читальном

зале.    2

Площадь книгохранилища принимать по норме 2*5 м на \000 ед. книжного фонда.

5.9.    Площадь помещений библиотеки - читального зала с книгохранилищем следует принимать по табл. 7.

Таблица 7

Попечении    |    Ппощад., *2

ЬыЛпчпт... » УПК на-.    Ьо

180 пест    и*    ю    тис»    толо*

300    ______-

на 1** тьс. толо»

120

на 20 тыс. топо»

Страница 20

Таблица 8

Помещения

Площадь, м*

1Количество

/ нес г

Универсальный зал с

трансформируемой эс-традой-лекционной аудиторией ■ УПК на;

180 мест

135

100

зоо "

162

Но

<,50 '•

216

200

При них:

кинопроекционная

2k

лаборантская

18

Примечание. Лаборантскую размешать со стороны эстрады для удобства проведения лекционных занятий.

Таблица 5

Помещения    IПлощадь, м

Г. Кабинет технического черчения (для всех трудовых    90

профилей, при отсутствии такой специальности в УПК}

2.    Помещение для технического творчества    90

3.    Кабинет профориентации    72

Ь, Нетодическмй кабинет    2U

5. Комната трудовой славы    2U

6.    Помещения технического центра:

дикторская, радиоузел    9

комната для хранения, отбора технических средств и ре-    18

понта аппаратуры

помещение для изготовления информационных материалов•    18

фотолаборатория

7.    Кладовая для хранения оборудования, материалов для выставок и кабинет актива учащихся для организации выставок#

\*Рекомендуетея размещать в непосредственной близости от универсального зала -лекционной аудитории.

Примечание, Кабинет технического чернения оборудуется на 15 учащихся.

5.10. Универсальный зал-лекциоиную аудиторию рекомендуется проектировать с трансформируемой эстрадой.

Зал следует проектировать с учетом возможности демонстрации кинофильмов, учитывать возможность организации в мен сменных выставок работ учащихся.

Следует предусмотреть возможность проведения лекционных занятий для двух групп учащихся (60 чел.), для чего устанавливаются стулья с пюпитрами (по норне 1 и* на место). Для остальных, требуемых по расчету зрительных мест в зале, принимается норма 0,65 и на одно место.

Количество мест в залах принимается из расчета 5% числа учащихся, занимающихся в одну смену (в зависимости от вместимости УПК).

5.11.    Площади универсальных залов-лекционных аудиторий с трансформируемой эстрадой и помещений при них принимать по табл. 8.

5.12.    Площади остальных учебно-воспитательных помещений (кроме библиотеки-читального зала и универсального зала-лекционной аудитории ) принимать по табл. 9-

18