Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
В документе приводятся основные педагогические требования к УПК, требования к сети и типам зданий УПК, состав и площади помещений, принципы и особенности объемно-планировочной структуры зданий, основные объемно-планировочные элементы, технико-экономические показатели
Введение
1. Общее положения и педагогические требования к межшкольным учебно-производственным комбинатам
2. Сеть и номенклатура типов межшкольных УПК
3. Размещение зданий межшкольных УПК и требования, предъявляемые к земельным участкам
4. Общее требования к проектированию зданий УПК
5. Требования к функциональным группам помещений
Учебно-производственные помещения
Учебно-воспитательные помещения
Административно-хозяйственные и бытовые помещения
Служебные и бытовые помещения
6. Требования к объемно-планировочной структуре здания
7. Основные архитектурно-планировочные элементы зданий
Приложение 1. Состав и площади помещений блоков для трудового обучения учащихся 8-11-х классов средних общеобразовательных школ
Приложение 2. Состав и площади помещений зданий межшкольных учебно-производственных комбинатов на 6, 10, 15 групп
Приложение 3. Опыт проектирования зданий межшкольных УПК
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Разработан | ЦНИИЭП учебных зданий | ||
Издан | Стройиздат | 1984 г. | |
Утвержден | ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя
Рекомендации
по проектированию межшкольных учебно-производственных комбинатов(УПК) городского типа
Москва 1984
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................. 3
1. Общие положения и педагогические требования к межшкольным учебно-производственным комбинатам........ 4
2. Сеть и номенклатура типов межшколъных УПК........ 5
3. Размещение зданий межшкольных УПК и требования,
предъявляемые к земельным участкам............... 12
4. Общие требования к проектированию зданий УПК....... 14
5. Требования к функциональным грушкам помещений..... 14
Учебно-производственные помещения............. 15
Учебно-воспитательные помещения. ............... И
Административно-хозяйственные и бытовые помещения 19 Служебные и бытовые помещения...................... 21
6. Требования к объемно-планировочной структуре здания ... 25
7. Основные архитектурно-планировочные элементы зданий ^
Приложение 1. Состав и площади помещений блоков для трудового обучения учащихся 8-11-х классов средних общеобразовательных школ......................... 37
Приложение 2. Состав н площади помещений зданий межшкольных учебно-производственных комбинатов на 6» ГО, 15 групп . Приложение 3. Опыт проектирования зданий межшкольных
ЦНИИЭП учебных зданий Госграждан строя
РЕКОМЕНДАЦИИ по проектированию межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК) городского типа
Редакция инструктивно-нормативной литературы Зав. редакцией Л Г. Бальян Редактор В.АКолбина Мл .редактор JI.H. Козлова Технический редактор АН, Аксенова корректор Е.Р. Герасимюк
даисано в печать 10.04.84 Т-20131 Форм 84x108/32
мага офсетная № 2 Набор машинописный Пе* офсетная
лея. л. 2,52 Уел. кр.-отт. 2,73 Уч.-иэд. л. 4,76 4000 экэ.
VT) .Г>«?ТГ|
Стройиэдат, 101442, Москва, Каляевская, 23а
ЦИТП, 125878, ГСП, Москва, А-445, ул. Смольная, 22
*1. УПК работают 5 дней а неделю (д), в две смены (с), каждый учащийся занимается раз в неделю (Б X расчетное число учащихся в группе - 30 человек.
5* Подставляем все данные в формулу:
ззо(*еа,4 )o,6s
У Г *—557^30-* 4StS {группы)* 46 группы.
Для города с населением 350 тыс. жителей нужно иметь 46 учебных групп в межшкольных УПК. Ориентируясь на утвержденную номенклатуру межшкольных УПК*, можно применять:
два УПК на 15 групп + два УПК на 10 групп,
или три здания УПК на 15 групп,
или три здания УПК на 10 групп + УПК на 15 групп,
или УПК на 15 групп + два УПК на 10 групп + два УПК на 6 групп.
2JB;. При определении типа УПК необходимо учитывать соотношение мужских и женских специальностей, принимая условно равное число девочек и мальчиков.
Основная номенклатура типов зданий межшкольных УПК и их характеристики по профнаправлениям приведены в табл. 2.
Таблица 2 Номенклатура типов межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК )трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся средних общеобразовательных школ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
при одной сиене При двух | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
120 180 300 |
|
*
2
о
9
Продолжение табл. 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
15
*«50 2250
*«500
15
зо
ПО
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
5.
6.
7-
В.
9.
Мвталлооб* з# работка * токарное К), дело
Деревообработка Строительное дело Автодело Электротехника
Неталлооб- |0. работка -слесарное дело
Металлооб- 11. работка -токарное дело
Металлообработка -Фрезерное дело
Деревообра
ботка
Строитель- 12. ное дело Автодело -вождение автомашин Автодело - Т3# слесарное дело
Радиоэлектроника 1Ц.
Электротех-15. ника
Торговое
дело
Машинопись и основы
современного
делопроиз
водства
Обработка тканей (массовый пошив) Обработка тканей (индивидуальный пошив)
Торговля продовольственными товарами Торговля промышленными товарами Кулинария Машинопись и основы современного делопроизводства
* Межшкольные УПК (для села) могут работать шесть дней в неделю, в одну смену, в этом случае пропускная способность за неделю УПК на 2 группы - 3&0 учащихся, УПК на k группы - 720 учащихся; число жителей в расчете на УПК соответственно 6 и ]2 тыс. чел.
S Размещается в сельской местности или в городе.
Допускается размещать соответственно а городе или сельской местности.
йзучение трактора, сельхозмашин, основ агротехники Основы животноводства и механизации Ферм_
Деревообработка
Обработка тканей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Рис. 4. Номенклатура типов зданий УПК (при обслуживании 10 - 11-х классов) |
Расчетное количество зданий межшкольных УПК для городов различной величины
Таблица 3 | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
И
Продолжение табл.З | ||||||||||||||||||||||||
|
Для городов приняты типы зданий УПК на 6 групп ( 180 мест); 10 групп (300 мест)j 15 групп (^50 мест).
2.10. Типы зданий на 2, 4 группы предназначены для сельской местности. Тип здания на k группы может приниматься также а малых городах, на 6 групп - в городе и сельской местности. УПК могут блокироваться, например: 2 + 6; ** + 6 и размещаться 8 районных центрах с учетом обслуживания близрасположенных поселков и сельских населенных пунктов.
2.11. Расчетное количество зданий межшкольных УПК для городов различной величины рекомендуется принимать согласно табл. 3* (Подразделение принято по СНиП П-60-75 "Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов".)
2.12. Примерное количество средних общеобразовательных школ, которое может обслуживать одно здание при работе в дае смены, дано в табл. к.
3. РАЗМЕЩЕНИЕ ЗДАНИЙ МЕЖШКОЛЬНЫХ УПК И ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ
3»1. Межшкольные УПК для обеспечения доступности и удобства эксплуатации следует размещать в относительном центре обслуживающей зоны. При этом должна быть удобная и безопасная связь с остановками городского (районного) транспорта, а также возможно более тесная и удобная связь с жилой застройкой (учащиеся УПК приходят заниматься из дома и возвращаются домой).
3*2* Здания межшкольных УПК, как правило, размещаются самостоятельно, могут размещаться также рядом с одной из школ (базовой)или находиться в непосредственной близости от ведущего предприятия.
3.3. Радиус обслуживания - не более одночасовой пешеходно-транспотной доступности .
Примечания: 1. В общее время доступности на общественном транспорте включается время на поездку, на подход к остановке общественного транспорта и от остановки к учреждению.
При транспортной доступности радиус обслуживания определяется исходя из средней скорости городского транспорта - 18-20 км/ч*
2. При пешеходной доступности радиус обслуживания определяется исходя из расчетной скорости передвижения школьников старшего возраста - U км/ч.
12
Рис. 5* Участок УПК - автополигон а. - автополигон: 1 - место для сто
янки транспорта; 2* габаритный дворик; 3 - место разворота без применения заднего хода; 4 - косогор; У- зигзагообразный проезд; € - воронка; 7 “ габаритные ворота; 5 -желеэнодорожны{ переезд; 3 - ров с колейным мостом ',10~ габаритный “тоннель"; 11 - холм; 12 “ эстакада; 13 - габаритная "восьмерка"; 14 - погрузочная площадка; 15- ж.-д. платформа; 16 - "бокс"
& - трактородром: 1- площадка ожи
дания; 2- исходная линия; 3- маршрут для начального обучения вождению; 4 -маршрут для обучения преодолению препятствий; 5- проход между столбами; 6 - железнодорожный переезд; ?- яма; в - ворота; 9- холм; 10- габаритная "восьмерка"; 11- зигзагообразный проезд; 12- канава; 13- колейный мост; 14 - бревно; 15- учебное поле
3.**. Расстояние от учебных зданий до красной линии должно быть не менее 15 м от учебных зданий до края проезжем части скоростных и магистральных улиц и дорог не менее 50 м.
3.5. Площадь земельных участков для межшкольных УПК: для УПК на 6 групп - не более 2 га, на 10 и 15 групп - не более 3 га (площадь участка уточняется в зависимости от местных условий).
Примечание. Площадь 3 га - принята при условии организации полигона по автоделу. При отсутствии этой профессии в УПК или возможности организовать практическое обучение вождению при клубах ДОСААФ или других автодромах площадь участка может быть уменьшена на 1 га.
3-6. На земельных участках межшкольных УПК должно быть предусмотрено деление на зоны: учебно-производственную, хозяйственную со складскими сооружениями и гаражом, а также автополиГон площадью в 1 га.
3?7• При наличии в межшкольмом УПК трудового обучения автоделу на участке должен быть учебный гараж на четыре автомашины (прил. 2f) t размещаемый вне полигона.
На участке УПК допускается строительство учебного тира.
3.8. Участки УПК озеленяются.
При наличии полигона по автоделу предусматривается защитная полоса зеленых насаждений. Автополигон показан на рис. 5 (архит. Г.И.Наумкин).
3.9. Полигон автодела и хозяйственную зону не рекомендуется размещать со стороны окон помещений для теоретических занятий.
3.10. На земельных участках должны быть подъезды для пожарных машин к зданию. Проезды и подъезды к зданиям, а также хозяйственная зона должны иметь твердое покрытие.
3.11. В хозяйственной зоне участка следует предусматривать площадку для мусоросборников. Въезд в хозяйственную зону - с улицы.
3.12. Ширина зеленой полосы по границам земельного участка не менее 1,5 м, а со стороны улицы - не менее 6 м. Расстояние от окон учебных помещений до стволов деревьев не менее 10 м, а до кустарников - не менее 5 м.
Посадка дереввеа и кустарников с ядовитыми плодами на земельных участках УПК не допускается.
3.13- Земельные участки УПК ограждаются по всему периметру:
а) земельные участки, примыкающие к улицам и проездам, должны ограждаться железобетонными решетчатыми ограждениями или стальной сеткой высотой 1,2 м;
13
б) земельные участки внутри районов окружаются живой изгородью высотой не менее 1,2 и.
3.14. На участках УПК должен предусматриваться отвод дождевых вод.
4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЗДАНИЙ УПК
4.1. Межшкольные учебно*производственные комбинаты рекомендуется строить преимущественно по типовым проектам в соответствии с приведенной номенклатурой типов зданий 1( табл. 2}» рассчитанных на подготовку учащихся по 16 наиболее массовым профиля* народного хозяйства. Количество трудовых профилей, по которым ведется обучение учащихся в стране, не исчерпывается теми, на которые рассчитаны типовые проекты, поэтому здания УЛК должны быть универсальными, позволяющими изменить трудовой профиль при привязке зданий, в зависимости от конкретной потребности.
4.2. Здания УПК, как правило, следует проектировать компактными, в один * три этажа. Для строительства в стесненных условиях городской застройки или в других неблагоприятных условиях эти здания допускается проектировать четырехэтажными ( за исключением блока мастерских с тяжелым оборудованием).
4.3. Межикольные учебно-производственные комбинаты должны размещаться в централизованном или сблокированном здании.
Допускается размещать и в отдельных корпусах, соединенных отапливаемыми переходами .
4.4. Высота наземных этажей зданий ( от пола до пола вышележащего этажа) -
3,3 м.. Высота учебно-производственных помещений ( в мастерских, цехах, помеще
ниях для обучения строительным специальностям, для обучения практическим навыкам торговли) должна быть 4,2 м. Высота универсального зала - лекционной аудитории принимается в соответствии с требованиями кинотехнологии.
4.5. Учебные помещения следует размещать в наземных этажах; в цокольных этажах допускается располагать гардеробные, санитарные узлы, душевые, кладовые и столовые; в подвальных - бойлерные, насосные водопровода и канализации, узлы управления, вентиляционные камеры, камеры для кондиционирования воздуха, кладовые.
4.6. Учебно-производственные помещения с тяжелым оборудованием следует размещать в первых этажах зданий без подвалов.
4.7. Рекомендуемая ориентация окон учебных помещений для теоретических занятий по сторонам горизонта ( для Н, Ш климатических районов и 1В климатического подрайона) в зданиях межшкольных УПК (кроме кабинета по техническому черчению)-на Ю,В,ЮВ. Для затененных участков допускается свободная ориентация по сторонам горизонта. Для кабинета технического черчения должна приниматься оптимальная ориентация - С, СВ, СЗ, допускается любая, кроме ЮВ и ЮЗ.
4.8. 6 помещениях межшкольных учебно-производственных комбинатов должно предусматриваться непосредственное естественное освещение.
Допускается освещение воторым светом или комбинированным только помещений, связанных с кратковременным пребыванием или эпизодическим использованием.
Допускается освещение только искусственным светом универсального зала - лекционной аудитории, кинофотолаборатории, гардеробных, санитарных узлов, душевых, помещений кладовых, киноаппаратных, радиоузлов и дикторских.
4.9* Основной поток света в учебных помещениях для тебретических занятий предусматривается с левой сторны от учащегося.
4.10. Проемы окон учебно-производственных помещений, универсального зала-лекционной аудитории оборудуются солнцезащитными устройствами при необходимости устранений слепящего действия от прямой или отраженной блесткости и перегрева при инсоляции.
5. ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ГРУППАМ ПОМЕЩЕНИЙ
5 Г!« Межшкольный учебно-производственный комбинат должен состоять из трех основных функциональных групп помещений: учебно-производственной, учебно-воспитательной, административно-хозяйственной и бытовой^рис. 6).
14
Учебно- Поме- Рабочая воспита- ще- площадь тельные ния на 1 помеще- быта место ния
66'/. «rtf |
Учебно-
произ-
водст-
венные
поме
щения
Типы
Рис. 6. Удельное соотношение функциональных групп помещений УПК
УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
5.2. К группе учебно-производственных помещений относятся: помещения для
учебно-производительного труде ( цехи, мастерские), помещений для теоретических занятий (кабинеты, лаборатории, лаборантские), обслуживающие помещения (склады, гардеробные, душевые).
5.3- Функциональная структура УПК должна предусматривать: разделение учебно-производственных помещений на группы по специальностям; обеспечение удобной связи между помещениями для занятий одной специальностью: цехами или мастерскими с подсобными помещениями и кабинетами для теоретических занятий.
5.**. Мастерские, цехи рассчитываются каждое на 15 учащихся, помещения для теоретических занятий, кабинеты и лаборатории - на 30 учащихся.
5-5- Площади помещений для теоретических занятий учебно-производственных помещений и вспомогательных к ним следует принимать по табл. 5, 6.
5.6. При проектировании предусмотреть возможность перераспределения площадей помещений между учебно-производственными мастерскими в зависимости от местных условий и требований размещения технологического оборудования (универсальное использование).
15
Таблица 5
Помещения для теоретических занятий и учебно-производительного
труда
Помещения
Число учащихся (Площадь,
77
Количество помещений
А. Помещения для теоретических занятий 1. Кабинеты по слесарному, токарному, фрезерному делу, по деревообработке, строительному делу, по изучению правил дорожного движения, радиоэлектронике, электротехнике, обработке тканей, кулинарии, торговому делу, техническому черчению, лаборатория
металловедения 2. Кабинет для теоретических занятий по изучению устройства ма |
30 UI |
72 |
1 |
шин по автоделу 3. Лаборантские - комнаты масте |
90 |
1 | |
ров при кабинетах и лабораториях |
- |
18 |
1 |
к. Тренажерная по автоделу |
- |
18 |
2 |
5. Помещения для специальных швейных машин 6. Фасовочный цех для обучения |
- |
18 | |
торговле продовольственными товарами |
- |
18 |
- |
Б. Помещения для учебно-i 1. Мастерские по токарному, |
производительного |
труда | |
фрезерному делу 2. Мастерские столярные, помещения для обучения строитель |
15 |
180 |
2 |
ным специальностям 3. Мастерские слесарные, автослесарные, по радиоэлектронике, электротехнике, мастерская -практикум по изучению автомобиля, цехи пошива одежды, помещения для обучения навыкам торговли, кабинеты для практических занятий, по техничес |
15 |
135 |
2 |
кому черчению к. Цехи по кулинарии, помещения для обучения машинописи и дело |
15 |
90 |
2 |
производству |
15 |
72 |
2 |
Примечания: 1. Учебно-производственные помещения: мастерские, цехи по одной специальности допускается проектировать в виде единого помещения, если это оправдано удобством размещения технологического оборудования.
2. Мастерская - практикум по изучению автомобиля, автослесарная мастерская, помещения для обучения навыкам торговли предусматриваются по одному с расчетом, что вторая половина группы занимается соответственно в гаражах и магазинах.
Таблица 6
Вспомогательные помещения к мастерским и цехам
Помещения
1. Инструментальная~по металлообработке, заточной участок
2. Инструментальная с заточным участком по деревообработке
Площадь, м
TFTS*-
18-2V*
2*1
^ Площадь , м^‘
Помещения
3* Инструментальная по строительному делу Д8
U. Склады заготовительных материалов и готовой 2U
продукции для слесарного, токарного, фрезерного дела
5. Заготовительный цех со складом материалов ЭО
для деревообработки
6. Склад .готовой продукции для деревообработки 7.k
7* Склад заготовительных материалов для строитель- 38
ного дела
8. Склад заготовительных материалов и готовой про- 38
дукции для радиоэлектроники, электротехники, для индивидуального пошива одежды, массового пошива одежды, подсобные помещения по кулинарии, по торговле продовольственными, промышленными товарами, по техническому черчению, помещение для хранения материалов и оснащения по машинописи и основам современного делопроизводства
9. Комната мастеров и инструкторов по металлоб-
ра бот ке^ ^
# Площади помещений принимаются в зависимости от количества трудовых профилей, согласно лдол. 2.
^ При наличии трудового профиля только по токарному делу - не предусматривается .
УЧЕБНО-ВОСПИГ АТЕЛЪИЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
5*7* К группе учебно-воспитательных помещений относятся; кабинет для технического черчения (для всех учебных дисциплин'), помещение для технического творчества, кабинет профориентации, библиотека - читальный зал, методический кабинет, универсальный зал - лекционная аудитория и др. помещения, приведенные в табл. 5* Учебно-воспитательными помещениями пользуются все учащиеся & - АА-х классов, занимающиеся в межшкольных УПК, и, кроме того, учащиеся 7~х классов (профориентационная работа и творческие кружки).
5*8, Библиотеки следует проектировать на расчетное количество учащихся единовременная наполняемость в одну смену при норме ^0-50 ед. книжного фонда технической литературы на \ учащегося. Библиотека зонируется на читальный зал и книгохранилище.
Количество мест в читальном зале следует принимать на 6-0% расчетного числа учащихся. 2
Площадь читального зала - принимать по норме 2,Ц м на А место в читальном зале. 2
Площадь книгохранилища принимать по норме 2,5 м на АООО ед. книжного фонда.
5*9» Площадь помещений библиотеки - читального зала с книгохранилищем следует принимать по табл. 7»
Таблица 7
Помещения ^ ПлоцадГ, j
Библиотека в УПК на: о0
180 мест ид. ДО тис» томов
300 ^_
не twc. тойов
*»50 W_
на 20 тыс. томов
Помещения
Универсальный зал с
трансформируемой эстрадой '-лекционной аудиторией в УПК на: 180 мест 300 "
450 "
При ник:
кинопроекционная
лаборантская
Площадь,
м
2
Таблица 8
Количество
мест
135 |
100 |
162 |
140 |
216 |
200 |
24 | |
18 |
Примечание. Лаборантскую размещать со стороны эстрады для удобства проведения лекционных занятий.
Таблица 9
Помещения
1. Кабинет технического черчения (для всех трудовых профилей, при отсутствии такой специальности в УПК)
2. Помещение для технического творчества
3. Кабинет профориентации
4. Методический кабинет
5. Комната трудовой славы
6. Помещения технического центра: дикторская, радиоузел
комната для хранения, отбора технических средств и ремонта аппаратуры
помещение для изготовления информационных материалов-фот олаборатория
7. Кладовая для хранения оборудования, материалов для выставок и кабинет актива учащихся для организации выставок*
-2
Площадь, м
90
90
72
24
24
9
18
18
36
\*Рекомендуется размещать в непосредственной близости от универсального зала -лекционной аудитории.
Примечание. Кабинет технического черчения оборудуется на 15 учащихся.
5.10. Универсальный зал-лекционную аудиторию рекомендуется проектировать с трансформируемой эстрадой.
Зал следует проектировать с учетом возможности демонстрации кинофильмов, учитывать возможность организации в нем сменных выставок работ учащихся.
Следует предусмотреть возможность проведения лекционных занятий для двух групп учащихся (60 чел.для чего устанавливаются стулья с пюпитрами (по норме 1 м* на место). Для остальных, требуемых по расчету зрительных мест в зале, принимается норма 0,65 м* на одно место.
Количество мест в залах принимается из расчета 44-55% числа учащихся, занимающихся а одну смену (в зависимости от вместимости УПК ).
$.11. Площади универсальных эалов-лекционных аудиторий с трансформируемой эстрадой и помещений при них принимать по табл. 8.
5.12. Площади остальных учебно-воспитательных помещений (кроме библиотеки-читального зала и универсального эала-лекционной аудитории ) принимать по табл. 9*
18
Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования школ, дошкольных учреждений, средних и высших учебных заведений (ЦНИИЭП учебных зданий) Госгражданстроя
Рекомендации по проектированию межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК) городского типа
МОСКВА СТРОЙИЭДДТ 1984
АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ И БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
5.13. В зданиях межшкольных УПК предусмотреть столовые, поскольку учащиеся 8 - 11-х классов занимаются *1-6 ч в день. Учитывая, что занятия проводятся сдвоенными часами и количество перемен сокращается по сравнению со школой, обеденные залы рассчитываются на две посадки в одну смену и четыре посадки в две смены.
5.1U. Пдощадь обеденного зала на 1 место следует принимать 1 м на учащегося (с учетом самообслуживания).
5.15. Кухни следует принимать в межшкольных УПК: на 6 групп - заготовочную на сырье, учитывая возможность их размещения в средних и малых городах; в УПК на 10 и 15 групп - кухни-доготовочные на полуфабрикатах.
5.16. Площади помещений столовых следует принимать согласно прил. 2.
5-17. Производственные помещения столовых должны иметь самостоятельный выход на участок.
5.16. Количество умывальников в столовых должно определяться из расчета 1 умывальник на 60 мест в обеденном зале. Умывальники должны размещаться в расширенных до 3»5~^ м проходах или коридорах, ведущих в обеденный зал.
СЛУЖЕБНЫЕ И БЫТОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ
5.19- Площадь служебных помещений следует принимать по табл. 10.
5.20. Рекреационные помещения, вестибюль с гардеробной, санитарные узлы рассчитываются в межшкольных УПК на 130*150% расчетного количества мест в одну смену ( в более крупном УПК принят меньший процент). Это вызвано целесообразностью проводить занятия в 1,5 смены, так как учащиеся занимаются теорией и практикой в разных помещениях. Такой режим занятий позволит более эффективно использовать помещения и удобнее организовать учебный день школьников. В УПК на 180 мест эти помещения следует рассчитывать на 270 учащихся, в УПК на 300 мест - на *(50 учащихся, а УПК на 1*50 мест - на 600 учащихся.
5.21. Площадь рекреационных помещений, вестибюлей с гардеробной, санитарные узлы, душевые следует принимать по табл. 11.
5*22. Ширина рекреационных помещений должна приниматься не менее 2,8 м. Ширина коридоров, примыкающих к учебным помещениям, должна быть не менее 1,8 м, остальных коридоров - не менее 1,2 м.
Рекреационные помещения рекомендуется проектировать шириной U м и более для организации выставок работ учащихся.
Таблица 10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
щ 8 УПК на 6, 10, 15 групп соответственно.
19
УДК 727.1.055
Рекомендовано к изданию решением НТС ЦНИИЭП учебных зданий.
Рекомендации по проектированию межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК) городского типа /ЦНИИЭП учебных здании. — М.: Стройиздат, 1984 . - 52 с.
Межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) в общей системе школ и внешкольных учреждений предназначаются для трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся 8-11-х классов средних общеобразовательных школ.
Приводятся основные педагогические требования к УПК, требования к сети и типам зданий УПК, состав и площади помещений, принципы и особенности объемно-планировочной структуры зданий, основные объемно-планировочные элементы, техникоэкономические показатели.
Для архитекторов, проектировщиков, работников народного образования.
Табл. 15.
Разработаны кандидатами архитектуры В.И. Степановым и Н.СЛридоновой, архитекторами НА. Гречковской и А.В. Степановым (ЦНИИЭП учебных зданий).
р 1902010000^713 Инструкт.-нормат, О вып. - 167-83 047(01)-84
©Стройиздат, 1984
ВВЕДЕНИЕ
Наше государство ставит перед средней школой важнейшую социальную задачу повышения уровня образования и всестороннего гармоничного воспитания подрастающего поколения. Под этим подразумевается обязательное J1-летнее образование, активное творческое воспитание, профориентация и трудовая подготовка.
в 197^ г. Советом Министров СССР было принято постановление "Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатор трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся"(|Г 662 от 23.08. 7^г.).
В развитие постановления Министерство просвещения СССР разработало "Типовое положение о межшкольных учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся" ((С 18 от 21.02.1975 г.*), по которому начали функционировать межшкольные УПК для учащихся 9 * Ю-х классов средних общеобразовательных школ.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" и "Основных направлениях реформы общеобразовательной и пролессиональной школы", одобренных апрельским fl93^t года) Пленумом ЦК КПСС и первой сессией Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва, получили дальнейшее развитие ленинские принципы единой трудовой политехнической школы, намечен решительный поворот к улучшению подготовки нашей страны, к обоснованному выбору профессии.
Техническая насыщенность труда и его интеллектуальное содержание требуют не только высокого уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки рабочего, но и систематического повышения этого уровня в соответствии с объективными переменами в технике и технологии производства. "Великое дело - строительство коммунизма невозможно двигать вперед без всестороннего развития самого человека. Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, внутренней зрелости людей коммунизм невозможен, как невозможен он и без соответствующей материально-технической базы"(|у 1Ш от 29* Ю-77г.).
Успешное решение задач всестороннего развития школьников - будущих строителей коммунистического общества возможно на основе соединения обучения с производительным трудом.
Для выполнения названной социальной задачи в стране непрерывно расширяется сеть общеобразовательных школ (сфера обучения), внешкольных учреждений (сфера творческого воспитания), межшкольных учебно-производительных комбинатов, мастерских при школах (сфера политехнического образования, профориентации и производительного труда).
В старших классах школы продолжают обучаться 60-70% учащихся, закончивших восьмые классы. После окончания средней школы в высшие учебные заведения поступает лишь незначительная часть учащихся, остальные попадают в различные отрасли народного хозяйства. Поэтому в последнее десятилетие особенно остро встал вопрос о целенаправленной трудовой подготовке всего контингента 9 ~ Ю-х классов общеобразовательных школ (около 6 млн. учащихся) . Так возникла проблема создания специальных межшкольных УПК для учащихся 9 ~ Ю-х (З-11-x) классов.
Задача подведения выпускников вплотную к овладению определенной профессией может быть решена при условии строгой преемственности в трудовом обучении учащихся.
Так, в 1 - й-х классах дети получают общие элементарные представления о труде в народном хозяйстве. Учащиеся 5 ~ 7~х классов по выбору более глубоко знакомятся с элементами производства одной из крупных сфер народного хозяйства: промышленности (технический труд ), сельского хозяйства (сельскохозяйственный труд), сферы обслуживания населения (обслу><ивающий труд).
В 8 - 11-х классах углубленная трудовая подготовка осуществляется по принципу отраслевого разделения труда: металлообработка, электротехника, радиотехника
и т.д. (промышленность), автодело (транспорт) , строительно-монтажные работы (строительство)* работы в торговле и общественном питании(сфера обслуживания) и т.п. Такой подход позволяет обеспечить единство действия политехнического принципа и принципа соединения с производительным трудом.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕЖШКОЛЬНЫМ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ КОМБИНАТАМ
Межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК )предназначаются для трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся 0 - п-х классов средних общеобразовательных школ и профориентационной работы с учащимися 7~х классов.
Основные задачи УПК по "Типовому положению о межшкольных учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся" сводятся к следующему: осуществление профессиональной ориентации учащихся с
целью подготовки их к сознательному выбору профессии: обучение учащихся первоначальным навыкам труда го избранной профессии и техническому творчеству.
8 межшкольных УПК учащиеся овладевают теорией по избранной ими профессии, приобретают практические навыки и приобщаются к производительному труду.
1.2. Межшкольные УПК создаются с участием промышленных и сельскохозяйственных предприятий, предприятий сферы обслуживания» государственных и кооперативных организаций.
Общее методическое руководство возлагается на отделы народного образования, а техническое оснащение мастерских и обучение трудовым навыкам учащихся - на промышленность.
Каждое предприятие,участвующее в создании УПК, организует на его материальной базе свой цех по выпуску промышленной продукции и соответствующую профориентацию учащихся.
1-3• Министерством просвещения СССР в УПК предусмотрено обучение учащихся 6-ти наиболее массовым специальностям: металлообработка (слесарное, токарное, фрезерное дело), деревообарботка, строительное дело, автодело - вождение автомашин, автослесарное дело, радиоэлектроника, электротехника, обработка тканей -массовый пошив, индивидуальный пошив, торговля продовольственными и промышленными товарами, кулинария, техническое черчение» машинопись и основы современного делопроизводства.
1.к. Профили трудового обучения на комбинатах определяются исполкомами районных (городских ) Советов депутатов трудящихся и предприятиями (организациями), с учетом текущих и перспективных (в первую очередь местных) потребностей в рабочих кадрах, действительности в практике число специальностей, по которым профориентируются учащиеся средних школ, достигает 150.
1На комбинате создаются: предприятиями и организациями-учебные цехи,
участки, кабинеты и лаборатории (для обучения и производительного труда учащихся}, заготовительное и инструментальное отделения, склад материалов и готовой продукции и другие вспомогательные службы (для материального обеспечения учебно-производственного процесса)*, районным городским отделом народного образования - кабинет профориентации.
Предприятия и организации создают необходимые условия для трудового обучения и производительного труда учащихся по определенному профилю (профилям): выделяют оборудование, устанавливают и налаживают его, оснащают учебные цехи, участки, кабинеты, лаборатории приборами, инструментами и приспособлениями.
1.6. На трудовую подготовку учащихся 0-11- классов выделяется время, отведенное для этого учебным планом, включая производственную практику. Могут быть также использованы часы, отведенные на факультативные занятия.
Трудовое обучение на комбинатах ведется по программам Министерства просвещения СССР, а также по программам, утвержденным министерствами просвещения (народного образования) союзных республик.
1.7. Производительный труд на комбинате организуется с учетом возраста, пола, а также требований охраны труда и здоровья подростков. Он должен быть тесно связан с трудовым обучением.
Производительный труд школьников на комбинате возможен в период каникул.
1.8. Трудовая подготовка учащихся в - 11-х классов а городе производится один раз в неделю в соответствии с сеткой учебных часов (4 часа в день)} за счет практики, факультативов может быть увеличена до шести часов в день. Комбинат работает 5 дней в неделю (так как преподают рабочие, мастера, инструкторы с предприятий, где пятидневная рабочая неделя).
Занятия в городских комбинатах организуется в две-полторы смены ( при четырех часах работы учащихся в день) и в одну смену (при шести часах работы). Учащиеся два часа занимаются в кабинетах теоретических занятий, остальное время - а учебных мастерских и цехах. При двухсменной работе вторая смена начинает обу-
4
Таблица *
Режим работы межшкольного УПК При четырех часах работы учащихся в день
Деятельность |
Часы работы | |||||
1 |
2 |
3 |
А |
5 | ||
Занятия в учеб- |
Смены | |||||
ных кабинетах, лабораториях |
1-я |
1-я |
2-я |
2-я |
• | |
Работа в мастерских, цехах |
- |
_ |
1-я |
1-я |
2*я |
2-я |
При шести часах работы учащихся в день | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
чаться с третьего или пятого урока в кабинетах теоретических занятий ( в день два часа теории и два-четыре часа практики). Эта особенность должна учитываться при расчете вестибюля-гардероба и рекреационных помещений. Наиболее экономичен для организации сети расчет УПК на двухсменные занятия. Режим работы УПК приведен в табл. 1.
1.9. На комбинате создаются учебные группы (бригады) по 25“30 чел. При практическом обучении и производительном труде по металлообработке, сантехнике, электротехнике, машинной обработке древесины, строительном и другим профилям, где Применяется крупногабаритное оборудование, группы (бригады ) делятся пополам. В состав групп могут входить учащиеся разных школ. В течение дня по педагогическим и методическим соображениям возможна неоднократная передислокация учащихся из кабинетов в мастерские и обратно.
I.tQ. На комбинате с учащимися 8 ~ И-х к'Л;?Ссов проводится работа по техническому творчеству, привлечению их к рационализаторской и изобретательской деятельности, по обучению основам научной организации труда
1.11. Межшкольные учебно-производствеиные комбинаты являются также центрами профессиональной ориентации учащихся школ района (городами их родителей. Межшкольные комбинаты совместно со школами и предприятиями (организациями)подготавливают учащихся средних классов к выбору профиля обучения на комбинате. Учащиеся этих классов могут заниматься кружковой работой на базе УПК для правильного выбора профессии в дальнейшем.
2. СЕТЬ И НОМЕНКЛАТУРА ТИПОВ МЕЖШКОЛЬНЫХ УПК
2.1. Здания межшкольных УПК относятся к учреждениям жилого района или города и рассчитываются на группу школ.
Принципы организации единой сыи зданий школ, УПК и внешкольных учреждений показаны на рис- 1.
2.2. При выборе типов УПК по вместимости необходимо учитывать всю систему организации трудового обучения учащихся 8-11-х классов в данном >чилом районе (городе): школьные мастерские, учебные цехи предприятий, ПТУ (рис. 2\
2.3» Сравнение различных баз трудового обучения (прил. 1) (блок мастерских при каждой школе, блок мастерских на три школы, блок мастерских на два школьных комплекса, здание УПК на 12 школьных зданий, рис. 3). позволяет сделать вывод.
5
Городской район
Микрорайон средней школы
■ 1 ▲ 2 • 3
♦ 4
Z 5
Рис. 1. Принципы организации единой сети зданий школ, УПК и внешкольных учреждений |
■=> 6
что база для трудового обучения должна решаться сконцентрированно в учебно-производственных комбинатах или при школьных комплексах.
2Л, Обучение учащихся производится полностью на базе межшкольного УПК или по некоторым трудовым профилям, часть учащихся может заниматься на предприятиях.
_2.5. При организации сети межшкольных УПК следует руководствоваться следующим:
сеть межшкольных УПК в каждом городе проектируется в зависимости от числа населения, учащихся 8-11-х классов и местных условий;
здания межшкольных УПК рассчитываются на обучение примерно 65% учащихся 3-9"* классов, и окончивших 9-е классы и продолжающих обучение в общеоб
разовательных школахj
учитывается контингент учащихся, проходящих трудовую подготовку в базовых школьных мастерских, учебных цехах на предприятиях;
расчетная наполняемость учебной группы - 30 учащихся (для практических занятий в мастерских группа делится пополам).
Трудовой gg_лагерь |
ООО ООО ООО | |
Рис. 2. Система трудового обучения учащихся 8 - 11-х классов в городе(250 тыс. жителей) |
2.6. Число учащихся в школах принимается исходя из средней демографии: оно уточняется для каждого конкретного региона строительства.
2.7» Типы зданий межшкольных УПК выбираются в зависимости от количества населения и числа учащихся старших классов на 1000 жителей, пропускной способности учреждения в неделю* требуемого количества учебных групп и местных условий размещения УПК в городе.
где УГ К ш
вк
в
п
д
с
Формула расчета типа здания УПК:
количество учебных групп в УПК; расчетное число, тыс. жителей;
число детей и подростков школьного возраста 6-16 лет на 1000 жителей
по демографическим данным;
число возрастных контингентов школьников;
число возрастных контингентов, которые занимаются в УПК;
процент учащихся, 3-11-х классов, планируемых на УПК;
количество дней в неделю работы УПК;
количество смен в день;
7
BBBQB
В В ВВВВВ
1Блок мастерских при
каждой
школе
Блок мастерских на три школы
трудовых
просриля
141
SoS(0,5ra«4)
ьЬо -
Блок мастерских на два школьных комплекса
m
' га s « о-л
О О
трудовых £*
с; г а л ot;
С$ «U >. I-
профиля
ш
I
jjg.
§5|(0.5га*3) &|§ 2,5га”
>§ж
по а в* то делу
VHK
6 групп на сеть школ
■1
Гё1
100 трудовых */ профиля
I12J
2 *1?"
2 га
Зга о с поли* с гоном по ав-тоделу
Рис. 3. Сопоставление вариантов организации базы трудового обучения |
Б - число дней занятий одного учащегося в неделю}
Т - число учащихся в группе.
Ниже приводится пример расчета необходимого количества учебных групп в межшкольных УПК для города на 350 тыс. жителей (условно принято, что все учащиеся 10-11 -х классов будут заниматься в УПК).
1. Подсчитываем число детей и подростков школьного возраста на город, исходя из местной демографии. Принимаем средние демографические данные - условна.!65 детей и подростков школьного возраста на 1000 жителей (Ш).
2. ^Определяем число учащихся на 1000 жителей, которые по возрасту относятся к
8 - 11-м классам ) ,ВК-одиннадцать возрастных контингентов (1 - 11-е классы). В - четыре возрастных’контингента, занимающиеся в УПК 11-е классы).
3. Считаем, что в 10-х и 11-х классах будут заниматься по 65% числа окончивших 9-е классы.
8