Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

75 страниц

Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе изложены примерная номенклатура типов зданий ДШИ, расчетные показатели на 1000 жителей и принципы размещения ДШИ в селитебной части городов. Определены организационно-педагогическая структура, требования к проектированию, основным функциональным группам и архитектурно-планировочным элементам зданий ДШИ. Дана классификация композиционных приемов зданий ДШИ

  Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

Термины и основные понятия

1. Общие положения

Виды внеучебной деятельности школьников в структуре бюджета времени

Место ДШИ в общей сети школ и системе внешкольных учреждений

Основные организационные и педагогические требования к ДШИ

2. Организация сети

Расчетные показатели ДШИ на 1000 жителей

Принципы размещения ДШИ в селитебной части городов

Примерная номенклатура типов и организационно-педагогическая структура зданий ДШИ

3. Объемно-планировочные решения зданий ДШИ

Основные требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям зданий ДШИ

Функциональная структура зданий ДШИ и взаимосвязь помещений

Состав и площади помещений

Основные технико-экономические показатели зданий ДШИ

4. Функциональные группы и архитектурно-планировочные элементы зданий ДШИ

Подготовительное отделение (ПО)

Музыкальное отделение (МО)

Хореографическое отделение (ХрО)

Отделение изобразительного искусства (0ИИ)

Общешкольный центр (ОП)

Административно-хозяйственные помещения

Акустические и звукоизоляционные требования к основным помещениям зданий ДШИ

5 Композиционные решения зданий ДШИ

Приложение 1. Состав и площади помещений ДШИ

Приложение 2. Примерная номенклатура мебели и оборудования для основных помещений ДШИ

Показать даты введения Admin

ЦНИИЭП учебных зданий Госграж д анстроя

Рекомендации

|по проектированию зданий детских школ искусств

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.


3

4

5

5

7

8 12 12 13

15

17

17

19

21

23

23

23

30

39

41

45

49

49

51

69

72

Предисловие................................

Термины и основные понятия.....................

1.    Общие положения...........................

Виды внеучебной деятельности школьников в структуре

бюджета времени.........................

Место ДШИ в общей сети школ и системе внешкольных

учреждений........................    ......

Основные организационные и педагогические требования к ДШИ.................................

2.    Организация сети........................-    .    .    .

Расчетные показатели ДШИ на 1000 жителей.........

Принципы размещения ДШИ в селитебной части городов. . Примерная номенклатура типов и организационно-педагогическая структура зданий ДШИ . -.............

3.    Объемно-планировочные решения зданий ДШИ.........

Основные требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям зданий ДШИ..............

Функциональная структура зданий ДШИ и взаимосвязь

помещений..............................

Состав и площади помещений...............    .    .    .

Основные технико-экономические показатели зданий ДШИ..................................

4.    Функциональные группы и архитектурно-планировочные

элементы зданий ДШИ.......................

Подготовительное отделение (ПО)...............

Музыкальное отделение (МО)..................

Хореографическое отделение (ХрО)..............

Отделение изобразительного искусства (ОИИ)........

Общешкольный центр (ОЦ)...................

Административно-хозяйственные помещения.........

Акустические и звукоизоляционные требования к основным помещениям зданий ДШИ..................

5.    Композиционные решения зданий ДШИ..............

Приложение 1. Состав и площади помещений ДШИ Приложение 2. Примерная номенклатура мебели и оборудования для основных помещений ДШИ...............

1.10.    На отделения ДШИ принимаются дети следующих возрастов: ПО — 5—8 лет; МО — 7—8 лет; ХрО — 10—11 лет; ОИИ — 9-10 лет.

1.11.    Учебно-воспитательная работа в ДШИ осуществляется на основе учебных планов и программ, утвержденных Министерством культуры СССР.

Одна из особенностей учебных планов ДШИ заключается в том, что каждый учащийся должен иметь обязательный период обучения, ставящий перед собой задачу пробудить у детей эмоциональное отношение к искусству, выявить и развить в них способности к различным видам искусства.

Этот период может продолжаться один или два года и включать в себя различные компоненты: ритмическое и хоровое воспитание, навыки слушания музыки, сольфеджио, музыкальной грамоты, элементарные основы изобразительного искусства (лепка, рисование).

1.12.    После подготовительного периода начинается период обучения, рассчитанный на 6—7 лет, таким образом, чтобы он заканчивался вместе с окончанием 8-летней общеобразовательной школы.

1.13.    Учебные четверти, осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные для общеобразовательных школ.

1.14.    Учебный процесс организуется с учетом распорядка работы общеобразовательной школы; основной формой организации учебно-воспитательной работы в ДШИ является урок. Продолжительность урока — 45 мин (академический час).

1.15.    Для обеспечения учебно-воспитательного процесса и полноценного усвоения учащимся учебного материала в ДШИ в соответствии с учебными планами устанавливаются следующие основные виды деятельности: групповые и индивидуальные занятия с преподавателем (урок); самостоятельная (домашняя) работа учащихся; выступления в концертах, на зачетах и экзаменах; просмотры и выставки учебных и самостоятельных работ учащихся; летняя практика.

1.16.    Подготовительное отделение (ПО). Задача ПО — дать первоначальные навыки восприятия произведений искусства, способствовать выявлению склонностей детей к различным видам искусства.

ПО организуется с учетом возраста детей 5—6 лет, 6—7 лет, 8-9 лет. Срок занятий 1-2 года. Педагогический режим работы подготовительного отделения дан в табл. 3.

1.17.    Музыкальное отделение (МО). Учебным планом предусмотрены следующие специальности: фортепиано, струн-

9

Таблица 3

Педагогические параметры    Количественные

показатели

Число смен в день    2

Число посещений в неделю    3

Количество часов в день на одного учащегося    2

Загрузка помещений в течение дня    7

Количество дней долной загрузки помещений в    6

течение недели

Наполняемость групп, чел., для занятий:

музыкой по специальности индивидуальных    1-2

музыкально-теоретических    12-15

рисунком, живописью, лепкой    1-15

периодических объединенных    30-60

ные, духовые и народные инструменты. Срок обучения установлен соответственно специальностям: фортепиано и струнные инструменты - 7 лет; народные, духовые, ударные инструменты — 5 лет.

Возрастной состав учащихся 1 классов, занимающихся по специальности фортепиано и струнные инструменты, соответствует возрастному составу учащихся 1 классов общеобразовательных школ.

На обучение по специальности народные инструменты принимаются дети с 9 лет и по специальности духовые и ударные инструменты — с 10 лет. Педагогический режим работы музыкального отделения дан в табл. 4.

Таблица 4

Педагогические параметры    Количественные

показатели

Число смен в день    2

Число посещений в неделю    3

Среднее количество часов на одну группу    25

Загрузка помещений в течение дня, ч    7

Количество дней полной загрузки помещений в    6

течение недели

Количество учащихся, %, занимающихся по специальности:

фортепиано    40

скрипка, альт, виолончель    35

контрабас, арфа, духовые, ударные и народ-    25

ные инструменты Наполняемость групп, чел., для занятий:

индивидуальных по специальности    1-2

групповых музыкально-теоретических    12-15

хора и оркестра    25    -50-60

1.18. Хореографическое отделение (ХрО). Отделение призвано развивать танцевальные и музыкальные способности, содействовать общему физическому развитию детей, укреплению их здоровья, а также выявлять и подготавливать наиболее способных для поступления в культурно-просветитель ные училища и другие специальные учебные заведения.

На хореографическое отделение принимаются дети в возрасте 10 лет. Срок обучения 5—8 лет. Младшими классами следует считать I—И, старшими — Ш—1У. Класс состоит из 26^ 28 учащихся.

Занятия по классическому танцу во всех классах и по народно-сценическому во II и Ш классах могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками. Наполняемость группы по этим дисциплинам 12-14 чел. Наполняемость групп на занятиях по историко-бытовому и бальному танцам во всех классах и народно-сценическому 6—7 пар. Занятия по музыкальной грамоте и слушанию музыки проводятся с группой 12—14 чел. Продолжительность уроков 45 мин.

Педагогический режим работы хореограчиеского отделения дан в табл. 5.

Педагогические параметры

Таблица 5

Количественные

показатели

Число смен в день    2

Число посещений в неделю    3-4

Среднее количество часов в день на одного    2-3

учащегося

Загрузка помещений в течение дня, ч    7

Количество дней полной загрузки помещений в    6

течение недели

Наполняемость групп, чел., для занятий:

по классическому и народно-сценическому, ис-    12-14

торико-бытовому и современному бальному

танцу

теоретическим дисциплинам    30-40

объединенных периодических    60-100

1.19. Отделение изобразительного искусства (ОИИ). Обеспечивает изучение основ изобразительной грамоты по рисунку, живописи, композиции, развивает элементарные навыки владения декоративно-прикладным искусством.

Учебным планом предусмотрены следующие дисциплины: основы изобразительной грамоты, прикладное искусство, леп-

11

ка5 беседа по искусству, рисунок, живопись, станковая композиция, композиция декоративно-прикладного и оформительского искусства, скульптура, история изобразительного искусства.

Занятия, согласно учебному плану, проводятся по специальности с группой 12—15 чел., а по истории изобразительного искусства — 30—40 чел.

Педагогический режим работы отделения изобразительного искусства дан в табл. 6.

Педагогические параметры

Таблица б

Количественные

показатели

Число смен в день    2

Среднее количество часов в день на одного    2

учащегося

Количество посещений в неделю    3

Загрузка помещений в течение дня, ч    7

Количество дней полной загрузки помещений    6

в течение недели

Наполняемость групп, чел., для занятий:

по специальности    12-15

по теории и истории изобразительного    30-40

искусства

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ

РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДШИ НА 1000 ЖИТЕЛЕЙ

2.1.    Число учащихся, посещающих ДШИ, устанавливается исходя из местных условий и потребности эстетического воспитания школьников.

2.2.    Для укрупненных расчетов при проектировании новых городов и жилых районов рекомендуется принимать 4,5% учащихся общеобразовательных школ, которые будут посещать ДШИ.

Для расчета сети зданий ДШИ руководствоваться табл. 7.

12

Таблица 7

Численность населения, тыс. чел.

Численность учащихся при демографии на 1000 жителей

150

130

I—X классов общеобразовательных школ

детских школ искусств (ДШИ)

1-Х классов общеобразовательных школ

детских школ искусств (ДШИ)

25

3 750

168

4 500

202

40

6 000

270

7 200

324

80

12 000

540

14 400

648

100

15 000

675

18 000

808

175

26 250

1 180

31500

1414

250

37 500

1 887

45 000

2 020

Примечание. Число мест в ДШИ при демографии 150 учащихся на 1000 жителей следует принимать 2, при демографии 180-3.

ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ДШИ В СЕЛИТЕБНОЙ ЧАСТИ ГОРОДОВ

2.3.    Сеть школ и внешкольных учреждений, включающая детские школы искусств, должна представлять собой единую взаимодополняющую систему, в которой школьные здания рассчитываются для наиболее массовой организации досуга детей в свободное время, а внешкольные учреждения — на более специализированную организацию в зависимости от их профиля.

2.4.    Расчет сети производится с учетом местной демографии (численность школьников на 1000 жителей).

2.5.    Различные виды кружковой деятельности школьников, в том числе и по эстетическому воспитанию, организуются по ступенчатой системе: для малых (до 50 тыс. жителей) и средних (до 50—100 тыс. жителей) городов - две ступени — микрорайон, город; больших (100—250 тыс. жителей), крупных (250-500 тыс. жителей) и крупнейших (более 500 тыс. жителей) городов — три ступени — микрорайон, жилой район или несколько жилых районов, город.

&3

Ступенчатое построение сети вызвано необходимостью организовать массовую воспитательную работу с учетом возрастных особенностей детей, обеспечить методическое руководство общеобразовательных школ со стороны внешкольных учреждений, создать условия для равномерного обслуживания учащихся (всех возрастов).

2.6.    Первичные формы эстетического воспитания школьников ориентированы на общеобразовательную школу — микро районная ступень работы с детьми.

Районная ступень работы с детьми в свободное время — ДШИ и отделения художественного воспитания в Домах пионеров и школьников.

Городская ступень - Дворец пионеров и школьников, а также специализированные учреждения (ДМШ, ДХШ).

2.7.    При формировании единой сети школ и внешкольных учреждений необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в работе В.И. Степанова, Л.Б. Мирчевской "Организация сети учреждений для внеучебной работы в городах” (М., Стройиздат, 1975), а также требованиями табл. 2.

2.8.    Детские школы искусств необходимо предусматривать в городах с населением свыше 50 тыс. жителей в виде отдельных зданий.

2.9.    Для обеспечения доступности и равномерного охвата внеучебной эстетической деятельностью школьников необходимо размещать детские школы искусств по возможности в центре обслуживаемой зоны и административно-территориальной единицы, в удобной и безопасной связи с остановками городского (районного) транспорта, а также в возможно более тесной и удобной связи с жилой застройкой и группой школ, которую ДШИ должна обслуживать.

Размещение ДШИ вблизи зеленых зон и водоемов благоприятно как для проведения занятий детей на открытом воздухе, так и для ограничения проникновения шума в жилую застройку.

2.10.    Участок ДШИ выбирается в зависимости от местных условий, но не менее 0,5—0,75 га и с отступом от дорог с интенсивным движением транспорта согласно предъявляемым требованиям к школьным зданиям.

2.11.    Санитарно-гигиенические условия размещения зданий ДШИ должны также удовлетворять требованиям, предъявляемым к школьным зданиям.

2.12.    Радиус обслуживания ДШИ — не более 30-минутной пешеходной или транспортной доступности.

Радиус обслуживания дан для условий смешанной застройки со средней плотностью 350 м^/га, которая является преобладающей в большинстве городов.

И

ПРИМЕРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА ТИПОВ И ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЗДАНИЙ ДШИ

2.15. Примерная номенклатура типов и организационно-' педагогическая структура зданий ДШИ даны в табл. 8—9 и на рис. 2.

Таблица 8

Тип здания по единовременной вместимости, мест

Число учащихся, обслуживаемое в течение недели

Число обслуживаемого населения, тыс. чел.

150

500

80

300

900

150

420

1300

200

П римечание. Число обслуживаемого населения рассчитано при демографии 150 учащихся на 1000 жителей.

Таблица 9

Функционально-планировочная единица (отделение)

Единовременная вместимость отделений при типах зданий

150

300

420

мест

мест

мест

Подготовительное отделение (ПО)

30

60

75

Музыкальное отделение (МО)

45

90

150

Хореографическое отделение (ХрО)

30

75

75

Отделение изобразительного искусства (ОНИ)

45

75

120

Всего

150

300

420

Примечания: 1. В единовременную вместимость зданий ДШИ не включена вместимость концертного зала.

2. Вместимость концертного зала принята - 300, 400, 500 мест с эстрадой 135 м2 (см. прил. 1).

15

2.13.    Расчет типов зданий ДШИ по вместимости и их размещение в системе города осуществляется с учетом плотности жилой застройки.

2.14.    При организации сети допускается кооперация отдельных видов внешкольных учреждений в крупные объединения -детские центры внешкольной работы. Например, Дом пионеров и школьников + ДШИ + детско-юношеская спортивная школа и т.д. Примеры организации сети приведены на рис. 1.

Рис. 1. Примеры организации сети школ и внешкольных учреждений в городе

а - малом; б - среднем; е - крупном; 1 - общеобразовательная школа; 2 — детская школа искусств; 3 - Дворец пионеров и школьников; 4 — Дом пионеров и школьников; 5 — детско-юношеская спортшкола; 6 — станция юных техников; 7 - станция юных натуралистов; 8 - детская экскурсионно-туристская станция

16

Рис. 2. примерная номенклатура типов зданий и организационно-педагогическая структура ДШИ

а - рекомендуемые типы зданий ДШИ; б ~ организационнопедагогическая структура; в - пропускная способность рекомендуемых типов зданий ДШИ в течение недели

3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНУЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ ДШИ

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ И КОНСТРУКТИВНЫМ РЕШЕНИЯМ ЗДАНИЙ ДШИ

3.1.    Объемно-планировочные решения здания ДШИ и отдельных его частей должны отвечать требованиям технологии, акустики, единой модульной системе в строительстве и унификации основных параметров (пролетов, шагов, высот).

3.2.    При проектировании зданий и помещений детских школ искусств (ДШИ) необходимо обеспечить высокий уровень архитектурно-строительных решений с учетом конкретного участка (при индивидуальном или экспериментальном строительстве) с учетом значимости объекта и его градостроительной роли.

Здания ДШИ следует проектировать в виде компактного объема и не более трех этажей. Для строительства в стесненных

17

условиях городской застройки или в других неблагоприятных условиях при наличии соответствующих обоснований допускается проектировать четырехэтажные здания.

3.3.    При проектировании зданий ДШИ следует предусматривать объединение отдельных помещений в блоки в тех случаях, когда это не противоречит условиям функциональнопедагогической технологии, акустики, санитарным и противопожарным требованиям и экономической целесообразности.

3.4.    В случае блокировки разновысотных помещений допускаются перепады высот в здании, вызванные требованиями акустики и функционально-педагогической технологии.

3.5.    При проектировании зданий ДШИ надлежит применять следующие унифицированные объемно-планировочные параметры: пролеты ^ 6,9,12,15 и 18 м; шаг опор - 6 и 9 м.

3.6.    Высоты помещений (от поверхности пола до низа несущих конструкций) рекомендуется принимать:

комнаты для индивидуальных занятий по специальностям: фортепиано, струнные, духовые, народные инструменты — 3 м;

класса хора и оркестра - 3,9 м;

универсального зала, зала для занятий по ритмике и танцу, репетиционного зала - 3,9 м;

мастерских рисунка, живописи, прикладного искусства, скульптуры, композиции - 3,6 м;

фойе — выставочного зала — 3,9 — 4,2 м.

Высота концертного зала должна удовлетворять требованиям акустики и демонстрации учебных кинофильмов.

3.7.    Во всех помещениях, предназначенных для работы с детьми, а также концертного зала с эстрадой1 и в административных помещениях должно быть предусмотрено естественное освещение.

Допускается только искусственное освещение гардеробных, санитарных узлов, помещений кладовых, киноаппаратных, радиоузлов, душевых.

3.8.    Нормативное значение коэффициента естественного освещения следует принимать в соответствии с табл. 10 и главой СНиП 11-4-79 ’’Естественное и искусственное освещение”.

3.9.    Ширина и высота дверей и тамбуров должна быть достаточной для вноса в помещения громоздких музыкальных инструментов (рояль, пианино).

1

ЗЛО. Ширину эксплуатационных выходов в помещениях следует принимать не менее: коридоров — 1,8 м; маршей и площадок лестниц — 1,35 м.

Допускается искусственное освещение.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ТИПОВОГО И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШКОЛ, ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИИ (ЦНИИЭП УЧЕБНЫХ ЗДАНИЙ) ГОСГРАЖДАНСТРОЯ

Рекомендации

по проектированию

зданий

детских

школ искусств

Москва Сгройиздат 1984

Таблица IQ

Помещения

Минимальный коэффициент естественного ос-щения

Поверхность, для которой определяется коэффициент естественного освещения

Учебные помещения

1,5

Условная рабочая по-поверхность

Мастерские рисунка, живописи, скульптуры, прикладного искусства

2

То же

Администрация

1

Фойе - выставочный зал

1

Вертикальная в пределах выставочной зоны

Рекреационные помещения

1

Пол

3.11. При общей планировке зданий ДШИ необходимо избегать устройства внутренних двориков, способствующих распространению шума в классы, находящиеся на противоположной стороне.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗДАНИЙ ДШИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОМЕЩЕНИЙ

3.12.    Функциональная структура зданий ДШИ должна обеспечивать группировку помещений в здании в функциональнопланировочные группы в соответствии с принципами организации работы данных типов зданий ДШИ (рис. 3).

3.13.    Здания ДШИ подразделяются на три основные функционально-планировочные группы помещений: учебную, обще-школьный центр, административно-хозяйственную.

3.14.    Учебная группа дифференцируется на четыре зоны, образуя функционально-планировочные единицы: подготовительное отделение (ПО), музыкальное отделение (МО), хореографическое отделение (ХрО), отделение изобразительного искусства (ОНИ).

3.15.    Группа помещений общешкольного центра объединяет помещения для массовой работы: концертный зал с эстрадой, фойе - выставочный зал, репетиционный залт библиотеку.

19

УДК 727.4:7

Рекомендованы к изданию решением Научно-технического совета ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя.

Рекомендации по проектированию зданий детских школ искусств / ЦНИИЭП учебных зданий. — М.: Стройиздат, 1984.-76 с.

Предложены примерная номенклатура типов зданий ДШИ, расчетные показатели на 1000 жителей и принципы размещения ДШИ в.селитебной части городов.

Определены организационно-педагогическая структура, требования к проектированию, основным функциональным группам и архитектурно-планировочным элементам зданий ДШИ.

Дана классификация композиционных приемов зданий ДШИ.

Для архитекторов-проектировщиков, работников просвещения, занимающихся вопросами реконструкции зданий ДМШ, ДХШ.

ТабЗпг. 17, ил. 36.

Разработаны ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя (канд. архит, В.И. Степанов, архит. В.А. Тирский).

Р 4902010000^- 323_ цНСтруКт.-НОрМатм И вып. - 165-83 047 (01) - 84    ©    Стройиздат,    1984

ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЗДАНИЙ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

Редакция инструктивно-нормативной литературы

Зав. редакцией Л.Г. Бальян

Редактор Н.В. Лосева

Мл. редактор Л.И. Месяцева

Технический редактор Е.Н. Ненарокова

Корректор Е.Р. Герасимюк

Н/К

Подписано в печать 15.05. 84. Т-20948. Формат 84x108/32. Бумага офсетная № 2. Набор машинописный. Печать офсетная. Уел. печ. л. 3,78. Уел. кр.-отт. 4,1. Уч.-изд. л. 4,21.

Тираж 3000 экз. Изд. № ХП—590. Зак. № Ь 45 Цена 20 коп.

Стройиздат, 101442, Москва, Каляевская, 23а ПЭМ, Можайское ш., 25

(ПРЕДИСЛОВИЕ

В современных условиях особенно актуальной является задача органического включения эстетического воспитания детей и подростков в систему коммунистического воспитания подрастающего поколения.

В "Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года” подчеркивается значение комплексного подхода ко всему делу воспитания и обращается внимание на необходимость дальнейшего развития внешкольного эстетического воспитания учащихся. Осуществлению этих задач могут способствовать укрепление связей детских школ эстетического воспитания и общеобразовательных школ, а также органическое взаимодействие всех внешкольных учреждений, где доводится эстетическое воспитание подрастающего поколения (общеобразовательные школы, музыкальные, художественные и хореографические школы, Дворцы и Дома пионеров и школьников, детские школы искусств). Центральное место здесь должно занимать комплексное эстетическое воспитание и его массовость. Такую задачу могут выполнить только кооперированные типы учреждений эстетического профиля, в которых сосредоточены четыре отделения (подготовительное, музыкальное, хореографическое и изобразительного искусства).

Для совершенствования системы эстетических знаний необходимо широко использовать дифференцированный учебный процесс, позволяющий максимально учитывать интересы и способности детей. У детей должна быть возможность выбора либо углубления специализации с целью широкой профессиональной ориентации, либо общего эстетического воспитания. Эти два направления должны допускать свободный переход ребенка из одного в другое по мере развития его способностей, интересов и желания. Именно эти возможности учебного процесса труднее всего отразить в однопрофильных школах (ДМШ, ДХШ, ДХрШ), но они оптимально решаются в детских школах искусств (кооперированных учреждениях).

В РСФСР в настоящее время насчитывается только 200 детских школ искусств, около 700 художественных школ и 3738 музыкальных школ. Особое место отводится сейчас детским школам искусств (ДШИ)

Министерством культуры РСФСР разработано положение о новых типах школ детского внешкольного эстетического воспитания - ДШИ и принято постановление о необходимости их организации в РСФСР, как решение части проблемы эстетического воспитания подростков. В практике начато интенсивное преобразование детских музыкальных, художественных школ в детские школы искусств.

Важной задачей является создание современной материальной базы детского эстетического воспитания, включающей как расширение существующих зданий музыкальных, художественных школ за счет блоков-пристроек хореографии, музыки, изобразительного искусства, так и строительство новых зданий детских школ искусств.

До настоящего времени архитектурной типологии кооперированных зданий детских школ искусств не уделялось должного внимания.

Специальных исследований в этой области не проводилось. Полностью отсутствовали научно-исследовательские работы по изучению опыта эксплуатации проектирования и строительства зданий этого профиля (ДШИ, ДХШ, ДМШ, ДХрШ). Не было норм на проектирование этих зданий.

Вопросы организации сети и типов зданий внешкольных учреждений были рассмотрены в работе ЦНИИЭП учебных зданий "Организация сети учреждений для внеучебной работы в городах". Однако в этой работе специально не рассматривались кооперированные типы детских внешкольных учреждений, в том числе и для эстетического воспитания, которые служат базой дифференцированного подхода к учащимся с учетом широкой профессиональной ориентации и общего воспитания.

Создание методических основ для проектирования новых типов зданий ДШИ позволило бы упорядочить проектирование, строительство и эффективное использование финансовых и материальных ресурсов отрасли.

В настоящей работе даны рекомендации по упорядочению организации сети зданий ДШИ (ее укрупнение путем кооперирования мелких однопрофильных учреждений в более крупные кооперированные здания) , а также по созданию принципиально новых типов зданий ДШИ.

ТЕРМИНЫ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Внеучебтя деятельность - вся деятельность учащихся общеобразовательных школ во внеучебное время, которая Подразделяется на внеклассную и внешкольную.

Внеклассная деятельность - деятельность учащихся во внеучебное время, осуществляемая в стенах школьного здания.

Внешкольная деятельность - деятельность учащихся во внеучебное время, осуществляемая непосредственно во внешкольных учреждениях.

Радиус обслуживания — расстояние между школой (жилищем) и внешкольным учреждением, выраженный в метрах или во времени (часы, минуты).

Единовременная вместимость учреждения - средняя наполняемость помещения (число учащихся), умноженная на число помещений.

Пропускная способность - постоянный контингент учащихся, обслуживаемый внешкольным учреждением в течение недели (списочный состав учащихся).

Сменность - число занятий группы учащихся в одном помещении в течение дня.

Функционально-планировочная группа (блок) помещений - помещения, объединенные одним направлением деятельности (содержанием или формой работы).

Условные сокращения

ДШИ - детская школа искусств;

ДХШ - детская художественная школа;

ДХрШ - детская хореографическая школа;

ПО - подготовительное отделение;

МО - музыкальное отделение;

ХРО - хореографическое отделение;

ОИИ - отделение изобразительного искусства;

ОЦ - общешкольный центр;

АХП - административно-хозяйственные помещения; СЗ - студия звукозаписи;

КЗ - кабинет звукозаписи.

4

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ВИДЫ ВНЕУЧББНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СТРУКТУРЕ БЮДЖЕТА ВРЕМЕНИ

1.1. К основным видам внеучебной деятельности школьников относятся: деятельность пионерской и комсомольской органа заций; научная работа в предметных кружках; техническое творчество; занятая юных натуралистов в кружках естествознания, природоведения; художественное творчество и эстетическое воспитание (сфера искусства); общественно полезный труд; физкультура, спорт, туризм; военно-прикладные и технические виды спорта (военно-патриотическое воспитание); отдых, чтение и другие виды деятельности. Примерное распределение времени школьника по этим видам деятельности в течение учебной недели приводится в табл. 1.

Таблица 1

Вид

деятельности

Распределение времени, ч, для учащихся классов

I-IU 1 (7-10 ! лет)

Г ГУ

1 (10-11 лет)

У-УШ

(11-15

лет)

гх-х

(15-17

лет)

Учебные занятия в школе

24

24

30

30-32

Факультативные занятия, начиная с УН класса

2

3-4

Самостоятельные занятия (подготовка домашних уроков)

6-12

12

15-18

24

Внеучебная деятельность:

занятия в предметных

_

1

2

1

кружках

5

Продолжение табл. 1

Вид деятельности

Распределение времени, ч, для учащихся классов

1-т

(7-10

лег)

(10-11

лет)

У-УШ

(11-15

лет)

IX-X

(15-17

лет)

творческая деятельность (в технических и юннатских кружках, свободное творчество)

2

2-3

2-4

-

эстетическое воспитание (занятие музыкой, рисунком, лепкой, хореографией и т.п.)

2

4-3

4-2

пребывание на откры- 14 том воздухе (прогулка, активный отдых, дорога в школу и внешкольное учреждение и обратно)

13

9-8

6

занятия спортом

3

4

4

3

спокойный отдых, чтение книг, игры, прослушивание радиопередач, просмотр телепередач, посещение культурно-просветительных учреждений

8-7

8-7

7

9

общественно-полезный труд, помощь по дому

1

1-2

2

2-3

Личное самообсоужива-ние (прием пищи, туалет, гимнастика)

15

15

12

10

Сон

69-64

60

55-53

54-50

Всего

144

144

144

144

Примечания:    1.    Модель примерного распределения времени

школьника в течение учебной недели разработана ЦНИИЭП учебных зданий (В.И. Степанов, Л.Б. Мирчевская) на основе устава средней общеобразовательной школы, натурных исследований и данных Института Гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, обобщения педагогической литературы, посвященной внешкольному воспитанию и свободному времени школьника.

2. Приведенная модель распределения свободного времени нс означает жесткую его регламентацию. Свободное время дано без выходного дня (6 дней 144 ч!.

6

1.2. Внеучебное эстетическое воспитание, получаемое в ДШИ, является органическим продолжением воспитательной работы общеобразовательной школы. ДШИ призвана повышать общий уровень эстетического цикла (общеобразовательная школа дает общее направление эстетического воспитания), а также выявлять склонности каждого школьника в той или иной сфере искусства.

МЕСТО ДШИ В ОБЩЕЙ СЕТИ ШКОЛ И СИСТЕМЕ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.3.    Система внешкольных учреждений насчитывает около 20 видов: Дворцы и Дома пионеров и школьников (ДПШ); станции юных техников (СЮТ); станции юных натуралистов (СЮН); станции юных туристов (СЮТур), детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ); детские стадионы, детские парки; детские музыкальные и художественные школы (ДМШ и ДХШ) (за исключением музыкальных школ-семилеток и художественных школ-четырехлеток системы органов культуры, дающих начальное профессиональное образование); детские библиотеки; клубы юных техников, детские Дома культуры, комнаты школьников (создаются профсоюзными областными организациями); детско-юношеские клубы юных моряков с флотилиями и пароходствами; пионерские и другие загородные и городские лагеря профсоюзов и других ведомств.

Таблица 2

Вид деятельности

Место занятий

Размещение в структуре города

Класс

Занятия музыкой, хореог

Школа

Микрорайон

1-У11.У1П

рафией, пением, рисова

ДШИ

Район

0-х (0-У11,

нием) , скульптурой, худо

ДПШ

Район

У1П), I-X

жественной самодеятель-

ДМШ,ДХШ

Город

0-Х (1У-У1П)

ностью

Примечание. В скобках указана наиболее активная возрастная группа учащихся,


1.4.    В общей сети школ и системе внешкольных учреждений при организации внешкольной эстетической деятельности учащихся общеобразовательных школ ДШИ рекомендуется организовывать на градостроительном уровне жилого района (табл. 2) с учетом обслуживания ими группы школьных зданий или с учетом формирования аналогичных отделений в ДПШ.

7

1.5.    Активизация эстетического воспитания школьников должна опираться на комплексный подход (в школах, ДШИ, ДПШ).

При этом основным принципом комплексной организации системы эстетического воспитания являются замена мелких однопрофильных зданий ДМШ, ДХШ, ДХрШ кооперированными типами зданий ДШИ.

1.6.    При формировании типов зданий и функциональных групп помещений ДШИ необходимо опираться на местные условия (имеющуюся базу ДПШ, ДМШ, ДХШ) и рекомендуемые типы зданий для строительства: Дома пионеров и школьников на 150, 300 мест (типовые проекты), а также типы зданий ДПШ с крупными залами на 500 и 800 мест; ДМШ на 150, 300, 450 мест.

ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДШИ

1.7.    Задачи детских школ искусств:

давать учащимся общее эстетическое воспитание (музыкальное, художественное, хореографическое), приобщать детей к искусству, воспитывая их вкус на лучших образцах советского, классического, русского и зарубежного искусства;

воспитывать активных участников художественной самодеятельности, пропагандистов эстетических знаний;

подготавливать наиболее одаренных детей для поступления в соответствующие специальные учебные заведения;

тесно сотрудничать с общеобразовательной школой в деле формирования у учащихся марксистско-ленинского мировоззрения, связывая учебно-воспитательную работу с практикой коммунистического строительства и осуществлять нравственное воспитание детей в духе морального кодекса строителей коммунизма.

1.8.    Детские школы искусств открываются при наличии соответствующей материальной базы, педагогических кадров, имеющих специальное образование (среднее или высшее), специального и хозяйственного оборудования.

В детских школах искусств могут быть следующие отделения: ПО, МО, ХрО, ОИИ.

Открытие отделений производится дирекцией школы по согласованию с министерствами культуры союзных и автономных республик, управлениями культуры облисполкомов, крайисполкомов (по подчиненности школ).

1.9.    Общее образование учащиеся детских школ искусств получают в общеобразовательных школах.

8