Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
В документе приведены основные принципы благоустройства пришкольных участков, а также различные типы оборудования, размещенного на них. Дана номенклатура декоративно-художественных элементов участков. Для специалистов проектных организаций и научно-исследовательских институтов.
Введение
1. Архитектурно-типологические принципы организации участков школ
Общие положения
Функциональная и архитектурно-планировочная организация участков
2. Особенности эксплуатации пришкольных участков и современные требования к их благоустройству
Функциональное зонирование площадок пришкольного участка
Номенклатура типовых сооружений, оборудования и элементов благоустройства участков общеобразовательных школ
Общие требования к элементам благоустройства пришкольных участков
Специальные требования к проектированию типовых сооружений, оборудования и элементов благоустройства
3. Декоративно-художественные элементы участков
Номенклатура декоративно-художественных элементов, размещенных на пришкольных участках
Озеленение пришкольных участков
Особенности покрытий и мощений участков
Заключение
Приложение. Классификация древесных пород
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Разработан | ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры | ||
Издан | Стройиздат | 1989 г. | |
Утвержден | ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ЦНИИЭП учебных зданий Г оскомархитектуры
Рекомендации
по оборудованию и благоустройству пришкольных участков
Москва 1989
Центральный
научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования школ, дошкольных учреждений, средних и высших учебных заведений
(ЦНИИЭП учебных зданий) Госкомархитектуры
Рекомендации
по оборудованию н благоустройству пришкольных участков
Москва Стройиздат 1989
комендуется предусматривать самостоятельным с улицы или внутриквартального проезда, изолированно от входа учащихся на участок. Подъезд к хозяйственной зоне и она сама должны иметь твердое покрытие.
1.39. Состав и площади зон земельных участков различных по вместимости типов школьных зданий, предусмотренных для городского строительства, пред* ставлены в табл, 1.
Таблица 1
Состав зон Площадь участка, м2, для параллелей классов | |||||||||||||||||||||
|
Зоны земельных участков различных типов школьных зданий
б) площадка для |
1052 |
1214 |
1376 |
1376 |
2428 |
2752 |
спортивных игр (во |
(324 + | |||||
лейбольная площадью |
(486 + |
(648 + |
(648 + |
(972 + |
(1296 + | |
162 м2, баскетбольная площадью 364 м2) |
+ 728) |
+ 728) |
+ 728) |
+ 728) |
+1456) |
+ 1456) |
в) площадка для гимнастики 1-1У классов |
200 |
400 |
400 |
600 |
800 |
1200 |
г) площадка для гимнастики У“XI классов |
200 |
400 |
400 |
600 |
800 |
1200 |
д) площадка комбинированная для спортивных игр, метания мяча и прыжков в высоту и длину |
480 |
480 |
480 |
960 (2х % х 480) |
960 (2х х 480) |
1440 (Зх х 480) |
2. Начальной военной подготовки В том числе: |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
а) учебный городок по тактической подготовке и ГО |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
б) полоса препятствий (с участком для метания гранат) |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
3. Учебно-опытная В том числе: |
1440 |
1975 |
2510 |
1440 + + 1975 |
2 х х 1975 |
Зх х 1975 |
а) отдел начальных классов |
160 |
240 |
320 |
160 + + 240 |
2 х х 240 |
Зх х 240 |
дорожка длиной 250 м, совмещенная с прямой беговой дорожкой длиной 110м, комбинированное поле для футбола размером о0x28 м с двумя секторами для прыжков в высоту и длину)
Продолжение табл. 1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
* Круговую беговую дорожку принимать длиной 333,3 м.
Примечания: 1. Состав и площади элементов зон участков школ с уменьшенной наполняемостью классов определяются заданием на проектирование. 2. Отдел цветочно-декоративных растений учебноопытной зоны допускается распределять в зоне озеленения. 3. По местным условиям допускается перераспределение площадей элементов зон земельного участка школы, кроме фиэкультур-но-спортивной-эоны и зоны отдыха.
Все элементы участка школы должны быть взаимосвязаны сетью дорожек, проходов и проездов. Подъезд к хозяйственной зоне и пожарный объезд вокруг здания рекомендуется проектировать шириной 3,5 м. Дорожки, ведущие к зданию от основного входа, рекомендуется делать шириной не менее 3,5 м и без препятствий по ходу движения для быстрого и удобного входа учащихся в здание школы. Остальные дорожки и проходы могут быть меньшей ширины и рассчитываться для удобного использования отдельных групп и классов учащихся.
1.40. При архитектурно-планировочном решении участков школ рекомендуется максимально сохранять рельеф отведенной земли. При этом следует предусмат-
11
ривать возможность размещения с необходимыми технологическими требованиями (ровность площадки с уклоном не более 0,05) физкультурно-спортивных площадок.
1.41. По местным условиям при планировке участка допускается перераспределение площадей элементов зон, кроме физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха. При возможности организации площадок отдыха на перекрытых пространствах первых этажей и во внутренних двориках площадь, предназначенную для них, также рекомендуется использовать для других целей.
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА
2.1. В работе рассматриваются четыре зоны пришкольного участка: физкультурно-спортивная, зона отдыха, учебно-опытная и хозяйственная зоны.
2.2. Физкультурно-спортивная зона подразделена на следующие подзоны -площадки:
легкой атлетики, используется для ходьбы, бега, бега с препятствиями, прыжков в длину с места, прыжков в длину и высоту, метания диска, гранаты, метгь ния малого мяча, для футбола, лыж (ходьба, подъем, спуск, поворот);
для спортивных игр (малая, средняя, с футбольным полем), используется для различных способов ловли мяча, прыжков, игры вратаря, навыков в нападении и защите;
для гимнастики, используется для построений и перестроений, основных положений в движении рук, ног, туловища, головы, лазания, перелезания, отработки равновесия, переползания, ходьбы, бега, прыжков, акробатики;
под названием ’’полоса препятствий” предназначается для оздоровительной физкультуры, развития спортивных навыков;
для волейбола, предназначается для обучения передаче мяча, подаче, приему мяча, стойке игрока, отбиванию, блокированию.
2.3. Зона отдыха подразделена на следующие подзоны - площадки: подвижных игр подготовительных классов, используемая для рисования на
асфальте, прыжков, перелезания, метания в цель, скатывания, сюжетно-ролевых игр;
подвижных игр 1-Ш классов, используется для карусели;
1У-УШ классов, используется для метания мячей, дисков, упражнений на турнике, лазанию по канатам, шестам, веревочным лестницам, упражнений на брусьях, настольных игр, упражнений на бревнах;
тихого отдыха, предназначается для чтения, настольных игр, рисования, отдыха.
2.4. Учебно-опытная зона подразделена на подзоны для проведения учебной, учебно-опытной работы с учениками (проведение занятий по географии, метеорологии, физике, астрономии, ботанике).
2.5. Хозяйственная зона предназначена для размещения хозяйственных построек.
Номенклатура типовых сооружений, оборудования и элементов благоустройства участков общеобразовательных школ (табл. 2—7) „
Таблица 2 Номенклатура элементов благоустройства и оборудования спортивной зоны | |||||||||||||||||
|
1. |
Скамья детская |
8-10 |
8-10 |
о 1 00 |
- |
- |
- |
Указано количество посадочных | |
мест | |||||||||
2. |
Секция: | ||||||||
с гимнастической лестницей |
— |
— |
— |
2-3 |
— |
— |
Количество секций | ||
с веревочной лестницей |
- |
- |
- |
- |
1 |
— |
— |
То же | |
с одной перекладиной (турник) |
“ |
1 1 |
- | ||||||
с канатом или шестом |
— |
— |
— |
— |
_ |
— |
И | ||
3. |
Стол для настольного тенниса |
2 |
2 |
2 |
— |
— |
— |
— |
- |
4. |
Скамья гимнастическая |
— |
— |
— |
— |
4 |
— | ||
5. |
Бум |
— |
- |
— |
- |
2 |
— |
— |
_ |
6. |
Брусья параллельные |
- |
- |
- |
- |
6 |
— |
- | |
7. 8. |
Ворота хоккейные * футбольные |
2 |
2 |
2 |
6 2 |
— |
— |
Убирающиеся | |
9. |
” для ручного мяча |
2 |
2 |
2 |
2 |
— |
— |
— |
__ |
10. |
Стойки: | ||||||||
для игры в волейбол |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
- |
Изменить назначе | |
для игры в баскетбол |
2 |
_ |
_ |
2 |
_ |
_ |
ние площадок | ||
для прыжков в высоту |
4 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
Убирающиеся | |
11. |
Барьер легкоатлетический |
2x5 |
— |
— |
— |
1x5 |
_ |
— | |
12. |
Барьер-забор для пере- |
- |
- |
- |
- |
1 |
— |
- |
_ |
лезания | |||||||||
13. |
Ограждение хоккейного поля |
— |
1 |
1 |
1 |
— |
- |
— |
Секционное |
Таблица 3 Номенклатура элементов благоустройства и оборудования зоны отдыха | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица 4 Номенклатура элементов благоустройства и оборудования учебно-опытной зоны | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
1. Теплицы 1 — Секционные 2. Клетки ~ 6 - |
Номенклатура элементов благоустройства и оборудования географической площадки
Таблица 5 | ||||||||
| ||||||||
Забор-измеритель (и ограж- i Секционный дение) 2. Столб-высотомер 1 — 3. Кубический метр 1 — 4. Подставка под приборы 9 — |
Таблица 6
Номенклатура элементов благоустройства и оборудования хозяйственной зоны
| ||||||||||||||||||||||||||||||
машины Таблица 7 |
Номенклатура элементов благоустройства и оборудования общешкольной зоны
№ Наименование
П.П.
Общешкольная подзона
Примечание
1. Ограда
2. Ворота
3. Калитка
4. Флагшток
1
2
2
1
Секционная
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕМЕНТАМ БЛАГОУСТРОЙСТВА ПРИШКОЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
2.12. При проектировании площадок необходимо учитывать антропометрические данные детей и взрослых, а также санитарно-гигиенические нормы эксплуатации оборудования (табл. 8).
15
Таблица 8
Основные антропометрические показатели детей дошкольного и дошкольного возраста, необходимые для обоснования размеров мебели и предметов обихода
Измеряемая величина |
Группа роста | ||||||||
До 80 |
80-90 |
90-100 J |
| 100-115 |
J 115-130 | |
130-145 |
| 145—160[l60—175] |
[св. 175 | ||
Рост сидя |
47,0 2,9 |
51,7 1,8 |
54,4 1,4 |
59,4 2,1 |
64,7 2,6 |
71,9 2,7 |
78,9 3,1 |
86,5 3,3 |
90,8 3,4 |
Высота от сидения до линии глаз |
38,0 3,0 |
41,6 3,2 |
44,3 2,5 |
48,8 3,6 |
35,5 3,0 |
61,9 2,8 |
68,8 3,4 |
75,9 3,4 |
80,2 3,1 |
То же, плеч Высота от сидения гребня до подвздошной кос- |
29,0 2,5 |
30,9 2,1 |
33,1 1,6 |
36,3 2,0 |
41,5 2,2 |
46,9 2,5 |
52,8 2,8 |
59,4 2,9 |
62,9 2,4 |
11,0 1,5 |
11,6 1,4 |
12,6 1,8 |
14,1 1,7 |
16,01,3 |
18,3 1,8 |
19,8 1,8 |
20,4 1,8 |
21,1 1,8 | |
Ш То же, до локтя, прижатого к телу |
15,01,7 |
15,4 1,6 |
16,0 1,9 |
15,5 1,6 |
16,8 1,5 |
18,4 1,7 |
20,2 2,1 |
22,3 2,2 |
24,5 2,0 |
То же, до локтя в положении письма |
18,0 2,2 |
19,8 2,0 |
21,7 2,1 |
20,9 1,3 |
22,3 1,9 |
24,4 1,9 |
26,2 2,2 |
28,5 2,4 |
29,7 2,0 |
То же, до уша лопатки |
22,0 2,3 |
24,5 1,9 |
25,7 1,7 |
27,2 1,9 |
30,7 1,9 |
33,9 2,0 |
37,8 2,6 |
41,7 2,4 |
44,1 2,3 |
То же, до линии поясничного изгиба |
13,01,4 |
14,3 1,7 |
15,5 1,6 |
17,01,8 |
19,1 1,5 |
21,3 1,8 |
23,8 1,9 |
25,1 1,8 |
■ »| * ** jw 26,2 1,7 |
Высота голени со стопой в обуви (до подколенной ямки) |
17,01,5 |
19,9 1,9 |
23,3 1,5 |
23,01,8 |
32,7 1,9 |
37,2 1,9 |
41,8 2,4 |
44,8 1,8 |
47,3 1,6 |
То же, без обуви (до подколенной ямки) |
16,2 1,4 |
18,3 2,1 |
21,9 1,4 |
26,7 1,9 |
31,01,8 |
35,8 1,7 |
39,6 1,8 |
43,2 1,9 |
46,2 1,8 |
То же, до колена Длина бедра до колена |
22,0 1,7 |
25,2 1,5 |
29,6 1,7 |
33,6 2,4 |
40,0 2,0 40,2 2,2 |
45,3 2,0 |
50,5 1,9 |
55,0 2,0 |
58.4 1,7 60.4 1,5 |
23,01,5 |
25,8 1,3 |
28,3 1,3 |
33,1 2,3 |
45,1 2,1 |
51,2 2,7 |
56,5 2,1 |
2.13. В целях безопасности и охраны здоровья детей конструкции оборудования и отдельных сооружений, а также так называемой парковой мебели (скамей, столов и т.д.) не должны иметь острых углов и выступающих деталей (болтов, гаек, механизмов и т.п.).
2.14. Необходимо, чтобы поверхность деревянных конструкций, из которых разработаны отдельные изделия или элементы спортивного и игрового оборудования, была гладкой и хорошо отшлифованной, без ворсистости. Шероховатость деревянных поверхностей должна быть не ниже 8 классов по ГОСТ 7016-82*.
2.15. Конструкционные материалы, которые применяются для изготовления физкультурного и игрового оборудования, должны учитывать особенности атмосферного климатического воздействия.
Лакокрасочные покрытия, используемые при отделке отдельных изделий или элементов оборудования, должны соответствовать требованиям нормативных документов.
2.16. Отделку поверхностей следует производить следующим образом: железобетонных - шпаклевка с последующей окраской в два слоя цветными эмалями КО-174;
металлических - непрозрачная отделка (грунтовка с последующей масляной окраской в два слоя) и прозрачная отделка (зачистка поверхности, пропитка олифой в подогретом состоянии, покрытие водостойким лаком).
Пришкольный участок по периметру должен иметь ограждение высотой не менее 1 м.
2.17. Вдоль ограждения рекомендуется высаживать один-два ряда деревьев и живую изгородь из высоких кустарников с тем, чтобы полностью изолировать участок школы от прилегающей территории.
Закономерности распределения функциональных зон выявляются в соответствии с педагогическими, эргономическими и архитектурно-планировочными особенностями.
2.18. Прежде чем подробно рассмотреть многочисленные зоны пришкольного участка и в первую очередь зоны для размещения спортивного и физкультурного оборудования, следует привести перечень и описание самих спортивных плопвдок:
легкой атлетики;
средняя для спортивных игр;
малая для спортивных игр;
для спортивных игр с футбольным полем;
для гимнастики;
полоса препятствий;
для волейбола.
2.19. На планах отдельно стоящих или сблокированных площадок представлены возможные совмещения видов спорта (рис. 1),
2.20. Для спортивных игр и зон для легкой атлетики необходимо придерживаться преимущественной ориентации их по странам света в зависимости от географической широты местности.
Продольные оси площадок для спортивных игр могут иметь отклонения от меридиана, указанные в табл. 9.
17
Отклонения продольной оси от меридиана, град Таблица 9 | ||||||||||||||
|
18
б
2.21. При многоцелевом использовании пространства, т.е. наличие нескольких площадок, а именно площадок по баскетболу, волейболу и настольному теннису, допускается устройство части площадок с экваториальной ориентацией для их использования в дневное время.
2.22. Оптимальные варианты блокировки площадок по одному виду спорта: волейболу (2 смежные площадки); ручному мячу (2 — смежные площадки).
2.23. Площадки спортивной зоны целесообразно использовать не только в летние, но и в зимние месяцы для занятий на лыжах, коньках, для проведения зимних игр.
19
УДК 727.1.051-163
Рекомендованы к изданию Научно-техническим советом ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры
Рекомендации по оборудованию и благоустройству пришкольных участков /ЦНИИЭП учебных зданий. — М.: Стройиздат, 1989. — 72 с.
Приведены основные принципы благоустройства пришкольных участков, а также различные типы оборудования, размещенного на них. Дана номенклатура декоративно-художественных элементов участков.
Для специалистов проектных организаций и научно-исследовательских институтов.
Табл. 14, ил. 23.
Нормативно-производственное издание
ЦНИИЭП учебных зданий Госкомархитектуры РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБОРУДОВАНИЮ И БЛАГОУСТРОЙСТВУ ПРИШКОЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Зав. редакцией Л.Г. Б а л ь я н Редактор И. А. Баринова Мл. редактор Т.А. Самсонова Технический редактор И.В. Б е р и н а Корректор С.А. Зудилина Оператор М.В. Карамнова
Н/К
Подписано в печать 05.07,89. Формат 60x84/16. Бумага офсетная № 2. Печать офсетная. Уел. печ. л. 4,18. Уел. кр.-отт. 4,56. Уч.-изд. л. 5,30. Тираж 13 000 экз. Изд. № ХП-3161. Заказ №£591 Цена 25 коп.
Стройиздат. 101442, Москва, Каляевская, 23а.
Московская типография № 9 НПО ’’Всесоюзная книжная палата” Госкомиздата СССР.
109033, Москва, Волочаевская, 40.
4902030000- 243
Р--------------Инструкт.-нормат., 1 вып. - 167-88
047(01) -89
©Стройиздат, 1989
Рис. 1. Данные по динамической и статической антропометрии а - ширина зоны, мм: 450-600, 600-900, 1250-1900; 400; б - то же, 900, 500, 3500-4000, 1000-1400; в - то же, 400, 500, 570, 690, 1200-1500, 1200-1500. Размеры определены для следующих ростовых групп: младшие школьники (рост 130 см - первая цифре); средние и старшие (рост 160-175 см - вторая цифра) |
Спортивные площадки, предназначенные для заливки под каток, необходимо располагать в максимально возможной близости к обслуживающим помещениям.
2.24. Разметка в спортивной зоне пришкольного участка площадок для игр, отдельных беговых дорожек, линий старта и финишной линии на местах для легкой атлетики, мест по толканию ядра следует осуществлять нанесением на поверхность покрытия хорошо заметных линий.
Линии выполняются масляной или синтетическими красками. Кроме того, разметка может производиться наклейкой лент из полимерных материалов.
Линии разметки во всех случаях должны лежать в одной плоскости с поверхностью площадки.
Во избежание возможных травм школьников не следует допускать вместо раскраски линий применение разного рода планок, желобов, канавок или валиков.
2.25. В центре спортядра следует размещать следующие подзоны: спортивной ходьбы; бега; прыжков в длину и тройного прыжка; прыжков в высоту; метания диска, гранаты, мяча; баскетбола, волейбола, футбола; настольного тенниса.
ВВЕДЕНИЕ
Работа посвящена одному из наименее доследованных вопросов современной отечественной архитектуры — оборудованию и благоустройству пришкольных участков.
На школьном участке должны быть обеспечены условия для проведения учебно-физкультурных и спортивных мероприятий, занятий по географии, астрономии, естествознанию, а также прочих предметных дисциплин.
Эффективное использование пришкольного участка во многом зависит от рациональной его планировки и оборудования.
При проектировании школьных участков до 1983 года предусматривались: учебноюпытная зона; спортивная зона, включающая легкоатлетическую площадку, среднюю и малую площадки для спортивных игр и легкоатлетического метания, площадку для гимнастики, две комбинированные площадки для волейбола и баскетбола, площадку для настольного тенниса; зона отдыха с площадками для подвижных игр соответственно для I-II, Ш-1У, У-УМ классов и площадкой для тихого отдыха У-УШ классов; хозяйственная зона.
В 1985 году издана Номенклатура типов зданий, состав и площади помещений общеобразовательных школ для типового проектирования на период 1985-1990 годы, утвержденная Госгражданстроем.
В настоящее время в общеобразовательных школах организованы группы детей шестилетнего возраста. Это обстоятельство должно повлиять на площадь и архитектурно-планировочное решение общеобразовательных школ.
Следует, в частности, отметить, что в соответствии с. новыми типами школьных зданий отделом школ и внешкольных учреждений ЦНИИЭП учебных зданий разработаны новые нормативы участков школ, в которых уточнены состав и площади площадок и участков зон.
Необходимость незамедлительной разработки оборудования пришкольных участков объясняется прежде всего тем, что сегодняшний ассортимент оборудования школьных участков крайне ограничен, отсутствует оборудование для зоны отдыха и зоны первых (подготовительных) классов. Оборудование и инвентарь крайне низкого функционального, конструктивного и эстетического уровня, изготовлены в основном кустарно. Отсутствует серийное производство элементов благоустройства.
В настоящее время имеются отдельные публикации по рассматриваемой проблеме, которые содержат предложения по составу, планировке и размерам земельных участков общеобразовательных школ, однако ни в одной работе еще не рассматривалась проблема комплексного оснащения площадок школ. Рекомендации по организации и оборудованию участков школ, выпущенные ранее, как правило, противоречивы.
Новые утвержденные нормы на пришкольный участок, изменение возрастного контингента учащихся школы, новая программа физического воспитания школьников, большая потребность в физкультурном, игровом оборудовании промышленного изготовления вызвали необходимость создания новых рекомендаций по оборудованию и благоустройству пришкольных участков.
3
В настоящих Рекомендациях наиболее полно разработаны спортивная зона, зона отдыха, хозяйственная зона, размещенное на них оборудование, декоративно-художественные элементы участков, их озеленение, а также покрытие и мощение.
Учебно-опытная зона и ее оборудование подробно не рассматриваются, поскольку им были посвящены соответствующие пособия. Не рассматриваются также организация и оборудование зоны начальной военной подготовки, поскольку этот вопрос освещен в специальной литературе.
В настоящее время в ЦНИИЭП учебных зданий накоплен значительный опыт индивидуального, типового и экспериментального проектирования детских пришкольных участков, основным, наиболее важным предметом оборудования которых является многоцелевое оборудование.
И хотя разработка данной темы чрезвычайно сложна из-за разнообразия мероприятий, предусмотренных на площадке, она требует скорейшего решения в связи с последними постановлениями по реформе школы.
Современные принципы проектирования и организации участков общеобразовательных школ рекомендуется основывать, с одной стороны, на особенностях учебно-воспитательного и оздоровительного процесса, проводимого на воздухе с детьми школьного возраста, с другой - учитывать требования индустриального производства, без которого невозможно обеспечить массовое качественное и экономичное изготовление элементов благоустройства школьных участков.
В работе приведены основные принципы благоустройства пришкольных участков, различные типы оборудования, размещенного на них.
Настоящие Рекомендации разработаны ЦНИИЭП учебных зданий Гос ком архитектуры (канд. архитектуры С.Д. Охлябинин - разд. 1-3, приложение; канд. искусствоведения О. А. Б ар ханов а - разд. 2; архитектор А.С. Акулинина — разд. 1).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Земельный участок - обязательный элемент школы, предназначенный для учебно-воспитательного процесса, физкультурно-спортивных занятий, оздоровления и отдыха учащихся как во время перемен, так и во внеучебное время,
1.2. Земельный участок школы представляет собой систему открытых площадок, разделенных по видам деятельности и возрастной принадлежности, с размещением на них оборудования, сооружений и малых архитектурных форм.
1.3. Школьное здание и его земельный участок составляют единое целое посредством связи основных функциональных зон участка с соответствующими группами помещений здания школы.
1.4. Как школьное здание, так и его участок подчинены общей организационно-педагогической структуре, основанной на принципах возрастной дифференциации учащихся и разделения помещений и открытых площадок по видам деятельности с учетом педагогического процесса. Возрастная дифференциация учащихся обусловлена психо-физиологическими различиями между детьми разной возрастной группы.
1.5. Школьные здания проектируются согласно Номенклатуре, Объемно-планировочная структура зданий средних школ должна, как правило, подразделяться на три основные группы помещений: учебные - 1-1У и У»Х классы и группу общешкольных помещений.
1.6. В соответствии с Номенклатурой для применения в городском строительстве предусмотрены средние общеобразовательные школы на три и четыре параллели классов. Кроме того, в данную Номенклатуру включены типы сблокированных школ на 2+3, 2x3 и 3x3 параллели классов, представляющие собой отдельные учебные блоки, объединенные блоком общешкольных помещений.
По местным условиям в городской местности допускается строительство школ на две параллели классов.
Пределная наполняемость учебных помещений составляет для 1 класса - 30, 11'-IX - 40, X — 36 учащихся.
1.7. Состав и площади функциональных зон рассчитываются исходя из вместимости школьных зданий, количества параллелей классов, учебного и внеучебного времени проведения занятий и интенсивности использования отдельных площадок учащимися различных возрастных групп, а также с учетом климатических условий и специфики видов занятий и отдыха.
1.8. Размещение школ и размеры земельных участков различных по вместимости типов школьных зданий определяются требованиями СНиП П-60-75** ’’Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов”. Ниже
5
приведены общие площади земельных участков различных по вместимости школь* ных зданий:
Параллели классов . . . |
. . 2 3 |
4 |
2+3 |
2x3 |
3x3 |
Общая площадь участков, га ... |
. . 2,1 2,6 |
2,9 |
3,5 |
4 |
6,2 |
1.9. Школьные здания следует размещать в жилой застройке с радиусом обслуживания до 750 м, но не менее 500 м. Расстояние от здания школы до красной линии должно быть не менее 25 м, от границы земельного участка школы до стен жилых домов - не менее 10 м. Пути подхода учащихся к школам не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне. При необходимости перехода учащимися магистральных улиц рекомендуется устраивать подземные переходы.
1.10. Выделяемые для школ земельные участки должны отвечать высоким санитарно-гигиеническим требованиям: чистоте воздуха и почвы, уровню допустимого шума, инсоляции, направлению господствующих ветров.
Критерием правильной ориентации школьных помещений и размещения основных функциональных зон на участке является время непрерывной солнечной радиации в течение трех часов классных помещений I-ТУ классов и территории игровых площадок с марта по сентябрь для центральной зоны (60-45°).
По условиям шумозащиты школьные здания (в особенности учебные помещения) следует размещать в местах, где уровень внешнего шума не превышает 45 ДБ а.
1.11. Состав и площади функциональных зон участков различных по вместимости типов школьных зданий и архитектурно-планировочные требования к ним определяются требованиями ВСН ’’Общеобразовательные школы и школы-интернаты”.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТКОВ
1.12. В соответствии с требованиями ВСН ’’Общеобразовательные школы и школы-интернаты” основными функциональными зонами участков должны быть физкультурно-спортивная, начальной военной подготовки, учебно -опытная, отдыха и хозяйственная.
1.13. Состав и площади основных функциональных зон участков определяются в соответствии с вместимостью школьного здания и с учетом следующих факторов: интенсивности использования различных видов площадок по учебной программе учащимися разных возрастных групп и наполняемости групп и классов при проведении различных видов деятельности на участке.
1.14. Номенклатура площадок физкультурно-спортивной зоны следует опре
делять в соответствии с Комплексной программой по физическому воспитанию учащихся 1-Х классов. В программу входят следующие виды занятий, проводимых на открытом воздухе: гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры,
лыжная (кроссовая) или конькобежная подготовка. С учетом этого физкультурно-спортивная зона должна состоять из следующих площадок: школьного стадиона, площадки для спортивных игр, площадок для гимнастики и комбини-
6
рованной площадки для спортивных игр» метания мяча и прыжков в высоту и длину.
1.15. Школьный стадион должен состоять из круговых беговых дорожек длиной 250 м* совмещенных с прямыми беговыми дорожками длиной 110 м; комбинированного поля для футбола и ручного мяча размером 60x28 м, вписанных в центре беговых дорожек; двух секторов для прыжков в высоту и длину. Все эти элементы в основном предназначены для физкультурно-спортивных занятий учащихся среднего и старшего возраста (У-X классы); кроме того, могут быть использованы взрослым населением микрорайона.
1.16. Площадку для спортивных игр следует проектировать сблокированной из площадок для волейбола (162 м2) и для баскетбола (364 м2) для средних школ. С увеличением вместимости школьных зданий требуемую пропускную способность данной площадки следует обеспечивать увеличением количества площадок. Для неполной средней школы площадку для спортивных игр следует принимать комбинированной, площадью 364 м , а для начальных - следует принимать только для волейбола, площадью 162 м , так как в программу для занятий физкультурой для начальных классов (Т-ГУ) входят в основном занятия по волейболу и бадминтону.
1.17. Площадки для гимнастики следует проектировать раздельные для учащихся 1-ГУ и У-Х классов, что обусловлено применением на них оборудования (снарядов), соответствующего антропометрическим данным учащихся данных возрастных групп. Площади площадок для гимнастики I —ХУ и У-Х классов следует принимать по 200 м2 каждую. Требуемую пропускную способность этих площадок с увеличением вместимости школ следует обеспечивать увеличением количества площадок.
1.18. Комбинированную площадку для спортивных игр, метания мяча и прыжков в высоту и длину, площадью 480 м2, следует проектировать в основном для учащихся младшей возрастной группы. На ней можно проводить занятия по волейболу, пионерболу, бадминтону, а также отработку элементов других спортивных игр как в учебные,так и внеучебные часы.
1.19. Размещение физкультурно-спортивной зоны на участке следует принимать в соответствии с требованиями ВСН "Общеобразовательные школы и школы-интернаты" (разд. "Требования к участкам").
Физкультурно-спортивные площадки должны быть выделены в обособленную зону и одновременно иметь непосредственную связь с блоком спортивных помещений школьного здания для более эффективного использования данных площадок и удобного использования и хранения переносного спортивного оборудования и снарядов.
При условии наличия отдельных выходов-гардеробов для учащихся Т-ТУ классов из здания школы физкультурно-спортивные площадки, предназначенные для этой возрастной группы, следует размещать вблизи блока учебных помещений Т-1У классов.
1.20. Площадки физкультурно-спортивной зоны, предназначенные для спортивных игр, рекомендуется ориентировать продольными осями в направлении север-юг. Остальные площадки допускается ориентировать произвольно.
* Для сблокированных школ на 3x33 класса круговые беговые дорожки принимаются длиной 333,3 м.
7
1.21. Физкультурно-спортивную зону не следует размещать вблизи учебноопытной зоны, особенно площадки для спортивных игр и метания мяча и других спортивных снарядов. В случае приближения площадок для физкультурно-спортивных занятий к учебно-опытной зоне рекомендуется огараживать их сеткой высотой не менее 2,5 м или отделять от нее зелеными насаждениями в виде ряда деревьев и кустарника-изгороди.
1.22. На участках школ следует размещать зону для начальной военной подготовки, состоящей из учебного городка по тактической подготовке и ГО (500 м2) и полосу препятствий с участком для метания гранат (500 м2).
1.23. Элементами учебного городка по тактической подготовке и ГО являются: противорадиационное укрытие на 35-40 чел., перекрытая щель на 8-12 чел,, открытая щель, колодец с защитным устройством от проникновения РВ и ОВ (наземная часть) и площадка для проведения специальной обработки,
1.24. При отсутствии в школах условий для размещения учебного городка по тактической подготовке и ГО за ними следует закреплять противорадиационные укрытия и другие простейшие укрытия объектов народного хозяйства, расположенные вблизи школ и учебных заведений.
1.25. Элементами полосы препятствий являются: ров (ширина - 2,5 м, длина - 3 м, глубина - 0,5 м), который оборудуется в 20 м от старта; бревно (длина -5 м, диаметр - 20-30 см), которое кладется через ров шириной 4 м и глубиной 1 м или закрепляется на двух врытых в землю стойках на высоте 1 м от земли (для вбегания на бревно служит наклонный отрезок бревна), устанавливается в 5 м от рва; лабиринт (длина -6 м, ширина -2 м, высота - 1,1 м, ширина прохода - 0,5 м, количество проходов - 10) устанавливается в 5 м от забора; ров (ширина - 1,5 м, длина - 3 м, глубина - 4,5 м) оборудуется в 5 м от лабиринта; беговая дорожка (длина - 30 м); забор из трех жердей (высота -1,5 м, длина - 3 м, расстояние между ними - 45 см) устанавливается в 10 м от конца бревна и в 79 м от линии старта.
1.26. Зону для начальной военной подготовки рекомендуется размещать вблизи военного кабинета здания школы и приближать по возможности к физкультурно-спортивной зоне.
1.27. На участках школ следует размещать учебноюпытную зону для изучения учащимися процессов жизни растений, выполнения работ по агротехнике, практических навыков по метеорологии, ботанике и биологии.
1.28. На территории, выделяемой для учебно-опытной зоны, следует размещать следующие отделы: начальных классов, полевых и овоощых культур, плодового сада и питомника и коллекции растений. Кроме того, на ней следует размещать метеорологическую и географическую площадку и площадку для занятий на воздухе с навесом. Для привития учащимся практических навыков по сельскохозяйственному труду на учебно-опытной зоне следует размещать также теплицу (с зооуголком).
1.29. Территория для учебно-опытной зоны должна быть ровной, хорошо ин-солироваться (в течение 5 ч в сутки), защищена от господствующих ветров и уровень грунтовых вод должен находиться не ближе 2 м от поверхности почвы.
1.30. Учебно-опытную зону рекомендуется размещать вблизи хозяйственной зоны участка школы для более эффективного его использования и одновременно по возможности приближать к учебным лабораториям по биологии и кружковым помещениям юннатов.
1.31. В отделах начальных классов заняты учащиеся 1-1У классов. Основной целью работы в этом отделе является привитие учащимся навыков по уходу за растениями, посильных их физическим возможностям.
В отделе полевых и овощных культур рекомендуется проводить учебноопытную работу с учащимися 1У-У1 классов. Он должен быть разделен следующим образом пять полей для разных полевых культур и семь полей - для овощных.
В отделе плодового сада и ягодников проводятся занятия с учащимися У-УИ классов. Его рекомендуется разделять на отдел для ягодных растений (смородина, малина и др.) и плодовых деревьев (яблоня, груша и др,).
Отдел питомника плодовоягодных растений рекомендуется разделять на шесть полей для сеянцев и пять полей - для саженцев.
Отдел коллекции растений должен состоять из типичного почвенного разреза данной климатической зоны. Он предназначен в основном для учащихся У-
УН классов.
1.32. Работу по цветочно-декоративному растениеводству, предусмотренному в Положении об организации общественно полезного производительного труда, рекомендуется осуществлять в зоне озеленения, на газонах и других площадках, требующих озеленения и не подвергающихся вытаптыванию.
1.33. Площадку для занятий на воздухе (с навесом) рекомендуется применять в ТУ климатическом районе.
Метеорологическую и географическую площадку учебно-опытной зоны рекомендуется размещать на незатеняемой территории и с учетом расстояния от здания школы не менее трех его высот.
1.34. Зона отдыха предназначена для оздоровительных мероприятий с учащимися в учебное время (короткие и длинные перемены) и во в неучебные часы (для отдыха групп и классов продленного дня).
1.35. Зону отдыха рекомендуется подразделять на площадки для I, Н-ТУ и У-IX классов. Площадки для Т и П-1У классов предназначаются для подвижных игр и площадь их рассчитывается исходя из 100% охвата учащихся этих возрастных групп. Площадки для отдыха У-IX классов следует подразделять на площадку для подвижных игр исходя из 50% охвата учащихся данной возрастной группы и на площадки для спокойного отдыха для остальной части учащихся.
1.36. Площадки для подвижных игр следует размещать вблизи соответствующих учебных секций школьного здания. Площадки для спокойного отдыха У-IX классов рекомендуется размещать как вблизи учебных секций У-Х классов, так и дисперсно по всей территории участка в тихих и озелененных зонах. При этом размер каждой площадки этого вида отдыха может быть разнообразным, но в целом отвечать требованиям ВСН ’’Общеобразовательные школы и школы-интернаты”,
1.37. Хозяйственная зона предназначается для размещения сарая для хранения различного оборудования и хозинвентаря, гаража для автомашин, мусоросборников и навеса для инвентаря, который допускается пристраивать к помещению сарая.
1.38. Хозяйственную зону рекомендуется размещать со стороны входа в производственные помещения столовой и вблизи учебноюпытной зоны. Въезд в нее ре-
9