Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

56 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе рассматриваются вопросы по развитию учебно-материальной базы учреждений для технического творчества школьников во внеучебное время. Даны принципы организации сети, номенклатура помещений кружков, архитектурно-планировочные элементы лабораторий и расчет состава основных помещений учреждений для технического творчества школьников города. Для архитекторов и проектировщиков научно-исследовательских и проектных организаций и работников системы народного образования.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

Определение терминов и сокращения

1. Общие положения и педагогические требования к организации технического творчества школьников

2. Методика расчета сети и состава основных помещений зданий для технического творчества школьников

     Организация и расчет сети

     Принципы комплектации учреждений лабораториями

     Особенности комплектации учреждений лабораториями с ориентацией на местное производство

     Пример организация и расчета сети с комплектацией учреждений лабораториями

3. Материальная база лабораторий для технического творчества школьников

     Номенклатура кружков и лабораторий

     Архитектурно-планировочные элементы помещений и элементы участков

Приложение 1. Расчетные показатели пропускной способности единовременной вместимости и количества лабораторий по техническому творчеству для школ полного дня и школьных комплексов

Приложение 2. Расчетные показатели пропускной способности, единовременной вместимости и количества лабораторий отдела технического творчества ДПШ

Приложение 3. Расчетные показатели пропускной способности, единовременной вместимости и количества лабораторий по техническому творчеству в СЮТ для различных групп городов

Приложение 4. Расчетные показатели количества лабораторий групп А и Б в школах и школьных комплексах

Приложение 5. Расчетные показатели площадей лабораторий технического творчества для школ и школьных комплексов

 
Дата введения01.01.2019
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2019

Этот документ находится в:

Организации:

22.11.1985УтвержденЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя24
ИзданСтройиздат1987 г.
РазработанЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя при Госстрое СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦНИИЭП учебных зданий Г осгражданстроя

Методика

расчета сети и состава основных помещений зданий

для технического

творчества

школьников

Москва 1987


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ТИПОВОГО И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШКОЛ,

ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИИ,

СРЕДНИХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (ЦНИИЭП УЧЕБНЫХ ЗДАНИЙ) ГОСГРАЖДАНСТРОЯ

МЕТОДИКА

РАСЧЕТА СЕТИ И СОСТАВА ОСНОВНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ЗДАНИЙ

ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

ТВОРЧЕСТВА

ШКОЛЬНИКОВ

МОСКВА СТРОИИЗДАТ 1987

в школьных кружках технического творчества 22 % школьников;

в ДПШ — не менее 11 % (3,3 мест на 1000 жителей).

2.7.    В технических кружках школьных комплексов (крупных объединениях школ на 33+33 и 33+33+33 класса) занятиями должны быть охвачены 28 % учащихся (8,4 мест на 1000 жителей). В этом случае расчет количества мест в ДПШ на учащихся школьных комплексов не производится.

2.8.    При двухступенчатой организации сети для малых и средних городов, при которой сеть школ состоит из школьных комплексов, в ДПШ должны быть охвачены 5 % школьников.

2.9.    Для расчета сети учреждений по техническому творчеству школьников предварительно необходимо:

а)    установить численность населения с учетом перспективного развития;

б)    выявить планировочную структуру города — число районов с планируемым в нем населением, число микрорайонов с числом жителей в каждом из них;

в)    определить местную демографию — число учащихся 2—11-х классов на 1000 жителей;

г)    установить контингент учащихся для общеобразовательных школ (согласно педагогическим и социальным требованиям —100% детей планируются на 1—9-е, 50%—на 10—11-е классы общеобразовательной школы).

2.10.    Определение количества школьников, охватываемых занятиями техническим творчеством (Ут) в рассматриваемой зоне обслуживания, осуществляется по формуле

Ут = Уа,    (1)

где У — количество учащихся 2—10-х классов (11-е классы условно в расчет не принимаются — см. п. 2.9г) в рассматриваемой зоне обслуживания; а — величина охвата учащихся занятиями техническим творчеством для данного учреждения, % (см. пп. 2.1, 2.5—2.8).

2.11.    Определение единовременной вместимости учреждений (Е) осуществляется по формуле

Е=УТП/СД,    (2)

где П — число посещений в неделю, С — число смен в день, Д — количество рабочих дней в неделю.

£Ш(ШК) _ умкр ^ш(шк)


(3)

(4)

2.12. Единовременную вместимость помещений технических кружков в школах полного дня Еш и школьных комплексах Ешк, а также количество лабораторий (соответственно Лш и Лшк) целесообразнее определять по формулам:

jjUl(lUK) __ уМКр ^Ш(ШК)

Рис. 2. Номограмма общей единовременной вместимости и количества лабораторий для микрорайона при а—22 %

где У*™1* — количество школьников микрорайона; и К“к— коэф фициенты приведения, определяемые по табл. 1.

Таблица 1

Школа полного дня

Школьный комплекс

в том числе

в том числе

Коэффициент приведения

все классы (2—11)

начальные (2-4)

средние и старшие (5—И)

все классы (2-11)

начальные

(2-4)

средние н старшие (5-11)

(шк)

0,037

0,017

0,02

0,047

0,017

0,03

тт'Ш (ШК)

0,0025

0,0011

0,0014

0,003

0,001

0,002

11

к

Рис. 3. Номограмма единовременной вместимости и количества лабораторий для технического творчества в ДПШ при а=6 % (а), при а=11 % (б), при а—5% (в)

ш

I

i

i

I

Расчетные показатели Е и Л для школ и школьных комплексов (см. прил. 11).

Общее количество лабораторий для микрорайона можно определить по номограмме (рис. 2).

2ЛЗ. Единовременная вместимость отдела техники ДПШ (Едпш) и количество лабораторий (Лдпш) определяются по формулам;

Едпш « уРай К1пш.    (5)

Лдпш ^ урай кдпш(    (6)

где УРай — количество школьников района; К?пш и Kj}nuf—коэффициенты приведения, определяемые по табл. 2 для различных градостроительных вариантов организации сети.

Единовременную вместимость и количество лабораторий можно определить также по номограмме (рис. 3 а, б, в).

См


КОЛИЧЕСТВО ЛАБОРАТОРИЙ

■*    М    и    «    (Я    О)    М    ■    I»    О    м В .

1----■    1    ■    ■ -----1    ■    1 -    * -    ‘ -—

ОБЩАЯ ВМЕСТИМОСТЬ ЛАБОРАТОРИЙ ОТДЕЛА. КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ

ЧИСЛО ЖИТЕЛЕЙ РАЙОНА, ТЫС. ЧЕЛ.


КОЛИЧЕСТВО ЛАБОРАТОРИЙ ■* » Ч 40ipsj«iae^ wu*S«i4k«8Stiii %£^

. ill L _1    *    -■    .    i-.    i    i    .    i t t .    .    i    .    ■    .    i    x    _

ОБЩАЯ ВМЕСТИМОСТЬ ЛАБОРАТОРИЙ ОТДЕЛА. КОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ

ЧИСЛО КИТЕЛЕЙ РАЙОНА, ТЫС. ЧЕЛ.


Рис. 4. Номограмма единовременной вместимости и количества лабораторий в СЮТ при <х=5 %

Таблица 2

Варианты организации сети

Коэффициент

приведения

трехступенчатый (микрорайон-школа, район— ДПШ, город— СЮТ) 6 %

двухступенчатый (микрорайон-школа, город— ДПШ) И %

двухступенчатый (микрорайон— школьный ком-плекс, город— ДПШ) 5 %

Kfm

0,01

0,018

0,008

КДПШ

0,0007

0,0012

0,0005

Расчетные показатели отделов технического творчества ДПШ даны в прил. 2.

2.14. Единовременная вместимость кружковых помещений здания СЮТ (Есют) определяется по формуле

Есют _ угор.о,085г    (7)

где уг°р — количество школьников (2—10-х классов) города.

Количество лабораторий определяется формулой

Лсют = угор.0>0005Т.    (8)

Единовременную вместимость и количество лабораторий можно определить также по номограмме (рис. 4).

Расчетные показатели СЮТ даны в прил. 3.

14

Принципы комплектации учреждений лабораториями

2.15.    Лаборатории по техническому творчеству для учащихся средних и старших классов подразделяются на группы А и Б.

Группа А включает в себя традиционные и распространенные лаборатории, удовлетворяющие разнообразные интересы учащихся к техническому творчеству.

В группу Б входят лаборатории, в которых работа ориентирована на экономический профиль города.

Область применения лабораторий по видам учреждений для технического творчества в системе города приведена в табл. 3.

2.16.    В школах полного дня и школьных комплексах 2/3 юных техников средних и старших классов следует охватить занятиями в лабораториях группы А, 1/3—в лабораториях группы Б.

Если по расчету на школу приходится одна лаборатория, то ее следует предусматривать для занятий кружков группы А.

Примечание. При наличии соответствующей материальной базы 1/3 кружков лаборатории целесообразно охватить занятиями в группе Б.

Распределение расчетного числа лабораторий для технического творчества на группы А и Б в школах полного дня и школьных комплексах см. в прил. 4.

2.17.    При организации материальной базы лабораторий в школах и школьных комплексах необходимо:

для учащихся младших (2—4-х) классов предусмотреть лаборатории общей площадью 72 м2 (54+18) каждая (см. рис. 9).

для учащихся средних и старших классов, охватываемых занятиями в группе А, предусмотреть универсальные лаборатории площадью 108 м2 (72+18+18) (см. рис. 11), а в кружках группы Б — площадью 90 м2 (72+18) каждая (архитектурно-планировочный элемент разрабатывается индивидуально в зависимости от определенного вида лаборатории.

Площади помещений лабораторий для технического творчества в школах и школьных комплексах даны в прил. 5.

2.18.    В ДПШ расчетное число лабораторий до 12 приходится на группу А, свыше 12 — на группу Б.

Примечание При наличии соответствующей материальной базы 1/3 кружков лабораторий следует отнести к группе Б.

Включение лабораторий в состав группы А по мере укрупнения типа здания ДПШ следует производить в последовательности, данной в табл. 3.

Примечание. При отсутствии соответствующих экономических и природно-климатических условий лабораторию «юный моряк» включать в состав группы А нецелесообразно.

15

Лаборатории

Группа А

Группа Б

Обслуживание возрастных контингентов школьников (классы)

с

е

В

ДПШ

сют

а

ДПШ

Н

Q

о

1

(N

со

1

7

С)

1

Авиамоделирование

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Автомоделирование

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Судомоделирование

+

4-

f

+

+

+

+

+

+

+

4

Радиотехническое

конструирование

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Фотодело

+

+

+

+

+

+

+

6

Начальное техническое моделирование

+

+

+

+

7

Картинг

4-

+

+

+

+

+

8

Экспериментальное моделирование

+

+

+

+

+

+

9

Кинодело

+

+

+

+

+

+

+

10

Архитектура и дизайн

+

+

+

+

+

+

+

+

11

Ракетно-космическое моделирование

+

+

+

+

+

+

+

+

12

Астрономия

+

+

+

+

+

+

13

Техническое конструирование

+

+

+

+

+

+

+

+

14

Кинодемонстрация

+

+

JL

1

+

+

ч-

15

Радиотелеграф

+

+

+

+

+

4-

16

Радиоспорт «Охота на лис»

+

+

+

+

+

+

17

Автомотодело

+

+

+

+

+

+

18

Химико-техническое творчество

+

+

+

+

+

19

Физико-техническое творчество

+

+

+

+

+

20

Трассовый моделизм

+

+

+

+

+

+

21

КВ и УКВ радиостанция

+

+

+

+

+

+

22

Железнодорожное

моделирование

+

+

+

+

+

+

23

Техническое моделирование

+

+

+

+

+

+

24

Резьба по дереву

+

+

+

+

+

+

25

Геология

+

+

+

+

+

+

26

«Юный моряк»

+

+

+

+

+

27

Рукоделие

+

+

+

+

+

+

28

«Юный летчик»

+

+

+

+

+

29

«Юный космонавт»

+

+

+

+

+

30

Чеканка

+

+

+

+

+

+

16

2.19.    Состав и площади помещений в лабораториях групп А и Б должны соответствовать показателям, приведенных в номенклатуре кружков и лабораторий (табл. 4).

Оборудование лабораторий см. пп. 3.4—3.8.

Примечание. Соблюдая основные принципы расстановки оборудования, лаборатории группы Б могут быть переоборудованы специалистами — технологами шефствующего предприятия.

Особенности комплектации учреждений лабораториями с ориентацией на местное производство

2.20.    Расчет количества лабораторий группы Б конкретного профиля для данного города следует производить в следующем порядке:

выявить группу основных отраслей народного хозяйства с научно-технической ориентацией;

определить общую численность и удельные соотношения работников, занятых в основных отраслях народного хозяйства, тыс. жителей, по формуле

Р =Р1 + Р2 + Р3+...+ Р*...Р„;    (9)

рассчитать количество лабораторий, приходящихся на школы полного дня, школьные комплексы, отделы технического творчества всех ДПШ и здание СЮТ, пользуясь методикой расчета пп. 2.10— 2.14;

согласно принципам комплектации учреждений лабораториями (пп. 2.15—2.19), определить количество лабораторий группы Б в секторах технического творчества школ полного дня, школьных комплексов, отделах технического творчества ДПШ и СЮТ

ЛБ =    + Л§* + Л|пш + Jig10*;    (10)

вывести средний коэффициент обеспеченности лабораториями для города

к — ЛБ /Р;    (И)

определить количество лабораторий группы Б, приходящихся на конкретную отрасль промышленности

ЛБ| = кРг    (12)

2.21.    Распределение лабораторий группы Б конкретного профиля между учреждениями следует производить, руководствуясь следующими принципами:

если по расчету на конкретную отрасль промышленности приходится одна лаборатория, то ее следует предусмотреть в СЮТ;

17

в школах (школьных комплексах) и СЮТ допускается дублирование одноименных лабораторий как в группе А, так и в группе Б;

2—714

в школе (школьном комплексе) в группе Б не следует предусматривать лаборатории одного вида;

в СЮТ допускается дублирование одноименных лабораторий группы Б по направлениям тех отраслей, которые наиболее развиты в городе;

лаборатории группы Б в школах и школьных комплексах должны учитывать профиль базовых предприятий школ.

Пример организации и расчета сети с комплектацией учреждений лабораториями

Руководствуясь методикой расчета сети (пп. 2.1—2.14) и принципами комплектации учреждений лабораториями (пп. 2.15—2.21 )г рассмотрим организацию сети учреждений для технического творчества на примере:

1.    Численность жителей условного города — 250 тыс. жителей;

2.    Местный демографический состав—180 школьников на 1000 жителей;

3.    Число жилых районов — три (80, 80, 90 тыс. жителей) с различным числом микрорайонов. В первом — 8 микрорайонов no-6,2 тыс. жителей и 5 микрорайонов по 6 тыс. жителей; во втором— 8 микрорайонов по 10 тыс. жителей; в третьем — 6 микрорайонов по 15 тыс. жителей (рис. 5);

4.    Число учащихся города распределяется следующим образом: в первом и втором жилых районах — по 14 400, в третьем— 16 200 школьников;

5.    Для определения числа общеобразовательных школ в жилых районах (по числу микрорайонов) принимается весь контингент учащихся 1—11-х классов. В первом районе может быть 8 школ по 33 класса (960 учащихся) и 5 школ по 44 класса (1280 учащихся)^ во втором — 8 школьных комплексов по 33+33 класса (1920 учащихся), в третьем — 6 школьных комплексов по 33 + 33+33 класса (2880 учащихся);

6.    В первом районе единовременные вместимости кружковых помещений учреждений определяются с учетом охвата учащихся за-приятиями техническим творчеством для трехступенчатой, а во втором и третьем районах — для двухступенчатой системы организации сети.

7.    В ДПШ первого района единовременная вместимость отдела технического творчества равна 144 учащихся, число лабораторий — 10 (см. пп. 2.1—2.14). Во втором и третьем районах в отделах технического творчества ДПШ кружковые помещения не предусматриваются.

8.    Единовременные вместимости секторов технического творчества школ и школьных комплексов следующие:

для школы на 33 класса — 32 учащихся, количество лаборато-

18

80 тыс.жит.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

ф

-ШКОЛА НА 33 КЛАССА

- ДПШ С ЛАБОРАТОРИЯМИ

ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

- ШКОЛА НА 44 КЛАССА

А

- ДПШ БЕЗ ЛАБОРАТОРИЙ

фф

- ШКОЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(33 + 23 КЛАССА)

т

-ШКОЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

-СЮТ

(33 + 33 + 33 КЛАССА)


90 ТЫС. ЖИТ.


Рис. 5. Пример организации и расчета сети учреждений для технического творчества школьников в условном городе на 250 тыс. жителей

рий — 2 (одна для учащихся 2—4-х классов и одна для учащихся 5—11-х классов) (см. пп. 2.15—2.19);

для школы на 44 кл. — 47 учащихся, 3 лаборатории (одна для 2—4-х классов; две для 5—11-х классов, в том числе одна на группу А и одна на группу Б);

для школьного комплекса на 33+33 класса — 82 учащихся, 5 лабораторий (две для 2—4-х классов; три для гчащихся 5—11-х классов, в том числе две на группу А и одна на группу Б);

для школьного комплекса на 33+33+33 кл.— 125 учащихся, 8 лабораторий (три для 2—4-х классов, пять для 5—11-х классов, в том числе три на группу А и две на группу Б).

19

Г

Рекомендована к изданию решением Научно-технического совета ЦНИИЭП учебных зданий № 24 от 22 ноября 1985 г.

Методика расчета сети и состава основных помещений зданий для технического творчества школьников/ЦНИИЭП учебных зданий.— М.: Стройиздат, 1987. — 57 с.

Рассматриваются вопросы по развитию учебно-материальной базы учреждений для технического творчества школьников во внеучеб-ное время. Даны принципы организации сети, номенклатура помещений кружков, архитектурно-планировочные элементы лабораторий и расчет состава основных помещений учреждений для технического творчества школьников города.

Для архитекторов и проектировщиков научно-исследовательских и проектных организаций и работников системы народного образования.

Разработали д-р архит. В. И. Степанов и канд. архит. Э. В. Ай-гунян (ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя).

Табл. 4, ил. 39


4308030009—498

М


047(01)—87


Инструкт.-нормат., 1 вып. — 118—87

© Стройиздат, 1987


9.    Единовременная вместимость зданий СЮТ составляет 382 учащихся, 25 лабораторий, в том числе 17 лабораторий на группу А.

Примечание. Группа А будет включать 17 первых лабораторий из табл. 3.

10.    Расчет количества лабораторий группы Б конкретного профиля для учреждений по техническому творчеству необходимо производить опираясь на особенности экономического профиля данного города (см. п. 2.20).

Город располагает пятью основными отраслями промышленности: радиоэлектронная, химическая, автомобилестроительная, станкостроительная, судостроительно-судоремонтная.

В пяти основных отраслях промышленности занято 20 % населения города — 50 тыс. жителей (см. формулу (9) п. 2.20), из которых:

2    % (5 тыс. жителей) — в радиоэлектронной;

3    % (7,5 тыс. жителей) — в химической;

4    % (Ю тыс. жителей) —в автомобилестроении;

5    % (12,5 тыс. жителей) —в станкостроении;

6% (15 тыс. жителей)—в судостроении и судоремонте.

Количество лабораторий группы Б в школах, школьных комплексах и СЮТ города равно 33 (см. формулу (10) п. 2.20), средний коэффициент обеспеченности лабораториями для данного города к=0,66 (см. формулу (11) п. 2.20).

Количество лабораторий группы Б, приходящееся на конкретные отрасли промышленности, следующее: 3 — на радиоэлектронную, 5 — на химическую, 7 — на автомобилестроение, 8 — на станкостроение и 10 — на судостроение и судоремонт (см. формулу (12) п. 2.20).

11.    Следуя указанным в п. 2.21 принципам распределения лабораторий по учреждениям, в группу Б СЮТ будут входить: одна — радиотехнического конструирования, одна — химическая, две — автомодельные, две — технического конструирования, две — судомодельные.

Примечания: 1. На базе указанных лабораторий по усмотрению администрации могут функционировать кружки, приведенные в табл. 4.

2. Допустимо одну из автомодельных лабораторий заменить лабораторией по картингу или автомотоделу, а одну из судомодельных лабораторий — лабораторией «юный моряк».

Учитывая (условное) обстоятельство, при котором предприятия радиоэлектронной и химической промышленности расположены в первом районе, целесообразнее в школах первого района предусматривать лаборатории группы Б соответствующих направлений. В двух школах первого района, таким образом, можно предусмотреть по одной лаборатории по радиотехническому конструированию для радиоэлектроники, а в трех оставшихся — по одной химико-техниче-

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время уделяется большое внимание совершенствованию форм и методов воспитания подрастающего поколения. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» нацеливает органы народного образования, педагогические коллективы школ на дальнейшее улучшение трудового обучения, воспитания, профессиональной ориентации учащихся и организацию свободного времени детей и подростков, вовлекая их в занятия спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством.

В школьной реформе, основные направления которой были приняты в апреле 1984 года Пленумом ЦК КПСС и Верховным Советом СССР, предусматривается «Дальнейшее развитие внешкольных учреждений— Дворцов, Домов пионеров, станций юных техников и натуралистов, спортивных, музыкальных, художественных и хореографических школ, детских библиотек, пионерских лагерей — должно привести в перспективе к созданию в каждом районе комплекса внешкольных учреждений с широким спектром направлений деятельности».

Изменения в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании (статьи 51—53)2 предусматривают существенное дополнение раздела, посвященного внешкольному воспитанию, положениями по созданию «широко доступных внешкольных учреждений (детские и юношеские библиотеки, дворцы и дома культуры, спорта и техники, клубы и т. п.). ...В целях широкого охвата детей и молодежи воспитательной работой по месту жительства предусмотрено также развитие сети детских и подростковых клубов по интересам, кружков технического и художественного творчества, спортивных секций».

В связи с научно-техническим прогрессом среди разнообразных форм внеучебной деятельности особую популярность среди школьников приобрело техническое творчество; оно заняло прочное место в системе коммунистического воспитания детей и подростков, помогло многим тысячам юношей и девушек выбрать любимую профессию, развило пытливость, любознательность, интерес к науке, технике и производству. Поэтому на современном этапе развития нашего общества, когда одной из актуальных проблем стала интенсификация развития научно-технического прогресса, необходимо создать

3

условия для технического творчества школьников на всех градостроительных уровнях.

До настоящего времени учреждения для технического творчества школьников не являлись объектами специальных исследований, не была разработана нормативная литература по расчету сети учреждений, определению состава и площадей помещений, учитывающая экономические, демографические и градостроительные особенности города. В связи с этим возникла необходимость в разработке настоящей методики, позволяющей определить принципы организации и рассчитать сеть учреждений в конкретном городе; рассчитать вместимость учреждений, количество и площади основных помещений зданий для технического творчества; укомплектовать учреждения кружками, ориентированными на экономический профиль города. В работе даны номограммы, расчетные показатели, нормы площади, архитектурно-планировочные элементы для организации материальной среды учреждений для всех градостроительных уровней.

Настоящая работа ориентирует на совершенствование существующей сети и материально-технической базы учреждений для воспитания технически грамотных членов социалистического общества при эффективном использовании финансовых и материальных ресурсов.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ И СОКРАЩЕНИЯ

Внешкольные учреждения — учреждения по организации вне-учебного времени школьников, проводящие систематические занятия.

Внеучебная деятельность — деятельность школьников во вне-учебное время, которая подразделяется на внеклассную и внешкольную.

Внеклассная деятельность — деятельность школьников во вне-учебное время, осуществляемая в стенах школьного здания.

Внешкольная деятельность — деятельность школьников во вне-учебное время, осуществляемая непосредственно во внешкольных учреждениях.

Кружок технического творчества — группа школьников, охваченных единовременными занятиями по изучению какого-либо объекта техники.

Вид технического творчества — область по изучению одного или нескольких родственных объектов техники.

Направление технического творчества — виды технического творчества, объединенные по признаку общности основного процесса деятельности.

Лаборатория — подразделение внешкольного учреждения для

какого-либо вида технического творчества школьников; группа специально оборудованных помещений и сооружений для какого-либо вида технического творчества школьников.

Кружковое помещение — основное помещение лаборатории.

Единовременная вместимость учреждения — единовременная наполняемость школьниками всех кружковых помещений учреждения.

Материальная база лабораторий — помещения, мебель, оборудование, сооружения для технического творчества школьников.

СЮТ — станция юных техников.

ДПШ — Дом (Дворец) пионеров и школьников.

Ш — общеобразовательная школа

ШК — школьный комплекс.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ

1.1.    Сложившаяся система внешкольных учреждений насчитывает около 20 видов: Дворцы и Дома пионеров и школьников; станции юных техников (СЮТ), станции юных натуралистов (СЮН); станции юных туристов (СЮТур); детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ); детские стадионы; детские парки; детские музыкальные и художественные школы (ДМШ и ДХШ); детские библиотеки; клубы юных техников; детские Дома культуры; комнаты школьников (создаются профсоюзными областными организациями); детско-юношеские клубы юных моряков с флотилиями и пароходст-вами: детские школы искусств (ДШИ); детские железные дороги. детские речные пароходства, детские кукольные театры и кинотеатры и т. д.

1.2.    Техническое творчество школьников осуществляется преимущественно по линии ЦК ВЛКСМ, министерств просвещения и ВЦСПС.

1.3.    Министерство просвещения СССР является организатором по наиболее массовому охвату школьников занятиями техническим творчеством.

1.4.    В системе министерств просвещения техническое творчество организуется непосредственно в школах, ДПШ и СЮТ.

1.5.    СЮТ союзных республик (ЦСЮТ или РСЮТ), находящиеся в административном подчинении соответствующих министерств просвещения (народного образования), работают в тесном контакте с ЦК комсомола своих республик. Исключение составляет ЦСЮТ РСФСР, деятельность которой вместе с Министерством просвещения республики направляет непосредственно ЦК ВЛКСМ (через Оргко-

5

митет НТТМ, ЦС ВПО имени В. И. Ленина и отдел школьной молодежи). ЦСЮТ и РСЮТ являются организационно-методическими центрами по детскому техническому творчеству в своих республиках Их основная задача — вовлечение школьников в движение юных техников, расширение существующих и создание новых учреждений по технике, создание технических кружков непосредственно в школах. Они же являются основными организаторами проведения массовых мероприятий с юными техниками республик (соревнования, слеты, конкурсы, выставки и др.), ставят педагогические эксперименты в целях усовершенствования существующих и выработки новых программ и методик для технических кружков различного профиля. Для этого непосредственно в стенах станции создается небольшое число опытных кружков и лабораторий.

1.6.    Областные, краевые и республиканские (АССР) СЮТ (ОСЮТ, КСЮТ и РСЮТ) занимаются вопросами организации технического творчества детей и подростков на местах, проведением массовых мероприятий с юными техниками, курсов и семинаров для руководителей технических кружков области, края, АССР. Эти станции находятся в подчинении Обл (Край)оно, Министерства просвещения автономных республик и строят свою работу в тесном контакте с обкомами, крайкомами комсомола. Они, в свою очередь, направляют и контролируют деятельность нижнего звена подсистемы внешкольных учреждений своего профиля городских и районных СЮТ.

1.7.    Городские и районные СЮТ, отделы техники городских и районных ДПШ — непосредственные организаторы внеурочной работы с учащимися по технике в школах, школах-интернатах, межшкольных УПК и по месту жительства учащихся.

1.8.    Параллельно с СЮТ вопросами организации технического творчества детей и подростков занимаются также областные, краевые, республиканские (АССР) ДПШ. Имеющиеся при них отделы техники при наличии сравнительно небольшого числа технических кружков осуществляют руководство детским техническим творчеством в городских и районных ДПШ, контролируют деятельность последних в этом направлении.

1.9.    Традиционной формой организации технической самодеятельности учащихся является кружок — добровольное объединение школьников, желающих практически работать в интересующей их области науки, техники или производства.

1.10.    Для успешной работы каждый отдельный кружок комплектуется из учащихся с более или менее одинаковыми уровнями знаний, умений и навыков (максимум трех смежных классов), например, 2—4, 5—7, 8—9, 10—П.

1.11.    По одному и тому же виду техники возможна организация

нескольких кружков: начального (первый год занятий), основного (второй год занятий), повышенного типа (третий и последующие годы занятий). При наличии значительного числа учащихся смежных классов, желающих заниматься конкретным видом технического творчества, целесообразно создавать параллельные кружки.

1.12.    Согласно положениям о ДПШ в отделах технического творчества могут создаваться лаборатории, кружки и клубы, соответствующие современному уровню развития науки и техники, а также экономическому профилю города и района.

1.13.    По «Типовому положению о ДПШ» из общего числа кружков не менее 50 % должно быть связано с техническим творчеством и натуралистической работой.

1.14.    В ДПШ в состав кружков по техническому творчеству входят не менее 15 учащихся.

1.15.    Кружки всех технических профилей первого, второго и третьего годов обучения занимаются по 2—3 академических часа в неделю.

1.16.    В СЮТ организуются по «Типовому положению о республиканских (АССР), краевых, областных, городских станциях юных техников» занятия по техническому творчеству с учащимися 2—11-х классов общеобразовательной школы города (райцентра), на территории которого она расположена.

1.17.    Продолжительность обучения в кружках, как правило, 2— 3 года.

1.18.    Численный состав кружка первого года обучения не менее 15 чел.

1.19.    Занятия в кружке первого года обучения проводятся 2 раза в неделю с продолжительностью два академических часа, а для второго и третьего года обучения — три академических часа. В зависимости от содержания занятия руководитель кружка проводит его со всем составом единовременно или по группам.

1.20.    При односменных занятиях в школе учащиеся (согласна режиму школьника) могут посещать внешкольные учреждения с 15.00 до 20.00 ч.

1.21.    Число смен в день для учреждений по техническому творчеству (Ш, ДПШ, СЮТ) равно двум.

1.22.    На перспективный период значительно возрастет процент учащихся в школах продленного и полного дня. В связи с этим проведение внеучебного времени для 2/3 учащихся (до 65 %) ориентировано на школу (микрорайон). В основном это учащиеся младшего и частично среднего возраста. Примерно 1/3 (до 35 %) учащихся среднего и старшего возраста должны иметь возможность проводить внеучебное время во внешкольных учреждениях.

1.23.    Учебная неделя для занятий техническим творчеством со-

7

ставляет 6 дней. Выходной день остается для восполнения физических сил, отдыха, туризма, посещения кинотеатров и т. д.

1.24.    Учебно-воспитательная работа в кружках технического творчества ведется на основе учебных планов и программ, утвержденных Министерством просвещения РСФСР.

1.25.    Учебные четверти, осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные для общеобразовательных школ.

2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА СЕТИ И СОСТАВА ОСНОВНЫХ ПОМЕЩЕНИИ ЗДАНИИ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ

Организация и расчет сети

2.1.    Техническое творчество школьников организуется в системе Министерства просвещения в школах, районных Домов пнонероз и школьников (ДПШ) и станциях юных техников (СЮТ):

школа является центром учебно-воспитательной работы с детьми в микрорайоне, в том числе и по техническому творчеству;

ДПШ — методический центр в жилом районе по организации внеучебной деятельности различных направлений, включая техническое творчество, и организатор (на своей базе) кружковой работы на более высоком специализированном уровне по отношению к школе;

СЮТ — специализированное учреждение и методический центр по организации технического творчества школьников города.

2.2.    Сеть учреждений для технического творчества школьников в городе организуется по ступенчатой системе: для малых городов (до 50 тыс. жителей) и средних (50—100 тыс. жителей) в две ступени— микрорайон, город; для больших (100—250 тыс. жителей), крупных (250—500 тыс. жителей) и крупнейших городов (более 500 тыс жителей) в три ступени — микрорайон, район, город.

2.3.    Дворцы пионеров и школьников предусматриваются в больших, крупных и крупнейших городах, а также в городах республиканского, краевого и областного значения, независимо от их величины.

Дома пионеров и школьников предусматриваются в малых и средних городах, а также в жилых районах больших, крупных и крупнейших городов.

Станции юных техников (одна на город) предусматриваются в больших, крупных и крупнейших городах, а также в городах республиканского, краевого и областного значения независимо от их величины

2.4.    Радиус обслуживания зависит от подвижности разных воз-



Рис. 1. Принципы распределения охвата школьников занятиями техническим творчеством в городах


растных групп, поэтому занятия техническим творчеством детей младшего возраста (2—4-е классы) должны быть организованы в пределах микрорайона (до 750 м).

Учреждения районной и городской ступеней охватывают занятиями школьников средних и старших классов (5—8-е, 9—11-е классы) из расчета — затраты времени на дорогу не более 30 мин.

2.5.    Занятиями техническим творчеством должно быть охвачено не менее 33 % школьников города (рис. 1), из них:

в школьных кружках технического творчества — 22 % или 6,6 мест на 1000 жителей *;

в отделах технического творчества ДПШ — 6% (1,8 мест на 1000 жителей);

в СЮТ — 5 % (1,5 мест на 1000 жителей).

2.6.    В малых и средних городах, где сеть учреждений организуется в две ступени (микрорайон, город) занятиями техническим творчеством должны быть охвачены:

1 При демографии 180 учащихся на 1000 жителей.

9

1

Часть лабораторий может быть размещена в других учреждениях микрорайона (желательно лаборатории для технического творчества школьников микрорайона размещать преимущественно в школах).

2

Правда. — 1985. — 28 ноября.

I*