Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

50 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Характеристики машин, необходимые для расчета строительных конструкций и виброизоляции

2. Экспериментальное определение динамических нагрузок

3. Экспериментальное определение скорости убывания числа оборотов главного вала машины при остановке

4. Экспериментальное определение положения центра тяжести

5. Экспериментальное определение моментов инерции

6. Пути уменьшения динамических нагрузок

Приложение 1. Рекомендации по определению динамических нагрузок

Приложение 2. Рекомендации по определению скорости убывания числа оборотов главного вала машины при остановке

Приложение 3. Рекомендации по определению положения центра тяжести

Приложение 4. Рекомендации по определению моментов инерции методом упругих опор

Приложение 5. Аппаратура для определения динамических характеристик машин

Приложение 6. Указатель авторских свидетельств и патентов, относящихся к вопросам экспериментального определения характеристик машин

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

02.03.1972УтвержденЦНИИСК им. В.А. Кучеренко Госстроя СССР
РазработанЦНИИСК им. В.А. Кучеренко
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ им. В.А. КУЧЕРЕНКО

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОМУ ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МАШИН ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Утверждены директором ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко 2 марта 1972 г.

МОСКВА -1972

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящие рекомендации состоят из шести разделов и шести приложений. В первом разделе перечисляются характеристики, определяемые заводами-изготовителями мащин, необходимые для проектирования и динамического расче -та несущих конструкций зданий и для проектирования и расчета виброизоляции машин. В следующих четырех раз -делах приводятся способы экспериментального определе -ния характеристик: динамических нагрузок,    положения

центра тяжести машины, моментов инерции    относитель

но центральных осей и скорости убывания числа оборотов главного вала машины при остановке. В шестом разделе приводятся способы уменьшения динамических нагрузок. В приложениях даются практические рекомендации по определению характеристик машин и сведения по аппаратуре для их определения.

Рекомендации выпускаются для заводов-изготовите -лей, которые определяют характеристики машин, необходимые для динамического расчета строительных конструкций.

Более точный учет динамических нагрузок на пере -крытия .и полы промышленных зданий позволит проектировать экономичные строительные конструкции с учетом требований их прочности, безопасности пребывания людей и технологических требований.

Рекомендации разработаны в Центральном научно-исследовательском институте строительных конструкций им. В.А.Кучеренко канд.техн.наук В.И.Сысоевым. Общая ре -дакция выполнена руководителем лаборатории динамики ЦНИИСК им.Кучеренко докт. техн.наук проф. Б.Г.Корене -вым.

Рекомендации рассмотрены и одобрены институтами НИИхиммаш, ВНИИхолодмаш, ВНИИГидромаш, Институтом горного дела им. А.А.Скочинского, институтами Гип-ростройматериалы и Гипромашобогащение.

4,6. При определении положения центра тяжести машин с возвратно-поступательно движущимися частями последние устанавливаются в среднем положении.

5. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТОВ ИНЕРЦИИ

5Л. Экспериментальное определение моментов инерции машин приводит к необходимости изучения ее враща -тельного движения. Для этого машину устанавливают на стенды, совершающие колебания, в том числе обязательно вращательные (методы упругих опор, вращательных колебаний и др.).

5.2.    Метод упругих опор заключается в том, что машину помещают на платформу, опертую таким образом, что она может совершать колебания относительно некото -рой оси. Метод предназначен для сравнительно тяжелых машин, перестановка которых производится с помощью подъем но-транспортного оборудования. Применение этого метода особенно целесообразно в том случае, когда динамические нагрузки и положение центра тяжести машины определяются методом упругих опор, так как при этом во всех случаях используется одна и та же рама или плита с упругими опорами. В приложении 4 даны рекомендации по использованию метода упругих опор,

5.3.    Метод вращательных колебаний заключается в том, что машина подвешивается в центре тяжести на тонком стержне к неподвижной точке и по периоду крутиль -ных колебаний определяют момент инерции машины отно -сительно оси стержня.

5.4.    При определении моментов инерции машин с воз врат но-по ступах ель но движущимися частями последние устанавливаются в среднем положении.

6. ПУТИ УМЕНЬШЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК

6.1. Основным способом уменьшения динамических нагрузок ротационных машин является балансировка ро-

10

тора, производимая на балансировочных станках. Для роторов» имеющих ширину менее четверги диаметра, раз ре — шается производить только статическую балансировку. Для роторов, имеющих ширину более четверти диаметра, рекомендуется производить кроме статической также динами -ческую балансировку.

6.2. Существенного уменьшения динамических натру — зок во многих случаях можно достигнуть применением следующих конструктивных мероприятий:

а)    уравновешивание движущихся частей противовеса — ми (машины с криво шип но-шатунными механизмами, щеко-вые дробилки и др.), устройство частей, движущихся в противоположных направлениях (оппозитные поршнев ы е компрессоры, сита, рассевы и др.), устройство антивибра— торов (плоскопечатные типографические машины, плоскошлифовальные станки и др.) и тли;

б)    устройство динамических и ударных гасителей колебаний, дающее ощутимый эффект гашения при резонанс -ных колебаниях машины на поддерживающей конструкции;

в)    размещение центра вращающихся масс машин с вертикальным валом вращения в плоскости опорной конструкции (например, в крышных вентиляторах), приводя -щее к уменьшению динамического момента.

б.З* Для существенного уменьшения передачи динамических нагрузок на строительную конструкцию рекомевду -ется применение или повышение эффективности виброизоляции машин. Достаточно эффективная виброизоляция может быть запроектирована для машин, имеюцих число оборотов главного вала в минуту не менее 400-500. Виброизоля -дию рекомендуется проектировать согласно 'Руководства по проектированию виброизоляции промышленного оборудования'. Стройиздат, 1972.

6.4. Уменьшение динамических нагрузок при остано -вочном резонансе виброизолированной машины достигается введением в вибро изолированную систему достаточного затухания, увеличением отношения скорости убывания числа оборотов к квадрату частоты собственных колебаний виброизолированной машины, применением динамических и ударных гасителей колебаний и устройств, изменяющих частотные характеристики виброизолированной системы с

11

целью относительного повышения скорости прохождения через резонанс. Выполнение этих мероприятий можно производить по рекомендациям 'Инструкции по мерам борьбы с вибрационными воздействиями технологичес -кого оборудования при проектировании зданий и со -оружений промышленности нерудных строительных материалов"'. Стройиздат, 1968, п,2.24.

12

Приложение 1

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК

1. Метод упругих опор

1. Машина, прикрепленная к металлической раме или железобетонной плите, устанавливается на упругие опоры, жесткость которых подбирается таким гбразом,чтобы отношение частоты вращения главного вала к собственным частотам колебаний установки было не менее трех. При этом жесткость определяется в условиях динамического натру -жения*

Рис.3, Схема стенда с

шестью степенями свободы для определения динамических нагрузок от машин; 1 - упругие опоры; 2 - машина, 3 - опорная плита, 4 - движущаяся часть машины

Стенды для определе -ния динамических нагрузок от машин с различным направлением движения их частей представлены на рис, 3,

4 и 5. Стенд с шестью сте -пенями свободы, изображен -ный на рис.3,может найти применение во всех случаях определения динамических нагрузок (сил и моментов) рассматриваемым способом. В связи с тем, что на практи -ке чаще всего встречаются машины, в которых возникают динамические нагрузки в виде одной силы или силы и одного момента, делесообразно применять стенд с мини -мальным числом степеней свободы, т.е. с одной-двумя сте-пенями свободы. Это упрощает процесс определения ди -намических нагрузок.

В п.п. 4-6 приложения 1 даны рекомендации по определению составляющих центробежных сил от вращающихся частей или инерционных сил от возвратно-поступательно

13

Рис.4

«о

Схемы стендов для определения динамических нагрузок от машин:

а)    схема од но компонентного стенда,

•)

6 *

—-—

S

| ]

Т

С

М

£

Г”

зв--^

б)    схема двухкомпонентного стенда;

1 - горизонтальные упругие опоры» 2 - вертикальные упругие опоры, 3 — катки, 4 -машина, 5 - опорная плита, 6 - жесткие стержни с шар -нирами, 7 - движущаяся часть машины

Рис.5' Схема стенда для определения возмущающего момента; 1 - вертикальные упругие опоры, 2 - линейный    шар ни д

3 — машина, 4 — опорная плита; 5 - ротор машины, 8 - пригрузка, 7 - центр тяжести машины и опорной плиты (без пригрузки), 8' - центр приложения динамических нагрузок, центр тяжести установки с пригрузкой, центр жесткости упругих опор, ось вращения линейного шарнира

движущихся частей в случае, когда возмущающие моменты относительно осей координат, проходящих через центр тяжести движ ущих -ся частей, рав -ны нулю или настолько малы, что могут не определяться. В этих случаях пользуются стенд а м и, изображении -ми на рис.4.

В п.п.8 и 9 даны реко -мендации по определению возмущаю щ их

коментов. В этом случае используют стенд, изобра -женный на рис.5*

2.    При определении динамической нагрузки (силы или момента) машина запускается в работу, с помощью измерительного прибора замеряется амплитуда поступательных или вращательных вынужденных установившихся колеба -ний машины. Если производится определение гармоничес -кой динамической нагрузки от виброизолированной машины, то замеряется также максимальная амплитуда поступательных или вращательных колебаний при остановочном резонансе.

Если машина предназначена для переработки продукта (например» в центрифугах, грохотах и т.п.), то такой машине при испытании нужно создавать нормальные производственные условия загрузки тем продуктом, который она будет перерабатывать.

3.    Частоты собственных колебаний установки на упругих опорах определяются с помощью записывающих приборов иди путем подсчета по секундомеру.

4.    При поступательном движении машины возмущаю —

щая гармоническая сила R , возникающая в машине, рав-

м

на

- А • К. X sih. ( Gi0t ¥ ),    (l.l)

где А — амплитуда вынужденных колебаний установки;

К — суммарная жесткость упругих опор;

t

X =оС -I - коэффициент виброизоляции;

у

оL « ■■ ■ £- - отношение круговой частоты возмущающей ^ силы к круговой частоте собственных колебаний установки;

Y - начальная фаза.

Сила, получаемая по ф-ле (l.l), действует в том направлении, для которого определены все величины, необходимые для ее вычисления: амплитуда, жесткость, частоты. Так, например, при определении с помощью однокомпонентного или двухкомпонентного стенда (см.рис.4) силы Рм» действующей в горизонтальном направлении, замеря -ются амплитуда колебаний установки, жесткость упру -г их опор и частоты собственных и вынужденных колебаний в горизонтальном направлении.

15

5.    При виброизолированной машине возмущающее воз

действие ее на поддерживающую конструкцию определяется системой сил !£кд,    >    передающихся    через    каждую

1,-ю упругую опору (виброизолятор), с учетом разности фаз ЧГс этих сил

= <4*4 Site С C0ot +    )    .    (1.2)

Здесь ОЦ, есть амплитуда колебаний той точки виброизолированной установки, в которой расположен виброизолятор с жесткостью    i    -    номер упругой опоры (вибро —

изолятора). При резонансе во время остановки машины определяется наибольшая величина возмущающей силы, передающейся поддерживающей конструкции через виброизо -ляторы, по формуле (1.2). В этом случае cti есть наибольшая амплитуда резонансных колебаний в пусковом или остановочном режиме, а б50 - круговая частота вынуж -денных колебаний (круговая частота возмущающей си — лы) в момент появления наибольшей амплитуды колебаний.

6,    Если в машине возникают динамические силы с п, различными частотами (и фазами), то по виброграмме вынужденных колебаний машины определяют амплитуды отдельных гармоник вынужденных колебаний и соответствующие им частоты и фазы. Возмущающая сила £м , возникающая в машине, определяется в данном случае в виде суммы

RM ■= Ц К аоъ (*■    )    >    (1.3)

tt

где - амплитуда колебаний установки по -ой гар -монике;

К - суммарная жесткость упругих опор;

- коэффициент вибро изоляции по п. -ой гармонике;

dL^ = —- отношение круговой частоты вынужденных ^    колебаний (К -ой гармоники возмущающей

силы) к круговой частоте собственных колебаний установки;

МГц, - начальная фаза, соответствующая    (ъ    -ой

гармо нике.

7. При виброизолированной машине динамические силы с iru различными частотами (и фазами) определяются аналогично формуле (1*2) системой сил

Е[«ц


(1.4)


^ic^siK.Cco,


OIV


где ttK^ ~ амплитуда колебаний по гь -ой гармонике той точки виброизолированной установки, в которой расположен виброизолятор с жесткостью    ;

i - номер упругой опоры (виброизолятора).

8.    Возникающий в машине возмущающий гармоничес -кий момент относительно оси координат, проходящей через центр тяжести движущихся частей, равен

(1.5)

где    - амплитуда угла поворота машины на упругих

опорах относительно центральной оси;

- суммарная угловая жесткость упругих опор;

cL » -Ф°— - отношение круговой частоты вынужден -ных вращательных колебаний (круговой частоты возмущающего момента) к кру -говой частоте собственных вращательных колебаний установки;

£    - начальная фаза^

9.    Если в машине возникают возмущающие моменты с yl различными частотами (и фазами), то по виброграмме вынужденных колебаний определяют амплитуды урла поворота машины по отдельным гармоникам вынужден -ных колебаний и соответствующие им частоты и фазы. Составляющая возмущающего момента М , возникающая в

м

машине, равна сумме

мк- и    t    +    (1-6)

Yl,    ?

где 'Sk ~ амплитуда угла поворота машины на упругих опорах относительно центральной оси по К, -ой гармонике;

К у - суммарная угловая жесткость упругих опор;

17

z


-I,


X


cL


Уь.


oL^ ~    отношение    круговой частоты вынуж -

денных вращательных колебаний (круговой частоты возмущающего момента) к круговой частоте собственных колебаний установки;

- начальная фаза,соответствующая к, -ой гармонике.

10. Точка приложения динамических нагрузок прини -мается расположенной в центре тяжести движущихся ча -стей. В случае инерционных сил направление определяется:

а)    для вращающихся частей плоскостью, в которой вращается центробежная сила;

б)    для возвратно-поступательно движущихся частей линией, по которой перемещается центр тяжести движущих-^ ся частей.

В случае необходимости задания динамических нагрузок, передающихся через опоры машины на строительные конструкции, точка приложения и направление инерционных сил определяются согласно 'Инструкции по определению динамических нагрузок от машин, устанавливаемых на перекрытия промышленных зданий'.

2. Метод жестких силоизмеритепей

11. При применении метода жестких силоизмеритепей машина, прикрепленная к металлической раме или железобетонной плите, устанавливается на силоиз мерит ели    как

на опоры. В Качестве иллюстрации метода рассмотрим устройство и работу трехкомпонентных силоизмерит ел е й . Силоизмеритель у (рис.6)состоит из измерительного штатива 1 и основания 2. Оси стержней измерительного штатива и оси элементов основания образуют правильную трех — гранную пирамиду с равновеликими ребрами. Стержни, из которых составлен штатив, полые или сплошные и имеют

^См.сборник ЦНИИСК 'Колебания зданий и сооружений' под ред.проф. Б.Г.Коренева. Госстройиэдат, 1963.

шейки, на кото -рые наклеены тензодатчики 3 с базой 10 мм. Провода от тензодатчиков, входящих в разные измери -тельные каналы, выведены на контактные панели 4 с обозначен и я ми измеряемых составляющих R ос #

Рис. 6. Общий вид силоиз мерит ел я. 1 -измерительный штатив, 2 - основание,

3 - тендозатчики, 4 - контактные панели, 5 —сферические упоры, 6 - ре -гулировочный болт, 7 - контргайка

R у , R ^ си -лы R по координатным осям ос , у ,    % (рисЛ) .

Основание сило измерит ел я имеет упоры со сферическими вогнутыми поверхностями, на которые опираются ножки из м е р и -тельного штатива, имеющие выпуклую сферическую по -верхность. Для придания си-лоизмерителю большей устойчиво сти, ст анина    им еет

Рис,7. Схема силоиз мери-теля,

1,2,3 - стержни

три точки опоры в виде трех болтов 6 с контргайками. Регулировкой этих болтов при установке силоиз -мерит ел я под машину достигается восприятие силоиз -мерит ел ем заданной статической нагрузки и о сущ ест -вляется выравнивание ста -нины по уровню в горизон -тальной плоскости.

12* Жесткость силоизмеритепя подбирается таким образом, чтобы жесткость каждого бокового стержня была не менее величины

19

1. ХАРАКТЕРИСТИКИ МАШИН, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ И ВИБРОИЗОЛЯЦИИ

1.1.    В состав характеристик, необходимых для динамического расчета несущих машину строительных кон -струкций и виброизоляции, входят:

1)    направление и характер приложения к конструкции динамических нагрузок (сосредоточенные силы, моменты, распределенные нагрузки);

2)    закон изменения нагрузки во времени: для гармонической нагрузки- период и амплитуда, для периодической нагрузки - период и закон изменения нагрузки за период (или периоды, амплитуды й фазы составляющих гармоник); для однократной ударной или импульсивной нагрузки - закон изменения во времени; для периодических ударов и импульсов - период и закон изменения нагрузки за период;

3)    скорость убывания числа оборотов машины при остановке;

4)    положение центра тяжести машины;

5)    моменты инерции машины относительно централь -ных осей.

Характеристики 1—3 необходимы для проектирования несущих строительных конструкций и 1-5-для проектирования виброизоляции машин. Если машина имеет заводскую виброизоляцию, то характеристики 4 и 5 не обязательны. В этом случае должны быть указаны или данные по виб -роизоляции (схема размещения виброизоляторов, жесткость виброизоляторов, коэффициент виброизоляции), или величины динамических сил и моментов, передающихся на поддерживающую конструкцию.

1.2.    Динамические нагрузки машин с номинально уравновешенными, а фактически неуравновешенными движущимися частями (центрифуги, сепараторы, молотковые дробилки, мельницы, металлорежущие станки с главным вращательным движением, деревообрабатывающие станки, центробежные насосы , многоцилиндровые компрессоры, многоцилиндровые двигатели внутреннего сгорания, вен -тиляторы, турбовоздуходувки, редукторы, ротационные типографические машины и т.п.) определяются эксперимен-

Кст -0,5хКс«0,5 —


0.5^^-


(1.7)


где Кс — жесткость сипоизмеритепя;

Р - грузоподъемность сипоизмеритепя (вес маши -ны, приходящийся на один силоизмеритепь);

CL0 - статическая осадка силоизмерителя под нагрузкой PQ;

60 - собственная круговая частота машины на сило -измерителях как на упругих элементах; о - ускорение сипы тяжести, поскольку усилия в стержнях 1,2,3 (рис.7) равны: от составляющей Т?х

1.155    -0,377    ,    «    (1.8).

от составляющей


V0' R3* "V - h 1    <li9)

от составляющей R.


RX1 - Rx2


R


*•?


0,408R.


(1.10)


В табл Л приведены размеры шеек стержней из мери -тельного штатива:    1    -    длина. Л) - наружный диаметр.

Размеры шеек получены из условия соблюдения необходи -мой жесткости сипоизмеритепя при наиболее полном использовании упругих свойств материала стержня и из того расчета, что полностью нагруженный силоизмеритепь как система масса-пружина будет иметь собственную ча -стоту J - 80 гн.

13. Для возможности измерения составляющих Rx, Е. Rt динамической нагрузки Б. по трем независимым ' каналам рекомендуется схема размещения и коммутации датчиков на шейках стержней измерительного штатива.изо-браженная на рис.8. Схема рассчитана на измерительную установку (например, типа 8АНЧ-7), у которой наружу выносится полумост, состоящий из активного и компенсационного датчика. Для устранения влияния изгиба стержней и восприятия лишь осевого сжатия или растяжения датчики необходимо располагать на стержнях попарно и диаметрально противоположно. На рис.8 активные датчики обозна-


тально. Динамические нагрузки машин с конструктивно неуравновешенными движущимися частями (машины с неуравновешенными кривошипно-шатунными и кривошипнокулисными механизмами, грохоты, щековые и гирационные дробилки, вибрационные центрифуги, беспоршневые <Яса -дочные машины и т.п.) определяются по правилам теории машин и механизмов. Скорость убывания числа оборотов при остановке, положение центра тяжести и моменты инерции машины определяются экспериментально.

Примечание, При определении динамических нагрузок от машин с конструктивно неуравновешенными движущи -мися частями и при определении положения центра тя -жести и моментов инерции машин любого типа могут быть использованы указания 'Инструкции по опредепе — нию динамических нагрузок от машин, устанавливаемых на перекрытиях промышленных зданий', Стройиздат, 1968.

1.3.    Динамические нагрузки определяются в точках опирания машиньк при рабочих и при пуско-остановочных режимах работы . Динамические нагрузки от машины можно также считать полностью определенными, если известны законы изменения во времени, направления и точка приложения их главного вектора и главного момента.

1.4.    Для проверки строительных конструкций на прочность при совместном действии статических и динамических нагрузок; и для определения величин динамических перемещений, скоростей и ускорений с тем, чтобы уста — но вить, являются ли они вредными с точки зрения воздействия на людей, а также допустимы ли они для нормаль — ного хода технологического процесса, работы измерительных приборов и т.д„ различаются нормативные и расчет -ные динамические нагрузки, развиваемые машинами.

Нормативная динамическая нагрузка развивается машиной в ее нормальном состоянии, отвечающем техничес — ким требованиям по изготовлению и эксплуатации машин Расчетная динамическая нагрузка определяется как проиэ-

В электрических машинах определяются также динамические нагрузки при включении тока и коротких замы -каниях.

3

ведение нормативной динамической нагрузки на так называемый коэффициент перегрузки Kg , учитывающий отклонения от принятых средних значений действительных весов и размеров движущихся частей, эксцентрицитетов и рабочего числа оборотов машин.

Машиностроительные заводы определяют норматив -ные динамические нагрузки,

1.5.    Перечисленные в п.1.1 характеристики должны определяться машиностроительными заводами каждый раз при выпуске уникальных и особо точных машин. При массовом выпуске машин одной и той же марки производят испытания такого количества машин, которое достаточно для получения необходимого статистического материала, после чего отдельные экземпляры машин данной марки испытываются лишь периодически для контроля стабильности отдельных характеристик.Характеристики должны помещаться в паспорте машины установленной формы1, а при массовом выпуске машин данной марки после выпуска первой большой партии осредненные характеристики должны помешаться также в каталоге выпускаемых заводом машин.При изменении техноиогии изготовления данной машины или отдельных главных ее узлов, участвующих в главном движении частей, а также при модернизации машину величины осредненных характеристик, помещаемые в 'измененные каталоги, должны корректироваться.

1.6.    Если амплитуды динамических нагрузок машины не превышают 10 кг или кгм, то в паспорте данной ма — шины в разделе о динамических нагрузках следует указать, что величина амплитуды динамической силы 'не более 10 кг' или величина амплитуды динамического момента'" не более 10 кгм'.

Форма паспорта устанавливается соответствующими Министерствами по машиностроению и соглвсовывается с Госстроем СССР*

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ НАГРУЗОК

2Л. Задача определения динамических нагрузок сводится к нахождению силы» вызывающей заданное движение определенной массы. Если заданы кинематические уравнения, например, в прямоугольной системе координат

x-x(t), y = y(t),    (1)

и масса М, то сила, вызывающая это движение, б у д ет иметь проекции

=му ,    = мг.

2.2.    Для экспериментального определения периодических динамических нагрузок применяется, например, метод упругих опор. Этот метод применяется также для практи — чески важного случая многократных непериодических дн -намических нагрузок, именно для нагрузок с переменными амплитудой и частотой, возникающими, например, в пери -од пуска и остановки вибро изолированной машины. Метод состоит в том, что машина своими опорами устанавливается на упругие опоры, по жесткости и амплитуде вынужденных колебаний которых определяются действующие ди -намические нагрузки. В п.1 приложения 1 даны рекомен -дации по использованию метода упругих опор.

2.3.    Для определения многократных непериодических и однократных импульсивных динамических нагрузок рекомендуется метод жестких сило из мерит ел ей. Машина своими опорами устанавливается на силоизмерители, представляющие собой элементы, снабженные тензометрическими дат -чипами. Динамические нагрузки определяются по жесткости и деформациям силоиэмерительных элементов. В п.2 при -ложения 1 в качестве примера приводятся рекомендации по использованию метода жестких с ил оиз мерит елей.

2.4.    Для определения многократных динамических нагрузок от машин, нормально закрепленных к несущим строительным конструкциям, может быть применен метод перестановки пробного груза. Метод может быть рекомендо-

ван заводам-изготовителям машин в том случае, когда затруднительно организовать на стенде эксплуатационные условия для испытываемой машины (отдельные типы гро -хотов, центрифуг, насосов и т.д.)* Метод основан на ди -намической тарировке строительных конструкций, несущих машины. Описание данного метода приведено в ц,3 прило -жения 1,

2,5* Определение динамических нагрузок от машин> имеющих в качестве главной движущейся части ротор, периодически проходящий балансировку (в которых техноло -гический процесс не оказывает существенного влияния на неуравновешенность, например, в вентиляторах), допуска -ется производить по допускаемой фактической неуравновешенности с учетом точности балансировочного станка. При этом различаются два случая:

а)    при статической балансировке ротора необходима учитывать силу и момент, при определении момента плечо пары сил следует принимать равным ширине ротора, а силы, образующие пару, равными динамической силе, дей -ствовавшей в роторе до введения балансировочных гру — зов;

б)    при динамической балансировке ротора допускается учитывать только динамическую силу.

Динамическая сила в обоих случаях определяется по допускаемой фактической неуравновешенности с учетом точности балансировочного станка*

3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ УБЫВАНИЯ ЧИСЛА ОБОРОТОВ ГЛАВНОГО ВАЛА МАШИНЫ ПРИ ОСТАНОВКЕ

3.1. Скорость убывания чирла оборотов главного вала машины при остановке определяется для того, чтобы при проектировании виброизоляции предусмотреть применение таких вибро изоляторов, которые обладали бы доста -точным затуханием в цепях уменьшения колебаний изоли -руемой установки при пусках и остановках машин во время прохождения через резонансен для того,чтобы производить расчет строительных конструкций на прочность и выносливость под действием периодически действующих машин, расположенных на этих конструкциях,

6

3.2. Ти -личными графиками нараста — ния и убывании и скорости на -растения и убывания чист а оборотов главного в ала при пуске и остановке машины являются графики, цред -ставленные на рис.1. Для всех машин продол -жительность пуска меньше продолжит ель -ности останов -ки. Исключение составляет случай,когда машина оборудована устро йствами, обеспечиваюши -

ми ускоренную остановку машины, при которых скорость убывания меньше или равна скорости нарастания числа м*»-рнйнцвк оборотов. В этом случае расчет виброиэоляции ведется на случай отказа в работе указанных устройств, а расчет строительных конструкций - на случай ускоренной оста -новки машины. В результате требуется знание только скоростей убывания числа оборотов главного вала маши -ны во время остановки при включенных и при выключен -ных тормозных устройствах.


/.«



РисЛ. Типичные графики нарастания и убывания числа оборотов главного вала машины ( -f ) и скорости нарастания и убывания числа оборотов главного вала машины ( £ ) при пуске и остановке; fa - рабочее число оборотов главно


го вала.


- наибольшая


наименьшая скорости нарастания и убывания числа оборотов главного вала; ti - продолжительность пуска; bz -продолжительность остановки


3.3. Определение скорости убывания числа оборотов главного вада машины при остановке может производить -ся способом непосредственного замера скорости враше — ния вала через определенные промежутки времени. В приложении П даны практические рекомендации по опреде -лению скорости убывания числа оборотов главного вала по частоте вынужденных колебаний машины, установленной на упругие опоры.


7


3*4* Если заранее известно, что максимальная скорость убывания чис -Л а оборотов главного вша машины при данном числе оборотов Л главного вша машины лежит в области А (график рис.2) р то определе -ние скорости убывания в зависимости от времени не обязательно,

\€/VKfJt\

Рис.2- График для определения наименьшего значения максимальной скорости убывания числа оборотов машины, при котором определение скорости убывания в зависимости от времени не обязательно (область А) и обязательно (область В)

поскольку в таком случае при нормально запроектирован -ной вибро изоляции требуемая величина коэффициента не-упругого сопротивления , характеризующего демпфи -рующие свойства (затухание) в виброизоляторах > будет -у ^    0,03* а такая величина    обеспечивается    при

применении виброизоляторов из одних стальных пружин. В этом случае в паспорте машины рекомендуется указывать лишь значение    .

4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ

4.1. Экспериментальное определение центра тяжести (центра массы) сводится к подвешиванию машины за различные точки; пластинка или нить, на которых висит машина, каждый раз определяют плоскость или линию,проходящую через центр тяжести. Та же цель достигается взвешиванием машины или измерением частоты собственных вращательных колебаний машины на упругих опорах отно -ситопьно неподвижной оси.

8

4.2* Определение положения центра тяжести подвешиванием за различные точки производится на стендах* состоящих из платформы с подвесками, снабженных дополнительными устройствами для перемещения платформы от но -ситеяьно оси качания и для измерения положения платформы в пространстве* К подвешиванию примыкает способ определения положения центра тяжести на платформе, движущейся по вогнутым криволинейным направляющим ( метод само уравновешивания). В п.1 приложения 3 в качестве примера приведен метод самоуравновешивания.

4.3.    Определение положения центра тяжести взвеши -ванием машины производится на стендах, состоящих из платформы* весоизмерительного устройства и вело мог а -тельных устройств для установки машины на платформу. В качестве весоизмерительного устройства применяются ди -намометры, весы или тензометрические датчики. К методу определения положения центра тяжести взвешиванием при -мыкает аналогичный ему метод статических осадок. В п.2 приложения 3 даны рекомендации по использованию способа определения положения центра тяжести машины по статическим осадкам пружин.

4.4.    Определение положения центра тяжести уравно -вешиванием машины производится на подвижной платформе пс принципу уравновешивания на ноже или с помощью подвижных грузов» перемещающихся по краям платформы в двух взаимно перпендикулярных направлениях. По положе -бию платформы или грузов с помощью нескольких измерений определяется положение центра тяжести. В п.З прило -жения 3 в качестве примера даны рекомендации по использованию метода уравновешивания на ноже.

4.5.    Для экспериментального определения положения центра тяжести сравнительно тяжелых машин, перестановка которых производится с помощью подъем но-транспорт -ного оборудования, применяется метод упругих опор* Применение этого метода особенно целесообразно в том случае, когда динамические нагрузки от машины определяются этим же методом* так как в обоих случаях исаюльзу -ется одна и та же рама или плита с упругими опорами, В п.4 приложения 3 даны рекомендации по использованию метода упругих опор для определения положения центра тяжести машины.

8