Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

55 страниц

Купить Руководство — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Руководстве изложены общие требования безопасности при прокладке трубопроводов через водные преграды, приведены безопасная технология производства земляных, сварочно-монтажных и изоляционно-укладочных работ, а также указаны стандарты ССБТ (системы стандартов безопасности труда), которыми следует руководствоваться при водолазных работах.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Земляные работы

3. Водолазные работы

4. Сварка, изоляция и испытание трубопроводов

5. Укладка трубопроводов

6. Зимние работы по прокладке трубопроводов

Приложения

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ВНИИСТ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОКЛАДКЕ ТРУБОПРОВОДОВ ЧЕРЕЗ ВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ

Москва 1981

УДК 621.643.073:69:658.382.3

В Руководстве изложены общие требования безопасности при прокладке трубопроводов через водные преграды, приведены безопасная технология производства земляных, сварочно-монтажных и изоляционно-укладочных работ, а также указаны стандарты ССБТ (системы стандартов безопасности труда;, которыми следует руководствоваться при водолазных работах.

Данная работа предназначена для руководящих и инженерно-технических работников строительно -монтажных организаций треста Сопзподводгазстрой, может быть использована при составлении производственных инструкций по технике безопасности, по видам работ и по профессиям, применительно к местным условиям.

Руководство разработано сотрудниками лаборатории охраны ТРУДИ ВшСХа Г.И.Карташевым«А.Ф.Абраминко с участием Ф.И.Бобкович (трест Саюаподводгазстрой; м согласовано с отделом охраны труда ммннефтегаэ-строя.

Замечания и предложения просьба направлять по адресу: 105058, Москва, Окружной проезд, 19, ВНИИСТ, лаборатория охраны труда.

©Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральных трубопроводов (ВНИИСТ), 1981

2.3. Во всех случаях берма траншеи должна оставаться свободной на ширину не менее I м. Запрещается загружать бермы открытых незакрепленных траншей в пределах призы* обрушения грунта (складировать строительные материалы, устанавливать машины, столбы и т.п.).

В пределах призы* обрушения грунта у раскрепленных траншей, нагружать берму допускается только в том случае, если прочность креплений обеспечивает устойчивость стенок траншеи.

2л. До начала земляных подводно-технических работ трассу трубопровода должны обследовать водолазы с цель» выявле -ния отдельных препятствий (крупные валуны, топляки-бревна, снаряды и т.п.), мешающих производству работ.

2.5.    Обнаруженные в процессе обследования препятствия, не позволяющие безопасно вести работы, необходимо до начала разработки траншеи удалить при помощи плавучих кранов, лебедок, устанавливаемых на плавучих площадках и т.п. Для подъема крупных предметов целесообразно применять специальные захваты.

Если предмет, который необходимо поднять,замыт грунтом, то до подъема следует его освободить путем размыва или используя другой способ разработки грунта.

Не разрешается освобождать замытые грунтом предметы при помощи стрелы крана или лебедки.

2.6.    Перед пуском земснаряда необходимо убедиться в полной исправности всех его систем; привести тщательный технический осмотр и проверку. Для этого командир земснаряда и механик должны испытать водоподводящую систему и манометр на давление более рабочего на 50$.

Лебедки, стопорные устройства, стальные канаты должны соответствовать государственным стандартам.

Замеченные неисправности должны быть обязательно устранены до начала работ, о чем следует сделать запись в судовом журнале. Если во время работы будет обнаружена неисправность ведопроведной сети, гидромонитора или других систем земсна -ряда, то работу необходимо приостановить до устранения неисправности.

2.7.    Пульпу от вемснареда следует отводить вниз по течению, на расстояние не менее 20 м от края траншеи при помощи

II

пульпопровода иг труб,шарнирно соединенных в стыках. Пульпо -провод укладывают на понтоны с уклонов от земснаряда. Плаву -чий пульпопровод концевой частью должен быть закреплен на якоре или опоре, забитой в грунт.

2.8.    Вдоль пульпопровода устраивают настил шириной 0,60 и с дверным ограждением с обеих сторон высотой I м. На пульпо -проводе необходимо иметь спасательные круги. Для перехода с пульпопровода на земснаряд должен быть устроен подвесной трап с поперечными планками и перилами.

2.9.    Шарнирные соединения пульпопровода должны быть на -дежными и не пропускать транспортируемую пульпу.

2.10.    По мере перемещения земснаряда пульпопровод следует буксировать при помощи буксирного катера и тросовых оття -жек. Буксирование разрешается со скоростью не более 2 км/ч, причем во время буксирования на рефулерных понтонах не должны находиться люди.

2.11.    В темное время суток земснаряды и пульпопровод должны быть освещены не менее 10 лк.

Подводную траншею (если это возможно) следует разрабатывать одновременно на полное сечение, соблюдая проектное заложение откосов. Необходимо следить за тем, чтобы не образовались нависи или крутые откосы, которые могут обрушиться.

Крутизна откосов подводных траншей в различных грунтах приведена в табл.1.

Таблица I

Крутизна откосов при глубине

J-

1

до 2,5

—г—

i

боде. 2,5

Пески пылеватые и мелкие Пески:

1:2,5

1:3

среднаэврнмсхыб

1:2

1:2,5

разнозернистые

1:1,8

1:2,3

крупнозернистые

1:1,5

1:1,8

Гравелистые и галечниковые

1:1

1:1,5

Супеси

1:1,5

1:2

Суглинки

1:1

1:1,5

Глины

1:0,5

1:1

Разрыхленный скальный грунт

1:0,5

1:1

2.12, Плавучие средства, используемые при разработке подводных траншей, долины быть надежно заякорены. Не допускается перегружать шалавды более установленной грузоподъемности, определяемой положением ватерлинии.

Груз на палубе должен быть размещен равномерно, не создавая крена. После окончания рабочего времени все механизмы и плавсредства должны быть удалены за пределы судового хода.

3. ВОДОЛАЗНЫЕ РАБОТЫ

З.Ь Работы по строительству подводных переходов, на которых работают водолазы, следует выполнять до проекту, утвержденному главным инженером строительно-монтажной организации.

В технической документами должны быть предусмотрены меры по безопасному выполнению этих работ.

Все водолазные работы, кроме спасательных следует выпол -нять на основании народ-задания.

3.2.    В случае выполнения каких-либо работ под водой, на которые проект не разработан, администрация строительно-монтажной организации должна составить и утвердить специальную инструкцию по технике безопасности для водолазов.

3.3.    К проведению и обеспечению водолазных работ допускаются лица не моложе 18 лет и которые прошли ежегодное подтверждение Водолазной квалификационной комиссией (ВКК) и проверку Водолазной медицинской комиссией (ВПК).

3.4.    На основании заключения ВЫК должны быть объявлены глубины погружения в данном году, установленные для лиц, допущенных к водолазным работам.

Погружение водолазов на глубины,более указанных в заключении, не разрешается.

3.5.    Если нет специалистов по водолазным работам, то приказом администрации строительно-монтажной организации назначают ответственное лицо из инженерно-технических работников, у которого водолазная квалификационная комиссия проверила знание следующих нормативных документов':

"Единых правил безопасности труда на водолазных работах"; М. Транспорт ,1980.

13

ГОСТ 12.3.012-77 "Работы водолазные. Общие требования безопасности";

ГОСТ 12.2.033-78 "Водолазное снаряжение и средства обеспечения водолазных спусков и работ. Общие требования безопасности".

3.6.    Все замечания лиц, осуществляющих контроль за соблюдением "Единых правил безопасности труда на водолазных работах" t должны быть записаны в специальных журналах с указа-нивы сроков устранения обнаруженных недостатков.

3.7.    Все водолазные работы под водой, кроме спасательных, следует выполнять в соответствии с ГОСТ 12.3.012-77 и

ГОСТ 12.2.033-78.

3.8.    Ежегодно приказом строительно-монтажной организации на основании заключений ВКК и ВШС должен быть определен спи -сок лиц, допущенных к:

водолазным погружениям с указанием вида водолазного снаряжения и характера работ;

руководству водолазными работами и погружениям; обслуживанию конкретных видов водолазной техники; медицинскому обеспечению водолазных работ и погружений.

3.9.    Приказом строительно-монтажной организации должны быть назначены:

руководители водолазных работ; руководители водолазных погружений; состав водолазной группы; лица, осуществляющие медицинское обеспечение; лица, обеспечивающие водолазные работы.

В приказе должно быть предусмотрено материально-техническое обеспечение водолазных работ.

3.10.    Руководитель водолазных работ должен ознакомить свою бригаду с проектом (планом) и наряд-заданием на водолазные работы, а также организовать постоянное наблюдение за гидрометеорологическими условиями в районе работ.

Погружения водолазов (за исключением аварийно-спасательных и спасательных работ) следует выполнять по суточному графику, утвержденному руководителем строительно-монтажного управления или руководителем водолазных работ.

14

3.II. Водолазы должны погружаться под непосредственным наблюдением:

руководителя, отвечающего за погружения водолазов. Квалификация этого руководителя должна соответствовать требованиям, приведенным в табл.2;

руководителя водолазных работ.

Таблица 2

Глубина погружения водо- ; Квалификация руководителя по-лаза, м    j гру-енг* водолазов

До 20    Старшина (боигадис) водолазной

станции (водолаз 2-го класса)

Свыше 20 до 45    Старшина (бригадио) водолазной

станции (водолаз 1-го класса)*

Свыше 45    до 60    Старшина (бригадир) водолазной

станции (водолаз 1-го класса или водолазный специалист)

Свыше 60    Водолазный специалист

х При осмотре, поиске объектов и других несложных работах старшиной (бригадиром) водолазной станции может быть назначен водолаз 2-го класса*

3.12.    Давать указания водолазам или лицам, обеспечивающим их погружения, имеет право только руководитель погруже -ний. При неправильных действиях этого руководителя ( если они могут привести к аварии или несчастному случаю) руководитель водолазных работ молет отстранить руководителя погружений от исполнения обязанностей.

3.13.    Водолазные станции должны быть укомплектованы водолазами согласно табл.З.

3.14.    медицинское обеспечение водолазных работ должны осуществлять медицинские работники, получившие специальную подготовку и допущенные ВМК к исполнению своих обязанностей*

Медицинские работники на водолазных станциях должны обеспечить:

контроль за состоянием здоровья, питанием, режимом труда и отдыха водолазов;

санитарно-гигиенический контроль за состоянием водолазного снаряжения и средств обеспечения погружений водолазов;

15

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I.I. Начинать работы по строительству подводного перехода разрешается при наличии:

рабочих чертежей с грифом мк производству";

проекта производства работ, утвержденного Главным инженером строительно-монтажной организации.

Проект производства работ должен быть передан исполнителям не позднее, чем за два месяца до начала работ по сооружению перехода.

При выполнении работ по строительству подводного перехода следует руководствоваться следующими нормативными документами:

"Правилами техники безопасности при производстве подводно-технических работ на реках и водохранилищах" (М./Транс -порт" 1965);

ГОСТ 12*3.012-77 "Работы водолазные. Общие требования безопасности*1;

"Едиными правилами безопасности труда на водолазных работах" (М., "Транспорт", 1980);

"Правилами техники безопасности при производстве дноуглубительных работ и обслуживании специальных механизмов и устройств на дноуглубительных снарядах ЩРО" (М./Транспорт" 1967);

"Зциными правилаии безопасности при взрывных работах"

(И., "Недра", 1976);

"Правилами техники безопасности при работе на междугородних и городских кабельных линиях связи и кабельных линиях радиофикации" (М., "Связь* 1969);

"Правилами плавания по внутренним судоходным путям РСФСР" (М.,"Речной транспорт; 1972);

"Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей" (М., "Энергия; 1970);

3


"Правилами техники безопасности при строительстве магистральных трубопроводов" (V., "Недра", 1970).

1.2.    Проект на сооружение подводного перехода должен отвечать требованиям нормативных документов и быть согласован

с ааннтараоованшшн организациями ;

на речных участках судового хода - с судоходной инспекцией Министерства речного флота РСФСР;

при пересечении водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение,- с соответствующим рыбным надзором Министерства рыбного хозяйства;

на сплавных реках - с организациями, ведущими сплав;

при наличии в районе перехода коммуникаций, которые могут подвергнуться повреждениям во время производства работ (линия электропередачи,линия связи),- с управлением эксплуатации этих коммуникаций;

отвод берегового участка под строительство перехода - с местными органами власти и соответствующими хозяйственными организациями;

взрывные работы на водоемах - с проектной организацией, с Главным управлением по охране м воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства Министерства рыбного хозяйства СССР н с Госгортехнадзором СССР*

1.3.    Трассу подводного перехода через судоходные реки необходимо ограждать створными знаками.

1Л« Бее работающие на строительстве перехода должны быть обучены правилам техники безопасности и иметь удостоверения о сдаче экзаменов, кроме того,должны пройти инструктаж по охране труда и инструктаж по технике безопасности на рабочем месте с учетом особенностей данного объекта.

1.5.    К взрывным работам допускаются лица не моложе 18 лет, обученные взрывным работам и имеющие "Единую книжку взрывника11.

1.6.    При изменении условий труда непосредственный руководитель работ (мастер) должен вновь провести инструктаж по

технике безопасности с учетом новых производственных условий и оформить это.

Инструктаж и обучение правилам техники безопасности необходимо проводить в соответствии с "Положением о порядке про-

ведения инструктажа и обучения по правилам и нормам охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях Миннефте-газстроя (М., Миннефтегаастрой, 1974).

1.7.    Рабочие, занятые на работах, связанных с повышенной опасность», должны до начала работы пройти предварительный

(а в процессе работы периодический) медицинский осмотр (прил.1).

1.8.    При назначении на особо опасные работы должен быть ведан наряд-допуск, подписанный главным инженером строительно-монтажного управления, в котором указаны безопасные методы выполнения работ. Перечень особо опасных работ приводен в прил.2.

1.9.    До начала основных работ по сооружению перехода необходимо на строительной площадке (рис.1) выполнить весь комплекс подготовительных работ, предусмотренный проектом производства работ.

1.10.    Подъездные дороги к строительной площадке следует постоянно поддерживать в хорошем состоянии и своевременно устранять все возникающие неисправности:

в зимнее время очищать от снега;

во время наледей посыпать песком;

1.11.    Временную наружную электропроводку необходимо выполнять изолированным проводом на надежных опорах так, чтобы нижняя точка провода находилась на высоте не менее:

2.5    м над рабочим местом;

3.5    м над проходами;

б м над проездами.

1.12.    Горючие и легковоспламеняющиеся жидкости (керосин, бенэин и т.п.), а также смазочные материалы следует хранить в отдельных помещениях, соответствующих правилам пожарной безопасности. Нельгя оставлять горючие и легковоспламеняющиеся материалы в открытой таре.

Около мест хранения горючих и смазочных материалов должны быть вывешены предупредительные надписи: "Огнеопасно", "Курить запрещается “•

1.13.    Баллоны со сжатыми газами следует хранить в закрытых хорошо проветриваемых помещениях, удаленных от жилых и

5

производственных помещений же менее, чей на 20 м. Запрещается вблизи этих помещений пользоваться открытым огнен.

Рнс.1. Схема расположения объектов на стройплощадке:

I-хилые вагончики: 2-столовая; 3-магазин; 4-ампул охранил ище; 5-ГСМ; 6-туалет: 7-электрос танция; 8-склад (материальный и инструментальный)'; 9-причал: 10-вагончнк-контора; П-откры-тый склад; 12-склад труб; 13-вдощадка для етоянки техники; 14-водоыерный пост; 15-стеллажи заготовки секций: 16-сборка плетей; 17-опрессовочно-наполнительный агрегат АЯП-75

1.14.    Руководитель работ по строительству перехода должен совместно с работником покерной охраны определить места установки противопожарного оборудования и обеспечить необходимым противопожарным инвентарем (огнетушители, багры, ведра и др.).

1.15.    На переходах через большие водные преграды в необходимых случаях организуют спасательный пункт.

Порядок работы спасательного пункта определяет инструкция, утвержденная Главным инженером строительно-монтажной организации.

6

Спасательный пункт i"”OH <Ьв* оеиащя- следующий паев -тарем:

шлюпка на 5 чел;

весла - 3 и.;

уключины - 3 п.;

нагруднмкн спасательные - 3 вт.;

концы Александрова о веревкой длнной 20 н - 2 нт.;

фонарь "Летучая мышь" - I иг.;

спасательные круги - 3 иг.;

санитарная суыка о наборов медикаментов - I нт.;

чарцак для вычерпывания воды - I ит.;

рупор - I.

В зависимости от местных условий приведенный перечень инвентаря может быть расширен.

1.16.    Персонал спаоательного пункта должен: уметь хорошо плавать;

владеть спасательными средствами и приемами по спасанию утопающих, в тон числе способами искусственного дыхания; уметь управлять шлюпкой.

Личный состав спасательного пункта комплектуют из работников строительства перехода.

1.17.    Не разрешается использовать спасательную шлюпку для других целей, кроме оказания помощи терпящим бедствие.

1.18.    Шлюпка должна быть оснащена спасательным линем, протянутым вдоль бортов. Линь должен свободно провисать, но не касаться воды при ее спокойном состоянии. Вдоль бортов шлюпки делают надпись несмывающейоя краской "Спасательная".

Поднимать пострадавшего разреиаетоя с кормы или о носа шлюпки, но ни в коем случае не с борта. На катер допускается поднимать пострадавшего также и с борта.

1.19.    Причал должен обеспечивать удобную посадку н высадку с плавсредств и иметь ограждающие перила высотой I м.

1.20.    Для крайня рабочих должны быть отведены безопасные места, в которых нет топляков, пней, грязи, водорослей, и таим ЯДОВИТЫХ 8М«Й.

1.21.    Переправу людей через водные препятствия следует, как правило, осуществлять на катерах. За безопасность переправы несет ответственность капитан или моторист катера. На катере

7

необходимо иметь не менее трех спасательных кругов с концами Александрова.

1.22.    Как исключение допускается переправлять людей черев водные преграды на шлюпках, но только в светлое время суток, при волнении не более 3 баллов и ветре силой не более 5-ти баллов (прил. 3 и 4).

1.23.    Шлюпка (ватер), используемая для перевозки рабочих, должна быть оснащена.необходимым инвентарем и следующими принадлежностями:

тремя веслами;

фал и ем;

спасательными кругами (из расчета один круг на два человека);

стопорным крюкам;

фонарем;

черпаком.

1.24.    Нельзя перевозить людей в шлюпках, не имеющих специального оснащения или предназначенных для перевозки якорей.

1.25.    Грузоподъемность шлюпки должна бить указана несмываемой краской на носовой ее части. Не разрешается загружать шлюпку больше ее грузоподъемности, а также допускать крен шлюпки во время ее движения. Посадку или высадку людей из шлюпки (ватера) можно производить только после того,как она окончательно остановлена и отшвартована к причалу или плавучему средству.

1.26.    Не разрешается на шлюпке пересекать курс судов или приближаться к ним ближе чем на 50 м. Волны от проходящих судов следует пересекать носовой частью шлюпки под прямым углом.

1.27., При переправе людей нельзя допускать, чтобы шлюпку буксировал катер или другое судно,, а при следовании вдоль берега - буксировку автомобилем, трактором и т.п.

1.28.    На строительстве перехода все шлюпки должны быть закреплены sa ответственными лицами и закрыты на замок.

1.29.    При переправе через реку вброд следует знать, что взрослый человек может безопасно переходить при глубине воды не более 0,60 м и скорости течения до 3 м/с, а при большей скорости при глубине не более 0,40 м.

1.30.    К управлению судами, мотолодками, катерами, шлюпками, плавучими кранами, водолазными ботами и другими плавучими средствами могут быть допущены только лица, имеющие диплом или свидетельство на право управления данного плавучего средства.

1.31.    Бее технические плавучие средства должны быть закреплены за лицами, ответственными за их состояние, из производственно-технического персонала, и сданы этим лицам под расписку в специальном инвентарном журнале.

1.32.    На время выполнения работ на плавучих технических средствах (водолазный бот, земснаряд) их необходимо оснастить спасательной шлюпкой с комплектом спасательного инвентаря. Плавучие технические средства должны иметь леерное ограждение.

1.33.    Всем членам команды судового зкипажа необходимо:

уметь плавать;

уметь управлять шлюпкой;

пройти обучение правилам спасения утопающих.

Команда экипажа должна отработать взаимодействия экипажа по тревоге "человек за бортом", "пожарная".

1.34.    Не разрешается переходить с одного плавучего сродства на другое до тех пор, пока полностью не окончена швартовка.

1.35.    Противопожарный инвентарь на плавсредствах следует содержать в полной исправности , чтобы его можно было использовать в любой момент.

1.36.    Курить на плавучих средствах разрешается только в специально отведенных местах, где должны находиться специальные емкости с водой для тушения окурков. Обтирочные материалы следует хранить в металлических ящиках с крышками.

1.37.    При использовании стальных канатов необходимо соблюдать следующие правила техники безопасности:

пользоваться брезентовыми рукавицами;

не становиться внутри петель (шлангов) каната, вставать на него или находиться ближе 3 и во время буксировки и швартовки;

не находиться внутри угла зацепившегося каната;

при рубке каната надевать очки с бвзосколоиными стеклами.

Э

1.38. На рабочих номах ,на земснарядах , плавсредствах, списковых дорожках, монтажных схаподах а у машин нобходюю вывешивать предупредительные надписи и указания по технике безопасности, а в особо опасных местах должны быть организованы посты дежурных.

1.39.    Все рабочие на строительстве перехода должны быть обеспечены спецодеждой и спецобувыв в соответствии со "Сборником типовых отраслевых нори бесплатной выдачи спецодежды, спепобуви и предохранительных приспособлений" (М., "Недра", 1970).

2. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

2.1. Если в местах, где ведух береговые земляные работы, имеется подземные коммуникации (злектрокабель, кабель связи и т.п.), то строительная организация должна получить разрешение на производство работ от эксплуатирующей организации этих коммуникаций со схемой и указанием глубины заложения. Земляные работы в этих случаях можно начинать только после детальной разбивки расположения коммуникаций на местности.

В местах пересечения траншей с подземными коммуникациями работы следует вести особенно осторожно и под непосредственным руководством мастера или производителя работ.

2.2. Земляные работы около коммуникаций оладуех выполнять в зависимости ох расстояний ох них :

блике 2м - экскаватором;

ох 2 до 0,5м - с применением ударных инструментов;

ближе 0,5м - лопатой.

Использовать ручной ударный инструмент можно на расстоянии не менее 0,5 м ох коммуникаций, а блике 0,5 м - нужно рыть только лопатой.Разрабахывахь груах вблизи электрокабеля или газопровода можно только под наблвдением представителя зкеплуахирувмй организации.

Если во время земляных работ будут обнаружены не предусмотренные ранее подземные коммуникации (кабель, снаряды и и т.п.), то работы в данном месте следует немедленно прекратить до выяснения характера и принадлежности этой коммуникации.

Обнаруженные снаряды должны быть удалены силами ближайшей воинской саперной части.