Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

71 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Основной целью обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации является качественное повышение уровня защищенности населения и объектов экономики от пожаров. Ключевые мероприятия, планируемые в рамках выполнения федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года", будут направлены на снижение пожарных рисков в целях сокращения числа погибших и травмированных при пожарах людей, а также снижения количества пожаров, увеличения числа спасенных при пожарах людей и уменьшение количества населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности.

 Скачать PDF

Оглавление

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы до 2017 года приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

II. Предварительный анализ итогов реализации Программы до 2012 года

III. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

VI. Ориентировочный срок и этапы решения проблемы программно-целевым методом

VII. Предложения по целям и задачам Программы до 2017 года, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход ее реализации по годам на вариантной основе

VIII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы до 2017 года

IX. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

X. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы до 2017 года

XI. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы до 2017 года

XII. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации Программы до 2017 года

ХIII. Предложения по механизмам формирования Программы до 2017 года

XIV. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы до 2017 года

Приложение № 1. Целевые значения показателей федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года"

Приложение № 2. Распределение объемов финансирования по направлениям федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года"

Приложение № 3. Объемы и источники финансирования федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (второй вариант)

Приложение № 4. Объем финансирования по направлениям федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников (второй вариант)

Приложение № 5. Основные направления работ государственных заказчиков федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года"

Приложение № 6. Распределение объемов финансирования федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" между государственными заказчиками

 
Дата введения14.08.2012
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

14.08.2012УтвержденПравительство Российской Федерации1464-р
ИзданСобрание законодательства Российской Федерации2012 г. (34 ст. 4766)
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

"V"

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 14 августа 2012 г. № 1464-р

МОСКВА

1.    Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года".

2.    Определить:

государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" (далее - Программа) - МЧС России;

государственными заказчиками Программы - МЧС России, Минобрнауки России, Рослесхоз, Ространснадзор, Ростехнадзор, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом".

3.    Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 35800 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).

4.    МЧС России обеспечить разработку проекта Программы, и Минэкономразвития России представить его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2012 г. № 1464-р

КОНЦЕПЦИЯ

федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года"

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы до 2017 года приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

Основной задачей деятельности органов государственной власти в области пожарной безопасности является обеспечение необходимых условий для динамичного развития экономики, устойчивого повышения благосостояния российских граждан и сбережения их жизней с учетом планов реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537, а также экономических и инфраструктурных проектов до 2020 года.

В соответствии с указанной Стратегией обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также за счет повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения и др.

В рамках выполнения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, планируется обеспечение поддержания высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности

10

строительство учебно-лабораторного комплекса в г. Владивостоке (остров Русский) в целях создания филиала одного из образовательных учреждений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и организации подготовки специалистов по программам высшего и дополнительного профессионального образования для Дальневосточного федерального округа.

Проводятся работы по строительству и реконструкции И объектов научно-исследовательских учреждений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе построен многофункциональный учебно-испытательный корпус роботизированных систем, созданы специализированные стенды для исследований в области пожарной безопасности и др. В 2013 - 2017 годах работы будут направлены на строительство современных испытательных комплексов федерального государственного бюджетного учреждения "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его филиала в Оренбургской области.

Проводится реконструкция электрических кабельных трасс реакторных установок на объектах Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт". Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" планируется в 2013-2017 годах внедрение новых технических средств систем обеспечения пожарной безопасности ядерно опасных и радиационно опасных объектов, а Рослесхозом - строительство и реконструкция производственно-технологических зданий учебнотренировочных комплексов парашютно-десантных групп и авиационного учебного лесопожарного центра.

Запланировано построить и реконструировать за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов более 400 зданий пожарных депо, пожарных постов и других объектов противопожарных подразделений, 37 объектов подготовки пожарных, приобрести более 2400 основных и 950 специальных пожарных автомобилей для противопожарной службы субъектов Российской Федерации, 29000 комплектов оборудования, в том числе аварийно-спасательный инструмент, специальное пожарное оборудование, системы

11

автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией и автоматических установок пожаротушения.

Запланировано проведение за счет средств внебюджетных источников работ по строительству и модернизации объектов подразделений противопожарной службы, развитию инфраструктуры материально-технической базы организаций и др.

Запланировано выполнение более 130 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в результате которых будут разработаны современные образцы пожарной техники, в том числе пилотные проекты по противопожарной защите и системы мониторинга противопожарного состояния учреждений здравоохранения, социальной защиты, объектов образования и науки, а также система информационного обеспечения населения, проживающего вблизи пожаровзрывоопасных объектов и др.

В рамках Программы до 2012 года разрабатывается: установка для получения и подачи газонаполненной пены; пожарный автомобиль с повышенной дальностью подачи огнетушащих веществ для подразделений федеральной противопожарной службы на критически важных объектах Российской Федерации;

высокоэнергетическая малогабаритная модульная установка пожаротушения;

оперативные высокоманевренные пожарные автомобили для проведения экстренных пожарно-спасательных работ в условиях мегаполисов;

комплекс специальных пожарных транспортных средств для подразделений федеральной противопожарной службы;

универсальный насосно-рукавный автомобиль контейнерного типа и пожарную автоцистерну для проведения пожарно-спасательных работ в условиях слаборазвитой и разрушенной инфраструктуры;

высокоманевренный пожарно-спасательный автомобиль для сбора, оказания первой помощи и эвакуации пострадавших при пожарах в транспортных туннелях и другие.

Вместе с тем продолжает оставаться неудовлетворительной потребность в создании пожарных автомобилей, адаптированных к конкретным условиям эксплуатации или предназначенных для оперативного использования (пожарные автомобили первой помощи, пожарно-технические автомобили с модульно-контейнерной компоновкой, пожарные автомобили для Севера, автомобили для тушения крупных пожаров, пожарные комплексы природоохранного назначения и др.). Необходимо также разработать новые типы многофункциональных

12

пожарных автомобилей, включая пожарно-спасательные и высотноспасательные с компонентами пожаротушения.

В рамках выполнения Программы до 2012 года разработаны следующие современные образцы средств индивидуальной защиты пожарных:

комплект средств индивидуальной защиты и снаряжения для личного состава, использующего для проведения экстренных пожарноспасательных работ оперативные высокоманевренные транспортные средства;

модифицированный комплект средств индивидуальной защиты и снаряжения для пожарных (спасателей), эксплуатирующих высокомобильные транспортные средства;

комплекс средств индивидуальной защиты пожарного и средств спасения людей при пожарах.

Вместе с тем необходимо разработать специализированные типы защитной одежды, которые были бы предназначены для оснащения сотрудников газодымозащитной службы и использовались при тушении пожаров в сложных условиях.

В случае возникновения техногенных пожаров, сопряженных с поражением больших площадей в зонах повышенного риска и обусловленных наличием радиации, химической и биологической зараженности местности, опасности взрыва при тушении пожара и проведении пожарно-спасательных и аварийно-восстановительных работ необходимо максимально сократить непосредственное нахождение людей в опасных зонах, исключив при этом возможность их поражения. Для выполнения этих работ наиболее эффективным является применение робототехнических комплексов различного назначения.

При выполнении Программы до 2012 года разработан многофункциональный робототехнический комплекс "Ель-2" со сменным пожарно-техническим вооружением, универсальный роботизированный транспортный модуль и специальное технологическое оборудование с системой автономного управления для робототехнических комплексов многофункционального назначения. С учетом условий проведения работ при ликвидации аварии на атомной электростанции в Японии, а также опыта пожаротушения военных арсеналов в Республике Башкортостан и Удмуртской Республике осуществляется вооружение подразделений противопожарной службы роботизированными гусеничными комплексами пожаротушения "Кедр".

13

В целях повышения эффективности пожаротушения разработана автоматизированная система мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах пожара, об угрозах и о рисках развития пожаров в зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, созданы математические модели развития пожаров на различных объектах населенных пунктов. Разработаны методические и технические решения по совершенствованию аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов воздушных судов и создана система мониторинга лесных пожаров и их последствий для объектов экономики, методические рекомендации по организации обязательных и дополнительных занятий по пожарной безопасности для образовательных школ и дошкольных учреждений, система управления комплексной безопасностью образовательных учреждений и др.

Мероприятия, направленные на повышение противопожарной защиты объектов образования, здравоохранения и социальной защиты, разрабатывались за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Разработки новых технических средств и технологий пожаротушения и спасения людей при пожарах, а также опытных образцов пожарно-технической продукции проводились за счет средств внебюджетных источников. Были разработаны пожарные автоцистерны с улучшенными характеристиками легкого, среднего и тяжелого типов, более 40 типов пожарно-технического вооружения и огнетушащих веществ, пожарные насосы с улучшенными тактико-техническими характеристиками, комплекты гидравлического аварийно-спасательного инструмента, автоматизированный учебно-тренировочный огневой комплекс, боевая одежда пожарного различного назначения, дыхательные аппараты со сжатым кислородом, а также вспомогательные средства тушения пожаров. Предприятиями-изготовителями проведены работы по подготовке серийного производства указанной пожарной техники.

Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий проведено оснащение средствами информационной безопасности систем связи главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и пожарных частей федеральной противопожарной службы. Проводится оснащение центров управления в кризисных ситуациях главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и

14

ликвидации последствий стихийных бедствий программно-аппаратным комплексом автоматизированной геоинформационной системы поддержки принятия решений и оперативного управления пожарно-спасательными подразделениями. Созданы опытные зоны системы обеспечения пожарной безопасности учреждений здравоохранения и социальной защиты со стационарным пребыванием в них маломобильных групп людей, обучающие программно-аппаратные комплексы со встроенными элементами тестирования по основам и навыкам пожарной безопасности для различных слоев населения, в том числе для обучения детей, национальный сайт "Пожарная безопасность", циклы видеороликов и телепрограмм и др.

Оснащение основными и специальными пожарными автомобилями, комплектами специального пожарного оборудования и средствами защиты подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации, системами автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией и автоматическими установками пожаротушения объектов здравоохранения, социальной защиты и образования осуществлялось за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Работы по развитию материально-технической базы организаций и объектовых противопожарных подразделений, их оснащению новыми средствами обнаружения, тушения пожаров и спасения людей, а также по обеспечению этих объектов противопожарным оборудованием и повышению их противопожарной защиты осуществлены за счет средств внебюджетных источников. Организована разработка и реализация мер, направленных на соблюдение правил пожарной безопасности, а также мероприятий по ремонту и оснащению противопожарным оборудованием объектов экономики.

Проведенный комплекс мероприятий по строительству и реконструкции пожарных депо, их оснащению новыми образцами пожарной техники, робототехническими комплексами и современным пожарно-техническим вооружением, внедрению мероприятий по совершенствованию системы подготовки пожарных и спасателей оказал значительное влияние на обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации. За 2008 - 2011 годы число погибших при пожарах людей в среднем за 1 год уменьшилось на 5,7 процента. В целом по отношению к 2008 году число погибших при пожарах людей снизилось на 21,1 процента (в 2008 году число погибших при пожарах людей составило 15,165 тыс. человек, а в 2011 году - 11,962 тыс. человек).

15

Увеличилось число спасенных при пожарах людей на 2,7 процента за 1 год. Так, в 2010 году пожарными подразделениями было спасено 84,64 тыс. человек, а в 2011 году - 86,465 тыс. человек.

Проведение превентивных мероприятий, реализуемых в рамках Программы до 2012 года, позволило снизить за указанный период количество пожаров на 16,7 процента. В 2008 году, по данным статистического мониторинга, было зафиксировано 202 тыс. пожаров, а в 2011 году -168,2 тыс. пожаров.

Таким образом, задача эффективного развития системы пожарной безопасности в основном будет решена и имеется устойчивая тенденция к снижению пожарных рисков, что оказывает положительное влияние на развитие отраслей экономики и показатели социально-экономического развития Российской Федерации.

Однако, несмотря на достигнутые успехи в области обеспечения пожарной безопасности, в Российской Федерации продолжает оставаться высоким индивидуальный пожарный риск (84,0-10"6). Для сравнения показатель индивидуального пожарного риска в США составляет 9,8-10'6, в Германии - 5Д-10'6, в Великобритании - 7,8-10'6, во Франции - 6,2-10’6.

Дальнейшее снижение пожарных рисков в Российской Федерации соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации.

III. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Анализ выполнения мероприятий Программы до 2012 года показал высокую эффективность использования программно-целевого метода в области решения проблем пожарной безопасности. В первую очередь это обусловлено тем, что эффективно используются средства, централизованно выделяемые на обеспечение пожарной безопасности и развитие инфраструктуры пожарной охраны, более прозрачным становится их целевое распределение, соблюдаются сроки расчетов, повышается заинтересованность научных организаций и компаний с различными формами собственности в участии в мероприятиях по повышению уровня пожарной безопасности. При этом наблюдается эффект снижения рисков пожаров. Поэтому увеличение объемов финансирования или даже сохранение их на прежнем уровне требует наличия слаженного механизма распределения и освоения финансовых средств на основе программноцелевого метода планирования.

16

Снижение пожарных рисков и повышение качества работы подразделений противопожарной службы в масштабах страны являются невозможными без создания унифицированных образцов пожарной техники и ее повсеместного внедрения, без разработки и совершенствования норм и правил в сфере пожарной безопасности, обязательных к применению на всей территории России. Эффективно руководить таким процессом можно лишь путем централизации функций управления и финансирования.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в области обеспечения пожарной безопасности на основе:

определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов с функцией контроля за их реализацией;

концентрации ресурсов по реализации мероприятий в сфере пожарной безопасности, что обеспечит устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации;

повышения эффективности государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности и возрождения института добровольчества в Российской Федерации;

повышения результативности государственных и муниципальных инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов. Применение программно-целевого метода позволит обеспечить: развитие и эффективное использование научного и производственного потенциала Российской Федерации в исследовании причин возникновения пожаров и процессов их развития;

создание инфраструктуры для мониторинга рисков пожаров в целях их системного анализа;

управление и координацию действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования на пожары в условиях аномальных природных явлений, а также эффективного оперативного реагирования на пожары путем оптимизации размещения сил и средств различных видов пожарной охраны, особенно в труднодоступных районах России;

реализацию комплекса мер, направленных на исключение причин возникновения пожаров, с использованием технологий формирования культуры поведения населения.

17

IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

Без    использования программно-целевого    метода система

обеспечения пожарной безопасности будет развиваться по схеме последовательного наращивания ресурсов и текущего управления, за исключением возможных случаев возникновения аномальных природных явлений (аналог -    2010    год),    когда    потребовалось    привлечение

дополнительных материальных и людских ресурсов для обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, объектов экономики и природной среды.

Реализация обеспечения пожарной безопасности при инерционном сценарии    будет предусматриваться в рамках    ответственности

собственников, органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления. Прогнозируется замедление процессов формирования культуры пожаробезопасного поведения населения, особенно в жилом секторе. При этом оптимизация финансовых и материальных ресурсов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций, направляемых на решение проблем пожарной безопасности, не будет достаточно эффективной.

В рамках инерционного сценария предполагается, что силы и средства Государственной противопожарной службы будут наращиваться на 2 - 3 процента в год от уровня 2011 года. Темп реконструкции и строительства пожарных депо и замена выработавшей ресурс техники прогнозируются на уровне 1-1,5 процента.

Несмотря на результаты, достигнутые на текущий момент времени, научные исследования и разработка образцов новой пожарной техники и вооружения будут осуществляться на устаревшей научной экспериментальной базе, что не позволит создавать образцы технических изделий, которые отвечали бы современным требованиям. Особенно это относится к разработкам в области робототехнических средств, средств мониторинга, снаряжения пожарных и спасателей, медицинского оборудования, средств и приемов оказания первой помощи пострадавшим в результате пожаров.

При инерционном сценарии действующие расходные обязательства Российской Федерации, а также расходные обязательства субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения пожарной безопасности будут сформированы за счет финансирования текущей деятельности уполномоченных органов исполнительной власти.

18

При инерционном сценарии показатели обстановки с пожарами к 2017 году будут возрастать:

количество пожаров прогнозируется на уровне 203 тыс. пожаров

в год;

число погибших составит более 17 тыс. человек; число получивших травмы при пожаре составит более 19 тыс. человек.

В этом случае параметры пожарных рисков к 2017 году прогнозируются на уровне следующих значений: частота пожаров -1,42; индивидуальный риск -1,2-1 O'4.

Сохранится тенденция роста ущерба от пожаров. Так, экономический ущерб от пожаров в 2011 году составил 59,2 млрд, рублей. Без принятия эффективных мер по обеспечению пожарной безопасности в стране прогнозируемый к 2017 году экономический ущерб составит более 74,2 млрд, рублей. Это окажет негативное влияние на развитие экономики России и будет сдерживать ее социально-экономическое развитие. При этом число спасенных при пожарах людей будет составлять 90 - 93 тыс. человек. В 2011 году этот показатель составлял 86,5 тыс. человек.

При инерционном сценарии основными недостатками в обеспечении пожарной безопасности по-прежнему будут являться:

отсутствие единой системы планирования и использования инвестиций на цели пожарной безопасности;

отсутствие системного планирования действий и использования ресурсов развития системы пожарной безопасности;

длительный период времени, который потребуется для достижения уровня пожарных рисков, соответствующего их уровню в развитых странах мира;

наличие проблем в области межведомственной и межрегиональной координации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, особенно при возникновении природных пожаров;

снижение числа пострадавших при пожарах, которым смогут оказать первую помощь.

Необходимо учитывать вопросы развития добровольчества в области обеспечения пожарной безопасности в связи с принятием Федерального закона "О добровольной пожарной охране".

При инерционном сценарии формирование инфраструктуры и техническая оснащенность подразделений добровольной пожарной охраны, а также материальное стимулирование и личное страхование

19

добровольных пожарных в регионах России зависят от материальных и финансовых возможностей субъектов Российской Федерации.

Наиболее остро стоит вопрос организации тушения пожаров в сельских муниципальных образованиях. Одним из способов решения этих вопросов является организация добровольной пожарной охраны.

Отечественный и международный опыт показывает, что привлечение граждан к деятельности в области обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов и организаций оказывает существенное влияние на оперативную обстановку с пожарами в стране и деятельность Государственной противопожарной службы. Во-первых, расширяется круг лиц, участвующих в этом процессе, что позволяет органам управления профессиональной пожарной охраны оптимизировать свои ресурсы. Во-вторых, подразделения и органы управления профессиональной пожарной охраны получают дополнительный источник информации о противопожарном состоянии населенных пунктов и объектов национальной экономики.

Статистика свидетельствует, что до 90-х годов прошлого века силами добровольцев ликвидировалось до 15 процентов пожаров. Деятельность добровольцев по профилактике и тушению пожаров с 1990 по 2000 год резко сократилась. Это связано с процессом распада добровольной пожарной охраны. По данным статистики, с 1995 по 2008 год количество подразделений добровольной пожарной охраны уменьшилось почти в 3 раза (1995 год - 40172 подразделения, 2008 год -13765 подразделений). Значительно сократились ресурсы добровольной пожарной охраны. Так, количество пожарных депо уменьшилось в 6,8 раза (1995 год - 21016 пожарных депо, 2008 год - 3050 пожарных депо), количество пожарной техники - в 7,5 раза (1995 год - 67899 единиц, 2008 год - 9006 единиц). Эти негативные тенденции сказались на показателях оперативной работы добровольной пожарной охраны. Так, количество выездов на тушение пожаров уменьшилось в 4 раза (1995 год -38894 выезда, 2008 год - 9356 выездов), количество потушенных пожаров -в 10 раз (1995 год - 25314 случаев, 2008 год - 2454 случая). Почти в 4,6 раза сократилось количество спасенных при пожарах людей (1995 год -2138 человек, 2008 год - 462 человека).

Сейчас на территории Российской Федерации имеется 12661 подразделение добровольной пожарной охраны общей численностью 70110 человек. На вооружении у них находится около 5737 единиц пожарной техники и около 6224 единиц приспособленной техники. Этих ресурсов недостаточно. По оценкам, для эффективного

2

страны, включая разработку и реализацию практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов, а также создание системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности.

Пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны. Высокий уровень пожарной безопасности является неотъемлемой составляющей высокого уровня социально-экономического развития Российской Федерации. Пожары наносят значительный материальный ущерб во всех отраслях народного хозяйства, приводят к травматизму и гибели людей.

В Российской Федерации в 2011 году зафиксировано 168,2 тыс. пожаров, в результате которых погибли 11963 человека, травмировано 12425 человек, общие потери составили более 100 млрд, рублей (прямой материальный ущерб составил 16,9 млрд, рублей). Огнем было уничтожено более 1,8 млн. кв. метров жилья. По-прежнему большая доля пожаров приходится на жилой сектор (71 процент). Подразделениями пожарной охраны спасено более 86,5 тыс. человек и материальных ценностей на сумму свыше 43,6 млрд, рублей.

Наиболее важными и очевидными проблемами пожарной безопасности, подлежащими разрешению, остаются эффективность действий подразделений пожарной охраны различных видов, эффективность превентивных противопожарных мероприятий и мер, принимаемых гражданами и собственниками для охраны имущества от пожара.

Правильная и своевременная работа пожарных подразделений и надзорных органов должна иметь важный социально-экономический эффект в виде добровольного и всестороннего соблюдения правил пожарной безопасности как лично гражданами, так и предприятиями, учреждениями и организациями в рамках служебной или общественной деятельности.

Однако, несмотря на достигнутые успехи, продолжает оставаться нерешенным ряд проблем в области пожарной безопасности.

В период аномальных климатических явлений и с возникновением в этой связи крупных лесных и ландшафтных пожаров создаются предпосылки перехода такого рода пожаров на населенные пункты и объекты экономики, что может привести к значительным людским и материальным потерям. Так, в июле - августе 2010 г. из-за аномальной жары и отсутствия осадков в европейской части Российской Федерации возникла сложная пожарная обстановка, количество и площадь природных

20

тушения пожаров добровольцами их численность необходимо довести до 700 - 800 тыс. человек. Это связано с тем, что в настоящее время в Российской Федерации в более чем 57 тыс. населенных пунктов с общей численностью населения свыше 38,2 млн. человек не обеспечивается нормативное значение времени прибытия на место пожара первого подразделения Государственной противопожарной службы.

В связи с этим необходимо разработать и внедрить технические и организационные мероприятия по эффективному формированию инфраструктуры добровольной пожарной охраны. Без государственной поддержки, реализуемой путем выполнения мероприятий Программы до 2017 года, разработка организационно-методического обеспечения деятельности добровольной пожарной охраны, а также развитие ее ресурсного обеспечения будут осуществляться несистемно.

V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Решение проблемы снижения пожарных рисков в Российской Федерации может быть обеспечено с применением разных вариантов с различными объемами финансирования.

При первом варианте определяются основные цели Программы до 2017 года по решению намеченного комплекса проблем обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Проблема снижения пожарных рисков будет решаться путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации Программы до 2017 года. Принятие этого варианта предполагает обеспечение    пожарной

безопасности на всей территории Российской Федерации. При этом подразделения пожарной охраны должны быть созданы и оснащены современными средствами    пожаротушения согласно    принятым

нормативам.

Планируется повсеместное применение технологий и технических средств обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов, объектов экономики и социально значимых объектов с массовым пребыванием людей.

При реализации первого варианта прогнозируется снижение пожарных рисков, что обеспечит уменьшение негативного влияния последствий пожаров на развитие отраслей экономики и показатели социально-экономического развития Российской Федерации.

3

пожаров возрастали угрожающими темпами, при этом в Центральном и Приволжском федеральных округах в этот период ежедневно возникало до 300 пожаров, а в иные дни и до 400. Имевшиеся в подразделениях пожарной охраны техника и оборудование не позволяли достаточно эффективно бороться с огненной стихией природного характера.

В целях обеспечения пожарной безопасности при аномальных климатических явлениях и возникновении в связи с этим крупных лесных и ландшафтных пожаров предлагается:

разработать и принять на вооружение новые современные образцы пожарной техники и технологий тушения природных пожаров, экипировки и снаряжения людей, осуществляющих тушение природных пожаров;

внедрить современные маневренные робототехнические комплексы, способные работать в условиях крупных лесных и ландшафтных пожаров;

разработать и внедрить новые системы мониторинга пожарной обстановки, а также средства оказания помощи пострадавшим в результате пожаров.

Эффективное использование новых образцов пожарно-спасательной техники невозможно без соответствующей подготовки пожарных и спасателей, приобретения ими необходимых профессиональных навыков. Поэтому необходимо развитие и внедрение многофункциональных тренинговых комплексов для профессиональных пожарных, спасателей и добровольцев.

Решение проблемы обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов и объектов экономики, расположенных вне нормативного радиуса выезда существующих пожарных частей, особенно в сельских и труднодоступных районах, также является важной задачей. Для ее решения можно использовать комплекс правовых, организационных и технических мероприятий, в частности создать институт добровольчества, разработать мероприятия по профилактике пожаров среди населения, а также по обучению населения мерам пожарной безопасности и др.

Актуальность направления по разработке и внедрению технических и организационных мероприятий по эффективному формированию инфраструктуры добровольной пожарной охраны, культуры пожаробезопасного поведения населения обусловлена необходимостью системного подхода к решению задач в области обеспечения пожарной безопасности, который позволяет упорядочить общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов общества и его граждан. При этом элементами системы организационного управления являются взаимодействующие между собой органы государственной власти, органы

4

местного самоуправления, органы, уполномоченные на решение задач в области обеспечения пожарной безопасности, органы управления в области образования и науки, учреждения, непосредственно осуществляющие обучение, организации и граждане.

В настоящее время в Российской Федерации более 57 тыс. населенных пунктов с общей численностью населения свыше 38,2 млн. человек расположены вне нормативного значения времени прибытия первого подразделения Государственной противопожарной службы. Наиболее остро стоит вопрос организации тушения пожаров в сельских муниципальных образованиях. Одним из способов решения этих вопросов является организация добровольной пожарной охраны. Федеральным законом "О добровольной пожарной охране" законодательно определен современный подход к определению понятия и сути добровольной пожарной охраны, который во многом не совпадает с ранее существовавшим подходом и содержит ряд принципиальных новаций. Для реализации норм Федерального закона "О добровольной пожарной охране" необходимо разработать нормативные правовые акты, в которых нормы закона найдут свою детализацию и конкретизацию.

В последнее время Россия достигла значительных успехов на международном уровне, к которым необходимо отнести проведение предстоящих Олимпийских игр в 2014 году в г. Сочи и чемпионата мира по футболу в 2018 году. Проведение крупных международных спортивных мероприятий потребует масштабного строительства объектов с массовым пребыванием людей и транспортной инфраструктуры. В целях обеспечения пожарной безопасности таких уникальных и технически сложных объектов необходимо внедрение современных методов оценки пожарной опасности новых строительных материалов и веществ, огнестойких строительных конструкций и инженерного оборудования зданий и сооружений. Необходима реализация инновационных технологий, технических решений и схем противопожарной защиты объектов и территорий, включая разработку новых средств обнаружения и тушения пожаров, а также управления эвакуацией людей.

Использование в современном строительстве новых материалов, конструкций и сложных архитектурно-строительных решений требует разработки и внедрения в практику надзорных органов новых инструментальных методов контроля за состоянием систем противопожарной защиты, включая экспресс-методы оценки качества огнезащитных покрытий, методы идентификации строительных и

5

отделочных материалов, методы измерений параметров систем противодымной защиты и др.

Современные тенденции экономической интеграции России и стран Европы, вступление во Всемирную торговую организацию и другие инициативы по развитию международного сотрудничества диктуют необходимость единого нормативно-технического регулирования, в том числе в области пожарной безопасности. При разработке Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" были заложены основы гармонизации российских норм с европейскими. В развитие этого Федерального закона принято 13 сводов правил и 236 национальных стандартов. Вместе с тем проблемы применения международных стандартов и гармонизации национальных стандартов связаны с необходимостью развития и отработки новых методов испытаний продукции, а также создания соответствующей научно-экспериментальной базы, в первую очередь в научно-исследовательских учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Развитие в России европейских подходов противопожарного нормирования в строительстве с использованием механизмов оценки пожарного риска потребует дальнейшего совершенствования методов расчета пожарных рисков для различных объектов, в том числе с массовым пребыванием людей. При этом для обоснования математических моделей и расчетных параметров необходимо проведение комплексных теоретических и экспериментальных исследований процессов горения, распространения опасных факторов пожара, поведения людей при пожаре и др.

Совершенствование научно-экспериментальной и учебноматериальной базы горноспасательных подразделений направлено на решение задач, связанных с разработкой методов и способов предотвращения и ликвидации подземных пожаров и взрывов, сопровождением аварийно-спасательных работ, разработкой горноспасательного оборудования и средств защиты, а также с модернизацией и адаптацией пожарно-спасательной техники и оборудования для использования в подземных условиях.

Весьма важным направлением для экономики Российской Федерации является добыча, хранение, транспортировка и переработка углеводородного сырья. В последнее время в стране активно внедряются инновационные технологии в этой области. В связи с этим возникает

6

потребность в разработке и внедрении современных мер обеспечения пожарной безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в целях реализации инновационных технологий, в том числе в труднодоступных районах и при низких температурах.

Таким образом, основной целью обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации является качественное повышение уровня защищенности населения и объектов экономики от пожаров. Ключевые мероприятия, планируемые в рамках выполнения федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года" (далее - Программа до 2017 года), будут направлены на снижение пожарных рисков в целях сокращения числа погибших и травмированных при пожарах людей, а также снижения количества пожаров, увеличения числа спасенных при пожарах людей и уменьшение количества населенных пунктов, в которых не обеспечивается требуемый уровень пожарной безопасности.

II. Предварительный анализ итогов реализации Программы до 2012 года

Предварительный анализ итогов реализации федеральной целевой программы "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" (далее - Программа до 2012 года) показывает, что благодаря внедрению методов программно-целевого планирования в области пожарной безопасности в 2006 - 2011 годах количество пожаров уменьшилось на 23,7 процента, число погибших при них людей - на 30,6 процента, число травмированных - на 8,3 процента.

Программа до 2012 года была ориентирована на снижение пожарных рисков, которые характеризуются частотой пожаров (количество пожаров в год в расчете на 1 тыс. человек населения) и индивидуальных пожарных рисков (количество пострадавших при пожарах людей в год в расчете на численность населения), а также удельной величиной ущерба от пожаров (размер ущерба в расчете на 1 пожар).

На 2006 год базовые параметры пожарных рисков имели следующие значения:

частота пожаров -1,48;

индивидуальный риск -11,6*10'5;

удельная величина ущерба - 412,8 тыс. рублей.

За период реализации Программы до 2012 года показатели пожарных рисков снизились и в 2011 году составили следующие значения: частота пожаров -1,18;

7

индивидуальный риск - 8,4-10'5;

удельная величина ущерба - 59,2 тыс. рублей.

Известно, что фактор времени оказывает решающее влияние на процесс развития пожара и причиняемый им социальный и материальный ущерб. Статистика свидетельствует, что 98 процентов общего числа погибших приходится на начальный период развития пожаров. Поэтому реализация мероприятий по своевременному и оперативному прибытию пожарных подразделений к месту пожара являлась одной из приоритетных задач Программы до 2012 года. Также важной задачей Программы до 2012 года была разработка для пожарных подразделений новых видов пожарной техники и пожарно-технического вооружения, необходимых для эффективного тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ. В последние годы типаж эксплуатируемых подразделениями пожарной охраны основных и специальных пожарных автомобилей пополнился новыми образцами - автомобилями первой помощи, порошкового и комбинированного тушения, пожарно-спасательными, дымоудаления и др.

В рамках выполнения Программы до 2012 года запланировано освоить за счет всех источников финансирования более 195,9 млрд, рублей, в том числе на капитальные вложения - 102,38 млрд, рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 5,67 млрд, рублей, прочие нужды - 87,85 млрд, рублей.

В целях обеспечения реализации положений статьи 76 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" по нормированию времени прибытия пожарных подразделений запланировано построить в рамках выполнения Программы до 2012 года 148 пожарных депо и реконструировать 79 пожарных депо, а также построить 43 пожарных депо и реконструировать 56 пожарных депо для обеспечения пожарной безопасности критически важных для безопасности Российской Федерации объектов.

Вместе с тем решение проблемы обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов Российской Федерации, критически важных объектов, закрытых административно-территориальных образований, дислоцированных вне нормативной области обслуживания существующими пожарными частями, особенно в труднодоступных районах, является важной задачей. В связи с этим в 2013 - 2017 годах планируются строительство 61 пожарного депо и реконструкция 163 пожарных депо. Перечень объектов определен исходя из анализа потенциально опасных для населения объектов и территорий субъектов

8

Российской Федерации. Кроме того, приоритетными являются пожарные депо, предназначенные для реконструкции.

Выполнение мероприятий Программы до 2012 года предусматривает позитивные изменения в деятельности системы специальных экспертных учреждений федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория". В период реализации Программы запланировано построить и реконструировать 26 зданий специальных экспертных учреждений федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" и 2 учебно-методических центра повышения квалификации и переподготовки инспекторского состава государственного пожарного надзора. Это позволит улучшить такие показатели, как количество проведенных судебных экспертиз, заключений специалиста (по исследованию пожара) и исследованных объектов, изъятых с мест пожаров. Для качественного роста экспертного потенциала системы специальных экспертных учреждений федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" необходимо дооснастить их приборами и оборудованием, построить или реконструировать здания, которые позволили бы размещать современные приборы и оборудование, а также создать нормальные условия для работы сотрудников учреждений. Решение указанных вопросов планируется при реализации мероприятий в 2013 -2017 годах. Это позволит к концу 2017 года увеличить количество экспертиз на 100 процентов по сравнению с показателями 2011 года (с 6256 до 12512 экспертиз) и осуществить двукратное увеличение количества исследований объектов, изъятых с мест пожаров, и объектов, подлежащих проверкам в ходе мероприятий по контролю (с 34228 до 68456 единиц), с подготовкой соответствующих заключений.

В рамках мероприятий Программы до 2012 года запланировано осуществить строительство, реконструкцию и переоснащение объектов учебно-лабораторной базы образовательных учреждений, учебнотренировочной базы, казарменно-жилищной зоны и объектов хозяйственно-бытовой зоны обеспечения образовательного процесса, что позволит:

довести количество специалистов пожарной безопасности с высшим профессиональным образованием на соответствующих должностях федеральной противопожарной службы до 36 процентов;

довести количество сотрудников и специалистов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, своевременно прошедших переподготовку и повышение квалификации, в том числе руководящий состав - до 27 процентов, государственные служащие -

9

до 16,8 процента, сотрудники и специалисты территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и организаций - до 18 процентов;

довести количество построенных, реконструированных и отремонтированных объектов материально-технической базы системы образовательных учреждений высшего профессионального образования до 68 процентов и количество объектов материально-технической базы учебных центров федеральной противопожарной службы до 25 процентов;

оснастить образовательные учреждения дополнительного профессионального образования современными образцами пожарной техники, вооружения и снаряжения на 30 процентов;

значительно расширить перечень программ дополнительного профессионального образования (пожарный, пожарный-спасатель, водитель машин со специальными сигналами, водитель автолестниц);

осуществить переход на современный уровень организации образовательного процесса и внедрить в образовательный процесс современные образовательные, информационно-коммуникационные и инновационные технологии.

Выполнение этих мероприятий позволит создать основу для построения эффективной, рационально распределенной по территории Российской Федерации системы подготовки кадров, которая будет отвечать принципам непрерывности, последовательности и востребованности образования в области обеспечения пожарной безопасности. Финансирование образовательных учреждений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в рамках Программы до 2017 года позволит обеспечить:

дальнейшее развитие базы практической подготовки обучаемых, создание учебно-тренировочных комплексов, оснащенных современными тренажерами в высших учебных заведениях, и доведение количества объектов материально-технической базы системы образовательных учреждений высшего профессионального образования, отвечающих современным требованиям, до 82 процентов;

продолжение строительства и реконструкции объектов 26 учебных центров федеральной противопожарной службы (учебно-лабораторной базы, общежитий, комплексов практической подготовки) и доведение количества объектов материально-технической базы учебных центров, отвечающих современным требованиям, до 60 процентов;