Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Нормы выработки Дополнения предназначены для применения на предприятиях горнодобывающей промышленности независимо от их ведомственной подчиненности
Общая часть
Нормативная часть
1. Погрузка горной массы в автосамосвалы
1.1 Организация труда
1.2 Содержание работы
1.3 Численный и профессиональный состав экипажа экскаватора
1.4 Факторы, учтенные нормами выработки на погрузку горной массы
2. Транспортирование горной массы автосамосвалами
2.1 Организация труда
2.2 Содержание работы
2.3 Численный и профессиональный состав экипажа экскаватора
2.4 Факторы, учтенные нормами выработки на погрузку горной массы
3. Поправочные коэффициенты к нормам выработки на погрузку и транспортирование горной массы
Приложение 1. Методика расчета норм выработки
Приложение 2. Нормативы времени на погрузку и транспортирование горной массы
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Дополняет: | Дополнение к единым нормам выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности. Экскавация и транспортирование горной массы автосамосвалами |
29.12.1990 | Утвержден | Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам | 463 |
---|
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
К ЕДИНЫМ НОРМАМ ВЫРАБОТКИ НА ОТКРЫТЫЕ ГОРНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Часть IV; а.
Экскавация и транспортирование горной массы автосамосвалами
Москва 1990
ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
Утверждено Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам Постановление № 463 от 29 декабря 1990 г.
К ЕДИНЫМ НОРМАМ ВЫРАБОТКИ НА ОТКРЫТЫЕ ГОРНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Часть IV
Экскавация и транспортирование горной массы автосамосвалами
Москва 1990
10
За вахтенный журнал несет ответственность машинист экскаватора. Правильность ведения записей в вахтенном журнале контролируют лица участкового надзора.
В кабине экскаватора должен находиться экземпляр инструкционно-технологической карты, в которой предусматривается прогрессивная организация труда с учетом передового опыта, эффективное использование оборудования, безопасное ведение работ.
1.2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Прием и сдача экскаватора с опробованием на ходу. Подноска запасных частей. Регулирование ходовых механизмов, наблюдение за контрольно-измерительными приборами, а также прочностью канатов, блоков и креплением двигателей и тормозных устройств. Устранение мелких неисправностей механической и электрической части экскаватора во время смены, смазка узлов. Подготовка забоя с перемещением негабарита. Погрузка горной массы. Управление экскаватором при передвижении и маневрах в процессе работы, перемещение кабеля, подключение и переключение силового кабеля, заземление экскаватора и систематическая проверка состояния заземления с устранением неисправностей последних. Очистка ковша и ходовой части экскаватора от намерзшей и налипшей породы; железнодорожного пути в пределах рабочего места. Отгон экскаватора в безопасное место перед взрывными работами и возвращение его в забой после взрывных работ.
II
1.3 ЧИСЛЕННЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ ЭКИПАЖА ЭКСКАВАТОРА
Наименование
профессии
Численность рабочих по моделям экскаваторов чел.
I
ЭКГ-4у; ЭВГ-4м; ЭКГ-4,6;ЭКГ-5А; ЭКГ-5у; ЭКГ-8; ЭКГ-6,Зу;
ЭКГ-6,Ъуе ; ЭКГ-8И; ЭКГ-10; ЭКГ-Юус; PH-2300; 20IM-CC
ЭКГ-12,5; ЭКГ-15ХЛ; ЭКГ-20А; 204М-СС
Машинист экскаватора I I
Помощник машиниста I 2
экскаватора
Итого: 2 3
Примечание. Разряд работ определяется в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, тарифные ставки и расценки - с действующими положениями об оплате труда.
1.4. ФАКТОРЫ, УЧТЕННЫЕ НОРМАМИ ВЫРАБОТКИ НА ПОГРУЗКУ ГОРНОЙ МАССЫ
Тип и модель экскаватора.Геометрическая вместимость ковша экскаватора. Категория лорид по трудности экскавации.Марка экскаватора. Грузоподъемность автосамосвала.Тип забоя.
Норны выработки на погрузку горной нассы в автосамосвалы во Фронтальном забое, куб.м горной нассы в массиве
Модель SГруso— !Вмести-! !
автосамо- Sпод' ем—!мость ! Категория пород по трудности экскавации!Но-
свала ! ность, т! кузова, !--------------------------------------* мер
! ! куб.м ! Г ! II ! III ! IV ! V !
ЭКСКАВАТОРЫ ЭКГ-4У и ЭВГ-4М С ВМЕСТИМОСТЬ» КОВША 4.0 куб. м | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Модель ГГрузо- .'Внести-! *
автосамо-!под'ем-*мость iКатегория пород по трудности экскавации!Но-
свала !ность,т!куаова, !---------------------------------------* мер
! ! куб.и ! I ! II ! Ill ! IV ! V !
ЭКСКАВАТОРЫ ЭКГ-5А С ВМЕСТИМОСТЬ» КОВША 5.0 куб. н | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Продолжение таблицы J
Модель (Груао- (Внести-! 1 автосамо-^под* ем- !мость (Категория пород по трудности экскавации (Но— | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Модель SГрузо- «Вмести-* '
автосамо— !под*ем—!мость !Категория пород по трудности экскавации Жо-
свала Iность,т!кузова, I---------------------------------------1мер
: ' куб.м : I ! II i III : IV S V !
ЭКСКАВАТОРЫ ЭКГ—6У С ВМЕСТИМОСТЬЮ КОВША 6.3 куб. м
БелАЗ—7509 |
75.0 |
35.0 |
3202 |
2736 |
2088 |
1754 |
85 | |
БелАЗ-7509 |
75.0 |
40.5 |
3126 |
2667 |
2060 |
1754 |
86 | |
БелАЗ-7549 |
80.0 |
35.0 |
3202 |
2736 |
2088 |
1695 |
87 | |
БелАЗ-75191 |
100.0 |
О » * |
3111 |
2649 |
2168 |
1772 |
88 | |
БелАЗ-75199 |
105.0 |
82.0 |
3217 |
2864 |
2202 |
1746 |
89 | |
БелАЗ-7519 |
110.0 |
41.0 |
3111 |
2649 |
2168 |
1772 |
90 | |
БелАЗ-7521 |
180.0 |
70.0 |
3359 |
2849 |
2216 |
1839 |
91 | |
БелАЗ-7521 |
180.0 |
85.0 |
3449 |
2923 |
2236 |
1815 |
92 | |
Б^л АЗ-75211 |
170.0 |
70.0 |
3359 |
2849 |
2216 |
1839 |
93 | |
БелАЗ-75211 |
156.0 |
70.0 |
3359 |
2849 |
2216 |
1839 |
94 | |
БелАЗ-75211 |
135.0 |
70.0 |
3359 |
2849 |
2216 |
1800 |
95 | |
HD—1200 |
120.0 |
46.0 |
3235 |
2750 |
2175 |
1792 |
96 | |
Юклид R-170 |
154.0 |
86.4 |
3360 |
2848 |
2233 |
1813 |
97 | |
М-120-17 |
109.0 |
53.0 |
3236 |
2755 |
2157 |
1769 |
98 | |
ЭКСКАВАТОРЫ ЭКГ- |
-ВИ С ВМЕСТИМОСТЬЮ КОВША |
СО в О |
куб. м | |||||
БелАЗ-7509 |
75.0 |
35.0 |
4756 |
4056 |
3539 |
2774 |
2410 |
99 |
БелАЗ-7509 |
75.0 |
40.5 |
5231 |
4461 |
3415 |
2774 |
2410 |
100 |
БелАЗ-7549 |
80.0 |
35.0 |
4756 |
4056 |
3539 |
2835 |
2570 |
Ю1 |
БелАЗ-75191 |
100.0 |
41.0 |
5106 |
4341 |
3560 |
2879 |
2570 |
102 |
БелАЗ-75199 |
105.0 |
82.0 |
5566 |
4552 |
3659 |
2917 |
2529 |
103 |
БелАЗ-7519 |
110.0 |
41.0 |
5106 |
4341 |
3560 |
2879 |
2650 |
104 |
БелАЗ-7521 |
180.0 |
70.0 |
5634 |
4755 |
3805 |
3013 |
2667 |
105 |
БелАЗ-7521 |
180.0 |
85.0 |
5656 |
4763 |
3846 |
3072 |
2667 |
106 |
БелАЗ-75211 |
170.0 |
70.0 |
5634 |
4755 |
3805 |
3013 |
2729 |
107 |
БелАЗ-75211 |
156.0 |
70.0 |
5634 |
4755 |
3805 |
3013 |
2732 |
108 |
БелАЗ-75211 |
135.0 |
70.0 |
5634 |
4755 |
3805 |
3003 |
2601 |
109 |
(417-1200 |
120.0 |
46.0 |
5421 |
4593 |
3614 |
2947 |
2569 |
110 |
Юклид R-170 |
154.0 |
86.4 |
5743 |
4842 |
3760 |
3059 |
2697 |
111 |
М-120—17 |
109.0 |
53.0 |
5269 |
4474 |
3678 |
2833 |
2626 |
112 |
I
Продолхение таблицы
Модель Грузе- SВмести-: автосамо-'под'ем-'мость 'Категория пород по трудности экскавацииSНо— | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Продолжение таблицы I
Модель !Груао- :Внести-! !
автосамо-1под*ен-!мость !Категория пород по трудности экскавации!Но-
свала !ность,тI кузова, !------------------------------- «мер
! ! куб.м ! I ! II ! Ill ! IV ! V !
ЭКСКАВАТОРЫ ЭКГ— 1ОУС С ВМЕСТИМОСТЬ» КОВША 10.0 куб. м
БелАЗ-7509 |
75.0 |
35.0 |
5248 |
4550 |
3687 |
3105 |
2588 |
141 |
БелАЗ-7509 |
75.0 |
40.5 |
5302 |
4588 |
3739 |
3105 |
2588 |
142 |
БелАЗ-7549 |
80.0 |
35.0 |
5248 |
4550 |
3687 |
2924 |
2761 |
143 |
БелАЗ-75191 |
100.0 |
41.0 |
5426 |
4688 |
3839 |
3074 |
2854 |
144 |
БелАЗ-75199 |
105.0 |
82.0 |
5619 |
4960 |
3769 |
3238 |
2758 |
145 |
БелАЗ-7519 |
110.0 |
41.0 |
5426 |
4688 |
3839 |
3074 |
2676 |
146 |
БелАЗ-7521 |
180.0 |
70.0 |
5773 |
4953 |
3953 |
3233 |
2888 |
147 |
БелАЗ-7521 |
180.0 |
85.0 |
6121 |
5246 |
4049 |
3326 |
2888 |
148 |
БелАЗ-75211 |
170.0 |
70.0 |
5773 |
4953 |
3953 |
3233 |
2867 |
149 |
БелАЗ-75211 |
156.0 |
70.0 |
5773 |
4953 |
3953 |
3233 |
2930 |
150 |
БелАЗ-75211 |
135.0 |
70.0 |
5773 |
4953 |
3953 |
3317 |
2862 |
151 |
HD-1200 |
120.0 |
46.0 |
5532 |
4762 |
3944 |
3190 |
2919 |
152 |
Юклид R-170 |
154.0 |
86.4 |
5786 |
4959 |
3988 |
3283 |
2893 |
153 |
М-120-17 |
109.0 |
53.0 |
5515 |
4757 |
3666 |
3145 |
2652 |
154 |
ЭКСКАВАТОРЫ ЭКГ- |
12.5 С |
ВМЕСТИМОСТЬЮ КОВША 10.0 |
куб. м | |||||
БелАЗ-7509 |
75.0 |
35.0 |
5626 |
4828 |
3877 |
3271 |
2746 |
155 |
БелАЗ-7509 |
75.0 |
40.5 |
5698 |
4878 |
3938 |
3271 |
2746 |
156 |
БелАЗ-7549 |
80.0 |
35.0 |
5626 |
4828 |
3877 |
3083 |
2929 |
157 |
БелАЗ-75191 |
100.0 |
41.0 |
5843 |
4992 |
4048 |
3249 |
3040 |
158 |
БелАЗ-75199 |
105.0 |
82.0 |
6087 |
5302 |
3986 |
3424 |
2942 |
159 |
БелАЗ-7519 |
110.0 |
41.0 |
5843 |
4992 |
4048 |
3249 |
2858 |
160 |
БелАЗ-7521 |
180.0 |
70.0 |
6272 |
5311 |
4189 |
3432 |
3101 |
161 |
БелАЗ-7521 |
180.0 |
85.0 |
6660 |
5631 |
4295 |
3534 |
3101 |
162 |
БелАЗ-75211 |
170.0 |
70.0 |
6272 |
5311 |
4189 |
3432 |
3077 |
163 |
БелАЗ-75211 |
156.0 |
70.0 |
6272 |
5311 |
4189 |
3432 |
3141 |
164 |
БелАЗ-75211 |
135.0 |
70.0 |
6272 |
5311 |
4189 |
3516 |
3063 |
165 |
Ы0-1200 |
120.0 |
46.0 |
5986 |
5090 |
4168 |
3379 |
3118 |
166 |
Юклид R-170 |
154.0 |
86.4 |
6295 |
5323 |
4229 |
3485 |
3101 |
167 |
М-120-17 |
109.0 |
53.0 |
5949 |
5073 |
3872 |
3327 |
2832 |
168 |
Продолхение таблицы j
Модель
автосамо-
свала
*Гр узо- \Вмести-1
_ . _ мп тгр удности экскавации«Но—
»под ем— Iмость .Категория пород по трудно»-'
--- — J ^|Qp
!ность,тI кузова------------------------
S ! куб.м S I S II *• III ! IV ! v !
ЭКСКАВАТОРЫ ЭКГ-12.5 С ВМЕСТИМОСТЬЮ КОВША 12.5 куб. м | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Продолжение таблицы I
Модель * Гр узо— * Вмести-i J
! куб.м ! I
автосамо- ! под' ем- I мость I Категория пород по тр удности экскавации * Но-свала !ность,т!кузова, J---------------------------------------'мер
II ! Ill ! IV i V
ЭКСКАВАТОРЫ PH—2300 и 201М-СС
|
|
Дополнение к Единым нормам выработки на открытие горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности. Часть 1У.
Зксказзция и транспортирование горной массы автосамосвалзми
Дополнение к Единым нормам выработки утверждено постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 25 декабря 1950г. Я! 463.
С введением в действие настоящего Дополнения не рекомендуется применять ранее действовавшее "Дополнение к Единым нормам выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности. Экскавация и транспортирование. Часть Д. Экскавация и транспортирование горкой массы автосэмосвалэми", изд.
1985 г.
Нормы выработки Дополнения предназначены для применения на предприятиях горнодобывающей промышленности независимо от их ведомственной подчиненности.
Нормы выработки разработаны Центральным бюро нормативов по труду Госкомтруда СССР и Кузбасским научно-исследовательским, проектным и внедренческим центром по организации труда Министерства угольной промышленности СССР при участии Государственного института горнохимического сырья (ГйГХС) Государственной агрохимической ассоциации,Государственного проектного и научно-исследовательского института Гипроникель Министерства металлургии СССР, нормативно-исследовательских организаций и предприятий Министерства металлургии СССР.Министерства угольной промышленности СССР,Государственной агрохимической ассоциации.
Таблица 2
Норны выработки на погрузку горной массы в автосамосвалы в тупиковом забое» куб.м горной массы в массиве
Модель 'Грузо- .Вмести-. •
автосамо-1под,ем-!мость категория пород по трудности экскавации IНо-
свала !ность,тJкузова, ---------------------------------------*иер
: ! куб.м : I : н : т i iv j v :
ЭКСКАВАТОРЫ ЭКГ-4У и ЭВГ-4М С ВМЕСТИМОСТЬЮ КОВША 4.0 куб. м | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Дополнение к Единым нормам выработки на открытые горные работы для предприятий горнодобывающей промышленности на погрузку горной массы одноковшовыми экскаваторами и транспортирование ее автосамосвалами предназначено для применения на предприятиях по разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом.
2. Нормы разработаны на:
- погрузку горной массы экскаваторами типа прямая лопата с геометрической вместимостью ковша от 4 до 20 м^ (ЗКГ-4у;
ЭЗГ-4М; ЗКГ-4,6; ЭКГ-5А; ЗКГ-5У; ЭКГ-8; ЗКГ-6.3У; ЗКГ-6,Зуе; ЗКГ-8И; ЭКГ-10; ЗКГ-Юус.; ЗКГ-12,5; ЗКГ-15ХЛ; PH-2300; 20IM-CC; ЗКГ-20А; 204М-СС);
- транспортирование горной массы автосэмосвалами БелаЗ-7509, БелАЗ-7549,БелАЗ-75191,БелАЗ-75199, БелАЗ-7521,БелАЗ-75211,
Комацу НД-1200,л)клид В-170,M-I2C-I7. Для автосамосвЕлс-в БелАЗ-75211 кормы разработаны при грузоподъемности:
170 т - при установке 6 шин импортного производства;
156 т - при применении шасси № 118 и установке на переднюю ось шин импортного производства;
135 т - при устаяовке 6 шин отечественного производства.
3. В основу разработки норм выработки положены следующие данные: фотохронометражные наблюдения, технические характеристики оборудования, технические расчеты, действующие Типовые проекты организации рабочих мест на экскаваторных работах и транспортировании горной массы автосамосвзлами, результаты анализа организации труда и мероприятий по ее совершенствованию.
4. Единые нормы установлены на рабочую смену продолжительностью 8 ч. при 41-часовой рабочей неделе на экипаж, обслуживающий единицу оборудования (экскаватор, автосамосвал) в м^ горной массы в массиве с учетом соблюдения требований по безопасному ведению работ, предусмотренных в действующих Единых правилах безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом (М.: Недра, 1987).
5. Наименования профессий и разряды работ в настоящем сборнике указаны в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (выпуск 4, раздел "Общие профессии горных и горнокапитальных работ"), утвержденным постановлением Государственного комитета по труду и социальным вопросам
и Секретариата ВЦСПС от 17 июля 1985 г. й? 225/15-87 и Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 20 февраля 1984 г. № 58/3-102.
Если в дальнейшем будут вноситься изменения и дополнения в указанные справочники, то наименования профессий и разряды работ, приведенные в данном сборнике, должны соответственно изменяться.
6. Выполнение работ исполнителями, разряды (квалификации) которых не соответствуют тарифно-квалификационному и квалификационному справочникам, не может служить основанием для каких-либо изменений норн выработки.
7. Нормы выработки, приведенные в таблицах сборника, установлены для наиболее распространенных условий выполнения работ:
7.1. Высота уступа при погрузке одноковшовыми экскаваторами типа прямая лопата без применения взрывных работ принята равной максимальной высоте черпания соответствующих экскаваторов, а с при-
5
ме пени ем взрывных работ - более чем в 1,5 рззз выше высоты черпз-ния экскаваторов (при этом высота рззвала не превышает высоту черпания экскаватора).
7.2. Ширина заходки принята 1,5-1,7 радиуса черпания экскаватора на горизонте установки экскаваторз.
7.3. Влажность горной массы при погрузке и транспортировании - естественная.
7.4. Угол поворота стрелы экскаватора при погрузке горной массы от 105 до 135° (средний 120°) при максимальном использовании линейных параметров экскаватора.
7.5. Транспортирование горной массы автосамосвзлами производится по дорогам П группы (с твердым покрытием: булыжниковые, щебеночные, грэвийные и грунтовые улучшенные) при погрузке ее из фронтального забоя. Протяженность улучшенных дорог (дорог I группы) учитывается при определении приведенного расстояния.
8. При других условиях выполнения работ, а также при наличии Факторов, носящих непостоянный характер, следует применять поправочные коэффициенты, нэ которые умножаются- нормы выработки. При одновременном действии нескольких факторов, учитываемых поправочными коэффициентами, соответствующие коэффициенты перемножаются.
9. При производстве работ в период отрицательных температур и снижении вследствие этого производительности труда рабочих предприятия могут устанавливать понижающие коэффициенты к. нормам выработки настоящего сборника.
10. При одновременной погрузке или транспортировании пород различных категорий по трудности экскавации норма определяется как средневзвешенная величина из норм для соответствующих категорий пород по проценту соотношения этих пород, устанавливаемому геологомзркшейдерской службой.
6
11. До внедрения настоящих норм необходимо привести организационно-технические условия выполнения работ в соответствие с запроектированными в сборнике.
12. Если существующие организационно-технические услозия и расстояние транспортирования горной массы отличаются от принятых при расчете межотраслевых норм выработки, то предприятия могут устанавливать местные технически обоснованные нормы в соответствии с методикой их расчета.
13. При внедрении на предприятии более совершенных, чем это предусмотрено в межотраслевых кормах организации труда, техники и технологии работ, повышающих производительность труда рабочих, следует разрабатывать методами технического нормирования и вводить в установленном порядке местные нормы, соответствующие более высокой производительности труда.
14. При установлении нор выработки нэ предприятиях рекомендуется применять нормы выработки на соответствующие работы настоящего сборника взамен ранее действующих (кроме более прогрессивных) .
7
НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ I. ПОГРУЗКА ГОРНОЙ МАССЫ В АВТОСАМОСВАЛЫ I.I. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Организация труда на экскаваторных работах принята в соответствии с Типовыми проектами организации рабочих мест, которыми предусматриваются рациональный режим работы, обеспечивающий высокопроизводительное использование оборудования, передовой опыт, максимальную безопасность ведения работ, возможность облегчения условий труда и создания условий для выполнения технически обоснованных норм выработки.
Для обеспечения высокопроизводительной работы экскаваторов необходимо соблюдать следующие основные условия:
типы экскаваторов и их рабочие параметры должны соответствовать горно-техническим условиям и установленной мощности карьера и подбираться по признаку экономической целесообразности;
буровзрывные работы должны производиться с достаточным опережением, исключающим простои экскаваторов из-за отсутствия подготовленных забоев. При правильно произведенном взрыве максимальный размер основной массы кусков не должен превышать 2/3 наименьшего измерения ковша экскаватора;
при наличии негабаритов их следует убирать в сторону для последующего дробления или погрузки на бутовоз;
интервалы в подаче транспорта к экскаватору под погрузку должны быть сокращены до минимума в зависимости от расстояния транспортирования и принятой схемы подъезда к экскаватору;
состояние дорог и почвы забоя должно обеспечивать стоянку и подход транспорта к экскаватору без задержек и нормальное пе-
редвижвниб экскаватора, правильное расположение экскаватора в забое;
вспомогательные работы (очистка ходовой части экскаватора и пути в пределах рабочего места экскаватора, перемещение и подключение кабеля) должны максимально совмещаться по времени с обменом автосамосвалов;
при работе в ночное время должно быть обеспечено правильное и достаточное освещение забоя, отвала, дорог.
Производительность экскаватора зависит от коэффициента наполнения ковша и длительности цикла экскавации. Заполнение ковша должно производиться до отказа, ровно и без рывков, ритмично сочетая движение рабочего оборудования с движением корпуса экскаватора. Сокращение длительности цикла экскавации достигается за счет ускорения отдельных операций цикла и совмещения по времени некоторых из них. Сокращение затрат времени на заполнение ковша (черпание) производится за счет лучшей подготовки забоя и обеспечения оптимального развала взорванной породы. Для сокращения длительности поворота стрелы экскаватора экскаваций- необходимо производить при наименьшем среднем угле поворота экскаватора.
При работе экскаватора следует добиваться совмещения следующих операций
а) подъем груженого ковша совмещается с поворотом экскаватора к месту разгрузки; при повороте груженого ковша к месту разгрузки подъем его производится с таким расчетом, чтобы разгрузку можно было плавно произвести с хода; открывать днище ковша необходимо к моменту окончания поворота стрелы, после чего необходимо немедленно начинать обратный ход стрелы к забою;
б) поворот порожнего ковша к забою совмещается с его опуска-
нием, при этом поворот стрелы к звбою прекращается к моменту соприкосновения ковша с горной массой;
в) подача ковша на забой напорным механизмом начинается несколько раньше, чем ковш, опускаясь, ляжет на грунт, и точно в момент касания зубьями начинается подъем.
Показателем правильной работы машиниста является непрерывность движения рабочих органов экскаватора в отсутствии значительного ослабления и провисания канатов.
Экскаваторы обслуживаются экипажами, численный и профессиональный состав которых приводится в нормативной части.
При сдаче (приеме) смены даются исчерпывающие сведения о состоянии забоя и экскаватора за прошедшую смену, осматривается экскаватор, проверяется исправность его механизмов и электрооборудования, проводится профилактический ремонт экскаватора, его смазка и устранение неисправностей, а также приводится в безопасное состояние рабочее место экскаватора. Для проведения профилактического ремонта в течение смены должно максимально использоваться время технологических перерывов и простоев из-за атмосферных явлений (туман, сильный снегопад, гололед).
Для повышения ответственности за состояние и качество ремонта экскаватора узлы и агрегаты целесообразно закреплять за отдельными членами бригады, которые следят за их техническим состоянием и производят профилактический ремонт.
Для предупреждения и своевременного устранения технических неисправностей экскаватора необходимо вести вахтенный журнал. Это первичный документ, в котором ведется учет работы, простоев экскаватора, технических неисправностей и их устранения и продолжительности ремонта.