Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

35 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция распространяется на все подземные горные работы, за исключением угольных и сланцевых шахт

 Скачать PDF

Оглавление

I Общие требования

II Требования при эксплуатации машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС)

     1 Общие требования

     2 Вентиляция

     3 Обращение с горючими жидкостями

     4 Пункты обслуживания машин

     5 Дополнительные требования для машин с бензиновыми (карбюраторными) двигателями

     6 Правила регулирования и эксплуатации карбюраторных двигателей

III Требования для самоходного оборудования с электрическим приводом, используемого в комплексе с проходческо-добычными комбайнами

     1 Общие положения

     2 Прием и сдача смены

     3 Передвижение самоходных вагонов но выработкам

     4 Загрузка и разгрузка самоходного вагона

Приложение 1. Методика определения суммарного содержания окислов азота в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания

Приложение 2. Возможные неисправности, влияющие на эффективность работы нейтрализаторов бензиновых двигателей, и способы их устранения

 
Дата введения01.02.2020
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

20.06.1972УтвержденГосгортехнадзор
РазработанВНИИцветмет
ИзданИздательство Недра1973 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.


I.    Общие требования........... 3

II.    Требования при эксплуатации машин с двигателями

внутреннего сгорания (ДВС)........ 6

1.    Общие требования........... 6

2.    Вентиляция............. 9

3.    Обращение с горючими жидкостями......12

4.    Пункты обслуживания машин........15

5.    Дополнительные требования для машин с бензиновыми

(карбюраторными) двигателями.......21

6.    Правила регулирования и эксплуатации карбюраторных

двигателей.............21

III. Требования для самоходного оборудования с электрическим приводом, используемого в комплексе с проходческо-добычными комбайнами........25

1.    Общие положения...........25

2.    Прием и сдача смены..........26

3.    Передвижение самоходных вагонов по выработкам    27

Загрузка и разгрузка самоходного вагона.....28

Приложение 1.............29

Приложение 2.............33

ГОСГОРТЕХНАДЗОР СССР

Инструкция по безопасному применению самоходного (нерельсового) оборудования в подземных рудниках

Ответственный редактор Л. М. Чернявский Редактор издательства В. А. Волкова Технический редактор О. Ю. Т п е п с и о к Корректор Л. М. Кауфман

'•о в набор 2'IV 1973 г. Подписано в печать 22/V1II 1973 г. Формат 84X1087» га .N* 2. Печ. л. 1,0. Уел. п. л. 1,68. Уч-изд. л. 1.9). Тираж 6600 экз. Заказ Л? 563/4784-12. Пена 10 коп.

<атсльство «Недра», 103633. Москва, К-12. Третьяковский проезд. 1/19

'ковскля типография 32 «Союзполиграфпрома» при Государственном нтетс Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва. К-51. Цветной бульвар, д. 26.

25 м по длине выработки. Пиши должны устраиваться с одной стороны глубиной 0.7 м. шириной 1,2 м и высотой 1,8 м.

§ 27. В случае применения самоходного оборудования при системах разработки слоями с закладкой высота одного слоя в блоке допускается 5 м и при двухслойной выемке высота незаложенного пространства 7 м при условии обеспечения таких забоев оборудованием для безопасного осмотра, крепления и оборки кровли и боков.

2. Вентиляция

§ 28. В шахту, па участок и в отдельные выработки должен подаваться воздух в количестве, обеспечивающем разбавление до санитарных норм вредных веществ, поступающих в рудиичиую атмосферу от работающих машин с двигателями внутреннего сгорания и других одновременно действующих технологических процессов.

§ 29. В подземных условиях допускаются к применению двигатели, в выхлопных газах которых на любом допускаемом режиме концентрация вредных компонентов не превышает величин, указанных в табл. 1.

Таблица 1

Содержание

по объему, %

Наименование

до газо-

после газо-

очистки

оччетки

Окись углерода .............

0.2

0,08

Окислы азота п пересчете на NLO*.....

0,05

0,05

Альдегиды в пересчете на акролеин ....

0,001

II р и м с ч л и и я; I. Нормы на окислы азота установлены при условии, что их содержание в выхлопных газах определяется по методике (см. приложение I).

2. Данные для окислов азота устанавливаются но паспортным сведениям за-вода-изготовителя па каждую модификацию двигателя пли по стендовым иепмт-ииим предприятия.

§ 30. В выработки и па участки, где работают машины с ДВС, должен подаваться свежий воздух в количестве, обеспечивающем снижение концентрации вредных продуктов выхлопа в рудничной атмосфере до санитарных норм, но нс менее 5 м3/мин на 1 л. с. номинальной мощности дизельных двигателей и 6 м3/мнн номинальной мощности бензиновых двигателей.

§ 31. Все машины с дизельными ДВС должны быть оборудованы двухступенчатой системой очистки выхлоп-

пых газов (каталитической и жидкостной). Допускается в отдельных случаях па машинах с двигателями мощностью до 25 л. с. только одна ступень газоочистки.

На машинах, эксплуатируемых при отрицательных температурах, допускается установка только каталитических нейтрализаторов.

На машинах с бензиновыми двигателями должны устанавливаться каталитические нейтрализаторы.

§ 32. В период эксплуатации состав неразбавленных выхлопных газов каждого дизельного двигателя проверяется после газоочистки на холостом ходу не реже двух раз в месяц: на окись углерода и альдегиды, одного раза в месяц на окислы азота. При этом в выхлопных газах должно содержаться вредных веществ не более величин, указанных в § 29.

Машины, выделяющие вредные газы в больших концентрациях, должны быть сняты с эксплуатации. Анализ выхлопных газов должен быть произведен перед началом эксплуатации двигателя в подземных условиях, после каждого ремонта, регулировки двигателя или продолжительного (более двух недель) перерыва в работе и при заправке топливом новой марки.

В случае, когда выявлено содержание вредного вещества в выхлопных газах двигателя выше допустимого, повторно производится не менее трех замеров (каждая проба берется не менее чем через 1 мин после предыдущей) и учитывается среднее содержание вредного вещества по всем замерам.

Для проверки качества газоочистки определяется содержание окиси углерода в выхлопных газах до и после каталитического нейтрализатора не реже одного раза в месяц (замер производится при температуре за нейтрализатором не менее 250°С). Анализы на окислы азота необходимо производить по «Методике определения суммарного содержания окислов азота в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания» (см. приложение 1), на прочие газы — по методикам, принятым

вгеч.

§ 33. Состав рудничной атмосферы в основных местах работы машин с ДВС должен определяться на окись углерода и окислы азота (у кабины машиниста) не реже одного раза в месяц. В каждом пункте в период работы наибольшего количества машин отбирается не менее двух проб с перерывом 5 мин.

Ю

Среднее содержание вредных газов в воздухе по взятым пробам не должно превышать установленных санитарных норм.

Анализ состава воздуха в выработках должен производиться дополнительно в случае увеличения загазованности выработки за счет изменения схемы вентиляции или числа одновременно работающих дизельных машин в выработке. Места отбора проб устанавливаются согласно плану, утвержденному главным инженером шахты.

Замеры количества воздуха, поступающего в выработки, где работают ДВС, должны производиться не реже двух раз в месяц, а также после каждого изменения схемы вентиляции.

§ 34. В выработках машины нс должны двигаться по струе со скоростью, равной скорости воздуха. В выработках длиной более 500 м должны быть вывешены указатели скорости движения машин.

§ 35. Запрещается нахождение людей в местах, где в зоне дыхания людей концентрации токсичных продуктов выхлопа превышают санитарные нормы.

На каждом предприятии, использующем ДВС с учетом конкретных условий, должны быть определены допустимые расстояния безопасного нахождения людей от выхлопа двигателя и приняты меры, исключающие их нахождение в опасной зоне.

§ 36. На участках вентиляционной сети, где произошло нарушение схемы вентиляции, ДВС должны выключаться. Об остановке главных вентиляторов и других нарушениях схемы вентиляции должно быть сообщено на участки работ.

В случае загазования участка все работы должны быть прекращены до полного проветривания, а люди выведены па свежую струю воздуха.

§ 37. Гаражи, подземные склады горюче-смазочных материалов (ГСМ), места опробования и регулировки ДВС должны иметь обособленное проветривание с выдачей отработанного воздуха на исходящую струю.

Проветривание гаража и склада ГСМ должно обеспечивать состав воздуха, отвечающий санитарным нормам, но не менее чем четырехкратный обмен воздуха в течение часа.

§ 38. Па шахтах, опасных но газу или пыли, дизельное оборудование может применяться в соответствии с 2* 11

данной инструкцией только в выработках со свежей струей воздуха без заезда в очистные и тупиковые выработки.

3. Обращение с горючими жидкостями

§ 39. Вся тара, предназначенная для хранения и транспортирования горючих жидкостей (ГЖ), должна быть металлической и иметь металлические резьбовые пробки (для дизельного топлива, дизельной смазки и т. д.) или плотные крышки (для густых масел типа солидола). Крышки люков для замера уровня ГЖ в резервуарах должны иметь прокладки, гарантирующие исключение искрообразования при их закрытии. Установка измерительных стекол и пробных кранов на стенках резервуаров не допускается. Наполненная и порожняя тара из-под ГЖ должна быть постоянно закрыта.

II р и м с ч а и к с. Под горючей жидкостью понимается топливо, юрючпе смазочные материалы и тормозная жидкость, используемые при эксплуатации машин.

§ 40. Во избежание образования искр запрещается применять железные ломы и какие-либо ударные инструменты при перемещении или открывании сосудов с ГЖ. Для этих целей на складе должен иметься комплекс специальных инструментов из неискрящего материала.

При транспортировании, перекачивании и хранении ГЖ должны соблюдаться меры, исключающие возникновение пожара от статического электричества (заземление цистерн, трубопроводов и т. д.).

§ 41. Запрещается держать под землей порожнюю тару из-под ГЖ, а также использовать ее для посторонних целей. Общая емкость порожней тары иод землей, включая транспортные сосуды, не должна быть более необходимой для хранения ГЖ в количестве, равном шестисуточной потребности.

§ 42. Количество топлива в подземных складах шахты не должно превышать шестисуточного и смазочных материалов — двухнедельного запаса.

В период строительства шахты (или вскрытия нового горизонта на действующей шахте) до оборудования склада ГСМ разрешается доставлять ГЖ в выработки (па горизонт) в количестве, не превышающем необходимого для одноразовой заправки работающих машин

При этом ГЖ должна быть немедленно использована для заправки.

§ 43. На резервуарах для хранения и сосудах для перевозки ГЖ должны иметься надписи с указанием марки находящейся в них ГЖ. Запрещается завозить в подземные склады и хранить в них ГЖ неизвестных марок.

§ 44. Запрещается сливать ГЖ в водосточную канавку, на почву и стенки выработок.

На месте, где пролита ГЖ, и на расстоянии 10 м от него все работы должны быть прекращены до полного сбора и удаления ГЖ.

§ 45. Разлитая ГЖ должна убираться с помощью песка или других инертных материалов. Использованные материалы должны убираться в специальные металлические ящики с крышками и выдаваться на поверхность или в склад ГСМ.

§ 46. Обтирочные материалы (пакля, концы и т. п.) должны храниться в постоянных пунктах обслуживания машин в металлических плотно закрывающихся ящиках, не более 20 кг в каждом ящике.

§ 47. Запрещается в подземных выработках оставлять в местах, не предназначенных для постоянного хранения, тару для хранения и перевозки ГЖ (в том числе и порожнюю), оборудование с ДВС, заправленное топливом, обтирочные и другие материалы, пропитанные ГЖ.

Забойные малоподвижные машины (экскаваторы, каретки для оборки кровли и т. п.) на время, когда они не используются в забое, должны находиться в безопасном месте.

§ 48. Спуск ГЖ в шахту и транспортирование их до склада должны производиться в специально установленное время и осуществляться выделенными для этой работы людьми, ознакомленными с правилами обращения с ГЖ в подземных условиях.

Па пути движения сосудов с ГЖ применение открытого огня должно быть временно прекращено (на период, когда сосуды с ГЖ находятся на расстоянии менее 20 м от источника открытого огня).

§ 49. При транспортировании сосудов с ГЖ по стволам и наклонным выработкам загружать в клети (подъемники) одновременно какие-либо другие материалы запрещается.

Движение клетей, поездов и автомашин при транспортировании ГЖ должно быть плавным, без толчков.

§ 50. При перевозке ГЖ электровозами между электровозом и вагоном с ГЖ должно соблюдаться расстояние не менее 3 м путем установки жесткой сцепки или порожних вагонеток. В составе, перевозящем ГЖ, не должно быть вагонеток с другими грузами. Ответственность за перевозку ГЖ должна возлагаться на специальное лицо, сопровождающее состав.

На электровозе или в вагонах с ГЖ должно иметься не менее двух углекислотных (порошковых) огнетушителей.

§ 51. Перевозка ГЖ нерельсовым транспортом допускается в цистернах, установленных па специально оборудованных машинах (автоцистернах), или автоприцепах в бочках и канистрах, установленных в неопрокидных кузовах.

Применение автоприцепов разрешается при условии, что во время их транспортирования исключается нарушение установленных минимальных зазоров в выработке. Допускается прицеплять к машине только один прицеп (полуприцеп) и только на жесткой сценке. Скорость движения машины с автоприцепом не должна превышать 10 км/ч. Перевозить одновременно другие грузы запрещается.

Автоприцепы должны иметь приспособление, обеспечивающее удержание прицепа на месте после его отсоединения от машины. Выхлопные газы машин, перевозящих ГЖ, должны выводиться таким образом, чтобы исключалась возможность возникновения пожара от попадания пламени из выхлопной трубы.

§ 52. Сливные краны, люки, прочие отверстия цистерны и шланги должны содержаться в полной исправности, а их состояние и крепление должны исключать подтекание и расплескивание ГЖ.

К корпусу цистерны должна быть приварена (припаяна) металлическая заземляющая цепочка, снабженная на другом конце металлическим острием (опущенным к почве выработки). При сливе ГЖ и заправке ею ДВС корпус цистерны должен быть заземлен.

§ 53. При перевозке ГЖ в бочках погрузка и разгрузка должны производиться таким образом, чтобы исключалось падение и повреждение бочек. В кузов раз-

решается загружать ГЖ весом (с тарой) нс более 70% грузоподъемности машины. Бочки в кузове должны быть установлены пробками вверх и надежно укреплены.

§ 54. Разрешается подавать дизельное топливо и смазочные масла с поверхности в склад ГСМ по трубопроводам, проложенным в скважинах при соблюдении соответствующих противопожарных мер. Проект такого устройства должен быть согласован с ВГСЧ и пожарной охраной, обслуживающими шахту.

Перекачка дизельного топлива и смазочных масел по трубопроводу, проложенному в подземных выработках, допускается по проекту, согласованному с ВГСЧ.

§ 55. В местах, где находятся ГЖ, и на расстоянии 20 м от них курить и пользоваться открытым огнем запрещается.

В пунктах обслуживания машин (в том числе и временных) и на расстоянии 20 м от них применять открытый огонь разрешается с разрешения главного инженера шахты при условии полного удаления из них ГЖ (в том числе и пролитых на почву и стенки выработки).

В указанных местах должны быть вывешены плакаты с надписью: «Курить и пользоваться открытым огнем запрещается».

4. Пункты обслуживания машин

§ 5G. Необходимость отдельных пунктов обслуживания машин определяется проектом в зависимости от принятой организации обслуживания и эксплуатации машин.

§ 57. Расстояние от склада горюче-смазочных материалов (ГСМ) и гаража до ствола шахты, околостволь-ных выработок и других камер (электроподстанции, склада взрывчатых материалов и т. и.), а также до вентиляционных дверей, разрушение которых может прекратить приток свежего воздуха в шахту или в значительный участок ее, должно быть не менее 100 м. Прочие пункты обслуживания дизельных машин должны быть расположены от указанных выработок и устройств на расстоянии не менее 50 м.

§ 58. Расстояние между пунктами обслуживания машин с ДВС должно быть не менее 30 м. Допускается отступление от указанного требования, но при этом:

а) склад горюче-смазочных материалов должен быть

расположен не ближе 100 м от других пунктов обслуживания;

б)    разрешается располагать пункт мойки деталей ГЖ около гаража при условии обособленного его проветривания, наличия между ними породного целика или несгораемой крепи толщиной не менее I м и независимых выходов, находящихся на расстоянии не менее 10 м друг от друга;

в)    допускается расположение мастерской по ремонту машин в одной выработке с гаражом при условии их разделения противопожарным поясом с металлической дверью и наличия независимых выходов; при таких же условиях допускается расположение в одной выработке пункта мойки деталей ГЖ и мастерской;

г)    заправка машин топливом может производиться непосредственно со склада ГСМ через заправочную колонку;

д)    места регулировки двигателей перед пуском в эксплуатацию или снятых с эксплуатации из-за недопустимой вредности выхлопных газов могут быть расположены рядом с гаражом и местами стоянок машин.

§ 59. Крепить кровлю и стены гаражей, складов ГС.М, пунктов мойки деталей, а также подходов к ним па протяжении 25 м разрешается только несгораемыми материалами. Крепление обязательно, если окружающие породы пожароопасны. Оборудование этих пунктов должно также выполняться из несгораемых материалов.

§ 60. Почва выработок в гаражах, складах ГСМ и мастерских должна иметь ровную, удобную для очистки поверхность и быть устойчивой в отношении разрушающего воздействия ГЖ.

§ 61. В выработках гаражей, в местах стоянки и обслуживания машин запрещается:

а)    хранить материалы и предметы, не относящиеся к данному пункту, за исключением оборудования, инструмента, материалов и запасных частей, необходимых для текущих ремонтов;

б)    мыть пли обтирать ГЖ кузовы, детали и агрегаты (за исключением специального пункта мойки);

в)    загромождать материалами, оборудованием, тарой проходы в выработках и выходы из них.

§ 62. Пункты обслуживания машин должны быть укомплектованы средствами пожаротушения, материалами и инвентарем в следующем количестве; пять угле-

кислотных (порошковых) огнетушителей; 0,4 м3 песка; две лопаты; два ведра и лом; брезент размером 2X2 м, пропитанный негорючим составом; противопожарная водяная магистраль с полугайкой Ротта и пожарным шлангом длиной 20 м с брандспойтом. Все это должно находиться на расстоянии 10-15 м от входа в пункт со стороны свежей струи в специальной нише.

В складах ГСМ должно устанавливаться автоматическое оборудование для тушения пожаров, а также автоматическая сигнализация оповещения о возникновении пожара с подачей сигнала в места, определенные планом ликвидации аварий.

Примечав и с. В шахтах, не имеющих нодопронодон. но согласованию с ВГСЧ оборудуются необходимые емкости с иодом и насосные установки или средства тушения пожара водой заменяются другими дополнительными средствами.

§ 63. Склады ГСМ и гаражи должны иметь два выхода в прилегающие выработки. 11а каждом выходе оборудуется противопожарный пояс с двумя металлическими дверями.

Выходы должны быть расположены в наиболее удаленных друг от друга частях выработки.

§ 64. Перед выходом из пункта мойки деталей ГЖ должен быть устроен пологий вал высотой не менее 100 мм над уровнем пола камеры.

В складе ГСМ почва выработки должна быть ниже уровня почвы прилегающих выработок или перед выходом должен быть устроен бетонный вал. Заглубление или вал должны быть такими, чтобы исключалась возможность растекания ГЖ за пределы склада, если вся жидкость вытечет из сосудов, в которых она хранится. Толщина вала должна быть равна его высоте, но не менее 0,5 м.

§ 65. Склады ГСМ и гаражи оборудуются телефонной связью. В складе телефон устанавливается вис камеры, в которой находятся резервуары с ГЖ, но не далее 20 м от склада.

§ 66. Персонал, обслуживающий склады ГСМ и пункты мойки деталей ГЖ, должен иметь в качестве индивидуального освещения аккумуляторные лампы во взрывозащпщеииом исиолпенни.

Машинисты должны иметь индивидуальные само-спасатели.

§ 67. Пункты обслуживания машин должны находиться не ближе 5 м от троллейной линии.

§ 68. Запрещается хранить в гаражах ГЖ, за исключением находящихся в баках и картерах машин.

§ 69. Машины, временно снятые с эксплуатации, должны находиться в гараже с опорожненными топливными баками.

§ 70. При отсутствии людей в гараже двери па выходах должны быть заперты, при этом должно обеспечиваться нормальное проветривание гаража.

§ 71. В гараже разрешается запускать одновременно только одну машину.

§ 72. На участке очистной добычи допускается оборудование специальных мест стоянки дизельных машин в случае сложности их транспортирования в гараж.

Места стоянки могут не иметь противопожарных поясов и дверей на пересечении с прилегающими выработками, а в остальном должны отвечать правилам, относящимся к гаражам. В одном месте стоянки должно находиться не более 6 дизельных машин.

§ 73. В складе ГСМ и на расстоянии 5 м от них в подводящих выработках запрещается располагать какие-либо электротехнические устройства (кабели, троллеи), за исключением осветительной и телефонной линий, а также кабеля (бронированного или с бензостойкой изоляцией), подводящего электроэнергию к специальному насосу, служащему для перекачки ГЖ в складе.

§ 74. Освещение складов ГСМ и подходов к ним на расстоянии 20 м разрешается только электрическое во взрывобезопасном исполнении. Выключатели и предохранительные щитки должны быть расположены вне камеры для хранения ГЖ и не ближе 10 м от нее (на входящей в камеру струе воздуха).

§ 75. Для отвода статического электричества резервуары, трубопроводы и аппаратура в камерах с ГЖ должны иметь заземление.

§ 76. Расстояние от резервуаров с ГЖ до противопожарных дверей в складе должно составлять не менее 5 м, до раздаточной колонки — не менее 10 м.

Трубопровод от резервуара к колонке должен иметь перекрытие, исключающее распространение огня по трубопроводу в случае пожара.

§ 77. Запрещается пребывание в складе ГСМ лиц, не имеющих непосредственного отношения к данному

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗА БЕЗОПАСНЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И I ирному НАДЗОРУ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР (ГОСГОРТЕХНАДЗОР СССР)

Утверждено Госгортехнадзором СССР 20 нюня 1972 г.


Согласовано с Мшшветметом СССР, Мннчерметом СССР, Мшшшпромом СССР,

М н 11ст рой м атери а л on СССР Минэнерго СССР, Мипптцепромом СССР


ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОМУ ПРИМЕНЕНИЮ САМОХОДНОГО (НЕРЕЛЬСОВОГО) ОБОРУДОВАНИЯ В ПОДЗЕМНЫХ РУДНИКАХ

ИЗДАТЕЛЬСТВО «И Е Д Р А» Москва 1973

складу (хранению топлива или его транспортирования).

§ 78. Склады емкостью не более 10 м3 ГЖ разрешается оставлять без сторожа (кладовщика) при условии:

а)    наличия, кроме противопожарных, также прочных металлических решетчатых дверей;

б)    обеспечения склада необходимой вентиляцией.

При уходе кладовщика со склада решетчатые двери

должны закрываться на замок. Время ухода и прихода кладовщик отмечает в специальном журнале. Не охраняемый склад должен осматриваться кладовщиком или другим ответственным за склад лицом не реже двух раз в смену (в начале и конце смены).

Склады ГСМ емкостью более 10 м3 ГЖ должны иметь круглосуточное дежурство или охрану.

Запасной ключ от склада, закрываемого на замок, должен храниться в определенном, заранее обусловленном месте (у диспетчера, стволового и т. д.) на случай аварии или пожара.

§ 79. Запрещается производство взрывных работ на расстоянии менее 30 м от склада ГСМ. При расстоянии менее 100 м максимальный вес одновременно взрываемых зарядов не должен превышать 20 кг.

§ 80. Загрязненные ГЖ, поступающие в склад (после протирки детален, собранные с почвы выработок, слитые из картеров), должны сливаться в специально выделенные сосуды и не реже одного раза в 3 суток выдаваться на поверхность.

Такой же порядок должен соблюдаться и по удалению поступивших на склад материалов, пропитанных ГЖ.

§ 81. В складе кладовщик должен вести журнал учета, в котором отмечаются: количество и марка поступающей ГЖ, дата поступления, количество и дата выдачи ГЖ и для каких целей. Поступление ГЖ подтверждается подписью кладовщика, расход — подписью лица, которому выдана ГЖ.

§ 82. Производить мойку деталей ГЖ разрешается в специально приспособленных для этой цели выработках, в которых должно осуществляться проветривание, обеспечивающее своевременное, удаление паров горючих веществ.

§ 83. Промывочная жидкость в количестве не более

Инструкция по безопасному применению самоходного (нерельсового) оборудования в подземных рудниках. М., «Недра», 1973, 32 с. (Госгортехнадзор СССР).

Настоящая инструкция составлена на основании «Временной инструкции по безопасному применению машин с двигателями внутреннего сгорания в подземных рудниках» (утв. Госгортехнадзором СССР в 1968 г.), «Временных дополнительных мер безопаенрети при применении машин с бензиновыми двигателями в подземных калийных рудниках» (утв. Минхимпромом СССР в 1971 г.) и «Временной инструкции по безопасной эксплуатации самоходных вагонов с электрическим приводом в комплексе с проходческо-добычными комбайнами на подземных рудниках калийной промышленности» (утв. Минхимпромом СССР в 1968 г.).

Переработка инструкции осуществлена институтом «ВНИИЦВЕТМЕТ» (канд. тех. наук Жалим Н. И.) с учетом накопленного опыта эксплуатации самоходных нерельсовых машин в подземных выработках и проведенных научно-исследовательских работ, а также предложений и замечаний, высказанных рядом заинтересованных предприятий и организаций (институты Гипроцветмет, Госгорхимпроект и ЦНИИДИ, лаборатория НИЛТД, комбинатов Белорускалий, Джезказганский, Ачисайский и др.).

Инструкция является дополнением к «Единым правилам безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом» и распространяется на все подземные горные работы, за исключением угольных и сланцевых шахт.

Окончательная редакция инструкции подготовлена комиссией в составе:    С.    А.    Израитсль (председатель),

В. И. Андреев, Р. П. Дибров, И. И. Жалим, Г. И. Жуков, Л. Ф. Поляков, Г. II. Рытвинский, В. И. Смайлис, 10. Г. Скорняков, В. Д. Сахаров, А. В. Тамбулатов, А. И. Френкель,    В.    В. Царев, Л. М. Чернявский и

IO. П. Якоплев.

Таблиц 4.

©издательство „НЕДРА”. 1973


0373—534


•337—73


И


043(0!)—73


I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

§ 1. К управлению машинами с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) должны допускаться лица, имеющие удостоверение шофера или тракториста, прошедшие обучение при учебно-курсовых комбинатах (пунктах) и получившие удостоверение на право управления машинами в подземных условиях.

К управлению самоходными машинами с электрическим приводом допускаются лица, прошедшие соответствующее обучение и получившие специальное удостоверение на право управления машиной.

§ 2. Во время работы самоходной машины находиться на ней лицам сверх установленного количества запрещается. Лица, проходящие стажировку, могут находиться рядом с водителем данной машины.

Перевозка людей допускается только на специально предусмотренных для этой цели машинах и прицепах к ним заводского изготовления. Автоприцепы должны быть оснащены тормозными устройствами и световой сигнализацией сзади.

§ 3. Машины должны передвигаться но выработкам со скоростью, обеспечивающей безопасность людей и оборудования, но не более 20 км/ч. При разминовке машин в выработке скорости их должны быть снижены до 10 км/ч.

П р и м е ч а и и е. На прямолинейных участках горизонтальной выработки длиной более 500 м максимальная скорость грузовых и порожних машин для перевозки людей может быть увеличена до 40 км/ч. Скорость движения машин более 20 км/ч устанавливается главным инженером шахты по согласованию с местными органами Госгортехнадзора.

§ 4. Свободный проход для людей и проезжая часть в откаточных выработках должны быть четко разграничены (цветной полосой, рейками и т. п.). В выработках очистных блоков (камер) места для прохода людей должны быть обозначены указателями. В выработках, где допускается скорость движения машин более

20 км/ч, и в наклонных транспортных выработках уст-poi'iCTBO пешеходных дорожек должно исключать наезд на них машин, установкой отбойных брусьев, поднятием пешеходных дорожек и т. д.

§ 5. Предельные уклоны и подъемы дорог устанавливаются проектом в зависимости от характеристики применяемых машин и условий их эксплуатации.

Полотно дороги в выработках должно быть ровным, обеспечивающим движение машин без резких толчков и тряски. В тех случаях, когда почва выработок сложена из неустойчивых пород, склонных при движении машин к образованию неровностей, дороги должны устраи-ваться с твердым покрытием.

§ 6. В выработках, по которым движутся самоход* ные машины, должны быть установлены типовые дорожные знаки, регламентирующие движение. Места установки знаков определяются главным инженером шахты.

§ 7. В выработках, где движутся самоходные машины, обгон их всеми видами транспортных средств запрещается. Объезд стоящего транспортного средства или оборудования машинист может производить, только убедившись предварительно в безопасности маневра.

§ 8. При двустороннем движении в выработке свет фар должен быть таким, чтобы исключалось ослепление машинистов встречного транспорта (включение ближнего света, подфарников и т. д.). В транспортной выработке при двустороннем движении включать дальний свет фар запрещается.

§ 9. Необходимость освещения выработок, в которых эксплуатируются самоходные машины, определяется главным инженером шахты с учетом местных условий по согласованию с местными органами Госгортехнадзора.

§ 10. Все машины, работающие в подземных выработках, должны иметь номер и быть закреплены за определенными лицами.

§ 11. На машинах должны быть установлены кабины или козырьки, предохраняющие машиниста от падающих кусков горной массы сверху и из кузова и вместе с тем обеспечивающие достаточный обзор.

При м е ч а н и е. При применении горного погрузочио-доста-вочного оборудования в действующих выработках с закрепленной кровлей или кровлей из устойчивых пород устанавливать кабины или козырьки не обязательно. При этом расстояние от сиденья

машиниста до наиболее выступающей части кровли должно быть не мсисс 1,3 м.

§ 12. Машина должна быть загружена таким образом, чтобы исключалось выпадение из кузова кусков горной массы или других транспортируемых материалов.

§ 13. Буксировка неисправных машин в подземных выработках должна производиться только с помощью жесткой сцепки длиной не более 1 м.

Запрещается оставлять самоходные машины без осуществления мер против самопроизвольного их движения. При всех временных остановках самоходных машин в пути фары выключать запрещается.

§ 14. В случае нарушения вентиляции выработок, где находятся горючие жидкости (ГЖ), продолжительностью более 30 мин люди из этих выработок должны быть выведены на свежую струю. Допускать вновь людей разрешается только после проветривания выработок в течение времени, достаточного для удаления скопившихся вредных веществ.

§ 15. Гаражи должны быть оборудованы электрическим освещением в рудничном нормальном исполнении.

§ 16. Машины в гараже должны быть расположены таким образом, чтобы между ними обеспечивался свободный проход для людей и расстояние до стенок выработки составляло не менее 1 м. Указанные проходы должны быть всегда свободными.

Расстояние от наиболее выступающей части машины до кровли выработки должно быть не менее 0,5 м.

§ 17. Зарядка аккумуляторных батарей должна производиться в специальной камере с учетом требований «Единых правил безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом».

§ 18. Каждая машина должна быть снабжена углекислотным (порошковым) огнетушителем.

§ 19. Па каждую машину должен быть заведен журнал осмотра машины, контроля за эксплуатацией нейтрализатора, анализов выхлопных газов. Журнал заполняется согласно соответствующим инструкциям по эксплуатации оборудования. Порядок заполнения журнала устанавливается главным инженером шахты.

§ 20. В период эксплуатации машины с двигателем внутреннего сгорания осуществляется следующий контроль за ее техническим состоянием:

а)    ежесменно перед началом работы машины машинист проверяет техническое состояние машины (с опробованием работы отдельных устройств). Результаты проверки заносятся в журнал. Если какое-либо устройство, обеспечивающее безопасность работ, неисправно, машину эксплуатировать запрещается;

б)    не реже одного раза в неделю механик участка или по его поручению другое лицо, имеющее достаточную квалификацию, производит контроль технического состояния каждой машины, работающей на участке. Особое внимание необходимо обращать на систему подачи и сжигания топлива и на устройства, обеспечивающие безопасность работы (газоочистителя, тормоза, рулевого управления, освещения, сигнализации, топливных баков и трубопроводов). Результаты контроля заносятся в журнал.

Другие виды контроля производятся согласно инструкции завода-изготовителя.

Машину, не прошедшую еженедельный профилактический осмотр, эксплуатировать запрещается.

Примечав и е. Указанный в пункте а ежесменный осмотр машин, предназначенных для перевозки людей, должен производиться лицом надзора подземного транспорта. О допуске машины для перевозки люден должна быть сделана запись в журнале.

II. ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН С ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ДВС)

1. Общие требования

§ 21. На применение в шахте каждого типа (марки) машин с ДВС должно быть получено разрешение местных органов Госгортехнадзора. Разрешение дастся по представлению предприятием сведений о соответствии машин данного типа (марки) и условий их эксплуатации в шахте требованиям настоящей инструкции.

§ 22. Для каждого типа машин, применяемых на подземных работах, заводом-изготовителем должны быть указаны:

а) изменения во всех областях рабочих режимов двигателя до и после газобчистки количества и температуры выхлопных газов; концентраций и количества в выхлопных газах окиси углерода, окислов азота, альдеги-

дов и твердого фильтрата. Указанные данные представляются в виде графиков или таблиц;

б)    серийные отечественные марки топлива, допустимые для использования при подземной эксплуатации двигателя;

в)    правила контроля и регулировки двигателя, обеспечивающие наименьшую вредность выхлопных газов;

г)    правила технической эксплуатации машин, в том числе порядок и сроки проведения текущих и капитальных профилактических осмотров и ремонтов в зависимости от количества отработанных моточасов или пробега в километрах;

д)    инструкция по эксплуатации нейтрализаторов.

Примечание. Если указанные в пунктах б, в, г и д данные заводом-изготовителем не указаны, то они должны быть установлены на предприятии до начала эксплуатации машин в подземных условиях.

§ 23. Самоходная машина должна быть оборудована:

а)    прибором, находящимся в поле зрения машиниста и показывающим скорость движения машины;

б)    звуковой сигнализацией;

в)    счетчиком моточасов или пробега в километрах;

г)    осветительными приборами (фарами, стоп-сигналом, габаритными по ширине сигналами), обеспечивающими нормальное выполнение работ и безопасность при этом людей. В необходимых случаях на машине должна быть установлена фара заднего освещения. Транспортная машина обязательно должна быть оборудована задним стоп-сигналом, включающимся при торможении.

Примечание. На горных погрузочно-доставочных, доста-вочиых машинах и тракторах с постоянной скоростью движения па каждой передаче, буровых каретках и других малоподвижных машинах устанавливать указатели скорости и стоп-сигналы не обязательно.

§ 24. Рулевое управление, тормоза, трансмиссия, колеса и шины, световые приборы и кузов транспортных машин, используемых в подземных выработках, должны соответствовать общим техническим условиям, предусмотренным «Правилами дорожного движения».

§ 25. В подземных условиях допускается применение дизельного топлива с температурой вспышки в закрытом тигле не ниже 50° С и содержанием серы не более 0,2% по весу. Запрещается использовать в подземных двигателях топливо неизвестной марки.

§ 26. Зазоры между подвижным составом и стенками выработок должны приниматься в зависимости от назначения выработок и скорости передвижения машины:

а)    в выработках, предназначенных для транспортирования руды и сообщения с очистными забоями, должны приниматься зазоры между наиболее выступающей частью транспортного средства и стенкой (крепью) выработки или размещенным в выработке оборудованием 1,2 м со стороны прохода для людей и 0,5 м с противоположной стороны. При устройстве пешеходной дорожки высотой 0,3 м и шириной 0,8 м или при устройстве ниш через 25 м зазор со стороны свободного прохода для людей может быть уменьшен до 1 м. Пиши должны устраиваться высотой 1,8 м, шириной 1,2 м, глубиной 0,7 м;

б)    в погрузочио-доставочпых выработках очистных блоков, предназначенных для погрузки руды и доставки ее к транспортной выработке, в выработках, находящихся в проходке, а также в подэтажных выработках, предназначенных для бурения шпуров и скважин в очистных забоях, при скорости движения машин, не превышающих 10 км/ч и при исключении возможности нахождения в таких выработках людей, не связанных с работой машин, должны приниматься зазоры не менее 500 мм с каждой стороны;

в)    в доставочных выработках (наклонные съезды), предназначенных для доставки в очистные блоки оборудования, материалов и людей (в машинах) при скоростях движения свыше 10 км/ч должны приниматься зазоры :

по 600 мм с каждой стороны при исключении случаев передвижения людей пешком;

1200 мм со стороны прохода для людей и 500 мм с другой стороны, когда передвижение людей пешком не исключается.

Примечания. 1. Во всех случаях высота свободного прохода по всей ширине выработки должна быть не менее 1,8 м от почвы выработки.

2.    В начале выработок, по которым при движении самоходных транспортных средств проход люден нс предусмотрен, должны быть ьывешаиы освещенные запрещающие знаки.

3.    В выработках калийных и соляных рудников, проведенных комбайнами ШБМ-2 и Г1К-8, допускается уменьшение зазоров с обеих сторон до 0,3 м при условии устройства ниш через каждые