Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Документ распространяется на типы учреждений автотуризма — мотели и кемпинги. На основании анализа существующего положения дается классификация и характеристика типов учреждений автотуризма. Даны рекомендации по проектированию различных типов мотелей и кемпингов, формированию функциональной структуры, номенклатуры зданий и сооружений, состава и площади помещений; приведены основные требования к объемно-планировочным решениям учреждений автотуризма, композиции и средствам архитектурно-художественной выразительности зданий и сооружений; освещены конструктивные в инженерно-технические вопросы строительства мотелей и кемпингов, вопросы технического обслуживания легковых автомобилей в учреждениях автотуризма. Для архитекторов и инженеров, проектирующих мотели и кемпинги, а также для работников системы автосервиса.
Введение
1. Мотели
Типологическая классификация
Планировочная организация участка
Основные группы помещений
Объемно-пространственная композиция
Инженерное оборудование
Водоснабжение и канализация
Теплоснабжение, отопление и вентиляция
Электроснабжение и электротехнические устройства
Противопожарные требования
2. Кемпинги
Типологическая классификация
Планировочная организация участка
Здания и сооружения
Противопожарные и санитарные требования
3. Техническое обслуживание легковых автомобилей в учреждениях автотуризма
Приложение. Рекомендации по техническому обслуживанию автомобилей в мотелях и кемпингах
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Разработан | ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов Госгражданстроя | ||
Издан | Стройиздат | 1980 г. | |
Утвержден | ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов Госгражданстроя |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов
Москва 1980 |
УДК 711.455.8+728.536
Рекомендовано к изданию решением научно-технического совета ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов Госгражданстроя.
Руководство по проектированию учреждений автотуризма. / Ц. н.-и. и проект, ин-т типового и эксперим. проектирования курорт.» оздоровит., туристских зданий и комплексов. Госгражданстроя. — М.: Стройиздат, I960. — 64 с.
Распространяется на типы учреждений автотуризма — мотели и кемпинги. На основании анализа существующего положения дается классификация и характеристика типов учреждений автотуризма.
Даны рекомендации по проектированию различных типов мотелей и кемпингов, формированию функциональной структуры, номенклатуры зданий и сооружений, состава и площади помещений; приведены основные требования к объемно-планировочным решениям учреждений автотуризма, композиции и средствам архитектурно-художественной выразительности зданий и сооружений; освещены конструктивные и инженерно-технические вопросы строительства мотелей и кемпингов, вопросы технического обслуживания легковых автомобилей в учреждениях автотуризма.
Для архитекторов и инженеров, проектирующих мотели и кемпинги, а также для работников системы автосервиса.
Табл. 33, нл. 55
Руководство разработано ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов — канд. арх. С. Л. Глинский, арх. А. П. Свиридов при участии арх. В. Д. Щеколдина (раздел «Кемпинги»), инж. Б. С. Черникина (раздел «Инженерное оборудование»); филиалом НАМИ (Центр, ордена Трудового Красного Знамени научн.-исслед. автомобильный и автомоторный институт) — канд. техн. наук В. И. Канин (приложение «Рекомендации по техническому обслуживанию автомобилей в мотелях и кемпингах»).
Согласовано с Министерством здравоохранения СССР, Министерством автомобильной промышленности СССР, Главным управлением пожарной охраны МВД СССР; одобрено заинтересованными ведомствами и организациями.
© Стройиздат, 1980
Рис. 12. Типологическая схема мотеля
Рис. 13. Взаимораз-мещение основных групп помещений мотеля. План
J — жилая; 2 — приемно-административная; 3 — общественного питания
4
9
сооружения и устройства технического обслуживания легковых автомобилей; автозаправочная станция (АЗС), ремонтные мастерские или станция технического обслуживания автомобилей (СТОА), площадки для самообслуживания автомобилей. 1.14. Состав и площади административно-хозяйственных помещений следует принимать по табл. 2. В Ш |
группе служебно-бытовых помещений следует предусматривать отдельный наружный вход (рис. 14). 1.15. В общей объемно-пространственной структуре мотеля вестибюльная группа помещений — связующее звено системы обслуживания. Состав и площади вестибюльной группы следует принимать согласно табл. 3. |
В вестибюлях следует предусматривать зоны приема, отдыха н ожидания, места установки киосков для продажи газет, журналов, сувениров, парфюмерии и т^ п., а также телефоны-автоматы. 1.16. Группа жилых помещений должна быть функционально обособлена и отделена от друпих помещений противопожарными стенами (рис. 15). При проектировании жилой части зданий мотелей следует соблюдать нормы главы СНиП по проектированию жилых зданий. В зависимости от строительного разряда зданий |
мотелей количество, типы, жилую площадь и санитар-но-техническое оборудование номеров следует принимать согласно табл. 4. Ширина передней должна быть не менее 1,05 м. В номерах следует предусматривать встроенные шкафы для одежды и белья глубиной 0,6 м и шириной не менее 0,5 м на 1 место, а также вешалку для верхней одежды. В зданиях II и III разрядов допускается предусматривать шкафы меньшей глубины с выдвижной штангой. а — план этажа; б — разрез здания Рис. 15. Взаимосвязь жилой группы помещений с другими помещениями И |
|
*> В зданиях мотелей I разряда допускается принимать 12—115 м1 2 3. 2> Только в зданиях I разряда. 3> В зданиях, имеющих на жилых этажах общие поэтажные душевые и уборные, предусматривать не следует.
|
1.18. Помещения для дежурного персонала, обслуживающего номера, следует предусматривать из расчета обслуживания до 100 мест в мотелях III разряда, до •80 мест в мотелях И разряда и до 60 мест в мотелях I разряда. Эти помещения следует размещать, как правило, на каждом этаже; допускается размещать их через этаж. Состав и площади помещений для персонала, обслуживающего номера, следует принимать согласно табл. 6. 1.19. В зданиях мотелей, размещаемых на курортах и в зонах отдыха, должны быть помещения бытового обслуживания в соотв>етствии с табл. 7. |
Помещения бытового обслуживания следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию предприятий бытового обслуживания населения. 1.20. При расчете вместимости столовой или ресторана помимо нагрузок, предопределяемых вместимостью самого мотеля, необходимо учитывать жителей населенного пункта, увеличивая мощность предприятия общественного питания в каждом конкретном случае в соответствии с заданием на проектирование. Состав предприятия общественного питания и количество мест в них следует принимать по табл. 8. Предприятия общественного питания следует про- |
ектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию предприятий общественного питания. Предприятия общественного питания в мотелях, рассчитанных также на обслуживание жителей населенного пункта, должны иметь, как правило, дополнительные (кроме входов в здание) наружные входы в вестибюли с гардеробами и санитарными узлами. |
1.21. Помещения культурно-массового обслуживания, сооружения и устройства для занятий спортом предназначены для организации досуга автотуристов (рис. 16). В зданиях целевых мотелей следует предусматривать помещения культурно-массового назначения согласно табл. 9.
|
Примечания: 1. Количество мест в ресторанах и кафе в зданиях мотелей I и II разрядов, размещаемых на курортах союзного и республиканского значения и в крупнейших городах, допускается увеличивать не более чем на 30%. 2. Буфеты допускается размещать в кафе или столовой. 3. В мотелях в зависимости от местных условий допускается предусматривать магазин кулинарии на 1—2 рабочих места. 4. Количество мест в банкетных залах ресторанов следует принимать равным 15—20% количества мест в ресторане.
Примечание. При оборудовании залов столами для участников заседаний площадь зала следует принимать из расчета 2 м2 на 1 место. Следует руководствоваться при этом СНиП П-73-76 «Кинотеатры». 1.22. При размещении зданий мотелей I разряда на курортах, в зонах отдыха и туризма допускается предусматривать бассейны (и устройства для подогрева морской воды) площадью зеркала воды до 250 м2 (до 0,5 м2 на 1 место) и спортивные залы. 1.23. При проектировании сауны в мотеле ее площадь следует принимать по табл. 10. 1.24. В мотелях целевого назначения для организационно-методической работы предусматривается, кроме того, туристский кабинет, библиотека, а также пункт проката хозяйственно-бытовых предметов, спортивного инвентаря и настольных игр. |
1.25. При мотелях, размещаемых на курортах и в зонах отдыха и туризма, следует предусматривать спортивные площадки из расчета 8—10 м2 на 1 место, детские игровые площадки и теневые навесы соответственно 5 и 2,5 м2 на 1 ребенка из расчета количества одновременно играющих детей, равного 5—8% вместимости мотеля. На берегу водоемов оборудовать пляжи из расчета 4 м2 на 1 место для 70—80% отдыхающих. На пляже следует проектировать теневые навесы, грибки, душевые солнечного нагрева, раздевальные переносного типа, уборные и т. д. Вблизи пляжа следует располагать лодочную станцию с эллингом для лодок. На пляже следует проектировать огороженные участки воды для купания детей. Рекомендуемый состав и размеры спортивных площадок в учреждениях различных типов приводятся в табл. 1].
1.26. При проектировании пунктов проката туристского снаряжения и инвентаря в мотелях, размещаемых на курортах и в зонах отдыха, состав и площади помещений следует принимать согласно табл. 12 в зависимости от местных условий, в соответствии с заданием на проектирование. 1.27. Для обслуживания автомобилей состав и площади помещений следует принимать с учетом табл. 13 настоящего Руководства, СНиП 11-79*78 «Гостиницы», приложения настоящего Руководства, а также СНиП 11-93-74 «Предприятия по обслуживанию автомобилей». И |
Помещения
Пункт проката туристского снаряжения и инвентаря: помещение для хранения помещение для выдачи и приема
сушильное помещение мастерская ремонта
Итого
Пункт проката лыж (равнинных, горных, водных): помещение для хранения помещение для выдачи и приема
мастерская ремонта
Итого
Пункт проката лодок: комната дежурного мастерская ремонта кладовая (хранение весел, спасательного инвентаря, покрасочных материалов) навес для хранения лодок выдача и хранение байдарок причал (шириной не менее 2 м)
Таблица 12
200
300
30
20
10
12
48
30
15
12
72 |
105 |
40 |
60 |
35 |
50 |
14 |
14 |
89 |
124 |
9 |
9 |
20 |
25 |
10 |
15 |
40 |
60 |
15 |
15 |
Та блица 13 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Площадь, м2, при количестве мест в мотеле |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание. В мотелях I разряда допускается проектировать подземные гаражи из расчета 5 легковых автомобилей и 1 автобус на 100 мест в мотеле. |
Из расчета до 2,5 м оборудованной причальной полосы на каждое судно
Итого |
94 |
124 |
Пункт проката велосипедов: | ||
помещение для хранения |
20 |
30 |
помещение для выдачи и |
15 |
20 |
приема | ||
мастерская ремонта |
10 |
10 |
Итого |
45 |
60 |
Пункты проката коньков, са- |
По расчету | |
ней, мотонарт, мопедов, верхо- | ||
вых и вьючных лошадей | ||
Методический кабинет и ин- |
30 |
50 |
структорская |
ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ
1.28. Архитектурный образ учреждения автотуризма следует создавать в соответствии с назначением сооружения, силуэтной композиции, стилевым единством и пространственным сочетанием архитектуры и окружающего ландшафта. Необходимо учитывать специфику восприятия архитектуры сооружения мотеля автотуристами с автомагистрали, с близких и далеких панорам из движущегося автомобиля. Целесообразно рационально выбирать приемы силуэтной выразительности. Соотношение высот отдельных составляющих элементов застройки должно быть подчинено общему
объемно-пространственному решению ансамбля (рис. 17). Необходимо учитывать особенности силуэта застройки с дальних расстояний, когда другие средства архитектурной выразительности — декор отдельных элементов, а также пропорциональное членение фасадов — еще не видны (рис. 18). Следует создавать застройку с выделением объемно-пространственных доминант по отношению к природному окружению, используя приемы контрастного противопоставления архитектурных объемов формам естественной среды (рис. 19). Необходимо учитывать особенности застройки на равнинной местности. Здание в форме параллелепипеда следует дополнить чередованием прямоугольных объемов в определенном сочетании ритмов застройки и рациональным использованием цветового колорита.
В городах необходимо учитывать окружающую застройку. Мотель следует вписать в сложившийся ансамбль (рис. 20) либо выделить из окружающей застройки с помощью применения необычных криволинейных очертаний, моделирования пластическими формами фасадов с применением бетона, стекла и других современных материалов (рис. 21).
В горной местности следует учитывать условия обозрения сооружения с различных участков дороги с большим перепадом отметок высот, когда воспринимается планировочное решение участка (рис. 22). При разработке силуэтной композиции мотеля следует использовать прием повторения очертаний горных отрогов в решении силуэта композиции мотеля либо в придании сооружению необычной формы в контрасте с окружающим ландшафтом (рис. 23, 24). Следует учитывать возможность стилизации художественного облика мотеля под национальные традиционные архитектурные формы с применением дерева, естественного камня или других местных материалов (рис. 25, 26).
1.29. В конкретных градостроительных условиях следует использовать следующие приемы застройки мотелей:
централизованную, при которой в одном многоэтажном объеме сосредоточены жилые и общественные группы помещений (рис. 27);
блочную, при которой отдельные функциональные корпуса сблокированы между собой (рис. 28), включая
15
помещения и сооружения технического обслуживания автомобилей (с обязательным устройством противопожарных стен между функциональными блоками); павильонную, при которой основные помещения размещаются в отдельных корпусах в соответствии с функциональным назначением (рис. 29). 1.30. При выборе композиционного решения здания мотеля следует учитывать особенности застраиваемого участка. •Централизованный прием целесообразно применять при ограниченной площади застройки и на участках со сложными инженерно-строительными условиями: при строительстве на крутом рельефе (с уклоном свыше 10%) или на оползневых склонах. Централизованное решение мотеля типа гараж — гостиница целесообразно при дефиците территории для организации автостоянок, особенно для мотелей большой вместимости (рис. 30). По централизованной схеме мотель следует формировать в виде гостиничного здания с расположением автостоянок, сооружений и устройств технического обслуживания автомобилей обособленно от здания. Компактное объединение в одном здании жилых номеров и общественных помещений, а также стоянок автомобилей и станции технического обслуживания в цокольном этаже целесообразно проектировать для мотеля типа гараж-гостиница (рис;. 31). |
При централизованном решении мотеля типа гараж — гостиница следует учитывать возможность сокращения площади застройки, длины проездов и коммуникации, а также периметра ограждающих конструкций и уменьшения кубатуры здания за счет исключения дублирующих помещений. Необходимо предусмотреть рациональную схему обслуживания автомобилистов и создание оперативной связи между различными звеньями обслуживания. 1.31. Следует учитывать при проектировании особенность блочного приема в объединении основных корпусов мотеля непосредственно друг с другом или с помощью крытых и теплых переходов. При применении малоэтажных корпусов следует использовать возможность устройства автомобильных стоянок в непосредственной близости от номеров и приемы трансформации помещений в различное время года. Необходимо предусмотреть сокращение протяженности транспортных и пешеходных путей и коммуникаций, компактность застройки корпусов. В решении объемнопространственной композиции по павильонной схеме следует определять целесообразность применения регулярных или «свободных» приемов застройки в соответствии с функциональной схемой размещения обслуживающих групп помещений. 1.32. При проектировании зданий мотеля следует учитывать требования к размещению групп помещений с учетом обеспечения функциональных взаимосвязей по кратчайшим коммуникациям и выбор рациональных конструктивных решений, сочетающих компоновку помещений с различными конструктивными модулями (шагом и пролетом). Помещения вестибюльной группы следует располагать в соответствии с принятой системой обслуживания. При проектировании необходимо использовать наиболее рациональные приемы расположения общественных помещений относительно вестибюля: центральное, последовательное и периферийное. С вестибюлем должны быть связаны хозяйственные и административные помещения и службы сервиса, бытового обслуживания (парикмахерские, приемные пункты). В случае примыкания ресторанов, зрительных залов и других помещений общественного назначения к вестибюлю целесообразно предусматривать возможность использования его как дополнительного помещения типа фойе.
|
Рис. 19. Приемы композиции мотелей а — целевого; 6 — транзитного |
2 За к,. 189
■В решении жилого корпуса и определении его протяженности, высоты ширины и конфигурации следует учитывать функциональные взаимосвязи с общественными помещениями. При выборе приемов планировочного решения спальных корпусов (башенных, протяженных, периметральных, звездообразных) следует стремиться к центральному расположению лифтовых холлов в вестибюле и корпусе. 1.33. При проектировании жилого корпуса следует учитывать условия ориентации фасадов и требования инсоляции спальных помещений, особенности конструктивного решения. В соответствии с общим замыслом объемно-пространственной композиции следует выбирать приемы расположения номеров жилых помещений: односторонняя застройка коридоров в схеме прямоугольного, диагонального решения или расстановка номеров по типу «елочка». 1.34. Следует учитывать влияние на объемно-пространственную структуру мотелей функциональных связей жилого номера со стоянкой (рис. 32). Размещение стоянок следует проектировать в соответствии с приемами установки автомобилей (открытая под навесом или в закрытом гараже) (рис. 33, 34). В многоэтажных мотелях допускается размещение стоянок автомобилей |
внутри здания на этажах у номеров. Не допускается размещение стоянок автомобилей между жилыми этажами. Нормы площади стоянки в зависимости от принятого способа установки автомобиля и системы подъездного пути следует принимать по табл. 14. 1.35. Целесообразно применять следующие способы размещения автостоянок: непосредственно у номера, сблокированных с номером и в виде общей стоянки автомобилей отдельно от группы номеров. Выбор архитектурно-планировочного приема размещения автостоянок — «под номером», «перед номером», «рядом с номером», «номер в блоке с автостоянкой», «общая стоянка отдельно от номеров» — следует определять в соответствии с технологией обслуживания (рис. 35—37). Номер в блоке со стоянкой допускается устраивать в зданиях не более двух этажей. При павильонной системе следует использовать различные приемы: спаренные стоянки с зелеными полосами между ними; блокировка номеров с расположением их под углом «(рис. 38); блокировка со сдвигом; расположение стоянок автомобилей между номерами. В транзитных мотелях целесообразно проектировать однорядную |
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в нашей стране и за рубежом наблюдается интенсивное развитие автотуризма, которое привело к созданию целой отрасли обслуживания. В решениях XXV съезда КПСС1 намечено дальнейшее развитие учреждений отдыха и туризма, предусматривается строительство учреждений автотуризма — мотелей и кемпингов. Необходимость расширения сети этих учреждений возникает с ростом благосостояния и увеличения свободного времени населения, ростом числа автомобилей, находящихся в личном пользовании, и потребностью в обеспечении современными формами и видами обслуживания автотуристов и их транспортных средств.
Уровень автомобилизации в СССР на перспективу определяется из расчета 150—180 автомобилей на тысячу жителей2. Использование легкового автомобиля в отличие от других видов транспорта облегчает выбор маршрута, обеспечивает комфорт поездки и невысокие транспортные расходы. В южных районах страны автомобиль используется круглый год. Однако в обслуживании автомобилей и организации отдыха автотуристов имеется ряд трудностей: сеть учреждений не может обслужить всевозрастающий поток автотуристов в пиковое время года. Необходимо разработать мероприятия по охране окружающей среды от неблагоприятных воздействий автотранспорта: загрязнение почвы автомобильными отходами, загазованность воздуха выхлопными газами, транспортные шумы в зоне отдыха, нерациональное использование ценных территорий под автостоянки, дороги и проезды. В данном Руководстве освещены вопросы проектирования мотелей и кемпингов как новых типов учреждений массового отдыха автотуристов. Сеть учреждений автотуризма растет во многих странах. Это объясняется наличием дополнительных услуг, связанных с автотуризмом, высоким уровнем комфорта проживания, а также расположения этих учреждений вдали от шумных городов: на курортах, в зонах отдыха и туристских центрах.
В Советском Союзе мотели и кемпинги есть в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Тбилиси, Кишиневе, Харькове, Смоленске, Курске, Орле, Калинине, Суздале, Новгороде, Краснодаре, Таллине, Паланге и др. (рис. 1). В десятой пятилетке предусматривается дальнейшее значительное расширение сети и строительство мотелей и кемпингов. Развитие автотуризма приводит к изменению типологии мотелей и кемпингов с дифференциацией их по назначению, вместимости и уровню комфорта. Основой системы обслуживания автотуристов является кооперирование видов услуг, предоставляемых в различных учреждениях. Анализ практики проектирования, строительства и эксплуатации учреждений автотуризма позволяет 1 Материалы XXV съезда КПСС. М., Политиздат, 1977, с. 222. 2 СНиП П-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов», 1976, с. 37, п. 8.2. |
провести классификацию и дать рекомендации по формированию мотелей и кемпингов в соответствии с назначением, вместимостью, уровнем комфорта, степенью оснащенности <и уровнем технического обслуживания легковых автомобилей. Руководство составлено в развитии главы СНиП П->79-78 «Гостиницы». В нем изложены рекомендации, разработанные ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов и филиалом НАМИ на основе научно-исследовательской темы «Провести научно-исследовательские работы по созданию новых типов туристских учреждений» по плану Госгражданстроя. Типологические рекомендации настоящего Руководства предусматривают формирование новых типов мотелей и кемпингов с учетом перспектив развития учреждений автотуризма. При проектировании мотелей и кемпингов следует учитывать требования главы СНиП Н-79-78 «Гостиницы», а также соответствующих глав СНиП и других нормативных документов, утвержденных Госстроем СССР или согласованных с ним, н требования директивных документов министерств и ведомств, эксплуатирующих автомобили и учреждения автотуризма. \\\| О Суздаль * 200 | Москва г 31Z iPn Мценсгс к Ворел И I Курск Н7эт4ХарЬКОВва |п Левшино-, 1Ы Михайловка Г Запорожье^ П Зеленый Орджоникидзе V Ушба\Q IW Цхалтуёо^Г Рис. 1. Схема размещения отечественных мотелей (550 — расстояние между мотелями, км) |
Зак. 189
Рис. 21. Композиция транзитного мотеля с применением тентовых покрытий а — общий вид; б — план этажа |
2* Зак. 189
19
1. МОТЕЛИ
ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ 1.1. Мотели следует классифицировать по назначению, вместимости, уровню комфорта, степени оснащенности и уровню технического обслуживания легковых автомобилей в соответствии с табл. 1.
1.2. Мотель — гостиничное учреждение для автотуристов круглогодичного функционирования с техническим обслуживанием легкоэых автомобилей. Мотели следует проектировать транзитные и целевые. Транзитные мотели для туристов на маршруте следует проектировать с сокращенным составом обслуживающих помещений; целевые мотели в туристских центрах, рекреационных районах, зонах отдыха и на курортах следует проектировать с развитым составом обслуживающих помещений. 1.3. Уровень комфорта следует определять строительным разрядом мотеля, его техническим оснащением, составом и качеством жилых помещений, а также объемом предоставляемых услуг. Уровень комфорта должен определяться также приемами хранения автомобилей и характером связи автостоянки с жилым номером. Мотели по уровню комфорта следует классифицировать в соответствии со СНиП П-79-78 «Гостиницы» по аналогии с гостиницами I, II и III разрядов. Здания мотелей I разряда следует проектировать только для столиц союзных республик, крупнейших городов и курортов союзного и республиканского значения. Мотели на 100 мест следует проектировать II и III разрядов. Рис. 2. Целевой мотель в туристском центре а — туристский центр; б — главный туристский комплекс—ГТК; / — гостиница; 2 — кемпинг; 3 —мотель; 4 — СТОА |
1.4. Мотели следует дифференцировать по вместимости. В транзитных мотелях необходимо принимать вместимость 100, 200 мест, в целевых — 200, ЗОО1*. *> В целевых мотелях, располагаемых в крупных городам и на курортах, при соответствующих техникоэкономических обоснованиях допускается увеличивать вместимость до 1000 мест по специальному заданию, утвержденному Госгражданстроем. При проектировании мотелей такой вместимости расчетные показатели всех групп помещений следует принимать, согласно СНиП П-79-78 «Гостиницы», для туристских гостиниц. 2 |
1.5. Целевые мотели следует размещать в соответствии с утвержденными генеральными планами и проектами детальной планировки и застройки городов, поселков, сельских населенных пунктов и курортов (рис. 2). Транзитные мотели в зависимости от градостроительных условий целесообразно располагать вне населенных пунктов, на участках с интенсивным автомобильным движением, в местах пересечений магистралей дальнего следования и на туристских маршрутах (рис. 3). При выборе места для размещения мотеля необходимо учитывать особенности организации движения транспорта, чтобы исключить пересечение потоков при подъезде (рис. 4). Не следует располагать сооружения мотеля на крутых подъемах и спусках с уклоном более 6%. В пределах въезда и выезда необходимо обеспечить хорошую видимость. Не следует размещать сооружения на выпуклой вертикальной кривой и на внутренней стороне кривой малого радиуса. Расстояние с трассы по линии прямой видимости до въезда в мотель должно быть не менее 250 м. Подъезды к мотелям должны быть удобны с обеих сторон магистрали (рис. 5). На территории мотеля целесообразно проектировать два въезда. При размещении мотеля следует учитывать характер ландшафта, наличие мест отдыха, зеленых массивов и водоемов. Необходимо максимально сохранять существующие зеленые насаждения при формировании объемно-планировочной композиции и строительстве сооружений. ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАСТКА 1.6. Планировочная организация мотеля должна соответствовать назначению и вместимости учреждения с учетом природно-климатических условий, а также размеров и конфигурации участка (рис. 6). Архитектурно-планировочная организация должна отвечать принципам функционального зонирования, рациональному размещению сооружений и устройств, соблюдению функциональных и эксплуатационных требований (рис. 7). При проектировании необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие безопасность движения, последовательность обслуживания, а также выполнение санитарно-гигиенических и противопожарных требований (рис. 8) в соответствии со СНиП Н-93-74 «Предприятия по обслуживанию автомобилей», СН 245-71 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий», СНиП II-A.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений» и ВСН 15-73 «Временные указания по размещению стоянок, гаражей и предприятий техобслуживания легковых автомобилей в городах и других населенных пунктах». 1.7. Размеры земельных участков следует принимать согласно СНиП по планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов из расчета 100 м2 на 1 место в мотеле. В случае расположения участка в условиях городской застройки допускается принимать 75 м2 на 1 место. Расстояние от края проезжей части скоростной дороги, магистральных дорог и улиц до жилых помещений мотелей следует принимать не менее 50 м, предусматривая на земельном участке посадку 3—4 рядов деревьев вдоль этих дорог и улиц. Стоянки автомобилей на участке мотеля должны проектироваться из расчета 1 легковой автомобиль на 3 места в мотеле. Площадки для автобусов следует принимать из расчета 1 автобус на 100—150 мест в мотеле по 75 м2 на 1 автобус. 1.8. На участке мотеля в зависимости от назначения |
различных групп помещений, сооружений и устройств можно выделить следующие функциональные зоны (рис. 9): жилых номеров и индивидуальных автостоянок, спортивных площадок и устройств, зеленых насаждений общего пользования; административно-хозяйственных зданий, складских помещений, хозяйственных устройств, автомобильных стоянок общественного пользования (рис. 10); предприятий общественного питания, а также стоянок автомобилей посетителей ресторана; технического обслуживания автомобилей в составе технологических сооружений и устройств. Взаиморасположение функциональных зон в мотелях различных типов следует проектировать в соответствии с технологической схемой. Схема функционирования всех служб мотеля должна отвечать требованиям последовательности обслуживания туристов и автомобилей. За основу архитектурно-планировочной организации мотеля следует принимать последовательную или параллельную схему расположения функциональных зон. При последовательной схеме размещения все службы мотеля необходимо располагать в следующей очередности: автостоянки, приемно-административная группа, предприятия общественного питания и помещения бытового обслуживания, жилая группа, помещения культурно-массового обслуживания. Зону технического обслуживания автомобилей, автосервис, сооружения и устройства следует располагать изолированно от жилого и общественного блока мотеля с учетом обеспечения «автомобильной» связи на участке. При параллельной схеме службы обслуживания следует располагать в соответствии с приемами взаи-моразмещения автостоянки и жилого номера. В мотелях с совмещенным решением номер — стоянка допускается применять приемы расположения стоянок-гаражей внутри корпуса (гараж — гостиница). 1.9. В планировочной организации мотеля должны быть отражены основные требования взаимосвязей помещений и учтена организация четкой схемы автомобильного движения на подъезде к участку и на территории мотеля (рис. И). Необходимо предусматривать возможность подъезда на автомобиле непосредственно к жилому блоку, автомобильным стоянкам, автозаправочной станции и станции технического обслуживания. Следует обеспечить и кратчайшие подъезды к автозаправочной станции или станции технического обслуживания, минуя другие зоны мотеля. Для рациональной организации движения должны быть исключены встречные потоки, совмещение транспортных и пешеходных путей, а также чересполосное размещение функциональных групп и зон. 1.10. Безопасность пешеходного и автомобильного движения на территории мотеля должна обеспечиваться организацией бестранспортных зон на путях движения пешеходов. В целях соблюдения условий безопасности движения необходимо предусматривать: последовательность расположения объектов в зонах технического обслуживания; дифференцированное распределение транспорта на участке обслуживания по типам и габаритам; специальные пешеходные трассы, изолированные от движения автотранспорта. 1.11. Удельный вес отдельных функциональных зон в общем балансе территории следует определять в соответствии с эксплуатационными, функциональными и экономическими требованиями с учетом вместимости учреждения, его местоположения, формы участка, особенностей рельефа, природно-климатических условий. |
3
1* Зак. 189
1 — АЗС с автосервисом; 2 —контрольный пункт; 3 —приемный корпус кемпинга; 4—кемпинг; 5 — мотель; 6'— павильон;
7 — пляж; 8 — водоем
Рис. 3. Транзитный мотель а — на магистрали* Схема генплана: 1 — ресторан; 2 — приемно-административное здание; в — спальный корпус; 4 хозяйственный двор; б — в зоне отдыха. Схема генплана: / — административное здание с блоком общественного питания; 2 — жилые номера; 3—.АЗС и автосервис; 4 ^ автостоянка; 5 — зона отдыха |
4
М — мотель; Т — АЗС; Р — автостоянка; U — объезд
Рис. 6. Архитектурно-планировочная организация участка мотеля на 100 мест. Типовой проект № 503-185, Гипро- |
I — здание мотеля с помещениями общественного питания, администрации; 2 — автостоянки; 3 — хозяйственные сооружения; 4 — гараж; б — сооружения и устройства технического обслуживания автомобилей; 6 — АЗС; 7 — зона отдыха
Рис. 7. Архитектурно-планировочная организация транзитного мотеля. Схема генплана 1 — служебный корпус; 2 — административный корпус; 3 — спальный корпус; 4 — блок обществен ного питания; б — зона отдыха |
В зонировании территории учреждения автотуризма следует учитывать застройку прилегающих участков зоны отдыха» чтобы предусмотреть смежное расположение идентичных функциональных зон -и обеспечить един* ство градостроительного ансамбля.
В условиях обособленного размещения мотеля хозяйственные и инженерные сооружения должны быть изолированы от основных зданий и сооружений и сгруппированы с зоной технического обслуживания автомобилей. |
Рис. 8. Архитектурно-планировочная организация целевого мотеля а —общий вид; б —схема генплана: / — мотель; 2 —гостиница; 3 — ресторан; 4 —стоянка автомобилей- 1.12. Зона технического обслуживания автомобилей может быть самостоятельным планировочным элементом и в подобных случаях не включаться в общий баланс территории мотеля. ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ ПОМЕЩЕНИЙ 1.13. При проектировании мотелей должны решаться вопросы группировки помещений с учетом архитектурно-планировочных, санитарно-гигиенических, противопожарных и эксплуатационных требований в соответствии со СНиП II-93-74 «Предприятия по обслуживанию автомобилей», СН 245-71 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий, СНиП II-A.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений» и ВСН 15-73 «Временные указания по размещению стоянок, гаражей и предприятий техобслуживания легковых автомобилей в городах и других населенных пунктах». Функциональную структуру мотеля следует формировать с учетом взаимосвязи всех помещений, обеспечивающих проживание и обслуживание посетителей, а также паркирование, хранение и обслуживание их транспортных средств (рис. 12). Основные группы помещений могут размещаться как в одном здании, так и в отдельных зданиях. Необходимо учитывать специфику размещения гаражей, стоянок, автозаправочных станций и станций технического обслуживания автомобилей. Функциональную организацию мотеля следует проектировать на основе взаиморазмещения основных групп помещений (рис. 13). В мотелях должны предусматриваться следующие группы помещений: жилая группа: один или несколько многоэтажных спальных корпусов, система домиков или павильонов;-административно-хозяйственная группа: помещения администрации, обслуживающие и хозяйственные помещения; группа помещений питания и торговли: ресторан, столовая, кафе, бар, буфет, магазин и т. д.; 6 |
/ — жилая зона; //-приемно-административная; /// — общественного питания; /V —спальных корпусов; V — хозяйственная; VI — технического обслуживания автомобилей |
Рис. 10. Примеры размещения приемно-административной группы помещений в мотелях |
помещения культурно-массового облуживания; гостиные, универсальный зал, библиотека, кружковые комнаты;) допускается устройство телетайпной площадью 10— 12 м2 и помещений для вычислительных машин, а также для установок сигнализации и связи площадью согласно заданию на проектирование. В зданиях транзитных мотелей сберкассу и отделение связи допускается не предусматривать. сороужения и устройства спортивного назначения: спортивные площадки; помещения бытового обслуживания: приемные пункты или мастерские ремонта одежды, обуви, прачечная и т. п.; |
|
1
4) Часть однокомнатных и двухкомнатных номеров при соответствующем обосновании допускается проектировать жилой площадью соответственно Ш и 30 м2.
2
)3а счет объединения однокомнатных номеров.
3
)Допускается заменять душем.
1.17. Общие уборные, умывальные и душевые (раздельные для мужчин и женщин), кабины личной гигие-яы женщин следует предусматривать из расчета количества мест в номерах, не имеющих соответствующего -санитарно-технического оборудования, и размещать на ,каждом этаже.
Количество санитарных приборов следует принимать согласно табл. 5.