Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

63 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ содержит основные положения по проектированию зданий межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК) и школьных учебно-производственных мастерских (УПМ). Приведены основные требования и организационно-педагогической структуре УПК и УПМ, даны предложения по формированию сети и номенклатуре типов зданий, объемно-планировочной структуре, составу и площадям помещений, основные архитектурно-планировочные элементы. Для архитекторов, проектировщиков и работников народного образования

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения и педагогические требования к межшкольным учебно-производственным комбинатам и школьным учебно-производственным мастерским

2. Организация сети и номенклатура типов зданий сельских УПК и УПМ

3. Земельные участки

4. Общие требования к проектированию зданий учебно-производственных комбинатов и учебно-производственных мастерских

5. Функциональные группы помещений межшкольных УПК и школьных УПМ

6. Особенности объемно-планировочной структуры зданий учебно-производственных комбинатов и учебно-производственных мастерских

7. Основные архитектурно-планировочные элементы зданий УПК и УПМ

Приложение 1. Примерный состав и площади помещений зданий сельских УПК

Приложение 2. Примерный состав и площади помещений зданий УПМ

Приложение 3. Состав и площади помещений учебных гаражей

 
Дата введения01.01.2019
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2019

Этот документ находится в:

Организации:

УтвержденЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя
ИзданСтройиздат1986 г.
РазработанЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя при Госстрое СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦНИИЭП учебных здании Г осграж д анстроя

Рекомендации

по проектированию учебно-

производственных комбинатов и мастерских для учащихся сельских

общеобразовательных


школ

Москва 1986

Цевтриынй

научно-исследовательский ■ проектный институт типового и »хспер!метлыого проектировании школ, дошкольных учреждений, средних н высших учебных «введений (ЦНИИ9П учебных «даижй)

Госгрвждвнстроя

по проектированию учебно-

производственных комбинатов и мастерских для учащихся сельских

общеобразовательных

школ

Москва Строниздат 1986

2.12.    Число мастерских средних общеобразовательных школ выбираются по табл. 5 из расчета 30-часовой загрузки помещений в неделю.

2.13.    Обучение учащихся в УПК и УПМ производится, как правило, полностью на их базе; по некоторым предметам трудовой подготовки часть учащихся может заниматься периодически на фермах, предприятиях, районных отделениях "Сельхозтехники”, что следует учитывать при выборе типа здания.

3. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

3.1.    Здания межшкольных УПК размещаются, как правило, самостоятельно, а также могут размещаться рядом с одной из школ (базовой) или находиться в непосредственной близости от ведущего предприятия, отделения "Сельхозтехники”.

Здания сельских УПМ размещаются, как правило, на участке средней школы или на близ расположенной территории.

3.2.    Расстояние от учебных зданий до красной линии должно быть не менее 15 мм, от учебных зданий до края проезжей части скоростных проездов и дорог не менее 50 м.

3.3.    Земельные участки межшкольных УПК должны быть не менее 2,5 га и делиться на зоны: учебно-опытную не менее 0,5 га (с участками полевых и овощных культур и теплицей), учебно-производственную с учебными гаражами и навесами для сельскохозяйственной техники (при наличии соответствующего профиля), пунктами технического обслуживания, хозяйственную (со складскими сооружениями и гаражом).

3.4.    Участки средних школ, при которых строится УПМ, должны быть увеличены за счет расширения учебно-опытной зоны с теплицей (не менее 0,5 га), а также учебно-производственной зоны с учебными гаражами и секционными навесами и пунктами технического обслуживания.

Площади участков средних школ на 13 и 18 классов рекомендуется увеличивать на 1,1 га, школ на 22, 33 и более классов - 1,3 га.

3.5.    При строительстве трактородрома или автодрома площади участков УПК и УПМ рекомендуется увеличивать на 1 га, при наличии обоих - на 2 га.

3.6.    Учебные гаражи, навесы для сельскохозяйственной техники, пункты технического обслуживания размещаются на площади вне трактородрома или автодрома.

Секционные навесы для сельскохозяйственной техники предусматриваются до 250 м2 (одна секция 50 м2).

На участке УПК допускается строительство учебного тира.

3.7.    Трактородром, автодром и хозяйственную зону не рекомендуется размещать со стороны окон помещений для теоретических занятий.

Для снижения шумового воздействия от работающей техники на тракто-родроме или автодроме следует производить их обвалов к у или предусматривать защитные полосы зеленых насаждений.

При строительстве учебных полигонов следует учитывать основное для данной местности направление воздушно-ветровых потоков и размещать полигон с подветренной стороны.

3.8.    На земельных участках необходимо предусматривать подъезды для пожарных машин к зданиям. Проезды и подъезды к зданиям, учебному полигону, навесам для сельхозтехники, теплица, а также хозяйственная зона должны иметь твердое покрытие.

3.9.    В хозяйственной зоне участков следует предусматривать площадку для мусоросборников.

ЗЛО. Защитную полосу по границам земельного участка рекомендуется принимать не менее 1,5 м, а со стороны улицы — не менее 6 м. Расстояние от окон учебных помещений до стволов деревьев должно быть не менее 10 м, а до кустарников - не менее 5 м.

Посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами на земельных участках не допускается.

10

3.11.    Земельные участки рекомендуется ограждать по всему периметру, в том числе: земельные участки, примыкающие к проездам и дорогам — железобетонными решетками или стальной сеткой высотой 1,2 м, в остальных случаях - живой изгородью высотой не менее 1,2 м.

3.12.    На участках следует предусматривать отвод дождевых вод.

4. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЗДАНИЙ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМБИНАТОВ И УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ

4.1.    Учебно-производственные комбинаты и учебно-производственные мастерские рекомендуется строить по типовым проектам в соответствии с приведенной номенклатурой типов зданий (табл. 1 и 3), рассчитанных на подготовку учащихся в УПК по 12 наиболее массовым профилям народного хозяйства, а в УПМ — по 3 основным сельскохозяйственным профилям.

4.2.    Количество трудовых профилей, по которым ведется обучение учащихся по стране, не исчерпывается заложенными в основу типовых проектов, поэтому в зданиях комбинатов нужно предусматривать возможность изменения трудового профиля при привязке зданий к конкретным условиям.

4.3.    Здания сельских межшкольных УПК должны быть универсальны. Их следует проектировать с учетом возможности увеличения количества профилей обучения за счет сокращения числа учащихся по каждому профилю обучения (специфика обучения на селе). При этом тип здания УПК на 120 мест рассчитывается на 4-7 учебных групп, тип на 150 мест - 6-10 групп, тип на 250 мест - 10-12 групп. С этой целью часть площадей помещений для занятий по основным профилям может быть приспособлена для занятий по дополнительным профилям.

4.4.    При определении типов УПК и УПМ необходимо учитывать соотношение мужских, женских специальностей и специальностей, по которым могут работать те и другие, принимая условно равное число девочек и мальчиков, обучающихся в школе.

4.5.    Межшкольные УПК рекомендуется размещать централизованно в 1-2-этажных зданиях.

Школьные УПК следует проектировать в виде блока, стоящего отдельно на участке или соединенного отапливаемым переходом со зданием школы.

4.6.    Высоту наземных этажей зданий (от пола до пола вышележащего этажа) рекомендуется принимать 3,3 м, основных учебно-производственных помещений (мастерских, цехов, помещений для обучения строительным специальностям) - 4,2 м, универсального зала-лекционной аудитории в соответствии с требованиями кинотехнологии.

4.7.    Учебные помещения следует размещать в наземных этажах. В цокольных этажах допускается размещать гардеробные, санитарные узлы, душевые, кладовые и столовые, а в подвальных - бойлерные, насосные водопровода и канализации, узлы управления, вентиляционные камеры, камеры для кондиционирования воздуха, кладовые.

4.8.    Учебно-производственные помещения с тяжелым оборудованием следует размещать в первых этажах зданий без подвалов.

4.9.    Ориентацию окон, учебных помещений для теоретических занятий по сторонам горизонта следует принимать согласно табл. 6.

4.10.    В помещениях межшкольных УПК и УПМ должно предусматриваться естественное освещение. Допускается освещение:

вторым светом или комбинированным только .помещений, связанных с кратковременным пребыванием детей или эпизодического использования;

искусственным светом универсального зала-лекционной аудитории, столовой (со всеми подсобными помещениями) кинофотолаборатории* гардеробных, санитарных узлов, помещений кладовых, киноаппаратных, радиоузлов и дикторских, душевых.

11

Таблица 6

Помещения

Ориентация в азимутах для расчетных географических поясов 60—45° с.ш.

оптимальная

J допустимая

1. Кабинеты лаборатории для теоретических занятий (кроме указанных в поз. 2)

От 65° до 200°

От 200° до 65° (не более 75% помещений)

2. Лаборатория биологии

От 150° до 210°

От 90° до 150° и от 210° до 270°

4.11.    Основной поток света в учебных помещениях для теоретических занятий должен предусматриваться с левой стороны от учащегося.

4.12.    Проемы окон учебно-производственных помещений, универсального зала-лекционной аудитории необходимо предусматривать с солнцезащитными устройствами для устранения слепящего действия от прямой (отраженной) блескости или перегрева при инсоляции.

5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ПОМЕЩЕНИЙ МЕЖШКОЛЬНЫХ УПК И ШКОЛЬНЫХ УПМ

5.1. Межшкольный учебно-производственный комбинат должен состоять из трех основных функциональных групп помещений: учебно-производственной, учебно-воспитательной, административно-хозяйственной и бытовой (рис. 4.)

Рис. 4. Взаимосвязь основных помещений зданий сельских учебно-производственных комбинатов 1    - учебно-произ

4

4

водственный комплекс; 2 - учебно-воспитательный комплекс; 3    -

группа административно-бытовых помещений; 4 - входная группа; 5    -

участок УПК Л - лаборантские; К - кабинеты; М -мастерские; С -склады; 3 - кино-лекционный зал; Б - библиотека; В - вспомогатель

ные помещения; ТТ - помещения для технического творчества; СТ — столовая; А - административное помещение

У.чебно-производственные мастерские должны состоять из двух функциональных групп помещений: учебно-производственной и административно-хозяйственной и бытовой.

Учебно-производственные помещения

5.2.    К учебно-производственным относятся помещения для учебно-производительного труда (цехи, мастерские), помещения для теоретических занятий (кабинеты, лаборатории, лаборантские), обслуживающие помещения (склады, гардеробные, душевые).

5.3.    Функциональная структура должна учитывать:

разделение учебно-производственных помещений на группы по специальностям;

секционность построения помещений по каждому профилю обучения;

обеспечение удобной связи между помещениями для занятий одной специальностью, цехами и мастерскими с подсобными помещениями и кабинетами для теоретических занятий (рис. 5.).

5.4.    В УПК мастерские и цехи рассчитываются на 13 учащихся, а помещения для теоретических занятий (кабинеты и лаборатории) - на 25 учащихся каждое. В УПМ мастерские и помещения для теоретических занятий рассчитываются на 20 учащихся каждое.

5.5.    В УПК площаДй помещений для теоретических занятий и основных учебно-производственных помещений рекомендуется принимать по табл. 7. В каждом пункте таблицы перечисляются различные по назначению помещения, но имеющие одинаковую нормативную площадь- Состав помещений УПК рекомендуется принимать по прил. 1.

Учебно-производственные помещения, мастерские, цехи по одной специальности допускается проектировать в виде единого помещения, если это оправдано удобством размещения технологического оборудования. Площади складских помещений могут быть увеличены по местным условиям.

5.6.    При проектировании УПК рекомендуется предусмотреть возможность перераспределения площадей помещений между учебно-производственными мастерскими в зависимости от местных условий и требований размещения технологического оборудования (универсального использования).

5.7.    В УПМ площади помещений для теоретических занятий и учебнопроизводственные рекомендуется принимать по табл. 8, а состав помещений - по прил. 2.

Учебно-воспитательные помещения

5.8.    В УПК к учебно-воспитательным помещениям относятся: кабинет профориентации, библиотека-читальный зал, методический кабинет, универсальный зал-лекционная аудитория и другие помещения. Учебно-воспитательными помещениями пользуются учащиеся УШ-XI классов, занимающиеся в межшкольных УПК, и, кроме того, учащиеся УН классов (профориентационная работа и творческие кружки).

5.9.    Библиотеки рекомендуется проектировать на расчетное число учащихся (единовременная наполняемость в одну смену), исходя из нормы 40-50 единиц книжного фонда технической литературы на 1 учащегося. Библиотека зонируется, на читальный зал и книгохранилище. Число мест в читальном зале рекомендуется принимать на 8-10% расчетного числа учащихся, площадь читального зала рассчитывается исходя из нормы 2,4 на 1 место в зале, книгохранилища - исходя из нормы 2,5 м^ на 1000 единиц книжного фонда.

5.10.    Площадь помещений библиотеки-читального зала в УПК рекомендуется принимать по табл. 9.

5.11.    Универсальный зал-лекционную аудиторию рекомендуется проектировать с эстрадой (оптимальное решение - трансформируемой), а зал —

Рис. 5. Блокирование помещений зданий сельского УПК М, Ц- мастерские цехи: 1 - металлообработки, 2 - деревообработки, 3 -автодела, 4 - тракторного дела, 5 - строительного дела, 6 - электротехники, 7 - радиоэлектроники, 8 - швейного дела, 9 - кулинарного дела, 10 - торгового деле; Z?/7 - вспомогательные помещения: 11 - инструментальное отделение, 12 - заточной участок, 13 - участок обкегкы двигателей, 14 -склад сырья, /5 - склад головой продукции, 76 - подсобные помещения; К, Л - кабинеты, лаборатории: 17 - металловедения, 18 - деревообработки, 19 - автодела, 20 - тракторного дела, 21 - правил дорожного движения, 22 - тренажеров, 23 - сельскогозлйсгвекньие машин и основ агротехники, 24 - основ животноводства, 25— основ агрохимии, 26 — строительного дела, 27 - радиоэлектроники и электротехники, 28 швейного дела, 29 - кулинарии, 30 - торгового дела, 31 - машинописи, 32 - лаборантская; ОП - об-


Таблица 7


Помещения


Число учащихся


J Площадь, м2


Для теоретических занятий

1.    Кабинеты:

по изучению устройства трак-    25

торов, сельскохозяйственных маших, автомобилей и кабинет-лаборатория по электротехнике и механизации животноводческих ферм

остальные    25

2.    Лаборантские    -

3.    Тренажерные по вождению    -

тракторов, сельскохозяйственных

машин, автомобиля

Для учебно-производительного труда

1.    Мастерские и цехи:

практикум по изучению трак-    25

торов,

сельскохозяйственных машин, по механизации животноводческих ферм, по агротехнике и по изучению машин для выращивания сельскохозяйственных культур столярные и для обучения строительным специальностям

слесарная при мастерской практикуме по изучению тракторов и сельскохозяйственных машин слесарные, по электротехнике, практикум по изучению автомобиля!, пошиву одежды, помещения для обучения навыкам торговли! по кулинарии

2.    Помещения для специальных швейных машин

3.    Фасовочный цех для обучения торговли продовольственными товарами


25 (2x13)

25 (2x13) 25 (2x13)


Вспомогательные

1. Инструментальные:

по металлообработке, строи-    —

тельному делу


90


60

18

18


180


270(2x135)

60

180(2x90)

144(2x72)

18

18


18


щие помещения, 33 — кабинет технического творчества, 34 — кабинет профориентации, 35 — кинолекционный зал, 36 - библиотека и читальный зал, 37 - столовая, 38 - рекреационные помещения

1 - объединение помещений в группу; П - объединение помещений в секции; Ш - обеспечение удобной связи между помещениями


Продолжение табл. 7

Помещения

Число учащихся

| Площадь,

по деревообработке ( с заточным участком)

2. Склады заготовительных материалов и готовой продукции:

24

1 О

по электротехнике, пошиву одежды

18

слесарные2 и по деревообработке2

24

по строительному делу2

-

36

заготовительный цех со складом материалов по деревообработке

90

3. Подсобные помещения по кулинарии, торговле

18

4. Заточной участок

_

24

5. Помещение для горячей обкатки двигателей

36


^ Предусматриваются по одному в здании с расчетом, что вторая половина группы будет обучаться соответственно в магазинах и гаражах.

2 Предусмотреть из складов дополнительный выход наружу или через коридор, непосредственно примыкающий к мастерским.


Таблица 8


Помещения    | Количество учащихся | Площадь, м2

Помещения для теоретических занятий

1.    Кабинеты, практикумы    15    60

2.    Лаборантские    -    18

3.    Тренажерная для обучения    -    36

вождению

4.    Помещение кружка юных    -    72

натуралистов

Помещения для учебно-производительного труда

180

1.    Мастерские:

по изучению устройства трак-    15

60

36

тора и автомобиля; сельскохозяйственных машин; основ агротехники; основ животноводства и механизации животноводческих ферм; универсальная по этим профилям

по ремонту трактора и авто-    15

мобиля

2.    Помещение для горячей обкат-    -

ки двигателей

Таблица 9

Помещение

Типы УПК по числу мест

100 J 150 [ 250

Библиртека-читальныЙ 36/5 55/7,5 75/10 зал, м2 / тыс. томов

Таблица 10

Помещение

Типы УПК по числу мест

100 150 £ 250

Универсальный зал-лек-    75/60    100/75    120/100

ционная аудитория, м1 / мест

Кинопроекционная, м1    -    24    24

Лаборантская^, м2    —    18    18

1 Размещать со стороны эстрады для удобства проведения лекционных занятий.

Таблица 11

Помещение    I    Площадь,    м2

1.    Кабинет профориентации (комната    60

трудовой славы)

2.    Кабинет микропроцессорной техники    60

3.    Кабинет технического творчества    90

4.    Методический кабинет    18

5.    Помещения технического центра:

дикторская, радиоузел    *

комната для хранения и отбора тех-    12

нических средств обучения и ремонта аппаратуры

помещение для изготовления информа-    18

ционных материалов - фотолаборатория

6.    Кладовая для хранения материалов вы-    24

ставок и кабинет актива учащихся для организации выставок!

1 Рекомендуется размещать в непосредственной близости от универсального зала-лекционной аудитории.

с учетом возможности демонстрации кинофильмов, организации в нем сменных выставок работ учащихся, проведения лекционных занятий двух групп учащихся, для чего устанавливаются стулья с пюпитрами, исходя из нормы 1 м1 на место, а для осталышх, требуемых по расчету зрительских мест в зале, исхода из нормы 0,65 м2 на одно место.

5.12.    Площади универсальных залов-лекционных аудиторий и помещений рекомендуется принимать по табл. 10.

5.13.    Площади дополнительных учебно-воспитательных помещений в УПК рекомендуется принимать по табл. 11.

Административно-хозяйственные и бытовые помещения

5.14.    В зданиях межшкольных УПК рекомендуется предусматривать столовые, поскольку учащиеся находятся в УПК 6 ч в день.

Площадь обеденного зала рассчитывается на 1 место, исходя из нормы 1 м^ на учащегося (с учетом самообслуживания).

Кухни следует принимать заготовочные на сырье.

Производственные помещения столовых должны иметь самостоятельг ный выход на участок.

Число умывальников в столовых рекомендуется определять из расчета 1 умывальник на 60 мест в обеденном зале. Умывальники должны размещаться в проходах при коридорах шириной 3,5-4 м.

5.15.    Площадь служебных помещений в УПК и УПМ рекомендуется принимать по прил. 1 и 2.

5.16.    Площадь рекреационных помещений принимается из расчета 0,8 м2 на 1 учащегося, вестибюля-гардеробной - 0,25 м2.

5.17.    Площади и количество санитарных приборов принимаются по табл. 12.

Таблица 12

Помещения

Измеритель

Площадь, м2

Количество санитарных приборов

Санитарные узлы: для девочек

на 1 учащегося

0,1

1 унитаз на

для мальчиков

То же

0,1

30 чел., 1 умывальник на 60 чел.

1 унитаз на

Уборные и умывальные

санитарный

2

40 чел.,

1 писсуар на 40 чел.,

1 умывальник на 60 чел.

1 унитаз и 1 умы

для персонала

узел

вальник

Кабина личной гигиены

кабина

3

1 гигиенический

женщин

Душевые

на 15 чел.

3

душ, 1 унитаз,

1 умывальник 1 душевая сетка

5.18.    Ширину рекреационных помещений в УПК и УПМ рекомендуется принимать не менее 2,8 м, коридоров, примыкающих к учебным помещениям, - не менее 1,8 м, остальных коридоров - не менее 1,2 м.

5.19.    В УПК при учебно-производственных помещениях (по изучению устройства тракторов, сельскохозяйственных машин, основ агротехники, основ животноводства и механизации животноводческих ферм, основ агротехники и машинной технологии выращивания сельскохозяйственных культур, деревообработке, автоделу, строительному делу, кулинарии) следует предусматривать гардеробные для хранения домашней одежды площадью 0,4 м2 на 1 рабочее место. Гардеробные могут размещаться раздельно при соответствующих мастерских или в одном месте.

5.20.    Административно-хозяйственные помещения в УПК и УПМ рекомендуется размещать на первом этаже, ближе к основному входу в здание.

5.21.    В зданиях УПК и УПМ рекомендуется предусматривать один вход для учащихся.

18

17

Таблица 13

Типы УПК гр/мест

Рабочая площадь, м2

по зданию

на 1 учащегося

на 1 учащегося в расчете на пропускную способность в неделю

4/100

2 843

28,43

4,74

6/150

3 401

22,67

3,78

10/250

5 108

20,43

3,41

Таблица 14

Типы УПМ по

Рабочая площадь, м2

по зданию

на 1 учащегося


1


329

10,97

10,88

11,57

12,1

30

60

90

120

653

1041

1452

5.22.    Примерные технико-экономические показатели рабочих площадеР задний сельских межшкольных УПК приведены в табл. 13.

5.23.    Примерные технико-экономические показатели рабочих площадей сельских УПМ приведены в табл. 14.

Технико-экономическую оценку типовых и экспериментальных проектов УПК и УПМ рекомендуется производить согласно Инструкции по техникоэкономической оценке типовых и экспериментальных проектов жилых домов и общественных зданий и сооружений (СН 545-82).

6. ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ЗДАНИЙ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМБИНАТОВ И УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МАСТЕРСКИХ

6.1.    Объемно-планировочная структура здания УПК (рис. 6) должна решаться с учетоМ многопрофильности учреждения на основе следующих условий:

секционности построения группы учебно-производственных помещений по специальностям;

создания крупных пространств мастерских-цехов;

создания автономной группы помещений для профориентационной работы с учащимися УН—XT классов.

6.2.    Объемно-планировочная структура зданий сельских УПК может строиться на основе компактного (рис. 7) или дифференцированного решения плана (рис. 8).

В первом случае обеспечивается внутрисекционное деление помещений, во втором - изоляция отдельных блоков по сельскохозяйственным профилям обучения и их непосредственная связь с участком УПК. При размещении блоков вне основного здания они должны соединяться со зданием отапливаемыми переходами.

6.3.    Объемно-планировочная структура здания УПМ (рис. 9) должна решаться на основе следующих условий:

секционности построения учебно-производственных помещений по специальностям;

19

Рекомендованы к изданию Научно-техническим советом ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя.

Рекомендации по проектированию учебно-производственных комбинатов и мастерских для учащихся сельских общеобразовательных школ / ЦНИИЭП учебных зданий. — М.: Стройиздат, 1986. — 64 с.

Содержат основные положения по проектированию зданий межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК) и школьных учебно-производственных мастерских (УПМ). Приведены основные требования к организационно-педагогической структуре УПК и УПМ, даны предложения по формированию сети и номенклатуре типов зданий, объемно-планировочной структуре, составу и площадям помещений, основные архитектурно-планировочные элементы.

Для архитекторов, проектировщиков и работников народного образования.

Табл. 17, ил. 41.

Инструкт.-ЯОрматI вып. — 71—85

4902010000-482 047(01) -"86

©Стройиздат, 1986

Рис. 6. Объемно-планировочная структура зданий сельских УПК


Рис. 8. Объемно-планировочная структура сельского УПК с дифференцированным решением плана

М - учебно-производственные мастерские; П - группа помещений профориентации; Л — группа административно-бытовых помещений; К - учебные кабинеты


20


ПРЕДИСЛОВИЕ

Развитие и совершенствование среднего образования неразрывно связано с социальными задачами нашего общества, с поступательным развитием народного хозяйства, с задачами научно-технической и культурной революции.

Осуществляемая в стране Продовольственная программа, направленная на интенсивное развитие всех отраслей сельского хозяйства, предопределяет необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов в области сельскохозяйственного производства. ’’Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы”, одобренные Пленумом ЦК КПСС 10 апреля 1984 г. и Верховным Советом СССР 12 апреля 1984 г. ориентируют учащихся старшего звена школы на соединение обучения, сочетающегося с овладением массовыми профессиями, с производительным трудом.

Сегодня в сельских общеобразовательных школах обучается около половины всех школьников страны, однако сложившийся фонд школьных зданий на селе не имеет еще соответствующей базы для трудового обучения.

Поиски новых прогрессивных форм трудового обучения школьников общеобразовательной школы привели к созданию широкой сети зданий сельских межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК) и сельских учебно-производственных мастерских (УПМ), что и обусловило необходимость разработки настоящих Рекомендаций.

В основу Рекомендаций положены педагогическая литература, материалы натурных обследований, научные работы и проекты предложения.

Рекомендации разработаны ЦНИИЭП учебных зданий (д-р архит. В.И. Степанов, канд. архит. Н.С. Придонова, архит. И.Ф. Шивков, канд. архит. Г.И. Наумкин).

!. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕЖШКОЛЬНЫМ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ КОМБИНАТАМ И ШКОЛЬНЫМ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ МАСТЕРСКИМ

1.1.    Сельские межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) и школьные учебно-производственные мастерские (УПМ) предназначены для трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся УШ-Х1 классов средних общеобразовательных школ.

1.2.    Сельские УПК организуются отделами народного образования с участием колхозов (совхозов), промышленных и сельскохозяйственных предприятий, предприятий сферы обслуживания. УПМ создаются отделами народного образования с участием колхозов (совхозов) и сельскохозяйственных предприятий.

1.3.    Межшкольные УПК рассчитываются на группу средних общеобразовательных школ, УПМ, как правило, предназначаются для обслуживания одной средней общеобразовательной школы.

1.4.    Профили трудового обучения в УПК устанавливаются с учетом местных потребностей в кадрах (текущих и перспективных) агропромышленных объединений, а в УПМ рассчитываются гланым образом на основные отрасли сельского хозяйства.

1.5.    Трудовое обучение ведется по программам Министерства просвещения СССР, а также по программам, утвержденным министерствами просвещения союзных республик. Министерством просвещения СССР определены 19 основных профилей по трудовому обучению старших возрастных контингентов учащихся: электротехника, радиоэлектроника, металлообработка (токарные, фрезерные работы, слесарные работы), деревообработка, основы строительно-монтажного производства (каменные и монтажные работы, малярные работы, штукатурные и плиточные работы), машиностроительное черчение, обработка тканей, торговое обслуживание (торговля продовольственными и непродовольственными товарами), кулинарные работы, автодело, машинопись и основы делопроизводства, тракторы, сельскохозяйственные машины и основы агротехники, основы животноводства и механизации животноводческих ферм, основы плодоводства, основы агротехники и машинной технологии выращивания сельскохозяйственных культур (полеводство, овощеводство), основы лесоводства, основы текстильного производства, основы прикладной химии, основы агрохимии^.

1.6.    На трудовую подготовку учащихся выделяется время, отведенное по учебному плану на трудовое обучение, включая производственную практику: для VII-IX классов -6 ч, Х-Х1 - 8 чв неделю. Дополнительно могут быть также использованы часы, отведенные на факультативные занятия.

1.7.    Производственный труд организуется с учетом возраста и пола учащихся, исходя из требований охраны труда и здоровья подростков. Он должен быть тесно связан с общей программой трудового обучения школьников.

На производственный труд должно быть ориентировано 100% учащихся Y1U-XI классов. Производственный труд школьников возможен в период каникул.

1.8.    Трудовая подготовка учащихся УШ-Х1 классов проводится в УПК один раз в неделю, 6 ч в день.

Комбинаты, как правило, работают 6 дней в неделю. Занятия проводятся в одну смену.

В учебно-производственных мастерских учащиеся занимаются в течение недели: УШ-1Х классы -6 ч,X-XI классы -8 ч.

1 ”0 разработке и утверждении программ трудового обучения учащихся IX-X(XI) классов на местах” (Инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 28 декабря 1978 г. № 79-М, опубликованное в сборнике документов 'Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация учащихся средних общеобразовательных школ”. М.: Просвещение, 1980).

4

1.9.    На комбинате создаются учебные группы (бригады) численностью 20-25 чел. При практическом обучении и производительном труде группы (бригады) делятся пополам - 10-13 учащихся. В состав групп могут входить учащиеся из разных школ.

В учебно-производственных мастерских занятия проводятся группами по 15—20 учащихся (нормативный класс учащихся делится пополам). В состав группы входят учащиеся из одного класса.

1.10.    В УПК и УПМ учащиеся занимаются техническим творчеством, юннатской работой и сельскохозяйственным опытничеством, рационализаторской и изобретательской деятельностью, обучаются основам научной организации труда. В УПК могут привлекаться учащиеся УТ—УН классов для занятий кружковой работой (особенно из близрасположенных школ).

На базе УПМ могут заниматься юннатской работой и творческой деятельностью все учащиеся школы.

1.11.    Межшкольные УПК и УПМ являются центрами работы по профессиональной ориентации учащихся. Они совместно со школами подготавливают учащихся к выбору профессии.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ И НОМЕНКЛАТУРА ТИПОВ ЗДАНИЙ СЕЛЬСКИХ УПК И УПМ

2.1.    Здания сельских УПК размещаются самостоятельно в районных центрах, поселках и рассчитываются на обслуживание учащихся близрасположенных населенных пунктов.

Здания сельских УПМ размещаются при средних школах и рассчитываются на обслуживание этих школ.

2.2.    При организации сета зданий сельских УПК и УПМ рекомендуется руководствоваться следующим:

здания УПК рассчитываются на обслуживание 1/3 - 1/4 учащихся УШ-XI классов, оставшиеся 2/3 - 3/4 учащихся обучаются в школьных мастерских, при этом необходимо учитывать, что в Х-Х1 классах общеобразовательных школ продолжает обучение в среднем 65% числа окончивших IX классы;

сеть зданий УПК и УПМ проектируется в зависимости от численности населения и числа учащихся старших классов;

необходимо оринетароваться преимущественно на создание межшкольных УПК как более современной формы трудовой подготовки учащихся с учетом допустимых радиусов обслуживания. В остальных случаях применять УПМ.

2.3.    При выборе типов зданий сельских УПК и УПМ необходимо учитывать всю систему организации трудового обучения учащихся в данном районе (УПК, УПМ, ПТУ, учебные цехи предприятий и др.) (рте. 1).

2.4.    Номенклатура типов зданий УПК приведена в табл. 1.

2.5.    Характеристика типов зданий УПК по профилям трудового обучения дана в табл. 2.

2.6.    Номенклатура типов зданий УПМ приведена в табл. 3.

2.7.    Характеристика типов зданий УПМ дана в табл. 4

2.8.    Типы зданий УПК выбираются исходя из численности населения и числа учащихся старших классов на 1000 жителей, пропускной способности учреждений в неделю, требуемого числа учебных групп и местных условий размещения УПК в сельской местности.

Число учебных групп У Г в УПК определяется по формуле

УГ^К/ДСУГ

где К — расчетное число учащихся; Д — число рабочих дней в неделю; С — число смен в день; У - число дней занятий одного учащегося в неделю; Г - число учащихся в группе.

5

Рис. 1. Система трудового обучения учащихся на селе

Таблица 1

Типы зданий УПК по числу профилей (в одну смену)

Число з в группе

учащихся

в одну смену

Пропускная способность за неделю (в одну смену)

Число KOMlJ лектов учащихся УИ1-Х1 классов, обслуживаемых УПК

•Число жителей тыс. чел., об-служивае-емых при средней демографии 200 учащихся на 1000 жителей

4

25

100

600

6

8

6

25

150

900

9

12

10

25

250

1500

15

20

2.9.    Радиус обслуживания УПК и УПМ устанавливается не более одночасовой пешеходно-транспортной доступности.

Примечание. В общее время доступности при пользовании общественным транспортом включается время на поездку, на подход к остановке и от остановки к учреждению. Радиус обслуживания определяется исходя из средней скорости движения транспорта - 25- 30 км/ч и средней скорости передвижения школьников старшего возраста - 4 км/ ч.

2.10.    Сеть зданий сельских УПК рекомендуется организовать следующим образом:

Таблица 2


Профили трудового обучения


Типы зданий УПК по числу профилей 4~ j 6    1    10


1.    Тракторы, сельскохо-    X

зяйственные машины и

основы агротехники

2.    Основы животноводства    X

и механизации животноводческих ферм

3.    Основы агротехники и    X

машинной технологии выращивания сельскохозяйственных культур

4.    Основы агрохимии    -

5.    Деревообработка    X

6.    Металлообработка    О

7.    Автодело    -

8.    Строительное дело    -

9.    Электротехника    -

10.    Обработка тканей    0

11.    Торговое дело    0

12.    Кулинария    -


X    X

х    X

X    х


X

о

о

о

X

X

о'


X

X

X

X

X

X

X

о

о


Примечание. Знаком ”Х” обозначен основной профиль обучения, знаком ”0” - дополнительный профиль обучения.


Таблица 3

Типы зданий

Число уча

Пропуск

Число комп-Число обслуживаемых

УПМ по числу

щихся в

ная спо

лектов уча

жителей, тыс. чел..

мест

группе

собность

щихся УМ-

при средней демогра

за неделю

XI классов

фии 200 учащихся на

1000 жителей

Тип Г - 30

30

180

2

2,2

Тип 11 - 60

30

360

4

4,5

Тип IU - 90

30

540

5,5

7

Тип ГУ - 120

30

720

7

9


УПК на 4 и 6 групп размещаются в населенных пунктах самостоятельно или при базовых средних школах и рассчитываются на обслуживание группы близрасположенных школ (рис. 2, а);

УПК на 10 групп размещаются в районных центрах и рассчитываются на обслуживание школ, расположенных в радиусе установленной пешеходно-транспортной доступности (рис. 2, б).

2.11. Принципы организации сети зданий сельских УПМ даны на рис. 3.

Здания сельских УПМ располагаются преимущественно при средних общеобразовательных школах, не связанных дорогами с районным центром в пределах доступности радиусов обслуживания (см. п. 2.9).


7


Таблица 4


Мастерские и практикум


I


Тип зданий УПМ

"if [ нТ [“ту


Универсальная по изучению    +

тракторов, сельскохозяйственных машин и основ агротехники, животноводства и механизации животноводческих ферм По изучению:

тракторов и автомобиля    -

сельскохозяйственных    —

машин и основ агрохимии

основ животноводства    -

и механизации животноводческих ферм Практикум по естественным — наукам и творческая деятельность по сельскохозяйственному опытничеству


_    +

+    +


+ + +


Рис. 2. Варианты организации сети зданий сельских УПК а - на 4 и 6 групп; 6 -на 10 групп,

1 — начальная школа; 2 — неполная средняя школа; 3 — средняя школа; 4 — интернат; 5 - внешкольные учреждения; 6 - межшкольный УПК


8


Таблица 5

Типы средних одиннадцатилетних общеобразо-вательских школ (число классов)

Соотношение числа классов* 1-1У? У-У11; У1И-XX; Х-Х1

Число часов занятий по труду в неделю (с учетом деления класса пополам)

Требуемое число помещений для занятий по труду

для У1П-IX классов

для X—XI классов

суммарное

И

1:1:1:1

24

32

56

2

13

1:1:1:2

24

64

88

3

18

1:2:2:2

48

64

102

3,5

22

1:2:2:4

48

128

176

6

33

2:3:3:5

72

160

232

8

* Для сельской местности с учетом обучения учащихся, окончивших начальные и неполные средние школы.

Рис. 3. Организация сети школ с УПМ 1,2 — начальная школа; 3 — неполная средняя школа; 4 - средняя школа; 5 - УПМ; 6 - микрорайон сельской школы; 10, 20, 30, 50, 60 - суммарное число классов по сети

9

1

За к. 2087