Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

57 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Временные указания применяются при составлении перспективных планов развития сети предприятий бытового обслуживания населения, разрабатываемых в развитие генеральных планов городов, а также рекомендуются для использования при разработке проектов районной планировки.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Методика расчета сети предприятий бытового обслуживания, выбор типов предприятий и их размещение на территории административного района

3. Методика расчета сети предприятий бытового обслуживания, выбор типов предприятий и их размещение на территории города

4. Экономическая эффективность капитальных вложений в строительство сети предприятий бытового обслуживания населения

Приложение 1. Расчетные показатели

Приложение 2. Формы расчета сети предприятий бытового обслуживания

Приложение 3. Примерный перечень типов предприятий бытового обслуживания населения городов, поселков и сельских населенных пунктов

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ВРЕМЕННЫЕ

УКАЗАНИЯ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПЛАНОВ РАЗВИТИЯ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

МОСКВА 1977

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ

ПРИ ГОССТРОЕ СССР

(ГОСГРАЖДАНСТРОИ)

ВРЕМЕННЫЕ

УКАЗАНИЯ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПЛАНОВ РАЗВИТИЯ СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Утверждены

приказом Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 29 апреля 1976 г. М 96

МОСКВА СТРОЙИЗДАТ 1977

и транспортные условия затрудняют обслуживание сельского населения.

Примечание. В районах с низкой плотностью населения

и большим числом мелких населенных пунктов следует широко

применять выездное обслуживание и подвоз населения к приемным пунктам.

2.8.    Состав и мощность комплексных приемных пунктов (на расчетный срок) определяется умножением числа (в тыс. чел.) населения, проживающего в зоне обслуживания комплексного приемного пункта, на дифференцированные показатели графы 4 (табл. 2 прил. 1). Результаты расчетов записываются по форме 4.

2.9.    Состав и мощность сельского дома быта определяются умножением числа населения, проживающего в зоне обслуживания сельского дома быта, на дифференцированные показатели графы 6 табл. 2 прил. 1. В связи с тем, что сельский дом быта одновременно выполняет функции комплексного приемного пункта для населения, проживающего в пределах 30-минутного пешеходного движения, число этого населения следует умножить на дифференцированный расчетный показатель графы 4 табл. 2 прил. 1.

Полученное число рабочих и приемщиков суммируется. Результаты расчетов вносятся в таблицу по форме 5.

2.10.    Дом быта районного центра обслуживает как сельское население района, так и собственно население районного центра.

В административных районах с суммарным числом сельского и городского населения до 70 тыс. человек следует применять районные дома быта. С населением свыше 70 тыс. человек целесообразно строить более крупное предприятие — городской дом быта для обслуживания городского и сельского населения района или сочетать городской дом быта с домами быта городских районов.

Состав и мощность дома быта, размещаемого в районном центре, определяется как сумма производственных рабочих и приемщиков, потребных для обслуживания сельского и городского населения.

Число производственных рабочих и приемщиков для обслуживания сельского населения района определяется умножением численности сельского населения административного района на дифференцированные' показатели графы 8 табл. 2. К найденному числу следует прибавить число рабочих и приемщиков, обслуживающих население, непосредственно тяготеющее к районному дому быта, проживающему в пределах 1 ч транспортной доступности. Численность тяготеющего населения умножается на дифференцированные показатели графы б табл. 2 прил. 1.

Если административный район компактный и сельские дома быта отсутствуют (первый вариант построения сети), то число всего сельского населения района умножается на сумму показателей граф 6 и 8 табл. 2 прил. 1.

Число производственных рабочих и приемщиков для обслуживания городского населения района определяется умножением численности городского населения районного центра на соответствующие дифференцированные показатели графы 6 табл. 4 прил. 1.

Результаты расчетов записываются по форме 6.

Примечания: 1. В более сложных случаях, когда административный район находится в зоне тяготения крупного или крупнейшего города, расположенного вне района, часть населе-

10

кия района в (пределах транспортной доступности будет пользоваться предприятиями последнего. При расчете районного дома быта следует эту часть населения исключить.

2. Расчет и размещение сети комплексных приемных пунктов, шециализирО'Ванных предприятий, обслуживающих собственное (городское) население районного центра, ведется согласно рекомендациям раздела 3 настоящих Указаний.

2.11.    Бани, прачечные и химчистки с самообслуживанием рассчитываются только на собственное население того или иного населенного пункта в соответствии с показателями табл. 3.

2.12.    Состав и мощность предприятия централизованного выполнения заказов, обслуживающего сельское и городское население одного или нескольких административных районов, определяется раздельно по нормам для сельского и городского населения. Число производственных рабочих и приемщиков, потребное для обслуживания сельского и городского населения, суммируется.

Часть производственных рабочих и приемщиков для обслуживания сельского населения определяется умножением числа обслуживаемого сельского населения на дифференцированные показатели графы 10 табл. 2 лрил. 1.

Часть производственных рабочих и приемщиков для обслуживания городского населения определяется умножением числа собственно городского населения и населения тяготеющих городов на дифференцированный показатель графы 10 табл.- 4 прил. 1.

Производительность фабрик-прачечных и фабрик химической чистки и крашения одежды определяется в соответствии с табл. 3. и 5.

Результаты расчетов предприятий централизованного выполнения заказов записываются до форме 7.

2.13.    Комплексные приемные пункты целесообразно размещать в составе торговых и общественкых центров, которые должны размещаться в наиболее посещаемой части сельского населенного пункта и служить для формирования его центра.

Комплексные приемные пункты могут кооперироваться с другими предприятиями, например с банями, прачечными и т. д.

Сельские дома быта также могут входить в состав торгового или общественного центра или размещаться © комплексе с ателье микрохимчистки, баней и прачечной с самообслуживанием.

Дома быта в районном центре размещаются в виде самостоятельных объектов или кооперированных зданий, а также в виде отдельных блоков в составе торговых центров.

2.14.    На основании проведенных расчетов подбираются типы предприятий бытового обслуживания в соответствии с утвержденной номенклатурой типов зданий с максимальным использованием действующих типовых проектов. Аналогично рассчитывается сеть предприятий на первую очередь строительства.

Примерный перечень типов предприятий бытового обслуживания дан в прил. 3.

2.16. При возникновении в процессе разработки перспективного плана нескольких вариантов построения сети выбор оптимального решения должен основываться на сопоставлении их по следующим показателям:

степени удобства пользования предприятиями (доступности, обеспеченности необходимым объемом услуг);

11

Экономической эффективности капитальных вложений в строительство предприятий бытового обслуживания.

2.16. Завершающим этапом расчета сети предприятий бытового обслуживания в административном районе является составление титульных списков предприятий сохраняемых, реконструируемых и намеченных для строительства на расчетный срок и на первую очередь, где полностью должно быть отражено число, состав и мощность сохраняемых и проектируемых объектов, стоимость строительства и их экономические характеристики (форма 8).

Типы предприятий окончательного варианта наносятся на схемы размещения сети предприятий бытового обслуживания на расчетный срок и первую очередь строительства.

3. МЕТОДИКА РАСЧЕТА СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ,

ВЫБОР ТИПОВ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА

А. Для новых городов

3Л. Основной задачей организации сети предприятий бытового обслуживания в городе является обеспечение населения города и тяготеющих к нему населенных пунктов (в зоне обслуживания) полным комплексом услуг необходимого уровня с максимальными удобствами для населения, а также создание рациональной производственно-организационной структуры по отраслевым группам услуг. Сеть предприятий бытового обслуживания представляет взаимоувязанную систему предприятий.

3.2.    Составление перспективных планов развития сети на расчетный срок начинается с определения общей потребности в предприятиях бытового обслуживания на город в целом.

Число производственных рабочих и приемщиков предприятий бытового обслуживания для населения города как в целом по сети, так и по отраслевым группам услуг определяется путем умножения установленного расчетного показателя (на расчетный срок) на планируемую численность населения города. Расчетные показатели следует принимать по табл. 1 и по графе 2 табл. 4 прил. 1. Аналогично рассчитывается потребная мощность прачечных и химчисток (кг/ /смена) согласно дифференцированным расчетным показателям табл. 6 прил. 1.

Результаты расчетов записываются по формам 9 и 10.

3.3.    На основе анализа градостроительной структуры города, его значения в системе расселения, народнохозяйственного профиля^ а также в увязке с организацией сети других отраслей общественного обслуживания разрабатывается принципиальная схема размещения предприятий бытового обслуживания в городе.

Число производственных рабочих и приемщиков в предприятиях бытового обслуживания, потребное для всего города, распределяется между предприятиями местного значения, предприятиями городского значения и предприятиями централизованного выполнения заказов и рассчитывается путем умножения соответствующих дифференцированных показателей табл. 4 прил. 1 (па- расчетный срок) на планируемую численность населения.

12

3.4.    При размещении предприятий бытового обслуживания в городе следует руководствоваться условиями:

предприятия непосредственного обслуживания населения местного значения, выполняющие первоочередные, регулярно повторяющиеся массовые услуги (прием заказов, мелкий ремонт, прокат и др.) следует размещать равномерно на территории жилой застройки.

Зона обслуживания этих предприятий определяется временем пешеходной доступности 7—10 мин и ■ограничивается радиусом обслуживания до 500 м. При низкой плотности застройки (одно-двух-этажные дома, наличие приусадебных участков и т. д.) радиус обслуживания может быть увеличен до 700 м.

В I и IV климатических районах, а также в условиях сложного рельефа или при наличии других факторов, увеличивающих время пешеходной доступности, возможно уменьшение предельного радиуса обслуживания до 300 м.

Предприятия непосредственного обслуживания населения местного значения допускается размещать из расчета обслуживания нескольких микрорайонов, не разделенных магистральными улицами общегородского значения. При этом границы зоны обслуживания не обязательно должны совпадать с границами микрорайонов, а могут охватывать территорию прилегающей жилой застройки в пределах радиуса обслуживания.

Предприятия непосредственного обслуживания населения городского значения, выполняющие услуги в широком ассортименте, включая виды избирательного обслуживания, имеют зону обслуживания, равную селитебной территории города, и размещаются в системе городского центра с учетом удобных транспортных связей.

Предприятия централизованного выполнения заказов, не связанные с посещением населения, могут размещаться как на селитебной территории (безвредные производства), так и за ее пределами в коммунально-складской или промышленной зоне города.

3.5.    Основными типами предприятий, размещаемых на территории жилой застройки, являются: комплексные приемные пункты с мастерскими мелкого ремонта (основной объем заказов которых передается в другие предприятия), парикмахерские, кооперированные предприятия срочной стирки белья, прачечной с самообслуживанием, срочной химчистки и химчистки с самообслуживанием, бани (обычного типа).

3.6.    Предприятия бытового обслуживания местного значения следует размещать преимущественно на путях пешеходов к остановкам общественного транспорта, как правило, в составе местных торговых центров. При этом должно быть обеспечено удобство и безопасность движения транспорта и пешеходов.

3.7.    Число производственных рабочих и приемщиков для предприятий зоны обслуживания определяется умножением соответствующего дифференцированного расчетного показателя на расчетный срок, приведенного в графе 4 табл. 4 прил. 1 на планируемую численность населения в зоне обслуживания. Аналогично рассчитываются мощности кооперированных прачечных и химчисток, размещаемых в зоне обслуживания, и бань. Расчетные показатели для этих предприятий даны в графах 2, 4 и 7 табл. 5 прил. !.

Мощность (вместимость) предприятий в зоне обслуживания следует уточнять в зависимости от наличия или отсутствия в ней мест приложения труда, общественных учреждений и предприятий, по-

13

сещаемых населением. Увеличение или уменьшение числа производственных рабочих и приемщиков предприятий против расчетного допускается в пределах 10% при условии сохранения общего баланса для предприятий, размещаемых на территории жилой застройки города в целом.

Бани следует размещать только в районах старой застройки, жилые дома которой не имеют ванн и душей. В этих случаях предел доступности бань принимается 700—1200 м.

На основании приведенных расчетов подбираются типы зданий предприятий местного значения, согласно «перечню, указанному в прил. 3.

Результаты расчетов должны быть сведены по форме 10.

Расчет потребности населения зон обслуживания в приемных пунктах фабрик-прачечных ведется согласно расчетному показателю, указанному в примечании к табл. 5 прил. 1, результаты расчетов сводятся по форме 12.

3.8.    Основными типами предприятий общегородского значения являются дома быта и специализированные предприятия:

городской дом быта — «крупное комплексное предприятие для непосредственного обслуживания населения города с выполнением заказов на месте, включает широкий набор мастерских по всем основным видам обслуживания (в том числе избирательного) с соответствующими приемными пунктами. Мощность мастерских дома быта, как правило, рассчитывается как на непосредственное обслуживание населения через приемные пункты, «находящиеся в доме быта, так и на поступление заказов через приемные пункты, размещаемые в зоне действия дома быта. Дом быта должен иметь приемные пункты и от предприятий централизованного выполнения заказов, чтобы обеспечить полный ассортимент услуг;

дом быта городского района — дополнительный дом быта, применяемый в крупных городах для обслуживания населения планировочного или городского административного района;

специализированные предприятия, выполняющие, как правило, один вид услуг — ателье пошива одежды, предприятия по ремонту обуви, парикмахерские-салоны, срочная химчистка и др.;

оздоровительный банно-купальный комплекс (предприятие, включающее баню, бассейны для купания и плавания, помещения для оздоровительных водных процедур, а также сопутствующее бытовое обслуживание и общественное питание). Эти предприятия следует размещать в новых районах и в районах со смешанной застройкой с благоустроенным и неблагоустроенным жильем с учетом 10—20-минутной транспортной доступности в радиусе 2,5—4 км.

3.9.    При проектировании сети бытового обслуживания городов следует различать:

города — районные центры, в которых дома быта рассчитываются как на собственное население города, так и на тяготеющее к нему сельское население административного района. Расчет домов быта в районных центрах указан в п. 2.10;

крупнейшие, крупные и большие города, не являющиеся районными центрами — дома быта в таких городах рассчитываются на собственное население города и частично на население прилегающих к городу административных районов. В этом случае число тяготеющего к дому быта населения определяется в пределах радиуса, не превышающего транспортную доступность 1 ч 30 мин с

14

учетом конкретных условий расселения и уровня обеспечения районов предприятиями бытового обслуживания.

ЗЛО. При организации сети бытового обслуживания в городах могут формироваться следующие варианты построения сети:

в поселках городского типа и в городах до 25 тыс. жителей с компактной планировкой возможно обслуживание города одним домом быта без приемных пунктов (при радиусе обслуживания до 500 м). При растянутой планировке города и в го-родах свыше 25 тыс. жителей следует сочетать дом быта с сетью приемных пунктов;

в городах с населением свыше 200 тыс. жителей целесообразно применение городского дома быта в сочетании с домами быта для городских районов (на 100—150 тыс. жителей), которые следует размещать в центрах планировочных или городских административных районов, наиболее удаленных от центра города, при расчлененной планировке или разделе города рекой, зеленым массивом и т. д. Для доукомплектования сети применяются специализированные предприятия непосредственного обслуживания населения.

3.11.    Число производственных рабочих и приемщиков для домов быта определяется умножением соответствующего дифференцированного показателя на расчетный срок, указанного в графе 6 табл. 4 прил. 1, на планируемую численность населения города.

Число производственных рабочих и приемщиков для специализированных предприятий городского значения рассчитывается путем умножения дифференцированных показателей графы 8 табл. 4 на планируемую численность населения города.

Оздоровительные банно-купальные комплексы рассчитываются по графе 8 табл. 5 прил. 1 на расчетный срок путем умножения показателя на численность населения города или городского района.

На основе проведенного расчета по прил. 3 подбираются типы предприятий бытового обслуживания определенной мощности и состава. Результаты расчетов сводятся по форме 13.

3.12.    Дома быта следует размещать в зависимости от конкретных градостроительных условий: на магистральных, торговых улицах, площадях, вблизи пересадочных транспортных узлов, преимущественно в комплексах торговых центров городского значения.

При размещении специализированных предприятий городского значения в крупнейших, крупных и больших городах следует в первую очередь учитывать узлы концентрации населения вблизи мест приложения труда — административных, научных и других учреждений, невредных промышленных предприятий, в зоне общественных центров города. Определение относительной интенсивности потоков населения может быть проведено как на основе схемы размещения предприятий и учреждений в городе, так и путем непосредственного измерения потоков пассажиров в узлах городского транспорта в часы пик.

Распределение мощностей специализированных предприятий на территории города должно производиться соответственно относительной интенсивности потоков населения в масштабе города.

Оздоровительные банно-купальные комплексы тяготеют к зонам отдыха или общественным центрам районов, хотя территориально они могут не входить в их состав.

3.13.    При расчете предприятий централизованного выполнения заказов для собственного населения города следует также учиты-

15

вать потребность в этих предприятиях других (меньших) городов и сельского населения административных районов.

Если город находится в зоне тяготения другого, большего по величине города, то целесообразно размещение предприятий централизованного выполнения заказов в последнем (см. п. '2.6 настоящих Указаний). Выбор решения должен подтверждаться технико-экономическими обоснованиями. Состав и мощность рассчитываются, как указано в п. 2Л2 настоящих Указаний.

На основе расчета по перечню (см. прил. 3) подбираются типы и мощности предприятий. Результаты расчетов записываются по форме 13.

3.14.    В дополнение к сети предприятий сверх нормативов допускается размещение предприятий непосредственного бытового обслуживания «а промышленных предприятиях с числом работающих более 1000 человек, а также в гостиницах, курортах, домах отдыха, при вокзалах. Число производственных рабочих и приемщиков для таких предприятий принимается согласно табл. 6 прил. 1. Типы предприятий подбираются по перечню прил. 3.

3.15.    Выбор оптимального решения сети предприятий бытового обслуживания города при возникновении нескольких вариантов их размещения основывается на сопоставлении показателей, указанных в п. 2.15 настоящих Указаний.

3.16.    Типы предприятий окончательного варианта вносятся в перечень предприятий бытового обслуживания на расчетный срок по форме 14 и наносятся на схемы размещения сети предприятий бытового обслуживания на расчетный срок.

3.17.    Расчет сети предприятий бытового обслуживания на первую очередь строительства является последующим этапом работы и производится после составления перспективного плана развития сети на расчетный срок и ведется аналогично расчету сети на расчетный срок, однако на основе планируемой численности населения города на первую очередь строительства и расчетных показателей числа производственных рабочих и приемщиков на первую очередь строительства.

3.18.    Выбор оптимального решения сети предприятий первой очереди производится согласно п. 2.15 настоящих Указаний,

Результаты расчета сети предприятий бытового обслуживания на первую очередь строительства сводятся в таблицы по формам 9—14. Титульный список объектов первой очереди строительства составляется по форме 15.

Б. Для реконструкции и развития сети в сложившихся городах

3.19.    Составление перспективного плана развития сети предприятий бытового обслуживания для сложившихся городов начинается с анализа и оценки существующею положения:

определяется фактический уровень обеспеченности населения города предприятиями бытового обслуживания, измеряемый числом производственных рабочих и приемщиков на 1 тыс. жителей; для химчисток и прачечных — количеством, кг, вещей в смену на 1 тыс. жителей; для бань — числом мест на 1 тыс. жителей;

определяется сложившаяся структура сети в городе; в частности, собираются данные о типах, составе и мощности существующих предприятий бытового обслуживании. Выявляется техническое сос-

16

тояние зданий и помещений, степень их износа, соответствие современным строительным и технологическим требованиям, а также выполняемым функциям.

Результаты обследования предприятий должны быть сведены по форме 16.

Действующие предприятия, сохраняемые на расчетный срок и на первую очередь строительства, должны быть внесены в список-дислокацию по форме 17.

3.20.    Разрабатывается схема организации сети на основе генерального плана развития города. Формируются зоны обслуживания, как указано в п. 3.4, при этом следует учитывать существующие центры обслуживания и сохраняемые в них предприятия, а также создавать новые центры там, где это необходимо в соответствии с организацией сети и по расчету.

3.21.    Потребность в недостающих предприятиях бытового обслуживания на расчетный срок и на первую очередь строительства и распределение мощностей (рабочих мест, кг вещей в смену, мест) в предприятиях, размещаемых на территории жилой застройки, предприятиях городского значения л централизованного выполнения заказов определяется путем вычитания мощностей сохраняемых предприятий из полученной по расчету необходимой общей мощности предприятий в соответствии с расчетными показателями и согласно рекомендациям пп. 3.7—ЗЛ8.

3.22.    Структура сохраняемых предприятий по видам услуг должна соответствовать табл. 4 прил. 1. В случае несоответствия возможно полное или частичное изменение профиля и структуры предприятий. Предложения по переоборудованию предприятий должны быть определены в титульном списке.

3.23.    Типы предприятий подбираются так же, как и для новых городов по прилагаемому перечню (см. -прил. 3).

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИИ В СТРОИТЕЛЬСТВО СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

4.1.    При составлении перспектив развития сети предприятий бытового обслуживания населения на расчетный срок определяется объем капитальных вложений в строительство этих предприятий, а при составлении пообъектных планов первой очереди строительства определяется объем капитальных вложений и производится оценка их экономической эффективности.

4.2.    Общий объем капитальных вложений, необходимых для нового строительства, расширения и реконструкции предприятий сети бытового обслуживания населения на расчетный срок, определяется приближенно по формуле

п

к = 2(М/У/Ь    О)

/= 1

где К — общая потребность в капитальных вложениях;

17

Mi — потребная мощность предприятий бытового обслуживания населения — число рабочих мест, кг обрабатываемых вещей в смену, кг сухого белья в смену, число мест;

2-1048

Уi — удельные капитальные вложения на соответствующую единицу мощности; п —число предприятий бытового обслуживания населения.

При этом удельные капитальные вложения могут быть приняты как средние для предприятий бытового обслуживания различных типов по уровню, установленному в период составления перспективного плана развития сети.

Для более точного определения объема капитальных вложений и сравнения вариантов при разработке перспективного плана развития сети расчет может быть произведен по группам предприятий исходя из их величины и типа.

4.3.    При составлении планов развития сети предприятий бытового обслуживания населения первой очереди строительства потребный объем капитальных вложений определяется на основании титульного списка по сметной стоимости строительства предприятий по типовым проектам с учетом затрат на их привязку к конкретным условиям строительства.

В тех случаях, когда строительство ряда объектов предусматривается по индивидуальным проектам, капитальные вложения определяются на основании вместимости (мощности) этих предприятий в соответствии с показателями проектов-аналогов.

Капитальные вложения на расширение и реконструкцию действующих предприятий определяются на основании объемов работ.

4.4.    При расчетах экономической эффективности капитальных вложений в строительство предприятий бытового обслуживания населения, намеченных для первой очереди, определяются следующие показатели:

срок окупаемости капитальных вложений (коэффициент экономической эффективности — величина, обратная сроку окупаемости);

минимум приведенных затрат (см. п. 4.7);

годовой экономический эффект.

_ К ~ ц—с*


(2)


Т


4.5.    Срок окупаемости капитальных вложений определяется отношением капитальных вложений к годовой прибыли по формуле

где Т — срок окупаемости капитальных вложений в строительство объектов первой очереди;

К — объем капитальных вложений в строительство объектов первой очереди;

Ц — годовой объем бытовых услуг;

С ~ себестоимость годового объема бытовых услуг.

Годовой объем бытовых услуг, себестоимость и прибыль предприятий, намеченных к строительству по типовым проектам, определяются на основании технико-экономических показателей проектов, а намеченных к строительству по индивидуальным проектам — в соответствии с показателями проектов-аналогов или фактическими показателями аналогичных действующих, предприятий.

4.6. Экономическая эффективность капитальных вложений в расширение и реконструкцию действующих предприятий бытового обслуживания населения характеризуется сроком окупаемости дополнительных капитальных вложений.

Экономическая эффективность расширения и реконструкции действующих предприятий рассчитывается, в частности, при реконст-

18

рукции, проводимой для повышения технического* уровня предприятия при частичной замене действующего оборудования без увеличения объема бытовых услуг; при реконструкции, осуществляемой с целью увеличения мощности предприятия с техническим перевооружением и увеличением объема бытовых услуг, и в других случаях.

4.7.    При составлении планов первой очереди строительства в нескольких вариантах выбор наиболее экономичного из них производится по минимуму приведенных затрат (сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений). Приведенные затраты по каждому варианту представляют собой сумму годовых эксплуатационных расходов (себестоимости услуг) и капитальных вложений, приведенных к годовой размерности в соответствии с установленным нормативным коэффициентом эффективности, и определяются по формуле

Q -\-EjiKi = min#    (3)

где Ci—годовые эксплуатационные затраты (себестоимость услуг) по сравниваемым вариантам;

Еп — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

Ki — капитальные вложения (сметная стоимость строительства объектов) по сравниваемым вариантам.

Примечание. При отсутствии установленных отраслевых нормативных коэффициентов эффективности капитальных вложений в расчетах сравнительной экономической эффективности следует применять нормативный коэффициент эффективности по народному хозяйству в целом в размере 0,12 (которому соответствует срок окупаемости капитальных вложений в 8,33 года).

Эксплуатационные расходы (себестоимость бытовых услуг) предприятий, намеченных к строительству по типовым проектам, определяются на основании технико-экономических показателей проектов, а намеченных к строительству по индивидуальным проектам — в соответствии с показателями проектов-аналогов или фактическими показателями аналогичных действующих предприятий.

4.8.    Показатель годового экономического эффекта характеризует целесообразность внедрения рекомендуемой организации сети бытового обслуживания по сравнению с существующей.

4.9.    Величина годового экономического эффекта от внедрения рекомендуемой организации сети .бытового обслуживания определяется как разность приведенных затрат по формуле

Э «1(Сг + ЕнКг) - (Са + ЕйК2)} Л,    (4)

где Э —годовой экономический эффект;

Ci — затраты по себестоимости на 1 руб. бытовых услуг действующих предприятий при существующей организации сети;

К\—удельные капитальные вложения (балансовая стоимость действующих основных производственных фондов) при существующей организации сети на 1 руб. годового объема бытовых услуг;

2*

С2“ затраты по себестоимости на 1 руб, бытовых услуг предприятий нового строительства;

19

УДК 061.5:658.012.2

Рекомендованы к изданию Координационным советом по вопросам научных исследований и проектных работ в области бытового обслуживания.

Временные указания по составлению перспективных планов развития сети предприятий бытового обслуживания населения, М., Стройиздат, 1977. 63 с. (Гос. ком. по гражд. стр-ву и архитектуре при Госстрое СССР Госгражданстрой).

Временные указания по составлению перспективных планов развития сети предприятий бытового обслуживания населения разработаны ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и туристских комплексов Госгражданстроя при участии Гипробытпрома Министерства бытового обслуживания населения РСФСР. Временные указания применяются при составлении перспективных планов развития сети предприятий бытового обслуживания населения, разрабатываемых в развитие генеральных планов городов, а также рекомендуются для использования при разработке проектов районной планировки.

Перспективные планы развития сети предприятий бытового обслуживания выполняются как самостоятельные проекты и рассматриваются исполкомами Советов депутатов трудящихся или советами министров союзных республик, не имеющих областного деления, после согласования с соответствующими управлениями или министерствами бытового обслуживания населения.

Временные указания не распространяются на расчет и размещение ломбардов, предприятий похоронного обслуживания, предприятий ремонта и обслуживания транспортных средств.

Редакторы — архитекторы М. А. Орлов, 3. Е. Архангельская, В. И. Мило в ано в, А. И. Любимова, Г. 3. П от аш-никова, инж. Е. П. Никифорова, канд. арх. В. И. Музыч-кин, канд. экон. наук М. В. Долинская, инж. 3. Н. Крас-ник-Рудин (ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий ’ и туристских комплексов), арх. В. Т. И в ано в, инж. И. Н. Бродская (Гип-робытпром).

В 30213—607—Инструкт.-нормат. I вып.—33—7?


047(01 )-77


© СТРОЙИЗДАТ, 1977


Kz — удельные капитальные вложения в новое строительство на 1 руб. годового объема бытовых услуг;

Еи — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

А — годовой объем бытовых услуг за счет нового строительства. Капитальные вложения (основные фонды) и себестоимость бытовых услуг при существующей организации сети принимаются на основании фактических данных базового периода.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

РАСЧЕТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ


Таблица 1

Базовые расчетные показатели уровня обслуживания на 1 тыс. чел.

Для городского населения

Для сельского населения

Вид предприятий

Единица

измерения

It

si

на расчетный срок

на первую очередь

; на расчетный срок

2

3

4

б

6

1, Предприятия бытового

Производ

11

14

9

11

обслуживания (кроме химчистки, прачечных, бань)

2. Химчистка

ственные рабочие и приемщики

кг/смена

6,7

11,4

2

3,5

3. Прачечные

»

90

120

30

40

4. Бани

В том числе: обычного типа

»

Место

4

2

10

7

оздоровительные бан

2>

3

3

но-купальные комплексы


Примечания: 1, Общий показатель числа производственных рабочих и приемщиков на 1000 жителей дифференцируется по видам бытового обслуживания. Дифференцированные показатели приведены в табл. 2 и 4 на расчетный срок и на первую очередь строительства. В эти таблицы не входят: химическая чистка, стирка белья, которые рассчитываются в кг обрабатываемых вещей в смену, а также бани, рассчитываемые на число мест (табл. 3 и 5).

2.    Отклонения как от общих нормативов, так и от дифференцированных показателей в связи с местными особенностями отдельных союзных республик допускаются при соответствующем обосновании и согласовании отклонений в установленном порядке.

3.    При подборе типов предприятий по мощности, которая определяется числом рабочих мест (кроме прачечных, предприятий химчистки и бань), число производственных рабочих и приемщиков, полученное по расчету, делится на проектный коэффициент сменности, условно принятый равным 1,6.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Развитие и совершенствование системы бытового обслуживания населения как составной части общей системы культурно-бытового обслуживания городского и сельского населения осуществляется в направлениях:

увеличения объема и повышения качества услуг за счет превращения бытового обслуживания в высокомеханизированную отрасль народного хозяйства, а также количественного роста сети предприятий службы быта;

обеспечения максимальных удобств для населения: комплексности и комфорта обслуживания, экономии затрат времени посетителей, повышения качества выполнения заказов на основе создания оптимальной производственно-организационной структуры, создания новых типов зданий предприятий бытового обслуживания, оснащенных современным высокопроизводительным оборудованием, и рационального размещения их в системе расселения;

сокращения диспропорций в уровне обеспечения услугами населения городов и сельских населенных пунктов на основе создания единой комплексной взаимоувязанной сети обслуживания в границах групповых систем расселения, которая обеспечивает рациональное распределение выполнения заказов и услуг для сельского населения в сельских и городских предприятиях;

обеспечения эффективности использования капитальных вложений в строительство за счет рационального укрупнения и кооперации предприятий обслуживания, повышения их технологической оснащенности, функциональных и архитектурно-планировочных качеств зданий, а также за счет научно обоснованного выбора типов предприятий и их правильного размещения в структуре населенных мест.

1.2.    Размещение сети предприятий бытового обслуживания в структуре группового расселения или города следует формировать так, чтобы обеспечить наилучшие условия пользования услугами предприятий с учетом разнообразных транспортных связей и интенсивности движения основных потоков городского и сельского населения в увязке с размещением предприятий и учреждений других видов общественного обслуживания. При этом должна обеспечиваться возможность получения услуг попутно с осуществлением основных (производственных, культурных, общественных и др.) связей населения.

1.3.    Сеть предприятий бытового обслуживания населения по характеру контактов с потребителем и технологии производства разделяется на две основные группы:

предприятия непосредственного обслуживания населения, принимающие заказы от населения и выполняющие ряд услуг на месте: приемные пункты, дома быта, специализированные предприятия по отдельным видам услуг;

предприятия централизованного выполнения заказов, не связанные непосредственно в своей деятельности с населением, а выполняющие заказы через сеть приемных пунктов: высокомеханизированные предприятия по ремонту бытовой техники, мебели, центральные фото- и кинолаборатории, фабрики химчистки и крашения, фабрики-прачечные и др.

1.4.    Сеть предприятий бытового обслуживания следует проектировать как единую взаимосвязанную систему предприятий непос-

3

редствешюго обслуживания населения и предприятий централизованного выполнения заказов.

1.6.    При организации сети предприятий непосредственного обслуживания населения основным требованием для предприятий первичного обслуживания (прачечных с самообслуживанием, пунктов проката, мастерских ремонта одежды, обуви, бюро бытовых услуг, бань и др.) является обеспечение минимальных затрат времени для получения этих видов услуг.

Для предприятий избирательного обслуживания, широкого и сложного ассортимента услуг (дома быта, специализированные предприятия по изготовлению одежды и обуви, салоны-парикмахерские, банно-оздоровительные комплексы и др.) основным требованием является обеспечение комфорта и комплексности обслуживания, что допускает некоторое увеличение времени для получения этих видов услуг.

При размещении предприятий централизованного выполнения заказов основным требованием является оптимизация их транспортных связей с предприятиями непосредственного обслуживания населения и на этой основе максимальное их укрупнение.

1.6.    Предприятия непосредственного обслуживания населения размещаются на селитебной территории городов, поселков и сельских населенных пунктов преимущественно в составе торговых центров, а также в отдельно стоящих зданиях и помещениях, встроен-но-пристроенных к жилым домам и зданиям иного назначения (административным, гостиницам и др.).

Предприятия централизованного выполнения заказов размещаются, как правило, в коммунально-складских и промышленных зонах городов и поселков, а также на селитебной территории в отдельно стоящих зданиях и комплексах бытового обслуживания.

Прогрессивными типами предприятий, формирующими сеть непосредственного обслуживания населения, являются дома быта, комплексные приемные пункты и как дополнение специализированные предприятия, при этом следует стремиться к концентрации их в торговых центрах и комплексах зданий тортового и бытового обслуживания, которые являются основным структурным звеном сети обслуживания.

1.7.    Перспективные планы развития сети предприятий бытового обслуживания разрабатываются на сроки, на которые разрабатываются проекты районной планировки и генеральные планы городов: на расчетный срок 25—30 лет, на первую очередь строительства — период завершения народнохозяйственного плана текущего пятилетия и следующее пятилетие.

План развития сети предприятий бытового обслуживания первой очереди строительства и пообъектные планы развития сети, являясь составной частью планов на расчетный срок, учитываются при разработке годовых планов развития сети, проектов детальной планировки жилых районов городов и проектов планировки и застройки сельских населенных пунктов.

Очередность строительства сети предприятий службы быта должна быть увязана с очередностью жилищного строительства и строительства сети учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания, определяемой проекта;ми районной планировки, генеральными планами городов, проектами детальной планировки жилых районов Городов и проектами планировки и застройки сельских населенных пунктов.

4

1.8,    Разработка перспективных планов развития сети предприятий бытового обслуживания населения административного района выполняется на основе исходных материалов:

сети населенных (пунктов административного района с выделением перспективных населенных пунктов и функционального значения каждого пункта в системе расселения и обслуживания;

данных о численности населения района в целом и по отдельным населенным пунктам по планируемым периодам;

характеристики существующих предприятий бытового обслуживания (вместимость или пропускная способность, ведомственная принадлежность, уровень обеспечения населения услугами от установленной нормы, капитальность зданий) с указанием возможности их реконструкции или использования на первую очередь строительства или расчетный срок;

перспективы развития других учреждений и предприятий обслуживания;

характеристики дорожной сети административного района и схемы транспортной связи между его населенными пунктами.

1.9,    Для разработки перспективных планов развития сети предприятий бытового обслуживания населения городов необходимо иметь исходные материалы:

данные о численности населения города по планируемым периодам, о народнохозяйственном профиле города, его значении в системе расселения;

генеральный план города (основной чертеж); проект размещения первой очереди строительства города (с указанием плотности застройки или численности населения в структурных элементах селитебной территории);

схемы городского и внешнего транспорта (с приложением картограммы или расчета пассажиропотоков);

схемы размещения городских и районных учреждений и предприятий культурно-бытового обслуживания, мест приложения труда на селитебной территории с ориентировочным числом занятых в них людей;

данные о числе приезжего населения.

Для реконструкции и развития сети в сложившихся (реконструируемых) городах кроме перечисленных необходимы еще следующие дополнительные материалы:

опорный план существующего города;

перечень действующих предприятий бытового обслуживания с указанием возможности их использования и схема их размещения.

Число предприятий, сохраняемых по периодам строительства, определяется управлением (отделом) бытового обслуживания исполкома местного Совета депутатов трудящихся и главным архитектором города.

1.10,    Перспективный план развития сети предприятий бытового обслуживания разрабатывается в следующем объеме:

схема размещения предприятий бытового обслуживания на конец расчетного срока;

схема размещения предприятий бытового обслуживания на конец первой очереди строительства; пояснительная записка, включающая:

а)    исходные данные для расчета и размещения сети предприятий бытового обслуживания;

б)    изложение основных положений и описание Проекта разви-

5

тня сети, расчет сети, определение типов предприятий на расчетный срок и первую очередь строительства;

в)    перечень предприятий бытового обслуживания на расчетный срок;

г)    титульный список объектов предприятий бытового обслуживания на первую очередь строительства с указанием стоимости строительства и сроков ввода объектов в эксплуатацию;

д)    объем капитальных вложений, необходимых для создания сети предприятий бытового обслуживания, а также показатели эф> фективности капитальных вложений в строительство первой череда.

Для плана реконструкции и развития сети © сложившихся горог дах кроме материалов, указанных выше, дополнительно составляется схема развития существующей сети на опорном плане. Схема размещения предприятий бытового обслуживания первой очереди строительства выполняется на светокопии опррного плана,

В пояснительную записку дополнительно включаются: материалы, характеризующие действующую сеть предприятий бытового обслуживания;

перечень предприятий, сохраняемых на конец расчетного срока и конец первой очереди строительства;

перечень предприятий, подлежащих частичной или полной перепланировке или изменению профиля на конец первой очереди строительства.

Предприятия бытового обслуживания наносятся на основной чертеж и опорный план условными обозначениями, при этом для наглядности следует графически выделить предприятия по величине и профилю (специализации).

1.11, Перспективный план развития и размещения сети предприятий бытового обслуживания разрабатывается в следующей последов ательности:

сбор исходных материалов общего характера '(система расселения, перспектива развития района, города и т. д.) и данных по состоянию сети предприятий бытового обслуживания;

анализ и оценка существующего положения с выявлением у ров-ня обеспеченности предприятиями бытового обслуживания, струк-туры сети, технического состояния зданий, и помещений;

определение существующих, исторически сложившихся центров и зон их влияния;

расчет общей потребности в предприятиях бытового обслуживания на расчетный'(срок и на первую очередь строительства в целом по району, городу;

оценка существующего фонда зданий, сопоставление суммарной мощности предприятий с расчетной потребностью;

определение принципиального направления развития каждого вида обслуживания, выявление возможных вариантов построения сети;

выбор основного варианта решения организации сети, определение перспективных центров обслуживания, выбор типов предприятий по величине и специализации в соответствии с проведенными расчетами в зависимости от категории населенного пункта, его дислокации в системе расселения;

определение типов зданий (тортовых центров, отдельно стоящих объектов), подбор типовых проектов в соответствии с номенклатур

6

рой типов зданий и выявление объектов реконструкции первой очереди строительства;

составление пояснительной записки и оформление графических материалов.

2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА СЕТИ ПРЕДПРИЯТИЙ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ,

ВЫБОР ТИПОВ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА

2.1.    Основной задачей организации бытового обслуживания населения в административном районе (системе группового расселения) является обеспечение всех его жителей независимо от места проживания бытовыми услугами в полном объеме.

В пределах административного района сеть предприятий бытового обслуживания следует проектировать комплексно для городского и сельского населения.

Основным звеном бытового обслуживания района является комплекс предприятий районного центра, который обеспечивает выполнение заказов населения района и осуществляет связь с предприятиями централизованного выполнения заказов на основе внутрисистемной кооперации.

2.2.    Составление перспективного плана развития сети предприятий бытового обслуживания начинается с анализа и оценки существующего положения:

определяется уровень обеспеченности населения района предприятиями бытового обслуживания — число производственных рабочих и приемщиков, занятых' в сфере бытового обслуживания на 1 тыс. жителей. Полученный результат сопоставляется с нормативными показателями уровня обслуживания населения (табл. 1 прил. 1);

проводится анализ сложившейся структуры сети в данном районе — профиль, состав и мощность существующих предприятий бытового обслуживания, место их размещения и значение в системе бытового обслуживания района, зона действия существующих предприятий (т. е. населенные пункты, входящие в зону обслуживания того или иного предприятия, и общее число жителей);

выявляется техническое состояние зданий — степень их износа, соответствие современным нормативным требованиям, соответствие выполняемым функциям;

дается оценка технологическому оборудованию предприятия.

Результаты анализа следует записывать по форме I.

2.3.    В том случае, когда районным центром является сельский населенный пункт, определение общей потребности района в предприятиях бытового обслуживания в целом и по отраслевым группам услуг на расчетный срок (первый этап расчета) и на первую очередь строительства производится путем умножения соответствующего расчетного показателя на планируемую численность населения района.

Расчетные показатели следует принимать по табл. 2. прил. 1.

В том случае, когда районный центр является городом или поселком городского типа, общая потребность района в предприятиях как в целом, так и по отраслевым группам услуг определяется как сумма потребностей для сельских жителей района (по табл. 2 прил. 1) и для жителей города (по табл. 4 прил. 1).

7

Потребное число производственных рабочих и приемщиков для новых предприятий по каждому этапу строительства (см. формы 2 и 3) определяется путем вычитания из числа общей потребности в производственных рабочих и приемщиках на первую очередь строительства и на расчетный срок имеющегося числа производственных рабочих и приемщикоа сохраняемых предприятий.

2.4.    На основе анализа сложившейся структуры сети и градостроительных особенностей района разрабатывается принципиальная схема организации и размещения рациональной сети предприятий обслуживания района.

Общее число производственных рабочих и приемщиков, необходимое для обслуживания жителей административного района, распределяется между предприятиями на территории района в соответствии с дифференцированными показателями табл. 2 прил. 1.

Сеть предприятий бытового обслуживания в границах района формируется из следующих предприятий:

комплексных приемных пунктов с мастерскими мелкого ремонта, основной объем выполняемых заказов которых передается в другие предприятия. — дома быта и предприятия централизованного выполнения заказов;

сельских домов быта — комплексных предприятий для обслуживания населения одного или нескольких хозяйств (совхозов, колхозов). В предприятиях сосредоточены прием заказов и мастерские для частичного их выполнения, остальные заказы выполняются более крупными предприятиями;

районных или городских домов быта — комплексных предприятий, в которых сосредоточен прием заказов по основным видам обслуживания и мастерские для их выполнения, причем часть заказов отправляется в предприятия централизованного выполнения заказов;

специализированных предприятий (прачечные и химчистки с самообслуживанием и бани);

предприятий централизованного выполнения заказов, производящих крупный ремонт или изготовление вещей, работающих от сети предприятий непосредственного обслуживания населения.

2.5.    При размещении и расчете мощности предприятий бытового обслуживания в населенном пункте следует учитывать как его собственное население, так и население тяготеющих к нему населенных пунктов.

2.6.    При определении зон обслуживания в системе расселения следует стремиться к тому, чтобы они соответствовали административно-хозяйственному делению района, так как местные хозяйственные центры размещены обычно в относительно крупных поселках и имеют налаженную производственную и транспортную связь с более мелкими населенными пунктами и с районным центром.

При размещении предприятий и организации зон обслуживания в административном районе следует руководствоваться следующими условиями:

зона обслуживания комплексных приемных пунктов не должна превышать 20—30 мин пешеходного движения. Минимальное число обслуживаемого населения для комплексного приемного пункта должно составлять 800—1000 человек. Если в зоне обслуживания не набирается нужное число жителей, то следует ориентироваться на другие формы обслуживания, как, например, выездное обслуживание или целевой подвоз населения к стационарному пункту об-

8

служивания. Комплексные приемные пункты должны размещаться, как правило, в перспективных поселках с учетом максимального приближения услуг к населению;

зона обслуживания сельского дома быта не должна превышать I ч транспортного движения. Численность обслуживаемого населения — 6 тыс. человек и более. Сельские дома быта должны размещаться, как правило, в исторически сложившихся центрах торгово-бытового обслуживания (рабочих поселках, межхозяйственных центрах, центрах аграрно-промышленных комплексов), т. е. в наиболее крупных и удачно, с точки зрения транспортной -связи, расположенных населенных пунктах;

в районном центре следует размещать районный или городской дом быта, зона обслуживания которого не должна превышать 1 ч 30 мин транспортного движения. Число обслуживаемого населения 20 тыс. и более человек. Дом быта, опираясь на сеть приемных пунктов и на свои филиалы — сельские дома быта, должен обеспечивать комплексное обслуживание населения всего административного района;

предприятия централизованного выполнения заказов размещаются в районном центре. Часть их можно разместить в другом, более крупном городе, например в областном центре. Такое решение даст возможность укрупнить предприятия, обслужить сразу несколько административных p-айонов' в области или республике, успешнее решить вопросы строительства предприятия и обеспечения его кадрами. При этом должна быть обеспечена четкая транспортная связь с предприятиями-заказчиками (приемными пунктами и домами быта).

При размещении предприятий централизованного выполнения заказов в районном, областном или республиканском центре следует учитывать оптимальные мощности этих предприятий. Размещать их следует таким образом, чтобы удаленность их от приемных пунктов и домов быта не вела к превышению установленных максимальных сроков выполнения заказов.

Выбор решения должен подтверждаться технико-экономическими обоснованиями.

2.7. При организации районной сети предприятий в зависимости от характера расселения возможны два основных варианта: первый — когда функции выполнения заказов сосредоточиваются в основном в предприятиях районного центра (в доме быта и специализированных предприятиях) и частично в предприятиях межрайонного и областного значения (в предприятиях централизованного выполнения заказов). Деятельность этих предприятий опирается на широкую сеть комплексных приемных пунктов, размещаемых на территории района. Такой вариант построения сети характерен для относительно компактных районов с хорошо развитой сетью дорог в зонах действия крупных городов;

второй — когда определенный объем услуг выполняет дополнительное производственное звено — сельский дом быта, который размещается, как правило, в межхозяйственном центре или в крупном центральном поселке хозяйства. Сельский дом быта организует работу группы комплексных приемных пунктов, размещаемых в центральных поселках хозяйств либо в крупных поселках бригад и отделений. Такой вариант построения сети характерен для районов со значительной территорией или для районов, где природные

9