Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

145 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе освещены вопросы совершенствования территориальной структуры сети населенных мест. Рассмотрены принципиальные возможности использования методов системного анализа, программно-целевого подхода и математического моделирования для разработки и отбора альтернатив формирования перспективных региональных и групповых систем населенных мест, а также местных систем расселения. Для проектировщиков, занимающихся вопросами регионального расселения и районной планировки.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1 Основные направления и принципы совершенствования расселения и его моделирования

     Цели совершенствования расселения

     Предпосылки совершенствования расселения

     Принципы формирования систем населенных мест

     Принципы и методы моделирования расселения

     Основные направления разработки моделей систем населенных мест

2. Моделирование региональных систем населенных мест

     Общие положения

     Региональные цели совершенствования расселения. средства и критерии их достижения

     Методы моделирования РСНМ

     Альтернативы расселения на территории региона

3 Моделирование групповых систем населенных мест

     Общие положения

     Цели и проблемы формирования ГСНМ

     Определение альтернатив формирования ГСНМ

     Использование математических моделей при отборе и оценке альтернатив формирования ГСНМ

     Выбор рекомендуемого варианта развития ГСНМ

4 Моделирование местных систем расселения

     Общие положения

     Цели, проблемы и предпосылки формирования местных систем расселения

     Альтернативы формирования местных систем расселения и принципы их моделирования

     Использование математических моделей при отборе и оценке альтернатив формирования местных систем расселения

Приложение 1. Модель формирования РСНМ (пример)

Приложение 2. Формирование альтернатив расселения на территории региона (пример)

Приложение 3. Анализ условий и тенденций расселения на территории РСНМ (пример)

Приложение 4. Использование результатов моделирования РСНМ (пример)

Приложение 5. Пример формирования альтернатив территориальной организации мест приложения труда в непроизводственных отраслях экономической базы крупной ГСНМ

Приложение 6. Показатели, используемые при составлении альтернатив развития подсистемы центров межселенного культурно-бытового обслуживания

Приложение 7. Методика оценки относительной привлекательности для на населения межселенных зон отдыха в пределах ГСНМ

Приложение 8. Оптимизационная математическая модель выбора площадок для размещения жилой застройки (модель А)

Приложение 9. Количественная мера широты выбора мест приложения труда (модель В)

Приложение 10. Дескриптивная математическая модель поведения городских жителей по отношению к объектам массового посещения (модель В)

Приложение 11. Метод расчета комплексной эффективности альтернатив формирования ГСНМ

Приложение 12. Примеры методик определения показателей, входящих в формулы расчета частных критериев эффективности альтернатив

Приложение 13. Методические положения по моделированию местных систем расселения

Приложение 14. Математическая интерпретация моделей местных систем расселения

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЦНИИП градостроительства
ИзданСтройиздат1982 г.
УтвержденЦНИИП градостроительства Госгражданстроя
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЦНИИП градостроительства Госгражданстроя

Руководство

Москва 1982


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ (ЦНИИП ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА) ГОСГРАЖДАНСТРОЯ

Руководство


1 982

по моделированию расселения

Москва Стройиздат

ториальных различий в уровне жизни городского и сельского населения, населения больших и малых городов.

В ГСНМ должны осуществляться комплексные мероприятия по сдерживанию роста крупных городов при более эффективном использовании сконцентрированных в них производственных и непроизводственных фондов, развитию малых и средних городов и рациональному использованию их трудовых ресурсов. Этому будут способствовать: размещение в малых и средних городах филиалов предприятий, научных, проектных и других организаций, дальнейшее развитие которых в крупных городах нецелесообразно, а также вынос предприятий непрофильных для крупных городов, занимающих значительные территории, вредных в санитарно-гигиеническом отношении и т. п.; развитие жилищного строительства, улучшение благоустройства и культурно-бытового обслуживания в малых городах и сельских поселениях в сочетании с более благоприятными, чем в настоящее время, условиями транспортной доступности их населения к объектам специализированного культурного, бытового и медицинского обслуживания и специального образования, размещение которых целесообразно в крупных и больших городах. В результате существенно сократятся затраты времени населения на нерациональные трудовые и культурно-бытовые поездки.

Формирование ГСНМ способствует созданию градостроительных предпосылок для совершенствования размещения и территориальной организации производства, развитию наиболее прогрессивных форм группового размещения предприятий в промузлах, территориальных производственных и научно-производственных объединениях и комплексах. В ГСНМ должны осуществляться следующие мероприятия по повышению эффективности территориальной организации производства: кооперация основного производства — создание общих термических, гальванических, кузнечных, заготовительных и других цехов; кооперация вспомогательного производства — создание общих инструментальных, ремонтно-механических, тарных и других цехов; создание единой системы транспортно.-складского хозяйства, энергетического хозяйства, объединенной сети инженерных коммуникаций и сооружений; создание кооперированной системы обслуживания и наладки сложной техники, справочно-информационных и вычислительных центров; создание единой базы стройиндустрии, сети кооперированных предприятий по обслуживанию агрокомплекса — хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, ремонту техники. Эти мероприятия обеспечат более эффективное использование основных производственных фондов, трудовых ресурсов, городских и сельскохозяйственных территорий.

Особенности формирования ГСНМ определяются численностью их населения (в первую очередь города-центра), профилем экономической базы района, региональными природно-климатическими и другими условиями. В соответствии с величиной города-центра можно выделить

10

крупные (население центра более 500 тыс. чел.), в том числе круп* нейшие (бол.ее 1000 тыс. чел.) ГСНМ, средние (100—500 тыс. чел.) и малые (50—100 тыс. чел.) ГСНМ.

В ГСНМ разного типа необходима разработка комплексных градостроительных мероприятий, направленных на эффективное развитие производственной и непроизводственной сфер, рациональное исполь~ зование ресурсов, охрану и улучшение природной среды.

1.13. Первичным элементом взаимосвязанного расселения в СССР выступают местные системы расселения Местные системы расселения выделяются в границах отдельных хозяйств (совхозов и колхозов) — внутрихозяйственные системы, групп хозяйств — межхозяйственные системы, низовых административных районов — районные системы^ В отдельных случаях возможно формирование межрайонных местных систем расселения.

Местные системы могут формироваться как за пределами ГСНМ — в районах с низкой плотностью населения, не имеющих демографических и народнохозяйственных предпосылок для развития групповых систем, так и внутри ГСНМ — в качестве подсистем последних. Местные системы создаются на базе первичных хозяйственных территориальных комплексов: сельскохозяйственных, лесохозяйственных, добывающей и местной промышленности. Местные системы должны способствовать развитию агропромышленной интеграции и межхозяйственной кооперации, объединению аграрных и индустриальных видок деятельности в сельской местности..

Формирование местных систем расселения диктуется необходимостью рациональной территориальной организации производственной: деятельности и услуг для сельского населения путем создания систем мы центров в условиях рассредоточенного сельского расселения с целью обеспечения нормативных радиусов доступности мест приложения труда и учреждений социально-культурной и коммунально-бытовой сфер.

При выделении местных систем расселения учитываются ранг системообразующего центра и зоны его влияния, в которой поддерживаются интенсивные регулярные управленческие, трудовые, производств венные и культурно-бытовые межселенные связи.

Границы местных систем, как правило, должны быть увязаны с границами административно-территориального и организационно-хозяйственного деления.

В местных системах должны обеспечиваться потребности населения в периодических и частично эпизодических видах культурно-бытового и медицинского обслуживания, среднем общем, профессионально-техническом и частично специальном образовании. Затраты времени на повседневные трудовые и периодические культурно-бытовые поездки населения в пределах местных систем не должны, как правило, превышать 0,5—1 ч в один конец. С учетом этого основные объекты культурно-бытового строительства целесообразно концентри-

П

роватн в сельских поселениях — центрах местных систем, в том числе объекты эпизодического спроса — в городских и сельских поселениях— центрах районных систем.

1.14.    Обязательным условием эффективного развития систем населенных мест является формирование единой централизованной общесистемной инфраструктуры: производственной и общехозяйственной, транспортной, социальной, инженерной, природоохранной.

1.15.    Развитие материально-технической базы строительства в системах населенных мест должно предусматривать совершенствование территориальной организации и повышение уровня концентрации строительного производства, расширение сферы действия строительных комбинатов, углубление специализации строительных организаций с одновременным улучшением их производственных связей.

Размещение строительных баз должно осуществляться с учетом оптимальных радиусов обслуживаемой ими территории, определяемых на основе минимальной суммарной стоимости продукции стройиндустрии и стоимости ее перевозки. Эти радиусы составляют: для продукции крупнопанельного домостроения — до 100 км, что соответствует радиусам крупных ГСНМ; для сборных железобетонных и некоторых других конструкций — до 900 км, что соответствует радиусам влияния городов-центров и подцентров региональных систем населенных мест.

1.16.    Формирование производственной инфраструктуры систем населенных мест, в первую очередь ГСНМ, должно осуществляться путем создания крупных специализированных, межотраслевых предприятий по производству стандартизированных изделий и нестандартного оборудования, ремонту и техническому обслуживанию парка станков и машин, выполнению вспомогательных работ и операций, централизованному снабжению и транспортно-складскому обслуживанию, развитию кооперированного энергоснабжения и систем инженерного обо* рудования предприятий.

1.17.    Совершенствование транспортной инфраструктуры систем населенных мест имеет решающее значение для перспективного расселения,, так как обеспечивает взаимосвязанное развитие сети городских и сельских поселений и доступность для населения мест приложения труда, центров обслуживания, образования и культуры, способствует формированию ТПК и промузлов, активизации перспективных малых и средних. городов, совершенствованию сельского расселения и усилению аграрно-промышленной интеграции. Транспортная инфраструктура систем населенных мест должна базироваться на эффективном соединении и взаимодополнении различных видов транспорта — внутригородского, пригородного и межгородского, общественного и индивидуального, обеспечивать повышение скорости, надежности, безопасности и комфортности внутригородских и межселенных поездок.

На региональном и субрегиональном уровнях совершенствование транспортной инфраструктуры направляется на развитие прямых свя-

12

зей между региональными и субрегиональными (областными) центрами я подцентрами и центрами ГСНМ, а также куроротными районами республиканского и областного значения.

В крупных и средних ГСНМ необходимо обеспечить комплексное развитие внутригородского и пригородного транспорта: электропоездов, метрополитена, входящих в пригородную зону линий скоростного трамвая, экспрессных автобусных сообщений.

В малых ГСНМ и местных системах первоочередная задача — развитие сети автодорог с твердым покрытием, совершенствование автобусных маршрутов, широкое использование индивидуальных транспортных средств, улучшение эксплуатации и обслуживания дорожной сети и транспортных средств.

1.18. Формирование единой социальной инфраструктуры систем заселенных мест ставит целью обеспечение всего городского и сельского населения всеми необходимыми видами культурно-бытового, медицинского и других видов обслуживания, сокращение затрат времени на получение услуг в соответствии с частотой посещения различных учреждений обслуживания и культуры. В пределах местных систем население должно обеспечиваться полным комплексом услуг повседневного (школы, продовольственные магазины, столовые, детские учреждения и т. п.) и периодического либо узкого повседневного -спроса (кинотеатры, кафе, универмаги, амбулаторно-клинические и коммунально-бытовые учреждения, музыкальные школы, профессионально-технические училища).

Затраты времени на посещение объектов повседневного обслуживания не должны, как правило, превышать 0,5, периодического — 1 ч. В городах-центрах ГСНМ должны быть обеспечены все виды эпизодического стандартного обслуживания, предусмотренные главой СНиП И-60-75 *, для жителей городских поселений (больницы, крупные универмаги, ателье, зрелищно-спортивные учреждения, техникумы и др.). Затраты времени на посещение этих учреждений не должны превышать, как правило, 1,5 ч. Кроме того, в зависимости от величины ГСНМ (крупной, средней, малой) необходимо обеспечить полный, неполный или частичный набор специализированных эпизодических услуг (драматические театры, музеи, многопрофильные больницы, фирменные магазины и т. п.). В городах-центрах межобластного значения я крупных областных центрах требуется еще более широкий круг объектов обслуживания и культуры, посещение которых носит редкий либо избирательный характер (многопрофильные вузы, театры оперы я балета, художественные и исторические музеи, крупные отраслевые •библиотеки, специализированные больницы и др.). Наконец, в столицах союзных республик и крупнейших центрах экономических районов должны получить дальнейшее развитие такие уникальные объекты, как ведущие университеты, академические театры, фундаментальные библиотеки, центры подготовки научных кадров высшей квалификации, важнейшие академические и отраслевые научные центры.

13

К особому виду социальной инфраструктуры относятся: объекты* обеспечивающие развитие отдыха и туризма: гостиницы, пансионаты* дома отдыха, курортные комплексы. Их развитие также необходима увязывать с системами населенных мест разного типа. В местных и групповых системах должны получить развитие преимущественно зоны повседневного и кратковременного отдыха. В границах областей должны, как правило, удовлетворяться потребности в обычных видах долговременного отдыха, туризма и санаторно-куроротного лечения.

На региональном уровне должны развиваться крупные и специализированные курортные районы и комплексы республиканского значения.

1.19.    Развитие инженерной инфраструктуры систем населенных мест должно обеспечить высокий уровень инженерного оборудования городских и сельских поселений (нормативная обеспеченность водой* теплом, энергией, оборудование канализацией). В ГСНМ необходима осуществлять переход к централизованным системам водоснабжения* теплоснабжения и водоотведения в сочетании с усовершенствованием, локальных систем инженерного оборудования. В водоснабжении должны получить развитие системы, способствующие экономии воды и совершенствованию водохозяйственного баланса (специализированные промышленные водоводы, оборотные циклы, современные методы очистки воды из поверхностных источников). В водоотведении необходимо совершенствовать биологический способ очистки стоков*, их повторное использование, строительство районных систем канализации и сооружений биологической очистки, а в сельской местности — совершенствование локальных систем и очистных сооружений.

В энергоснабжении следует ускорить создание эффективных централизованных систем в первую очередь на базе мощных атомных станций теплоснабжения, расширить газоснабжение населенных мест от единой системы газоснабжения страны, кустовых газоналивных баз и станций сжиженного газа. В крупных ГСНМ должны создаваться инженерно-транспортные коридоры, внедряться кабельная прокладка высоковольтных линий и другие прогрессивные приемы территориальной организации инженерно-технической инфраструктуры, способствующие экономии земли и снижению эксплуатационных затрат,

1.20.    Охрана и улучшение окружающей среды в системах населенных мест должны обеспечиваться комплексом планировочных и градостроительных мер. В пределах региональных систем эти меры связаны с более равномерным размещением производительных сил, выделением крупных природоохранных территориальных комплексов-(национальных и природных парков, заповедников, зон ограниченного хозяйственного использования), сдерживанием роста крупнейших городов и агломераций, обеспечением рациональных рекреационных нагрузок на курортные районы общесоюзного и республиканского значения. В ГСНМ должно осуществляться строгое функциональное зонирование территории, с органичением рекреационных нагрузок в при-

14

городных зонах отдыха и формированием новых санаторно-курортных зон.

Кроме того, необходимо проведение единой санитарно-технической, экономической и организационной политики, направленной на улучшение окружающей среды: недопущение чрезмерной концентрации вредных выбросов; учет метеорологических и геохимических особенностей при размещении предприятий; развитие атомной энергетики и передача энергии тепловых электростанций большой мощности из районов, богатых топливными ресурсами, в крупные промрайоны; ускоренное воспроизводство лесного фонда и устройство лесопарковых .защитных поясов, зон и открытых пространств; филиализация и вынос вредных в санитарном отношении предприятий во внешние зоны крупных ГСНМ, внедрение высокопроизводительных устройств для очистки выбросов; переход к замкнутым технологическим циклам, мало- и безотходной технологии; совершенствование санитарных нормативов определения предельно допустимых выбросов и размеров санитарнозащитных зон; уменьшение вредного воздействия автомобильного ■транспорта.

Принципы и методы моделирования расселения

1.21. Предпосылками разработки и использования в научных и проектных целях моделей расселения данного территориального уровня (общегосударственного, регионального, субрегионального, группового и местного) являются:

изученность процессов и форм расселения;

уровень развития методов системного анализа и системных представлений о взаимосвязи условий, процессов и форм расселения;

достигнутый уровень графических (в частности, картографических) н математических методов моделирования сложных, развивающихся процессов и структур;

достигнутый уровень методов программно-целевого подхода; достигнутый уровень вычислительной техники; информационное обеспечение моделей расселения; возрастающая потребность в управлении расселением; потребность в научно обоснованном выборе средств управления расселением на основе его моделирования (учитывая многообразие и сложность взаимосвязей условий, процессов и форм расселения);

наличие организаций, занимающихся проблемами расселения, специалистов и коллективов, освоивших и способных освоить методы его моделирования;

наличие накопленного опыта моделирования расселения: графического, технико-экономического (на основе расчета показателей вариантов), логического (на основе прогноза социально-экономических процессов, изменений экологической ситуации и т. д.) и математиче-

15

ского (на основе логического), а также распространение информации об этом опыте.

1.22.    Моделирование расселения производится с целью: разработки программ управления расселением (общегосударственных, региональных, субрегиональных, групповых и местных схем расселения);

оптимизации перспективной территориальной структуры сети населенных мест в схемах и проектах районной планировки;

учета требований и решений проблем расселения в отраслевых м региональных народнохозяйственных и социальных программах (таких как БАМ, перераспределение части стока северных и сибирских рек, развитие Нечерноземной зоны РСФСР, формирование Западносибирского ТПК, продовольственная программа и т. д.).

1.23.    В соответствии с общими методологическими принципами моделирования модели расселения должны:

отображать моделируемые процессы, явления и структуры со степенью достоверности и точности, отвечающей поставленным задачам (а следовательно, разрабатываться на основе соответствующей информационной базы);

давать представление о всех возможных ситуациях, оказывающих существенное влияние на принятие решений на основе моделирования; обеспечивать сопоставимость сформированных вариантов; обеспечивать более высокую, чем без моделирования, обоснованность и эффективность решений поставленных задач.

1.24.    В соответствии с современными требованиями к моделированию социально-экономических процессов модели расселения должны:

разрабатываться на основе системного представления о взаимосвязи условий, процессов и форм расселения;

отвечать требованиям программно-целевого подхода (т. е. предусматривать достижение программных социально-экономических и социально-экологических целей общества).

1.25.    Основой моделирования расселения являются представления о взаимосвязях его условий, процессов и форм. Уровень системных представлений об этих взаимосвязях определяют методы моделирования. Каждый из более высоких уровней системных представлений исторически базируется на предшествовавших и включает в себя их основные достижения:

на концептуальном уровне представлений используются качественные методы моделирования, сводимые к формированию и экспертной оценке вариантов (планировочной структуры, динамики процессов и т. п.);

на том же уровне представлений (при наличии ориентировочных количественных характеристик некоторых из важнейших параметров) качественные методы моделирования дополняются количественной оценкой, вариантов по основным технико-экономическим показателям; на уровне развитых представлений о качественных и количествен-

16

ных характеристиках, взаимосвязей условий, процессов и форм расселения используются математические методы, программы математического моделирования и расчеты на ЭВМ.

1.26. Каждый из видов системных представлений позволяет раскрыть определенную сторону взаимосвязей:

внешние связи — представление о системе как о целом с ее окружением;

территориальную структуру сети населенных мест — представление об иерархии в сети населенных мест; динамику процессов расселения;

представление о последовательности состояний сети населенных, мест в процессе ее развития;

влияние различного рода воздействий (мероприятий) на процесс** расселения — представление о функциональных взаимосвязях в системе;

влияние на каждое рассматриваемое населенное место — его положение в системе.

Основные направления разработки моделей систем населенных мест

1.27.    Моделирование систем населенных мест (СНМ) может использоваться научно-исследовательскими и проектными институтами: Госгражданстроя при Госстрое СССР, госстроев и Госпланов республик, АН СССР и других ведомств при составлении, разработке и. корректировке:

региональных схем расселения;

отраслевых общегосударственных, республиканских и региональных схем и программ (для учета взаимосвязей расселения и развития отрасли или выбора путей решения поставленных задач с использованием средств расселения и т. д.);

1.28.    Результаты моделирования СНМ должны использоваться кроме видов работ, перечисленных выше, при составлении, разработке и корректировке:

комплексных планов социального и экономического развития экономических районов СССР, краев, областей, АССР, национальных, округов, административных сельских районов и населенных мест;

схем и проектов районной планировки, генеральных планов городов.

1.29.    Модели СНМ должны разрабатываться на основе системного анализа условий и тенденций расселения на территории соответствующей системы:

с использованием программно-целевого подхода, разработанных-математических моделей и программ, методик формирования элементов информационной базы и лр.;

с учетом специфики условий и предпосылок формирования СИМ, возможностей информационного обеспечения моделей и технических возможностей используемых ЭВМ,

2. МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

Общие положения

2.1.    Каждая из региональных систем населенных мест (РСНМ), которыми представлен в СССР следующий после общегосударственного уровень форм расселения, должна рассматриваться как целенаправленно управляемая, иерархически упорядоченная сеть городских и сельских поселений региона, объединенная организационно-хозяйственными, научно-информационными, социально-культурными и произ-.водственными связями, обслуживаемыми общей транспортно-инженерной инфраструктурой.

Разнообразие природных, хозяйственных и историко-культурных предпосылок образования регионов, обладающих достаточно высоким уровнем автономности (ло всему комплексу перечисленных условий), вызывает необходимость формирования РСНМ на уровнях:

союзных республик;

микрорайонов (групп или отдельных крупных экономических районов) ;

субрегионов (областей, краев, АССР).

2.2.    Предложения по формированию РСНМ союзных республик и микрорайонов разрабатываются как отраслевые схемы. На уровне субрегионов соответствующие проработки выполняются в составе схем районной планировки.

В РСНМ союзных республик, областей, краев и АССР обеспечивается единство расселенческих и административно-хозяйственных уровней связей. В микрорайонах отсутствие такого единства осложняет реализацию программ совершенствования расселения и вызывает необходимость разработки в отраслевых схемах разделов, содержащих рекомендации по организационным формам, обеспечивающим эффективное руководство ходом осуществления этих программ.

Уровень РСНМ и особенности региона определяют специфику проблем, целей и методов совершенствования расселения на его территории.

Региональные цели совершенствования расселения, средства и критерии их достижения

2.3. Достижение самых общих целей совершенствования расселе ни я осуществляется путем проведения мероприятий двух типов — организационно-хозяйственных и планировочных.

18

Основными направлениями организационно-хозяйственных мероприятий следует считать:

распределение средств, направляемых на развитие производственной и непроизводственной сфер, по отраслям хозяйства, обеспечивающее опережающее развитие для региона ключевых отраслей (при этом особое внимание должно уделяться, как правило, строительной и энергетической базе, транспортной и инженерной инфраструктурам, сельскому хозяйству, жилищно-коммунальному хозяйству и сети предприятий и учреждений культурно-бытового обслуживания, охране природной среды и улучшению санитарно-гигиенических условий жизни населения);

улучшение организации управления народным хозяйством на региональном и субрегиональном уровнях в первую очередь путем совершенствования способов сочетания отраслевого и территориального методов планирования и руководства, развития и более широкого применения программно-целевого подхода, использования последних. достижений научно-технического прогресса;

совершенствование системы материального и морального стимулирования трудящихся региона в первую очередь за счет мероприятий, направленных на повышение уровня обеспеченности жильем и культурно-бытовым обслуживанием, возрастания уровня доходов (через: надбавки к зарплате, снижение цен на товары и услуги и т. д.), увеличения количества свободного времени и возможностей его использования, улучшения условий межселенной маятниковой миграции (за* счет повышения комфортности транспорта, сокращения времени и снижения себестоимости проезда и т. п.);

развитие внешних связей региона в первую очередь по линии кооперирования и специализации производства, дальнейшего развития внешнего транспорта и средств связи, кооперирования и специализации при проведении научных и проектных работ (по отраслевым и комплексным региональным программам), развития и совершенствования форм межрегиональных социально-культурных связей.

2.4.    Основным направлением планировочных мероприятий является формирование:

планово-регулируемых систем населенных мест (региональной, субрегиональных, групповых);

территориально-производственного и агропромышленного комплексов региона (с обеспечением оптимального размещения производств* на уровнях крупных экономических районов, краев, областей и АССР, региональных промышленных районов);

системы рекреационно-курортных районов регионального и субрегионального значения;

системы природоохранных районов и зон регионального и субрегионального уровней;

транспортной и инженерной инфраструктур региона.

2.5.    Важнейшим для совершенствования расселения направлением

1$

Рекомендовано к изданию решением секции районной планировки Научно-технического совета ЦНИИП градостроительства.

Руководство по моделированию расселения / ЦНИИП градостроительства Госгражданстроя. — М.: Стройиздат, 1982.— 144 с.

Освещены вопросы совершенствования территориальной структуры сети населенных мест. Рассмотрены принципиальные возможности использования методов системного анализа, программно-целевого подхода и математического моделирования для разработки и отбора альтернатив формирования перспективных региональных и групповых систем населенных мест, а также местных систем расселения.

Для проектировщиков, занимающихся вопросами регионального расселения и районной планировки.

Табл. 8.

ЦНИИП ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ГОСГРАЖДАНСТРОЯ

РУКОВОДСТВО ПО МОДЕЛИРОВАНИЮ РАССЕЛЕНИЯ

Редакция инструктивно-нормативной литературы Зав. редакцией Л Г Вальян Редактор Л. Н Кузьмина Мл. редактор Л. И. М е с я ц е в а Технические редакторы М В. Павлова. В Д Павлова Корректор А. В Федина

Н/К

Сдано в набор 09.09 82. Подписано в печать 23.11.82. Т-21506. Формат S4X108Vs2 Бумага тин JVe 2. Гарнитура «Литературная». Печать высокая. Уел. печ. л 7,56; Уел. кр.-отт. 7,87. Уч.-изд. л. 10,62. Тираж 2800 экз. Изд. № XII—9973. Заказ 1123.

Цена 55 коп

Стройиздат, 101442, Москва, Каляевская, 23а

Московская типография № 32 Союзполиграфпрома при Государственном комитете-СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Москва. 103051, Цветной бульвар, 26

047(01)—82

4902030000—606 Р - Инструкт.-нормат.,    11    вып.— 175—82

© Стройиздат. 1982

Затраты времени Населения н транспортные расходы, связанные с поездками в центры РСНМ и СРСНМ.

с

с

2

1

2

Цели и основные направления мероприятий, обеспечивающих их достижение

Показатель отно-сительной важности целей (пример). %

Критерии достижения целей

А. Социальные цели

43

Создание предпосылок для повышения темпов социально-культурного развития населения:

23

а) обеспечение условий для наиболее эффективного использования населением социально-культурного и экономического потенциалов крупнейших городов региона (путем формирования РСНМ и СРСНМ)

8

Доля населения региона, обеспечиваемого более комфортными транспортными связями с центрами РСНМ и СРСНМ (по видам транспорта, количеству пересадок, затрачиваемому времени)

б) обеспечение населению более широкого выбора мест приложения труда, учреждений и предприятий сферы обслуживания (путем формирования ГСНМ разного типа)

15

Доля населения региона, расселяемого в ГСНМ с более развитыми городами-центрами

Создание предпосылок для сокращения разрыва в уровне социально-культурного развития городского и сельского населения (пу-

6

Доля сельского населения региона, расселяемого в ГСНМ с более развитыми городами-центрами

Виды затрат на достижение целей

Ь9

тем включения сельских поселений в ГСНМ)

Обеспечение населению наиболее благоприятных условий для отдыха:

а) на территории ГСНМ

8

6

Доля населения регона, расселяемого в ГСНМ с более благопри

ятными условиями для отдыха на их территории

б) в ближайших рекреацион

2

Доля населения региона, расселя

ных районах региона

емого в ГСНМ, расположенных в зонах с лучшими условиями ис

пользования рекреационных районов регионального значения (с уче

том привлекательности мест отды

ха и комфортности транспортных связей)

Повышение комфортности среды обитания населения (средствами расселения):

6

1

а) за счет повышения доли населения, расселяемого в более благоприятных природно-

Доля населения региона, расселяемого в ГСНМ, расположенных

в зонах с лучшими природно-кли

климатических условиях

матическими условиями

б) за счет повышения доли на

5

Доля населения региона, рассе

селения в ГСНМ с более бла

ляемого в ГСНМ с более благо

гоприятной средой обитания

приятной средой обитания челове

человека

ка (по комплексу экологических и санитарно-гигиенических условий)

1

Затраты на развитие центров РСНМ и СРСНМ и региональной транспортной инфраструктуры Затраты времени населения и транспортные расходы, связанные с трудовыми и культурно-бытовыми поездками на территории ГСНМ. Дополнительные затраты на гражданское строительство и развитие транспортной инфраструктуры, связанные с формированием ГСНМ Дополнительные затраты, связанные с развитием транспортной инфраструктуры ГСНМ

Затраты времени населения и транспортные расходы, связанные с рекреационными поездками на территории ГСНМ. Дополнительные затраты на развитие рекреационной инфраструктуры Затраты времени населения и транспортные расходы, связанные с поездками в рекреационные районы РСНМ и СРСНМ.

Затраты на формирование рекреационных районов РСНМ и СРСНМ

Дополнительные затраты на развитие транспортной инфраструктуры РСНМ

Дополнительные затраты, связанные с формированием планировочной структуры ГСНМ и поддержанием режимов использования их территории, необходимых для обеспечения экологического равновесия

ПРЕДИСЛОВИЕ

Высшая цель экономической стратегии Коммунистической партии и Советского государства «... — неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа,* создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства, увеличения производительности труда, роста социальной и трудовой активности советских людей»1— не может быть достигнута без целенаправленного, научно обоснованного управления развитием территориальной структуры сети населенных мест. Совершенствование этой структуры необходимо для создания предпосылок: соответствия потребности и наличия трудовых ресурсов по всем объектам народного хозяйства; обеспечения всему населению по возможности наиболее благоприятных, относительно равных условий доступа к материальным и духовным благам и услугам, расширения выбора мест приложения труда и отдыха; обеспечения благоприятных условий обитания и поддержания экологического равновесия с учетом интересов будущих поколений.

В свете задач повышения эффективности производства особенно актуальны проблемы преодоления диспропорций в территориальном распределении трудовых ресурсов и потребности в них.

Повышение эффективности мероприятий, направленных на совершенствование расселения, обеспечивается, в частности, разработкой генеральной 2 3 и региональных схем расселения, соответствующих разделов схем и проектов районной планировки, проектов планировки и застройки населенных мест.

Важностью и сложностью проблем, рассматриваемых в такого рода работах, необходимостью повышения степени обоснованности принимаемых в них решений объясняется потребность в обобщении пока еще небольшого опыта применения в них методов системного анализа, программно-целевого подхода и математического моделирования.

В «Руководстве по моделированию расселения» приведены рекомендации по методологии процесса разработки конкретных схем расселения или соответствующих разделов в схемах и проектах районной планировки. Предлагаемая методология предусматривает: четкое определение целей и средств формирования систем населенных мест каждого уровня и типа; разработку количественных критериев оценки эффективности рассматриваемых вариантов планировочных решений, использование логи-

ческих, графических, графоаналитических и математических моделей,, имитирующих или оптимизирующих функционирование или структуру формируемых систем.

В первой главе Руководства освещены: цели и предпосылки совершенствования расселения в СССР; принципы формирования, а также принципы и методы моделирования систем населенных мест; основные направления разработки и использования их моделей. Во второй, третьей и четвертой главах рассмотрены основы и приведены примеры моделирования соответственно региональных, групповых и местных систем. Особое внимание уделено групповым системам в силу особой эффективности перехода от автономного к взаимосвязанному расселению именно на этом территориальном уровне, на данном историческом этапе. Проек-тироваием таких систем занят широкий круг специалистов, и здесь на* коплен наиболее значительный опыт использования математических моделей.

Руководство разработано отделом районной планировки ЦНИИП градостроительства: инж. Э. Г. Абрамовичем (прил. 8); канд. экон. на* ук В. Р. Беленьким (гл. 4, прил. 13 и 14); арх. М .Я. Вильнером (предисловие, пп. 1.5, 1.6; Ь.21—1.29; гл. 2; прил. 1—4); канд. техн. наук В. В. Владимировым (предисловие, пп. 1.4, 1.9—1.20; 2.4; прил. 3, 4, 11, 12); канд. экон. наук Л. А. Кранцем (гл. 4, прил. 13 и 14); д-ром геогр. наук Ф. М. Листенгуртом (пп. 1.1—1.4; 1.7—1.20); канд. физ.-мат. наук В. В. Лившицем (прил. 1, 5—12); канд. арх. Г. С. Юсиным (пп. 1.1—1.4; 1.7—1.20); инж. Т. И. Ярославцевой (прил. 1).

Редакционная коллегия: М. Я. Вильнер, В. В. Владимиров (отв. редактор), В. П. Жалнин, В. В. Лившиц, Н. И. Наймарк.

1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАССЕЛЕНИЯ И ЕГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

Цели совершенствования расселения

1.1.    Важнейшее требование эффективной градостроительной политики на современном этапе состоит в последовательной ориентации процессов развития сети городов, поселков и сельских населенных мест на достижение долгосрочных целей экономического и социального развития страны.

Главная цель совершенствования расселения на этапе развитого социализма формулируется как создание градостроительных предпосылок, обеспечивающих постоянный рост благосостояния советских людей на основе дальнейшего развития народного хозяйства, ускорения научно-технического прогресса и перевода экономики на интенсивный путь развития, более рационального использования потенциала страны, всемерной экономии всех видов ресурсов и улучшения качества работы. Совершенствование расселения призвано отвечать задачам дальнейшего развития и рационального размещения производительных сил, всестороннего развития человека и формирования коммунистических отношений, рационального природопользования, охраны и воспроизводства природной среды, а также устойчивости народнохозяйственного комплекса.

1.2.    В области экономики совершенствование расселения должна способствовать интенсификации, концентрации и специализации производства, росту научно-производственного потенциала отдельных регионов страны, развитию территориально-производственных комплексов, рациональному использованию трудовых ресурсов и сконцентрированных в городах и сельских населенных пунктах производственных и непроизводственных фондов, интенсификации и концентрации сельскохозяйственного производства, развитию аграрно-промышленной интеграции и мелкохозяйственной кооперации, рациональному использованию сельскохозяйственных земель, увеличению разнообразия рабочих мест для сельских жителей за счет использования производственной базы городов и расширения сфер занятости в сельской местности, превращению аграрного труда в разновидность индустриального.

1.3.    В социальной области совершенствование расселения требует: создания жителям всех городов, поселков и сельских населенных пунктов относительно равных и благоприятных возможностей выбора видов и форм трудовой и общественной деятельности, получения образования, проведения досуга, приобщения к ценностям культуры и искусства; ликвидации имеющихся различий в условиях жизни в крупных и малых городах и сельских населенных пунктах с учетом региональных природно-климатических, хозяйственных и национальных особенностей; улучшения гигиенических условий жизни населения в городах, поселках и сельских населенных пунктах; сохранения здоровья и высокой работоспособности советских людей.

5’

1.4.    Совершенствование расселения должно осуществляться также с учетом охраны, восстановления и рационального использования ресурсов биосферы, водного и воздушного бассейнов, поддержания экологического равновесия, сохранения и резервирования ценных природных ландшафтов.

Важной целью совершенствования расселения является содействие повышенной устойчивости функционирования народнохозяйственного комплекса страны.

Предпосылки совершенствования расселения

1.5.    Процесс концентрации населения как одно из проявлений взаимосвязи расселения с процессами социально-экономического развития общества носит объективный характер. Эти процессы характеризуются ростом доли проживающих в групповых формах расселения, а среди них в первую очередь в более развитых и особенно в агломерациях. Исторически образование групповых форм расселения обусловлено возрастанием роли городов-центров социально-экономического развития. Концентрация населения в отдельных городах ограничена порогами, определяемыми их демографическим, экономическим, социально-культурным и транспортным потенциалами. Преодоление каждого порога становится возможным лишь в результате повышения указанных потенциалов на основе определенного сдвига в количестве и характере внешних связей города с другими населенными местами, в первую очередь, как правило, близко к нему расположенными (в силу выделения таких функций, как пригородное хозяйство, реализация и т. д.). Образование групповых форм расселения на первом этапе характеризуется и определяется опережающим ростом города-центра и населенных мест в прилегающей к нему зоне. На следующем этапе опережающим становятся развитие сети населенных мест и появление крупных подцентров в периферийной зоне, характерное для развитых групповых форм расселения. На завершающем этапе 4при отсутствии целенаправленного управления расселением) преобладают процессы уплотнения сети поселений и их срастания с превращением группы населенных мест в агломерацию. Срастание близко расположенных агломераций приводит к образованию конурбации (мегалополисов).

1.6.    Концентрация населения стимулирует развитие производства, расширяя возможности привлечения рабочей силы различного профиля и уровня квалификации С концентрацией промышленного производства повышается его эффективность (за счет укрупнения предприятий, их специализации, хозяйственного и технологического кооперирования, образования научно-производственных объединении, внедрения и использования достижений научно-технической революции). Концентрация населения стимулирует также сосредоточение и взаимодействие социальных и культурных ценностей, ускоряет социально-

6

культурное развитие общества, создает наиболее благоприятные условия для творческого развития личности, а следовательно, и предопределяет дальнейший приток мигрантов, стремящихся приобщиться к этим ценностям, расширить для себя выбор мест приложения труда, приобретения квалификации, получения образования, восприятия достижений культуры.

Со стихийным характером процессов концентрации населения (таков он в известной мере и в социалистическом обществе до тех пор» пока не начинают разрабатываться и осуществляться целевые программы регулирования расселения) связаны не только положитель* ные, но и отрицательные последствия, особенно заметные при высокой интенсивности этих процессов. В социальной сфере — это издержки форсированной адаптации мигрантов (особенно прибывших в крупные города из сельской местности); обострение проблем обеспе^ чения населения жильем, социально-культурным и бытовым обслуживанием; ухудшение демографической ситуации (снижение рождаемости* снижение доли трудовых ресурсов и т. д.); обострение проблем снабжения городского населения сельскохозяйственной продукцией (особенно скоропортящейся); ухудшение санитарно-гигиенических, рекреационных и экологических условий и т. д. Связанный с концентрацией населения рост антропогенных нагрузок часто превышает пороги, в пределах которых обеспечивается поддержание экологического равновесия. К отрицательным последствиям в сфере экономики следует отнести повышение затрат на освоение территории, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, реконструкцию сложившейся застройки и т. д. Возрастает и доля затрат, связанных с переориентацией направленности хозяйства и землепользования.

Противоречие между объективно прогрессивным характером процессов концентрации населения и отрицательными последствиями стихийности этих процессов должно разрешаться на путях формирования планово-регулируемых систем населенных мест, в первую очередь, в пределах групповых форм расселения, где связи между населенными местами наиболее интенсивны, а уровень освоенности территории наиболее высок.

1.7. Потребность в совершенствовании расселения в стране опре^ деляется необходимостью устранения диспропорций и недостатков сложившейся сети населенных мест, приведения ее в соответствтте условиями и требованиями развитого социалистического общества. Диспропорции в масштабах и уровне развития городской и сельской социальных инфраструктур пока еще значительны.

Недостатки расселения сельского населения создают определенные трудности на пути экономического и социального развития сельской местности, сдерживая рост производительных сил страны. Сложившееся расселение не отвечает требованиям дальнейшего наращивания темпов концентрации и интеграции в производственной и обще>-ственной сферах, с которыми связаны перспективы научно-техническо-

7

го прогресса аграрного сектора в условиях развитого социализма. Чрезмерная концентрация производственных и непроизводственных капиталовложений в крупных городах ограничивает возможности роста малых и средних городов и ведет к отставанию уровня развития их градообразующей базы, коммунального благоустройства и культурно-бытового обслуживания.

Процесс развития городских агломераций, не регулируемый в должной мере механизмами управления, сопровождается повышением затрат времени населения на поездки с трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными целями, серьезными нарушениями экологического равновесия, что чревато опасными последствиями для здоровья и воспроизводства населения.

1.8.    Необходимость устранения указанных недостатков требует совершенствования управления развитием городов и сельских населенных пунктов, разработки научно обоснованной государственной политики в области расселения, повышения роли и эффективности градостроительства и районной планировки, обеспечения единства экономического и социального планирования, градостроительного проектирования, отраслевого и территориального управления, повышения комплексности и целенаправленности градостроительных документов.

Основой этого процесса должны стать переход от относительно автономного к более взаимосвязанному развитию городов^ поселков и сел, выделение в качестве объекта управления наряду с отдельными поселениями систем населенных мест (включая их транспортные и инженерные сети, зоны отдыха и другие внегородские объекты и территории) в сочетании с комплексным развитием отдельных городских и сельских населенных мест.

В связи со значительным и не поддающимся быстрому устранению отставанием большей части населенных мест — центров административно-территориальных единиц страны (областей и районов) от требований в части их социально-культурного потенциала и уровня удовлетворения потребностей в комплексе обслуживания населения (включая эпизодическое и нестандартное) целесообразно выделение укрупненных систем населенных мест, включающих по несколько областей (на региональном уровне) или районов (на уровне групповых и местных форм расселения), тяготеющих к городам, наиболее подготовленным к выполнению всего комплекса соответствующих центральных функций.

Принципы формирования систем населенных мест

1.9.    Системы населенных мест должны выделяться в границах экономических районов, подрайонов и административно-территориальных единиц различного ранга на основе производственно-экономических, культурно-бытовых и других межселенных связей. Комплексное

8

развитие систем населенных мест должно обеспечиваться едиными для данной территории планированием, проектированием и управлением, мероприятиями по формированию и улучшению природной среды, рациональному использованию трудовых, территориальных и других ресурсов.

Системы населенных мест выделяются применительно к следующим основным уровням территориальной организации производства и административного деления СССР:    общесоюзному,    региональному,

областному (субрегиональному), внутриобластному и местному.

1.10.    Общесоюзная система населенных мест формируется на базе единого народнохозяйственного комплекса СССР. К важнейшим направлениям совершенствования общесоюзной системы населенных мест относятся: развитие основной полосы расселения страны и освоение новых районов; совершенствование межрайонных пропорций расселения и распределения трудовых ресурсов; устранение территориальных диспропорций в условиях жизни населения и уровня благоустройства населенных мест; создание единой системы городского н сельского расселения; развитие опорного каркаса расселения страны.

1.11.    Региональные системы населенных мест должны формиро

ваться в границах народнохозяйственных комплексов союзных республик и экономических районов страны. В качестве центров и подцентров региональных систем населенных мест должны выделяться столицы союзных республик, крупнейшие и крупные города — столицы АССР, центры краев и областей. В границах региональных систем должны решаться задачи:    совершенствования    внутрирайонных,

межобластных пропорций развития сети населенных мест, городского и сельского расселения; сдерживания роста крупнейших городов и развития больших и средних городов-центров внутриобластных экономических микрорайонов; обеспечения потребностей городского и сельского населения в приобщении к достижениям науки и культуры в получении специального образования, в высокоспециализированных видах обслуживания, долговременном отдыхе и туризме.

1.12.    Опорное звено перспективного взаимосвязанного расселения— групповые системы населенных мест (ГСНМ), выделяемые в границах внутриобластных экономических микрорайонов (групп низовых административных районов). ГСНМ представляют собой совокупность городских поселений и сельских населенных пунктов, объединенных в зоне влияния крупных, больших и отдельных средних городов тесными производственно-экономическими, трудовыми и культурно-бытовыми связями. ГСНМ должны обеспечивать практически равное удовлетворение потребностей всего городского и сельского населения в сфере труда, быта, обслуживания, культуры и образования, отдыха и общения независимо от места проживания в пределах, как правило 1,5—2,5-часовой транспортной доступности главного города-центра, что соответствует перспективным радиусам 80—100 км. Тем самым в ГСНМ наиболее полно решается задача выравнивания терри-

9

1

   Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года. — В сб.: Материалы XXVI съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с. 136

2

   Фомин Г. Н. Научные основы и пути реализации генеральной схемы расселения в СССР — В сб : Современные проблемы географии (Доклады XXIII конгресса международного географического союза). М., Наука. 1976.

3