Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

58 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила предназначены в качестве практического руководства при выполнении работ по текущему содержанию искусственных сооружений для мостовых и дорожных мастеров, бригадиров и мостовых и путевых бригад.

 Скачать PDF

Оглавление

Основные положения

Замена в металлических пролетных cтроениях отделных дефектных заклепок высокопрочными болтами

Постановка накладок на элементы металлических пролетных строений

Засверливание отверстий по концам трещин в элементах металлических пролетных строений

Подкраска отдельных мест металлических пролетных строений

Заделка швов в железобетонных трубах

Заделка в железобетонных и бетонных конструкциях отколов, раковин, пустот и восстановление защитного слоя полимерцементным раствором

Заделка трещин в каменной, бетонной и бутовой кладке раствором состава 1:1 или полимерцементным тестом

Возобновление расшивки швов

Ремонт сливов подферменных площадок массивных опор

Ремонт повреждения бутовой кладки

Ремонт поврежденной штукатурки опор мостов и труб

Профилакческие мероприятия против загнивания отдельных частей деревянных мостов

Одиночная смена мостовых брусьев

Ремонт мостовых брусьев

Частичная замена мостового настила

Частичная замена охранных брусьев

Очистка и смазка уравнительных приборов

Подтягивание и смазка лапчатых болтов

Замена лапчатых болтов

Прочистка водоотводных трубок в мостах с балластной проезжей частью

Частичная замена верхнего настила автодорожных путепроводов

Замена дощатого настила на пешеходных мостах

Частичная замена ступеней на пешеходных мостах

Ремонт асфальтовых покрытий на пешеходных мостах тротуарах, железнодорожных мостах и автомобильных путепроводах

Ремонт металлических перил с простым перильным заполнением

Выправка перекоса и угона катков опорных частей

Очистка и натирка опорных частей графитом

Замена футляров подвижных опорных частей

Ремонт бетонных лотков и укреплений русл труб и мостов малых отверстий

Ремонт двойного каменного мощения конусов и русл у мостов и труб

Содержание противопожарного настила на деревянных мостах

Замена негодных частей деревянных лестниц по откосам насыпи

Замена бетоном отдельных разрушенных камней обделки тоннеля

Околка наледей в тоннеле

Очистка немощеных нагорных канав на поверхности тоннеля с частичным восстановлением профиля вручную

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПУТИ

ПРАВИЛА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ ПО ТЕКУЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

«ТРАНСПОРТ» 1979

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПУТИ

УТВЕРЖДЕНО

Главным управлением пути МПС 14 сентября 1978 г.

ПРАВИЛА И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ ПО ТЕКУЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1979

После постановки болтов необходимо проверить остукиваиием все ближайшие к нему заклепки и при обнаружении ослабших замеиить их.

Т а б л и ц а 3

Число тел и стягиваемом пакете

Требуемый угол поворота гайки для болтов, град

MI8 и М22

М24 и М27

2—4

180

120

4—6

270

210

6—8

3G0

300

Поставленные болты, а также очищенные поверхности элементов пролетного строения вокруг болтов необходимо окрасить.

Место работ по замене заклепок должно быть обеспечено надежными подмостями, огражденными перилами.

Во избежание травмирования людей при рубке заклепок или выбивании пробок, болтов и срубленных заклепок должны быть приняты меры для защиты людей от осколков, выскакивающих болтов, оправок и др. Для этого рабочие должны пользоваться легкими щитками. Лиц, не принимающих непосредственного участия в работе, следует удалить из опасной зоны.

При удалении заклепок высверливанием запрещается убирать стружки непосредственно руками даже в рукавицах. Это следует делать металлическими щетками и крючками.

Затягивать гайки болтов разрешается только исправными ключами соответствующего размера, при котором обеспечивается надежный охват гайки.

Дефектные заклепки заменяет высокопрочными болтами бригада из 3 чел. под руководством мостового мастера.

После установки сигналов остановки рабочие № I, 2 и 3 выполняют основные работы по замене дефектных заклепок в такой последовательности: срезка ацетиленокислородным пламенем заклепочной головки; высверливание или выбивание стержня заклепки; очистка от старой краски и ржавчины металла иод шайбы; постановка высокопрочного болта и его натяжение на расчетное усилие.

Окончив эти работы, сигналы остановки снимают.

Затем проверяют натяжение болтов, для чего к гайкам прикладывают крутящий момент на 5% менее расчетного, и только после этого приступают к окраске пистолетом-распылителем или вручную высокопрочных болтов, шайб и прилегающего к ним основного металла.

Заменив слабые заклепки в узле (прикреплении), рабочие № 1, 2 и 3 переходят в следующий узел (прикрепление) и выполняют аналогичные работы.

Перечень необходимого инструмента а инвентаря

1.    Электростанции или компрессорная    установка......1

2.    Газовые резаки с принадлежностями...........1

3.    Электросверлильные или пневмосверлильные станки . . . 1

4.    Крейцменсели и зубила (набор).............I

5.    Кувалды........................2

6.    Ключи накидные....................2

7.    Рычажные ключи с динамометром............1

8.    Скребки и металлические щетки для очистки металла (набор) ...........................1

9.    Передвижные малые компрессоры и комплекты с пистолетом-распылителем для окраски..............1

н). Топоры.........................2

11.    Пилы электрические или ручные .    .     1

12.    Гвоздодерные ломы . .     1

14. Блоки с консолыо или укосина для подачи элементов подмостей, материалов и инструмента к месту работ.....1

13.    Бородки....... 2

ПОСТАНОВКА НАКЛАДОК НА ЭЛЕМЕНТЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИИ

Постановку накладок производят при наличии в элементах пролетных строений каких-либо местных повреждений, ослабляющих сечение элемента (трещин, надрывов, выколов, пробоин, разрывов отдельных частей составных элементов, вмятин, сопровождаемых трещинами, а также глубоких повреждений ржавчиной). Накладки должны ставиться, как правило, па высокопрочных болтах.

Повреждения в стенках сплошных составных балок перекрывают двусторонними плоскими накладками.

Накладки берут таких размеров, чтобы с каждой стороны от места повреждения можно было поставить не менее двух рядов болтов.

При размещении вновь устанавливаемых высокопрочных болтов следует руководствоваться указаниями табл. 4.

Таблица 4

Нормируемый

размер

Направление

Вид усилия

Допускаемое расстояние, мм

максимальное

минимальное

Между центрами болтов

По диагонали

Растяжение и сжатие

з &

По крайнему ряду

В листах

Меньшее из Id и 165

3d

В уголках

160мм

По среднему ряду

Поперек

усилия

245

Вдоль усилия

Растяжение

245

Сжатие

165

От центра болта до края элемента

При любых кромках

Вдоль усилия и по диагонали

Растяжение и сжатие

Меньшее из 85 и 120 мм

2d

При обрезной кромке

Поперек

усилия

При прокатной кромке

\,ы

В таблице обозначено: d — номинальный диаметр болта; 8 — толщина наиболее топкой из сболчиваемых частей.

При перекрытии элементов с пробоинами и глубокими вмятинами предварительно вырезают деформированную часть стенок. Кромки отверстий зачищают, небольшие погнутости краев выправляют.

В отверстие должна быть поставлена вставка из листового металла толщиной, равной поврежденной стенке, если по своим размерам она позволяет закрепить ее не менее чем двумя болтами.

Поврежденные уголки элементов пролетных строений перекрывают, как пршньчо, уюлкоаыми накладками.

Длину накладок определяют количеством болтов, которые требуется поставить в каждой полупакладке.

Трещины и выколи, появляющиеся в верхаих поясах клепаных продольных балок, не имеющих горизонтальных листов, также перекрывают уголковыми накладками (рис. 4), которые крепятся к поясу высокопрочными болтами. Для постановки болтов поясные заклепки срубаются. Длина накладки в этом случае определяется длиной трещины или выкола. В случае образования сплошных выколов устанавливается одна уголковая накладка, перекрывающая все выколы.

Для обеспечения равномерного опирали я мостового бруса вместо вы-коловшсйся полки рекомендуется устанавливать прокладки под брус.

В уголковых накладках необходимо сострогать или снять наждачным кругом металл у обушка (вершины уголка) для обеспечения плотного прилегания их к перекрываемому уголку. В связи с уменьшением при этом площади уголка для накладок необходимо применять прокат большего сечения, чем перекрываемый уголок.

Перекрываемые накладками трещины в сплошных стенках элементов должны быть засверлены на концах или на одном конце при выходе трещины на кромку листа (по технологическому процессу «Засверливание отверстий по коицам трещин в элементах металлических пролетных строений*) .

Накладки заготавливают в стороне от места работ по заранее изготовленным шаблонам. При необходимости постановки прокладок последние также заготавливаются заранее и одновременно с накладками.

Применение сварки при постановке накладок, а также при другом ремонте металлических пролетных строений допускается в случаях, предусмотренных специальными проектами, согласованными с Главным управлением пути.

В «окна», или интервалы между поездами, выполняют только основные работы по постановке накладок, высокопрочных болтов и затяжке их на расчетное усилие.

Работы по постановке накладок выполняет под руководством мостового мастера группа рабочих из 4—5 Чел.

Работы по разметке отверстий в элементах пролетных строений с нанесением центров дыр и кернеиием; сверленые отверстий в элементах пролетного строения сверлильными машинками; удаление существующих заклепок (одновременно не более одной) и постановку временных высокопрочных болтов; разметку накладок с проверкой по месту; ацетиленокис-дородную резку накладок; обработку кромок листовой стали; сверление от-

Рис. 4. Перекрытие трещин-выколов уголковыми накладками: / — прокладка; г —уголковая накладка

9

верстий в накладках сверлильными машинками; очистку соприкасающихся поверхностей накладок и пролетных строений производят в подготовительный период.

В основной период после ограждения места работ сигналами остановки по указанию мостового мастера рабочие, удалив временно установленные высокопрочные болты, производят постановку накладок на месте, постановку высокопрочных болтов и затяжку их на расчетное усилие динамометрическим ключом (см. рис. 3).

По окончании этой работы проверяют свободность пути, сигналы остановки снимают и поезда пропускают без ограничения скорости.

Очистку и окраску отремонтированных участков производят в заключительный период.

Перечень необходимых механизмов и инструмента 1. Электросверлильные или пневмосверлильиые станки с на


При небольших объемах работ бригаду можно сократить до 3 чел.

бором сверл.......................1

2.    Газовые резаки с принадлежностями..........1

3.    Крейцмейсели и зубила (набор).............1

4.    Кувалды ........................2

б. Ключи накидные....................2

6.    Рычажные ключи с динамометром............2

7.    Щетки и скребки для очистки металла (набор).....1

8.    Бородки ....................• . , . 2

9.    Передвижные малые компрессоры и комплекты с пистолетом-распылителем для окраски..............1

10.    Топоры............*............2

11.    Пилы электрические или ручные............1

13. Блоки с консолью или укосины для подачи элементов подмостей, материалов и инструментов к месту работ . . . . 1


12.    Гвоздодерыые ломы...................1

ЗАСВЕРЛИВАНИЕ ОТВЕРСТИЙ ПО КОНЦАМ ТРЕЩИН В ЭЛЕМЕНТАХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ

Обнаруженные небольшие (менее 10 мм по длине) трещины на кромках элементов (рис. 5) и на концах сварных швов (рис. 6) следует вырубить. Образующееся при этом углубление должно быть обработано наждачным кругом или напильником до достижения плавных переходов.

Срубать поврежденный металл следует тонкими стружками в направлении вдоль трещины, что позволяет по раздвоению стружки судить о величине необходимой вырубки металла. Если при этом ослабление сечения элемента превысило 2%, то должен быть произведен расчет допустимости дополнительного ослабления.

Трещины длиной более 10 мм необходимо для прекращения дальнейшего их развития засверливать по концам на всю толщину поврежденного элемента. Центр отверстия диаметром 14—18 мм должен находиться в самом конце трещины.

13

Трещины, значительные по длине и опасные по расположению (в частности, направленные поперек действия сил в элементе), должны быть перекрыты накладками на высокопрочных болтах.

3 Зак. 71


Рас. 5. Схема удаления и засверливания трещин:



Рас. 6. Трещины на концах сварных швов:

а - наружная и стыковом ите; б —наружная в угловом шве


1 -уделяемый металл; трещины

Ми до нихода трещины на кромку металла нс обрабатывают.

Применение сварки для заделки трещин допускается в случаях, предусмотренных специальными проектами, согласованными с Главным управ-

ДСТЦЦ It ути;

Ра Col у ылналняет бригада рабочих из 2 чел. под руководством бригадира мостовой бригады. Место работ ограждают сигнальными знаками «Сд (о подаче свистка).

Рабочий Ки 1 размечает концы трещин масляной краской; рабочий № 2 производит керпенис, затем оба рабочих засверливают отверстия по концам трещин электродрелью или ручной дрелью с применением скоб и трещоток.

Засверлепные отверстия окрашивают на всю толщину поврежденного элемента.

Перечень необходимых механизмов, инструмента и инвентаря

1. Электродрели (или ручные дре


!. Скобы.............

5.    Трещотки...........

6.    Кисти малярные........

7.    Бачки с краской........


1

t

I

1


ли) т> металлу . • . ......2

2.    Молотки слесарные . , * , , . 1

3.    Керны.............1


М


ПОДКРАСКА ОТДЕЛЬНЫХ МЕСТ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ

Подкраске подлежат наиболее корродирующие места металлических пролетных строений (пояса балок проезжей части, фасонки продольных связей, открытые сверху коробчатые пояса и т. п.), которые устанавливает осмотром мостовой мастер.

Разрушение старой краски определяется визуально по наиболее характерным признакам: местное вспучивание и отслаивание пленки, появление сыпи, ржавчины.

Отдельные места мостов подкрашивают в один слой по загрунтованной поверхности свинцовыми или цинковыми белилами, а также свинцовым или железным суриком на натуральной олифе (см. табл. 5).

Таблица 5

Наименование краски

Тип

Марка

гост

Масляные на олифе

Белила свинцовые

ГОСТ 12287-77

льняной натуральной

Белила цинковые с 5—

ГОСТ 482-77

.огневой варки"

7% алюминиевой пуд

ГОСТ 7931-76

ры

Сурик железный

ГОСТ 8135-74

Сурик свинцовый

ГОСТ 19151-73

Все краски поступают в густотертом или готовом виде. Получаемые для окраски мостов окрасочные материалы проверяют иа скорость высыхания олифы или краски и степень перетира краски.

Перед тем как начать работать с лакокрасочными материалами, их тщательно приготовляют, при этом температура лакокрасочного материала не должна значительно отличаться от температуры окрашиваемой поверхности. Для этого готовую краску, полученную со склада, выдерживают 15—30 мин на воздухе.

Рис. 7. Проволочные щетки для ручной очистки:

а — общн/t вид; б *— деталь для закрепления проволоки в колодке. Размеры деревянных колодок: длина 60—180 мм, ширина 30—70 мм. Число рядов проволоки; по длине 8—21 шт„ по ширине 4—9 шт.; высота проволоки 10—70 мм

15



Перед подкраской поверхность металла очищают от старой разрушенной краски и загрязнения, а при наличии ржавчииы поверхность очищают до металлического блеска.

Очищают подкрашиваемые места при малом объеме работ вручную, а при большом — механизированным способом.

Ручную очистку выполняют обычно при помощи проволочных щеток различных размеров, молотков, зубила и металлических скребков (рис. 7, 8, 9, 10). Механизированную очистку производят механическими щетками.

Очищенные поверхности обезжиривают ветошью, смоченной в уайт-спирите, после чего насухо протирают.

Подкраску металлических пролетных строений производят в сухую погоду при температуре не ниже +5°С сразу же после очистки.

Поверхность окрашивают ручным (рис. 11) или механизированным (рнс. 12} способом в зависимости от площади подкрашиваемой поверхности. Лакокрасочные материалы, содержащие свинец или бензол, запрещается наносить методом пневматического распыления.

При очистке и окраске пролетных строений на высоте рабочие должны находиться па подмостях, в специальных люльках или в смотровых те* лс-.^кахг-.При производстве работ с дощатого рештования без перильного ограждения рабочие должны пользоваться предохранительными поясами.

ГГ

_________________

i

\

е*

J

;|

Г

5

200

1

l\__

ii'!l ........... ]

t. (

}

L

li0

wo

t

Рнс, 10. Металлический скребок

Рабочие, занятые на этих работах, а также приготовлением окрасочных составов, должны быть снабжены спецодеждой и защитными приспособлениями (очками, респираторами и т. д.) в зависимости от рода выполняемых работ и вредности применяемых окрасочных материалов.

Свинцовые белила допускаются к применению лишь только в готовом виде,

16

/ — маховая; 2 — ручник

Рис. 11. Кисти для окраски больших поверхностей (а), труднодоступных мест и узлов — филенчатые (б), для сглаживания мазков и отделочных работ— флейцы (в);



Рис. 12. Пистолеты-краскораспылители с различной подачей краски:


а — под давлением от красконагнетательного бака; б — эжекцией из стаканчика, закрепленного снизу

перетертые на олифе. Перетир этих красок на дистанции пути запрещается. Место работ при подкраске конструкций металлического пролетного строения ограждают сигнальными знаками «С» (о подаче свистка).

Подкраску отдельных мест выполняет бригада из 3 чел. под руководством бригадира мостовой бригады.

Рабочие № 1 и 2 очищают поверхность металла от ржавчины, старой разрушенной краски и загрязнений. Рабочий № 3 готовит лакокрасочный материал и после проверки мостовым бригадиром качества очищенной поверхности грунтует и окрашивает ее.

Перечень механизмов, инструмента и инвентаря

7.    Дозировочные емкости.....2

8.    Зубила............1

9.    Молотки слесарные......1

При механизированном способе

Щетки механические.......1

Покрасочные агрегаты......I

17



ЗАДЕЛКА ШВОВ В ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТРУБАХ

Тру6л, кпк пп одно другое сооружение, взаимосвязана с иасыпыо. Осадка и расползание насыпи вызывают просадку звеньев и растяжку трубы и швах. Прорыв из трубы воды через вскрытые швы, особенно при напорном режиме, угрожает размывом насыпи и разрушением сооружения.

Раскрывшиеся швы расчищают при помощи пазовки, скарпеля ц скребка (рис. 13, а, б, в), ие допуская при этом нарушения гидроизоляции трубы. Кромки смежных звеньев труб очищают от раствора проволочной щеткой. широкие швы (свыше 10 мм) следует заделывать поэтапно Вначале производят частичное заполнение шва раствором (бетоном при ширине шва более 30 мм), а окончательную его заделку — после схватывания первоначально уложенного раствора.

Подготовленные к заделке швы забивают паклей, смоченной в смоле или битуме, после чего заделывают цементно-песчаным раствором.

Поверхностная затирка дефектных швов вместо их заделки паклей и цементно-песчаным раствором не допускается.

Для заделки швов железобетонных труб применяют цементно-песчаный раствор 1:2 с водоцементпым отношением ие выше 0,5. Раствор приготавливают из портлаидцементов марок 300—500 и песка без органических примесей с крупностью зерен 0,3—1 мм. Марка и сорт цемента назначаются с учетом агрессивности воды.

Для лучшего сцепления свежего раствора с заделываемыми швами по-ледннс перед началом работ смачивают цементным молоком состава 1:5 (цемент» вода). Швы заполняют раствором слоями. Раствор уплотняют при движении расшивиика вдоль шва. После заполнения и расшивки шва удаляют кельмой наплывы раствора и затем продольным движением расшив-ника окончательно выравнивают и сглаживают шов.

Работу по заделке швов выполняет бригада из 2 чел. под руководством бригадира мостовой бригады в следующем порядке:

pac

e-

Рис. 13. Инструмент для чистки швов:

апазовка; б — скарпель: скребок

lb

рабочий № 1 расчищает раскрывшийся шов и очищает от раствора прилегающие к нему поверхности;

рабочий № 2 в это время разогревает в сосуде битум и выполняет вспомогательные работы. После того как швы подготовлены к заделке, он смачивает в разогретом битуме (смоле) подготовленную в виде жгута паклю и подает рабочему Nfe 1, который забивает ее в заделываемый шов трамбовочной лопаткой;

рабочий № 1, заделав швы паклей, обезжиривает их и прилегающие к ним поверхности 10%-ным раствором каустической соды (или ветошью, смоченной в ацетоне, бензине, бензоле);

рабочий № 2 готовит цементный раствор. Затем оба рабочих приступают к заделке швов.

После выполнения заданного объема работ по заделке швов рабочие приступают к уборке рабочего места.

Перечень необходимого инструмента и инвентаря

10.    Лопаты совковые.......1

11.    Лопатки    трамбовочные .    , . 1

12.    Дозировочные емкости (комплект) ..............1

13.    Лейки...........1

14.    Ящики для приготовления раствора .............1

15.    Метлы............1

16.    Носилки...........


1.    Пазовки...........1

2.    Скарпели...........1

3.    Скребки...... .    .    .    1

4.    Щетки металлические .    ...    I

5.    Расшивки разных сечений    .    .    3

6.    Молотки слесарные (киянки)    .    .    1

7.    Мастерки (кельмы)......1

8.    Соколы штукатурные.....1

9.    Кисти волосяные.......1


ЗАДЕЛКА В ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ И БЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЯХ ОТКОЛОВ, РАКОВИН, ПУСТОТ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗАЩИТНОГО СЛОЯ ПОЛИМЕРЦЕМЕНТНЫМ РАСТВОРОМ

Отколы, раковины, пустоты и разрушенный защитный слой, образовавшиеся в бетонных и железобетонных конструкциях, заделывают полнмер-цементиым раствором.

Работы выполняются в такой последовательности; расчистка поверхности до плотного бетона; очистка поверхности от грязи, пыли и масляных пятен; промывка поверхности водой с добавлением поливинилацетатной эмульсии; установка при надобности дополнительной арматурной сетки; приготовление полимерцементного раствора; заделка полимерцементным раствором отколов, раковин и пустот; уборка рабочего места от строительного мусора и отходов.

Поверхность, на которую наносят полимерцементный раствор, расчищают до плотного бетона отбойным молотком или вручную; она должна быть прочной, без выкрашивания, отслоений и не иметь острых выступов.

Очищают поверхность металлическими щетками, скребками, скарпелями п механическими щетками (при большом объеме работ).

При сильном загрязнении поверхности маслами, жирами и асфальтом механическую очистку сочетают с химической обработкой (нанесение 10%-ного раствора каустической соды щеткой и последующая промывка струей воды).

Заржавевшую арматуру необходимо очистить до чистого металла металлическими щетками.

В местах больших отколов бетона и обнажения арматуры устанавливают дополнительно арматурную сетку из проволоки диаметром от 0,5 до 6 мм с размером ячеек от 2,5X2,5 до 10X10 см. Дополнительную сетку прикрепляют к основной арматуре конструкции.

В случае когда в зоне откола имеются выключенные из работы стержни арматуры, необходимо произвести перерасчет пролетного строения, для того чтобы выяснить необходимость ремонта или замены конструкции.

19

УДК 62 i.Ю/.Ь.ОО 1.5(083.90):С25.1


Настоящие Правила и технологии работ при текущем содержании искусственных сооружений разработаны нормативно-технологическим отделом по инженерным сооружениям Проектно-технологическо* конструкторского бюро Главного управления пути МПС в соответствии с действующими инструкциями, техническими условиями с учетом последних достижений передовых коллективов в организации труда.

Правила предназначены в качестве практического руководства при выполнении работ по текущему содержанию искусственных сооружений для мостовых и дорожных мастеров, бригадиров и мостовых н путевых бригад.


Выпущено но заказу Главиога управления пути МПС


31802-572 *4)49 (01) «79


•без объявл.


3601020000 ^

<g) Министерство путей сообщения СССР


Рис. 14. Шпатлевочная установка С-562:

i — нагнетательный бачок; 2 — шланг для подачи воздуха; 3 — шланг для подачи массы; 4 “ распылительная головка

Полимериементный раствор наносят на поверхность бетона, промытую чистой водой или водой с небольшой добавкой ноливинилацетатной эмульсии (5—10%). Промывают одни-два раза. Поверхность при этом должна бить влажной, но без капель воды.

Наносят нолнмсрцсмеатиый раствор мастерком или механизированным способом при помощи шпатлевочной установки С-562 (рис. 14). Уложенный раствор приблизительно через 1 ч смачивают водой, присыпают сухим цементом и заглаживают кельмой, деревянной или металлической гладилкой.

В жаркую или сухую погоду покрытие следует увлажнять 2—3 раза в течение суток во избежание образования трещин.

Полимерцсментные растворы приготовляют на портлаидцементах (ГОСТ 10178-76 и 9835—77), в том числе используют портландцемент, пластифицированный портландцемент, гидрофобный, сульфатостойкий, портландцемент с умеренной экзотермией и портландцемент для производства асбестоцементных изделий марок 400 и 500.

Лесок должен быть среднезериистым, промытым, просеянным через сито с отверстиями 03 мм.

Приготовляют растворы в бойках с бортами, обитыми железом, а при больших объемах работ — в растворосмесителях типов СО-23А, СО-26Л я др.

Последовательность приготовления полнмерцементного раствора: отмеряют цемент и песок; отмеряют эмульсию и разбавляют водой так, чтобы суммарное количество воды в растворе с учетом воды, имеющейся в эмульсии, составляло 5—5,5 л на 10 л цемента; смесь размешивают до получения однородной пластичной массы.

Дозировка полимерцементного раствора, л:

Цемент....................10

Песок.....................от 4,0 до 14,0

Поливинилацетатная эмульсия (с содержанием

воды до 50%)................4,5—5

Вода (с учетом воды, содержащейся в поливи-

нилацетатной эмульсии)...........5—5,5

20

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Текущее содержание искусственных сооружений должно обеспечивать исправное их состояние для бесперебойного и безопасного движения поездов с установленными скоростями, а также длительный срок службы всех элементов сооружений.

Основной принцип текущего содержания сооружений — предупреждение расстройств и повреждений.

Текущее содержание осуществляется непрерывно в течение года и состоит из систематического надзора за состоянием искусственных сооружений, изучения причин появления неисправностей и выполнения необходимых работ.

Состав и объемы работ по текущему содержанию устанавливают в зависимости от конструкции и состояния сооружения, времени года, эксплуатационных и климатических условий.

Текущее содержание искусственных сооружений должно выполняться силами специализированных бригад по текущему содержанию. При необходимости выполнения небольших объемов работ по капитальному ремонту допускается организация объединенной бригады для работы по текущему содержанию и по ремонту сооружений.

Система содержания искусственных сооружений по каждой дистанции пути утверждается заместителем начальника железной дороги.

Очистка элементов мостового полотна, очистка и смазка уравнительных приборов, содержание противопожарного инвентаря на малых и средних мостах, очистка труб, лотков, водобойных колодцев, русел от наносов и зарослей, подготовка малых искусственных сооружений к зиме, к пропуску весенних вод, паводка и ледохода, содержание пути в пределах искусственных сооружений и на подходах к ним выполняются путевыми бригадами, а остальные работы по текущему содержанию — бригадами но содержанию искусственных сооружений.

Работы по текущему содержанию искусственных сооружений выполняются по полумесячным графикам, которые составляют на основании утвержденных начальником дистанции пути сезонных планов с учетом результатов текущих и периодических осмотров.

Полумесячные графики для бригад по текущему содержанию искусственных сооружений составляет мостовой мастер. Работы по текущему содержанию сооружений, выполняемые путевыми бригадами, включаются дорожными мастерами в полумесячные графики путевых бригад.

При организации и производстве работ по содержанию искусственных сооружений должны строго выполняться: Правила технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, Инструкция по сигнализации на железных дорогах Союза ССР, Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Союза ССР, Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ, Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, Инструкция по содержанию искусственных сооружений, Правила техники безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве, Правила безопасности для работников железнодорожного транспорта на электрифицированных линиях и другие руководящие указания Министерства путей сообщения.

Все работы на искусственных сооружениях, кроме выполняемых одним человеком, должны выполняться под руководством и постоянным иаблюде-

3

шшм должностного лица и соответствии с Инструкцией по обеспечению и*:»оласност1! движения поездов при производстве путевых работ. Ответственность за безопасность движения посздои и за технику безопасности при производстве работ песет руководитель работ.

До начала работ на действующих путях или непосредственно возле них место работ должно быть ограждено в соответствии с Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ и Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР, а также требованиями Правил техники безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве.

Запрещается приступать к предвиденным работам до тех пор, пока руководитель работ не будет иметь подтверждение о том, что заявка о выдаче предупреждений принята к исполнению.

В условиях плохой видимости и при работах с электроинструментом и механизмами, ухудшающими слышимость (в том числе при работе с воя-духообдувкой), необходимо принимать дополнительные меры по обеспечению безопасности работающих в соответствии с Правилами техники безопасности и производственной санитарии при производстве работ в путевом хозяйстве.

На линиях со скоростями движения поездов свыше 120 км/ч должны учитываться дополнительные требования и особенности производства работ и техники безопасности, изложенные в соответствующих документах.

Не менее чем за 10 мин до прохода поезда, идущего со скоростью более 120 км/ч, работы на мосту или в тоннеле должны быть прекращены, путь приведен в исправное состояние, материалы и инструмент убраны с пути.

Руководитель работ обязан перед проходом поезда, идущего со скоростью более 120 км/ч, заблаговременно вывести рабочих за пределы моста или тоннеля независимо от их длины с таким расчетом, чтобы за 5 мин до прохода поезда отвести рабочих в сторону от пути.

Запрещается;

приступать к работам до ограждения установленным порядком мест их производства сигналами;

снимать сигналы до полного окончания работ, проверки состояния пу-ти и соблюдения габарита.

Полным окончанием работ считается выполнение их в таком объеме, который обеспечивает безопасный пропуск поездов по месту работ с установленной на период их производства скоростью.

Во всех случаях производства работ на мостах и в тоннелях за участок работы принимается полная их длина, т. е. границами участка работ являются порталы тоннеля или береговые устои моста.

При наличии на участке моста или тоннеля длиной более 500 м порядок ограждения места работ устанавливает начальник дороги.

Если при ограждении работ сигналами остановки и уменьшения скорости место укладки петард и установки переносного сигнала уменьшения скорости попадает в тоннель или на мост, укладка петард и установка сигналов уменьшения скорости производится далее от места работ за порталом или устоем этих сооружений.

Непосредственно перед началом работ руководитель обязан указать каждому работнику, куда он должен складывать материал и инструмент н куда сходить при проходе поезда.

Во время работ руководитель обязан следить за тем, чтобы инструмент не мешал передвижению рабочих, а материалы были аккуратно сложены и не мешали работающим при приближении поезда, быстро укрыться на площадках убежищах или в другом месте, указанном перед началом работ руководителем.

Запрещается приближение людей к находящимся под напряжением и неогражденным проводам или частям контактной сети и воздушных линий (ВЛ) на расстояние менее 2 м.

4

Руководитель работ обязан обеспечить соблюдение безопасных приемов, особенно при работах с длинными предметами (штангой, проволокой, резаком и др.) и окрасочных работах. Расстояние от этих предметов до частей контактной сети, находящихся под напряжением, должно быть не менее 2 м.

При необходимости приближения по условиям производства работ к находящимся под напряжением и неогражденным частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м с контактной сети, ВЛ и связанных с ними устройств должно быть снято напряжение и установлено заземление на весь период работы.

Места устройства и разборки подмостей, а также выполнения других работ на искусственных сооружениях в пределах габарита приближения строений ограждают сигналами остановки.

Работы на высоте более 2 м должны выполняться с использованием лестниц, подмостей, подъемных и подвесных люлек.

При работе на высоте рабочие должны быть обеспечены закрытой обувью, спецодеждой, сумкой для инструмента и пользоваться предохранительными поясами и другими приспособлениями.

Подготовительные работы по каждому технологическому процессу (устройство подмостей, завоз материалов и механизмов и т. п.) должны быть выполнены заблаговременно до начала основных работ, а заключительные (разборка подмостей, вывоз использованных материалов, механизмов и инструмента и т. п.) — после их окончания. Места работ на этот период ограждают строго в соответствии с Инструкцией по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ.

В настоящих технологических правилах в чцеленном составе бригад сигналисты не учтены. Для ограждения работ сигналисты должны быть назначены дополнительно из числа монтеров пути не ниже III разряда, выдержавших установленное испытание.

ЗАМЕНА В МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЯХ
ОТДЕЛЬНЫХ ДЕФЕКТНЫХ ЗАКЛЕПОК ВЫСОКОПРОЧНЫМИ
БОЛТАМИ

Наиболее часто расстраиваются заклепки в прикреплениях и пересечениях элементов главных ферм, работающих на знакопеременные нагрузки, ь прикреплениях продольных балок к поперечным, в вертикальных полках верхних поясных уголков продольных балок, а также главных балок и ферм при опирании мостовых брусьев непосредственно на пояса.

Слабые и другие дефектные заклепки следует заменять высокопрочными болтами.

В прикреплении, имеющем менее десяти заклепок, допускается одновременно удалять не более одной заклепки, а в прикреплении с большим количеством заклепок — не более 10% общего числа заклепок данного прикрепления.

Во избежание расстройства соседних заклепок, деформации заклепочных отверстий и повреждений основного металла дефектные заклепки рекомендуется удалять путем газовой срезки заклепочных головок (не допуская нагрева основного металла) или высверливать пустотелым сверлом (рис. 1).

Наиболее удобно срезать головки заклепок кислородными резаками, например вставным резаком РАЗ-70 (рис. 2). Мундштук 2 резака устанавливают на листе вблизи заклепки таким образом, чтобы его торец находился на расстоянии 8—10 мм от ближайшей точки А головки заклепки 1, а нижняя сторона слегка соприкасалась с поверхностью листа. Опорой резака при этом должен быть опорный центр 3. Зажигают пламя, нагревают металл заклепки около точки А до температуры воспламенения в кислороде Н возбуждают процесс резки. Как только начинается горение металла, 1

2


\


i it,




8и§Г



J


Puc. 1. Пустотелое сверло:    Рис.    2.    Схема    срезки    головок    закле-

1 — срезается сверлом; 2 — выбивается    ПОК    резаком    РАЗ-70:

бородком    t    —    заклепка;    2    —    мундштук; 3 — опор

ный центр


мундштук, не отрывая от поверхности листа, плавно поворачивают вокруг опорного центра сначала вправо, а затем, когда горение металла достигает точки Б, влево. Скорость резки при движении резака от точки А к точке Б выбирают такой, чтобы только поддерживалось горение металла. При движении резака в обратном направлении (от точки Б к точке В) должно обеспечиваться полное срезание головки, и это условие определяет выбор скорости резки.

Режим кислородной резки заклепок резаком РАЗ-70 при использовании ацетиленокислородной горючей смеси.

Производительность резки в удобных для работы условиях до 100 заклепок среднего размера в 1 ч,


Диаметр головки заклепки, мм ....    19—24

Рабочее давление кислорода, кгс/см1

(МН/м1).............. 3(0,3)

Давление ацетилена, кгс/см1 (МН/м1) .0,05(0,005) Расход кислорода, м®/ч ........    4—4,5

Расход ацетилена, ма/ч........ 0,4


25—30

4(0,4) 0,05 (0,005) 5—6 0.8


После удаления головки стержень заклепки выбивают из отверстия бородком или (если выбить невозможно) высверливают.

Категорически запрещается выжигать стержень заклепки.

Места распучивания элементов конструкции под воздействием коррозии перед стяжкой болтом необходимо очистить от ржавчины и после натяжения болта на необходимое усилие зашпатлевать и окрасить.

Диаметр высокопрочных болтов принимают в зависимости от диаметра заменяемых заклепок (табл. 1).

Таблица 1

Диаметр заменяемых заклепок (диаметр от*'

Диаметр высокопрочных болтов, мм

I Диаметр заменяемых | заклепок (диаметр от-

Диаметр высокопрочных болтов, мм

верстия под заклепки)

| перстня под заклепки)

3/4' и 19—21 мм

18

Г и 26—27 мм

24

7/8' и 23-25 »

22

28—30 »

27

Полную длину болтов назначают в зависимости от толщины стягиваемого пакета в соответствии с данными табл. 2.

Таблица 2

Длина болта

Болты 0 18

Болты 0 22

Болты 0 24

Болты 0 27

длина

резьбы

толщина пакета от до

длина

резьбы

толщина пакета от до

длина

резьбы

толщина пакета от до

длина

резьбы

толщина пакета от до

50

42

7—19

55

42

12—24

_

__

60

42

17—29

50

5—22

_

65

42

22—34

50

10—27

54

8—22

_—

70

42

27—39

50

15—32

54

13—27

13

7-25

75

42

32-44

50

20-37

54

18-32

18

12—30

80

42

37—49

50

25—42

54

23-37

23

17—35

85

42

42—54

50

30—47

54

28—42

28

21—40

90

42

47—59

50

35—52

54

33—47

33

27—45

95

42

52—64

50

40—57

54

38-52

38

32—50

100

42

57—69

50

45—62

54

43—57

43

37—55

105

42

62—74

50

50-67

54

48—62

48

42—60

110

42

67—79

50

55-72

54

53-67

53

47-65

115

42

77—84

50

60—77

54

58—72

58

52—70

120

42

79—89

50

65—82

54

63-77

63

57—75

130

42

87—99

50

75—92

54

73-87

73

67—85

140

42

97—109

50

85—102

54

83—97

83

77—95

150

42

107—119

50

95—112

54

93-107

93

87—105

160

48

111—129

56

99—122

60

97—117

97

97—115

170

48

121—139

56

109-132

60

107—127

107

101—125

180

48

131—149

56

119—142

60

117—137

117

111—135

190

48

141—159

56

129—152

60

127—147

127

121—145

200

48

151—169

56

139—162

60

137-157

137

131—155

Примечание. I. В [табл. 2 длины болтов и толщины стягиваемых пакетов даны в миллиметрах.

2. Если для дайной толщины пакета можно применить болты нескольких длин, то следует стягивать пакет болтами наименьшей длины.

8. Во всех случаях необходимо стремиться к минимальному количеству типоразмеров в одном узле.

7

2*

Заклепочные отверстия разрешается не рассверливать, если высокопрочные болты проходят в них без повреждения резьбы.

При наличии в существующих заклепочных отверстиях черноты, овальности и косины, не препятствующих свободной постановке болтов (боз повреждения резьбы) и плотному опиранию опорных поверхностей шайб, рассверловка отверстий не требуется.

Непосредственно перед постановкой болтов поверхность элементов в пределах площади шайб устанавливаемых болтов должна тщательно очищаться от грязи, ржавчины, старой краски, масляных пятен, окалины. Заусенцы вокруг отверстии должны быть полностью удалены.

Высокопрочные болты и шайбы перед постановкой их в конструкцию должны быть протерты сухими тряпками с целью удаления предохранительной смазки, грязи и налетов ржавчины с резьбы болтов и гаек, а также с поверхностей шайб. Гайки должны быть провернуты (прогнаны) по всей резьбе болтов.

Перед затяжкой болтов на расчетное усилие резьба гаек должна быть смазана минеральным маслом. Резьбу болтов смазывать не рекомендуется.

Каждый болт ставится в конструкцию, как правило, с двумя шайбами (одна под головку, другая под гайку). В тесных местах конструкций шайбы (обычные и клиновидные) могут быть срезаны с одной стороны, по не более чем на 0,1 наружного диаметра шайбы.

В «рыбках» допускается постановка высокопрочных болтов без шайб под головками. При этом диаметр отверстия не должен превышать диаметра болта более чем на 1 мм.

Гайки высокопрочных болтов должны быть затянуты с приложением крутящего момента в зависимости от номинального диаметра болта:

Номинальный диаметр

болта, мм...... 18    22    24    27

Расчетное натяжение болта, тс (кН)    13(127,4) 20(196) 23(225,4) 30(294)

Расчетный крутящий момент, кге.м (Нм) .40(392)    75(735)    94(921)    137(1343)

Натягивать высокопрочные болты до расчетных усилий можно ручными динамометрическими ключами (рис. 3) или пневматическими гайковертами.

Болты рекомендуется затягивать в два приема: предварительно накидными ручными ключами с длинной (до 1 м) рукояткой и окончательно — ключами с контролируемым моментом.

Окончательное натяжение высокопрочных болтов необходимо производить при отсутствии поезда на пролетном строении. Затянутые до расчетного усилия болты отмечают краской.

В отдельных случаях, когда затянуть болты с контролируемым крутящим моментом невозможно (тесные места конструкции), разрешается контролировать натяжение болта по величине поворота гайки от положения ручной затяжки. В этом случае болты натягивают в такой последовательности. Сначала поставленный вместо дефектной заклепки болт затягивают обычным накидным ключом (длиной не более 50 см) до отказа. Затем поворачивают гайку от положения ручной затяжки на требуемый угол (табл. 3), зависящий от толщины пакета.

Для фиксации угла поворота на гайке после затяжки болтов накидным ключом наносят краской черту. От этой черты отмеряют требуемый угол поворота и наносят вторую черту на верхней детали пакета. Затем любым ключом поворачивают гайку до тех пор, пока отметка на гайке не совпадает с чертой, нанесенной на детали.

8


;




m


150


60


Рис. 3. Динамометрический ключ (контрольный):

/— рычаг; 2 — рабочнй орган; 3 — гидравлический динамометр с манометром; 4 —

упорные щеки; 5 — сменная насадка


9


1

Зак. 71    5