Центральное бюро нормативов по труду Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ рабочих, занятых ремонтом подвижного состава предприятий промышленного железнодорожного транспорта
Москва 1989
Центральное бюро иорматшшв по труду Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам
НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ рабочих, занятых ремонтом подвижного состава предприятий промышленного железнодорожного транспорта
Издание второе, переработанное и дополненное
Москва 1989
ji ji !|! '■!
Аккумулятор -нос отделение
Отделение по ремонту дизеля и топливной, аппаратуры
9-J I—\-
Слесарное q f отделение ^
Отделение по ремонту злектрообо -рудования и электроавтоматики
длентросвароч -ное от делена е
Рис. 3. Схема организации работ по ремонту теплово юн /- смотровая канава; 2 — мостовой край. край-балка. .V верстак. ■/ — шкаф с инструментом обшего пользования; .5— тепловозы
Рис 4. Схема организации работ но ремонту влгонои:
I — ж.-д. путь; 2 — смотровая канава; 3 — вагон; 4 — шкаф с инструмейтом общего пользования; 5 — переносной трап; б— путевой рельсовый упор; 7 —умывальник с рукосушито-лем; б— решетка под ноги; 9 — верстак слесарный с тисками; 10 — ларь для отходов; // — ларь для обтирочного материала; /7 —стеллаж для детали; 13 — кран-балка и т. п.
масляной системы, стенд для испытания масляных насосов, стенд регулировки топливных насосов, стенд для реставрации распылителей форсунок, стенд для ремонта и проверки форсунок, стенд для ремонта топливных насосов, приспособления для выпрессовки гильз из блока и т. д).
Рабочее место слесаря оборудовано верстаком с тисками и комплектом исправного личного инструмента, примерный перечень которого приведен ниже:
режущий — зубила, крейцмейсель, набор напильников, ножовка, шаберы, спиральные сверла, цилиндрические и конические развертки, круглые плашки, метчики и т. и.;
вспомогательный — слесарный и рихтовальный молотки, кернер, чертилка, разметочный циркуль, ллашкодержатель, вороток и т. д.;
слесарио-сборочный— отвертки, гаечные ключи; измерительный и проверочный — масштабная линейка, рулетка. кронциркуль, штангенциркуль, угольники, угломеры и т. л.
Все виды ремонта выполняются бригадами под руководством мастеров.
Нормативы численности установлены с учетом: полного использования производственной мощности оборудования и применения рациональных технологических процессов;
выполнения работ рабочими соответствующей квалифи нации;
инструктажа рабочих по заданной работе; нормальных условий труда, отвечающих правилам техники безопасности, промышленной санитарии и пожарной безопасности.
ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА ЧИСЛЕННОСТИ ПО НОРМАТИВАМ
ПРИМЕР 1
Исходные данные. Предприятие должно отремонтировать в течение года 9 тепловозов, из них: б тепловозов серин ТГМ1 и 3 тепловоза серии ТГМ4 Количество технических обслужнваний (ТОЗ) и текущих ремонтов (ТР1, ТР2, ТРЗ) на каждый тепловоз соответствует принятым при расчете нормативов численности рабочих (см. п. 10 Общей части). Требуется определить нормативную численность рабочих по техническому обслуживанию и каждому виду текущего ремонта, а также общую численность па программу ремонта.
Расчет. Численность по техническому обслуживанию и каждому виду текущего ремонта на заданную программу 12
подсчитывается исходя из нормативов, приведенных в сборнике на 10 единиц подвижного состава, но формуле:
Чр = пХ0.1 ч,
где Чр — численность рабочих на заданный объем работы для каждого вида ремонта и осмотра, чел.; гг — количество единиц подвижного состава заданной программы, шт.; ч — норматив численности рабочих по сборнику на 10 единиц подвижного состава по видам ремонта и осмотра, чел.
Общая нормативная численность рабочих, потребная для выполнения программы ремонта, определяется как сумма нормативов численности, исчисленная по каждой серин тепловозов с учетом технического обслуживания н всех видов текущего ремонта по формуле:
40604 = 2 Чр.
Пользуясь данной формулой, подставляем соответствующие числовые значения в приведенной ниже таблице: |
Серия
тепло
воза |
Количество от-ремонтированных тепловозов (п) |
Вид осмотра н ремонта |
§. помер таблицы, графа |
Нормативы численности, чел. |
на 10 тепловозов по сборнику (ч) |
на заданную программу ремонта и осмотра (Чг) |
|
|
ГОЗ |
§ 1, табл. 1. |
6.801 |
6X0.1X6.801=4.081 |
|
|
|
графа 4 |
|
|
ГГМ1 |
6 |
TPI |
§ 1. табл. 1. |
4,719 |
6X0,1X4.719 = 2.831 |
|
|
|
графа 5 |
|
|
|
|
ТР2 |
§ 1, табл. 1. |
2.892 |
6X0.1X2.892=1.735 |
|
|
|
графа 6 |
|
|
|
|
ТРЗ |
§ 1, табл 1. |
3.648 |
6X0,1X3.648 = 2.189 |
|
|
|
графа 7 |
|
|
Итого |
6 |
|
|
18.060 |
10.836 |
|
ГГМ4 |
3 |
тоз
ТР1
ТРЗ
ТРЗ |
§ J, табл. 3.
графа 4 § 1. табл. 3, графа 5 § 1. табл. 3.
графа 6 § 1. табл 3. графа 7 |
2.499
4.473
2.214
4.134 |
3x0.1 х 2.499 = 0.750 3X0.1 X4.473=1.342 3x0.1x2.214-0,664 3x0,1 х 4.134»-1.240 |
Итого |
3 |
|
|
13.320 |
3,996 |
Всего |
9 |
|
|
|
11.832 пли 15 |
ПРИМЕР 2
Исходные данные. Предприятие в течение года использовало локомотивный парк неполностью в результате разной напряженности маневровой и поездной работы, сезонности работ и т. п. Поэтому выполнено по 4 тепловозам серии ТГМ1: 15 технических обсдуживапий ТОЗ, 3 текущих ремонта ТР1, 0,5 текущего ремонта ТР2, 0,6 текущего ремонта ТРЗ; по тепловозу серии ТГМ4: 5 технических обслужи-ваиий ТОЗ, 3 текущих ремонта ТР1, 0,5 текущего ремонта ТР2, 0.5 текущего ремонта ТРЗ. Требуется определить нормативную численность но техническому обслуживанию ТОЗ и каждому виду ремонта, а также общую численность на выполненный на предприятии годовой объем работы.
Расчет. Определяем нормативную численность по техническому обслуживанию и каждому виду текущего ремонта на количество тепловозов, ремонтируемых па предприятии, с учетом фактического количества ремонтов, но формуле:
,, Ч„хпхм,х0.1
Чфр— - ,
м
где ЧфР —норматив численности но техническому обслуживанию и каждому виду текущего ремонта, выполненного на предприятии за год. чел.;
Чи — норматив численности па 10 тепловозов, взятым из сборника, чел.: м — количество плановых предупредительных ремонтов и осмотров, принятых при расчете нормативов численности на I тепловоз каждой серии (п. 10 Общей части);
М) —фактическое количество ремонтов и осмотров па I тепловоз, выполненных на предприятии; п — количество ремонтируемых тепловозов, шт.:
0.1 —единица перевода норматива численности с 10 тепловозов к одному тепловозу.
Общая нормативная численность на выполненный на предприятии годовой объем работы будет равна сумме нормативов численности но видам ремонта и осмотра, определяемой по формуле
Чобш == 2 Чфр.
Пользуясь указанными формулами, произведем расчет, подставив соответствующие числовые значения н приведенной ниже таблице: и
Сгрия тепловоз л |
Количество ремонтируемых тепловозов 30 год (п> |
Вид ремонта и осмотра |
Количество ремонтов и осмотров по сборнику на 1 тепловоз (м) |
Фактическое количество ремонтов и осмотров на 1 тепловоз, проведенное на предприятии (М|) |
|
Нормативы численности, чел |
$. номер таблицы, графа |
па 10 тепловозов по сборнику |
на количество тепловозов, ремой-' тируемых на предприятии за год. с учетом выполненного количества ремонтов и осмотров 14*,) rp. 7хгр 2Xrp 5X0.1 |
гр. 4 |
1 |
> |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
|
гоз |
17 |
15 |
§ 1. табл. 1. |
6.801 |
6.801x4x15x0.1 ___ |
|
|
|
|
|
графа 4 |
|
,7 -JW° |
ГГ.М1 |
4 |
TPI |
5 |
3 |
5 1. табл 1. |
4.719 |
4.719X4X3X0.1 |
|
|
|
|
|
графа 5 |
|
- - 5 -1'32 |
|
|
ТР2 |
1 |
0.5 |
§ 1. табл 1. |
2.892 |
2.892X4X0.5X0.1 ____ |
|
|
|
|
|
графа 6 |
|
-j--0.578 |
|
|
ТРЗ |
0.6 |
0.6 |
§ 1. табл. 1. |
3.648 |
3.648X4X0.I-I.459 |
|
|
|
|
|
графа 7 |
1 |
Итого |
< |
Г |
I |
18.060 |
5.569 |
|
тоз |
6 |
5 |
$ 1. табл 3. |
2.499 |
2.499x1x5x0.1 ____ |
|
|
|
|
|
графа 4 |
|
----- -0.208
6 |
ТГМ4 |
1 |
TPI |
5 |
3 |
§ 1. табл 3. |
4.473 |
4.473X1X3X0.1 ____ |
|
|
|
|
|
графа 5 |
|
- -0,268
5 |
|
|
ТР2 |
0.5 |
0.5 |
$ 1. табл 3. |
2.214 |
2.2I4X0.I-0.22I |
|
|
|
|
|
графа 6 |
|
|
|
|
ТРЗ |
0.5 |
0.5 |
$ 1. табл 3. |
4.134 |
4.134x0.1-0.413 |
|
|
|
|
|
графа 7 |
|
|
Итого |
■ ! |
|
|
|
|
13.320 |
1.1 ю |
Всего |
5 |
|
6.679 или 7 |
Нормативы численности рабочих, занятых ремонтом подвижною состава предприятий промышленного железнодорожного транспорта.
Нормативы численности утверждены постановлением Государствен |и»го комитета СССР по труду и социальным ножикам и Секрет принт и ВЦСПС от 2 февраля 19ЬЬ г. Л? 46/3-63.
Срок действия остановлен до )993 года
Сборник содержит нормативы численности рабочих, занятых и*\нн •нчким обслуживанием гТОЗ). текущим ремонтом (TPl. ТР2. TIM) топ.к. hoiOB и текущим |ТР*1). девонским, капитальным ремонтом и.попон ши роком и узкой колеи.
Нормативы численности рекомендуются для приме-пении на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта независимо от их ведомственной подчиненности
11ормативм численности разработаны норма тинноисследонательекоп «.таниией по труду Главного управления промышленного желе «подорожного транспорта Министерства путей сообщения СССР и Республиканским научно-исследовательским, проектным н внедренческим центром Министерства топливной промышленности РСФСР с участием нормативно исследовательских организаций Министерства путей сообщении СССР. Министерства топливной промышленности РСФСР, Государственного к<> митета ЬССР но топливу и газификации пол методическим руководством Центрального бюро нормативов по труду Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам.
С введением в действие настоящих нормативов считать утратившим силу сборник «Нормативы численности рабочих, занятых ремонтом подвижного состава предприятий промышленного железнодорожного транспорта». М : НИИ труда. 1979
В конце сборника помешен бланк отзыва, который заполняется предприятием (организацией) и направляется в адрес ЦБНТ: 109028, Москвы. Ж-?8. уд. Солянка, д. 3. строение 3.
Обеспечение предприятий и организаций отраслей народного хозяйства межотраслевыми нормативными материалами по труду осуществлю-!
Iя местными книготорговыми организациями по заказам, оформляемым на основании Аннотированного тематического плана выпуска литературы издательства «Экономика», ежегодно поступающего в книюторговую сеть в I квартале
Отдельные сборники нормативных материалов по труду издаются НИИ труда. Информацию о готовящихся к изданию в НИИ труда материалах и условиях оформлении заказов Вы можете запрашивать ежегодно в январе—мартг по адресу: W3064, г. Москва. К-64. ул. Чкалова. 34. НИИ труоа. отОел научно-аналитического обобщения и выпуска информационных материалов
Q. Научно-исследовательский институт труда Г»»сударственного комитета СССР по труду и социальных! вопросам
(НИИ труда), 1989
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Нормативы численности предназначены для рабочих, занятых деповским планово-предупредительным ремонтом в условиях предприятий промышленного железнодорожного транспорта.
Сборник охватывает:
техническое обслуживание ТОН и следующие виды текущего ремонта: TPI, ТР2, ТРИ тепловозов широкой колеи серий ЛТМ1. ТГМ23. ТГМ23Б. ТГМЗ. ТГМЗА, ТГМЗБ, ТГМ4. ТГМ4Д, ТГМ6, ТГМ6А. ТГК. ТГК2, ТЭМ1, ТЭМ2. ТЭЗ и узкой колен серий ТУ4, ТУ5, ТУ6Д, ТУ7;
текущий (ТРЗ), деповской и капитальный ремонты думпкаров, полувагонов с металлическими и деревянными кузовами грузоподъемностью 57—59 и 62 т, платформ четырехосных грузоподъемностью 50—70 т, платформ и крытых нагонов двухосных грузоподъемностью 20 т — для широкой колен и вагонов УМВ-2, полувагонов с деревянным кузовом (на базе платформы УГ1-8), торфовозных саморазгружаю-щнхеи полувагонов: ТСВ-5, ТСВ-6, ТСВ-6А и модели 42-078, ТСВТ-6 и модели 42-098, ТСВТ-6Д. ТСВТ-6ААС; полувагонов-дозаторов ПДБ-3, четырехосных платформ УП-8, пассажирских вагонов ИВ-40 — для узкой колен.
2. Нормативы численности разработаны для определения численности рабочих, занятых на указанных выше работах на предприятиях промышленного железнодорожного транспорта, независимо от ведомственной подчиненности.
3. В основу разработки нормативов численности положены:
данные фотохронометражных наблюдений; технические характеристики подвижного состава; результаты анализа организации труда и мероприятия но ее совершенствованию; технические расчеты;
технологические процессы деповского ремонта подвижного состава, разработанные проектно-технологическим бюро промышленного железнодорожного транспорта;
правила деповского ремонта тепловозов и вагонов; сборник «Нормативы численности рабочих, занятых ремонтом подвижного состава предприятий промышленного
3
железнодорожного транспорта» (М.: НИИ труда, 1979).
4. Нормативы численности установлены но тепловозам на 10 единиц, по вагонам — па 100 единиц.
5. Нормативы численности но каждому виду планово-предупредительного ремонта определены как отношение произведения трудоемкости выполнения работ за год на количество единиц подвижного состава к годовому фонду рабочего времени одного исполнителя:
_ ТрХИ
— ф *
где Ч — нормативы численности, чел.;
Тр — трудоемкость выполненных работ за год с учетом среднего количества ремонтов, чел.-ч;
И —количество единиц подвижного состава, ил.;
Ф — годовой фонд рабочего времени одного исполнителя, ч.
Обшая численность рабочих на выполнение годовой программы планово-предупредительного ремонта определена как сумма нормативов численности всех видов деповского ремонта.
6. Данными нормативами учтено время па подготовительно-заключительные работы при ремонте тепловозов и вагонов соответственно 4,2 и 4,6 % от оперативного времени, отдых (включая физкультпаузы) и личные надобности — 10.2 и 8,9% и на обслуживание рабочего места — 3,4 и 2,2 %.
Подготовительно-заключительное время включает затраты на получение задания (наряда), ознакомление с технологической документацией и чертежами, прохождение инструктажа; получение, установку, снятие и сдачу инструментов и приспособлений; настройку и опробование оборудования перед выполнением работ; включение в воздушную сеть или электросеть инструмента и отключение его от сети; проходы к рабочему месту в начале и в конце рабочего дня, до и после обеденного перерыва.
К времени отдыха отнесены перерывы на отдых (включая физкультпаузы) и на личные надобности.
К времени обслуживания рабочего места отнесены затраты на: поддержание рабочего места в состоянии, обеспечивающем производительный труд в течение всего рабочего дня, включая раскладку и уборку инструмента в начале и в конце смены, перед обеленным перерывом и после окончания его; осмотр, смазку и чистку инструмента, приспособлении и оборудования в течение рабочей смены; правку и заточку инструмента; регулировку, подпаладку оборудования и другие действия по обслуживанию рабочего места, выполняемые в процессе работы.
7. Нормативы численности установлены для следующих
профессий рабочих, слесарь но ремонту подвижного состава, слесарь-электрик но ремонту электрооборудования, аккумуляторщик, электромонтер связи, маляр, электрогазосварщик, электросварщик ручной сварки, газорезчик, кузнец ручной ковки, токарь, столяр, заливщик свинцово-оловяиистых сплавов, стекольщик.
8. Наименования профессий рабочих в настоящем сбор*
пике указаны в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуски 1, 2, 40. 56. утвержденные постановлениями
Государственного комитета СССР по труду н социальным вопросам к Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. .No 31/3-30. от 16 января 1985 г. № 17/2-54. от 10 января 1985 г. № 7/2-13, от 6 декабря 1983 г. № 283/24-82. и выпуском 3, утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам. Государственного комитета СССР по делам строительства и Секретариата ВЦСПС от 17 июля 1985 г. № 226/125/15-88.
При внесении поправок в «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих» наименования профессий, указанные в данном сборнике, соответственно изменяются.
9. Выполнение работ исполнителями, разряды (квалификация) которых не соответствуют тарифно-квалификационному справочнику, не может служить основанием для каких-либо изменений настоящих нормативов численности.
10. Нормативы численности разработаны с учетом среднего количества ремонтов, выполняемых за год по программе на каждый вид деповского ремонта при круглогодовой эксплуатации тепловозов или вагонов. Согласно приказу Главного управления промышленного железнодорожного транспорта МПС от 6 мая 1982 г. № 39 принято следующее количество ремонтов за год:
Для тепловозов
Виды ремонта_ |
Серии тепловозов |
техническое
обслуживание
(ТОЗ) |
текущие ремонты |
|
ТР1 |
ТР2 |
| ТРЗ |
|
Широкая колея |
|
|
|
ТГМ1. ТГМ23. ТГМ23Б. |
17 |
5 |
1 |
о.ь |
ТГК. ТГК2 |
|
|
|
|
тгмз. тгмзл. ТГМЗБ |
17 |
•1 |
1 |
0.8 |
ТГМ4. ТГМ4Л, ТГМЬ. |
6 |
5 |
0.3 |
0.5 |
ТГМ6Л |
|
|
|
|
'ГЭМ1. ТЭМ2 |
10 |
1 |
0.8 |
0.4 |
тэз |
8
Уикая колея |
3
10 1 |
0.5 |
0.5 |
В( <- серии н-илоио.иж | |
17 | |
1 1 |
1
5 |
|
Широкая колея
Полувагоны четырехосные 5 I
Платформы, вагоны-самосвалы 5 I
четырехосные (думпкары|. крытые нагоны
yjKUM колея
Все типы вагонов узкой колеи I 1 I 1
1). До введения нормативов численности, предусмотренных о настоящем сборнике, организационно-технические условия в дело и на производственных участках приводятся в соответствие с запроектированными в нормативах численности и осуществляется производственный инструктаж работников.
12. При внедрении в депо более прогрессивкой, чем это предусмотрено в нормативах, организации произвола вл, труда, технологии работы, оборудования, машин, оснастки и т. д. следует установить местные технически обоснованные нормативы численности.
13. Если виды работ на производственных участках иди рабочем месте выполняются меньшим количеством рабочих, чем это предусмотрено настоящими нормативами численности. и при этом соблюдаются правила техники безопасности, технология и качество работ, то сохраняется фактическая численность рабочих.
14. С введением настоящих нормативов численности ранее действовавшие на предприятиях нормативы численности, кроме более прогрессивных, отменяются.
15. На работы, не предусмотренные настоящим сборником, устанавливаются методами технического нормирования местные нормативы численности по аналогии с нормативами сборника.
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Ремонт подвижного состава осуществляется в локомотив иых и вагонных депо межотраслевых предприятий промыт ленного железнодорожного транспорта, при этом нагоны и деповской ремонт ставят только порожние.
При ремонте в депо полная разборка тепловозов и вагонов не производится Демонтируются детали, узлы, а грета-ь
ты, которые подлежат осмотру и ремонту, а также тс детали, которые закрывают доступ к неисправным деталям и узлам. Наиболее распространенные схемы выполнения работ при деповском ремонте тепловозов (рис. 1) и вагонов (рис. 2) приведены ниже.
Ремонтный процесс строится на основе замены неисправных агрегатов, узлов н деталей новыми млн заранее отремонтированными в слесарно-заготовительных и специализированных отделениях депо.
Для обеспечения выполнения работ депо должно иметь необходимый технологический запас, узлов и деталей.
Контроль, ремонт и испытание узлов в агрегатов осуществляется на специализированных рабочих местах с использованием устройств, оборудования, стендов и приспособлений. обеспечивающих качественное выполнение ремонта.
Ремонт тепловозов и вагонов производится на специально оборудованных смотровых канавах, имеющих достаточное количество низковольтных розеток для подключения переносных ламп, а на междупутье устанавливаются колонки для подвода сжатого воздуха к пневматическому инструменту н обдувочным камерам.
Транспортировка запасных деталей к стеллажам осуществляется подсобными рабочими; материалы и приспособления из кладовой, запасные детали от стеллажей к рабочим местам (в радиусе 50 м) подвозят (подносят) сами исполни гели. Перемещение узлов и агрегатов при снятии и установке производится с помощью подъемно-транспортных средств (стреловых н мостовых кранов, ручных и электрических талей и специально оборудованных тележек) также самими исполнителями в соответствии с особыми технологическими требованиями, предъявляемыми к условиям перемещения.
Снятые с подвижного состава неисправные и подлежащие восстановлению агрегаты к узлы ремонтируются в специально оборудованных отделениях депо предприятий, которые указаны в схемах организации работ на ремонте тепловозов (рис. 3) и вагонов (рис. 4).
Ремонт аккумуляторов производится в специально отведенном помещении, оборудованном приборами для их проверки и регулировки.
Механическое отделение (мастерская) оснащено токарными, фрезерными и другими станками.
Производственные отделения оборудованы стеллажами для хранения деталей, узлов, инструмента и приспособлений, а также индивидуальными шкафами, находящимися вблизи рабочего места.
Рабочие места исполнителей оснащены обязательным минимумом приспособлений и стендов (стенд для опрессовки
7
|
Рис. 1. Схема выполнения работ при ремонте тсллово«оп |
|
Рис. 2. Схема выполнения работ при ремонте вагонов |