ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ УКРУПНЕННЫЕ НОРМАТИВЫ БРЕМШИ НА РЕМОНТ АВТОМОБИЛЕЙ МАРОК ЗИЛ В УСЛОВИЯХ АВТОРЕМОНТНЫХ ЗАВОДОВ
Ц а о 7е> /
МОСКВА - 1993
Межотраслевые укрупненные нормативы времени на ремонт автомобилей марок ЗИЛ в условиях авторемонтных заводов утверждены постановлением Государственного комитета СССР по труду и и ооциальным вопросам J* 66 от 15 марта 1991 года*
Сборник содержит нормативы времени для нормирования труда слесарей по ремонту автомобилей, слесарей по ремонту топливной аппаратуры, занятых разборочно-сборочныма работами, машинистов моечных машин, обойщиков, маляров при сдельной оплате труда и установлении нормированных заданий при повременной оплате труда и рекомендуются для применения на авторемонтных заводов отраслей народного хозяйства, независимо от их ведомственной подчиненности.
Сборник разработан Центроргтрудавтотрансом Министерства транспорта РСФСР совместно с Центральным бюро нормативов по труду Всесоюзного центра производительности Министерства труда и социальных вопросов яра участии нормативно-исследовательских организаций и предприятий Министерства транспорта РСФСР, Министерства транспорта Белорусской ССР, Министерства транспорта Украинской ССР, НПО Главмосавтотранса*
(с) Центральное бюро нормативов по труду
10.
Рис.З. Типовая схема планировки рабочего места разборки двигателя
I - тумбочка инструментальная ; 2 - алектротадьфер ; 3 - подвесной конвейер ; 4 - стенд для подраэборки двигателя ; 5 - моечная машина ; 6- ванна для
выварки блока цилиндров ; 7 - кран-балка ; 8 - конвейер моечной машины ; 9 -электротельфер ; 10 - тара для поршней ; II - стенд для выпрессовки поршневого пальца ; 12 - тележка эстакады
л.
Рис* 4. Типовал схема планировки рабочего места разЗсркг. и сборки карданных валов
I - верстак ; 2 - стенд для разборки и сборки карданных валов
Рис.б* Типовая схема плакировки рабочего места разборки заднего моста
I - эстакада для разборки ; 2 - стенд для разборки ступиц, 3 - пресс
Рис.б. Типовая схеьа планировки рабочего места разборки передней оси
I - стенд для разборки ступиц ; 2 - эстакада для разборки ; 3 - пресс
14. |
|
Рис.7. Типовая схема планировки рабочего места разборки и сборки механизма
рулевого управления |
I - стенд для разборки и сборки механизма рулевого управления ; 2 - стеллаж ; 3 - верстак ; 4 - площадка для хранения
I. РЕШАЯ ЧАСТЬ
1.1. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на ремонт грузовых автомобилей ЗИП-130, ЗИЛ-130В1, ЗЙЯ-ММЗ-555 предназначены для совершэнотвования нормирования и организации труда слеоарей по ремонту автомобилей, слесарей по ремонту топливной аппаратуры, занятых разборочно-оборонными работами, а тахже машинистов моечных машин, обойщиков, маляров и рекомендуется для применения в условиях авторемонтных заводов отраолей народного хозяйства независимо от их ведомственной подчиненности.
По данным нормативам тажже могут нормироваться работы по ремонту конструктивно идентичных узлов и деталей автомобиля ЗИП - 433107, хроме двигателя.
1.2. Межотраслевые укрупненные нормативы времени могут быть использованы при расчете комплексных норм при внедрении бригадной формы организации труда в соответствии с Методическими рекомендациями по нормированию труда рабочих в условиях коллективных форм его организации и стимулирования. М. Экономика,1987.
1.3. В оонову межотраслевых укрупненных нормативов времени положены следующие материалы:
- технологический процесо ремонта, разработанный КТБАавторемонт Миннстерсива транспорта РСФСР}
- данные фотохронометражных наблюдений и фотографий рабочего дня;
- технические характеристики оборудования, механизмов к инструмента;
- результаты анализа организации труда на предприятиях и мероприятия по ее совершенствованию.
1.4. Межотраслевые укрупненные нормативы времени установлены для наиболее распростра-
3.
ненных орг аниз ад ионных условий выполнения ремонтных работ при оптимальной загрузке рабочих работой исправном содержании оборудования, инструмента и приспособлений*
1.5* Нормативы подготовительно-заключительного времени, времени на обслуживание рабочего мест* на отдых и личные потребности в сборнике даны по видам выполняемых работ и приведены в таблице I*
Таблица I.
! Вспомогательное время
!в %% от оперативного
! Вид работ |
| | IXO | | \J1J1 |
,Разборечно-сборочные |
, 3,4 |
, 2.3 |
! 7.4 |
1 Обойные |
, 3, 5 |
, 2.6 |
, 6.9 |
,Малярные |
, 3.6 |
I 2,6 |
, 6,7 |
|
1.6, В нормативной части сборника приведено время на выполнение указанного объема работ,которо включает все категории затрат:оперативное, подготовительно-заключительное, на обслуживание рабочего места, на отдых и личные потребности.
1.7. Разряды работ в сборнике указаны в соответствии с единым тарифно-квалификационным справоч ком работ и профессий в разделе "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" (в пуск I),утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 31 января 1985г. Я 31/3-30, в разделах "Металлопокрытия и окраска", "Слесарные и слесарно-сборочные работы","Механическая обработка металлов и других материалов" (выпуск 2),утвержденных пос-новлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 16 января 1985г. ЖЕ7/2-54.
Если в дальнейшем будут вноситься поправки в тарифно - квалификационный справочник, то
разряды работ, указанные в данной сборнике, должны соответственно изменяться.
В нормативной части сборнике слесарь по ремонту автомобилей, слесарь по ремонту топливной аппаратуры именуется сокращенно - "слесарь".
1.8. На работы, не предусмотренные в сборнике, устанавливаются местные, технически обоснованные нормативы времени по аналогии с межотраслевыми.
1.9. До введения межотраслевых укрупненных нормативов времени необходимо организационнотехнические условия на рабочих местах привести в соответствие с условиями, предусмотренными в сборнике, и осуществить производственный инструктаж рабочих.
1.10. При внедрении на предприятиях более совершенных, чем зто предусмотрено в межотраслевых нормативах времени, организации труда и производства, технологии работ,
оборудования, оснастки и т.п., повышающих производительность труда рабочих, следует разработать местные нормы методом технического нормирования.
1.11. С введением настоящего сборника все ранее действующие нормативные материалы, в т.ч. "Типовые нормы времени на ремонт автомобилей марок ЗИЛ в условиях ввторемзаводов" (изд.
1981 г.), на соответствующие работы отменяются (кроне более прогрессивных).
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Ремонт автомобилей выполняется на специально оборудованных рабочих местах в соответствии с установленным перечнем операций и в определенной технологической последовательности.
Разборку и сборку автомобилей выполняют бригады рабочих. Такая орга
низация труда способствует лучшему использованию оборудования, достижению высоких экономических результатов, сокращению потерь и непроизводительных затрат рабочего времени, новы-
5
шению производительности труда*
Перемещения деталей, узлов, материалов, инструментов и приспособлений на рабочих местах допускается на расстояние до 30 м и входит в обязанности рабочих, занятых ремонтом автомобилей.
При разборке автомобилей в обязанности слесарей по ремонту автомобилей входит установка захватов и подвешивание на подвесной конвейер наружной мойки всех узлов и агрегатов
автомобилей. Снятие узлов и агрегатов с подвижного конвейера после их ручной мойки производят рабочие, занимающиеся разборкой этих узлов и агрегатов. При разборке автомобилей, агрегатов и узлов детали укладываются в корзины, помещенные на транспортерах, рольгангах или непосредственно на рабочих местах, с последующей их установкой на транспортеры и рольганги рабочими, занятыми на этих работах.
Двигатель снимается в сборе с коробкой передач и наружными узлами. Рулевое управление разбирается нз одном рабочем месте.
Правильная организация рабочего места определяется наличием и размещением необходимого оборудования, приспособлений и инструмента, а также расположением постов с учетом их взаимосвязи с другими производственными подразделениями и размерами рекомендуемых агрегатов и узлов. Для этого на авторемонтных заводах применяется специализированное оборудование (различные стенды, гидравлические и ручные прессы, подъемно-транспортные средства, приспособления), а также универсальное оборудование (слесарные верстаки, стеллажи, инструментальные шкафчики и др.), удобная тара. Применение стендов позволяет устанавливать разбираемый
6.
(собираемый) агрегат или узел на удобную для выполнения работ высоту, закреплять и изменять его положение в процессе работы.
К рабочему месту подводится сжатый воздух для продувки (очистки) деталей перед сборкой и подключения гайковерта, а также электроэнергия для освещения.
Количество единиц ремонтируемого оборудования, находящегося одновременно в зоне ремонта, не должно превышать установленной проектом нормы.
Для удобной, безопасной работы при снятии узлов и деталей расстояние между ремонтируемыми агрегатами должно быть не менее 1,5 м, чтобы не было затруднений в использовании приспособлений и другой технологической оснастки (съемники, специальные тележки, гидравлические, пневматические, электрические устройства, краны и т.п.).
Готовые детали и узлы комплектуются на дневную программу и подаются комплектовщиками в конце смены на рабочие места сборки автомобилей и агрегатов.
Транспортировка агрегатов из моечной машины на рабочие места разборки, а также готовых агрегатов производится подсобными рабочими. Для выполнения этих работ используются следующие транспортные средства: мостовой кран, кран-балка, монорельсы, электрокары и тележки.
Все члены бригады по ремонту автомобилей имеют индивидуальный набор инструмента, за исключением съемников и мерительного инструмента, имеющихпя в инструментальной кладовой. Ремонт инструмента и заточка его производится в инструментальном цехе (централизованно).
Наладку, ремонт и профилактическое обслуживание технологического оборудования, подъемнотранспортных средств, механизмов и аппаратуры производятся централизованно.
7
Необходимо, чтобы окраска помещений и оборудования, освещаемоеть рабочего места, вентиляция, производственная одежда и чистка производственных помещений отвечали санитарнотехническим нормам и правилам техники безопасности.
Ниже приведены планировки рабочих мест по разборке и сборке агрегатов и узлов автомобиля.
8.
Ряс Д.Типовая схема планировки рабочего места общей раз Зорки автомобиля
I - редуктор ; 2 - верстак ; 3 - конвейер ; 4 - моечная машина ; 5 - гайковерт для гаек колес ; б - натяжная станция конвейера ; 7 - стеллаж для мостов ;
8 - гайковерт для стремянок ; 9 - накопительная тара для КПП ; 10 - тележка для двигателей ; II - тележка для рам ; 12 - электротельфер
9.
Рис*2. Типовая схема планировки рабочего места общей сборки автомобиля
I - пост установки мостов и колес ; 2 - гайковерт ; 3 - стеллаж ; 4 - пост установки тормозной системы ; 5 - пост установки двигателя ; 6 - пост установки гидросистемы автомобиля ; 7 - пост подсборки радиатора ; 8 - пост установки кронштейнов , крыльев и подножек ; 9 -пост установки крыльев ; 10 - пост установки кабины и радиатора ; II - пост установки системы питания ; 12 - пост установки электрооборудования ; 13 - пост проверки тормозной системы.