Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

141 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Руководстве на основе научного анализа теоретических исследований и обобщения опыта проектирования строительства и эксплуатации раскрываются основные принципы разработки схем генеральных планов промышленных узлов. Рассматриваются условия формирования промышленных узлов, градостроительные вопросы, архитектурно-планировочные и композиционные решения, охрана окружающей среды, общие объекты и методика определения эффективности схем генеральных планов. Руководство рассчитано на специалистов, занимающихся разработкой и реализацией схем генеральных планов промышленных узлов, а также проектированием и строительством предприятий и общих объектов инженерного и социально-бытового назначения, входящих в их состав.

 Скачать PDF

Оглавление

Предисловие

1. Общие положения

2. Формирование состава промышленного узла

     Условия формирования состава промышленного узла

     Классификация промышленных узлов

     Блокирование зданий и унификация объемно-планировочных и конструктивных решений

     Требования к территории промышленного узла

3. Архитектурно-планировочное решение

     Требования к размещению промышленного узла в городе

     Градостроительная классификация промышленных узлов

     Планировочная структура промышленных узлов

     Зонирование территории

     Особенности расширения промышленных узлов

     Упорядочение существующей застройки

     Инженерная подготовка территории

     Промышленный узел в композиции города

     Объемно-пространственное решение промышленного узла

4. Общие объекты промышленных узлов

     Состав и размещение общих объектов

     Социально-бытовое обслуживание трудящихся

     Транспорт

     Водное хозяйство

     Теплоснабжение

     Внешнее электроснабжение

     Вопросы реализации схем генеральных планов промышленных узлов

5. Промышленный узел и окружающая среда

     Условия создания оптимального экологического баланса

     Определение величины санитарного разрыва и санитарно-защитной зоны

     Архитектурно-планировочные мероприятия, снижающие загрязнение атмосферы

     Планировочная организация, благоустройство и озеленение санитарно-защитных зон

6. Методика определения экономической эффективности схем генеральных планов промышленных узлов

     Факторы, влияющие на экономическую эффективность

     Расчет сравнительной экономической эффективности

     Расчет общей экономической эффективности

     Контрольные технико-экономические показатели

Приложение 1. Примеры решений генеральных планов промышленных узлов

Приложение 2. Баланс территории промышленного узла

Приложение 3. Технико-экономические показатели источника теплоснабжения промышленного узла

Приложение 4. Содержание раздела "Охрана окружающей среды"

Приложение 5. Коэффициент для приведения затрат будущих лет к началу базисного года

Приложение 6. Значения коэффициента в, учитывающего годовые затраты на текущий ремонт оборудования по отдельным видам общих объектов

Приложение 7. Технико-экономические показатели схемы генерального плана промышленного узла

Приложение 8. Контрольные технико-экономические показатели схем генеральных планов промузлов

Приложение 9. Примеры определения экономической эффективности решений схем генпланов промышленных узлов с использованием контрольных технико-экономических показателей

Список литературы

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЦНИИпромзданий
ИзданСтройиздат1981 г.
УтвержденЦНИИпромзданий Госстроя СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Руководство

по разработке схем

генеральных

планов

промышленных

узлов

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ научно-исследовательским

И ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ИНСТИТУТ ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИИ И СООРУЖЕНИИ ГОССТРОЯ СССР ЦНИИПРОМЗ ДАЛИИ

РУКОВОДСТВО ПО РАЗРАБОТКЕ СХЕМ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПЛАНОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ УЗЛОВ

МОСКВА СТРОИ ИЗ ДАТ 1980

должно учитывать перспективы развития промышленного, сельскохозяйственного, жилищного и гражданского строительства.

На освоенных территориях развития инфраструктура должна рассматриваться как существенное преимущество для формирования промышленных узлов и упорядочение застройки сложившихся промышленных районов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ УЗЛОВ

2.13.    Промышленные узлы различаются по размерам территорий, по отраслевой принадлежности предприятий, особенностям формирования состава их производств, по состоянию строительства предприятий (проектируемые, строящиеся, действующие).

2.14.    По занимаемой площади промышленные узлы подразделяются на малые - с территорией до 100 га; средние - с территорией от 100 до 500 га; большие - с территорией от 500 до 1000 га; уникаль

ные с территорией свыше 1000 га. При формировании групп предприятий необходимо отдавать предпочтение малым и средним промышленным узлам, которые в большей степени способствуют развитию малых и средних городов и в наименьшей степени вызывают нарушение окружающей среды.

2.15.    Промышленные узлы по отраслевой принадлежности предприятий подразделяются на две группы: многоотраслевые и специализированные.

2.16.    Многоотраслевые промышленные узлы формируются из предприятий различного профиля независимо от характера их производства и ведомственной подчиненности (рис. 4). Многоотраслевые промышленные узлы позволяют комплексно удовлетворить местные потребности в промышленном производстве и наиболее полно учесть сложившуюся структуру действующих предприятий в малых и средних городах. Состав предприятий, формирующих многоотраслевой

Рис.З. Специализированный промышленный узел, сформированный из предприятий, объединенных на основе последовательной утилизации сырья (Металлургический комбинат)

1 — фабрика окомкования; 2 — отделение окатышей; 3 — вращающиеся печи с газовым восстановителем; 4 — отделение электропечей; 5 — различные машины; 6 — конвертерное отделение или электросталеплавильный цех; 7 — отделение непрерывной разливки стали; 8 — непрерывный широколистовой стан горячей прокатки; 9 — прокатный и трубный цех; 10 — шлакоперерабатывающий цех; 11 — очистное сооружение; 12 — ремонтно-монтажный цех; 13 — главная подстанция; 14 — водное хозяйство; 15 — складское хозяйство; 16 --административное здание; 17— лаборатория; 18 — агломерационная фабрика


ю



промышленный узел, должен обеспечивать оптимальные санитарно-гигиенические условия как на самой площадке, так и на прилегающих селитебных территориях.

Предприятия близкой отраслевой направленности, включаемые в состав многоотраслевых промышленных узлов, должны планировоч-но объединяться в специализированные группы - комплексы (рис. 5).

2.17.    Специализированные промышленные узлы формируются из предприятий одной или нескольких однородных отраслей промышленности. При создании специализированных промышленных узлов появляются возможности в большей степени обеспечивать кооперирование отдельных предприятий, совместное использование сырья и утилизацию отходов производства и т.д. В специализированных промышленных узлах создаются условия для организации оптимальных технологических связей между предприятиями и рациональных архитектурно-планировочных решений (рис.6).

2.18.    В зависимости от отраслевой принадлежности специализированные промышленные узлы под

разделяются на следующие основные группы:

химической и нефтехимической промышленности;

машиностроения и приборостроения;

строительной индустрии; легкой и пищевой промышленности и т.д.

2.19. Особую группу промышленных узлов представляют промышленно-коммунальные зоны, которые предназначены для обслуживания населения городов. Они формируются из объектов торговли (склады промышленных и продовольственных товаров, овоще- и фруктохранилища, холодильники); предприятий пищевой промышленности (мясопереработка, хлебо- и молокозаводы, пивоваренные заводы, мельницы, фабрики

заготовительные и др.); предприятий бытового и коммунального обслуживания населения города (прачечные, централизованные мастерские по ремонту обуви и бытовых приборов, швейные мастерские, службы эксплуатации и ремонта городских зданий, сетей и др.); автохозяйств (рис. 7).

Рис. 4. Многоотраслевой промышленный узел /-химкомбинат; 2 — общеузловые объекты и гравийный завод; 3 — комбинат крупнопанельного домостроения; 4 — завод объемно-блочного домостроения;5 — хлебозавод; 6 — типография; 7 — газораздаточная станция;

8    — пивоваренный завод;

9    — автохозяйство; 10 — базы и склады; 11 — центр технического обслуживания


И



Рис. 5. Размещение предприятий в промышленном узле с учетом их отраслевой принадлежности 1 — зона предприятий машиностроения; 2 — зона предприятий химии; 3 — зона предприятий стройиндустрии; 4 — зона общих объектов; 5 — селитебная территория


2.20. Промышленные узлы в зависимости от наличия и соотношения в их составе действующих, строящихся и проектируемых пред-"пиятий подразделяются на три 1 руппы, состоящие из:

проектируемых предприятий; проектируемых, строящихся и действующих предприятий;

действующих предприятий (упорядочение существующей застройки).

2.21. Промышленные узлы, формируемые целиком из проектируемых предприятий, должны в наибольшей степени обеспечивать реализацию всех преимуществ группового размещения промышленных объектов: кооперирование родственных предприятий, зонирование территории по функциональному принципу, создание системы общеузловых объектов, унификацию конструктивных решений, комп-

Рис.6. Специализированный промышленный узел 1 — завод высоковольтной аппаратуры; 2 — завод комплекснораспределительных устройств; 3— завод турбогенераторов и сварных узлов; 4 — завод трансформаторов; 5 — завод двигателей; 6 — завод пластмасс; 7 — завод инструментального оборудования; 8 — кабельный завод; 9 — завод электробытовых приборов; 10 — центральное складское хозяйство; 11 — объекты водоснабжения и канализации; 12 — трансформаторное хозяйство; 13 — промышленно-коммунальные предприятия; 14 — предприятия стройиндустрии; 15 — административный и медицинский центр; А — проектируемое предприятие; Б — расширение


12



Рис.7. Промышленно-коммунальная зона города

1 — комплекс пищевых предприятий: пивоваренный завод, завод безалкогольных напитков, производство солода, элеватор, гормолзавод, хлебозавод; 2 — комплекс предприятий торговли: склад продовольственных товаров, плодоовощной комбинат, холодильник; 3 — комплекс предприятий коммунального назначения: производственная база дорожных и уборочных машин; 4 — комплекс предприятий бытового обслуживания, фабрика химчистки, специализированное предприятие по ремонту и пошиву обуви и изготовлению металлоизделий; 5 — комплекс автотранспортных сооружений, гараж специальных машин, гараж грузовых машин; 6 — группа предприятий коммунально-бытового обслуживания: производственная база обслуживания городских коммунальных сетей и сооружений, фабрика-прачечная; 7 — расширение промышленного узла

лексное решение инженерных и транспортных вопросов (рис. 8).

2.22.    Схемы генеральных планов промышленных узлов, имеющие в своем составе проектируемые, строящиеся и действующие предприятия, должны разрабатываться с таким расчетом, чтобы возводимые предприятия не нарушали нормального хода эксплуатации существующих объектов (рис. 9).

2.23.    Схема упорядочения существующей    за

стройки предусматривает совершенствование архитектурно-планировочной структуры сложившихся

промышленных районов городов. В такой схеме должны быть решены вопросы рациональной увязки существующих предприятий с общим решением генерального плана города или другого населенного пункта; выявлены территории, которые целесообразно освободить от существующих зданий; определены условия размещения новых предприятий на освободившихся или резервных территориях; реконструированы мероприятия по созданию общеузловых объектов; улучшены условия социально-бытового обслуживания трудящихся (рис. 10).

13



14


Рис.8. Промышленный узел, сформированный из проектируемых предприятий 1— радиотехнический завод; 2 — завод технологического оборудования; 3 — завод заточных станков; 4 — завод технологического оборудования; 5 — кузнечно-заготовительный корпус; 6 — мотороремонтный завод; 7 — производственно-ремонтная база; 8 — бытовые помещения; 9 — столовая; 10 — котельная; 11 — трансформаторная подстанция; 12 — зона вспомогательных сооружений; 13 — коридор ЛЭП; 14 — перспективное строительство; 15 — городская застройка


Рис.9. Промышленный узел, сформированный из проектируемых, строящихся и действующих предприятий

в — промышленная территория до образования промышленного узла; б — то же, после образования промышленного узла; / — существующие предприятия; 2 — проектируемые предприятия; 3 — перспективное строительство; 4 — селитебная территория


Рис.10. Упорядочение существующей промышленной застройки а — существующее положение; ^-проектное предположение; 1 — промышленная застройка; 2 — ликвидируемая застройка; 3 — общественный центр; 4 — жилая застройка


шш » а«


БЛОКИРОВАНИЕ ЗДАНИЙ И УНИФИКАЦИЯ ОБЪЕМНОПЛАНИРОВОЧНЫХ И КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ

2.24.    В промышленном узле необходимо предусматривать максимальное блокирование зданий и сооружений отдельных предприятий и хозяйств (рис. 11), которое может осуществляться на основе объединения:

производств с однородным технологическим процессом;

различных производств, связанных между собой технологическим потоком;

вспомогательных производств и хозяйств, инженерных устройств и установок;

производств, имеющих единую объемно-планировочную структуру, конструктивное решение, санитарные и противопожарные характеристики, условия по транспортному обслуживанию и инженерному обеспечению (табл. 1).

2.25.    Размещение нескольких предприятий в одном здании не должно приводить к осложнениям

в строительстве и эксплуатации отдельных производств. Блокирование должно осуществляться с учетом целесообразности одновременного повышения этажности зданий. Многоэтажным зданиям при разработке схем генпланов промышленных узлов необходимо отдавать предпочтение перед одноэтажными, несмотря на относительно меньшую стоимость последних.

2.26. При проектировании предприятий, входящих в состав промышленного узла, рекомендуется разрабатывать единые технические условия, обеспечивающие общность объемно-планировочных и конструктивных решений, унификацию габаритных схем и строительных параметров зданий, создания условий для повышения серийности и снижения стоимости их заводского изготовления, применение наименьшего количества типов строительных конструкций и деталей, комплексное производство строительно-монтажных работ современными индустриальными методами, использование производственных мощностей существующей в районе базы строительной индустрии (рис. 12).

15



УДК 725.4.011.2

Рекомендовано к изданию научно-техническим советом ЦНИИПромзданий.

Руководство по разработке схем генеральных планов про* мышленных узлов /Центр, н.-и. и проект.-эксперим. ин-т пром. зданий и сооружений. - М.: Стройиздат, 1979. -140 с.

Разработано ЦНИИПромзданий (д-р арх-ры КимН.Н.—руководитель задания, канд. арх-ры'Матвеев Е.С. — редактор-составитель, канд. арх-ры Метляева О.П. — ответственный исполнитель и др.) при участии институтов ЦНИИПградостроительства, Ленинградского Промстройпроекта, Бел-промпроекта, Промтрансниипроекта, Союзводоканалпроекта, Энергосеть-проекта, Белорусского отделения ВНИПИЭнергопрома, Харьковского Промстройниипроекта, Промстройпроекта.

В Руководстве на основа научного анализа теоретических исследований и обобщения опыта проектирования строительства и эксплуатации раскрываются основные принципы разработки схем генеральных планов промышленных узлов. Рассматриваются условия формирования промышленных узлов, градостроительные вопросы, архитектурно-планировочные и композиционные решения,охрана окружающей среды, общие объекты и методика определения эффективности схем генеральных планов.

30213- 672 047(01) -80

Руководство рассчитано на специалистов, занимающихся разработкой и реализацией схем генеральных планов промышленных узлов, а также проектированием и строительством предприятий и общих объектов инженерного и социально-бытового назначения, входящих в их состав.

Инструкт.-нормат, П вып. — 60 — 80. 3202000000 © Стройиздат, 1980

Выполнение Руководства согласуется _с Общими положениями СНиП 1-1-74 (п. 1.6), устанавливающими, что научно-исследовательские и проектные организации, являющиеся ведущими исполните1 лями-разработчиками проектов нормативных документов по про1 ектированию и строительству, при необходимости разрабатывают и издают руководства к этим нормативным документам.

На конец 1977 г. разработано и утверждено более 400 схем генеральных планов промышленных узлов, в которые входит около 5 тыс. предприятий. Стоимость строительства этих промузлов составляет примерно 60 млрд, р., в том числе общеузловых объектов — 6,5 млрд. р. Благодаря размещению в промышленных узлах стоимость строительства предприятий снижена на 1,5 млрд, р., годовые эксплуатационные расходы — на 250 млн. р. При этом площадь застраиваемой территории сокращена примерно на 15 тыс. га, протяженность железнодорожных путей — более чем на 1000 км, а автодорог — более чем на 700 км1.

В Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы, в решениях ХХ1У и ХХУ съездов КПСС предусматривается дальнейшее развитие существующих и формирование новых территориально-про-

мышленных комплексов и промышленных узлов с общими коммуникациями, инженерными сооружениями и вспомогательными производствами в районах Севера, Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, Поволжья.

Разработкой схем генпланов промышленных узлов занимаются более 40 территориальных проектных организаций Госстроя СССР. Кроме того, для разработки проблем транспорта, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и других вопросов привлекается целый ряд специализированных организаций.

При составлении схем генеральных планов проектные организации руководствуются "Инструкцией по разработке схем генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов) " (СН 387-78). Эта Инструкция в основном определяет состав и порядок разработки схем генеральных планов_промышленных

узлов. В СНиП II-M.1-711 "Генеральные планы промышленных предприятий" требования к проектированию промышленных узлов раскрыты далеко не полно и в обобщенном виде. Отсутствие методических материалов, всесторонне отражающих специфику разработки схем генеральных планов промышленных узлов, отрицательно сказывается на качестве проектирования. Многие вопросы и в первую очередь градостроительные, архитектурно-планировочные, охраны окружающей средь», условия формирования промышленных узлов и др. в пооекти-

3



руемых и реализуемых схемах остаются практически не раскрытыми.

Издание настоящего Руководства в значительной степени позволит пополнить имеющийся пробел в методической литературе по вопросам разработки схем генеральных планов промышленных узлов.

Руководство составлено на основе научного анализа, теоретических исследований, обобщения опыта проектирования и реализации схем генеральных планов промышленных узлов. В конце Руководства приведены примеры решения генеральных планов промышленных узлов (прил.1).

Руководство позволит внедрить в практику проектирования и строительства наиболее прогрессивные приемы формирования, планировки и застройки промышленных узлов, обеспечивающие повышение технического уровня и снижение стоимости строительства, совершенствование архитектурно-планировочных решений, экономию земельных ресурсов.

Ведущей организацией по разработке Руководства является ЦНИИПромзданий (рук.задания д-р арх. Н.Н.Ким).

Работа выполнена следующими отделами:

генпланов и промузлов (Введение, разделы 1,2, 3, 4, 5, приложения) — канд. арх. Е.С.Матвеев (руководитель темы), канд. арх. О.П.Метляева (ответственный исполнитель) , архит. Е.А.Сельянова, инж. А.И.Гаврилов;

вспомогательных зданий (раздел 4)    —    архит.    Л.К.Соколов,

архит. В.П.Андреева;

экономики строительства (раздел 6) — д-р экон. наук И.Д.Вихрев, канд.техн.наук Э.А.Наргизян, инж. В.С.Обуховский.

В подготовке отдельных разделов Руководства принимали учас

тие следующие институты:

ЦНИИПГрадостроительства (раздел 3) — д-р арх. Ю.П. Бочаров, канд. арх. Н.Н.Шевердяева, архит. Т.П.Голубева;

Ленинградский Промстройпро-ект (разделы 5, 6) — инж. Ю.А.Ка-ганер, инж. Л.Ф.Кушнер, архит.

A. И.Неймарк;

Белпромпроект (Минск) (раздел 4, приложения) — архит. И.И.Бовт, инж. Е.М.Цимерман,инж. Л.П.Хромцов, канд. техн. наук

B. Л.Лаходанов;

Промтрансниипроект (раздел 4) — инж. М.М.Мерлинский, инж. Т.А.Панькова;

Союзводоканалпроект (раздел 4)    — инж. А.П.Плаксин, инж.

Л.Л.Корохов, инж. Г.А.Жуковс-кий;

Энергосетьлроект (раздел 4) — инж. Д.Л.Файбисович, инж. В.Н.Юр-цева, инж. Л.С.Кошкина;

ВНИПИЭнергопром (Белорусское отделение) (раздел 4) — инж. А.Я.Простак, инж. В.П.Бразовский, инж. Э.П.Минич, инж. М.И.Пана-сюк;

Харьковский Промстройниипро-ект (раздел 6) - инж. Н.М.Доро-шев, инж. Г.А.Роговик;

Промстройпроект (приложения) — архит. В.Н.Златолинский, архит. Д.Л.Четыркин, архит. Я.Н.Жуков.

В разделе 6 использованы результаты исследований, выполненных в НИИЭС (канд.экон.наук И.Л.Апарин, канд.техн.наук В.С.Са-рычев, канд.техн.наук Ю.Б.Слуц-кин).

В подготовке иллюстраций принимали участие архитекторы Е.Г.Байдин, В.А.Быкова, Л.А.Ви-тиевская—Чурсанова (ЦНИИПромзданий) .

Замечания и предложения просим направлять по адресу: 127238, Москва, Дмитровское шоссе, 46, ЦНИИПромзданий.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящее Руководство носит рекомендательный характер и содержит материалы, раскрывающие особенности разработки схем генеральных планов промышленных узлов. Руководство составлено в дополнение к главе СНиП по проектированию генеральных планов промышленных предприятий и Инструкции по разработке схем генеральных планов групп предприятий с общими объектами (промышленных узлов).

1.2.    В Руководстве в основном рассматриваются архитектурнопланировочные вопросы, связанные с разработкой схем генеральных планов промышленных узлов.

В разделе проектирования общих объектов промышленных узлов подробно рассматриваются вспомогательные и подсобные производства и хозяйства, которые активно влияют на формирование архитектурно-планировочной структуры промышленного узла (социально-бытовое обслуживание, транспорт и складское хозяйство, водное хозяйство, теплоснабжение, внешнее электроснабжение). Инженерные коммуникации, не оказывающие активного влияния на формирование генерального плана промышленного узла, в настоящем Руководстве подробно не рассматриваются, поскольку условия их проектирования детально освещаются в специальных нормативных документах.

В Руководстве не рассматриваются порядок составления схем генеральных планов промышленных планов промышленных узлов и

методика расчетов размеров долевого участия предприятий в строительстве общих объектов, которые определяются действующей Инструкцией.

1.3.    Промышленным узлом называется группа предприятий, решенная на основе единого архитектурно-планировочного замысла, располагаемая на одной или смежных площадках с общими коммуникациями, инженерными сооружениями и вспомогательными производствами, с единой системой социально-бытового и других видов обслуживания трудящихся, а при соответствующих условиях — с кооперированием основных производств.

1.4.    Промышленный узел независимо от его положения по отношению к жилой застройке является составной частью города или поселка.

Территория города разделяется на селитебную, промышленную, коммунально-складскую и транспортную зоны. Три последние зоны непосредственно образуют производственную зону города. Производственная зона предназначена для размещения промышленных предприятий и других учреждений, служащих местом приложения труда. Производственная зона в городе может быть представлена городским промышленным районом, промышленным узлом или отдельным промышленным предприятием.

Промышленный район города — это конкретная территория, занятая промышленными предприятиями и ограниченная другими функциональными зонами города. В состав


промышленного района города может входить несколько промышленных узлов.

1.5. Архитектурно-планировочные решения промышленных узлов должны удовлетворять следующим требованиям:

градостроительным, учитывающим условия размещения промышленного узла в планировочной структуре города и его функционально-пространственные связи с селитебными территориями, зонами отдыха, транспортными магистралями и т.д.;

функционально-технологическим, определяющим систему взаимосвязей между отдельными предприятиями и степень кооперации основного и вспомогательного производств;

архитектурно-строительным, предусматривающим унификацию объ

емно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений, формирующих промузел;

социальным, обеспечивающим наилучшие условия для труда и отдыха работающих;

санитарно-гигиеническим, предусматривающим создание наиболее благоприятной среды для работы, отдыха и проживания трудящихся;

экологическим, обеспечивающим наиболее полное восстановление и обогащение окружающей среды в процессе создания промуз-лов;

экономическим, обусловливающим высокую народнохозяйственную эффективность, принимаемых в схеме генплана решений;

эстетическим, обеспечивающим архитектурно-художественную выразительность предприятий, формирующих промышленный узел.


2.1.    Формирование состава предприятий промышленных узлов должно осуществляться на основе схемы районной планировки и схемы развития производительных сил экономического района.

2.2.    Начальным этапом разработки схемы генерального плана промышленного узла является уточнение состава предприятий и выявление возможности их производственно-хозяйственной или технологической кооперации, состава и мощности общих объектов, очередности строительства и условий расширения отдельных предприятий.

2.3.    Строительство новых предприятий, намечаемое в одном городе или населенном пункте, должно осуществляться независимо от их ведомственной принадлежности не обособленно, а в составе промышленного узла.

2.4.    Вновь проектируемые предприятия рекомендуется размещать в зоне действующих, строящихся и реконструируемых, если это возможно по условиям территории и градостроительных требований.

2.5.    Строительство новых предприятий вне промышленного узла может допускаться лишь при наличии соответствующих технико-экономических обоснований или по

санитарно-гигиеническим условиям.

2.6.    Состав предприятий промышленного узла должен формироваться с учетом специализации производств, их санитарно-гигиенических характеристик, очередности строительства, особенностей решения транспорта, энергопотребления, водоснабжения, наличия свободных трудовых ресурсов и т.д. Не следует допускать чрезмерной концентрации большого количества разнородных отраслей промышленности, так как сочетание предприятий, родственных по характеру производств, позволяет осуществлять наиболее эффективную их кооперацию и блокирование основных, заготовительных и подсобных корпусов, складов, инженерных и транспортных сооружений и коммуникаций, а также зданий вспомогательного назначения и т.д. Для полного трудоустройства населения в составе промышленных узлов следует размещать дополнительные предприятия, обеспечивающие приложение мужского и женского труда.

2.7.    Формирование состава промышленного узла следует проводить с учетом возможности специализации предприятий и их производственного кооперирования с су*

2. ФОРМИРОВАНИЕ СОСТАВА ПРОМЫШЛЕННОГО УЗЛА

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОСТАВА ПРОМЫШЛЕННОГО УЗЛА


7



шествующими предприятиями промышленного района города. Следует учитывать существующие или проектируемые районные и межрайонные специализированные предприятия, производящие литье, поковку, штамповку, инструмент и запасные части, ремонт оборудования, строительные и дорожные машины, механизмы и др.

2.8.    В промышленные узлы, в состав которых входят предприятия, требующие по своим санитарно-гигиеническим условиям значительного удаления от жилой застройки, не следует включать предприятия, безвредные в санитарном отношении. Группы предприятий, не выделяющих вредных выбросов в атмосферу, рекомендуется размещать в пределах кли в непосредственной близости от жилых районов, объединяя их при соответствующих условиях в промышленные узлы (рис. 1).

2.9.    Если в процессе реализации генерального плана промышленного узла происходит изменение состава предприятий (исключение из состава ряда предприятий и включение новых объектов, размеры территории для которых и потребности в инженерном обеспечении не

совпадают с первоначальным замыслом) , необходимо проводить корректировку схемы с учетом архитектурно-планировочных, функционально-технологических, конструктивных и других особенностей новых предприятий.

2.10. Формирование состава промышленного узла должно осуществляться на основе хозяйственного и производственного кооперирования.

Хозяйственное кооперирование производств является обязательным условием формирования промышленного узла. Оно предусматривает кооперирование по вспомогательному и подсобному хозяйству, транспорту, инженерным сетям

и сооружениям, социально-бытовому обслуживанию, административно-хозяйственному управлению, строительной базе, жилищному строительству.

Производственное кооперирование (кооперирование основного производства) наряду с хозяйственным может быть осуществлено в промышленном узле при наличии общности сырья и его складирования, комплексом использования полуфабрикатов и отходов производства.

Рис. 1. Формирование промышленных узлов из предприятий различного класса вредности 7 — промышленный узел с предприятиями 1, П классов вредности; 2 — промышленный узел с предприятиями Ш, 1У классов вредности; 3 — селитебная территория; 4 — санитарно-защитная зона; 5 — промышленный узел с предприятиями 1У, У классов вредности; R— радиус санитарного разрыва


8



Рис.2. Промышленный узел, сформированный по принципу кооперирования основного производства

1 — автозавод; 2 — ТЭЦ; 3 — стройбазэ; 4 — промышленно-коммунальная зона; 5 — общественный центр


2.11. Промышленные узлы, организованные по принципу кооперирования основного производства, могут быть разделены на две группы:

к первой группе могут быть отнесены промышленные узлы, которые объединяют на одной площадке ряд предприятий в систему на базе кооперирования основных вспомогательных и обслуживающих производств (рис. 2). Необходимым условием кооперирования в этом случае является объединение общих производств и хозяйств межотраслевого значения (литейных, кузнечных, прессовых, инструментальных, ремонтных, тарных и др.);

ко второй группе могут быть отнесены промышленные узлы, предприятия которых формируются по принципу комплексной переработки сырья, использования полуфабрикатов и отходов производства (рис. 3). При этом обеспечивается не только хозяйственное и производственное кооперирование, но

и внедрение наиболее совершенных комплексных технологических схем, что положительно сказывается на решении планировки и застройки промышленного узла. Создание таких промышленных узлов приводит к значительному сокращению отвалов и отходов производства, высвобождению территории, улучшению санитарно-гигиенических условий, способствует эффективному решению вопросов охраны окружающей среды.

2.12. При разработке схемы генерального плана промышленного узла необходимо учитывать условия формирования инфраструктуры района: наличие строительной базы и обеспеченность строительными материалами, источниками тепла, природным газом, электроэнергией, водой и системой канализации, социально-бытовым обслуживанием, жилищным фондом.

В районах нового освоения формирование инфраструктуры при создании промышленных узлов

9



1

Зайцев М.М.. Копылов С.М. Создание территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в десятой пятилетке. — Промышленное строительство. 1977, № 12.