Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

65 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Руководстве даны рекомендации по проведению районирования областей, краев и республик для целей районной планировки. Излагаются основные положения научной теории дробного экономического районирования, критерии этапы и приемы районирования, принципы использования опыта районирования, содержащегося в экономико-географических работах. Большое внимание уделено взаимосвязи и преемственности районирования для целей районной планировки с внутриобластным, внутрикраевым, внутриреспубликанским районированием, которое служит интересам самых различных отраслей народного хозяйства.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Задача районирования территории для целей районной планировки

2. Основные положения территории дробного экономического районирования как научной базы районирования территории для целей районной планировки

3. Принципы использования сетки экономических микрорайонов в районной планировке

4. Критерии, этапы и приемы районирования

Приложение 1. Экономические районы СССР (по данным на 01.01.1976)

Приложение 2. Экономические подрайоны на территории РСФСР, Казахской ССР и республик Средней Азии (по состоянию на 01.01.1976)

Приложение 3. Основные критерии выделения экономических микрорайонов РСФСР

Приложение 4. Экономические микрорайоны РСФСР (по данным на 01.01.1976)

     I. Центральный экономический район

     II. Северо-Западный экономический район

     III. Волго-Вятский экономический район

     IV. Уральский экономический район

     V. Центрально-Черноземный экономический район

     VI. Северо-Кавказский экономический район

     VII. Поволжский экономический район

     VIII. Западно-Сибирский экономический район

     IХ. Восточно-Сибирский экономический район

     Х. Дальневосточный экономический район

     ХI. Калининградская область

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанЦНИИП градостроительства
ИзданСтройиздат1978 г.
УтвержденЦНИИП градостроительства Госгражданстроя
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РУКОВОДСТВО

ПО РАЙОНИРОВАНИЮ

ТЕРРИТОРИИ

ДЛЯ ЦЕЛЕЙ

РАЙОННОЙ

ПЛАНИРОВКИ

МОСКВА 1»78

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ СССР

РУКОВОДСТВО

ПО РАЙОНИРОВАНИЮ

ТЕРРИТОРИИ

ДЛЯ ЦЕЛЕЙ

районной

ПЛАНИРОВКИ

МОСКВА СТРОИИЗДАТ 1978

Рис. I. Методика районирования (на примере Куйбышевской области и Алтайского края) границы:    /    —    области и края; 2 — административных районов;

J — экономических районов, выделенных ранее Институтом географии Академии наук СССР; 4 — современных экономических подрайонов; 5 — разновидностей экономических микрорайонов: ( — отдельных экономических микрорайонов; города с населением: 7 — свыше 1 мая. чел.; * — от 500 тыс. до I млн. чсд.; 9 — от 50 тыс. чел до 500 тыс чел,; другие обозначении:    10    —    важнейшие    железные    дороги; II —

крупные реки; И — озера

При экономическом районировании Куйбышевской области и Алтайского края были использованы экономико-географические характеристики области, края и их отдельных частей, а также сведения по административно-территориальному делению и статистические материалы.

На рис. !,а показано районирование Куйбышевской области, выполненное Институтом географии Академии наук СССР в 1957 г. Тогда были выделены три (1.2. 3) очень крупных внутриобластных района. Для целей районной планировки потребовалось более дробное районирование.

Рис. 1.6 иллюстрирует первый н второй этапы районирования Куйбышевской области для целей районной планировки. На первом этапе были выделены зоны хозяйственного тяготения города Куйбышева (1|). Тольятти (1*), Сызрани (Ь). Правильность их выделения проверена по формуле стереотипа (см. 3.9). На втором этапе выделен нс входящий в зоны хозяйственного тяготения городов, но являющийся территорией интенсивного хозяйственного освоения, специализированный на добыче нефти и природного газа Огради омский экономический микрорайон (II).

На рис. 1,в показан третий этап районирования — разделение оставшейся территории экстенсивного хозяйственного освоения на экономические микрорайоны: Сергиевский (Ш|), Богатовско-Нефтегорский (III*), Южный (III,).

4.25. Исходя из вышеприведенных радиусов расчетная площадь зоны непосредственного тяготения меняется в пределах от 2 до 4 тыс. км1, зоны формирующего влияния —от 5 до 19 тыс. км1, зоны экономического влияния —от 5 до 100 тыс. км*. При выделении экономических микрорайонов «а основе зон хозяйственного тяготения крупнейших, крупных, больших и средних го-

родов следует ориентироваться в соответствии с определением экономического микрорайона (см. п. 2.18) на зоны формирующего влияния. Административные районы. которые входят в зоны формирующего влияния частично, и состав экономических микрорайонов включаются полностью.

4.26. В каждом конкретном случае правильность выделения экономического микрорайона — объекта район-


На рис. 1,* показано районирование Алтайского края, выполненное Институтом географии Академии наук СССР в 1956 г. Тогда были выделены крупные внут-рикрасвые районы (I, 2. 3, 4), по величине близкие к современным экономическим подрайонам (Л. Б, В). За прошедшее время сетка экономических подрайонов Сибири несколько изменилась (см. прил. 2). и сейчас лишь для Горноалтайского экономического подрайона (о) совпадает с сеткой 1956 г. Экономическое микрорайони-рованне Алтайского края проводилось в соответствии с современной сеткой экономических подрайонов.

На рис. \,д отражен первый этап экономического микрорайонировання: выделение зон хозяйственного тяготения Барнаула (!■), Бийска (I*). Рубцовска (Ij). Была проверена правильность выделения экономических микрорайонов по формуле стереотипа (см. 3.9).

На рис. 1,е показан следующий этан районирования —районирование территорий экстенсивного хозяйственного освоения. В массиве из 24 административных районов (III) был сначала выделен тяготеющий к Туркестано-Сибирской железной дороге Алейский экономический микрорайон (III,). К западу от него выделены по тяготению к разным участкам железнодорожных магистралей Кулундинский (III}), Славгородскнй (111»), Каменский (111«) экономические микрорайоны. В отдельный экономический микрорайон (Ills) выделена группа из 5 оставшихся административных районов. Отдельно выделен. как наннональнаи автономия. Горнозлтайский экономический микрорайон (IV).


ной планировки на базе зоны хозяйственного тяготения среднего, большого, крупного или крупнейшего города может быть проверена по формуле стереотипа (см. п 3.9).

4.27. Второй этап работы по районированию области. края или республики — выделение вис зон хозяйственного тяготения крупнейших, крупных, больших передних городов—экономических микрорайонов, представля

ющих специализированные территории. Это прежде всего тс лесопромышленные и нефтегазодобывающие районы, районы орошаемого земледелия и крупного водохозяйст-иснного строительства, курортные районы, которые занимают территории нескольких административных районов. Здесь производственная деятельность ведущей отрасли хозяйства носит строго организованный в территориальном аспекте характер и координируется проиэ-

II



водствсниымн объединениями (леспромхозами, нефтегазодобывающими управлениями, дирекциями оросительных систем и гидроузлов, курортными советами) на площади в несколько тысяч квадратных километров. Выделение подобных районом требует наличия конкретной информации о производственной деятельности н строительстве, а также изучения производственных связей (п. 4 13).

4.28.    Третий этап работы по районированию области, края или республики — районирование территорий экстенсивного хозяйственного освоения (п. 4.3).

Общие контуры этих территорий выявляются после определения экономических микрорайонов, формирующихся в зонах хозяйственного тяготения городов (п. 4.11 —1.26) и на специализированных территориях (п. 4.27).

4.29.    В пределах областей, краев, автономных республик территории экстенсивного хозяйственного освоения могут представлять одиночные относительно изолированные административные районы, компактные массивы, состоящие из нескольких административных районов, и, наконец, пространные зоны, охватывающие большое число административных районов и занимающие значительную. а иногда и большую часть области, края, республики.

4.30.    В тех случаях, когда экстенсивно освоенная в хозяйственном отношении территория представляет одиночный административный район, окруженный со всех сторон территориями интенсивного хозяйственного освоения и границей области, края или республики, возможны три подхода при районировании: а) в тех случаях, когда административный район невелик по своичм размерам (как правило, нс более 10 тыс. км1), он может быть включен в состав соседнего с ним экономического микрорайона, сформированного на территории интенсивного хозяйственного освоения, при условии, что площадь последнего не превысит после этого заметно допустимую (проверка .может быть проверена по стереотипу. см. п. 3.9); б) в тех случаях, когда площадь одиночного административного района превышает 12— 15 тыс. км*, он. как правило, образует отдельный экономический микрорайон; в) в отдельные экономические микрорайоны выделяются и тс сравнительно небольшие (с площадью менее 10 тыс. км5) административные районы, которые не могут по каким-либо причинам быть присоединены к соседним экономическим микрорайонам.

4.31.    Экстенсивно освоенная в хозяйственном отношении территория, представляющая компактный массив (то есть имеющая форму, близкую к окружности или квадрату) с площадью, не превышающей обычные для объекта проекта районной планировки размеры (20 тыс. км1), и включающая нс более шести административных районов, может быть выделена в отдельный экономический микрорайон.

4.32.    В случаях, когда территории относительно экстенсивного хозяйственного освоения представляют пространные зоны, охватывающие свыше шести административных районов, и занимают значительную, а иногда и большую часть области, края или республики, в пределах этих территорий выделяется несколько экономических микрорайонов. Общее количество выделяемых в указанных зонах экономических микрорайонов возможно ориентировочно наметить до начала районирования, исходя из того, что наиболее вероятная площадь экономического микрорайона в европейской части СССР (кроме ее северных районов)—5—10 тыс. км1, а в азиатской части LCCP (кроме густонаселенных районов Средней Азии. Казахстана. Урала и Сибири)—20—

40 тыс. км1. Однако в процессе районирования это количество может подвергнуться уточнению.

4.33.    Основными районообразующими факторами при выделении экономических микрорайонов на больших черриториях экстенсивного хозяйственного освоения являются экономико-географическое положение н хозяйственная специализация.

4.34.    При группиропке отдельных административных районов в экономические микрорайоны па территориях экстенсивного хозяйственного освоения следует принимать во внимание такие виды их экономико-географического положения, как положение относительно транспортных магистралей — железнодорожных, автодорожных и водных; положение относительно областных, краевых и республиканских центров, положение в составе территории области, края или республики.

4.35.    Более всего административных районов может быть объединено в экономические микрорайоны на территориях экстенсивного хозяйственного освоения по степени близости и тяготению их к одним и тем же участкам железных дорог, важных автомобильных дорог, речных путей. Существенным обстоятельством, связующим образом воздействующим на отдельные административные районы, является наличие на этих участках транспортных узлов и перевалочных пунктов, крупных железнодорожных станций, речных пристаней. Однако, важно, чтобы административные районы, объединяемые в один экономический микрорайон по признаку тяготения к транспортной магистрали, были слизаны и с этой магистралью и между собой какими-либо автомобильными дорогами.

4.36.    И тех случаях, когда группа административных районов, ничем на первый взгляд нс связанная, занимает вполне определенное компактное место в составе территории области, края или республики (например, ее северо-восточную часть или какой-либо иной «угол»), она может быть объединена в единый экономический микрорайон по признаку сходства экономико-географического положения. Близость административных районов друг к другу, их соседство, во-первых, как правило, влечет за собой единство проблем их экономического развития, во-вторых, создает вероятность возникновения хозяйственных связей между этими административными районами.

4.37.    Если учета различий в экономико-географическом положении в качестве районообразующего фактора оказывается недостаточно для районирования крупных территорий экстенсивного хозяйственного освоения, то в качестве фактора, объединяющего отдельные административные районы в экономический микрорайон, можно использовать сходство хозяйственной специализации административных районов.

В большинстве случаев речь идет об общих чертах специализации сельского хозяйства. При этом следует нспользонать опыты сельскохозяйственного районирования. выполненные почти для всех областей, крас» и республик.

4.38.    Территории со сходной хозяйственной специализацией. особенно сельскохозяйственной и лесопромышленной. могут занимать очень большие площади, образуя в пределах отдельных областей, краев и республик нашей страны «пояса*, протяжением но многие сотни километров. При разделении таких поясов на экономические микрорайоны следует использовать наличие естественных рубежей (например, зона овцеводства, простирающаяся по обе стороны труднопроходимого горного хребта, должна быть включена в разные экономические микрорайоны).

4.39.    При проведении третьего этапа работ по районированию — районировании территорий относительно


экстенсивного хозяйственного освоения—следует, как правило, идти в том же порядке, в котором в данном Руководстве излагается значение тех или иных райоио-обраэуюших факторов (см. пп. 4.28—4.38).

Примерный порядок выполнения всех этапов районирования—см. рис. I.

4.40. Заключительный этап районирования областей, краев н республик включает оценку разработанной сетки, составление кратких характеристик выделенных экономических микрорайонов и выдачу рекомендаций о порядке н очередности их разработки (см. нрил. 4 и рис. 2, 3).

Рис. 2. Экономические микрорайоны РСФСР. Европейская часть


13



Рис. 3. Экономические микрорайоны РСФСР Ааиатскаа часть

ПРИЛОЖЕНИЕ /•

Продолжение прил. I

Экономические

и

1*

Экономические

ь

о ,

Ц

районы

районы

г

Sv

г*

и

п

и-

х5

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ СССР (ПО ДАННЫМ НА 1.1.1978 г.)

Экономически*

5..

15

Экономические

||

районы

в *

Г

районы

V.

si

*-£ X

53

гИ

II

1. Центральный

486 28.3

Пермская оба.

161

3

Брянская обл.

35

1.5

Снсрдловскаи

обл.

Челябинская

обл.

Удмуртская

АССР

195

4.4

Владимирская

обл.

Инановская

обл.

Калининская

29

24

84

1.5

1.3

1.7

88

42

3.4

1.5

обл.

V. Центрально-

167

7.8

Калужская обл.

30

1

Черноземный

Костромская

обл.

Московская

обл.

Орловская обл. Рязанская обл. Смоленская обл. Тульская обл.

60

47

25 40 50

26

0.8

13,8

0.9

1.4

1.1

1.9

Белгородская

обт.

Воронежская

обл.

Курская обт. Липецкая обл. Тамбовская обл.

27

52

30

24

34

1.3 2.5

1.4 1.2

1.4

Ярославская

36

1,4

обл.

VI. Ссвсро-

355

15.1

II. Севере-

1662

12,9

Кавказский

Западный

Краснодарский

М

4.7

Архангельская

587

1.4

край

Ставрополь-

81

2.4

Вологодская

обл.

Ленинградская

146

1.3

ский край Ростовская обл.

101

4

86

5.9

Дагестанская

АССР

50

1.6

Мурманская

145

0.9

Кабардино-

Балкарская

12

0.7

Новгородская

55

0.7

АССР

Ссвсро-Осетин-

8

0.6

Псковская обл.

Карельская

АССР

55

172

0.9

0.7

ская АССР Чечено-Ингушская АССР

19

1.1

Коми АССР

416

1.1

VII. Поволж-

680

18.9

111. Волго-

263

8.4

ский

Вятский

75

3.7

Астраханская

44

0.9

Горьковская

обт.

114

2.4

обл.

121

1.7

Волгоградская

Кировская обл.

обт.

Марийская

23

0.7

Куйбышевская

54

3

АССР

обт

.Мордовская

26

1

Пензенская обл.

43

1.5

АССР

1.3

Саратовская

100

2.5

Чувашская

18

обт.

37

1.2

АССР

Ульяновская

IV. Уральский

681

15.5

обл.

Башкирская

144

3.8

Курганская

71

1.1

АССР

обл.

Калмыцкая

76

0.3

Оренбургская

обл.

124

2.1

АССР

Татарская

АССР

68

3.3

Житомирская

обт.

30

1.6

VIII. Западно-

2427

12.4

Закарпатская

оЛл

13

1.!

Сибирский

. wWI.

Ивано-Фрап-

14

1.3

Алтайский край

262

2.6

конская обт.

Кемеровская

обл.

95

2.9

Киевская обт. Львовская обт.

29

22

3.9

2.5

Новосибирская

обт.

178

2.6

Ровснская обл. Тернопольская

20

14

и

1,2

Омская обл.

140

1.9

обл.

21

Томская обт.

317

0.8

Хмельницкая

1.6

Тюменская обм.

1435

1.6

обл.

21

32

1.6

1.5

IX. Восточно-Сибирский

4123

8

Черкасская обт.

Черниговская

обт.

Красноярский

2402

3.1

Черновицкая

8

0.9

край

Иркутская обт.

768

2.5

обт.

113

6.9

Читинская обл.

431

1.2

XIII. Южный

Бурятская

351

0.9

Крымская обл.

27

2.1

АССР

Тувинская

171

0.3

Николаевская

обт.

25

1.2

АССР

6216

Одесская обт.

33

2.5

X. Дальневос

6.5

Херсонская

28

1.1

точный

обл.

11риморский край

Хабаровский

край

Амурская обл. Камчатская

166

825

1,9

1.5

XIV. При-балтийский

189

8

Латвийская

64

2,5

364

472

0.9

0.3 I

ССР

Литовская ССР

65

3.3

лЛи

Эстонская ССР

45

1.4

UWI.

Сахалинская

87

0.7

Калининград

15

0.8

обл.

ская обл.

Магаданская

обт.

1199

0.4

XV. Закавказ

187

13.5

Якутская

АССР

3103

0.8

ский

87

5.7

XI. Донецко-

221

20.8

Азербайджанская ССР

Приднепровский

в том числе

Ворошиловград-

27

2.8

районы рес

ская обл.

публиканско

77

5.3

Днепропетров

32

3.6

го подчинения

ская обл.

Нахичсваисхая

6

0.2

Донецкая обт.

26

5.1

АССР

0.2

Запорожская

27

1.9

Иагорно-Кара-

4

обл.

бэхекая авто

Кировоград

25

1.3

номная обтасть

30

2.8

ская обл.

Армянская ССР

Полтавская

29

1.7

Грузинская

70

5

обт.

ССР

Сумская обт.

24

1.4

в том числе

Харьковская

31

3

районы рсс-

обл.

пубтнканско-го подчине

54

XII. Юго-

270

21,4

ния

4

Западный

Абхазская

АССР

9

0.5

Винницкая обл.

26

2.1

Аджарская

3

0.4

Волынская обл.

20

1

АССР

15


УДК 711.*


Рекомендовано к изданию решением научно-технического совета ЦНИИП градостроительства.

Руководство по районированию территории для целей районной планировки. /Центр, пауч.-исслед. и проектный ин-т по градостроительству Госгражданстроя. — М.: Стройнз-дат. 1978.—64 с.

В настоящем Руководстве даны рекомендации по проведению районирования областей. краев и республик для целей районной планировки. Излагаются основные положения научной теории дробного экономического районирования, критерии,- этапы и приемы районирования, принципы использования опыта районировании, содержащегося в экономико-географических работах. Большое внимание уделено взаимосвязи и преемственности районирования для целей районной планировки с внутриобластным, впутрикрае-вым. внутрирсспубликаиским районированием, которое служит интересам самых различных отраслей народного хозяйства.

Руководство составлено ЦНИИП градостроительства (канд географ, наук Е. Е Лей-зерович).

© Стройинат, 1978

инстру*т..иор|-вт > |, ,Ы(| _ и_

Р <й7<01)-7»

1. ЗАДАЧА РАЙОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ

районной планировки

1.1.    Основными объектами для разработки схем районной планировки в соответствии с Инструкцией по составлению схем и проектов районной планировки (СН 446-72) являются края, области, автономные республики и те союзные республики нашей страны, которые не имеют областного деления. Донусхается разработка схем районной планировки на группу областей, связанных общностью хозяйственной специализации, проблем перспективного развития и единством систем расселения. В случае если территория края, области, автономной республики превышает 0J5 мли. км1, рекомендуется составлять схемы районной планировки на часть территории, характеризующуюся общностью природно-экономических условий

1.2.    В качестве объекта для разработки второго этапа районной планировки — проектов районной планировки — устанавливается часть территории области, края, автономной республики, союзной республики (нс имеющей областного деления), обладающая единством проблем планировочной организации и общностью хозяйственных связей.

Границы территории, подлежащей включению в проект районной планировки, устанавливаются с учетом административных границ. Таким образом, объектами второго этапа работ по районной планировке могут быть как группы из нескольких административных районов, так н отдельные административные районы.

1.3.    Территории, находящиеся в ведении городских Советов городов республиканского, краевого, областного и окружного подчинения, нс входят в административные районы и вместе с тем в ряде случаев весьма значительны. Следует рассматривать такие территории в качестве самостоятельных единиц наряду с административными районами и вводить их в состав районов — объектов проектов районной планировки

1.4.    Перечень видов районов, которые могут быть объектами районной планировки, включает в настоящее время наряду с территориями, гранииы которых определены административным делением страны (союзные и автономные республики, края, области, административные районы!, территории, гранииы которых административным делением пока не установлены (группы административных районов).

1.5.    Включение в число объектов районной планировки территорий, гранииы которых законодательно не закреплены, отражает опыт районной планировки. Этот опыт показал, что в тех случаях, когда объектами районной планировки являются территории, прилегающие к большим городам, районы формирования крупных промышленных комплексов, крупные курортные районы, группы месторождений полезных ископаемых, решение основных задач районной планировки требует выхода за границы отдельных административных районов.

Это требование отражает объективные процессы формирования внутриобластных, онутрикраёвых. внутри-республиканских районов (экономических микрорайонов) в составе групп административных районов, включая примыкающие территории городов республиканского, краевого, областного и окружного подчинения.

1.6.    Объективные процессы формирования внутриобластных. инутрнкрасвы.х, инутрнрсспубликански.х районов (экономических микрорайонов) вскрываются к исследуются разделом экономико-географической науки, иосяшим название экономического районирования (подраздел «дробное экономическое районирование»). Поэто

му изложению методики районирования территории для целей районной планировки должно предшествовать краткое изложение основных положений теории дробного экономического районирования.

2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ДРОБНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

районирования как научной базы

РАЙОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАЙОННОЙ ПЛАНИРОВКИ

2.1.    Для целен территориального плакирования и проектирования наша страна разделена на 18 экономических районов. Отдельно выделяется Молдавская ССР. Каждый экономический район объединяет несколько административных единиц—областей, краев, автономных республик, а н трех случаях (Закавказский. Прибалтийский и Среднеазиатский экономические районы) включает в свой состав союзные республики (см. прил. 1). Таким образом, области, края, автономные республики, отдельные союзные республики представляют как бы подрайоны тех экономических районов, в состав которых они входят

2.2.    Отдельные области, края, автономные республики очень заметно отличаются друг от друга по величине территории, численности населения, экономическому потенциалу. Во многих экономических районах СССР имеют место столь сильные различия между входящими а них областями, краями и республиками по перечисленным выше пока отелям, что эти области, края и республики лишь формально можно считать единицами одного таксономического ранга.

2.3.    Заметные различия в величине территории отдельных областей, краев и республик препятствуют выполнению всех схем районной планировки в том относительно узком диапазоне масштабов, который предусмотрен СП 446-72. то есть от I : 100 ООО до 1 :300 ООО В значительном числе случаев приходится эти схемы выполнять п более мелких масштабах — 1 : 500 000 или даже I : 1 000 000. а в небольшом числе случаев — в более крупных, обычно I : 50 000.

2.4.    Учитывая то обстоятельство, что в пределах многих экономических районов области, края и республики не представляют собой единицы одного таксономического ранга, экономико-географическая наука практикует (разработку таких сетох районирования внутри экономических районов, в которых выделяются экономические подрайоны, более адекватные друг другу’ ПО основным параметрам, чем области, края и республики

2.5.    Экономические подрайоны — это территории, имеющие:

а)    однозначные предпосылки для развития в виде относительного сходства природных условий и ресурсов и экономико-географического положения;

б)    достаточно выраженную наролнохоэяйствсииую специализацию, в одних случаях совпадающую со специализацией всего экономического района, а в других случаях дополняющую эту специализацию; как правило, промышленная специализация экономического подрайона представлена группами производственных предприятий, размещающихся в разных городах подрайона;

в)    много городов и населенных пунктов (площадок), что лает возможность рассматривать в пределах экономического подрайона варианты размещения отдельных производств.

2.6.    Для экономических подрайонов характерно формирование « их границах территориально-производст-


3

пенных комплексов, представляющих такое экономическое взаимообусловленное сочетание предприятий, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного планового подбора предприятий в соответствии с природными и экономическими условиями района, его транспортным и экономике географическим положением.

Территориально-производственные комплексы образуются прежде всего путем правильного комбинирования промышленных и сельскохозяйственных предприятий, включая их научно-производственные подразделения, а также соответствующей организации транспорта и энергетики.

Формирование территориально-производственных комплексов создает возможность получения дополнительно эффекта в сфере производства в результате более полного и правильного использования природного и вторичного сырья на всех стадиях его переработки, сокращения транспортных расходов, складских и иных потерь при перемещении сырья или полупродукта в процессе производства, более синхронной работы предприятий. позволяющей рационально использовать их оборотные средства и основные фонды, н т. п.

2.7.    В перспективе необходим переход на разработку схем районной планировки по экономическим подрайонам. Это несколько увеличит количество выполняемых работ, однако, во-первых, позволит осуществлять их в масштабах, предусмотренных СН 446-72. и тем самым сделать их более соответствующими целям и задачам схем районной планировки; во-вторых, позволит возложить на схемы районной планировки дополнительно функции важного звена в проектировании территориально-производственных комплексов.

2.8.    При выполнении схем районной планировки на экономические подрайоны следует учитывать возможность трех случаев сочетания границ экономических подрайонов с границами областей, краев и республик (см. прил. 2):

а)    полное совпадение этих границ;

б)    охват экономическим подрайоном части области, края, республики;

в)    включение в экономический подрайон частей различных областей, краев и республик.

2.9.    При полном совпадении границ экономических подрайонов с границами областей или автономных республик (судя по прил. 2. в РСФСР это имеет место в 31 случае из 71) схема районной планировки должна выполняться на область или автономную республику.

2.10.    В тех случаях, когда экономические подрайоны охватывают лишь части областей, краев или республик, и в тех. когда экономические подрайоны включают части различных областей, краев и республик, необходимо разрабатывать специальные дополнения к схеме районной планировки, содержащие сводные технико-экоиомн-чеекке показатели для отдельных областей, краев и республик.

2.11.    Экономико-географическая наука нс ограничивается разделением экономических районов (макрорайонов. или районов первого ранга) на экономические подрайоны (мезорайоны. или районы второго ранга). В границах последних выделяются экономические микрорайоны. нлн районы третьего ранга. Раздел дробного экономического районирования, относящийся к выделению и характеристике экономических микрорайонов, называется экономическим микрорайонированием.

2.12.    Как правило, экономические микрорайоны состоят из нескольких административных районов, включают в себя также несколько городских поселений и представляют собой внутриобластные, внутрикраевыс или виутриреспубликанские районы. При совпадении границ экономических подрайонов с границами областей.

краев и автономных республик деление подрайонов на экономические микрорайоны совпадает с внутриобластным. внутрикраевым или внутриреспубликанским районированием. Однако в тех наиболее обширных по площади областях, краях и республиках, которые включают в свой состав несколько экономических подрайонов (см. прил. 2), районирование разбивается на два этапа. Сначала выделяются экономические подрайоны, а затем в границах этих экономических подрайонов — экономические микрорайоны. Для таких областей, краев и республик внутриобластное (виутрикраевое, внутрнреспубли-канское) районирование и экономическое мнкрорайони-рование не совпадают.

2.13.    Территориальные группировки производств, развивающиеся в рамках экономических микрорайонов, представляют, как правило, относительно элементарные производственные системы. Они, как и территориально-производственные комплексы экономических районов и подрайонов, формируются под влиянием природных, экономических, трудовых ресурсов территории, ее экономико-географического положения, места в общесоюзной системе географического разделения труда. Однако если для экономических районов и большинства экономических подрайонов характерно наличие более или менее замкнутой (с учетом экономически целесообразной специализации) системы производства с рациональной сбалансированностью производства и потребления основных продуктов, то большинство экономических микрорайонов такой системы нс имеет.

2.14.    С другой стороны, в границах экономических микрорайонов, в силу того что их площади невелики, может себя проявить так называемое планировочное взаимодействие отдельных частей территории.

Планировочное взаимодействие возникает тогда, когда происходит формирование системы населенных мест вокруг достаточно выраженного центра, начинается процесс территориального и функционального сближения этих населенных мест, развивается есть дорог, обслуживающих ежедневные и еженедельные поездки жителей, а также есть мест массового отдыха населения. Планировочное взаимодействие, достаточно активно проявляющееся лишь на сравнительно малых территориях, создает объективную основу территориальной организации экономического микрорайона, ведет к формированию его планировочной структуры.

2.15.    Наличие в экономическом микрорайоне небольшого числа городов (нередко одного города) и немногих важных звеньев транспортной сети приводит к срапни-тельно жесткой ориентации всего хозяйства на эти элементы территориально-организационной структуры. Такая ориентация проявляется как в тяготении (в направленности экономических связей) к центру района и его основным транспортным магистралям, так и в концентрации (размещении) в центре и вдоль М31исчралсй значительной части хозяйства и населения.

2.16.    Каждый экономический микрорайон обладает определенной производственной специализацией. Однако во многих экономических микрорайонах такая специализация зеецело определяется специализацией хозяйства города-центра. Важнейшим райопообразующим началом в этих случаях выступает само наличие города-центра, а специализация района приобретает значение лишь индивидуализирующей характеристики. У большинства экономических микрорайонов, расположенных вне зон хозяйственного тяготения городов, различия в специализации с прилегающими территориями невелики и также не могут служить районообразующим фактором. Лишь для тех экономических микрорайонов, хозяйство которых отличается заметным своеобразием от хозяйства соседних экономических микрорайонов, специализация как таковая играет роль районообразующего фактора.


2.17.    Если роль производственной специализации при выделении экономических микрорайонов значительно скромнее, чем при выделении экономических районов и экономических подрайонов, то. с другой стороны, заметно возрастает при этом районообразующее значение расселения, инфраструктуры, производственных и непроизводственных связей. Система расселения и транспортно-товарораспределительные связи могут объединить в один экономический микрорайон территории с разной хозяйственной специализацией.

2.18.    Подводя итоги, следует определить экономический микрорайон как территориальную группировку промышленных и транспортных узлов, сельскохозяйственных. лесопромышленных, курортных и иных местностей, в пределах которой имеется тенденция к формированию целостной системы населенных мест, связанную воедино как экономическим (хозяйственное тяготение и часть производственных связей), так н территориальным или планировочным (единая сеть дорог, некоторых инженерных коммуникаций, мест отдыха, местная строительная база) взаимодействием.

Поскольку правильная территориальная группировка производств, формирование целостной системы населенных мест, создание планировочного единства являются основными задачами районной планировки, экономические микрорайоны могут и должны представлять собой объекты районной планировки, ее второго этапа — проектов районной планировки.

2.19.    Наиболее полный и развернутый опыт экономического микрорайонирования территории СССР принадлежит Институту географии Академии наук СССР н опубликован в географических характеристиках отдельных республик и экономических районов СССР.

Экономическим мнкрорайоннропаннем было в этих работах охвачено 9-1% территории СССР и выделен 481 экономический микрорайон, средняя величина которых определилась в 16 тыс. км*. Более двух третей выделенных экономических микрорайонов имели размеры нс ме

нее 4 II нс более 25 тыс. кос*. Лишь в густонаселенных центральных и южных районах РСФСР выделялись небольшие экономические микрорайоны площадью 2— 3 тыс. км*, а на малонаселенных, слабоосвоенных горных, таежных, и тундровых северных и восточных территориях их площадь нередко превышала 50 тыс. км*. Таким образом, и по размерам территории большинство выделяемых географами экономических микрорайонов оказываются именно такими, для которых, судя по опыту, можно разрабатывать конкретные решения по взаимоувязанному комплексному размещению объектов народного хозяйства, расселению населения, инженерному оборудованию и планировочной организации проектируемой территории, т. е. выполнять основные задачи проектов районной планировки в предусмотренных масштабах.

2.20.    Экономические микрорайоны, сформировавшиеся или формирующиеся, существенно отличаются размерами. экономико-географическим положением, характером н уровнем заселения и хозяйственного освоения, произволегвенной специализацией, планировочной структурой. Отличия эти сказываются на критериях выделения экономических микрорайонов разных типов, в том числе и в целях районной планировки.

2.21.    В основе типологии экономических микрорайонов лежит представление о функциональных и узловых районах. Функциональными районами называются такие специализированные части территории, каждая из которых используется или предназначена для определенного вида или набора видов хозяйственной деятельности. Районы узловые — это такие, которые формируются на основе тяготения определенной территории к городам-центрам или на основе взаимного тяготения отдельных городов, территорий, групп производств.

Каждый экономический микрорайон формируется в какой-то степени как функциональный н в какой-то степени как узловой. Это обстоятельство отразилось в типологии экономических микрорайонов (см. таблицу).

Тип экономического михрораЛопа

Функциональная характеристика

Узловая характеристика

I. С выборочным хозяйственным ос-поением, нацеленным на использование природных ресурсов, очаговым расселением, пониженной плотностью населения (общая плотность населения. как правило, не превышает 10 чел. на 1 км*, а плотность сельского населения «иже 5 чел. на I км*)

1.    Территории с экстенсивным сельским хозяйством.

2.    Территории лесопромышленные и лесопромысловые, с очагами сельского хозяйства.

3.    Территории с развитием промышленных производств, использующих ископаемое сырье, и очагами сельского хозяйства

Городская сеть может быть представлена поселками и городами различной величины: малыми, средними, большими, однако административные районы нс связаны друг с другом

II. С равномерным хозяйственным (чаще сельскохозяйственным) освоением и расселением

Сельскохозяйственно-промышленные территории. Промышленные пункты и небольшие промышленные узлы специализированы, как правило, на переработке местного сельскохозяйственного сырья

Городская сеть может быть представлена одним или несколькими малыми городами, средним городом, поселками городского типа. Административные районы мало связаны друг с другом. Однако в ряде случаев уже выявляется малый или средний город, претендующий на то, чтобы в перспективе стать объединяющим центром экономического микрорайона

5



2.22.    Для каждого из выделенных типов экономических микрорайонов характерно различное соотношение между воздействием на процесс районообразования хозяйственной специализации (ведущего районоформирующего фактора для функциональных районов) и хозяйственного тяготения (ведущего ранинифирмирующего фактора для узловых районов).

2.23.    Районы типа 1 (см. таблицу) — территории с экстенсивным развитием, в основном ресурсные. Здесь иногда более существенное значение для районирования имеют различия в предпосылках специализации, прежде всего природных условиях и ресурсах, чем различия п существующей хозяйственной специализации. Для некоторых из этих районов, особенно расположенных в горах или вблизи гор, у больших рек. на важное место при районировании выступает учет природных рубежей. Функциональные факторы преобладают над узловыми.

2.24.    Экономические микрорайоны типа II (см. таблицу) — преимущественно сельскохозяйственные, и основу нх выделения составляют обычно различия ® производственной специализации сельского хозяйства. Сеть городов и поселков здесь представлена небольшими поселениями. не влияющими решающим образом на общую территориальную структуру. Функциональные факторы преобладают над узловыми.

2.25.    В районах, типа III (ем. таблицу) основными при районировании являются факторы узловые. Каждый областной, краевой, республиканский центр создает вместе с окружением экономический микрорайон независимо от того, какую эти города имеют производственную специализацию. Здесь главное значение имеет не факт специализации промышленности, а факт се концентрации. В равной мере, хотя и в несколько меньшей степени, сказанное относится к крупным, большим и средним городам, не являющимся центрами областей, краев и республик Таким образом, производственный профиль —«функциональная характеристика» — выступает в экономических микрорайонах типа 111 лишь как дополнительная черта.

2.26.    Экономические микрорайоны типа IV (см. таб

лицу) представляют интенсивно развитые в хозяйственном отношении, заметно специализированные, иногда во всесоюзном масштабе, части областей, краев или республик. Большая часть экономических микрорайонов этого типа образовалась вокруг городов с населением свыше 500 тыс. чел. и часто включает и себя целые ipyu-пи больших и средних городов, расположенных в окружении большого числа поселков городского типа.

2.27.    Экономические микрорайоны типа IV особенно заметно различаются между собой. В тех из них, которые относятся к подтипам IV (2) и IV (3) функциональные признаки при районировании преобладают над узловыми. Их границы более соответствуют территориальному распространению промышленной или курортной деятельности, чем хозяйственному тяготению городор-центров. В микрорайонах подтипа IV( 1) границы в большей степени формируются пол влиянием хозяйственного тяготения к крупному и сверхкрупному городу, то есть «узлового» признака.

2.28.    Масштабы развития промышленного производства в микрорайонах подтипов IV (1) и IV (2) столь значительны. что производственные связи получают здесь качественно иное развитие, чем в экономических микрорайонах других типов. Эти связи доминируют в качестве районоформирующнх над непроизводственными связями. Здесь идет заметный процесс формирования территориально-производственного комплекса. По экономическому потенциалу экономические микрорайоны подтипов IV (1) и IV (2) близки к экономическим подрайонам. Поэтому на их долю приходится большая часть населения и промышленного производства в тех экономических подрайонах, в состав которых они входят.

2.29.    В процессе развития экономические микрорайоны эволюционируют из одного типа п другой. Имеет это место, главным образом, за счет роста городов. Появление на территории экономического микрорайона типа II большого города ведет, как правило, к тому, что городское .население начинает здесь преобладать «ад сельским, и происходит трансформация этого экономического микрорайона в тип III. Если один из городоп. расположенных на территории экономическо-

Продолжение

Тип экономического микрорайона

Функциональная характеристика

Узловая характеристик»

III. С интенсивным хозяйством и при-центровым расселением

Промышленно-сельскохозяйственные, промышленные и курортные территории. Наряду с отраслями промышленности. перерабатывающими местное минеральное и сельскохозяйственное сырье, значительное развитие приобретает перерабатывающая промышленность. не связанная с местной сырьевой базой. Сельское хозяйство частично ориентировано на снабжение местного городского населения

Имеется крупный, большой или средний город-центр, распространяющий свое непосредственное влияние на прилегающие административные районы. В небольшом числе, случаев функции города-центра поделены между двумя большими или средними городами, в курортных районах и индустриальных областях их часто выполняет малый город

IV. С интенсивным хозяйством и расселением в форме алгомерации

I. Крупнейшие районы обрабатывающей промышленности с развитием в ряде случаев добывающей промышленности.

2 Крупные районы топливодобывающей или металлургической промышленности.

3. Крупные курортные районы. Сельское хозяйство во всех случаях имеет преимущественно пригородное направление

Имеется город с населением свыше 500 тыс. чел., доминирующий над прилегающими административными районами, и идет формирование агломерации. Сфера трудовых поездок населения распространяется почти на всю территорию экономического микрорайона


6



го микрорайона тина III, переходит в разряд крупнейших, то это влечет за собой переход этого эхономического микрорайона в тип IV. Возможны и некоторые другие случаи.

3. ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МИКРОРАЙОНОВ

в районной планировке

3.1.    С точки зрения теоретической определение границ районов-объектов районной планировки нс имеет задач, противоречащих целям, стоящим перед дробным экономический районированием территории, и поэтому сетки планировочного и экономического районирования территории не должны противопоставляться друг другу. Планировочные районы нс могут рассматриваться вис сетки экономического районирования территории.

3.2.    Практика районной планировки также подтверждает наличие связи между дробным экономическим районированием и планировочным районированием. Сравнение опытов сплошного районирования территории 28 областей, краев н автономных республик, выполненных в схемах районной планировки, с районированием этих же областей, краев и автономных республик, содержащимся в экономико-географических работах, показало, что по количеству выделенных районов сетки совпадают в 11 случаях, малые различия имелись в 7 случаях, заметные различия — в <10 случаях. Таким образом, расхождения были не более значительными, чем при районировании одной и той же территории разными исследователями.

Статистическая проверка с помощью критерия согласия подтвердила гипотезу о соответствии распределения относительной рядности двух рядов (в данном случае результатов районирования) нормальному закону распределении. 13 связи с этим можно утверждать. ЧТО расхождения между сравниваемыми опытами районирования носят случайный характер.

3.3.    Выделение районов — объектов проектов районной плшжровки, соглаоно СН 446-72, производится при разработке схем районной планировки. При этом возможно: а) использовать сстхи внутриобластного, внутри-краевого. внутрирсслублнканского районирования, разработанные ранее; б) заново разрабатывать сетки внутриобластного. внутрикрасвого. внутрирсснубликанского районирования. Во многих случаях для части территории области, края или республики используется ранее разработанная сетка районов, а другая часть территории районируется заново.

3.4.    В тех случаях, когда сетка внутриобластного, внутрикрасвого, внутрирсспуб-шканского районирования разрабатывается заново, следует воспользоваться рекомендациями. содержащимися в разделе 4 настоящего Руководства.

3.5.    В тех случаях, когда применяются сетки, ранее разработанные и опубликованные в экономико-географической литературе, следует иметь в виду, что в проектной практике использование таких сеток в качестве основы для выделения групп административных районов — объектов проектов районной планировки, возможно лишь с некоторыми уточнениями.

3.6.    Объекты проектов районной планировки следует выделять только в границах, строго соответствующих действующему административному делению, что оговорено СН 446-72. Если в перспективе будет иметь место создание специальных органов по реализации районной планировки, то станет возможным и целесообразным частичный отход от административных грании.

3.7.    Следует избегать того, чтобы территории экономических микрорайонов, выделенных для целей районной планировки, превышали 30—40 тыс. км*, так как это вызывает трудности методического и технического ха

рактера для разработки проектов районной планировки в масштабах 1:25 000—1:50 000, предусмотренных СН 446 72.

В основном эти трудности заключаются в следующем:

а)    при площади объекта проектирования свыше 30—40 тыс. км* расходы на выполнение работы в масштабе 1 : 25000—1 :50 000 не укладываются в типовые сметы;

б) выполнение в масштабах 1 :25 000—1 : 50 000 проекта районной планировки на территорию более 30— 40 тыс. км* вызывает необходимость разработки настолько крупных по размерам чертежей, что возникает проблема их демонстрации, транспортировки и хранения.

Вместе с тем переход на масштабы мельче, чем 1 :50 000. очень затрудняет показ на основных графических материалах проекта районной плакировки (плане современного использования территории, схеме комплексной оценки территории, проехтмом плане, схеме первой очереди строительства) элементов современного и перспективного использования территории в планировочных очертаниях и измерение площадей, занимаемых этими элементами.

3.8.    При использовании ранее опубликованных опытов дробного районирования необходимо учитывать, что во многих частях страны развитие хозяйства, рост городов, строительство дорог идут быстрыми темпами и это заметно отражается па процессах формирования конкретных экономических микрорайонов, требует уточнения их границ.

3.9.    Поскольку наиболее массовый и ответственный вид проектов районной планировки групп административных районов представляют проекты районной планировки территорий, прилегающих к областным, краевым, республиканским центрам, а также другим крупным и большим городам, целесообразно определять соотвстст вис выделенных в опубликованных работах внутриобластных, внутрикрасвых и внутриреспубликанеких районов такого типа требованиям районной планировки. Для этого может быть рекомендовано использование формулы стереотипа (разработана А. И. Ззковым) S«

г°.6

= 10.35~^з-, где S—расчетная площадь района, тыс. км*.

Р '

Г — численность населения главного города, тыс. чел.. Р— плотность населения, чет. на 1 км*. Для практического расчета нужно выражение прологарифмировать: lg 5—1.05+0.6 !g Г — 0,83 lg р. Расчетную площадь следует сравнить с установленной ранее площадью и при расхождении в ту или иную сторону, превышающем 20—30%. необходимо соответственно уменьшить или увеличить площадь района — объекта районной планировки.

3.10.    Экономические микрорайоны на территории пашей страны заметно отличаются по площади, хозяйственному потенциалу, населению, плотности населения, количеству городов и поселков (см. 2.21). Различаются они также по интенсивности связей между отдельными административными районами, которая зависит во многом от величины главного города экономического микрорайона. Есть среди экономических микрорайонов такие, в которых нет города-центра, и связи между отдельными административными районами слабы. Единство таких экономических микрорайонов представляется условным, связанным лишь со сходством экономико-географического положения отдельных частей. Наконец, есть среди экономических микрорайонов такие, н состав которых входит только один (но обычно очень большой по площади) административный район. Разнообразие экономических микрорайонов вызывает необходимость применения различных путей организации работ по их районной планировке.


3.11.    В настоящее время достаточно апробированы м могут быть рекомендованы четыре варианта организации разработки проектов районной планировки:

а)    на один отдельный административный район;

б)    на группу административных [районов, причем основными объектами проектирования являются отдельные административные районы, но решение тех вопросов районной планировки, которые затрагивают интересы смежных районов, выносится на так называемые увдзочиые чертежи и соответствующим образом отражается в пояснительных записках, составляемых для каждого района в отдельности;

в)    на группу административных районов, причем сводная пояснительная записка и вое основные чертежи составляются для всей группы административных районов, а затем на их основе выполняются пояснительные записки и проектные планы для отдельных административных районов, входящих в группу;

г)    в два этапа: сначала на группу административных районов, а затем на каждый из административных районов, входящих п группу.

3.12.    Имея перед собой выполненную ранее сетку экономических микрорайонов или осуществив разработку этой ссткн в составе схемы районной планировки, возможно решить, каким из четырех перечисленных вариантов организовать разработку проектов районной планировки в разных частях рассматриваемой области, республики, края.

В качестве наиболее общей рекомендации следует предложить идти по первому из перечисленных в п. 3.11 оариантов для экономических микрорайонов I типа (см. п. 2.21). по второму варианту —для экономических микрорайонов типа II, по третьему варианту—для экономических микрорайонов типа III. по четвертому варианту—для экономических микрорайонов типа IV.

3.13.    Необходимо иметь и виду, что решение о том, по какому варианту организовать разработку проектом районной планировки, может быть уточнено на основании изучения конкретных условий и обстоятельств. При этом возможно руководствоваться характеристиками экономических микрорайонов, приведенными н прил. 4.

4. КРИТЕРИИ, ЭТАПЫ И ПРИЕМЫ РАЙОНИРОВАНИЯ

4.1.    Во многих случаях требуется осуществить заново районирование территории области, края, республики для-целей районной планировки. При этом необходимо воспользоваться наиболее разработанными критериями выделения экономических микрорайонов.

4.2.    Прежде всего следует иметь в виду, что территория .районов — объектов проектов районной планировки. как правило, должна составлять от 5 до 20 тыс. км*. В горных, пустынных, таежных и других слабонаселен-ных районах она может достигать, а в ряде случаев даже превышать 30—40 тыс. км*. В состав таких районов в большинстве случаев входит либо от двух до шести административных районов, либо один-два города республиканского. краевого, областногоподчмнения и от одного до шести административных ра'йонов.

4.3.    Формирование экономических микрорайонов — объектов районной планировки — происходит как на территориях интенсивного хозяйственного освоения, для которых характерна относительно высохая плотность населения, наличие крупнейших, крупных, больших и средних городов — промышленных узлов, преобладание городского населения над сельским, так и на территориях экстенсивного хозяйственного освоения, имеющих относительно низкую плотность населения, преобладание сельского населения над городским, редкую сеть город

ских поселений, в которой в исключительных случаях можно обнаружить большие города и примерно только d одном случае из четырех — средине города.

4.4.    Для территорий интенсивного хозяйственного освоения основные райоиообраэующис факторы — это наличие города — межрайонного, культурно-хозяйственного центра с населением свыше 50 тыс. жителей, имеющего интенсивные культурно-бытовые, а в ряде случаев и трудовые связи с окружающими его населенными пунктами, а также наличие или формирование группы производств, размешенной в нескольких населенных пунктах, но тесно связанной технологическим комбинированием или хозяйственным кооперированием отдельных предприятий.

Выбор того или иного фактора в качестве важнейшего районообраэующего определяется конкретной характеристикой территории (тип производственной специализации, особенности локализации производства, степень развития города-центра и т. д.).

4.5.    Города с населением свыше 50 тыс. чел., как правило, формируют с близлежащими городскими и сельскими поселениями локальные илн групповые системы расселения, представляющие основу для образования многих экономических микрорайонов. Ориентировочные перечни этих систем содержатся в региональных схемах расселения. Вместе с том. тс из городов с населением свыше 50 тыс. жителей, которые находятся в близком соседстве (в зоне полуторачасовой доступности) с более крупными городами, своих локальных систем расселения нс образуют и их наличие «е представляет районообра-зукмцого фактора.

4.6.    Наличие или формирование группы производств (как однородных, так н относящихся к разным отраслям). тесно связанных технологическим комбинированием ми хозяйственным кооперированием предприятий и размещенных в нескольких вблизи расположенных населенных пунктах, является важным райоиообраэующим фактором, как в тех случаях, когда эти производства размещены в крупных, больших и средних городах, так и в тех случаях, когда эти производства размешены в малых городах и поселках городского типа. В первом случае возможно объединение в один экономический микрорайон двух или более городов, создающих свои локальные системы расселения.

4.7.    Для территорий экстенсионого хозяйственного освоения основным районообраэующим фактором является однородность их экономико-географического положения или хозяйственной специализации. Однако, при районировании таких территорий пространства, имеющие одинаковое экономико-географическое положение или хозяйственную специализацию, относятся к разным экономическим микрорайонам в тех случаях, когда они расчленяются значительными природными рубежами: горными хребтами, озерами, большими реками

4.5. Дополнительным районообраэующим фактором для территорий как интенсивного, так и экстенсивного хозяйственного освоения является четко выраженная эконом ико-географическа я специфика.

4.9.    При определении границ районов нового про мышленного или сельскохозяйственного оспоепия. формирующихся на базе разрабатываемых крупных месторождений полезных ископаемых или интенсивного сельского хозяйства, наряду с факторами, перечисленными выше, следует учитывать размеры и пространственную конфигурацию сырьевой базы.

4.10.    На основе приведенных выше (пп. 4.2—4.9) основных критериев следует осуществлять разработку сетки экономических микрорайонов для целей районной планировки (см., например, прил. 3). Эта работа разделяется на ряд последовательных этапов.

4.11.    Первый этап — выделение зон хозяйственного

8



тяготения крупнейших, крупных, больших и средних городов. Эти зоны формируют большую часть экономических микрорайонов в районах интенсивного хозяйственного освоения.

4.12.    Зоны хозяйственного тяготения городов представляют собой территории, с которыми город связан через систему центров: районных, совхозных, колхозных. При этом близкие к городу поселения общаются с ним непосредственно — в первую очередь и лишь во вторую очередь — через местные центры, а более отдаленные поселения — наоборот. Виды связей, которые могут осуществляться между городом-центром и прилегающей территорией, чрезвычайно разнообразны. Основные из них.— перемещения грузов (грузопотоки), перемещения людей (пассажиропотоки), обмен информацией.

4.13. 'Перемещения грузов (грузопотоки) — это связи производственные, заготовительные н товарораспределительные:

а)    связи между промышленными предприятиями — по основному производству, по поставке древесины, топлива, электроэнергии, воды, местпого промышленного сырья и полуфабрикатов, строительных материалов н

т. д.;

б)    связи между сельским хозяйством и промышленностью — поставки сельскохозяйственного сырья на промышленную переработку, поставки сельскому хозяйству строительных материалов, сельскохозяйственной техники, удобрений;

в)    заготовка, поставка местным потребителям и сбор для вывоза за пределы области сельскохозяйственной продукции и вторичного сырья;

г)    вывоз сельскохозяйственной продукции па местные рынки;

л) распределение промышленного сырья, поступающего из-за пределов области;

е) распределение различного рода товаров для производства и населения, поступающих из-за пределов области. — нефтепродуктов, природного газа, электроэнергии. воды. муки. дров, угля, удобрений, сельскохозяйственной техники, предметов широкого потребления.

4.14.    Грузопотоки имеют важное :(а во многих случаях решающее) значение в формировании зон хозяйственного тяготения городов, особенно средних и больших городов. Однако выявление их представляется делом достаточно сложным, поскольку транспортная статистика грузовых перевозок (особенно автомобильных) нс отражает достаточно полно складывающуюся картину. Следует рекомендовать сбор сведений о грузопотоках по крупнейшим грузообразующнм промышленным предприятиям, совхозам, колхозам, учреждениям системы материально-технического снабжения.

4.15.    Перемещения людей (пассажиропотоки) пклю-чают в себя: трудовые и культурно-бытовые поездки, ежедневные н периодические (поездки на работу и учебу. культурно-бытовые поездки, поездки на кратковременный отдых); трудовые и культурно-бытовые поездки эпизодические (поездки на сезонные работы, служебные командировки, поездки па- учебные и научные сессии, спортивные соревнования, хультурпо-быговыс поездки, поездки на длительный отдых), устойчивые процессы обмена населением между городом-центром и прилегающими территориями

4.16.    Пассажиропотоки имеют важное значение в формировании зон хозяйственного тяготения городов, а при формировании зон хозяйственного тяготения крупнейших городов они выдвигаются на первый план. Выявление размеров отдельных видов пассажиропотоков •может быть осуществлено лишь путем специальных обследований. Однако совокупная нс дифференцированная по целям картина перемещения людей в зонах хозяйственного тяготения городов выявляется относительно

просто на основании материалов транспортной стати-стихи.

4.17.    Обмен информацией включает культурные связи (выезды театров, кинопередвижек, творческих коллективов. лекторов; снабжение кинофильмами и комплектование библиотек; доставку газет и журналов; ретрансляцию н трансляцию радио- и телевизионных пере-дач) и деловые связи (деловые телефонные разговоры, доставка деловых писем, бандеролей, телеграмм).

4.18.    Обмен информацией представляет собой важный вид связей, во многих отношениях заменяющий необходимость прямого перемещения людей в целях непосредственного контакта. С развитием техники роль этого вида связей непрерывно возрастает, в том числе и как фактора формирования зон хозяйственного тяготения.

4.19.    Каждый из перечисленных видов связей по-разному детерминирован с территорией, однако наблюдается известное совпадение пространственных поясов распространения отдельных видов связей. Это совпадение представляет объективную основу для выделения в составе зон хозяйственного тяготения трех концентрических поясов-зон: непосредственного тяготения, формирующего влияния и экономического влияния.

4.20.    Особенностью зоны непосредственного тяготения (или пригородной) являются массовые поездки населения на работу в город Развиваются и встречные поездки на работу из города. Это стимулирует создание в этой зоне филиалов городских предприятий типа полигонов. опытных станций и т. п. Радиус пригородной зоны невелик, в пределах полуторачасовой доступности от центра города.

4.21.    Зона формирующего влияния лежит за пределами пригородной. Лишь немногие ее жители ездят на работу в город. Однако еще очень часты те виды культурно-бытовых поездок, которые осуществляются преимущественно в выходные дни. п могут продолжаться о одну сторону в течение двух-трех ч. Из этой зоны рациональна поставка в город скоропортящихся сельскохозяйственных продуктов.

4.22.    Для зоны экономического влияния массовые поездки жителей в город и из города нс характерны, поскольку такие поездки требуют затраты трех-четырех ч. Здесь преобладают деловые поездки н материальные связи '(зона снабжается товарами из города).

4.23.    Не по всех зонах хозяйственного тяготения получают развитие все трн перечисленные подзоны. По-разному складываются для отдельных городов соотношения ’ между ними. Во многих случаях границы зон хозяйственного тяготения формируются с учетом зон хозяйственного тяготения соседних городов. При этом фактические радиусы зон хозяйственного тяготения оказываются значительно меньшими, чем расчетные. Поэтому в ряде случаев границей зоны хозяйственного тяготения может оказаться внешняя граница зоны формирующего влияния я даже пригородной зоны.

4.24.    Вопрос о границах зон влияния городов являлся в последнее десятилетие предметом многочисленных исследований. По материалам работ, проведенных на Украине, установлено, что трудовые связи среднего города охватывают территорию радиусом в 25—30 км. торговые — 40—50 км. производственные — 40—50 км. Расчеты средневзвешенных радиусов действия каждого из видов связей крупнейшего на Украине города — Киева показали, что для него радиус трудовых тяготений достигает 13 км. торговых — 76 км. производственных — 167 км. Таким образом, на основании экспериментальных данных возможно утверждать, что радиус зон непосредственного тяготения (пригородных зон) городов меняется а пределах от 25 км до 43 км. зон формирующего влияния - от 40 км до 76 км. зон экономического влияния — от 40 км до 176 км.

9



1

Зак. Ml