Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

51 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Руководстве изложена методика сбора и обработки исходных данных, расчета нормативов численности ИТР и служащих и построения структуры аппарата управления строительных организаций. Предназначено для научно-исследовательских, нормативно-исследовательских и проектно-технологических организаций, занимающихся разработкой нормативов численности и типовых структур аппарата управления строительных организаций.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Общие положения

2. Определение состава и содержания функций управления

3. Определение факторов, влияющих на численность ИТР и служащих

4. Исходные данные для разработки нормативов численности, их сбор и обработка

5. Получение нормативных формул и их интерпретация

6. Оптимизация численности ИТР и служащих

7. Построение таблиц нормативов

8. Распределение нормативной численности работников между уровнями управления

9. Построение структурных схем аппарата управления

10. Формирование структурных подразделений аппарата управления

11. Опытная проверка проекта нормативов численности ИТР и служащих

Приложение I. Перечень функций управления н входящих в их состав работ аппарата треста и СУ

Приложение II. Формы запроса исходных данных и обследования работы аппарата управления

Приложение III. Таблицы обработки исходных данных

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР

Руководство

по разработке

нормативов

численности

и типовых структур

аппарата

управления

строительных

организаций

Москва - 1980

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение .................... 3

1. Общие положения................ 4

2.    Определение состааа и содержания функций управления 5

3.    Определение факторов, влияющих на численность ИТР и

служащих................... 6

4.    Исходные данные для разработки нормативов численности, их сбор и обработка.............12

5.    Получение нормативных формул и их интерпретация . .    13

6.    Оптимизация численности ИТР и служащих.....16

7.    Построение таблиц нормативов..........17

а. Распределение нормативной численности работников между уровнями управления............:    20

9. Построение структурных схем аппарата управления . .    22

10.    Формирование структурных подразделений аппарата

управления..................24

11.    Опытная проверка проекта нормативов численности ИТР

и служащих t.................27

Приложение I. Перечень функций управления и входящих в

их состав работ аппарата треста и СУ........28

Приложение II. Формы запроса исходных данных и обследования работы аппарата управления ......... 39

Приложение /И. Таблицы обработки исходных данных ...    46

ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР

РУКОВОДСТВО ПО РАЗРАБОТКЕ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ И ТИПОВЫХ СТРУКТУР АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯ

Редакция инструктивно-нормативной литературы Зав. редакцией Г. А. Жигачев^

Редактор В. В. Петрова Мл. редакторы А. Н. Ненашева, Л. Н. Козлова. Технический редактор М. В. Павлова Корректор Л. С. Л е л я г и н а

Сдано в набор 20.03.80. Подписано в печать 09.12.80. Т—19582. мват 84Xl08Vu. Бумага типографская .V? 2. Гарнитура «Литератуь Печать высокая. Уел. печ. л. 2,52. Уч.-изд. л. 3,39.

Тираж 3C000 экз. Изд. Nt XII-882I. Заказ М 595. Цена 15 к.

Стройиздат 101442. Москва. Каляевская, 23а

Московская типография X» 8 Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

Хохловский пер., 7.

Для рассмотрения отбираются факторы, связь которых с численностью работников характеризуется коэффициентами корреляции с абсолютным значением 0,4 — 0,5 и более.

3.11. При выборе факторов для включения в нормативную формулу необходимо руководствоваться следующими положениями.

При наличии коллинеарных факторов (с коэффициентом корреляции между собой свыше 0,8 по абсолютной величине) в нормативную формулу следует вводить лишь один из них.

Не должны входить в одну формулу факторы, связь между которыми характеризуется более высоким коэффициентом корреляции, чем между одним из них и нормируемой численностью.

п

N+1


>8,


О)


Число расчетных факторов должно удовлетворять соотношению

где л —-число базовых организаций;

N — число факторов.

Не рекомендуется вводить в нормативную формулу более трех факторов. В связи с тем что практически отсутствуют полностью независимые факторы, наличие в формуле более трех факторов может привести к смешению оценок и тем самым к искажению зависимости.

3.12. Практика разработки нормативов численности ИТР и служащих общестроительных трестов показала, что наиболее существенными факторами, влияющими на трудоемкость вып?лнения функций управления, перечисленных в п. 2.2, являются показатели, приведенные в табл. 1.

Таблица 1

Факторы, наиболее существенно влияющие на численность ИТР н служащих (за исключением линейного персонала) строительномонтажных трестов

Условные

обозначе

ния

Годовой объем работ, выполняемых собственными си-

Ос

ламп, тыс. руб.

Годовой объем работ, выполняемых субподрядными

Qc.n

организациями, тыс. руб.

Число строительных подразделений в тресте (СУ, СМУ,

ПМК и т. п.), ед.

Годовое число строящихся объектов, ед.

0

Численность работающих в строительстве, чел.

Р

Численность рабочих в строительстве, чел.

Число заказчиков, ед.

*3.1

Стоимость активной части основных производственных

фондов, тыс. руб.

Приведенный в табл. 1 перечень факторов может быть расширен за счет показателей, учитывающих влияние АСУ (например, стоимость работ, выполняемых ИВЦ), особенности структуры строительно-монтажных работ (например, доля промышленного строительства в общем объеме работ) и др.

9

Особенности работы специализированных организаций могут быть учтены введением некоторых дополнительных факторов, Например, для организаций, выполняющих водохозяйственное строи-

2-595

тельство, в качестве таких факторов могут быть включены: площадь осваиваемых земель, протяженность сети магистральных каналов и т. п.

3.13. Связь влияющих факторов с определенными функциями управления общестроительных трестов отражена в табл. 2.

Таблица 2

X &

Условные обозначения факторов

>,«!

применяемых по

табл. 1

в-а

Наименование функций управления

«с

^с.н

6

р

Р»

Г х х

X

I

Общее (административное) руководство и one-

4

4

4

4

4

ративное управление строительным производ-

ством

II

Планирование производственно-хозяйственной

4

4

4

+

4

4

деятельности

III

Техническая подготовка строительного производства

4

4

4

4

IV

Организация труда и заработной платы

4

4

4

V

Охрана труда и техника безопасности

+

4

4

VI

Комплектование и подготовка кадров

4

4

VII

Управление материально-техническим снабже-

+

+

4-

нием

VIII

Механизация строительно-монтажных работ л

4

4

4

4

4

руководство энергетическим обслуживанием

IX

Хозяйственное обслуживание и общее дело-

4

4

производство

X

Бухгалтерский учет и финансовая деятельность

4

4

1

4

4

4

4

4

В табл. 2 отмечены и взаимосвязанные факторы. Окончательное сочетание факторов, существенно влияющих на трудоемкость той или иной функции, устанавливается в результате корреляционнорегрессионного анализа.

3.14. На численность линейных руководителей (старших производителей работ, производителей работ, мастеров) наибольшее влияние оказывают следующие факторы:

годовой объем строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами (Qc);

численность рабочих на строительно-монтажных работах (Я2); годовое число строящихся объектов (9).

10

Между двумя первыми факторами, как правило, существует достаточно тесная корреляционная связь, поэтому принимать одновременно оба фактора в качестве нормообразующих не представляется возможным. При выборе одного и зэтих двух факторов следует руководствоваться следующими требованиями.

Объем строительно-монтажных работ как фактор, определяющий численность управленческого персонала, имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что стоимость работ на 60% и более состоит из стоимости строительных материалов. Последняя изменяется в широких пределах в зависимости от структуры строительно-монтажных работ, географического местоположения организации и не влияет на трудоемкость управленческих работ.

Другим недостатком этого фактора является его динамичность. Темпы роста объема работ превышают темпы увеличения численности ИТР и служащих. Объем работ, приходящихся на одного работника. возрастает из года в год. Поэтому принятие его в качестве расчетного фактора приводит к быстрому «старению» нормативов и необходимости их частого пересмотра.

Численность рабочих — более стабильный показатель. Выбор его расчетным фактором примерно втрое увеличивает «долговечность» нормативов, причем их пересмотр в этом производится в сторону ослабления, так как доля ИТР в общей численности работающих возрастает по мере повышения производительности общественного труда.

Учитывая наряду с изложенным, что руководство рабочими является основной функцией линейных руководителей, из двух рассмотренных факторов следует предпочесть численность рабочих. При этом для повышения точности и увеличения сроков службы нормативов может быть введена поправка на выработку. На каждые 10% отклонения плановой выработки от принятой в нормативах на 4% уменьшается или увеличивается (в зависимости от знака отклонения) нормативная численность линейных руководителей.

3.15.    В качестве факторов, определяющих численность линейных механиков по эксплуатации строительных машин, могут быть приняты следующие показатели:

стоимость (восстановительная) парка строительных машин Л1, тыс. руб.;

годовое число строящихся объектов 6;

средний радиус обслуживания R, км.

3.16.    Ограничение числа факторов, обусловленное возможностями математического аппарата, применяемого при разработке нормативов (п. 3.11), может не позволить включить в нормативную формулу все факторы, влияние которых желательно учесть. В этих случаях следует вводить коэффициенты. Так, в нормативах численности линейных механиков по эксплуатации строительных машин, разработанных ВНИПИ труда в строительстве, степень износа парка машин учитывается с помощью коэффициента К, определяемого по методике ЦНИИОМТП:

*=*(!+/), (2)

где а — коэффициент, характеризующий влияние степени износа машин на трудоемкость их обслуживания;

/ — коэффициент износа парка машин, определяемый как отно* шение среднего значения фактических и нормативных сроков службы машин.

11

2*

Коэффициент а определяется из формулы (2) путем подстановки среднего значения I для базовых организаций и приравнивания \ единице.

4. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ, ИХ СБОР И ОБРАБОТКА

4.1.    Для выбора базовых организаций, которые будут подвергнуты обследованию при разработке нормативов численности, необходимо изучить всю совокупность организаций, на которые предполагается распространить действие нормативов. В качестве базовых принимаются характерные (с точки зрения отраслевой и технологической специализации) организации с соблюдением пропорций представительства по объему выполняемых строительно-монтажных работ.

Для обеспечения прогрессивного уровня нормативов в состав базовых включаются организации, наиболее успешно выполняющие основные плановые задания и функционирующие более двухтрех лет.

4.2.    Число базовых организаций (выборочная совокупность) для разработки нормативов, охватывающих группу однородных организаций (генеральную совокупность), должно быть не менее 3U.

Проверка правильности группировки организаций осуществляется с помощью корреляционных полей (пп. 3.8; 3.9). Кроме того, анализ корреляционных полей дает возможность исключить из числа базовых «аномальные» организации, показатели которых выпадают из общей закономерности. Этим организациям соответствуют точки, выпадающие из общей кучности на корреляционном поле. Выявление причин аномалий нередко позволяет ввести в текстовую часть нормативов примечания, оговаривающие возможность подобных случаев при определенных условиях.

4.3.    Исходными данными для разработки нормативов численности работников аппарата управления служат сведения о производственно-хозяйственной деятельности базовых организаций. Они включают:

общие сведения о строительной организации: полное наименование организации, ведомственная принадлежность, месторасположение, год создания, специализация и т. п.;

данные об уровне выполнения основных плановых показателей (объема строительно-монтажных работ, ввода объектов в эксплуатацию, повышения производительности труда, снижения себестоимости и т. п.);

численные значения предварительно отобранных факторов;

численный и должностной состав работников, осуществляющих изучаемые функции управления.

4.4.    Для обеспечения единообразия и достоверности получаемых от организаций данных следует подготовить формы запроса, сопроводив их подробным описанием правил определения запрашиваемых показателей и указанием наименований и шифров документов, из которых берутся их численные значения.

Примеры форм запросов приведены в прил. II.

4.5.    Численные значения факторов для разработки нормативов принимаются по отчетным данным за последний балансовый год,

12

4.6.    Численный «и должностной состав (работников аппарата управления определяется по утвержденному штатному расписанию, действовавшему в отчетном году.

Численность работников, осуществляющих ту или иную функцию управления, устанавливается на основании изучения состава работ каждого сотрудника. С этой целью предлагается отметить в общем перечне (см. прил. I) выполняемые каждым из них работы. Полученные сведения в зашифрованном виде заносятся в таблицу (см. форму 5 прил. II), обработка которой позволяет легко определить фактическую трудоемкость всех функций управления.

Опросу могут не подвергаться те должностные лица, выполняемые работы которых известны заранее и не вызывают сомнения (руководитель организации, главный инженер).

4.7.    Обработка исходных данных заключается в проверке полноты и правильности заполнения форм запроса, сведения полученных данных в общие таблицы (см. прил. III), проведения их логического анализа. Показатели, достоверность которых вызывает сомнение, должны быть перепроверены и уточнены либо исключены из дальнейших расчетов.

5. ПОЛУЧЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ФОРМУЛ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

5.1. Па основании данных о фактической численности работников по функциям управления Н и численных значений факторов в базовых организациях методом регрессионного анализа могут быть получены математические зависимости в виде степенных или линейных уравнений:



(3)

(4)


Н=а01х12х2+ . . . +апхп,


где *i, х2.....х п— факторы-аргументы;

k, k{, k2, . . ., kn — коэффициенты регрессии степенного уравнения;

По, П|, а2, . . ап — коэффициенты регрессии линейного уравнения.

В отдельных случаях могут быть приняты и другие виды зависимости.

5*2. При выборе математической модели наилучшим вариантом следует считать тот, у которого наибольшее значение коэффициентов множествениой корреляции и наименьшее отклонение расчетной численности от фактической в базовых организациях. Последнее может быть охарактеризовано, например, величиной средней ошибки аппроксимации:


п


М


(5)


100%,


Е =


п


Н


где Ни — нормативная численность работников; Н ф — фактическая численность работников; п — число базовых организаций.


13


ление строительным производством:

Практика разработки нормативов показывает, что приемлемым по достоверности результатам расчетов соответствуют значения средней ошибки аппроксимации — до 10—15%.

Общий вид математической модели может быть определен без проведения сопоставительных расчетов по характеру линий, полученных путем графоаналитической аппроксимации полей корреляции.

5.3. При прочих равных условиях следует отдавать предпочтение линейной модели, легко поддающейся логико-экономической ин-терпоетацни и упрощающей построение таблиц нормативов.

Практика разработки нормативов показала, что зависимости численности ИТР и служащих строительных организаций от влияющих факторов, как правило, без существенных погрешностей аппроксимируются линейными уравнениями.

Например, в разработанных ВНИПИ труда в строительстве нормативах численности ИТР и служащих общестроительных трестов, осуществляющих промышленное и жилищно-гражданское строительство с объемом работ до 40 млн. руб., получены приведенные ниже зависимости численности И исполнителен функций в аппарате управления треста и его строительных подразделений от влияющих факторов (условные обозначения факторов — см. п. 3.12).

I. Общее (административное) руководство и оперативное управ


Н\ =4,774-0,0005 QC+0,0002QC...-H ,78ЯС.    (6)

II.    Планирование производственно-хозяйственной деятельности:

/y,l=6,4540,00060c40,75.Vc.    (7)

III.    Техническая подготовка строительного производства:

/yni=-8.0940,0022Qc+0,0016Qc.n4-0,20W3.    (8)

IV.    Организация труда и заработной платы:

//l V=0,70 4-0,0034Z5! 4-0,0089.    (9)

V.    Охрана труда и техника безопасности:

//V=l. 124-0,0007Я 4-0,62Л/С-    (Ю)

VI.    Комплектование и подготовка кадров:

Яу1=3,8840,0049Я.    (II)

VII.    Управление материально-техническим снабжением (при наличии УПТК):

//Vil=—2,034-0,0005Qc4-0,01749.    (12)

VIII.    Механизация строительно-монтажных работ и руководство энергетическим обслуживанием:

tfvni =5,204-0,004703 +0,00239.    (13)

IX.    Хозяйственное обслуживание и общее делопроизводство:

Я Ix=4,564-0,0002Qc+1    (14)

X.    Бухгалтерский учет и финансовая деятельность:

Ях=13,504-0,0078^4-0,01849.    (15)

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ И ПРОЕКТНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ (ВНИПИ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ)

ГОССТРОЯ СССР

Руководство

по разработке

нормативов

численности

и типовых структур

аппарата

управления

строительных

организаций

Москва Стройиздат 1980

УДК 69.003:65.014.1

Рекомендовано к изданию решением ученого совета ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР.

Руководство но разработке нормативов численности и типовых структур аппарата управления строительных органнзаций/Всесоюз. и.-и. и проект. ин»т труда в стр-ве Госстроя СССР.— М.: Стройиз-дат, 1980 — 49 с.

В Руководстве изложена методика сбора и обработки исходных данных, расчета нормативов численности ИТР и служащих и построения структуры аппарата управления строительных организаций.

30213 — 448 047 (01) — 80

Предназначено для научно-исследовательских, нормативно-исследовательских и проектно-технологических организаций, занимающихся разработкой нормативов численности и типовых структур аппарата управления строительных организаций.

Инструкт.-нормат., II аып. — 25 — 80. 3201010000

© Стройиздат, 1980

ВВЕДЕНИЕ

Необходимым условием создания эффективного и экономичного аппарата управления является установление оптимальной численности работников и рациональное распределение их по структурным подразделениям, осуществляющим определенные функции управления.

Оптимизация численности и структур аппарата управления возможна на основе нормирования инженерно-управленческого труда, которое позволяет избежать как необоснованного увеличения, так и произвольного сокращения аппарата управления.

Нормирование способствует совершенствованию организации инженерно-управленческого труда. Если не имеется возможности определить, сколько специалистов требуется для выполнения работ, то и наилучшая организация рабочих мест и самые совершенные средства механизации труда не дадут должного эффекта. Наиболее разработанным методом нормирования инженерно-управленческого труда является метод укрупненных нормативов, устанавливающих зависимость затрат труда не от прямых факторов (объема перерабатываемой информации, уровня организации и механизации труда), а от косвенных факторов, которые находятся в корреляционной связи с прямыми, но являются более стабильными и легче поддаются учету. В качестве таких факторов принимаются, как правило, технико-экономические показатели деятельности организации.

Настоящее Руководство основано на методических принципах, разработанных НИИ труда Госкомтруда СССР, работах ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР и обобщения опыта формирования аппарата управления строительных организаций.

Руководство разработано отделом организации и нормирования труда ИТР и служащих строительных организаций ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР (канд. техн. наук И. А. Шендерович, инженеры А. П. Веселов, Н. Л. Александрова, Е. А. Забелина, канд. техн. наук Н. А. Мамед-Заде, инж. Т. Е. Ромашкина) при участии НИИСП Госстроя УССР (инж. В. Н. Бугулов).

Замечания и предложения по Руководству просьба направлять по адресу: 107078, Москва, Новая Басманная, 21, ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Нормативы численности, являющиеся основой для формирования аппарата управления строительной организации, устанавливают численность ИТР и служащих, необходимую для осуществления функции управления.

Нормативы могут разрабатываться для групп организаций, однородных по специализации, в целом для отрасли строительства или по отдельным министерствам и ведомствам.

1.2.    В связи с наделением строительно-монтажных трестов (объединений) правами социалистического государственного производственного предприятия, а также с целью возможности централизации функций управления в тресте (объединении), нормативы численности работников аппарата управления, за исключением линей-ноге (участкового) персонала, следует разрабатывать для треста (объединения) совместно с входящими в его состав строительными подразделениями.

Право распределения численности работников аппарата управления между трестом и его строительными подразделениями предоставляется управляющему трестом.

1.3.    Нормативы численности участкового персонала (старших производителей работ, производителей работ, мастеров, нормировщиков, участковых механиков) разрабатываются для строительных управлений, осуществляющих оперативное руководство ходом строительного производства.

Формирование строительных участков и комплектование их кадрами входит в компетенцию начальника строительного управления.

1.4.    Нормативы численности могут быть разработаны в целом для аппарата управления, для отдельных функций управления (планирование производственно-хозяйственной деятельности, материально-техническое снабжение и т. п.), для групп управленческих работ (планирование себестоимости продукции, поставка на строительные объекты изделий собственного изготовления и т. п.), для отдельных видов работ.

Выбор степени укрупнения зависит от назначения нормативов.

Нормативы численности, предназначенные для построения аппарата управления, наиболее целесообразно разрабатывать по функциям управления, предопределяющим разделение аппарата управления на структурные подразделения.

1.5.    Нормативы должны лимитировать лишь общую численность работников аппарата управления. Значения численности работников по функциям управления рассматриваются как величины расчетные, а не нормативные. Они используются для определения суммарной численности, а также в качестве вспомогательных данных при распределении ее между структурными подразделениями.

Такой подход к нормированию, обеспечивая общее ограничение численности работников, дает возможность руководителю формировать аппарат управления организации с учетом конкретных условий ее работы.

1.6.    Нормативы численности ИТР и служащих должны охватывать как административно-управленческий, так и производственный персонал (по классификации ЦСУ СССР),

1.7.    Разработка нормативов численности ИТР и служащих включает в себя следующие этапы:

расчленение процесса управления на функции и определение состава работ каждой из функций управления;

определение факторов, влияющих на трудоемкость выполнения функций управления;

выбор базовых организации для разработки нормативов, изучение трудоемкости функций управления в базовых организациях, сбор данных о численности ИТР и служащих и числовых значениях факторов;

статистическая обработка данных, получение математических зависимостей численности ИТР и служащих от влияющих факторов;

оптимизация численности и корректировка математических зависимостей;

построение таблиц нормативов;

опытная проверка, оформление и подготовка к утверждению нормативов.

1.8.    Типовые -структуры аппарата управления должны ограничивать:

номенклатуру возможных структурных подразделений и должностей;

минимальные размеры структурных подразделений;

максимальное число заместителей руководителя организации;

минимальную численность работников структурного подразделения, при которой вводится в нем должность заместителя начальника;

соотношение должностей старших специалистов и специалистов.

1.9.    Типовые структуры аппарата управления должны содержать рекомендуемые решения по вопросам, не подлежащим строгой регламентации и входящим в компетенцию руководителя организации. К таким вопросам относятся:

распределение нормативов численности между уровнями управления;

определение состава и подчиненности структурных подразделений;

определение численного и должностного состава работников структурных подразделений.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА И СОДЕРЖАНИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ

2.1.    Под функцией управления понимается часть управленческой деятельности, непрерывно осуществляемая постоянным составом исполнителей, обладающая единством содержания и обеспечивающая получение определенного делового результата.

Необходимость расчленения процесса управления на функции при определении численности и построении аппарата управления связана с тем, что на трудоемкость различных функций управления влияют различные факторы, и функциональному разделению труда соответствует (хотя полностью и не совпадает) расчленение аппарата управления на структурные подразделения.

2.2.    Система функций должна быть полной, охватывающей всю деятельность аппарата управления. В качестве примера может быть приведен следующий перечень функций управления:

общее (административное) руководство И оперативное управле ние строительным производством;

5

планирование производственно-хозяйственной деятельности; техническая подготовка строительного производства; организация труда и заработной платы; охрана труда и техника безопасности; комплектование и подготовка кадров; управление материально-техническим снабжением; механизация строительно-монтажных работ и руководство энергетическим обслуживанием;

хозяйственное обслуживание и общее делопроизводство; бухгалтерский учет и финансовая деятельность.

2.3.    Кроме функций, приведенных в п. 2.2, в отдельных случаях могут быть выделены дополнительные функции, отражающие специфику деятельности рассматриваемых организаций. Например, в строительных организациях, имеющих собственное транспортное хозяйство, может быть выделена функция «транспортное обслуживание».

2.4.    В ряде случаев функции могут быть разукрупнены. Наиболее рационально выделение более мелких функций (в сравнении с перечнем п. 2.2) при разработке нормативов для крупных организаций, в которых такие функции осуществляются несколькими исполнителями, объединенными в самостоятельные структурные подразделения. Так, функция «техническая подготовка строительного производства» может быть разделена на самостоятельные функции: «подготовка технической документации», «техническое и организационное совершенствование производства», «управление качеством строительной продукции». Расчленены могут быть и функции «общее (административное) руководство и оперативное управление строительным производством», «механизация строительно-монтажных работ и руководство энергетическим обслуживанием», «хозяйственное обслуживание и общее делопроизводство», «бухгалтерский учет и финансовая деятельность».

2.5.    Осуществление каждой функции управления требует выполнения определенного набора работ. Расчленение функций на составляющие их работы необходимо при разработке нормативов численности для определения фактической трудоемкости функций управления в базовых организациях (см. раздел 4).

Примерный перечень работ, составляющих перечисленные в п. 2.2 функции управления, приведен в прил. I.

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ,

ВЛИЯЮЩИХ НА ЧИСЛЕННОСТЬ ИТР И СЛУЖАЩИХ

3.1.    Определение факторов, влияющих на трудоемкость управления, а следовательно, на численность ИТР и служащих, является одним из наиболее важных этапов разработки нормативов численности.

Выбор факторов не имеет канонизированной, алгоритмической формы и в значительной степени зависит от изученности моделируемого процесса и опыта исследователя. Выявление влияющих факторов основывается на логическом анализе содержания деятельности аппарата управления. Процесс выбора нормообразующих факторов представляет собой последовательное уточнение и сужение предварительно установленного перечня характеристик, определяющих трудоемкость управления.

3.2.    На первоначальном этапе выбора факторов выделяется максимально возможный набор показателен, характеризующих:

6

масштаб строительно» организации (годовой объем строительно-монтажных работ, численность работающих и т. п.);

степень рассредоточенности строительства (годовое число строящихся объектов, среднее расстояние до объектов и т. п.);

техническую оснащенность производства (стоимость активной части основных производственных фондов, энерговооруженность и т. п );

особенности, условия и уровень организации производства и труда (коэффициент сменности, наличие диспетчерской связи и т. п.);

отраслевую и технологическую специализацию организации (вид строительства, виды выполняемых работ и т. п.);

сложившиеся формы и уровень организации управления (ведомственная подчиненность, наличие централизованных служб и т. п.);

климатические и региональные условия (месторасположение организации, наличие дорог и т. п.).

3.3.    К факторам, отобранным для дальнейших исследований, предъявляются следующие требования:

между каждым фактором и трудоемкостью управленческих работ должна существовать очевидная логическая связь;

получение численных значений факторов не должно быть связано со сложными расчетами, они должны содержаться в учетно-отчетной документации или легко быть подсчитаны на ее основе.

3.4.    Часть факторов, влияющих на трудоемкость управленческих работ, имеет количественное выражение, другая часть не может быть выражена количественно. Нормативы (нормативные формулы) дают зависимость численности работников от численных значений факторов. Факторы, не поддающиеся измерению, учитываются при отборе и группировке организаций.

3.5.    Следует различать управляемые и неуправляемые факторы. В качестве нормообразующих могут применяться только неуправляемые факторы, т. е. такие, которые не могут быть изменены руководством организации и принимаются им как заданные. Сюда относятся объем строительно-монтажных работ, плановая численность работающих, сложность и территориальная рассредоточенность строящихся объектов и т. п.

Управляемые факторы — уровень организации производства, труда и управления, степень использования ресурсов и т. п. — должны учитываться при отборе базовых организаций и находить отражение в описательной части нормативов. От того, насколько высок уровень значений управляемых факторов в группе базовых организаций, зависит уровень прогрессивности разрабатываемых нормативов.

Нормативы, содержащие в качестве нормообразующих управляемые факторы, могут оказывать отрицательное стимулирующее влияние на производственную деятельность организации. Так, принятие расчетным фактором, влияющим на численность линейных работников строительных участков, число бригад будет препятствовать укрупнению бригад и, наоборот, способствовать их дроблению. По этой же причине не следует использовать в качестве расчетного фактора для определения численности управленческого персонала число строительных участков, зависящее от руководства строительного управления и треста. Число же строительных управлений в тресте может быть принято нормообразующим фактором, так как создание новых строительных управлений входит в компетенцию министерств и ведомств, а не трестов.

7

3.6.    Для логического выделения факторов, влияющих на трудоемкость выполнения функций управления, может быть использован перечень работ, входящих в состав функций (прил. I). Если в целом для функции управления влияющие факторы могут быть определены путем логического анализа весьма ориентировочно, то для отдельной работы такая связь, как правило, очевидна. Установив влияющие факторы для всех работ, входящих в состав функции управления, можно достаточно обоснованно отобрать факторы, от которых зависит трудоемкость рассматриваемой функции.

3.7.    Дальнейшее уточнение существенных факторов, влияющих на трудоемкость функций управления, производится после сбора данных о фактической численности работников и численных значениях предварительно выделенных факторов в базовых организациях. Выбор базовых организаций и проведение сбора исходных материалов приведены в разделе 4.

На основе полученных данных выполняется построение корреляционных полей, графически отражающих парные зависимости численности работников каждой функции управления от первоначально отобранных факторов. Анализ корреляционных полей дает возможность исключить из дальнейших расчетов факторы, явно некоррелирующие с численностью работников. Изъятие из рассмотрения факторов, связь которых с численностью не обнаруживается на корреляционных полях, уменьшает вариантность и облегчает проведение последующих расчетов и анализа.

3.8.    Организации, для которых разрабатываются нормативы, могут различаться по географическому местоположению, узкой специализации, источникам обеспечения ресурсами и другим факторам, нс имеющим количественного выражения. При построении корреляционных полей эти различия могут быть отражены с помощью условных обозначений точек. Равномерное распределение различно обозначенных точек в общей кучности свидетельствует о том, что выделенные качественные факторы не оказывают влияния на трудоемкость осуществления функций управления. Если же точки, соответствующие какой-либо группе организаций, концентрируются отдельно. то для этих организаций следует либо разрабатывать отдельные нормативы, либо вводить коэффициенты в общие нормативные формулы. Так, в нормативах, разработанных ВНИПИ труда в строительстве, предусмотрено определение численности работников, осуществляющих функцию стехническая подготовка строительного производства» в генподрядных трестах нулевого цикла, по нормативам для общестроительных трестов с коэффициентом 0,63.

3.9.    Корреляционное поле может представлять собой две (или более) явно выраженные обособленные кучности точек. Если при этом в каждую из кучностей входят точки всех установленных обозначений, то отраженное на корреляционном поле разделение организаций обусловлено фактором, не выявленным при проведении логического анализа. Установление этого фактора дает возможность существенно повысить степень достоверности нормативов.

3.10.    После логического отбора факторов аналитически определяется степень влияния каждого фактора на подлежащую нормированию численность работников, а также связь между самими факторами. Для этой цели используется корреляционный анализ. Вычисленные и представленные в виде матрицы парные коэффициенты корреляции служат шредметом анализа.

8