Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

64 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В документе приведен порядок планирования технического развития на основе программ по решению отраслевых научно-технических проблем и заказов-нарядов, охватывающих весь процесс создания и внедрения новой техники от научных исследований до освоения результатов разработок в производстве. Изложена методика финансирования затрат на развитие и техническое совершенствование производства из средств единого фонда развития науки и техники, рассмотрены система экономического стимулирования организаций в зависимости от фактического экономического эффекта разработок, а также порядок создания в организациях фонда материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонда развития. Для инженерно-технических работников строительных организаций, а также специалистов научно-исследовательских, конструкторских и проектно-технологических организаций, занятых в области строительства.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. О порядке перевода научно-исследовательских, конструкторских и проектно-технологических организаций, научно-производственных и производственных строительно-монтажных объединений (строительно-монтажных организаций и предприятий) строительного министерства и ведомства на хозрасчетную систему организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники на основе заказов-нарядов (договоров)

2. Планирование повышения технического уровня строительства и использования достижений науки и техники с применением заказов-нарядов в строительных министерствах и ведомствах

3. Образование и использование единого фонда развития науки и техники в строительных министерствах и ведомствах

4. Образование и использование фондов экономического стимулирования в научно-исследовательских, конструкторских, проектно-технологических организациях, производственных строительно-монтажных объединениях (строительно-монтажных организациях и предприятиях), переведенных на хозрасчетную систему организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники на основе заказов-нарядов (договоров)

5. Расчеты научно-исследовательских, конструкторских и проектно-технологических организаций строительных министерств и ведомств за полностью законченную и принятую заказчиком работу

Приложение 1. Форма ЕФ-1. План финансирования научно-исследовательских, конструкторских, проектно-технологических работ и затрат на освоение новой техники из единого фонда развития науки и техники

Приложение 2. Форма ЕФ-2. Сводный годовой план финансирования научно-исследовательских, конструкторских, проектно-технологических работ и затрат на освоение новой техники из единого фонда развития науки в техники

Приложение 3. Смета затрат по освоению подлежащих возмещению за счет средств единого фонда развития науки и техники

Приложение 4. Калькуляция изготовления

Приложение 5. Калькуляция освоения

Приложение 6. Расчет экономической эффективности

Приложение 7. Расчет-заявка на перечисление средств из единого фонда развития науки и техники

Приложение 8. Акт об окончании работ

Приложение 9. Порядок нормирования оборотных средств научно-исследовательских, конструкторских и проектно-технологических организаций строительных министерств и ведомств при расчете за полностью законченную и принятую заказчиком работу

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанНИИЭС Госстроя СССР
ИзданСтройиздат1983 г.
УтвержденНИИЭС Госстроя СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Руководство

по разработке хозрасчетной системы организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники в строительных министерствах и ведомствах

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ СТРОИТЕЛЬСТВА (НИИЭС) ГОССТРОЯ СССР

РУКОВОДСТВО

ПО РАЗРАБОТКЕ ХОЗРАСЧЕТНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ, ОСВОЕНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ НОВОЙ ТЕХНИКИ В СТРОИТЕЛЬНЫХ МИНИСТЕРСТВАХ И ВЕДОМСТВАХ

МОСКВА СТРОПИЗДАТ 1983

работы, ее перспективное влияние на повышение эффективности производства.

В графах 6 и 7 указывается содержание, место и срок внедрения новой техники. При необходимости определяется экспериментальная стройка, на которой предусматривается проверка результатов разработок.

Б графе 8 на стадии формирования заказа-наряда проставляется ожидаемый экономический эффект, который затем уточняется.

В графах 9 и 10 проставляется основание для включения в план, дата и номер документа (исходными данными являются документы, перечисленные в пп. 1 и 2).

Графы 11, 13, 17, 18, 24, 26, 29, 37, 38, 39, 41, 42 заполняются на основании классификатора организаций и предприятий отрасли.

В графе 12 проставляется номер государственной регистрации проблемы (темы).

В графах 14 и 15 проставляется начало и окончание работ.

В графе 16 указывается заказчик по проблеме (теме).

В графе 17 указывается головная организация по проблеме (теме).

В графе 18 указывается утверждающая организация.

Заказ-наряд утверждается руководством министерства (ведомства) или техническим управлением.

Заказы-наряды по наиболее важным научно-техническим проблемам (темам) рассматриваются на НТС строительного министерства (ведомства) по представлению технического управления.

В графе 19 указывается патентоспособность работы.

При покупке (продаже) лицензий заполняется графа 20.

В графах 21 и 22 проставляются необходимые для выполнения работ материальные ресурсы и источники их получения на основании расчета головной организации.

Графы 23, 24, 25, 26 заполняются на основании сметно-финансового расчета, составляемого головной организацией (ответственным исполнителем). Сметнофинансовый расчет проверяется сметно-договорным управлением строительного министерства и утверждается управлением-заказчиком.

При наличии заключенного хозяйственного договора со сторонними организациями (другой отрасли) в графе 30 проставляется его номер.

В графе 27 проставляется дата утверждения ТЭО.

В графе 28 проставляются размеры отчислений в фонды экономического стимулирования, определяемые головной организацией и согласованные с планово-экономическим управлением министерства.

В графе 31 проставляются номера этапов выполнения работ в соответствии с технологией их выполнения.

В графе 32 дается краткое, четко сформулированное содержание этапа.

В графе 33 указывается, чем заканчивается этап.

В графе 34 проставляются исполнители работ (соисполнители) с указанием организаций.

В графе 35 проставляется начало работ.

В графе 36 — окончание.

В графе 40 проставляется вид окончания работ (внедрение).

В графе 41 —единица измерения объема работ и в графе 42 — объем работ по этапу.

В графах 45, 46, 47 и 48 указываются основные технико-экономические по-

10

казатели, их наименование, единица измерения, количественные значения до и после внедрения.

Заказ-наряд подписывается руководителями головных организаций и организации-соисполнителей.

К моменту формирования заказа-наряда должны быть заполнены графы 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 14, 15, 16, i7, 21—26, 29—34. В дальнейшем некоторые графы заказа-наряда могут уточняться.

Устанавливаются сроки рассмотрения заказа-наряда, дн.:

управлением (заказчиком)—до 10;

другими управлениями (отделами) —до 5.

2.3. При возникновении разногласий головной организации с исполнителями решение принимается управлением строительного министерства, ответственным за направление работы.

В случае если головная организация и исполнители относятся к разным управлениям, решение по несогласованным вопросам принимается зам. министра по представлению Технического управления.

Заказы-наряды на новые разработки, выдаваемые в течение года, должны быть зарегистрированы в Техническом управлении не менее, чем на 45 дн. до начала квартала, в котором начинается разработка и ее финансирование.

Предусмотренные заказами-нарядами разработки считаются завершенными, если они прошли стадии исследований и экспериментальных проверок, на их основании издан инструктивно-методический материал или имеются рекомендации о целесообразности внедрения. Началом фактического внедрения считается момент издания приказа по базовой организации.

Заказы-наряды по внедрению новых конструкций, материалов, оборудования, технологических процессов считаются выполненными при достижении запланированного объема работ.

3. Образование и использование единого фонда развития науки и техники в строительных министерствах и ведомствах

3.1.    В соответствии с Методическими указаниями о порядке образования и использования единого фонда развития науки и техники, утвержденными ГКНТ, Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомцен СССР 11 сентября 1979 г., Единый фонд развития науки и техники 1 образуется в строительных министерствах и ведомствах союзного и союзно-республиканского подчинения для финансирования научно-исследовательских, конструкторских и проектно технологических работ и возмещения затрат, связанных с разработкой, освоением и внедрением новых видов продукции и технологических процессов, научной организации труда и дополнительных затрат на экономически обоснованное повышение качества строительной продукции.

3.2,    Единый фонд является переходящим, не подлежит изъятию и использованию на другие цели.

Строительные министерства, ведомства могут передавать часть средств единого фонда в распоряжение Главных (территориальных) управлений по строительству (Главк, ТУС) и Всесоюзных производственных строительно-монтажных

to


Состав заказа-иаряла

Общая характеристика работы

1

Наименование работы

3 J Уровень работы

2

Шифр работы

4

Вид информации

5

Аннотация на работу

6

Вид внедрения

7

Место и срок внедрения

Экономический эффект

8

Экономический эффект ожидаемый

9

Основание для включения в плаи

Экономический эффект на стадии внедрения

10

>& и дата документа

Сроки и исполнители

II

Код основания

12

Номер госрегистрацни

13

Шифр вида работ (внедрение)

14

Начало работы

15

Окончание работы

16

Заказчик

17

Головная организация Шифр

18

Утверждающая организация Шифр

19

Патентоспособность

20

Покупка (продажа) лицензий

Состав и поставщики материальных ресурсов

21

Основные материальные ресурсы

22

Поставщики


23


Затраты на работу, тыс. руб., в том числе:


28


Объем экономического стимулирова-иня. тыс, руб._


24


Источники фниансирова мня


Централизованный фонд, тыс, руб. Код


25


Хоздоговор, тыс. руб. Код


29


Код фонда экономического стимулирования


26


Капитальные вложения, тыс. руб. Код


27


30


31


33


34


Дата утверждения ТЭО


Nt хоздоговора


№ этапа


Чем заканчивается этап


Исполнители


32 Содержание этапа


Этапы выполнения работ


35

Начало исполнения

36

Окончание исполнения

37

Шифр плана

38

Шифр мероприятия

41

Единица измерения. Код

39

Шифр предприятия-нз-

40

Вид окончания работ

42

Объем по этапу. Код

готовитсля

(внедрение)

43

Единица измерения. Код

44

Количество (факт) Код


45

М п/п

46

Наименование

47

Единица измс-

48

Количественные значс-

показателей

рения

имя


Т схинко- эконом ичсские показатели


до внедрения


после

внедрения


Фамилия Должность Дата и подпись


объединений (ВПСМО) для финансирования мероприятий по развитию науки и техники, предусмотренных планом.

Порядок образования единого фонда развития науки и техники

3.3.    Единый фонд строительного министерства и ведомства образуется за счет отчислений подчиненных министерству, ведомству производственных строительно-монтажных объединений (трестов) и приравненных к ним организаций, комбинатов и промышленных предприятий 2 по нормативу, установленному строительному министерству и ведомству в Государственном пятилетием плане

экономического и социального развития СССР (с распределением по годам), в процентах к выполняемому собственными силами объему товарной строительной продукции. Источниками средств единого фонда служат отчисления от плановой прибыли и себестоимости строительно-монтажных работ и промышленной продукции.

Кроме того, в единый фонд направляется часть дополнительной прибыли (суммы надбавок к оптовой цене) от реализации новой высокоэффективной продукции с государственным Знаком качества, выпускаемой промышленными предприятиями стройиндустрии, в размере половины ее остатка после отчислений в фонды экономического стимулирования промышленных предприятий, научно-исследовательских и проектно-технологических организаций.

Поступление средств в едииый фонд от сумм поощрительных надбавок к оптовым ценам продукции промышленных предприятий стройиндустрии в финансовых планах не предусматривается.

3.4.    Для определения норматива отчислений в единый фонд строительное министерство и ведомство представляет в Госплан СССР, Минфин СССР, ГКНТ и в Госстрой СССР предложения по величине норматива на планируемый период, а также соответствующие отчетные данные за прошедший пятилетний период.

Строительные министерства и ведомства, впервые образующие единый фонд, при определении норматива отчислений на планируемый период должны исходить из величины собственных затрат на выполнение научно-исследовательских, конструкторских, проектно-технологических работ и мероприятий, связанных с разработкой и освоением новой техники за 5 лет, предшествующих планируемому периоду.

В пределах общего норматива отчислений средств в единый фонд, определенного по строительному министерству, ведомству в целом в процентах к выполняемому собственными силами объему товарной строительной продукции, производится дифференциация его по двум источникам образования таким образом, чтобы отчисления от прибыли полностью обеспечивали бы финансирование научно-исследовательских, конструкторских и проектно-технологических работ, а отчисления от себестоимости шли на возмещение затрат по освоению новой техники.

3.5.    Суммы отчислений от плановой прибыли и себестоимости в единый фонд предусматриваются в пятилетних финансовых планах (балансах доходов и расходов) строительных министерств и ведомств с распределением по годам пяти-

летки. В годовых финансовых планах указанные отчисления от прибыли и себестоимости разбиваются по кварталам.

Отчисления в единый фонд производят все планово-прибыльные организации и предприятия. В пределах утвержденной суммы отчислений в единый фонд строительное министерство и ведомство может в случае необходимости дифференцировать размеры отчислений по отдельным организациям, предприятиям, исходя соответственно из выполняемого собственными силами объема товарной строительной продукции или объема товарной промышленной продукции.

Планово-убыточные организации и предприятия стройиндустрии освобождаются от отчислений средств в единый фонд.

3.6.    Средства, предусмотренные финансовым планом для формирования единого фонда, перечисляются организациями и предприятиями Главных (территориальных) управлений по строительству и Всесоюзных производственных строительно-монтажных объединений на расчетный счет строительного министерства, ведомства в городской или республиканской конторе Стройбанка (Госбанка) в сроки, установленные для взносов в бюджет платежей из прибыли (10, 20 и 28 числа), в размере */• квартальной суммы. Для отдельных организаций и промышленных предприятий строительное министерство, ведомство устанавливает ежемесячное перечисление средств в размере */з квартальной суммы не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Главные (территориальные) управления по строительству и Всесоюзные промышленные строительно-монтажные объединения, оставив в своем распоряжении средства единого фонда в пределах, выделенных им по финансовому плану, перечисляют остальные поступления в единый фонд на расчетный счет строительного министерства, ведомства в городской конторе Стройбанка (Госбанка) в течение 3-х дней после поступления средств на их отдельный счет.

При отсутствии средств на расчетных счетах поручения по наступлении срока платежа принимаются учреждениями Стройбанка (Госбанка) в картотеку №2 и оплачиваются в порядке второй группы очередности.

3.7.    Перечисление в единый фонд средств от дополнительной прибыли (суммы надбавок к оптовой цене) производится промышленными предприятиями стройиндустрии на счет строительного министерства и ведомства Главка, ТУСа и ВПСМО в порядке и сроки, установленные для взносов в бюджет платежей от сверхплановой прибыли по квартальным и годовым бухгалтерским отчетам и балансам Положением о порядке распределения прибыли и Инструкцией о порядке расчетов с бюджетом по платежам из прибыли.

3.8.    Организации и предприятия, не обеспечивающие выполнение плана прибыли, производят отчисления в единый фонд из прибыли в соответствии с Временным положением о порядке распределения прибыли (плановой и сверхплановой) строительно-монтажных организаций, переведенных на новую систему планирования и экономического стимулирования строительного производства, утвержденным Минфином СССР, Госпланом СССР и Стройбанком СССР 10 марта 1970 г. № 61/АБ-7-Д/57 (с последующими изменениями и дополнениями) и в соответствии с Положением о порядке распределения прибыли (плановой и сверхплановой) производственных объединений, предприятий и организаций промышленности, утвержденным Минфином СССР, Госпланом СССР и Госбанком СССР 29 декабря 1979 г. № 220.

3.9.    При расчетах за полностью законченные строительством и сданные в эксплуатацию предприятия, пусковые комплексы, очереди и объекты, подготов-

15

ленные к выпуску продукции и оказание услуг, по сметной стоимости товарной строительной продукции не допускается отчисление средств в единый фонд за счет нереализованной прибыли.

ЗЛО. В целях своевременного и полного поступления средств в единый фонд Стройбанком СССР и Госбанком СССР строительному министерству и ведомству предоставляется кредит под приказы на изъятие у подведомственных организаций прибыли, предназначенной для образования единого фонда, а организациям, предприятиям стройиндустрии — кредит на оплату этих приказов либо поручений на перечисление прибыли в единый фонд.

Предоставление кредита осуществляется в порядке, установленном п. 17 постановления Совета Министров СССР от 3 апреля 1967 г., № 280 и пп. 201—208 инструктивного письма Госбанка СССР от 29 мая 1975 г. Лз 1.

3.11.    Стройбанк СССР и Госбанк СССР предоставляют строительным министерствам и ведомствам кредит на финансирование работ, оплачиваемых за счет средств единого фонда, при несовпадении в течение года поступлений в этот фонд и размеров затрат из него, а организациям и предприятиям стройиндустрии — на оплату работ, финансируемых за счет средств единого фонда, если указанные работы выполняются в более короткие сроки, чем предусмотрено планом, а также на осуществление высокоэффективных мероприятий по развитию науки и техники, не предусмотренных планом, с погашением кредита в течение двух лет со дня его выдачи за счет средств единого фонда. Указанный кредит выдается под гарантию строительного министерства и ведомства, Главного (территориального) управления по строительству и Всесоюзного производственного строительно-монтажного объединения.

3.12.    Одновременно с образованием единого фонда в строительном министерстве и ведомстве и в подведомственных ему производственных строительно-монтажных объединениях (трестах), комбинатах и промышленных предприятиях стройиндустрии прекращается отчисление средств в централизованный фонд освоения новой техники в капитальном строительстве и промышленности, а также централизованные отчисления от себестоимости работ (продукции) на проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ.

Средства централизованного фонда освоения новой техники, остающиеся неизрасходованными, зачисляются в новообразуемый единый фонд.

Порядок использования средств единого фонда развития науки и техники

3.13.    За счет средств единого фонда финансируются:

плановые и дополнительные затраты на научно-исследовательские, конструкторские, проектно-технологические работы по обеспечению научно-технического развития строительного министерства, выполняемые подведомственными строительному министерству и ведомству научно-исследовательскими, конструкторскими и проектно-технологическими организациями, а также затраты на указанные работы, выполняемые по хозяйственным договорам научными организациями других министерств и ведомств;

не подлежащие включению в сметы на строительство затраты строительномонтажных организаций на работы по подготовке производства и освоению в строительстве новых эффективных конструкций и материалов, прогрессивной технологии, механизацию и автоматизацию производственных процессов, научную организацию труда, в том числе: затраты на проектирование, изготовление и от-

16

УДК 69.003 : 658.011.8


Рекомендовано к изданию решением секции Ученого Совета НИИЭС Госстроя СССР.


Руководство по разработке хозрасчетной системы организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники в строительных министерствах и ведомствах, /НИИЭС.— М.: Стройиздат, 1983.—63 с.

Приведен порядок планирования технического развития на основе программ по решению отраслевых научно-технических проблем и заказов-нарядов, охватывающих весь процесс создания и внедрения новой техники от научных исследований до освоения результатов разработок в производстве. Изложена методика финансирования затрат на развитие и техническое совершенствование производства из средств единого фонда развития науки и техники, рассмотрены система экономического стимулирования организаций в зависимости от фактического экономического эффекта разработок, а также порядок создания в организациях фонда материального поощрения, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонда развития.


Для инженерно-технических работников строительных организаций, а также специалистов научно-исследовательских, конструкторских и проектно-технологических организаций, занятых в области строительства.

Табл.

Разработано отделом экономических проблем научно-технического прогресса в строительстве НИИЭС Госстроя СССР (д-р экон. наук В. Г. Киевски иу кандидаты экон. наук 3. Б. Ц и м м е р м а н, Г. А. Г о р е л и к, И. А. Г о р о-д е ц к а я, экономист Т. В. И л ь я ш е и к о).


3201010000-665


047(01)—83


Инструкт.


нормат. II вып. — 70—83.


© Стройиздат, 1983


ВВЕДЕНИЕ

В капитальном строительстве по ряду направлений научно-технического прогресса в десятой пятилетке достигнуты положительные результаты. Дальнейшее развитие получила индустриализация строительства. Возросли объемы применения в строите?1ьстве прогрессивных материалов, повысилась строительная готовность используемых при сооружении объектов деталей и конструкций заводского изготовления. Стали широко применяться блочные методы монтажа конструкций, организация производства работ с применением комплексов машин и механизмов, позволяющих повысить уровень механизации производственных процессов.

Как было отмечено на XXVI съезде КПСС, на эффективность должны работать и методы хозяйствования, и политика в области управления. Эту цель преследует комплекс мероприятий, осуществляемых во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. № 695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Особое место занимает перевод научно-исследовательских, конструкторских, проектно-технологических организаций, опытных (экспериментальных) предприятий, научно-производственных объединений (предприятий) на хозрасчетную систему организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники на основе заказов-нарядов (договоров).

В отдельных отраслях промышленности аналогичные системы уже доказали свою эффективность. Например, благодаря их применению в электротехнической промышленности в 1,5—2 раза сократилась продолжительность цикла работ — от поисковых и прикладных исследований до освоения производства опытной партии изделий. Экономический эффект, приходящийся на одно новое изделие, возрос при этом на 120%. Среднегодовой темп прироста фондов поощрения за новую технику составил 11,3%.

В строительстве на основе разработок НИИЭС и других институтов опробовались отдельные элементы прогрессивной системы организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники. В Минпромстрое БССР и некоторых других организациях, в частности, образуется и используется единый фонд развития науки и техники, в ряде институтов и трестов Оргтехстрой экономические стимулы увязаны с фактической эффективностью внедрения разработок, проводится эксперимент по усилению роли подрядных организаций в улучшении проектных решений.

Однако, как показала практика, совершенствование отдельных составляющих экономического механизма управления научно-техническим прогрессом не дает существенных результатов. Коренным образом решить проблему можно лишь на основе комплексного подхода к ней, путем создания хозрасчетной системы разработки, освоения и внедрения новой техники. Такая система предполагает организацию непрерывного планирования и финансирования работ в цикле «наука—техника — строительное производство»; обеспечение экономической заинтересованности всех участников создания, освоения и внедрения новой техники в конечных результатах применения достижений научно-технического прогресса; использование фактически сэкономленных средств в результате внедре-

3

ния научных разработок в качестве источника финансирования и образования фондов экономического стимулирования.

Внедрение в строительстве хозрасчетной системы работ по новой технике связано с рядом особенностей, вытекающих прежде всего из специфики реализации в этой отрасли научно-телннческих достижений, а также принятой в ней организацией управления созданием, освоением и внедрением новшеств. Значительная доля этих новшеств реализуется через сферу проектирования и поэтому не находит непосредственного отражения в показателях деятельности строительных организаций. Немаловажное значение имеет то обстоятельство, что основная часть научно-исследовательских институтов в организационном отношении прямо не связана с проектно технологическими и строительно-монтажными организациями. Определенную роль играет также большая продолжительность периода создания, освоения и внедрения новой техники в строительстве, вытекающая из длительности самого производственного цикла.

Руководство носит рекомендательный характер и предназначено для подготовки организаций и предприятий строительных министерств и ведомств к переводу на хозрасчетную систему организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники на основе заказов-нарядов (договоров).

В настоящее Руководство включены методические положения, которые основаны на утвержденных соответствующими органами инструктивных документах, используемых для перевода предприятий и организаций промышленных министерств на хозрасчетную систему организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники. По мере утверждения новых инструктивных документов в области строительства методические положения должны уточняться.

1. О порядке перевода научно-исследовательских, конструкторских и проектно-технологических организаций, научно-производственных и производственных строительно-монтажных объединений (строительно-монтажных организаций и предприятий) строительного министерства и ведомства на хозрасчетную систему организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники на основе заказов-нарядов (договоров)

1.1.    Строительные министерства и ведомства в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. № 695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы», а также Указаниями о порядке перевода научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских и технологических организаций, научно-производственных и производственных объединений (предприятий) промышленного министерства на хозрасчетную систему организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники на основе заказов-нарядов (договоров), утвержденными Госпланом СССР, ГКНТ, Минфином СССР, Госкомтрудом СССР, Госбанком СССР по согласованию с ВЦСПС 31 января 1980 г. в целях ускорения научно-технического прогресса переводят одновременно после проведения подготовительных работ по всему министерству все подведомственные научно-исследовательские, конструкторские, проектно-технологические организации, научно-производственные, производственные строительно-монгажные объединения (строительно-монтажные организации, предприятия) 3 на хозрасчетную систему организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники на основе заказов-нарядов (договоров).

В заказах-нарядах (договорах) определяются конечные результаты работ, включая народнохозяйственный экономический эффект, исполнители и сроки выполнения работ на всех этапах — от научных исследований до внедрения результатов в производство, а также необходимые материальные ресурсы, источники финансирования и материального поощрения работников.

1.2.    Перевод научно-исследовательских и строительных организаций строительного министерства и ведомства на хозрасчетную систему организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники осуществляется министерством и ведомством по согласованию с Госстроем СССР, ГКНТ, Госпланом СССР, Минфином СССР, Госкомтрудом СССР и ВЦСПС.

1.3.    В порядке подготовки к переводу научно-исследовательских и строительных организаций на хозрасчетную систему организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники строительное министерство и ведомство и соответствующие подведомственные ему организации должны провести необходимую подготовительную работу:

осуществить всесторонний анализ деятельности этих организаций за предыдущие 3—4 года с точки зрения ее эффективности, прежде всего уровня и масштабов использования в проектировании и строительстве созданной новой техники;

отдачи затрат на проведение научно-исследовательских, конструкторских и проект-но-т£Хлологических работ;

разработать организационно-технические мероприятия, направленные на ускорение создания, освоения и внедрения новой техники, повышение эффективности деятельности научно-исследовательских, проектно-изыскательских, конструкторских и проектно-технологических, а также строительных организаций;

принять меры по повышению уровня экономической работы в научно-исследовательских, конструкторских и проектно-технологических организациях, совершенствованию их организационных структур управления, укреплению и развитию хозрасчетных отношений, повышению экономических знаний работников этих организаций.

1.4.    Объемы затрат на научно-исследовательские, конструкторские и проектно-технологические работы по министерству и ведомству определяются в пятилетием плане (с распределением по годам) по нормативам, утверждаемым Госстроем СССР, ГКНТ, Госпланом СССР и Минфином СССР на пятилетку (с распределением по годам) в процентах к объему товарной строительной продукции в сопоставимых ценах. Фонд заработной платы работников данных организаций определяется также по нормативам, утверждаемым Госстроем СССР, Госпланом СССР и ГКНТ на пятилетку (с распределением по годам) в процентах к объему затрат на научно-исследовательские, конструкторские и проектно-технологические работы.

1.5.    В министерствах и ведомствах создается единый фонд развития науки и техники для финансирования научно-исследовательских, конструкторских и проектно-технологических работ и возмещения затрат, связанных с разработкой и освоением новой техники и технологических процессов, с внедрением НОТ, а также дополнительных затрат по улучшению качества строительства и повышенных затрат в первые годы производства и применения новой техники (финансируемых в настоящее время соответственно из средств госбюджета и фонда освоения новой техники.

Единый фонд развития науки и техники образуется за счет отчислений от плановой прибыли и себестоимости строительно-монтажных работ и промышленной продукции по нормативу, установленному в пятилетием плане в целом по министерству, ведомству в процентах к объему товарной строительной продукции.

Установленный норматив подразделяется по двум источникам образования единого фонда таким образом, чтобы отчисления от прибыли полностью обеспечивали бы финансирование научно-исследовательских, конструкторских и проектно-технологических работ, а отчисления от себестоимости шли на возмещение затрат по освоению новой техники. Для финансирования особо важных научно-исследовательских работ, требующих значительных затрат, наряду со средствами единого фонда развития науки и техники по решению Госстроя СССР могут использоваться также средства государственного бюджета. Образование и использование средств этого фонда производится в соответствии с Методическими указаниями о порядке образования и использования единого фонда развития науки и техники, утверждаемыми Госстроем СССР, ГКНТ, Госпланом СССР и Минфином СССР.

1.6.    В целях стимулирования научно-технического прогресса в расширении выпуска новой высокоэффективной техники в научно-исследовательских, конструкторских и проектно-техноло1Ических организациях, переводимых на хозрасчетную систему организации работ, создаются фонды материального поощрения,

б

социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и развития организации. Образование и использование средств фондов экономического стимулирования производится в соответствии с Положением о порядке образования и использования фондов экономического стимулирования в научно-исследовательских, конструкторских, проектно-технологических, научно-производственных, производственных строительно-монтажных объединениях, строительно-монтажных организациях и предприятиях, переводимых на хозрасчетную систему организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники, утверждаемым Госстроем СССР по согласованию с ГКНТ, Госкомтрудом СССР, Госпланом СССР, Минфином СССР и ВЦСПС.

В строительно-монтажных производственных объединениях, строительномонтажных организациях и предприятиях, переведенных на хозрасчетную систему организации работ по созданию, освоению и внедрению новой техники, для премирования работников, непосредственно участвующих в создании, освоении и внедрении новой техники, в фонд материального поощрения производятся дополнительные отчисления в порядке, установленном вышеуказанным Положением.

1.7.    Выпускаемая предприятиями стройиндустрии промышленная продукция периодически проходит оценку технико-экономического уровня и качества, по результатам которых аттестуется на высшую, первую и вторую категорию качества. Аттестация и переаттестация продукции производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11 декабря 1979 г. № 1093 «О дальнейшем усилении роли аттестации промышленной продукции в повышении ее технического уровня и качества».

На высокоэффективную продукцию производственно-технического назначения, соответствующую лучшим отечественным и зарубежным образцам, устанавливается поощрительная надбавка к оптовой цене в зависимости от годового экономического эффекта от выпуска и использования этой продукции, а на продукцию второй категории и продукцию, которая в установленный срок не аттестована, предусматривается скидка с оптовой цены. Указанные надбавки и скидки с оптовых цен производятся в соответствии с Указаниями о порядке установления поощрительных надбавок к оптовым ценам на высокоэффективную продукцию производственно-технического назначения и скидок с оптовых цен по продукции второй категории качества, а также по продукции, которая в установленный срок не аттестована, утвержденными Госкомцен 27 ноября 1979 г. Хя 752.

1.8.    Премирование работников научно-исследовательских и строительных организаций строительного министерства и ведомства осуществляется в зависимости от суммарного экономического эффекта, фактически полученного в народном хозяйстве от использования достижений науки и техники и производится в соответствии с Типовым положением о премировании работников организаций, переведенных на новую систему стимулирования работ по новой технике, утвержденным Госкомтрудом и ВЦСПС 30 января 1978 г. Хя 31/5—2. Вознаграждения по итогам годовой работы производятся работникам указанных организаций в соответствии с Рекомендациями о порядке и условиях выплаты работникам предприятий и организаций народного хозяйства вознаграждения за общие результаты работы по итогам за год, утверждаемыми Госкомтрудом СССР и ВЦСПС.

1.9.    Строительное министерство и ведомство должны по согласованию с Госстроем СССР, ГКНТ, Минфином СССР, Госбанком СССР и Стройбанком

7

СССР осуществить в одиннадцатой пятилетке постепенный перевод научно-исследовательских, проектно-изыскательских, конструкторских и проектно-технологических организаций на систему расчетов за полностью законченную и принятую заказчиком работу вместо их поэтапной оплаты. Перевод указанных организаций производится в соответствии с Указаниями о переводе отраслевых научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических и проектно-изыскательских организаций на систему оплаты за полностью законченную и принятую заказчиком работу, утвержденными ГКНТ, Госпланом СССР, Госстроем СССР, Госкомтрудом СССР, Минфином СССР по согласованию с ВЦСПС, Госбанком СССР, Стройбанком СССР 12 октября 1979 г. № 40-7/215. Порядок нормирования оборотных средств организаций приведен в прил. 9.

1.10. Госбанк СССР и Стройбанк СССР предоставляют кредит: министерствам и ведомствам на работы, финансируемые за счет средств единого фонда развития науки и техники, при несовпадении в течение года поступления средств в этот фонд и размеров затрат, производимых из этого фонда;

научно-производственным, производственным строительно-монтажным объединениям, строительно-монтажным организациям и предприятиям на оплату работ, финансируемых за счет средств единого фонда развития науки и техники, если указанные работы выполняются в более короткие сроки, чем это предусмотрено планом;

на осуществление высокоэффективных мероприятий по развитию науки и техники, не предусмотренных ппаном, с погашением кредита и процентов за кредит в течение двух лет со дня его выдачи за счет средств единого фонда развития науки и техники.

Указанный кредит предоставляется под гарантию строительного министерства и ведомства. В начале периода перевода на хозрасчетную систему организации работ Стройбанк СССР, Госбанк СССР по согласованию с Минфином СССР по просьбе министерства и ведомства предоставляют ему кредит в сумме, необходимой для финансирования научно-исследовательских, конструкторских н проектно-технологических работ и мероприятий, связанных с освоением новой техники, с погашением кредита в течение календарного года за счет средств единого фонда развития науки и техники министерства и ведомства.

2. Планирование повышения технического уровня строительства и использования достижений науки и техники с применением заказов-нарядов в строительных министерствах и ведомствах

2.1. Планирование повышения технического уровня строительства и использования достижений науки н техники в строительных министерствах и ведомствах осуществляется с применением заказов-нарядов.

В качестве заказчиков могут выступать управления, министерства и ведомства, производственные объединения, организации, ответственные за развитие данного направления науки и техники. Заказы-наряды, выдаваемые строительным министерством и ведомством, включающие выполнение этапов работ организациями данного министерства и ведомства, именуются внутриотраслевыми. Заказы-наряды, включающие выполнение этапов работ другими строительными министерствами и ведомствами, именуются межведомственными.

8

Заказ-наряд является планово-распорядительным финансовым документом, отражаюшим цели и результаты работ, сроки их выполнения и затраты на выполнение основных этапов.

Заказ-наряд в пределах данного министерства и ведомства имеет юридическую силу хозяйственного договора.

После утверждения заказ-наряд является обязательным для исполнения всеми организациями-участниками.

Управления строительного министерства и ведомства, организации, производственные объединения, выдавшие заказы-наряды и принявшие их к исполнению, несут всю полноту ответственности заказчика и исполнителя работ по договору.

В случае, если научно-исследовательские, конструкторские и проектно-технологические организации-исполнители относятся к другим министерствам, ведомствам, заказ-наряд является распорядительно-учетным документом, наряду с которым заключается хозяйственный договор.

Заказом-нарядом обеспечивается непрерывность и сквозное целевое планирование развития науки и техники.

Непрерывность планирования повышения технического уровня строительства состоит в том, что заказ-наряд открывается по мере поступления задания или решения о внедрении научно-технического достижения в строительство. Начало и окончание работ определяется установленными сроками. Сквозное целевое планирование осуществляется выдачей заказа-наряда на весь цикл работ по проблеме (теме), обеспечивающей достижение поставленной цели.

2.2. Из совокупности утвержденных заказов-нарядов формируются пятилет-ний и годовой планы повышения технического уровня строительства и использование достижений науки и техники строительного министерства.

Формирование заказа-наряда осуществляется следующим образом:

функциональные управления строительного министерства и ведомства направляют в техническое управление заявки на проведение работ с указанием головной организации (или ответственного исполнителя). Головная организация (ответственный исполнитель) обеспечивает:

составление краткого технико-экономического обоснования проблемы (работы, темы) с определением технического уровня предлагаемых новых технологических процессов, конструкций, материалов, оборудования и т. д.;

заполнение формуляра проведения первичного патентно-информационного исследования;

формирование заказа-наряда. Состав показателей заказа-наряда приведен на стр. 12—13.

В графе 1 заказа-наряда указывается наименование проблемы (темы), которая должна быть четко и кратко сформулирована и выражать существо намечаемой работы. В случае когда при разработке или внедрении проблемы (темы) предполагается использовать изобретение, после наименования проблемы (темы) проставляется номер авторского свидетельства.

В графе 2 проставляется шифр работы.

В графе 3 показатели предлагаемой техники сравниваются с показателями лучших отечественных и зарубежных аналогов.

В графе 4 указывается вид полученной информации (паспорт научно-технических достижений и т. д.).

В графе 5 указывается целесообразность и конечные результаты намечаемой

9

1

В дальнейшем — единый фонд.

11

2

В дальнейшем, организаций и предприятий.

14

3

В дальнейшем именуются научно-исследовательские и строительные организации.

5